ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Курсовая работа
« Использование ИКТ в работе учителя начальных классов».
Слушатель группы: 3.5.15
« Формирование ключевой компетентности обучающихся начальной школы – умение учиться».
Гаркавенко Марина Валерьевна
учитель начальных классов Многопольской ОШ
Руководитель выпускной работы: К защите:
Грабовая Г.С., зав.отделом нач.образования Сипачёва Е.В., заведующая КДНО
ГОУ ДПО « ДонРИДПО» ГОУ ДПО « ДонРИДПО»
Макеенко Е.П., ст.преподаватель ДКНО
ГОУ ДПО « ДонРИДПО»
Чабан А.А., ст.преподаватель ДКНО
ГОУ ДПО «ДонРИДПО»
2016 год
Аннотация.
Актуальность данного исследования обусловлена постоянным интересом педагогов к проблеме модернизации образования, повышения эффективности процесса обучения. Одним из направлений в совершенствовании методики преподавания учебных дисциплин в начальной школе может стать использование информационных технологий.
В последние годы многие ученые обращались к проблеме информатизации современного образования, среди них Гершунский Б. С., Колин К. Н., Короткова А. М., Молокова А. В., Полат Е. С., Роберт И. В., Сергеев А.Н. и др.
Как справедливо отмечает Сергеев А. Н., информатизация сферы образования имеет «фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования, постоянного развития и усложнения технологий».
Молокова А. В. рассматривает эту проблему, как «включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средства обучения, воспитания и развития младших школьников, а также средства управления образовательным процессом т.е. обеспечения профессиональной деятельности учителя».
«Игровые технологии как средство развития творческой активности ...
... действий. Предмет исследования: игровые технологии как средство развития универсальных учебных действий у ... образования, выполнения социального заказа – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями. Актуальность работы ... -познавательной деятельности учащихся. 6. Стимулирование творческой деятельности учащихся, ориентация на ученика ...
Использование ИКТ в начальной школе позволяет:
-
активизировать познавательную деятельность учащихся;
-
проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
-
индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
является актуальной проблемой
Для совершенствования качества образования необходимы:
-
интеграция различных предметных областей;
-
модернизация традиционной системы предметного обучения;
-
накопление образовательных ресурсов;
-
освоение учителем современных информационных технологий;
-
организация личностно-ориентированного обучения;
-
творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи :
-
повысить эффективность процесса обучения;
-
способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
-
совершенствовать методики проведения уроков;
-
своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
-
планировать и систематизировать свою работу;
-
использовать, как средство самообразования;
-
качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
-
развитие у учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве;
-
воспитание системно и аналитически мыслящих людей;
8 стр., 3944 словТехнологии профессионального обучения
... к нему учащихся. Поэтому целью моей курсовой работы является определение современного понимания и использования категории «технологии профессионального обучения» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «технологии профессионального обучения», следует решить ...
-
формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников и учителей;
-
формирование у учащихся отношения к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности;
-
использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности.
Содержание.
-
Аннотация……………………………………….. 2- 3
-
Содержание……………………………………… 4
-
Ведение………………………………………… . 5 -9
-
Основная часть:
а).
«Использование ИКТ в работе
учителя начальных классов»…………………. .10 — 16
б).
« У лукоморья дуб зелёный» А.С.Пушкин. 16 — 21
6. Выводы…………………………………………… 22 — 24
7. Список использованной литературы……………. 25
Введение.
«Довольствуйся настоящим,
но стремись к лучшему»
Сократ
Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования. Информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование – для всех и новое качество образования – каждому.
Требования наглядности в обучении были еще провозглашены Яном Амосом Коменским в «Великой дидактике»: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – осязанием. Если же какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами преподносятся» .
«Понятие о технологии обучения. Классификация технологий обучения»
... технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Наиболее известными авторами современных технологий обучения в нашей стране являются П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, ... отношение проявляется и в оценке педагогических технологий. Так, например, В.А. Кутырев рассматривает установку на технологизацию образования как несовместимую, противоречащую установке на его ...
Использование информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. Поэтому, уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность применять полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников.
Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры.
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, — я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому и это станет моим навсегда». Так гласит древняя мудрость.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать?
С появлением новых информационных технологий основным стал комплексный способ реализации принципа наглядности . Мультимедийность стала обычным способом выражения принципа наглядности.
Методика обучения технологии ухода за одеждой и обувью
... обучения учащихся технологии по уходу за одеждой и обувью и ремонта одежды. Цель курсовой работы – разработать методику обучения учащихся технологии по уходу за одеждой и обувью с 5 по 7 классы. Гипотеза: трудовое обучение учащихся технологии по уходу за одеждой ... их при реализации собственной продукции и услуг; - з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их ...
Таким образом, говоря о материальных средствах обучения, носителях учебной информации, важно определить вид и форму наглядности, используемые при проектировании того или иного средства обучения, что, в свою очередь, в немалой степени зависит от его природных качеств, дидактических свойств.
За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
В перспективе в отечественном образовании необходимо внедрять и другие формы образования. Уже сейчас со всей актуальностью встает проблема дистанционного обучения на базе ИКТ. Если мы хотим действительно разгрузить наших школьников, то решение этой проблемы следует искать в использовании ИКТ и дистанционного обучения. Необходимо научиться использовать ИКТ не только в образовательном процессе, но и в воспитательном, организационном, методическом.
Использование ИКТ в начальной школе позволяет:
-
активизировать познавательную деятельность учащихся;
-
проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
-
индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
является актуальной проблемой
Таким образом, цель настоящей работы заключается в рассмотрении образовательного процесса как единой образовательной среды, с повышение качества образования.
Для совершенствования качества образования необходимы:
-
интеграция различных предметных областей;
-
модернизация традиционной системы предметного обучения;
-
накопление образовательных ресурсов;
-
освоение учителем современных информационных технологий;
-
организация личностно-ориентированного обучения;
-
творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи :
Взаимное обучение как форма организации учебной деятельности
... своих товарищей; 3) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе; 4) социализация деятельности учащихся в группах; 5) общая оценка работы группы. Технология взаимного обучения основывается на принципиально иной ...
-
развитие у учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве;
-
воспитание системно и аналитически мыслящих людей;
-
формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников и учителей;
-
формирование у учащихся отношения к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности;
-
использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности
1.Теоретический раздел., Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя начальных классов.
В последние годы многие ученые обращались к проблеме информатизации современного образования, среди них Гершунский Б. С., Колин К. Н., Короткова А. М., Молокова А. В., Полат Е. С., Роберт И. В., Сергеев А.Н. и др. Как справедливо отмечает Сергеев А. Н., информатизация сферы образования имеет «фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования, постоянного развития и усложнения технологий». Молокова А. В. рассматривает эту проблему, как «включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средства обучения, воспитания и развития младших школьников, а также средства управления образовательным процессом, т.е. обеспечения профессиональной деятельности учителя».
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, представления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса, что отражено в требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ начального общего образовании, зафиксированных в государственном образовательном стандарте:
Метапредметные результаты :
-
активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
14 стр., 6949 словРазвитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии
... развития критического мышления 3. Описать технологии развития критического мышления подростков в процессе обучения географии (на уроках и практических работах) 4. Произвести отбор соответствующего учебного материала по географии с точки зрения развития критического мышления. 5. Апробировать технологию развития критического мышления учащихся в процессе обучения географии ...
Предметные результаты
Математика и ИКТ, Окружающий мир
-
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
ИЗО
-
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Труд
-
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.
Определение информационно-коммуникационной педагогической технологии носит двойственный характер. С одной стороны оно рассматривается как научное направление (совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами), а с другой — как конкретный способ работы с информацией (способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте).
В.И. Загвязинский
Отсюда следуют цели использования ИКТ:
-
переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
-
активизация познавательной сферы обучающихся;
-
повышение положительной мотивации обучения;
-
использование как средства самообразования;
-
повышение уровня знаний;
16 стр., 7779 словРабота учителя технологии со старшеклассниками во внеурочное ...
... применить полученные знания на практике. задачи исследования: рассмотреть сущность и особенности внеурочной работы учителя технологии со старшеклассниками; проследить процесс влияния внеклассных занятий результат обучения старшеклассников; ... расширению кругозора детей, воспитанию активного интереса к технике и творчеству, формированию положитель-ного интереса к труду. Обычно учащиеся занимаются в ...
-
осуществление проектной деятельности младших школьников.
Следовательно, ИКТ должна выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должна выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Посредством таких уроков активизируются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, гораздо активнее происходит возбуждение познавательного интереса. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:
-
Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
-
Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной деятельностью и т.п.).
-
Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
-
Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии.
При выборе современных программно-педагогических компьютерных средств обучения аргументируется необходимость их использования в образовательном процессе. Последовательность рассуждений учителя может быть следующей:
-
каких целей хотелось бы достигнуть с помощью использования компьютера на уроке (развития логического мышления, креативности, коммуникабельности, мобильности, быстроты реакции и т.д.);
67 стр., 33455 словТехнологический процесс работы участковой станции (2)
... технологического процесса работы участковой станции, суточного плана-графика работы станции. станция путь поезд маневровый 1. Общие вопросы работы станции 1.1 Технико-эксплуатационная характеристика станции Н Рисунок 1 - Схема участков, примыкающих к станции Н. Рисунок 2 - Схема участковой станции ...
-
какие из доступных объектов ИКТ помогут добиться наилучшего результата;
-
использование каких технологий наиболее естественно впишется в сложившуюся структуру образовательного процесса,
-
какие объекты ИКТ будут интересны и доступны учащимся.
В своей работе я применяю ИКТ как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Информационно-коммуникационные технологии можно применять на любом этапе урока. Во время актуализации знаний: демонстрация правильного решения заданий на слайде, тестовый опрос, словарная работа. На этапе постановки учебной задачи, создавая проблемную ситуацию, применяю мотивирующие вопросы и задания на компьютере, подводящие к осознанию необходимости изучения темы интерактивная схема или слайды с анимацией. На этапе освоения новых знаний: (как сопровождение объяснения учителя) иллюстрации, портреты писателей, фотографии, народные костюмы, портреты великих людей на уроках литературного чтения, презентации и т.п.), демонстрации опытов, видеоэкскурсии на уроках окружающего мира, готовые видеоуроки (электронные приложения к учебникам), фонохрестоматии как образец художественного чтения. При закреплении материала: интерактивный тест, тренажеры и многое др. Для контроля знаний учащихся: задания-конструкторы, тесты, контрольные работы и т.п. Применяю презентации и интерактивные задания и во внеклассной работе, на классных часах, при проведении родительских собраний, общешкольных мероприятий.
Кроме того, активно применяю ИКТ-технологии для самообразования.
К результативности применения ИКТ в начальной школе можно отнести:
-
Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
-
Повышение уровня использования наглядности на уроке;
-
Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
-
Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса.
Требования к информационно-образовательной среде являются составной частью Стандарта. Информационная среда должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через информационную среду учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в информационной среде качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Урок с применением ИКТ требует от учителя немалой подготовки методических материалов, но составленные таблицы, схемы, наглядные пособия можно многократно использовать на следующих занятиях. Это помогает улучшить организацию урока, разнообразить его формы, повысить качество контроля знаний учащихся. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.
2.Методический раздел.
Тема: А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» (2 класс)
Цели:
-
учить выразительному чтению,
-
формировать умение анализировать текст, ориентироваться в тексте;
-
расширять словарный запас детей;
-
содействовать умению грамотно выражать свои мысли;
-
способствовать развитию мышления, памяти, внимания, воображения;
-
развивать умение передавать своё отношение к прочитанному через эмоции; способствовать развитию творческих способностей учащихся;
-
воспитывать интерес к чтению, любовь к русской поэзии,
-
обогащать читательский опыт.
Оборудование:
( «У Лукоморья»).
Ход урока
I . Организация класса. Речевая разминка.
-Прочитайте медленно «жужжащим» чтением, с сожалением, с чувством гордости)
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
А. Плещеев
-Как выдумаете, о каком поэте пишет Алексей Плещеев?
(ответы детей)
— Правильно, мы будем говорить о солнце русской поэзии — так называют Пушкина.
II . Сообщение темы урока.
1).Беседа.
— Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
(Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Пушкин написал это стихотворение.)
-Для чего вам это нужно?
(Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, и чтобы нас было приятно слушать другим.)
-И предстоит нам раскрыть тайны сказки.
— Мы вспомним сказки этого автора, узнаем новое о нем, постараемся ответить на трудные вопросы, будем учиться выразительно читать.
III . Выявление читательского опыта по произведениям А.С.Пушкина.
1).Слово учителя.
— Сейчас мы узнаем, какие произведения вы знаете, и к каким жанрам они относятся.
2) .Работа учащихся в группах.(задания на карточках).
I группа
1 . «Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;»
«Уж небо осенью дышало» ( отрывок из стихотворения)
2 . «Гонимы вешними лучами,
с окрестных гор уже снега
сбежали мутными ручьями
на потопленные луга.»
«Гонимы вешними лучами…» ( отрывок из стихотворения.)
II группа (с. 85 отрывки из сказок А.С.Пушкина)
— I группа , определите жанр ваших произведений. (стихи)
— II группа , определите жанр отрывков из учебника. (сказки)
-Молодцы! Проверим, хорошо ли вы знаете произведения А.С.Пушкина.
3) Работа с кроссвордом.
— Заполните кроссворд. (работа на доске)
-Прочитайте слово по вертикали.
-Да, А.С.Пушкин — автор любимых сказок детей и взрослых.
-Посмотрите на схему. (доска) Не хватает еще одного жанра произведений А.с.Пушкина.
IV . Аудирование.
-Послушайте отрывок из произведения русского поэта.
(аудиоприложение к учебнику «У Лукоморья…»)
-Кто из вас уже читал это произведение? И что вы знаете об этом произведении? (Высказывания детей, прочитавших самостоятельно)
-Как вы думаете к какому жанру можно отнести это произведение? (Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?)
— Дети, это поэма «Руслан и Людмила». А что такое поэма? Кто из вас знает? (Ответы детей)
— ПОЭМА — большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
(Учитель открывает третье слово на доске (поэма)
-Поэма «Руслан и Людмила» повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо. К этой поэме А.С.Пушкин написал вступление. Сегодня мы его будем читать.
V . Словарная работа :
-Давайте попробуем объяснить слова, которые нам встретятся.
(проводится словарная работа с использованием словарика в конце учебника)
-лукоморье -чредой
-неведомые ( дорожки) -мимоходом
-невиданные ( звери) -пленяет
-… и дол видений полны… -темница
-прихлынут -над златом чахнет
-брег песчаный -…и мёд я пил
-витязь -поведать
VI . Физкультминутка.
Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
Раз — подняться на носки и улыбнуться.
В синем море волны хлещут
Два — руки вверх и потянуться.
Туча по небу идёт,
Три — согнуться, разогнуться
Бочка по морю плывёт
Повернуться и друг другу улыбнуться.
VII . Чтение отрывка с использованием игры «Восстанови Лукоморье»
-Во время прослушивания вы, наверно, заметили, сколько сказочных героев есть в отрывке. Чтение сегодня будет необычным. Постарайтесь делать логические остановки. Одновременно на доске мы будем восстанавливать Лукоморье.
-Нужно найти сказочного героя, о котором прочитали и разместить его на картинке.
(чтение по цепочке с чередованием работы на доске)
VIII . Беседа по прочитанному.
-Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?
(Напевное, плавное.)
-Какая должна быть интонация?
(Интонация торжественности и таинственности.)
Там русский дух…там Русью пахнет!»
(Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.)
-Как нужно читать эти строки?
-Выделить ударением, паузой чтение важных строк произведения.
Вывод : Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, к Родине, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.
— В благодарность за его творчество многие поэты посвящают ему стихи.
Учитель
Вы подарили нам царевну,
Что спит спокойно вечным сном,
И море синее и пену…
И рыбку золотую в нем.
И три девицы пряжу пряли…
По морю плавал царь Гвидон.
А поп с Балдою выясняли,
Кому и как менять закон…
Мы с детства знаем сказки эти,
Они нам дороги всегда.
Вы нам оставили в наследство
Любовь друзей и злость врагов,
И изумительное средство
Познанья вечного стихов.
IX .Итог урока. Рефлексия «Дерево настроения»
-С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?
-Что особенно вам понравилось?
— Ребята, наше путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат листочки сказочных цветов (жёлтый, красный, зелёный).
Выберите для себя листок, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.
Жёлтый цвет
Красный цвет
Зелёный цвет
X .Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок.
Выводы
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Для начальной школы применение ИКТ позволяет решить ряд проблем обучения.
Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в школьном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В связи с этим, для повышения мотивации использует близкие цели научиться складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте. Трудность в том, что дети становятся все более инфантильными, поэтому и эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры – откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
Во-вторых, обучение в начальной школе – это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед учителем стоит ответственная задача – добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В результате большая часть учащихся достаточно активно работает на уроке. Общеизвестны проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни.
Одним из способов успешного обучения этих категорий учащихся может быть применение компьютерных обучающих систем на уроке. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать за компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижение класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.
В-третьих, применение на уроках компьютерных жестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Применение компьютера в современной школе не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:
-
совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
-
компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
-
повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
-
средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
-
ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
-
возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.
Использование ИКТ на уроках позволяет:
-
сделать урок более интересным, наглядным;
-
вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
-
стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.
Итак, подводя итоги, можно смело утверждать, что
И все же компьютер — это наше будущее. Он помогает интеллектуальному росту ребенка, ускоряет процесс мышления. С другой стороны — нельзя уповать только на компьютер и не превращать его в единственный источник знаний об окружающем мире, заменяющий книги, игрушки, а главное — живое общение.
На мой взгляд, использование ИКТ в учебном процессе — это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний