Нетрадиционные техники рисования в начальной школе

Курсовая работа

Тема исследования является актуальной, так как основные силы учителя начальных классов должны быть направлены на активизацию творческих способностей и интереса к учебному процессу учащихся, с этой задачей нетрадиционные техники рисования справляются отлично. Они не только дают возможность не стандартно мыслить, но и усиливают у учащихся веру в себя.

Цель работы — выяснить роль нетрадиционных техник рисования на урокахизобразительного искусства в начальной школе.

Эта цель будет достигнута путем решения двух задач:

  1. выявление значения и места нетрадиционных техник рисования в системе преподавания изобразительного искусства в начальной школе;
  2. описание видов, содержания, методов и приемов применения нетрадиционных техник рисования в начальной школе.

Предметом исследования является процесс преподавания изобразительного искусства в начальной школе.

Объектом исследования являются использование нетрадиционных техник рисования на урокахизобразительного искусства в начальной школе.

Основными методами исследования являются анализ нормативных документов, методической литературы и систематизация полученных результатов.

Глава 1. Возможности развития детей младшего школьного возраста

через рисование

1.1. Значение учебной дисциплины «Изобразительное искусство» для развития младших школьников.

Изобразительное искусство – искусство, которое создает на плоскости или в пространстве наглядное и осязаемое изображение видимого мира. Изобразительное искусство, как и любой другой вид искусства, — ярко выраженная творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы – конкретно-чувственные образы, отражающиедействительностьи воплощающие эстетическое отношение к ней человека.

К изобразительному искусству относятся живопись, графикаскульптура, декоративное и прикладное искусства.

К сожалению, школьный предмет изобразительное искусство для многих детей и их родителей не воспринимается, как важные предмет, так как большинство из них не могут правильно оценить тот вклад, который вносит преподавание изобразительного искусства в начальной школедля гармоничного развития личности ребенка.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа воображения, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущейличности.

24 стр., 11720 слов

Применение современных методик игровой деятельности на х музыки ...

... игровая деятельность на уроках музыки в начальной школе Предмет – процесс использования (применения) современных технологий на уроках музыки Цель – освещение современных теоретических технологий и практического опыта их применения в игровой деятельности на уроках музыки в начальной школе ... драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали ... отражены во многих работах. Среди этих ...

Значение Изобразительного искусства для духовно- эстетического развития младших школьниковне вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Вискусстве сконцентрирован творческий опыт автора, его душевные переживания, чувства, идеалы. По средствам изучения произведений искусства, возможно познать чувства других людей, расширить кругозор. А по средствам обучению техникам рисования учащийся может научится выражать свои эмоции, чувства, переживания, по средствам изображения действительности или художественного вымысла, и делать это красиво.

Значение Изобразительного искусства для умственного развития младших школьников, тоже очень велико. Так как, благодаря рисунку ребенок может выразить не только свои чувства, но знания и умения, а так же приобрести множество новых. Изучение Изобразительного искусства на прямую отвечает за важнейшие знания человека: о формах, цвета, за их правильное восприятие; за умение работать с разнообразными инструментами и материалами.

При этом, времени на его изучение отводится мало. В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школе отводится, всего, 1 ч./ неделю, всего получается 134 часов в год. Если изучается интегрированный вариант учебного предмета – художественный труд как объединение изобразительного искусства и технологии, то на его изучение отводится 2 ч./ неделю, всего 268 часов в год.

Реформы в образовании стремятся гуманизировать образовательный процесс, то есть сделать основополагающими принципы уважения его личности, достоинства, принятие его личных интересов, запросов, целей, тем самым создать благоприятные условия для раскрытия его способностей,самоопределения.

Для реализации этих принципов в образовании востребован учитель с новым педагогическим мышлением, которые будет направлять свои усилия:

  • на формирование творческой личности, раскрытие своеобразия индивидуального развития каждого ребенка, учитывая его собственную волю и жизненные устремления, когда ребенок является свободным субъектом школьной жизни, учебно-воспитательного процесса, всех видов деятельности;
  • приоритет гармоничного комплексного воспитания человека перед дифференцированным процессом его обучения через использование всех видов деятельности детей (игровой, трудовой, художественной, учебной, спортивной), когда коллективная, фронтальная ее форма постепенно становится индивидуальной;
  • творческое начало образования, деятельное ознакомление ребенка с миром, соединение обучения с художественным и производственным трудом.

Учитель изобразительного искусства, безусловно, должен обладать таким мышлением, воображением.

1.2. Требования к учебной дисциплине «Изобразительное искусство» в условиях внедрения новых ФГОС.

Главным ориентиром для преподавания ИЗОв начальной школе является Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования, имеющий так же название Стандарт второго поколения.А так же написанная на его базеПримерная программа по Изобразительному искусству в начальной школе.

9 стр., 4160 слов

Понятие об эмоциях.Значение эмоций в жизни человека.Критерии ...

... к большой созидательной деятельности человека. Страсть — это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности. Аффектами, Воодушевление Таким образом, в настоящее время существует большое разнообразие подходов к определению понятия эмоций. ...

Данные документы говорит о том, целями курса «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:

1) воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

2) развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

3) освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  1. совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  2. развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  3. формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Основные задачи реализации содержания ИЗО: Развитие способностей к художественно-образному,эмоцио нально-ценностному восприятию произведении изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Изучение предмета ИЗОв начальной школе должно иметь несколько уровней результатов: предметные, метапредметные и личные результаты.

Предметными результатами являются:

  1. сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  2. сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  3. овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  4. овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)

Метапредметные результаты изучения учебного предмета:

  1. Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  2. Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  3. Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания различных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
  4. Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
  5. Формирование мотивации и умений организовать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  6. Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, способной и одноклассников.

Личностные результаты учебного предмета:

63 стр., 31002 слов

Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования ...

... именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования. Введение элементов дизайна также позволит ... определило выбор темы исследования. ТЕМА: Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского ... способности их вызывать различные эмоции (Р.Арнхейм, В.С.Мейлах, А.Пейпер и др.) художественная педагогика, основываясь на ...

  1. в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовной традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  2. в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  3. в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в различных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.