Игровые технологии во внеурочной работе младших школьников

Курсовая работа

внеурочный воспитание игра школьник

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и прочее. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка.

В педагогике в последнее время, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.»,- писала Н.К. Крупская.

Тема моей курсовой работы — «Игровые технологии во внеурочной работе младших школьников» — на мой взгляд, в современном обществе весьма актуальна и обсуждаема, так как игра для ребенка — не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.

Внеурочная деятельность — внеурочная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. Внеурочная деятельность стала в настоящее время важной формой воспитания детей. Часы должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от учителя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.

24 стр., 11789 слов

Организация кружка по технологии «Художественная обработка ...

... по художественной обработке тканей; организация и проведение опытно-экспериментальной работы. Теоретическая значимость, Практическая значимость:, Структура: 1. Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания при занятии аппликационными работами ... технологии основной школы. В данной дипломной работе нас интересует процесс аппликационных работы ... методы развития, воспитания детей на народных ...

Игра — постоянная и неизменная спутница детства. Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания.

Игра поможет учителю сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы. Именно такой смысл содержится в определениях игры в словарях: «игра — забава, установленная по правилам; играть — шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка).

Подобные представления об игре отражены в теориях игры как растрате избытка сил (Спенсер), как подготовке к выполнению продуктивной деятельности (Грос), как отдыхе от дел более серьезных (Штейнталь, Лацарус) и др. Вместе эти теории вполне удовлетворительно объясняют суть многих игр. Анализируя их, Г.В.Плеханов пришел к выводу, что с точки зрения отдельного лица игра старше утилитарной деятельности. Она — средство подготовки к труду, копирование деятельности взрослых с целью овладения ею.

К.Д.Ушинский видел в игре ребенка серьезное занятие, в котором он осваивает и преобразует действительность: «Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание…»

Объектом исследования — внеурочная деятельность школьников.

Предмет исследования — игра как средство воспитания.

Цель исследования: выявить воспитательное влияние игр на учащихся во внеурочное время.

Для достижения цели поставлены следующие исследовательские задачи :

  • рассмотреть сущность и преимущество внеурочной деятельности;
  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  • проанализировать воспитательное влияние игр на школьников во внеурочное время;
  • ѕ изучить опыт учителей начальных классов по применению игровых технологий.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении материала, определяющего особенности игровых технологий и их использования во внеучебной деятельности в современной начальной школе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава I. Теоретические основы игровых технологий во внеурочной деятельности

1.1 Общая характеристика внеурочной деятельности

Под внеурочной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей.

В процессе организации внеурочной деятельности у учащихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения, создается обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания. Это способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений.

39 стр., 19150 слов

Содержание, формы и методы обучения учащихся V-VII классов технологии ...

... положений обучения учащихся в образовательной области «Технология» на основе личностно ориентированного подхода; результаты экспериментальной работы по обучению учащихся V-VII классов технологии обработки древесины ... формам и видам творческой духовной деятельности. И это не случайно, так как одним из направлений нынешнего образования является личностно ориентированный подход в обучении учащейся ...

Для того чтобы выполнить эти задачи, внеучебное мероприятие должно быть осуществлено не «для галочки», что еще имеет место в практике школы. Оно должно реализовываться как целенаправленное взаимодействие учителя (классного руководителя, воспитателя) с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. Все они организуют различные виды деятельности, как отдельных учащихся, так и жизнедеятельность детского коллектива.

В процессе этой деятельности целенаправленно создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением, воздействуют на личность учащегося и тем самым способствуют решению воспитательных задач. Роль учителя (классного руководителя, воспитателя) — правильно, научно обоснованно управлять этим процессом, целесообразно создавать и конструировать ситуации, которые выступают как составные клеточки внеучебной деятельности.

При организации внеучебной деятельности педагог решает вполне определенные воспитательные задачи, используя при этом те или иные рычаги развития личности, интересы и потребности школьника, формирует на этой основе те или иные его качества и умения, все они строятся на основе уважения личности школьника, признания его индивидуальности, прав и свобод, опираются на потенциальные личностные возможности, внутреннюю активность школьника в процессе его формирования.

Формы внеучебной работы условно можно подразделить на такие группы:

  • словесные формы (лекции, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы и т.п.);
  • практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, конкурсы, кружки, трудовые дела и т.п.);
  • наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.).

Эти классификации носят условный характер и не отражают всего богатства форм организации воспитательного процесса. За последнее время появилось, много новых организационных форм. Например, организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более всего соответствуют такие формы: викторина, аукцион знаний, «Что? Где? Когда?», заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный конкурс, деловые игры, смотр знаний, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров, турнир ораторов, различные формы работы с книгой (читательские конференции и др.), устный журнал, практические занятия «НОТ школьника», «Учись учиться» и др.

При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, пресс-конференции, устный журнал, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, издательские конференции, литературно-музыкальные композиции, практические занятия типа — «Культура общения», телемост, заочные путешествия, акции милосердия, поисковая деятельность и другие.

23 стр., 11002 слов

Формирование познавательного интереса младших школьников на х ...

... окружающей действительности посредством деятельности, ... игры на уроках технологии в начальных классах, то это будет способствовать успешному формированию познавательного интереса у обучающихся, тем самым, делая занятия творчеством более интересными, яркими и увлекательными для детей, ... технологии на начальном уровне образования и методикой учителя технологии ... квалификационной работы определялась ...

Практика свидетельствует, что деятельности, связанной с профориентацией учащихся более всего соответствуют такие формы: встречи с представителями разных профессий, «В мире профессий», «Как выбирать профессию?», экскурсии на производство, игра-конкурс «Чья профессия лучше?» и другие.

При работы учащихся в образовательной области «Технология»">организации эстетического воспитания широко применяются: литературные и музыкальные вечера и утренники, «Час поэзии», экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке и живописи, классный дисковечер, праздники искусств, обзоры журналов, выпуск рукописных журналов.

При организации физического воспитания широко применяются: игры типа «Веселые старты», малые олимпийские игры, туристические походы и эстафеты, встречи с представителями различных видов спорта, спортивные вечера и утренники, беседы о гигиене, здоровье и физической культуре и другие.

1.2 Игра: понятие, сущность и функции

Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [11, 54]. Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, — это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра человека — порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры — в способности, отображая, преображать действительность . В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры [7, 114].

Рассмотрим далее, в чем заключается сущность и особенности игры.

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях , значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.

7 стр., 3293 слов

Особенности деятельности детей, имеющих слабовыраженные отклонения ...

... социальное развитие ребенка в будущем. Несмотря на то что задержка психического развития относится к разряду слабовыраженных отклонений, она обусловливает задержку в смене приоритетных линий развития у детей данной категории. Особенности смены форм общения и ведущих деятельностей в ...

Вторая — характерная — особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра — способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза отличительная особенность игры, в действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, — возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка — лошадь, стул — автомобиль и т.д.).

Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие [14, 105].

В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

1. Развлекательную (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

2. Коммуникативную: освоение диалектики общения;

3. Терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

4.Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

5.Коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

6. Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

7.Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития [1, 124.].

Таким образом, можно сделать вывод, что наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Э льконин, в зарубежной педагогике и психологии — 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации — в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

13 стр., 6428 слов

По физике «Игра и игровые технологии обучения. Организационно-деятельностные ...

... данной технологии во внеурочное время. Конечно, игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения детей. Она обязательно должна быть дидактической, т. ... школьников познавательного интереса одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности. Структура игры, её смысловое содержание и правила предполагают создание эвристической среды, постоянно ...

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

  • целеполагания;
  • планирования;
  • реализации цели;
  • анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средства реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре [2, 69].

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Большинство игр отличает следующие черты:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [17,14.].

По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:

Функция социализации.

Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

Функция межнациональной коммуникации.

Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».

Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики».

Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.

Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.).

В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

«Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту».

15 стр., 7381 слов

Теоретические и методические основы организации Строительно-конструктивной ...

... т.п. Понятие строительно-конструктивной игры. Строительно-конструктивные игры являются разновидностью творческой игры и рассматриваются как деятельность детей, основным содержанием ... тем самым учить коллективным играм. У детей среднего дошкольного возраста уже есть некоторый опыт, ... детьми теме, обучает более сложным приемам работы. Дети способны под руководством воспитателя отражать в строительной игре ...

Функция коррекции — есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.

Игра стратегически — только организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию.

1.3 Использование игровых педагогических технологий во внеурочной деятельности

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

Место и роль игровой технологии в воспитательном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом.

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

  • дидактическим целям;
  • организационной структуре;
  • возрастным возможностям их использования;
  • специфике содержания.

Г. К. Селевко предлагает следующую классификацию педагогических игр:

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные.

3. Согласно Селевко по характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения [14, 23.].

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения. Технология развивающих игр Б.П.Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач. Предметные развивающие игры лежат в основе строительнотрудовых и технических игр и способствуют развитию интеллекта. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции.

24 стр., 11720 слов

Применение современных методик игровой деятельности на х музыки ...

... игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития»]. Актуальность Объект – игровая деятельность на уроках музыки в начальной школе Предмет – процесс использования (применения) современных технологий на уроках музыки Цель – освещение современных теоретических технологий ... в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчеств а. Между тем, игра с годами занимает все ...

Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Кроме игровых технологий этой задаче служат проектный метод, модульная технология и обучение «с погружением».

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр с обычными дидактическими упражнениями. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть воспитательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.

Глава 2. Описание опыта учителей начальных классов по организации внеурочной деятельности с использованием игровых технологий

В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится всё более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест.

Воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, является приоритетной в воспитании. Перед школой ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Соответственно взгляд на воспитание должен быть другим.

Проанализировав работу школы, мы приступили к разработке программы, которая:

  • во-первых, была бы интегрирована и многофункциональна по своему характеру;
  • во-вторых, способствовала самореализации, самовыражению личности;

в-третьих, органически вписывалась в современные учебно-воспитательные системы,

в-четвертых, была интересна детям.

В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса, методическим объединением начальных классов школы принято решение строить внеклассную работу первой ступени на основе знакомства учащихся с народной культуры.

Народная культура имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую функции, учит уважать самого себя, своих предков, народ — что является важнейшим условием воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, традициях, обрядах, праздниках. Это красивый и выразительный мир, и поэтому интересен для детей, он открывает нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле, человеку.

52 стр., 25604 слов

«Проектная деятельность в начальной школе как средство развития ...

... школьной практики формирования проектной деятельности учащихся позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно-ориентированной технологии обучения. Для ...

Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи. Так была определена тема.

Какова же должна быть форма? Конечно же, игра — путешествие! Как нам кажется, именно такая форма дает возможность каждому ребенку познавая — играть, и наоборот, играя — познавать. Ведь для учащихся начальных классов особенно актуальна игровая деятельность, поскольку потребность в игре в этом возрасте остаётся по-прежнему, достаточно сильной.

На протяжении всей игры ребенок может быть активным участником, попробовать себя в разных ролях и видах деятельности: петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев — все это способствуют всестороннему развитию личности ребёнка.

Так появилась Игра-путешествие «Тайны древнего ларца»:

Цель игры-путешествия: ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа.

Задачи игры-путешествия:

  • создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
  • развивать любознательность и познавательный интерес учащихся;
  • воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к прошлому своей страны, к истории и культуре своего народа;
  • Структура игры-путешествия: игра-путешествие рассчитана на четыре года.

В течение всей игры дети знакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающий человека, и своё место в нём.

Каждый класс имеет свой сюжет путешествия на год.

1-й класс.

Сюжет года: «Вслед за солнышком живём».

Программа этого года вводит ребёнка в мир народной культуры, мир человека Древней Руси, его мироощущений и отношений: человек и природа; человек и семья; человек и родная земля. Через знакомство с народной культурой постигаются нравственные и эстетические ценности народа.

2-й класс.

Сюжет года: «По старому русскому обычаю».

Программа предполагает показать связь жизни человека и природы, рассказать о представлении наших предков об окружающем мире, воплощённых в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, предметах быта.

3-й класс.

Сюжет года «Жизнь дана на добрые дела».

Программа знакомит ребенка с устройством крестьянского дома и подворья. В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти.

4-й класс.

Сюжет года «Где живу, тем и дорожу».

Программа знакомит с историей России «Откуда Русская Земля стала и есть…» в произведениях древнерусской литературы, в устном народном творчестве. Предмет изучения: народный костюм, народные промыслы.

Организация игры-путешествия.

Участниками игры-путешествия становятся учащиеся 1-4-х классов. Путешествие продолжается в течение учебного года. Разработаны и оформлены правила игры-путешествия.

Начинается игра стартом: ключевое общешкольное творческое дело, в ходе которого каждый класс получает свиток «Послание» и Карту путешествия (для каждого класса свою, в соответствии с темой года), на которой нанесён маршрут путешествия.

В ходе игры могут появиться препятствия (это могут быть злые сказочные герои или еще кто-либо на усмотрение классного руководителя), которые не пропускают ребят. Чтобы их преодолеть, надо выполнять различные задания. Например, сыграть в русские народные игры, сделать и подарить свои поделки, показать сказки. Только после этого возможно продвижение вперёд.

Сопровождают детей в течение года герои в соответствии с темой года: Паутиныч (1 класс), тетушка Арина (2 класс), Сверчок (3 класс), Мудрец (4 класс).

Помогают детям не сбиться с пути Карта и волшебные вещи.

На карте показан только один этап путешествия, который длится 3 месяца. После его прохождения, проводится общее Ключевое дело, на котором подводятся итоги (каждый класс представляет свои наработки) и вручается новая карта на следующий этап.

Пример ключевого дела: «Ярмарка — балаган», «Масленица широкая», «Как пришла Коляда» и другие.

Ключевые дела, карта путешествия, волшебные вещи, встречи с героями сказок, народный календарь — такие составные части игры позволяют поддерживать интерес к ней участников.

Завершает год заключительный праздник, который представляет собой Фестиваль народного творчества на котором награждаются лучшие Знатоки народной культуры.

Продуктом коллективной деятельности является — Дневник путешествия, публичная презентация работы каждого класса и в целом работы школы.

От года к году усложняются формы работы. Так как в ходе игры-путешествия в первом и во втором классе ребята получают достаточные навыки работы индивидуальной, в парах и группах, коллективной деятельности, в третьем и четвертом классах появляется возможность делить детей на постоянные команды, организовывать соревнования между ними внутри класса, вводится проектная деятельность.

Процесс воспитания строится с использованием традиционных и нетрадиционных форм: путешествий, выставки народного творчества, занятия с использованием видеоматериалов, организация тематических мероприятий, ярких народных праздников с народными песнями и костюмами, экскурсиями в музей.

Организацией игры-путешествия занимаются классные руководители совместно с учителями — предметниками и воспитателями ГПД под руководством педагога-организатора. Они обсуждают программу и план работы, осуществляют проведение игры-путешествия, отслеживают результаты и на их основании вносят коррективы в программу и ход игры.

В чем же новизна программы? Форма — известна, обращение к истокам народной культуры не ново. Но, инновационный подход состоит в понимании этнокультурного воспитания как «организации всей жизни и деятельности растущего человека как нравственно ориентированной личности» и заключается в следующем: интеграция образовательных и воспитательных ресурсов: единство учебных предметов, системы дополнительного образования, занятий группы продленного дня, совместная работа всего педагогического коллектива и родителей; использование коллективной творческой деятельности с учетом индивидуализации; создание обстановки комфорта, задушевного человеческого общения учеников с учителем.

Единство соблюдения принципов:

  • нравственного примера педагога ( нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам);
  • социально-педагогического партнерства (целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ);
  • индивидуально-личностного развития (педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации);
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания (интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную);
  • социальной востребованности воспитания (соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора).

Предполагаемые результаты.

Эффективность игры-путешествия оценивается по следующим критериям:

  • развитие личности учащихся;
  • нравственная ориентация школьников (восприятие ценностей народной культуры: знание и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения);
  • перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность;
  • участие детей во всех видах деятельности, связанной с игрой-путешествием;
  • степень соответствия реального облика учащихся образцу выпускника 1-й ступени школы;
  • удовлетворённость детей и родителей школьной жизнедеятельностью;
  • Для изучения результативности возможно использование различных методик, разработанных для диагностических исследований воспитательных систем. Среди них:
  • педагогическое наблюдение, экспертная оценка педагогов и самооценка учащихся;
  • тесты и методики для изучения нравственной направленности, удовлетворённости детей и родителей школьной жизнью;
  • ключевые дела, подводящие итоги каждого этапа путешествия;
  • мини-сочинения, рисунки, рассказывающие о самых ярких впечатлениях школьной жизни.

Целенаправленная работа, проводимая в форме игры-путешествия «Тайны древнего ларца» учителями начальных классов способствует повышению уровня воспитанности учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности.

Не это ли главная цель работы учителя?

Заключение

Изучив психолого-педагогическую литературу и опыт работы учителя, мы пришли к выводу, что организация внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС нового поколения представляет собой довольно сложную технологию модернизации условий развития ребенка во внеурочное время. И задача этой технологии заключается в обеспечении максимально полных условий для реализации культурно-образовательных, спортивно-оздоровительных, социально-значимых потребностей личности в самоактуализации и самореализации.

Правильно организованные условия внеурочной деятельности обеспечат в полном объеме создание уникальной среды, направленной на решение задач воспитания высоконравственных, конкурентоспособных, компетентных граждан современного Российского государства.

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Есть основание полагать, что при частом использовании различного рода игр во внеурочное время они будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к новому и интересному

Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей у учащихся. Эти возможности можно реализовать во внеурочное время, в свободной и интересной для детей форме — в форме игры, которая безусловно воспитывает школьников, раскрывает их таланты, учит общению со сверстниками.

Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/tehnologii-vospitaniya-vo-vneurochnoy-deyatelnosti/

1. Антонов В.Г. Внеурочная деятельность // Методист.- 2011. — №9. -22 с.

2. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. М.В.Гомезо, М.В.Матихиной, Т.С.Мехальчик.- М.: Просвещение, 1984. 220с.

3. Григорьев, Д. М. Внеурочная деятельность школьников // Д. М. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. 87с.

4. Гурьева В.К. Проектная деятельность в начальной школе // Народное образование.- 2010. — №9.- 29 с.

5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов 1946-1980гг. / Под ред. И.И.Ильясова.- М.: МГУ, 1989. 57 с.

6. Лушин П.В. Внеурочная деятельность // Воспитательная работа в школе. -2007. -№4.- 23 с.

7. Мельник Т.В. Организация внеурочной деятельности. // Специалист. -2008.- №5.- 10 с.

8. Орлова Л.С. Воспитательная модель школы // Классный руководитель. 2003. №3. 18 с.

9. Отрадная Е.М. Роль внеурочной деятельности в начальной школе // Воспитание школьников. — 2012. — №4. — 18 с.

10. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. -М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. 528 с.

11. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова.- М.: Академия, 1999. 512 с.

12. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебник.- М.: Владос, 2008. 463 с.

13. Стефановская Т.А. Модели внеурочной деятельности // Начальная школа. — 2009.- № 3. — с.13

14. Старостина Л.Н. Формы внеурочной деятельности // Воспитание Школьников. — 2011.- №7.- 30 с.

15. ФГОС Примерные программы начального образования. — Москва: Просвещение, 2011.

16. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. -Москва: Просвещение, 2010.

17. Чечель И.Д. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования // Воспитательная работа в школе.- 2012. — №10. — с.9

18. Яшина Л.В. Сквозь призму ФГОС // Начальная школа. — 2010. — №8. — с.14.

19. Щуркова Н.Е. Модели внеурочной деятельности / Новое воспитание / Н.Е. Щуркова.- 2000. №5 — с. 91