Использование ИКТ в начальной школе

Курсовая работа

1.1 Необходимость использования ИКТ в современной школе, цели и задачи

Начальная школа — фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для дальнейшего образования. Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе — местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

По мнению Зайцевой С.А. в настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

7 стр., 3079 слов

Современные технологии социальной и воспитательной работы в системе ...

... Опыт практического освоения современных технологий в дополнительном образовании нельзя охарактеризовать полностью ... творческого дела 2 Технологии воспитания классифицируют:, По философской ... игровые элементы, через которые ребёнку легче усваивать материал, ... ученья. Данная технология эффективна и при работе в студии ... школой: во-первых, мотивированность детей к занятиям в системе дополнительного образования ...

. Использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность.

. Использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности.

. Рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения.

. Использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого.

. Использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.

. Организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы.

. Использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.

. Интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена.

Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения. Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

5 стр., 2017 слов

Применение технологии знаково-контекстного обучения во время ...

... их решения. Использование технологии знаково-контекстного обучения во время изложения дисциплины 1. Семинар Я предлагаю проводить внедрение технологии знаково-контекстного обучения в теме ... индивидуальные, коллективные, смешанные); по методической задаче (технология одного предмета, средства, метода). Технология знаково-контекстного обучения Исходя из тщательного анализа процесса подготовки ...

  1. Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

  2. Достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

  3. Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

  4. Снижению дидактических затруднений у учащихся;

  5. Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – все это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1 – 4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Еще К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. То, что еще вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально «заглатывают» все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD -плеерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Поэтому нам, учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков.

43 стр., 21143 слов

Применение игровых технологий в начальной школе как условие эффективного ...

... школе возникает необходимость перехода на новые технологии начального образования». В методическом потенциале в целом, игровые технологии - это одна из уникальных форм обучения, позволяющая сделать увлекательным и ... методики и технологии использования игровых педагогических технологий как одной из форм организации познавательной деятельности школьников при изучении нового материала на уроке ...

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. Что такое мультимедийная презентация?

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Доказано, что человек запоминает 20 % услышанного и 30 % увиденного, и более 50 % того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.

Я использую презентации на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.

Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность мне самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она:

  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

  • усиливает воздействие выступления.

    8 стр., 3746 слов

    Использование мультимедийных презентаций в ДОУ. Применение ИКТ ...

    ... в ДОУ реализуют далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение эффективных методов и разнообразных форм обучения детей в ДОО может разрешить это противоречие. Цел ь: изучить особенности использования компьютерных технологий в ... Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном ...

Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  1. Принцип равенства позиций

  2. Принцип доверительности

  3. Принцип обратной связи

  4. Принцип занятия исследовательской позиции.

    1. Преимущества использования мультимедийных презентаций

Учеников привлекает новизна проведения уроков с использованием мультимедийных презентаций. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль. Использование презентаций позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);

  • обеспечивает наглядность;

  • привлекает большое количество дидактического материала;

  • повышает объем выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

2.3 Рекомендации при создании презентаций

При создании презентаций для учеников начальных классов я придерживаюсь следующих рекомендаций:

7 стр., 3273 слов

Использование новых информационных технологий как средства стимулирования ...

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для меня новые возможности в преподавании моего предмета, т.к. используя ИТК на уроках английского языка, я сталкиваюсь с ... дистанционного обучения, научно-исследовательские работы и проекты. дистанционное обучение. - Изучение английского языка с использованием ИКТ дает детям возможность принимать участие в тестировании, в викторинах, ...

  1. Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

  2. На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

  3. Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24 – 28 пунктов.

  4. Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).

  5. Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

  6. Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать. Например, фон – светлый, а шрифт – темный, или наоборот.

  7. Слайды должны быть синхронизированы с текстом. Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии.

  8. В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если конечно оно не несет смысловую нагрузку, тоже относится к анимационным эффектам.

2.4 Методические правила

При внедрении информационных технологий на уроке следует придерживаться следующих методических правил:

  1. информационные технологии в образовании (ИТО) являются не самоцелью, а средством, направленным на решение задач реального изменения качества образования, на повышение его эффективности;

  2. новейшие информационные технологии не антагонистичны к традиционной системе образования, а естественным образом, оптимально интегрируются в нее с учетом педагогической целесообразности, требующей всесторонней оценки эффективности применения ИТО в сочетании с различными педагогическими технологиями;

  3. в качестве наиболее значимых ценностных ориентиров использования ИТО выбираются обращение к личности обучаемого; создание максимально благоприятных условий для овладения им социально накопленным опытом, заключенным в содержании образования; направленность не только на получение глубоких и фундаментальных знаний, развитие мышления учащихся, его творческой индивидуальности и т.д., но и, в первую очередь, на проявление его самостоятельности – на саморазвитие и самореализацию личности;

  4. ИТО не подменяют педагога и не замещают его основных функций, а опредмечивают и усиливают отдельные приемы и компоненты его деятельности, перераспределяют отдельные функции учителя между учащимся и компьютером, оптимизируют профессионально-педагогическую деятельность.

    14 стр., 6509 слов

    Использование технических средств обучения и информационные технологии ...

    ... работы с персональными компьютерами. Предмет исследования: Цель: Рассмотреть и раскрыть целесообразность применения информационных технологий в образовании. Задачи: 1) Выделить дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств в процессе обучения ...

2.5 Направления использования компьютеров

Возможные направления педагогического использования компьютеров в начальной школе многообразны. Вот лишь некоторые из них:

  1. Использование средств новых информационных технологий для усиления мотивации учения благодаря новизне работы с компьютером. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения.

  2. Развитие индивидуальных особенностей. Индивидуальная работа ребенка за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.

  3. Расширение возможностей получаемой учебной информации. Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребенка. В любом случае задачи обучения остаются неизменны:

  • познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приемам организации и планирования деятельности, в частности в учебной, при решении поставленных задач;

  • дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных технологиях;

  • дать школьникам первоначальное представление о современном информационном обществе.

Выполнение этих задач приведет к интенсификации процесса обучения, реализации идей развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса, овладению школьниками знаниями, умениями и навыками работы с информацией, умениями самостоятельно приобретать новые знания.

Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, тренажа учебной деятельности, автоматизации контроля уровня знаний.

При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.

2.6 Возможности практической реализации ИКТ

В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:

  • комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;

    27 стр., 13144 слов

    Развитие творческих способностей учащихся с нарушениями слуха ...

    ... не просто дать материал, провести работу в более удобной форме, при этом используя средства информационных технологий, а построить процесс обучения таким образом, чтобы у детей оставалось поле для творчества. Поиску ...

  • постановка каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;

  • применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;

  • частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций;

  • формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развития навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;

  • стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

2.7 Личный опыт использования ИКТ в начальной школе при проведении современного урока

Активно начала осваивать и внедрять в образовательный процесс ИКТ с 2008 года. Мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе.

В своей работе я использую готовые электронные ресурсы, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций, слайд – проектов. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку).

При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране – комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.

Математика

Рассмотрим использование информационных технологий на уроке математики в начальной школе на примере электронной презентации — Power Point «Знакомство с числовыми выражениями». Она выполняет обучающую функцию.

В основе создания слайдов лежит содержание программы «Начальная школа 21 века»

Целью данного урока является формирование понятий «числовое выражение», «математическое выражение»; «значение числового выражения»; понятия «соответствия»; закрепление умения находить значение любого числового выражения; развитие внимания, памяти, трудолюбия; привитие интереса к математике посредством использования информационных технологий.

Презентация «Знакомство с числовыми выражениями» предназначена для наглядного представления системы заданий по теме данного урока и их коллективного выполнения.

Работа с данной презентацией рассчитана на 12 минут урока.

Первый слайд. Титульный лист, на котором указываются наименование темы и класс.

18 стр., 8743 слов

Особенности организации проектной работы учащихся по технологии

... дипломной работе сделана попытка анализа возможностей и условий организации проектной деятельности в средних классах общеобразовательной школы уроках ... действий обучающихся с обязательной презентацией результатов. Если говорить о ... организация проектной деятельности подростков-учащихся средних классов, то необходимо ... механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения ...

Второй слайд. Учащимся предлагается определить, какой из рисунков соответствует выражению 4 + 3. В качестве рисунков выбраны изображения конечных множеств, элементами которых являются геометрические фигуры.

Работая с числовыми выражениями, учащиеся опираются на количественную теорию целого неотрицательного числа, на умения соотносить множество предметов этого множества и установления соответствия между данным числовым выражением и рисунком.

Выполнив задание, учащиеся переходят к более сложному заданию, изображенному на третьем слайде.

Выполнение задания требует от учащихся проявления таких качеств, как способность видения и перенесения знакомой ситуации (слайд 2) к новой проблеме.

Для выполнения задания учащимся необходимо установить взаимно однозначное соответствие между множеством математических (числовых) выражений и множеством рисунков, являющихся предметным отображением соответствующих числовых выражений.

На четвертом слайде требуется определить, какому рисунку соответствует приведенное числовое равенство.

Выполнение задания требует актуализации усвоенных знаний: умения привлечь ранее полученные знания для установления соответствия между предложенным рисунком и числовым выражением. Кроме того, выполняя задание, учащиеся осознают состав числа в пределах десяти на основе прибавления по частям.

Пятый слайд. Представленные на нем задания усложняются: на рисунках изображены ряды объектов конечных множеств, упорядоченных по возрастанию количества элементов, содержащихся в конкретном множестве, и ряды числовых выражений. Учащиеся должны определить соответствие между рядом предметных множеств и рядом числовых выражений, установив правило и получения каждого следующего предметного множества и соответственно числа.

Остальные задания аналогичны предыдущим и направлены на закрепление навыков нахождения значений числового выражения, сравнения числовых выражений и установления соответствия между элементами рассматриваемых множеств и числом элементов конечного множества.

Следует отметить, что математическое определение числового выражения является сложным и недоступным для понимания младшим школьникам. Поэтому в соответствии с дидактическими принципами формирования понятий работа с числовыми выражениями должна строиться последовательно, от этапа к этапу, с соблюдением логики преемственности математического образования.

Предложенная система заданий направлена на закрепление умений и навыков и создает условия для выполнения учебных задач на более высоком уровне самостоятельности.

Эта разработка может быть использована на уроке математики в первом классе начальной школы по любой из существующих в настоящее время программ обучения.

Практика работы в школе показывает, что при условии дидактически продуманного применения информационных технологий в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, гарантируется развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории в получении знаний.

Окружающий мир

Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – все можно отразить на слайдах. Во многих школах нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь все готовое.

И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – все делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

Обучение грамоте

Первые дни ребенка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте.

Они кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала и дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Необходимо отметить, что огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.

Русский язык

Наверное, многие согласятся, что многие дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний? Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих, лексика и т.д.).

Многие учителя, работающие в начальных классах, сталкиваются с проблемой запоминания слов с безударными гласными, непроверяемым ударением. Я применяла разнообразные дидактические приемы: интересные рисунки, грамматические сказки, но хотелось найти такие приемы, чтобы самые слабые ученики испытывали удовольствие от работы с этими словами. И здесь мне опять пришла на помощь презентация.

Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – все это перед глазами детей. Да и не всегда найдется в школе картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.

Чтение

Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки из отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки – все становится интересным, если использовать эти современные методы

Изобразительное искусство, технология

Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д.

Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии и т.д.

Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика. Новые программы появляются чуть ли не каждый месяц, а значит растут и наши возможности.

Используя в своей работе ИКТ я пришла к такому выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

Проектная деятельность в начальной школе

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, работа по программе “Начальная школа 21 века” предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Стараюсь чаще ставить проблемные вопросы. Открытие нового вызывает радость у детей. Большую роль отвожу играм такого плана «А вы знаете, что…» Дети с желанием работают с различными источниками информации. Они стараются найти такие сведения о животных, растениях и др., которыми еще никто не владеет. С 1 по 3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Проекты носят творческий характер. Но дети учатся работать с литературой, приобретают навык защиты проекта (пока еще в классе).

В дальнейшем выступление перед большой аудиторией не доставит им особых волнений, т.к. они к этому привыкли. Большое значение в развитии исследовательских умений играют летние задания: «Аптека под ногами». В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

— Что мне интересно больше всего?

— Чем я хочу заниматься в первую очередь?

— Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

— По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

— О чём хотелось бы узнать как можно больше?

— Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему проекта можно выбрать.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится привлекать, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Дима, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о… (тема), посмотри в Интернете и т.д.” Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи проекта и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

Применять метод проектной деятельности я стала с первоклассниками, тема «Курочка Ряба» Дети исследовали как из яйца получается курица. А работа ученицы Ибатуллиной Ренаты заняла призовое место в районном конкурсе «Проектная деятельность»

Во втором классе темой нашей работы стало исследование лекарственных растений нашей местности. Изучив данную тему на уроках окружающего мира и, познакомившись с Атласом-определителем лекарственных растений, проведя наблюдения во время экскурсии в лес, каждый ученик получил перечень заданий, которые выполнял в течение года.

1. Выбрать растение для исследования, просмотреть литературу об этом растении, спросить у других людей, использовать Интернет, пронаблюдать.

2. Сделать рисунок или фотографию.

3. Провести обследование своего двора, огорода, придорожного участка и составить перечень обнаруженных лекарственных растений (использовать определитель, собственные знания, помощь родителей).

4. Провести опрос родителей и принести семейный рецепт использования полезных свойств лекарственных растений.

5. “Экологическая листовка”. Написать письмо от имени лекарственного растения людям с просьбой о помощи и советами.

Собранные работы, защищались каждым учеником на уроках окружающего мира, классных часах. Экологический исследовательский проект “Аптека под ногами” вылился в выступления перед учащимися начальной школы во время экологической недели.

Любой исследовательский проект должен быть защищен

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы

В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе нашей школы

Вот результаты нашей работы:

  • во втором классе мы участвовали в международном конкурсе по информатики «Инфознайка-2013». Ибатуллина Рената стала победителем и награждена Дипломом.

  • участники Всероссийского конкурса детского рисунка «Однажды летом» (ученики сами отправляли рисунки на портал «Юный ученый»)

  • 2 место на муниципальном этапе республиканского конкурса сочинений «Пою мою республику» — Урунов Т.

  • 1 место на муниципальном конкурсе рисунков «Моя любимая мама» — Иванова А, Николаева В.

  • Сама я была награждена Грамотами РОО за работу с одаренными детьми, а также благодарность за подготовку победителя международного конкурса «Инфознайка-2013».

Какие выводы можно сделать по проделанной работе?

Проектная деятельность сопровождает человека всю его жизнь и не имеет границ. Человек тысячи лет изучает всевозможные области как собственной, так и природной деятельности, но сказать, что он знает всё, невозможно, ибо жизнь потеряет смысл и интерес.

Неоценимую помощь в работе оказывает сеть Интернет, к которой подключена наша школа. Всем известно, что Интернет – это глобальная информационная сеть, которая включает в себя электронную почту, поисковые системы и помогает осуществлять доступ к различным информационным ресурсам. Я нахожу там нужную информацию, затем переработав и размножив её, устанавливаю на все компьютеры и предлагаю детям самостоятельно с ней поработать в парах, группах, индивидуально, используя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, предложив учащимся разные виды заданий: провести исследование, выбрать главное, составить схему, презентацию, заполнить таблицу.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

В начальной школе мы можем использовать презентации на любых этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др. Ребенок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний;

  • продвигает ребенка в общем развитии;

  • помогает преодолеть трудности;

  • вносит радость в жизнь ребенка;

  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;

  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Анализ таких занятий с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности).

Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использования учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.

Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75 — 80% времени урока, вместо обычных 15 — 20%.

Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

IV . ПРИЛОЖЕНИЕ

    1. ИКТ – инструменты

Презентации позволяют учителю:

  • наглядно представлять материал;

  • интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

  • регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

  • повышать познавательную активность обучающихся.

Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

— в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

— при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся;

— на этапе объяснения нового используются изображения, видеофрагменты.

У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.

Варианты организации деятельности с презентациями могут быть следующими:

  1. Учитель объясняет тему с использованием презентации.

  2. Ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного. Например, при подготовке итоговых уроков по темам четверти.

  3. Отдельные слайды презентации сохраняются в виде рисунков, к ним даются различные задания.

  4. Ученики получают готовую презентацию и готовят сообщение по теме с использованием полной презентации или ее части.

  5. Ученики получают презентацию, в которой слайды перемешаны. Надо изучить материал и расположить слайды в нужном порядке.

  6. Ученики получают презентацию и вопрос, затрагивающий лишь небольшую часть темы. Изучив презентацию, убрать все лишние слайды, а с помощью оставшихся ответьте на вопрос.

  7. Ученики получают задание по теме и папку с набором рисунков, причем в этом наборе могут быть лишние и ненужные рисунки. Создать презентацию по заданной теме с использованием необходимых рисунков из предложенных или добавлением своих.

  8. Задание: из большой презентации нужно вычленить подтемы и создать несколько маленьких презентаций, по которым подготовить сообщения.

В 3- 4 классах дети могут самостоятельно или с помощью родителей создавать презентации в формате PowerPoint по пройденным темам, либо в опережение.

Интерактивная доска создает устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска позволяет детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета.

В процессе обучения я использую интерактивную доску как обычную для обычной работы в классе (только мел заменен электронным карандашом);

как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;

как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

Преимущества работы с интерактивной доской для преподавателей:

  • поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;

  • позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

  • позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

  • вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

  • делает занятия интересными и развивает мотивацию;

  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

  • учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии тигров в цирке или театра кукол, народные костюмы, шедевры народного творчества.

«Мат-Решка» – среда он-лайн обучения и тренировки

«Мат-Решка Тренажер Плюс» — это интерактивная он-лайн среда индивидуального обучения математике в начальной школе, позволяющая каждому ребенку двигаться по собственной образовательной траектории в соответствии с его способностями и индивидуальным темпом продвижения.

Возможности тренажера:

  • наличие собственной учетной записи у каждого ученика;

  • возможность управлять учебным процессом по индивидуальной траектории;

  • возможность формировать индивидуальные отчеты о работе для ребенка, учителя, родителей.

Работа в тренажере «Мат-Решка» начинается со Стартового теста, цель которого определить текущий Математический уровень (математический уровень) ученика. По результатам этого теста тренажер «Мат-Решка» формирует индивидуальную траекторию обучения для каждого ребенка. В процессе обучения траектория продвижения ребенка по тренажеру «Мат-Решка» и его успеваемость по математике динамически уточняется.

«Мат-Решка Тренажер Плюс» содержит сотни анимированных упражнений по основным темам программы по математике для начальной школы и примерно столько же тестов, позволяющих оценить и закрепить знания, полученные во время работы с упражнениями.

Учитель планирует и контролирует занятия в своих классах и имеет полное представление о продвижении каждого ученика в отдельности. Родители, имея свой вход в систему, получают отчеты об учебе своего ребенка и могут оценить продвижение своего ребенка за определенный промежуток времени.

Работа учащихся – время и место занятий

Ученики могут заниматься в тренажере «Мат-Решка» в любое время и в любом месте: дома, в школе, во время каникул. Потребуется выход в Интернет.

Необходимо ограничить время занятий 40 – 90 минутами в неделю, причем не более 30 минут в день. Это важно, поскольку лучшие результаты достигаются при регулярной работе в тренажере «Мат-Решка», например, по 20 – 30 минут два-три раза в неделю.

Управление учебным процессом

У учителя всегда есть доступ к своей учительской странице тренажера «Мат-Решка». Поэтому он всегда и везде имеет возможность управлять учебным процессом и получать отчеты о продвижении своих учеников.

Учитель может добавлять в систему новых учеников, редактировать информацию о них, добавлять или удалять учеников, зарегистрированных по школьной лицензии, отслеживать продвижение учеников, посылать им ободряющие сообщения и направляющие указания, распечатывать отчеты для совместного обсуждения с коллегами и родителями.

Подключение учеников школы к тренажеру «Мат-Решка»

Заниматься в тренажере «Мат-Решка» мы рекомендуем всем ученикам. Мат-Решка формирует индивидуальные учебные планы на неделю, обеспечивая продвижение и слабых, и сильных учеников.

Учащиеся имеют возможность сравнивать свои успехи с успехами других, соревноваться друг с другом, добиваться рекордных результатов.

Как достичь наилучших результатов

«Треугольника успешного взаимодействия»

  • Учащимся необходимо каждую неделю заниматься с тренажером параллельно с обычными уроками (например, в качестве домашней работы) в соответствии с правилом «понемногу, но часто».

  • Учителя должны отслеживать ход работы каждого ученика с тренажером и проверять результаты по отчетам. Важно отправлять через интерфейс тренажера подбадривающие комментарии отстающим ученикам и отмечать успехи активных учащихся.

  • Родителям нужно обсуждать изучаемый материал со своим ребенком и, возможно, с его учителем и знакомиться с индивидуальными отчетами ребенка, чтобы убедиться, что тренажер «Мат-Решка» действительно придает ему уверенность в себе и развивает его математические способности.

Рекомендованное время занятий

Опыт работы показывает, что лучшие долгосрочные результаты показывают те дети, которые регулярно занимаются с тренажером «Мат-Решка» каждую неделю параллельно с обычными уроками (в школе или дома) в соответствии с правилом «понемногу, но часто».

На основе данных о достижениях большого числа учащихся, работавших с тренажером «Мат-Решка», выработаны следующие рекомендации:

  1. Отстающим ученикам или ученикам, которым требуется больше времени на усвоение изучаемого материала, рекомендуется регулярно заниматься с тренажером «Мат-Решка» по 1,5 часа в неделю . В среднем, у учеников математический уровень возрастает минимум на одну единицу за 1 год занятий, а средний рост математического уровня составляет более двух единиц.

  2. Большинству учеников следует заниматься от 45 до 60 минут в неделю , при этом средний ожидаемый рост математического уровня за 1 год составит от 1,3 до 1,6 единиц.

  3. Сильным ученикам , чей уровень успеваемости по математике значительно выше среднего, достаточно заниматься с «Мат-Решкой», всего 30 минут в неделю .

Полезные ссылки:

support.ru@mat-reshka.com

4.2 Полезные ссылки:

  1. – интерактивные упражнения

  2. – задание с подбором ответов

  3. Классификация ЦОР для 1 и 2 класса

  4. – материальная и виртуальная среда на уроках математики

  5. – Литературное чтение, технология. 3 класс

  6. – проектная деятельность

  7. — ЦОР (можно выбрать предмет, класс, задания по темам)

V . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/kompyuternyie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole/

  1. Волков В. Современные мультимедиа // Компьютер – ИНФО, 1999. С 21-27.

  2. Голосов В. Использование ИКТ на уроках в начальной школе. http :// firsschool . ucoz . ru / oad /1-1-0-2

  3. Дебердеева С.Г. Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников на уроках информатики. – Информатика и образование. – 2003. – № 10.

  4. Дьяконов В. Мультимедиа-ПК. // Домашний компьютер, 1999. С.33-38.

  5. Зайцевой С. А. Исследовательская деятельность учащихся/ Начальная школа.- 2006г. — № 2.

  6. Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.

  7. Оливер В., Оливер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ – Санкт-Петербург, 2000.

  8. Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.

  9. Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.:ЮНИТИ, 1999.

  10. Щелухина А.С. Возможности использования ИКТ в преподавании блока дисциплин «Культура и искусство»,