Взаимное обучение как форма организации учебной деятельности

Курсовая работа

В последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы: изменяются учебные планы; разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники; появились частные школы, лицеи, гимназии, колледжи; изучается опыт зарубежных школ. При этом сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания. Совершенствование урока — основной формы процесса обучения — призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.

Исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество. На уроках учащиеся любят работать коллективно, советоваться, стремятся к сотрудничеству. Это объясняется тем, что они испытывают потребность в общении. Реализация стремления учащихся к сотрудничеству формирует их личность. Работая в коллективе, дети на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимного общения. Поэтому передовой опыт учителей начальной школы на современном этапе характеризуются поисками такой организации совместной учебной деятельности учащихся, которая создавала бы благоприятные условия для включения каждого школьника в активную работу на уроке. Такие условия создает, в частности, использование технологии взаимного обучения.

Проблема использования технологии взаимного обучения на уроках гуманитарного цикла рассматривалась в специальной литературе. Можно назвать работы Букатова В., Вираховской Н., Дьяченко В., Рыбиной Л., Терлецкой Н., Шкуричевой Н., Шмидт В. и других авторов. Однако многие вопросы остались нерешенными.

Целью настоящей работы является исследование технологии взаимного обучения на уроках гуманитарного цикла.

Объектом исследования является групповая форма организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах.

Предметом исследования являются составляющие технологии взаимного обучения на уроках гуманитарного цикла.

16 стр., 7940 слов

Методика организации проблемного обучения на х технологии в школе ...

... Именно поэтому тема данной работы предельно актуальна. Цель работы - рассмотреть проблемное обучение как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках трудового обучения. Объект исследования - проблемное обучение. Предмет изучения - проблемное обучение на уроках технологии в средней школе. В соответствии с ...

В нашем исследовании мы исходим из гипотезы : если в учебном процессе использовать технологию взаимного обучения, то уровень развития младших школьников значительно повысится.

В соответствии с поставленной целью работы, предметом и объектом исследования ставятся следующие задачи :

провести анализ педагогической, психологической и методической литературы по вопросам организации взаимного обучения;

определить понятие и принципы взаимного обучения;

выявить достоинства и недостатки метода взаимного обучения;

охарактеризовать особенности технологии взаимного обучения А.Г. Ривина;

разработать алгоритм введения технологии взаимного обучения;

изложить опыт использования технологии взаимного обучения на уроках русского языка в младших классах;

подвести итоги и сделать выводы.

Теоретической основой

При написании работы использовался комплекс методов исследования: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; педагогическое наблюдение процесса обучения; анализ результатов ученической деятельности; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.

Структурно

взаимное обучение урок сотрудничество

1. Теоретическая характеристика технологии взаимного обучения на уроках гуманитарного цикла, .1 Понятие и принципы технологии взаимного обучения

Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение представляет достижение необходимого результата и имеет вероятностный характер. Но педагогическую технологию нельзя отождествлять с применением алгоритмов, ибо в ней действия не могут быть жестко детерминированы, они всегда вариативны. Технология есть отражение закономерного в деятельности.

Различают три основные группы педагогических технологий:

Технологии объяснительно-иллюстративного обучения, Личностно-ориентированные технологии обучения, Технологии развивающего обучения,

К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология взаимного обучения .

В истории европейской педагогики тенденция к взаимному обучению детей в процессе обучения прослеживается почти непрерывно от ранней античности до середины XIX в. В школах Спарты каждый отрок, прошедший курс обучения, посвящал два года обучению младших. Считалось, что младшие приобретают в лице наставников не только учителя, но главное — надежную защиту, поддержку старшего друга.

26 стр., 12943 слов

Роль нетрадиционного оборудования в физическом развитии детей ...

... анализ результатов исследования. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в подборе и апробации серии игр и упражнений, с использованием нетрадиционного оборудования, направленных на физическое развитие детей младшего ... ёнка, в двигательной деятельности (35, с.97). С помощью введения в образовательный процесс нетрадиционного физкультурного оборудования можно реально повысить интерес детей к ...

Для автора «Великой дидактики» Я.А. Коменского (1592-1670) очевидной была необходимость одновременно учить людей чтению и письму и учиться и обучать тому, что усвоено. Именно он сформулировал принцип: «Все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное — усваивать, тому, что усвоил — обучать. Эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя». Коменский утверждал, что преподаватель сможет эффективно работать лишь в том случае, если будет заниматься не отдельным учеником, но разделит всех учеников на группы, например на десятки, во главе каждого десятка поставит наблюдающих, а над ними в свою очередь — других, и так далее, вплоть до самого старшего. Если ученики не станут помогать друг другу, то учитель не сможет одновременно учить многих детей или будет это делать хуже, чем учитель, работающий с одним учеником, и, следовательно, нет смысла в создании массовых школ. Иными словами, сама организация массового обучения, по замыслу ее автора, предполагает взаимодействие учеников, а без него она попросту немыслима.

В Европе в 1-й трети XIX в. широко распространилась система Белля — Ланкастера. Энтузиаст и талантливый популяризатор Ланкастер не только самолично вел класс, в котором обучалось одновременно несколько тысяч учеников, но и всячески способствовал распространению системы взаимного обучения по всей Европе. Именно эта система могла обеспечить массовое образование в эпоху, когда государства еще не в состоянии были поддерживать народные школы надлежащим образом, а церковные школы, издревле взявшие на себя функцию просвещения низших сословий, уже не отвечали запросам времени.

В одних школах взаимообучение использовали, чтобы развить в школьниках социальный конформизм, в других — творческую независимость. Одни педагоги организовывали взаимообучение, чтобы приблизить традиционную школу к практической жизни, к традициям многодетных семей, другие — чтобы оградить детские души от жестоких реалий мира взрослых. Взаимообучение помогло одним педагогам сделать детей предприимчивыми, инициативными, другим — послушными, управляемыми… Какие бы ни решались задачи, важно одно: педагоги смогли из пестроты этих опытов вывести общие заключения :

очень многие задачи обучения и воспитания лучше решаются в том случае, если учитель имеет дело не с отдельным ребенком, а с детским сообществом;

ребенку для полноценного обучения и развития необходимо общение и совместная деятельность (в том числе — учебная) не только со взрослыми, но и со сверстниками;

одна из важнейших задач педагогов — организовать сотрудничество между детьми во всех сферах школьной жизни, в том числе и в учебной сфере.

Д. Джонсон и Р. Джонсон, разработавшие метод обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» выделяют следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы: 1) взаимозависимость членов группы; 2) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей; 3) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе; 4) социализация деятельности учащихся в группах; 5) общая оценка работы группы.

16 стр., 7688 слов

Исследования. В ходе исследования проанализированы практические ...

... у детей с алалией наблюдаются недостатки интеллектуальных навыков, а также нарушены процессы внимания и восприятия. Поэтому необходимо создать для детей условия, соответствующие актуальному уровню развития детей [9]. Информационно-коммуникационные технологии позволяют ...

Технология взаимного обучения основывается на принципиально иной стратегии, нежели традиционное обучение. Исходная посылка заключается в понимании трех основополагающих принципов , выстроенных на стыке современных открытий физиологии, психологии, кибернетики, дидактики: 1) приведение в соответствие образной и логической компоненты мышления учащихся в познавательной деятельности заданием принципа одновременности их функционирования; 2) признание равноправными компонентами содержания личностный опыт учащегося и предметную представленность, а условием их равновесного существования считать организованное взаимодействие; 3) замещение традиционного последовательно-параллельного способа развертывания содержания на информационно емкий, оптимальный, обозначенный как параллельно-взаимный.

Суть системы взаимного обучения состоит в том, что старшие ученики сначала под руководством педагога сами изучают материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучают своих младших товарищей. Девиз: «Помоги другому и поймёшь сам!».

работа в динамических парах

Взаимообучение, благодаря которому ребенок осваивает не только детскую, но и взрослую сторону этих отношений, открывает новые потенции развития: из позиции взрослого, обучающего другого, менее знающего и менее умелого, ребенок — учитель получает возможность освоить не только исполнительскую, но и контрольно-оценочную часть совместного действия, обычно закрепленную за взрослым.

Рождение новой мысли, догадки, вопроса совершается также в ситуации сотрудничества, но это сотрудничество совершенно иного рода, отличное от несимметричного, иерархического отношения ученика и учителя, незнающего и знающего. Знание не только транслируется сверху вниз, от учителя к ученику, в готовом виде; знание может быть порождено самостоятельной работой детской мысли. Естественно, ситуация порождения знания тщательно подготовлена и организована взрослым, но, вводя детей в ситуацию новой задачи, взрослый не дает им ни образцов, ни инструкций, пошагово направляющих действия детей к заранее спланированному учителем «открытию». Специально соорганизованные действия детей, которые совместно решают новую задачу, не знают способа ее решения, но ищут его сообща, выдвигая, проверяя и уточняя самые безумные гипотезы — вот образ учебного сотрудничества как формы самостоятельного открытия детьми новых знаний.

Благодаря взаимообучению каждый ребенок получает возможность овладеть репродуктивной деятельностью по усвоению готовых знаний, умений и навыков как с позиции ученика, реципиента знаний, так и с позиций учителя, дающего образцы и помогающего ученику эти образцы воспроизвести.

48 стр., 23940 слов

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших ...

... формирования у учащихся начальной школы коммуникативных универсальных учебных действий в процессе организации групповой работы на уроках. Цель исследования., Объект исследования -, Предмет исследования –, Гипотеза исследования: Систематическое применение групповых форм работы на уроках технологии ...

Итак, взаимное обучение — форма организации учебной деятельности, в соответствии с которой ученики, наиболее успешно овладевшие учебной программой, занимаются со своими одноклассниками под руководством педагога.

2 Достоинства и недостатки метода взаимного обучения

Какие же развивающие, обучающие и воспитательные эффекты и дефекты обнаружены при тщательном исследовании системы взаимного обучения, центром которого является сотрудничество детей, в сравнении с традиционным обучением, центрированном на взрослом?

Преимущества

. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к учителю.

. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.

. У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.

. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.

. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Преимущества метода взаимного обучения особенно ярко выступают при активизации слабых учеников, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме работы, для продуктивного обсуждения рассматриваемых проблем. Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10 — 15 раз, в группах они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Взаимная форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Взаимная форма обучения снимает внутреннее напряжение школьников, скованность, дискомфорт. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. Учебное пространство становится для детей местом творческого полёта, реализации своего интеллектуального и творческого потенциала.

Как показывает практика, систематическая организация взаимной формы обучения учащихся способствует глубокому усвоению учебного материала: ученик, проговаривая информацию, лучше ей усваивает. Кроме того, работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения, приходит чувство удовлетворённости не только результатами, но и самим процессом обучения. Следует чаще создавать ситуацию «успеха». При изучении нового материала учитель старается учебный материал на достаточно строгом научном уровне, доступно, но не все учащиеся воспринимают и осмысливают его объяснения. Ученики имеют разные способности, некоторые из них имеют большие затруднения при изучении нового материала. Чтобы помочь таким учащимся, а также, чтобы развить творческие возможности более способных учеников и используется технология взаимного обучения на уроках гуманитарного цикла (хотя данную технологию можно использовать практически на всех уроках).

11 стр., 5321 слов

Организация коллективной работы учащихся в образовательной области ...

... апробировать коллективные формы работы организации учебного процесса на уроке технологии в основной школе. Предметом курсовой работы является коллективные методы обучения на уроках технологии. Объектом исследования является учебный процесс при коллективной форме обучения на уроках технологии в средней школе. 1. Теоретические основы коллективной деятельности учащихся на уроках технологии ...

Помимо названных выше, можно выделить следующие преимущества метода взаимного обучения: в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Для детей из классов взаимообучения взрослый является не единственной авторитетной фигурой, эти дети легче и чаще обращаются к взаимопомощи в свободном общении, больше заняты свободной игрой друг с другом, их спонтанные игры более творческие.

Что касается подростков, особенно младших подростков (10-12-летних детей), то для них опыт работы в позиции учителя младших школьников может стать своего рода возрастной инициацией, резко повышающей их учебную самостоятельность и ответственность. Эксперименты по организации разновозрастного сотрудничества младших подростков показали, что в мотивационном отношении их работа в позиции учителя выгодно отличается от их же работы в позиции ученика.

Работа в позиции учителя в принципе доступна всем ученикам 3 — 4 классов вне зависимости от их учебной успеваемости, общего развития и индивидуальных особенностей, но неэлементарна для них, лежит в зоне их ближайшего развития, ибо требует понимания и учета интеллектуальной позиции партнера-ученика.

В целом, ситуация взаимообучения способствует развитию у маленьких учителей способности понимать и учитывать позицию другого человека, но это не происходит само собой, а требует специальных усилий взрослого учителя, который должен обеспечить своих юных коллег средствами понимания особой точки зрения и интеллектуальных трудностей другого ученика.

Разумеется, у метода взаимного обучения имеются и недостатки . Как показали многочисленные эксперименты психологов, если обучающий в ситуации взаимообучения выигрывает всегда, то про обучаемого этого сказать нельзя. По крайней мере, два фактора могут разрушительно действовать на отношение «ребенок-учитель — ребенок-ученик».

27 стр., 13144 слов

Развитие творческих способностей учащихся с нарушениями слуха ...

... творческие способности у глухих учащихся. Нужно не просто дать материал, провести работу в более удобной форме, при этом используя средства информационных технологий, а построить процесс обучения таким образом, чтобы у ...

Первый фактор

Второй фактор

Итак, если суммировать все доводы «за» и «против» взаимообучения как одного из ведущих компонентов учебного процесса, то выгоды отчетливо перевешивают. В приложении 1 к настоящей работе приведена таблица, иллюстрирующая этот тезис.

2. Практическая реализация технологии взаимного обучения на уроках гуманитарного цикла (на примере уроков русского языка в младших классах)

1 Алгоритм введения технологии взаимного обучения

Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно. Нельзя забывать, что у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля, произвольное внимание и запоминание, необходимые для того, чтобы учиться, если учение само по себе не захватывает его. Более того, он не так работоспособен и усидчив, как требует от него школа. Рано или поздно наступает момент, когда он перестает следить за происходящим на уроке. В таком случае учителя призывают на помощь активные формы обучения. Одной из них является методика коллективного взаимного обучения, разработанная А.Г. Ривиным. В частности, включение педагогом в работу одного из способов данной методики — работа детей в паре сменного состава — позволяет улучшить динамику уровня обученности младших школьников, развития их познавательной активности. Работа по методике взаимного обучения позволяет сделать уроки интересными, живыми и непохожими друг на друга.

Сущность методики А.Г. Ривина состоит в том, что весь класс помогает одному ученику изучить тему. Это так называемое поабзацное изучение текста. Каждый абзац параграфа учебника или какого-нибудь другого текста ученик изучает с разными напарниками, что дает возможность рассмотреть изучаемый текст под разным углом зрения, помогает более тщательно и детально разобраться в теме.

Методика взаимного обучения в парах сменного состава имеет следующие преимущества: каждый абзац темы подробно изучается и обсуждается в паре, что позволяет хорошо усвоить изучаемый материал; после проработки темы у учащегося появляется ее подробный план; в ходе работы содержание каждого пункта плана неоднократно восстанавливается и пересказывается, что обеспечивает прочность знаний и развивает навыки и умение грамотно и компактно излагать свои мысли; при проработке одной темы учащийся параллельно знакомится с другими темами. Таким образом, когда он приступает к изучению другой темы, она оказывается для него не новой (некоторые понятия этой темы ему уже знакомы, а в проработке отдельных абзацев он сам принимал непосредственное участие); в ходе работы многократно встречаются ранее изученные темы, что предоставляет ребенку возможность регулярно повторять пройденный материал.

Как показывает опыт, благодаря тому, что каждый из учащихся получает возможность обсудить и осмыслить определенный вопрос с разными членами группы, у школьников появляются и развиваются навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы, пробуждается и усиливается интерес к изучаемому предмету, повышается активность работы в группе, обеспечивается прочность знаний.

30 стр., 14950 слов

Технология и методика обучения работе на швейной машине, как ...

... б ъ е к т о м работы является изучение процесса обучения в средней общеобразовательной школе, связанный с ... вая рабочая сила. Заменить ручной тяжелый и малопроизводительный труд машинным – такую задачу стремилась осуществить творческая мысль человека. ... т ь выбранной темы определяется тем, что у учащихся воспитываются готовность к проявлению творчества, преодолевается барьер нерешительности, ...

Подготовка учащихся к реализации взаимного обучения включает два этапа.

Подготовительный этап.

·ориентироваться в пространстве;

·слушать партнера и слышать то, о чем он говорит;

·работать в шумовой среде;

·находить нужную информацию;

·использовать листки индивидуального учета;

·переводить образы в слова и слова в образы.

Если не отработать такие умения и навыки, то при первом знакомстве ребят с механизмом работы в парах сменного состава учитель может не достичь желаемого результата. Если работа в парах организована верно, то ребята трудятся легко, непринужденно, даже весело. Их настрой, постоянно улыбающиеся лица, комфортное состояние позволяют судить о правильной организации парной работы.

Ознакомительный этап

Запуск методики коллективного взаимного обучения требует особой организации работы на подготовительном этапе. Учащиеся должны делать двойную работу: изучать новый материал и осваивать новую методику. Если есть условия и время, то в рамках урока можно осваивать отдельные элементы методики коллективного взаимного обучения.

Алгоритм введения технологии взаимного обучения таков:

«Запуск» работы в парах.

Так пошагово в изучение следующей темы включаются все новые и новые ученики, работающие под руководством своих одноклассников, начавших изучение темы с опережением.

Контроль за учениками и обучение учителей., Применение знаний на практике., Контрольная работа., Творчество., Повторение

Для учителей начальных классов по использованию технологии взаимного обучения разработаны следующие методические рекомендации (приложение 3).

Итак, главным отличием технологии взаимного обучения от традиционного обучения, основанного на отношении «ребенок — взрослый» является то, что каждый ученик включается в систематическую работу по обучению. Процессом взаимного обучения управляет учитель, он контролирует работу учебных групп, вносит свои коррективы. Главное, следует организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.

2.2 Опыт взаимного обучения на уроках русского языка в младших классах

Взаимная форма обучения чаще всего практикуется автором настоящей работы при формировании умений и навыков младшеклассников.

После фронтального закрепления учебного материала предлагаю ученикам совместно делать упражнения. В процессе выполнения работы они совещаются друг с другом, осуществляется оптимальный выбор способов решения.

39 стр., 19150 слов

Содержание, формы и методы обучения учащихся V-VII классов технологии ...

... защиту выносятся: теоретическое обоснование общих положений обучения учащихся в образовательной области «Технология» на основе личностно ориентированного подхода; результаты экспериментальной работы по обучению учащихся V-VII классов технологии обработки древесины на основе личностно ...

Например, на уроке русского языка в 4-м классе работа в динамических парах проводится с диктантами. Сначала заготавливаются разные тексты диктантов по изучаемой теме. Каждый ученик получает один из текстов, отличный от всех. Все учащиеся работают в парах сменного состава в следующем порядке: 1. один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой пишет; 2. затем другой ученик (тот, который перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет; 3. потом каждый берет тетрадь своего соседа и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант; 4. открывают карточки и по карточкам проверяют второй раз (уже вместе); 5. допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор своих ошибок; 6. каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок. 7. снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «Проверил Иванов», «Проверила Петрова». После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся в выборе партнера для совместной работы свободно перемещаются по классу, образуя новые диалогические сочетания обучают друг друга по своим карточкам-заданиям.

Рассмотренный выше прием взаимного обучения применяется на отдельных этапах урока. Но на уроках обобщения и закрепления той или иной темы рекомендуется проводить коллективные учебные занятия, используя различные формы взаимного обучения на протяжении всего урока.

При организации таких коллективных занятий важно учитывать ряд специфических особенностей: 1. каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя»; 2. ближайшая цель каждого участника занятий и «ученика» и «учителя» — учить всему тому, что он знает или изучает сам; 3. деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную окраску, так как он не только учится, но и постоянно обучает других; 4. основной принцип работы — все по очереди учат каждого и каждый всех; 5. каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе; 6. полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

Возможна организация изучения учащимися программного материала в группах по учебникам. Ученики сначала читают текст учебника, затем совместно разбирают его содержание, отвечают на вопросы, заранее подготовленные учителем. В процессе сотрудничества учащиеся усваивают материал учебника лучше, чем при индивидуальной работе. Но в данном случае групповая форма работы менее эффективна, чем фронтальная.

На мой взгляд, групповая работа наиболее результативна в плане формирования у школьников обязательных результатов обучения, а также развития творческих способностей каждого ученика. Например, работа строится следующим образом. Каждая группа получает карточку с заданиями. Ученики в группе приступают к работе. В случаях затруднения плохо подготовленному, слабоуспевающему ученику оказывают помощь среднеуспевающие и хорошо успевающие ученики. Всю работу в группе организует ответственный консультант. Когда все задания выполнены, ответственный консультант оценивает деятельность каждого ученика в группе. При этом учитываются: 1) правильность выполнения каждого задания; 2) уровень самостоятельности. Следующий этап — отчёт групп о проделанной работе. Отметка за работу выставляется в виде дроби: в числителе — оценка ответственного консультанта, в знаменателе — результат самоанализа и самооценки учащегося.

Продуктивна групповая работа при закреплении и совершенствовании знаний. После объяснения материала предлагаю учащимся несколько упражнений выполнить совместно. В ходе решения выясняем все непонятные вопросы. После такой работы даю ученикам задание для самостоятельного выполнения, которое помогает им воспроизводить усвоенные знания. Разбирая вопрос, учащиеся слушают соображения каждого. В первую очередь высказываются ученики с низкими учебными возможностями. Разворачивается процесс обсуждения, в ходе которого закрепляется изученный материал.

Групповая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Работа учащихся в группах на этом этапе обучения способствует повышению их активности. Повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся.

Групповая форма учебной работы используется и при выявлении знаний и умений учащихся. Для проведения взаимного контроля знаний в учебных группах в структуре урока выделяется 5 — 7 минут. На доске заранее записаны вопросы, отвечая на которые, учащиеся отчитываются перед собой и группой в том, как усвоили материал. Слушая ответы товарища, они поправляют его, уточняют отдельные положения. Я в это время наблюдаю за их работой, выясняя неточности в знаниях. Разнообразные виды взаимной проверки знаний в группах позволяют эффективнее развивать у учащихся навыки самоконтроля в учебной деятельности. Взаимный контроль содействует улучшению оперативного контроля со стороны учителя за качеством усвоения школьниками знаний, умений и навыков, позволяет учителю получать вполне достоверную предварительную информацию об уровне их обученности, организовать ритмичную работу всех учеников, значительно повышать их успеваемость.

Групповая работа применяется мною при проведении зачётов. Ответственные консультанты (командиры групп) помогают мне в их проведении. При проведении зачёта с помощью консультантов разбиваю класс на несколько групп, по 5 — 6 учеников в каждой. Опрос в каждой группе ведётся консультантом под моим руководством, при этом работа каждого ученика оценивается по трём параметрам: а) состояние рабочей тетради; б) знание вопросов теории; в) умение решать задачи. Итоговую оценку ставлю сама, но обсуждаю её с консультантом. Опрос консультантов ведётся на уроках до проведения зачёта, тем самым учащимся показываются образцы лучших ответов.

Для групповой работы подходит не каждый урок, чаще всего такой, к которому необходимо длительно готовиться всему классу. Таким уроком является семинар. Именно при подготовке к семинару реализуются сильные стороны каждой группы. За две недели до намеченного семинара обычно собираю совет бригадиров, где согласовывается состав групп с учётом взаимоотношений между учащимися, их индивидуальных особенностей. Стараюсь, чтобы в каждую группу вошли сильные, средние и слабые учащиеся. На совете бригадиров распределяются вопросы для изучения.

В течение следующих двух недель бригадиры опрашивают учащихся своих групп. Они ведут учёт качества подготовки членов своей группы по теоретической части темы (знание определений, умение доказывать теоремы, привлекать дополнительный материал по рассматриваемому вопросу).

Собираясь вместе, группа проверяет выполнение домашних упражнений и оценивает работу каждого ученика. При этом учащиеся придерживаются такой системы: за три самостоятельно выполненные упражнения ставится оценка «3», за четыре — «4», за пять — «5».

Длительная и кропотливая работа групп должна находиться в поле зрения учителя. Учитель должен поощрять учащихся к совместной работе, развивать у них требовательность, учить видеть сильные и слабые стороны ответа. Подготовка к уроку контролируется и тем, какие наглядные пособия учащиеся подбирают к своим выступлениям.

Практика показывает, что взаимная форма обучения должна быть включена в структуру урока на непродолжительное время. В ходе групповой работы учащиеся младших классов, общаясь между собой, создают излишний шум, усиливающийся, если не переключить их на другой вид деятельности. Шум во время урока может стать помехой для усвоения детьми учебного материала. Оптимальная продолжительность работы учащихся в группах составляет в младших классах 5 — 7 минут. На практических занятиях она может занимать больше время.

В результате педагогической диагностики была выявлена положительная динамика развития уровня обученности учащихся в результате применения технологии взаимного обучения. Психологическая диагностика, проведенная школьным психологом, показала, что у учащихся заметно вырос уровень общительности, познавательной активности: во-первых , повысились успеваемость и качество знаний учащихся; во-вторых , вырос интерес детей к учению. Школьники не просто слушают готовую информацию, а учатся добывать ее сами, в т.ч. из дополнительных источников; в-третьих , учащиеся меньше устают на уроке. Активные формы обучения играют не последнюю роль в сбережении здоровья детей; в-четвертых , благодаря психологической диагностике было выявлено увеличение количества учащихся с высоким уровнем коммуникативности (при первичной диагностике их было 18%, а после полугода использования технологии взаимного обучения стало уже 25%).

Увеличилось и количество учащихся с адекватной самооценкой. При первичной диагностике было выявлено 12% учащихся с низкой самооценкой, при вторичной диагностике их осталось 6%; в-пятых