«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»

Курсовая работа
Содержание скрыть

Не подлежит сомнению тот факт, что здоровье человека – одна из актуальнейших на сегодняшний день тем для разговора. Особенно это касается подрастающего поколения, ведь воспитание здорового образа жизни и ответственного отношения к своему организму начинается с самого детства. Некоторые исследования утверждают, что около семидесяти пяти процентов заболеваний закладывается уже в детском возрасте.

В сложных современных условиях развития России чрезвычайно актуальной является проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, поскольку она напрямую связана с проблемой безопасности и независимости страны. В последние годы в России наблюдается значительное ухудшение здоровья школьников. По результатам исследований, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

К концу года у многих школьников частота гипертонических реакций увеличивается в 2 раза, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%, появление повышенной невротизации отмечается у 55–83% учащихся школ. Заметно возросла заболеваемость: по результатам профилактических осмотров различные заболевания регистрируются у 94,5% подростков.

Цель – исследование здоровьесберегающих технологий в начальной школе., Объект исследования — здоровьесберегающие технологии, Предмет исследования – особенности организации здоровьесберегающих технологий в начальной школе., Задачи исследования:

  • определить понятие здоровьесберегающих технологий;
  • описать значение здоровьесберегающих технологий в начальной школ;
  • представить условия здоровьесбережения младших школьников;
  • провести мониторинг состояния здоровья учащихся;
  • разработать блоки здоровьесберегающих технологий в начальной школе;
  • предложить практику реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школ.

Методы исследования – анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования.

Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Теоретические аспекты исследования здоровьесберегающих технологий

1.1 Понятие здоровьесберегающих технологий

Существует более 60 определений здоровья, при этом ни одно не раскрывает сущность здоровья в полной мере. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как «состояние» полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Академик В.Ф. Базарный говорит, что «…здоровье – это категория резерва жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Эта жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье – это категория педагогическая» [6, с.28]. Поэтому охрана здоровья учащихся является задачей образовательных учреждений (школ).

8 стр., 3678 слов

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

... реализации здоровье сберегающих технологий в начальной школе. Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе. Предметом исследования: возможности Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Цель работы: обосновать формы и методы работы реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы. Задачи исследования: рассмотреть ...

Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предысторию.

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся и пред­ложил ряд мероприятий «в целях устранения» вредных влияний со стороны школы на здо­ровье и физическое развитие учащихся [19, с.62].

В 1905 году в Министерстве народного просвещения была организована врачебно-санитарная часть учебных заведения и издана «Инструкция и наставления по врачебно-санитарной части учебных заведений». Это были фактически первые инструкции, определя­ющие условия обучения, оборудование учебных заведений.

Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в

Ученые С.П.Боткин, П.Ф.Лесгафт заложили основы современной науки о здоровье. С.С.Боткин видел здоровье человека, прежде всего как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую основу патологии [28, с.87].

В.М.Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. Статья «Охрана детского здоровья» отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий. Проблемы физического и психического здоровья человека рассматривались Бехтеревым в контексте осуществляемой им антиалкогольной компании. Он один из тех, кто активно боролся против «алкогольного змия» [22, с.18].

Проблема здоровья также интересовала многих педагогов.

В.А.Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку: «Здоровье — свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным».

20 стр., 9907 слов

Здоровьесберегающие технологии в условиях начальной школы

... здоровья детей в стенах школы. К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии ... работы: изучить особенности использования здоровьесберегающей технологии в условиях начальной школы. Задачи курсовой работы: Выявить сущность здоровьесберегающих образовательных технологий, Изучить и проанализировать особенности здоровьесберегающей технологии ... единым законам человека и природы. ...

Г.Л. Билич, Л.В. Назарова взяв за основу определение Всемирной Организации Здравоохранения, считают необходимым и оправданным добавить два фактора. Итак, «здоровье – это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов».

И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации [9, с.44].

В основе понятия «здоровый образ жизни» лежит понятие «образ жизни», которое представляет собой биосоциальную категорию, определяющую наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, рассматривающиеся в единстве с природными и социальными условиями. В понимание здорового образа жизни существенный вклад вносит концепция самосохранительного поведения. В ее основе лежит идея А. И. Антонова о том, что человек сознательно меняет себя, благодаря познанию себя и окружающего мира. Эта потребность саморазвития позволяет самоопределиться и самореализоваться в сотворяемой им культуре [3, с.89].

В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования

Есть надежда, что проходящая реформа образования, в числе основных целей которой впервые выделено сохранение и укрепление здоровья детей, сможет решить эту задачу, сформулированную педагогами и гигиенистами России более 100 лет назад.

1.2 Значение здоровьесберегающих технологий в начальной школе

На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей. У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание или отклонение. Школьное обучение должно способствовать сохранению здоровья, однако вместо этого количество здоровых детей становится меньше в четыре раза. Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения. Статистика показывает, что количество детей, имеющих близорукость, возрастает от первоклассников до выпускников с 3,9% до 12,3%. Такая тенденция просто обязывает учителя к применению здоровьесберегающих технологий в начальной школе, направленных на предупреждение нарушений зрения и сохранения имеющихся показателей. Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз. Задача учителя и родителей – научить их заботиться о своём зрении [2, с.75].

Второй проблемой, отмечаемой в данных диспансеризации детей, названы нарушения осанки. Их число увеличивается к концу обучения в школе с 1,9% до 16,8%. Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, мышцы становятся дряблыми и с трудом держат позвоночник, осанка искривляется. Длительное сидение за партой усугубляет положение.

29 стр., 14118 слов

«Особенности использования природных материалов на х технологии ...

... работы с природным материалом в образовательном процессе начальной школы. 3. Проанализировать опыт использования природных материалов на уроках технологии в начальной школе и выявить ... на подзадачи. Следует отметить, что изготовление проектов на уроках технологии с использованием природных материалов способствует раскрытию тех сторон индивидуальности ребенка, которые слабо прослеживаются на уроках ...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе позволяет вести урок таким образом, чтобы снизить утомляемость и статическую нагрузку. Ещё одним тревожным показателем является рост нервно-психических расстройств. Они отмечаются у 5,6% первоклассников и возрастают до 16,4% у выпускников. Педагогам важно организовать обучение таким образом, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье детей. Эту важнейшую задачу поможет решить применение здоровьесберегающих технологий. В начальной школе это особенно важно, так как у детей идёт активное развитие всех систем организма. здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

1.3 Условия здоровьесбережения младших школьников

Важность рассматриваемой нами темы отмечена и в государственных законах, которые регламентируют сегодня образовательную деятельность. В первую очередь это закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ, который отмечает, что включает в себя охрана здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная организация в своей деятельности, а также условия для образования детей-инвалидов и обучающихся, которым необходимо длительное лечение [15].

Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в которой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, влияющие на состояние здоровья. Отмечена важность их применения и во втором документе, на который опирается современная система образования – в федеральном государственном образовательном стандарте. В нём учитываются образовательные потребности всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для учителя является ориентиром в деятельности так называемый «портрет выпускника начальной школы», в котором среди прочих личностных характеристик отмечено, что это человек, «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». Для того чтобы сформировать данное качество у детей, и применяются здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

По ФГОС осознание здоровья как ценности и привитие навыков бережного к нему отношения является одной из ведущих установок.

Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Любое болезненное состояние снижает эффективность обучения. Для всех участников образовательного процесса сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний. Учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский организм [20, с.81].

Рассмотрим, что необходимо для реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Образовательный процесс должен проходить в комфортных условиях, предупреждающих стресс, строиться на основе адекватных требований, соответствующих возрастным особенностям приёмов и методов обучения и воспитания. Обучение необходимо рационально организовать с учётом возраста и пола обучающихся, в соответствии с гигиеническими требованиями. Педагог должен иметь возможность учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Для предотвращения утомления все виды учебной и физической нагрузки должны соотноситься с возрастными возможностями ребенка. Школа должна предоставить ребёнку возможность для движения. Чередование статичного напряжения от сидения за партой и рационально организованной подвижной деятельности. Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе имеет одну основную цель — сохранение и укрепление здоровья детей.

12 стр., 5652 слов

«Организация проектной деятельности в начальной школе»

... учебных умений. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация работы детей над ... о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности. Проблема исследования, Актуальность темы В.Гузеев подчёркивал, что ...

Физкультура – урок важный

Содержание первоначальных представлений, формирование навыков и умений, относящихся к здоровому образу жизни, распределено по разным образовательным областям, но важнейшую роль играют всё-таки уроки физической культуры. Этот предмет учит детей организовывать режим дня, выполнять утреннюю зарядку, проводить оздоровительные мероприятия, подвижные игры, а также наблюдать за своим состоянием, контролировать физические нагрузки. Педагог, преподающий физическую культуру, формирует у школьников представление о том, какую роль играет двигательная активность и занятия спортом для сохранения и укрепления физического, социального и психологического здоровья [24, с.77].

Реализуя здоровьесберегающие технологии в начальной школе, учитель закладывает основы здорового образа жизни. Знакомясь с видами спорта и подвижными играми, дети начинают осознавать, что это не только развивает их физически, но и вызывает эмоциональный отклик, а кроме того, командная игра способствует успешной социализации. Педагог может больше, чем врач Снижение детской утомляемости на уроках отмечено всеми учителями, применяющими здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

По ФГОС НОО сформированность у младших школьников навыков здорового и безопасного образа жизни является одним из важнейших требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Если учитель в своей работе учитывает все моменты, касающиеся сохранения здоровья, то отмечается, что у детей сохраняется высокий уровень мотивации обучения и наблюдается хорошая результативность в освоении программы. Традиционно считается, что здоровьем должен заниматься врач. Однако если учитель может организовать обучение таким образом, чтобы сохранить и укрепить состояние ребёнка, то врач ему не потребуется.

Существует несколько условий, которые позволяют применять здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе:

  • Соответствие учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности.

— Осуществление обучения на наиболее оптимальном уровне сложности. Использование разнообразных методов и форм обучения.

  • Рациональное чередование двигательных и статических нагрузок.

— Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода, возможность для детей работать самостоятельно и в малых группах.

  • Разумное использование наглядности.

— Использование разнообразных форм подачи информации, включая современные информационно-коммуникативные технологии.

12 стр., 5856 слов

Формирование технологической культуры у учащихся общеобразовательной школы

... и развитие других элементов. 2. Содержание информирование технологической культуры у учащихся общеобразовательной школы 2.1 Модель формирования технологической культуры учащихся на уроках технологии Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире: ...

  • Создание комфортной благоприятной атмосферы в классе для каждого обучающегося.
  • Стимулирование положительной мотивации к обучению.
  • Развитие у детей навыков, умений и основ знаний по вопросам сохранения здоровья.

Представим принципы организации здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе.

Как уже отмечалось, понятие «здоровьесберегающие технологии» в начальной школе может быть отнесено к любой из применяемых учителем образовательных технологий, если в процессе решается задача сохранения и укрепления здоровья учителя и обучающихся. При этом должны соблюдаться следующие принципы, выделенные Н. К. Смирновым: «Не навреди!» — каждый приём, метод или средство, которое применяется на уроке, не должно наносить вред здоровью детей, поэтому стоит использовать только обоснованные, проверенные на практике элементы работы [27, с.60].

Приоритет заботы о здоровье обучающегося — каждый момент урока должен быть проанализирован с позиций влияния на психофизиологическое состояние школьников.

Непрерывность и преемственность — этот показатель говорит о том, что здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе применяются в работе регулярно, ежедневно и на каждом уроке.

Ребёнок – субъект применяемых технологий и их непосредственный участник. Учёт возрастных особенностей при подборе содержания обучения. Все материалы и их объём должны быть посильны и доступны для ребёнка. Учителя, психологи и доктора должны действовать совместно, как единый механизм влияния на развитие ребёнка. Создание ситуации успеха очень важно для развития психологического здоровья ребёнка. Любой результат, полученный ребёнком, оценивается сначала с акцентом на положительное, после чего отмечаются ошибки или проблемы. Чередование активных видов деятельности предупреждает утомление. Формирование ответственности за свое здоровье у каждого ребенка — важнейшая задача учителя.

2. Аналитическое исследование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

2.1 Мониторинг состояния здоровья учащихся, Мониторинг здоровья учащихся был организован проведен на базе МОУ СОШ №33.

Для системного контроля здоровьесберегающих основ нами были выявлены следующие основные показатели:

  • динамика когнитивного развития учащегося;
  • рост достижений ребенка по учебным дисциплинам;
  • особенности личностного развития учащегося;
  • психологическое здоровье учащегося.

Рост достижений ребенка по учебным дисциплинам отражается на уровне обученности, который включает количественные показатели – результат успеваемости (оценки четвертям, за год обучения) и качественные: поуровневые результаты написания срезовых работ, поэлементный анализ типичных ошибок, которые классифицированы по стрежневым линиям основных курсов.

Динамика когнитивного развития рассматривается через анализ уровня умственного развития и уровня обучаемости ребенка.

В нашей работе мы придерживаемся следующих свойств: обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мыслительной деятельности. Степень развития и характер сочетания указанных свойств, особенно мыслительной деятельности, определяют собой индивидуальные различия в обучаемости, являются ее качественными показателями, на основе чего мы делаем прогноз возможных достижений в процессе обучения каждого учащегося.

13 стр., 6045 слов

» Здоровьесберегающие технологии в школе»

... формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни Здоровьесберегающие технологии ... здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе ... расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции ...

Для диагностики мы используем апробированный и валидный инструментарий. Для реализации этого принципа, используются методики, в интерпритации результатов которых уже заложено соответствие этому требованию.

Нами выделены 4 уровня: нулевой, первый, второй, третий. Нулевой и первый уровни – низкая обучаемость, второй – средняя, третий – высокая.

После сбора информации о потенциальных возможностях учащихся проводится психолого-педагогический консилиум. С участием всех учителей, работающих в данных классах. В процессе обсуждения совместно с педагогами особенностей учащихся мы выделяем детей, у которых есть расхождение между уровнем обучаемости и обученности, причины расхождения, область затруднения ребенка, проблемы класса в целом. Определяем основные направления работы с классом и отдельными учащимися по развитию познавательных процессов, особенно мышления. Эти направления работы реализуются учителями в процессе преподавания своего предмета и психологами в работе специальных коррекционных групп.

Особенности личностного развития учащегося, сохранения и укрепления их здоровья, проявляются и в уровне воспитанности.

Мы выделяем, как и в процессе анализа уровня обученности четыре уровня воспитанности: достаточный, средний, низкий и неудовлетворительный.

Диагностика уровней воспитанности и обученности взаимосвязаны между собой, взаимно дополняют друг друга, например, такие характеристики воспитанности как широкий круг интересов и активность личности являются необходимыми компонентами высокого уровня обучаемости в виде ее мотивационной основы. А в процессе взаимосвязи влияют на качество обученности. Без мотивации, даже при высокой обучаемости, ученик может показать низкие результаты обученности. Мы считаем, что процесс обучения определяется главным образом творческой, внутренне мотивированной деятельностью учащихся, что и составляет суть воспитания.

Создание благоприятного психологического климата в образовательном процессе, применение личностно-значимых способов учебной деятельности, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности ―это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Используемые методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся в учебном процессе, что способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья учащихся.

Задачей диагностической деятельности в школе является своевременное изучение актуального психического состояния учащихся.

Используемая система диагностической деятельности включает три основных схемы, необходимые, на наш взгляд, для успешного сопровождения как образовательного процесса, так и его субъектов.

29 стр., 14268 слов

Использование обучающих компьютерных игр в учебном процессе общеобразовательной ...

... разработке и апробированию урока с применением ОКИ. Теоретическая значимость исследования: Рассмотрено применение игровых технологий в образовательном процессе, их роль и влияние на качество обучения детей. Определенные в работе рекомендации по использованию компьютерных образовательных игр ...

1 схема – диагностический минимум по изучению уровня обучаемости и воспитанности учащихся;

2 схема – углубленное психодиагностическое обследование;

3 схема – первичная дифференциация нормы и отклонений в развитии учащихся.

Каждая схема направлена на решение своих задач сопровождения опытно-экспериментальной работы. Схемы взаимосвязаны между собой и применяются в определенной последовательности (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Данные подходы в исследовании когнитивных и личностных особенностей учащихся и использование полученных результатов позволяют более эффективно решать проблемы обучения и воспитания. По итогам медицинского осмотра в 2014 году из 11 осмотренных учителей начальной школы впервые выявлено хронических заболеваний: гипертоническая болезнь 1 степени у 1 учителя, гипертоническая болезнь 2 степени у 1 учителя, у 1 учителя по данным анализа крови ― железодефицитная анемия. Наши педагоги дисциплинированно посещают профосмотры, так как они понимают, что своевременно выявленные заболевания и лечение в большей мере ведут к выздоровлению.

Для решения вопроса о здоровьесбережении обучающихся и воспитанников поставлена задача раз­работки и применения на практике здоровьесберегающих тех­нологий, своевременное выявление отклонений в состоянии здоровья для наиболее эффективной организации оздорови­тельных и профилактических мероприятий.

Для этого на базе районной поликлиники проводятся обязательные ежегодные медицинские осмотры школьников и воспитанников. На первом этапе обследования используются некоторые элементы программы доврачебного медицинского обследования, в том числе:

  • индивидуальная оценка физического развития детей и подростков;
  • измерение артериального давления для выявления гипертонических и гипо­тонических состояний;
  • оценка уровня физической подготовленности;
  • скрининг-диагностика остроты зрения.

Во время диспансерного осмотра выявлен уровень заболеваемости глаз у детей. Для этого на каждом уроке наши педагоги проводят пятиминутную гимнастику для глаз.

В 2014-2015 учебном году в классе обучаются 26 учащихся /3 класс/.

По группам здоровья в 2014-2015 учебном году учащиеся распределились так:

I группа- 18%

II группа- 65%

III группа- 15%

IV группа — 2%

Наиболее распространенные заболевания представлены в Таблице 1., Таблица 1, Наиболее распространенные заболевания

Заболевания глаз

Лор.заболевания

Хирургические заболевания

Терапевтические заболеевания

Невралгические заболевания

2014-2015

38%

48%

38%

21%

28 стр., 13619 слов

Образовательная программа школы: назначение, содержание, участие ...

... программу школы должен проанализировать, в целом, состав обучаемых детей, особо выделяя одарённых детей, детей с повышенной мотивацией, детей с проблемами здоровья, ... формы организации познавательной деятельности учащихся. Учителя в учебно ... и прогресс образования: разработка различных вариантов ... происходит в системе начального образования (а иногда ... в роли информатора. Работа педагогического коллектива ...

12%

На основании полученных данных выявлено:

    1. Среди третьеклассников выявлено 32,7% детей, у которых показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки находятся на уровне низких величин.

    2. Дисгармоничное развитие выявлено у 24,3% детей, а резко дисгармоничное — у 11,1%. Диспропорция определялась избыточной массой тела по отношению к росту.

    3. Уровень физической подготовленности детей можно считать низким по всем показателям и недостаточным для детей данного возраста.

    4. Отмечены высокие уровни хронической заболеваемости болезнями нервной системы и органов чувств — 23%, болезни костно-мышечной системы-64%.

    5. Среди выявленной ортопедической патологии имеют место:

  • нарушение осанки — 30%,
  • плоскостопие — 32%,
  • кривошея — 1,5%.

По результатам проведенного анализа, очевидно, что состояние здоровья детей желает быть лучшим.

Регулярно, специально созданная комиссия, состоящая из медицинских работников, представителей администрации и родителей проводит рейды с целью контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм хода учебного процесса. С согласия родителей все учителя оповещены о наличии в клас­сах детей с отклонениями в состоянии здоровья, чтобы в слу­чае необходимости создать для них щадящий режим обучения. Все необходимые рекомендации для каждого ребенка зафик­сированы в классных журналах, классные руководители следят за соблюдением этих рекомендаций. Эти меры реализуются ежегодно и позволяют контролировать динамику в состоянии здоровья детей. С целью профилактики заболеваний медра­ботники регулярно проводят осмотр учащихся, ежедневная проверка санитарного состояния классных комнат, раздева­лок, спортивного зала, столовой, санузлов, а классные руково­дители проводят санитарно-просветительские беседы с роди­телями и учащимися.

Для профилактики травматизма в школе систематически проводится инструктаж учителей на рабочем месте, а также текущий инструктаж учащихся по технике безопасности каж­дого вида учебной деятельности, безопасного поведения в учебных кабинетах и во время перемен. Кроме того, классные руководители еженедельно проводят беседы с учащимися. Большое значение в сохранении здоровья учащихся играет питание, которым охвачено 100% учащихся. Все учащиеся получают двухразовое горячее питание.

В школе строго отслеживается дозировка домашних зада­ний, соблюдение графика контрольных работ, существуют строгие ограничения работы учащихся на компьютере. При составлении расписания учитываются санитарно-гигиениче­ские требования. В целях формирования у учащихся бережно­го отношения к здоровью, навыков здорового образа жизни, введен специальный предмет «Час здоровья».

Подводя итоги диагностики деятельности в начальной школе в области развития уровня здоровья школьников и пропаганде здорово­го образа жизни, можно сделать вывод, что в образовательном учреждении видна динамика пропаганды здорового образа жизни, при организации учебного процесса учитываются санитарно-гиги­енические нормы и здоровьесберегающие технологии.

Задачи на ближайшую перспективу:

— активизировать пропаганду здорового образа жизни путем расширения просветительской деятельности в школе;

— вовлекать все большее количество учащихся в обяза­тельные занятия физкультурой и спортом, создавая новые сек­ции, повышая интерес к физической культуре и спорту;

— обеспечение системы полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья;

  • разработка и внедрение комплекса мер по поддержа­нию здоровья педагогических работников.

Для эффективного управления развитием здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении необходимо создание системы мониторинга состояния здоровья учащихся. На основании информации по результатам мониторинга дается комплексное заключение об учащемся, в котором отмечаются особенности и динамика изменений по педагогическим, психологическим и медико-физиологическим показателям. Оно представляется директору школы, на медико-психолого-педагогический консилиум. Частично с этими данными могут быть ознакомлены родители.

2.2 Разработка здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Предлагаемые виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе можно объединить в три блока: направленные на соблюдение гигиенических требований; организующие рациональную физическую активность; другие психолого-педагогические технологии.

Первый блок: обеспечиваем гигиенически оптимальные условия

От того, как организован образовательный процесс, зависит многое. Если нагрузка и виды деятельности распределены рационально, то у детей достаточно длительное время сохраняется на высоком уровне умственная работоспособность. Но кроме этого, большое значение имеет соблюдение гигиенических условий.

Приведём основные критерии, которым должны соответствовать уроки по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе. В первую очередь в классе должна быть комфортная температура, воздух должен быть свежим. Учебный кабинет необходимо оснастить достаточным уровнем освещения. Все эти требования содержатся в нормах СанПиН.

Во-вторых, дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную осанку, и периодически менять позу, снимая статическое напряжение. Для этого педагоги обычно используют физминутки, пальчиковую, дыхательную, суставную и глазную гимнастику, а также элементы самомассажа. Такие оздоровительные моменты, регулярно включаемые в урок, дают хороший эффект.

В-третьих, на уроке нужно использовать несколько видов деятельности. Например, стоит чередовать опрос, решение примеров, работу с раздаточным материалом и так далее. На утомляемость школьников влияют продолжительность занятий одним видом деятельности и частота их сменяемости. Не должно быть длительной монотонной работы, но и мелькание одного за другим упражнений при очень частой смене упражнений может утомить ребёнка, поэтому рекомендуется найти оптимальное сочетание. Учитель должен чётко замечать тот миг, в который наступает утомление детей и снижается учебная активность, и сразу же принять меры для смены вида деятельности.

В-четвёртых, дети на уроке могут получать знания с помощью различных способов. Например, это может быть не только словесный рассказ учителя или рассматривание наглядных материалов (в том числе использование аудио- и видеопросмотра), но и самостоятельная работа. Кроме того, необходимо включать в урок практические методы. От чередования перечисленных элементов также зависит сохранение работоспособности школьников. Отдельным моментом является использование технических средств обучения. Они должны применяться в соответствии с указанными в санитарных требованиях продолжительностью и периодичностью. Учитель, подбирая материал для прослушивания или просмотра, продумывает и его цель, и дальнейшую работу. Например, просмотр обучающего фильма может вызвать обсуждение содержания, размышления по заданной теме, вопросы к детям и к учителю от обучающихся.

В-пятых, очень важен для сохранения работоспособности психологический климат. Урок со здоровьесберегающими технологиями в начальной школе характеризуется комфортной атмосферой, доброжелательностью во взаимоотношениях учителя и учеников, направленностью на сотрудничество. А также активностью и заинтересованностью в общении и совместной деятельности с одноклассниками. В этом учителю хорошо помогают улыбка и юмор. Включение в урок небольшой шутки, поговорки, весёлой иллюстрации или музыкальной минутки позволяет быстро и легко снять напряжение от утомительной монотонной деятельности, выполняя роль эмоциональной разрядки. уроки по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе

Второй блок: организуем обучение и физическую активность

Современные исследования в области педагогики и психологии отмечают четыре важных момента в построении урока, включающего здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Момент первый: интересно — значит неутомительно! Формируя у школьников коммуникативные навыки, заинтересованность в новых знаниях, познавательную мотивацию и умение не только отвечать на вопросы, но и задавать их, педагог предотвращает у детей усталость от образовательного процесса.

Момент второй: вижу, слышу, пробую! У каждого человека имеются индивидуальные особенности восприятия. Зависит это от функциональной асимметрии мозга, при которой происходит распределение всех психи­ческих функций между двумя полушариями. Дети, у которых преимущественно работает левое полушарие, отличаются словесно-логическим воплощением познавательных процессов, такие ученики легко воспринимают абстрактные понятия, легко делают обобщения и выводы. Школьники с доминированием правого полушария больше используют конкретно-образное мышление, часто включают воображение, придумывают, сочиняют, легко справляются с творческими заданиями. Есть и третий тип школьников, у которых нет какого-то одного ярко выраженного характерного признака, их полушарии работают в равных долях. Кроме этих особенностей, у детей отличаются и каналы восприятия информации: аудиальное, визуальное, кинестетическое. Учитель должен знать особенности обучающихся и использовать в работе разные варианты подачи материала, чтобы облегчить обучение для всех детей.

Момент третий: учет зоны работоспособности. В активности человека наблюдаются регулярные пики и спады, образующие особый ритм. Такое чередование имеет свои особенности и в течение одного дня, и в разные дни учебной недели. Учитывая эти особенности, составляется расписание, при котором трудные уроки не ставятся в конце.

Момент четвёртый: распределение интенсивности умственной нагрузки. Педагог в процессе обучения старается снизить утомление, поддерживает оптимальную работоспособность учащихся, следит за её изменением в ходе урока и тем самым способствовует здоровьесбережению.

Третий блок: психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Рассмотрим, что помогает учителю сохранять работоспособность. Использование на уроке элементов, снимающих эмоциональное напряжение: игровые технологии; обучающие интерактивные программы; оригинальные задания и задачи; введение в урок отступлений. Создание благоприятного психологического климата на уроке: доброжелательный стиль общения; увлекательная беседа; интерес к каждому мнению; тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки; стимулирование к самостоятельной деятельности; тонкий юмор.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Если ребёнок со школьных лет усвоит как норму ответственное отношение к состоянию своего организма, в последующей жизни он будет вести здоровый образ жизни. Применение личностно-ориентированного подхода.

Задача школы – сохранить и укрепить здоровье

Обобщая всё вышеизложенное, ещё раз отметим, что школа способна заботиться о здоровье детей. Передовые учителя уже давно используют разнообразные элементы, снижающие заболеваемость, в своей работе. Молодым и начинающим педагогам стоит включить этот вопрос в своё самообразование. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе — мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.

2.3 Практика реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Отдых является обязательной составляющей плодотворной работы. Для детей, входящих в новый учебный ритм, это особенно важно. Работать без перерыва в течение 45-ти минут им не свойственно, вследствие этого быстро теряется концентрация, пропадает интерес к материалу и все это сопровождается общей усталостью.

Для того чтобы снять зрительное, умственное и физическое напряжение необходимо проводить физминутки. Проводят физкультминутку на 12-20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урока. Продолжительность 2-3 минуты.

Физкультминутки, Роль физкультминуток на уроке:

— Положительно влияют на деятельность мозга,

— сердечно — сосудистую и дыхательную системы,

— улучшают кровоснабжение внутренних органов,

— улучшают работоспособность нервной системы,

— помогают снижению умственного переутомления.

Требования к физкультминуткам:

— Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.

— Проводятся на начальном этапе утомления.

— Упражнения должны быть разнообразны.

— Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Физкультминутки включают:

— Гимнастику для глаз

— Упражнения для кистей рук

— Упражнения для профилактики нарушения осанки

— Упражнения для профилактики плоскостопия

— Дыхательные упражнения

— Психогимнастику

— Игровой самомассаж

— Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

Рассмотрим несколько видов физминуток:

Гимнастика для глаз

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (

Посмотрите все в окно, (

Ах, как солнце высоко. (

Мы глаза сейчас закроем, (

В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем, (

Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз, (

Жмурься сильно, но держись. (

— Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

— Посмотреть на указательный палец, вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

— В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Физминутки для рук и пальцев

Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления.

1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.

2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”

Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук:, Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький., Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит., Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине., Этот – указательный, пальчик замечательный., Этот пальчик – вот какой, называется большой., Мы ладошкой потрясём,, Каждый пальчик разомнём., Раз, два, три, четыре, пять, Мы начнём опять писать., Упражнения для улучшения осанки

  1. Правильная поза учащегося во время занятий: принять правильное положение и зафиксировать его.

  2. Упражнения для профилактики нарушения осанки:

Мы походим на носках, а потом на пятках., Поднимает руки класс – это раз,, Завертелась голова – это два,, Три – руками три хлопка,, На четыре – руки шире,, Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Физминутки для младших школьников желательно проводить на каждом уроке. Чередовать нужно примерно так:

— урок математики – физминутка с цифрами и счетом (напр. Веселая зарядка);

— чтение – упражнение с глазной гимнастикой (Пугливый енот);

— письмо – для снятия напряжения с кисти рук и пальцев (Кошечка, Стрекоза);

— рисование – упражнения, поднимающие настроение и бодрящие (Крокодил, Веселая зарядка или музыкальные физминутки).

Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Внеклассное мероприятие «Семья и спорт против наркотиков» см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2., ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны.

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Актуальность темы здоровья подтверждают статистические показатели: только 15% детей рождаются физиологически зрелыми; 30–35% поступающих в школу уже имеют хронические заболевания; 90% детей имеют отклонения физического и психического здоровья.

Здоровьесберегающие технологии

Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, которая обеспечивает высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволяет отодвинуть утомление и избежать переутомления.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь целей и задач обучения.

И в заключение, заметим, что для снятия напряжения, недостаточно проводить специальную релаксацию или аутогенную тренировку, необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринуждённо, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учеников создавалась бы приятная, располагающая к занятиям атмосфера. В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/zdorovesberegayuschih-tehnologiy/

  1. Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы обучения родному языку и развитию личности. Книга II//Издательство М.: «Амрита –Русь». 2011г.

  2. Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Развитие ребенка и его здоровье. — М.: Вентана-Граф, 2013.

  3. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. –. 2005.- № 3.

  4. Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2003, с. 49-60.

  5. Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. — М.: Вентана-Граф, 2003.

  6. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1996 г.

  7. Безруких М. М . Здоровьесберегающая школа. – М.: МГПИ, 2008. – 222 с.

  8. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) Учебное пособие. — М.: Академия, 2003. — 416 с

  9. Брехман И.И. Валеология – Наука о здоровье. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 2000.

  10. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология. — 2004. — №1. — С.21-26.

  11. Валеология человека. Здоровье — Любовь — Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 2007, Т.5.

  12. Гарбузов В.И. Человек — жизнь — здоровье // Древние и новые каноны медицины. — СПб, 2015.

  13. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Примерная внеурочная программа спортивно – оздоровительной деятельности подростков. – М.: Просвещение, 2010.

  14. Дубровский В.И. Валеология: ЗОЖ: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2009.

  15. Закон об образовании. Федеральный закон от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.07.2012)

  16. Замышляева Н. В. Проблема здоровьесбережения: пути её решения на уроке»// Начальная школа. 2010 . №6

  17. Здоровый образ жизни — залог здоровья / под ред. Ф.Г.Мурзакаева. Уфа, 2007, 280 с.

  18. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский . – М. : Медицина, 2009. – 128 с

  19. История педагогики. Уч. пособие / Под ред. В.А.Капранова.- М., «Новое знание», 2007.

  20. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2014, 296 с. — (Педагогика. Психология. Управление).

  21. Костикова Л.В. Азбука спорта. — Издательство: Физкультура и спорт, 2002.

  22. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. — М.: Аспект Пресс, 2008. 139с

  23. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

  24. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. — Ростов н/Дону: Феникс, 2011.

  25. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. — Академия,2007.

  26. Пинхолстер Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений (перевод с английского).

    — М. : «Физкультура и спорт», 1973.

  27. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К.Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2012.

  28. Степанова М., Александрова И., Седова А. С позиций сбережения детского здоровья: новые шкалы трудности учебных предметов //Директор школы. — 2004. — №4. — С.87

ПРИЛОЖЕНИЕ, ПРИЛОЖЕНИЕ 1, Система психолого-педагогического сопровождения учащихся школы

Проблема

сроки

класс

психолог

Изучение познавательной и мотивационно-волевой сферы учащихся:

— а) диагностика уровня обучаемости (умственное развитие, внимание, память, работоспособность);

— б) диагностика уровня воспитанности (мотивация учения, личностно-волевые качества);

— в) межличностные отношения в классе, статусное положение учащегося.

Педагоги

Диагностика результатов срезовых работ, анализ оценок;

Диагностика личностных затруднений учеников (анкетный метод)

Индивидуальное психолого-педагогическое исследование учащихся выделенных групп

проблема

сроки

класс

психологи

1. Углубленная психологическая диагностика познавательной и эмоционально-волевой сферы;

— Беседа с учителями;

— Изучение медицинских карт.

2. при необходимости проведение ПМПК

Педагоги

1. Уровень сфолрмированности компонентов учебной деятельности (учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, действия контроля, действие оценки).

2. изучение причин связанных с пробелами в знаниях учащихся.

Определение причин затруднений у учащихся выявленных групп

Заполнение информационных карт

педагоги

Проведение психолого-медико-педагогического консилиума

Психологи

Обсуждение характера и причин затруднений в учении и поведении учащихся выделенных групп

Разработка программы психолого-педагогического сопровождения данных групп учащихся

педагоги

Реализация программы психолого-педагогических мер

Психологи

Групповые и индивидуальные занятия с учащимися

педагоги

Выбор образовательной технологии (разработка поуровневых, дифференцированных заданий).

Социальный работник

Работа с семьей, внешкольными организациями.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2, Внеклассное мероприятие «Семья и спорт против наркотиков»

Цель:

Воспитание физической культуры и нравственной сплочённости семьи., Обеспечение эффективного взаимодействия семьи и школы.

Задачи:

— Активизация физкультурной и спортивно-массовой работы среди учащихся.

— Воспитание ценностей в семейных отношениях, формирование личностных качеств (любовь, взаимовыручка, дружба, сплочённость).

— Способствовать формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья;

— Развитие творческого и физического потенциала обучающихся;

— Развитие спортивных и двигательных навыков у детей.

— Повышение роли семьи в воспитательном процессе

УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ:

В соревнованиях участвуют семейные команды (мама, папа, ребенок).

Остальные учащиеся и родители — болельщики.

Болельщики готовят:, Плакаты, лозунги и другой инвентарь для поддержки команд., ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:, Победитель определяется по наименьшей сумме мест, занятых в ходе соревнований., НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ:, Команды награждаются грамотами

Ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья! Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Здравствуйте, дорогие ребята, болельщики и гости!! Сегодня мы проводим соревнование-конкурс «Семья и спорт против наркотиков». Во все времена человек стремился к здоровому образу жизни, желал познать пределы своих возможностей, не боясь бросить вызов судьбе. И часто выходил победителем. А спорт это и есть: ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ, РИСК, ПОИСК, ПОБЕДА. Заниматься физкультурой полезно, веселой физкультурой вдвойне. Ведь каждая минута занятий спортом продлевает жизнь человека на один час, а веселым – на два. Массовость спорта – залог трудовых побед семьи, хорошего настроения и отличного здоровья. Сегодня мы вместе, чтобы получить заряд бодрости и поболеть за те дружные семьи, которые рискнули принять участие в конкурсах.

Чтец 1-й:

Посмотрите — ка, у нас, Здесь собрался 1 класс

Ну а рядом – папы, мамы.

Чтец 2-й:

Папы бросили диваны,, Мамы бросили кастрюли, И костюмы натянули.

Чтец 1-й:

Все хотят соревноваться,, Пошутить и посмеяться,, Силу, ловкость показать, И сноровку доказать.

Чтец 2 –й

Этой встречи мы все рады,, Собрались не для награды., Нам встречаться чаще нужно,, Чтобы все мы жили дружно!

Чтец 1.

А сейчас дорогие наши гости — болельщики и участники соревнований! Позвольте Вам представить многоуважаемое жюри (Ф. И. О. ……, Ф,И. О……).

Чтец 2

Мы попросили их принять участие в нашем празднике в качестве главных спортивных судей и приглашаем их занять место за судейским столиком.

Чтец 2

А ну-ка, папы, мамы подтянитесь,, С детьми своими за победу поборитесь!, Итак, на старт я призываю всех!, Пусть вам сопутствует удача и успех!», Ведущий. Команды, на старт!, Звучат позывные парада (Команды готовы к параду).

Под музыку марша И. Дунаевского из кинофильма «Веселые ребята» участники конкурса входят в зал. Участники – семейные команды, возглавляемые капитанами – самыми молодыми членами семей. Выстраиваются в одну колонну.

Ведущий. Итак, команды готовы, и мы начинаем соревнования! Наш конкурс начинается. В нем принимают участие … семейных команд.

На нашем празднике присутствуют участники локальных воин. Их стойкости и выдержке позавидует любой! Не всякий выдержит перегрузки традиционного мужского троеборья: футбол, кино и домино. Но они не сдаются. Вот они все перед нами — слегка бодрые, местами подтянутые, кое-где собранные, но не побеждённые, и даже в чём-то непобедимые, а в чём именно — мы узнаем позже. А сейчас мы приветствуем наших смелых, отзывчивых мужчин, всегда готовых откликнуться на зов женщины, совести, Отечества и пожелать им в дальнейшем сохранять такую же боевую готовность к участию в школьных делах, которые только выигрывают от их участия!

А вот и мамы! Они всегда в форме. Дают о себе знать постоянные тренировки в женском троеборье: плита, бег по магазинам, стирка. И мы уверены, что сегодня именно они будут задавать тон своим командам в соревнованиях. Потому что известно, что семья держится на 3-х китах — Женщина, Женщина и ещё раз Женщина!

И, наконец, дети – капитаны команд! Это они ещё с пелёнок долгие годы закаляли постоянными тренировками и объединяли своих родителей в дружную команду, ставя перед ней все новые задачи, постоянно повышая нагрузку. Но не зря говорят: тяжело в учении — легко в бою.

Мы от души приветствуем и поздравляем всех, кто сегодня вышел на старт. Успехов нашим командам и побед!

А сейчас настал торжественный момент. Всем участникам приготовиться к клятве спортсменов!

Клятва.

-Торжественно клянемся участвовать в этих состязаниях соблюдать правила, по которым они проходят и уважать соперников.

Дети.

— Клянемся бежать только в указанном направлении – шаг вправо, шаг влево считается попыткой к бегству.

Дети.

— Клянемся передвигаться только на тех конечностях на которых разрешают правила.

Дети.

— Клянемся соблюдать Олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее!». Что значит: быстрее ветра не бежать, выше крыши не прыгать, сильнее соперника судью не бить.

Дети.

— Клянемся подножки сопернику не подставлять, упавших не добивать;

Дети.

— Клянемся соревноваться в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своей семьи;

Дети.

— Клянемся не подраться из-за первого места, но победить любой ценой.

Дети.

Чтец 1

Наступило время спортивных состязаний., Кто быстрее преодолеет все препятствия мы узнаем прямо сейчас. Команды готовятся на старт!, Ведущий: 1-й КОНКУРС «Гирлянда победителя», Надуть воздушный шар, добежать до отметки и привязать мяч к обручу. Время 3 минуты.

Чтец 2

Древние греки утверждают: “Хочешь быть сильным – бегай!, Хочешь быть умным – бегай!, Хочешь быть красивым – бегай! ”, Ведущий: 2 — й КОНКУРС «Бег с шарами».

Первый участник (ребенок) обегает стойку (15м от старта),открепляет воздушный шр, возвращается к своей команде, которая стоит за линией старта в колонне по одному, передает шар следующему участнику – маме, мама – передает папе. Папа финиширует – эстафета окончена.

Чтец 1

С эстафетой справились отлично., Быстро бегать – это всем привычно.

Чтец 2

А теперь попрыгаем, друзья,, Узнаем кто у нас самая прыгающая семья., Ведущий. 3 — й КОНКУРС «КТО ДАЛЬШЕ ПРЫГНЕТ»

По очереди, сначала ребенок, затем мама и последний — папа, выполняют прыжок в длину с места. Место приземления отмечается мелом по пяткам. Это место является местом начала прыжка следующего участника команды.

Чтец 1

Когда идешь на штурм ты эстафеты,, Победа нам не очень – то видна.

Чтец 2

Но все равно дойдем мы до победы,, Ни пуха, вам, команды, ни пера!

Ведущий. 4 — й КОНКУРС «Один за всех и все за одного» (переправа в обручах — Папа + мама + один ребёнок)

В обруче в руках на уровне пояса первыми бегут папы, оббегают стоечку, возвращаются назад. Берут с собой в обруч маму и выполняют это же задание с мамой. Затем к ним в обруч встаёт ребёнок, и то же самое они выполняют втроём.

Ведущий. 5 — й КОНКУРС семейная эстафета «Папаммамабиль»

Папа бежит спиной вперед — обегает стойку, возвращается бегом, берет за руку маму — бегут вдвоем, обегают стойку, возвращаются, сажают ребенка между собой на сцепленные руки и бегом несут до стойки и обратно

Чтец 1

Ну, а следующая игра, Требует от игрока, Ловкости, уменья, Большого вдохновенья.

Чтец 2

Стремление к победе, И веселый смех, Помогут вам, И гарантируют успех., Ведущий. 5 — й КОНКУРС «Виртуозы».

У каждой команды (папы, мамы и ребенка) к поясу на нитке привязан воздушный шарик. Нужно раздавить шарики своих соперников, но при этом, сохранить свои. (время на эстафету – 3 минуты).

Выигрывает команда, у которой осталось больше шариков.

Ведущий. 6 — й КОНКУРС «Колодец».

Каждый участник команды с помощью гимнастической палки загоняет воздушный шар в ведро, которое стоит в конце зала. Затем вытаскивает шар из ведра руками и бежит к команде. Шар не должен касаться пола.

Чтец 1

Видим мы со стороны, Команды в технике равны.

Чтец 2

Взглянуть хотим мы побыстрей, Чьи капитаны пошустрей., Ведущий. 7 — й КОНКУРС КАПИТАНОВ Я вижу, капитаны готовы к конкурсу. Объявляю его условия.

Капитаны передвигаются «крабиком» до отметки (обозначенной в 10 м. от старта), бегом возвращаются к исходной позиции. Побеждает команда, прибежавшая первой.

Ведущий 8 конкурс «Бег в брюках»

Капитан команды – папа бежит до установленной черты (12-15 м), берет брюки, возвращается к своей команде. Он просовывает одну ногу в штанину, а в другую штанину – мама. Теперь бегут вдвоем в одних брюках до черты. Папа остается, а мама возвращается за сыном. С сыном в одних брюках добегают до черты снимают брюки и, взявшись за руки, все вместе возвращаются на свое место.

Ведущий. 9 — й КОНКУРС «Заключительная эстафета»

Капитан, добегая до указанного места, где лежат слова, берет одно слово, бежит к семье, папа бежит за вторым словом, мама — за третьим и т.д. Когда все слова будут на месте нужно выложить предложение: « Папа, мама, я, спорт против наркотиков». Выигрывает та команда, которая первая составит предложение и капитан поднимет руку.

Чтец 1

Последний вид соревнований,, Мы завершили и сейчас

Чтец 2

Итог всех наших состязаний,, Пусть судьи доведут до нас.

Ведущий: Для подведения итогов слово предоставляется жюри Наши соревнования подошли к концу, но думаю, что это только начало, небольшой шаг в сторону здоровья и хорошего настроения.

Ведущий: Наши соревнования подошли к концу, но думаю, что это только начало, небольшой шаг в сторону здоровья и хорошего настроения.

Чтец 1