«СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Курсовая работа

В настоящее время мы живем информационном обществе и практически все сферы человеческой жизни зависят от технического оснащения. Это касается и сферы образования. Информатизация образования как необходимая составляющая развития мирового сообщества, все больше занимает ведущие позиции в содержании, методах и организационных формах учебной работы, обеспечивая подготовку подрастающего поколения к жизни в условиях информационного общества.

По сколько информатизация пространства начинает занимать ведущую позицию в современном обществе, необходимо обучать детей работать с информационно коммуникативными технологиями (ИКТ) уже на начальном этапе обучения. Основная задача учителя научить детей грамотно и правильно использовать ИКТ, т.е. дать некий инструмент которым ребёнок может пользоваться, чтобы не «утонуть в информационном океане». Кроме того, ИКТ позволяют по-новому организовывать сам учебный процесс, изменять методику подачи учебного материала и повышать мотивацию обучения учащихся. Все это способствует формированию у учащихся информационно коммуникативной компетентности, т.е. способности грамотно применять ИКТ в процессе обучения.

Особенно важно это сделать на начальном этапе обучения, т.к. младшие школьники в силу своих возрастных особенностей лучше воспринимают информацию наглядно.

В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) современные ИКТ призваны усовершенствовать деятельность учителя и учащихся с помощью современных технических устройств, которые позволяют демонстрировать, усваивать и воспроизводить учебный материал в наиболее запоминающейся для детей форме.

Кроме того, современные ИКТ позволяют вести обучение на дому и поддерживать связь с родителями благодаря новой государственной программе – электронный журнал и электронный дневник.

проблема исследования:

В настоящее время в связи с информатизацией образования в школе начинают активно задействоваться современные ИКТ, однако, именно в начальной школе они только начинают внедряться, поэтому еще мало изучены и не систематизированы.

Объектом данной исследовательской работы являются информационно-коммуникативные технологии в процессе обучения.

Предметом данной исследовательской работы являются информационно-коммуникативные технологии в процессе обучения в начальной школе.

6 стр., 2531 слов

Разработка автоматизированной информационной системы работы отдела кадров (2)

... и функций управления. Темой данного курсового проекта является информационная система отдела кадров предприятия. Работа отдела кадров достаточно крупного ... ИНН; семейное положение; дети; 2. Образование; 3. Трудовая история (трудовая деятельность до работы на предприятии) с ... нужных данных при приеме на работу, увольнении, составлении отчетов. Основанием разработки послужил ряд причин, возникающих в ...

Целью исследования является изучение, выявление и систематизация современных ИКТ в образовательном процессе в начальной школе.

Гипотеза исследования:

Задачи исследования:

  1. Изучение предпосылок исторического развития информационных технологий в образовании;

  2. Выявление основных особенностей ИКТ в образовании в соответствии с новыми образовательными стандартами;

  3. Рассмотрение особенностей и возможностей реализации ИКТ в начальной школе;

  4. Разработка перспектив дальнейшего развития ИКТ в образовании.

Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие теоретические методы:

  • анализ педагогической и исторической литературы по проблемам развития и внедрения ИКТ в процесс образования;

  • анализ нормативных документов в соответствии с новыми образовательными стандартами по внедрению ИКТ в образовательный процесс.

Теоретико-методологическая база, Структура работы

1. Предпосылки исторического развития информационных технологий в образовании

Историческое развитие информационных технологий началось с возникновения персонального компьютера и различных средств коммуникации. По мере их развития и усовершенствования, они начали входить в различные сферы человеческой жизни, в том числе и сферу образования.

Рассматривая влияние информационных технологий на образовательные системы, в настоящее время выделяют четыре этапа [6, с.75].

  1. Первый этап (50-70-е годы XX века).

Данный этап характеризуется тем, что развитие компьютеризации еще только начиналось. Поэтому использование информационных технологий в области образования еще не было столь эффективным. Наличие электронно-вычислительных машин (ЭВМ), их размеры, количество — всё это требовало специального ухода, а труд учеников в предлагаемом режиме обработки информации мог разрешить применять ЭВМ только на правах автотренажеров, которые не выходят за пределы информационно-контролирующих устройств. Даже такой способ работы с ЭВМ на правах средства обучения в то время применялся лишь в самых лучших вузах страны.

3 стр., 1330 слов

Основные понятия технологии проектирования информационных систем

... требований к технологии проектирования: информационный программный компьютерный Обеспечение создания ИС, отвечающей целям и задачам организации, а также предъявляемым требованиям по автоматизации производственных процессов заказчика; Гарантированное создание системы с заданным ...

В первые дни становления вычислительной техники было значительное количество нестыковок в теоретических и технологических изобретениях современных средств фильтрации информации. Преимущества любых технических машин не давали возможности плодотворно применять ее в учебном процессе, который выражается, главным образом, в поддержании разговора с кем-либо. Процесс осуществления интерактивного режима работы, основанного на взаимодействии, диалоге отсутствовал в самых первых, да и в последних ЭВМ. Именно это и стало главной причиной проблем с техническими средствами в рамках учебного процесса.

Тем не менее, данный этап, хоть и не является самым важным, но служит отправной точкой во внедрении компьютерных средств в учебный процесс. Поскольку именно эти первые компьютеры являются совокупностью действий, правил для разработки почти всех учебных программ, которые и по сей день являются важным объектом образования и самообразования.

  1. Второй этап (70-80-е годы XX века).

Второй этап характеризуется тем, что в это время происходит приход самых полных, идеальных и современных машин с умением передачи нужной информации на дисплей.

Создание и применение персональных компьютеров помогало приступить к разработке и официальной проверке разнообразных педагогических методов.

Однако, в образование данные технологии внедрялись очень медленно, т.к. необходимо

Тем не менее, в этот промежуток времени стали использовать множество научных мнений и трудов по теориям образования учебного процесса, возникли первые школы, предназначенные для специальной подготовки в области определенной специальности при многих Научно-исследовательских институтах и Академий наук. Желание узнать и освоить компьютер значительно увеличивается, но только некоторые вузы и школы пользуются компьютерной техникой.

3) Третий период (80-90-е годы XX века).

Этот период характеризуется переменой искусства проектирования, строения и роста парка ЭВМ. Формат общения «пользователя» и «компьютера» стал другим т.к. компьютер действительно становится персональной машиной. Обучающие способности компьютерной техники этого временного периода стали довольно разнообразными. Рассматриваются возможности более эффективного использования всей полноты функций компьютерных обучающих систем, в том числе, и в способах управления познавательной деятельностью.

С 1986 году в общеобразовательные программы обучения в России включается новый предмет — «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ).

Однако, ситуация с обучением преподавателей информатики была весьма сложная, т. к. педагогические институты были не готовы к такому обучению, а учителей технических институтов было недостаточно для всех школ. Помимо этого необходимо было подготовить и обработать содержимое данного предмета и методику его преподавания.

4) Четвёртый этап (90-2000 годы XX века).

Наиболее активные изменения в области внедрения информационных технологий в образование в нашей стране начались лишь в 1998 г. Именно с этого момента в образовании активно начинает использоваться всемирная сеть Internet . Стали появляться компьютеры с мощным процессором и разнообразными функциями, компьютерные сети становятся всё совершеннее.

16 стр., 7773 слов

Работа “Процессы и аппараты” Тема проекта “ Технологическая схема ...

... другие характеристики. 2. Технологическая схема производства, Технологическая схема производства железобетонных панелей для внутренних стен Щебень Песок ... снижает усадочные деформации бетона и уменьшает вероятность образования трещин. Железобетонные конструкции армируют ненапряженной и ... транспортируют по цехам к месту переработки. Этот процесс включает : подготовку арматурной стали, ее чистку ...

Все это приводит к необходимости усиленного развития и внедрения инновационных процессов в образование, а также поиску современных технологий обучения, построенных на приобретении знаний путем самостоятельных занятий и выстраивании собственной траектории обучения.

Итак, мы рассмотрели предпосылки исторического развития информационных технологий в образовании, которые включают в себя 4 этапа: Первый этап (50-70-е годы XX века); Второй этап (70-80-е годы XX века); Третий этап (80-90-е годы XX века); Четвёртый этап (90-2000 годы XX века).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что информационные технологии четко и последовательно входили в образовательный процесс и с каждым годом оказывали на него все большее влияние, которое на современном этапе стало неотъемлемой частью учебного процесса.

2. Основные особенности ИКТ в образовании в соответствии с новыми образовательными стандартами

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Начального Общего Образования (ФГОС НОО) одними из основных требований освоения основной образовательной программы в начальной школе являются:

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  • соблюд ение норм информационной избирательности, этики и этикета;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета .

Исходя из этого

Кроме того, результаты освоения основной образовательной программы в рамках изучения некоторых предметов начальной школы должны отражать следующее:

  1. Математика и информатика:

    28 стр., 13619 слов

    Образовательная программа школы: назначение, содержание, участие ...

    ... необходима консолидация школы и Вуза, совместные разработки и реализации образовательных программ, выявление качества уровня содержания образования и, если ... в системе начального образования (а иногда также на первом цикле среднего образования), в среднем образовании ученики имеют ... старших классах, использование учителя в роли информатора. Работа педагогического коллектива должна быть направлена на ...

— приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Из этого следует, что для начала нужно познакомить детей с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы.

  1. Искусство:

— овладение практическими умениями и навыками в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)

Из этого следует, что детям необходимо дать первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами, научить сохранять результаты своей работы.

  1. Технология:

— приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Из этого следует, что детям необходимо иметь понятие об основных правилах создания графических изображений, овладеть важнейшими инструментами редактирования графики.

Опираясь на вышеуказанные требования ФГОС НОО, можно сделать вывод, что, во-первых, у школы сегодня есть все возможности научить ребенка ориентироваться в потоке информации, а также, научить не только обнаружить, но и правильно обработать информацию и найти ей применение в своей деятельности.

Во-вторых, современная техника, используемая в ходе организации образовательного процесса позволяет младшим школьникам применять полученные знания на практике. Среди нее можно выделить следующие информационно-коммуникативные устройства: компьютер, интерактивная доска, цифровые измерительные приборы, фотоаппараты и видеокамеры.

С помощью использования некоторых технических средств, например, интерактивной доски, учебный процесс становится максимально оптимизированным. Детям гораздо интереснее работать с интерактивной доской, так как все хотят ей воспользоваться, благодаря чему повышается познавательный интерес учащихся. Кроме того, использования таких средств позволяет учителю и учащимся работать в более интенсивном темпе, усваивая большее количество материала.

Также новые стандарты приучают детей уже в младшей школе не только классическому чистописанию, но и клавиатурному набору текста. Сейчас дети приходят в школу уже зная элементарные навыки работы за компьютером, но учитель должен объяснить им, что компьютер нужен не только для игры, но и для работы в учебное время, а для этого ему нужно уметь пользоваться клавиатурой для того, чтобы набрать какой-либо текст или составить личный проект, поэтому ученику необходимо быстро и правильно печатать.

10 стр., 4627 слов

Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе

... информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных ... образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: ...

Основная образовательная программа общего начального образования помимо собственно своего содержания организовывает сам процесс образования. Так от «малого» (начального) к «большему» (старшая школа) ученики научаются общей культуре, что включает в себя духовно-нравственное, социальное развитие, помогает мыслить творчески. В старшей школе всё это поможет ребятам социально реализоваться, у них появится желание стать успешными. Доля формируемого в таком сотворчестве с педагогом самостоятельного образовательного процесса в начальной школе ещё не велика, но она значима и необходима. Личность ученика развивается по многим направлениям: кружки, секции, олимпиады.

Помимо этого ФГОС в начальной школе предусматривает определенные требования разделения программы:

      1. пояснительная записка;

      2. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

      3. учебный план начального общего образования;

      4. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

      5. программы отдельных учебных предметов, курсов;

      6. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

      7. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

      8. программа коррекционной работы;

      9. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования в учреждении имеющем государственную аккредитацию разрабатывается примерно, возможны вариации. Но эта программа призвана обеспечить освоение её соответственно Стандарта.

Столь же серьёзные требования предъявляются и к м

Оно должно обеспечивать следующие возможности

  • создание и использование информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, общение в сети Интернет и др.);

    5 стр., 2334 слов

    Стандартизированное обучение языкам в условиях полиязычного образования

    ... послевузовского образования новых специальностей, обусловливающих подготовку: учителей иностранных языков для начальной школы, так как современные образовательные программы «Педагогика и методика начального обучения» и «Иностранный язык: два иностранных языка» не предусматривают специфику раннего обучения иностранным языкам. Поэтому есть потребность в открытии ...

  • получение информации различными способами (поиск информации в сети Интернет);

  • проведение экспериментов, в том числе с использованием виртуально-наглядных моделей; цифрового (электронного) оборудования;

  • использование цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

  • исполнение, сочинение и аранжировка музыкальных произведений с применением цифровых технологий;

  • размещение своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения

Итак, мы рассмотрели

3. Особенности и возможности реализации ИКТ в начальной школе

Среди информационно-коммуникативных технологий в начальной школе можно выделить:

  1. Интерактивная доска — это большой сенсорный экран, который работает с помощью компьютера и проектора. Проектор выполняет роль передачи изображения на интерактивную доску, а компьютер передает сигнал на проектор.

Также в интерактивные доски входит программное обеспечение, которое может работать с текстом и объектами на доске, сохранять информацию и превращать письменный текст в печатный и многое другое. Такой программой является:

  • Математический тренажер — это устройство помогающее приобрести необходимые обучающемуся умения. В математике постоянный тренинг особенно необходим. Младшие школьники нуждаются в формировании у них вычислительных навыков. В результате ребенок учиться организовывать свою работу самостоятельно. В этом поддерживает его интерактивные обучающие средства, они же помогают избежать трудности при записи результатов. Ребенка контролирует компьютер, что дает ему ощущение уверенности в правильности выполнения задания. Ребенок учиться выбирать и запускать подходящую компьютерную программу, выполняет задание и получив результат самостоятельно оценивает свои знания по изученной теме. Все эти этапы помогают школьникам, определить в какой момент, когда перейти к более сложным заданиям. Школьник сам определяет темп своего движения по лестнице знаний, а учитель имеет возможность получить отчет по каждому шагу действий учеников класса. Всё это дает педагогу возможность пропускать легко усваиваемый большинством детей материал и подробнее заняться сложными для их восприятия понятиями.

  • Виртуальная лаборатория — это электронный образовательный ресурс, выполненный в виде интерактивного компьютерного задачника по информатике для младших школьников и предназначенный для использования в курсе информатики, охватывающем начальную ступень общего образования. Комплект виртуальных лабораторий обеспечивает компьютерную поддержку уроков информатики при изучении тематических блоков по моделированию, введению в алгоритмические структуры и математическую логику, а также для использования по аналогичным тематическим блокам содержания курса математики, как на уроках математики, так и на занятиях математических кружков.

    18 стр., 8589 слов

    «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»

    ... усугубляет положение. Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе позволяет вести урок таким ... характеристик. Эта жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье – ... ё это приводит к нарушениям работы глаз. Задача учителя и родителей ... возможностями здоровья. Для учителя является ориентиром в деятельности так называемый «портрет выпускника начальной школы», ...

Так же интерактивная доска помогает быстрее осваивать любые предметы школьной программы, предоставляет больше возможности для взаимодействия и обсуждения в классе, делает занятия более динамичными интересными и увлекательными благодаря использования интернет ресурсов развивает мотивацию, удобно при работе в большой аудитории, позволяет сохранять и распечатывать изображение, сделанное на доске во время занятия, упрощая проверку усвоенного материала, позволяет использовать различные виды стиля обучения, представляет больше возможностей для коллективной работы, позволяет работать без клавиатуры, повышая вовлеченность в работу всех учащихся.

  1. Электронный журнал и дневник — комплекс программных средств, осуществляющих учет успеваемости и то, как ученики посещают школу ( , табель успеваемости и классный журнал в электронном формате).

    Этот комплекс помогает активно взаимодействовать всем участникам учебного процесса: управлению образования, администрации школы, родителям, педагогам, ученикам. В процессе работы с электронным журналом учитель вводит информацию, о том какой материал изучался на уроке, а так же тему урока, дают домашнее задание. Вся эта информацию отображается в электронном дневнике, к ней имеют доступ родители, которые могут проконтролировать выполнение домашнего задания, а так же учащиеся.

Ученики знают, что материал, который изучается в школе и домашнее задание, даже если они отсутствуют на уроке, что дает им возможность не выпадать из учебного процесса. Родители и учителя имеют возможность написать сообщение, задать все интересующие их вопросы и получить ответ через электронный журнал.

Учитель может посмотреть график роста успеваемости по четвертям, табель роста успеваемости каждого учащегося по четвертям и т.д.

Таким образом, электронный дневник и журнал позволяет сделать образовательный процесс более открытым и доступным, своевременно взаимодействовать учителям, родителям и учащимся.

  1. Технология клавиатурного ввода — это программа, которая помогает овладеть клавиатурным письмом, знакомит с правилами оформления текста в компьютере и простым редактированием текста. Ученики могут создавать текстовые сообщения — это важнейший язык современного человека в информационном пространстве. Он отличается тем, что обсуждаемые темы доступны большому количеству участников, которые обмениваются информацией достаточно быстро.

    6 стр., 2901 слов

    Информационная система «Разработка цифрового прототипа и ...

    ... сайтов в глобальной сети Интернет. Разработана информационная система, позволяющая внедрить новый подход к использованию цифровых прототипов на всех этапах жизненного цикла производства изделия. Информационная ... учебный год будет продано 225 копий информационной обучающей системы "Исследование процессов цифрового прототипирования в технологиях Autodesk". За последние несколько лет доля рынка, ...

Освоение этой программы позволяет работать в рамках любых предметов начальной школы, например: обмениваться сообщениями в рабочем порядке, при организации проектов и мероприятий, выполнять домашние задания в электронном виде, обеспечивать возможность дистанционного общения в урочное и не в урочное время. Свобода создания текста появляется, когда ребенок может быстро создавать свои тексты в любой доступной текстовой среде и транслировать их с помощью средств коммуникации. С появление такой свободы мотивация ребенка к освоению родного языка и созданию текста усиливается.

  1. Геоинформационные системы (ГИС).

    Знания о Земле как планете, изучение глобуса, географических карт школьники получают по основной образовательной программе начального общего образования. Информация по цифровой картографии и космическим снимкам вполне доступно младшим школьникам. Они могут проследить развитие Земли со времен глубокой древности до наших дней, работая с картами и планами (в том числе с цифровыми).

    Это работа помогает им приобрести навыки необходимые для последующего обучения в старших классах.

Эта технология может активно использоваться в процессе изучения предмета окружающий мир, так как позволяет увидеть в трехмерном изображение, то что недоступно глазу человека, например земная кора. Отправиться в путешествие по глобусу и карте, что также усиливает мотивацию и позволяет запомнить изучаемую информацию лучше в связи с тем, что задействованы разные каналы памяти.

  1. Видеокамера, микрофон и фотоаппарат. К моменту поступления в школу дети успевают получить достаточное количество информативных знаний до освоения ими алфавита. Источником этой информации являются фотографии и видеозаписи. Использование ИКТ в этой области помогает школьникам осознать свои возможности, управления информацией, они могут создавать собственные информационные поля, соответственно своим эстетическим представлением. Это помогает им самостоятельно использовать такие технологии при решении предметных задач и в общем учебном процессе. Подобная деятельность помогает учителю развивать речь учащихся, сохранять и просматривать материалы о событиях интересные детям. Всё это они могут обсуждать с одноклассниками и со взрослыми.

Один из предметов, на котором может применяться данная технология это «Окружающий мир». В частности это освоение доступных способов наблюдения, фото- и видеофиксации результатов наблюдения, хода образовательного процесса. Все эти компоненты входят в отчет о работе, формируемый учащимися по завершении отдельного исследования.

Микрофон может использоваться в процессе освоения и самоконтроля звуко- и слово- произношения и интонационной оформленности речи в изучении иностранного языка.

Аудио- , фото- и видеоотчеты активно применяются в проектной деятельности в разных предметных областях, как то: окружающий мир, филология, искусство, технология, например в подготовке проекта «Моя семья».

  1. Цифровой микроскоп. Новым и потому особенно интересным для младших школьников является наблюдение и подробное рассмотрение изучаемых объектов. В этом им помогает цифровой микроскоп. Ребята совершают многие открытия! Невидимые объекты теперь можно рассматривать и сохранять их в виде фотоизображений.

а) Ребята могут наблюдать самих себя (первичные понятия об анатомии);

б) Им интересно наблюдать растения, сравнивать строение цветов и листьев, наблюдать их развитие на клеточном уровне;

в) Они знакомятся с миром животных, птиц и насекомых;

г) Дети как будто заново знакомятся с предметами быта, так как цифровой микроскоп прекрасно увеличивает эти предметы.

С этой технологией учащиеся начинают плотно работать в средней школе в рамках предметов биологии, химии и физики.

Также о

ИКТ дает возможность ознакомить учащегося с материалом, который не входит в обязательную учебную нагрузку.

Итак, мы рассмотрели возможности ИКТ в учебном процессе в начальной школе, среди которых выделили такие технологии, как интерактивная доска, электронный журнал и дневник, клавиатурный ввод, видеокамера, микрофон и фотоаппарат, геоинформационные системы (ГИС) и цифровой микроскоп.

Все эти технологи активно используясь в современном учебном процессе кардинально меняют способы подачи и освоение учебной информации внушают мотивацию, готовят учащихся к вхождению во «взрослый» мир современных технологий в профессиональной деятельности.

4.