Внешнеэкономическая деятельность нефтяных предприятий

Курсовая работа

Роль нефти в мировой экономике

В XX в. нефть получила название «чёрное золото». На данный момент без нефти невозможно успешное функционирование ни мировых транспортных связей, ни мировой экономики, ни мировой политики. Объём мирового нефтяного рынка сейчас составляет около «77 миллионов баррелей в сутки» Иогансен Н., Михайлов А. Теорема барреля// Итоги. 21.01.2003. №3. С. 21. Нефть была и остаётся, одновременно, и топливом для транспортных средств, и сырьём для электроэнергетики, и сырьём для химической промышленности. В этих условиях необходимо отметить ограниченность запасов нефти в мире и не равномерность их распределения. Так более 65% запасов сосредоточено в регионе Ближнего и Среднего Востока, в том числе в Саудовской Аравии 25,5% общемировых запасов. Второе место по запасам нефти занимает Латинская Америка (без Мексики) — 8,6%, третье — Африка, обладающая 7,3%. На территории СНГ расположены месторождения, составляющие 6,3% мировых запасов, из них 4,7% принадлежат России. Всего же запасы нефти, доступные для извлечения, при современном развитии техники оценивались в 1999 г. в 140 млрд. т. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география. М. 2001г. С. 168 Необходимо отметить, что себестоимость добычи нефти в разных странах не одинакова: в некоторых арабских странах она опускается ниже одного доллара за баррель, тогда как в России этот показатель гораздо выше.

При этом рынок нефти в достаточной степени централизован и монополизирован. Около 40% экспорта занимает Организация Стран-Экспортёров Нефти (ОПЕК), которая включает в себя Алжир, Венесуэлу, Индонезию, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливию, Нигерию, ОАЭ, Саудовскую Аравию. Кроме ОПЕК существует также ещё несколько независимых крупных производителей: Мексика, Норвегия, Россия. Одновременно, существует несколько крупных рынков сбыта, которые нуждаются в постоянном импорте нефти. Прежде всего, это США. Несмотря на то, что они обладают достаточно большими месторождениями и ведут активную добычу (США добывали около 355 млн. т. и занимали второе место по этому показателю в мире в 1999г. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география. М. 2001г. С. 169), они обеспечивают лишь 53% потребностей за счёт внутреннего производства Быков П., Дранкина Е. Война с ОПЕК: страшно, но не очень// Эксперт. 19.11.2001. №43. С.28. Другим крупнейшим рынком является Европа. Местные производители добывают 29% потребляемой нефти, при этом крупнейший европейский производитель Норвегия в последние годы немного сократила объёмы добычи Быков П., Дранкина Е. Война с ОПЕК: страшно, но не очень// Эксперт. 19.11.2001.

38 стр., 18559 слов

Мировой рынок нефти

... написания работы я исследовал как мировой рынок нефти, так и российский. Целью данной курсовой работы является полный анализ мирового рынка нефти. Представленные статистические материалы в виде таблиц и графиков, характеризующие состояние мирового рынка нефти, структуру запасов и ...

№43. С.28. Также важным потребителем остаётся Япония, занимающая второе место по потреблению нефти и практически не обладающая запасами данного сырья, всё большее значение приобретает Китай. В новых условиях ОПЕК, созданной в 1960 ые гг. для контроля над ценами на нефть, всю труднее справляться со своей задачей. Основным способом контроля цен, который применяет ОПЕК, являются квоты, распределяемые между членами. Нефтяной рынок очень чувствителен, на него может повлиять не только объём спроса и предложений в настоящее время, но и политические события в районах, где добывается нефть. Примером такого влияния является современная ситуация, когда рынок не испытывает острой нехватки нефти, но приближающаяся война в Ираке и неустойчивая ситуация в Венесуэле не дают опуститься ценам: «Отсутствие реакции рынка аналитики объясняют, прежде всего, боязнью войны с Ираком, подготовка к которой идёт полным ходом, суровой зимой в Европе и алчностью спекулянтов. Есть ещё и другой фактор — Венесуэла, где уже более шести недель продолжается всеобщая забастовка» Иогансен Н., Михайлов А. Теорема барреля// Итоги. 21.01.2003. №3. С. 20-21. «Основа ценовых качелей в том, что нефть — товар с весьма неэластичным спросом и предложением.

Если говорить о краткосрочной перспективе, то товаров-заменителей у нефти тоже нет» Вакуленко С. Неправильный рынок// Эксперт. 2.12.2002. №45. С. 46. В долгосрочной же перспективе цена на нефть снижается, что выгодно, прежде всего, потребителям. Производители стремятся поддерживать цену на нефть, но не выше определённого уровня, при котором возможно изменение структуры рынка, когда становится рентабельной разработка труднодоступных месторождений или иные методы получения топлива. Например: «Начиная с 25 долларов за баррель при существующих технологиях становятся выгодны схемы синтеза жидких углеводородов из газа. Себестоимость таких проектов снижается с развитием техники, и для достаточно удалённых газовых месторождений, для которых химическая конверсия — единственное окно на рынок, она может оказаться экономически оправданной и при более низких ценах. Чем выше цена на нефть, тем больше классов месторождений становятся экономически пригодными к разработке. Северное море стало ведущей нефтеносной провинцией в 70ых гг. не потому, что до того не знали, что там есть нефть, а потому, что до 1973 г. Добыча там была не слишком доходной» Вакуленко С. Неправильный рынок// Эксперт. 2.12.2002. №45. С. 48. Таким образом, мировой нефтяной комплекс является очень сложной системой, включающей множество различных участников: развитые страны- потребители, ОПЕК, независимые страны-экспортёры, международные нефтяные компании. Необходимо отметить, что роль нефти в мировой экономике и международных отношениях, несмотря на некоторые негативные прогнозы, не снижается.

1.2 Роль нефтяной отрасли в экономике России

Российская Федерация один из крупнейших производителей нефти в мире. «2002 г. стал для российских нефтяников самым успешным за последние десять лет. Согласно официальным оценкам, по итогам года совокупная добыча компаний составит 378 млн. т, что на 8,6% выше уровня 2001 г. (348 млн. т).

Экспорт нефти из РФ в 2002 г. оценивается в 176,8 млн. т. против 162,1 млн. т в 2001 г. (рост — 9,1%).

Кроме того, по предварительным итогам 2002 г., Россия поставила на мировой рынок 67,8 млн. т нефтепродуктов (63,5 млн. т. в 2001 г. при росте 6,8%)» Герасимчук И. Нефтяные сливки -2002// www.ruseconomy.ru . Основное направление российского экспорта — Европа. На сегодняшний день нефтяная промышленность является, пожалуй, главной экономикообразующей отраслью: «Нефтяной комплекс России вот уже несколько десятилетий является фундаментом экономики страны с мощным народнохозяйственным эффектом, и эту роль он может в полной мере сохранить на долгосрочную перспективу. Сегодня нефтяной комплекс вносит главный вклад в формирование положительного торгового баланса, в рост валютных резервов, серьёзное увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней» Алекперов В. Инвестиции — ключ к развитию нефтяного комплекса// Международная жизнь. 2001 г. №1. С.17. Именно нефтяные компании, наряду с другими представителями Топливно-энергетического комплекса (Газпром, РАО ЕЭС), являются крупнейшими в стране. «Зависимость России от цен на нефть даже сильнее, чем кажется на первый взгляд. Нефть даёт около 10% валютной выручки. Истинная дойная корова — газ, который приносит 25% валюты, но газовые цены жестко привязаны к ценам на нефть.

5 стр., 2054 слов

Методы обессоливания нефти и нефтяного сырья (тяжелых остатков)

... нефти, тяжелых остатков. Проблема обессоливания нефти особенно актуальна в Татарстане, так как добываемая здесь нефть отличается высоким содержанием солей. 1. Причины появления солей в нефти и нефтяного ... раздела... Основные методы обессоливания нефтей Основные методы обессоливания нефтей . 3.1. Общее описание методов обессоливания Для деэмульсации и обессоливания нефти применяется большое количество ...

Кроме того, следует добавить в уравнение другую важную составляющую российского экспорта — алюминий, в себестоимости которого энергия составляет более 50%, а его биржевая цена колеблется вместе с ценами на нефть» Вакуленко С. Неправильный рынок// Эксперт. 2.12.2002. №45. С. 46. Однако в нефтяной отрасли существуют и проблемы: «Прирост добычи нефти в 2002 г., а у некоторых компаний он был рекордно высоким («Сибнефть» — 30%, «ЮКОС» — 18%), был достигнут преимущественно за счет применения методов повышения нефтеотдачи пластов (ПНП), а не освоения новых месторождений. Более того, средне- и долгосрочный эффект применения методов ПНП еще окончательно не ясен и, по мнению некоторых специалистов, может привести к снижению объемов добычи на данных месторождениях через несколько лет». Таким образом, для экономики страны, крайне важным является политика государства в нефтяной сфере. Истоки зависимости России от экспорта углеводородного сырья появились ещё в советские годы. Нефтяные запасы обеспечивали устойчивость советской экономики. Нефть являлась важной статьёй экспорта: 16,5% экспорта РСФСР составляли нефть и газ, в некоторых других республиках эта доля была ещё больше Evangelista M. The Sources of Russian Foreign Policy after the Cold War, USA Colorado and UK Oxford, 1996 г. С. 183. После распада СССР нефтяная промышленность, как и вся остальная экономика, оказалась в кризисе: «Практически вдвое упала добыча нефти по сравнению с 1988 г., износ основных фондов превысил 75%, снизились темпы разведочного бурения…» Ладошкин А.И. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наук, Методология оценки инвестиционных проектов (на примере предприятий нефтегазодобывающего комплекса).

Нижний Новгород. 1999 г. С. 3. Кроме того, Россия потеряла доступ ко многим месторождениям СССР: «С появлением на месте СССР новых государств возникли новые весьма сложные проблемы. Была потеряна подготовленная нашими усилиями, нашими специалистами и нашими средствами ресурсная база Казахстана, Каспия, Туркменистана (кстати, сюда сразу же устремились западные компании).

13 стр., 6119 слов

Топливно-энергетический комплекс России: состояние, проблемы ...

... развитию "новой экономики", по цепочке оживит смежные производства, приведет к увеличению занятости населения и расширению спроса, и в итоге будет способствовать общему подъему экономики. Топливно-энергетический комплекс России ... и тепла, тем более что в наших холодных краях более половины энергоресурсов уходит просто на обогрев [9, с. 107]. Значение электроэнергетики в экономике России, так же ...

Россия осталась без значительной части выходных пунктов и нефтеэкспортных терминалов. Кроме того, на пути российских нефти и газа, экспортируемых по трубопроводам в Европу, появились новые границы, что поставило под угрозу надежность поставок энергоресурсов в страны Восточной и Западной Европы» федеральный справочник. “Топливно-энергетический комплекс. 1999-2000”. Внешнеэкономическое сотрудничество. // www.rusoil.ru . Но этот спад был не столь катастрофичен, как в других отраслях экономики, потому что: «Нефть, газ и продукты их переработки являются высоколиквидными на внутреннем и внешнем рынках товарами для всех отраслей экономики; они обеспечивают самые насущные потребности человека и используются в высокотехнологичных процессах и производствах, что обеспечивает высокий устойчивый спрос на них внутри страны и на мировом рынке. Нефтегазовый комплекс, созданный на советском этапе развития под удовлетворение потребностей милитаризованной экономики с ведущей ролью тяжелой и других энергоемких отраслей промышленности, благодаря своей избыточности (после обвального сокращения российского ВПК) смог не только длительное время в условиях острой нехватки инвестиций удовлетворять сократившийся спрос, но и дотировать важные потребности некоторых отраслей и социальной сферы» Российская энергетическая политика и развитие нефтегазового комплекса// www.svop.ru.

В 90 ые гг. нефтяному комплексу пришлось пережить, во многом, болезненный процесс приватизации, несмотря на это роль нефтяной промышленности России выросла: «Сегодня нефтегазовый комплекс (НГК) России обеспечивает более 2/3 общего потребления первичных энергоресурсов и 4/5 их производства. НГК является главным источником налоговых (около 40% доходов федерального бюджета и порядка 20% консолидированного бюджета) и валютных (порядка 40%) поступлений государства. На долю НГК приходится 12% промышленного производства России и 3% занятых в нем» Российская энергетическая политика и развитие нефтегазового комплекса// www.svop.ru. Таким образом, топливно-энергетический комплекс и нефтяная промышленность, как важнейшая его часть, после развала СССР ещё более укрепили своё положение, как ведущей отрасли экономики страны, позволяющей государству реализовывать многие социальные функции. В этих условиях политика государства в данной сфере является очень важной. Нефтяная отрасль нуждается в иностранных инвестициях и новых рынках сбыта, и государство способно помочь их обеспечить. Необходимо отметить, что государство является активным участником нефтяного рынка: «Крупнейшая в мире компания по транспортировке нефти «Транснефть» представляет собой государственный холдинг, объединяющий 20 дочерних предприятий, занимающихся перекачкой нефти, диагностикой, строительством, ремонтно-восстановительными, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и другими работами.

Протяжённость системы магистральных нефтепроводов, обслуживаемых компанией, составляет 47,3 тыс. километров. В её состав входит 393 нефтеперекачивающие станции с резервуарным парком общей ёмкостью 12,8 млн. кубометров. По магистральным нефтепроводам «Транснефти» перекачивается практически вся добываемая в России нефть» Вайншток С. По нефтепроводам «Транснефти» перекачивается вся нефть России// Международная жизнь. 2001 г. №1. С. 28-29. Таким образом, государство обладает важнейшим элементом контроля, который позволяет ему контролировать экспорт, добычу, а значит и цены на нефть. Государственная собственность на трубопроводы позволяет правительству, одновременно, использовать преимущества конкуренции и частной собственности (большая мобильность, больший интерес иностранных инвесторов) и сохранять элементы государственного надзора и регулирования (подобные схемы используются во многих странах ОПЕК).

22 стр., 10938 слов

Нефтедобывающие базы России География нефтяной промышленности

... тенденции и направления развития Российской нефтяной промышленности. Глава 1. Экономико-географическая характеристика нефтедобывающих баз России 1.1. История становления нефтяной промышленности в России В России добыча нефти началась в 1820- ... продукцию по завышенным ценам.С 1970-х годов СССР начал экспортировать нефть в западные страны, в Западную Европу, прежде всего Германию и Италию, которые ...

Это позволяет ограничивать вывоз нефти, когда данная мера необходима, а также вести постоянный контроль над деятельностью компаний, что теоретически должно свести к минимуму возможность нефтяным компаниям ухода от налогообложения. С другой стороны существует проблема расширения трубопроводных сетей. На сегодняшний день возможности существующих средств транспорта практически все задействованы, что мешает развитию нефтяной отрасли. «Транснефть» работает над расширением своих сетей, в частности была введена в строй Балтийская трубопроводная система, проектируется нефтепровод в Восточной Сибири: «После распада СССР и появления на нефтяном рынке множества компаний, в том числе и частных, стало очевидным, что российская естественная монополия «Транснефть» является наиболее подготовленной в техническом отношении компанией, способной к выполнению функций формирования и развития нефтепроводной системы» Вайншток С. По нефтепроводам «Транснефти» перекачивается вся нефть России// Международная жизнь. 2001 г. №1. С. 29. Однако «Транснефть» не всегда успевает отвечать на потребности нефтяного комплекса: «Только в этом году избыток нефти, которую не сможет переварить система «Транснефти», с учётом транзита составит 40-45 млн.

тонн. Между тем добыча в России, подстёгиваемая ценами, растёт впечатляющими темпами, по 8-9% в год в течение последних трёх лет. Спрос на нефть весьма высок, и лишними дополнительные поставки из России на мировом рынке явно не окажутся. Например, США неоднократно официально заявляли, что желали бы разбавить свою «нефтяную корзину» поставками из России» Корнышева А. Хроника нетекущих событий//Коммерсантъ Власть. 2003 г. №8. С. 44. Нефтяные компании не раз заявляли, что готовы сами строить нефтепроводы, но правительство отказывается поддержать их проекты, так как трубопроводы — один из главных инструментов регулирования рынка. В общем, необходимо отметить, что Россия была и остаётся одним из крупнейших участников мирового нефтяного рынка, а для самой России нефтяная промышленность является одной из ключевых отраслей экономики, которая может стать «локомотивом» дальнейшего развития страны: «Расчеты свидетельствуют, что:

  • каждый рубль дополнительного производства продукции НГК увеличивает ВВП страны на 1,5-1,6 руб.;
  • каждый рубль дополнительных капиталовложений в НГК обеспечивает 1-2 руб. или более (в зависимости от типов нефтегазовых проектов — освоения месторождений, строительства трубопроводов и пр.) прироста национальной экономики;
  • косвенный эффект для страны от развития НГК (через обеспечение платежеспособного спроса на продукцию сопряженных отраслей с последующими налоговыми, социальными и прочими эффектами от этих отраслей) существенно — по ряду нефтегазовых проектов двукратно и более — превышает прямой эффект развития НГК (в виде добытой нефти и налогов с нее);
  • помимо создания новых рабочих мест непосредственно в проектах НГК их реализация обеспечивает прирост косвенной занятости в связи с появлением новых потребностей в промышленном и потребительском секторе, многократно превышающих прирост прямой занятости по проектам НГК;

— основной эффект от развития НГК государство получает не в «добывающих», а в «машиностроительных» регионах. Расчеты на некоторых конкретных проектах показали, что совокупный, т.

12 стр., 5606 слов

Развитие нефтяной промышленности в СССР

... В 19-м веке в России нефть была открыта только в районе Баку на Апшеронском полуострове и на Кавказе, и именно развитие этих двух районов положило начало российской нефтяной промышленности. В ... от продажи нефти и нефтяной продукции, шла в первую очередь на развитие нефтяной промышленности, ее модернизацию, на улучшение условий труда работникам этой отрасли. В СССР в условиях государственной ...

е. прямой плюс косвенный, эффект для Российского государства от реализации ряда новых нефтегазовых проектов (в расчет брались проекты освоения месторождений на условиях соглашения о разделе продукции (СРП)) распределяется между федеральным бюджетом, бюджетом «добывающего» региона и бюджетами «машиностроительных» регионов в пропорции от 20:30:50 до 30:30:40 в случае проектов на суше и от 40:20:40 до 50:20:30 в случае проектов на шельфе. Таким образом, косвенный эффект для страны от развития нефтегазового комплекса существенно превышает прямой эффект его развития, при этом основной суммарный эффект государство получает не в «добывающих», а в «машиностроительных» регионах» Российская энергетическая политика и развитие нефтегазового комплекса// www.svop.ru.

2.1 Роль внешней политики государства в развитии нефтяной отрасли

Продукция нефтяной отрасли составляет значительную часть внешнеторгового оборота России. Нефтяная промышленность остаётся одной из наиболее прибыльных отраслей российской экономики, более того после спада первой половины девяностых она начинает возвращать свои позиции на мировом рынке. Однако на пути развития российской нефтяной промышленности существует множество проблем. Доля мирового рынка, которая принадлежала СССР распределилась между другими производителями. Традиционные потребители российской нефти — европейские государства стремились сократить уровень нефтяной зависимости от российских производителей, предпочитая использовать норвежскую и ближневосточную нефть. Сегодня мы можем наблюдать рост интереса к российской нефти, причём со стороны стран, которые раньше не закупали российскую нефть: «…в 2002 г. для российских нефтяников открылись и некоторые новые перспективы на внешних рынках в связи с тем, что с целью повышения своей энергетической безопасности западные государства, в том числе США, взяли курс на диверсификацию источников импорта энергоносителей. В июле 2002 г. в США прибыл первый танкер с российской нефтью, поставленной «ЮКОСом». А в октябре 2002 г.

американская компания Marathon Oil Co. и «Роснефть» подписали соглашение о намерениях по созданию совместной компании Urals North American Marketing (UNAM) для поставок в Северную Америку российской нефти марки Urals. Ожидается, что новая компания начнет свою работу в третьем квартале 2003 г. и будет поставлять в США не менее 100 тыс. баррелей в день» Герасимчук И. Нефтяные сливки -2002// www.ruseconomy.ru , Китай ранее не входил в число крупнейших импортёров топлива, но бурный экономический рост привёл и к росту потребностей в энергетических ресурсах — сейчас Китай занимает третье место по потреблению нефти после США и Японии (по прогнозам к 2020 г. КНР выйдет на первое место по импорту нефти — «до 400 млн. тонн» Иванов И.Д. Нефтегазовый комплекс России и инвестиционное сотрудничество// Международная жизнь. 2001 г. №5. С. 75).

45 стр., 22386 слов

Мировой и российский нефтяной рынок: тенденции развития Работа завершена

... рынка нефти; 2) провести анализ инфраструктуры, запасов и цен на рынке нефти; 3) рассмотреть особенности российского нефтяного рынка, оценить его преимущества и недостатки; 4) проанализировать систему налогообложения в нефтяной ... добычи, то компании добывающей страны не будут добывать сырье в больших объемах, ... функционирования нефтяного комплекса как в России, так и во всем мире. Также, в третьей ...

Российские компании проявляют интерес к китайским предприятиям по добыче нефти, с другой стороны китайские компании заинтересованы в капиталовложениях в российскую нефтяную отрасль (можно вспомнить стремление представителей китайской нефтяной промышленности участвовать в аукционе по продаже Славнефти), одновременно, в российском правительстве рассматривается проект строительства нефтепровода между Ангарском и китайским городом Дацин. Появление новых стран, заинтересованных в импорте российской нефти, неожиданно принёсло новые проблемы: так сейчас в правительстве рассматриваются сразу два проекта нефтепровода в Восточной Сибири Ангарск -Дацин и Ангарск -Находка. Первый поддерживает Китай, второй Япония. Обе страны готовы участвовать в строительстве «своих» нефтепроводов и заинтересованы в поступлении нефти из Восточной Сибири. В этих условиях перед правительством встаёт сложная дилемма — с одной стороны КНР наш стратегический и торговый партнёр и его вариант трубопровода дешевле, с другой строительство нефтепровода до Находки и экспорт нефти в Японии сулит расширение возможности привлечения японских инвестиций и последующую возможность выхода и на другие рынки (морем), кроме того, Япония собирается закупать, по крайней мере, на 20 миллионов тонн нефти в год больше (50 млн. тонн в год против 30 Игнатова М. О двух головах// Известия. 05.03.2003 г. С. 5).

«Однако перспективы российских нефтяников на американском, японском и других новых рынках весьма ограничены как издержками транспортировки отечественной нефти, так и необходимостью значительных инвестиций в соответствующие проекты» Герасимчук И. Нефтяные сливки -2002// www.ruseconomy.ru. Необходимо отметить, что государство, владеющее практически всеми трубопроводами, обладает исключительными возможностями по выбору наиболее приоритетных направлений развития нефтяной отрасли.

Участие государства в регулировании нефтяной отрасли не исчерпывается управлением экспортными потоками: так после покупки акций ТНК British Petroleum, представители компаний, которые участвовали в сделке, не раз заявляли о том, что они консультировались с высшим руководством страны. В этой связи необходимо отметить проблему привлечения иностранных инвестиций: «…гораздо менее известна нарастающая зависимость нашего нефтегазового комплекса от притока капиталовложений, и в том числе иностранных инвестиций. Сейчас уже невозможно анализировать состояние и пути развития комплекса в отрыве от обеспечения его потребностей в основном и оборотном капитале. Ныне это вопрос большой государственной политики, как внутренней, так и внешней. По проблемам обеспечения нефтегазового комплекса инвестициями постоянно ведутся переговоры с зарубежными партнёрами, подписываются сотни двусторонних и многосторонних соглашений» Иванов И.Д. Нефтегазовый комплекс России и инвестиционное сотрудничество// Международная жизнь. 2001 г. №5. С. 74. Необходимость таких переговоров вызвана узостью рынка внутренних заимствований и потребностью нефтяной отрасли в обновлении материальной базы: «Динамика развития НГК России такова, что потребность нефтегазодобывающих компаний в инвестициях составляет порядка 17-20 млрд.

долларов в год. По подсчётам, только поддержание добычи нефти в объёме 300 млн. тонн потребует 3-3,5 млрд. долларов США в год. Для реализации утверждённой правительством масштабной программы развития национального ТЭК нужны стратегические вложения» Гаврин А. К сожалению, сохраняется выжидательная позиция иностранных инвесторов// Международная жизнь. 2001 г. №1. С. 13. В этой связи показателен вывод из Совета по оборонной политике: «Россия является, наверное, единственной крупной страной, не имеющей хоть сколько-нибудь эффективной системы информационного воздействия на внешний мир, защиты и улучшения облика страны, ее бизнеса. И это в условиях, когда позитивное представление о стране является растущим по важности элементом влияния, во многом определяющим потоки инвестиций» Российская внешняя политика перед вызовами XXI века// . Таким образом, необходимо отметить, что государственная политика в данном направлении развивается пока недостаточно интенсивно, на переговорах с иностранными государствами вопрос инвестиций в российскую нефтяную отрасль затрагивается недостаточно часто. Между тем в Концепции внешней политики Российской Федерации одним из приоритетов называется: «содействовать привлечению иностранных инвестиций в первую очередь в реальный сектор и приоритетные сферы российской экономики» Концепция внешней политики РФ// www.mid.ru.

Безусловно, нефтяная промышленность является приоритетной сферой российской экономики, так как вносит огромный вклад в бюджетные поступления и валютную выручку страны, тем более, что в одном из проведённых исследований среди сфер, в которых Россия может рассчитывать на реальное укрепление своих позиций на мировом рынке больше всего экспертов (70%) ответили, что в сфере нефти и газа Внешняя политика и проблемы национальной безопасности// www.riispn.ru, поэтому можно считать справедливыми замечания, что: «Российская внешняя политика отстает от потребностей страны в новом мире, является излишне традиционалистской, не поспевает за новыми вызовами и, главное, не обеспечивает в должной мере использование открывающихся возможностей» Российская внешняя политика перед вызовами XXI века// . В этой связи важным событием стало появление Энергетической стратегии России до 2020 г., где отдельная глава посвящена внешней энергетической политики. Среди приоритетных задач внешней энергетической политики выделено: «содействие привлечению зарубежных инвестиций в российский энергетический сектор» Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года// www.mte.gov.ru. Основными мерами по решению данного вопроса предлагаются: «поддержку проектов по активизации привлечения иностранного капитала в Россию;

  • развитие новых форм международного сотрудничества в энергетике, научно-техническом сотрудничестве» Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года// www.mte.gov.ru.

Реформы нескольких последних лет, в том числе в налоговой области, а также покупка акций ТНК компанией British Petroleum привели к улучшению инвестиционного климата в России и дали повод надеяться на более активную поддержку со стороны государства на защиту интересов российских предприятий нефтяной отрасли. Тем более, что существуют примеры такой поддержки: вопрос энергетического сотрудничества рассматривался на встрече президентов России и США в мае 2002 г. в Санкт Петербурге, государство участвовало в продвижение отечественных нефтяных компаний в Ираке. Несмотря на то, что позже Ирак отказался от обязательств по договорам с ЛУКОЙЛом, данный проект можно рассматривать, как позитивный опыт поддержки отечественных компаний за рубежом. Необходимо отметить, что за последние несколько лет российские компании сумели серьёзно расширить свою экспансию на мировые рынки, причём растёт не только экспорт нефти и нефтепродуктов, но и приобретается инфраструктура: автозаправочные станции, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), нефтяные компании и т.д.: «В 2002 г.

российские компании продолжили свою борьбу за ряд зарубежных НПЗ и объектов транспортной инфраструктуры, причем не только с иностранными конкурентами, но и между собой. В частности, в июне 2002 г. «ЮКОС» получил крупный пакет акций Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода, чего он добивался около трех лет. Российские нефтяники ведут активную кампанию с целью приобретения нефтеперерабатывающих мощностей и лицензий на разработку месторождений не только в странах ближнего зарубежья, но и в Восточной Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке, а также в Латинской Америке» Герасимчук И. Нефтяные сливки -2002// www.ruseconomy.ru. Большинство таких сделок заключается компаниями самостоятельно без активного участия государства. Важнейшим нефтяным партнёром России были и остаются страны Европы, при этом на европейском направлении у России существует ещё потенциал роста, связанный, в том числе и с тем, что в западных державах нарастает недоверие к партнёрам на Ближнем и Среднем Востоке, вызванное подозрениями в поддержке ими исламистских террористических группировок: «…Евросоюз является ярко выраженным импортёром энергетических и сырьевых товаров. В свою очередь российская внешняя торговля преимущественно ориентирована на экспорт этих товаров, и такое положение вряд ли изменится в ближайшие годы. А следовательно, сохраняется высокий потенциал рынка ЕС для России, равно как и возможность поддерживать положительное сальдо в торговле с Евросоюзом» Иванов И.С. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны. М. 2002 г. С. 186. При этом необходимо учитывать, что Европа и в первую очередь ЕС является не только важнейшими потребителями, но и крупнейшими инвесторами, что ещё раз подтвердила последняя сделка между ТНК и British Petroleum: «Важнейшая сфера партнёрства с Евросоюзом — инвестиционное сотрудничество. ЕС является ведущим инвестором в российскую экономику. Несмотря на трудности и потери, вызванные событиями последних лет, европейские инвесторы не намерены уходить с российского рынка. По данным Госкомстата России, по состоянию на 1 июля 1998 года общий объём накопленных инвестиций европейских стран в экономику России составили около 21,3 млрд. долларов, или более 79% от всего объёма накопленных в Российской Федерации иностранных инвестиций. Прямые инвестиции, поступившие из европейских стран, составляют 5, 34 млрд. долларов, или 62% от общего объёма прямых инвестиций, накопленных в российской экономике… …Наибольшую активность европейские инвесторы проявляют в сфере добычи нефти и газа» Иванов И.С. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны. М. 2002 г. С. 186-187. Таким образом, можно говорить о тесном сотрудничестве российских и европейских компаний в области нефтяной промышленности, которая может стать основой для укрепления, в том числе и политического партнёрства и стать своеобразным катализатором интегративных тенденций.

2.2 Роль нефтяной отрасли во внешней политике России

В XX веке огромную важность во внешней политике приобрел учёт экономического могущества страны. С 70-х гг. прошлого столетья начал проявляться нефтяной фактор в международных отношениях, появился новый термин — энергетическая дипломатия. В СССР активно использовали нефть, как фактор экономического давления: «Практически свободный доступ к наиболее эффективным, но дешевым советским энергоресурсам (вначале — к нефти, а затем и к природному газу) по сути стал одним из основных факторов развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ, формирования мировой социалистической системы в целом. Через экспорт энергоресурсов, через строительство десятков крупнейших объектов электроэнергетики и нефтяной промышленности, через другие аспекты энергетического фактора СССР оказывал огромное влияние на политику не только социалистических стран, но и многих других государств Азии, Африки и Латинской Америки (например, Алжира, Анголы, Египта, Индии, Ирака, Йемена, Ливии и др.), на мировую энергетическую ситуацию в целом. В свою очередь, внешнеэкономические и внешнеполитические аспекты играли заметную роль в формировании всей государственной энергетической политики, неизменно учитывались при разработке пятилетних планов и долгосрочных программ развития ТЭК страны, а также генеральных схем развития и размещения производительных сил и других предплановых документов. Особое внимание при этом уделялось вопросам социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ в решении ими топливно-энергетической проблемы, долгосрочному планированию и прогнозированию экспорта энергоресурсов и его экономической эффективности, влиянию внешнеэкономических связей и международной экономической интеграции как на развитие собственно отраслей ТЭК, так и на региональную экономику в целом» Федеральный справочник. “Топливно-энергетический комплекс. 1999-2000”. Внешнеэкономическое сотрудничество. // www.rusoil.ru. На современном этапе взаимодействие внешнеполитических ведомств России и нефтяной отрасли не должны исчерпываться помощью государства в развитии предприятий, нефтяная промышленность способна стать весомым инструментом в решении внешнеполитических задач: «Учитывая, что изменились возможности страны влиять на внешних партнеров (централизованные ресурсы государства стали минимальными), потребовалось создать новый эффективный инструмент воздействия, соответствующий новым рыночным и изменившимся геополитическим реалиям. И такой инструмент был создан: это мощные интегрированные компании, не уступающие ни в чем зарубежным аналогам. В нефтяной промышленности уже к концу 1995 года было завершено формирование таких компаний, как «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз», «СИДАНКО», «Славнефть», «Коми-ТЭК», «ОНАКО», «Роснефть», и образованы новые — «Тюменская нефтяная компания», «Сибирская нефтяная компания» и др.» Там же. Таким образом, нефть способна стать важным фактором внешней политики России: «На новом витке развития России энергетический фактор может и обязан укрепить международное влияние страны, укрепить с большим политическим и экономическим эффектом посредством более жесткой, гибкой, продуманной политики и соответствующих ей механизмов. Однако последовательная внешняя энергетическая политика России до сих пор до конца не сформирована, в этой сфере преобладают импровизации. Этим успешно пользуются наши конкуренты, которые, как правило, хорошо организованы» Там же.

Анализируя настоящее состояние российской дипломатии, можно говорить о первых шагах по использованию нефтяных возможностей России во внешней политике. Можно говорить о значении энергетической дипломатии в укреплении связей со странами СНГ. Наряду с газом (цены на который зависят от цен на жидкое углеводородное топливо), нефть является важным фактором развития отношений с Украиной и Белоруссией, их нефтяная зависимость от России делает их политику более предсказуемой по отношению к нашей стране, и позволяет Российской Федерации более эффективно влиять на них. Российские компании пытаются расширить своё участие в разработке месторождений нефтедобывающих государств СНГ, кроме того, значительная часть нефти из данных государств транспортируется на рынки сбыта через территорию России. Несмотря на попытки создать систему доставки топлива в обход России, отказаться от транзита нефти по территории РФ они пока не способны. Данный факт делает их зависимыми от позиции России и даёт нашей стране дополнительные рычаги воздействия на них. Нефтяные инструменты всё активнее задействуются на постсоветском пространстве. После кризиса первой половины девяностых Россия строит отношения со странами СНГ на началах рационализма и прагматизма, и в этих условиях нефтяной фактор приобретает особое значение в нашей внешней политике. Можно говорить о том, что сейчас инструменты нефтяного давления стали использоваться не только в рамках Содружества: строительство Балтийской трубопроводной системы позволило России экспортировать нефть в обход Прибалтики, что, безусловно, вызвало недовольство стран данного региона, но с другой стороны избавило Россию от зависимости от политики Латвии и Литвы и придало дополнительный вес нашей позиции на переговорах с данными странами.

На переговорах с США и Россией, кроме подписания документов, по ставшим уже традиционными темам борьбы с терроризмом и сокращении стратегических наступательных потенциалов, всё чаще прослеживается тенденция на увеличение роли нефтяного фактора. Взаимодействие в данной сфере развивается стремительными темпами: в 2002 г. на встрече в Санкт — Петербурге президентами РФ и США была подписано Совместное заявление о новом российско-американском энергетическом диалоге, а сейчас всё активнее ставится вопрос о поставках российской нефти в США: «Об этом говорили и министр торговли США Дональд Эванс, и министр энергетики Спенсер Абрахам, и даже сам президент Джордж Буш» Корнышева А. Хроника нетекущих событий//Коммерсантъ Власть. 2003 г. №8. С. 44. Такое сотрудничество укрепляет наше стратегическое партнёрство с США, особенно его экономическую составляющую, даёт дополнительный импульс развития нефтяной отрасли, позволяя диверсифицировать поставки, и заставляет США учитывать нашу позицию по международным вопросам, не только как мнение постоянного члена Совета Безопасности ООН, страны, обладающей ядерным оружием, и участника «большой восьмёрки», но и как одного из гарантов их энергетической безопасности. Регулярно поднимается вопрос энергетического сотрудничества на переговорах с представителями ЕС. Россия обеспечивает 32% потребления нефти в Европе Быков П., Дранкина Е. Война с ОПЕК: страшно, но не очень// Эксперт. 19.11.2001. №43. С.28, поэтому постоянный диалог с нашей страной по данному вопросу для ЕС крайне важен. Нефть — важнейший элемент российского экспорта в Европу, поэтому Россия имеет возможность использовать свой энергетический потенциал для укрепления связей с ЕС, большей экономической интеграцией со странами Европы, обеспечения более эффективного решения политических вопросов. С другой стороны, наблюдается зависимость российских нефтепроизводителей от поставок в Европу, что снижает возможности России в данном регионе, поэтому требуется диверсификация потоков российского нефтяного экспорта.

На азиатском направлении спрос на российскую нефть пока превышает возможности российских компаний по обеспечению данного рынка топливом, требуется. Поставки российского углеводородного сырья может принести не только очевидный положительный эффект: расширение производства, рост капиталовложений со стороны иностранных партнёров, диверсификация рынков сбыта продукции, но и таит в себе не малые опасности. Последние переговоры по строительству трубопровода в Восточной Сибири показали, что не учёт интересов одной из стран (Япония, Китай) при выборе направления экспорта нефти может привести к падению инвестиционной привлекательности России, снижению или, как минимум, не увеличению возможностей экономического взаимодействия, а также возможным политическими действиями, направленными против интересов России. Однако грамотная политика в данном регионе может привести к получению Россией ощутимых экономических выгод и укреплению позиций нашей страны на международной арене. В общем, можно сказать, что потенциал нефтяного фактора в Азии российской дипломатией используется недостаточно эффективно, как и потенциал российских нефтяных компаний, однако в последнее время ситуация начала меняться в позитивную сторону.

Первые шаги российских нефтяных компаний на рынке Латинской Америки, связанные с попытками покупки нефтеперерабатывающих мощностей в данном регионе, в будущем могут привести к увеличению роли Латинской Америке в российской внешней политике и увеличению роли России в этом районе мира. Необходимо учитывать, что данный регион находится под доминирующим влиянием США, которое вряд ли кто-либо сможет оспаривать, но увеличение влияние России в этом регионе путём усиления участия российских компаний в местной нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Однако это вопрос долгосрочной перспективы, требующий долгой работы в данном направлении и серьёзных капиталовложений.

Ещё одним аспектом внешней политики России, связанным с нефтью, является взаимоотношения РФ с нефтедобывающими странами, в первую очередь со странами ОПЕК. Долгое время эти отношения находились в замороженном состоянии и грозили перерасти в конфронтацию, после начала роста российской нефтедобычи во второй половине 90 ых гг. Однако во время кризиса 2001 г. российскому правительству удалось договориться с ОПЕК и заставить отечественные компании снизить уровень добычи с целью поддержании цены на нефть. Таким образом, Россия доказала свою способность договариваться в кризисных ситуациях с ОПЕК, но уровень взаимодействия в обычной ситуации ещё недопустимо низок. И хотя в общем можно говорить о постепенном росте взаимопонимания, нельзя говорить о полностью согласованной позиции производителей, в отличие от позиции потребителей, которая заключается в снижении цен на нефть в долгосрочной перспективе и снижении зависимости от стран экспортёров. Отсутствие единой точки зрения снижает возможности производителей по манипуляции рынком и уменьшает возможности эффективно использовать нефтяную составляющую энергетической дипломатии, что негативно сказывается, в том числе и на внешней политике России.

Запасы

Производство

Потребление

Россия

5

10

4

США

3

10

26

Китай

2

1

7

EU15

1

4

18

EU25

1

4

20

Ближний Восток

65

30

6

Северная и Латинская Америка

15

28

37

ОЭСР

8

28

62

ОПЕК

78

41

н.д.

Источники: BP Statistical Review of World Energy. L., 2006, расчеты — К. Лиухто

Страницы: [1] | |