Применение информационных технологий в деятельности таможенных органов

Дипломная работа

Таможенная система является неотъемлемой частью, а часто и ключевым элементом мировой торговли. Изменения в стратегических тенденциях, происходящие в мировых, региональных и национальных социально-экономических системах, отражаются на ходе развития и изменения управления в таможенной деятельности.

Перед таможенными органами всего мира стоит задача всемерного содействия развитию торговли и ВЭД при одновременном сохранении и повышении результативности таможенного контроля. Как показывает мировая практика, данная двойственная задача не может быть эффективно решена без максимального использования современных таможенных технологий, необходимость применения которых обусловлена быстрым увеличением объема международного товарооборота, усложнением его структуры, ограниченностью кадровых ресурсов таможенных органов и желанием всех участников ВЭД свести к минимуму потери времени и материальных средств в ходе таможенного контроля.

В таких условиях требуется адекватная реакция таможенной системы, предусматривающая упрощение и ускорение таможенного оформления товаров. Вместе с тем, упрощение таможенных процедур и особенно сокращение времени, затрачиваемого на основные таможенные операции, предполагают, с одной стороны, внедрение автоматизированных информационных систем, а, с другой стороны, построения системы управления рисками таможенного инспектирования и таможенного постаудита.

Переход на новый виток развития таможенной системы немыслим без адекватного развития информационного обеспечения управления этими системами. Электронному бизнесу, электронной торговле и электронным внешнеторговым документам должна соответствовать информационно-компьютерная таможенная служба. Внедрение автоматизированных информационных систем, обеспечивающих поддержку процессов обработки таможенных документов, является наиболее действенной мерой, позволяющей формализовать и стандартизировать многие ролевые функции, тем самым сузив возможность таможенных служащих субъективно принимать неверные или неправомерные решения, будучи проверяемыми в режиме реального времени со стороны вышестоящей таможенной администрации [1; с. 16].

Главной тенденцией в современных информационных таможенных технологиях является целевая направленность информации соответствующему потребителю, что, во-первых, обеспечивает информационную поддержку принятия решений и позволяет упреждать негативные последствия, а во-вторых, предусматривает быстрое элек­тронное взаимодействие декларанта (клиента) с таможенным органом в части передачи декларации, а также предварительной сервисной проверки электронного вида декларации [1; с. 68]. Такого рода взаимодействие позволяет повысить качество представляемых в таможенные органы документов.

23 стр., 11022 слов

Автоматизированная информационная система продажи авиабилетов

... к нужной ему информации. Это и есть задача, решаемая современными автоматизированными информационными системами. Существует множество подобных разработок, позволяющих авиакомпаниям реализовывать авиабилеты, а пользователям ... что позволяет сотрудничать с ведущими авиаперевозчиками и турагентствами. Годовой объем бронирований превышает полмиллиарда, а годовой объем обслуженных клиентов колеблется в ...

Для эффективной работы таможни необходима информация разного вида, чтобы ускорить процесс таможенного оформления ГТД и существенно повысить качество обработки, в том числе: общего спра­вочного характера; нормативно-законодательная; сведения об оперативно-операционной работе на рабочих местах; специальная для административного контроля и принятия управленческих решений. Последняя является продуктом высоких информационных технологий и отличается сложностью и большим объемом аналитической таможенной деятельности.

Эта информация является результатом интеллектуального анализа данных низшего уровня и решения задач высшего уровня сложности, венчающих общую информационную пирамиду [1; с. 68].

С помощью автоматизированного анализа потоков информации значительно облегчается осуществление таможенного контроля, кроме того, результаты анализа служат для повышения оперативности в принятии решений и для пополнения баз данных. Важнейшей перспективной задачей для совершенствования управления новыми таможенными технологиями является построение информационных систем управления, основа которых — регулярная оперативная и без­бумажная технология обмена информацией по таможенной деятель­ности, включая обмен со сторонними организациями. На этой основе строится вся иерархическая пирамида нормативно-справочной ин­формации, позволяющая централизованно, на уровне ГТК или таможен республики, изменять в режиме реального времени данные по основным параметрам и критериям таможенно-тарифного, нетарифного регу­лирования и экспортного контроля. Информационно-справочная под­система должна иметь возможность управлять процессом рассылки таможенных нормативных актов и контролировать их исполнение, а также своевременно информировать сотрудников таможенных орга­нов об изменениях в законодательстве.

Потребность в единообразии применения таможенного законодательства является, на наш взгляд, одним из самых важных факторов автоматизации таможенных операций. В данном контексте информационные таможенные технологии, являясь продуктом, построенном на строгом соблюдении правил, заложенных в таможенном законодательстве, обеспечивают единообразный подход и применение правил и требований к оценке каждой внешнеэкономической сделки.

Для многих стран, в том числе и для Республики Беларусь, таможенные платежи являются одной из важнейших статей дохода национального бюджета. Естественно, гарантировать полноту сбора таможенных платежей можно только в условиях наличия автоматизированной системы сбора, учета и контроля уплаты таможенных платежей, так как в современной ситуации ручная обработка данных практически невозможна.

Важным аспектом работы пограничных пунктов пропуска является согласование состава и последовательности выполнения контрольных операций. В основу работы системы следует положить принцип сквозного контроля, в котором задействованы все государственные контрольные органы, представленные на пункте пропуска.

На государственном уровне накапливаемые в автоматизированной информационной системе таможенных органов данные о внешней торговле (и не только республики, но и о транзите через территорию республики) являются источником информации для анализа и прогнозирования. Практически невозможно было бы вручную обработать в каком-либо министерстве или ведомстве сотни тысяч деклараций для составления элементарнейшего отчета. Данные, накапливаемые в информационной системе таможенных органов Республики Беларусь, в настоящее время являются источником данных для статистики внешней торговли Республики Беларусь, составления торгового баланса республики и т. д. [2; с. 336].

16 стр., 7879 слов

Порядок технического регулирования в Таможенном союзе (2)

... таможенного союза в области технического регулирования Стороны формируют Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее - Единый перечень). Для продукции, включенной в Единый перечень, для которой не вступили в силу технические ...

Описывая все преимущества внедрения информационных технологий в деятельность таможни, нельзя забывать самое главное: информационная система таможенных органов должна обеспечивать качество этих данных — полноту, достоверность и актуальность.

ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/informatsionnyie-tehnologii-v-tamojennom-dele/

Проблема эффективного информационного обеспечения таможенного дела начала проявлять себя на территории постсоветских стран сравнительно недавно (с начала 90-х годов 20 века).

Поэтому до настоящего времени отсутствуют литературные источники и научные работы, в которых бы проводилось комплексное освещение данного феномена, его места в процессе модернизации таможенного дела государства.

Касаясь освещенности темы в учебной и научной литературе, необходимо отметить фундаментальный труд российских исследователей А. Д. Ершова и П. С. Копаневой «Информационное обеспечение управления в таможенной системе» [1], который послужил источником общих концептуальных положений об использовании ИТТ и построении Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов.

Информационным технологиям в деятельности таможенных органов посвящена глава 7 учебника «Основы таможенного дела» [2] под редакцией А. Н. Сиротского, что стало значительной опорой как в исследовании общих вопросов информационного обеспечения таможенной системы, так и практики применения ИТТ в Республике Беларусь. При изучении опыта применения ИТТ в Европейском Союзе основным источником послужила монография В. Мацкевича «Европейский таможенный транзит» [3].

Затрагивается тема ИТТ и в периодических изданиях: отечественной и зарубежной практике внедрения электронного декларирования в деятельность таможенных органов посвящаются статьи белорусского журнала «Таможня и ВЭД» [4, 5], российского «Таможня» [6, 7]. Следует отметить также журналы по компьютерной тематике, такие как “PC Week”, “IT-Daily”, где существенное внимание уделяется техническим аспектам исследуемого объекта, а также развитию информационного обмена как между государственными органами и субъектами хозяйствования, так и на международном уровне. Важную роль в поиске информации по разрабатываемой теме сыграла сеть Интернет, где в электронном виде представлены многие периодические издания и предоставляется возможность получать самые современные данные о развитии сферы ИТТ.

Среди нормативно-правовых актов, затрагивающих проблематику информационного обеспечения таможенной системы, следует отметить постановления Совета министров Союзного государства, утвердившие программы создания Единой автоматизированной информационной системы Союзного государства и первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (ППТО) на территории Республики Беларусь, а также постановления Совета Министров Республики Беларусь, вводящие в действие программы информатизации, развития приграничной инфраструктуры, интегрированной телекоммуникационной сети. Информация как объект права представлена в законе Республики Беларусь «Об информатизации» [8], юридическую основу перехода на электронный документооборот являет собой закон «Об электронном документе». Нормативными источниками стали приказы Государственного таможенного комитета (ГТК) Республики Беларусь «Об утверждении Концепции создания Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов Республики Беларусь», «О внедрении АИС “ДОКА” в промышленную эксплуатацию», «Об организации антивирусной защиты».

Недостаточная изученность исследуемого вопроса и возросшая практическая необходимость его научного обоснования подтверждают актуальность проводимого исследования.

ГЛАВА 2 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ЕАИС В ТАМОЖЕНЫХ ОРГАНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Интеграционные процессы, наблюдающиеся в современном международном обмене, потребовали адекватной корпоративной реакции со стороны таможенных служб, в том числе Республики Беларусь. Создание новых концепций в таможенном деле тесно связано с переходом от информационных систем таможен к Единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС) таможенных органов (рис. 1).

Это проявляется, с одной стороны, в возникновении нового типа таможенной службы — «таможня для участников ВЭД», а с другой — в усилении взаимодействия таможенных служб не только в национальном таможенном пространстве, но и в информационном пространстве стран таможенных союзов, а также в рамках региональных экономических союзов [1; с. 160].

Основная цель создания ЕАИС — резко повысить эффективность работы таможенных органов путем широкого применения автоматизированных информационных таможенных технологий, базирующихся на современных программно-технических средствах, и построить единую, распределенную по всей таможенной территории сеть [1; с. 84].

Информационное обеспечение управления в интегрированной таможенной системе

Программные комплексы ЕАИС должны отражать основные направления деятельности таможенных органов и составлять содержание функциональных АРМов, что, в конечном счете, определило назначение ЕАИС:

обеспечение подразделений ГТК РБ и правительственных органов данными таможенной статистики внешней торговли;

  • совершенствование системы организационно-экономического управления таможенными органами;
  • автоматизация оформления всех типов таможенных документов;
  • повышение эффективности таможенного контроля;
  • информационная поддержка и обобщение данных по взиманию и контролю начисления таможенных платежей, борьбе с контрабандой грузов и другим основным таможенным операциям.

На современном этапе развития интеграционных процессов формирование ЕАИС должно строиться на современных принципах:

1) Комплексная достаточность, то есть удовлетворение информационных потребностей внешних и внутренних пользователей системы. В соответствии с данным принципом информация, генерируемая системой, должна охватывать все основные направления интегрированной таможенной деятельности.

2) Наглядность представления информации о таможенной деятельности, получаемой в виде интегрированных таблиц, графиков, отражающих динамику запрашиваемых показателей с целью анализа для принятия деловых решений и регулирования, а также для выявления складывающихся тенденций и закономерностей.

3) Постоянное хранение в архиве базы данных информации по таможенной статистике, учету и регистрации участников ВЭД в течение всего срока эксплуатации системы, выдача необходимых данных за любой период времени.

4) Предоставление пользователям максимума «сервисных» возможностей при обращении к информационному фонду или базе данных ЕАИС.

5) Открытость системы, то есть возможность наращивания как числа пользователей, так и числа решаемых задач и получения в качестве результата различных сводных форм документов табличного вида и их модификаций [1; с. 86].

Комплексная автоматизированная система на уровне таможни и таможенного поста должна выполнять в автоматическом режиме многие функции управления, контроля и учета деятельности этих органов. Особо важно, чтобы эта система обеспечивала:

  • неразрывную связь процессов оформления грузов с взиманием таможенных платежей;
  • оперативность поступления денежных средств в бюджет за счет ускорения процесса оформления грузов и полноты взимания таможенных платежей;
  • унификацию процесса таможенного оформления грузов;
  • контроль за деятельностью сотрудников таможенных органов и полный контроль за перемещением грузов через таможенную границу;
  • информативность при принятии управленческих решений [1; с. 81].

Управление ЕАИС таможенных органов характеризуется, прежде всего, наличием мощного информационного обмена и проблематичностью в принятии решений. Это обусловлено, во-первых, про­явлением синергетических эффектов, характерных для сложных со­циально-экономических систем, а во-вторых, слабой изученностью процессов самоорганизации и управления контрольно-регулирующих систем международного обмена. Причем главная проблема связана с формализацией процесса начальной организации автоматизированной информационной системы, перехода от случайно формирующихся цепей (типа импор­тер — таможенный перевозчик — декларант — таможня — банк — экспор­тер) к устойчивым интегрированным системам. Вторая, не менее важ­ная проблема касается внутреннего управления в таких интегрирован­ных системах, особенно с участием специализированных отделов, выполняющих предварительные и основные таможенные операции. Эта проблема тесно связана с управлением синхронизацией работы таможенных модулей с учетом изменяющейся внешней среды.

Важное место в решении этих проблем отводится созданию ин­формационно-модульного подхода в организации автоматизированных информационных систем. Управление такими системами строится на опе­ративном анализе информационных потоков, поступающих от моду­лей. Подключение внешних информационных комплексов к любому уровню интегрированной системы осуществляется через специально выделенные коммуникационные серверы [1; с. 161].

В процессе прохождения информационных потоков, например, в виде таможенных платежей в реальном времени система должна поддерживать электронные взаимодействия декларанта с банком, используя подсистему «банк — клиент». Кроме того, система, поддерживая электронные взаимодействия таможни с банком, должна обеспечивать передачу платежных поручений клиентов таможни, а также поручений на перечисления средств в бюджет и банковских выписок.

Данный процесс предполагает, с одной стороны, унификацию и единство таможенных документов, а с другой — наличие в сфере международного обмена достаточного для свободного выбора количества модулей или других объектов таможенной инфраструктуры, института уполномоченных представителей с комплексными функциональными возможностями и подписанными условиями в соответствии с меморандумом взаимопонимания [1; с. 161].

При разработке и внедрении автоматизированных информационных систем должен быть предусмотрен комплекс информационных модулей, служащих для поддержки и обеспечения функционирования и администрирования таможенных операций.

В соответствии с представленной схемой информационно-модульная концепция осуществляется путем внедрения в систему готовых, технически и функционально оптимизированных модулей на основе имеющихся интерфейсов подключения и анализа эффективности их применения. Информационные модули таможни можно представить в виде схемы (рис. 3).

По-видимому, целесообразно строить современную информационную архитектуру таможенной системы на базе следующих информационных групп модулей:

  • группа целевых модулей, основанных на утвержденной в новой редакции Киотской конвенции (1999 г.) базовых и обязательных таможенных операций (например, классификация и кодирование товаров, определение страны происхождения товаров или таможенной стоимости и др.);
  • группа вспомогательных модулей, которые создают благоприятные условия для упрощения и ускорения таможенного оформления (например, управление персоналом, управление материально-техническим обеспечением, управление документооборотом и т. д.);
  • группа обеспечивающих модулей, без наличия которых невозможно начинать или осуществлять базовые таможенные операции (например, управление рисками, нормативно-справочная информация, защита информации и т. д.);
  • группа интегрирующих модулей, с помощью которых происходит интеграция с внутренней и внешней средой (ввод/вывод данных, предварительный контроль информации, мониторинг прохождения таможенного оформления, таможенная логистика и т. д.) [1;
  • с. 44-45].

В качестве необходимых требований по формированию информационных модулей можно считать следующие:

  • осуществлять последовательную логическую детализацию алгоритма выполнения таможенных операций до степени решений, позволяющих записать их на языке программирования;
  • на каждом этапе детализации принятия таможенных решений сохранять взаимно однозначное соответствие между алгоритмом и реализующей его программой;
  • контролировать результаты каждого этапа детализации, подтверждая корректность проведенной детализации [1; с. 109-110].

Реализация автоматизированных информационных систем практически невозможна без анализа внеш­них информационных потоков и организации информационного обес­печения на базе информационно-модульной концепции управления таможенными операциями. Принципы, заложенные в «высокоско­ростном» бизнесе в области международного обмена, требуют пере­осмысления отношения к информации и информационным потокам. Именно в автоматизированных информационных системах должны находить свое воплощение бескон­тактные электронно-информационные таможни и новая электронная инфраструктура.

Сетевая модель автоматизированной информационной системы строится в соответствии с иерархией управления и подчиненности таможенных органов. Это позволяет реализовывать информационно-модульные принципы на любом из уровней иерархии и допускать делегирование функций подсистемы на нижние уровни. Администратор автоматизированной информационной системы может просматривать протоколы выполнения операций, кото­рые содержат информацию о том где, когда и кем была выполнена соответствующая операция и с какими параметрами. Для передачи и приема информации с сервера на сервер в системе имеются возмож­ности конфигурации процесса обмена и формулирования гибких ус­ловий приема и передачи информации.

В результате управление всей ЕАИС с технологией клиент/сервер может быть реа­лизовано на самом верху иерархии или же распределено между адми­нистраторами различных уровней.

Таким образом, создание ЕАИС резко повысит эффективность работы таможенных органов за счет широкой интеграции в международном обмене на базе применения автоматизированных ИТТ, базирующихся на информационно-модульном принципе и современных программно-технических средствах. Структура ЕАИС, несомненно, должна соответствовать действующей организационной структуре таможенных органов, основные компоненты которой обеспечивают автоматизацию существующих органов управления. Но, вместе с тем, она должна модернизироваться и структурироваться в сторону интеграции с новыми международными таможенными технологиями, таможенным сервисом и становиться «таможней для клиентов».

ГЛАВА 3 СРЕДСТВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЕАИС

Основной составляющей ЕАИС таможенных органов Республики Беларусь является информационно-техническая инфраструктура таможенных органов, в первую очередь такая ее часть как телекоммуникационная сеть. Для ее развития Приказом ГТК от 15 декабря 2001г. № 515-ОД утверждена Концепция создания ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) таможенных органов Республики Беларусь на 2002-2006 годы [9].

Концепция принята в целях внедрения передовых технологий в таможенных органах Республики Беларусь и выработки единой стратегии в создании и развитии сетей передачи данных и телефонии. Концепция представляет собой совокупность положений по созданию, совершенствованию и развитию информационно-технической инфраструктуры таможенных органов.

Концепция направлена на поэтапное создание на базе государственной сети связи Республики Беларусь интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов Республики Беларусь для обеспечения процессов эффективного функционирования информационно-вычислительных сетей таможен, средств автоматизации процедур таможенного оформления и контроля, взимания таможенных платежей, а также системы сбора, обработки, передачи и представления информации о различных показателях ВЭД руководству ГТК Республики Беларусь, предоставления различных услуг связи сотрудникам таможенных органов.

ВИТС таможенных органов Республики Беларусь строится как самостоятельная ведомственная сеть с максимальным использованием ресурсов государственной сети связи Министерства связи Республики Беларусь [9; с. 12].

Технические возможности ВИТС должны позволить достичь следующих преимуществ:

  • значительная экономия средств, так как при этом таможенные органы не будут нуждаться во многих услугах связи, предоставляемых РО «Белтелеком»;
  • обеспечение жесткого контроля ГТК Республики Беларусь за каналами связи, а также всем трафиком передаваемой и принимаемой информации;
  • обеспечение выполнения мероприятий по информационной безопасности на всех уровнях таможенной инфраструктуры как с точки зрения достоверности данных, так и обнаружения фактов несанкционированного доступа;
  • объединение ЛВС с предоставлением ряда других услуг современных информационных технологий.

При этом предполагается также перевести транспортную среду на цифровые потоки, каналы (магистральные направления), коммутируемые и не коммутируемые (региональные направления).

Достижение этих целей становится технически возможным и экономически выгодным при использовании современных телекоммуникационных технологий.

Использование современных технологий передачи, хранения, обработки разнородной информации и доступ к распределенным базам данных позволит в условиях быстроменяющихся внешних воздействий наиболее оптимальным образом управлять организацией таможенного дела.

Одним из наиболее важных вопросов при создании ВИТС является организация современной телекоммуникационной инфраструктуры, которая позволяет обеспечить обмен разнородной информацией между структурными подразделениями ГТК Республики Беларусь. Речь идет о создании в максимальной степени универсальной транспортной среды, которая предоставляет различные услуги связи в интересах широкого круга пользователей и позволяет интегрировать различные виды связи (телефонная, факсимильная, передачи данных, аудио- и видео-, конференцсвязь) на базе единых технологий, схемных решений и наборов, типовых программно-аппаратных средств.

Среди существующих сетей передачи данных, приемлемых для использования в ВИТС таможенных органов, самой современной является сеть ISDN. Цифровая сеть с интеграцией услуг (ISDN) основывается на новых технологиях и создается, отчасти, на базе оборудования и каналов существующей сети общего пользования, а также коммутируемых каналов и оборудования наложенной цифровой сети [9; с. 11].

К неоспоримым преимуществам сети ISDN относятся:

1) увеличение, по сравнению с модемами, порога скорости передачи данных до 64 Кбит/с по обычной телефонной линии (один канал).

С помощью протоколов объединения каналов можно достичь скорости 128 Кбит/с. При наличии в оконечном оборудовании функций компрессии скорость может быть и выше;

2) задержка от отправки вызова до установления связи в несколько раз меньше, чем в телефонной сети общего пользования;

3) возможность комбинирования сигналов от нескольких источников для передачи по одной линии, причем для всех источников интерфейс один;

4) отдельный канал сигнализации, позволяющий ускорить процесс установления соединения, но при этом никак не влияющий на уже установленное соединение.

Технология ISDN привлекательна тем, что она позволяет предоставить по одной физической двухпроводной линии связи комплекс услуг: от высокоскоростной телефонной связи до видеотелефонной связи или передачи данных с высокой скоростью.

В основу структуры ВИТС легла существующая структура таможенных органов Республики Беларусь: центральный аппарат ГТК Республики Беларусь, таможни, пункты таможенного оформления. Информационные потоки циркулируют между соседними «по вертикали» подразделениями таможенных органов, а также иногда есть необходимость обмена информацией между таможнями. Учитывая структуру таможенных органов и их размещение на территории республики, ВИТС целесообразно разделить на 3 уровня:

1) Главный узел, который является организационно-техническим объединением телекоммуникационного, коммутирующего оборудования и оборудования, обеспечивающего работу вычислительного центра, центральной ЭАТС, а также линий связи и привязки к государственной сети связи, предприятиям связи.

2) Узлы связи таможен — вспомогательные узлы связи, имеющие в своем составе: аппаратуру уплотнения, ЭАТС, коммутационное оборудование, линии связи и привязки к предприятиям связи.

3) Пункты таможенного оформления (пограничные) — по возможности аппаратуру уплотнения, линии связи к предприятиям связи, терминальное (оконечное) оборудование [9; с. 15].

Топологическая структура ВИТС зависит как от расположения таможенных органов, так и от размещения информационно-вычислительных ресурсов, обеспечивающих в полном объеме все потребности пользователей сети.

В ВИТС можно выделить 2 подсети:

  • межрегиональная сеть — объединяющая Главный узел связи и узлы связи таможен — являющаяся скоростной высоконадежной транспортной средой, предоставляющей все свои ресурсы для обмена разнородной информацией;
  • региональные сети — объединяющие по регионам таможни и ПТО (пограничные, внутренние) и обеспечивающие обмен информацией таможен с ПТО, при этом они одновременно являются, при необходимости, сетями доступа к ресурсам межрегиональной сети.

В ходе реализации первого этапа создания ВИТС разработан системный проект ВИТС уровня «Главный узел — Узлы связи таможен» и построен Центральный узел связи МЦТ. В ВИТС включены таможни, характеризующиеся высокими показателями оперативной работы и доходности, а также разработаны Программы оснащения таможенных органов телекоммуникационным оборудованием на период 2002-2006г.г.

Второй этап построения ВИТС обеспечивает выполнение требований систем управления таможенных органов по видам, времени доставки информации и электронному документообороту на основных направлениях таможни — ППТО. В ходе реализации второго этапа осуществляется проведение системного проектирования ВИТС от таможен до ППТО, обеспечение оборудованием и проведение строительно-монтажных работ по подключению региональных сетей связи от таможен до ППТО включительно.

На втором этапе построения ВИТС необходимо выделить одну капиталоемкую задачу — это расширение региональных цифровых телекоммуникационных сетей. Этот процесс во многом зависит от развития государственной цифровой сети SDН (сети синхронной цифровой иерархии) в соответствии с планами Министерства связи Республики Беларусь.

Результатом реализации первого и второго этапов построения ВИТС является создание в таможенных органах Республики Беларусь разветвленной ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети, обеспечивающей перспективные требования по передаче всех видов информации, системы документооборота, технологических процессов обработки электронных документов, а также организации контроля и управления этими процессами [9; с. 19].

Хотелось бы также отметить, что в настоящее время высшим руководством страны был взят курс на установление тесного контакта между ГТК и Государственным комитетом пограничных войск (ГКПВ) в сфере использования и развития систем коммуникаций на приграничных пунктах пропуска. В частности, в конце 2004 года принята Государственная программа создания совместной интегрированной телекоммуникационной сети ГТК и ГКПВ на 2004-2006 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2004 № 1397 [10].

Для развития приграничной инфраструктуры Республики Беларусь также разработана и реализуется Комплексная программа развития приграничной инфраструктуры Республики Беларусь, одобренная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 1999 г. № 515. Этой Программой предусматривается комплексное развитие приграничной инфраструктуры, в том числе средств и систем телекоммуникаций. Часть объектов ее включена в реализуемую Программу первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь на период 2002-2004 годов, утвержденную постановлением Совета Министров Союзного государства от 25 января 2002 г. № 2. По этим программам ГТК является государственным заказчиком в части развития автодорожных пунктов пропуска.

В рамках указанных и иных государственных программ проводятся работы и по модернизации телекоммуникационной инфраструктуры пунктов пропуска. Однако основные объемы капиталовложений по этим программам приходятся на капитальное строительство зданий и сооружений, которое является длительным по времени процессом. Вместе с тем необходимо ускорить темпы модернизации телекоммуникационной инфраструктуры для внедрения современных технологий пропуска физических лиц, товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь.

Поэтому целью Государственной программы создания совместной интегрированной телекоммуникационной сети ГТК и ГКПВ является опережающее развитие телекоммуникационной инфраструктуры, в первую очередь приграничной, для обеспечения возможности ускорения внедрения процедур и технологий организации пропуска товаров, транспортных средств и физических лиц через Государственную границу Республики Беларусь на уровне общеевропейских требований, основанных на использовании современных средств информационных технологий [10].

В рамках реализации программы за 2004 г. было проложено оптическое волокно на пункты пропуска «Каменный Лог», «Брузги», в первую очередь «Козловичи», в Минскую центральную и Минскую региональную таможни, таможню «Минск-2» и в Представительство таможенной службы Российской Федерации в Республике Беларусь. В 2005 г. предстоит выйти на границу с Украиной, ПТО «Берестовица» Гродненской региональной таможни и на все остальные пункты пропуска. Это огромный объем работы. Если в прошлом году на выполнение программы было затрачено 1 млрд. 300 млн. рублей, то в этом году расходы составят 2 млрд. 500 млн. рублей. Но хотя переход на волоконно-оптическую связь требует больших денежных вложений, он обеспечит передачу и обработку информации в режиме реального времени.

Таким образом, в результате реализации программы будут созданы современные, соответствующие международным стандартам технологии организации пропуска и учета товаров, транспортных средств и физических лиц. Внедрение этих технологий позволит:

  • сократить время прохождения товаров и транспортных средств через Государственную границу Республики Беларусь за счет внедрения элементов электронного декларирования и построения системы таможенного контроля на основе оценки рисков, как это делается в Российской Федерации;
  • повысить эффективность контроля доставки товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем и следующих транзитом по территории Республики Беларусь;

— организовать учет физических лиц, пересекающих Государственную границу Республики Беларусь и контроль над их пребыванием на территории республики и, в перспективе, на территории СНГ, повысить оперативность поступления информации заинтересованным органам [10].

Модернизация технологий организации пропуска и учета товаров, транспортных средств и физических лиц, пересекающих Государственную границу Республики Беларусь, позволит создать благоприятные условия для развития транзитных перевозок товаров и пассажиров, что, в свою очередь, увеличит поступления финансовых средств в республиканский бюджет.

Таким образом, ЕАИС таможенных органов Республики Беларусь имеет в своей основе надежную программно-технологическую платформу в виде ВИТС, которая исходит из последних достижений в области информационных технологий, новых средств вычислительной техники и инструментальных программных средств, и при создании которой отдан приоритет опережающему развитию приграничной телекоммуникационной инфраструктуры для ускорения внедрения процедур и технологий организации пропуска товаров, транспортных средств и физических лиц через Государственную границу Республики Беларусь.

ГЛАВА 4 ПРОБЛЕМА УНИФИКАЦИИ ЕАИС ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: СОЗДАНИЕ ЕАИС СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Сближение различных сторон деятельности таможенных органов Беларуси и России требует более тесного сотрудничества в области унификации процедур таможенного регулирования на территории Союзного государства. В том числе необходима унификация применяемых автоматизированных систем, создание единого информационного пространства таможенных органов Союза Беларуси и России [11; с. 23]. Таможенные службы обоих государств имеют настоятельную потребность в согласованном развитии автоматизированных информационных систем в соответствии с общемировым уровнем информационных технологий.

Программа «Создание Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства на 2003-2005 годы» (ЕАИС ТКСГ) утверждена постановлением Совета Министров Союзного государства от 30 декабря 2002 года №51 [12].

Государственными заказчиками программы стали ГТК РФ и ГТК Республики Беларусь, основными разработчиками и исполнителями: от Республики Беларусь — МЦТ, от Российской Федерации — ГНИВЦ ГТК России. Разработка ЕАИС ТКСГ осуществляется в кооперации белорусских и российских предприятий, выбор которых осуществляется на конкурсной основе.

Целью программы является достижение качественно нового уровня организации таможенного дела на территории Союзного государства за счет внедрения новых информационных технологий в деятельность таможенных органов, интеграции информационных ресурсов таможенных органов России и Беларуси в рамках деятельности Таможенного комитета Союзного государства, создание условий для проведения модернизации других составляющих международной торговли Союзного государства.

Важным моментом является то, что в ЕАИС ТКСГ предполагается поэтапно перейти к единым форматам данных, единым программным средствам и протоколам информационного обмена, что к итоге приведет к полной унификации применяемых ИТТ [11; с. 23]. Последовательная отработка вопросов технической и форматно-логической совместимости автоматизированных систем и программных средств, совместимости протоколов средств связи и передачи данных, унификации структур баз данных, электронных записей входных и выходных сообщений позволит провести интеграцию национальных систем в единую систему, охватывающую все таможенное пространство Союза.

При этом в комплекс основных программных мероприятий по созданию ЕАИС ТКСГ включены:

  • унификация нормативно-правовой базы таможенного оформления и контроля и приведение ее к виду, позволяющему выполнить формализацию нормативных приложений;
  • разработка новых технологий унифицированной обработки документов, используемых таможенными органами, с соответствующим программным обеспечением;
  • разработка программного обеспечения автоматизации таможенных технологий на основе применения современных информационных технологий;
  • объединение сетей телекоммуникаций таможенных органов РФ и Республики Беларусь и создание объединенной интегрированной телекоммуникационной сети Таможенного комитета Союзного государства;

— обучение специалистов таможенных органов и пользователей операционных систем, применяемых в сфере автоматизации и управления базами данных, на специализированных курсах администраторов, а оперативного состава таможенных органов — работе в автоматизированных системах ЕАИС ТКСГ. [12].

Бюджетом Союзного государства на 2003 год предусматривалось на выполнение мероприятий программы направить 44148,0 тыс. российских рублей, в том числе за счет доли Республики Беларусь — 22110,0 тыс. российских рублей. Фактически программа профинансирована в объеме 40064,8 тыс. российских рублей, в том числе в части взноса Республики Беларусь — 18026,8 тыс. российских рублей [14].

Средства союзного бюджета направлены на создание объединенной интегрированной телекоммуникационной сети Таможенного комитета Союзного государства. В частности, проведено доукомплектование центрального вычислительного комплекса информационно-вычислительного центра Минской центральной таможни необходимым оборудованием, разработан и реализован проект ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов Республики Беларусь, завершены работы по организации высокоскоростного канала передачи данных между Главным научно-информационным вычислительным центром ГТК Российской Федерации и Информационно-вычислительным центром Минской центральной таможни Республики Беларусь.

Бюджетом Союзного государства на 2004 год предусматривалось направить на выполнение мероприятий программы 142650,0 тыс. российских рублей, в том числе за счет доли Республики Беларусь — 41775,4 тыс. российских рублей.

В 2004-2005гг. создавалось прикладное программное обеспечение, были закуплены лицензионные пакеты общесистемного программного обеспечения, началось обучение сотрудников таможенных органов Республики Беларусь и Российской Федерации для работы в качестве администраторов систем управления базами данных ЕАИС. Однако из-за отсутствия документов, устанавливающих порядок проведения конкурсов на размещение заказов на приобретение товаров, работ и услуг за счет средств бюджета Союзного государства и порядок осуществления закупок товаров и услуг, финансируемых из союзного бюджета, проектно-монтажные работы выполнены в меньших объемах, чем это предусмотрено программой [15].

Заметным этапом реализации программы создания ЕАИС явилась организация защищенного высокоскоростного цифрового канала связи пропускной способностью 256 Кбит/с с целью обеспечения информационного обмена между российскими и белорусскими таможенными органами через ГНИВЦ ФТС России и МЦТ ГТК Беларуси. С использованием этого цифрового канала связи в настоящее время проводится опытная эксплуатация системы обмена информацией о контроле за доставкой транспортных средств, перемещаемых физическими лицами между российскими и белорусскими таможенными органами. Кроме того, информационный обмен осуществляется и в соответствии с Временной технологией обмена электронной информацией о контроле за доставкой товаров, перемещаемых под таможенным контролем между таможенными органами РФ и Республики Беларусь.

Хотелось бы также отметить, что во время состоявшегося 26 мая 2005 г. в Москве заседания коллегии Таможенного комитета Союзного государства, где речь в первую очередь шла о ходе создания ЕАИС России и Беларуси, белорусская сторона проинформировала о своей готовности перехода на электронный обмен информацией, предполагая тем самым полный отказ от бумажного документооборота. Такое решение позволило бы значительно упростить процедуру таможенного оформления товаров и транспортных средств непосредственно на границе Союзного государства, а также порядке таможенного контроля за доставкой товаров и транспортных средств, в том числе перемещаемых физическими лицами.

Так как материально-технической базой ЕАИС служит инфраструктура таможенных органов, нам кажется уместным, подобно тому, как мы рассмотрели такую основу для ЕАИС таможенных органов Республики Беларусь, упомянуть здесь еще об одном крупном проекте в рамках Союзного государства — Программе первоочередного развития таможенной инфраструктуры ППТО (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь на период 2002-2004 гг. Она явилась логическим продолжением аналогичной программы 1997- 2000 гг., которая была продлена на 2001 год. В Программу было включено развитие инфраструктуры 8 автодорожных пунктов пропуска («Каменный Лог», «Брузги», «Берестовица», «Козловичи», «Варшавский Мост», «Мокраны», «Новая Рудня», «Новая Гута»), через которые перемещалось до 95% транспортных средств и товаров, следующих в Россию и из России через белорусский участок внешней границы Таможенного союза. Четыре из них — Варшавский Мост, Каменный Лог, Козловичи и Новая Гута расположены на основных трансъевропейских автомобильных магистралях (II и IX трансъевропейские коридоры).

Но так как предусмотренные мероприятия не были выполнены в установленные сроки, ГТК Республики Беларусь совместно с ГТК России разработали проект вышеупомянутой Программы первоочередного развития таможенной инфраструктуры ППТО (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь на период 2002-2004 гг.

Общий объем финансирования, предусмотренный Программой из союзного бюджета, составляет 807899,7 тыс. российских рублей. Из них на 2002-2003 гг. бюджетом Союзного государства предусмотрено финансирование программы в объеме 696957,8 тыс. российских рублей. Фактически на 31 декабря 2003 года перечислено 487451,9 тыс. российских рублей, в том числе из взноса Республики Беларусь — 135697,5 тыс. российских рублей [14].

В настоящее время пункты пропуска «Каменный Лог», «Новая Гута», «Козловичи» и «Варшавский Мост» сданы в полном объеме. Завершается строительство пункта пропуска «Новая Рудня», на пунктах пропуска «Берестовица» и «Брузги» ведется строительство более половины объектов, на строительство ППТО «Мокраны» разрабатывается проектно-сметная документация. В результате общая пропускная способность ППТО возросла почти на 7,5 тыс. автомобилей в сутки.

Бюджетом Союзного государства на 2004 год на реализацию программы направлено 125516,4 тыс. российских рублей, в том числе за счет взноса Республики Беларусь — 37654,9 тыс. российских рублей [14].

При разработке Программы учтено, что укрепление таможенной инфраструктуры должно осуществляться на основе комплексного подхода, путем совершенствования всех составляющих ее элементов, т.е. сочетания эффективного таможенного контроля с обеспечением развернутого сервиса, ускорение и облегчение обработки товаров и транспортных средств, а также удовлетворение социальных потребностей перевозчиков (бытовые услуги, отдых и т.д.), что сохраняет баланс интересов государственных органов и участников внешнеэкономической деятельности.

Итак, реализация Программы позволит обеспечить завершение создания единой таможенной территории Союзного государства и общую систему управления, надлежащий таможенный контроль по защите рынка, создать равные условия в развитии экономики России и Беларуси, регулировать товарообмен в пределах единой территории, определить единые требования по охране внешних таможенных границ Таможенного союза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важным фактором обеспечения эффективной деятельности таможенной службы любого из государств мира является использование средств автоматизации таможенных технологий. Помимо повышения эффективности организации таможенного дела, использование таможенной службой средств информационных технологий создает благоприятные условия и для участников международной торговли. Интеграция с информационными системами банков, торговых партнеров и т.п. ускоряет продвижение товаров между странами, создает условия для развития транзита, повышает уровень таможенного контроля.

В современных условиях для эффективной работы таможенной системы в целом таможенные операции должны иметь мощную информационную поддержку в виде грамотно построенной информационной системы обеспечения. Очевидно, что этого можно достичь при создании адекватной по своим функциональным признакам системы информационных модулей. Также мы убедились, что без активного использования автоматизированных информационных систем задача унификации таможенных процедур на всей территории Союзного государства трудно решаема.

В целом заметим, что в настоящее время весьма актуальной становится разработка теории и методологии совершенствования таможенной системы на базе информационного обеспечения. Основным направлением в решении данной проблемы являются разработка и внедрение автоматизированных информационных систем таможенной деятельности.

Методология построения системы информационного обеспечения должна отвечать основным правилам и требованиям:

  • единство информационно-управляющего процесса,
  • принцип системного подхода,
  • полнота таможенного администрирования,
  • принцип информационного моделирования,
  • принцип безбумажной технологии,
  • интерактивный диалог,
  • информационная защищенность.

Таким образом, необходимо стремиться к созданию комплекса программных средств и модулей управления, направленных на достижение оптимизации и комплексной достаточности в целевых, вспомогательных и обеспечивающих модулях информационной системы таможенных органов. Итогом такой деятельности должна стать Единая автоматизированная информационная система таможенных органов Республики Беларусь, унифицированная с аналогичными системами стран-партнеров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/informatsionnyie-tehnologii-v-tamojennom-dele/

1. Ершов, А.Д., Копанева, П.С. — Информационное обеспечение управления в таможенной системе / А.Д. Ершов. — СПб.: Знание, 2002. — 232 с.

2. Основы таможенного дела / под ред. А. Н. Сиротского, В. А. Гошина. — Минск: БГУ, 2003. — 475 с.

3. Мацкевич, В. — Европейский таможенный транзит / В. Мацкевич. — Минск.: РУП «Белтаможсервис», 2004. — 184 с.

4. Евстигнеева, Г. «Виртуальные таможни» России / Г. Евстигнеева // Таможня и ВЭД. — 2005. — №3. — С. 5.

5. Евстигнеева, Г. Итоги и перспективы / Г. Евстигнеева // Таможня и ВЭД. — 2005. — №1. — С. 11 — 12.

6. Как защитить информацию // Таможня. — 2005. — №3(122).

— С. 5

7. Костак, Р. Транзит под контролем электроники / Р. Костак // Таможня. — 2005. — №5(124).

— С. 22 — 23.

8. Об информатизации: Закон Республики Беларусь, 6 сент. 1995 г., № 3850-XII// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО»ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2004. — Дата доступа: 01.11.2009.

9. Концепция создания Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов Республики Беларусь на 2002-2006 годы. — Минск: ГТК, 2001. — 26 с.

10. Об утверждении Государственной программы создания совместной интегрированной телекоммуникационной сети Государственного таможенного комитета и Государственного комитета пограничных войск на 2004-2006 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 4 ноября 2004 г., №1397// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО»ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2004. — Дата доступа: 01.11.2009.

11. Ухлинов, Л.М. Российская таможня в условиях построения информационного общества / Л.М. Ухлинов // Информационное общество. — 1999. — №5. — С. 21 — 24.

12. О программе “Создание Единой автоматизированной информационной системы Союзного государства” на 2003-2005 годы: Постановление Совета Министров Союзного государства, 30 дек. 2002 г., № 51// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО»ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 01.11.2009.

13. РДТЕХ разработает две системы для таможенников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.it-daily.ru — Дата доступа: 01.11.2009.

14. Программа «Создание Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства таможенников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.soyuz.by — Дата доступа: 01.11.2009.

15. Как работают Союзные программы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.sinfo.ru — Дата доступа: 01.11.2009.

16. Россия — Белоруссия: проблемы единого таможенного пространства // Таможня. — 2005. — №7(126).

— С. 12 — 15.

17. О Государственной программе информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь»: Постановление Совета Министров Республики Беларусь,27 дек. 2002 г., № 1819// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО»ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 01.11.2009.

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ

Б

база данных, 3, 5, 24, 25, 26

В

ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть (ВИТС), 3, 16, 17, 19, 20, 23

Е

единая автоматизированная информационная система (ЕАИС), 3, 7, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 23, 24, 25, 26, 27

И

информационные потоки, 5, 11, 14, 19

информационные таможенные технологии (ИТТ), 3, 7, 14, 24

информация, 5, 10, 13, 33

М

модуль, 11, 12, 13, 14, 29

Т

Технология ISDN, 19

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

http://www.pravo.by

Основной государственный информационный ресурс в области права и правовой информатизации.

Сайт представляет особую ценность, как источник актуальной правовой информации. Ознакомиться с текстом нормативных правовых актов на сайте можно двумя путями:

  • через раздел сайта «Эталонный банк данных»
  • через раздел сайта «Национальный реестр», где размещена электронная версия Национального реестра нормативных правовых актов.

Помимо текстов нормативных правовых актов сайт содержит информацию о проектах законов и кодексов, юридический словарь, а также единый правовой классификатор Республики Беларусь, справочник государственных органов и организаций со ссылками на их сайты, а также такую полезную информацию как ссылки на зарубежные интернет-ресурсы в области права и государственного управления.

В работе сайта есть и отрицательные моменты. В таковым, прежде всего, относятся слабые возможности поиска необходимого нормативного правового акта. Данное утверждение справедливо как для поиска в разделе «Эталонный банк данных», так и для поиска в разделе «Национальный реестр». Зачастую система не выдает результата поиска, даже если в графу «название» вписывается дословное название нормативного правового акта. Уверенно результат поиск выдается только при точном заполнении граф «номер» и «дата принятия». Подобные недостатки исключают возможность использования сайта для комплексного изучения правового регулирования той либо иной сферы общественных отношений.

http://www.

Официальный интернет-портал Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

Сайт предоставляет возможность получения официальной информации по основным направлениям таможенной деятельности, а также текстов наиболее значимых правовых актов в сфере таможенного дела, в том числе, непосредственно в день их принятия.

Содержит информацию о последних изменениях в таможенном законодательстве, о развитии международного сотрудничества, а также о разработке таких перспективных направлений, как электронное декларирование и предварительное информирование.

В разделе «Каталог ресурсов» представлены ссылки на интернет-ресурсы государственных органов, в том числе, Президента Республики Беларусь.

Сайт Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

Сайт предоставляет наиболее полную информацию о проектах нормативных правовых актах, планах подготовки проектов нормативных актов, научное обоснование необходимости разработки того или иного проекта, проекты, находящиеся в данный момент на экспертизе и прочую информацию о законотворческой деятельности.

Сайт предоставляет возможность изучения полных текстов комментариев к законам, подготовленных специалистами Центра, то есть буквально получить комментарии от авторов. Кроме того, на сайте размещены статьи белорусских ученых-правоведов по вопросам правотворчества, систематизации законодательства и прочим правовым вопросам.

http://europa.eu/

Официальный сайт Европейского союза.

Данный сайт содержит основные материалы, в том числе, и законодательные акты по конкретным политикам европейского союза, комментарии к ним, а также подробное описание институтов и органов европейского союза.

Важной является предоставляемая сайтом возможность получения информации об актуальном состоянии институтов (в том числе персональном составе), и проводимых в конкретный момент времени мероприятиях.

Сайт представляет ценность как источник информации для проведения исследований сравнительно-правовым методом, особенно в сфере международного, конституционного и европейского права.

Сложность представляет то, что в перечне языков, на которых доступно содержание сайта, нет ни русского, ни белорусского языков.

http://www.consultant.ru/

Сайт компании «Консультант Плюс» (Российская Федерация).

Данный сайт предоставляет широкие возможности для изучения российского законодательства, как текстов нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, так и практики его применения, комментариев современных российских юристов, законопроектов и новостей законотворческого процесса в Российской Федерации.

Значимым является также то, что сайт предоставляет возможность использования интернет-версий справочных систем семейства «Консультант», в частности, следующих:

Интернет-версия «Налоги и бухучет» (данная версия содержит более 25 000 документов, в сфере налогообложения и бухгалтерского учета).

Специальная интернет-версия (данная версия содержит более 700 000 документов, в том числе федеральное законодательство, законодательство Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, судебные акты, законопроекты, международные правовые акты).

Интернет-версия «Региональное законодательство» (данная версия содержит акты законодательства 79 субъектов Российской Федерации).

http://civil.consultant.ru/

Сайт компании «Консультант Плюс» (Российская Федерация).

Сайт предоставляет 2 тематических раздела:

1) Свод законов Российской империи.

В данном разделе можно ознакомиться с текстом всех 16 томов Свода законов Российской империи. На сайте представлено неофициальное издание Свода, которое было выпущено в пяти книгах в Санкт-Петербурге в 1912 г. под редакцией и с примечаниями И.Д. Мордухай-Болтовского, юрисконсульта Министерства юстиции и преподавателя гражданского судопроизводства в Императорском училище правоведения.

2) Электронная библиотека

В данном разделе представлены переиздания классических монографий по юриспруденции, для которых известные современные юристы специально подготовили свои комментарии и предисловия; а также репринты классических изданий по юриспруденции в графическом формате.

Особенную ценность для автора работы представляет размещение в Электронной библиотеке трудов таких известных русских конституционалистов и теоретиков права как Коркунов Н.М., Лазаревский Н.И. Шершеневич Г.Ф.

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ В WWW

http://Katarina-shilkina.narod.ru

ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Магистранта Шилкиной Е. В. факультет международных отношений

Специальность «Управление в социальных и экономических системах»

Смежные специальности

08.00.01 — экономическая теория

1. Экономические законы и закономерности.

2. Экономические отношения.

3. Экономическая система.

4. Рынок, конкуренция, монополия.

5. Критерии и показатели эффективности национальной экономики.

6. Финансово-кредитные отношения. Финансовые рынки. Кредитно-денежная и налоговая политика.

08.00.14 — Мировая экономика

1. Тенденции и закономерности развития мирового хозяйства.

2. Мирохозяйственные связи и международная торговля.

3. Мировые рынки и международные экономические отношения.

4. Мировые валютно-финансовые рынки и международные финансовые отношении; инвестиционные процессы.

5. Моделирование и прогнозирование в мировой экономике и международных отношений.

Основная специальность

08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

1. Разработка теории управления экономическими системами;

2. Менеджмент как управление людьми в организациях;

3. Макроэкономическое регулирование экономических процессов;

4. Экономика предприятий, отраслей (отраслевых комплексов), регионов народного хозяйства;

5. Экономика инноваций;

6. Развитие инфраструктуры социально-экономических систем народного хозяйства.

Сопутствующие специальности

12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право

1. Локальные, региональные, национальные, межгосударственные и международные аспекты административно-правового регулирования и сотрудничества по проблемам обеспечения частноправовых и публично-правовых интересов общества в сфере административно-правовых отношений.

2. Вопросы международно-правового регулирования финансовой, инвестиционной, налоговой, бюджетной и банковской деятельности, деятельности по денежно-валютному обращению.

3. Информационные правоотношения и связанные с ними правовые отношения, их виды, элементы и фактические основания.

08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит

1. Государственный бюджет.

2. Налоги, сборы и другие платежи в бюджет.

3. Деньги и денежные системы.

4. Теория и практика кредита.

5. Банки, специальные кредитно-финансовые институты и их операции.

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО ОСНОВАМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

<question type=»close» id=»876″>

  • <text>(Шилкина Екатерина) Какое из следующих имен является неверным для элемента HML?</text>
  • <answers type=»request»>
  • <answer id=»1″ right=»0″><h1></answer>
  • <answer id=»2″ right=»0″><phone document></answer>
  • <answer id=»3″ right=»1″>все неверны</answer>
  • <answer id=»4″ right=»0″><xmldocument></answer>
  • </answers>
  • </question>
  • <question type=»close» id=»376″>
  • <text>(Шилкина Екатерина) Какое из следующих утверждений является верным?</text>
  • <answers type=»request»>
  • <answer id=»1″ right=»0″>в XML все теги чувствительны к регистру</answer>
  • <answer id=»2″ right=»1″>все утверждения верны</answer>
  • <answer id=»3″ right=»0″>все документы XML долдны иметь корневой элемент</answer>
  • <answer id=»4″ right=»0″>все элементы должны быть строго вложены</answer>
  • </answers>
  • </question>

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Презентацию, выполненную в Microsoft PowerPoint, можно посмотреть по следующей ссылке: .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/informatsionnyie-tehnologii-v-tamojennom-dele/

1. Ершов, А.Д., Копанева, П.С. — Информационное обеспечение управления в таможенной системе / А.Д. Ершов. — СПб.: Знание, 2002. — 232 с.

2. Основы таможенного дела / под ред. А. Н. Сиротского, В. А. Гошина. — Минск: БГУ, 2003. — 475 с.

3. Мацкевич, В. — Европейский таможенный транзит / В. Мацкевич. — Минск.: РУП «Белтаможсервис», 2004. — 184 с.

4. Евстигнеева, Г. «Виртуальные таможни» России / Г. Евстигнеева // Таможня и ВЭД. — 2005. — №3. — С. 5.

5. Евстигнеева, Г. Итоги и перспективы / Г. Евстигнеева // Таможня и ВЭД. — 2005. — №1. — С. 11 — 12.

6. Как защитить информацию // Таможня. — 2005. — №3(122).

— С. 5

7. Костак, Р. Транзит под контролем электроники / Р. Костак // Таможня. — 2005. — №5(124).

— С. 22 — 23.

8. Об информатизации: Закон Республики Беларусь, 6 сент. 1995 г., № 3850-XII// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО»ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2004. — Дата доступа: 01.11.2009.

9. Концепция создания Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов Республики Беларусь на 2002-2006 годы. — Минск: ГТК, 2001. — 26 с.

10. Об утверждении Государственной программы создания совместной интегрированной телекоммуникационной сети Государственного таможенного комитета и Государственного комитета пограничных войск на 2004-2006 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 4 ноября 2004 г., №1397// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО»ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2004. — Дата доступа: 01.11.2009.

11. Ухлинов, Л.М. Российская таможня в условиях построения информационного общества / Л.М. Ухлинов // Информационное общество. — 1999. — №5. — С. 21 — 24.

12. О программе “Создание Единой автоматизированной информационной системы Союзного государства” на 2003-2005 годы: Постановление Совета Министров Союзного государства, 30 дек. 2002 г., № 51// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО»ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 01.11.2009.

13. РДТЕХ разработает две системы для таможенников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.it-daily.ru — Дата доступа: 01.11.2009.

14. Программа «Создание Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства таможенников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.soyuz.by — Дата доступа: 01.11.2009.

15. Как работают Союзные программы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.sinfo.ru — Дата доступа: 01.11.2009.

16. Россия — Белоруссия: проблемы единого таможенного пространства // Таможня. — 2005. — №7(126).

— С. 12 — 15.

17. О Государственной программе информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь»: Постановление Совета Министров Республики Беларусь,27 дек. 2002 г., № 1819// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО»ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 01.11.2009.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Глава проблема унификации еаис таможенных органов создание еаис союзного государства 1

Глава проблема унификации еаис таможенных органов создание еаис союзного государства 2

Глава проблема унификации еаис таможенных органов создание еаис союзного государства 3

Глава проблема унификации еаис таможенных органов создание еаис союзного государства 4

Глава проблема унификации еаис таможенных органов создание еаис союзного государства 5

Глава проблема унификации еаис таможенных органов создание еаис союзного государства 6

Глава проблема унификации еаис таможенных органов создание еаис союзного государства 7 Глава проблема унификации еаис таможенных органов создание еаис союзного государства 8