Использование мультимедийных технологий для улучшения восприятия школьниками учебной информации

Дипломная работа
Содержание скрыть

Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника — вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа-технологии. Главная цель видится в грамотном использовании дидактических возможностей применения представления различных видов информации (звука, видео анимации, графики и т.п.) в ходе учебного процесса.

В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современные школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры.

Использование современных мультимедиа и гипермедиа — технологий в преподавании информатики позволяет наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения, в том числе с помощью видеоуроков (мультимедийных презентаций), позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему провинциализма сельской школы как на базе Интернет-коммуникаций, так и за счет интерактивных СD — курсов и использования спутникового Интернета в школах.

В данной работе рассматриваются мультимедиа технологии, как один из способов для улучшения восприятия школьниками учебной информации.

Объект: процесс передачи информации с помощью мультимедийных технологий.

10 стр., 4849 слов

Новые информационные технологии в обучении иностранному языку

... новые инновационные технологии в обучении иностранному языку. Предметом исследования является процесс обучения иностранному языку. Целью данной курсовой работы является рассмотрение новых инновационных технологий в обучении иностранных языков. Задачами курсовой работы являются: рассмотрение теоретических аспектов использования новых инновационных технологий в процессе обучения иностранному языку; ...

Предмет: мультимедийные технологии.

Цель: методы использования мультимедиа в учебном процессе.

Гипотеза:

Задачи:

Изучить научную литературу по теории вопроса;, Рассмотреть области, цели применения мультимедийных технологий;, Рассмотреть свойства и особенности мультимедийных технологий;, Разработать фрагменты видеоуроков с помощью Cam Studio

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из двадцати пяти наименований и приложения.

Во введении обоснована актуальность исследования, даны его основные характеристики.

В первой главе рассматриваются появление и развитие информационно-мультимедийных технологий, цели применения продуктов, созданных в их среде, области применения.

Во второй главе подробно рассматривается мультимедийные технологии в образовании, методика разработки дидактического обеспечения уроков с использованием этих технологий:

Использование мультимедийных технологий в школе;, Особенности подготовки учебных мультимедиа презентаций;, Методы использования мультимедийных презентаций;, Разработка сценария мультимедийной презентации;, Создание фрагментов видеоуроков с помощью Cam Studio

В заключении приведены основные выводы проведенного исследования.

Глава I. Мультимедиа-технологии

.1 Появление и развитие информационно-мультимедийных технологий

Сегодня все чаще в информационной среде используются такие понятия, как «мультимедиа», «медийное искусство», «медиакультура». Они не являются синонимами, но у этих феноменов есть точки взаимопересечения. Что же такое мультимедиа, какова его природа и отличительные особенности?

Термин «мультимедиа» является латинизмом, проникшим из англоязычных источников в различные языки практически в первоначальной транскрипции. Иногда его произносят на английский лад — «малтимедиа». Происходит он от соединения английских слов «multy», «multiple» (множественный, складной, состоящий из многих частей) и «media» (среда, средство) или, точнее, от латинских слов «multum» (много) и «media, medium» (средоточие, средство, способ).

Таким образом, дословно «мультимедиа» означает «многие среды».

За этим, казалось бы, вполне понятным обозначением мультимедиа кроется множество оттенков, требующих дальнейшего уточнения и детализации, так как природа мультимедиа намного глубже и сложнее, а его характер и особенности находятся в «эмбриональной» стадии изучения. Это естественно, ведь мультимедиа еще достаточно молодое явление.

«Мультимедиа» — один из терминов, который может означать разные вещи, предназначенные для самых разных людей и пользователей. Поэтому так много дисциплин, имеющих дело с мультимедиа (в компьютерной сфере это сайтостроение, гипертекстовые системы, компьютерная графика, компьютерная анимация и т. д.; в средствах массовой информации — журналистика, в том числе и интернет-журналистика, речевые и социальные коммуникации и др.; в искусстве — сетевое искусство, компьютерная анимация, компьютерный видеомонтаж, режиссура звука, фильма и др.).

7 стр., 3377 слов

Мультимедиа технологии

... Тем не менее всплеск интереса в конце 80 - х годов к применению мультимедиа - технологии в гуманитарной области, в частности в историко-культурной, связан с именем выдающегося ... полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта. 2.1 Основные носители мультимедийных продуктов Как правило, мультимедийные продукты ориентированы либо на компьютерные носители и средства воспроизведения (CD ...

Резкий рывок в этой области, произошедший за последние несколько лет, обеспечен, прежде всего, развитием технических и системных средств. Это и прогресс в развитии ПЭВМ: резко возросшие объем памяти, быстродействие, графические возможности, характеристики внешней памяти, и достижения в области видеотехники, лазерных дисков — аналоговых и CD-ROM, а также их массовое внедрение.

Мультимедиа-технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений информатики. Они имеют целью создание продукта, содержащего «коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation), включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления». Данное определение сформулировано в 1988 году крупнейшей Европейской Комиссией, занимающейся проблемами внедрения и использования новых технологий.

Идейной предпосылкой возникновения технологии мультимедиа считают концепцию организации памяти «MEMEX», предложенную еще в 1945 году американским ученым Ваннивером Бушем. Она предусматривала поиск информации в соответствии с ее смысловым содержанием, а не по формальным признакам (по порядку номеров, индексов или по алфавиту и т.п.) Эта идея нашла свое выражение и компьютерную реализацию сначала в виде системы гипертекста, а затем и гипермедиа и, наконец, в мультимедиа, соединившей в себе обе эти системы.

1.2 Цели применения продуктов, созданных в мультимедиа-технологиях

Мультимедийный продукт позволяет собрать воедино огромные и разрозненные объемы информации, дает возможность с помощью интерактивного взаимодействия выбирать, интересующие в данный момент, информационные блоки, повышает эффективность восприятия информации. Основными целями применения продуктов, созданных в мультимедиа технологиях являются:

  • Популяризаторская и развлекательная (CD используются в качестве домашних библиотек по искусству или литературе).

Научно-просветительская или образовательная (используются в качестве методических пособий).

  • Научно-исследовательская — в музеях и архивах и т.д. (используются в качестве одного из наиболее совершенных носителей и «хранилищ» информации).

Популяризаторская цель

Пожалуй, широчайшее использование мультимедиа продуктов с этой целью не подвергается сомнению, тем более что популяризаторство стало ныне некоторым эквивалентом рекламы. К сожалению, многие разработчики подчас не понимают, что простое использование широко известного носителя (CD-ROMa) и программного обеспечения еще не обеспечивают действительно Мультимедийный характер продукта. Тем не менее, приходится признать, что «разноцветье» представленных работ является отражением существующего общественного сознания в гуманитарных областях.

Научно-просветительская или образовательная цель

Использование мультимедиа продуктов с этой целью идет по двум направлениям:

Отбор путем чрезвычайно строгого анализа из уже имеющихся рыночных продуктов тех, которые могут быть использованы в рамках соответствующих курсов. Как показывает практика, задача отбора чрезвычайно сложна, поскольку лишь немногие готовые продукты могут соответствовать тематике преподаваемых курсов и тем высоким требованиям к достоверности, репрезентативности и полноте материала, которые, как правило, предъявляются преподавателями. Это связано с тем, что в создании продуктов не принимают участие специалисты-«предметники», обладающие необходимыми знаниями в представляемой области. А те немногие авторы, которые пытаются работать совместно с техническим персоналом над созданием подобных мультимедийных продуктов, плохо знают специфику этого компьютерного жанра и психологию восприятия информации, представленной на экране компьютера.

11 стр., 5449 слов

Создание мультимедиа-продуктов

... создания и редактирования звуковой информации и т.п. Одними из первых пользовательских мультимедийных программ были компьютерные игры. Они являются наиболее распространенным программным продуктом, в полной мере использующим преимущества технологии мультимедиа: ... красной области спектра, по уже изучается возможность использования синих лазеров, которые бы позволили увеличить объем информации, ...

  • Разработка мультимедийного продукта преподавателями в соответствии с целями и задачами учебных курсов и дисциплин.

Научно-исследовательские цели

Здесь явно существует путаница в терминологии. В «чистых» научных разработках действительно активно используется программное обеспечение, применяемое и в продуктах, созданных на основе мультимедиа технологии. Однако сама эта технология вряд ли может удовлетворять условиям и процессу научного поиска, подразумевающему динамичное развитие процесса познания, поскольку она фиксирует одномоментное состояние или достигнутый результат, не давая возможности что-либо изменить в нем. В этом смысле, данные средства могут применяться лишь на этапе публикации итогов исследования, когда вместо привычных «твердых» полиграфических изданий получается мультимедиа продукт.

Наиболее очевидная и почти автоматически вспоминаемая область применения мультимедиа продуктов в научно-исследовательской области- это электронные архивы и библиотеки — для документирования коллекций источников и экспонатов, их каталогизации и научного описания, для создания «страховых копий», автоматизации поиска и хранения, для хранения данных о местонахождении источников, для хранения справочной информации, для обеспечения доступа к внемузейным базам данных, для организации работы ученых не с самими документами, а с их электронными копиями и т.д.).

Деятельность по разработке и осуществлению этих направлений архивно-музейной научной работы координируется Международным комитетом по документации (CIDOC) при Международном совете музеев, Музейной компьютерной сетью при Комитете по компьютерному обмену музейной информации (CIMI), а также Международной программой Гетти в области истории искусства (AHIP).

Кроме этого, названные организации занимаются разработкой единых международных стандартов документирования и каталогизации музейных и архивных ценностей, осуществлением возможностей обмена информационными компонентами исследовательских систем.

1.3 Области применения мультимедийных технологий, .3.1 Мультимедиа и технологии программирования

Мультимедиа — это новая технология создания программных продуктов, избавляющая пользователя-непрофессионала от необходимости сложного программирования программных объектов. Это реализовано в специальных мультимедийных оболочках. В подготовке программ на базе таких мультимедийных оболочек возрастает элемент творчества.

Мультимедийная технология служит перспективным и надежным средством, позволяющим создателю учебного текста (рекламного ролика и т. д.) предоставить массивы информации в большем объеме.

Практика создания программ показывает, что на сегодняшний день сложился своего рода порочный круг: специалисты, занятые содержанием своего учебного курса, не имеют возможности, а порой и желания подключаться к процессу создания мультимедийных программ. Программисты же порой делают их как бы «на века», без учета профиля (например, в случае обучающих программ — без учета опыта педагогической работы, специфики содержательного параметра конкретного учебного предмета).

20 стр., 9755 слов

«Мультимедийные технологии»

... способы представления, структурирования, хранения, передачи и обработки учебной информации. Зачастую происходит смешение понятий «педагогическая технология обучения с использованием мультимедиа» и «мультимедийная технология». Термином multimedia (в переводе с английского - «многосредность») обозначают ...

Вместе с тем, особенно для начинающих педагогов, необходимы хорошо структурированные и содержательно наполненные программы, готовые к использованию в реальном учебном процессе. Хороший педагог не всегда готов воспринимать и использовать даже хорошо продуманные готовые программы, ибо он, как педагог-профессионал, имеет свою концептуальную линию, свое видение и решение проблемы, поставленной в лекции, в теме, курсе. Поэтому только совместные усилия, с одной стороны, программистов, подготовивших хорошие мультимедийные оболочки, и с другой стороны — профессионалов, прекрасно знающих свою предметную область, могут дать реальный и желаемый эффект в процессе создания обучающих программ.

1.3.2 Мультимедиа в обучении

Еще одна из возможностей мультимедиа — обучение. Обучающиеся слышат и видят материал лекции и одновременно активно участвуют в управлении его подачей. Например, возвращаются к непонятным или особо интересным разделам.

Мультимедийные программы обучения, например языку, делают этот процесс намного приятнее, чем традиционное заучивания наизусть иностранных слов, реализуя методику обучения с увлечением. Вместо того чтобы повторять одну и ту же фразу, пытаясь ее запомнить, достаточно включить компьютер с мультимедийным оборудованием, смотреть и слушать, как произносит ее носитель языка. При этом можно наслаждаться не только звуком и изображением, но и терпением учителя-компьютера, способного воспроизводить текст столько раз, сколько это необходимо для запоминания.

По данным опроса, проведенного Массачусетским научно-исследовательским центром, 45% больших компаний из 1000 обследованных центром используют мультимедийную технологию в своих программах обучения.

Американские ученые Флетчер, Мак Нейл, Нельсон провели сравнительный анализ традиционных форм обучения и мультимедийных средств преподавания. Осуществляя свои исследования независимо друг от друга, ученые пришли к общему выводу, что мультимедийные обучающие программы имеют значительные преимущества перед обычными, традиционными.

Работы отечественных ученых, различные эксперименты по использованию мультимедиа подтверждают вывод американских коллег. Известно, что в процессе обучения студентами осваивается не более чем четверть предлагаемого материала. Мультимедийная же технология позволяет в 2-3 раза увеличить этот показатель, так как предоставляет возможность синкретичного обучения, т. е. одновременно зрительного и слухового восприятия материала, активного участия в управлении его подачей, возвращения к тем разделам, которые требуют повторного анализа, и т. п.

Применение мультимедиа в образовании и обучении перспективно как для общего образования и самообразования, так и для бизнеса и профессионального развития специалиста. В будущем роль мультимедиа в области образования будет возрастать, так как знания, обеспечивающие высокий уровень профессиональной квалификации, всегда подвержены быстрым изменениям. Сегодняшний уровень развития науки, особенно в технических областях, требует постоянного обновления, и предприятия, основой существования которых является конкуренция, должны в своей деятельности быть весьма гибкими. Это в равной мере касается как рядовых сотрудников, так и руководителей.

17 стр., 8248 слов

«Организация обучения технологии в рамках ФГОС ООО» материал по технологии

... школой становится воспитание и обучение творческой личности, умеющей воплощать свои идеи в действительность, разрабатывать и создавать свой продукт учебно-познавательной деятельности. Главной целью в образовательной области “Технология” в ... системе общего образования становится формирование трудовой и технологической культуры учащихся, системы ...

Системы для обучения с использованием компьютеров уже сопровождают тот или другой продукт, но, разумеется, систему такого типа следует заказывать у специализирующейся на этом фирмы. До настоящего времени обучение с использованием компьютеров применялось преимущественно в сфере производства — для повышения квалификации персонала. В фирме Opel поддерживается новый способ коллективного обучения сотрудников, которые должны, используя изображение и анимацию, подготовить программу своей будущей производственной деятельности. Фирма IBM также применяет обучение с использованием компьютеров для демонстрации работы локальных сетей. Фирма Bayer уже много лет успешно применяет системы СВТ для обучения сотрудников внутренних и внешних служб. Список фирм, которые внедрили этот способ приобретения знаний, на самом деле значительно длиннее.

Первая попытка использовать компьютер для обучения в 1970-х гг. была не слишком успешной, что объясняется невысокой производительностью аппаратных и программных средств того времени. Кроме того, программы были недостаточно гибкими, поэтому мотивация, а отсюда и успехи в обучении были неубедительны. Обучающие программы сегодняшнего поколения предлагают пользователям очень много вариантов индивидуальной настройки, то есть учащийся, осваивая учебный материал, сам устанавливает скорость изучения, объем материала и степень его трудности.

Многочисленные исследования подтверждают успех системы обучения с использованием компьютеров. Очень трудно провести объективное сравнение со старыми, традиционными методами обучения, однако можно сказать, что внимание во время работы с обучающей интерактивной программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, поэтому освобождается дополнительное время. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Эксперты по маркетингу уже давно (до появления в системе обучения приложений мультимедиа) заметили отчетливую связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить этап материала. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, например при помощи интерактивных обучающих программ типа приложений мультимедиа, то доля усвоенного может составить 75%.

1.3.3 Мультимедиа и другие сферы применения

Интернет быстро превращается во все более привлекательный источник информации о выборах. Такой вывод сделал авторитетный американский исследовательский «Центр Пью для народа и прессы» (The Pew Research Center for the People and the Press).

Согласно данным опубликованного им опроса, сегодня 13% потенциальных избирателей пользуются «Всемирной паутиной», чтобы узнать о предвыборной расстановке сил в США. По данным Центра Избиркома РФ, это направление получит свое развитие на парламентских выборах 2007 г.

11 стр., 5461 слов

Технические средства в обучении технологии

... материала на уроке технологии по теме «Творческий проект «Юбка». ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТРАДИЦИОННЫХ ТСО §1. Значение использования средств новых информационных технологий и традиционных ТСО в обучении ... ] §2. Роль ТСО в учебном процессе Активное применение технических средств обучения - это не привилегия отдельных учителей ТСО становятся ...

Особую область применения мультимедиа представляют системы сетевых видеоконференций. Технологии видеоконференцсвязи лежат в основе систем телемедицины, дистанционного обучения и компьютерного обеспечения работы распределенных коллективов. В развитых странах указанные технологии широко используются также в коммерческой деятельности и при управлении производством.

Технологии видеоконференций значимы для таких форумов, как семинары, конференции, конгрессы и т. п., которые являются важной формой обмена профессиональной информацией. Актуальность развития систем видеоконференций в России обусловлена рядом присущих нашей стране особенностей: наличием значительного количества территориально удаленных друг от друга научных и образовательных центров, недостатком средств для обеспечения адекватного уровня традиционных форм научного сотрудничества, таких, как национальные и международные конференции, научные командировку и т. п.

В наше время одними из наиболее острых проблем глобального характера являются проблемы антропогенного изменения климата и загрязнения окружающей среды. Поэтому мониторинг окружающей среды, развитие космического экологического мониторинга являются актуальными научными и практическими задачами, реализация которых предполагает широкое использование телекоммуникационной инфраструктуры, а также гипертекстовых и интерактивных информационных технологий. Актуальной является также проблема интегрирования национальных информационных ресурсов по окружающей среде, создание региональных баз данных и расширение электронных коллекций по результатам космического экологического мониторинга. Не менее актуальными являются исследования в области биоинформатики, биоинженерии.

Мультимедиа применяется в картографии, в управлении транспортом на магистралях, обучении правилам вождения автомобиля, при тренировке летчиков и космонавтов. Коллекционеры могут составлять детальные каталоги слайдов с изображениями почтовых марок, этикеток, произведений искусства из картинных галерей и др.

Благодаря мультимедиа становится возможной реализация проекта лауреата Пулитцеровской литературной премии американского писателя Роберта Олена Батлера, заявившего о своем желании транслировать процесс создания литературного произведения через Интернет в режиме реального времени. По мнению Батлера (Университет штата, Флорида), это позволит читателям лучше познакомиться с процессом литературного творчества и несколько по-иному взглянуть на книги.

Глава II. Методика разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий

1 Использование мультимедийных технологий в школе, Использование мультимедиа технологий в учебном процессе позволяет:, Организовать оптимальное сочетание мотивационных и наглядных параметров учебного материала., Провести учет характеристик динамики работоспособности учащихся.

  • Организовать подготовка и проведение урока с учетом особенностей восприятия мультимедийных материалов.
  • Использовать специальные приемы, связанные с характеристиками учебного материала и его структурированием.
  • Использовать такие компоненты учебного материала, которые имеют отношение к самопознанию, самовыражению, самоутверждению, общения и оценки со стороны окружающих.

В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из способов это применение видеофильмов и мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание учащихся.

13 стр., 6245 слов

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения химии

... находится в прямой зависимости от подготовленности каждого ученика к обучению химии, от уровня его обучаемости. Как правило, учащиеся неодинаково подготовлены к эффективному обучению, и прежде всего к усвоению нового материала, ...

Для организации компьютерных классов в школах привлекательными являются Интернет-технологии, однако, обладая преимуществами, связанными с возможностью получения актуальной информации, возможностями организации диалога практически со всем миром, они имеют серьёзные недостатки: это трудности при работе с большими объёмами информации при плохих линиях связи (а таких в удаленных регионах и сельской местности в РФ большинство), невозможность работать без линий связи. Эти недостатки устраняются с использованием оптических компакт дисков, называемых CD ROM и DVD диски.

Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а так же собственные разработки позволяют учителю повысить эффективность обучения. Незаменимым помощником учителя в поиске и получении информации, и как средство общения с коллегами, становится Интернет.

Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации позволяет выделить видеометод в качестве отдельного метода обучения. Видеометод можно использовать для преподнесения знаний, для организации контроля, закрепления, повторения, обобщения, он успешно выполняет все дидактические функции. Метод покоится преимущественно на наглядном восприятии информации.

Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее.

Использование видеометода в учебном процессе обеспечивает возможность:

  • дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
  • повысить роль наглядности в учебном процессе;
  • удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
  • освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;
  • наладить эффективную обратную связь;
  • организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.

С помощью видеометода эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Он полезен, когда происходит:

1. изложение новых знаний;

2. объяснение в динамике принципов действия сложных механизмов, процессов, графических моделей;

12 стр., 5727 слов

Аппаратные и программные средства мультимедиа

... самим пользователем на основе "свободного поиска" в рамках предложенной в содержании продукта информации); Художественный дизайн интерфейса и средств навигации. В данной курсовой мы опишем мультимедиа, с технической точки зрения, ...

3. наблюдение трудоемких процессов;

4. представление видеодокументов, укрепление связи с жизнью;

5. наблюдений скрытых процессов протекающих внутри оборудования;

6 . создание баз данных для учебно-тренировочных и исследовательских работ;

7. рационализация учебного процесса, повышение его продуктивности, обеспечение оптимального объема передачи и усвоения научной информации путем повышения качества педагогического управления.

Эффективность данного метода находится в прямой зависимости с качеством видеопособия и применяемых технических средств. Видеометод предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью целесообразностью. От учителя, использующего видеометод, требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь.

Использование современных мультимедиа-технологий в преподавании информатики позволяет наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения, в том числе с помощью слайд-презентаций, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения.

В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения.

Мультимедиа технологии уже доказали свою эффективность в школьном образовании. Предоставляя разнообразные выразительные средства для отображения учебной информации в сочетании с интерактивностью, мультимедиа обеспечивает качественно новый уровень обучения. Вместе с тем, с развитием технических средств современных компьютеров, существенно меняется визуальная организация мультимедиа среды. Появившаяся возможность широкого использования трехмерной графики позволяет перейти от традиционного электронного учебника с гипертекстовыми страницами, реализующего метафору книги, к интерактивной образовательной среде, организованной на основе метафоры «нового» мира. Теперь экран монитора воспринимается учеником как окно в новый, трехмерный мир знаний, в котором образы реальных объектов действуют наряду с виртуальными моделями.

Основными условиями использования современных информационных технологий в обучении учащихся являются: использование компьютера как современного средства обучения; органическое включение во взаимодействие учащихся с педагогом интерактивного диалога с компьютером; повышение роли самостоятельности учащихся при использовании информационных технологий. Оптимизация учебного процесса в условиях современных информационных технологий может быть основана на использовании программно-творческих проектов.

Разработка творческого проекта предусматривает самостоятельную работу учащихся по изготовлению нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателей. Выполнение проекта способствует развитию познавательных и воспитательных функций, творческих способностей, инициативы, логического мышления, углублению и закреплению политехнических знаний, умений и навыков. Формирование информационной культуры учащихся направлено на развитие их познавательной деятельности. Этому способствует: стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения целей изучения учебного материала и погружения учащихся в интерактивную операционную среду компьютера; усиление учебной мотивации путем определения ценностей и внутренних причин обучения; развитие способностей самообучения на основе расширения и углубления учебных технологий.

достоинствами

допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;

  • допускает возможность постоянного обновления;
  • имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;
  • допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;

допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;

  • допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;
  • устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах;

Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение.

Организация аудиторных занятий с применением мультимедиа технологий дает возможность экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала, за счет использования очень простых, доступных любому ученику средств. В ходе урока самими школьниками может создаваться до предела визуализированная красочная учебно-игровая среда, что производит буквально революционный эффект в восприятии предмета «Информатика» школьниками.

Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.

Внедрение в преподавании современного курса информатики мультимедиа технологий выявило ряд положительных сторон и несколько трудных моментов. Так организация занятий с использованием мультимедиа-технологий с применение специального проектора дает возможность наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения и экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала. В тоже время появляются дополнительные требования к подготовке мультимедийных материалов и организации урока.

Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех- это интерес учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью.

Так при использование мультимедиа на уроке через интерактивность, структуризацию и визуализацию информации происходит усиление мотивации обучающегося, активизация его познавательной деятельности, как на уровне сознания, так и подсознания

Из всех информационных каналов визуальный — самый мощный, поэтому его использование в области образования средствами мультимедиа более разработано. Однако это не отменяет важности и значения других медий. Например, эффективность усвоения материала значительно повышает создание для каждого мультимедийного учебника своей ритмовой доминанты с помощью оптимального подбора музыкального сопровождения. Продуманное взаимодействие клавиатуры и мыши в мультимедийных учебниках в сочетании с другими медиями добавляет ещё одно преимущество данной образовательной технологии. Оно основано на том, что мануальные упражнения существенно развивают память. Не случайно раньше в гимназиях контурные карты рисовали — чтобы набить руку и чтобы лучше запомнить. Если в дальнейшем добиваться возрастания нормированности пользования (свести к минимуму случайное нажатие клавиши), то моменты, связанные с мышью и клавиатурой будет легче формализовать. Здесь необходимо опираться на исследования в области инженерной психологии и эргономики.

Отдельные произведения индивидуального авторского сознания (текст, изображения, звуковой ряд, видео) объединяются в новую систему. Взаимодействуя друг с другом уже на стадии разработки сценария (просчёт всех функциональных возможностей, ожидаемых от продукта в соответствии с его целевым назначением), они теряют самостоятельность. Мультимедиа произведение в результате этого взаимодействия получает качества, которых нет у отдельно взятых произведений. Дело в том, что наука (лингвистика, искусствоведение и т. д.) накопила знание об этих отдельно взятых формах информации, а свойства мультимедийной среды только начинают изучаться. В конечном счёте, мультимедиа в образовании эффективны настолько, насколько при их использовании решается конкретная учебная задача — научить чему-то, выработать навык работы с чем-то.

Бесспорно, что мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. Так согласно, Г. Кирмайеру [4], при использовании интерактивных мультимедийных технологий в процессе обучения, доля усвоенного материала может составить до 75%. Вполне возможно, что это, скорее всего, явно оптимистическая оценка, но о повышении эффективности усвоения учебного материала, когда в процесс восприятия вовлекаются и зрительная и слуховая составляющие, было известно задолго до появления компьютеров. Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно-образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект, связанный с интерактивностью. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.

Опыт использования мультимедийных технологий показывает:

  • резко повышается интерес учащихся к работе и их активность;
  • развивается алгоритмический стиль мышления, формируется умение принимать оптимальные решения, действовать вариативно;
  • учитель освобождается от массы рутинной работы, предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов.

2.2 Особенности подготовки учебных мультимедиа презентаций

информационный мультимедийный урок дидактический

Эффективность мультимедийных презентаций зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация мультимедийных презентаций (как на этапе проектирования презентации, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный урок с использованием мультимедийных презентаций.

При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать следующие требования:

Мотивация, Постановка учебной цели, Создание предпосылок к восприятию учебного материала, Подача учебного материала.

Оценка. В ходе работы с компьютером школьники должны знать, как они справляются с учебным материалом. Наиболее важным является организация коммуникаций «школьник — учитель — школьник». Для этих целей рекомендуется организация работы школьников в проектах или «обучение в сотрудничестве», дискуссии.

Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством. Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если вы перестараетесь, то снизите эффективность презентации в целом. Необходимо найти такой баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами, чтобы ваши студенты буквально «сидели на краешке стула». Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно: для обучающих презентаций.

Типы презентаций:, Со сценарием.

При использовании мультимедийных обучающих презентаций даже самые сложные темы можно преподнести так, что учащиеся будут осваивать материал без труда и с интересом. Мультимедийная презентация со сценарием, в ходе которой преподаватель руководит подачей материала, — это идеальный способ организовать процесс представления информации на уроке в школе. Эту методику можно применять в любой сфере обучения.

Профессионально выполненная мультимедийная обучающая презентация позволит вам произвести эффект на обучаемых и добиться желаемого результата.

Интерактивные., Самовыполняющиеся., Обучающие презентации

Интерактивная презентация — это диалог между компьютером и человеком, в котором человеку предоставляется возможность искать и находить для себя информацию самостоятельно, по мере необходимости.

Пользователь управляет интерактивной презентацией, принимая решение о том, какой материал для него важен, и осуществляя на экране компьютера выбор, т.е. указывая курсором на нужный объект и выполняя щелчок кнопкой мыши или нажимая клавишу на клавиатуре. Компьютер отвечает на действия пользователя выдачей запрашиваемой информации.

Все интерактивные программы имеют общее свойство: они управляются событиями. Это означает, что когда происходит некоторое событие: нажатие клавиши, позиционирование курсора на экранный объект, программа в ответ выполняет соответствующее событию действие.

Для пользователя интерактивная презентация — это реализованная в удобной и занимательной форме возможность осуществлять поиск нужной информации, углубляясь в нее настолько, насколько это было предусмотрено создателем презентации. Например, пользователь может приступить к изучению темы урока с того, что прочтет на экране компьютера общие сведения о нем; затем по щелчку на гипертекстовой связи (подчеркнутое или выделенное цветом слово или фраза), на кнопке или на пиктограмме ему представляется более подробная информация о конкретных вопросах по данной теме.

Другой отличительный признак качественной интерактивной презентации — это заложенное в ней свойство увлекать пользователя и удерживать в нем интерес к представляемому материалу. Лучшие активные презентации содержат элементы неожиданности, которые способствуют стимуляции интереса пользователя к дальнейшим исследованиям.

Интерактивные средства мультимедиа позволяют значительно расширить аудиторию получателей информации и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому. С помощью интерактивных презентаций удобно реализовать индивидуальные «экскурсии» по уроку, которые позволяют пользователю самостоятельно ознакомиться с информацией о структуре, теме и информации об уроке.

3 Методы использования мультимедийных презентаций

Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

  • При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
  • При закреплении новой темы

-Для проверки знаний Компьютерное тестирование — это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя — это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.

  • Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.
  • При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.
  • При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану

-Средство эмоциональной разгрузки. Во время проведения блочных уроков или длительных консультаций перед экзаменами — стоит включить видеозаставки экспериментов или мультфильмы при этом у учеников исчезает усталость, появляется заинтересованность, они ищут ответы, обращаются к учителю с вопросами, заряжаются новой энергией. Мультимедиа — программы смотрятся как видеофильм, но с возможностями вмешиваться в ход действий и вести диалог.

  • Как средство для изготовления раздаточного дидактического материала, кодограмм и карточек. Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером — это минитипография педагога.

Из всех инструментов познания мультимедиа наилучшим образом позволяет представлять знания различными способами, включая все модальности восприятия. Работая с мультимедиа инструментарием школьники получают в распоряжении богатейший арсенал для самовыражения изучаемого материала. Мультимедиа реализует более творческий подход к процессу усвоения и представления знаний.

Система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные и прочие методики.

Информационные технологии позволяют дать ученикам уникальную возможность самим в процессе обучения независимо от преподавателя узнать новое понятие, подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают математические вопросы. Мультимедийные элементы создают дополнительные психологические структуры, способствующие восприятию и запоминанию материала, например подведение итогов в каждой презентации предваряется определенным звуком или мелодией, настраивающими обучаемого на определенный вид работы.

Умение пользоваться методом проектов- показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предполагающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

2.4 Разработка сценария мультимедийной презентации

Использование современных мультимедиа-технологий в преподавании информатики позволяет наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения, в том числе с помощью мультимедийных презентаций, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения.

Компьютерные презентации являются одним из типов мультимедийных проектов. Компьютерные презентации часто применяются в рекламе, при выступлениях на конференциях, совещаниях, в процессе объяснения материала учителем или докладов учащихся.

Программа разработки мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

Программа Microsoft PowerPoint представляет собой набор слайдов, смена которых может производиться по щелчку мыши или автоматически, через определенное время в соответствии с настройкой. Каждый слайд может содержать статичные изображения (одно или несколько): фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, текстовые фрагменты, а также видеофрагмент(видеофильм, мультипликацию).

Демонстрация слайда может сопровождаться звуковой записью (дикторским текстом, музыкальным произведением).

Мультимедийная презентация предлагается вниманию ученика (учеников) на экране монитора или, если имеется подключенный к компьютеру проектор, всему классу на большом проекционном экране.

Этапы подготовки мультимедийной презентации:

Структуризация учебного материала, Составления сценария реализации, Разработка дизайна презентации, Подготовка медиафрагментов(тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудиофрагментов), Подготовка музыкального сопровождения, Тестирование-проверка

При создании схемы сценария и составлении текстового сопровождения к мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими принципами:

Ø Презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной. Продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 20-30 минут. Для демонстрации нужно подготовить примерно 20-25 слайдов.

Ø При изложении материала следует выделить несколько ключевых моментов и в ходе демонстрации время от времени возвращаться к ним, чтобы осветить вопрос с разных сторон. Это гарантирует должное восприятие информации вашими слушателями. Не бойтесь повторить свою мысль, если хотите, чтобы ее усвоили.

В качестве примеров презентационных образцов дидактических материалов для видеоуроков информатики были выбраны следующие уроки, связанные с компьютерной графикой, как наиболее наглядные и выигрышные для применения мультимедийных технологий:

1. Компьютерная графика как раздел информатики;

2. Дополнительные возможности Word (вставка WordArt, автофигур).

Указания по созданию эффективной презентации:

  • Прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать.

В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею презентации. Неудачные слайды необходимо объединить с другими, переместить или удалить вообще.

  • Пользуйтесь готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона. Не бойтесь творческого подхода. Экспериментируйте при размещении графики и создании спецэффектов.
  • Не перегружайте слайды лишними деталями. Иногда лучше вместо одного сложного слайда представить несколько простых. Не следует пытаться «затолкать» в один слайд слишком много информации.

Дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель. Их следует свести к минимуму и использовать только с целью привлечь внимание зрителя к ключевым моментам демонстрации. Звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию

Мультимедийная презентация должна обладать следующими качествами:

Удобной системой навигации, позволяющей легко перемещаться по презентации

Использование мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернет (графических вставок, анимации, звука если необходимо и др.).

Разбивка урока на небольшие логически замкнутые блоки (слайды).

Каждый слайд презентации должен иметь заголовок.

Ссылки на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет.

Доступностью — быстрая загрузка, без усложнения эффектами.

При создании мультимедийной презентаций необходимо:

  • провести разбивку урока на небольшие смысловые части -модули. Каждый слайд должны иметь заголовок;
  • подбор для каждого модуля соответствующей формы выражения и предъявления обучаемым заголовка раздела, текстов, рисунков, таблиц, графиков, звукового и видеоряда и т.п.

(согласно содержанию);

  • моделирование познавательной деятельности обучаемых при изучении раздела и использование результатов при его составлении (определяется основная последовательность перехода между слайдами );
  • проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи (подбор задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, разработка способов анализа ответов, реплик на типичные неправильные ответы, составление подсказок (help));
  • составление текстов, разработку рисунков, таблиц, схем, чертежей, видеоряда, согласно требованиям эргономики;
  • компоновку модулей каждого раздела урока с эргономической точки зрения.

При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать особенности восприятия информации с экрана компьютера.

Необходимо поддерживать единый стиль представления информации для всего урока

и стремиться к унификация структуры и формы представления учебного материала(унификация пользовательского интерфейса, использование графических элементов, создание шаблонов уроков ).

Шрифты рекомендуется использовать стандартные — Times, Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всей презентации. Например, основной текст презентации шрифт Times New Roman, заголовок слайда — Arial. Целесообразно применение различных маркеров , , ? , ? и др.) для выделения элементов текста (маркированные списки).

Например:

  • Текст1
  • Текст2
  • Текст3
  • Текст4

Рекомендуется использование цвета в презентации, наиболее эффективно выделять отдельные куски текста цветом и отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы).

Вся презентация выполняется в одной цветовой палитре, обычно на базе одного шаблона.

Важно проверять презентацию на удобство чтения с экрана компьютера. Тексты презентации не должны быть большими. Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала.

Важный момент — выбор общего стиля презентации. Когда определены класс презентации, категория обучаемых, то сделать выбор стиля становится проще. Для правильного выбора стиля требуется знать принципы эргономики, заключающие в себя наилучшие, проверенные на практике методы использования тех или иных компонентов мультимедийной презентации. Рассматривая данный этап можно подробно проанализировать несколько презентаций, выявляя их недостатки и предлагая способы их устранения.

Нужно уметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых. Просто скопировать информацию с других носителей и разместить её в презентации уже недостаточно.

После того как будет найдена изюминка, можно приступать к разработке структуры презентации, строить навигационную схему, подбирать инструменты, которые в большей степени соответствуют замыслам и уровню урока. Для обеспечения дидактических функций учебно-методического комплекса к мультимедийной презентации предъявляются следующие требования: 1.Текстовые фрагменты могут сопровождаться аудио- или видеоинформацией для выделения смысловых акцентов. Для представления разнородной или гипертекстовой информации рекомендуется использовать многооконный интерфейс.

  • В мультимедийной презентации может содержаться дополнительный материал, а также материал для углубленного изучения темы.

-Наиболее важные элементы мультимедийной презентации должны иметь подсказки или пояснения. Справочный материал презентации содержит основные определения, наиболее важные даты истории развития информатики, таблицы для сравнения определенных характеристик объектов и т. п.

  • После изучения каждой структурной единицы учебного материала в презентации содержится материал для обобщения, представляющий изученный материал в более кратком виде.
  • Мультимедийная презентация должна быть открыта для развития.
  • Текст мультимедийной презентации должен иметь возможность копирования, вывода на печать.

Средства мультимедиа, используемые в презентации помогают осуществлять более эффективное взаимодействие с обучаемыми. Спланируйте заранее все аспекты ее проведения.

Гибкость — одна из основ успешной презентации. Будьте готовы внести изменения по ходу презентации в ответ на реакцию школьников.

Презентация может иметь две версии для учителя и ученика. Электронная презентация постоянно пополняется новыми материалами и совершенствуется. Для ученика его презентация пополняется личными работами. Современные программные и технические средства позволяют легко изменять содержание презентации и хранить большие объемы информации.

2.5 Создание видеоуроков с помощью MS Power Point

Для создания презентации необходимо запустить Microsoft PowerPoint. На экране дисплея перед нами окно документа и панели и кнопки управления. Строка команд содержит те же самые кнопки:

Файл, Правка, Вид, Вставка и т.д. Есть такие же панели инструментов, в частности наиболее употребляемые: Стандартная, Форматирование, Рисование.

Рисунок 1.

На рисунке 1. приведен вид окна с одним из слайдов презентации, которая называется «Знакомство с компьютерной графикой».

Приведенные картинки и надписи, показанные во время лекции (рассказа учителя), служат опорными пунктами, позволяющими акцентировать внимание учеников на самых существенных моментах рассказа. Такая картинка, показанная на большом экране перед всем классом, является как средством для привлечения внимания учеников, так и хорошей шпаргалкой для учителя. На этом рисунке (рис.2) показано окно, которое видит разработчик презентации. Слева в особом поле приведена структура документа. Видны основные надписи, присутствующие на 2, 4, 5 и др. слайдах. Под макетом слайда № 5, содержащего кроме текста ещё и рисунки, находится поле с заметками к слайду. В поле слайда можно помещать самые разные объекты. В данном случае используются всего два типа объектов: текст и рисунок.

Создание нового документа Microsoft PowerPoint может начаться с нажатия на кнопки:

Файл?Создать?

Рисунок 2.

После этого появляется программа Мастер создания презентаций, которая помогает Вам выбрать определенный единый для всех слайдов стиль и другие элементы слайдов. При создании презентации, состоящей из большого числа слайдов, можно выбрать режим показа сразу нескольких слайдов: режим сортировщика слайдов. На приведенном ниже рисунке (рис. 3) видно, что в окне размещаются в уменьшенном виде сразу 15 слайдов.

Рисунок 3.

Двойной щелчок по какому-либо слайду делает его активным, и он становится доступным для изменения, при этом окно программы для удобства разработчика раскрывается на весь экран.

Завершив работу над одним слайдом, Вы создаете новый:

Вставка?Новый слайд

Программа предлагает Вам на выбор несколько так называемых автомакетов (рис.4)

Вы выбираете тот, который больше всего Вам подходит. Заголовок с тезисами. Таблица. Текст и рисунки. Организационная структура. Различные виды гистограмм. В конце концов, просто чистый лист, который Вы сами заполните так, как считаете нужным.

Рисунок 4.

В поля появившейся заготовки слайда вы наносите нужные тексты. Вставляете рисунки. Создаёте рисунки с помощью команд панели Рисование.

На слайды презентаций можно помещать, разные объекты. Некоторые из них можно снабдить ссылками на другие документы или объекты. Например, слева приведен значок, показывающий, что в документ вставлен звуковой файл. Двойной щелчок по этой картинке позволяет прослушать содержимое этого звукового файла. Таким же образом можно вставить значок видеофрагмента, и т.д. Делается это нажатием на кнопки:

Вставка?Объект …

Частным случаем такой вставки может быть гиперссылка на документы Word, Excel.

Также в презентациях очень удобно использовать управляющие кнопки, если вы работаете с мультимедийной доской. С помощью управляющей кнопки можно показать скрытую задачу, таблицу, изображение и т.д. Слайд 12. Если вы работаете на уроках с дистанционной мышью, то этот вариант тоже удобен. Ведь можно сделать клик по управляющей кнопке с любой парты в классе. Для этого необходимо установить управляющую кнопку Настраиваемая. Главное меню — Показ слайдов — Управляющие кнопки -Настраиваемая. Рисуем кнопку удобного размера. Выбираем заливку в тон цвета фона презентации. Вставляется надпись: щелчок ПКМ «Изменить текстовую строку». В списке анимаций конструктора слайдов выделяем анимации. Зажав и удерживая кнопку Ctrl, щелкаем по очереди нужные анимаций в списке. Все анимации выделяются серой рамкой. Раскрываем меню. Выбираем «Время» (рис.5)

Откроется Диалоговое окно (рис.6).

Делаем клик по кнопке Переключатели. Установим переключатель в положение «Начать выполнение эффекта при щелчке»… И в раскрывающемся списке выбираем Управляющая кнопка: «настраиваемая». Теперь все анимации на слайде будут идти при щелчке по управляющей кнопке.

Рисунок 5.

Рисунок 6.

Сохранять презентацию можно разными способами. Стандартный способ — обычное сохранение, при котором презентация остается открытой для дальнейшего редактирования. Другой способ — сохранение презентации, которая всегда будет открываться в режиме показа слайдов, т.е. редактирование ее исключено (рис.7).

Рисунок 7.

Возможности Microsoft PowerPoint выходят далеко за рамки описанных здесь примеров. При работе с этой программой можно воспользоваться справкой о работе с программой.

Для подбора иллюстративного материала при создании видеоуроков в программе Microsoft PowerPoint можно применять другие электронные материалы, допускающие копирование информационных объектов. Если вы располагаете доступом в Интернет, возможности поиска и копирования иллюстраций почти безграничны.

Заключение

Тотальная технологизация охватила все сферы жизнедеятельности современного общества. Мультимедийные средства обладают большим, постоянно развивающимся креативным потенциалом, позволяющим находить самые разнообразные, действенные формы и методы самореализации.

Новые технологии, продукты и средства, создаваемые мультимедиа, свидетельствуют о развитии человека. Конечно, эти процессы пересекаются. Но приоритет принадлежит второму: в первом происходит развитие «технического человека» и развитие цивилизации, во втором — «человека культурного» и, соответственно, культуры.

Разумеется, еще рано делать окончательные выводы о степени влияния мультимедийных технологий на образовательную область в целом, хотя бы потому, что временной интервал существования этих технологий не сопоставимо мал в сравнении со временем развития общей педагогической науки. Но все же вполне возможно отследить некоторые тенденции, которые начинают проявляться. Прежде всего, это связано с возникновением так называемых информационных сред обучения и виртуальных образовательных пространств, которые строятся по системе ученик-посредник-учитель, где в качестве посредника выступают современные средства информационных технологий [11].

Появляются новые формы организации учебной информации, которые, прежде всего, характеризуются нелинейным структурированием учебного материала, что в свою очередь позволяет обучаемому выбрать индивидуальную траекторию обучения. В качестве примера можно привести радиально-концентрическую модель, в центре которой находиться сетевой гипертекст, а от него радиально расходится сеть вариативных курсов [12].

Все эти факты ведут к необходимости научно-педагогического осмысления новых возможностей в обучении в связи с обогащением современного процесса образования мультимедийными обучающими технологиями. Исследовав степень влияний методов обучения с использованием компьютерных мультимедийных технологий на эффективность процесса обучения в общеобразовательной школе и в институте можно смело сказать, что влияние их положительное, использование мультимедийных технологий способствует улучшению восприятия школьниками учебной информации.

Непременная установка на прогресс и инновацию, заложенная в самой логике развития технологий, должна позитивно и стимулирующе воздействовать на культуру и искусство, все активнее обращающиеся к их услугам. Появление систем мультимедиа, безусловно, производит революционные изменения как в образовании так и в других областях деятельности, науки, искусства и т.д. Мультимедиа является не просто комбинацией аппаратных и программных компонентов, а смешанной технологической прогрессией. Мультимедиа может повысить эффективность и производительность работы, а может изменить используемые методы коммуникации, что, безусловно, влияет и на самого человека. В этом смысле прав Ж. Бодрийяр: «Человеческое, слишком человеческое, и функциональное, слишком функциональное, действуют в тесном сообщничестве: когда мир людей оказывается проникнут технической целесообразностью, то при этом и сама техника обязательно оказывается проникнута целесообразностью человеческой на благо и во зло».

Перспективы мультимедиа разнообразны, области применения будут расширяться, совершенствуя наш мир и открывая новые миры, предоставляя информацию глобального масштаба, меняя не только технику, но и прежде всего самого человека, его мировосприятие.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/tehnologiya-multimedia/

1. «Мультимедийные технологии» лекционный курс. Якушин А.В #»justify»>.«Мультимедиа для всех» статьи И.Р.Куцнецова (#»justify»>.«Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров» Статья «Мультимедия» (#»justify»>.Информационный сайт #»justify»>.«Мультимедиа-Сервис» Лекционный курс. Государственный Университет Молдовы (#»justify»>.«Компьютер для работы и дома» 1998г В.А.Никеров

«Мультимедийные технологии обработки и представления информации» (#»justify»>.«Интернет и мультимедийные технологии» (#»justify»>.«Сенсорные мультимедийные технологии» #»justify»>.«Информатика и информационные технологии» статьи «Аппаратное обеспечение мультимедиа технологии», «Программное обеспечение мультимедиа технологии» (#»justify»>.А.В. Овчаров Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий» (aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ ovcharov2.html )

О. П. Окопелов Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве. Информатика и образование, 2001. №3

Кирмайер Г. Мультимедиа. М.: Малип, 1994

А.В. Осин Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. Москва Агентство Издательский сервис, 2004 г.

Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании(теоретические основы и методика использования) Красноярск, КрГУ, 2003

Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.:ИИД Филинъ,2003

Угринович Н.Д. «Информатика и информационные технологии 10-11»

Жданов Е.П. Microsoft Office PowerPoint 2007. Самоучитель для начинающих. 1-е изд., М.: Диалог МИФИ, 2008

Приложение

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

Рисунок 6.