Использование ‘облачных’ технологий в образовательном процессе

Дипломная работа

урок информационный программирование web

Применение новых технологий стало неотъемлемой частью в образовательном процессе. Федеральный государственный образовательный стандарт требует новый подход к методике преподавания предмета информатики и ИКТ. Личностно-ориентированный подход в обучении становится основой эффективного и качественного школьного образования, который требует применение новейших средств обучения. Возникает проблема построения урока с помощью информационно-коммуникационных технологий. Школы закупают технические средства, затем устанавливают определенное программное обеспечение. Каждая техническая единица должна быть лицензирована и иметь определенный пакет правовых документов. Многие образовательные организации не способны купить новейшие технические и программные продукты. Поэтому они находят замену среди дешевых программ, не раскрывающие огромный потенциал тех, цена которых выше.

Чтобы обеспечить детям качественное образование необходимо использовать web-сервисы. Они являются аналогами программ последнего поколения. В них содержится широкий спектр функций и возможностей для современного обучения школьников. Главным достоинством web-технологий является их бесплатный доступ в любой точке, где бы не находились субъекты образовательного процесса.

Целью выпускной квалификационной работы является разработка методики преподавания уроков информатики и ИКТ с использованием облачных технологий.

Для достижения цели выпускной квалификационной работы поставлены

  • проанализировать компоненты современного урока в контексте информационных технологий;
  • изучить содержание технологии Web 2.0;
  • рассмотреть образовательный потенциал web-технологий;
  • провести обзор и составить классификацию web-сервисов учебного назначения;
  • сформировать «облачный» инструментарий как альтернативу настольным и прикладным программам в учебном процессе;
  • разработать методику преподавания темы «Программирование на языке Паскаль» с использованием облачных технологий.

Объектом исследования является обучение информатике и ИКТ в школе.

Предметом исследования выступают возможности использования современных web-сервисов на уроках информатики и ИКТ.

В данной работе были использованы такие методы, как описание, компаративный анализ, моделирование, а также эмпирический метод исследования.

Нормативно-правовую базу исследования составляет Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.

14 стр., 6813 слов

Применение информационной технологий в преподавании русского языка 4 введение

... на VII международной конференции «Информационные технологии в образовании» подтверждает эффективность сочетания традиционных и компьютерных технологий при изучении русского языка ... уроков. Образовательная платформа – это система файлов, куда учитель записывает заранее подготовленную тему. На уроке ... тема для исследования «Использование компьютерных технологий при изучении русского языка» актуальна. Для ...

Первый этап представляет собой рассмотрение использования «облачных» технологий в образовательном процессе. Второй этап предполагает описание того, как применяются «облачные» технологии на уроках информатики и ИКТ.

Данные разработки могут быть приняты к реализации в школе на уроках информатики и ИКТ. Кроме того, исследование послужит приращению научных знаний по указанной проблематике.

1 Современный урок в контексте информационных технологий

Активное развитие информационного общества и влияние его на образовательный процесс стало очень заметно в последнее десятилетие, где основными ценностями выступают информация и умение работать с ней. Одним из основных путей модернизации современного образования является его информатизация. Информатизация представляет собой направленный процесс системной интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий для получения новых общесистемных свойств, которые позволяют более эффективно организовать продуктивную деятельность человека, группы, социума[1].

Возникла необходимость использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые позволят реализовать принципы личностно-ориентированного обучения.

В современном уроке два основных участника — учитель и ученик. Каждый из них имеет свои обязанности и особенности в работе. Изменение условий обучения повлекло преобразование подхода к изучению различных предметов и организации учебной деятельности. Образовательный стандарт второго поколения [2] обязывает рассматривать урок в контексте информационных технологий.

К учителям предъявляются такие требования: использовать средства ИКТ для достижения традиционных образовательных результатов, которые предусмотрены действующими стандартами; отбирать и использовать в своей работе готовые электронные учебные материалы и различные веб-ресурсы; планировать использование средств ИКТ при разработке планов уроков (применение традиционных методов учебной работы); организовывать работу в компьютерном классе или в других учебных кабинетах со средствами ИКТ; проводить с помощью средств ИКТ оценочные мероприятия; использовать средства ИКТ для ведения текущей отчетности и своего профессионального развития. Чтобы обеспечить качественное образование учитель должен обладать содержательным (отбор учебного материала, изучение различных методов изучения предмета), деятельностным (подбор образовательных технологий, в том числе и ИКТ) и процессуальным (условия достижения педагогических целей) компонентом.

В то же время современный ученик должен обладать следующими умениями: осуществлять правильный отбор данных из огромного количества информации; взаимодействовать в информационном пространстве с другими участниками образовательного процесса (выполнять задания, контролировать свои результаты, формировать портфолио, контактировать с учителем); соблюдать правила информационной культуры и этики; знать правовую сторону информационного заимствования; моделировать и конструировать с помощью определенного программного обеспечения; организовывать индивидуальную и групповую деятельность; уметь распределять свое время грамотно [3].

Техническое оснащение школы является важным условием оказания образовательных услуг высокого качества. В образовательном учреждении должно быть несколько компьютерных классов, которые оборудованы в соответствие с требованиями СанПиН. В таких учебных помещениях компьютеры объединены в одну локальную сеть. Имеется выход в Интернет. Учитель может контролировать работу учащихся за своим компьютером, организовывать оценочную деятельность при помощи программных средств. Имеются интерактивная доска и другие периферийные устройства. Обычные классы оборудованы одним персональным компьютером с выходом в Интернет, интерактивной доской. В кабинетах администрации школы установлены персональные компьютеры с выходом в Интернет на каждого работника. Также в школе должны присутствовать актовый и конференц-зал. В таких помещениях удобно организовывать дистанционное обучение, телеконференции, вебинары. Поэтому при наличии аудио- и видео- аппаратуры, выхода в Интернет образовательные результаты обучающихся могут повыситься. Конечно, от компьютерной грамотности любого учителя и умения его правильно построить урок при наличии технического оборудования зависит успех детей.

15 стр., 7428 слов

Организация и технология производства работ по строительству ...

... Организация выполнения линейных земляных работ Сооружение земляного полотна автомобильной дороги осуществляется комплексно - механизированным способом с применением средств механизации в зависимости от принятой технологии и установленных сроков выполнения работ. Организация работ ... устройство. Повышение эффектности дорожного строительства связано с поиском новых материалов, прежде всего вяжущих, ...

Важным аспектом современного урока стала организация проектной деятельности. Учащиеся применяют приобретаемые знания для решения практических задач, поиска ответов на волнующие вопросы. Обучение является личностно-ориентированным, и задача педагога состоит в том, чтобы: структурировать решаемые школьниками задачи; направлять усилия учащихся, которые сами пытаются вникнуть в проблему; поддерживать их в процессе выполнения коллективных проектов (разработка и осуществление планов, отслеживание получаемых результатов).

Данный подход требует глубокого освоения содержания учебных предметов всеми учащимися, а также использования методов оценивания, позволяющих проверить их способность применять полученные знания в решении реальных проблем. Производительность учебной работы повышается за счет использования средств ИКТ, которые специфичны для соответствующей предметной области. Ученики усваивают новую информацию, выполняют учебные проекты. В профессиональном развитии педагогов акцент делается на использование средств ИКТ для руководства работой учащихся, решающих комплексные проблемы, и на управлении информационной образовательной средой.

Использование электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках изучения нового материала облегчает труд учителя. Наглядность и интерактивность позволяет быстро заинтересовать ученика в изучении темы. Но ЭОР должен быть подобран правильно и отвечать следующим требованиям: соответствие программе обучения; научная обоснованность представляемого материала; соответствие единой методике; отсутствие ошибок; высокое качество учебного продукта. Также ЭОР должны обеспечивать все компоненты образовательного процесса получением информации, организовывать практическую деятельность и самостоятельную работу, проводить диагностику учебных достижений, дистанционное обучение. С помощью таких ресурсов ребенок способен в домашних условиях проводить самостоятельно практические работы, виртуальные экскурсии, лабораторные практикумы. Каждый школьник может подобрать для себя ЭОР, который будет максимально понятен. Это обеспечивает индивидуальный подход к каждому учащемуся, что является обязательным условием современного урока [4].

18 стр., 8679 слов

Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов ...

... Общие технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида Вся сложность и многоаспектность проблем детей - инвалидов и их семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения. Воспитание ребенка-инвалида ...

Исследовательская деятельность учащихся также входит в число приоритетных видов деятельности на школьных занятиях. Формирование исследовательских навыков возможно при наличии таких средств обучения, которые позволяют организовать поисковую деятельность обучающихся. Она подразумевает планирование работы, построение логических цепочек, рассуждений на определенные темы, работу с элементами учебного материала. Большое влияние на формирование исследовательских компетенций оказывает освоение методов решения задач с помощью ИКТ. При сборе данных для работы создаются базы данных, с которыми можно работать в дальнейшем. Ребятам предоставляется возможность проводить анализ собранного материала, строить схемы, графики, диаграммы.

На уроках физики, геометрии, химии можно строить модели, тем самым решая предметно-ориентированные задачи. Многие школьники испытывают трудности по данным предметам, но наглядность построенных моделей помогает легко найти решение. Также возникают трудности в трансформации знаний. Например, требуется решить задачу на применение законов движения, но у ребенка отсутствует умение анализа условия. Традиционно для различных типов задач даются определенные алгоритмы их решения, используемые формулы. Все это основано на памяти учащегося, если он запомнил, то решит поставленную задачу, и наоборот. С помощью средств ИКТ можно организовать деятельность так, что интерес ребенка даже к самым сложным для понимания темам будет высоким. Средства MS Office, а именно Excel поможет сформировать базу данных, построить наглядные диаграммы. Ученики, работая в нетрадиционных условиях, проявят повышенный интерес к изучению отдельных предметов.

Относительно современной школы все чаще звучит термин «смешанное обучение» [5], которое подразумевает синтез образовательных и информационных технологий. Появление «смешанного обучения» связанно с активным развитием «облачных» технологий, которые существенно повысили мобильность ученика и учителя. Образовательный потенциал web-технологий раскрывается через учебные [6] и научно-исследовательские сервисы [7], которые можно активно применять в современной российской школе. Результатом применения ИКТ в учебном процессе является то, что ученики приобретают умения: планировать собственную деятельность, управлять ею, оценивать и контролировать ее; понимать ответственность за свою деятельность; организовывать работу в коллективе, анализировать ситуацию взаимодействия; работать с письменными и устными текстами; анализировать свои ошибки, адекватно на них реагировать; оценивать перспективы своей дальнейшей деятельности; презентовать себя и свою деятельность. Основные компоненты учебного занятия, которые в своей совокупности составляют современный урок, отражены на рисунке 1.1. В настоящее время очень важно понимать, что каждый из компонентов необходим и должен соответствовать тем правилам, которые требует образовательный стандарт.

Учитель и ученик — это два неотъемлемых участника, которые составляют основу урока. Издавна школьное образование подразумевало то, что учитель являлся источником знаний, примером для всех школьников. Сейчас роль преподавателей изменилась, они стали координаторами среди огромного количества данных. Соблюдение всех правил и требований позволит и в таких условиях стать настоящими профессионалами, как ученикам, так и учителям. Правильный отбор информации, организация работы над ней и использование новых технологий при обучении позволит достичь высоких результатов. Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах, проведение телеконференций и вебинаров уже стали привычными мероприятиями для современного школьного образования. Все это возможно только при наличии умении работать с современными ИКТ. Проводятся курсы повышения квалификации, занятия на базах педагогических ВУЗов по освоению учителями навыков работы с ИКТ. Важным аспектом является и самостоятельная работа преподавателей, которая позволяет стать увереннее на уроках и показать своим ученикам всю красоту использования новых технологий.

13 стр., 6193 слов

Техника и технология управления в коммерческой деятельности

... Актуальность темы данной курсовой работы очевидна, поскольку использование техники и технологии управления коммерческой деятельностью увеличивает конкурентоспособность торговой компании. Цель данной курсовой работы заключается в изучении сущности, значений и функций техники и технологии управления коммерческой деятельностью организации, а ...

 современный урок в контексте информационных технологий 1

Рисунок 1.1 — Основные компоненты современного урока


1.2 Введение в технологию Web 2.0

В условиях современного урока, где необходимо использование информационно-коммуникационных технологий, возникает проблема финансирования дорогостоящего программного обеспечения. Школы приобретают и устанавливают на компьютеры только определенный пакет программ. Учителя и обучающиеся адаптируют свою работу в данных условиях, которые не позволяют раскрыть полный потенциал. Существуют ли альтернативные средства обучения, которые можно легко и быстро подготовить учителю на свой урок, тут же применить и показать своим ученикам всю красоту использования информационных технологий. Эту проблему решают новые «облачные» технологии. В настоящее время web-приложения могут являться эффективными помощниками в учебном процессе на основе Web 2.0.2.0- (определение Тима О’Рейли) — методика проектирования систем, которые путём учета сетевых взаимодействий, становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Web 2.0 — это сервисы, которые позволяют пользователям совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа- информацию [9].

Такая технология является неким пространством для реализаций идей пользователя. В отличие от Web 1.0 (традиционной всемирной паутины), где данные размещались на веб-сайтах и пользователи могли только просматривать и скачивать информацию, технология второго поколения приобрела новые возможности. Web 2.0 стала интерактивным бесплатным инструментом, с помощью которого заполняется и продвигается сайт. Пользователи в любое время могут корректировать информационный объем веб-страниц, вносить изменения в характер содержания, а в некоторых случаях совершать контроль над ним.

Особенностями данной среды являются:

  • простота и доступность в использовании;
  • возможность создавать на сайтах группы и сообщества;
  • writable web-редактируемая паутина;
  • доверие в управлении контентом коллективному разуму;
  • интерактивность;
  • взаимосвязь с другими сайтами и сервисами;
  • уникальная личная зона;

— В отличие от платных десктопных и нативных приложений, web-приложения являются полнофункциональными, бесплатными аналогами, доступ к которым можно получить через браузер. В данном случае установка на локальный компьютер, смартфон или планшет не требуется. Создавать, хранить, изменять учебные материалы и разработки можно в личном кабинете online-сервиса.

10 стр., 4541 слов

Особенности сети Интернет как средства распространения информации

... миллионы пользователей. 1. Интернет как средство информации 1.1 Понятие Интернет как СМИ. Средство массовой информации -- средство распространения информации, характеризующееся: обращенностью к массовой аудитории, общедоступностью, корпоративным характером производства и распространения информации. К средствам массовой информации относятся: пресса,радио,телевидение; кинематограф,звукозаписи ...

Сегодня Web 2.0 это огромное разнообразие интернет-сервисов, которые представляют собой справочники и энциклопедии, представленные на рисунке 1.2.

 введение в технологию  1

Рисунок 1.2 — Основные компоненты технологии Web 2.0

Wiki: веб-сайты, позволяющие пользователям размещать информацию, а также редактировать содержимое. Одним из примеров является Википедия — информационный справочник в свободном доступе с возможностью редактирования данных.

Мобильные компьютеры [10], которые поддерживают тенденцию подключения пользователя в любой точке его локации. Это направление стало широко распространенным после внедрения в широкие массы смартфонов, планшетов и других мобильных устройств, которые подключаются в сеть с помощью Wi-Fi.

Блоги — сетевые интерактивные дневники, представляющие заполнять контент пользователями, а не самими создателями.UPS: веб-страницы или приложения, которые интегрируют дополнительные элементы из двух или более источников.

Технология FOAF дает право смотреть новости и материалы тех пользователей, которые их создают. Она является основой социальных интернет-сетей.(Really Simple Syndication) — дословно технология переводится как «действительно простое объединение информации» и используется для создания новостей.

Сервисы обмена (пользовательский контент) — ресурс, который заполняют пользователи различной музыкой, фильмами, документацией.

Сайты совместного документопользования — сервис, позволяющий без установки программного обеспечения на компьютер создавать, редактировать, удалять информацию для совместного пользования. Ярким примером данного сервиса является Writely.

Социальное курирование (social curation) включает в себя обмен информацией, который организован вокруг содержания одной или нескольких тем. Социальное курирование контента включают такие сайты, как Reddit, Digg, Pinterest и Instagram.

В последнее время стали распространенными модели SaaS (Software as a Service — программное обеспечение как услуга), веб-приложения и облачные технологии [11].

SaaS — это такая модель при которой поставщик разрабатывает веб-приложение, а заказчик имеет доступ к нему через Интернет. Достоинством данной разработки является то, что нет затрат, связанных с установкой, обновлением и поддержкой работоспособности оборудования и работающего на нём программного обеспечения [12].

Продукты программного обеспечения, которые установлены локально все больше находят аналоги в виде веб-сервисов. Как правило, данная альтернатива является дешевле, актуальнее и открывает больше возможностей перед пользователем. Удобный сетевой доступ обеспечивают облачные технологии. Эта модель предоставляет возможность оперативно обратиться к провайдеру с минимальными эксплуатационными затратами. Услуги обладают универсальностью и доступностью по сети передачи данных независимо от используемого устройства (персонального компьютера, мобильного телефона, интернет-планшета).

4 стр., 1894 слов

Разработка технологии поиска и получения работы (2)

... в новый коллектив/3, с. 132/. ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ПОИСКА И ПОЛУЧЕНИЯ РАБОТЫ 2.1. Роль анкетных данных в процессе поиска и получения работы Поиск работы следует начинать с самоанализа. Необходимо поглубже заглянуть в ... кандидата. Проводящий собеседование сотрудник оценивает как сам результат, так и методы, с помощью которых кандидат находит решение. Данный тип позволяет в большей ...

Пользователь сам определяет и изменяет серверное время, объем хранимых данных, скорость доступа и обработки данных. Объединение ресурсов служат единой базой для большого числа пользователей, а сами услуги могут быть предоставлены, сужены или расширены в любое время без лишнего взаимодействия с поставщиком. Благодаря этому у пользователей есть высокий уровень доступности и маленький риск неработоспособности.

Большинство технологий, используемых в реализации Web 2.0 богатые веб-технологии, такие как Adobe Flash, Microsoft Silverlight и JavaScript (в дополнение к Ajax, RSS и Eclipse).

Загрузка web-приложения поколения 2.0 происходит децентрализовано через BitTorrent. Он выступает центром, где каждый загрузчик содержания является сервером. Разделяя нагрузку, он делает требуемую информацию более доступной.

Таким образом, веб-сервисы, построенные с помощью технологии Web 2.0, являются прекрасной альтернативой для большинства программ, которые устанавливаются на компьютер локально. Школам представляется возможность минимизировать затраты на программное обеспечение и в то же время обрести новые возможности с помощью сервисов поколения web 2.0. Учащиеся сами смогут работать в программных средах, о которых они только слышали. Создавать творческие работы, формировать портфолио, вести исследовательскую деятельность.

3 Образовательный потенциал web-технологий

Применение интернет-технологий в образовательном процессе стало новинкой в последнее десятилетие. Учителя на курсах повышения квалификации активно изучают работу в виртуальных средах и разрабатывают методику преподавания различных предметов.

На практике общего образования активно применяются информационные и интернет-технологии. Они направлены на развитие у обучающихся творческого потенциала, а также на формирование ключевых компетенций. Проводятся уроки с использованием средств мультимедиа, интерактивных досок, ресурсов сети Интернет. Организуются телекоммуникационные проекты, совместно с обучающимися создаются учебные сайты, проводятся видеоконференции и вебинары.

Удобство применения web-технологий объясняется тем, что информацию можно выстроить иерархически и иметь прямой доступ к каждому блоку. При обнаружении пробелов в знании легко вернуться в тот блок, который не был тщательно проработан. Детализация большого объема информации способствуют качественному усвоению тем на уроках. Главным достоинством также является то, что дети не привязаны к определенному компьютеру. Они сохраняют свои данные, задания, наработки по определенным темам в «облаке» и в любое время имеют к информации доступ. В школе, дома, на отдыхе, имея с собой смартфон, планшет, ноутбук или другое мобильное устройство учащиеся способны выйти в Интернет, внести изменения в личные данные, составить график работы, записать решения какой-то задачи или выполнить иные действия. Наблюдается повышение мобильности, как школьников, так и учителей.

Представление и передача информации может происходить в различных видах. Участники образовательного процесса выбирают тот способ, который им больше всего подходит. Совершение виртуальных экскурсий, визуализация информации, передача учебно-методического материала в разных форматах, интерактивное общение, оглашение результатов работ — все это возможно с помощью web-технологий.

28 стр., 13919 слов

«Облачные технологии работы с документами». Лекционное занятие ...

... помощью электронновычислительных машин для обработки в информационных системах. Предмет исследования – облачные технологии как современный метод работы с электронными документами Цель работы – выявить достоинства и риски использования облачных технологий работы ... образом, сервисы Amazon EC2 и Amazon S3 стали первыми сервисами облачных вычислений. В настоящее время рынок облачных технологий растет, ...

Учебный процесс подразумевает общение между учеником и учителем. Если в традиционной системе образования преподаватель был авторитетом и источником знаний для школьника, то теперь он является координатором в большом мире информации. Для связи в учебное и внеучебное время удобно пользоваться чатами, отправкой сообщений, электронной почтой, видео-связью. Данные ресурсы обеспечивают пользователю широкие возможности для оперативного обмена мнениями по той или иной проблеме с неограниченным числом заинтересованных лиц. Находясь в процессе самостоятельной работы над изучением темы в определенной области, ученик может обратиться с вопросом, представить свою точку зрения, организовать дискуссию по интересующей проблеме. Это способствует развитию коммуникативных навыков, умения вести диалог, отстаивать собственное мнение, объективно оценивать выводы собеседника по теме.

Для представления результатов исследовательской деятельности или обмену опытом эффективным является организация телеконференций. Они способствуют решению комплексных учебных задач: повышение общего образовательного уровня обучающихся в конкретной предметной сфере, развитию коммуникативных и исследовательских навыков.

Хранение и обработка различных видов информации является еще одной из дидактических возможностей web-технологий.

В качестве наиболее значимых ресурсов, предоставляющих возможность сбора информации, выполнения заданий исследовательского характера и проектов, выступают поисковые системы сети Интернет и электронные библиотеки различного уровня.

Систематизация собранной информации возможна с помощью баз данных, созданных на основе технологии web 2.0. Учитель, учащиеся могут структурировать, обрабатывать, редактировать и дополнять все, что у них хранится в виртуальном личном кабинете.

Проектирование образовательного процесса происходит за счет многих возможностей, которые предоставляют интернет-технологии. Например, организация больших электронных энциклопедий, телеконференций, совместные исследовательские работы учащихся, учителей и даже родителей, доступ к мировым базам знаний. Самообразование, саморазвитие в ходе современного урока являются одними из основных направлений. За счет web-сервисов и других облачных технологий процесс самостоятельной работы ребенка становится интересным, красочным. Дети с удовольствием осваивают новые формы работы, выполняют задания, создают проекты. Самооценка происходит после представления своих результатов учителю, родителям или одноклассникам. Рассказывая ход своей работы, ребенок сам анализирует то, что у него получилось. Часто общение и демонстрация организовано с помощью применения онлайн-сервисов, социальных сетей. После обсуждения происходит повторный анализ и исправление ошибок, если они есть.

С помощью web-технологий учитель имеет возможность создавать, редактировать и размещать свои образовательные web-ресурсы, отправлять их детям, хранить в интернет-пространстве. Через компьютеры, которые подключены к единому образовательному пространству, можно запускать учебные программы, тренажеры. Интерактивность такого новшества очень высокая за счет мультимедийной поддержки и оперативной обратной связи. Организация дистанционного обучения становится доступной.

4 стр., 1701 слов

Разработка содержания домашней самостоятельной работы учащихся ...

... по критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от источника управления, характера побуждения и др. (Приложение 2) Самостоятельная работа - это средство обучения, с помощью ... в разработке теории обучения, однако, ряд актуальных вопросов теории и практики самостоятельной работы учащихся в ... 4.Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии Одна ...

Информирование о предстоящих мероприятиях, конференциях и конкурсах является проблемой для многих образовательных учреждениях. Объявления на доске или проговаривание учителей о предстоящих событиях на классном часе не всегда бывает эффективным. На помощь приходят web-сервисы, с помощью которых красочно оформляются объявления, составляются информационные ленты, создаются анимационные ролики. Школьники обращают внимания на такие объявления, которые оформлены в виде рекламы, узнают информацию, а затем принимают участие в мероприятиях, как творческого, так и научного характера.

Использование web-технологий в образовательном процессе заметно активизирует школьников в изучении предметов, способствует расширению и углублению знаний обучающихся, эффективному освоению методов исследовательской и проектной работы. Интеллектуальная и творческая инициатива, учебно-познавательный интерес школьников и развитие коммуникационной культуры помогает детям достигать высоких результатов.

На рисунке 1.3 изображена схема использования web-технологий в образовательном процессе. Способствование расширению многих возможностей учащихся, раскрытию талантов, повышению интереса к учебе и достижению результатов ведет к улучшению образовательного процесса. Использование новых технологий, активное применение в образовательном процессе последних разработок, высокая успеваемость учащихся повышает статус школы. Использование web-технологий на уроках в школе позволит изменить подход к преподаванию предметов. Построенная при помощи сети Интернет образовательная среда существенно меняет позиции участников образовательного процесса, и создает предпосылки для перехода информационного развития обучающегося на качественно новый уровень.

 образовательный потенциал технологий 1

Рисунок 1.3 — Использование Web-технологий в образовательном процессе

1.4 Обзор и классификация web-сервисов учебного назначения

Активное развитие облачных технологий по всем направлениям позволяет сформировать «облачный инструментарий» современного педагога. Структура «облачного инструментария» школьного учителя может включать в себя такие блоки как облачные сервисы общего назначения, агрегаторы учетных записей, облачные офисные приложения, облачные презентации, графические облачные сервисы, специализированные облачные сервисы[13, 14].

Облачные сервисы общего назначения можно использовать как инструмент для обмена данными, хранилище контента, вспомогательный педагогический ресурс. В данный блок включены поисковые системы, хостинги картинок, -аудио, -видео файлов.

Любой web-сервис требует авторизированного доступа. Некоторые из них поддерживают доступ с помощью учетных записей популярных социальных и почтовых ресурсов. В данном случае полезно использовать агрегатор учетных записей для консолидации от большого количества сайтов и объединения их в одну универсальную. Примером web-сервиса такого типа является Loginza, который является OpenId 2.0 провайдером учетных записей. Достоинством такого агрегатора является то, что можно посещать множество сайтов под одной учетной записью, обеспечен высокий уровень безопасности, возможность оформления личного профиля (визитной карточки).

Облачные офисные приложения заменяют такие популярные офисные пакеты, как MS Office и OpenOffice. Существуют облачные аналоги данным программным продуктам, которые реализуют почти все функции и являются бесплатными. сервис CrocoDoc — сервис, в котором возможно совместное редактирование документов. Самые распространенные офисные форматы, графика, формат PDF, автоматическая загрузка скриншота страницы, работа в совместном режиме редактирования с другим пользователем — все это возможно в данном сервисе.

Документы Google (Google Docs) — бесплатный online-сервис, образованный в итоге слияния Writely и Google Spreadsheets. Его возможности превосходят потенциал CrocoDoc. Google Docs включает в себя текстовый и табличный редактор, сервис для создания презентаций, облачное хранение данных, файлообмен.

Также существует множество других web-сервисов для работы с текстом, от блокнотов для заметок до мощного текстового процессора. Например, DocMe, Ontext (публикация текстов), PrivNote (online-блокнот для быстрых заметок), SkyDrive.

Блок облачных презентаций включает в себя инновационные web-сервисы, в которых возможно создание нелинейных презентаций. — это web-приложение, предоставляющее такие услуги как создание, управление и распространение презентацией. Возможность загрузки на сервис видео, графики, таблицы, картинки. Данные можно будет собрать с помощью простых действий в online-режиме..com — сервис, который полностью превосходит возможности PowerPoint. Создание презентаций нелинейным способом. На безграничном полотне можно загружать картинки, видео/аудио материалы, набирать текст с выбором понравившегося стиля и формата. В итоге получается цельная карта-презентация, которую можно загрузить на свой компьютер и воспроизвести с помощью Flash-плеера. Материал изображен в виде цельной картины, позволяющая легко воспринимать информацию и работать с ней. Возможна работа в коллективном режиме. Prezi.com доступен в виде десктопного и нативного приложения, которое можно загрузить через AppStory и Play Market. Show — это online-сервис семейства Zoho, очень близок и похож на web-приложения Google Docs. Zoho Show в конкурентной борьбе выигрывает по многим областям: управление различными документами, коллективная работа в режиме online, возможность размещения презентации на сайте.- социальный сервис для хостинга презентаций. Позволяет конвертировать настольные презентации PowerPoint и воспроизводить также с помощью Flash-плеера. Данный сервис предназначен для хранения и использования материала как личного, так и совместного.

Компьютерная графика сейчас используется всеми участниками учебного процесса, поэтому были созданы и графические облачные сервисы.

Идеальным решением для замены редактора Photoshop и Gimp выступает сервис Pixlr.com. В его состав входят такие сервисы как: Pixlr Editor (полнофункциональный графический редактор, поддержка нескольких языков, работа с изображениями высокого качества, поддерживает множество функций из дорогостоящей программы Photoshop), Pixlr Express (быстрая обработка изображений, содержит основные функции такие как, изменение разрешения изображения, обрезка, эффекты, тени), Pixlr-o-matric (возможность работы с растровыми изображениями с помощью вложенных шаблонов), Pixlr imm.io (хостинг для графических файлов), Pixlr Grabber (надстройка браузера, производящая «захват» изображения с web-страниц, которые просматривает пользователь).

Данная серия online-сервисов имеет нативные версии.сервис Flash-Gear Drawing предназначен для создания рисунков, которые сохраняются на сервере с возможностью копирования на локальный компьютер. Здесь представлена большая галерея встроенных рисунков, где могут рисовать сразу несколько пользователей. Сервис относится к коллекции Flash-Gear.

Фотосервис Liveshare позволяет создавать фотоальбомы. В данной среде можно обмениваться комментариями, ссылками, пользоваться функцией приватности. В учебном процессе Liveshare необходимо использовать для проектов, исследований, публикации и оформления школьных работ.

Специализированные облачные сервисы отражают специфику отдельного предмета. Примерами являются виртуальные доски, ленты времени, картографические сервисы, переводчики, интеллект-карты и многое другое [15].

Рассмотрим примеры виртуальной доски для групповой работы.сервис Conceptboard обеспечивает коллективную работу по созданию кратких заметок и идей, возможность помещать изображения и документы, комментировать и общаться в форме конференции. Сервис поддерживает кириллицу и доступен только после регистрации. Возможность сохранения промежуточных вариантов оформления доски [11].

Для организации групповой, совместной работы в реальном времени прекрасно подходит такой сервис как Scrumblr.com. Возможности этого приложения аналогичны возможностям Conceptboard. Отличием является то, что при работе не требуется регистрация. Он является быстрым, легким и простым инструментом.

Более функциональной виртуальной доской обладает Twiddla.com.