Использование мультимедийных презентаций в ДОУ. Применение ИКТ — технологии в ДОУ

Дипломная работа

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Кафедра философии образования, ВЫПУСКНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«Информационно-коммуникативные компетенции в логике развития образования на основе ФГОС»

ТЕМА:

« Использование мультимедийных презентаций в ДОУ. Применение ИКТ — технологии в ДОУ. »

Автор: Антипова Е.Ю., Должность: Воспитатель, ОУ: ГБДОУ № 14 Красногвардейского района, Санкт-Петербург

2019

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду (при условии, что они есть) — в условиях коллективного воспитания. Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.

Модернизация системы дошкольного образования в стране внесла коррективы в представления о характере управленческой деятельности руководителя дошкольной образовательной организации (ДОО).

Стало очевидно, что проблемы обучения и воспитания, развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при совершенствовании системы управления, на основе научных принципов, достижений высокого уровня профессионализма руководителей дошкольных учреждений, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса.

Деятельность ДОО непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса. Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития.

7 стр., 3401 слов

История развития инженерного образования в России

... технического инженерного образования постоянно изменяется, улучшается. ПОЛОЖЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ Для развития инженерного образования в ... стране чему-то не учили, что и определило наши неудачи». СОСТОЯНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ... инженерных специальностях получали более широкую математическую подготовку, чем на математическом отделении в Университете Санкт ...

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте.

Существующие программы дают огромные возможности для развития детей. Однако изучение опыта работы дошкольных учреждений констатирует, что использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в ДОУ реализуют далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение эффективных методов и разнообразных форм обучения детей в ДОО может разрешить это противоречие.

Цел ь: изучить особенности использования компьютерных технологий в процессе развития детей старшего дошкольного возраста.

Объект : познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет : компьютерные игры как средство на развитие детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения целей были выделены следующие задачи :

  1. Изучить понятие и сущность игры в ДОО, описать влияние игры на формирование и развитие ребенка.

  2. Определить классификацию игр и их характеристику.

  3. Изучить использование компьютерных игр в дошкольном учреждении.

  4. Разработать методические рекомендации для воспитателей и педагогов по использованию компьютера в ДОО.

Методы: теоретический анализ используемых источников, изучение материала.

Практическая значимость:, Краткое описание:

Понятие и сущность игры. Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка

Игра – это род поведения человека или животного, обусловленный подражанием или генетически».

Написано большое число книг, пособий, методик по игре, а с другой стороны даже о таком на первый взгляд вопросе, как критерии игры не существует единого мнения. И все эти вопросы не только теоретические. Ведь от их решения и зависит и то, что мы будем понимать под игрой, какой смысл вкладывать в само понятие игры, и то как будем учит детей играть, и как сумеем вводить игру в повседневную жизнь детей.

16 стр., 7601 слов

Подвижные игры в школе в помещении и на воздухе для детей младших, ...

... дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует играющих детей. Руководитель должен ...

Л.С.Выготский

В игре ребенок впервые осуществляет интеллектуальную систематическую работу, с помощью образов, громкой речи, игровых действий, создает сюжет и следует ему. Но самое главное, в игре дошкольник учиться относиться к придуманному ему миру, как к настоящему, со всей серьезностью. Играя, ребенок всегда находиться на стыке реального и игрового мира, занимает одновременно две позиции: реальную — ребенка, и условную – взрослого. Это – основное достижение игры. Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях маленький ребенок, сам того не подозревая, решает главную задачу своей жизни – он определяет свое место, свой путь среди людей. И именно для ее выполнения нужна сюжетно-ролевая игра. Игра имеет огромное значение для подготовки к будущей жизни. Почему дети играют, для чего нужна игра?

Карл Гроос

К.Бюлер, немецкий психолог, считал, что игра приносит удовольствие. Это радость от самого действия. В игре ребенок получает функциональное удовольствие от действия самих по себе. Испытав наслаждение в игре, ребенок старается его возобновить, повторяя действия, движения. В ходе этих повторений его поведение совершенствуется. Особенно показательна в этом смысле игра самых маленьких детей, которые с упорством, многократно повторяют понравившиеся им действия или движения. Игра, по мнению Бюлера, является великой школой дрессуры. Игре ребенок не только тренируется, но и совершенствует свои действия, испытывая двойное удовольствие: от действия самого по себе и его совершенствования. [2,стр. 7]

Вильям Штерн

Что же дает игра детям?

    1. Дает свободу, перерыв в повседневности, переход из реальной жизни в игровые взаимоотношения.

    2. Игра учит ребенка порядку, потому что невозможно нарушить правила и быть в игре.

    3. Игра создает гармонию, формирует стремление к совершенству.

    4. Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных отношений.

    5. Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков в действительности. Противопоставляется жесткому миру реальности – иллюзорный гармоничный мир.

    6. Игра дает романтизм.

    7. Игра дает развитие воображению, так как оно необходимо для создания сюжетов, ситуация, правил игры.

    8. Игра дает развитие психологической пластичности, т.к. без этого невозможно строить игровые взаимоотношения.

      15 стр., 7381 слов

      Теоретические и методические основы организации Строительно-конструктивной ...

      ... жизнь, и объединяются дети на основе общих интересов, совместной деятельности и оба вида игр являются коллективными по своей сути. Однако между строительно-конструктивными и сюжетно-ролевыми играми есть существенные различия: в сюжетно ... играющих по 3-4 человека, тем самым учить коллективным играм. У детей среднего дошкольного возраста уже есть некоторый опыт, умение играть небольшими коллективами, ...

    9. Игра дает радость общения со сверстниками, учит ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно «понарошку» в своем вымышленном мире.

    10. Дает психическую устойчивость, снимает уровень тревожности, которая так высока сейчас у детей.

Таким образом, c помощью игры дошкольник приближает недоступный мир взрослых, наполняя его своими переживаниями и представлениями. Без игры. Невозможно полноценное социальное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Классификация игр. Характеристика основных видов игры

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитие способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Рассмотрим одну из таких (классификация С.Л. Новоселовой).[2, стр. 54 ]

13 стр., 6041 слов

Технология реализации игры в учебно-воспитательном процессе мини-центра

... интересов как мотивов учебной деятельности; становление творческой игры как социальной школы ребенка. 1.2 Факторы развития личности Изучение закономерностей развития ребенка дошкольного возраста позволяет выделить факторы, обусловливающие течение и результаты данного процесса. В ...

Классификация игр

Рисунок 1

Классификация игр 1

Классификация игр 2 Классификация игр 3

Классификация игр 4

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

— сюжетно-ролевые:

— театрализованные;

— подвижные;

— дидактические.[ 8, стр.160]

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

  • Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

  • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

  • Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)

  • Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т.д.

Длительность сюжетной игры:

  • в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

  • в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

  • в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Использование компьютера в ДОО

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения, и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Потому что компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Начинать компьютерное обучение дошкольников следует с подбора обучающих и развивающих программ и продумывания организационных форм работы с детьми и их применения, разработки методик, использующих возможности компьютера в обучении. Нельзя рассматривать компьютер в отрыве от программного обеспечения и организационных форм использования. В настоящее время существует различное множество обучающих программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, но нет их четкой классификации. Многие авторы выделяют четыре типа обучающих программ:

19 стр., 9492 слов

«Компьютерные игры в образовательно-воспитательном процессе»

... компьютерных технологий наложило определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Применение компьютеров оказывает большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Появление компьютерных игр позволяет существенным образом дополнить мир ребенка, ... компьютерным играм. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. Занятия с применением компьютерных игр ...

. тренировочные и контролирующие;

. имитационные и моделирующие;

. наставнические;

. развивающие игры. [2, стр 65 ]

Программы первого типа предназначены для закрепления умений и навыков. Предполагается, что предлагаемые объекты и понятия уже известны ребенку. Эти программы в случайной последовательности предлагают детям вопросы и задания и подсчитывают число правильно и неправильно решенных задач. В случае правильного ответа ребенку может выдаваться поощрение (реплика, призовой объект, переход на следующий уровень и т.п.).

При неправильном ответе ребенок может получить помощь, подсказку.

Программы второго типа основаны на графически иллюстрированных возможностях, с одной стороны, и вычислительных — с другой, и позволяют осуществлять компьютерный эксперимент. Такие программы предоставляют детям возможность наблюдать на экране дисплея некоторый процесс и одновременно влиять на его ход, подавая команды мышкой или с клавиатуры, задавая значения параметров.

Программы третьего типа предлагают детям теоретический материал для изучения. Задачи и вопросы служат в этих программах для организации человеко-машинного диалога, для управления ходом обучения. Так, если ответы, даваемые ребенком, неверны, программа может вернуть его для повторного обучения теоретического материала. Общим недостатком этих программ является высокая трудоемкость разработки, затруднения организационного и методического характера при использовании в реальном учебном процессе ДОУ.

Программы четвертого типа предоставляют в распоряжение ребенка некоторую воображаемую среду, существующий только в компьютере мир, набор определенных возможностей и средств их реализации.

Занятия детей с компьютером включают четыре взаимосвязанных компонента:

  • активное познание детьми окружающего мира;

  • поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач;
  • изменение предметно-знаковой среды на экране монитора;

24 стр., 11720 слов

Применение современных методик игровой деятельности на х музыки ...

... развития»]. Актуальность Объект – игровая деятельность на уроках музыки в начальной школе Предмет – процесс использования (применения) современных технологий на уроках музыки Цель – освещение современных теоретических технологий и практического опыта их применения в игровой деятельности на уроках музыки в начальной школе ...

  • активизирующее общение ребенка со взрослыми и другими детьми.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования детей, выявления их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможно несколько направлений в организации обучения компьютерной деятельности дошкольника:

  • освоение интерфейса компьютерной среды;

  • развитие различных психических функций (мышления, памяти и т.д.);

  • изучение основ информатики;

  • обучение моторным навыкам работы с мышью и клавиатурой;

  • использование компьютера при обучении письму, счету и т.п.;

  • психофизиологическая коррекция.

В ДОО компьютеры чаще всего используются на развивающих занятиях. Занятие длится до 30 минут в зависимости от возраста детей и состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части занятия идет погружение ребенка в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно-ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере. Подготовительная часть является необходимым звеном развивающих занятий с использованием компьютера, поскольку, в силу возрастных особенностей мышления детей дошкольного возраста, без предварительной предметно-опосредованной деятельности им затруднительно освоить манипуляции с экранными образами. Включается также пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к работе.

Основная часть занятия включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов «погружения» ребенка в компьютерную программу:

Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами и их назначением.

. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, а в дальнейшем самостоятельно «читают» схемы.

24 стр., 11715 слов

«Организация проектной деятельности по робототехнике»

... применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность. При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей ... и найти своё место в современной жизни. Занятия по робототехнике знакомят ребёнка с законами реального ... различных возрастов вовлечены в процесс создания моделей – роботов и их программирования. Востребованность обучающих программ Lego Education ...

В заключительной части подводится итог; делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур и правил действия с компьютером. И чтобы достичь этой цели используются конструирование, рисование, различные малоподвижные игры. Также заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного напряжения (физкультминутки, массаж детей друг другу, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Подготовительная и заключительная части, могут проходить не в компьютерном зале, а в смежной с ним игровой или физкультурной комнате.

Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек, 1-2 раза в неделю, в первой половине дня. После каждого занятия обязательное проветривание помещения. Занятия строятся на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.

Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе — неуспех, обусловленный непониманием, пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ребенок получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые умения и знания. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который позволяет ребенку с интересом учиться, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности, способствует всестороннему развитию ребенка.

Игра- основное условие использование компьютера в ДОО

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.

Чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

29 стр., 14268 слов

Использование обучающих компьютерных игр в учебном процессе общеобразовательной ...

... разработке и апробированию урока с применением ОКИ. Теоретическая значимость исследования: Рассмотрено применение игровых технологий в образовательном процессе, их роль и влияние на качество обучения детей. Определенные в работе рекомендации по использованию компьютерных образовательных игр ...

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-6 лет.[6, стр.11] Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.[6, стр.34]

Как известно, игра является одной из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Исследования Новоселовой С.Л. свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры.[2,стр.64]

Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы.

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие – игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера.

Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным.

Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» [1, стр. 19] в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

  • глубже постигаются понятия числа и множества;

  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении;