Машиностроение является важнейшей отраслью промышленности. Его продукция — машины различного назначения — поставляются во все отрасли промышленности. Машиностроение является основой технического прогресса и в связи с этим его развитию всегда придавалось большое значение.
Современное мировое машиностроительное производство характеризуется постоянным наращиванием выпуска продукции, резким повышением требований к ее качеству, более частой сменяемостью моделей машин и приборов, позволяющей непрерывно совершенствовать их конструкцию.
Отсюда возникает необходимость организации гибкого переналаживаемого производства, внедрение гибкого технологического оборудования во всех типах производства: от мелкосерийного до массового. Главное условие здесь — обеспечение максимальной экономической эффективности, т.е. производство изделий с минимальными затратами труда и денежных средств.
Потребности развивающегося машиностроительного производства вызвали в свое время появление такой науки, как «Технология машиностроения».
Технология машиностроения — это наука об изготовлении машин требуемого качества в установленной производственной программой количестве и в заданные сроки при наименьшей себестоимости.
Шестерня ведущая предназначена для передачи крутящего момента. Комплект, состоящий из пары конических и пары цилиндрических шестерен, называется главной передачей ведущих мостов.
Проходной вал вращается в двух конических роликоподшипниках, ведущая коническая шестерня напрессована на проходной вал и находится в зацеплении с ведомой конической шестерней, напрессованной на ведущий цилиндрический вал-шестерню который в свою очередь передает вращение на ведомую цилиндрическую шестерню.
В шлицевые отверстия ступиц полуосевых шестерен входят концы полуосей, через которые крутящий момент передается колесам.
Главная передача и дифференциал установленный в картере и составляют редуктор ведущего моста.
Материал детали — сталь 20ХН3А.
Под технологичностью конструкции изделия понимается совокупность свойств конструкции изделия, проявляемых в возможности оптимальных затрат труда, средств, материалов и времени при технической подготовке производства, изготовлении, эксплуатации и ремонте по сравнению с соответствующими показателями однотипных конструкций изделий того же назначения при обеспечении установленных значений показателей качества и принятых условий изготовления, эксплуатации и ремонта.
Производство пушно-меховых изделий
... данной работы является изучение темы производство пушно-меховых изделий. Классификация, характеристика ассортимента и контроль качества пушно-меховых и овчинно-шубных товаров. Рассмотреть производство пушно-меховых изделий, скорняжное производство, научиться разбираться в ассортименте пушно-меховых товаров. Я считаю, что, ...
Анализ конструкции на технологичность представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению необходимого уровня технологичности конструкции по установленным показателям, направлена на повышение производительности труда, снижение затрат и сокращение времени на изготовление изделия при обеспечении необходимого его качества.
Виды и показатели технологичности приведены в ГОСТ 18831-73, а правила отработки конструкции изделия и перечень обязательных показателей технологичности в ГОСТ 14.201-73.
Оценка технологичности конструкции может быть двух видов: качественной и количественной.
Качественная оценка характеризует технологичность конструкции обобщенно на основании опыта исполнителя и допускается на всех стадиях проектирования как предварительная.
Количественная оценка технологичности конструкции изделия выражается числовым показателем и рациональна в том случае, если эти показатели существенно влияют на технологичность рассматриваемой конструкции.
Возможны два конструктивных исполнения шестерен зубчатых передач: за одно целое с валом (вал — шестерня) и отдельно от него (насадная шестерня).
Качество (жесткость, точность и т.д.) вала — шестерни оказывается выше, а стоимость изготовления ниже, чем вала и насадной шестерни.
Деталь отвечает следующим требованиям:
- данный вал-шестерня является жестким, т.к. , а это является одним из условий технологичности;
- деталь состоит из стандартных и унифицированных конструктивных элементов: диаметральных и линейных размеров, зубчатого венца. Это способствует использованию стандартных режущих и измерительных инструментов;
- возможность максимального приближения формы и размеров заготовки к размерам и форме детали;
- материал заготовки отвечает требованиям технологии изготовления: при изготовлении нет необходимости применять сложные технологические процессы изготовления детали; для хранения материала нет необходимости создавать определенные условия хранения и транспортировки.
- деталь симметрична относительно своей оси;
- на детали имеются канавки для свободного выхода режущего инструмента и фаски, причем все эти элементы являются унифицированными, что способствует повышению технологичности конструкции детали.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что деталь технологична.
Тип производства в соответствии с ГОСТ 3.1108 — 74 характеризуется коэффициентом закрепления операций, который показывает число различных операций, закрепленных в среднем по цеху (участку) за каждым рабочим местом в течение месяца[1,с 20].
При отсутствии базового технологического процесса тип производства предварительно можно определить по годовому выпуску и массе деталей, пользуясь таблицей 2.1.
Таблица 2.1 Выбор типа производства по годовому выпуску и массе деталей
Серийность производства |
Количество деталей в партии (серии) |
|||
крупных, 50 кг и более |
средних, 8 … 50 кг |
мелких, до 5 кг |
||
Мелкосерийное |
5 …10 |
5 … 25 |
10 … 50 |
|
Среднесерийное |
11 … 50 |
26 … 200 |
51 … 500 |
|
Крупносерийное |
Свыше 50 |
Свыше 200 |
Свыше 500 |
|
При массе детали 14 килограмм и годовой программе выпуска 13000 штук, тип производства является крупносерийным.
Метод выполнения заготовок для деталей машин определяется назначением и конструкцией детали, материалом, техническими требованиями, масштабом и серийностью выпуска, а также экономичностью изготовления.
На выбор метода получения заготовки оказывают влияние материал детали, её назначение и технические требования на изготовление, объём и серийность выпуска, форма поверхностей и размеры детали.
Выбрать заготовку — значит установить способ её получения, наметить припуски на обработку каждой поверхности, рассчитать размеры и указать допуски на неточность изготовления.
Оптимальный метод получения заготовки определяется на основании всестороннего анализа названных факторов и технико-экономического расчета технологической себестоимости детали.
Метод получения заготовки, обеспечивающий технологичность изготовления из нее детали при минимальной себестоимости последней, считается оптимальным.
Деталь изготавливается из стали 20ХН3А (ГОСТ 4543-71), данная марка материала не обладает хорошими литейными свойствами (жидкотекучестью, низкой объемной и линейной усадкой и т.д.), также она не является порошком.
Следовательно, методом получения данной заготовки является обработка материала давлением.
Что касается способов получения заготовок обработкой материала давлением, то они весьма разнообразны (молоты, ГКМ, КГШП, ГША).
В данном случае наиболее оптимальным способом получения заготовки является получение заготовки штамповка на кривошипных горячештамповочных прессах [2,с 88].
005. Токарно-центровальная
Точить торец 1,14, сверлить центровые отверстия, с обеих сторон.
010. Токарная
Точить поверхности 1,2,5,6,7,9,10,11,13,15,16 вала начерно.
015. Токарная
Точить поверхности 1,2,5,6,7,9,10,11,13,15,16 вала начисто
025. Шлицефрезерная
Фрезеровать шлицы 8 на поверхности 7.
030 Резьбонарезная
Нарезать резьбу М42 на поверхности 2.
035. Зубофрезерная
Нарезать зубья 12, но поверхности 13.
040. Вертикально-сверлильная
Сверлить отверстия 4.
045. Термическая обработка
Цементировать поверхности на глубину h 1,2 …1,5 мм 59HRC, поверхность Е от цементации предохранить.
050. Термическая обработка.
Закалка ТВЧ.
055. Шлицешлифовальная
Шлифовать шлицы 8.
060. Круглошлифовальная
Шлифовать поверхность 10.
065. Зубошлифовальная
Шлифовать зубья 12 вала.
Выберем поверхность №10. Согласно таблице П2 [1,с 46] для закаленной стали возможны два маршрута. Для удобства выбора маршрута сведем их в таблицу 5.1.
Таблица 5.1 — Выбор маршрута обработки наружной цилиндрической поверхности
Маршрут 1 |
Маршрут 2 |
|||
Технологические операции или переходы |
Коэффициент трудоемкости |
Технологические операции или переходы |
Коэффициент трудоемкости |
|
Точение черновое |
1 |
Точение черновое |
1 |
|
Шлифование предворительное |
0,9 |
Точение чистовое |
1,2 |
|
Закалка, закалка с цементацией |
— |
Закалка, закалка с цементацией |
— |
|
Исправление центровых фасок |
— |
Исправление центровых фасок |
— |
|
Шлифование чистовое |
1,2 |
Шлифование чистовое |
1,2 |
|
Шероховатость |
0,32 — 1,25 |
Шероховатость |
0,32 — 1,25 |
|
Смещение оси в бесцентровой обработке |
0,0132 |
Смещение оси в бесцентровой обработке |
0,0132 |
|
К=0,004=0,004Ч80+1=1,32
0,01К М 1 = 0,01Ч1,32 = 0,0132
0,01К М2 = 0,01Ч1,32 = 0,0132
Исходя из равенства параметров шероховатости и равенства смещения оси в бесцентровой обработке, принимаем маршрут, трудоемкость которого меньше — маршрут №1.
Согласно [3,с 46 табл.41] и [4,с17 табл.8] заполним таблицу 5.2.
Таблица 5.2 Расчет операционных размеров
Маршрут обработки поверхности |
Квалитет |
Операционный размер, мм |
Припуск на сторону, мм |
|
Обработка поверхности ступени вала |
||||
Заготовка-поковка штампованная, сталь 20ХН3А |
13 |
Ш86 |
3,0 |
|
Точение черновое |
10 |
Ш81,2h10 -0,14 |
2,4 |
|
Шлифование предварительное |
8 |
Ш80,6h8 -0,054 |
0,3 |
|
Шлифование чистовое |
6 |
0,3 |
||
Назначаем припуски на поверхность табличным способом
Расчет режимов резания для операции токарная.
Определяем глубину резания.
t = = мм
автомобиль зубчатый технологичность
Выбираем подачу S=0,2 мм/об.
Определяем скорость резания.
Скорость при точении и обтачивании рассчитывается по формуле:
- где Сх- коэффициент;
- Т- период стойкости инструмента, мин;
- t- глубина резания, мм;
- s- подача, мм/об;
- m,x,y- показатели степени;
Кх- поправочный коэффициент, находится по формуле:
К V =КmV ·КпV ·КиV ·Кц·Kr·ККР ;
где К мV — коэффициент, учитывающий качество обрабатываемого материала;
К пV — коэффициент, отображающий состояние поверхности заготовки;
К иV — коэффициент, учитывающий качество материала инструмента;
- Кц- коэффициент, учитывающий угол в плане резца;
- Кr- коэффициент, учитывающий радиус при вершине резца;
К КР — коэффициент, учитывающий способ крепления пластины.
где К Г — коэффициент, учитывающий группу стали по обратываемости.
Г =0,7
n V =1,25.
К пV =0,8; КиV =1,25; Кц=0,7; Кr=0,94; ККР =1,2.
К V =1,16·0,8·1·1,25·0,94·1,2=1,31
С V =112; х=0,15; y=0,45; m=0,20.
При одноинструментальной обработке значение стойкости инструмента
Т =15-20 мин.
Принимаем Т=20 мин.
Так как обработка ведётся с применением инструмента с механическим креплением пластины, то вводим поправочный коэффициент K T =1,2.
Тогда: Т=20·1,2=24 мин.
м/мин.
Определяем частоту вращения шпинделя
Принимаем.
Фактическая скорость резания
Производим расчет режимов резания для операции Круглошлифовальная.
Исходные данные: инструмент — круг шлифовальный 1 750х130х305 ЭБ40 С1-С2 7К5 ГОСТ 2424-83; обработка с охлаждением; оборудование:круглошлифовальный станок мод. 3Т161.
Расчет производим согласно источнику [6, с. 168-176].
Назначаем режимы резания:
Скорость шлифовального круга [6, с. 168].
V кр =
где D к — диаметр круга, мм;
n к — частота вращения круга, мин-1 .
n кр =1000 мин-1 — по паспорту станка.
V кр =.
Принимаем V кр =35 м/с.
Окружная скорость заготовки. V=40…50 м/мин, принимаем-V=45 м/мин — [6, с. 172].
Определяем частоту вращения шпинделя [6, с. 168].
n шп =
где D д — диаметр детали, мм.
n шп = мин-1 .
Принимаем по паспорту станка n шп =160 мин-1 .
Действительная скорость резания [6, с. 168]:
м/мин.
Выбор минутной поперечной подачи [6, с. 173]:
S м = Sмпр К1 К2 К3
где S мпр — минутная подача по таблице, мм/мин;
К 1 , К2 , К3 — соответственно коэффициенты, зависящие от обрабаты-ваемого материала и скорости круга, от припуска и точности, от диаметра круга, количества кругов и характера поверхности.
S мпр =1,6 мм/мин — для предварительного цикла обработки [6, с. 173];
S мок =0,45 мм/мин — для окончательного цикла обработки [6, с. 173];
К 1 =1,3; К2 =1,2; К3 =1,3 — для предварительного и окончательного цикла обработки [6, с. 175].
S мпр =1,61,31,21,3=3,245 мм/мин;
S мок =0,451,31,21,3=0,913 мм/мин.
Расчёт машинного времени [7, с. 169]:
Т о =
где а — общий припуск на сторону, мм;
а пр — припуск на сторону, снимаемый на этапе предварительной шлифовки, мм;
а ок — припуск на сторону, снимаемый на этапе окончательной шлифовки, мм;
1,3 — коэффициент, учитывающий потери на этапе врезания.
а пр =а; [6, с. 169]
а пр =0,30,5=0,15 мм.
а ок =а-(апр +авых ) [6, с. 169]
а ок =0,3-(0,15+0,04)=0,11 мм.
Т о ==0,1 мин.
Нормирование технологических операций.
Для операции токарная.
Норма штучного времени определяется по формуле:
Т шт = То + Тв + Тоб + Тот
где Т о — основное технологическое время, мин;
Т в — вспомогательное время, мин;
Т об — время на обслуживание рабочего места, мин;
Т от — время на отдых и личные надобности, мин;
;
- где i-число проходов;
- z — длина обработки с учётом подвода и перебега.
z=64 мм i=1,
Т в = 0,18 мин, [7, стр. 305 табл. А.3].
Т оп = То + Тв , [1, стр. 38],
Т оп = 0,18 +0,64 = 0,92 мин.
Согласно рекомендаций [1, стр. 39], в расчетах Т об можно принимать 4-6% от Топ . Принимаем Тоб 5% от Топ .
Т об = 0,92 Ч 5% = 0,046 мин.
Согласно рекомендаций [1, стр. 39], в расчетах Т от можно принимать 3-5% от Топ . Принимаем Тот 5% от Топ .
Т от = 0,92 Ч 5% = 0,046 мин.
Т шт = 0,92 + 0,046 +0,046 = 1,012 мин.
Т пз = 7 мин, [7, стр. 331 табл. Б.3].
где к — количество деталей в партии при серийном производстве.
мин
Для операции круглошлифовальная.
Норма штучного времени определяется по формуле:
Т шт = То + Тв + Тоб + Тот
где Т о — основное технологическое время, мин;
Т в — вспомогательное время, мин;
Т об — время на обслуживание рабочего места, мин;
Т от — время на отдых и личные надобности, мин;
Т в = 0,18 мин, [7, стр. 305 табл. А.3].
Т о = 0,1 мин
Т оп = То + Тв , [1, стр. 38],
Т оп = 0,18 +0,1 = 0,28 мин.
Согласно рекомендаций [1, стр. 39], в расчетах Т об можно принимать 4-6% от Топ . Принимаем Тоб 5% от Топ .
Т об = 0,28 Ч 5% = 0,014 мин.
Согласно рекомендаций [1, стр. 39], в расчетах Т от можно принимать 3-5% от Топ . Принимаем Тот 5% от Топ .
Т от = 0,28 Ч 5% = 0,014 мин.
Т шт = 0,28 + 0,014 +0,014 = 0,56 мин.
Т пз = 8 мин, [7, стр. 338 табл. Б.12].
где к — количество деталей в партии при серийном производстве.
мин
Количество металлорежущих станков, стендов, установок и другого оборудования определяется по формуле:
- где Хi — количество оборудования,i -го наименования, шт;
Т шт к i -норма времени на выполнение i-ой операции, мин;
? з.н. — нормативный коэффициент загрузки оборудовании, для серийного производства ?з.н. = 0,75…0,85, принимаем ?з.н = 0,85 .
;
Ф д.о. = Фн.о. Ч Qo ;
;
- где N — производственная программа;
Ф д . о. — действительный годовой фонд работы оборудования;
Ф н.о. — номинальный годовой фонд времени работы оборудования;
d в — количество выходных дней в году, dв = 106;
d п — количество праздничных дней в году, dп = 9;
t см — средняя продолжительность рабочей смены, ч, tсм = 8;
n п — количество праздников в году, nп = 9;
t ск — сокращение длительности смены в праздничые дни,ч, tск = 1;
у -количество смен работы, у = 1,
Q о — коэффициент использования оборудования, Qо = 0,97.
;
Ф д.о. = 1991 Ч 0,97 = 1931,27 ч;
- Для операции токарная.
принимаем
Для операции круглошлифовальная.
принимаем
1. Технология производства и ремонта автомобилей: учебно-методическое пособие/А.С. Савич, В.С. Ивашко, К.В. Буйкус.- Минск:БНТУ,2011.-70 с.
2. Технология производства и ремонта автомобилей: учебник/ В.К. Ярошевич ,А.С.Савич, В.П. Иванов.- Минск: Адукацыя i выхаванне,2011.- 592 с.:ил.
3. Справочник технолога — машиностроителя: в 2 т.- Т1/ под ред. А.М. Дальского.- М.: Машиностроение,2001.- 914 с.
4. ГОСТ 7505-89 Поковки стальные штампованные. Допуски, припуски и кузнечные напуски
5. Режимы резания металлов. Справочник. Под ред. Ю.В. Барановского. — М. Машиностроение, 1972. — 406 с.
6. «Общемашиностроительные нормативы времени для технического нормирования станочных работ. Серийное производство» — М. Машиностроение 1974 г.
7. Технология машиностроения. курсовое и дипломное проектирование: учеб. пособие/М.Ф. Пашкевич[ и др.]; под ред. М.Ф. Пашкевича.- Минск: Изд-во Гревцова,2011. — 400с.: ил.