Дипломная работа устройство техническое обслуживание и ремонт системы

Дипломная работа

В процессе эксплуатации на дорожно-строительную машину (далее ДСМ) воздей-ствуют различные факторы, влияние которых на техническое состояние её составных частей и сборочных единиц может оказаться существенным. Поэтому за весь срок службы ДСМ наблюдается непрерывное изменение её технического состояния. Эти изменения происходят в результате протекания таких процессов, как старение (в первую очередь – резиновых материалов, активных элементов аккумуляторов и др.); коррозия (поверхнос-тей металлов); механический износ (отдельных частей или участков деталей); усталость металла (возникает при неправильной сборке или неправильной эксплуатации и т. д.); нарушение регулировок (выражается в изменении взаимного расположения отдельных деталей в основном вследствие нарушения регулировок, старения, коррозии и других изменений материала и взаимного расположения деталей); изменение состава и свойств масел (происходит под воздействием высоких температур, контакта с горячими газами и др.), образование отложений и отстоев (в камере сгорания и выпускной трубе двигателя могут быть отложения в виде коксовых образований и др.).

Техническое обслуживание ДСМ включает в себя работы по предотвращению или замедлению качественных изменений материалов, из которых изготовлена данная маши-на, периодическое восстановление регулировок, заправку, смену и добавку соответствую-щих жидкостей (топлива, масла, электролита и др.).

Надёжность – основа эффективной работы ДСМ. Состояние машины может быть раз-личным. Исправное состояние характеризуется тем, что изделие удовлетворяет всем тре-бованиям технических условий, определяющим его качество; в противном случае состоя-ние неисправное. Свойства изделия, характеризующие возможность нормально выполнять возложенные функции в определённых условиях эксплуатации, называются основными.

Работоспособное состояние означает, что изделие может нормально выполнять задан-ные функции с параметрами (в пределах допуска), установленными требованиями техни-ческой документации. При определении работоспособности имеются в виду основные требования, характеризующие нормальную работу изделия в данных условиях; при опре-делении же неисправности имеются в виду как основные, так и другие требования к изде-лию и условиям его эксплуатации. Если изделие исправно, то оно будет работоспособ-ным, однако работоспособное изделие может быть и неисправным. Например, если помя-та облицовка экскаватора или повреждена его окраска, экскаватор не потерял свою рабо-тоспособность, ибо он отвечает всем требованиям, относящимся к основным параметрам: сохранились его скорость, управляемость, проходимость, в норме остаются расход топли-ва и развиваемая мощность. Но отдельные его части (сборочные единицы) находятся в не-исправном состоянии, ибо нарушено требование, относящееся к их внешнему виду.

6 стр., 2504 слов

Монтаж, испытание и эксплуатация оборудования для цеха по производству ...

... изделий. 2.3 Ремонт оборудования 2.3.1 Виды ... эксплуатация и ремонт оборудования 2.1 Монтаж оборудования 2.1.1 Транспортировка оборудования От заводов – поставщиков до строительных площадок оборудование ... Регулировка осей натяжения и приводных звездочек. Регулировка ... установки ... изделий (переносные горны, поддержки, кувалды, молотки); в) инструмент для фиксации положения сопрягаемых деталей ...

Отказ – это событие, приводящее к полной или частичной утрате работоспособности изделия, т. е. связанное с нарушением основных параметров, характеризующих его нор-мальную работу. Сборочные единицы или детали, вызывающие отказ или неисправность машины, называют дефектными. Следует иметь в виду, что под отказом понимают собы-тие, а неисправность или дефектность определяет состояние изделия или входящих в него деталей и сборочных единиц. Различают неисправности, не приводящие к отказам, и неис-правности (и их сочетания), вызывающие отказы изделий. Частичный отказ означает, что изделие перестаёт выполнять какую-либо одну (или несколько) из своих основных функ-ций, продолжая в то же время работать и нормально выполнять все остальные функции.

Полный отказ характеризуется тем, что изделие перестаёт выполнять все свои основ-ные функции. Ресурсные отказы – это такие, в результате которых необходим капиталь-ный ремонт изделия. Нересурсные отказы не требуют капитального ремонта. В зависи-мости от причин возникновения рассматривают отказы трёх характерных типов: прирабо-точные, внезапные и износные. Эти отказы различают по своей физической сущности и по способам их устранения и предупреждения.

Приработочные отказы происходят в начальный период работы изделия. Причиной их в большинстве случаев являются наличие в изделии дефектных элементов, нарушение технологии сборки, монтажные ошибки. Элемент изделия, как правило, отказывает, когда нагрузка на него превосходит расчётную.

Внезапные отказы возникают вследствие неожиданной концентрации нагрузок (при-чин, условий), превышающих допустимые. Физический смысл внезапного отказа сводится к тому, что после некоторого, сравнительно быстрого количественного изменения какого-либо параметра в элементе происходят качественные изменения, в результате которых он теряет свои важнейшие свойства, необходимые для нормальной работы изделия. К таким отказам можно отнести неожиданные поломки. Возникновение приработочных и внезап-ных отказов носит случайный характер.

7 стр., 3064 слов

Курсовая работа техническое обслуживание и ремонт двигателя

... следующие виды технического обслуживания и ремонта: ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2), сезонное техническое обслуживание (СТО), текущий ремонт, капитальный ремонт и технический осмотр. Ежедневное техническое обслуживание выполняют 1 раз в смену после работы автомобиля на ...

Износные отказы зависят главным образом от длительности работы изделия и увели-чиваются при несоблюдении правил его эксплуатации. Физический их смысл сводится к тому, что в результате постепенного, сравнительно медленного количественного измене-ния того или иного параметра элемента этот параметр выходит за пределы, предусмотрен-ные техническими условиями.

Под изнашиванием понимают процесс постепенного изменения параметров изделия, вызываемый действием механических, тепловых и других нагрузок (в зависимости от режима работы), а под старением – процесс постепенного и непрерывного изменения параметров изделия независимо от режима работы.

Надёжность – одно из важнейших свойств, характеризующих качество изделия (маши-ны).

В соответствии с ГОСТ 13377-75 под надёжностью понимают комплексное свойство машины выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в установленных пределах в течение рассматриваемого промежутка времени или требуемой наработки при определённых условиях работы. Чем ответственнее функции, выполняемые машиной, тем выше требования, предъявляемые к ней в процессе функционирования. От надёжности работы машины зависит качество выполняемых работ, их себестоимость, а также безопасность, безвредность и удобство обслуживания. Недостаточная надёжность приводит к большим затратам на ремонт и поддержание машины в работоспособном состоянии в течение предусмотренного срока службы, которые могут даже превышать первоначальную стоимость машины. Надёжность машины во многом зависит также от условий эксплуатации, режимов работы, качества технического обслуживания и ремонта. Надёжность изделия обусловливается безотказностью, ремонтопригодностью, сохраня-емостью и долговечностью.

Безотказность – свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторой наработки без вынужденных перерывов на устранение отказов. Безотказность изделий характеризуется частотой появления отказов.

Ремонтопригодность – свойство изделия, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей при проведении технического обслуживания и ремонта.

Сохраняемость – свойство изделия сохранять указанные в технической документации эксплуатационные показатели во время хранения и транспортирования.

Долговечность – свойство изделия сохранять с необходимыми перерывами для техни-ческого обслуживания и ремонта работоспособность до предельного его состояния. Пре-дельное состояние изделия определяется невозможностью дальнейшей эксплуатации, обусловленной снижением эффективности, требованиями безопасности и др. Показатели предельного состояния указываются в технической документации.

Надёжность машины закладывается при её разработке, обеспечивается в производстве и поддерживается при эксплуатации. Все эти и другие аспекты системы планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин и будут подробно рассмотрены в настоящей работе.

20 стр., 9586 слов

Выпускной квалификационной работы Проект рабочего освещения административно- ...

... техническое здание. Предметом исследования является система освещения административнотехнического здания. Цель работы: разработать проект системы рабочего освещения административно-технического здания. ... Естественное и искусственное освещение». Выполнение светотехнических расчетов возможно ... здания предназначены для размещения в них помещений социальных служб предприятия. К сфере обслуживания, ...

  1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА
  1. Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин
  1. Основные положения технического обслуживания ДСМ

Долговечную и надёжную работу машин обеспечивает планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта (ППР).

Система технического обслуживания и ремонта машин является комплексом взаимосвязанных мероприятий, которые определяют технологию и организацию проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту машины для конкретных условий эксплуатации с целью обеспечения необходимых показателей качества, предусмотренных соответствующей нормативно-технической документацией.

Плановой система называется потому, что все виды технического обслуживания проводят после строго установленного времени работы машины или после выполнения ею определённой наработки по заранее составленному плану-графику.

Предупредительной система считается потому, что она предусматривает строго регламентированную периодичность и обязательный состав технологических операций, которые предупреждают возникновение технических неисправностей, повышенных или аварийных износов и поломок деталей машин.

Техническое обслуживание (ТО) – основной элемент ППР, представляющий собой комплекс операций, выполняемых через определённые периоды работы машины с целью обеспечения её нормального технического состояния и экономной работы, предупрежде-ния преждевременного износа, нарушения регулировок и появления неисправностей в агрегатах машины. Машины, не прошедшие очередного ТО, к работе не допускают.

Вид технического обслуживания – это комплекс операций ТО для машины данной марки в конкретных условиях эксплуатации, выполняемых через определённый интервал наработки. Вид ТО может быть плановым, когда его проводят через строго определённое время работы, и специальным. Перечень операций ТО ДСМ конкретных марок разрабаты-вают с учётом конструктивных особенностей, применяемых масел и смазочных материа-лов, а также условий эксплуатации. Содержание, методы и применяемые средства ТО должны быть технически и экономически обоснованы. При проведении ТО ДСМ необхо-димо соблюдать санитарные правила организации технологических процессов и гигие-нические требования к производственному оборудованию, утверждённые Минздравом РФ. Ответственными лицами за своевременное, качественное и в полном объёме прове-дённое техническое обслуживание являются руководитель и главный инженер организа-ции, эксплуатирующеё ДСМ. Техническое обслуживание нужно выполнять в соответ-ствии с «Техническим описанием и инструкцией на эксплуатацию заводов-изготовителей» и нормативно-технической документацией на ТО для машин конкретных марок.

13 стр., 6025 слов

Техническое обслуживание синхронных двигателей

... на месте установки 3.2 Ремонт синхронных двигателей ГЛАВА 4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 4.1 Объем работ по техническому обслуживанию и ремонту 4.2 Техника ... заключения о пригодности к эксплуатации. реферат [29,3 K], добавлен 24.12.2013 Методы профилактики и модернизации электроустановок. Техническое обслуживание (осмотры) электрических сетей. Назначение заземляющих ...

Документация. К нормативно-технической документации относится эксплуатацион-ная конструкторская документация на дорожно-строительную технику, которая включает в себя такие документы: техническое описание, инструкцию по эксплуатации, формуляр и паспорт. Техническое описание содержит устройство и принцип действия, а также техни-ческую характеристику машины. В инструкции по эксплуатации даны сведения, необхо-димые для правильного использования и технического обслуживания машины. Формуляр характеризует основные параметры и технические данные машины, сведения по её экс-плуатации и техническому состоянию. В паспорте приведены основные характеристики и параметры машины, а также гарантийные обязательства предприятия-изготовителя. В формуляре и в месячном плане-графике проведения ТО нужно отмечать выполнение каж-дого вида обслуживания с указанием даты и ответственного лица, проводящего обслужи-вание, а также наработку дорожно-строительных машин с момента начала эксплуатации.

Периодичность ТО. Система технического обслуживания машин включает следую-щие элементы: приёмку, обкатку, ежесменное, периодическое и специальное обслужива-ние, технические осмотры, диагностирование, хранение.

Приёмка машин. Принимаемые новые или отремонтированные машины, прежде всего, нужно осмотреть. При осмотре проверяют наличие пломб, инструмента и запасных частей, комплектность машины, а также её состояние. При определении недостачи каких-либо деталей или инструмента, а также серьёзной неисправности сборочных единиц составляют акт, который служит основанием для предъявления претензий (рекламаций) заводу-изготовителю или ремонтному предприятию.

Обкатка машин. После проведения технического осмотра, необходимой подтяжки болтовых соединений и устранения выявленных неисправностей машину нужно подверг-нуть эксплуатационной обкатке. В процессе обкатки происходит приработка сопряжений машины, что обеспечивает её нормальную последующую эксплуатацию.

Обкатку начинают с холостых режимов работы двигателя, а затем нагрузочный режим постепенно увеличивают, доводя до предела. Весьма важно правильно установить перво-начальный режим обкатки, так как при этом интенсивность изнашивания наиболее велика. Продолжительность и режим обкатки машины каждой марки изложены в инструкции про-изводителя. После обкатки составляют акт о передачи ДСМ в эксплуатацию, в котором отмечают продолжительность и режим обкатки, расход топлива и выполненную работу.

При эксплуатационной обкатке машины проводят техническое обслуживание, которое состоит из нескольких этапов: при подготовке к обкатке, в процессе обкатки и по оконча-нии обкатки. При этих видах технического обслуживания в основном проверяют и подтя-гивают крепёжные соединения; проверяют и при необходимости дозаправляют маслом картеры соответствующих сборочных единиц; проверяют натяжение ремней, механизмы управления, гусеницы, давление в шинах и др.

8 стр., 3519 слов

Анализ и экономическая оценка сборочного производства

... узлов и машины в целом. 2. Понятие о сборочных единицах Технологическая организация производства сборки узлов машин зависит от вида производства (единичного, серийного и массового). При индивидуальном производстве сборки машин применяются универсальное ...

Периодический технический осмотр машин проводят с целью соблюдения правил эксплуатации машин, технического обслуживания и хранения. При периодическом техни-ческом осмотре определяют техническое состояние машин и потребность в ремонте, а так-же устанавливают возможность дальнейшей эксплуатации машин и агрегатов. При пери-одическом техническом осмотре следует применять диагностирование машин и агрегатов.

Технические осмотры осуществляют 1…2 раза в год в нормативные сроки. Назначе-ние технических осмотров – определение технического состояния и выявление остаточно-го ресурса машин. Осматривает машины специальная комиссия, возглавляемая председа-телем Гостехнадзора, с участием персонала, работающего на данном предприятии.

Техническое обслуживание ДСМ состоит в следующем (ГОСТ 20793-86).

Ежесменное техническое обслуживание (ЕО) проводится через каждые 8…10 ч рабо-ты ДСМ и заключается в наружной очистке и проверке наружных креплений; устранении подтеканий топлива, охлаждающей жидкости и электролита; проверке уровня (и дозаправ-ке) масла, топлива и охлаждающей жидкости в картерах и баках (электролита в аккумуля-торах); проверке работы контрольных приборов и механизмов. Это обслуживание выпол-няют в начале или в конце смены.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает себя операции ЕО, а также дополнительные: по проверке и подтяжке наружных креплений, смазыванию сборочных единиц, очистке фильтров, проверке и регулировке механизмов.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) содержит операции ТО-1, а также допол-нительные: по смене масла с промывкой картера двигателя, регулировке и смазыванию сборочных единиц и механизмов и частичному (поэлементному) диагностированию технического состояния ДСМ.

Третье техническое обслуживание (ТО-3) включает себя операции ТО-2 и допол-нительные по регулировке сборочных единиц и механизмов ДСМ с их очисткой, промыв-кой и смазыванием. При этом техническом обслуживании проводят общее диагностиро-вание технического состояния ДСМ, чтобы установить возможность её дальнейшей эксплуатации или необходимость и срок поставки на ремонт. Сложные регулировки топ-ливной аппаратуры, электрооборудования и гидравлической системы ДСМ выполняют в мастерских, имеющих соответствующее оборудование. Разбирать двигатель, трансмиссию и сборочные единицы гидравлической системы ДСМ в полевых условиях не допускается.

Периодичность технических обслуживаний ДСМ установлена в часах работы (ТО-1 через 125 ч, ТО-2 – 500 ч, ТО-3 – через 960 ч независимо от марки) или в массе израсхо-дованного топлива. Отклонение фактической периодичности (опережение или запазды-вание) выполнения ТО-1, ТО-2, ТО-3 от установленной допускается до 10 %.

Все операции технического обслуживания по принципу их технологической одно-образности разделены на следующие несть групп: очистительно-моечные, крепёжные, контрольно-диагностические, регулировочные, заправочные и смазочные. Регулиро-вочные и крепёжные работы выполняют при необходимости, а остальные – в обязатель-ном порядке.

4 стр., 1689 слов

Технологический процесс ремонта и технического обслуживания карбюратора ...

... санитарию и пожарную профилактику .Все работники, занятые техническим обслуживанием машин, должны хорошо знать правила охраны труда и строго их выполнять. Работники, занятые техническим обслуживанием , ... ремонт каких- либо агрегатов. Раздел III. Передовые приёмы и методы ремонта машин. 3.1. Применение инструментов для разборки и ремонта карбюратора. Для разборки и сборки отдельных узлов и ...

Сезонное техническое обслуживание (СО) выполняют при переходе к осенне-зимнему или весенне-летнему периодам эксплуатации. Оно предусматривает замену летних сортов топлива и масел зимними и наоборот, очистку радиаторов от накипи и ряд мероприятий по нормализации теплового режима при пуске, работе на кратковременных остановках, а также технический осмотр.

Техническое обслуживание ДСМ в особых условиях. При эксплуатации ДСМ в особых условиях (низкие температуры, песчаные, каменистые и болотистые почвы, пустыни и высокогорье) техническое обслуживание проводится с учётом ряда дополнительных требований.

При техническом обслуживании ДСМ при низких температурах:

  • При температуре окружающей среды ниже -30˚ С применяют дизельное арктическое топливо А по ГОСТ 305-82 и специальные сорта масел и смазок, рекомендуемые предприятием-изготовителем;
  • В конце смены баки полностью заправляют топливом;
  • Конденсат из воздушных баллонов пневматической системы сливают;
  • Систему охлаждения двигателя заправляют жидкостью, не замерзающей при низких температурах воздуха.

При техническом обслуживании ДСМ в условиях пустыни и песчаных почв:

  • Двигатель заправляют маслом и топливом закрытым способом;
  • Через каждые три смены масло в поддоне воздухоочистителя заменяют, центральную трубу воздухоочистителя проверяют и в случае необходимости очищают при каждом первом техническом обслуживании;
  • Через каждые три смены проверяют уровень электролита и при необходимости доливают дистиллированную воду в аккумуляторы;
  • При ТО-1 проверяют качество масла в двигателе и натяжение гусениц и при необходимости заменяют масло и регулируют натяжение;
  • При ТО-2 промывают пробку бака для топлива.

При техническом обслуживании ДСМ на каменистом грунте:

  • Ежесменно (визуально) проверяют отсутствие повреждений ходовой системы и защитных устройств ДСМ, а также крепление сливных пробок картеров двигателя, заднего и переднего мостов, бортовых редукторов, ведущих колёс; обнаруженные неисправности устраняют.

При техническом обслуживании ДСМ, эксплуатируемой в высокогорных условиях, изменяют цикловую подачу топлива и производительность насоса системы питания двигателя в соответствии со средней высотой расположения машины над уровнем моря.

При техническом обслуживании ДСМ на болотистых почвах:

  • Ежесменно проверяют и при необходимости очищают от грязи наружную поверхность систем охлаждения и смазывания;
  • После преодоления водных препятствий или заболоченных участков местности проверяют наличие воды в агрегатах трансмиссии и ходовой системы, а при обнаружении и отстое воды заменяют масло.
  1. Технология диагностирования ДСМ

В соответствии с ГОСТ 22631-86 диагностирование является составной частью техни-ческого обслуживания и ремонта машин и должно обеспечивать их проведение по факти-ческому техническому состоянию. Под техническим диагностированием понимают распознавание технического состояния и свойств машины по характерным косвенным (диагностическим) показателям без разборки машины или её сборочных единиц.

25 стр., 12432 слов

Расчет себестоимости ремонта двухмашинного агрегата

... расчет расходов конкретно по реальному депо. Целью написания курсовой работы является определение себестоимости ремонта двухмашинного агрегата, выявление резервов снижения себестоимости ремонта ... деталей. В отделении организуется поточный метод ремонта тяговых электродвигателей, тяговых генераторов и других электрических машин ... ч. Стоимость материалов и запасных частей на единицу ремонта определяется ...

По принципу использования в промышленности диагностические средства классифи-цируются: передвижные, переносные и стационарные. Эту классификацию широко применяют при выборе и обосновании диагностических средств. Различают заводское технологическое, ремонтное, эксплуатационное и специальное диагностирование.

Кроме этого, установленные на ДСМ приборы можно рассматривать не только как средства проверки работоспособности агрегатов, но и как средства их технического диаг-ностирования. Оснащение машин встроенными контрольно-измерительными средствами приобретает всё большее распространение. Практически на всех машинах приборы контролируют три параметра: температуру воды, давление масла в двигателе, ток зарядки аккумуляторов. На большинстве машин контролируется наработка в моточасах, частота вращения коленчатого вала двигателя, давление масла в гидросистеме.

Создание индикаторов и оснащение ими всех выпускаемых промышленностью и находящихся в эксплуатации машин в сочетании с приборами эксплуатационной диагнос-тики позволяет принципиально изменить систему обслуживания и выполнить техническое обслуживание по фактической потребности, значительно повысит надёжность и долго-вечность ДСМ и позволит резко сократить их простои на техническом обслуживании, снизит эксплуатационные затраты труда и средств.

Процесс диагностирования сборочных единиц и агрегатов ДСМ состоит из трёх этапов: подготовительного, основного и заключительного.

К подготовительному этапу относятся: очистка и мойка машины; установка на пункте технического обслуживания, внешний осмотр и занесение его результатов в контрольно-диагностическую карту; выполнение некоторых операций технического обслуживания; монтаж датчиков и измерительных приборов.

На основном этапе устанавливают необходимые режимы работы двигателя или маши-ны, измеряют параметры технического состояния сборочных единиц и агрегатов, заносят результаты измерений в контрольно-диагностическую карту.

На заключительном этапе ставят диагноз, в результате которого определяют характер и объём необходимых работ по поддержанию техники в работоспособном состоянии, прогнозируют остаточный ресурс сборочных единиц и агрегатов и снимают приборы и датчики с ДСМ.

17 стр., 8201 слов

Совершенствование технологии ремонта испарителей бытовых холодильников

... существенное влияние на совершенствование конструкций машин бытового назначения, систем технического обслуживания и ремонта. Прообразом бытового холодильника можно считать аппарат французского инженера ... в закрытом положении удерживаются затвором. Бытовые холодильники классифицируют по следующим признакам: по способу охлаждения (типу холодильного агрегата) - компрессионные – К, абсорбционные – А ...

Операции обслуживания ДСМ на подготовительном этапе диагностирования необходи-мо выполнять в основном для того, чтобы повысить точность измерения параметров состояния. При определении характера и объёма работ по поддержанию ДСМ в работо-способном состоянии в процессе постановки диагноза уточняют, какому виду обслужива-ния её следует подвергнуть: плановому или техническому обслуживанию с устранением неисправностей, текущему или капитальному ремонту ДСМ и её отдельных агрегатов. При определении объёма работ в контрольно-диагностической карте отмечают, какие регулировочные и другие профилактические операции следует выполнить, какие сбороч-ные единицы или детали необходимо заменить для предотвращения неисправностей, а какие единицы – при текущем ремонте и т. д.

В целях наиболее оперативного снижения простоев машинно-тракторных агрегатов и повышения эффективности использования контрольно-диагностических средств периоди-ческую плановую проверку состояния сборочных единиц и агрегатов ДСМ приурочивают к очередному виду технического обслуживания. Регулировочные операции выполняют по необходимости и согласно результатам диагностирования. Одновременно с выполнением предупредительных операций устраняют неисправности, обнаруженные при проверке состояния сборочных единиц и агрегатов ДСМ.

Важное условие высокопроизводительного и эффективного использования контрольно-диагностических средств – правильное распределение обязанностей между исполните-лями.

При ТО-1 и ТО-2 все диагностические операции проводят мастера-наладчики. В контроле состояния и обслуживания ДСМ участвуют также оператор-машинист и слесарь. Мастер-наладчик выполняет наиболее сложные контрольно-диагностические и регулиро-вочные операции. Слесарь помогает ему и устраняет обнаруженные неисправности.

При ТО-3 и после межремонтной наработки сложные диагностические и некоторые регулировочные операции выполняет мастер-диагност. Кроме того, он анализирует результаты диагностирования, по которым устанавливает виды и объём работ по техни-ческому обслуживанию и ремонту, определяет остаточный ресурс сборочных единиц и агрегатов ДСМ, заполняет контрольно-диагностическую карту. Слесарь помогает мастеру-диагносту устанавливать приборы для правильного определения технического состояния машин и устраняет обнаруженные неисправности. Оператор-машинист выпол-няет в основном очистительно-моечные, крепёжные, смазочные и заправочные операции и помогает мастеру-диагносту.

Перед началом выполнения контрольно-диагностических операций оператор-машинист даёт сведения мастеру-наладчику (при ТО-1 и ТО-2) или мастеру-диагносту (при ТО-3) о неполадках, обнаруженных им за время работы машины после предыдущего технического обслуживания. Кроме того, перед ТО-3 и после межремонтной наработки мастер-диагност анализирует динамику расхода топлива и смазочных материалов и другие эксплуатацион-ные показатели машины.

При отсутствии явных признаков неисправностей диагностирование новой техники при первом ТО-3 проводить не рекомендуется, поскольку известно, что такая техника в боль-шинстве случаев работает удовлетворительно в течение 2000 мото-ч и более.

Общее техническое состояние ДСМ проверяют по окончании последней смены перед постановкой её на техническое обслуживание и по окончании обслуживания. При возник-новении неисправностей и отказов, требующих применения контрольно-диагностических средств, проводят причинное (внеплановое) диагностирование. Его следует начинать с элементов, которые часто отказывают и процесс диагностирования которых непродолжи-телен. Например, перегрев двигателя, сопровождаемый кипением в радиаторе, возможен в результате срезания шпонки крыльчатки водяного насоса, чрезмерного загрязнения сердцевины радиатора, ослабления ремня вентилятора и т. д. Из перечисленных неисправ-ностей наиболее часто происходит ослабление ремня вентилятора, а на проверку его натя-жения требуется очень мало времени. Поэтому выявление причин перегрева двигателя нужно начинать с проверки натяжения ремня вентилятора.

Если обнаружены неисправности и отказы, то сначала устанавливают возможные причины их возникновения. Затем, исходя из предполагаемой причины неисправности (отказа), подбирают соответствующие контрольно-диагностические средства, при помощи которых дают заключение (ставят диагноз) о характере и существе неисправности.

Число неисправностей и соответствующих им причин в каждом конкретном случае может быть достаточно большим. Для обнаружения конкретной причины неисправности следует использовать характерные признаки.

  1. Организация ремонта ДСМ

Организацию ремонта и планирование развития ремонтной базы в настоящее время осуществляют по следующим направлениям:

  • Первое основано на оптимальном размещении ремонтных предприятий с учётом себестоимости ремонта машин, агрегатов, узлов и восстановления деталей. Себе-стоимость принята за основной критерий при выборе наиболее рациональных схем организации;
  • В основе второго направления лежат специализация и концентрация производства, создание межобластных предприятий. При этом рассматривают вопросы размеще-ния предприятий, проектируют мощности новых предприятий, выясняют целесо-образность дальнейшего функционирования существующих, обосновывают наибо-лее эффективные технологические и организационные схемы, уточняют направле-ния специализации и оптимальные схемы кооперации;
  • В третьем направлении ремонт рассматривают как движение системы, цепь пре-образования её состояния. При организации и проектировании ремонтного произ-водства и технологического процесса предлагают учитывать все свойства процесса с целью получения максимального эффекта;
  • В основе четвёртого направления лежат организационные вопросы ремонта машин в условиях нового хозяйственного механизма, повышения качества ремонта на специализированных предприятиях за счёт покупки ремонтного фонда у хозяйств, что стимулирует повышение качества ремонта, развёртывание оптовой торговли, обеспечение полной самостоятельности в сфере ремонтного производства. Новые методы хозяйствования требуют постоянного поиска нового в технологии, органи-зации и экономике производства.

Реализация основных направлений развития технического сервиса должна базировать-ся на существующей ремонтно-обслуживающей базе. Последняя представляет собой комплекс предприятий, расположенных на данной территории и обеспечивающих выпол-нение всего объёма работ по техническому обслуживанию и ремонту техники.

Методы и способы ремонта ДСМ. Долговечную и надёжную работу ДСМ наряду с планово-предупредительной системой технического обслуживания обеспечивает и система ремонтов.

Текущий ремонт (ТР) предусматривает устранение отказов и неисправностей сбороч-ных единиц машин (оборудования) для обеспечения или восстановления их работоспособ-ности в межремонтный период. Он содержит все операции, входящие в технологическое обслуживание, а также работы по частичной разборке машин и замене отдельных агрега-тов и деталей (кроме базисных) новыми или отремонтированными. Периодичность ТР ДСМ установлена в часах работы независимо от их марки (1920 мото-ч) или в количестве израсходованного топлива отдельно для ДСМ каждой марки. ТР выполняют по потреб-ности при плановых технических обслуживаниях.

Капитальный ремонт (КР) предусматривает восстановление работоспособности и ресурса машин, утраченных ими при эксплуатации в пределах полного (или близкого к нему) ресурса новой машины. Этот ремонт характеризуется полной разборкой и сборкой машины, заменой новыми или восстановлением изношенных деталей (в том числе и базо-вых), а также испытанием агрегатов и машины в целом. Периодичность КР для ДСМ уста-новлена в моточасах работы (5760 мото-ч) или в количестве израсходованного топлива.

Текущий и капитальный ремонты отличаются трудоёмкостью и источниками финанси-рования. Расходы на ТР относятся к текущим затратам, а на КР – к амортизационным отчислениям от первоначальной (балансовой) стоимости. Например, для отечественных марок экскаваторов они составляют 12% годовых, в том числе 7% на КР и 5% капитало-вложений на приобретение новых машин.

В промышленности применяют обезличенный, не обезличенный и агрегатный методы ремонта машин.

Обезличенный метод ремонта (ГОСТ 18322-78) – это метод ремонта, при котором не сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определённому экзем-пляру изделия. При этом детали и комплектные группы машин обезличивают и после ре-монта устанавливают на любую ремонтируемую машину данной марки. Обезличенный метод ремонт применяют на крупных специализированных предприятиях по ремонту от-дельных агрегатов. Положительным для этого метода является: значительное сокращение длительности пребывания машин в ремонте и снижение накладных расходов, отрицатель-ным – то, что приработанные соединения, годные к дальнейшей эксплуатации, разуком-плектовывают. В результате последующей приработки происходит быстрое изнашивание. Кроме того, не стимулируется сохранность машины. При применении частично обезли-ченного ремонта базисные и дорогостоящие детали (рама, блок и т. д.) не обезличивают.

Не обезличенный метод ремонта (ГОСТ 18322-78) – это метод ремонта, при котором сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определённому экзем-пляру изделия. При этом методе все детали и комплектные группы, принадлежащие ма-шине, после ремонта устанавливают на эту же машину. Применяют этот метод при ремон-те в мастерских хозяйств. Положительным для этого метода является то, что почти пол-ностью используют все детали, имеющие износы в допустимых пределах (это стимулиру-ет сохранность машины), отрицательным – то, что машина находится в ремонте длитель-ное время. На предприятиях с большим объёмом ремонтных работ этот метод затрудняет организацию производства.

Агрегатный метод (ГОСТ 18322-78) – это метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяют на новые или заранее отремонтированные. (Под агрегатом понимают сборочную единицу, обладающую свойствами полной взаимозаменяемости, независимой сборки и самостоятельного выполнения определённой функции в изделиях различного назначения, например электродвигатель, редуктор, насос и т. д.) Агрегатный метод резко сокращает простои машины в ремонте. Весь процесс сводится к разборочно-сборочным работам, связанным с заменой агрегата.

При наличии соответствующего числа запасных частей и агрегатов этот метод целесо-образен в мастерских хозяйств. Особенно эффективен он для ремонта машин, работающих круглогодично и выходящих на линию практически ежедневно. Агрегатный метод приме-няют на специализированных ремонтных предприятиях, при которых создаётся оборот-ный фонд агрегатов и комплектных групп. Этот фонд используют в хозяйствах для заме-ны изношенных агрегатов и комплектных групп на машинах, подвергающихся текущему ремонту в мастерских хозяйств, на специализированных ремонтных предприятиях – в качестве задела для бесперебойной и непрерывной работы предприятия. При агрегатном методе значительно сокращаются сроки пребывания машины в ремонте, улучшается качество и снижается себестоимость ремонта в мастерских хозяйств, что очень удобно для частных владельцев техники, имеющих чаще всего одну-две единицы различной техники.

На предприятиях применяют тупиковый и поточный способы ремонта машин.

При тупиковом способе ремонта машины разбирают-собирают на одном месте. В этом случае приходится транспортировать большое число деталей и агрегатов на рабочие места для их очистки, дефектации, а также для ремонта и восстановления. Этот способ целесо-образно применять при ремонте громоздких энергонасыщенных машин при относительно небольшом ремонте. Обычно его осуществляют в центральных ремонтных мастерских.

При поточном способе ремонта машины разбирают и собирают на специализирован-ных рабочих местах поточных линий с определённой технологической последователь-ностью и ритмом. Линии ремонта, сборки и обкатки агрегатов должны быть размещены в технологической последовательности. Поточный способ ремонта следует применять при большой производственной программе, а элементы его можно использовать в крупных мастерских хозяйств.

  1. Технологические способы восстановления деталей

Согласно структуре технологического процесса ремонта машин и оборудования, дета-ли проходят такие общеремонтные операции, как очистка, дефектация и диагностирова-ние, а также, в ряде случаев, и соответствующий вид испытаний.

К восстановительным относят операции, связанные с технологическим воздействием, изменяющим геометрическую форму или внутреннее состояние материала деталей. Стро-го говоря, процессы изменения геометрии деталей и физико-механического состояния их материала нельзя рассматривать независимо один от другого , поскольку они представля-ют единый процесс изменения состояния детали. Однако их условное разделение удобно для анализа кинетики изменения состояния детали и для выбора технологических средств воздействия, направленного на это изменение и ориентированного на компенсацию тех конструктивных и внутренних изменений, которые возникли в процессе эксплуатации деталей.

Для восстановления геометрической формы и размера деталей применяют в совокуп-ности следующие технологические операции: наращивание поверхностных слоёв материа-ла взамен изношенного; пластическое деформирование для устранения пластических деформаций эксплуатационного происхождения или для перераспределения материала на восстановление размеров изношенных участков детали; замена части детали и установка дополнительных элементов; удаление части материала тем или иным способом обработки её поверхностных слоёв.

К операциям по восстановлению физико-механических свойств материала деталей следует отнести устранение макроскопических дефектов (например, выявленных очагов разрушения) и упрочнение материала тем или иным видом обработки (термической, наклёпом и т. д.) для ослабления вредного действия микроповреждений в наиболее ответственных участках деталей.

Перечисленная совокупность операций, восстановления деталей может быть выпол-нена различными способами, которые можно представить (конечно, несколько условно) в виде двух групп: способы наращивания и способы обработки.

К первой группе относятся способы, при которых изношенный материал детали компенсируют нанесением других материалов, в том числе и синтетических. Наиболее типичны для этой группы сварка и наплавка; напыление, металлизация и пайка; нанесение электролитических металлопокрытий и полимерных материалов.

Ко второй группе отнесены технологические способы, которые по сложившейся терми-нологии принято называть способами обработки, включая сюда не только способы обра-ботки поверхности детали или их заготовок. Представители этой группы способов – обработка давлением; слесарно-механические способы обработки, в состав которых входят способы обработки поверхностей деталей и заготовок (например, фрезерование, шлифование и т. д.); электрические способы обработки, объединяющие в себе способы, связанные с использованием электрического тока (электрохимическая обработка, анодно-механическая обработка и т. д.); способы упрочняющей обработки (термическая, термо-механическая, химико-термическая, а также поверхностно-пластическая обработка).

Каждый из приведенных в таблице (смотрите графическую часть) технологический спо-соб фактически представляет собой группу конкретных способов, объединенных по како-му-либо общему для них признаку. В качестве обобщающего признака используют, например, вид энергии (электрическая, химическая, механическая и т. д.), физические явления (наплавка, напыление, осаждение, намораживание и т. д.), характерные техно-логические условия (трением, взрывом в вакууме), определяющие факторы (давление, вибрации) и т. д. Достаточно разнообразны по названиям совмещённые способы: электромеханические, электрохимические, газопрессовые и др. В таблице приведены примеры различных способов, применяемых в технологии восстановления деталей.

Приведёнными в таблице примерами далеко не исчерпывается весь арсенал техно-логических способов, которые используются или могут быть использованы для выпол-нения операций по восстановлению деталей.

Достаточно обширна и наиболее специфична для ремонтного производства группа способов, с помощью которых обеспечивается наращивание изношенных деталей. Например, на долю электродуговой сварки и наплавки приходится 75…80% валового объёма и 90…95% по номенклатуре восстанавливаемых деталей различной техники.

Сварка – это процесс получения неразъёмных соединений посредством установления межатомных связей между свариваемыми частями при их местном нагреве или пластичес-ком деформировании, а также при совместном действии одного и другого. В связи с сов-местным действием двух факторов (нагрева и пластического деформирования) принято различать сварки плавлением и давлением. В первом случае сваривают местным сплав-лением металлов без приложения давления, во втором – совместным пластическим деформированием металлов под давлением.

Наплавка – это сварка плавлением, в процессе которой на поверхность детали наносится слой металла необходимого состава.

Достоинство наплавки – высокие показатели качества сцепления в зоне сращивания наплавляемого слоя с основным материалом детали. Объясняется это рядом благоприят-ных условий, необходимых для развития процесса кристаллизации наплавляемых мате-риалов. Важнейшее условие обеспечения качественного сцепления заключается в том, чтобы кристаллы наращиваемого сплава «прорастали» как непосредственное продолже-ние кристаллической структуры основного материала детали. Помехой этому могут быть, по крайней мере, две причины: наличие инородных примесей в зоне контакта расплава с поверхностью детали и чрезмерно большое температурное различие между контактирую-щими поверхностями расплава и детали. Первая причина препятствует сближению одно-родных атомов и построению монолитных кристаллов. Механизм действия второй причи-ны выражается в том, что при большом температурном перепаде фронт кристаллизации теряет устойчивость, вследствие чего возникает ряд выступов, «прорастающих» в виде сильно развитых дендритов.

Представленная картина реального процесса затвердевания расплавов в значительной степени упрощена и охватывает далеко не всю совокупность факторов, влияющих на кинетику процесса кристаллизации. Вместе с тем она позволяет сформировать минималь-ное число требований, которые должны удовлетворяться для получения сцепления между наращиваемым и основным материалом детали.

Первое условие требует удаления из зоны сращивания инородных примесей, что прак-тически выражается в виде предварительной очистки поверхности, подготавливаемой под наращивание. Такая очистка может выполняться механически, химически (раскислением поверхностных окислов, термически высокотемпературным разложением окислов и т. д.)

Второе из отмеченных раннее двух условий, необходимых для обеспечения сцепления материалов в зоне их сращивания, требует температурной близости между контактирую-щими поверхностями расплава и детали. При дуговом способе наращивания имеются благоприятные условия для выполнения и второго требования по обеспечению качест-венного сцепления.

Следует отметить и отрицательные последствия от указанных факторов. Так, интен-сивное, тепловое воздействие дугового разряда на основной материал детали вызывает в нём существенные структурные изменения, приводящие к соответствующим изменениям физико-механических свойств. Одновременно с этим образуются внутренние напряжения в детали вследствие температурных и структурных деформаций, возникающих в локаль-ных его участках, а также в затвердевающих слоях наплавляемого материала. При небла-гоприятном сочетании изменения свойств материала с образующимися внутренними напряжениями возникает опасность появления микро — или макроразрушений.

  1. Технология хранения ДСМ

При кратковременном хранении машины устанавливают, как правило, комплектно, без снятия с них агрегатов, сборочных единиц и деталей. Перед постановкой машины на хранение проводят техническое обслуживание. Систему питания машины полностью заполняют горючим. В холодное время года удаляют из системы охлаждения воду.

При хранении машин с пневматическими колёсами сроком до десяти дней следует несколько повысить давление в шинах, а при сроке хранения более 10 дней – установить машину на подставки, снизив давление в шинах до 70…80% от нормального. У машин, установленных на подставки, между шинами и опорной поверхностью обязательно дол-жен быть просвет не менее 8…10 см, а сами шины покрывают предохранительной смазкой, восковыми составами ЗВВД-13, ПЭВ-74 или алюминиевой краской.

Все отверстия и щели, через которые атмосферные осадки могут попасть внутрь агрега-тов и сборочных единиц, закрывают крышками, пробками, заглушками или другими приспособлениями.

При длительном хранении технологический процесс подготовки включает в себя: техническое обслуживание машины (очистку, мойку, смену масла и смазывание подшип-ников); снятие с машины агрегатов и деталей, которые следует хранить в специально оборудованных складских помещениях; закрытие отверстий после снятия агрегатов и деталей и герметизацию корпусов, картеров и блоков машин, чтобы в них не проникала влага и пыль; добавление антикоррозионных присадок АКОР-1 или КП в масло; установ-ку машины на подставки и подкладки в закреплённом за ней месте для хранения на машинном дворе; нанесение защитной смазки на поверхность детали (её консервация) и подкраску мест с повреждённым лакокрасочным покрытием.

Снятые с машин резиновые и резинотекстильные детали нужно хранить в затемнённом, отапливаемом и хорошо вентилируемом помещении, в котором хранение нефтепродуктов и химикатов запрещается; аккумуляторные батареи – в прохладном помещении с приточ-но-вытяжной вентиляцией; сборочные единицы и детали из металла, древесины и текс-тиля – в сухом вентилируемом помещении.

Контроль и техническое обслуживание машин при хранении. Правильность хране-ния машин на открытых площадках и под навесами проверяют не реже одного раза в месяц, а после сильного ветра, снегопада и дождя – немедленно, в закрытых помещениях – через каждые два месяца. При этом проверяют установку машин, устойчивость, отсут-ствие перекосов и прогибов длинногабаритных деталей, комплектность, давление воздуха в шинах, отсутствие подтекания масла, надёжность герметизации отверстий, состояние противокоррозионных покрытий и защитных устройств. Обнаруженные дефекты надо немедленно устранять.

Правильность хранения снятых агрегатов, сборочных единиц и деталей проверяют периодически, причём детали из резины и текстиля каждые два-три месяца проветривают, перекладывают, а при необходимости насухо протирают, припудривают тальком, дезин-фицируют. В аккумуляторных батареях ежемесячно контролируют уровень и плотность электролита.

Снятие машин с хранения. По окончании хранения машину снимают с подставок и подкладок, расконсервируют – очищают от предохранительной смазки, пыли и грязи, уда-ляют заглушки и другие герметизирующие устройства. Снятые агрегаты, сборочные еди-ницы, детали, инструмент и принадлежности устанавливают на место, проверяют уровень и плотность электролита, при необходимости подзаряжают аккумуляторные батареи.

В тракторах и других машинах, имеющих двигатель, его прокручивают стартером или вручную при открытых отверстиях под форсунки или искровые свечи зажигания и судят об исправности механизмов. На малой скорости с поворотом в разные стороны и движе-нии вперёд и назад проверяют действие механизмов трансмиссии, ходовой части, руле-вого управления и рабочего оборудования.

  1. ОХРАНА ТРУДА

Безопасность труда машиниста, слесарей и рабочих других специальностей, участвующих в техническом обслуживании и ремонте дорожно-строительных машин, зависит от принятой технологии выполнения ремонтных работ, ремонтной технологич-ности машин и удобства их технического обслуживания, от уровня знаний и мастерства обслуживающего персонала. К системе технического обслуживания и ремонта машин предъявляется ряд обязательных требований, невыполнение которых может привести к опасным последствиям для жизни и здоровья человека.

К работам по техническому обслуживанию и ремонту дорожно-строительных машин допускаются лица, прошедшие обучение по программам для профессий «Машинист дорожно-строительных машин», «Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов», утвержденным Министерством образования Российской Федерации, и аттестованным квалификационной комиссией. Предприятие, силами которого осущест-вляется техническое обслуживание и ремонт дорожно-строительной машины, назначает для проведения работ бригаду рабочих, включая машиниста обслуживаемой или ремонти-руемой машины. Каждый из членов бригады должен быть обеспечен спецодеждой в соот-ветствии с нормами, инструкцией по безопасному ведению работ на рабочем месте. Пред-приятие, производящее техническое обслуживание и ремонт машины, несет ответствен-ность за оснащение рабочего места инструментами и приспособлениями, обеспечение освещенности места производства работ согласно действующим нормам, сохранность машины и оснащенность рабочего места по окончании смены. Участие работника в тех-ническом обслуживании и ремонте дорожно-строительной машины запрещается в случае нетрудоспособности или переутомлении, под воздействием алкоголя, наркотических веществ или лекарств, притупляющих внимание и реакцию. Допуск в рабочую зону посторонних лиц запрещается.

Для безопасного и производительного труда в рабочей зоне следует заблаговременно подготовить рабочие места каждого работника, участвующего в процессе технического обслуживания. Мероприятия по ремонту производить при заглушённом двигателе. Разъединять элементы гидросистемы допускается, только убедившись в отсутствии давления в гидросистеме. Нельзя находиться вблизи трубопроводов высокого давления при испытаниях гидросистемы после ремонта машины, определять течи в гидрооборудо-вании на ощупь. Следует помнить, что из находящейся под давлением гидросистемы рабочая жидкость может вытекать через мелкие отверстия почти невидимыми струйками, но с напором, достаточным, чтобы повредить кожу человека. В случае ранения струей рабочей жидкости требуется немедленно обратиться к врачу во избежание внесения серьезной инфекции в организм человека.

Необходимо соблюдать осторожность при разборке соединений пневмосистемы, пред-варительно убедиться, что в ней отсутствует давление. Спускные штуцеры пневмосисте-мы нельзя отворачивать более чем на два оборота, так как давление воздуха может выр-вать, штуцер и нанести травму. Операции с пневмоколесами ходового устройства произ-водят после выпуска воздуха из камер. Следует соблюдать осторожность при накачивании шин. Сначала их слегка подкачивают, затем проверяют положение вентиля, бортов по крышки и замочного кольца, а потом накачивают полностью, проверяя при этом давление по манометру.

Запрещается открывать крышку неохлажденного радиатора двигателя без рукавиц и наклонять лицо к наливной горловине радиатора. Проверяя уровень масла в картерах машин, следуем остерегаться выброса горячего масла при повышении давления вслед-ствие засорения сапуна. Горячую жидкость из системы охлаждения двигателя и масло из картеров двигателей и машин необходимо сливать осторожно, чтобы не получить ожогов.

При зарядке аккумуляторных батарей, установке их на машину и снятии с нее должно быть исключено попадание электролита на тело и одежду.

  1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

При производстве строительных, дорожно-строительных и ремонтных работ необходи-мо принимать меры по охране окружающей природной среды, для чего в ППР и ТК, а также других технологических документах необходимо предусматривать решения, не позволяющие причинить ущерб природе. Не допускается повреждение дерново-расти-тельного покрова, а также выполнение планировочных и дренажно-осушительных работ за пределами территорий, отведенных для строительства дорог, зданий и сооружений. Повреждения, нанесенные природной среде в зоне временного отвода в результате строи-тельства временных сооружений и дорог, проезда технологического транспорта, а также стоянки машин, складирования материалов и конструкций должны быть устранены к моменту сдачи дороги в эксплуатацию (СНиП 3.0603-85).

При строительстве различного рода земляных сооружений следует снимать плодород-ный слой почвы и укладывать его отдельно для дальнейшего использования. Если он не используется сразу, то его необходимо укладывать в бурты. Если в процессе выполнения строительных работ были разрушены сельскохозяйственные земли и лесные угодья, то строители обязаны их восстановить в ходе строительства, но не позднее чем в течение года после их окончания. Деревья ценных пород, растущие на месте будущей стройки, необходимо пересадить на новые места, а размещенные рядом со стройкой следует пред-охранять от повреждения. Дорожные и строительные машины относятся к числу источников неблагоприятного воздействия на окружающую среду, хотя предназначены для природообустройства. До прибытия на объект машинисту следует ознакомиться с прави-лами охраны природы на маршруте движения, а по прибытии на строительную площадку необходимо изучить ситуацию с охраной природы на прилежащей к ее периметру терри-тории и непосредственно на участке рабочей зоны.

Объекты применения дорожных и строительных машин находятся вблизи жилых квар-талов, домовладений, предприятий, полей, лесов, гор, рек и водоемов. Хотя полностью ликвидировать отрицательные последствия воздействия машины на окружающую среду невозможно, машинист должен соблюдать требования по охране природы.

Виды загрязнения окружающей среды различны и многообразны: выбросы в атмосфе-ру выхлопных газов (ГОСТ 17.2.1.02—76), поступление в воду и попадание на почву отходов от мойки машин и нефтепродуктов при их заправке и смазке, а также загрязнение мест эксплуатации и повышение шума при работе машины. Для двигателей машин коли-чество загрязняющих веществ, выделяемых в атмосферу, пропорционально расходу топ-лива, поэтому экономия топлива одновременно означает сокращение выброса токсичных веществ в атмосферу. Также недопустимы: работа двигателя со сверхнормативным выбро-сом выхлопных газов ГОСТ 12.1.005—88); образование задымленности рабочей зоны вы-хлопными газами и запыленности отработанным воздухом пневмосистемы; подача без на-добности сигналов; работа с неисправным глушителем и несмазанными трущимися поверхностями сборочных единиц; мойка и заправка машин у водоемов и в реках; выбрасывание на почву (ГОСТ 17.4.304—85) и в водоемы бракованных материалов, а также сток нечистот с рабочей зоны и территории эксплуатационных баз в реки и водоемы без предварительного прохождения их через очистные сооружения; попадание горюче-смазочных материалов и рабочей жидкости на почву при заправке и смазывании машин, сжигание почвы вблизи машины открытым огнем, а также применение открытого огня при техническом обслуживании и пуске в работу машин; передвижение машин по мест-ности с растительным покровом и посевами, наезд на деревья и складывание конструкций на насаждения; въезд без разрешения на территорию леса.

Таким образом, машинист является активным помощником в охране природы. Наряду с мастерством управления машиной, умением предотвращать критические ситуации при работе и движении в транспортном потоке, машинист обязан обеспечивать безвредность эксплуатации дорожно-строительной техники.

  1. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Повышение стоимости дорожно-строительной техники привело к уменьшению её покупок предприятиями и хозяйствами. Трудности реализации заставляют изготовителей искать новые формы стимулирования потребителей к приобретению их продукции. К ним можно отнести и самый прогрессивный вид технического обслуживания на сегодняшний день – фирменное обслуживание и ремонт.

Фермерские хозяйства и мелкие промышленные предприятия не имеют ремонтной базы для технического обслуживания. Такой потенциальный покупатель будет приобре-тать только ту технику, на которую он получит все услуги по поддержанию её в работо-способном состоянии на протяжении всего ресурса работы.

В ГОСНИТИ разработана концепция развития технического сервиса ремонтных пред-приятий и торгово-сбытовых организаций, объединённых в единый региональный техни-ческий центр, который будет обслуживать и ремонтировать на договорной основе с изготовителем и потребителем.

Отдельные заводы создают сеть предприятий по фирменному обслуживанию своей техники. Однако не все заводы обладают такой возможностью из-за отсутствия матери-альных и трудовых ресурсов.

Для организации фирменного обслуживания и ремонта можно использовать зарубеж-ный опыт, в частности США, с учётом особенностей нашей экономики. Зарубежные специалисты в области организации технического обслуживания и ремонта выделяют три основных направления обеспечения работоспособности техники: совершенствование конструкции машины с точки зрения надёжности и ремонтопригодности; улучшение организации и технологии обслуживания и ремонта техники; уменьшение риска для клиента за счёт гарантий качества. Причём второе направление связано с улучшением сферы обслуживания различной техники, в частности с организацией послеремонтного обслуживания.

Анализируя организационные структуры таких развитых стран, как США, Англия, ФРГ, Голландия и др., можно выделить три звена: изготовитель, дилер, потребитель. Около 90% компаний-изготовителей продают, проводят техническое обслуживание, гарантийный ремонт, поставляют запасные части через сеть независимых дилерских пунктов, что привлекает к ним больше клиентов. Не желая потерять доходы, они учиты-вают приверженность покупателей к определённым маркам товара.

Так, в США насчитывается около 7 тысяч дилерских пунктов, которые при работе с заказчиками руководствуются следующими основными принципами:

  • Клиент ещё до начала ремонта получает точную оценку повреждений и перечень предстоящих работ;
  • Работы проводят только с согласия заказчика, который оплачивает лишь заказанные им виды работ;
  • Ремонт проводят специалисты высокой квалификации;
  • Клиент получает формуляр с указанием всех видов выполняемых работ и времени, затраченного на каждую из них;
  • Стоимость работ оплачивают по твёрдым расценкам, с которыми дилер знакомит заказчика.

В условиях Российской Федерации при организации дилерской службы следует учиты-вать, во-первых, наличие уже сложившейся ремонтно-обслуживающей базы, во-вторых, климатические условия, которые оказывают влияние на эксплуатацию и хранение техни-ки. Специализированные ремонтные предприятия наряду с ремонтом отдельных марок машин могут выполнять посреднические функции между потребителем и изготовителями техники по ремонту отдельных узлов и агрегатов.

В условиях рынка кардинально меняется значение предприятий и фирм, производящих технику. Производитель должен держать машины под контролем и обслуживать их весь срок до списания.

Таким образом, в условиях рыночных отношений заводы-изготовители должны быть заинтересованы в качественном техническом сервисе. Зарубежный потребитель не просто покупает машину, но также имеет гарантию на время её эксплуатации. В этом случае интересы завода-изготовителя и специализированных ремонтных предприятий совпадают.

Формирование ремонтно-обслуживающей базы для организации технического сервиса на базе реформирования сложившейся на предприятиях Российской Федерации учитывает следующие основные направления:

  • Использование для развития технического сервиса машин в сельском и дорожно-строительном хозяйствах имеющихся ремонтно-обслуживающих предприятий с их техническим оснащением;
  • Техническое перевооружение и реконструкция действующих ремонтно-обслуживающих предприятий;
  • Вложение инвестиций в первую очередь в предприятия с эффективной экономикой;
  • Дифференцированный подход в организации дилерских служб с учётом географических условий расположения основных заводов – изготовителей машин в Российской Федерации.

Экономическая эффективность технического сервиса будет определяться разницей между затратами при оптовых поставках дилерами и фактическими затратами на техни-ческий сервис машин, а создание дилерской службы на базе действующих ремонтно-обслуживающих предприятий уменьшит капиталовложения и ускорит срок их окупа-емости.

Из вышесказанного и других компетентных источников информации вытекают мои предложения для хозяйства, где я проходил практику, касаемо темы квалификационной работы — следить за последними тенденциями развития системы организации планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта, налаживать долгосрочные финансово-хозяйственные отношения как с производителями техники, так и со специали-зированными ремонтными мастерскими; стараться шагать в ногу со временем.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  2. [Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/na-temu-ustroystvo-tehnicheskoe-obslujivanie-i-remont-sistemyi/

  1. М. Д. Полосин, Э. Г. Ронинсон / Техническое обслуживание и ремонт дорожно-строительных машин. Учебное пособие. Серия: Профессиональное образование. Издательство: Академия, 2005 г. Твердый переплет, 352 стр.
  2. М. Д. Полосин, Э. Г. Ронинсон/ Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов. Серия: Непрерывное профессиональное образование. Издательство: Академия, 2008 г. Мягкая обложка, 80 стр.
  3. А. Н. Максименко/ Эксплуатация строительных и дорожных машин. Издательство: БХВ-Петербург, 2006 г. Твердый переплет, 400 стр.
  4. Э. Г. Ронинсон, М. Д. Полосин/ Машинист бульдозера. Серия: Непрерывное профессиональное образование. Издательство: Академия, 2009 г. Мягкая обложка, 64 стр.
  5. Е. Е. Шешко/ Эксплуатация и ремонт оборудования транспортных комплексов карьеров. Серия: Высшее горное образование. Издательство: Издательство Московского государственного горного университета, 2001 г. Твердый переплет, 426 стр.
  6. Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов Б. С. Васильев, Б. П. Долгополов, Г. Н. Доценко и др. Под ред. В. А. Зорина. – М.: Мастерство, 2001. – 512 с.
  7. Куликов О.Н., Ролин Е.И. Охрана труда в строительстве. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  8. В. М. Рогожкин, Н. Н. Гребенникова/ Эксплуатация машин в строительстве. Издательство: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2005 г. Мягкая обложка, 152 стр.
  9. ВСН 39-87: Положение о планово-предупредительном ремонте и эксплуатации оборудования.
  10. ГОСТ 18322–78; ГОСТ 22631-86; ГОСТ 20793-86; СНиП 111-1-76.
  1. Графическая часть