Технология воспитания

Контрольная работа

Педагогика с момента своего зарождения и до середины ХХ в. Занималась почти исключительно вопросами обучения и воспитания детей. Но педагогические исследования воинской и правоохранительной деятельности, проблем высшей школы, развернувшиеся с 50-х годов, показали наличие педагогических проблем и продуктивность целеустремленных педагогических решений в работе со взрослыми.

Воспитание

1. Сущность, цели, задачи и виды воспитания

воспитание

  • цивилизованных социально ориентированных отношений к жизни, обществу, людям, труду и соответствующего поведения;
  • активности в самоформировании для полной реализации себя в жизни и самоутверждении при безусловном соблюдении норм морали и права;
  • гражданственности, любви к Родине, трудолюбии, гуманизме, демократизме, культурном отношении к природе, семье, здоровью и таком же удовлетворении своих потребностей.

Целью воспитания

Воспитанность — интегральный продукт стихийных и целенаправленных педагогических воздействий. Педагогика исследует последние и разрабатывает пути превращения стихийных в регулируемые и оптимально совершенствуемые. Сложные и ответственные задачи воспитания могут быть решены только в единстве с образованием, воспитанием и развитием личности.

2. Педагогические принципы воспитания и особенности их реализации

Являясь подсистемой в общей системе формирования личности, воспитание само должно быть системно, обладать всеми присущими педагогическим системам элементами, где все должно быть взаимосвязано, взаимообусловлено, согласовано. Воспитание становится подлинно педагогическим, превращается в педагогическую систему, в процесс, в вид педагогической деятельности, когда осознается его цель, организуется и проводится подчиненная цели система педагогической работы, характерная особым, воспитывающим содержанием, формами, условиями, методами, приемами, средствами.

три группы принципов: содержательные, организационные и методические

Содержательные принципы воспитания

Принцип воспитательной целеустремленности

Принцип цивилизованности и созидательности

20 стр., 9857 слов

Педагогическая технология А.С. Макаренко

... педагога Т.Сокомото, педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно еще назвать и "систематизацией образования". По мнению Беспалько В.П. " педагогическая технология – это проект соответствующий педагогической системе, которая ...

Принцип связи с жизнью и деятельностью

Принцип содержательной преемственности и непрерывности воспитания

Преемственность должна быть и при переходе человека из одной системы воспитания в другую. Например, система воспитания в вузе должна продолжать ту, которая существует в школе, но поднимать планку воспитанности до высот, нужных взрослому человеку и специалисту для самостоятельной жизни и профессиональной деятельности.

Организационные принципы воспитания

Принцип подчиненности воспитания интересам целостного формирования личности и его взаимосвязь с образованием, обучением и развитием личности. Он соответствует целостности личности и условиям успешности воздействий на нее. Нельзя усовершенствовать отдельные качества, не влияя на другие. Нельзя добиться цели, совершенствуя даже 10-15 качеств, но по очереди. Нельзя добиться успеха, когда на одних мероприятиях пытаются только воспитывать, на других — только учить. Нельзя сначала учить, а потом воспитывать, и наоборот. Нельзя одним людям заниматься воспитанием, другим — обучением, третьим — образованием, четвертым — развитием. Процесс воспитания по всем основаниям должен быть целостным.

Принцип единства воспитания и самовоспитания, педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью личности. Дороги, которые мы сами выбираем, делают нас такими, какие мы есть. Никто не может заставить человека быть воспитанным. Даже сто воспитателей не в состоянии добиться того, на что способен сам человек, если захочет. Можно заставить человека поднять руки, повернуться направо, сесть, но никто не может заставить его быть убежденным в чем-то, считать нечто правильным и ценным, страстно желать чего-то и отдавать себя целиком достижению цели. Воспитание без самовоспитания, без открытости человека воспитательным воздействиям, без его свободного выбора двигаться вместе с педагогом к единой воспитательной цели неэффективно и даже вредно.

Организация самовоспитания людей в разных учреждениях, организациях, семье — в наибольшей мередемократичная форма педагогической работы, приобретающая особую важность в условиях современных тенденций и подходов к свободному развитию личности. Без нее воспитательный процесс похож на попытку двигаться без двигателя. Самовоспитание людей студенческого и последующих возрастов — в наибольшей мереподходящий для них способ личностного роста, самореализации и самоутверждения.

Принцип единства воспитывающей среды, коллектива и деятельности

О среде, связанной с положением в семье, вне стен образовательного учреждения или трудового коллектива, уже сказано выше. Если в ней есть что-то неблагоприятное, надо сделать все возможное, чтобы изменить к лучшему, усилить целенаправленные воспитательные воздействия, сменить среду, максимально активизировать самовоспитание.

Особую роль педагог отводит первичному коллективу, членом которого является личность и среда которого образует непосредственное окружение. Деятельность — мощный фактор, оказывающий многогранное психологическое и педагогическое, в том числе и воспитательное, влияние на человека. Параметры осуществляемой деятельности — ее цели, задачи, организация, условия, средства, методы, результаты — формируют у него связанные с ними взгляды, убеждения, личные ценности, планы, желания, интересы, отношения и другие элементы воспитанности.

24 стр., 11789 слов

Организация кружка по технологии «Художественная обработка ...

... по художественной обработке тканей; организация и проведение опытно-экспериментальной работы. Теоретическая значимость, Практическая значимость:, Структура: 1. Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания при занятии аппликационными работами ... понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Эта способность человека называется децентрацией, ...

Методические принципы воспитания

Принцип терпеливой настойчивости, оптимизма и доброжелательности в воспитании

Воспитание всегда было наисложнейшим делом. Нельзя не признать, что ныне оно действительно столкнулось с большими трудностями, но так было не раз в истории человечества, и нужные средства и пути всегда находились. Работа воспитателя с верой в успех приближает и увеличивает его. Оптимизм воспитателя передается всем, с кем он работает. Чем больше оптимизма, тем меньше раздражения, придирок, упреков, обвинений, наказаний, тем больше хорошего настроения, бодрости, доброжелательности.

Принцип авторитета воспитателя и педагогического сотрудничества.

Педагогическое сотрудничество — это такое построение совместной работы, которой присуще обоюдное стремление воспитателя и воспитывающихся к достижению единой цели, получению интересующего обоих результата, взаимопонимание, уважение друг друга, получение удовольствия от совместной работы.

Принцип воспитывающей деятельности

Формальное, равнодушное, малоответственное, безынициативное отношение вредно не только для дела, но и для воспитания самого человека.

Принцип гибкого комплексирования методов и такта в воспитании.

Нужны чувство меры, психолого-педагогический такт в применении разных методов и воздействий. Следует руководствоваться, например, такими правилами:

  • не подавлять активность воспитывающихся своей чрезмерной активностью,
  • быть требовательным, но справедливым и уважительным,
  • проявлять настойчивость, неотступность, твердость, решительность в воздействиях, но без подавления воли, самостоятельности, без самодурства и унижения личности,
  • быть простым, естественным, доступным, но без наигранности, фамильярности,
  • доверять, но не попустительствовать,
  • быть щедрым на похвалу, но без захваливания,
  • быть внимательным, чутким, заботливым, но не бахвалиться, не напоминать все время об этом,
  • применять юмор, шутку, иронию, но без пошлости, оскорблений и др.

    3.

Методы воспитания

методами воспитания

Средства воспитания, Приемы воспитания

Имеет место немало методов воспитания и классификация раскрывает их систему и предназначение.

методам воздействия на сознание

методам воспитания привычек поведения

группа методов стимулирования должного поведения

методические приемы

Успех применения методов зависит от условий, авторитетности применяющего их, а также его целеустремленности, педагогической грамотности, а главное — личного примера: личной добросовестности, порядочности, культурности, человечности, справедливости, поведения, общения, отношения к людям, решения вопросов и др.

Убеждая кого-то, приучая, поощряя, одобряя, требуя и т.п., родитель, учитель, преподаватель, старший по возрасту, руководитель не всегда поступает как педагог, даже применяя метод, называемый педагогическим. Его еще надо превратить в действительно педагогический. Это происходит тогда, когда применяющий его:

13 стр., 6478 слов

Метод расчета восстановительной стоимости и стоимости замещения

... развивают и укрепляют человечески важные качества своей личности. Роль воспитателя в игре бывает разной: он может быть ... заключить, что сюжетно-ролевая игра - ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма ... значимой деятельности ребенка удовлетворяет через игровые действия. В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и ...

  • отчетливо осознает воспитательный результат, который должен быть в этой ситуации достигнут,
  • активизирует в своем сознании педагогическую установку на достижение именно этого результата,
  • размышляет об индивидуальных особенностях человека, его психическом состоянии, о предупреждении промахов и возможных негативных реакции,
  • не сбивается с педагогической позиции при фактическом применении метода.

4. Формы воспитания

Под ними понимаются внешне выраженные способы организации воспитательного процесса. Классифицировать их можно по разным основаниям:

  • по числу участвующих в них лиц: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые,
  • по частным задачам: культурные, спортивные, правовые, военно-патриотические и др.,

— по особенностям способов проведения: лекции (по вопросам воспитания), беседы, обсуждения, дискуссии, общие собрания, встречи с опытными, знающими и авторитетными людьми, посещение культурных мероприятий, индивидуальные поручения, коллективная работа, товарищеская помощь, опека, шефство, кураторство, управление, благотворительность и др.,

  • по месту проведения: формы воспитания в процессе обучения, образования, труда, внешкольной работы, в быту, при занятиях спортом и др.,
  • по времени проведения: плановые, профилактические, подведение итогов, отчет, групповая оценка, исправительные и др.

Формы тоже не сами по себе, не по названию, не по внешним признакам становятся воспитывающими. Решающее значение опять-таки имеет их педагогическая «начинка» — содержание, организация, условия, методика. Они делаются подлинно педагогическими, воспитывающими, когда организуются с полным учетом требований педагогических принципов воспитания, компетентным подбором и применением методов, средств и приемов. В противном случае они оказываются формальными, не затрагивающими умы и чувства их участников, а то и вызывающими внутренний протест, вредными.

К основам научно-педагогического знания относятся и другие разделы педагогики, которые более уместно рассмотреть в других главах.

Заключение

воспитание

Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей. Возникнув в Древнем Египте, они постепенно распространились по миру.

Мы выяснили, что развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности.

В широком смысле воспитание включает в себя всю сумму воздействий, весь процесс формирования личности подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. В таком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу семьи, школы, вуза, общественных организаций, но и влияние всего жизненного уклада общества, господствующих в нем идей, воздействие литературы, искусства, средств массовой информации. Воспитание в широком смысле этого слова включает в себя также образование и обучение.

5 стр., 2010 слов

Доклад «Значение непрерывного образования в развитии личности»

... образовательных технологий. Содержание и технологии непрерывного образования направлены на подготовку инновационно-ориентированной личности. В основе программ непрерывного образования должны лежать ... человека. В-третьих, непрерывное образование предусматривает постоянное обогащение творческого потенциала личности, развитие человека как творческой личности. Непрерывное образование, Платона, Конфуция, ...

В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие.

При воспитывающем обучении достигается взаимосвязь между приобретением знаний, умений и навыков и формированием личности обучающихся. В процессе воспитывающего обучения осуществляются основные задачи воспитания и выявляются полноценность или неполноценность социальной ситуации развития, существенно влияющей на процесс развития личности.

1. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 423с.

2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. — 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 688с.

3. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720с.