Социально-педагогические технологии в деятельности учреждений общего и среднего образования

Курсовая работа

Социально-педагогические технологии в деятельности учреждений общего и среднего образования.

Фрагмент работы для ознакомления

Направления и формы работы социального педагога раскрывают содержательную сторону методов его работы. Можно выделить следующие основные методы и направления работы:

  • изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды;
  • выявление детей группы риска;
  • осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения;
  • осуществление правового просвещения учащихся;
  • разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения учащихся;
  • взаимодействие с семьями учащихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;
  • взаимодействие с психологами, учителями, классными руководителями с целью создания условий для реализации прав и свобод обучающихся;
  • профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;
  • взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями;
  • участие в работе педагогических советов и методических объединений. Выделим некоторые направления и формы работы социального педагога. Профилактика правонарушений среди учащихся.

    Осуществляется путем индивидуальной работы с подростками, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, привлечения к работе в этом направлении соответствующих специалистов. Социальный педагог совместно с классными руководителями, учителями может провести дни «Правовых знаний» по возрастным группам. Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением.[30] Это направление связано с такими формами деятельности, как учет и контроль состояния дел подростков с девиантным поведением (составление картотеки, систематическое ведение тетради учета работы с детьми, склонными к девиантному поведению и т.д.);

  • тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие – помощь в устранении этих причин;
  • индивидуальное консультирование с целью помочь ребенку избавиться от дистресса, выговориться, разгрузить его морально и психологически (необходимо взаимодействие с родителями, психологом, в ряде случаев – с психиатром, невропатологом, наркологом);
  • включение ребенка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его;
  • привлечение к работе классных руководителей, как единомышленников и помощников в процессе социальной адаптации детей, для изучения семейных проблем ребенка;
  • установление контакта с семьей, при необходимости защиты прав ребенка – жесткое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания;
  • посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок;
  • организация мероприятий, позволяющих подростку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься;
  • совместно со школьным психологом проведение цикла тренинговых занятий, направленных на снижение уровня агрессивности, развитие самоконтроля.[19,146] Работа с родителями может принимать различные формы, в том числе: 1. Правовое воспитание родителей: знакомство родителей с нормативно-правовыми документами по защите прав ребенка, обязанностям родителей в отношении воспитания ребенка;
  • взаимодействие с сотрудниками милиции, членами комиссии по делам несовершеннолетних;
  • индивидуальная работа с родителями в конфликтных и предконфликтных ситуациях;
  • 2. Просветительская работа с родителями (организация встреч со специалистами различного профиля).
    15 стр., 7025 слов

    Социальная работа с детьми из неблагополучных семей

    ... с точки зрения психологии, социологии и социальной работы, это не всегда так. Все большее распространение получают неблагополучные семьи, семьи, в которых нарушено нормальное функционирование и жизнь. Алкоголизм одного или обоих родителей, ...

    3. Создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы. Работа с педагогическим коллективом школы. Все работники школы непосредственно связаны с ребенком и его семьей, поэтому социальному педагогу необходимо установить контакт и сотрудничество с каждым из них. Главная цель такого профессионального взаимодействия – защита интересов ребенка, создание оптимальных условий для его индивидуального развития. Формами работы в этом направлении могут быть: беседы с классными руководителями;

  • консультирование;
  • проведение деловых игр;
  • тренингов для выявления единства педагогического коллектива в вопросах воспитания детей в школе, в семье;
  • развитие профессиональных приемов работы с «трудными детьми», «трудными родителями», обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.;
  • создание условий для обмена учителей опытом работы. Профессионализм социального педагога проявляется в умении выявлять как достоинства личности, так и «проблемное поле» подопечного, прогнозировать возможные варианты его развития, позитивно влиять на мотивацию, активизируя процессы самовоспитания, саморазвития. Это возможно при правильном определении специалистом ценностных ориентаций, формируемых социальной микросистемой, в которую включен ребенок. Социальному педагогу необходимо уметь выяснить социальные роли, выполняемые ребенком, во многом определяющие его потребности и поведение. Ведь в широком смысле профессиональная социально-педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие нравственной сферы личности, социально значимых установок в жизненном самоопределени. [31]ГЛАВА 2 Система применения социально – педагогических технологий на примере школы №2612.1 Разработка системы работы социального педагога По данным проведенного исследования в данном образовательном учреждении была выявлена существенная проблема: низкая способность учащихся решать социально-значимые задачи. Исходя из таких методов диагностики как беседы, наблюдение, анкетирование и т.д. был выявлен низкий уровень способности к ответственным решениям, умению общаться и сотрудничать. В настоящее время в школе обучается 937 учащихся. Школа работает в две смены. Демографическая ситуации в микрорайоне такова, что в течение последних лет контингент учащихся снижается. Качественная характеристика родительской общественности дает представление о среде семейного воспитания учащихся школы. Примерно, 18, 7% семей учащихся составляют неполные семьи, в которых воспитанием ребенка занимается работающая мать. Около 2,3 % семей — проблемные. По социальному положению 39% родителей — рабочие, имеют общее, начальное профессиональное образование, 62% — служащие, 35% имеют среднее специальное образование и 26% — высшее образование;3% — домохозяйки. 30 % родителей считают семью, способной формировать гуманистические ценности. В настоящее время в семьях наблюдается тенденция взглядов родителей — от материальных ценностей к общечеловеческим;
  • потребность в разностороннем развитии личности своего ребенка, раскрытии творческих способностей и приобретении им соответствующих знаний;
  • сохранении здоровья. Анализ динамики количества учащихся группы риска показывает, что число детей данной группы неуклонно растет( в 2010 г. детей «группы риска» — 49, из них на учете в КДН – 19, тогда как на 2007 г. их число составляло 19, из них на учете в КДН – 8) Так же была проведена диагностика межличностных отношений, проводилась она с помощью методики Булатовой. Основой методики является организованное наблюдение в течение 5 дней по определенной схеме, опирающейся на контрольные срезы. Критерием выступало количество взаимоотношений ребенка с другими детьми. По результатам наблюдения детей можно разделить на 4 группы: лидеры, комфортная группа, группа пренебрегаемых, изгои. На основе полученных данных можно сделать вывод, что большинство детей относятся к комфортной группе 72%, но есть и «непопулярные», у них отсутствуют избирательные контакты, узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений. Отсюда предметом коррекции должна стать «непопулярность» ребенка в группе сверстников, а основным направлением – переориентация недоброжелательного отношения к нему детей, выработка системы положительных оценок сверстников. Конечно, коррекционная работа должна быть индивидуальной, ориентированной на ликвидацию каждой причины непопулярности. В настоящее время социально-педагогическая служба школы работает над созданием благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанного на оказании помощи учащегося в преодолении трудности социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей. Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
  • Оказание социально-педагогической поддержки детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации- Выявление ведущих проблем и ценностных ориентаций детей- Повышение уровня социальной компетентности учащихся в гражданско-правовой и бытовой сферах- Оказание консультативной помощи родителям в решении социально-педагогических проблем ребенка- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания правовой культуры В ходе проведенного анализа, мы пришли к следующим выводам. Необходимо:- Изучение условий социального развития ребёнка- Включение подростка в активное взаимодействие с социальной средой- Подключение родителей к разрешению возникающих проблем у ребенка- Организация социально-профилактического пространства в образовательном учреждении- Оказание социально-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в процессе социализации- Подключение специалистов по работе с ребенком и семьей- Организация взаимодействия всех социальных институтов, функционирующих в социальном окружении подростка Эффективное решение поставленной цели возможно только при полном взаимодействии и взаимопонимании семьи и школы, при активном участии всех субъектов образовательного процесса. Однако, в связи с тем, что семья в настоящее время большую часть времени вынуждена решать социально бытовые проблемы, уделяется недостаточное внимание развитию и воспитанию детей, утрачены семейные традиции, которые позволяли ребенку усваивать с раннего возраста общечеловеческие ценности.Указанное выше направление работы может быть реализовано при следующих условиях: в заинтересованности всех субъектов образовательного процесса, в прагматическом подходе к решению проблем ребенка, заинтересованности родителей, целенаправленности деятельности коллектива, реализация комплексных общешкольных программ по профилактике правонарушений и вредных привычек, которые предполагают проведение: — Проведение мониторинга семейной и социальной ситуации развития ребенка, изучение ценностных ориентаций семьи и ребенка.- Оценка социального благополучия детей.- Проведение профилактических мероприятий, направленных на включение учащихся в активную социально значимую деятельность- Организация поддержки детей, попавших в сложную жизненную ситуацию- Проведение социального консультирования по решению проблем ребенка- Педагогическое управление развитием ребенка: создание ситуации успеха, принцип компетентностного подхода к процессу обучения.- Необходимость в технической оснащенности рабочего места социального педагога. Вся социально- педагогическая деятельность осуществляется в рамках разработанной программы «В светлое будущее». Деятельность социального педагога включает несколько блоков, которые, в свою очередь, имеют свои программы. Деятельность социального педагога предполагает взаимодействие с детьми, в процессе социализации которых возникают различного рода проблемы. Общение с такими детьми требует особого такта и профессионализма. Я считаю, что настойчивость и терпеливость позволяют достигать успехов в социально-педагогической деятельности. Цель программы: создание благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанного на оказании помощи учащимся в преодолении трудностей социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей;
  • оказание ему комплексной помощи в саморазвитии, самореализации и включение его в социально значимую деятельность, подготовка к самостоятельной жизни. Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
  • Оказание социально-педагогической поддержки детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.- Выявление ведущих проблем и ценностных ориентаций детей.- Способствование созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе. — Способствование успешной социализации опекаемых детей и детей с ограниченными возможностями.- Развитие интереса у ребенка к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов.- Повышение правовой грамотности учащихся;
  • учить решать жизненно важные задачи, включать учащихся в социально- значимую деятельность.- Способствование формированию потребности в ведении здорового образа жизни. — Оказание консультативной помощи родителям и повышение их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально — педагогических проблем ребенка. В своей социально-педагогической деятельности учреждение руководствуется следующими основными нормативно-правовыми документами:
  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Конституцией РФ;
  • Гражданским, Семейным, Уголовным кодексом;
  • Кодексом об административных правонарушениях;
  • Законом РФ «Об образовании»;
  • Федеральным законом №120 «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Федеральным законом № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Уставом образовательного учреждения;
  • Положением о Совете профилактики;

— Правилами внутреннего трудового распорядка Основные направления социально-педагогической деятельности:1. Аналитико-диагностическое. Социально педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка: изучение личности ребенка, его индивидуальные особенности, школьную документацию, медицинскую карту, жилищно-бытовые условия, особенности развития и воспитания ребенка, семейных отношений, образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы, анализируются, систематизируютя полученная информация для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности. Проводится мониторинг социальной ситуации развития ребенка2. Социально-правовое. Социально-педагогическая защита прав ребенка — выявление и поддержка учащихся нуждающихся в социально- педагогической поддержке.3. Консультативное Социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении, предпрофильной подготовке, консультирование родителей, педагогов, классных руководителей, по решению социально-педагогических проблем ребенка.4. Профилактическое. Социально-педагогическая профилактика и коррекция — способствование своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся, формированию потребностей в ведении учащимся здорового образа жизни, проводим профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в школе, отделе по делам несовершеннолетних при городском отделе милиции, повышаем уровень правовой культуры учащихся и родителей.5. Методическое. Организационно-методическая деятельность — проводится анализ своей социально- педагогической деятельности, с целью повышения педагогического мастерства, участие в работе педагогических советов школы, школьном факультете повышения квалификации, методических объединениях классных руководителей, по социально- педагогическим проблемам, участие в городских методических объединениях социальных педагогов, изучение новинки методической литературы по социальной педагогике, достижения науки и практики, проводится социально-педагогические исследования, участие в конкурсах педагогического мастерства: городских, региональных, всероссийских. Вышеописанная социально-педагогическая деятельность позволяет осуществлять компетентностный подход. Для эффективности решения поставленных задач специалист взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом школы и внешними социальными институтами города. Используются при этом различные методы, способы, приемы и формы работы2.2 Схема социально – педагогической деятельности Для реализации вышеописанной программы, специалист работает в нескольких направлениях. Социально – педагогические технологии активно применяются в ходе реализации подпрограмм (работа с учащимися, родителями, педагогами, социальными институтами города).Социально – педагогическая работа с учащимися Для оптимизации данного вида деятельности была создана программа «На пути к успеху». Она призвана помочь учащимся в самореализации себя как личности, ориентированной на успех, умеющей ставить цели и достигать их. Ребенку предлагается дневник самооценки, достижений и успехов «Я расту, я развиваюсь» для учащихся 5-7 классов и «Портфолио совершенствования» — для учащихся 8-11 классов. Заполнению дневника и портфолио предшествует тематическая беседа. При проведении индивидуальной работы с учащимися начальной школы, имеющими проблемы социально-педагогического характера используются темы бесед, в зависимости от проблемы, и работа над дневником «Я расту, я развиваюсь». Презентация данной программы была представлена на педагогическом совете школы и городском методическом объединении социальных педагогов. Дети особой категории (опекаемые дети и дети с ограниченными физическими возможностями) нуждаются в особом профессиональном отношении к ним, такие дети часто испытывают трудности адаптации в окружающем мире. Основной задачей, при работе с этой категорией детей, является формирование позитивного самоотношения и создание условий для их гармоничного развития. Для работы с этой категорией детей используются различные формы, одна из которых занятия в специально созданном клубе «Надежда». В содержание занятий клуба включена различная тематика: по общению с другими людьми, формированию здорового образа жизни, правила этикета и культуры поведения. Формы занятий различны: дискуссии, социально-психологические тренинги, творческие мастерские. В содержание занятий включаются элементы по выработке у детей бытовых навыков.

2 стр., 732 слов

Сущность понятий «методика» и «технология» в социальной педагогике

... методика и технология социальной педагогики достаточны близки и взаимосвязаны. Они оба отражают приемы, методы и средства деятельности социального педагога. Технологии социально-педагогической работы включают перечень инструкций, алгоритмов и указаний по реализации социально-педагогической работы. Методы социально-педагогической деятельности Все методы социально ...

6 стр., 2647 слов

Контрольная работа по социальной педагогике 2 семестр Ребенок ...

... по социальной педагогике 2 семестр 1. Ребенок и социум. 2. Норма и отклонение в социальной педагогике. 3. Характеристика социального воспитания детей. 4. Бродяжничество и беспризорничество как социально-педагогическая проблема в современной России. 5. Исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России. ...

18 стр., 8575 слов

Роль информационных технологий в социальной реабилитации подростков с ОВЗ

... исследования - выявить значение информационных технологий в процессе социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья. Объект исследования – процесс социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования – информационные технологии в процессе социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. ...

37 стр., 18291 слов

Формирование социально-бытовой ориентировки как средство развития ...

... Социально-бытовая ориентировка умственно отсталых детей существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное ... межпредметных связях; учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подходить к учащимся дифференцированно, принимая во внимание не ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/sotsialno-pedagogicheskie-tehnologii/

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/sotsialno-pedagogicheskie-tehnologii/

1.Конвенция ООН о правах ребенка;

2.Конституция РФ;

3.Гражданский кодекс РФ

4.Семейный кодекс РФ

5.Уголовный кодекс РФ

6.Кодекс об административных правонарушениях;

4 стр., 1596 слов

Социальная педагогика как отрасль знания

... и что поэтому вся педагогика социальна. Boт почему создание социальной педагогики как особой отрасли педагогической науки считалось неправомерно. В то же время имеются пограничные области знания между педагогикой и социологией, которые изучаются ...

7.Закон РФ «Об образовании»;

8.Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

9.Федеральным законом № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

10.Устав образовательного учреждения

11.Положение о Совете профилактики

12.Правила внутреннего трудового распорядка

13.Багулина Н. В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе/ Н. В. Багулина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).

Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — Пермь: Меркурий, 2011.- 213 с.

14.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 440 с.

15.Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций : учеб. пособие / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – 7-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 448 с

16.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.:Гардарики, 2006.-328 с.

17.Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога: М.: Владос, 2007.-256 с.

19. Социально-педагогические технологии в деятельности образовательного учреждения. Учеб. пособие для студ. вузов по специальностям «Социальная педагогика», «Социальная работа» / Под ред. В. С. Торохтия. М., 2007.-365 с.

20. Тихомирова, Е. И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе: учеб.пособие для студ.вузов / Е. И. Тихомирова. — 2-е изд.,стер. — М. : Академия, 2007. — 144 с.

21.Торохтий В. С. Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность: взаимосвязи и взаимозависимости // Материалы Всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием 18-21 марта 2009 г. / Урал. гос. пед. ун-т; под ред. М. А. Галагузовой: В 4-х ч. Ч. 1. Екатеринбург, 2009.

22. Торохтий В. С. О сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке / Молодые ученые столичному образованию. Материалы 8-й городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования городского подчинения. М., 2009.

23. Торохтий В. С. Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность: взаимосвязи и взаимозависимости // Материалы Всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием 18-21 марта 2009 г. / Урал. гос. пед. ун-т; под ред. М. А. Галагузовой: В 4-х ч. Ч. 1. Екатеринбург, 2009.

24. Торохтий В. С. Социальная педагогика: социально-педагогическая деятельность и потенциал социума / Молодые ученые – столичному образованию. Материалы 9-й межвузовской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М., 2010.

26. Журнал Психологическая наука и образование, « Социально – психологическая деятельность» Торохтий В.С. , 2010 Г. №5

27.Диагностика в работе социального педагога http://andreigubi.narod.ru

28.Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе http://www.moluch.ru

29.Наука и образование, 2010 г. №5 «Психология социально – педагогической деятельности» http://www.psyedu.ru

7 стр., 3481 слов

Работа социального педагога с неблагополучными семьями

... необходимости работы социального педагога с неблагополучными семьями, выработка соответствующих рекомендаций. Объектом исследования является социально-педагогическая работа с неблагополучной семьей. Предмет исследования – необходимость работы социального педагога с неблагополучными семьями, как фактор, способствующий устранению неблагополучия. Гипотезы исследования: 1. Работа социального педагога ...

30.Основы социально – психологической деятельности http://social-teacher.ucoz.ru

31.Работа социального педагога http://www.vashpsixolog.ru

32.Электронный журнал «Психологическая наука и образование» Психология социально-педагогической деятельности — В. С. Торохтий, www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / 2010, № 5