Современные технологии организации досуга

Курсовая работа

Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные цели человека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий. Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйстве человек руководствуется в основном целями, связанными с практической пользой, экономией физических сил, материальным эффектом своей работы, то цели досуга человек пытается вывести за утилитарные рамки. В конечном счете цели, безусловно, выполняют положительные или негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие.

Главное в досуге – гедонистический, неутилитарный характер проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам. домашним нагрузкам.

Мотивы досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (совокупность внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осознаются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как открытый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые (внутренние).

Мотивацию досуга далеко не всегда можно определить по высказываниям человека. Здесь, как правило, сложно переплетены потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы человека. Мотивы обращения к тому или иному виду досуга исключительно разнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая субъективные предпочтения, внешние обстоятельства, а также скрытые установки, которые сам человек не всегда может рационально осмыслить.

Например, врачи предписывают больному человеку провести отпуск в профильном санаторно-лечебном учреждении. Но он выбирает для отдыха модный курорт, где трудно найти специалиста по его заболеванию, уверяя окружающих, что быстро поправит здоровье. В этом случае мотивы его поведения не связаны с желанием лечиться; они в большей степени ориентированы на новые знакомства и свободу действий. [8, c.4]

Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга и отдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик досуга. Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения, как противоположность общественным и семейным обязанностям. Действительно, сравнительно с обязанностями на работе, с функциональными нагрузками в домашнем хозяйстве человек на отдыхе может в полной мере ощутить добровольность своего выбора того или иного занятия. Фактор свободы действий весьма важен для человека, позволяя ему компенсировать ее отсутствие, которое он ощущает на работе и дома, в условиях динамичной и насыщенной жизни в современных городских условиях. [24, c.10]

10 стр., 4660 слов

Технологии социальной работы с пожилыми людьми (2)

... курсового исследования состоит в анализе социальной технологий работы с пожилыми людьми. Объектом являются исследования лица пожилого возраста, как демографическая-социально группа. Предмет – технологии социальной лицами с работы пожилого возраста. Целью работы изучение является технологии социальной работы с данной граждан категорией. Достижение этой ...

Однако исследователи и организаторы досуга обязаны подходить к свободе выбора досуговых занятий критически. Американский социолог Г. Маркузе считает досуг несвободным в той мере, в какой он регулируется бизнесом, а также зависит от экономического положения общества и конкретного человека. Если семье сложно выделить деньги на отдых, то вряд ли правомерно говорить о свободе выбора досуговых форм.

Кроме того, формы как домашнего, так и организованного досуга могут иметь весьма стандартные формы, которые способны свести к нулю достоинства досугового времяпрепровождения. «Свобода стандартного, шаблонного досуга – мнимая свобода. Вместо обогащения человека культурой она усугу6ляет процесс его обезличивания». Особенно несвободным может стать обращение человека к компьютерным играм и телевидению, где изобилуют однотипные, развлекательные игры и материалы, не затрагивающие ум, душу. Такой досуг усугубляет автоматизм повседневной практики.

Кроме мотивов, связанных с рекреационными целями, с достижением свободы действия, культурно-досуговая деятельность содержит важные для внутреннего развития личности возможности: расширение жизненного опыта, осмысление собственного и чужого существования, умножение социальных коммуникаций и индивидуальных форм общения, наличие творческого начала, получение тактильных, зрительных и вкусовых ощущений и др. [8, c.14]

Досуг представляет собой единство трех мотивационных устремлений, играющих важную роль в развитии индивида: а) желание добиться релаксации и разнообразия переживаний; б) увеличить объем своих знаний, создать условия для игры эмоций и памяти; в) расширить возможности своего участия в спонтанном социальном участии и непосредственном межиндивидуальном общении.

Это означает, что человек, добиваясь состояния бодрости и рекреационного эффекта в процессе досуговой активности, способен одновременно реализовать сразу ряд своих потребностей. Таким образом, досуговые занятия способны создавать у человека ощущение целостности своего внутреннего мира, полноты собственного бытия, особенно за счет наполнения досуга позитивным и конструктивным содержанием.

Представления о мере этой полноты и целостности у разных людей неодинаковы. Если одни стремятся в свободное время пополнить свое образование, расширить кругозор и круг знакомств, то другие хотели бы хорошо выспаться или провести время в кругу близких родственников. Но даже с учетом разных мотивов, неодинаковых целей и содержания досуговых занятий было бы ошибкой недооценивать их значимость как для самого человека, так и для общества. [12, c.15]

1.3. Основные черты технологий культурно-досуговой деятельности

Технология культурно-досуговой деятельности обеспечивает по своей линии «внутреннюю» жизнедеятельность учреждения культуры и в то же время является концентрирующим началом их внешних взаимосвязей с другими компонентами системы, в которую данные учреждения вписаны. Разработка понятия «технология культурно-досуговой деятельности» вызвана нарастающей потребностью в обобщающей, логически четкой конструкции нового управленческого подхода, способного отразить принципы, формы, методы оптимального взаимодействия как внутренних, так и внешних процессов, присущих учреждениям культуры.

3 стр., 1488 слов

Технология культурно-досуговой деятельности, ее сущность и структура

... Анализ работы учреждений культуры клубного типа по материалам, опубликованным в журналах «Встреча» и «Клуб» свидетельствует о позитивном развитии культурно-досуговой деятельности. Прежде всего, это ... превращая их в эффективный инструмент эмоционального воздействия на аудиторию. 5. Методика массовых форм культурно-досуговых программ Технология их подготовки начинается с изучения состояния социальной ...

Все это определяет основные способы связи учрежденческих функций и функций спонтанно развивающегося общественного социокультурного движения, создания ему наилучших для волеизъявления и практического действия условий. При этом имеется в виду качественное преобразование учреждений культуры, в частности, создание в этих учреждениях нового хозяйственного механизма, предусматривающего резкое повышение их экономической самостоятельности и демократичности функционирования, укрепления контактов с формализованными и т.п. «неформальными» организациями, расширение гарантированных прав последних при использовании учреждений культуры. [14, c.228]

Анализ основных составляющих технологии культурно-досуговой деятельности — «организация» и «методика» — показывает, что они характеризуются как производное понятие – профессиональная деятельность, направленная на объект (посетителя учреждения культуры и домашнего участника) и обусловленная влиянием социально-экономических и культурных факторов. Поэтому слияние организации и методики культурно-досуговой деятельности и их переход друг в друга, уровень этой связи и определяют облик каждого учреждении культуры, эффективность его функционирования и влияния на домашний досуг. [14, c.228-229]

Технология культурно-досуговой деятельности как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство идеальных и предметных компонентов: организационная подсистема (ее компоненты — штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.); подсистема методической деятельности (состоит из следующих компонентов: сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта и т.д.); психологическая подсистема (формальная и неформальная структуры, отношения между сотрудниками, профессиональное сознание и т.д.).

Все три подсистемы составляют систему технологии, которая служит основным механизмом функционирования учреждения культуры. Как подсистема, часть более крупного целого (технология), учреждения культуры «вписаны» в систему куль-турно-досуговой деятельности региона. [14, c.230]

В целостной системе технологии культурно-досуговои деятельности действуют не механические, а сложные способы причинной зависимости друг от друга. Целостная система технологии культурно-досуговой деятельности движется к определенной цели и характеризуется прежде всего целесообразностью. Цель выступает в системе технологии культурно-досуговои деятельности как ее важнейший системообразующий и синтезирующий компонент. Достижение цели требует средств, форм и методов, операций, действий, оптимальных в конкретных условиях. Следовательно, цель является стимулом всей системы технологии, а задачи служат целями организационного и методического видов деятельности.

20 стр., 9567 слов

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ...

... основным методам социально-культурной деятельности можно отнести методы формирования общественного сознания, стимулирования развития личности, родовые методы культурно-досуговой деятельности и т.д. В практике учреждений культуры используется все многообразие методов социально-культурной деятельности, ни один ...

Анализируя технологию культурно-досуговой деятельности, подчеркнем, что она имеет еще более сложный исторический путь развития, чем педагогическая технология. Проводя историческую параллель между педагогической технологией и технологией культурно-досуговой деятельности, следует подчеркнуть, что первая только в последние годы стала разрабатываться основательно. Педагогическаяя технология направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекают к ней внимание педагогов во всем мире. «Под технологией воспитания понимается научно обоснованная система знаний об условиях, формах, методах и приемах воспитания, практическое использование которой обеспечивает направленное воздействие на внутренний духовный мир личности». Наибольший вклад в развитие педагогической технологии внес Ю.П. Азаров, который пришел к выводу, что «технология — это жесткий расчет, наполненный духовным содержанием. Педагог, разрабатывая технологию и не упуская из виду развитие всей системы отношений, мыслит этическими категориями и подчиняет все развитие самостоятельности воспитанию у детей высокой нравственности» . Рассматривая технологию культурно-досуговой деятельности как целостный процесс, связанный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм как взаимодействие с педагогической технологией. [14, c.236]

Оптимальный технологический процесс как научно обоснованная система культурно-досуговой деятельности способствует глубокому осмыслению действительности, «высвечиванию» человека во всеобщей взаимосвязи явлений мира, общества, микро- и макросреды. Поэтому следует сделать вывод о том, что технология культурно-досуговой деятельности оптимально функционирует при опоре не на частные, случайные, зачастую произвольные мотивы, которые движут отдельных специалистов при ее осуществлении в конкретной ситуации, а исходя из значимого смысла и содержания, того общего результата, который складывается из всей совокупности человеческих стремлений, характеризующихся определенной внутренней целеустремленностью, направленностью на решение четко определенных задач. [14, c.245]

РАЗДЕЛ 2

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

2.1 Технологии организации досуга детей и подростков

В истории развития человечества до недавнего времени смена оборудования, материальных и духовных ценностей происходила гораздо медленнее, чем смена поколений людей. Ребенка воспитывали и обучали в соответствии с требованиями существующей общественной среды и политической установки. Передача опыта в процессе воспитания от более старших к младшим, творение их «по своему образу и подобию» было естественным и целесообразным, поскольку социальный строй, в котором предстояло жить ребенку, с небольшими изменениями напоминал ту социальную среду, в которой жили его родители. [24, c.49]

18 стр., 8645 слов

Введение. «Технологические основы социально-культурной деятельности»

... ¾ информационно-рекламные ¾ культуротворческие ¾ реабилитационные ¾ маркетинговые ¾ проектные ¾ технологии менеджмента ¾ PR-технологии ¾ технологии выставочной деятельности ¾ этнокультурные технологии ¾ сценарно-режиссерские технологии культурно-досуговых программ. Курсовая работа по технологическим основам социально-культурной деятельности должна быть посвящена теоретическим и практическим ...

Рассмотрим факторы, влияющие на формирование современного подростка. Выделяют несколько важнейших институтов социализации ранней юности: родительская семья, школа, общество сверстников и средства массовой коммуникации.

Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом.

В последнее время в обществе происходит совершенно иное восприятие подростков. Современное общество зачастую видит в подростках лишь источник своих проблем и выказывает опасения по поводу будущего нации. Однако многие негативные подростковые проявления в социальной среде уходят своими корнями в проблемы самих ребят. Именно неумение справиться со своими личными переживаниями, тревогами и опасениями побуждает подростков решать свои трудности наиболее известными средствами. Какие же затруднения чаще всего испытывают дети в подростковом возрасте?

Остановимся подробнее на проблеме свободного отдыха и досуга. Эта проблема заключается в отсутствии мест для проведения свободного времени, так как они не знают, чем занять свой досуг, реализовать себя. Существует несколько причин такого положения вещей. В связи с тяжелым экономическим положением в образовательной системе многие школьные кружки и секции прекратили свое существование. Маленькая заработная плата и большие требования к организаторам школьных кружков не способствуют привлечению специалистов досуговой сферы в школы. Их функции зачастую выполняют учителя-предметники в «догрузку» к основным часам. Вследствие этого школа может предложить не блещущий разнообразием список кружков и секций, многие из которых существуют лишь формально. [8, c.115]