Особенности использования игровых технологий на х истории

Курсовая работа

В наш быстро меняющийся век, живущий в невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования. Перед школой вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно — инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы взялся. А активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможности для совершенствования. Одним из важных направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а не на его качество. Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Поэтому на данном этапе развития нашего общества в школе начинают внедряться новые технологии в учебном процессе.

Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время — явление не только закономерное, но и необходимое. В настоящее время практически каждый учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. На наш взгляд, это связано со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях малого количества предметных часов и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через игровые технологии обучения.

Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

10 стр., 4612 слов

Развивающее обучение в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова

... Д. Б. Эльконина Технология развивающего обучения Эльконина — Давыдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на развитии теоретического мышления школьников. мышление школьник обучение система Д. Б. Эльконин Даниил Борисович Эльконин (1904 ...

В отечественной педагогике серьезно рассматривали проблему игровых педагогических технологий Эльконин Д.Б., Выготский Л.С., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Газман О.С., Беспалько В.П., Селевко Г.К., Кларин М.В., Пидкасистый П.И. и др.

Объект исследования: игровые педагогические технологии.

Предмет исследования: особенности использования игровых технологий на уроках истории.

Цель исследования: изучить особенности использования игровых технологий и выработать рекомендации по методике организации и проведения игр на уроках истории.

Задачи исследования:

Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данной теме

Выработать рекомендации по методике организации и проведения игр на уроках истории

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1 Понятие и сущность игровых технологий

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В литературе существует множество определений этого понятия. Приведем лишь некоторые из них.

По мнению Беспалько В.П., педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса. [4, с.18]

Кларин М.В. дает такое определение: «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей». [17, с.96]

Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям, основанным на активизации и интенсификации деятельности учащихся. Первое упоминание о таких технологиях можно найти уже в папирусах Древнего Египта.

Использование игровых технологий является одним из способов достижения сознательного и активного участия обучаемых в самом процессе обучения. Игра приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию. При игре меняется мотивация обучения, знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе. [29, с.11]

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. [27, с.8]

Известный французский ученый Луи де Броль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. А таких возможностей, которые раскрывает перед педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок. И не удивительно, что игра стала основой для развития игровых технологий.

19 стр., 9057 слов

Игровая технология в обучении дошкольников говорению и пониманию иноязычной речи

... элементарными навыками разговорной иноязычной речи.[20] Цель исследования заключается в изучении игровых технологий обучения детей дошкольного возраста навыкам говорения и понимания иноязычной речи. Объект ... проявляется в суждениях о грамматике языка, в понимании игры слов.[20] Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно использование игровых приемов обучения позволяет ...

Игровые технологии подразделятся на:

1. развлекательные (возбуждение эмоций);

2. дидактические (достижение определенного познавательного результата);

3. диагностические (цель — выявить отклонения в развитии и обучении);

4. коррекционные (внесение позитивных изменений в процессе развития или образования).

[18, с.102]

Селевко Г.К. отмечает, что современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • ц в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • ц как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;
  • ц в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • ц как технология внеклассной работы. [27, с.10]

Ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;

3. учебный материал используется в качестве ее средства;

4. в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

5. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. [28, с.34]

Концептуальными основами игровых технологий являются:

  • ц психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности и самовыражения, самоутверждения, самоопределения, саморегуляции, самореализации;
  • ц игра — форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности;
  • ц игра — пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок;
  • ц игра — свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов»;
  • ц в возрастной периодизации особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. [25, с.6]

Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения игровых технологий — развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Итак, игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя школы.

13 стр., 6428 слов

По физике «Игра и игровые технологии обучения. Организационно-деятельностные ...

... материал, необходимый для проведения игры. Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра: Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста. ... данной технологии во внеурочное время. Конечно, игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения детей. Она обязательно должна быть дидактической, т. ...

1.2 Цели, задачи, классификация педагогических игр

Игра — понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разные толкования. Игровые модели применяются в науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело со сложными системами, занимающимися прогнозированием процессов, обусловленных многими факторами. Игра включена в экономические процессы, научное и художественное творчество, политическую борьбу, военное искусство, психотерапию и т.п.

Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах Макаренко А.С. и Сухомлинского В.А.. Главное назначение игры, по мнению Макаренко, нести детям радость, задор. По его утверждениям, бодрый, целеустремленный, жизнерадостный игровой стиль детской жизни — непременное условие здорового развития отдельного ребенка и коллектива детей. По мнению Макаренко А.С., воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. [24, с.73]

Мазаев А.И. дает следующее определение понятия «игра»: «Игра есть вполне обозримое духовно-практическое действие, совершающееся в определенных границах места и времени, добровольно и, как правило, вне сферы материальной пользы». [23, с.165]

Соотнесение игровой деятельности с «духовно-практическим действием» подчеркивает духовное значение и назначение игры. Приведем еще одно уточняющее определение понятия игровой деятельности, данное Газманом О.С.: «Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил». [9, с.9]

Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Выготский Л.С.: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации». [8, с.37]

Игра для детей — это способ познания мира и своего места в нём, а потому она необходима для развития личности ребёнка. По мнению Алексеевой Н.М., распространённоё мнение, что потребность в игре с взрослением отпадает — ошибочно. Это заблуждение становится особенно ярко выраженным в том случае, когда мы определяем игру как любую деятельность, цель которой — сама эта деятельность. При таком подходе к играм, в которые играют большинство взрослых, относится и театр, и кино, и политика, и многое, многое другое. [2, с.27]

Итак, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. [28, с.14-15]

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

33 стр., 16432 слов

Применения проектной деятельности в воспитательном процессе дошкольного ...

... деятельность на этапе дошкольного детства. Тема применения проектной деятельности в воспитательном процессе дошкольного образовании становится актуальной, потому что проектная деятельность в ... в качестве результата деятельности [32, с.10]. Проектная деятельность детей дошкольного возраста в зависимости от направления приобретает познавательно-исследовательский, игровой или творческий характер. В ...

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающегося осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формулировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В различных сборниках указано огромное количество игр. Исходя из назначения игр, способов их организации и т.п., авторы стремятся сгруппировать их. Существует достаточно обширное количество классификаций игр в зависимости от критерия классификации.

К примеру, Пидкасистый П.И. все игры подразделяет на естественные и искусственные. По его мнению, естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам самонаучения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной и непривычной обстановке. Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидного знания широко использует игру в своих целях. [26, с.31]

Газман О.С. выделяет подвижные, сюжетно-ролевые (в том числе ролевые, игры-драматизации, режиссерские, компьютерные, дидактические игры. [9, с.6-12]

Селевко Г.К. предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические;

2. По характеру педагогического процесса выделяют: обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

3. По характеру игровой методики, типология которой достаточно широка: важнейшей из применяемых типов это — предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации;

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам;

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, с различными средствами передвижения. [28, с.94]

Каждая из игр выполняет определенные функции, решает различные задачи, как общие, так и специфические. На некоторые из них, по мнению Осиповой М.П., важно обратить внимание педагогов, что позволит четче высветить значение игры в жизни школьника. А именно:

  • ц игра имеет большие воспитательные возможности, потому что она всегда желанна;
  • в этой деятельности без принуждения создается своеобразный климат, способствующий формированию положительных эмоций;
  • ц в игре ребенок не только познает окружающую действительность, но и стремится изменить ее, тем самым изменяется и сам;
  • ц игра, особенно ролевая, оказывает огромное влияние на психическое развитие ребенка: мотивационно-потребностную сферу, на преодоление «познавательного эгоцентризма» (господство в мышлении ребенка своей непосредственной позиции и невозможность стать на другую позицию и признать существование других точек зрения);
  • на развитие умственных действий произвольного поведения и др.;
  • ц игры создают большие возможности для развития организаторских умений и навыков детей;
  • ц в игре ребенок приобщается к нравственным нормам взаимоотношений, постигает их, выполняя различные роли, подчиняясь определенным правилам;
  • ц цель игровой коллективной деятельности осознается детьми как единая, требующая объединения усилий всего коллектива;
  • организация деятельности предполагает и ее разделение (одни ведущие, другие — игроки, третьи — эксперты и т.п.);
  • в процессе коллективной деятельности между детьми создаются своеобразные отношения: зависимости, взаимной ответственности, соподчинения и т.п.;
  • контроль за ходом игры осуществляется самими детьми, что способствует развитию у них оценки, самооценки, в целом рефлексии;
  • в коллективных играх создается возможность проявить свои лучшие качества;
  • ц игра является формой, которая синтезирует в себе все виды деятельности (познание, труд и др.), являясь универсальным способом организации жизнедеятельности ребенка, приобретения им нравственного опыта. [7, с.49-50]

Итак, в ходе учебной игры учащиеся накапливают опыт деятельности, приближенной к реальной. В этом заключается основная ценность игры. Она дает возможность обучаться на собственном опыте. Использование учебных игр в обучающем процессе позволяет: формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые не могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами; учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

12 стр., 5816 слов

Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной ...

... эффективному их использованию в педагогической деятельности. В этой связи представляют научный интерес вопросы развития теории и практики использования компьютерных технологий в образовательном процессе. Основным требованием к ... сравнения отдельных показателей в динамике или между разными спортсменами на примере гимнастики предпринято в РГАФК [26]. По сути, это информационная программа, но с ...

1.3 Технология игры

Проведение обучающих игр — хлопотное дело для учителя. Игра открывает новые возможности для играющих. В игре отношения учителя и ученика становятся неформальными. Более того, игра заставляет их быть соучастниками игрового процесса, даже если роль учителя является лидирующей и организующей. Правила, определяющие ход игры, объединяют учителя и ученика сюжетом, целью, алгоритмом. Игра предполагает педагогическое творчество, особую педагогическую культуру, настрой, поэтому она дается не всем учителям. Кроме того, игры требуют особой эмоциональной среды, дополнительных затрат учебного времени, сил, длительной подготовки.

Занько С.Ф. отмечает, что говоря экономическим языком, альтернативная стоимость проведения обучающей игры (оцененная затратами и выгодами) по сравнению с обычным уроком возрастает в том случае, если выгода от урока измеряется такими критериями, как познавательность, интерес, удовольствие, и со стороны учеников, и со стороны учителей. [13, с.46-47]

Игровой интерес не должен вытеснять обучающий интерес (привитие интереса к обучению).

23 стр., 11374 слов

Разработка настольной игры

... в сообществе игроков-гиков. Источниковая база. В ходе своего исследования я проанализировала 200 настольных игр, причем, так как любое изучение игр требует от исследователя получения игрового опыта “из ... создания. Несомненно, самой известной работой по этой теме является анализ субкультуры развивающегося хобби Г. Файна «Общая фантазия: Ролевые игры как социальные миры» («Shared Fantasy: Role Playing ...

Если в реальной жизни игры часто могут преследовать бесполезные (с точки зрения экономического подхода и здравого смысла) цели и выступать как заполнители свободного времени, то в обучающем процессе, напротив, их задача — экономить время и при этом приносить результат больший, чем традиционный урок, т.е. быть эффективными.

Технология игры состоит из трех этапов: подготовки; проведения; анализа и обобщения.

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария — условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения — процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть проведены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, сопоставление связи игры с содержанием учебного предмета. [28, с.108-113]

Итак, игра — важнейший компонент технологии воспитания детей, является полигоном для их социальных проб, т.е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. Иначе говоря, игра — один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях самореализации, обучения различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. [21, с.194]

Таким образом, на основании теоретического анализа литературы мы можем сделать следующие выводы:

1. Для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений эффективным является использование игровых технологий.

2. Игровые педагогические технологии включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

16 стр., 7601 слов

Подвижные игры в школе в помещении и на воздухе для детей младших, ...

... игры. Различие в отношениях между игроками разрешает выделить две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр. Некомандные игры можно поделить на игры ... коллективной игры. Организованное проведение игры во ... игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра ... тем как выбрать определенную игру, ...

3. Игровые технологии подразделятся на развлекательные, дидактические, диагностические, коррекционные.

4. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта.

5. Игровые технологии нацелены на то, чтобы научить обучающегося осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни.

2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

2.1 Общие положения

Перед современным учителем истории вот уже целое десятилетие стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке событий прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки исторических личностей и хода событий. Само собой разумеется, что обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога и дискуссии, приобщения к творческой деятельности, коммуникативных умений и способности к моделированию ситуаций. Отсюда следует, что арсенал форм современного учителя истории должен не только обновляться под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформироваться в сторону необычных, игровых форм преподнесения учебного материала. [19, с.3]

Остановимся на наиболее важных методологических возможностях игр, которые могут быть использованы на уроках истории:

ц во-первых, игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что ученику по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что в игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности.

Борзова Л.П., исследуя мотивы участия школьников в играх на уроках истории, отмечает: «Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие — чтобы получить высокую оценку, третьи — чтобы показать себя перед коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.»; [5, с.23]

ц во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Уникальная особенность игры состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;

  • ц в-третьих, игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации;

— ц в-четвёртых, как справедливо заметил Гуревич А.Я., умело организованная учебная игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную» игровую деятельность. Последняя ведётся на уроках всех (без исключения!) преподавателей… Способы «конспирации» оттачивались сотнями поколений школьников, а обмен опытом подпольных проделок налажен с завидной оперативностью. При этом, если педагог войной пошёл на такие игры своих учеников, он сам же ставит их в роль «подпольщиков», — и тогда найдите для подростка более привлекательную игру! Не лучше ли использовать игровую энергию учеников в мирных целях? Умело направив этот интерес и эту активность в нужное русло, учитель может извлечь из них немалую педагогическую пользу. [12, с.15]

7 стр., 3283 слов

Техника игры в волейбол

... 30 секунд на второй перерыв для отдыха; игрок без разрешения судьи уходит с площадки во время перерывов в игре; игроки предпринимают действия для того, чтобы помешать ... оскорбительные замечания в адрес игроков противоборствующей команды. Каждый игрок обязан хорошо знать правила игры, строго их выполнять и соблюдать нормы поведения. СПЕЦИФИКА ВОЛЕЙБОЛА Специфика волейбола отчасти заключена в самом ...

Кроме этого, игра создаёт особые условия, при которых развивается творчество учащихся. Суть этих условий заключается в общении на равных, где исчезает робость, возникает ощущение — «я тоже могу», т.е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения очень важно то, что игра является классическим способом обучения действием. В ней органично заложена познавательная задача и осуществляется самостоятельный поиск знаний. Овладение знаниями в игре — новое, уникальное условие сплачивания сверстников, условие обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу — и обретение себя, таким образом, помимо всего прочего, в игре происходит и огромная воспитательная работа. [6, с.38]

Можно выделить следующие задачи, решаемые при помощи игровых технологий на уроках истории:

1. образовательные: способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала, расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников;

2. развивающие: развивать у учащихся творческое мышление; способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке;

3. воспитательные: воспитывать нравственные взгляды и убеждения; вырабатывать историческое самосознание — осознанную сопричастность к прошлым событиям; способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности. [20, с.6]

На уроках истории целесообразно применять сюжетные, предметные, ролевые, деловые, имитационные игры (примерные конспекты уроков см. в приложениях к курсовой работе).

2.2 Рекомендации по использованию игровых технологий на уроках истории

ролевой игра педагогический история

2.2.1 Методика организации и проведения ролевых игр на уроках истории

Термин «ролевая игра» весьма многозначен. В данной работе мы рассматриваем ролевую игру как процесс создания игрового мира с погружением в него игрока как самостоятельной личности. [25, с.183]

Игровой мир может отражать реальный мир, а может и не отражать его, будучи миром условно историческим или вымышленным организаторами игры. Однако в любом случае он должен быть целостным. Чем продуманней замысел игрового мира, тем больше у игроков возможностей самореализоваться в нём. Естественно, мир, пусть даже самый фантастичный, должен быть достоверным для игроков, иначе игра просто не получится.

Мир создаётся в процессе игры, а не до её начала, и в его создании принимают участие все игроки, независимо от взятой на себя роли. Существенное условие для создания игрового мира — погружение игрока в игру. Тот, кто не соблюдает это условие, может играть только строго заданные лично ему формальные ситуации, оставаясь внешним наблюдателем событий, и потому не способен вести игру. Посторонние, внешние зрители на игру не допускаются или игнорируются игроками, что связано с достоверностью игрового мира. Каждый игрок выбирает роль из числа задуманных и предложенных организаторами игры.

В процессе создания игрового мира значима каждая роль, так как чем разнообразнее роли, чем лучше они сыграны, тем полнее и интереснее создаваемый мир. Двух одинаковых ролей не бывает, как не бывает двух одинаковых людей в реальной жизни. Чем полнее социально и психологически воплощается роль, тем выше оценивается игрок. Таким образом, выбранная роль становится мощным стимулом к самовоспитанию.

Организация игры начинается с её замысла. Здесь необходимо представить условия и законы существования игрового мира. Схема описания такова: место действия, время действия, действующие лица и занимаемое ими положение, важные события предшествующие игровому периоду времени, ситуация, сложившаяся до начала игры.

При этом основное внимание нужно уделить следующим моментам:

«Во-первых, задуманный мир должен быть целостным и полным, и допускать множество различных ситуаций, в том числе заранее не заданных. Чем полнее и больше задуманный мир, тем лучше. Однако здесь следует делать поправку на опыт игроков.

Во-вторых, определяется продолжительность игры. Мир для однодневной игры существенно отличается от мира для многодневной и тем более для повторяющейся игры. Слишком широко задуманный мир, создать практически невозможно, а слишком узко задуманный будет исчерпан до заданного лимита игрового времени. И то, и другое одинаково плохо.

В-третьих, определяется форма проведения игры: кабинетная или полигонная». [19, с.24]

Следующий этап организации игры — разработка правил игры. При этом следует учесть следующий момент: во избежание разногласий в процессе игры правила должны быть зафиксированы в письменном виде. Все участники игры должны быть ознакомлены с правилами до начала игры, и каждая команда должна иметь хотя бы один экземпляр.

В правилах должна содержаться следующая информация:

  • ц общее описание игрового мира и ситуации на момент начала игры;
  • ц перечень участников и основных команд с указанием их имиджа;
  • ц правила пересчёта реального и игрового времени;
  • ц отдельные сведения по экономике, культуре, религии, государственному устройству и другим сторонам жизни игрового мира.

К этому минимальному списку можно добавить и другие разделы (например, перечень прав и обязанностей игрока и организатора (мастера) игры).

В настоящее время при составлении правил проведения ролевых игр наблюдается два абсолютно противоположных подхода: «Одни предпочитают максимально короткие правила, содержащие только самую необходимую информацию. Главный принцип при этом — разрешено всё, что не запрещено. В этом случае, игровые ситуации отсутствующие в правилах, разрешаются мастером игры по своей воле, что может вызвать нарекание игроков и накладывает на мастера дополнительную ответственность. Второй подход предполагает детальное описание игрового мира и всех возможных игровых ситуаций. Это уменьшает произвол мастера, но создаёт другую проблему: слишком объёмные правила плохо запоминаются игроками, да и мастеру очень трудно запомнить все возможные нюансы». [30, с.28]

По нашему мнению, при составлении правил проведения ролевых игр лучше всего придерживаться середины и составлять правила по принципу: не больше, чем нужно.

Динамика игры построена на достижении каждым игроком каких-то своих интересов и целей, это значит — в каждой игре присутствует интрига. Динамика игровой интриги строится на соперничестве игроков, но в отличие от военного столкновения, где решающим оказывается умение бойца прикрывать себя и своего товарища щитом и в образовавшиеся бреши в щитах противника бить мечом, здесь выигрывает тот, кто собрал наиболее полную информацию о своих соперниках. При этом каждый игрок, помимо собственной цели и информации (которая помогает ему достичь намеченной цели), имеет и личный компромат, который кому-то известен и может быть использован соперником. [15, с.132]

Динамика ролевой игры в целом обеспечивается следующими факторами:

Фактор подготовки участников. Для ролевых игр очень важно, чтобы игрок осознал свою цель. Осознание цели происходит в результате личной работы мастера игры с игроком, когда первый рассказывает игроку все, что он должен знать. Очень важно, чтобы потенциал игрока соответствовал поставленной цели. Кроме этого, поставленная цель не должна вызывать у игрока явного неприятия.

Фактор проработки цели. Это определяющий фактор для успешного проведения ролевой игры. Цель должна соответствовать потенциалу участника. Это значит, что мастер должен знать возможности игрока, а также и то, что игрок предпримет для достижения поставленной задачи. Кроме того, каждый игрок должен представлять, какие ходы он будет предпринимать для достижения своей цели. При этом вполне вероятно, что он может ошибаться. Кроме понимания игроком своих ходов, мастер должен обеспечить постоянное напоминание игроку о тех задачах, которые перед ним поставлены. При заметной разнице в потенциалах игроков для более сильных рекомендуется вводить определённые ограничения (низкое социальное положение, невозможность убивать соперников).

[14, с.130]

Фактор поддержания цели. Цель должна светить участнику всю игру так как она является пружиной толкающей ученика к действию. В процессе игры под влиянием окружающих событий он может на время забыть свою цель, а потом в быстро меняющемся игровом мире очень сложно будет найти концы, по которым можно будет узнать необходимую информацию. Например, на игрока напали бандиты, он от них убежал, потом его обвинили в чем-либо, игрок начинает распутывать это обвинение и т.д. [16, с.36]

Фактор соблюдения приличий. Под приличиями здесь подразумевается некий кодекс, который должен соблюдаться игроками, а трудности возникают именно из-за того, что кодекс необходимо соблюдать. В частности, игроку, которому в вводной говориться, что он должен кому-то отдать долг, гораздо проще пристрелить своего кредитора, чем долго и упорно копить деньги. Чтобы такого не случилось, необходимо либо запретить убийства, либо сделать это технически очень сложным. [15, с.141]

Фактор хождения в игре «грязных» историй и наличия «компромата» на каждого игрока. Под «грязными» историями и «компроматом» здесь подразумевается информация, которую собирают игроки о своих соперниках для достижения своих целей.

Этап проведения игры является наиболее интересным для участников и наиболее сложным для мастера игры. Какой бы полной и всеобъемлющей ни была картина моделируемого мира, как бы ни были хороши правила и подготовка игроков — все равно проведение игры требует от её организатора большого физического и интеллектуального напряжения.

При проведении игры учитель должен регулировать ее ход, контролировать соблюдение правил и выполнять роль арбитра при возникновении спорных ситуаций. Авторитет мастера должен быть непререкаем. [25, с.37]

В зависимости от требований игры, учитель может иметь индивидуальную роль или находиться вне игры. Его основная задача — поддерживать динамичность событий. С другой стороны, нельзя допускать, чтобы отдельная команда или игрок устраивали сильный прессинг, когда основная масса игроков не выдерживает жесткого темпа игры. В этих случаях необходимо установить причину накладок и восстановить нормальный ход событий, введя новые игровые факторы или организовав силовое вмешательство.

Необходим постоянный контроль за соблюдением правил. Любое их нарушение должно немедленно и действенно караться. За особо грубые или систематические нарушения возможно удаление игрока из игры. Естественно, необходимо соразмерять допущенное нарушение и налагаемое наказание.

Последним этапом проведения ролевой игры является её анализ. Учитель остро чувствует настроение класса и понимает, насколько успешно прошла игра. Однако, это не может представить полноценной картины, поскольку в большинстве случаев игра — это коллективное настроение. Учителю, однако, необходимо понять настроение каждого отдельно взятого ученика, чтобы сделать выводы для проведения последующих игр, с учётом индивидуальных способностей каждого. А потому очень важно, несмотря на вечную нехватку времени, провести этот этап — он залог эффективности всей игровой деятельности на уроках и развития методического мастерства учителя. [10, с.173]

Лучше всего проводить полный анализ спустя некоторое время после окончания игры, когда утихнут эмоции. Организаторы игры должны рассказать игрокам о своем первоначальном замысле, объяснить те или иные действия, предпринятые координаторами и мастерами, дать свою оценку прошедшей игры.

Игроки в свою очередь должны проанализировать ход игры в целом и свои действия в ней, а также организацию игры.

После этого можно детально проработать ключевые моменты игры, найти ответы на вопрос: «Почему возникла та или иная ситуация, к чему она привела?». Вот тут как раз важно получить информацию от возможно большего количества игроков, чтобы воссоздать как можно более полную картину. Если ведущие обладают достаточным опытом, они должны аргументировано объяснить объективные причины возникновения той или иной ситуации.

Все это способствует накоплению опыта у игроков и повышению уровня и культуры игры в целом. Даже если игра, по общему мнению, не удалась, нельзя допустить, чтобы анализ ее свелся к разбору взаимных обид или просто к критике действий ведущих. Необходим спокойный и детальный разбор организации и проведения игры с учетом всех факторов.

Кроме устного анализа желательно провести анкетирование игроков по следующим вопросам:

1. Насколько полно и понятно была разработана картина мира?

2. Насколько универсальны и действенны были правила игры?

3. Насколько полно Вы прочувствовали свою роль?

4. Что выбивало Вас из игрового образа?

5. Смогли ли Вы воплотить свои игровые планы и, если нет, то что этому помешало?

6. Какие игровые моменты Вам больше всего понравились?

7. Какие неудачи и ошибки были допущены ведущими, при проведении игры?

8. Кто из игроков, с Вашей точки зрения, лучше всех сыграл свою роль?

9. Каково Ваше мнение о технической стороне организации игры?

10. Что Вы хотели бы пожелать организаторам игры на будущее?

2.2.2 Методика организации и проведения деловых игр на уроках истории

Можно выделить следующие приемы и подходы к использованию деловой игры на уроках истории: игра выступает как модель реальных исторических событий и ситуаций, исход которых известен или используется как модель возможных в будущем исторических событий, прогнозируя возможный исход моделируемых событий в действительности.

Поскольку в литературе нет единства по вопросам о сущности деловой игры и методики ее конструирования, то нет и общепринятого представления о структуре игры, хотя многие структурные элементы являются общими при разных подходах. Как правило, авторы исходят из своего эмпирического опыта и здравого смысла, конструируя деловую игру или заимствуя ее структурные компоненты у других авторов.

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет её структуру. Итак, деловая игра — это форма активности ученика, которая протекает в ограниченном пространстве и времени, как действия с предметом, имеющим непосредственное значение в его обыденной жизни, преследующие цель изменения переживаний «Я» по отношению к этому предмету. [3, с.34]

Учебные деловые игры, как и все другие виды игр, имеют свою структуру. Эту структуру можно описать следующими понятиями:

Проспект деловой игры — в нём раскрывается концепция игры, её общее содержание, условия применения, т.е. говорится о том, зачем необходимо её проведение, какие отношения и люди моделируются в данной игре, на какую аудиторию она рассчитана и т.п. Сюда входят:

  • ц сценарий — в котором даётся характеристика объекта деловой игры, устанавливаются и обосновываются роли, устанавливаются правила;
  • ц игровая обстановка — отражает принципиальные решения по формам взаимодействия игроков в процессе проведения игры (с использованием дополнительной литературы, документов и т.п.);
  • ц регламент — заранее обозначенное, конкретное время проведения как всей игры, так и отдельных её этапов описанных в сценарии.

Для проведения игры назначается (выбирается) руководитель игры. В учебных деловых играх им может быть учитель, в функциональные обязанности которого входит подготовка необходимых документов и материалов, обеспечение игровой обстановки, распределение обязанностей между другими участниками игры, определение и сообщение им правил взаимодействия в процессе игры и во время подготовки к ней.

Затем формируются игровые команды и распределяются роли между игроками. Число команд и игроков зависит как от характера и содержания игры (соответственно сценарию), так и от возможностей обеспечения каждой команды необходимыми материалами игры. Если к игрокам предъявляются конкретные требования (например, уровень компетенции), то их подбор ведётся с помощью специальных методик (чаще всего тестов).

При необходимости устанавливается возможность совмещения игроками нескольких ролей или исполнение одной роли несколькими игроками. [1, с.27]

Важное значение при проведении деловых игр имеет определение начального уровня подготовки игроков, а также допустимость участия в конкретной игре учеников с разным уровнем знаний, умений и навыков. Это особенно важно при создании малых групп в соответствии со сценарием игры, поэтому особое значение приобретает исследование уровня компетентности игроков во владении игровым предметом.

В деловых играх в обязательном порядке должна существовать группа экспертов — людей наиболее компетентных в предмете игры. При необходимости проводится предварительное обучение экспертной группы с учётом вида и объёма предстоящей игры (чаще всего, учащимся рекомендуют дополнительные литературные источники, обеспечивающие при их использовании необходимую компетентность экспертов).

Кроме этого, для проведения деловых игр, желательно создание счётной группы (поскольку большинство деловых игр носят соревновательный характер).

В большинстве случаев, счётные группы создаются из числа наблюдающих игру. Протоколы для записи счёта должны быть заранее согласованы с руководителем игры и экспертами. Ещё одна немаловажная деталь. Для создания игровой ситуации необходимы специальные люди (т.н. мартышки), которые должны заниматься созданием всякого рода «помех» и случайных ситуаций, что, в большинстве случаев, служит основанием для принятия тех или иных решений участниками игры. При отборе «мартышек» руководителю необходимо ориентироваться на качества нестандартности мышления своих учеников.

Игровые мотивы участников в принятии игровых решений и осуществлении игровых действий являются очень важными для успешного проведения всей игры в целом. Создание игровых мотивов — одна из важнейших задач руководителя игры.

Игровая роль — чаще всего отражение какой-то реальной социальной роли или положения участника в структуре уже существующих игровых отношений. Время пребывания каждого участника игры в определённой роли определяется задачами обучения, которые решаются в данной игре и регулируются руководителем игры в зависимости от её результатов.

Вход в деловую игру обеспечивается определёнными исходными данными о предмете игры, причём их реалистичность для учебной деловой игры совсем не обязательна. В исторических деловых играх достаточна правдоподобность исходных данных и сведений по предмету игры, при этом участники игры или её руководитель могут менять исходные данные по ходу действия.

Выходом учебной деловой игры являются те результаты, которые преследовались при её проведении: для учащихся — это новый опыт переживания возможностей своего «Я»; для руководителя игры — накопленный опыт организации игровой деятельности и материалы, которые могут стать основой следующего тура игры или для разработки новой.

Последовательность действий участников деловой игры определяется областью возможных решений, т.е. возможными свойствами предмета игры. Катализатором деловых игр обычно выступает руководитель, который определяет время, следит за соблюдением регламента и темпа игры. Стимулы к игре должны иметь все её участники, для учащихся такой стимул общеизвестен — отметки по учебному предмету.

Деловая игра «Работа над проектом» является одним из самых перспективных видов деятельности учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, демонстрировать высокий уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового проектов. [11, с.40]

Существуют разные типы проектов, но в школе применяется только один — учебно-познавательный. Учебно-познавательный проект — это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определенное время (от одного урока до 2-3 мес.) учащиеся решают познавательную, исследовательскую либо другую задачу. Необходимо получить новые знания в ходе решения учебно-познавательной проблемы. [22, с.32]

Методика проектной деятельности:

1. Выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результата.

2. Определение цели и поэтапных задач.

3. Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамки интеграции с другими предметами, предполагаемые сложности, сроки, разделение всей работы на этапы.

4. Формулировка гипотезы, идеи реализации.

5. Выбор исполнителя или команды для осуществления проекта. Распределение обязанностей на каждом из этапов проекта при всеобщем равноправии участников. Мотивация участников.

6. Планируя проект, необходимо продумать его общую модель и ее структуру. (Модель — это условный образ, схема конечного результата проекта).

7. Выбрать двух учащихся, отвечающих за информационное обеспечение проекта — выпуск бюллетеней. Обозначить основные принципы оформления, периодичность выпуска.

Проект разрабатывается по инициативе учащихся, но тема может быть предложена учителем. Тема для всего класса может быть одна, но пути ее реализации в каждой группе будут разные. Возможно одновременное выполнение учащимися в классе разных проектов.

Проект следует сделать значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся. Работа по проекту носит исследовательский характер, моделирует работу в научной лаборатории и поэтому необходимо разработать аппарат исследования, обосновать его.

Проект педагогически значим, то есть учащиеся в процессе его осуществления приобретают новые знания, строят новые отношения, овладевают общеучебными умениями; он заранее спланирован, сконструирован совместными усилиями учителя и учащихся, в то же время, по мере его развертывания, допускается гибкость и изменения.

Этапы проектирования:

1. исходный: разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуализации, формулирование гипотезы (предположение о результатах и путях их достижения);

2. этап разработки: выбор исполнителя (одного или нескольких), формирование команды, распределение обязанностей, планирование работы, разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля, коррекция со стороны педагога;

3. этап реализации проекта: интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели. Подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видео ряда проекта. Контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью, руководство, координация работы учащихся;

4. завершение проекта: представление и защита проекта в классе, на конференции, внутришкольной параллели и т.д. Сопоставление первоначальных целей и результатов исследования. Оценка и подведение итогов. Расформирование команды. Обсуждение результатов проекта, какие познавательные и нравственные находки были приобретены.

Таким образом, на основании вышеизложенного, мы можем сделать следующие выводы:

1. На уроках истории целесообразно применение игровых технологий; как правило, наиболее эффективно используются ролевые и деловые игры.

2. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.

3. Игра должна быть доступной; цели игры — достижимыми; а оформление красочным, разнообразным.

4. Обязательный элемент каждой игры — её эмоциональность (игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение).

5. Обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры (это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил).

6. Конец игры должен быть результативным, четким, кратким по времени, ярким, эмоциональным (в таких играх завоевание победы для выигрыша — очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой главе курсовой работы подчеркивалось, что для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений эффективным является использование игровых технологий. Игровые технологии нацелены на то, чтобы научить обучающегося осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели — творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.