Технология социально-педагогической работы в социуме

Курсовая работа

Основным объектом работы социального педагога служит человек. Это так же очевидно, как и то, что работа в социуме изобретена самим человеком в целях разрешения собственных проблем существования в обществе. Проблем достаточно, и в зависимости от ситуации объектами могут становиться целые группы или даже социальные процессы, но конечным звеном, к которому сводится вся деятельность социального педагога является всё тот же человек, понимаемый как личность.

В педагогической деятельности существуют основные виды, формы, методы и технологии работы в социуме и с различными группами населения. Основная задача данной работы показать роль технологий педагогической деятельности в социуме.

В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых задач является проблема эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения. Для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных педагогов, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. При этом, социальные работники могут выступать как посредники между личностью и обществом (группой, коллективом, государством).

Формирование и развитие таких технологий сыграет значительную роль в деле гармонизации системы социальных отношений в педагогической деятельности и отношений в обществе, преодоления социального негативизма и укрепления социальной стабильности

В процессе достижения целей анализируются теоретические основания практической деятельности по социальной защите различных социальных групп, её основные приёмы, технологии, методы и принципы. Подобный подход позволяет рассматривать социально-педагогическую деятельность как единую, систему деятельности, предполагающей серьёзную и глубокую профессиональную подготовку.

1. Технология как социальный феномен

В условиях современного мира, ставящего перед человеком и обществом задачи различной степени сложности, одним из условий их эффективного решения является возможность организации человеческой деятельности таким образом, чтобы добиться максимально возможного результата с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Подобная организация деятельности формирует такой феномен как технология.

В современной лексике, как научной, так и повседневной, обыденной, термин «технология» используется достаточно часто и широко. При этом мы не всегда отдаём себе отчёт в том, насколько корректным и оправданным является употребление данного термина в каждом конкретном случае.

10 стр., 4599 слов

Социальные технологии (2)

... деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижение заданного результата. Рассмотрим понятие и явление технологий социального управления ближе. 2. Определение понятия социальные технологии ... целый ряд работ, в которых авторы в той или иной степени затрагивают разные аспекты социальных технологий применительно к ...

Можно утверждать, что термин «технология» — это синтез древнегреческих слов «techne — умение, мастерство и lоgоs — знание, учение. Таким образом, самое простое определение, которое можно дать понятию «технология» будет звучать следующим образом: это мастерство, искусство, умение делать искусственные вещи и связанные с этим знания. Из этого определения можно вывести такие важные элементы технологии как приёмы деятельности, пути и способы деятельности, необходимые знания. Иначе говоря, технология — это умение воздействовать на предмет в какой-либо деятельности, где техника — это пути, способы и действия, помогающие точно, быстро, рационально достигать избранных целей. По мере развития педагогической деятельности существенным образом изменяются и представления о том, что есть технология.

Для того, чтобы какой-либо из процессов современной деятельности можно было охарактеризовать как технологический, необходимо выполнение следующих условий:

  • наличие соответствующей степени сложности процесса педагогической деятельности, т.к. без этого невозможно его расчленение на относительно самостоятельные этапы;
  • наличие соответствующих средств осуществления педагогической деятельности, позволяющих получить максимальный результат при минимальных затратах.

Характерными признаками технологии являются следующие:

— Расчленение конкретного процесса пед.деятельности на внутренне связанные между собой этапы, упражнения, операции, процедуры. Это позволяет точно определить границы требований к субъекту, использующему данную технологию, т.е. чётко указать, что должен и чего не должен делать субъект на каждом из этапов. Наиболее простым примером может служить кулинарный рецепт, в котором указывается последовательность приготовления блюда. В результате, даже самый неопытный кулинар в целом справляется с поставленной задачей.

— Координированность и поэтапность действий, направленных на достижение искомого педагогического результата. Это позволяет установить внутреннюю логику функционирования и развития преображаемого объекта, что, в свою очередь, даёт возможность субъекту выстроить собственные действия таким образом, который позволяет получить максимально эффективный педагогический результат.

— Однозначность выполнения операций, включённых в технологическую цепочку. Это решающее и обязательное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели. Безусловное выполнение всех технологических требований позволяет субъекту получить «на выходе» именно тот результат, который планировался либо предполагался. И наоборот, чем значительнее будут отклонения в действиях субъекта от предписанных технологией параметров, тем реальней и серьёзней опасность деформировать весь процесс.

Можно утверждать, что для современного педагогического знания сущность технологии определяется через два основных понятия: операция и процедура, где операция — это конкретные действия, направленные на решение определённой задачи, а процедура — это набор определённых необходимых действий. Исходя из этого, можно предложить следующее определение понятия «технология» — это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели.

3 стр., 1388 слов

Технология педагогического общения: цели и содержание

... и владение им технологией педагогического общения. Последнее важно в процессе обучения, особенно значимо в воспитании личности подрастающего поколения. В педагогической деятельности общение выступает как средство ... основе трудовой общности людей. Именно в процессе совместного действия возникла потребность понимать друг друга. Проблема общения является специфической и пронизывает всю ...

Таким образом, технология — это определённый алгоритм какого-либо вида деятельности. Выступая в подобном качестве, технология позволяет при необходимости воспроизводить процесс педагогической деятельности в различных условиях. При этом, технология выполняет ряд важных и значимых для процесса осуществления деятельности функций:

  • регулирует и направляет ход процесса в нужное русло;
  • контролирует деятельность субъекта соответствующими стандартами, правилами, нормами, техническими условиями и т.п.;
  • гарантирует достижение заданных свойств, при соблюдении соответствующих условий;
  • обеспечивает рациональность самого процесса деятельности.

Будучи необходимым элементом педагогической деятельности, технология отвечает на вопрос «как это сделать», предполагая при этом, наличие определённого порядка, правил, норм, запретов, цепочку процедур и операций, этапов реализации в любом виде пед. деятельности, Вместе с тем, существуют и такие виды педагогической деятельности, которые имеют нетехнологизируемый характер. Прежде всего, к ним относятся:

  • аффективные действия, состоящие из неуправляемых актов и операций (действия под влиянием испуга, экстаза, массового психоза и т.п.);

— деятельность, осуществляемая без применения технических средств или не ориентированная на создание конечного продукта в виде материальных или духовных объектов (привычные, неосознаваемые действия — ритмичное постукивание пальцами, хождение по комнате и т.п.).

Являясь частью материального мира и основным пространством существования и жизнедеятельности человека, общество, безусловно, может и должно рассматриваться как одна из важнейших сфер реализации различных технологий. Именно особенности и важнейшие характеристики общества позволяют говорить о существовании социальных технологий, как одной из разновидностей этого феномена.

Сам термин «социальные технологии» входит в систему социального знания в 70-е годы ХХ века. Первоначально, он обозначал систему специализированных средств и методов, использующихся в социальной педагогики и создающих возможности для рациональной пед. деятельности.

Одним из первых исследователей, рассматривавших проблему формирования социальных технологий на концептуальном уровне, был американский философ К. Поппер. При этом, исходный пункт рассуждений Поппера состоял в том, что к середине ХХ века многие макросоциальные теории, а также различные социально-утопические теории и созданные на их основе проекты по внесению изменений в существующие социальные системы, доказали свою несостоятельность в качестве факторов принципиального и глобального переустройства общества. По мнению К. Поппера, социальная жизнь не нуждается в тотальном преобразовании и в сопровождающем его тотальном насилии. Совершенствование социальной системы возможно в процессе постепенной, «частичной» работы, т.е. социальной технологии, направленной на устранение конкретных пороков социальной жизни. Исходя из такого понимания, К.Поппер определил социальные технологии как способ применения теоретических выводов в практических целях и указал на существование таких разновидностей этого феномена как, утопические, для которых характерно стремление к тотальным преобразованиям социальной системы революционным путём, и частичные, т.е. представляющие собой методологию деятельности по решению конкретной социальной задачи.

6 стр., 2630 слов

Социально-педагогические технологии в деятельности учреждений ...

... социально-педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие нравственной сферы личности, социально значимых установок в жизненном самоопределени. [31]ГЛАВА 2 Система применения социально – педагогических технологий ... на примере школы №2612.1 Разработка системы работы социального педагога По данным проведенного ...

Сопоставляя эти виды технологий, К. Поппер выделил и основные преимущества частичных технологий, по сравнению с утопическими.

По его мнению, к ним относятся:

  • трезвость и взвешенность в постановке целей;
  • учёт возможных отрицательных последствий;
  • осторожность и постепенность в преобразованиях;
  • постоянный контроль за их протеканием;
  • возможность своевременно ликвидировать непредвиденные последствия собственных действий;
  • возможность корректировки деятельности субъекта по осуществлению изменений.

Именно эта часть воззрений К.Поппера, дальнейшее развитие социопедагогической исследовательской деятельности стало основой для современных разработок в области социальных технологий.

Результатом этих исследований является, в том числе, и выработка современных определений понятия «социальная технология».

Применительно к современному социальному знанию можно говорить о существовании двух основных подходов к решению этой задачи. Первый рассматривает социальные технологии как специфическую систему знаний, исследующей процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, обосновывающей и разрабатывающей эффективные способы и приёмы такого воздействия. При этом, в качестве социального объекта могут выступать самые разные явления: социальная группа или социальный институт, социальное отношение или социальная организация и т.п. Второй подход можно определить как «практически ориентированный». В его рамках понятие «социальные технологии» трактуется следующим образом: это совокупность приёмов, методов и воздействий на социальный объект, обусловленная необходимостью и потребностью достижения поставленных целей и получения заданного результата.

Многообразие социальной жизни и социальных объектов, постоянно возникающих социальных задач и возможностей их решения формируют условия, в которых становится возможным появление и существование самых разнообразных социальных технологий. Для упорядочивания этого множества может быть осуществлена их классификация. Социальные технологии могут быть классифицированы по ряду оснований. К числу наиболее значимых оснований относятся:

  • По масштабам решаемых социальных проблем:
  • универсальные социальные технологии;
  • частные социальные технологии.

К универсальным технологиям можно отнести технологии социальной диагностики состояния какого-либо социального явления, а к частным — конкретную технологию, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия.

  • По уровню социальной деятельности:
  • глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;
  • региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона;
  • национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;
  • государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства;
  • муниципальные и пр.
  • По характеру решаемых задач:
  • функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;
  • инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество;
  • технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.
  • По характеру воздействия на социальные процессы:
  • формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;
  • стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;
  • сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;
  • разрушающие соц. технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.
  • По характеру и содержанию используемых средств:
  • организационно-распорядительные и административные социальные технологии;
  • социально-правовые технологии;

медико-социальные технологии

9 стр., 4183 слов

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на ...

... результате несчастного случая на производстве.При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, они основаны на неправильном ...

психологические технологии;

  • педагогические технологии и т.п.

Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:

  • социальные технологии, ориентированные на созидание;
  • социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса;
  • социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии.

Таким образом, социальные технологии — это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Несмотря на отмеченное выше многообразие социальных технологий, общим для всех технологий является обязательное наличие у них определённой цели. Без чётко поставленной цели нет и не может быть социальной технологии.

Служить средством достижения социальной цели — в этом состоит основная функция социальной технологии. Именно цель определяет содержание социальной технологии и её направленность.

При определении целей конкретных социальных технологий НБХ как можно точнее осуществить выбор тех изменений в человеке, группе или социуме, которые могут быть достигнуты в процессе реализации данной технологии. В качестве основных целей социальных технологий могут выступать:

  • изменения в сознании и психологии субъекта (педагогические технологии);
  • изменения в определённых участках социальной структуры и социальных организациях (управленческие технологии);
  • изменения в системе субъект-объектных отношений (макроэкономические преобразования).

Однако, при всём многообразии целей социальных технологий конечной целью любой из них является человек, его взаимоотношения с другими людьми, внешней средой и самим собой.

2. Технологии социально-педагогической работы

Социальная педагогика, являющаяся, по сути и назначению личностной службой помощи людям, опирается в своём становлении и развитии не на какую-либо одну, а на определенную совокупность наук и накопленный опыт практической социокультурной, правовой, социально-психологической, медико-оздоровительной, реабилитационно-психотерапевтической и др. поддержки личности. При этом эффективность влияния социальных наук на реальные механизмы и модели практической работы (с конкретным человеком, группами, категориями людей) определяется наличием в них именно педагогического компонента , который выступает фундаментом и одновременно средством реализации теоретического потенциала этих наук, без которого последние теряют свою прикладную значимость, не имеют реальных путей влияния на социальную практику в процессах взаимодействия личности и общества.

23 стр., 11255 слов

Социально-философский анализ проблемы взаимодействия человека и техники

... явление обезличивания человека техникой и нравственно - философские основания и условия для использования техники. Цель данной работы - осветить направление развития технической мысли и раскрыть универсальные предпосылки формирования проблем, связанных с взаимодействием человека и техники; дать ...

В любой научной или профессиональной практической деятельности есть совокупность приемов и средств, с помощью которых исследуется и преобразуется действительность в соответствии с поставленными задачами. Это — совокупность методов и технологий.

Все исследовательские технологии в социальной педагогике (от диагностических до преобразовательных и эксперимента) подчинены решению конкретно сформулированных проблем педагогического характера, принятым критериям истины и ориентированы на предмет и объект знания данной отрасли.

В социальной педагогике используется комплекс научно-исследовательских методик. Можно выделить следующие подгруппы:

  • Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование, экстраполяция.
  • Общенаучные методы: анализ литературных источников;
  • теоретический анализ и синтез социально-педагогических исследований;
  • наблюдение (в естественных условиях, при моделировании ситуаций, в процессе тестирования, совместных мероприятий и др.);
  • изучение и обобщение опыта;
  • эксперимент;
  • метод экспертных оценок.

— Исторические методы: сравнительно-исторический метод (для установления закономерности, повторяемости исторических процессов), генетический метод (выявление происхождения, причин и стадий изучаемого явления), структурный метод (установление связей отдельных элементов со всей системой) и другие.

  • Социологические методы: анкетирование и интервью;
  • социометрия;
  • мониторинг (постоянное отслеживание ситуаций в фокусе их изменений, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу);
  • метод комплексного социального (психосоциального) моделирования и др.
  • Психологические методы применение бланковых и аппаратурных тестов (индивидуальных и групповых).

  • Методы математической статистики (линейный и факторный анализ, процентное распределение, ранжирование).

— Педагогические методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и прогрессивных традиций учреждения, социума, этноса, педагогическое стимулирование активности личности по решению возникающих проблем, использование таких мощных социально-педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность, психолого-педагогическое просвещение и консультирование, педагогический консилиум специалистов для комплексной диагностики проблемы ребенка, а также методы организационно-педагогической деятельности (диагностирование, проектирование, планирование, координирование, анализ, текущий, промежуточный и итоговый контроль, инструктирование и др.).

11 стр., 5298 слов

Технология социальной работы с лицами без определенного места ...

... -правовую базу. Изучить этапы и методы социальной адаптации с лицами без определенного места жительства. Изучить опыт социальной работы с лицами без определенного места жительства. Определить пути совершенствования технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства. Объектом ...

Источниками исследования, таким образом, выступают: документы, книги, журналы, газеты; люди, дети, социальные, научные работники, преподаватели, семьи и др.; технико-информационные системы-радио, телевидение, компьютерные сети; традиции учреждений, опыт работы социального работника и др.

Сегодня профессию социальная педагогика представляет веер специализаций, разновидностей: социальный педагог-психолог, этнолог, социальный юрист, эколог, валеолог, социальный аниматор. Социальные педагоги и работники более узкой специализации (по работе с беженцами, инвалидами, группами риска, медицинский социальный работник и др.).

Работающие с определенной возрастной группой (социальная работа с детьми, престарелыми и др.), либо в определенный учреждениях (социальный педагог в школе, социальный работник на производстве).

В специфических сферах микросреды (социальный работник на селе, социальный работник в воинской среде, социальная работа в экстренных ситуациях, организация социальной работы).

Понятно, что каждая специализация требует своего комплекса методов и средств.

Если основой для классификации преобразовательных методов социальной работы взять характеристику способов воздействия на состояние и поведение личности или социальной общности, то специалисты выделяют три основные группы методов социальной работы: 1) социально-экономические, 2)организационно-распорядительные, 3) психолого-педагогические.

Группа социально-экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты по социальной работе оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие интересы и потребности клиентов.

Основными организационно-распорядительными методами являются: регламентирование, нормирование и инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требований, критики и самокритики, контроль, проверку исполнения и т.д.

Группа психолого-педагогических методов характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм регуляции его самочувствия и поведения. В группу психолого-педагогических методов входят: убеждение, социологические исследования, наблюдение, социально-психологический диагноз, использование обычаев, традиций и др.

Универсальные технологии социально-педагогической работы

Социальная диагностика.

Для успешного решения социальных проблем необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути и способы их решения. Это возможно в том случае, если специалист (социальный работник) владеет навыками деятельности, которую можно определить как социальная диагностика. Необходимость овладения навыками социальной диагностики обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, субъект, будь то отдельный человек, группа или организация, не всегда имеет чёткие и, главное, адекватные представления о причинах возникших у него проблем. Процесс социальной диагностики направлен как раз на то, чтобы вскрыть реальные, истинные причины конкретного осложнения или проблемы.

13 стр., 6163 слов

Технология рекламной деятельности по продвижению социально-значимых проектов

... выступает сущность и специфика технологии продвижения социально-значимого проекта. Методы исследования, Степень разработанности проблемы., Структура курсовой работы. 1. Реклама как сфера социально-культурной деятельности в В ... 1.1 Сущность и специфика рекламной деятельности рекламный социальный продвижение культура На сегодняшний день реклама является важнейшей формой и средством маркетинговых ...

Во-вторых, в ряде случаев внешнее выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с её внутренним, сущностным содержанием. Попытка изменить эти внешние проявления без глубокого проникновения в суть проблемы, могут не только осложнить процесс её решения, но и создать новые, более сложные и тяжёлые затруднения, как для самого ребёнка, так и для его родителей и тех людей, которые находятся в его ближайшем окружении (педагоги, друзья).

В-третьих, в процессе социальной диагностики появляется возможность не только вскрыть определённые проблемы, затрудняющие процесс социального и личностного функционирования субъекта, но и выстроить их определённую иерархию, определив, какие проблемы для субъекта имеют первостепенное значение и почему.

Социальная терапия.

В процессе осуществления социальной диагностики и постановки социального диагноза выявляется тот комплекс причин, которые обуславливают существование и функционирование проблемного комплекса конкретного человека, группы или организации. На уровне повседневного, обыденного сознания наличие какого-либо диагноза предполагает осуществление процедур и мероприятий, которые мы называем лечением. Аналогичная ситуация складывается и вокруг социального диагноза. Его наличие предполагает, что необходимо осуществить «социальное лечение». Это направление деятельности в теории и практике социальной работы получило название социальная терапия.

Социальная терапия — это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что социальная терапия — это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект.

Исходя из многоуровневой структуру общества, можно предложить следующую структуру социально-терапевтической деятельности как целостного явления:

  • макроуровень, предполагающий решение проблем общества как единого объекта воздействия;
  • мезоуровень, связанный с решением проблем конкретного социального слоя, группы, класса и т.п.;
  • микроуровень, на котором возможно решение проблем личности, малых социальных групп и отдельных коллективов.

Социально-терапевтическая деятельность как часть профессиональной деятельности социальных работников может быть успешно организована и осуществлена именно на микроуровне её организации. Два других уровня этой деятельности являются сферой реализации социальной политики.

Однако, большинство социальных и личностных проблем позволяют использовать для своего решения хорошо известные и давно зарекомендовавшие себя как эффективные и результативные методы и подходы, основные из которых:

  • Административные. Характерными особенностями является, жёсткое следование формальным нормам и правилам, (законы, инструкции, положения и т.п.);
  • система административных методов социальной терапии.
  • Экономические методы. Данная группа методов социальной терапии предполагает, что в процессе их использования могут быть учтены и проанализированы экономические интересы и экономическое положение того или иного социального субъекта.
  • Психолого-педагогические методы.

В отличие от административных и экономических методов социальной терапии, психолого-педагогические методы направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые социальные группы.

18 стр., 8679 слов

Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов ...

... Общие технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида Вся сложность и многоаспектность проблем детей - инвалидов и их семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения. Воспитание ребенка-инвалида — одна ...

Использование этих методов на практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов.

Рассматривая социальную работу в системе методов социальной терапии, можно утверждать, что она является одним из универсальных методов решения социальных проблем, который предполагает комплексное использование всех вышеназванных методов. При этом, основной целью социально-терапевтического воздействия является решение тех проблем, которые затрудняют процесс социального или личностного функционирования субъекта.

К функциям социальной терапии можно отнести:

  • Социальное «лечение», предполагающее оказание клиенту необходимой поддержки и помощи в решении его проблем;
  • в этом случае социальный работник может действовать совместно с другими специалистами: врачами, педагогами, юристами и т.п.;
  • Социальная защита, направленная на отстаивание интересов клиента, разъяснение его нужд и потребностей тем структурам, людям или организациям, от которых зависит его социальное благополучие;
  • Социальное развитие, способствующее выявлению скрытых или нереализованных возможностей и способностей клиента, с целью последующей оптимизации его жизнедеятельности.

В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии:

  • Индивидуальная,
  • Групповая,
  • Семейная,
  • Трудовая терапия,
  • Терапия самовоспитания,
  • Дискуссионная терапия

Как было отмечено выше, методы социальной терапии — это, прежде всего, методы решения различных социальных и личностных проблем человека, группы или коллектива. Эти методы могут с успехом применяться как социальными работниками, так и другими специалистами, работающими в социальной сфере. Однако, в практике социальной работы на протяжении её вековой истории сложилась собственная система методов и форм воздействия, которые можно рассматривать как специфические методы социальной терапии в практике социальной работы.

Социальная профилактика.

Анализ сущности и содержания технологий социальной диагностики и социальной терапии позволяет сделать вывод о том, что в первом случае речь идёт о выявлении и постановке конкретной проблемы или комплекса проблем, препятствующих процессу полноценной жизнедеятельности человека, группы или коллектива. Во втором случае предполагается принятие мер, направленных на полное или частичное разрешение проблем и оптимизацию процесса жизнедеятельности субъекта. Не будет ошибкой предположить, что соц. диагностика и соц. терапия являются важнейшими составными частями деятельности по социальной поддержке и защите.

Социальная профилактика — это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.

Последовательная реализация этих стадий социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики.

  • Медико-социальные — создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека.
  • Организационно-административные — система социального контроля, для осуществления деятельности по социальной профилактике.
  • Правовые — разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности во всех областях социальной жизни.
  • Педагогические — формирование у социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора.
  • Экономические — направлены на поддержание достойного уровня жизни и создание НБХ условий для удовлетворения материальных потребностей.
  • Политические — создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально допустимых рамках.

Социальная реабилитация.

Одной из важнейших задач соц. работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин.

Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс.

Факторы, которые обуславливают потребность субъекта в социально-реабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы:

  • Объективные, т.е. социально или природно-обусловленные:
  • возрастные изменения;
  • природные, техногенные или экологические катастрофы;
  • тяжёлые заболевания или травмы;

социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт,

рост национальной напряжённости и т.п.).

  • Субъективные или личностно обусловленные:
  • изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта и его собственные действия (уход из семьи, отказ от продолжения учёбы и др.);
  • девиантные формы поведения и др.

К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:

  • здравоохранения;
  • образования;
  • профессиональной подготовки и переподготовки;
  • средства массовых коммуникаций и массовой информации;
  • организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
  • общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т.

п.).

Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости.

И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

В зависимости от характера и содержания социальных или личностных проблем, в которые вовлекаются люди, как по собственному желанию, так и помимо его, и содержания задач, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации.

  • Социально-медицинская.
  • Социально-психологическая.
  • Социально-педагогическая.
  • Профессиональная и трудовая.
  • Социально-средовая.

Социальная адаптация.

Понятие «социальная адаптация» используется в науке достаточно давно и широко. При этом, сфера его применения не ограничивается какой-либо одной, конкретной отраслью или направлением научного знания. Напротив, понятия «адаптация» и «адаптационный процесс» используются сегодня в биологии и социальной психологии, философии, социологии, экологии и т.п. Можно утверждать, что проблемы адаптационных процессов — это проблемы комплексного исследования человека и окружающего его мира.

В определённом смысле слова, процесс человеческой жизни можно свести к необходимости постоянно решать проблему «вживания» в новые системы социальных отношений, группы, системы ценностей и т.п. Это происходит, в первую очередь, в силу динамичного характера социальной жизни, приводящего к постоянным изменениям среды жизнедеятельности человека.

В самом общем виде понятие «социальная адаптация» можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Социальное консультирование.

Современное общество и протекающие в нём процессы ставят перед человеком целый ряд проблем, с которыми не сталкивались даже его ближайшие предшественники. Это обусловлено такими факторами, как ускорение темпов социальной мобильности, принципиальное изменение базовых норм и ценностей общества, ускорение темпов его урбанизации, расширение ценностно-нормативных границ человеческого поведения и деятельности, рост уровня социальной автономности личности и т.п. Перечисленные и многие другие факторы, ставят большинство людей перед необходимостью выбирать какой-либо единственный способ решения социальной или личностной проблемы из множества возможных, каждый из которых существенно отличается от других. В настоящее время в теории и практике соц. работы существуют два основных взаимодополняющих друг друга подхода к определению сущности консультирования

-Функциональный, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса решаемой задачи, когда сам консультант не отвечает за её решение, но помогает тем, кто несёт такую ответственность.

-Профессиональный, при нём консультирование рассматривается как особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.

Ещё одним основанием для выделения видов социального консультирования является целевая установка клиента, т.е. цели, которые он преследует, обратившись за помощью к консультанту. В этом случае можно говорить о существовании более сложных видов рассматриваемой деятельности.

  • Рефлексивное консультирование, т.е. совместное с клиентом осмысление жизненной ситуации, анализ, приоритетов, возможностей развития.

-Проектное консультирование, включающее поиск и построение возможной программы (проекта) преобразования сложившейся ситуации, её гармонизации и улучшения. Это консультация — программирование, консультант, соответственно, проектировщик, специалист.

-Технологическое консультирование, предполагающее поиск оптимальной последовательности действий для решения конкретной проблемы или задачи. Это консультация — рекомендация, где консультант — это человек, обладающий необходимыми знаниями и необходимым опытом. Именно такую консультацию получит у педагога родитель, столкнувшийся с необходимостью гармонизации отношений со своим ребёнком.

-Прогностическое консультирование, представляющее собой построение идеальной модели возможного, вероятного состояния конкретной ситуации при сохранении или отсутствии каких-либо тенденций. Это консультация — предвидение, где консультант — это человек, который способен подняться над ситуацией, и её нынешним состоянием, способный увидеть скрытые в ней возможности развития, как позитивного, так и негативного характера.

  • Принципы организации социального консультирования.

1.Принцип анализа подтекста

2.Принцип отказа от конкретных рекомендаций

3.Принцип системности

4.Принцип уважения личности клиента

  • Принципы осуществления социального консультирования

1.Принцип компетентности и профессионализма

2.Принцип доверительности и сотрудничества

3.Принцип конфиденциальности

4.Принцип результативности

При этом, о потребности в консультации можно говорить только в случае, если человек не отказывается от самостоятельного воздействия на ситуацию, от самостоятельной деятельности по решению возникшей у него проблемы. Подобного рода потребность создаёт возможность для организации и осуществления социального консультирования как вида социальной помощи и как разновидности профессиональной деятельности социальных работников и других специалистов.

социальный педагогика реабилитация консультирование

Заключение

Самая развитая личность может сталкиваться с внутренними проблемами. Обычно это осознаётся как ощущение потери целостности и проявляется в непоследовательном поведении, подверженности сиюминутным факторам. Желаемым состоянием любого человека является состояние внутреннего равновесия, к которому он стремится, но который он сам же периодически нарушает.

Если личность — динамическая система и каждая следующая минута вносит поправки в понимание своего «Я», состояния адаптированности, самореализации и удовлетворённости не могут иметь постоянный характер. Они относительны, что указывает на постоянную скрытую угрозу внутреннего равновесия. Изменения хотя бы в одной из составляющих выведенной формулы влечёт за собой необходимость изменений в других. Таким образом, человек обречён в своём стремлении к регулярному возвращению к идеальной модели и постоянному приближению к ней.

Соответственно, любые более или менее постоянные отклонения от идеальной модели могут и должны восприниматься как тревожный сигнал, как потребность в помощи. Самые большие расхождения при этом наблюдаются у социально незащищённых групп людей, где проблемы с адаптацией влекут за собой проблемы самореализации и очень часто полную неудовлетворённость жизнью. Разумеется, в данных условиях изменения внешних условий играют большую роль, но очень часто и они не приносят облегчения, так как неудовлетворённость превращается в жизненную стратегию, ориентированную на заранее предопределённую неудачу. Разрушение целостности своего «Я» в самом деле болезненно ощущается личностью и приводит, с точки зрения гуманистической концепции, к утрате позитивной «Я»-концепции и изменениям в поведении. Но оптимистическая позиция гуманистической психологии возвращает нас к уважительному отношению к человеку. Основная идея, заложенная в этой позиции: проблемы разрешимы, если этого хочет сам человек, и разрешение проблемы начинается с самого человека.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/tehnologiya-sotsialnogo-posrednichestva/

1.Сборник магистерских программ «Социальная психология и педагогика», Жог В. И. — М.: Прометей, 2011г.;

2.Социальная педагогика: Учебник, Мардахаев Л.В. — М.: Гардарики, 2012г.;

-Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов, Под ред. В.А. Сластенина. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013г.;

-Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2010 г.;

-Приходько Н.И. Технология воспитания и практической подготовки социальных педагогов, 2011 г.;

-Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. — М., 2013 г.;