Переход на новые учебники в школах Республики Беларусь особенно сильно высветил одно из противоречий современного образования — противоречие между фактическим, «знаниевым» характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, невозможностью учащихся усваивать этот материал. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук — не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.
С изменением задач изменяется и характер преподавания дисциплин. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем — «Чем учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции. [16]
В настоящее время основное обучение школьников происходит на уроке. К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся (классом) по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством учителя.
В уроке современной школы взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.
Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педагогической, характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.
Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения — «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку.
Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются. Наряду с нетрадиционными уроками в школьной практике используются нетрадиционные технологии обучения. [4]
Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества, которые требуют новых подходов к образованию
Содержание, формы и методы обучения учащихся V-VII классов технологии ...
... обучения учащихся в образовательной области «Технология» на основе личностно ориентированного подхода; результаты экспериментальной работы по обучению учащихся V-VII классов технологии ... учащихся на уроках технологии являются упражнения, дизайн – анализ изделий и услуг. Сердцевиной технологического образования является проектный метод обучения учащихся. ... работ или операций. В условиях перехода ...
Цель работы: рассмотреть сущность и пути использования образовательных технологий в современной начальной школе
Задачи:
Раскрыть понятия «технологии», «образовательные технологии»
Рассмотреть классификацию технологий обучения.
Раскрыть способы применения образовательных технологий в учебном процессе начальной школы
Объект исследования: процесс обучения в современной начальной школе.
Предмет исследования: пути и способы применения образовательных технологий в современной начальной школе.
Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы, наблюдение.
Глава1.СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1.1 Понятие «технологии», «образовательные технологии», «педагогические технологии»
Идея непрерывного образования может быть реализована в современных условиях, если и общеобразовательная, и высшая школы смогут эффективно решить задачи по передаче накопленного опыта молодому поколению: обучить методам работы с информацией, методам создания новых знаний, а самое важное — методам поддержания необходимого уровня знаний о развивающемся мире.
Поэтому каждому преподавателю и учащемуся для овладения процессами «преподавания» и «учения» «желательно владеть тремя языками: родным языком, языком науки, языком технологии», рассматривая их как основы профессиональной деятельности.
Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение).
В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».
С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология — это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. «Любая же деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова».
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» — более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.
В самом общем виде технология — это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть. Например, из научной и методической литературы назовём некоторые варианты определения технологии:
- технический метод достижения практических целей;
совокупность способов, используемых для получения предметов,
необходимых для существования человека;
- набор процедур и методов организации человеческой деятельности;
средства, используемые для моделирования поведения человека
Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе. Общие принципы и правила технологии преподавания видятся в следующем:
1. Принцип педагогической целесообразности, сформулированный А. С Макаренко: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей».
2. Взаимосвязь и взаимообусловленность преподавания и учения как двух неразрывных сторон процесса обучения. Преподавание — это организация педагогически целесообразной самостоятельной деятельности учащихся. Главная задача учителя, как её видел К.Д.Ушинский, — превратить деятельность ученика в его самодеятельность.
3. Предельная конкретизация учебно-воспитательных и развивающих целей в содержании, методах, средствах обучения, в организуемых учителем способах деятельности учащихся.
4. Необходимым элементом технологии преподавания является тематическое планирование, включающее краткую характеристику конечных результатов и построение всей цепочки отдельных занятий, связанных одной логикой.
5. Организация контроля на каждом этапе учебно-познавательной деятельности учащихся.
6. Стимулирование творческой деятельности учащихся, ориентация на ученика не только знающего, но и умеющего.
7. Разнообразие форм и методов обучения, недопущение универсализации отдельного средства или формы.
Непосредственное обращение к педагогическому опыту мастеров-новаторов позволит выявить и другие, не менее важные, признаки и положения технологии преподавания. Для более детального изучения вопроса рекомендуется учебное пособие В. М. Коротова «Технология преподавания» (Самара, 1998 г.) [16].
Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. По мере совершенствования индивидуального мастерства растёт, развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», концентрированным выражением которого и является технология.
Полезно изучить и сравнить деятельность, основанную на индивидуальном мастерстве, с деятельностью, основанной на технологии [13].
И. Подласый делает это следующим образом:
Таблица 1.1.
Мастерство и технология в сравнении
Индивидуальное мастерство |
Общая технология |
|
1.Процесс выполняется работником от начала до конца. |
1.Процесс расчленяется на части каждый работник выполняет свою часть работы. |
|
2.Необходимо знание всей системы, всех тонкостей процесса. |
2.Необходимо знание той части процесса, которую выполняет работник |
|
3.Нужно всё делать самому. |
3. Внедряются «готовые» разработки, освобождающие от необходимости все делать самому. |
|
4. Процесс длительный. |
4. Процесс намного ускоряется. |
|
5.Продукт качественный. |
5.Продукт не менее качественный. |
|
6. В основе интуиция, чувствование, опыт |
6.В основе научный расчёт, знание. |
|
7. Продукция лимитируется |
7.Продукция не лимитируется возможностями производителя возможностями отдельных производителей, возможно массовое |
|
Разработка современных технологий в образовании должна вестись в соответствии со следующими принципами:
- принцип целостности технологии, представляющей дидактическую систему;
- принцип воспроизводимости технологии в конкретной педагогической среде для достижения поставленных целей;
- принцип нелинейности педагогических структур и приоритетности факторов, влияющих на механизмы самореализации соответствующих педагогических систем;
- принцип адаптации процесса обучения к личности учащегося и его познавательным способностям;
- принцип потенциальной избыточности учебной информации, создающий оптимальные условия для формирования обобщённых знаний.
Таким образом, с помощью технологий обеспечивается возможность достижения эффективного результата (цели) в развитии личностных свойств в процессе усвоения знаний, умений, навыков [2, 19, 21]
Определение понят ий «педагогические технологии»
Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.
Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Педагогические технологии — это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Определение «педагогической технологии»
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.
1) научным:
2) процессуально-описательным:
3) процессуально-действенным:
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального
Понятие образовательной технологии
Процессы модернизации и информатизации современного социального пространства приводят к необратимым изменениям системы образования. Технологическая детерминанта современного общества делает необходимым переосмысление базовых ориентиров образования: система образования должна обеспечивать подготовку таких специалистов, которые могли бы ориентироваться в непрерывно меняющихся условиях современного общества. Традиционная система образования была направлена на усвоение определенных массивов знаний, принятых в данном сообществе в качестве нормативных. Традиционная система образования ориентирована на подготовку квалифицированных специалистов, которые были способны применять полученные в процессе образования знания, в практической деятельности. Основанием такого подхода к образованию является определенная устойчивость социальных механизмов, позволяющая прогнозировать деятельность в различных областях социальной реальности.
Углубление процессов модернизации и информатизации способствуют тому, что современность превращается в проблемообразующий фактор. Объем социального знания непрерывно умножается, что делает невозможным его усвоение в рамках образовательных институтов. Изменяются потребности социальной системы: возрастает необходимость в специалистах, которые бы наряду с техническими знаниями и навыками, необходимыми сегодня практически во всех областях профессиональной деятельности, умеют оперировать полученными знаниями, и соответственно способны к самостоятельному образованию и профессиональной переориентации.
Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую нагруженность образовательного процесса. В современном образовании данный термин используется для таких образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс. По существу, данным термином обозначают методологические инновации в образовании, которые получают все большее распространение в образовании.
Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса. Многие современные исследователи развивают концепцию современных образовательных технологий. Среди них можно назвать таких авторов как Б. Гершунский, Л. Туроу и других.
Отношение к технологиям в философской и культурологической литературе двойственное, часто противоположное.
Ряд исследователей, например, А.И. Ракитов, связывает с развитием высоких технологий будущее человечества. Такая позиция является проявлением технологического детерминизма, когда решающее значение в развитии общества придается изменению техники и технологической стороне производства. Согласно технологическому детерминизму любое достаточно крупное изменение технико-технологического порядка влечет за собой изменение социальных структур и отношений. Технологический детерминизм присущ в той или иной мере концепциям индустриального, постиндустриального, информационного общества, ставящим социальное развитие в прямую зависимость от развития техники и технологий.
С другой стороны, в настоящее время в обществе растет озабоченность по поводу неконтролируемого и расширяющегося влияния техники и технологии на образ жизни человека, возможных негативных последствий развития техники, влияния процессов информатизации для будущего. Ставится вопрос о социальных пределах использования техники и эффективных регуляторах технологического развития. Так, например, английский историк А. Тойнби приходит к выводу о том, что развитие техники, технологической мощи является первым признаком надлома, а затем и гибели цивилизации.22
Подобное осторожное и даже негативное отношение проявляется и в оценке педагогических технологий. Так, например, В.А. Кутырев рассматривает установку на технологизацию образования как несовместимую, противоречащую установке на его гуманизацию.
Чтобы определиться в отношении к технологиям, рассмотрим понятийный аппарат.
По определению А.И. Ракитова, технология — это «набор различных операций и навыков, реализуемых в фиксированной последовательности в соответствующих пространственно-временных интервалах и на основе вполне определенной техники для достижения избранных целей».24
Интеллектуальные технологии связаны с автоматизацией и технизированием рутинных познавательных операций (вычисление, черчение, перевод, элементы проектирования, измерения и пр.).
По определению Н.В. Смирновой, «образовательные технологии представляют собой определенную совокупность последовательных, алгоритмизированных шагов по организации познавательного процесса».
Педагогическая технология представляет собой системную целостность методов и средств, направленных на гарантированное достижение дидактических целей, развитие личности обучаемого, и через это — на формирование его интеллектуального, поведенческого и профессионального статусов.
Технология обучения — есть последовательность (не обязательно строго упорядоченная) процедур и операций, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и воспитания.
1.2 Классификация технологий обучения (Н.Н. Суртаева, О.Б. Епишева, Г.К. Селевко)
Модернизация образования и смена образовательной парадигмы в начале XXI века связывается, прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализации личностного потенциала учащихся. Поэтому представляется перспективным использование технологий обучения, предполагающих его личностно ориентированную направленность. Преимущества этих технологий состоят не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и в нацеленности этих технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.
Классификация технологий обучения по Г.К. Селевко:
по уровню применения (общепедагогические, частнометодические, локальные (модульные));
- по философской основе (материалистические, идеалистические, диалектические, гуманистические и др.)
по ведущему фактору психического развития (биогенные, социогенные, психогенные);
- по научной концепции;
по организационным формам:
классно-урочные
альтернативные
академически-клубные
индивидуальные
групповые
дифференцированное обучение;
по типу управления познавательной деятельностью:
классическо-лекционный
обучение с помощью ТСО
система «консультант»
обучение по книге
система «малых групп»
компьютерное обучение
система «репетитор»
программированное управление;
по подходу к обучаемому:
личностно-ориентированные
гуманно-личностные
дидакто-социо-антропо-педоцентрические
технологии сотрудничества
свободного воспитания
эзотерические (эмоционально-психологическое воздействие);
по преобладающему методу:
догматические (репродуктивные)
объяснительно-иллюстративные
развивающее обучение
проблемные поисковые
творческие
программированное обучение
саморазвивающее обучение
игровые. [6]
Истинные новации в области педагогики — редкое явление; как правило, это рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых педагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в другой интерпретации методов обучения. Рассмотрение их в новой учебной, культурно-социальной ситуации дает основу говорить о новых педагогических технологиях.
Классификация технологий обучения по Епишевой О.Б.:
Группа предметно-ориентированных технологий, построенных на основе дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала (в первую очередь в учебниках).
В модульно-рейтинговой технологии (П. Яцявичене, К. Вазина, И. Прокопенко и др.) основной акцент сделан на виды и структуру модульных программ (укрупнение блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов познания в циклы деятельности), рейтинговые шкалы оценки усвоения. В технологиях «Экология и диалектика» (Л. Тарасов) и «Диалог культур» (В. Библер, С. Курганов) — на переконструирование содержания образования в направлениях диалектизации, культорологизации и интеграции.
Технологии дифференцированного обучения (Н. Гузик, И. Первин, В. Фирсов и др.) и связанные с ними групповые технологии — основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Технологии развивающего обучения — ребёнку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности. При этом важен мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на: познавательный интерес (Л. Занков, Д. Эльконин — В. Давыдов), индивидуальный опыт личности (И. Якиманская), творческие потребности (Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов), потребности самосовершенствования (Т. Селевко).
К этой же группе можно отнести так называемые природосообразные технологии (воспитания грамотности — А. Кушнир, саморазвития — М. Монтессори); их основная идея — в опоре на заложенные в ребёнке силы развития, которые могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимо учитывать прежде всего сенситивность — наивысшую восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.
Технологии, основанные на коллективном способе обучения (В. Дьяченко, А. Соколов, А. Ривин, Н. Суртаева и др.) — обучение происходит путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.
Технологии на основе личностной ориентации учебного процесса — технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения (А. Границкая, И. Унт, В. Шадриков); на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся — игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Шаталов), компьютерные (новые информационные) технологии (И. Роберт и др.).
Последние с использованием для предъявления информации языков программирования транслируют её на машинный язык.
Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) — основывается на следующих положениях: главная причина неуспеваемости детей в школе — плохое чтение; психологическая причина плохого чтения и счёта — недостаточность оперативной памяти; основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика; важна преемственность и постоянное поддержание достигнутого уровня умений.
Альтернативные технологии — Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер), технология свободного труда (С. Френе), технология вероятностного образования (А. Лобок), технология мастерских (П. Коллен, А. Окунев) представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эти технологии используют педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельность учащихся. К ним, по-видимому, можно отнести и технологию интеграции различных школьных дисциплин, цель которых — создать у учащихся в результате образования более отчётливую единую картину мира и мироощущения.
Технологии авторских (инновационных) школ — школа адаптирующей педагогики (Е. Ямбург, Б. Бройде), школа самоопределения (А. Тубельский), «Русская школа» (И. Гончаров, Л. Погодина), школа-парк (М. Балабан), агрошкола (А. Католиков).
[4]
Парацентрическая технология Суртаевой Н.Н. предлагает организацию учебной деятельности детей таким образом, чтобы они общались со средствами обучения, друг с другом используя методические инструкции, памятки, алгоритмы, схемы. Ее целевые ориентации: переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания. Парацентрическая технология позволяет учить без напряжения с учетом индивидуальных возможностей учащихся, строить образовательный процесс на основе следующих гуманных направлений: учиться знать, учиться действовать, учиться быть, учиться жить вместе. Эти направления выделены в качестве основных в педагогике 21 века. Они способствуют переходу от педагогике требований к педагогике отношений, гуманно-личностному подходу к ребенку что, несомненно, приведет повышению эффективности учебной деятельности.
Для нее характерны следующие признаки: осознанность деятельности учителя и ученика; эффективность; мобильность; валеологичность; целостность; открытость; проектируемость; диагностичность; контролируемость; отказ от традиционной классно-урочной системы; самостоятельность деятельности учащихся в учебном процессе (60- 90% учебного времени); иная функция педагога (организатор, помощник, консультант); индивидуализация; предоставление права выбора способа учения. Эти направления признаны приоритетными в современной педагогике, они реализуют методологические принципы, изложенные в законе РФ «Об образовании» и других законодательных актах.
Парацентрическую технологию Н.Н.Суртаевой, с точки зрения ее отношения к ребенку со стороны взрослых, можно оценить как личностно-ориентированную. В центре ее стоит личность ученика, обеспечение комфортности, бесконфликтности и безопасности условий ее развития. Это технология сотрудничества, которую надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
Таким образом, к настоящему времени разработано большое число технологий обучения, что побуждает к теоретическому обобщению, анализу и классификации этих инноваций, выбору оптимальных.
ГЛАВА2. ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Проектная деятельность в школе
Формирование проектной деятельности — задача общеобразовательной школы
Как показала практика, проектная деятельность учащихся легко организуется в условиях дополнительного образования и во внеурочное время в общеобразовательной школе. Для одарённых и высоко мотивированных учащихся работа в проектах в такой форме наполняет их досуг занятием по интересу, позволяет развивать себя и свои возможности, организовать своё самообразование, удовлетворять потребность в получении большего, чем дает школа. Для среднего или слабого ученика внеурочные проекты являются дополнительной нагрузкой. Увлеченное занятие проектами нередко приводят к снижению успеваемости по предметам. Зачастую стремление успеть во всех видах обучения приводит к большой перегрузке учащихся.
Бытует мнение, что работа над проектами возможна лишь в системе работы с одарёнными и высоко мотивированными к учению детьми. Это в корне не верно. Даже с детьми в коррекционно-развивающих классах работа над проектами дает положительные результаты. Проектное обучение не должно искать своё положение только в дополнительном образовании, хотя именно там мы более свободны в выборе тем проектов, не ограничены временем их выполнения, требуется меньше усилий для его организации. В условиях дополнительного образования проектная деятельность может формироваться и развиваться, но дополнительное образование не является всеобучем в силу своей необязательности. Как мы уже показали [15], проектирование есть универсальное умение, которым должны в той или иной мере овладеть все учащиеся. Внедрять проектное обучение надо в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы как элемент всеобуча.
Готовы ли мы к этому? Да, готовы. Действительно, проектная деятельность строится на основе какого-либо содержания, освоенного и осваиваемого учащимися. Известно, что в процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации.
Образовательные цели учреждения в целом в силу требований развития и модернизации системы образования неизбежно переводятся на рельсы «работы на результат», а не на выполнение программ «прохождения» содержания по отдельным предметам. То есть результатом современного образования должны стать и усвоенные предметные знания, и универсальные умения (компетентности) к коим относится и проектная деятельность. В образовательной практике используется достаточно много форм и методов для активизации усвоения знаний. Эти же методы и формы, если поставить такую педагогическую задачу, в то же самое время при некотором их развитии могут быть использованы для формирования универсальных умений.
Например, учитель может просто объявить целью урока изучение некоторой темы или рассмотрение некоего явления. Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если поставить ученика в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия как следствие из сказанного даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей вместе с ним, тем самым переведёт детей в активную позицию, начнётся формирование универсального умения целеполагания. Шаг за шагом подобные ситуации позволят ученикам всё более уверенно включаться в целеполагание по различным поводам: формулировать цель своей работы по ожидаемому результату, формулировать цель решения проблемы и пр.
Проектное обучение может внедряться в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, но оно не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение. Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной знаньевой системе (знаньевая парадигма), оно не вступает в конфликт ни с системами развивающего обучения, ни с личностно-ориентированным обучением или какой-либо другой системой, предусматривающей формирование универсальных умений (компетентностей) в рамках компетентностной парадигмы. Не противоречит, напротив вооружает учащихся, помогает решать проблему выбора профиля и профориентации. Не противопоставление знаньевой и компетентностной парадигм, но поиск места проектному обучению в классно-урочной системе даст желаемый образовательный результат.
Попробуем, не разрушая сложившейся системы учебно-воспитательного процесса, найти место новому так, чтобы не получить перегрузки учащихся и учителей, путём оптимизации одновременно получить качественно новое в обучении и воспитании обучающихся. Надо заметить, что в ряде случаев это новое приобреталось нашими учениками, но без целенаправленных усилий со стороны педагогов, что называется не «благодаря», а «вопреки». Пришло время делать это с гарантией успеха, нормой нашего среднего общеобразовательного процесса.
Жесткие рамки допустимой урочной и внеурочной нагрузки учащихся и ситуация перегруженности учебного плана заставляют искать оптимальные способы организации занятий по формированию проектной деятельности учащихся. Один из способов оптимизации заключается в минимизации количества учебных проектов в учебном плане, включение в контекст предметных практических занятий фрагментов проектной деятельности, и использование обычных уроков для формирования отдельных элементов проектной деятельности. С другой стороны, использовать такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала или повышения познавательной активности на традиционных занятиях.
Внедрение проектного обучения
Один или несколько учебных проектов, выполненных в школе каким-либо учителем с учениками, или даже мероприятие в виде общешкольного проекта с большим количеством участников, ещё не даёт нам право сказать, что мы внедрили проектное обучение в школе. Такой эпизод — явление значительное. Но, как и первая ласточка, — весну предвещает, но весны ещё не делает. Для того чтобы сформировать у ученика умение проектировать для решения возникающих перед ним проблем, нужна целостная система, последовательно выстроенная серия ситуаций, вовлекающих ученика в освоение приёмов и действий, из которых складывается проектирование.
Организация проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.
Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста. Этим педагогам инициаторам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом. Участие педагогов в этой новации на условиях добровольности защитит от подмены смыслов нововведения.
Построение системы проектного обучения в условиях (внутри) предметной классно-урочной системы общеобразовательной школы имеет свои особенности. Рассмотрим проблему внедрения ПО с разных позиций, занимаемые педагогами в учебно-воспитательном процессе. Вот некоторые ракурсы этой проблемы, рассмотрение которых полезны участникам введения проектного обучения в образовательную практику школы.
Для руководителя школы важно понимать:
Что дает проектное обучение наряду с традиционным?
Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе?
Как изменяется организация учебного процесса школы при использовании учебных проектов и элементов проектной деятельности?
Сколько нужно выполнить учебных проектов ученику в год, за весь период его обучения в школе для формирования проектной деятельности?
Как оценить успешность работы ученика в учебном проекте?
Как оценить полученные приращения в обучении, развитии и воспитании учащегося после выполнения одного проекта, серии проектов, в конце цикла обучения с использованием учебных проектов?
Завучу необходимо разобраться в следующих вопросах:
для руководителя школы
Как составить расписание занятий для использования необходимых в учебном проекте ресурсов (информационных, материально-технических, аудиторных, кадровых)?
Вместе с учителями
Как организовать мониторинг формирования ЗУН необходимых для выполнения учебного проекта (проектов)?
Вместе с учителями
Как организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности, используемых при выполнении учебного проекта?
Вместе с учителями
Учителю нужно знать и освоить практически
для завуча
Как составить учебно-тематический план курса, в котором используются учебные проекты?
Как подготовить учащихся к работе над учебным проектом?
Как адаптировать известный учебный проект к особенностям своего класса, школы и условиям имеющегося обеспечения?
Как разработать учебный проект?
Как осуществить учебный проект?
Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта?
Некоторые из поставленных вопросов снимает чтение литературы В значительно большем объёме узнают и осваивают слушатели спецкурсов «Метод учебных проектов», «Проектное обучение в УВП школы» в Московском институте открытого образования (МИОО).
Помогут материалы методического сайта лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО, адрес которого: Однако остаются вопросы, без разъяснения которых не возможно затевать нововведение.
Те учреждения образования, которые начинают использовать учебные проекты в каких бы то ни было формах (урочные мини-проекты, общешкольные проекты, межпредметные, телекоммуникационные проекты) сталкиваются со многими трудностями. С одной стороны они получают всплеск детской активности при работе над проектом, с другой — неготовность педагогов дать детям необходимую самостоятельность, или их чрезмерное попустительство: «Делайте, — мол, — как хотите и что хотите».
К тому же учебный проект — это довольно чувствительный дидактический механизм, использовать который нужно с пониманием психолого-педагогических тонкостей его осуществления. В противном случае мы будем только декларировать, что работаем с учебными проектами, подменяя их в действительности чем угодно: практическими заданиями, школьными или классными мероприятиями, докладами по темам программы или её дополняющими, рефератами, концертами или театрализациями и так далее.
Учебный проект с точки зрения обучающегося
Учебный проект с точки зрения учителя
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- представлению результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
- поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;
- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.
Изменяется роль учителя в учебно-воспитательном процессе
Решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП школы является учитель. Меняется роль учителя и не только в проектном обучении. Из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.
Потребуется изменить взаимоотношение учителя и учеников, учителю перейти от авторитарного дистанцированного стиля общения к общению сотрудничества, ученику придётся взять на себя ответственность и самостоятельность в принятии многих решений собственного поведения. Учителю придется сдерживать себя в желании первому высказать свое мнение (а ведь это может подавить инициативу ученика), преодолевать инертность и пассивность учеников в некоторых ситуациях (мы так долго приучали их к пассивной роли), прежде, чем излагать содержание изучаемой темы, поинтересоваться, что знают уже об этом ученики.
Педагоги отмечают затруднения и при переходе учителя из роли партнёра и советчика в проектной работе к жёсткому управлению волей ребёнка, к роли контролёра и оценщика в традиционной системе. Было бы не верно оставлять за пределами ПО учебно-воспитательный процесс на старых принципах авторитарного отношения учителя к ученикам, не стремиться к выстраиванию повсюду субъект-субъектных отношений, переходить к педагогике сотрудничества. Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
С чего начать?
С чего начать включение учебного проектирования в УВП школы и как его развивать? Попробуем дать методические рекомендации руководителю и педагогу энтузиасту проектного обучения.
Для начала обсудите с педагогами вашей школы необходимость включения учебного проектирования в практику школы. Начинать можно даже если вашу идею поддерживает 2-3 педагога. Хуже, если вас слабо или совсем не поддерживает директор школы. Новое делать трудно без поддержки руководителя учебного учреждения. И в то же время, руководителю принимать единоличное (авторитарное) решение о проведении общешкольного проекта, или проекта с включением нескольких педагогов без их добровольного согласия, нельзя.
Обратите внимание на тех, кто ещё не готов непосредственно завтра приступить к делу. Они как будто и не оказывают активного сопротивления, но из самых лучших побуждений должны предупредить, желая «добра», заявляют, что ваша инициатива — полная авантюра, и, прочее, и тому подобное. Эти люди — явные или скрытые противники новации. Нужно хорошо подумать, как не нарушать их привычные условия деятельности и нейтрализовать последствия их «доброжелательства».
Действительно, взрослому сложившемуся человеку, многие годы своей практической деятельности успешному в смысле прежних целей и задач образования, трудно перестроится в одночасье. Хотя способность к перестраиванию, принятию нового, готовность «сойти с пьедестала» возвышающего учителя над ребёнком, не зависит от возраста педагога.
Ещё одна группа — осторожные наблюдатели. Это люди вполне сочувствующие новации, но пока не проявляющие инициативу. Из их числа и будут в последствии пополняться ваши ряды. Новое эффективное педагогическое явление и само себя покажет. Сторонники будут прирастать.
После определения инициативной групп и группы наблюдателей необходимо пройти обучение, непосредственно и досконально освоить то, что будете вводить в учебный процесс — учебное проектирование, или по-другому, метод учебных проектов.
Проектирование — это деятельность, научить которой может только тот, кто ею владеет. Как показывает опыт, далеко не всякий учитель владеет проектированием. Наибольшие затруднения вызывает проблематизация — вычленение и формулирование проблемы из целого ряда проблем, формулирование цели проекта. Бывает, в учебный проект превращается обычное практическое задание, которое учитель не формулирует от себя, а подводит к его формулированию учеников в результате обсуждения и рассмотрения некоей проблемной ситуации. Если учитель владеет проблемным методом, практикует эвристические беседы, проблемное введение в тему и прочее, ему легче освоить проектное обучение.
Освоив методику осуществления учебного проекта, поняв возможности и тонкости учебного проекта, вы научитесь его конструировать под конкретные педагогические цели. Параллельно с учёбой вам не повредит опробовать ваши разработки на практике. Первые свои проекты лучше осуществлять внеурочно или урочно-внеурочно, то есть часть работы проделать на уроке (например, погружение в проект, а в конце и презентацию полученных результатов).
Остальное, что еще не поддается оценке по затратности времени, сил, материалов и пр., сделать вне уроков.
Уже в следующем году можно будет задаться целью ввести ваш проект в рамки урочного обучения, показать друг другу и всем желающим коллегам несколько удачных работ, начать собирать вокруг себя группу энтузиастов — тех коллег, которые захотят работать как вы. Самая надёжная ваша опора в работе учебными проектами — это ваши ученики.
Методическая поддержка проектного обучения
творческих объединений учителей
Действительно, ограничить формирование проектной деятельности только проектными уроками не возможно. К моменту организации выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом элементарном уровне. Каждый элемент выполняется на своём этапе. В ходе самостоятельной работы над проектом они соединяются в единое целое, технологическую последовательность. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.
Методической работой творческого объединения учителей проектного обучения становится выявление уровня сформированности проектных умений поэлементно, выстраивание согласованного плана их формирования и развития на разных предметных уроках в течение учебного года и определение тематики учебных проектов, которые могут быть осуществлены в конкретном классе в текущем учебном году.
Как добиться формирования элементов проектной деятельности? Самыми удачными моментами для такой работы являются практические, лабораторные работы, комбинированные уроки с организацией группового взаимодействия, игровые или любые деятельностные формы организации учебного занятия. Здесь есть возможность перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Без этой свободы и возможности действовать проектные умения формироваться не могут.
Надо заметить, кроме того, что формируемые на традиционных уроках как бы мимоходом общеучебные умения и навыки, без которых не возможно, по сути, освоение предметного содержания, в проектном же обучении становятся частью специфического умения, элементом проектирования. Это, к примеру, такие общеучебные умения как контекстный анализ прочитанного, выделение главного, письменный или устный пересказ и др. — все они при последующем развитии ложатся в основу формирования проектного умения работы с информацией, исследовательского умения анализа печатного источника информации. Стоит внимательно отнестись к формированию общеучебных умений и навыков, одновременно играющих основополагающую роль в приобретении учащимися предметных знаний и в формировании проектной деятельности.
Давайте использовать приёмы и методы обучения, которые хорошо известны и используются учителями в традиционном обучении в знаньевой парадигме для активизации учащихся. При этом там учащиеся все еще поставлены в пассивную позицию. Например, целеполагание используется для активизации внимания, проблемное введение в рассмотрение нового материала — для активизации усвоения услышанного и увиденного, и др. Эти приёмы и методы могут в то же самое время работать и на решение задач компетентностной парадигмы, если, конечно, задаться целью формировать отдельные элементами проектирования. Нужно сделать только шаг к большей самостоятельности и деятельностной включённости детей в учебный процесс.
Как было уже сказано, формирование проектной деятельности должно проходить без разрушения предметной классно-урочной системы. Использование обычных уроков, на которых учащимся обычно отводится пассивная роль слушателя, зрителя, и повторителя услышанного, при решении задач проектного обучения тоже возможна. Для этого необходимо перевести ученика в активную позицию: дать ему возможность не только усваивать готовое, но и самостоятельно или вместе с учителем организовывать учебную деятельность, добывать и анализировать информацию, принимать решение в разнообразных ситуациях выбора и так далее и тому подобное.
Уроки для формирования проектной деятельности
Таким образом, можно различать три вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.