Современные образовательные технологии в начальной школе

Курсовая работа

Переход на новые учебники в школах Республики Беларусь особенно сильно высветил одно из противоречий современного образования — противоречие между фактическим, «знаниевым» характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, невозможностью учащихся усваивать этот материал. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет школе другие требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни. Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук — не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.

С изменением задач изменяется и характер преподавания дисциплин. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем — «Чем учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции. [16]

В настоящее время основное обучение школьников происходит на уроке. К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся (классом) по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством учителя.

В уроке современной школы взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.

Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педагогической, характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.

Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения — «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку.

Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются. Наряду с нетрадиционными уроками в школьной практике используются нетрадиционные технологии обучения. [4]

Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества, которые требуют новых подходов к образованию

39 стр., 19150 слов

Содержание, формы и методы обучения учащихся V-VII классов технологии ...

... обучения учащихся в образовательной области «Технология» на основе личностно ориентированного подхода; результаты экспериментальной работы по обучению учащихся V-VII классов технологии ... учащихся на уроках технологии являются упражнения, дизайн – анализ изделий и услуг. Сердцевиной технологического образования является проектный метод обучения учащихся. ... работ или операций. В условиях перехода ...

Цель работы: рассмотреть сущность и пути использования образовательных технологий в современной начальной школе

Задачи:

Раскрыть понятия «технологии», «образовательные технологии»

Рассмотреть классификацию технологий обучения.

Раскрыть способы применения образовательных технологий в учебном процессе начальной школы

Объект исследования: процесс обучения в современной начальной школе.

Предмет исследования: пути и способы применения образовательных технологий в современной начальной школе.

Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы, наблюдение.

Глава1.СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1.1 Понятие «технологии», «образовательные технологии», «педагогические технологии»

Идея непрерывного образования может быть реализована в современных условиях, если и общеобразовательная, и высшая школы смогут эффективно решить задачи по передаче накопленного опыта молодому поколению: обучить методам работы с информацией, методам создания новых знаний, а самое важное — методам поддержания необходимого уровня знаний о развивающемся мире.

Поэтому каждому преподавателю и учащемуся для овладения процессами «преподавания» и «учения» «желательно владеть тремя языками: родным языком, языком науки, языком технологии», рассматривая их как основы профессиональной деятельности.

Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение).

В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».

С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология — это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. «Любая же деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова».

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» — более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

В самом общем виде технология — это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть. Например, из научной и методической литературы назовём некоторые варианты определения технологии:

  • технический метод достижения практических целей;

совокупность способов, используемых для получения предметов,

необходимых для существования человека;

  • набор процедур и методов организации человеческой деятельности;

средства, используемые для моделирования поведения человека

Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе. Общие принципы и правила технологии преподавания видятся в следующем:

1. Принцип педагогической целесообразности, сформулированный А. С Макаренко: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей».

2. Взаимосвязь и взаимообусловленность преподавания и учения как двух неразрывных сторон процесса обучения. Преподавание — это организация педагогически целесообразной самостоятельной деятельности учащихся. Главная задача учителя, как её видел К.Д.Ушинский, — превратить деятельность ученика в его самодеятельность.

3. Предельная конкретизация учебно-воспитательных и развивающих целей в содержании, методах, средствах обучения, в организуемых учителем способах деятельности учащихся.

4. Необходимым элементом технологии преподавания является тематическое планирование, включающее краткую характеристику конечных результатов и построение всей цепочки отдельных занятий, связанных одной логикой.

5. Организация контроля на каждом этапе учебно-познавательной деятельности учащихся.

6. Стимулирование творческой деятельности учащихся, ориентация на ученика не только знающего, но и умеющего.

7. Разнообразие форм и методов обучения, недопущение универсализации отдельного средства или формы.

Непосредственное обращение к педагогическому опыту мастеров-новаторов позволит выявить и другие, не менее важные, признаки и положения технологии преподавания. Для более детального изучения вопроса рекомендуется учебное пособие В. М. Коротова «Технология преподавания» (Самара, 1998 г.) [16].

Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. По мере совершенствования индивидуального мастерства растёт, развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», концентрированным выражением которого и является технология.

Полезно изучить и сравнить деятельность, основанную на индивидуальном мастерстве, с деятельностью, основанной на технологии [13].

И. Подласый делает это следующим образом:

Таблица 1.1.

Мастерство и технология в сравнении

Индивидуальное мастерство

Общая технология

1.Процесс выполняется работником от начала до конца.

1.Процесс расчленяется на части каждый работник выполняет свою часть работы.

2.Необходимо знание всей системы, всех тонкостей процесса.

2.Необходимо знание той части процесса, которую выполняет работник

3.Нужно всё делать самому.

3. Внедряются «готовые» разработки, освобождающие от необходимости все делать самому.

4. Процесс длительный.

4. Процесс намного ускоряется.

5.Продукт качественный.

5.Продукт не менее качественный.

6. В основе интуиция, чувствование, опыт

6.В основе научный расчёт, знание.

7. Продукция лимитируется

7.Продукция не лимитируется возможностями производителя возможностями отдельных производителей, возможно массовое

Разработка современных технологий в образовании должна вестись в соответствии со следующими принципами:

  • принцип целостности технологии, представляющей дидактическую систему;
  • принцип воспроизводимости технологии в конкретной педагогической среде для достижения поставленных целей;
  • принцип нелинейности педагогических структур и приоритетности факторов, влияющих на механизмы самореализации соответствующих педагогических систем;
  • принцип адаптации процесса обучения к личности учащегося и его познавательным способностям;
  • принцип потенциальной избыточности учебной информации, создающий оптимальные условия для формирования обобщённых знаний.

Таким образом, с помощью технологий обеспечивается возможность достижения эффективного результата (цели) в развитии личностных свойств в процессе усвоения знаний, умений, навыков [2, 19, 21]

Определение понят ий «педагогические технологии»

Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.

Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Педагогические технологии — это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

Определение «педагогической технологии»

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.

1) научным:

2) процессуально-описательным:

3) процессуально-действенным:

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального

Понятие образовательной технологии

Процессы модернизации и информатизации современного социального пространства приводят к необратимым изменениям системы образования. Технологическая детерминанта современного общества делает необходимым переосмысление базовых ориентиров образования: система образования должна обеспечивать подготовку таких специалистов, которые могли бы ориентироваться в непрерывно меняющихся условиях современного общества. Традиционная система образования была направлена на усвоение определенных массивов знаний, принятых в данном сообществе в качестве нормативных. Традиционная система образования ориентирована на подготовку квалифицированных специалистов, которые были способны применять полученные в процессе образования знания, в практической деятельности. Основанием такого подхода к образованию является определенная устойчивость социальных механизмов, позволяющая прогнозировать деятельность в различных областях социальной реальности.

Углубление процессов модернизации и информатизации способствуют тому, что современность превращается в проблемообразующий фактор. Объем социального знания непрерывно умножается, что делает невозможным его усвоение в рамках образовательных институтов. Изменяются потребности социальной системы: возрастает необходимость в специалистах, которые бы наряду с техническими знаниями и навыками, необходимыми сегодня практически во всех областях профессиональной деятельности, умеют оперировать полученными знаниями, и соответственно способны к самостоятельному образованию и профессиональной переориентации.

Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую нагруженность образовательного процесса. В современном образовании данный термин используется для таких образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс. По существу, данным термином обозначают методологические инновации в образовании, которые получают все большее распространение в образовании.

Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса. Многие современные исследователи развивают концепцию современных образовательных технологий. Среди них можно назвать таких авторов как Б. Гершунский, Л. Туроу и других.

Отношение к технологиям в философской и культурологической литературе двойственное, часто противоположное.

Ряд исследователей, например, А.И. Ракитов, связывает с развитием высоких технологий будущее человечества. Такая позиция является проявлением технологического детерминизма, когда решающее значение в развитии общества придается изменению техники и технологической стороне производства. Согласно технологическому детерминизму любое достаточно крупное изменение технико-технологического порядка влечет за собой изменение социальных структур и отношений. Технологический детерминизм присущ в той или иной мере концепциям индустриального, постиндустриального, информационного общества, ставящим социальное развитие в прямую зависимость от развития техники и технологий.

С другой стороны, в настоящее время в обществе растет озабоченность по поводу неконтролируемого и расширяющегося влияния техники и технологии на образ жизни человека, возможных негативных последствий развития техники, влияния процессов информатизации для будущего. Ставится вопрос о социальных пределах использования техники и эффективных регуляторах технологического развития. Так, например, английский историк А. Тойнби приходит к выводу о том, что развитие техники, технологической мощи является первым признаком надлома, а затем и гибели цивилизации.22

Подобное осторожное и даже негативное отношение проявляется и в оценке педагогических технологий. Так, например, В.А. Кутырев рассматривает установку на технологизацию образования как несовместимую, противоречащую установке на его гуманизацию.

Чтобы определиться в отношении к технологиям, рассмотрим понятийный аппарат.

По определению А.И. Ракитова, технология — это «набор различных операций и навыков, реализуемых в фиксированной последовательности в соответствующих пространственно-временных интервалах и на основе вполне определенной техники для достижения избранных целей».24

Интеллектуальные технологии связаны с автоматизацией и технизированием рутинных познавательных операций (вычисление, черчение, перевод, элементы проектирования, измерения и пр.).

По определению Н.В. Смирновой, «образовательные технологии представляют собой определенную совокупность последовательных, алгоритмизированных шагов по организации познавательного процесса».

Педагогическая технология представляет собой системную целостность методов и средств, направленных на гарантированное достижение дидактических целей, развитие личности обучаемого, и через это — на формирование его интеллектуального, поведенческого и профессионального статусов.

Технология обучения — есть последовательность (не обязательно строго упорядоченная) процедур и операций, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и воспитания.

1.2 Классификация технологий обучения (Н.Н. Суртаева, О.Б. Епишева, Г.К. Селевко)

Модернизация образования и смена образовательной парадигмы в начале XXI века связывается, прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализации личностного потенциала учащихся. Поэтому представляется перспективным использование технологий обучения, предполагающих его личностно ориентированную направленность. Преимущества этих технологий состоят не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и в нацеленности этих технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.

Классификация технологий обучения по Г.К. Селевко:

по уровню применения (общепедагогические, частнометодические, локальные (модульные));

  • по философской основе (материалистические, идеалистические, диалектические, гуманистические и др.)

по ведущему фактору психического развития (биогенные, социогенные, психогенные);

  • по научной концепции;

по организационным формам:

классно-урочные

альтернативные

академически-клубные

индивидуальные

групповые

дифференцированное обучение;

по типу управления познавательной деятельностью:

классическо-лекционный

обучение с помощью ТСО

система «консультант»

обучение по книге

система «малых групп»

компьютерное обучение

система «репетитор»

программированное управление;

по подходу к обучаемому:

личностно-ориентированные

гуманно-личностные

дидакто-социо-антропо-педоцентрические

технологии сотрудничества

свободного воспитания

эзотерические (эмоционально-психологическое воздействие);

по преобладающему методу:

догматические (репродуктивные)

объяснительно-иллюстративные

развивающее обучение

проблемные поисковые

творческие

программированное обучение

саморазвивающее обучение

игровые. [6]

Истинные новации в области педагогики — редкое явление; как правило, это рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых педагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в другой интерпретации методов обучения. Рассмотрение их в новой учебной, культурно-социальной ситуации дает основу говорить о новых педагогических технологиях.

Классификация технологий обучения по Епишевой О.Б.:

Группа предметно-ориентированных технологий, построенных на основе дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала (в первую очередь в учебниках).

В модульно-рейтинговой технологии (П. Яцявичене, К. Вазина, И. Прокопенко и др.) основной акцент сделан на виды и структуру модульных программ (укрупнение блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов познания в циклы деятельности), рейтинговые шкалы оценки усвоения. В технологиях «Экология и диалектика» (Л. Тарасов) и «Диалог культур» (В. Библер, С. Курганов) — на переконструирование содержания образования в направлениях диалектизации, культорологизации и интеграции.

Технологии дифференцированного обучения (Н. Гузик, И. Первин, В. Фирсов и др.) и связанные с ними групповые технологии — основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Технологии развивающего обучения — ребёнку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности. При этом важен мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на: познавательный интерес (Л. Занков, Д. Эльконин — В. Давыдов), индивидуальный опыт личности (И. Якиманская), творческие потребности (Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов), потребности самосовершенствования (Т. Селевко).

К этой же группе можно отнести так называемые природосообразные технологии (воспитания грамотности — А. Кушнир, саморазвития — М. Монтессори); их основная идея — в опоре на заложенные в ребёнке силы развития, которые могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимо учитывать прежде всего сенситивность — наивысшую восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

Технологии, основанные на коллективном способе обучения (В. Дьяченко, А. Соколов, А. Ривин, Н. Суртаева и др.) — обучение происходит путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.

Технологии на основе личностной ориентации учебного процесса — технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения (А. Границкая, И. Унт, В. Шадриков); на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся — игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Шаталов), компьютерные (новые информационные) технологии (И. Роберт и др.).

Последние с использованием для предъявления информации языков программирования транслируют её на машинный язык.

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) — основывается на следующих положениях: главная причина неуспеваемости детей в школе — плохое чтение; психологическая причина плохого чтения и счёта — недостаточность оперативной памяти; основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика; важна преемственность и постоянное поддержание достигнутого уровня умений.

Альтернативные технологии — Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер), технология свободного труда (С. Френе), технология вероятностного образования (А. Лобок), технология мастерских (П. Коллен, А. Окунев) представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эти технологии используют педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельность учащихся. К ним, по-видимому, можно отнести и технологию интеграции различных школьных дисциплин, цель которых — создать у учащихся в результате образования более отчётливую единую картину мира и мироощущения.

Технологии авторских (инновационных) школ — школа адаптирующей педагогики (Е. Ямбург, Б. Бройде), школа самоопределения (А. Тубельский), «Русская школа» (И. Гончаров, Л. Погодина), школа-парк (М. Балабан), агрошкола (А. Католиков).

[4]

Парацентрическая технология Суртаевой Н.Н. предлагает организацию учебной деятельности детей таким образом, чтобы они общались со средствами обучения, друг с другом используя методические инструкции, памятки, алгоритмы, схемы. Ее целевые ориентации: переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания. Парацентрическая технология позволяет учить без напряжения с учетом индивидуальных возможностей учащихся, строить образовательный процесс на основе следующих гуманных направлений: учиться знать, учиться действовать, учиться быть, учиться жить вместе. Эти направления выделены в качестве основных в педагогике 21 века. Они способствуют переходу от педагогике требований к педагогике отношений, гуманно-личностному подходу к ребенку что, несомненно, приведет повышению эффективности учебной деятельности.

Для нее характерны следующие признаки: осознанность деятельности учителя и ученика; эффективность; мобильность; валеологичность; целостность; открытость; проектируемость; диагностичность; контролируемость; отказ от традиционной классно-урочной системы; самостоятельность деятельности учащихся в учебном процессе (60- 90% учебного времени); иная функция педагога (организатор, помощник, консультант); индивидуализация; предоставление права выбора способа учения. Эти направления признаны приоритетными в современной педагогике, они реализуют методологические принципы, изложенные в законе РФ «Об образовании» и других законодательных актах.

Парацентрическую технологию Н.Н.Суртаевой, с точки зрения ее отношения к ребенку со стороны взрослых, можно оценить как личностно-ориентированную. В центре ее стоит личность ученика, обеспечение комфортности, бесконфликтности и безопасности условий ее развития. Это технология сотрудничества, которую надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Таким образом, к настоящему времени разработано большое число технологий обучения, что побуждает к теоретическому обобщению, анализу и классификации этих инноваций, выбору оптимальных.

ГЛАВА2. ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1 Проектная деятельность в школе

Формирование проектной деятельности — задача общеобразовательной школы

Как показала практика, проектная деятельность учащихся легко организуется в условиях дополнительного образования и во внеурочное время в общеобразовательной школе. Для одарённых и высоко мотивированных учащихся работа в проектах в такой форме наполняет их досуг занятием по интересу, позволяет развивать себя и свои возможности, организовать своё самообразование, удовлетворять потребность в получении большего, чем дает школа. Для среднего или слабого ученика внеурочные проекты являются дополнительной нагрузкой. Увлеченное занятие проектами нередко приводят к снижению успеваемости по предметам. Зачастую стремление успеть во всех видах обучения приводит к большой перегрузке учащихся.

Бытует мнение, что работа над проектами возможна лишь в системе работы с одарёнными и высоко мотивированными к учению детьми. Это в корне не верно. Даже с детьми в коррекционно-развивающих классах работа над проектами дает положительные результаты. Проектное обучение не должно искать своё положение только в дополнительном образовании, хотя именно там мы более свободны в выборе тем проектов, не ограничены временем их выполнения, требуется меньше усилий для его организации. В условиях дополнительного образования проектная деятельность может формироваться и развиваться, но дополнительное образование не является всеобучем в силу своей необязательности. Как мы уже показали [15], проектирование есть универсальное умение, которым должны в той или иной мере овладеть все учащиеся. Внедрять проектное обучение надо в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы как элемент всеобуча.

Готовы ли мы к этому? Да, готовы. Действительно, проектная деятельность строится на основе какого-либо содержания, освоенного и осваиваемого учащимися. Известно, что в процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации.

Образовательные цели учреждения в целом в силу требований развития и модернизации системы образования неизбежно переводятся на рельсы «работы на результат», а не на выполнение программ «прохождения» содержания по отдельным предметам. То есть результатом современного образования должны стать и усвоенные предметные знания, и универсальные умения (компетентности) к коим относится и проектная деятельность. В образовательной практике используется достаточно много форм и методов для активизации усвоения знаний. Эти же методы и формы, если поставить такую педагогическую задачу, в то же самое время при некотором их развитии могут быть использованы для формирования универсальных умений.

Например, учитель может просто объявить целью урока изучение некоторой темы или рассмотрение некоего явления. Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если поставить ученика в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия как следствие из сказанного даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей вместе с ним, тем самым переведёт детей в активную позицию, начнётся формирование универсального умения целеполагания. Шаг за шагом подобные ситуации позволят ученикам всё более уверенно включаться в целеполагание по различным поводам: формулировать цель своей работы по ожидаемому результату, формулировать цель решения проблемы и пр.

Проектное обучение может внедряться в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, но оно не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение. Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной знаньевой системе (знаньевая парадигма), оно не вступает в конфликт ни с системами развивающего обучения, ни с личностно-ориентированным обучением или какой-либо другой системой, предусматривающей формирование универсальных умений (компетентностей) в рамках компетентностной парадигмы. Не противоречит, напротив вооружает учащихся, помогает решать проблему выбора профиля и профориентации. Не противопоставление знаньевой и компетентностной парадигм, но поиск места проектному обучению в классно-урочной системе даст желаемый образовательный результат.

Попробуем, не разрушая сложившейся системы учебно-воспитательного процесса, найти место новому так, чтобы не получить перегрузки учащихся и учителей, путём оптимизации одновременно получить качественно новое в обучении и воспитании обучающихся. Надо заметить, что в ряде случаев это новое приобреталось нашими учениками, но без целенаправленных усилий со стороны педагогов, что называется не «благодаря», а «вопреки». Пришло время делать это с гарантией успеха, нормой нашего среднего общеобразовательного процесса.

Жесткие рамки допустимой урочной и внеурочной нагрузки учащихся и ситуация перегруженности учебного плана заставляют искать оптимальные способы организации занятий по формированию проектной деятельности учащихся. Один из способов оптимизации заключается в минимизации количества учебных проектов в учебном плане, включение в контекст предметных практических занятий фрагментов проектной деятельности, и использование обычных уроков для формирования отдельных элементов проектной деятельности. С другой стороны, использовать такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала или повышения познавательной активности на традиционных занятиях.

Внедрение проектного обучения

Один или несколько учебных проектов, выполненных в школе каким-либо учителем с учениками, или даже мероприятие в виде общешкольного проекта с большим количеством участников, ещё не даёт нам право сказать, что мы внедрили проектное обучение в школе. Такой эпизод — явление значительное. Но, как и первая ласточка, — весну предвещает, но весны ещё не делает. Для того чтобы сформировать у ученика умение проектировать для решения возникающих перед ним проблем, нужна целостная система, последовательно выстроенная серия ситуаций, вовлекающих ученика в освоение приёмов и действий, из которых складывается проектирование.

Организация проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.

Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста. Этим педагогам инициаторам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом. Участие педагогов в этой новации на условиях добровольности защитит от подмены смыслов нововведения.

Построение системы проектного обучения в условиях (внутри) предметной классно-урочной системы общеобразовательной школы имеет свои особенности. Рассмотрим проблему внедрения ПО с разных позиций, занимаемые педагогами в учебно-воспитательном процессе. Вот некоторые ракурсы этой проблемы, рассмотрение которых полезны участникам введения проектного обучения в образовательную практику школы.

Для руководителя школы важно понимать:

Что дает проектное обучение наряду с традиционным?

Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе?

Как изменяется организация учебного процесса школы при использовании учебных проектов и элементов проектной деятельности?

Сколько нужно выполнить учебных проектов ученику в год, за весь период его обучения в школе для формирования проектной деятельности?

Как оценить успешность работы ученика в учебном проекте?

Как оценить полученные приращения в обучении, развитии и воспитании учащегося после выполнения одного проекта, серии проектов, в конце цикла обучения с использованием учебных проектов?

Завучу необходимо разобраться в следующих вопросах:

для руководителя школы

Как составить расписание занятий для использования необходимых в учебном проекте ресурсов (информационных, материально-технических, аудиторных, кадровых)?

Вместе с учителями

Как организовать мониторинг формирования ЗУН необходимых для выполнения учебного проекта (проектов)?

Вместе с учителями

Как организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности, используемых при выполнении учебного проекта?

Вместе с учителями

Учителю нужно знать и освоить практически

для завуча

Как составить учебно-тематический план курса, в котором используются учебные проекты?

Как подготовить учащихся к работе над учебным проектом?

Как адаптировать известный учебный проект к особенностям своего класса, школы и условиям имеющегося обеспечения?

Как разработать учебный проект?

Как осуществить учебный проект?

Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта?

Некоторые из поставленных вопросов снимает чтение литературы В значительно большем объёме узнают и осваивают слушатели спецкурсов «Метод учебных проектов», «Проектное обучение в УВП школы» в Московском институте открытого образования (МИОО).

Помогут материалы методического сайта лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО, адрес которого: Однако остаются вопросы, без разъяснения которых не возможно затевать нововведение.

Те учреждения образования, которые начинают использовать учебные проекты в каких бы то ни было формах (урочные мини-проекты, общешкольные проекты, межпредметные, телекоммуникационные проекты) сталкиваются со многими трудностями. С одной стороны они получают всплеск детской активности при работе над проектом, с другой — неготовность педагогов дать детям необходимую самостоятельность, или их чрезмерное попустительство: «Делайте, — мол, — как хотите и что хотите».

К тому же учебный проект — это довольно чувствительный дидактический механизм, использовать который нужно с пониманием психолого-педагогических тонкостей его осуществления. В противном случае мы будем только декларировать, что работаем с учебными проектами, подменяя их в действительности чем угодно: практическими заданиями, школьными или классными мероприятиями, докладами по темам программы или её дополняющими, рефератами, концертами или театрализациями и так далее.

Учебный проект с точки зрения обучающегося

Учебный проект с точки зрения учителя

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

Изменяется роль учителя в учебно-воспитательном процессе

Решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП школы является учитель. Меняется роль учителя и не только в проектном обучении. Из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.

Потребуется изменить взаимоотношение учителя и учеников, учителю перейти от авторитарного дистанцированного стиля общения к общению сотрудничества, ученику придётся взять на себя ответственность и самостоятельность в принятии многих решений собственного поведения. Учителю придется сдерживать себя в желании первому высказать свое мнение (а ведь это может подавить инициативу ученика), преодолевать инертность и пассивность учеников в некоторых ситуациях (мы так долго приучали их к пассивной роли), прежде, чем излагать содержание изучаемой темы, поинтересоваться, что знают уже об этом ученики.

Педагоги отмечают затруднения и при переходе учителя из роли партнёра и советчика в проектной работе к жёсткому управлению волей ребёнка, к роли контролёра и оценщика в традиционной системе. Было бы не верно оставлять за пределами ПО учебно-воспитательный процесс на старых принципах авторитарного отношения учителя к ученикам, не стремиться к выстраиванию повсюду субъект-субъектных отношений, переходить к педагогике сотрудничества. Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

С чего начать?

С чего начать включение учебного проектирования в УВП школы и как его развивать? Попробуем дать методические рекомендации руководителю и педагогу энтузиасту проектного обучения.

Для начала обсудите с педагогами вашей школы необходимость включения учебного проектирования в практику школы. Начинать можно даже если вашу идею поддерживает 2-3 педагога. Хуже, если вас слабо или совсем не поддерживает директор школы. Новое делать трудно без поддержки руководителя учебного учреждения. И в то же время, руководителю принимать единоличное (авторитарное) решение о проведении общешкольного проекта, или проекта с включением нескольких педагогов без их добровольного согласия, нельзя.

Обратите внимание на тех, кто ещё не готов непосредственно завтра приступить к делу. Они как будто и не оказывают активного сопротивления, но из самых лучших побуждений должны предупредить, желая «добра», заявляют, что ваша инициатива — полная авантюра, и, прочее, и тому подобное. Эти люди — явные или скрытые противники новации. Нужно хорошо подумать, как не нарушать их привычные условия деятельности и нейтрализовать последствия их «доброжелательства».

Действительно, взрослому сложившемуся человеку, многие годы своей практической деятельности успешному в смысле прежних целей и задач образования, трудно перестроится в одночасье. Хотя способность к перестраиванию, принятию нового, готовность «сойти с пьедестала» возвышающего учителя над ребёнком, не зависит от возраста педагога.

Ещё одна группа — осторожные наблюдатели. Это люди вполне сочувствующие новации, но пока не проявляющие инициативу. Из их числа и будут в последствии пополняться ваши ряды. Новое эффективное педагогическое явление и само себя покажет. Сторонники будут прирастать.

После определения инициативной групп и группы наблюдателей необходимо пройти обучение, непосредственно и досконально освоить то, что будете вводить в учебный процесс — учебное проектирование, или по-другому, метод учебных проектов.

Проектирование — это деятельность, научить которой может только тот, кто ею владеет. Как показывает опыт, далеко не всякий учитель владеет проектированием. Наибольшие затруднения вызывает проблематизация — вычленение и формулирование проблемы из целого ряда проблем, формулирование цели проекта. Бывает, в учебный проект превращается обычное практическое задание, которое учитель не формулирует от себя, а подводит к его формулированию учеников в результате обсуждения и рассмотрения некоей проблемной ситуации. Если учитель владеет проблемным методом, практикует эвристические беседы, проблемное введение в тему и прочее, ему легче освоить проектное обучение.

Освоив методику осуществления учебного проекта, поняв возможности и тонкости учебного проекта, вы научитесь его конструировать под конкретные педагогические цели. Параллельно с учёбой вам не повредит опробовать ваши разработки на практике. Первые свои проекты лучше осуществлять внеурочно или урочно-внеурочно, то есть часть работы проделать на уроке (например, погружение в проект, а в конце и презентацию полученных результатов).

Остальное, что еще не поддается оценке по затратности времени, сил, материалов и пр., сделать вне уроков.

Уже в следующем году можно будет задаться целью ввести ваш проект в рамки урочного обучения, показать друг другу и всем желающим коллегам несколько удачных работ, начать собирать вокруг себя группу энтузиастов — тех коллег, которые захотят работать как вы. Самая надёжная ваша опора в работе учебными проектами — это ваши ученики.

Методическая поддержка проектного обучения

творческих объединений учителей

Действительно, ограничить формирование проектной деятельности только проектными уроками не возможно. К моменту организации выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом элементарном уровне. Каждый элемент выполняется на своём этапе. В ходе самостоятельной работы над проектом они соединяются в единое целое, технологическую последовательность. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.

Методической работой творческого объединения учителей проектного обучения становится выявление уровня сформированности проектных умений поэлементно, выстраивание согласованного плана их формирования и развития на разных предметных уроках в течение учебного года и определение тематики учебных проектов, которые могут быть осуществлены в конкретном классе в текущем учебном году.

Как добиться формирования элементов проектной деятельности? Самыми удачными моментами для такой работы являются практические, лабораторные работы, комбинированные уроки с организацией группового взаимодействия, игровые или любые деятельностные формы организации учебного занятия. Здесь есть возможность перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Без этой свободы и возможности действовать проектные умения формироваться не могут.

Надо заметить, кроме того, что формируемые на традиционных уроках как бы мимоходом общеучебные умения и навыки, без которых не возможно, по сути, освоение предметного содержания, в проектном же обучении становятся частью специфического умения, элементом проектирования. Это, к примеру, такие общеучебные умения как контекстный анализ прочитанного, выделение главного, письменный или устный пересказ и др. — все они при последующем развитии ложатся в основу формирования проектного умения работы с информацией, исследовательского умения анализа печатного источника информации. Стоит внимательно отнестись к формированию общеучебных умений и навыков, одновременно играющих основополагающую роль в приобретении учащимися предметных знаний и в формировании проектной деятельности.

Давайте использовать приёмы и методы обучения, которые хорошо известны и используются учителями в традиционном обучении в знаньевой парадигме для активизации учащихся. При этом там учащиеся все еще поставлены в пассивную позицию. Например, целеполагание используется для активизации внимания, проблемное введение в рассмотрение нового материала — для активизации усвоения услышанного и увиденного, и др. Эти приёмы и методы могут в то же самое время работать и на решение задач компетентностной парадигмы, если, конечно, задаться целью формировать отдельные элементами проектирования. Нужно сделать только шаг к большей самостоятельности и деятельностной включённости детей в учебный процесс.

Как было уже сказано, формирование проектной деятельности должно проходить без разрушения предметной классно-урочной системы. Использование обычных уроков, на которых учащимся обычно отводится пассивная роль слушателя, зрителя, и повторителя услышанного, при решении задач проектного обучения тоже возможна. Для этого необходимо перевести ученика в активную позицию: дать ему возможность не только усваивать готовое, но и самостоятельно или вместе с учителем организовывать учебную деятельность, добывать и анализировать информацию, принимать решение в разнообразных ситуациях выбора и так далее и тому подобное.

Уроки для формирования проектной деятельности

Таким образом, можно различать три вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.

Первый вид