Мотивация в учебном процессе

Курсовая работа

В педагогической практике на протяжении нескольких десятилетий бытует мнение, что успешность процесса обучения зависит, прежде всего, от способностей и интеллекта учащегося. Однако, представленные на сегодняшний день психологические исследования показывают, что значительную роль в учебной деятельности играют мотивационные факторы, а также то, как человек объясняет свои неудачи или успех. Нередко одаренные учащиеся и студенты показывают низкие результаты успеваемости или бросают учебу.

Анализ научных и сложившихся в школьной и вузовской практике подходов к преподаванию свидетельствует о том, что в настоящее время недостаточно используются механизмы развития мотивации студентов и школьников. Актуально звучит вопрос создания условий для формирования потребности учащегося в самостоятельном добывании знаний, достижении целей и регулировании отношений в процессе обучения.

Особенно остро встает проблема недостаточной мотивации в студенческой среде, объем знаний, получаемых за пять лет обучения в вузе, сложно освоить при отсутствии мотивации к их приобретению. Кроме того, позитивное или негативное отношение к учебной деятельности определяет отношение к будущей профессии, а значит, существует риск получить неквалифицированных специалистов, не заинтересованных в качестве своей работы. мотивация психология педагогика успех

В ряде отечественных и зарубежных исследований (Трост, 1999, Хекхаузен, 2001, 2003, Хеллер, 1997, Штернберг, 2000, А. Анастази, С. Урбина, 2001, Т. Гордеева, 2006 и др.) показано влияние мотивации достижения в учебной деятельности на успеваемость в школе и в вузе. По замечанию Т.Гордеевой (2006), ссылающейся в свою очередь на ряд работ, мотивация достижения является надежным предиктором (прогностическим параметром) успеваемости как в общеобразовательной, так и высшей школе.

Цель исследования — исследование мотивационной сферы у студентов ВУЗа.

Объектом исследования является мотивационный комплекс личности. Под мотивационным комплексом личности мы понимаем соотношение внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации в структуре учебной и профессиональной деятельности.

Предметом исследования — особенности учебной мотивации студентов разных специальностей ВУЗа.

Гипотеза исследования: учебная мотивация студентов третьего курса выше, нежели у студентов первого курса.

5 стр., 2362 слов

Исследование фонтанных скважин

... Р=20-40 МПа). 3.3 Исследование фонтанных скважин Исследование фонтанных скважин проводятся по двум методам. На установившихся и неустановившихся режимах. Исследование на установившихся режимах ... которым понимают максимальный дебит скважины, допустимый условиям рациональной эксплуатации залежи и обеспечиваемый продуктивной характеристикой скважин. Исследования на неустановившихся режимах заключается ...

Задачи исследования:

1. анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;

2. изучение мотивации студентов ВУЗа при помощи методики «Мотивация учебной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)».

3. анализ и интерпретация результатов исследования.

Экспериментальная база: исследование проводилось на базе Сибирского государственного университета путей сообщения (23 человека — 1 курс, 10 человек — 3 курс).

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

2. Проведение исследования (методика «мотивация учебной деятельности» К.Замфир).

3. Методы количественной обработки результатов.

Практическая значимость исследования. Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы психологами для составления коррекционно-развивающих программ для повышения учебной мотивации в ВУЗе.

1. Теоретический анализ проблемы изучения учебно-профессиональной мотивации в период обучения в ВУЗе

1.1 Понятие мотива и мотивации в современной психологии и педагогике

Мотивация — это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Главным звеном мотивации является побуждение — поведенческое проявление удовлетворения своих потребностей [2].

Еще Сократ разработал свой процесс мотивации, а Аристотель выделил четыре различных вида причин, побуждающих человека к действию. Л.И. Божович признает мотивацию как внутреннее поле мотивов.

Говоря о мотивации, надо определить понятие мотива. Мотив — это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать не только потребности, но и идеалы, интересы личности, убеждения, социальное установки и ценности, за которыми стоят потребности [11].

Различают внутреннюю и внешнюю мотивации. При внутренней мотивации награду за свои действия человек, что называется, «имеет в самом себе»: чувство собственной компетенции, уверенность в своих силах и намерениях, удовлетворение от своего труда, самореализации. Внутреннюю мотивацию усиливает положительная обратная связь в форме похвалы, одобрения и т.п. Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой (это может быть желание получить вознаграждение, избежать наказания и пр.).

Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности. Если человек работает из-за денег, то деньги являются внутренним мотиватором, если же преимущественно из-за интереса к работе, то деньги выступают внешним мотиватором.

Можно выделить следующие особенности внешней и внутренней мотивации:

  • внешняя мотивация в целом способствует увеличению объема выполняемой работы, а внутренняя — качества;
  • если внешняя мотивация (как позитивная, так и негативная) не достигает «порогового» значения или снимается вообще, внутренняя мотивация усиливается;
  • при замене внутренней мотивации внешней первая, как правило, уменьшается;
  • рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации[8].

Рассмотрим наиболее популярную концепцию мотивации, автором которой является Абрахам Маслоу.

28 стр., 13940 слов

Мотивация трудовой деятельности

... человеку удовлетворить свои потребности путем эффективной работы по достижению целей организации. Эту задачу можно решить, лишь создав мощные мотивы трудовой деятельности человека. Труд и его оценка является конечным пунктом процесса мотивации и ...

А. Маслоу определил мотивацию как внутреннее поведение, побуждающее индивида предпринимать какие-либо действия, и сгенерировал основные идеи, которые, по его мнению, определяют человеческое поведение.

1. Потребности людей бесконечны: как только человек удовлетворяет одни потребности, у него появляются другие.

2. Удовлетворенные потребности теряют мотивирующую силу.

3. Неудовлетворенные потребности побуждают человека к действию.

4. Потребности человека выстраиваются в определенную иерархию по своей значимости.

Абрахам Маслоу открыл закон, согласно которому удовлетворение потребностей одного уровня делает насущным другой, более высокий уровень потребностей. После удовлетворения нижележащих потребностей у человека актуализируется более высокая потребность (Карл Маркс называл это законом возвышающихся потребностей).

Поэтому неудовольствию, жалобам может не быть конца. Если не удовлетворяются потребности более низкого уровня, в большинстве случаев человек не может полноценно удовлетворять потребности более высоких уровней. Это напоминает восхождение по ступеням. Поэтому традиционно иерархию потребностей по Маслоу представляют в виде пирамиды, состоящей из 5 уровней (ступеней).

При этом уровни не дискретны, потребности взаимопроникаемы, и поэтому часто бывает трудно отделить одну от другой [18].

Структура каждого конкретного мотива выступает как основания действия, поступка человека. Е.П.Ильин выделяет в структуре мотива 3 блока:

1. потребностный блок, включающий в себя биологические, социальные потребности и долженствование;

2. блок внутреннего фильтра, который включает в себя предпочтение по внешним признакам, предпочтение внутреннее (интересы и склонности), декларируемый нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности, установки, убеждения), оценка своих возможностей (т.е. своих знаний, умений, качеств), оценка своего состояния в данный момент, учёт условий своих достижений, своих целей, предвидение последствий своих действий, поступков, деятельности в целом;

3. целевой блок, куда входят потребностная цель, опредмеченное действие и сам процесс удовлетворения потребности. В состав мотива могут входить один или несколько компонентов из того или иного блока, один из которых может играть главную роль, а другие — вспомогательную.

Важнейшими характеристиками мотива являются сила и устойчивость мотива. Сила мотива выступает показателем непреодолимого стремления личности и оценивается по степени и глубине осознания потребности самого мотива, по его интенсивности. Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым следует отнести силу мотивационного возбуждения, а ко вторым, знание результатов деятельности, понимание её смысла, определённая свобода творчества [9].

Устойчивость мотива оценивается по его наличию во всех основных видах деятельности человека, по сохранению его во времени. По сути речь идёт об устойчивости (ригидности) установок, ценностных ориентаций, намерений [10].

В качестве основных функций мотивов выделяют следующие:

8 стр., 3829 слов

Классификация основных форм деятельности человека

... утомление. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами. Человек включен в систему управления как ... производства наблюдается уменьшение объёма мышечной деятельности. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается ... производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном - до 50% рабочего времени ...

1. побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обуславливает активность человека, его поведение и деятельность;

2. направляющую функцию, которая отражает направленность энергии на определённый объект, т.е. выбор и осуществление определённой линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;

3. регулирующую функцию, суть в которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека либо эгоистических, либо альтруистических потребностей. Реализация этой функции всегда с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обуславливают поведение личности [1].

Таким образом, мотивация — это внутреннее поведение, побуждающее индивида предпринимать какие-либо действия, содержащая внешние и внутренние компоненты.

1.2 Мотивация к обучению

Мотивация — общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Если это педагог, то речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. Мотивация как побуждение, вызывающая активность личности и определяющая её направление, особенно необходима в процессе обучения. Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие «мотив» тесно связано с понятиями «цель» и «потребность». В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. Термин мотивационная сфера включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности и установки.

Мотивация обучения — это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация) [10].

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, — в данном случае, деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов.

Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением;

  • Во-вторых, организацией образовательного процесса;
  • В-третьих, субъектными особенностями обучающегося;
  • В-четвертых, субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к учащемуся, к делу;
  • В-пятых, спецификой учебного предмета.

Учебная деятельность учащихся побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью студента занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и своеобразной их иерархизации. Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции, интересы) [5].

43 стр., 21143 слов

Применение игровых технологий в начальной школе как условие эффективного ...

... новые технологии начального образования». В методическом потенциале в целом, игровые технологии - это одна из уникальных форм обучения, позволяющая сделать увлекательным и интересным процесс изучения русского языка. Игра делает монотонную деятельность ...

Становление мотивации — есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к студенту, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Мотивационная сфера или мотивация, в широком смысле слова, с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Понятие мотивации у человека включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы [4].

Мотивация основное средство, которое дает возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволяет повысить их личный научный, творческий потенциал. Недостаточно мотивированный студент не будет способствовать ни к развитию своих знаний, ни к развитию науки самой. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения очень много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться воедино, формируя сложные мотивационные системы[14].

Таким образом, мотивация обучения включает в себя процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Ее становление мотивации — это усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.

1.3 Классификация мотивов обучения

Говоря о мотивах для обучения, можно классифицировать мотивы по направленности и содержанию:

  • социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества);
  • познавательные (стремление больше знать, стать эрудированным);
  • профессионально-ценностные (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);
  • эстетические (от обучения получается удовольствие, раскрываются свои скрытые способности и таланты);
  • коммуникативные (возможность расширения своего кругу общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств),
  • статусно-позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утверждается в обществе);
  • традиционно-исторические (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);
  • утилитарно-познательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию);
  • неосознанные мотивы (основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

Эти мотивы могут сливаться образуя общую мотивацию для обучения [6].

Интерес — один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Интерес — один из мотивов обучения. Интерес является реальной причиной действий, ощущаемая человеком как особо важная причина. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания. Формирование интереса основано на 3-х педагогических законах Л. С. Выготского:

52 стр., 25604 слов

«Проектная деятельность в начальной школе как средство развития ...

... формирования проектной деятельности учащихся; охарактеризовать современную практику формирования проектной деятельности в образовательном процессе; обобщить практический опыт использования проектной деятельности в процессе обучения как условие развития творческих способностей и учебной активности младших школьников. Глава I Технология проектной деятельности в обучении 1 ...

1. Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность.

2. Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но и чтобы интерес был как должно направлен.

3. Третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес [7].

Итак, без интереса к обучению не появится и мотивация к нему.

Мотивация — это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Главным звеном мотивации является побуждение — поведенческое проявление удовлетворения своей потребности.

Мотивация обучения — это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация).

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов.

Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением;

  • Во-вторых, — организацией образовательного процесса;
  • В-третьих, — субъектными особенностями обучающегося;
  • В-четвертых, — субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к студенту, к делу;
  • В-пятых, — спецификой учебного предмета.

2. Методы и приемы мотивации, повышения интереса к учебно-познавательному процессу у студентов

2.1 Методы мотивации и повышения уровня познавательной активности студентов

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того какова эта деятельность, из каких частей (отдельных учебных действий) она состоит, как эти части между собой соотносятся, т. е. какова структура учебной деятельности — от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Успешность учебной деятельности зависит также от того, на что она направлена, какие цели осуществляют учащиеся при этом, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом как самостоятельной целью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, не связанных с содержанием обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как педагог организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер [12].

25 стр., 12197 слов

Мультимедийные уроки как инновационная форма организации учебной ...

... работу, освоить новые методы обучения, по-новому взглянуть на само построение урока, форму его проведения. Актуальность. Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, ...

Отношение обучаемого к учению даёт первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения. Выделяют несколько ступеней включённости обучаемого в процесс учения:

1. отрицательное отношение;

2. безразличное (или нейтральное);

3. положительное — 1 (аморфное, нерасчленённое);

4. положительное — 2 (познавательное, инициативное, осознанное);

5. положительное — 3 (личностное, ответственное, действенное).

Отрицательное отношение к учению: бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежели учиться, отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к преподавателям.

Безразличное отношение к учению: характеристики те же, подразумевается наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов; способный, но ленивый учащийся.

Положительное отношение к учению: постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной; наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели.

В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования [29].

Изучение каждого самостоятельного этапа или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного (А.К.Маркова, Т.А.Матис)

Мотивационный этап.

На данном этапе студенты должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы. Что именно им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

1) Создание учебно-проблемной ситуации, вводящих учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана преподавателем разными приемами:

  • а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;
  • б) беседой (рассказом) педагога о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы;
  • в) рассказом педагога о том, как решалась проблема в истории науки.

2) Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы. Формулировка основной учебной задачи обычно производится преподавателем как итог обсуждения проблемной ситуации. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Тем самым учебная задача создает основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала.

13 стр., 6205 слов

Организация совместной работы учащихся на х технологии

... технического мышления и пространственного воображения учащихся на уроках технологии опирается на ведущие дидактические теории и концепции в преподавании ведущих ученых: Шамовой Т.И., Марковой А.К.(Теория активизации учебной деятельности учащихся), Махмутова М.И., Лернер И.Я., ...

3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. После того как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Педагог сообщает время, отпущенное на изучение темы, сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что у учащихся наличествует, а что требует пополнения. Завершается обсуждение тем, что отдельные учащиеся дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторят, и что еще сделают для подготовки к предстоящим занятиям.

Операционально-познавательный этап.

На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы (раздела) программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в его содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит главным образом от того, будет ли ясна учащимся необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе.

В осознании учащимися содержания темы призвано помочь моделирование. Оно должно выступать и как средство наглядного представления объектов и закономерностей (всеобщих отношений) изучаемого материала, и как средство наглядно-действенного представления тех действий и операций, которые нужно выполнить и освоить учащимся для выявления этих объектов и закономерностей, а также для решения широкого круга задач, основанных на этих закономерностях.

Рефлексивно-оценочный этап.

Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами (целями).

Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.

Работу по подведению итогов изучения пройденного раздела (темы) необходимо организовать так, чтобы учащиеся смогли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностям, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться у учащихся ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе, т. е. к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.

Организация этого этапа должна быть проведена так, чтобы учащиеся смогли обозреть пройденный ими путь познания, выделить в нем наиболее значимые вехи и дороги, оценить их с точки зрения будущих задач обучения. Целесообразно использовать не один и тот же постоянный прием подведения итогов, например устный опрос и контрольную работу, а разнообразные методы и приемы, дающие возможность проявить учащимся самостоятельность и инициативу [16].

Отношение обучающегося к учению преподавателя характеризуется активностью. Активность (учения, освоения содержания и др.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяют следующие компоненты:

1. готовность выполнять учебные задания,

28 стр., 13767 слов

Методы обучения технологии

... деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательно деятельности; методы стимулирования и мотивации долга и ответственности к учению; методы контроля и самоконтроля. практический; наглядный; словесный. Рассмотрим проблему методов обучения на уроках технологии в начальной школе ...

2. стремление к самостоятельной деятельности,

3. сознательность выполнения заданий,

4. систематичность обучения,

5. стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопряжена ещё одна сторона мотивации учения — самостоятельность (деятельность, осуществляемая учащимся без прямой помощи других лиц).

Познавательная активность и самостоятельность неотделимы: более активные — более самостоятельные, недостаточная активность лишает самостоятельности учащихся [23].

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизация — это постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации — формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Пути активизации, используемые в педагогической практике, включают разнообразные формы, методы, средства обучения, их сочетания, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучаемых.

Наибольший эффект активизации достигается в ситуациях, в которых обучаемые должны:

  • отстаивать свое мнение;
  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • ставить вопросы своим коллегам и преподавателям;
  • рецензировать ответы своих коллег;
  • оценивать ответы и письменные работы своих коллег;
  • заниматься обучением отстающих;
  • объяснять непонятное и трудное для усвоения более слабым учащимся;
  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
  • создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий.

Все новые технологии самостоятельного обучения предполагают повышение активности обучаемых: истина, добытая путём собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Большие возможности на этом пути открывает внедрение в учебный процесс интерактивных учебных пособий нового поколения. Они вынуждают обучаемых постоянно отвечать на вопросы, поддерживать обратную связь, взаимодействовать со специализированными компьютерными программами, мультимедийными обучающими системами, использовать текущий тестовый контроль. Режим обучения с помощью этих средств вызывает даже чрезмерное напряжение сенсорных органов и умственных сил обучаемых [26].

Большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Когда студент, работая коллективно в группе учащихся, находясь в тесном общении с ними, наблюдает, какой большой интерес вызывает его деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению учащегося в активную учебную работу, которая постепенно становиться его потребностью и приобретает для него признаваемую им ценность, что приводит к мотивации учения [21].

Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется:

  • положительной эмоцией по отношению к деятельности;
  • наличием познавательной стороны этой эмоции;
  • наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности [28].

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и от того более эффективными в смысле достигаемых целей.

Одним из приемов, водящих в метод эмоционального стимулирования учения — прием создания на занятии ситуаций занимательности — введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. [13].

Эмоциональные переживания вызывают путем применения приема удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на занятии, грандиозность цифр — все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у студентов.

Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений [15].

К методам стимулирования и мотивации учения относятся создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация — это содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы; это психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно-возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания. Дискуссия, при этом, вызывает повышенный интерес к теме. Некоторые педагоги умело используют этот метод активизации учения. Они, во-первых, используют исторические факты борьбы различных научных точек зрения по той или иной проблеме. Включение студентов в ситуации научных споров не только углубляют их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, а на этой основе вызывает новый прилив интереса к учению.

Учебные дискуссии преподаватели создают и в момент изучения обычных учебных вопросов на любом занятии. Для этого специально предлагается обучающимся высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения.

Создание ситуаций успеха в учении.

Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у студентов, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи студентам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Ситуации успеха организуются педагогом и путем поощрения промежуточных действий студентов, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия [20].

Для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности очень важно, чтобы каждый учащийся почувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса. Этому может способствовать личностно-ролевая форма организации учебного процесса. При данной форме организации каждый студент выполняет определенную роль в процессе обучения. Это способствует становлению мотивации этой деятельности, которая приобретает для студентов признаваемую ценность[19].

Различные формы коллективной деятельности дают возможность дифференцировать эту деятельность для разных категорий учащихся, дифференцировать задания так, чтобы сделать их посильными для каждого студента. Это также важно для становления мотивации учения.

Таким образом, для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным образом в оценке работы учащегося был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен быть направлен на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии.

2.2 Пути и способы сохранения мотивации учащихся

Педагогический подход к решению сохранения познавательного интереса должен состоять в том, чтобы:

1. обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни;

2. возбуждать и постоянно поддерживать у учащихся состояние активной заинтересованности (а не равнодушия) окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями;

3. всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующие ее творческой активности, ее целостному развитию[29].

Некоторые способы и формы организации обучения, которые работают на сохранения устойчивого интереса к познанию, и как следствие на самоопределение и развитие личности учащегося:

1. Необходимо развивать любознательность. Огромную роль в достижении этого успеха играет подбор специальных заданий, которые позволяют учащимся проявлять инициативу и творческий подход, воображение, фантазию, мечту.

2. В сохранении познавательной мотивации огромное значение имеет занимательность материала. Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания студента на занятии, его активность. Развитие заинтересованности — это постепенный переход от работы по образцам (воспроизведение) к более сложной, требующей применения умений и навыков пользования словарями, справочниками и, наконец, к самостоятельному творчеству, требующему проявления воображения.

3. Разработка системы творческих аудиторных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.

4. Использовать на уроке свой практический опыт, приводить примеры из жизни.

5. Использовать наглядный материал [29].

Педагогические правила стимулирования учения:

1. Опирайтесь на желание

Главный вопрос для педагога — чего хочет учащийся. Нужно раз и навсегда понять — важно не только то, чего мы сами желаем, но и то, чего хочет учащийся. Не пытайтесь его ломать и переделывать: он не виноват в своих желаниях. Вспомните о природосообразности. Смена направленности устремлений необходима лишь в том случае, если они не совпадают с педагогическими целями.

2. Используйте идентификацию

Заставляйте ваших учащихся страстно чего-то пожелать, пусть это будет даже желание, которое не совсем согласуется с вашими педагогическими намерениями. Главное, чтобы они возникли, и вы смогли бы опереться на них. Подталкивайте ваших учащихся к нормальным человеческим желаниям, оформляйте их смутные стремления в прагматические потребности. Тогда можно будет подобрать конкретные и определённые стимулы для мобилизации усилий.

3. Учитывайте интересы и склонности

Нет ни чем не интересующихся учащихся. Существуют познавательные (учебные) интересы и другие второстепенные интересы (к успеху, деньгам, красивой жизни и др.), а также природные склонности и врождённая любознательность. Именно широта интересов характеризует развивающегося человека: он должен всё попробовать, ощутить, проверить на себе. Есть множество способов обратить второстепенные интересы в мощный стимул воспитания, учения и самосовершенствования. Один из них опирается на склонность учащихся к яркому образу, красивой форме. Интеллект идет на поводу эмоциональных переживаний, связанных с непосредственными побуждениями. Учащийся ищет и находит оправдания для выбора более привлекательного поведения. Д. Карнеги сообщает, что среднего человека больше всего интересует его собственное имя, чем все другие имена, во всём мире вместе взятые[13].

4. Используйте намерения

Намерение возникает на основе потребности. Находите возможность помочь учащимся в осуществлении их намерений. Дело в том, что часть намерений возникает под влиянием ситуационных мотивов и учащиеся не задумываются — хватит ли у них сил, ЗУН, времени, чтобы осуществить задуманное. В жизни такие случаи встречаются довольно часто. Не упрекайте его за невыполненное обещание. Лучше ободрите и помогите принять реальное, выполнимое намерение, а если намерение сложное и требует длительных усилии, то научите учащегося, как постепенно приблизиться к его осуществлению[16].

5. Поощряйте желание добиться признания

Всем людям свойственно желание быть признанным. Многие учатся не ради знаний, а ради признания (престижа).

Их подгоняет высокий уровень притязаний. Не следует пренебрегать этим стимулом, если он укоренился в сознании учащегося и оказывает благоприятный эффект на учебный процесс.

6. Показывайте последствия совершаемых поступков

Наши учащиеся не научены становиться на точку зрения другого человека, представлять себе его переживания. Не научены они оценивать и последствия совершаемых действий, поступков. Если педагог вовремя, эмоционально и убедительно раскроет глаза своих студентов, он получит дополнительный и весомый стимул для изменения поведения в лучшую сторону.

7. Признавайте достоинства

Вызывайте у учащегося энтузиазм и развивайте всё, что есть лучшего в человеке с помощью признания его достоинств. Если этого требуют обстоятельства, то не останавливайтесь и перед лестью. Ведь лесть — это значит говорить человеку именно то, что он сам о себе думает. Пойдите на этот безобидный обман, он может вызвать у вашего учащегося прилив новых сил. Лучше, конечно, если вы способны искренне оценивать достижения учащихся, признать их достоинства. Но у педагогов обычно так много подопечных, что найти единственные и нефальшивые слова для каждого бывает очень не просто. Многие исследования подтвердили неизменную эффективность признания достоинств, потенциальных возможностей учащихся. Люди очень любят, когда превозносятся их достоинства. Д. Kapнeги замечал, что вceгдa предпочтительнее хвалить, чем ругать. Так же он призывал дать другому то, что вы хотите получить от него[13].

8. Одобряйте успехи.

Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим учащимся, но и всем тем, кто проявляет старание в учебной работе. Разумная и одобрительная оценка педагога производит мощную метаморфозу со слабоуспевающими учащимися. Исследования показывают, что основным мотивом творчества является стремление человека к улучшению результатов деятельности. В нём находит проявление одна из фундаментальных социальных потребностей человека — потребность в успехе, в достижениях. Она характеризуется как постоянное соревнование человека с самим собой, в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень исполнения, сделать что-то лучше, оригинально решить возникшую проблему. Стремление к успеху порой затмевает остальные желания человека, превращаясь в навязчивую идею. Педагогам следует отказаться от некоторых стериотипов, искажающих значение личного успеха.

Идя к учащимся педагог должен понимать: если эмоциональное значение поощрения за успех будет сильнее эмоционального значения наказания за неудачу, то постепенно происходит формирование и усиление стремления к успеху. Если же наказание за неудачу более значимо эмоционально, чем поощрение за успех, то постепенно формируется желание избегать неудачи.

9. Сделайте работу привлекательной.

Педагог должен сделать трудную, малопривлекательную работу, учебную деятельность интересной и желанной для учащихся. Для этого используют стимулирование позволением выполнить малопривлекательную работу. Работа, полученная в награду, и воспринимается как награда. Ведь не может быть, чтобы награждали тем, что «наградой» не является. Сделать работу привлекательной помогут вам и ошибки учащихся, точнее ваше отношение к ним. Извлекайте максимум стимулов из ошибок учащихся:

  • «Прекрасная ошибка!»,
  • «Неслучайная ошибка!»,
  • «Ошибка, которая ведёт к истине!»,
  • «Спасибо, твоё мнение не совсем правильное, но даёт пищу для размышлений»[16].

10. Говорите иногда «надо».

Хотя этот стимул использовался чрезмерно, но его возможности ещё не исчерпаны. Учащийся должен испытывать удовлетворение от того, что, преодолевая трудности, поступил как подобает. Кроме того, он должен быть рад и горд, что дело сделано. Это обязательные дополнения к «надо».

11. Используйте ситуацию (Ловите момент).

Дело в том, что стимулы часто подбрасывает сама жизнь, развитие событий. Эти неожиданные, спонтанные, случайные стимулы ничуть не хуже тех, которые долго разрабатываются и тщательно планируются. Нужно лишь суметь заметить их, оценить возможности, быстро сориентироваться и обратить на пользу делу. Целесообразно использовать прием «запрета» на выполнение работы, страстно желая в душе, чтобы она была выполнена быстро и качественно. К умению использовать ситуацию можно отнести и приём управления качеством работы. Чтобы повысить качество, «тормозите» желание на наивысшей точке, сдерживайте порыв, добиваясь особенно тщательного выполнения дел и формируя на этом немало положительных качеств. Учтите, что действие его интенсивность и результативность являются следствием настроения. Это обязывает педагога внимательно следить за его колебаниями[13].

12. Дайте обучаемому шанс.

Д. Карнеги писал: «Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и что он делает всё совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своём поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задаче нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутьё, — и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха» [25].

Формируя познавательные интересы у учащихся, надо иметь в виду, что они не могут охватывать всех учебных предметов. Интересы носят избирательный характер, и один учащийся, как правило, может заниматься с настоящим увлечением лишь по одному-двум предметам. Значит, необходимо индивидуализировать методы поддержания познавательной мотивацию к изучению предмета [27].

Но для обеспечения надежного усвоения материала и сохранения познавательного интереса на занятии необходимо учитывать, не только занимательность материала, но и закономерности изменений умственной работоспособности.

Работоспособность характеризуется с точки зрения ее динамики, в которой выделяется несколько периодов. Указанная динамика проявляется на уровне пары, дня, недели и учебного года, что необходимо учитывать при планировании занятий в учебных заведениях.

В течение занятия:

1. Первые 10 — 15 минут происходит врабатывание — работоспособность не устойчива, эффективность не высока

2. Следующие 45 минут — оптимум, период самой высокой работоспособности.

3. Третий период — предутомление, когда происходит компенсаторная перестройка — учащийся ещё может работать качественно, но уже ценой значительного напряжения. Рекомендованы физические упражнения (физкульт.минутка).

Обычно после этого работоспособность вновь немного повышается и наступает следующий период.(5 минут)

4. Четвертый период — небольшой подъем работоспособности, которые обеспечивают на занятии еще 20 минут эффективной работы.

5. Пятый период — утомление, последние 5-10 минут.

Динамика работоспособности в течение учебного дня:

Первая пара — врабатывание, вторая — оптимум, с третьей начинается снижение работоспособности, которое резко усиливается к четвертой паре. Наступает утомление, которое исчезает при смене деятельности или в процессе отдыха, желательно активного, с изменением двигательной активности.

Изменение работоспособности в течение недели:

1. понедельник — врабатывание;

2. вторник, среда — оптимум, наиболее высокая и устойчивая работоспособность;

3. четверг — спад работоспособности;

4. пятница — работоспособность чуть повышается, но первоначального уровня не достигает;

5. суббота — работоспособность снижена и неустойчива [3].

Основные рекомендации для сохранения познавательного интереса состоят в следующем:

1. Каждый день умственная активность должна сменяться двигательной активностью на свежем воздухе. Двигательная активность — самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления.

2. Начало занятия, учебного дня, недели и года должно быть по возможности облегченным.

3. Непродолжительная по времени гимнастика до занятий оказывает в то же время большое оздоровительное влияние, повышает тонус центральной нервной системы, помогает быстрее войти в работу, а значит, и сократить период врабатывания. Физкульт.минутки на занятиях помогают снять неблагоприятные сдвиги в ряде функциональных систем. Очень важно вводить в физкульт.паузы упражнения для мелких мышц пальцев руки. Это также повышает работоспособность.

4. Наиболее сложный учебный материал, более интенсивные учебные нагрузки, проверочные и контрольные работы целесообразно проводить в середине учебного дня, недели, года.

5. Обеспечить оптимальный уровень активности учащихся также можно с помощью использование заданий и форм работы, которые пробуждают у учащихся чувство ответственности, возникающее как следствие высокой личностной мотивационной значимости задания, возможности принятия самостоятельных решений.

6. Приемы, основанные на прерывании монотонности: например, замена слуховой информации на зрительную и наоборот; введение в занятие элементов группового обучения.

7. Выполнение правила соразмерности требований учебной задачи и возможностей учащегося (дифференциация учебных заданий) [22].

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности, ее структуры и элементов, их соотношения — от этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Успешность учебной деятельности зависит также от ее направленности, какие цели осуществляют учащиеся при этом, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом как самостоятельной целью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, не связанных с содержанием обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как педагог организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер.

Изучение каждого самостоятельного этапа или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Формируя познавательные интересы у учащихся, надо иметь в виду, что они не могут охватывать всех учебных предметов. Интересы носят избирательный характер, и один учащийся, как правило, может заниматься с настоящим увлечением лишь по одному-двум предметам. Значит, необходимо индивидуализировать методы поддержания познавательной мотивацию к изучению предмета.

Но для обеспечения надежного усвоения материала и сохранения познавательного интереса на занятии необходимо учитывать, не только занимательность материала, но и закономерности изменений умственной работоспособности. Работоспособность характеризуется с точки зрения ее динамики, в которой выделяется несколько периодов. Указанная динамика проявляется на уровне пары, дня, недели и учебного года, что необходимо учитывать при планировании занятий в учебных заведениях.

3. Экспериментальное исследование учебной мотивации у студентов

3.1 Организация и методы проведения исследования

Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями учащихся могут быть совершенно различные причины.

Выборку составили студенты 1 курса факультета ПГС — 23 человека, студенты-психологи 3 курса — 10 человек.

Всего в исследовании участвовало 33 человек в возрасте 18-24 лет.

Для проведения исследования использовалась методика «Мотивация учебной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)».

Методика может применяться для диагностики мотивации учебной деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации.

Методика состоит из 7 утверждений, которые необходимо оценить по 5-тибальной системе. (Приложение A) Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.

ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2

ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3

ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное)

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

Внешняя мотивация — эта мотивация может быть спровоцирована какими-либо внешними обстоятельствами. Например, это может быть повторение аффирмаций, процесс визуализации, чтение чужих историй о достижении жизненного успеха и т.д. Одним словом все то, что мы увидели или услышали, и в нас зародилось желание совершенствования.

Внутренняя мотивация — эта мотивация начинается с внутреннего побуждения к достижению цели. То есть, если Вам чего-то захотелось самому, у Вас появилось внутреннее желание и оптимизм, которое греет душу изнутри, то этот смело можно назвать внутренней мотивацией.

Положительная мотивация — эта мотивация несет в себе заряд бодрости и позитива. По-другому положительную мотивацию можно назвать мотивацией достижения успеха. Она толкает нас к активности и совершению действия в пользу успеха.

Отрицательная мотивация — это полная противоположность положительной мотивации. В этом случае в основе достижения лежит пессимизм. Он несет в себе негативный заряд. По-другому отрицательную мотивацию называют мотивацией избегания неудачи [30].

3.2 Результаты исследования

Результаты исследования мотивации учебной деятельности учащихся 1-го курса по методике К. Замфир в модификации А.

Судя по диаграмме можно сказать, что у большинства студентов 1-го курса (64%) на первом месте находится внутренняя мотивация. Такие студенты ориентированы в своей деятельности на её общественную и личную значимость; удовлетворение, которое они получают в процессе обучения. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, без внешнего давления.

Меньшим количеством студентов (21%) движет внешняя положительная мотивация. Это значит, что студенты ориентированы на поощрение положительными оценками, одобрение со стороны преподавателя, возможности саморазвиваться, т.е. стимулы, ради которых они считают нужным приложить свои усилия.

У 12% студентов первого курса в привилегии находится внешняя отрицательная мотивация, то есть мотивами их деятельности являются наказание, критика, осуждения и других санкций негативного характера.