Школьный возраст — возраст учения, когда приходится усваивать сравнительно большое количество учебного материала, в котором заключены основы наук, искусства, морали, права и других развитых форм общественного сознания. Основная образовательная задача школы состоит в обеспечении активного, сознательного, прочного и систематического усвоения знаний.
Современная система образования характеризуется многообразием научно-методических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения. Но все это не меняет того общего положения, что ученик должен обладать определенным потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Изучая окружающую среду и приспосабливаясь к ней, человек в то же время подготавливается образованием для встречи с собственным «Я». Научить ориентироваться в новой среде, согласовывать себя не только с природой, но и с социумом может педагог, основывающий свою дидактику на методологии современной науки, владеющий методами совершенствования личности, способный к саморазвитию и управлению развитием воспитуемых.
Актуальность исследования заключается в том, что в процессе поиска возможностей более эффективного использования различных типов уроков особую значимость в современной общеобразовательной школе приобретает форма организации учебной деятельности учащихся. Одной из наиболее современных и востребованных является коллективная форма учебной деятельности.
До недавнего времени в дидактике рассматривались только три формы деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная. С середины 60-х г. ХХ века был высказан ряд критических замечаний, связанный с недостаточным использованием учителем на уроке коллективной формы учебной деятельности учащихся. В учебных пособиях по педагогике и дидактике последних лет наряду с другими формами деятельности стала рассматриваться и коллективная форма, ставшая одной из наиболее востребованных в современной общеобразовательной школе.
Современные дети отличаются широкой информированностью, рационализмом, расчетливостью, потерей терпимости к ошибкам и недостаткам окружающих людей (как следствие — рост отчужденности, отсутствие интереса друг к другу).
Проблемы организации работы в школе — теряется опыт коллективной работы, отдается предпочтение индивидуальному подходу. При этом индивидуальная работа включает в себя «борьбу» с педагогически запущенными детьми и создание условий для одаренных детей. Дети, не входящие в эти две категории (то есть не доставляющие беспокойства или успеха) остались вне педагогического внимания. Так быть не должно.
Технологическое обучение в современной школе
... рекомендуется освоение раздела «Современное производство и профессиональное образование» и проектная деятельность учащихся. Желательно, чтобы темы творческих работ и проектов учащихся сельских школ носили комбинированный характер, сочетая технологии технического и сельскохозяйственного труда. ...
В настоящее время существующая в образовании тенденция рассматривает весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества, и при этом обнаруживает себя проблема учебного сотрудничества, т. е. коллективных, групповых форм работы. Учебное сотрудничество в образовательном процессе состоит из совокупности взаимодействий: учитель — ученик (ученики), ученик — ученик, общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе. Практика обучения при внедрении коллективных форм работы в учебный процесс убедительно показывает, что именно организационная форма обучения »ученик — ученик» (учебное сотрудничество) предоставляет значительные резервы для формирования познавательной мотивации, способствующей повышению эффективности обучения, самооценки и развития личности ребёнка в целом.
С точки зрения диалектического подхода, реализованного в способе диалектического обучения, переход от организационной формы »учитель — ученик» к сотрудничеству на уровне »ученик — ученик» позволяет осуществить переход от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным отношениям в образовательном процессе, что способствует личностно — ориентированному подходу в обучении, о котором так много говорится в настоящее время. В этих условиях организация групповой работы способствует выведению учебного процесса на уровень простой и сложной кооперации, вследствие чего, с одной стороны, преодолевается ограниченность индивидуального интеллекта, а с другой стороны — изменяется направленность индивидуальной работы, которая становится общественно направленной.
В основе организации учебной деятельности в системе способа диалектического обучения — простая и сложная кооперация, органично включающая индивидуальный труд школьников, выступает как средство, с помощью которого ученики получают реальные »рычаги» управления собственной деятельностью как совместной, так и индивидуальной. Этими »рычагами» являются функции учебной деятельности, которые при определённой организации групповой работы учащихся постепенно передаются детям: логическая и исполнительская полностью, а управленческая — частично. Кроме того, в условиях сложной кооперации каждый ученик выполняет определённое задание, которое он вправе выбрать самостоятельно в соответствии со своими способностями, интересами, осуществляя осмысленную свободу выбора. При этом в совместной деятельности происходит взаимовлияние субъектов саморазвития (обмен межсубъектными деятельностями), расширенное воспроизводство знаний, свободное общение.
При систематической организации коллективной работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми.
Научная и практическая значимость определили выбор темы исследования «Организация коллективной работы учащихся на уроках технологии».
Организация совместной работы учащихся на х технологии
... в разработке комплекса уроков по технологии в которых содержатся задания, направленные на развитие технологического мышления и пространственного воображения учащихся средствами проблемных ситуаций. Базой для организации опытно-экспериментальной работы явилась ГОУ ...
Цель курсовой работы заключается в исследовании коллективных форм обучения в средней школе на уроках технологии, как одного из важнейших показателей развития личности учащегося.
Гипотеза:
На мой взгляд, курсовой проект будет реализован наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:
1) глубокого теоретического анализа психолого-педагогической литературы;
2) при изучении учебно-методической литературы о формах организации учебной работы;
3) апробирования коллективных форм организации учебного процесса на уроке технологии в основной школе.
Задачи курсовой работы:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) изучить учебно-методическую литературу о формах организации учебной работы;
3) апробировать коллективные формы работы организации учебного процесса на уроке технологии в основной школе.
Предметом курсовой работы является коллективные методы обучения на уроках технологии.
Объектом исследования является учебный процесс при коллективной форме обучения на уроках технологии в средней школе.
1. Теоретические основы коллективной деятельности учащихся на уроках технологии
1.1 Психолого-педагогические характеристики коллектива
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.
Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.
Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между учащимися. Круговая порука и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат личные, узкогрупповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма.
Детально определял сущность коллектива А.С. Макаренко. “Нельзя представить себе коллектив, — писал он, — если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив-это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище”.
Разработка содержания домашней самостоятельной работы учащихся ...
... воспитания. Говоря об учебной деятельности, исследователи традиционно имеют в виду работу ученика в классе. Однако организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по ... ряд достижений в разработке теории обучения, однако, ряд актуальных вопросов теории и практики самостоятельной работы учащихся в процессе обучения разработан ...
Таким образом, воспитательный коллектив-это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.
В школе обычно все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение.
В общешкольный коллектив входят первичные коллективы (классы).
Для выполнения работ на непродолжительное время могут создаваться временные коллективы (различные кружки, коллективы художественной самодеятельности и т.д.).
Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во- вторых, необходимо организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.
В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся.
В процессе организации деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание и воспитание сплоченного коллектива.
Успешность протекания в коллективе воспитательной работы во многом зависит от первоначальных вкладов в его организацию. Создание коллектива нужно начинать с умелого предъявления педагогических требований к воспитанникам. Правильное предъявление педагогических требований в самом начале воспитательной работы со школьниками организует их поведение, способствует улучшению их работы и таким образом вносит в жизнь и деятельность коллектива элементы сплоченности и единства стремлений. Так закладываются основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива.
Для того чтобы педагогические требования поддерживались всеми учащимися, необходимо стремиться к тому, чтобы их поддерживала более сознательная часть учащихся. Поэтому в воспитательной работе с коллективом большое значение имеет воспитание ученического актива, развитие его самостоятельности и принципиальности.
Развитие коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности. А.С. Макаренко сформулировал закон движения коллектива, суть которого состоит в том, что коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов и оказывать все более сильное влияние на развитие и личностное формирование своих членов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Вот почему в системе коллективного воспитания большое значение имеет организация перспективных устремлений учащихся, постановка перед ними постоянно усложняющихся целей и увлекательных перспектив.
Развитие творческих способностей учащихся с нарушениями слуха ...
... творческие способности у глухих учащихся. Нужно не просто дать материал, провести работу в более удобной форме, при этом используя средства информационных технологий, а построить процесс обучения таким образом, чтобы у ...
Существенным фактором развития зрелости коллектива является формирование здорового общественного мнения. Благодаря здоровому общественному мнению в коллективе реализуется положение А.С. Макаренко о педагогике “параллельного действия”. Суть его заключается в том, что при наличии принципиальных и здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на отдельных его членов и, наоборот, воздействие на отдельного ученика влияет на весь коллектив. Иначе говоря, достигается такая зрелость коллектива, когда он по-настоящему выступает как субъект воспитания, когда исчезает всякая почва для круговой поруки и замыкания в узкогрупповых интересах. Коллектив начинает функционировать как хорошо организованная и социально-здоровая ячейка нашего общества.
При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма у трудящихся. Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач; чувство защищенности каждого члена коллектива. Если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как:
- организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью,
- нравственно-воспитательная и личностно-развивающая, когда коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения учащихся,
- стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и самодеятельности всех членов в повышении содержательности и здоровой целенаправленности своей жизни.
1.2 Анализ существующих методов коллективной деятельности учащихся
Процесс обучения, как процесс передачи накопленного опыта подрастающим поколениям долгое время (вплоть до конца XVI в.) в основном носил характер индивидуального ученичества. Это позволяло дифференцированно осуществлять процесс обучения, но затрудняло процесс формирования межличностных отношений. Впервые опыт коллективного обучения был применен и обоснован Я.А. Коменским. С возникновением и развитием коллективных форм обучения возникла и необходимость принципа индивидуального подхода к учащемуся.
Именно в коллективе появляется потребность самовыражения, потребность в общении и в подражании. Поэтому необходимо воспитывать учебную группу именно как коллектив, что и является одним из важнейших условий для активной работы каждого ученика.
Обучение — это общение между обучающимися и обучаемыми, т. е. общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает. Общение, в процессе которого и посредством которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности.
Обучения вне общения не существует. Общение может происходить непосредственно (через устную речь, люди слышат и видят друг друга) и опосредовано (через письменную речь), когда люди не видят и не слышат друг друга.
Содержание, формы и методы обучения учащихся V-VII классов технологии ...
... общих положений обучения учащихся в образовательной области «Технология» на основе личностно ориентированного подхода; результаты экспериментальной работы по обучению учащихся V-VII классов технологии обработки ... видами деятельности учащихся на уроках технологии являются упражнения, дизайн – анализ изделий и услуг. Сердцевиной технологического образования является проектный метод обучения учащихся. ...
Опосредованное обучение между обучающимися и обучаемыми в учебном процессе дает нам индивидуальную форму организации учебной работы. Ученик выполняет учебные задания (пишет, читает, решает задачи, ставит опыты), и при этом ни с кем не вступает в прямое общение, никто с ним не сотрудничает.
Непосредственное общение между людьми имеет различное построение: может происходить в паре (парная форма организации обучения, например два ученика совместно прорабатывают статью, решают задачи, разучивают стихотворения), со многими людьми (групповая форма организации учебного процесса, если один учит нескольких человек).
Коллективный способ обучения.
Под коллективным способом обучения (КСО) подразумевается общественно-исторический способ обучения, при котором не групповая, а коллективная форма становится определяющей, системообразующей формой организации всей структуры учебно-воспитательного процесса в школе и других учебных заведениях.
Коллективная форма обучения — это работа учащихся в парах сменного состава, при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, т.е. обучающим коллектив, т.е. все обучают каждого и каждый обучает всех.
Приемы и методы КСО:
- взаимные диктанты в парах сменного состава;
- разучивание стихотворений;
- работа в парах сменного состава по карточкам;
- методика М.Г. Булановской;
- взаимообмен заданиями (ВОЗ);
- методика работы по вопросникам;
- методика Ривина А.Г.;
- сотрудничество учащихся «по вертикали»;
- педагогика сотрудничества и «погружение».
Основные, часто используемые приемы КСО и методы рассмотрим более подробно.
Методические приемы, используемые на коллективных занятиях
Взаимные диктанты. Предварительно нужно заготовить достаточно текстов и наклеить на карточки на одни и те же правила.
Порядок работы:
1. Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (без предварительного чтения текста в целом).
2. Потом тот, кто писал, диктует, а который диктовал соответственно пишет.
3. Потом каждый берет тетрадь своего соседа (партнера) и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант.
4. Открывают карточки и проверяют вторично (но уже вместе) сначала один диктант, а потом второй.
5. Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор ошибок.
6. Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.
7. Снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи.
Совместная работа пары заканчивается. Ее участники находят новых партнеров, обмениваясь карточками. Новенькому диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Т. е. над диктантом каждый ученик работает дважды, один раз он пишет сам и делает разбор ошибок под контролем товарища, другой раз он диктует этот текст, проверяет, требует разбора ошибок.
Работа по вопросникам.
Устное письменное выполнение упражнений:
1. Ученики выучивают правило и выполняют по нему упражнение.
2. Один ученик из пары проверяет, как другой усвоил правило (теорию) и предлагает выполнить упражнение.
Методика обучения разделу технологии «Ремонт и обновления одежды»
... методика обучения разделу технологии «Ремонт и обновление одежды». Цель исследования: раскрыть методику обучения разделу технологии «Ремонт и обновление одежды». Задачи исследования: 1. Раскрыть особенности ремонта одежды. 2. Показать основные направления обновления одежды. 3. Разработать уроки технологии по ...
3. Другой ученик из пары предлагает выполнить своему напарнику сое упражнение. Затем они расходятся для работы в следующей паре.
Решение задач и примеров.
Учитель предварительно обучает учащихся ставить вопросы друг другу, которые требуют умения вдумываться в условия задачи, анализировать ее состав и содержание, выполнять обоснованные действия с целью решить задачу.
Ученик ведет себя как учитель: «Прочитай условия задачи. Скажи что известно в задаче. Что нужно найти? Как ты будешь это находить? Какое действие выполнишь первым? Что ты узнаешь?
1. Раздаются карточки, на каждой карточке по одной задаче. У каждого задачи разные. Работают самостоятельно, не переговариваясь с товарищами.
2. Учитель проверяет.
3. Работа в парах. Обмениваются карточками (задачами).
Один из пары становится учителем, другой — учеником. Учитель дает свою карточку ученику, предлагает прочесть задачу и затем ставит вопросы по содержанию задачи и ее решению. Когда решение закончено, карточка передается тому, кто по ней отвечал, т.е. ученику. Теперь ученик становится учителем и ставит вопросы своему «бывшему» учителю по своей карточке (задаче).
Партнеры обмениваются карточками и работают в других парах.
Методика взаимообмена заданиями (методика А.Г. Ривина).
Сущность методики взаимообмена заданиями заключается в следующем: передача информации от одного ученика (носителя данной информации) другому ученику (не обладающему данной информацией) при работе в парах сменного состава — проговаривание данной информации и запись ее в тетрадь партнера.
Для того чтобы изучать новые темы курса с помощью данной методики, надо сначала использовать работу в постоянных парах.
Другие методы:
- работа в группах,
- работа в постоянных парах,
- работа с устными и письменными текстами на уроке (лекция, беседа, рассказ, объяснение нового материала),
- учебные задания (задания исследовательского характера, задания по поиску новых технологий, имитационные упражнения, которые могут носить двигательный и умственный характер, обучающие игры),
- внеурочные формы занятости учащихся (коллективный труд в организованных по интересам детей кружках, клубах, секциях, участие детей в разнообразных массовых мероприятиях: экскурсиях, конкурсах, соревнованиях, технических играх и т.д.).
1.3 Особенности образовательной области «Технология»
Образовательную область «Технология» можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, работы в коллективе. Так же принципиально важным в преподавании «Технологии» в школе является направленность на формирование у учащихся культуры: технологической, проектной, экологической, человеческих отношений, труда, дома (быта).
Согласно базисному учебному плану «Технология» является самостоятельной образовательной областью, интегрирующей материальные технологии (трудовое обучение) и/или информационные технологии. Также в ней может реализовываться черчение, профильная, профессиональная подготовка, различные интегрированные курсы и проекты.
Главной целью обучения в образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности.
Технология и методика обучения работе на швейной машине, как ...
... является проектирование занятий технологического обучения по разделу «Машиноведение», в частности технология работы ... ручной тяжелый и малопроизводительный труд машинным – такую задачу стремилась ... учащихся воспитываются готовность к проявлению творчества, преодолевается барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. П р е д м е т о м работы ...
Подготовка подрастающего поколения к общественно-полезному труду — важнейшая задача всей учебно-воспитательной работы в школе. Общественно-полезный труд приобщает школьников к активному труду ради людей — ради товарищей по классу, ради друзей по школе, ради жителей микрорайона, ради ветеранов войны и труда, ради детей из ближайшего детского дома и многое другое. Ежегодно школьники участвуют в субботниках и воскресниках по уборке пришкольной территории, по благоустройству садов и парков района, по приведению в порядок территорий, находящихся в ведении садово-паркового хозяйства района.
Минимальное содержание образовательной области «Технология» в средней общеобразовательной школе состоит из общей составляющей для любых уровней (вариантов) обучения учащихся. В нее входят основные компоненты практической деятельности человека (понятия и виды деятельности) по ведению творческой преобразовательной и предпринимательской деятельности, культуре труда, технологической и потребительской культуре, профессиональной ориентации, которые структурно составляют основу обучения по традиционным направлениям: технический, обслуживающий труд; профильной (углубленной, допрофессиональной) или профессиональной подготовке.
Вместе с тем, образовательная область «Технология», как область наиболее связанная с практической деятельностью обучающихся (предполагается, что 70% учебного времени будет уделено практической работе), должна способствовать подготовке к активному участию обучающихся в жизни общества, в организации и работе трудовых коллективов и в семье, как основной ячейке общества. Это предполагает:
- политехническое развитие молодёжи, ознакомление её с основами техники, современными перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации с учетом экономических, экологических и предпринимательских знаний, социальных последствий использования технологий;
- творческое и эстетическое развитие обучающихся, в частности в процессе выполнения проектов и художественной обработки материалов;
- овладение обучающимися общетрудовыми умениями и навыками, в том числе культуры труда, человеческих отношений и бесконфликтного общения, необходимых для жизни в коллективе, семье;
- обеспечение учащимся возможностей самопознания, изучения мира профессий, приобретение практического опыта элементов профессиональной деятельности с целью обоснованного профессионального самоопределения.
Область «Технология» входит в базовое ядро общего образования, обеспечивающее минимально необходимые технико-технологические требования к уровню подготовки обучающихся, основанные на соблюдении инвариантных принципов создания единого образовательного пространства; существенно влияет на сохранение и возрождение лучших традиций народной культуры, промыслов, мастерства, способствует дальнейшему экономическому и социальному прогрессу страны.
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
- сформировать политехнические знания об основных наиболее распространенных и перспективных технологиях и систему умственных, сенсорных и физических действий;
- ознакомить с основами современного производства и сферы услуг;
- развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
- обеспечить осуществление учащимися самопознания, изучение мира профессий, выполнение профессиональных проб с целью адекватного профессионального самоопределения;
- осуществить воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения (нравственное воспитание);
- воспитывать бережное отношение к природе и природным ресурсам, формировать активную экологическую жизненную позицию в процессе учебно-трудовой деятельности (экологическое воспитание);
- овладеть основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
- использовать в качестве объектов труда потребительские изделия и оформлять их с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения их конкурентоспособности при реализации, развивать художественную инициативу ребёнка (эстетическое воспитание);
- привить первоначальные жизненно необходимые знания и умения вести домашнее хозяйство и экономику семьи.
В течение всего периода обучения «Технологии» в российской школе каждый учащийся должен выполнить 10 проектов — по одному проекту в год, начиная со второго класса.
ЛЕГО-конструирование как способ организации конструктивно-модельной ...
... Особенности применения Лего-конструирования для детей дошкольного возраста. Разработать план реализации программы формирования конструктивно-модельной деятельности средствами Лего-конструирования. Предоставить методическую разработку занятия по программе формирования конструктивно-модельной деятельности средствами Лего-конструирования. Глава ...
Под проектом понимается творческая завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребёнка. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная с младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей общества, школы, семьи в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технологических возможностей и экономической целесообразности, выдвижении идей проекта, разработке конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), ее осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации. Сложность проекта определяется знаниями, умениями и способностями учащихся. Цель проектов — сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся, воплощенных в конечные конкурентоспособные потребительские продукты или услуги, способствовать творческому развитию личности.
Во время выполнения проекта учащиеся продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения проекта на базе предыдущих разделов курса. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена коллективно, частично в домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей на качественно новом уровне. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.
В соответствии с целями образовательной области «Технология» система обучения должна быть не дисциплинарно-ориентированной, а проектно-созидательной. Содержание обучения должно включать учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проектов деятельности. Необходимо обеспечить интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. В основе учебного процесса должно лежать овладение способами приобретения знаний, а не просто их усвоение.
Необходимо реализовать сочетание репродуктивного обучения (60-70% учебного времени) и развивающего обучения, в частности выполнения проектов (30-40% учебного времени).
При реализации развивающего обучения учитель координирует учебный процесс, наблюдает, косвенно руководит деятельностью учащихся, помогает в выборе решений, активизирует самостоятельную деятельность учащихся, диагностирует развитие личности учащихся.
Учащиеся объединяются в группы по интересам, планируют свою деятельность, применяют знания из других образовательных областей, включаются в исследовательскую деятельность, осуществляют самоконтроль и самоанализ, ищут и выбирают пути исследования.
2. Выбор оптимальных методов организации коллективной деятельности учащихся на уроках технологии
2.1 Методы коллективной деятельности на уроках технологии
Уроки технологии таят огромные, часто не всегда полностью используемые возможности для нравственного воспитания. На них учитель воспитывает культуру труда, положительное отношение к труду и ответственность за труд, умение работать сообща, творческое отношение к труду.
Воспитательное влияние на детей оказывает характер изделий, которые они создают на уроках. Как правило, эти изделия должны иметь определенную практическую ценность, приносить пользу самим школьникам или другим. Когда ученик знает, что результатами его труда будут пользоваться другие люди и что созданные им изделия оценят его товарищи или взрослые, он сам начинает предъявлять повышенные требования к качеству своей работы, стараться работать так, чтобы не стыдно было показать свою работу.
Ребенок на собственном опыте начинает понимать, что тот, кто получит небрежно, некрасиво и непрочно сделанную вещь — малыш из детского сада, одноклассник, мама, папа, бабушка, будет огорчен тем, что получил изделие, сделанное без старания, плохо. Уверенность детей в том, что из их рук выходят полезные вещи, необходимые другим людям, вызывает у ребят чувство удовлетворения, желание работать хорошо, на основе чего и формируется любовь к труду.
Очень важно на технологии научить детей работать сообща, чтобы чувство ответственности за свой труд сочеталось у них с заботой о результатах общего труда, формировать и развивать привычку делиться с товарищем своим опытом. Дети на уроках технологии приучаются пользоваться общим инструментом, заготовками материала, сообща трудятся над каким-то изделием. Отношения зависимости, возникающие во время выполнения коллективной работы, дают возможность научить школьников работать по общему плану, в общем темпе, видеть общую трудовую задачу, помогать неумеющим.
Учитель объясняет учащимся, что значит дружно работать, как нужно помогать друг другу, чему можно научиться друг у друга. Это совершенно необходимо не только в коллективных, но и в индивидуальных формах работы. Поощряя общение учащихся на уроках труда, учитель должен в то же время следить за тем, чтобы никто не выполнял работу за другого, чтобы без причины первоклассники не искали помощи товарищей.
Коллективной работой является такая, которая предполагает выполнение одного задания группой детей или всем классом (например, изготовление подарков для детского сада, школы).
В таких случаях всегда необходимы разделение труда, общий план работы, общая ответственность за ее результат. Формы коллективных занятий первоклассников требуют специального отбора содержания такой работы и продумывания ее организации.
Коллективные формы работы на уроках технологии можно использовать лишь после того, как дети приобрели необходимые навыки обращения с материалами и инструментами. Наличие у детей этих навыков дает учителю возможность направить свое внимание исключительно на организацию коллективной работы учащихся и воспитание правильных взаимоотношений в каждой работающей группе.
Следует помнить, что интереса к труду и овладения трудовыми навыками недостаточно для успешной коллективной работы. Коллективному труду детей надо учить. Работа вдвоем — самая простая форма коллективного труда.
Обычно дети сидят за партой по двое, но выполняют задания учителя индивидуально, не общаясь друг с другом, не делясь материалами и инструментами. Иногда они помогают друг другу, но это явление случайное, педагогически не организованное.
Работа парами предполагает предварительное обсуждение предстоящего задания. Школьники должны заранее знать, что им предстоит сделать на уроке, подумать, какой материал надо приготовить для этого.
Учитель обращает внимание детей на то, чтобы во время работы они не мешали друг другу, не ссорились из-за инструмента и материалов. Материал нужно разделить поровну, по справедливости или так, как этого требует работа. Это самое простое, с чего начинается дружный совместный труд. Обычно дети охотно помогают друг другу, но не всегда знают, в какой форме нужно оказывать помощь. Надо предупредить детей, что нельзя выполнять работу за другого.
В парной работе можно использовать разделение труда при выполнении операций, которыми дети уже овладели. Если сначала дети работают по двое так, как обычно сидят, то затем в воспитательных целях полезно перестраивать пары.
Если дети различаются по степени самостоятельности и умения, надо дать им возможность поработать вместе, до тех пор, пока более слабый не научится чему-то у сильного, а затем поставить его в позицию более сильного по отношению к другому товарищу. Когда учащийся окажется в роли старшего, это укрепит его веру в свои силы. Иногда сильным учащимся, которым свойственно зазнаваться перед одноклассниками, полезно дать в пару более умелого товарища, чтобы они почувствовали, что есть в классе и более умелые ребята.
При работе по группам весь класс делится на группы в три-четыре человека. Они могут быть организованы по желанию самих учащихся, по выбору учителя или в зависимости от характера работы. Надо внимательно присмотреться к каждой группе. Если дети работают недружно, жалуются друг на друга, не умеют организовать работу, учитель должен помочь им советом или изменить состав группы.
Двое дружных и спокойных ребят обычно способны повлиять на третьего, если тот ведет себя неорганизованно. Один инициативный ребенок может оказаться неплохим организатором работы в группе, состоящей из двух-трех малоинициативных детей.
Если дети трудятся дружно и справляются с учебными заданиями, никаких перестановок в группе некоторое время делать не следует. Пусть учащиеся получат удовольствие от совместной работы. Педагог может произвести изменения в составе групп только с целью развития инициативы одних, воспитания скромности у других, т. е. решая воспитательные задачи, связанные с формированием товарищеских взаимоотношений между детьми.
2.2 Работа в группах, как метод организации коллективной деятельности учащихся на уроках технологии
Групповая работа является одной из форм организации коллективной деятельности учащихся и подразумевает временное разделение класса на группы для совместного решения определённых задач и выполнения заданий. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместный результат.
Актуальность:
- урок технологии нельзя построить без работы в группах;
- групповая работа позволяет развивать навыки сотрудничества, межличностного общения;
- передача опыта;
- подготовка к взрослой жизни.
При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперативно-групповые и дифференцированно-групповые:
- звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся.
- бригадная форма организует деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся.
- кооперативно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания.
- дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков.
Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредовано через звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.
Организация работы в группах:
- учащиеся должны обладать знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания;
- инструкции должны быть четкими, лучше всего записать инструкции на доске или на индивидуальных карточках;
- группа должна получить достаточное время на выполнение заданий;
- группа, завершившая работу раньше, должна получить дополнительное задание;
- во время работы группы, учитель, наблюдая за работой, не должен отвлекать внимание на себя, вмешиваться в ход обсуждения проблемы;
- для методов совместного обучения характерен повышенный по сравнению с традиционным уроком уровень шума.
Заключение
Применение коллективных форм организации при обучении учащихся на уроках технологии является производным от принципа оптимального взаимодействия и сочетания форм организации учебно-познавательной деятельности.
Организация коллективной работы, прежде всего, предполагает обучение правильному распределению обязанностей, требует проведения разъяснительной работы, направленной на то, чтобы убедить детей, что коллективная деятельность, построенная на основе распределения функций (т.е. выполнения каждым отдельных операций, являющихся частью целого), координации усилий членов группы, является прогрессивной. При правильной организации такая работа идет на пользу всем, обеспечивая социальную и моральную поддержку, способствует развитию каждого ребенка как личности.
При распределении обязанностей на уроках технологии необходимо научить ребят подчиняться товарищам, добросовестно выполнять свои обязанности наедине с самим собой; научить следовать заданным в группе правилам поведения. Выполнение в группе роли подчиненного развивает у учеников дисциплинированность. Выполнение роли руководителя для каждого одновременно почетно и ответственно. Кроме того, руководство товарищами по группе с целью координации их усилий развивает оперативность и гибкость мышления. Важным условием достижения успеха при хорошем взаимодействии членов группы друг с другом являются благоприятные личные взаимоотношения.
Судить о том, является ли работа на уроках технологии коллективной, можно по следующим признакам:
- класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
- организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителя;
- действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
- есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.
Таким образом, изучив психолого-педагогическую по теме исследования и учебно-методическую литературу по формам организации учебного процесса, проанализировав её, я пришел к выводу, что работа в парах и работа в группах являются самыми эффективными методами организации коллективной работы учащихся применительно к образовательной области «Технология».
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/organizatsiya-kollektivnoy-rabotyi-na-urokah-tehnologii-kursovaya/
педагогический коллективный школьный
1. Андрианова Г.А., Творческие уроки. М: ИНФРА, 1994.
2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М., Педагогика, 1989.
3. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения.- Красноярск, 1984.- С. 81-122.
4.Еремина Е.М., Цукерман Г.А. Эффективность коллективно-распределенных форм обучения // Новые исследования в психологии. 1979. N 2(21).
5. Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении. // Начальная школа плюс До и После. 2002., 11. — С. 4-6.
6. Матис Т.А. Изучение психических новообразований совместной учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В.Давыдова и др. М., 1982.
7. Мкртчян М.А. Коллективный способ обучения. Практический курс. — г. Саяногорск, Мысль, 1990.
8. Первые шаги перехода от группового способа обучения (ГСО) к коллективному способу обучения (КСО): методические рекомендации. — Крас, ун-т, Красноярск, 1985.
9. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
10. Снопков В.Т. Уроки и проблемы. — Коллективный способ обучения, № 2, Красноярск, 1995.
11. Терентьева Т.И., Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Технология М., 2003.
12. Цукерман Г.А. Предметность совместной учебной деятельности // Вопр. психол. 1990. N 6.