Кардинальные изменения социально-
Технологическая подготовка в современной школе призвана вносить свой вклад в гармонизацию личностных устремлений и способностей человека в соответствии с общественными потребностями и интересами. Она должна быть направлена на познание и овладение молодыми людьми общественных отношений, управление ими.
Технологическая подготовка подрастающего поколения и учащейся молодежи — целостный непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, который направлен на подготовку к трудовому образу жизни, формированию практической и нравственно-психологической готовности к умственному и физическому труду на общее благо [4].
Цель технологической подготовки — сформировать готовность к добросовестному, творческому труду в народном хозяйстве, способствовать укреплению здоровья, всестороннему, гармоничному развитию личности [14].
Образовательная область (ОО) «Технология» является необходимым компонентом обучения, воспитания и развития всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному
Именно этот учебный предмет обеспечивает использование самых
В настоящее время возникла угроза существенного ухудшения
Отсутствие технологии в 9-м классе нарушает преемственность в системе её изучения, осложняет технологического профиля обучения, который в отличие от гуманитарных профилей, как правило, и не реализуется из-за отсутствия преподавателей, материальной базы и методического обучения.
Квалификационная работа «Контрольно — измерительные ...
... контроля технологической подготовки школьников. Поэтому темой данной выпускной квалификационной работы является «Контрольно – измерительные материалы технологической подготовки школьников». Цель исследования – разработка контрольно – измерительных материалов технологической подготовки школьников. Объект исследования – учебный процесс в 5 классе при организации контроля знаний учащихся. Предмет ...
Снижение статуса ОО «Технология» в школе, фактическое свертывание профориентации делают ещё менее престижными для выпускников профессии в сфере материального производства, обостряют проблему комплектования и подготовки кадров в системе начального и среднего профессионального образования.
Дальнейшее развитие ОО «Технологии» в системе общего образования, эффективность подготовки учащихся к трудовой деятельности и конкуренции на рынке труда и профессий во многом зависят от качества научных и практических результатов исследований, обобщения достижений передового опыта, их внедрения в практику. Важно, чтобы педагоги и руководители общеобразовательных учреждений, а также законодатели осознали социальную и экономическую значимость технологического образования школьников — этой важнейшей составляющей их развития [9; 14].
2. Технология как учебный предмет
2.1 Основные содержательные линии предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью
Каждое направление включает в себя базовые технологические и инвариантные разделы. Базовым разделом для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа обязательно включает в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».
Для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» базовыми являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа направления «Технология. Обслуживающий труд» обязательно включает в себя также разделы «
Базовыми разделами для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» являются разделы «Растениеводство» и «Животноводство». Поскольку в сельской школе традиционно дополнительно к технологиям сельскохозяйственного труда изучаются либо технологии промышленного производства, либо технологии сферы сервиса, для учащихся таких школ, с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве, создаются комбинированные программы, включающие разделы по технологиям растениеводства и/или животноводства, а также базовые и инвариантные разделы по технологиям технического труда или обслуживающего труда. Комплексный учебный план в конкретной сельской школе при этом составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в данном регионе. Для таких комбинированных программ рекомендуется освоение раздела «Современное производство и профессиональное образование» и проектная деятельность учащихся. Желательно, чтобы темы творческих работ и проектов учащихся сельских школ носили комбинированный характер, сочетая технологии технического и сельскохозяйственного труда. Необходимые сведения о профессиях промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, путях получения профессионального образования даются сельским школьникам в содержательно общем для обоих направлений разделе по профессиональному самоопределению.
Проблемы использования информационных технологий в сфере образования
... проблемы, стоящие перед информационными технологиями исследовать возможность применения информационных технологий в системе школьного образования раскрыть различные методы в применении информационных технологий в процессе среднего профессионального образования рассмотреть варианты применения информационных технологий в сфере высшего образования При подготовке ...
В виду объективных трудностей обеспечения сельских школ деталями или конструкторами для технологий, относящихся к электронной
Учитывая значение технологического образования для
Для профилей
Для технологического профиля общеобразовательной подготовки учащихся 10 и 11 классов на изучение курса технологии в Федеральном базисном учебном плане для образовательных
Изучение технологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение
2.2 Цели и задачи технологического обучения
Образовательная область «Технология» призвана готовить учащихся к будущей трудовой и общественно полезной деятельности, способствовать профессиональному самоопределению школьников в соответствии с их личными интересами, способностями и с учетом потребностей производства и рынка труда. В базисном учебном плане 11-летней школы она входит обязательной составляющей в федеральный компонент содержания обучения.
Основные задачи «Технологии» в системе общего образования состоят в том, чтобы средствами трудовой подготовки способствовать гражданскому, социально-трудовому становлению учащихся, эффективной профессиональной ориентации в условиях рынка труда и профессий, приобщать учащихся к политехническому образованию, обучать инвариантным технологическим знаниям, умениям и навыкам и прикладным экономическим, экологическим знаниям, развивать познавательно-трудовую активность, профессиональную мобильность и в целом обеспечивать формирование у школьников технологической культуры.
По : «Методика обучения предметам: методика преподавания ...
... к предмету, тем самым профессионально сориентировать. Разработкой положений, исследования вопросов предпрофильной подготовки учащихся на элективных курсах по выбору занимались Г. М. ... образования выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа и предпрофильная подготовка, проводимая в 9-х классах. Одним из элементов такой подготовки являются элективные курсы. Данные курсы ...
Подготовка школьников к трудовой деятельности включает в себя: учебный труд; технологическое обучение труду; обучение черчению и графике; профессиональное самоопределение; прикладную экономическую и предпринимательскую подготовку; углубленное профильное или, по желанию учащихся и их родителей, начальное профессиональное обучение; созидательный труд в целях обучения; научное, техническое и художественно-прикладное творчество.
В соответствии с современной концепцией содержания образования в 11-летней школе область знаний «Технология» объединяет в себе три предметных направления: технологию, трудовое обучение и черчение. Два первых представлены обычно одной учебной дисциплиной, которая изучается с I по XI класс. (В учебном плане они называются технологией.) В младших классах учащиеся знакомятся с технологиями ручной инструментальной обработки нетрудоемких материалов, учатся быть функционально самостоятельными при изготовлении утилитарных изделий. В основной школе с учетом накопленного опыта, имеющейся материально-технической базы общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся выбор из трех вариантов технологий: технического труда, труда в сфере обслуживания и сельскохозяйственного труда. Школьники приобщаются к миру профессий, знакомятся с распространенными механизмами, приборами, инструментами и другими средствами труда; стремятся выбрать путь профессионального самоопределения, осознанно планируя направления дальнейшей специализации.
Тематика предметов в «Технологии» регламентируется утверждаемым Министерством образования РФ обязательным минимумом содержания — своеобразным стандартом обучения, в соответствии с которым за период обучения в школе учащиеся должны получить следующую подготовку:
- овладеть общетрудовыми, политехническими и некоторыми специальными технологическими знаниями по преобразованию материалов, энергии, информации, биологических объектов, по некоторым социальным технологиям;
- приобрести первичные знания и умения, связанные с деловым общением и управленческой деятельностью;
- овладеть известными методами и средствами
деятельности при использовании наиболее распространенных технологий; - освоить начала графической грамотности;
- овладеть основами прикладной экономической и экологической подготовки;
- усвоить азы
предпринимательской деятельности; - осуществить профессиональное самоопределение.
В образовательной области «Технология» и соответственно подготовке учащихся к труду в современных условиях накопилось ряд проблем, выявить которые позволяют мониторинг современного положения молодежи в социально-трудовой сфере, исследование школьной практики подготовки учащихся к трудовой деятельности, изучение результатов профессионального самоопределения выпускников. [11]
Содержание, формы и методы обучения учащихся V-VII классов технологии ...
... обучения будет спроектирован оптимальный процесс подготовки учащихся на занятиях по технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода. Задачи квалификационной работы 1. Раскрыть педагогические аспекты личностно ориентированного образования. ... деятельности. Научно-педагогическую основу проектного обучения как средства личностно ориентированного образования составляют труды ...
Реализация задач ООТ требует решения вопросов материально-технического и организационного обеспечения учебного процесса. Развитие системы технологического образования и подготовки профессиональных кадров ООТ может осуществляться как в общем процессе укрепления образовательной базы учебных заведений, так и путем создания учебно-педагогических комплексов учреждений общего, дополнительного и профессионального
На уроках технологии учащиеся могут себя проявить и выразить, самоутвердиться именно как личность. У них возрождается познавательный интерес, проявляется самостоятельность и уверенность в своих силах, исчезает робость перед новыми видами деятельности, возникает желание делать любое дело хорошо, добротно, красиво.