Методика обучения разделу технологии «Ремонт и обновления одежды»

Курсовая работа
Содержание скрыть

Обычно перед началом сезона люди просматривают свой гардероб. Изменения в моде заставляют обновлять и разнообразить одежду. Под обновлением одежды понимают не только её чистку, хотя гигиенические требования являются обязательными, так как любое изделие выглядит плохо, если оно мятое и грязное, обновление — это изменения которые преображают, изменяют одежду и придают ей модный и новый вид; обновление одежды — это создание изделий разнообразного ассортимента современного направления моды из изделий морально устаревших. Этой работой занимается не только экономная хозяйка, но и предприятия бытового обслуживания выполняют ремонт и обновление одежды. Одежда, сшитая из дорогостоящих тканей, долго не изнашивается, но морально стареет по форме и покрою.

Предприятия бытового обслуживания предоставляют заказчикам следующие услуги по восстановлению потребительных свойств изделий: выполняют ремонт и обновление одежды, как в специализированных ремонтных ателье, так и во всех ателье I и II разрядов; в специализированных цехах и на участках, изготавливают по образцам из старой одежды изделия обновлённого ассортимента (куртки, жилеты из пальто, плащей); перешивают одежду для взрослых на детскую; проводят работу по сочетанию ремонта с предварительной химической чисткой и починочным ремонтом одежды после химической чистки, кроме того, предполагается опробовать предположение за отдельную плату предоставление услуг закройщиков или художников — модельеров в части консультаций по обновлению и функциональной направленности семейного гардероба одежды с выездом на дом, при этом может осуществляться и приём заказов на ремонт и обновление одежды.

Восстановление одежды с перекроем может иметь множество вариантов. Это перекрой изделия с уменьшением лекал (изменение силуэта), изменение размеров изделия (из большого размера в меньший), перекрой одного вида изделия в другой и т.д.

Объект исследования: ремонт и обновление одежды.

Предмет исследования: методика обучения разделу технологии «Ремонт и обновление одежды».

Цель исследования: раскрыть методику обучения разделу технологии «Ремонт и обновление одежды».

Задачи исследования:

1. Раскрыть особенности ремонта одежды.

2. Показать основные направления обновления одежды.

3. Разработать уроки технологии по разделу программы «Ремонт и обновление одежды»

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что данная работа окажет существенную помощь студентам и учителям технологии в проведении уроков по разделу программы «Ремонт и обновление одежды».

5 стр., 2152 слов

Исследования: «ТРИЗ-технология»

... В.М.Одрин, В.П.Пархоменко. Исходя из актуальности данной проблемы, нами была сформулирована тема исследования: «ТРИЗ-технология». Цель исследования: выявить значимость использования ТРИЗтехнологии в начальной школе. Для достижения ... алгоритм ее решения. 1.2 Принципы и механизмы ТРИЗ-технологии Существуют принципы на которых основывается данная технология, они отражают сильные ее стороны и помогают ...

Глава I. Ремонт и обновление одежды

1.1 Краткие сведения о ремонте

Срок носки одежды увеличивается при ремонте отдельных деталей или участков изделия, а так же перелицовке изделия.

При ремонте одежды не только ликвидируются изношенные места, но и приводят изделия в соответствие с современным направлением моды используя различные конструктивные и декоративные средства.

Важное значение имеет отделка изношенных краёв детали и т.п. Существуют следующие виды отделки: декоративными деталями; тесьмой, шнуром, бейками, сутажом, пуговицами, пряжками; конструктивными средствами (складки, защипы, аппликации) и т.п. Наиболее приемными для восстановления одежды является отделка различными материалами, декоративными деталями и отделка фурнитурой.

В качестве дополнительных отделочных материалов используют мех, кожу, бархат, трикотаж. При этом следует отметить, что эффект отделки достигается сочетанием отделки тканями двух цветов или одинаковых цветов различной интенсивности тонов.

Отделочные ткани и материалы должны гармонировать с основным материалом по цвету, подходить по плотности и фактуре, отвечать законам и правилам композиции одежды.

В зависимости от степени изношенности деталей изделия вся восстанавливаемая одежда подвергается мелкому, среднему или крупному ремонту.

Мелкий ремонт

К работам мелкого ремонта относят: пришивание оторванных пуговиц, металлических крючков и петель; изготовление и пришивание вешалки, закрепление концов прорезанных карманов; прикрепление оторванных концов, листочек карманов к полочкам; ремонт, изготовление и прикрепление различных шлевок и хлястиков, распоровшихся швов верха и подкладки; ремонт подкладки рукавов путём замены нижней части на участке длиной 10-12 см. от низа; открытых дыр путём вставки небольших заплат; ремонт нижних краёв брюк и пришивание тесьмы, а так же чистка и утюжка изделия.

Средний ремонт

крупному ремонту

Методы ремонта могут быть самыми разнообразными: художественная штопка, штуковка, вплетение или втачивание заплат. При ремонте заплатами применяют ручной, машинный и клеевой способы.

Ручной способ, Машинный способ, Клеевой способ

Частым ремонтом воротника является замена изношенного верхнего воротника и изменение фасона.

В рукавах характерным ремонтом являются: починка низа, изменение длины рукава, смена подкладки, изменение ширины или фасона рукава.

При значительном повреждении материала по сгибу низа рукава ремонт выполняют с помощью обтачек. Более сложным видом ремонта рукава является изменение его фасона, требующее перекроя.

Наиболее распространённым видом ремонта является изменение длины изделия в зависимости от моды. В этом случае широко используют запас по низу и обтачки.

При ремонте прорезных карманов для заполнения изношенных участков увеличивают рамки карманов. Иногда вместо прорезных карманов в рамку можно рекомендовать карман с листочкой.

При ремонте подкладки повреждённые места вырезают и заменяют новыми, а при значительном износе всей подкладки её заменяют полностью.

85 стр., 42236 слов

Проектно–конструкторская документация на семейство моделей женской ...

... проектируемых изделий. Техническое предложение художественно - конструктивный анализ моделей одежды, адаптационный анализ моделей одежды, Эскизный проект прогнозирование технико-экономических показателей моделей одежды, художественно - конструктивный анализ конфекционирование. Технический проект конструирование, конструктивное моделирование, ...

В брюках наиболее распространёнными видами ремонта являются: замена подкладки, изменение длины и ширины, устранение износа по низу и карманам.

Низ брюк с двойными манжетами обрабатывают притачными манжетами или без манжет. В карманах изношенные детали заменяют новыми.

Во всех случаях ремонт должен выполняться наиболее производительными методами с использованием специальных машин, клеевых методов крепления и клеевых подкладочных деталей.

1.2 Полезные советы

Ремонт одежды включает все виды восстановления структуры материала и целостности швов: выполнение новой строчки поверх той, которая распоролась, укрепление потёртых и ветхих участков, штопанье дыр, восстановление разорванных мест. Все эти мелкие работы удлиняют срок жизни поношенной, но всё ещё годной к носке одежды.

Не надо сразу браться за целую гору требующей починки одежды. Рассортируйте её сперва по различным категориям. Отберите вещи для штопки, починки вручную, починки с помощью швейной машинки, перелицовки, а также те, которые остаётся только выбросить. Прежде чем приступить к работе, запомните следующее:

1 . Прежде чем убрать в шкаф новую, только что купленную вещь, внимательно проверьте, нет ли на ней:

  • а) запутанных узелками, прерывистых, затянутых или искривлённых строчек, а также необрезанных концов ниток;
  • б) осыпание нитей на пропусках с изнанки рядом с линией шва, в результате чего шов может разорваться;
  • в) плохо подшитой подкладки по низу;
  • г) утративших форму клапанов, карманов или растяжимых краёв на изделии, которое требует стабилизации.

Пришейте заново кнопки, пуговицы и крючки, пришитые слишком слабо. Обметайте заново неаккуратно обмётанные петли.

2 . Осматривайте одежду, предметы столового и постельного белья после стирки в стиральной машине, а также после того, как получите их обратно из прачечной или химчистки, проверяя, нет ли перечисленных выше недостатков. Во время глажения белья внимательно смотрите, нет ли разорванных швов, истончившихся участков ткани, осыпающихся открытых срезов.

Когда нити протёрлись или разорвались или образовалась дыра, а материал вокруг пострадавшего участка ещё достаточно прочен — необходима штопка.

Если дыра на одежде или белье слишком большого размера, нужно аккуратно вырезать разорванное место и наложить заплату.

Заплата — кусок ткани, нашитый вручную или настроченный на швейной машине поверх дыры или истончившегося участка изделия с целью его укрепления. Заплаты следует ставить аккуратно, стараясь, чтобы они были как можно менее заметны. Один из методов «обмана» — маскировка заплаты под декоративную отделку или аппликацию, что уже выходит за рамки обычной починки одежды.

Если вам необходимо починить одежду, скатерть, постельное бельё, полотенце, подумайте, нельзя ли отрезать порванный участок изделия или изменить крой так чтобы закрыть или вообще удалить повреждённое место. Например: дырочку, проеденную молью, можно замаскировать карманом.

Накладной карман просто настрачивают сверху, закрывая повреждённый участок, или продлевают разрез на месте дырочки и обрабатывают прорезной карман обтачками. А если это детский костюмчик или предмет столового или постельного белья, можно закрыть повреждённое место декоративной аппликацией.

7 стр., 3281 слов

Классификация материалов для одежды

... материалы. 2. Подкладочные материалы - для оформления внутренней стороны одежды и удобства пользования. 3. Прокладочные материалы - для повышения формоустойчивости деталей одежды, усиления и упрочнения отдельных участков одежды (бортовые, волосяные, клеевые прокладочные материалы). 4. Утепляющие материалы - для ...

Помните, что заплату можно обработать так хитро, что никто и не догадается, что это заплата. На любых изделиях, кроме чулочно-носочных, дыру лучше закрывать заплатой, а не штопать.

Если возможно, вырежьте лоскут для заплаты из того же материала, что и ремонтируемое изделие. Для этого можно отрезать часть обтачки подгиб по низу, нижнего воротника или любой другой детали, которая не видна с лицевой стороны.

Если этого сделать нельзя, подберите какой-нибудь другой материал; стараясь, чтобы он как можно больше был похож на материал изделия по цвету, плотности и фактуре. Обрежьте неровные края дыры и придумайте ей форму квадрата или прямоугольника, располагая срезы точно по направлению долевой и поперечной нитей.

Затем подсеките диагонально все четыре уголка. Подогните края дыры на изнанку крепко проведите по сгибам напёрстком или приутюжьте их. Вырежьте заплату размером примерно на 2,5 см. больше дыры. Подложите её под дыру, точно уравнивая направление долевых и поперечных нитей на заплате и ремонтируемом изделии.

Если ткань имеет печатный, тканный или теснённый рисунок, постарайтесь, чтобы он точно совпадал и заплата получилась как можно незаметнее. Осторожно выверните изделие на изнанку. Совместите края заплаты с краями дыры, зажмите их между большим и указательным пальцами и закрепите заплату в каждом уголке булавкой. Выверните изделие обратно на лицевую сторону и проверьте, не сместилось ли направление нитей на заплате и изделии.

Пришивание заплат вручную.

Если всё в порядке, приметайте заплату вдоль приутюженных сгибов на краях дыры. Возьмите тонкую иглу и вденьте нитку, подобрав её точно в цвет ткани. Воткните иголку в уголке на краю дыры, пряча узелок на конце нитки в сгибе. Развернув иглу остриём к себе, сделайте маленький стежок на заплате. Зацепите остриём иглы сгиб на краю дыры и сделайте ещё один маленький стежок. Третий будет на заплате, четвёртый в сгибе — и так далее. Эта строчка называется потайной строчкой прямого стежка и практически не видна с лицевой стороны.

Притачивание заплат на швейной машине.

Если вы собираетесь настрачивать заплату на швейной машине, строчка получится заметнее, чем при обработке вручную. Впрочем, если ваша машина выполняет зигзагообразную строчку, можно превратить заплату в элемент отделки. Например, на детское платьице можно настрочить заплату в виде забавной зверюшки и отделать края заплаты декоративной машинной строчкой.

Если вы решили настрочить заплату на ткань с рисунком, подберите игольную нитку одного доминирующего цвета, а шпулечную — другого цвета. Таким образом, строчка станет менее заметной. Установите среднюю длину стежка и прострочите по всем четырём сторонам дыры по линии наметки. Завершив обработку, подрежьте края заплаты с изнанки. Обрежьте уголки заплаты, чтобы убрать лишнюю толщину, и приутюжьте её.

Штопка — необходимая вещь в ремонте одежды. Ручная штопка требует много времени и определённого напряжения зрения. Но зато штопка в ручную, основанная на полотняном переплетении нитей, позволяет не только починить повреждённое место, но даже украсить одежду. Как это делается? Например, порванный рукав штопают, а целый — украшают симметрично расположенной стилизованной штопкой, выполненной из более толстых нитей. Декоративную штопку можно наложить поверх основной.

41 стр., 20114 слов

Конструирование и моделирование одежды

... лет. Как правило, предприятия легкой промышленности страны выпускают товары народного потребления (ткани, одежда, обувь и т. д. ). По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, ... людей, которые раскрыли секрет классического образа: элегантность в простоте. Классический стиль женской одежды — это нейтральная, сдержанная практичность, однако часто дизайнеры ориентируются на классические ...

Быстро и качественно выполнить штопку можно на любой швейной машине — ручной, ножной, механической и электрической. Машинная строчка прочная и надёжная, она применяется для ремонта повседневной одежды, детских комбинезонов, спортивных костюмов и др.

Машинная штопка

ручной штопки

Штопку выполняют специальными штопальными нитками или выдернутыми из куска такого же материала. Скатерти и салфетки рекомендуется штопать нитками, предназначенными для вышивания. Для штопки батиста и других тонких тканей применяют бумажные нитки № 100, 120, 150.

Есть несколько способов штопки., Плотная штопка.

После выполнения основы приступают к наложению утка, то есть поперечной нитки. Прокладывая поперечные нитки, игла забирает поочерёдно вверх и вниз только одну нить основы.

При возвращении иглы назад подхватывают вверх те нити основы, что в предыдущем ряду были внизу. Если переплетение нитей починяемой ткани диагональное, то поперечные нити прокладывают под косым углом.

Нити основы и поперечные нитки должны ложиться настолько близко одна от другой, чтобы в результате штопки дыра перекрывалась новой тканью, одинаковой по плотности с тканью изделия.

Незаметная штопка.

По окончанию штопки починяемое место проглаживают утюгом через мокрое полотенце с изнанки. Хорошо выполненная штопка незаметна.

1.3 Обновление одежды с заменой отдельных мелких деталей

Существуют и некоторые другие виды работ по ремонту и починке одежды, которые требуют большего мастерства. Впрочем, подобные работы выполняются не так уж часто.

Обработка манжетов., Обновление низа брюк.

Если изношенный участок продолжается вверх, внутрь подгибки, то, возможно, придётся подрезать её чуть больше, чтобы подровнять срез. Притачать отрезанную полоску подгибки по низу брюк, оставляя припуск шириной не более 3 мм., и приутюжить их. Подогнуть обтачку на изнанку и приутюжить так, чтобы шов на сгибе чуть загибался внутрь. Подогнуть верхний срез обтачки и подшить вручную или на швейной машине. Затем ещё раз приутюжить сгиб, чтобы он стал тонким и твёрдым.

Ремонт или замена карманов., Укорачивание, удлинение и обновление низа на платьях и юбках.

Нередко мы любуемся элегантным костюмом или платьем женщины лишь до тех пор, пока не рассмотрим получше линию низа. Бывает, что линия низа искривлена или платье слишком длинно, а подгибка либо слишком широкая, либо слишком узкая, а иногда вообще наполовину отпорота.

Есть одно старинное правило соблюдения пропорций, которому в прежние времена всегда следовали портные, до того, как линия низа неудержимо поползла вверх. Рассчитывая длину костюма для улицы, нужно надеть обувь на каблуках, встать прямо и попросить кого-нибудь измерить ваш полный рост в сантиметрах. После нужно разделить полученную величину на четыре и вычесть 10 см. Например: рост = 160 см, делим на четыре — получаем 40 см. Это и будет расстояние от линии низа до пола. Такая длина вполне соответствует современной моде. Вытачиваем 10 см. — остаётся 30 см, а эта длина устроит и пожилую даму с консервативными взглядами.

Короткая юбка выглядит привлекательнее, если она сильно расширена к низу, в отличие от юбки прямого силуэта, которая вздёргивается, когда вы садитесь.

30 стр., 14950 слов

Технология и методика обучения работе на швейной машине, как ...

... дешёвая рабочая сила. Заменить ручной тяжелый и малопроизводительный труд машинным – такую задачу стремилась осуществить творческая мысль человека. А к ... п о т е з а – мы предполагаем, что работы по данной курсовой будут успешны при следующих условиях: если будут ... давления на лапку применяется в редких случаях, при шитье проблемных тканей. Эта регулировка на первый взгляд может показаться ненужной , ...

Длину верхних платьев спереди обычно намечают на расстоянии 2,5 см от пола, даже если модель предполагает шлейф или изогнутую линию низа с большей длиной на заднем полотнище.

Ширина подгибки зависит от плотности ткани и фасона изделия. Подгибка, если только она не выполняет декоративную функцию, должна быть обработана как можно менее заметно. Если срез нити почти прямой, подгибку делают шире, чем на закруглённом срезе. Если прямая юбка сшита из шифона, то подгибку лучше сделать широкой.

Если срез низа закруглённый, подгибка должна быть узкой, иначе сгиб не получится ровным. Подгибку на детских изделиях всегда делают с запасом «на вырост».

Независимо от того, удлиняете вы или укорачиваете изделие, отпорите край прежней подгибки, удалите окантовку среза или нитки закрепляющей строчки и разутюжьте сгиб. Если вы укорачиваете юбку от костюма, наденьте блузку, а сверху — жакет и застегните его.

Этапы работы следующие:

1. вы намечаете новую линию низа,

2. приутюживаете новый сгиб,

3. определяете ширину подгибки с помощью обычной линейки или линейки с бегунком,

4. прикалываете или примётываете подгибку,

5. обрабатываете срез и подшиваете вручную или на швейной машине.

Как обновить старую одежду.

Здесь вам потребуется больше воображения, чем при выполнении любых других операций, связанных с пошивом одежды.

Идеи как изменить одежду:

1. Примерив старое платье, укоротите его, пришейте новые пуговицы и обновите пояс. Из полоски ткани, оставшейся после укорачивания платья, можно изготовить обтяжные пуговицы и новый пояс. Пуговицы можно обтянуть шёлковой, бархатной или атласной лентой, чтобы они эффектно выделялись.

На летних платьях из лёгких хлопчатобумажных тканей чудесно выглядят пуговицы, обтянутые тесьмой или тканью с цветочным орнаментом или в яркую полоску, и такие же пояса. Обрезки атласа или бархата — прекрасный материал для изготовления обтяжных пуговиц и отделки обтачками прямых или треугольных прорезных петель на старом шерстяном костюме или платье.

2. Швы натянуты до предела, потому что платье вам мало? Расставьте полочки широкой планкой застёжки, скроенной из другого материала, расположив её на середине переда или ассиметрично сбоку.

3. придумайте новую модель без рукавов. Отпорите рукава, где ткань вдоль шва заметно истёрлась, и удалите воротник. Расширьте горловину, обработайте срезы горловины и пройм бейками контрастного цвета.

4. Отпорите рукава нарядного платья, добавьте кружевную кокетку и скроите новые рукава из кружевного полотна. Старое платье можно оживить рукавами и кокеткой из ткани другого цвета. Попробуйте пустить по низу старого платья из хлопчатобумажной ткани оборки из ажурного шитья, скроите новые широкие рукава со складками, добавьте на талии баску. Замаскируйте неудачно обработанные плечевые или боковые швы тесьмой, декоративным шнуром, лентой, атласными или бархатными кантами.

5. Пятно или дырочку, проеденную молью, расположенные на видном месте, можно закрыть стеклярусом, блёстками, декоративной обтяжной пуговицей, бантиком. Затем «разбросайте» подобные декоративные элементы по изделию в разных местах так, чтобы положение их было сбалансировано относительно средней линии, или составьте из них сложный узор. Закройте более крупные дефекты карманом, пелериной, вставкой, косынкой или шарфом.

И ещё несколько советов.

Храните мелкие отрезки ткани для заплат отдельно от более крупных лоскутов, которые остались после сшитых вами вещей.

Не выбрасывайте полоски ткани, которые вы отрезали, чтобы укоротить готовые вещи.

Собирайте кусочки кружева, широких атласных лент, тика, холста, миткаля, а также остатки старых простыней.

Всё это пригодится для заплат, которые вы будете ставить на пальто, подкладку карманов, костюмчики вашего брата — шалуна, которые вечно рвутся.

Кроме того можно заранее изготовить или купить кожаные заплаты для ремонта курток и брюк на локтевых и коленных сгибах, где ткань быстро изнашивается, запасные детали подкладки для карманов, манжеты из трикотажной резинки. В качестве заплат можно использовать и материалы с клеевым покрытием.

Существует разнообразная фурнитура и материалы для ремонта нижнего белья и корсетных изделий: застёжки — замки, специальные бельевые крючки и петли телесного и белого цвета, резинки различной ширины и т.п.

Эластичные материалы лучше покупать понемногу, по мере необходимости, потому что растяжимые нити в резинке при длительном хранении утрачивают упругость.

Дома необходимо всегда иметь определённый запас саржевой шовной тесьмы, которая может пригодиться для самых разнообразных целей.

Прозрачная тесьма и хлопчатобумажная косая бейка с фиксированным сгибом предназначены для окантовки осыпающихся срезов и обработки низа на изделии (при этом проверьте, чтобы отделочные материалы подходили под цвет ткани).

Глава II.

2.1 Уроки 1-2. Ремонт одежды.

Цели: ознакомить учащихся с видами ремонта одежды; сформировать навыки по ремонту одежды, штопке, исполнению различных видов заплат, ремонту распоровшихся швов; воспитывать аккуратность и опрятность в работе.

Оборудование:

Ход урока

I. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

Окончательная обработка салфетки вышивкой.

III. Изучение нового материала.

Слово учителя.

— Для того, чтобы сохранить одежду в хорошем состоянии, чтобы выглядеть опрятным и аккуратным, надо постоянно следить за её чистотой и своевременно ремонтировать: накладывать заплаты, штопать, пришивать пуговицы, крючки, восстанавливать распоровшиеся швы.

Причиной изнашивания тканей является действие различных факторов: механических (истирание, растяжение и т.д.) и физико-химических (действия света, влаги, температуры, моющих средств).

Одежда изнашивается в основном от истирания, особенно на локтях, коленках, внизу брюк, по краям карманов, по низу рукавов.

В каждом конкретном случае необходимо уметь хорошо и аккуратно отремонтировать одежду. Чтобы это сделать, необходимо знать основные способы ремонта одежды, отремонтировать можно штопкой, подкладной заплат, накладной заплатой.

Штопка — это ремонт одежды без наложения заплат. Если разрыв ткани небольшой, то используют штопку, если разрыв больше, то выполняют ремонт штопкой при помощи переплетения нитей.

Технологическая последовательность штопки:

  • Выравниваем разрезы ткани и приутюживаем.
  • Выводим нить на левую сторону в том месте, где начало разрыва, выполняем закрепление.
  • Соединяем края разрыва частыми стежками нитью, подобранной в тон ткани.
  • Приутюживаем заштопанное место.

Штопка при помощи переплетения нитей.

Этот вид штопки выполняем с помощью переплетения нитей, соблюдая следующую технологическую последовательность:

  • Подрезаем края разрыва в форме прямоугольника.
  • Выполняем несколько рядов прямых стежков вокруг отверстия.
  • Прокладываем стежки на всю длину разрыва в долевом направлении. Заполняем ткани стежками весь разрыв.
  • поворачиваем работу на 90?. Заполняем разрыв поперечными стежками, переплетая нити между собой.
  • Заштопанное место хорошо приутюживаем.

IV. Практическая работа: «Выполнение ремонта штопкой, при помощи переплетения нитей».

Перед работой повторить правила техники безопасности при работе.

Учащиеся выполняют практическую работу, используя учебник, с.143 и 144. Учитель, обходя рабочие места, контролирует правила выполнения работы, соблюдение технологической последовательности, соблюдение техники безопасности при работе. Проводит индивидуальный инструктаж.

V. Продолжение изучения нового материала.

Ремонт заплатами.

Заплаты накладывают чаще всего в тех случаях, когда уже нет возможности сделать штопку, или штуковку, так как изношенное место велико по размеру или появилась дыра. Заплаты могут быть накладными и подкладными. Пришивать их можно на машине или вручную. Заплату лучше делать из той же ткани, из которой сшито изделие, или надо подобрать ткань, подходящую по цвету и фактуре.

При раскрое заплату подбирают по рисунку и следят, чтобы направление долевой нити у заплаты и изделия совпадало — иначе после стирки ткань изделия и заплаты даст усадку в разных направлениях и отремонтированная вещь будет выглядеть неаккуратно, ткань будет стянута. Если заплата выкраивается из новой ткани, её сначала декатируют.

Накладная заплата.

Накладная заплата может быть декоративной, как аппликация. В этом случае цвет и рисунок ткани, а также форма заплаты подбираются по желанию. Декоративные заплаты пришивают чаще всего на коленях брюк, на локтях рукавов.

Во время инструктажа учителя, учащиеся выполняют практическую работу «Накладная заплата». Инструктаж можно проводить в три этапа: подготовка повреждённого места на изделии, подготовка заплаты, наложение заплаты.

  • Перед началом работы ткань изделия и заплаты обязательно подвергают влажно-тепловой обработке, чтобы заплата лежала ровно и не стягивала ткань.
  • Повреждённое место имеет неровные края, поэтому его надо подрезать в виде прямоугольника или овала (подрезаем в виде прямоугольника).

  • Делаем в уголках надсечки по 1 см. При объяснении этой работы очень важно обратить внимание на аккуратность выполнения надсечек.
  • Срезы отгибаем на лицевую сторону (накладная заплата пришивается с лицевой стороны и закрывает отогнутые срезы).

  • Отогнутые срезы замётываем и хорошо приутюживаем, чтобы они не топорщились.
  • Выкраиваем заплату (учитываем долевую нить) в два раза больше, чем отверстие, соблюдаем рисунок ткани.
  • Срезы заплаты подгибаем на изнаночную сторону, замётываем.

Ширина шва 1 см. Обращаем внимание на обработку уголков и хорошо приутюживаем.

  • Накладываем заплату на лицевую сторону, прикалываем и намётываем её (проверяем качество намётывания: совпадает ли рисунок и долевые нити на заплате и изделии, не стягивается ли ткань заплатой).

  • Пришиваем заплату на швейной машине, прокладывая строчку с лицевой стороны на 0,1-0,2 см от подогнутого края заплаты и с изнаночной стороны на 0,1-0,2 см то подогнутого края отверстия.
  • Наложенную заплату приутюживаем (с лицевой и изнаночной сторон).

— Проверяем качество выполненной работы. Во время инструктажа и выполнения учащимися практической работы учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.

Подкладочная заплата.

Подкладочная заплата отличается от накладной тем, что располагается с изнаночной стороны изделия. Принцип подбора ткани для подкладной заплаты аналогичен накладной. При выполнении подкладной заплаты повреждённое место можно подрезать в виде овала и работа выполняется в следующей технологической последовательности:

  • Подрезаем повреждённое место. Определяем долевую нить.
  • Подгибаем срезы отверстия на изнаночную сторону изделия, замётываем.
  • Определяем долевую нить на ткани, которая предназначена для заплаты. Выкраиваем заплату (она должна быть в два раза больше размеров отверстия).

  • Подгибаем и замётываем срезы заплаты на лицевую сторону (т.к.

накладываем заплату на изнаночную сторону изделия).

  • Накладываем заплату на изнаночную сторону изделия лицевой стороной, намётываем.
  • Пришиваем заплату к изделию с изнаночной стороны мелкими косыми стежками.
  • Примётываем подогнутые края отверстия к заплате с лицевой стороны. Пришиваем мелкими косыми стежками.
  • Удаляем нитки намётывания и замётывания.
  • Хорошо приутюживаем заплату.

VI. Практическая работа.

Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу, используя инструкционную карту в учебнике, с. 145. Учитель, обходя рабочие места, контролирует правильность выполнения работы, технологическую последовательность, соблюдение правил техники безопасности.

По окончании практической работы учащиеся производят самоконтроль выполненной работы.

VII. Продолжение изучения нового материала.

Ремонт распоровшихся швов.

Ремонт распоровшихся швов несложен. Его можно выполнить на швейной машине или же, если это невозможно, потайными подшивными стежками.

Чтобы выполнить ремонт повреждённого участка машинной строчкой, необходимо изделие вывернуть на изнаночную сторону, очистить от ниток, детали на повреждённом участке соединить смёточными стежками и проложить машинную строчку, в конце и в начале строчки сделать закрепки.

Если распоровшийся шов мал или же нет машинки, то его можно прошить петлеобразным стачным стежком. Край среза обметать петельным обмёточным стежком.

Если ремонт распоровшегося шва невозможно произвести с изнаночной стороны, то его выполняют с лицевой стороны потайными подшивочными стежками.

VIII. Практическая работа «Ремонт распоровшегося шва».

Учащиеся выполняют ремонт повреждённого участка машинной строчкой.

Перед началом работы повторяют правила техники безопасности при работе со швейной машиной.

IX. Анализ и оценка урока.

1. Проанализировать урок, сделать необходимые замечания.

2. Провести с учащимися беседу:

  • что узнали нового?
  • что научились делать?
  • оценить практические работы учащихся.

    Домашнее задание:

    2.2 Уроки 1-2.

Уход за одеждой и обувью, Ремонт одежды. 6 класс.

Цели: Ознакомить учащихся с правильным уходом за одеждой из шерстяных и шёлковых тканей; символами на одежде, уходом за обувью; научить выполнять ремонт одежды; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда, аккуратности, бережливости; развивать логическое мышление.

Оборудование:

Ход урока

I. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Изучение нового материала (1-ая часть).

Темы для изучения: 1-ая часть — уход за одеждой, 2-ая часть — ремонт одежды.

Изучение материала проходит одновременно с выполнением практической работы.

Уход за одеждой.

Бережливость и аккуратность — большое достоинство человека. Чтобы ваша одежда всегда выглядела красиво и чисто, за ней надо правильно ухаживать и содержать в опрятном виде. Вовремя сделанный ремонт одежды удлиняет срок её носки.

Мы с вами познакомились со свойствами шерстяных и шёлковых тканей. Знания этих свойств помогут правильно ухаживать за одеждой, правильно выбирать стирально-моющие средства с учётом вида ткани, её окраски, загрязнённости.

Удаление с одежды пыли, пятен, пота и т.п. достигается в обычных условиях стиркой или протиркой загрязнённых мест щёткой, куском ткани с бензиномыльным раствором. Для придания одежде эстетического вида её проутюживают, соблюдая режим влажно-тепловой обработки в зависимости от типа волокна, вида отделки ткани.

Указание по уходу за одеждой содержатся в прилагаемой или к пришитой к вещи этикетке, выражают их символами.

Маркировка символами является международной. (Пользуясь учебником, с. 130-131, рассмотреть и ознакомить учащихся с символами.)

III. Закрепление изученного материала.

Практическая работа № 22.

Учитель раздаёт ярлыки учащимся, они выбирают те, которые предназначены для шерстяных и шёлковых тканей, и заполняют таблицу.

IV. Изучение нового материала (2-ая часть).

Ремонт одежды.

Чтобы одежда была всегда в порядке и её можно было сохранить в хорошем состоянии, надо бережно относиться к ней, своевременно ремонтировать. Одежда никогда не будет аккуратной, если на ней не достаёт пуговиц и другой фурнитуры.

Фурнитура —

Показать учащимся пуговицы, крючки и кнопки, рассказать об их назначении, продемонстрировать, как правильно пришиваются пуговицы, крючки, петли, кнопки.

V. Закрепление изученного материала.

Практическая работа «Пришивание фурнитуры»

Изученный материал учащиеся закрепляют практической работой.

Пользуясь инструкцией в учебнике, учащиеся пришивают пуговицы различной формы, крючки, петли и кнопки с соблюдением технологии, правильных приёмов и техники безопасности.

VI. Целевой обход учителя.

Обходя рабочие места учащихся, учитель контролирует правильность приёмов выполнения работы, соблюдение технологии прикрепления, техники безопасности.

VII. Анализ и оценка урока.

Проанализировать типичные ошибки, оценить работу каждого учащегося, лучшие работы показать.

Домашнее задание.

2.3 Уроки 1-2. Уход за одеждой. 7 класс

Цели: познакомить учащихся с правильным уходом за одеждой из хи —

мических волокон, с символами ухода за одеждой; развивать логическое мышление; прививать навыки культуры труда, аккуратности, бережливости.

Оборудование:

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Изучение нового материала.

Бельё и одежда загрязняются веществами, выделяемыми человеческим телом и находящимися в окружающей среде.

Человеческое тело выделяет через поры кожи значительное количество пота и кожного жира. Пот содержит различные соли, мочевую кислоту, жиры и другие вещества, которые остаются на поверхности одежды, и прежде всего на воротниках и манжетах.

Отложение на поверхности текстильных материалов жировых и других веществ создаёт благоприятную среду для задержки и закрепления всех других загрязнений. Важное значение имеет электростатическое электричество, которое возникает на материалах и притягивает частицы пыли.

Выбор вида ухода за изделиями в первую очередь зависит от сырьевого состава и свойств волокон.

Изделия из вискозы можно стирать вручную или в машине при щадящем режиме и невысокой температуре. Вещи из вискозы нельзя тереть, выкручивать, отжимать и сушить в центрифуге. Гладят вискозу тёплым утюгом, во влажном состоянии. Вещи из вискозы можно отдавать в химическую чистку.

Изделия из ацетата стирают вручную или в машине при температуре 30? и щадящем режиме. Ацетат быстро сохнет и не требует глажения.

Изделия из полиэфирных волокон можно стирать в машине при температуре 40?. Нельзя сушить в сушильном устройстве.

Изделия из полиамида стирают и сушат так же, как и изделия из полиэстера. Изделия гладят без пара.

Изделия из акрила стирают и сушат так же, как и изделия из полиэстера, температура воды не выше 30?С.

Существуют международные обозначения условий, которые необходимо соблюдать во время стирки, отбеливания, глажения текстильных изделий и трикотажа. Предприятие-изготовитель маркирует изделия, которое оно выпускает. Набор символов по уходу за изделиями печатается на специальной ленте и пришивается к изделию с изнаночной стороны.

III. Вводный инструктаж к практической работе.

«Изучение символов ухода за текстильными изделиями».

IV. Практическая работа

«Изучение символов ухода за текстильными изделиями».

Оборудование:

Задание 1

1. Изучить теоретические сведения.

2. Изучить содержание таблицы.

Задание 2

Заполнить таблицу.

Вид ткани

Стирка

Сушка в устройстве

Утюжка

Хим —

чистка

Отбели-

вание

Сушка на

воздухе

Мн

Вискоза

Ацетат

Полиэстер

Шёлк

Шерсть

Акрил

Эластон

Хлопок

V. Анализ и оценка практической работы

VI. Домашнее задание.

Заключение

Одним из разделов программы «Технология» является «Уход за одеждой, ремонт одежды».

В V классе на данный раздел отводится 2 часа.

Учащиеся должны знать способы ремонта одежды заплатами, правила ухода за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей, способы удаления пятен с одежды, правила хранения шерстяных и меховых изделий, средства защиты их от моли.

Учащиеся должны уметь ремонтировать одежду заплатами, удалять пятна с одежды, хранить шерстяные и меховые изделия, изготавливать чехлы для хранения одежды.

Программный материал 5 класса:

Износостойкость ткани. Наиболее уязвимые места одежды. Способы ремонта одежды. Ремонт заплатами (втачная, подкладная, накладная).

Ремонт распоровшихся швов.

Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей.

Уход за платьем, верхней одеждой, головными уборами.

Краткие сведения об удалении пятен с одежды.

Подготовка шерстяных и меховых изделий к хранению. Применение химических и природных средств защиты от моли и других насекомых. Чехлы для одежды из полиэтиленовой плёнки и других материалов. Условия хранения.

Примерный перечень практических работ.

1. Выполнение ремонта накладной заплаты.

2. Удаление пятен с одежды.

3. Укладка шерстяных и меховых изделий на хранение.

4. Изготовление чехлов для хранения одежды.

В VI классе на данный раздел отводится 4 часа.

Учащиеся должны знать: основные требования по уходу за одеждой и

обувью.

Учащиеся должны уметь: выполнять простейший ремонт подкладки и карманов, отпарывать и пришивать фурнитуру, подшивать низ брюк тесьмой.

Программный материал 6 класса.

Ассортимент и эксплуатационные свойства подкладочной ткани. Ремонт подкладки и карманов. Виды фурнитуры, применяемые при пошиве белья и верхней одежды. Приёмы отпарывания и пришивания фурнитуры. Способы подшивания низа брюк тесьмой.

Правила ухода за одеждой из кожи, замши, велюра.

Чистка кожаной обуви. Пасты, эмульсии и кремы для ухода за обувью. Смазывание (пропитка) кожаной обуви жирами или касторовым маслом. Гидрофобные смазки для придания обуви большей водостойкости. Специальные салфетки для чистки обуви одноразового и многоразового пользования. Дезодорация внутренней поверхности обуви.

Приёмы сохранения формы обуви. Правила сушки обуви. Допустимая температура сушки.

Чистка замшевой обуви. Способы восстановления ворса у замшевой и велюровой обуви.

Правила ухода за обувью из лакированной кожи, обувью с верхом из ткани и резиновой обувью.

Растяжка обуви в домашних условиях.

Примерный перечень практических работ.

1. Ремонт подкладки низа рукава.

2. Пришивание пуговиц, крючков и т.п.

3. Подшивание низа брюк тесьмой.

В VII классе на данный раздел отводится 4 часа.

Учащиеся должны знать: правила ухода за бельевыми изделиями, применение швейной машины для ремонта швейных изделий, способы поднятия петель на трикотажных изделиях.

Учащиеся должны уметь: выполнять штопку швейных изделий с помощью швейной машины, поднимать петли на трикотажных изделиях.

Программный материал 7 класса.

Уход за бельём, ремонт белья. Стирка и влажно-тепловая обработка изделий из натуральных и химических волокон.

Применение универсальной швейной машины для починки и штопки швейных изделий.

Способы поднятия петель на трикотажных изделиях.

Примерный перечень практических работ.

1. Штопка с применением швейной машины.

2. Поднятие петель на трикотажных изделиях.

Современную молодёжь трудно убедить в необходимости обновления одежды и тем более заинтересовать этой работой. По мнению многих школьниц, восстанавливать старую поношенную вещь, чтобы придать ей прежний вид, не нужно и скучно. Большинство из них не догадываются, что работа по обновлению одежды требует одновременно и портновского мастерства, и творческого воображения модельера.

В 5 — 7-м классах школьники учатся ремонтировать одежду различными способами. Как правило, эта работа не вызывает у них большого интереса. Для их мотивации учитель рассказывает, что ведение домашнего хозяйства — это целая наука. В хорошем доме всё во время отремонтировано, покрашено, убрано. Среди прочего, не стоит выкидывать одежду с небольшими повреждениями. Обнаружив изъян, надо не за новой покупкой отправляться, а подумать о ремонте. И не только из соображений экономии. Бывает трудно расстаться с полюбившейся вещью, в которой чувствуешь себя комфортно.

Что касается детской одежды, то выбрасывать вещи, особенно из столь ценимого ныне хлопка, уж совсем не по-хозяйски.

Увлечение старыми вещами даже породило в моде новое направление, называемое винтаж (от англ. vintag — старомодный, устаревший).Винтаж — это создание новой одежды путём переделки, перекраивания старой. Многие современные модельеры создают целые коллекции из тканей, которые давно не выпускают.

Умение обновлять одежду позволит ученицам создать оригинальные вещи для своих младших братьев и сестёр.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/remont-odejdyipo-tehnologii/

1. Бешенков А.К. Трудовое обучение: Пробное учебное пособие для 6 класса средней школы. / А.К. Бешенков, Е.В. Васильченко, А.И. Воловиченко и др. / Под ред. П.Р. Атутова, В.А. Полянова. — М.: Просвещение, 1989.

2. Бобунова И.В. Технология 5 класс: Подробные планы по учебнику Ю. В. Крупской, Н.И. Кизеевой, Л.В. Сазоновой, В.Д. Симоненко. — Волгоград: Учитель, 2004. — 128с.

3. Боганова Т.А. Сама себе портниха. Серия «Самоучитель». Б 73.- Ростов н / Д: Феникс, 2002. — 320с.

4. Детская домашняя энциклопедия: В 2т.-М.: Знание, АСТ-Пресс, 1996. — 300с.

5. Егорова Р.Н. Учись шить: Кн. Для учащихся сред. шк. Возраста. / Р.Н. Егорова. — М.: Просвещение, 1988. — 158с.

6. Колгина И.И. Комплименты детской одежды. / И.И. Колгина, О. П. Ульянова.- Тула: Мехнат, 1994. — 170с.

7. Конопляева Н.П. Секреты домашнего хозяйства: Кн. для учащихся. / Н.П. Конопляева. — М.: Просвещение, 1991. — 170с.

8. Конопляева Н.П. Вторая жизнь вещей. / Н.П. Конопляева. — М.: Просвещение. 1993. — 176с.

9. Лобзина А.Я. Занятия по трудовому обучению 5 класс. / А.Я. Лобзина, Е.В. Васильченко. — М.: Просвещение, 1992.

10. Мусская И.А. Домоводство. / И.А. Мусская. — Ижевск: РИО «Квест»,1992.

11. Никифорова М.И. Домоводство. / М.И. Никифорова, О.Н. Касановская. — М.: Просвещение, 1998. — 398с.

12. Образцова Л. Твой дом, твоя семья. / Л. Образцова. — Ленинздат, 1992.

13. Романовская М.Б. Ремонт детской одежды. / М.Б. Романовская, Денисова. — М.: Школа и производство. — 2004. № 4. — 28с.

14. Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 6 классов общеобразовательной школы / В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, О. А. Кошина и др.; Под ред. В. Д. Симоненко. — М.: 2002. — 240с.

15. Тарасова А.П. Трудовое обучение и домоводство. / А.П. Тарасова. — С-Пб.: «МиМ — экспресс», 1998.

16. Труханова А.Т. Технология женской и детской легкой одежды: / А.Т. Труханова. — М.: Высшая школа,1999. — 450с.

17. Технология 5 класс. / Под ред. В.Н. Черняновой. — М.: «Вентанс-Граф». — 1998.

18. Ханус С. Как шить?: Пер. с польск. — М.: Легпромбытиздат,1988. — 128с.

19. Чижик Т.Б. Кроим, шьем, обрабатываем.Курсы кройки и шитья дома. / Т.Б. Чижик. — Ростов н /Д: «Проф — Пресс», 2000. — 576с.