Вступление человечества в новое тысячелетие отмечено кардинальными изменениями в стереотипах поло-ролевой идентификации личности в рамках социума и эволюции общественного сознания. Одним из проявлений этих изменений является усиление роли и влияния женщины в различных сферах общественной жизни, социальных институтах и обществе в целом. Женщины как субъекты гармонизации общественных отношений стали важнейшими структурными элементами профессионализации различных социальных групп и их профессиональная деятельность, как показывают последние исследования, оказывается существенное влияние на рост национального дохода ведущих стран мира. В настоящее время женщины составляют до 70% экономически активного населения мира.
Как свидетельствует социальная практика, индивидуально-психологические различия мужчин и женщин относятся к числу базовых характеристик человеческого онтогенеза, во многом определяя жизненный путь человека. По меткому выражению Б. Фридман, часто пол — это судьба. Половые стереотипы во многом определяют и самооценку человека, и его восприятие окружающих, а в конечном счете — его поведение, накладывая определенные ограничения на процесс личностной и профессиональной самореализации. Особенно рельефно эти стереотипы проявляются в условиях военной службы, где роли мужчины и женщины, направленность их самореализации детерминированы характером военно-профессиональной деятельности.
Выбор избранной темы и ее актуальность обусловлены следующими обстоятельствами.
Во-первых,, Во-вторых,, В-третьих,, В-четвертых,
В-пятых, несовершенством нормативно-законодательной базы и гендерной кадровой политики, регулирующей прохождение женщинами военной службы, и отсутствием научных рекомендаций по более эффективному использованию труда женщин в военно-профессиональной среде.
Вследствие перечисленных обстоятельств, профессиональное воспитание военнослужащих-женщин является одной из важных задач в ходе проводимой военной реформы. Ее решение может быть обеспеченно при условии социально-личностно-деятельностного, комплексного, системного, функционального, процессуального, гендерного и других научных подходов к исследованию феномена профессионального воспитания военнослужащих-женщин как на теоретико-методологическом уровне, так и непосредственно в военно-педагогической практике.
«Классификация английского военного жаргона по тематическим группам ...
... по теме «Классификация английского военного жаргона по тематическим группам как отражение профессионального восприятия военнослужащих», который был ... использованы для написания студенческих статей, подготовки рефератов лингвистической направленности, для написания курсовых и ... употребляются в различных группах людей, например, различных возрастных группах, общественных, профессиональных и так далее ( ...
Предметом исследования в курсовой работе являются теоретические основы воспитания военнослужащих-женщин и оптимизация форм и методов профессионального воспитания военнослужащих-женщин в интересах военной службы.
Целью курсовой работы является обоснование теоретических основ становления и развития воспитания военнослужащих-женщин, его сущности, структуры, характера проявления динамических характеристик, а также путей совершенствования его эффективности в условиях реформирования Вооруженных Сил и внутренних войск МВД Российской Федерации.
Теоретические основы воспитания военнослужащих-женщин
Обязательным элементом процесса воспитания военнослужащих-женщин является целеполагание. Цель воспитания выступает его исходным началом и конечным результатом: она определяет направленность деятельности субъекта и объекта в процессе воспитания, служит одним из критериев эффективности и качества воспитания.
Общая (стратегическая) цель воспитания военнослужащих-женщин
На современном этапе реформирования Вооруженных Сил РФ возрастающая роль воспитания военнослужащих-женщин обусловлена необходимостью достижения нескольких взаимосвязанных целей трех уровней:
) государственные цели — развитие качеств личности гражданина, отвечающих национально-государственным интересам Родины, формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества;
) ведомственные цели — подготовка защитника Отечества, способного на высоком профессиональном уровне решать задачи военной службы;
) специализированные военно-профессиональные цели — подготовка специалистов конкретной военно-учетной специальности (ВУС) по профессиональному предназначению.
Общая цель воспитания военнослужащих-женщин имеет вид мировоззренческой установки, форму своеобразного педагогического кредо3. В практической деятельности она конкретизируется в частных, соподчиненных целях.
Частные (тактические) цели воспитания военнослужащих-женщин отражают более оформленные требования к подготовке военнослужащих по видам (родам) войск, по конкретным военно-учетным специальностям, а также характеристики условий их эффективной воинской деятельности.
Прагматичность частных целей воспитания означает их четкую воинскую направленность с учетом задач, стоящих перед конкретным воинским коллективом, и находит свое выражение не только в характеристике формируемых профессиональных качеств, но и специфике создаваемых педагогическими средствами условий, необходимых для наиболее полной профессиональной самореализации военнослужащих-женщин.
Технологии социальной работы с военнослужащими
... задержки с ее выплатой. Проблемы с работой и социальным положением жены военнослужащего объясняются тем, что рабочие места для женщин с высшим профессиональным ... социальная работа с пенсионного возраста родителями (одиноким родителем) военнослужащих срочной службы сходна с социальной работой с другими пожилыми клиентами. Возможно, в период частых вооруженных конфликтов члены семьи военнослужащих ...
Определяют следующие основные частные цели воспитания военнослужащих — женщин:
1. Формирование системы профессиональных взглядов, убеждений и ценностных ориентаций как нравственной основы эффективной воинской деятельности.
. Формирование и развитие профессионального сознания и самосознания как системы отношений к избранной специальности и понимания своего профессионального предназначения.
. Формирование устойчивых мотивов профессионального самосовершенствования.
. Привитие культуры профессионального мышления и выработка стиля профессионального поведения, адекватного социальным и корпоративным профессиональным ценностям и традициям рода (вида) вооруженных сил.
. Формирование устойчивой потребности в профессиональном самосовершенствовании.
. Показ ориентиров профессионального роста, способов и методов профессионального самосовершенствования, моделей личностной и профессиональной самореализации в условиях военно-профессиональной среды.
Перечисленные цели процесса воспитания военнослужащих-женщин позволяют определить его основные задачи . Их можно свести в три основные группы : содержательные, организационные и методические.
Содержательными задачами
- воспитание патриотизма и любви к Родине, готовности к ее защите, уважения к национально-государственным ценностям;
- показ значимости военно-профессиональной деятельности в деле обеспечения национальной безопасности страны и ясного понимания целей военной службы;
- актуализация корпоративных чувств профессиональной принадлежности к военной среде как особому социальному институту государственных отношений;
- формирование и развитие морально-психологических качеств, позволяющих устойчиво овладевать знаниями, навыками и умениями в ходе профессиональной деятельности;
- культивирование значимости профессиональной компетентности и ценностей широкого социального плана в общей системе профессионально-этических ценностей;
- формирование чувства гордости за принадлежность к военной профессии и избранной специальности;
- развитие ценностей военно-профессиональной идентификации;
- воспитание внутренней потребности к постоянному профессиональному совершенствованию;
- формирование профессионально-этической культуры;
- воспитание культуры профессионального мышления.
Организационные задачи:
- своевременное доведение до женщин и офицеров-руководителей требований гендерной военно-профессиональной этики межличностного общения в военно-профессиональной среде;
- формирование устойчивых военно-профессиональных корпоративных отношений;
- планирование мероприятий профессионального информирования и педагогического сопровождения профессионального становления военнослужащих-женщин;
- адаптация эмоционально-чувственной сферы личностного самосознания военнослужащих-женщин к алгоритму воинского распорядка дня и воинской субординации;
- приучение к педагогически целесообразным способам и формам профессионального поведения, обусловленным спецификой военной службы;
- привитие правил и норм военно-профессиональной этики в повседневной жизнедеятельности;
- формирование психологической устойчивости к эффективной работе в условиях жесткого алгоритма военно-профессиональной деятельности;
- обеспечение профессиональной мобильности (представление возможностей профессиональной карьеры).
Методические задачи:
- обеспечение профессиональной социализации как способа личностной самореализации в военно-социальной среде на основе полученных профессиональных знаний, навыков и умений;
- развитие профессиональных способностей как средства обеспечения профессиональной мобильности;
- создание в ходе учебных занятий фиксированной мотивационной установки на потребность к систематическому профессиональному самосовершенствованию и качественному приобретению профессиональных знаний, навыков и умений;
- формирование стрессоустойчивости при выполнении задач военной службы.
Целевые векторы и задачи процесса воспитания военнослужащих-женщин позволяют определить его основные особенности .
Социально-педагогические технологии в деятельности учреждений ...
... профессиональная социально-педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие нравственной сферы личности, социально значимых установок в жизненном самоопределени. [31]ГЛАВА 2 Система применения социально – педагогических технологий ... родителям в решении социально-педагогических проблем ребенка- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания правовой культуры В ...
Специфика воспитания военнослужащих-женщин
К основным особенностям военнослужащих-женщин как специфической социально-психологической группы в системе военно-профессиональных отношений относятся:
Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
... выполняемым во время работы, имитируют их. В зависимости от технологии и организации профессиональной деятельности вводная ... организмом полностью. Производственная физическая культура в рабочее время В рабочее время ПФК реализуется через производственную гимнастику. Это ... обучению аспирантуре. «бакалавр» роль физической культуры в развитии человека; ориентироваться в вопросах физической культуры и ...
- повышенная эмоциональность, чувствительность и возбудимость центральной нервной системы;
- выраженное чувство ответственности за семью и детей;
- обостренное восприятие несправедливости в социальной и профессиональной сферах деятельности;
- высокий уровень личностных притязаний в межличностных отношениях;
- прагматичность в решении жизненных и семейных проблем, обусловленная их широким спектром и низким уровнем социальной защищенности женщин в воинских гарнизонах;
- склонность к сохранению направленности своего «внутреннего мира», в отличие от мужчин, стремящихся завоевать «внешнее пространство»;
* способность к компромиссу и координации действий в смешанных группах в ходе профессиональной деятельности.
На направленность профессионального воспитания военнослужащих-женщин влияют особенности организации их воинской деятельности, к основным из которых относятся:
* особые задачи военной службы, связанные с обеспечением национальной безопасности страны;
* высокая техническая и информационная оснащенность процесса службы, требующая соответствующей первичной профессиональной подготовки;
* доступ к сведениям секретного характера и особой государственной важности, что влечет за собой особые критерии морально-нравственного профессионального отбора женщин на военную службу;
* жесткий алгоритм профессиональной деятельности, обусловленный особой ответственностью за состояние постоянной боевой готовности;
* преобладание в женском воинском труде специальностей, связанных с операторской деятельностью, медицинской, тыловой и штабной работой;
* определенная профессиональная автономность и специфическая корпоративность первичной профессиональной среды, ограниченность сферы профессионального общения;
* высокий уровень представленности воинских династий и преемственности в выборе военных профессий среди военнослужащих-женщин;
* действия в особой профессиональной среде, насыщенной повышенной напряженностью, цикличностью и монотонностью труда, интенсивностью функционирования психики, стрессами автономной профессиональной деятельности и особыми эргономическими условиями служебного функционала;
Профессиональная деятельность социального педагога
... анализ результатов деятельности подопечных, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и т.д.). Технологии работы социального педагога Социально-педагогическая технология во-первых, совокупность ... воспитание детей по жилищным, семейным, трудовым, гражданским и другим вопросам; оказание посреднических услуг детям и подросткам в социально-правовых вопросах. Культурно-просветительская деятельность ...
9
* экстремальный характер условий профессиональной деятельности в условиях войн и локальных военных конфликтов.
Исходя из этого основными особенностями воспитания военнослужащих-женщин являются:
* неразрывная связь с общим процессом воспитания военнослужащих и процессом их профессиональной подготовки в части (подразделении);
* дифференцированность в определении форм, методов, средств и способов профессионального воспитания в зависимости от воинского звания, военно-профессионального статуса, возраста, семейного положения, индивидуально-психологических особенностей военнослужащих-женщин;
* детерминированность процесса воспитания военнослужащих-женщин характером и спецификой решаемых воинской частью (учреждением) задач.
Содержание
Для военнослужащих-женщин, имеющих достаточный опыт профессиональной деятельности (6-15 лет профессионального военного стажа), основное содержание профессионального воспитания направлено на формирование их профессиональной зрелости, а также дальнейшую гуманизацию условий работы и форм оценки их профессионализма. Такие качества, как профессиональный долг и ответственность, как правило, уже имеют в их профессиональном сознании выраженность и сформированность.
В первом случае (срок военной службы женщин — до 5 лет) в большей степени выражены формы собственно профессионального воспитания как процесса формирования определенных качеств и первоначальной базы мотивационной сферы деятельности, во втором (6-15 лет) воспитание имеет в основном характер воспитывающего обучения, акцентированного у женщин на профессиональное самовоспитание и направленного на процесс самосовершенствования ими своего профессионализма.
Процесс воспитания военнослужащих-женщин имеет свои функции , к основным из них относятся:
информационная —
воспитательная —
диагностическая —
социально-педагогическая —
воспитание военнослужащий женщина
психологической подготовки —
правозащитная —
организационная —
коммуникативная —
профилактическая —
Наряду с задачами и функциями важнейшим компонентом теоретических основ воспитания военнослужащих-женщин являются закономерности, под которыми понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в формировании и развитии профессионально значимых качеств военнослужащих-женщин. Закономерности профессионального воспитания военнослужащих-женщин определяют характер практической воспитательной деятельности в ходе их профессиональной подготовки.
Развитие инженерной деятельности, профессии инженера и профессионального ...
... становлении инженерной профессии, продолжается внутри профессиональное разделение функций. В феодальную эпоху вполне оформилось разделение инженеров на гражданских и военных (хотя термин “гражданский инженер” стал широко ... орудий труда и изделий, что также способствовало развитию производительных сил. Для развития инженерного дела того периода трудно переоценить значение распространения ...
Закономерности
а) общесоциальные, отражающие влияние социальной среды на направленность профессионального воспитания;
б) социально-педагогические, характеризующие механизмы формирования у военнослужащих-женщин отношения к военной профессии и профессионально важных качеств;
в) военно-профессиональные, реализующие целевые установки решения задач военной службы посредством формирования и развития военно-профессиональной направленности моделей самореализации женщин в условиях военно-профессиональной среды.
К общесоциальным закономерностям относятся:
обусловленность целеполагания и задач профессионального воспитания военнослужащих-женщин социальным заказом общества, детерминированным военно-политической обстановкой в мире и содержанием военной доктрины государства;
зависимость содержания профессионального воспитания от уровня гендерной культуры общества и социального статуса женщин в системе общественных и профессиональных отношений.
Социально-педагогические закономерности
обусловленность содержания профессионального воспитания потребностями военно-педагогической практики и уровнем профессионального развития конкретного воинского коллектива (военнослужащей-женщины);
зависимость между жизненными потребностями, личностными интересами военнослужащих-женщин и характером мер педагогического влияния в ходе их профессионального воспитания;
соответствие средств, форм и методов профессионального воспитания его целям и задачам, уровню развития научно-педагогического гендерного знания;
соответствие мер и средств воспитательного воздействия уровню личностного и профессионального развития военнослужащих-женщин, их индивидуально-психологическому состоянию;
преемственность и комплексность профессионального воспитания с учетом профессионально-личностного развития военнослужащих-женщин;
зависимость результативности профессионального воспитания от оптимального выбора форм, методов и средств воспитательной работы в конкретных ситуациях педагогического выбора и учета задач военно-профессиональной деятельности определенного воинского коллектива.
Военно-профессиональные закономерности
зависимость между целями профессионального воспитания и направленностью личностной самореализации военнослужащих-женщин в условиях военной службы;
обусловленность содержания и форм профессионального воспитания задачами военной службы и возможностями профессионализации женщин в воинском социуме;
На производстве и профессиональных заболеваний
... превышающей то обеспечение, которое предоставляется по данному закону. Это означает, что граждане, пострадавшие на производстве (а в соответствующих случаях и члены их семей) вправе требовать возмещения причиненного вреда их здоровью и жизни в ...
зависимость эффективности профессионального воспитания от уровня гендерной культуры офицеров-руководителей, единства и согласованности педагогических действий офицеров-воспитателей и самих военнослужащих-женщин;
детерминированность целеполагания, задач, форм, методов, средств и содержания профессионального воспитания военнослужащих-женщин целями их профессионального обучения, психологической подготовки и профессионального развития как специалистов.
Перечисленные закономерности не исчерпывают всего спектра закономерностей воспитания военнослужащих-женщин, а отражают особенности проявления общих педагогических закономерностей процесса воспитания применительно к процессу профессионального становления и развития военнослужащих-женщин в условиях военно-социальной среды.
Из перечисленных закономерностей вытекают принципы воспитания военнослужащих-женщин как наиболее общие руководящие правила, отражающие проверенные практикой профессиональной подготовки сущностные связи, зависимости и закономерности воспитательного процесса по формированию и развитию профессионально важных качеств, позволяющих военнослужащим-женщинам эффективно решать задачи военно-профессиональной деятельности. В принципах отражены требования к организации педагогической деятельности по эффективному профессиональному воспитанию военнослужащих-женщин, конечная цель и результаты этой деятельности. Принципы воспитания военнослужащих-женщин объединены в несколько групп.
Содержательные принципы
а) в гуманистическом характере процесса формирования и развития военно-профессиональной направленности военнослужащих-женщин;
б) в единстве, согласованности и преемственности корпоративных профессиональных ценностей и норм военно-профессиональной деятельности по отношению к процессу профессионального воспитания военнослужащих-женщин;
в) в военно-профессиональной направленности целей, задач и содержания профессионального воспитания в соответствии с задачами, решаемыми частями и подразделениями;
г) в единстве духовно-нравственного, военно-специального и личностного развития военнослужащих-женщин в условиях воинской деятельности.
Организационные и методические принципы
а) в использовании возможности военных профессий в личностном саморазвитии военнослужащих-женщин;
б) в целостности, комплексности и системности профессионального воспитания;
в) в сознательности и активности военнослужащих-женщин в процессе профессионального воспитания в системе субъект-объектных профессиональных связей;
г) в интеграции педагогических элементов социальной и военно-профессиональной среды в единых целях профессионального воспитания;
д) в выраженной связи профессионального воспитания военнослужащих-женщин с факторами их социализации как механизмами реализации профессиональных сущностных сил и усвоения ими социальных норм, правил и ценностей общественно-полезной деятельности;
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной ...
... Педагог Смирнов А.Т. в своей статье «Технологические основы использования Интернета на занятиях ОБЖ и БЖД» знакомит с технологическими особенностями построения уроков ОБЖ с применением информационных технологий. В ... вовлечения всех групп населения в информационное общество. Информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности человека. Чем раньше учащиеся ...
е) в непрерывном воспитании военнослужащих-женщин в процессе их воинской профессионализации;
ж) в учете возрастных и индивидуально-психологических особенностей военнослужащих-женщин, их семейного положения и уровня профессиональной подготовки;
з) в определении задач профессионального воспитания с учетом уровня и качества полученных знаний, сформированных умений и навыков на каждом этапе профессиональной подготовки женщин.
К основным специфическим принципам, касающимся воспитания военнослужащих-женщин, относятся:
а) принцип оптимальной реорганизации природных качеств женщин в интересах военной службы;
б) принцип компенсации невыраженных качеств за счет актуализации имеющихся;
в) принцип индивидуализации, проявляющийся в мобилизации уникальности личностного и профессионального потенциалов конкретной женщины (военно-профессиональной группы женщин) для решения служебных задач;
г) принцип интеграции различных личностно-психологических образований профессионального сознания в целостную систему профессионально важных качеств.
Все перечисленные принципы реализуют в обобщенном виде ведущий принцип воспитания военнослужащих-женщин: приоритет метода убеждения над принуждением.
Центральными элементами системы воспитания военнослужащих-женщин являются субъекты и объекты .
Субъектами воспитания, Как объект воспитания,
В воспитании военнослужащих-женщин выделяют следующие группы методов:
- Методы изучения женщин как субъектов и объектов воспитания:
- биографический метод; метод самооценки; метод жизнеописания; метод тендерного анализа семейных ролей; проективные методы диагностики психологического состояния: цветовой тест Люшера, тесты Роршаха (чернильные пятна) и Пфистера, и тест профессиональной идентификации (А.К. Маркова), метод СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности), метод определения индекса жизненного стиля (ИЖС), целенаправленное наблюдение в различных ситуациях профессиональной деятельности; изучение документов, отражающих служебную деятельность; анализ результатов практической деятельности; метод независимых характеристик; тестирование; письменные и устные опросы; индивидуальные и групповые беседы и др.
- Методы воспитательных воздействий и взаимодействий: «немедленная остановка» и «контрастная беседа»1; метод специальных поручений; создание воспитывающих ситуаций; педагогическое требование;
- соревнование; убеждение; пример; упражнение; включение в различные виды деятельности; эмоциональное воздействие; иллюстрация; поощрение; критика и самокритика; принуждение и др.
- Методы профилактики профессиональных деформаций (В.П. Подвойский) и перевоспитания (В.Н. Герасимов): проблемная дискуссия; переучивание; переубеждение; самопроверка; «реконструкция характера»;
- самоисправление; самоперевоспитание и др.
Важную роль в системе профессионального воспитания военнослужащих-женщин играют воспитательные средства.
К основным из них относятся: различные виды военно-профессиональной деятельности; моральное и материальное стимулирование профессиональной деятельности; технические средства воспитания (радио — , теле — , видео — и др. аудиовизуальные средства); литература и музыка; информационные средства; педагогическая среда, ее предметы и др.
Рассмотренные выше методы и средства реализуются в служебно-плановых и внеслужебных формах воспитания военнослужащих-женщин.
1. Служебно-плановые формы: учебные занятия, тренировки, учения, совещания и собрания военнослужащих-женщин; подведения итогов; индивидуальные и коллективные беседы; пропаганда передового опыта; лекции по вопросам профессиональной этики и воинским традициям; информирование; научно-практические конференции, вечера вопросов и ответов; тематические вечера, диспуты, «круглые столы»; занятия в музеях и комнатах боевой славы; встречи с ветеранами Вооруженных Сил РФ и вида войск; торжества в честь Дня защитника Отечества и Дня части и др.
. Внеслужебные формы профессионального воспитания: встречи военнослужащих-женщин, членов их семей с депутатами Федерального Собрания, представителями местных органов власти и управления, религиозных конфессий, учеными, членами общественных объединений, уставными целями которых является укрепление Вооруженных Сил РФ; просмотр и обсуждение кинофильмов и телепередач по проблемам тендерного общения; спортивные и военно-профессиональные соревнования; вечера отдыха в офицерском собрании части; экскурсии по местам славы Вооруженных Сил РФ; работа клубов по интересам и кружков художественной самодеятельности, читательские конференции по проблемам военно-профессионального творчества; пропаганда военной службы в центральных, военных и местных СМИ.
Организация воспитательной работы
анализ исходного уровня воспитанности различных категорий военнослужащих-женщин (изучение документов, индивидуальные и групповые беседы, наблюдения, социологический анализ, опросы, тестирование, анализ поведения и т.д.);
выбор и применение оптимальных методов, форм и средств воспитательного воздействия;
согласование работы и определение порядка взаимодействия командиров, штабов, органов воспитательной работы и общественных организаций по решению выявленных проблем профессионального воспитания военнослужащих-женщин;
гендерную подготовку субъектов профессионального воспитания военнослужащих-женщин;
организацию процесса профессионального воспитания военнослужащих-женщин с учетом специфики решаемых частями и подразделениями задач военно-профессиональной деятельности;
анализ эффективности педагогического влияния на процесс профессионального воспитания военнослужащих-женщин;
коррекцию направлений, форм, средств и методов педагогического влияния на уровень профессиональной воспитанности военнослужащих-женщин;
долговременное и текущее планирование воспитательной работы по организации вопроса воспитания военнослужащих-женщин.
Основными условиями
необходимый уровень гендерной подготовленности офицерского состава к руководству воспитанием женщин;
—реализация комплексного и системно-деятельностного подходов к постановке задач воспитания военнослужащих-женщин, предполагающая согласованную деятельность всех субъектов воспитательной работы в частях (подразделениях);
дифференцированный подход к воспитанию различных категорий военнослужащих-женщин с учетом их возрастных, семейно-бытовых, индивидуально-психологических и др. особенностей;
оптимизация сил и средств воспитания в единых педагогических целях.
Таким образом, можно сделать выводы по первому вопросу:
. Изложенные теоретические основы воспитания военнослужащих-женщин в систематизированном виде представляют современные подходы к организации, содержанию и методике воспитания военнослужащих-женщин.
Оптимизация форм и методов профессионального воспитания военнослужащих-женщин в интересах военной службы
К основным
а) психолого-педагогическое обеспечение профессионального воспитания военнослужащих-женщин в части;
б) развитие гендерной культуры офицеров-руководителей;
в) оптимизация форм и методов профессионального воспитания военнослужащих женского пола в интересах военной службы.
Рассмотрению проблем оптимизации форм и методов профессионального воспитания военнослужащих-женщин в интересах военной службы посвящен второй вопрос курсовой работы.
Гендерная парадигма, Методический смысл
формирование профессиональной направленности специалиста;
мотивация его профессионального самосовершенствования;
педагогическая ориентация профессионального самосовершенствования;
педагогическая ориентация профессионального самосознания.
Основными особенностями методического аспекта
·использование (применение) преимущественно методов военно-профессиональной ориентации в военной среде и метода убеждения при формировании профессионального сознания;
·определение методов воспитания исходя из условий, направленности воинской деятельности военнослужащих-женщин и их принадлежности к
определенной военно-профессиональной группе;
·учет негативного воздействия на психику женщин неблагоприятных факторов военно-профессиональной среды (неудобный для одиноких и многодетных матерей режим работы, низкий уровень профессиональной мобильности, факты профессиональной дискриминации и др.);
·оптимальное сочетание методов педагогической поддержки военнослужащих-женщин из группы риска» (одинокие матери, разведенные женщины, многодетные семьи, семьи с больными детьми профессионально проблемные женщины и т.д.) с методами педагогической коррекции и педагогической ориентации.
Важнейшие принципы методического аспекта
гуманизм — проявление осознанного понимания специфики женских семейно-бытовых проблем и особенностей женской физиологии и психологии при оценке профессиональной деятельности военнослужащих-женщин;
законность — своевременный и систематический педагогический контроль за деятельностью должностных лиц по регулированию и регламентации воинской деятельности военнослужащих-женщин в процессе их профессионального становления;
справедливость — адекватная оценка результатов профессиональной деятельности военнослужащих-женщин в соответствии с их реальными заслугами в решении поставленных задач;
адресность — оказание необходимой педагогической помощи и педагогической поддержки тем женщинам (группам женщин), которые в ней наиболее всего нуждаются;
предметность — выявление и профилактика наиболее острых социальных и педагогических проблем, которые оказывают существенное влияние на эффективность воспитания женщин.
Методика воспитания
Методы педагогической поддержки и педагогической ориентации используются преимущественно в период адаптации женщин к условиям воинской деятельности.
Особенности процесса профессиональной адаптации
·на уровне когнитивной и ценностно-мотивационной сферы — в стремлении к личностно-профессиональному развитию, лабильности мотивов профессиональной самореализации и актуализации профессиональных взаимоотношений в военно-социальной среде;
·на уровне эмоционально-волевого проявления — в активно-избирательном сопереживании проблемных ситуаций профессионального выбора, повышенной эмпатии и рефлексивной корпоративности;
·на уровне профессионального поведения — в преобладающей зависимости от профессионально значимого окружения, ситуативной обусловленности суждений и завышенном пороге чувствительности к эффективности профессиональной самореализации.
Психолого-педагогические механизмы нарушения профессиональной адаптивности женщин, поступивших на военную службу, проявляются в ослаблении сбалансированности ценностно-мотивационной сферы профессионального сознания в первые месяцы выполнения служебных обязанностей, общей эмоционально-волевой неустойчивости, внутренней конфликтности. Указанные механизмы проявляются в условиях жесткой регламентации вида (формы) военно-профессиональной занятости, наличия противоречия между личными и профессиональными интересами, несоответствия режимов труда и отдыха индивидуальным особенностям женского организма и направленности семейно-бытовых проблем женщин.
Важной характеристикой военно-профессиональной направленности военнослужащих-женщин, требующей учета при выборе средств и методов педагогического влияния, является уровень их профессиональных притязаний как показатель стремления к достижению целей той сложности, на которую они считают себя способными.
Для военнослужащих-женщин, имеющих завышенную самооценку,
Основными формами их воспитания являются:
профессиональная ориентация;
—профессиональное просвещение;
—профессиональная самодиагностика;
—профессиональное консультирование;
—и др.
Подавляющее большинство военнослужащих-женщин не уверенны в возможности сделать военную карьеру в соответствии c имеющимся у них профессионально-личностным потенциалом, образованием и уровнем профессиональных притязаний. Их можно отнести к категории профессионально проблемных военнослужащих-женщин . Наиболее эффективными методами их профессионального воспитания являются методы контроля, формирования профессионального сознания (рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, самостоятельная работа), методы организации профессиональной деятельности и формирования профессионального опыта (метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, репродуктивные и проблемно-поисковые методы).
В современных условиях существуют определенные резервы для совершенствования и оптимизации процесса профессионального воспитания военнослужащих-женщин.
Положениями методологического характера, ориентирующими методический аспект воспитания военнослужащих-женщин являются следующие:
Процесс их профессиональной подготовки становится эффективным и педагогически насыщенным лишь в том случае, когда он дает им не только профессиональное образование, но и формирует необходимые нравственно-этические качества в рамках норм военно-профессиональной этики (В.И. Вдовюк).2 При этом процесс профессионального воспитания, как показывает практика, будет более эффективным, если его осуществлять в рамках системы педагогических идей П.Ф. Каптерева как самоорганизующую и самоуправляемую деятельность военнослужащих-женщин3.
. Методическую основу профессионального воспитания военнослужащих-женщин составляет мотивированное побуждение к профессиональному самосовершенствованию посредством системы мотивационно-стимулирующих форм, средств и методов воспитательного влияния, а также создание необходимых условий для профессиональной самореализации в рамках Я-концепции. Для снижения конфликтов, возникающих на гендерной основе, достаточно полезно сосредоточить внимание мужчин и женщин на суперординатных целях военно-профессиональной деятельности, то есть на таких целях, которые являются общими для обеих половых групп и достижение которых требует от них совместных напряженных усилий.
3. Оптимизация воспитания различных категорий военнослужащих-женщин возможна при организации целевого профессиогрфического мониторинга социального самочувствия и профессионального развития военнослужащих-женщин , который можно определить как процесс непрерывного, научно обоснованного, диагностико-прогностического сопровождения их профессиональной деятельности в целях наиболее оптимального выбора задач, средств и методов профессионального воспитания.5 Он позволяет реализовать такие требования к профессиональному воспитанию, как вариативность, гибкость, дифференцированность, мобильность и адаптивность структуры подготовки специалиста.
4. Процесс воспитания военнослужащих-женщин предполагает формирование и развитие у них сознательно-волевых качеств и стрессоустойчивости на основе создания положительного эмоционального фона при выполнении служебных задач. Достаточно часто для того, чтобы снять гендерный стресс от профессиональной деятельности, надо дать возможность женщине просто выговориться.
Приоритетными особенностями
четкое разъяснение нормативно-правового положения военнослужащих-женщин, их прав и должностных обязанностей;
активное включение военнослужащих-женщин с первых дней службы во все виды профессиональной подготовки;
тактичное предъявление высоких требований к выполнению ими обязанностей в сочетании с заботой об удовлетворении их материально-бытовых, санитарно-гигиенических и медицинских потребностей;
разумный учет психофизиологических особенностей женского организма при оптимальном определении служебных нагрузок;
продуманная и взвешенная дисциплинарная практика в оценке качества выполнения служебных обязанностей;
организация регулярных встреч военнослужащих-женщин с командованием части по вопросам их службы, бытового и медицинского обеспечения, семейно-бытовым проблемам;
формирование здоровых гендерных взаимоотношений и нравственной атмосферы в служебном и неформальном общении военнослужащих-женщин и мужчин в части (подразделении), где определяющее значение принадлежит личному примеру командира.
Исходя из этого определяются и методы профессионального воспитания военнослужащих-женщин. К основным из них относятся следующие:
метод убеждения
положительных примеров
контрастной беседы
напоминания о недостатках
сдерживания отрицательных эмоций
немедленной остановки
материального и морального стимулирования
поощрения как средство активизации служебной мобильности женщин и актуализации их сущностных сил; как правило, адекватные профессиональные заслуги и взятые служебные рубежи военнослужащих-женщин необходимо широко популяризировать среди их референтной группы межличностного общения, членов семьи и профессиональных авторитетов;
дифференцированного подхода
принуждения и наказания
Практика воспитательной работы с военнослужащими-женщинами свидетельствует о том, что, осуществляя их профессиональное воспитание, необходимо вместе с тем стремиться избегать излишнего, неоправданного всепрощенчества. Это, как правило, ведет к тому, что женщины начинают выделять себя как особую привилегированную группу и считать, что командованию изначально необходимо предъявлять к ним заниженные требования по службе. Задача офицера-руководителя — быть справедливым ко всем подчиненным независимо от половой принадлежности, при этом быть подчеркнуто вежливым в предъявлении требований к женщинам. Нельзя забывать также, что именно на офицере-руководителе лежит ответственность за создание для военнослужащих-женщин необходимых бытовых условий, обусловленных спецификой их организма, при выполнении служебных обязанностей. Все это в целом должно способствовать формированию здоровой морально-психологической атмосферы в коллективе, нейтрализации неоправданных служебных конфликтов на гендерной основе и социальной поддержке военнослужащих-женщин в трудных ситуациях личной жизни и военно-профессиональной деятельности.
Одним из важнейших педагогических условий эффективности профессионального воспитания военнослужащих-женщин является строгая последовательность определения и реализации целей и задач профессионального воспитания в ходе различных этапов их профессионализации. Каждому периоду обучения должен предшествовать соответствующий период профессионального воспитания. Каждому учебному занятию — воспитательный компонент профессионализации. М.И. Драгомиров, обращая на это внимание руководителей отделов подготовки войск, писал в Армейских заметках: …воспитание солдат должно быть поставлено выше образования и потому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание руководителей.1 Все, относящееся к воспитанию солдата, он ставил в начало процесса обучения. Занятия должны быть поставлены так, — подчеркивал М.И. Драгомиров, — чтобы … качества, даваемые воспитанием, брали вверх над теми, которые дает образование.2
Профессором Военного университета И.П. Логиновым научно обоснована необходимость рефлексивно-психологической подготовки военнослужащих.3 Для военнослужащих-женщин она заключается в выработке состояния личностной психологической комфортности путем формирования прочных умений и навыков при решении комплекса ситуативных профессиональных задач. В ходе этой подготовки у женщин формируются три основных принципа профессиональной деятельности:
·я все смогу» — мотивация профессиональной уверенности в своих силах;
·здесь и теперь — мотивация прагма-деятельности.
Этот подход позволяет концентрировать профессиональное самосознание военнослужащих-женщин на оптимальном выборе путей и способов эффективной профессионализации применительно к предметной военно-профессиональной деятельности. При этом особое внимание необходимо обращать на формирование у военнослужащих-женщин коллективного профессионального сознания в рамках профессионального предназначения. Центральный пункт всякой методики, — подчеркивал Н.Н. Иорданский, — дать возможность направить энергию группы на овладение знаниями с помощью приемов, наиболее соответствующих природе обучаемых, условиям их работы и содержанию материала4 Коллективная интеллектуальная работа, по его мнению, оказывается благоприятной для сокращения срока усвоения учебной программы и выработки навыков профессионального мышления.
Одним из ключевых направлений профессионального воспитания военнослужащих-женщин является формирование и развитие у них профессиональной воли. Этот процесс в экстремальных условиях воинской деятельности целесообразно осуществлять через формирование у женщин устойчивого динамического стереотипа противодействия сложным ситуациям на основе подавления или соответствующей психолого-педагогической ориентации инстинктов самосохранения и страха.
В содержании эмоционально-волевого компонента профессионально воспитания военнослужащих-женщин входит умение владеть собой, управлять своими действиями и поступками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое самочувствие.
Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что ведущими мотивационными стимулами эффективного профессионального воспитания военнослужащих-женщин являются:
материально-финансовая дифференциация характера их воинской профессионализации;
комфортность эргономико-физиологических условий, адекватных направленности профессиональной деятельности;
эгалитаризм гендерного общения в воинских коллективах;
способность женщин решать личные и семейно-бытовые проблемы, находясь в военно-социальной среде, детерминированной развитостью социальной инфрастуктуры в воинских гарнизонах.
Перечисленные стимулы в своей совокупности дают возможность педагогически целесообразно оптимизировать формы, методы и способы профессионального воспитания различных категорий военнослужащих женщин, ориентируя их личностный и профессиональный потенциалы на решение задач профессионального предназначения.
Таким образом можно сделать выводы по второму вопросу курсовой работы:
. Методы профессионального воспитания военнослужащих-женщин являются специфическим инструментарием педагогического влияния и определяются исходя из условий и направленности воинской деятельности женщин, характера решаемых задач, принадлежности к определенной военно-профессиональной группе.
. Регуляция рефлексивной составляющей профессионального воспитания осуществляется на уровнях когнитивной и ценностно-мотивационной сферы профессионального сознания военнослужащих-женщин, его эмоционально-волевого проявления в ситуациях профессионального выбора и на уровне профессионального поведения.
. Необходимым условием эффективного профессионального воспитания военнослужащих женщин в различных сферах воинской деятельности выступает кардинальное изменение их должностного статуса в ситуации профессионального выбора, когда военная служба становится для женщин не вынужденным занятием, а средством удовлетворения профессиональных потребностей и интересов, реализации личностного творческого потенциала.
Заключение
В настоящее время в Вооруженных Силах и внутренних войсках МВД Российской Федерации назрела необходимость внедрения в военно-педагогическую практику войск принципиально новых технологий межполового военно-профессионального взаимодействия, основанных на гендерной методологии реализации жизненных стратегий личности. Одним из важнейших условий внедрения гендерных педагогических технологий является создание в рамках эгалитарной концепции межполового взаимодействия в военно-профессиональной среде необходимых условий военнослужащим — женщинам для реализации своего личностного и профессионального потенциалов в соответствии со своими способностями, индивидуально-психологическими склонностями, релевантными для решения задач военной службы по профессиональному предназначению.
Воспитание военнослужащих-женщин — относительно самостоятельный педагогический процесс, детерминированный объективными факторами социально-экономического развития государства, направленностью и задачами военного строительства, уровнем военно-профессиональной культуры военных кадров и субъектными факторами семейно-бытовых, финансовых, репродуктивных, интимно-личностных проблем военнослужащих-женщин. Воспитание военнослужащих-женщин определяется как целенаправленный процесс педагогического взаимодействия офицеров-руководителей с военнослужащими женского пола в целях педагогического влияния и воздействия на их профессиональную направленность и создания необходимых условий для формирования и развития профессионально важных качеств и устойчивых мотивов овладения воинской профессией в интересах решения задач военной службы. Содержательная сторона педагогического взаимодействия составляет гендерную парадигму профессионализации военнослужащих-женщин.
Гендерный подход к анализу профессионализации военнослужащих-женщин позволил выявить основные пути и условия оптимизации их воспитания в военно-профессиональной среде. Ими являются:
психолого-педагогическое обеспечение профессионального воспитания;
развитие гендерной культуры офицеров-руководителей;
оптимизация форм и методов профессионального воспитания военнослужащих женского пола в интересах военной службы.
К основным направлениям развития гендерной теории воспитания в современных условиях можно отнести:
обоснование теоретико-методологических основ гендерной методологии исследований в профессиональной педагогике и психологии;
выявление моделей формирования и развития гендерной культуры руководителей и подчиненных;
анализ влияния профессиональной среды на ценностные ориентации и гендерную идентичность специалистов;
исследование факторов возникновения, развития и профилактики профессиональных конфликтов, имеющих гендерную основу;
изучение направленности взаимной детерминации воспитания, образования и обучения в процессе подготовки специалистов и их дальнейшего профессионального самосовершенствования;
обоснование гендерных технологий формирования профессионально важных качеств специалистов и мотивов их профессионального развития;
учет профессиональной сегрегации в определении гендерных стратегий развития мужчин и женщин в различных профессиональных средах.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/jenschinyi-v-armeyskom-stroyu/
1.Берн Ш. Гендерная психология. — С.234
2.Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. — М.: Воениздат, 1947. — С.465-469
.Бовуар С. де. Второй пол / Пер. с франц.: В 2т. — М.: Прогресс, 19997.
.Буянов М. Внушение и женщины. — М.: Российское общество медиков-литераторов, 1994.
.Вдовюк В.И. Военно-педагогическая этика в совершенствовании профессионально-этической подготовки советских офицеров: Дис. …д-ра пед. наук. — М. ВПА, 1984 — 428 с.
.Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. — М.: ВУ, 1995 — 199с.
.Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса // Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Академия, 2001. — С.222-223.
.Лебедев П.А. Психолого-педагогическое наследие П.Ф. Каптерева // Педагогика. — 2000. — №5. — С.72-73
.Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1982. — С.81.
.Логинов И.П. Рефлексивная культура военного руководителя. — М.: ВУ, 2007 — 127 с.
.Лямзин М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) вузов: Дис. …д-ра. пед. наук. — М., 1997 — 393 с.
.Пантелеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. — 2001. — №3. — С.99
.Педагогика высшей военной школы: Учебник для ВУЗов МО РФ / Под. общ. Ред. В.Н. Герасимова. — М.: ВУ. — С.51.
.Рыков С.Л. Особый подход: Организация общественно-государственной подготовки с военнослужащими-женщинами // Ориентир. — 2000. — №9. — С.63-64.
.Рыков С.Л. Военно-социальная работа с военнослужащими-женщинами: Учеб. пособие. — М.:
.Рыков С.Л. Правовая защищенность военнослужащих-женщин в рамках профессиональной подготовки социальных работников // Право и образование. — 2001 — № 1. — С.99-102
.Рыков С.Л. Профессиональная деформация женщин в условиях воинской деятельности // Профессиональная деформация и проблемы профессионализма: Сб. научных трудов. — М.: МГСУ, 2001. — С.21-23.
.Рыков С.Л. Слабый пол в сильной армии // Независимое военное обозревание. — 2000 — 4 марта.
.Салина С.Н. Профессиографический мониторинг в педагогических вузах // Педагогика. — 2001. — №7. — С.47-53
.Тараненко В.А. Военнослужащие-женщины: права и льготы, предусмотренные законодательством об охране семьи, материнства и детства // Право в Вооруженных Силах. — 1998. — № 9. — С.30-31.
.Уотсон Дж.Б. Психология как наука о поведении / Пер. с англ. — М., 1996 — С.245.