Исследовательская работа «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА, МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ»

Аттестационная работа

Управление – выполнение функций управления (планирование, координация, мотивация и контроль) для воздействия на объект управления в целях субъекта. Под планированием понимают постановку целей работ организации и определение путей их достижения. Координация включает в себя распределение полномочий и ответственности, а также функциональных областей деятельности между участниками организации. Мотивация – это побуждение себя и других на достижение целей организации. Контроль подразумевает сравнение текущего состояния дел с целями организации и ликвидацию отклонений [1, с.8].

В связи с данным определением возникает сразу несколько важных для понимания управления замечаний:

  1. Не бывает бесцельного управления, всегда управленческое действие, управленческое решение преследует собой какую-либо цель, более или менее значимую.

  2. Всегда в процессе управления есть две стороны: субъект, который управляет, и объект, который исполняет принятое решение. В качестве субъекта могут выступать отдельные лица (директор, начальник отдела, руководитель структурного подразделения), группы лиц (педагогический совет, комиссии) и даже организации (министерство).

  3. Выделяют четыре крупных функции управления: специфические виды управленческих работ, которые каждый менеджер выполняет независимо от своей должности и размера организации: планирование, координация, мотивация и контроль.

Приведем понятие управления, которое дал один из столпов науки управления Питер Дракер, сторонник эмпирической школы управления: управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать цели организации и достичь их [1, с.9].

Выделяют различные подходы к определению сущности и содержания менеджмента: это функция, наука, искусство, процесс, орган управления, категория людей.

28 стр., 13542 слов

Организация учета и контроля реализации готовой продукции и анализ ...

... также учет отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, учет коммерческих расходов и налогов, относимых на реализацию продукции. Детально рассматривается расчет фактической себестоимости реализованной продукции, выявление финансовых результатов от реализации. Здесь ...

Менеджмент – прикладное управление, управление в организации. Менеджмент – это только часть большой области деятельности под названием «управление», ведь управлять можно механизмами, процессами. Мы же в данной работе будем говорить об управлении коллективом в образовательном учреждении.

Глава 1. Организация деятельности коллектива

    1. Структура управления

В каждой организации существует определенная дифференциация по вертикали, которая связана с уровнем сложности задач и функций, возлагаемых на того или иного менеджера. Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:

  • высший уровень – министр образования, директора образовательного учреждения;

  • среднее звено – заместители директора, начальники отделов;

  • низшее звено – руководители структурных подразделений, учебных групп.

Менеджеры высшего уровня определяют основное направление деятельности учреждения, ее цели и задачи. Как показывает практика работы крупных компаний, такой менеджер более 30% рабочего времени отдает формированию стратегии развития образования в рамках ФГОС, определяет цели и задачи развития техникума, принимает решения о программном планировании его работы, осуществлению контактов с федеральными, региональными и местными органами власти, школами, поставщиками сырья, материалов, комплектующих и т.д. Оставшееся время уходит на реализацию программ и планов работы, контроль за работой подчиненных. Естественно, такому менеджеру необходимо знать:

  • Законы РФ, постановления Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования и воспитания обучающихся;

  • Конвенцию о правах ребенка.

  • Педагогику, достижения современной психолого – педагогической науки и практики.

  • Психологию личности и дифференциальную психологию.

  • Основы физиологии, гигиены.

  • Теорию и методы управления образовательными системами.

    20 стр., 9567 слов

    ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ...

    ... исследования актуальна. Тема работы: «Применение современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике различных учреждений культуры». Цель данной работы состоит в изучении современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике различных ...

  • Основы экономики, права, социологии.

  • Организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

  • Административное, трудовое и хозяйственное законодательство.

  • Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Однако в гораздо большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки кадров, в первую очередь руководящих, т. е. менеджеров среднего и низшего звеньев.

Таким образом, если высшее руководство практически целиком ориентируется на формулирование общей политики и стратегии образовательного учреждения, то на среднее управленческое звено ложится основная часть ответственности за практическую реализацию решений, в том числе:

  • организация учебного процесса;

  • организацию взаимодействия функциональных подразделений;

  • своевременное обеспечение высшего руководства необходимой информацией;

  • координирование и управление работой руководителей низшего звена и т.д.

1.2. Функции и принципы управления коллективом

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Слово «метод» – греческого происхождения, означает способ достижения цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания, то есть все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии [8, с.43].

Направленность методов управления всегда одна и та же, они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности на персонал организаций.

Управление персоналом включает в себя целую систему. Система работы с персоналом – это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально-психологического, неформального характера.

Управление персоналом на предприятии – это вид деятельности, который позволяет реализовать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учёта личного фактора в построении системы управления персоналом предприятия. Можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на персонал предприятия:

43 стр., 21347 слов

Система управления персоналом на предприятии уголовно исполнительной системы

... В мировой экономике и науке управления персоналом весьма велик диапазон взглядов и образцов организации деятельности коллективов и предприятий (вплоть до государства в целом). Разработаны и практически реализованы множество методов организации управления персоналом ... в-третьих, от него во многом зависит степень (эффективность) использования основных и оборотных производственных ... социальное образование ...

  • иерархическая структура предприятия, где основное средство воздействия – это отношения власти и подчинения, давления на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ;

  • культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения;

  • рынок – совокупность равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя[7, с.154].

В системе методов управления персоналом выделяют следующие основные виды:

  • организационные методы;

  • экономические методы;

  • социально-психологические методы.

    1. Педагогический менеджмент

В современной педагогике усиливается тенденция исследования

педагогического процесса с позиций науки управления. Научное управление

реально не только в технике и на производстве, но и в управлении

социальными системами, в том числе и педагогическими. Управление

социально-экономическими системами составляет предмет науки

менеджмент”. Вместе с тем, менеджмент можно рассматривать и как

особый вид деятельности, который обеспечивает целенаправленную

концентрацию усилий людей для получения заранее определенного

результата. Одной из разновидностей социальных систем является

образование. Управленческая деятельность в каждой отрасли наряду с

общими положениями имеет и определенную специфику. Имеется

определенная специфика и в управлении образованием. Прежде всего,

13 стр., 6088 слов

Автоматизированные системы управления образованием

... В информационной системе ведущая роль в выработке и принятии решений закрепляется за руководством. автоматизированный управление информационный Объектом исследования дипломного проектирования является - автоматизация процессов управления в образовании. ... обеспечить доступность процессов управления изменениями в образовании не только группе руководителей, но и всему педагогическому составу и ...

образование — глобальная система, определяющая будущее состояние

общества и функционирующая в масштабе страны, края, обрасти, города или

района

В качестве субъектов управления в системе образования выступают

Министерство образования Российской Федерации, управления образования

краев, областей, городов, а также районные отделы образования. Объектами управления являются различные учебные заведения,

которые в свою очередь тоже можно рассматривать как системы. Например,

общеобразовательная школа, являясь объектом управления в рамках системы

Министерства образования РФ, сама является сложной динамичной

социальной системой, в которой можно выделить такие подсистемы, как

педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной

работы и др.

Многие особенности педагогического менеджмента определяются

спецификой педагогического процесса. В частности, особенности управления

образовательными системами в значительной мере определяются

образовательной, воспитательной и развивающей функциями обучения, а

также спецификой целей, методов, средств и форм педагогического процесса.

Характерной особенностью педагогического менеджмента является

государственное управление образовательными системами. Государственный

характер управления системой образования закреплен определенной

совокупностью принципов государственной политики в области образования,

сформулированных в законе РФ “Об образовании”:

ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

воспитание гражданственности и любви к Родине;

пространства. Защита системой образования национальных культур и

региональных культурных традиций в условиях многонационального

государства;

уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся,

воспитанников;

образовательных учреждениях;

23 стр., 11211 слов

Информационные технологии в государственном муниципальном управлении

... кадров в области создания и использования информационных технологий и множеством других факторов. Целью данной курсовой работы является характеристика информационных технологий в государственном управлении. ... -вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении 3) Дать характеристику информационным технологиям в муниципальном управлении на примере Серовского городского ...

  • свобода и плюрализм в образовании;

  • демократический, государственно-общественный характер

управления образованием;

Государственный характер управления образованием проявляется

также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав

граждан России на образование независимо от расы, национальности, языка,

пола и т. п.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере

образования в стране создана система государственных органов управления

образованием, в которую входят органы управления образованием

федеральные (центральные), ведомственные, республиканские (республик в

составе РФ), краевые, областные, автономных областей и автономных округов.

Органы управления образованием на местах проводят государственную

политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов,

включающих федеральный и национальный компоненты с установлением

обязательного минимума содержания образовательных программ и

максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню

подготовки выпускников. При этом задача органов управления образованием

состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и

в создании условий для самоопределения и самореализации личности

Важной особенностью педагогического менеджмента является

общественный характер управления системой образования, проявляющийся в

том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные

органы, в которые входят представители педагогического и ученического

коллективов, родителей, общественности. Их участие в управлении создает

предпосылки для развития творческой атмосферы хорошего

психологического климата в учебном заведении

Реальным воплощением общественного характера управления на

3 стр., 1070 слов

Методы воздействия на призабойную зону пласта

... или термохимические обработки. 1.7 Оборудование, применяемое при проведении методов воздействия на призабойную зону пласта Для транспортирования и нагнетания в пласт жидкостей при кислотной обработке ... половине), завершению формирования к концу 1990-х гг. новых организационно-экономических условий работы отрасли, массовому внедрению технологий интенсификации добычи при увеличении инвестиций ...

уровне общеобразовательной школы является совет школы, конференция и

устав.

Функции и содержание совета школы определяются типовым

положением об общеобразовательном учреждении. В частности, совет

школы может создавать временные или постоянные комиссии, советы по

различным направлениям деятельности, устанавливать их права,

обязанности, границы полномочий.

Конференция является высшим руководящим органом управления

школы и проводится не реже одного раза в год. Конференция избирает совет

школы, его председателя, определяет срок их деятельности.

Каждое учебное заведение принимает на конференции свой Устав, в

котором определяются цели, задачи и перспективы развития данного

учебного заведения.

В период между конференциями в роли высшего руководящего органа

выступает совет школы (учебного заведения), который:

  • организует выполнение решений конференции;

  • обеспечивает социальную защиту учащихся;

  • устанавливает возраст учащихся при наборе в 1 класс, необходимость

и вид ученической формы;

определяет направления использования бюджетных и внебюджетных средств;

  • заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей,

отдельных преподавателей;

создает условия для педагогического воспитания родителей.

2. Методы управления коллективом

2.1. Классификация методов управления

Методы управления, или воздействия, в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Среди них основными являются организационно-распорядительные, или организационно-административные, экономические и социально-психологические.

В последнее время приобретают значение и социологические методы. Все эти методы управления не могут действовать изолированно друг от друга, так как представляют совокупность способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения определенной цели. Для того чтобы реализовать определенные цели, а также функции и принципы управления, применяют вышеперечисленные методы.

4 стр., 1786 слов

Гидродинамические методы воздействия на призабойную зону пласта

... отдельным видам ОПЗП с учетом технико-экономической оценки их эффективности. Гидродинамические методы обработки призабойной зоны или методы регулирования представляют собой прогрессивные технологии гидродинамического воздействия ... жидкостей (жидкость разрыва, жидкость-песконоситель, продавочная жидкость); станция управления процессом; материалы для проведения ГРП (песок, технологические жидкости). ...

Метод управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.

Слово «метод» имеет греческое происхождение, дословно пер водится как «исследование», имеет два значения:

  • первое – способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины;

  • второе – прием, способ или образ действия.

В менеджменте существует очень большое разнообразие методов управления и их классификаций. Наиболее широкое распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему [3, с.152].

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т.п.).

Также это может быть функция предприятия (образование, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) [10, с.217].

Содержание методов управления – это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма методов управления – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий) [3, с.153].

Н. И. Кабушкин выделяет следующие методы управления:

  • организационно-распорядительные, или организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

  • экономические, обусловленные экономическими стимулами;

  • социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

2.2. Группы методов управления

2.2.1. Организационно-распорядительные методы управления.

Любой экономический механизм требует организаторской, распорядительной деятельности, координации усилий работников отдельных подразделений, отдельных функций, отдельных элементов управляемой системы. Через посредство организационных отношений, составляющих часть механизма управления, реализуется одна из важнейших функций менеджмента – функция организации [25, с.96] .

8 стр., 3565 слов

Организационно-распорядительные документы

... реферата является достаточно актуальной. Цель работы: изучить и охарактеризовать состав и основные признаки организационно-распорядительных документов. 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Организационно-распорядительная документация (ОРД) - это совокупность взаимоувязанных документов, функционирующих в сфере управления, ...

Задача организационно-распорядительной или организационно — административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Организационно-административное воздействие обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе.

Искусство менеджера будет проявляться в умении определить оптимальное сочетание организационно-административных и экономических методов.

Организационно-административные методы решают те же дачи, что и экономические методы, но отличаются формами и приемами воздействия. Различие в том, что экономические методы разрешают руководителям выбирать различные формы и приемы воздействия для решения определенной задачи, организационные распорядительные методы предполагают однозначное воздействие, продиктованное приказом или распоряжением [25, с.98] .

Организационные методы предусматривают разработку организационных решений, определение необходимых ресурсов, с ков исполнения, ответственных лиц и предполагают контроль исполнения, за которым следуют новые организационно — распорядительные действия.

Особенностью организационно-распорядительных (организационно-административных) методов является то, что их основой являются властные полномочия руководителя, а также характерная для организации дисциплина.

Использование менеджером организационно-распорядительных методов оказывает непосредственное воздействие на подчиненных. Примерами таких методов являются: письменные или устные приказы, распоряжения, указания, рекомендации и др. Использование организационно-распорядительных методов способствует поддержанию производственной и трудовой дисциплины, обеспечивает необходимый контроль работы персонала. Применение организационно-распорядительных методов регламентируется действующими нормативными документами правового характера [12, с.60] .

Возможны три формы организационно-распорядительных (организационно-административных) методов.

  1. Обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.).

  2. Согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов).

  3. Рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).

Организационно-распорядительные (организационно-административные) методы отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. Эти методы – методы принуждения [18, с.281] .

В общем виде система организационно-распорядительных (организационно-административных) методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов.

  1. Воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления).

  2. Воздействие на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).

Организационное воздействие на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.

Принятые в коллективе методы руководства оказывают влияние на формирование системы подчинения. Формы подчинения должны носить самый благожелательный прогрессивный характер не вызывать таких эмоций, как унижение, неловкость, досада, раздражение и даже стресс.

Административное воздействие связано чаще всего с тремя типами подчинения:

  • вынужденным и внешне навязанным, которое сопровождается чувством зависимости и воспринимается подчиненными как нажим «сверху»;

  • пассивным, для которого характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;

  • осознанным, внутренне обоснованным.

В целом организационно-административные методы руководства существуют в форме организационного и распорядительного воздействия, которое включает в себя следующие компоненты:

  • виды и типы воздействия;

  • адресат;

  • постановку задания;

  • определение критерия его выполнения;

  • установление ответственности;

  • инструктаж подчиненных и т. д.

Эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников, что позволяет координировать исполнение ими отдельных функций или решение общей задачи. Это создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы. К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного. Прямые воздействия в конечном счете могут привести к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Косвенные методы являются наиболее эффективными, если они осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий.

2.2.2 Экономические методы управления

Экономические методы занимают в управлении центральное место. Это обусловливаете тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

В деятельности практикующего высокопрофессионального менеджера экономический анализ и экономический аспект в целом играют основополагающую роль. По мнению некоторых специалистов по менеджменту, непрофессиональные менеджеры базируют свою деятельность на основе психологического подхода, а профессионалы – экономического. Не умаляя значимость психологических методов управления, следует сказать, что в настоящее время все более актуальной становится проблема экономической психологии – специального направления в психологической науке, изучающего экономическое поведение человека в организации, а также факторов, определяющих такое поведение [16, с.137] .

Данные методы применительно к управлению предприятием представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается нужный эффект. Говоря по-другому, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

В случае использования экономических методов управления коллектив распоряжается материальными фондами самостоятельно, так же как и полученным доходом (прибылью), заработной платой, и самостоятельно реализует свои экономические интересы.

Содержание экономических методов сводится к постоянному оперированию менеджером такими экономическими категориями, как ограниченные ресурсы и неограниченная потребность.

В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование и финансирование.

Рассмотрим их более подробно.

  1. Планирование. Это определение стратегии управления, его задач и путей решения. Процедура планирования как одного из экономических методов руководства представляет собой совершение менеджером определенных управленческих действий с объектом планирования (объектом планирования может выступать, например, прибыль или количество работающих на предприятии) и включает в себя:

  • фиксацию текущего состояния данного объекта планирования;

  • фиксацию прообраза этого объекта планирования, что означает желательное его состояние в будущем с позиций менеджера;

  • перечень действий, совершение которых позволит трансформировать объект планирования из его текущего состояния в состояние прообраза, который фиксируется менеджером в момент планирования [8, с.79] .

Менеджер должен уметь из альтернативных возможных действий выбрать одно, предварительно оценив каждую из альтернатив по эффективности (результативности), затратам и реальности. После этого данное действие должно быть включено в перечень действий, подлежащих обязательному исполнению. Последним этапом планирования является как можно более глубокая детализация планируемых действий.

Главное в планировании как в экономическом методе руководства – выбор из всех возможных наиболее оптимальных, наиболее эффективных и наиболее результативных действий.

  1. Анализ. Менеджер должен в совершенстве владеть методами анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В экономическом анализе сердцевиной экономической работы выступают такие категории, как возможный объем ресурсов, который может быть вовлечен в организуемый производственный процесс; фиксация в неорганизационной цели организации, или текущей потребности организации, и нахождение конкретного способа использования имеющихся ресурсов ради максимально эффективного достижения в неорганизационной цели, т. е. ради удовлетворения в максимально высокой степени фиксируемой в текущий момент потребности организации. При экономическом анализе рассматриваются факторы как внутренней среды предприятия, так и внешней. Глубокий анализ не только происходящих процессов, но и намечающихся тенденций позволяет создавать благоприятные условия для развития позитивных явлений и устанавливать преграды для нежелательных [8, с.93] .

  2. Хозрасчет. Данный метод позволяет максимально использовать экономическую и материальную заинтересованность коллектива и его членов в улучшении производства и повышает ответственность управляющей системы всех уровней за результаты работы. Получает все большее распространение внутрипроизводственный хозрасчет, при котором руководство предприятия использует данный метод для повышения эффективности управления отдельными его подразделениями. При этом хозрасчетное подразделение само распределяет получаемые ресурсы.

  3. Ценообразование. Менеджер должен стремиться к максимизации нормативной прибыли, которая может быть увеличена на основе использования одного из двух возможных методов или их комбинации:

  • увеличение цены на реализуемый товар (самый примитивный метод).

    Но это может повлечь за собой снижение объемов продаж, поэтому опытный менеджер должен быть в состоянии принимать целесообразное управленческое решение по фиксации допустимого увеличения цены при недопущении падения объема валовой прибыли;

  • совершение конкретных действий, приводящих к внутренней реструктуризации цены товара (зафиксированная цена сохраняется).

    К таким действиям можно отнести путь сокращения (минимизацию) издержек производства. Таким образом, цена сохраняется на прежнем уровне, а сокращение одного ее компонента ведет к увеличению другого – нормативной прибыли;

  • одновременное использование этих двух методов путем одновременного увеличения цены товара и сокращения издержек производства[8, с.94].

5. Финансирование. Данный метод также весьма эффективен. При его использовании происходит финансирование отдельных подразделений предприятия или отдельных направлений деятельности, в которых наиболее заинтересовано предприятие [8, с.94].

2.2.3. Социально-психологические методы управления

Известно, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Менеджер должен уметь учитывать такие факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников, что поможет сформировать коллектив с едиными целями и задачами.

Зная особенности поведения, характер каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Каждой группе свойственен свой психологический климат. Поэтому существенное условие образования и развития трудовых коллективов — соблюдение принципа психофизиологической совместимости.

Как показывает практика, формирование здорового морально психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма активно происходит при формировании рыночных отношений.

Таким образом, для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.

Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет).

Основное средство воздействия на коллектив – убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности.

Понимание руководителем внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива.

Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Успех деятельности руководителя зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые в конечном счете сформируют здоровые межличностные отношения.

В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды.

2.3. Методы

2.3.1. Выбор методов управления

В процессе управления образовательными системами руководитель использует совокупность различных методов, исходя из наибольшей целесообразности их применения в той или иной ситуации, в тех или иных условиях.

Руководитель использует методы управления, прежде всего, как способы выполнения отдельных процедур по постановке целей, принятия решений и их реализации, и в этом ключе, как методы по выполнению отдельных функций управления: целеполагания, планирования, организации, контроля и анализа [21, с.69].

Выбирая методы управления, руководитель исходит из того же, когда выбирает способы организации, потому что методы управления характеризуют способы организации: формальные, менее формальные, неформальные.

Для руководителя очень важно правильно не только выбрать, но и сочетать методы управления, которые зависят:

  • от личностных особенностей и предпочтений руководителя, его жизненного опыта;

  • целей стоящих перед учреждением (социальный заказ, внутренние цели учреждения, запрос потребителей, состояние учебно-воспитательного процесса и т.д.);

  • материально-технической и финансовой базы учреждения;

  • состава подчиненного персонала (квалификация, стаж работы возраст, образование и т.д.).

Все применяемые для решения конкретной задачи методы управления тесно связаны между собой, дополняют друг друга. Искусство руководителя состоит в том, чтобы из всего арсенала методов управления выбрать наиболее действенные, надежно ведущие к цели, составить гибкую комбинацию этих методов, отдавая в зависимости от ситуации предпочтение в одних случаях экономическим, в других — административным, в третьих, — социально-психологическим. Правильное, разумное сочетание различных методов является одним из важнейших направлений совершенствования управления на современном этапе [15, с.124].

2.3.2. Организационно-педагогические методы и их особенности

Организационно-педагогические методы управления обеспечивают определённую упорядоченность объектов и субъектов управления, передачу необходимой информации педагогам, развитие организаторских качеств учителей.

Основными показателями развития этих качеств являются:

  • чёткое целеполагание;

  • умение выделить основное звено в предполагаемой работе;

  • наличие чёткого плана;

  • распределение ответственных исполнителей;

  • чёткий и конкретный инструктаж;

  • экономный расход времени;

  • ритмичность подготовки, проведения и анализа;

  • качество и полнота самоанализа.

Методами осуществления методов этой группы являются:

  • совещания;

  • собеседования руководителя с подчинёнными (круглые столы, индивидуальные собеседования).

Среди требований к проведению совещаний можно выделить следующие:

  • знание руководителем и использование закономерностей педагогики и психологии взрослых, позволяющих эффективно донести информацию, её усвоение и принятие исполнителями;

  • проведение совещаний только тогда, когда это действительно необходимо, и не существует более эффективного способа передачи информации;

  • на совещание рекомендуется выносить только вопросы, связанные с общими проблемами совершенствования работы школы, требующих научной информации, прослеживающих реализацию каких-либо принципов;

  • при передачи оперативной информации нецелесообразно её смешение со стратегической [9, с.152].

Собеседование с работниками классифицируется в зависимости от того

чья инициатива руководителя или педагога, какой вопрос стратегический или тактический.

Ситуативное собеседование, когда содержание определяется возникшими отклонениями в деятельности системы или необходимостью передачи оперативной информации. Стратегическое собеседование, когда педагог заранее знает, что оно будет, какие вопросы станут обсуждаться.

При проведении собеседований необходимо отдавать приоритет стратегическим собеседованиям.

2.3.3. Распорядительные методы

К группе распорядительных методов можно отнести разъяснение законов, нормативных документов регламентирующих деятельность учителя и организации, осуществляющей образовательную деятельность в целом, а также и здание непосредственно руководителем различных документов (локальных актов) и доведение их содержания до подчинённых.

К локальным актам могут быть отнесены следующие:

  • приказы;

  • распоряжения;

  • положения;

  • инструкции.

Одним из требований к распорядительному документу наряду с их чёткостью, является нахождение баланса между регламентацией обычного функционирования системы и нормативно-аналитическим обеспечением инновационной деятельности.

2.3.4. Профессионально-методический аспект взаимодействия

руководителей и педагогов

Профессионально-методические аспекты управления призваны обеспечить не только чисто управленческие, но и педагогические функции руководителя.

К этим аспектам можно отнести:

  • использование руководителем категорий и понятий педагогики и психологии в процессе управленческой деятельности;

  • внедрение достижений психолого-педагогических наук в практику работы образовательного учреждения;

  • изучение, обобщение и распространение передового опыта;

  • педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и его отдельных сторон;

  • различные способы повышения квалификации и методического мастерства учителей.

Роль руководителя, имеющего возможность дать квалифицированные рекомендации и организовать совместную деятельность педагогов, очень важна.

Главным требованием к использованию всех профессионально-методических аспектов управления является их нацеленность на реализацию задач совершенствования деятельности, а не только поддержания функционирования системы. Именно поэтому руководителем должна обеспечиваться, в том числе и необходимая направленность планирования работы учреждения.

2.3.5. Понятие о социально – психологических методах управления

Социально-психологические методы управления – это, то, что чаще всего называют «искусством управления». Эти аспекты и приёмы организации взаимодействия в системе «руководитель – подчинённый» являются предметом рассмотрения психологии управления.

Социально-психологическими методы воздействия субъекта управления на объект управления – педагогический коллектив коллективы и отдельные работники, которые:

  • опираются на объективные законы развития социологии и психологии;

  • воздействуют с учетом коллективной психологии (настроения коллектива, групповых отношений, общественного мнения);

  • психологических особенностей различных социальных групп и отдельной личности.

Главная цель применения этих методов – формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы – человеческого фактора. Умение учитывать «человеческий фактор» позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и, в конечном счете, формировать коллектив с едиными целями и задачами [24, с.63].

По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе работы (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Элементы, регулируемые с помощью социологических методов, включают:

  • социальное планирование (условия труда и др.)

  • социологические методы исследования (анкетирование, интервьюирование, наблюдение, собеседование, социометрический метод).

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность педагога и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач образовательного учреждения.

К числу психологических методов управления относятся:

  • методы комплектования малых групп и коллективов (позволяют определить оптимальные количественные и качественные соотношения между работниками коллектива),

  • метод гуманизации труда (внесение элементов творчества в трудовой процесс, исключении монотонности, однообразия труда, использовании психологического воздействия цвета, музыки и др.,

  • методы психологического побуждения (мотивации).

    Среди них выделяют: убеждение, внушение, подражание, вовлечение, оказание доверия, принуждение.

  • методы профессионального отбора и обучения (отбор работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют выполняемой работе или занимаемой должности; развитие необходимых психологических характеристик для успешного выполнения порученного задания).

Социально-психологические методы управления призваны воздействовать на взаимоотношения между людьми, содействовать созданию в коллективе наилучшего психологического климата. Способность коллектива эффективно трудиться в немалой степени зависит от соотношения его формальной и неформальной структуры. Неформальная структура может содействовать успешному функционированию формальной структуры, а может стать препятствием. Поэтому хороший коллектив отличает правильное соотношение формальной и неформальной структур. Объект приложения социально-психологических методов – это неформальные отношения, воздействуя на которые в нужном направлении, обеспечивается сплоченность коллектива.

Чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально – психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.) [5, с.207].

Социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов из перечисленных выше.

Примером социально-психологических методов управления может служить удовлетворение и стимулирование персонала, но часто оно осуществляется от «достигнутого», что ведет к застою, отсутствию мотивации в деятельности. Необходимо менять стимулирование педагогического труда: учитель должен получать грамоты, доплаты, премии и др. за совершенствование своей деятельности.

Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.

Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые, в конечном счете, сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать:

  • планирование социального развития трудовых коллективов;

  • убеждение, как метод воспитания и формирования личности,

  • соревнование, критику и самокритику;

  • различного рода ритуалы и обряды.

2.3.6. Экономические методы в управлении образовательной системой

Экономические методы управления занимают важное место в системе методов управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Это обусловлено тем, что управленческие отношения, в настоящее время, во многом определяются в первую очередь экономическими отношениями, в основу которых положены объективные потребности и интересы людей [22, с.80].

Определение совокупности экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и каждого работника в отдельности, является принципиальным вопросом для любой организации, осуществляющей образовательную деятельность. Экономические методы управления основаны на материальной заинтересованности работников и активизируют их деятельность. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты, такие как заработная плата, премии, привязывают к достигнутым результатам преподавателя, и прибыли (если таковая имеется) [1, с.64].

Экономические методы управления предполагают косвенное воздействие на объект. В основе этих методов лежит экономическая заинтересованность работника в результатах своего труда.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность одним из вариантов применения экономических методов стала система аттестации педагогических кадров. Однако централизованно выстроенная система аттестации не позволяет учесть все особенности взаимодействия руководителя с преподавателями. Используемые критерии подготовленности педагогов к деятельности не всегда адекватно отражают результаты их деятельности, однако не стоит пренебрегать этими критериями, поскольку подготовленность педагога является важнейшим условием развития личности обучающегося.

С целью непосредственного влияния на деятельность преподавателей руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, использует дополнительные возможности дифференциации оплаты труда: надбавки, премии, а также представление возможности получения дополнительных средств за иную работу выполненную преподавателем (внеурочные занятия, кружки и т.д.).

Перед руководителем школы стоит проблема выбора критериев дополнительного стимулирования педагогического труда. Поскольку единых идеальных критериев не существует, то она всегда должна определяться на месте, исходя из особенностей учреждения образования.

Некоторые проблемы использования различных групп параметров можно выделить, воспользовавшись двухуровневой моделью управления.

  1. Сравнение с некоторой «идеальной моделью работы» учителя, критерии которой находятся в описании деятельности педагога. Такой подход позволяет оценить участие педагога в различных видах педагогической деятельности, использовании инновационных подходов в образовании, применении технических средств обучения и т.д., однако, абсолютизация деятельности ведёт к административно – командной схеме управления. Этот подход целесообразно применять при стимулировании определённых видов педагогической деятельности, нецелесообразно их постоянное применение при дифференциации оплаты труда.

  2. Критерии основанные на результативности педагогической деятельности, так же имеют ряд существенных недостатков, т.к. зависят от способностей обучающихся, уровня их подготовки и трудностей в выявлении вклада отдельного преподавателя из общих результатов обучения.

Наиболее эффективные модели оплаты труда преподавателей (учитывающие особенности коллектива) лежат в пересечении разнообразных подходов.

Заключение

Все методы социального управления являются важнейшим средством реализации законов и принципов управления. Всё их многообразие (экономические, социальные, психологические, организационно-административные и т.д.) является эффективным только тогда, когда субъект управления на основе системного анализа использует ту их совокупность, которая необходима в конкретной управленческой ситуации, представляющей комплекс сложных явлений (экономических, социальных, политических и духовно-культурных).

Одной из главных задач современной системы управления является создание благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются только с расширением инициативы и ответственности каждого субъекта управления, более широкого использования методов саморазвития и самоуправления.

Для достижения этих целей необходимо более широкое применение научных методов управления (моделирования, программирования, эксперимента, информационных технологий и т.п.).

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/attestatsionnaya/tehnika-upravleniya-kollektivom/

  1. Адольф В.А. – Формирование профессиональной

компетентности будущего учителя –.М.Педагогика.1998 г.

  1. Виханский О.С., А.И. Наумов. Менеджмент.– М.: Гардарики,2001г.

  2. Вудкок М.С., Френсис Д.Г. – Раскрепощенный менеджер: для

руководителя – практика. — М. Дело.1991 г.

  1. Гаврилин А.В. Система «директор – педагог»: единомышленники, противники, равнодушные «Директор школы»– М.,1994г., №2, С.2-10.

  2. Гаврилин А.В. Концептуальные основы планирования / «Школьное

планирование», М.– 2003г., №4

  1. Герчикова И.Н. Менеджмент; учебник для вузов / И. Н. Герчикова 4-е изд., перераб. и доп. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2011г.

  2. Демин В.А. – Профессиональная компетентность специалиста:

понятие и виды. М. Стандартизация и мониторинг в образовании – 2000г.

  1. Дракер П.Ф.–Управление, нацеленное на результат.– М.

Технология Школы Бизнеса1994 г.

  1. Драчева Е.Л. – Менеджмент: учебник для студ. СПОМ.: «Академия», 2014г.

  2. Веснин В.Р. Основы менеджмента / В. Р. Веснин. Москва, 2000.

  3. Евланов Л.Г. –Теория и практика принятия решений. – М.

Экономика.1984 г.

  1. Иванова Л.Ф. – Инновационные условия развития профессиональной компетентности учителя. – М. Иннов. В образ. – 2003г.

  2. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внуришкольное управление. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999г.

  3. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент / Под ред. Шамовой Т.И., М.: Новая школа, 1992 г.

  4. Кохановский В.П. Философия и методология науки, Ростов н/Дону, 1999

  5. Окрушко В.Я. Проблемы управления экономическими интересами – 2012г. – №1.

  6. Мескон М.И др., Основы менеджмента, М.,1992 г.

  7. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Москва: Дело, 2012 г.

  8. Попов Г.Х. – Проблемы теории управления.–М. Экономика.1974 г.

  9. Симонов В.П., Педагогический менеджмент, М.: Педагогическое общество

России, 1999 г.

  1. Управление современно школой / Под ред. Поташника М.М., М., 1992 г.

  2. Управление развитием школы/ Под ред. Поташника М.М., М.: Новая

школа, 1995 г.

  1. Управление качеством образования/ Под ред. Поташника М.М., М.: Педагогическое общество России, 2000 г.

  2. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2010.

  3. Ушаков К.М., Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы, М.: Сентябрь, 1995 г.