Интенсификация производства, повышение производительности труда, экономия всех видов ресурсов — это задачи, имеющие непосредственное отношение и к автомобильному транспорту и технологическим машинам, и его подсистеме — технической эксплуатации машин, обеспечивающей работоспособность машинного парка. Ее развитие и совершенствование диктуются интенсивностью развития самого машинного парка и его ролью в производственном комплексе страны, необходимостью экономии трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов при производстве работ, перевозках, техническом обслуживании, ремонте и хранении машин, необходимостью обеспечения транспортного процесса надежно работающим подвижным составом, защиты населения, персонала и окружающей среды.
Одной из важнейших проблем, стоящих перед машинным парком, является повышение эксплуатационной надежности машин. Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечивается автотракторной промышленностью за счет выпуска более надежных машин, с другой — совершенствованием методов технической эксплуатации машин. Это требует создания необходимой производственной базы для поддержания подвижного состава в исправном состоянии, широкого применения прогрессивных и ресурсосберегающих технологических процессов ТО и ремонта, эффективных средств механизации, роботизации и автоматизации производственных процессов, повышения квалификации персонала.
Обеспечение работоспособности и реализация потенциальных свойств машин, заложенных при их создании (в частности, эксплуатационной надежности), снижение затрат на содержание, ТО и ремонт, уменьшение соответствующих простоев. Обеспечивающих повышение производительности при одновременном снижении их себестоимости, т. е. повышение экономичности и обеспечение экологичности — основные задачи технической эксплуатации подвижного состава и технологических машин.
Техническая эксплуатация как наука определяет пути и методы наиболее эффективного управления техническим состоянием машинного парка с целью обеспечения регулярности и безопасности перевозок, производства работ при наиболее полной реализации технических возможностей конструкции и обеспечении заданных уровней эксплуатационной надежности машин, оптимизации материальных и трудовых затрат, сведении к минимуму отрицательного влияния технического состояния подвижного состава на персонал и окружающую среду.
Техническая эксплуатация машин как область практической деятельности — это комплекс технических, социальных, экономических и организационных мероприятий, обеспечивающих поддержание машин в исправном состоянии при рациональных затратах трудовых и материальных ресурсов и обеспечении нормальных условий труда и быта персонала.
Расчет технических норм эксплуатационной работы
... ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ 2.1 Нормы погрузки и выгрузки поезд станция норма скорость Количественные показатели определяются на основе междорожной «шахматки» груженых вагонопотоков по роду подвижного состава. В настоящей курсовой работе ... записке составляется табл. 2.1, форма и содержание которой облегчают расчет технических норм для дороги и ее регионов управления. Рассмотрим пример оформления ...
1. Перспективы развития системы технического обслуживания и текущего ремонта автомобиля
1.1 Технико-экономическое обоснование системы обслуживания и текущего ремонта автомобиля
Проведем анализ современного состояния автомобильного парка региона. Для этого составим распределение моделей автомобилей по количеству и возрасту. В данном распределении мы выберем только модели сравнимые по классу и цене с семейством Lada-2170 (Priora).
Данные взяты по состоянию на март 2013 в ОГАИ ГИБДД региона и представлены в таблице 1.1. Возможно расхождение фактического числа автомобилей с зарегистрированным, так как часть автомобилей оформлена по доверенности и может быть с другого района Ставрополья и России. Принимаем, что по городу зарегистрировано 33420 легковых автомобилей, по региону- 152885 автомобилей.
Таблица 1.1
Примерное распределение автомобилей по маркам по городу и региону (модели сравнимые по цене с семейством Lada-2170 (Priora))
Марки |
Количество по городу |
Количество по региону |
|
LADA-2170 (семейство) |
1124 |
5159 |
|
ВАЗ-2109 (семейство) |
1215 |
6360 |
|
ГАЗ-3110 |
808 |
3372 |
|
Hyundai |
32 |
142 |
|
Kia |
22 |
85 |
|
Daewoo |
68 |
278 |
|
Mazda |
91 |
307 |
|
Mitsubishi |
87 |
350 |
|
Ford |
336 |
1137 |
|
Opel |
324 |
1324 |
|
Renault |
73 |
232 |
|
Fiat |
55 |
185 |
|
Для анализа рынка спроса необходимо распределение автомобилей по возрасту. Здесь мы приведем два распределения: одно для автопарка легковых автомобилей в целом, а второе — для семейства Lada-2170 (таблица 1.2), так как модель достаточно новая, то автомобили этого семейства имеют другую возрастную структуру.
Таблица 1.2
Распределение автомобилей по возрасту
Возраст |
Легковые автомобили в среднем |
Семейство Lada-2170 |
|||
процент |
количество |
процент |
количество |
||
Новые |
3 |
1002 |
8 |
413 |
|
До трех лет |
10 |
3342 |
19 |
980 |
|
От 3 до 7 лет |
14 |
4679 |
29 |
1496 |
|
Свыше 7 лет |
73 |
24397 |
44 |
2270 |
|
Итого |
100 |
33420 |
100 |
5159 |
|
После рассмотрения возрастной структуры парка рассчитаем ежегодный прирост числа легковых автомобилей в целом по городу и, в частности, автомобилей семейства Lada-2170.
Таблица 1.3
Оценка численности населения в тыс. человек по данным отдела статистики
Годы |
Количество жителей |
|
2010 |
180,1 |
|
2011 |
183,4 |
|
2012 |
190,1 |
|
2013 |
204,5 |
|
Таблица 1.4
Динамика изменения насыщенности региона автомобилями за период 2009 — 2013 гг.
№ п/п |
Годы, Ti |
Условное обозначение года, ti |
Насыщенность, nti, |
|
1 |
2009 |
0 |
109 |
|
2 |
2010 |
1 |
118 |
|
3 |
2011 |
2 |
131 |
|
4 |
2012 |
3 |
147 |
|
5 |
2013 |
4 |
163,4 |
|
Текущее значение насыщенности 163,4; значение насыщенности на перспективу принимаем 225 .
Сводим данные для определения потребности города в услугах автосервиса в отдельную таблицу (таблица 1.5).
Исходное распределение пробегов берется также из опытных данных и приведено в таблице 1.6.
Таблица 1.5
Исходные значения параметров для определения потребности в услугах автосервиса
№ п/п |
Наименование показателя |
Обозна-чение |
Единицы измерения |
Значение показателя |
|||
Текущее |
Перспек-тивное |
||||||
1 |
Число жителей |
Ai |
Тыс. чел. |
204,5 |
230 |
||
2 |
Насыщенность района автомобилями |
ni |
163,4 |
225 |
|||
3 |
Доля владельцев, пользующихся услугами СТО |
i |
доля |
0,6 |
0,8 |
||
4 |
Средняя наработка на один заезд автомобиля на СТО по моделям |
||||||
Модель 1 |
Семейство Lada-2170 (Priora) |
тыс. км |
8,5 |
9,8 |
|||
Таблица 1.6.
Исходное распределение годовых пробегов автомобилей
№ п/п |
Годовые пробеги, тыс. км |
Среднее значение годовых пробегов в интервале, тыс.км |
Частота значения годовых пробегов в интервале, fj, % |
|
Семейство Lada-2170 |
||||
1 |
0—5 |
2,5 |
6 |
|
2 |
5—10 |
7,5 |
16 |
|
3 |
10—15 |
12,5 |
26 |
|
4 |
15—20 |
17,5 |
20 |
|
5 |
20—25 |
22,5 |
12,5 |
|
6 |
25—30 |
27,5 |
10 |
|
7 |
30—35 |
32,5 |
6,5 |
|
8 |
35—40 |
37,5 |
3 |
|
Количество легковых автомобилей в регионе определяем по формуле:
- где Ai—количество жителей в регионе, чел;
- ni—насыщенность автомобилями, .
Для текущего периода количество легковых автомобилей по данным ГИБДД составляет Ni = 33420 шт.
Для перспективы:
авт.
Прогнозируемая динамика изменения насыщенности района легковыми определяется по следующей формуле:
- где q—коэффициент пропорциональности, характеризующий интенсивность изменения кривой nt = f(t);
- nmax = 225;
- nm = 163,4.
Коэффициент пропорциональности q определяем по формуле:
где — цепной прирост насыщенности.
Рассчитанные значения отдельных членов уравнения приведены в таблице 1.7.
Таблица 1.7. Расчетные значения элементов к определению q
Годы, ti |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
0 |
109 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
1 |
118 |
9 |
13924 |
1643032 |
193877776 |
1062 |
125316 |
|
2 |
131 |
13 |
17161 |
2248091 |
294499921 |
1703 |
223093 |
|
3 |
147 |
16 |
21609 |
3176523 |
466948881 |
2352 |
345744 |
|
4 |
163,4 |
16,4 |
26700 |
4362708 |
712866504,2 |
2680 |
437880 |
|
Итого |
— |
— |
79394 |
11430354 |
1668193082 |
7797 |
1132033 |
|
Подставим значения nmax = 225; nmin = 163,4; q = -0,00114422; m = 4 в уравнение 1.2, получаем:
;
- Проведя расчеты для значений t от 5 до 15 найдем соответствующие значения nt и сведем их в таблицу 1.8.
Таблица 1.8. Расчетные значения насыщенности на перспективу
Годы |
Ti |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
ti |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
||
Насыщенность |
174,2 |
183,6 |
191,6 |
198,3 |
203,8 |
208,2 |
211,8 |
214,7 |
216,9 |
218,7 |
220,1 |
||
По данным таблиц 1.6 и 1.10 строим график динамической насыщенности легковыми автомобилями города с 2000 по 2015 год. На этом графике с 2002 по 2006 год представлены текущие значения насыщенности, а после 2006 года — расчетные.
Рисунок 1.1. Графики насыщенности автомобилями города
Средневзвешенный годовой пробег автомобилей:
, тыс. км
где — средний годовой пробег автомобиля в интервале пробега;
- fi — количество значений пробегов в интервале.
Для автомобилей семейства Lada-2170 (Priora):
тыс. км
На перспективу (2008 год) можем принять Lг = 17 тыс. км
Годовое количество обращений (заездов) автомобилей на предприятия автосервиса:
- где Nj — показатель количества автомобилей, рассчитываемый исходя из численности жителей и показателя насыщенности;
- доля владельцев, пользующихся услугами предприятий автосервиса.
dТО,ТР — число заездов на СТО в год комплексно обслуживаемых автомобилей, примем dТО,ТР = 2 (согласно ОНТП-80).
Рассчитаем число автомобилезаездов на СТО всех легковых автомобилей.
Для настоящего времени:
заезда
Для перспективы (2012 год):
авт.
Примем .
заезда
Для перспективы (2017 год):
авт.
заездов
Результаты расчета сведены в таблицу 1.9 и диаграмму 1.2.
Таблица 1.9.
Количество заездов на предприятия автосервиса
Параметр/год |
2006 |
2012 |
2017 |
|
Количество автомобилей |
33420 |
44763 |
50623 |
|
Количество обращений |
40104 |
62668 |
80997 |
|
Рисунок 1.2. Количество заездов на предприятия автосервиса
Как видно по расчету за 11 лет количество автомобилей возрастет в 1,5 раза, а число автомобилезаездов вырастет в 2 раза. Это обусловлено увеличением доли владельцев, пользующихся услугами СТО.
Для исследованного мною сегмента покупателей а/м Приора определены схожие потребительские предпочтения представленные в таблице:
ТАБЛИЦА. Важнейшие для покупателей факторы, повлиявшие на покупку ЛАДА Приора.
Абсолютно не важно |
Не очень важно |
Безразлично |
Очень важно |
Абсолютно необходимо |
||
Экономичность |
10% |
10% |
35% |
45% |
||
Надежность |
10% |
70% |
20% |
|||
Безопасность |
35% |
40% |
25% |
|||
Доступность сервисного обслуживания |
70% |
30% |
||||
Доступность гарантийного обслуживания |
28% |
12% |
60% |
|||
Имидж автомобиля |
5% |
30% |
15% |
35% |
15% |
|
Наличие подушек безопасности |
30% |
45% |
10% |
10% |
5% |
|
Современный дизайн |
30% |
20% |
50% |
|||
Высокий клиренс |
5% |
15% |
22% |
58% |
||
Проходимость |
20% |
20% |
60% |
|||
Качественная внутренняя отделка |
20% |
30% |
30% |
|||
Недорогой ремонт |
20% |
10% |
70% |
|||
Достойное сочетание цена-качество |
10% |
30% |
70% |
|||
Комфорт |
65% |
35% |
||||
Вместительность салона (удобство пассажиров) |
35% |
45% |
25% |
|||
Вместительный багажник |
10% |
43% |
47% |
|||
Хорошая шумо- и звукоизоляция |
5% |
2% |
85% |
8% |
||
Рисунок 1. 3. График предпочтений покупателей
1.2 Конструкция и основные характеристики автомобиля Lada-2170 (Priora)
Автомобиль малого класса ВАЗ-2170 Lada Priora с четырехдверным кузовом типа седан (по международной классификации класс С) предназначен для эксплуатации при температуре окружающего воздуха от -40 до +50 °С на дорогах общего пользования с твердым покрытием.
Автомобиль Lada Priora оснащают расположенным поперек моторного отсека инжекторным 16-клапанным двигателем мод. ВАЗ-21126-00 рабочим объемом 1,6 л. Двигатель оснащен системой распределенного впрыска топлива и каталитическим нейтрализатором отработавших газов, конструктивно выполненным в едином блоке с выпускным коллектором (катколлектор).
Кузов несущий, цельнометаллический, сварной конструкции, c навесными дверьми, передними крыльями, капотом и крышкой багажника.
Место водителя автомобиля Lada Priora в штатной комплектации оборудовано подушкой безопасности, в вариантном исполнении — и подушкой безопасности переднего пассажира, а также передними ремнями безопасности с преднатяжителями и ограничителями нагрузки, что значительно уменьшает вероятность и тяжесть ранений головы и грудной клетки при дорожно-транспортном происшествии.
Подушка безопасности срабатывает только при сильном ударе передней части автомобиля. При незначительных фронтальных ударах, опрокидывании автомобиля, ударах сзади или сбоку основными средствами защиты являются ремни безопасности.
Трансмиссия выполнена по переднеприводной схеме с приводами ведущих колес разной длины.
Передняя подвеска независимая, пружинная, со стабилизатором поперечной устойчивости, с гидравлическими амортизаторными стойками. Задняя подвеска полузависимая, рычажно-пружинная, с гидравлическими амортизаторами.
Тормозные механизмы передних колес дисковые, с плавающей скобой, задних колес барабанные.
В вариантном исполнении автомобили Lada Priora оснащают антиблокировочной системой тормозов, предотвращающей блокировку колес во время торможения и сохраняющей управляемость и курсовую устойчивость.
Рулевое управление травмобезопасное, с рулевым механизмом типа шестерня-рейка, с электромеханическим усилителем, изменяющим передаваемый крутящий момент в зависимости от скорости автомобиля.
Автомобили Lada Priora комплектуют системой дистанционного управления блокировкой или разблокировкой замков дверей (в вариантном исполнении и блокировкой замка крышки багажника) с одновременным включением или выключением режима охраны автомобиля. Кроме того, предусмотрены дистанционное включение тревожной сигнализации при нарушениях зон охраны автомобиля и блокировка всех дверей нажатием клавиши из салона автомобиля.
В эту систему входит также электронная система блокировки двигателя (иммобилизатор), обеспечивающая дополнительную защиту от несанкционированного пуска двигателя.
Габаритные размеры автомобиля показаны на рис. 1.4, технические характеристики приведены в табл.
Элементы подкапотного пространства автомобиля ВАЗ-2170 Lada Priora даны на рис. 1.5, расположение основных узлов и агрегатов показано на рис. 1.6 и 1.7.
Рисунок 1.4. Габаритные размеры автомобиля Lada Priora (мм)
Рисунок 1.5. Подкапотное пространство автомобиля:
1 — двигатель; 2, 14 — опоры силового агрегата; 3 — рулевой механизм; 4 — дроссельный узел; 5 — бачок главного тормозного цилиндра; 6 — расширительный бачок системы охлаждения двигателя; 7 — основной блок предохранителей; 8 — бачок омывателя; 9 — аккумуляторная батарея; 10 — воздушный фильтр; 11 — датчик массового расхода воздуха; 12 — тревожный сигнал; 13 — генератор; 15 — упор капота
Рисунок 1.3. Расположение основных узлов агрегатов автомобиля (вид снизу спереди, брызговик двигателя снят): 1, 3, 13 — опоры силового агрегата; 2 — генератор; 4 — радиатор системы охлаждения двигателя; 5 — электровентилятор системы охлаждения двигателя; 6 — стартер; 7 — поперечина передней подвески; 8 — кронштейн растяжки передней подвески; 9 — растяжка передней подвески; 10 — амортизаторная стойка передней подвески; 11 — стойка стабилизатора; 12 — левый привод переднего колеса; 14 — коробка передач; 15 — приемная труба дополнительного глушителя; 16 — масляный картер двигателя; 17 — катколлектор; 18 — правый привод переднего колеса; 19 — стабилизатор поперечной устойчивости; 20 — рычаг передней подвески; 21 — тормозной механизм переднего колеса
Рисунок 1.4. Расположение основных узлов агрегатов автомобиля (вид снизу сзади):
1 — сепаратор; 2 — основной глушитель; 3 — амортизаторные стойки задней подвески; 4 — ниша запасного колеса; 5 — наливная труба топливного бака; 6 — балка задней подвески; 7 — топливный бак; 8 — фильтр тонкой очистки топлива; 9 — подушки подвески системы выпуска отработавших газов; 10 — регулятор давления тормозных сил
Особенности конструкции двигателя
Рисунок 1.5. Продольный разрез двигателя ВАЗ-21126:
1 — масляный насос; 2 — шкив привода генератора; 3 — шатун; 4 -поршневой палец; 5 — ремень привода газораспределительного механизма; 6 — крышка газораспределительного механизма; 7 — шкив распределительного вала; 8 -впускной коллектор; 9 — свечной колодец; 10 — крышка маслоналивной горловины; 11 -термостат; 12 — маховик; 13 -форсунка охлаждения днища поршня; 14 — маслоприемник; 15 -коленчатый вал
На автомобиль ВАЗ-2170 Lada Priora устанавливают двигатель ВАЗ-21126 (рис. 1.5, 1.6), созданный на базе двигателя ВАЗ-2112. Увеличение рабочего объема двигателя мод. 21126 до 1,6 л по сравнению с рабочим объемом мод. 2112 достигнуто за счет увеличения хода поршня при неизменном диаметре цилиндра.
Рис. 1.6. Поперечный разрез двигателя ВАЗ-21126:
1 — пробка сливного отверстия; 2 — масляный картер; 3 — масляный фильтр; 4 -водяной насос; 5 — катколлектор; 6 — выпускной клапан; 7 — пружина клапана; 8 — распределительный вал выпускных клапанов; 9 -впускной коллектор; 10 — крышка головки блока цилиндров; 11 -распределительный вал впускных клапанов; 12 — гидравлический толкатель клапана; 13 — корпус подшипников распределительных валов; 14 — топливная рампа; 15 -форсунка; 16 — направляющая втулка клапана; 17 — впускной клапан; 18 — прокладка головки блока цилиндров; 19 -компрессионные кольца; 20 -маслосъемное кольцо; 21 -поршневой палец; 22 — шатун; 23 -блок цилиндров; 24 — крышка шатуна; 25 — маслоприемник
Блок цилиндров отлит из специального высокопрочного чугуна, что придает конструкции двигателя жесткость и прочность. Протоки для охлаждающей жидкости, образующие рубашку охлаждения, выполнены по всей высоте блока, это улучшает охлаждение поршней и уменьшает деформацию блока от неравномерного перегрева. Рубашка охлаждения открыта в верхней части в сторону головки блока. В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала, крышки которых прикреплены болтами. В опорах установлены тонкостенные сталеалюминевые вкладыши, выполняющие функцию подшипников коленчатого вала. В средней опоре выполнены проточки, в которые вставлены упорные полукольца, удерживающие коленчатый вал от осевых перемещений. По сравнению с блоком цилиндров двигателя мод. 2112 блок цилиндров мод. 21126 выше на 2,3 мм, высота от оси постелей коренных подшипников до верхней поверхности блока составляет 197,1 мм.
Коленчатый вал отлит из специального высокопрочного чугуна. Коренные и шатунные шейки вала прошлифованы. Для смазки шатунных вкладышей в коленчатом валу просверлены масляные каналы, закрытые заглушками. Для уменьшения вибрации служат восемь противовесов, расположенные на коленчатом валу. Радиус кривошипа коленчатого вала двигателя мод. 21126 на 2,3 мм больше, чем у двигателя мод. 2112, за счет чего ход поршня увеличился с 71 до 75,6 мм. Для различия валов на одном из противовесов коленчатого вала двигателя ВАЗ-21126 отлита маркировка «11183». На переднем конце коленчатого вала установлены масляный насос, зубчатый шкив ремня привода распределительных валов и шкив привода генератора со встроенным демпфером крутильных колебаний. На заднем конце коленчатого вала расположен маховик, отлитый из чугуна. На маховик напрессован стальной зубчатый обод.
Рулевое управление травмобезопасное, с реечным рулевым механизмом, электроусилителем, рулевой колонкой, регулируемой по высоте (углу наклона), и демпфирующим элементом на рулевом колесе.
Рисунок 1.7. Рулевое управление:
1 -внутренние наконечники рулевых тяг; 2 — скоба крепления рулевого механизма; 3 — гайка шарнира рулевой тяги; 4 — наружный наконечник рулевой тяги; 5 -регулировочная тяга; 6 — опора рулевого механизма; 7 — рулевой механизм; 8 — кронштейн крепления рулевого механизма; 9 -стяжной болт; 10 -карданный вал с шарниром; 11 -электромеханический усилитель рулевого управления; 12 -электронный блок управления электромеханическим усилителем; 13 — гайка крепления рулевой колонки; 14 — замок зажигания; 15 -верхний облицовочный кожух вала руля; 16 — соединитель; 17 — рычаг регулировки рулевой колонки; 18 -гайка крепления рулевого колеса; 19 — подушка безопасности; 20 -рулевое колесо; 21 — вкладыш нижнего кожуха; 22 -уплотнительное кольцо; 23 — винт крепления; 24 — нижний кожух вала руля; 25 — элемент крепления моторного щита; 26 — прокладка; 27 — упорная пластина; 28 -уплотнитель; 29 — пружинное кольцо; 30 — защитный чехол; 31 -уплотнительное кольцо
автомобиль lada обслуживание ремонт
Рулевой механизм в сборе с рулевыми тягами прикреплен в моторном отсеке к щиту передка кузова на двух кронштейнах с помощью скоб 2 (рис. 1.7).
Механизм закреплен гайками на приварных болтах через резиновые опоры 6.
Рисунок 1.8. Рулевой механизм:
1 -пыльник; 2, 20 — болты; 3 — шайба; 4 — сальник; 5 — крышка картера; 6, 17 — уплотнительные кольца; 7 -сепаратор в сборе; 8 — приводная шестерня с подшипником в сборе; 9 — рейка рулевого механизма; 10 -левый защитный колпачок; 11 -опора тяг; 12 — скоба; 13 -заглушка; 14 — гайка упора; 15 -пружина упора; 16 — стопорное кольцо; 18 — упор рейки; 19 -вкладыш упора; 21 — стопорная пластина; 22 — пластина чехла; 23 -хомут; 24 — защитный чехол; 25 -правый защитный колпачок; 26 -картер рулевого механизма
В картере 26 (рис. 1.8) рулевого механизма на шариковом и роликовом подшипниках установлена приводная шестерня 8, которая находится в зацеплении с рейкой 9. Шариковый подшипник шестерни и сепаратор 7 поджаты крышкой 5 в сборе с сальником 4 и закрыты пыльником 1. На картере рулевого механизма и на пыльнике выполнены метки для правильной сборки рулевого механизма. Рейка 9 поджата к зубьям приводной шестерни пружиной 15 через металлокерамический упор 18, уплотненный в картере резиновым кольцом 17. Пружина поджата гайкой 14 со стопорным кольцом 16, создающим сопротивление отворачиванию гайки.
На картер рулевого механизма с левой стороны надет защитный колпачок, а с правой стороны напрессована труба с продольным пазом, на трубу с правой стороны также надет защитный колпачок. Через паз трубы и отверстия в защитном чехле проходят распорные втулки резинометаллических шарниров внутренних наконечников рулевых тяг 1 (см. рис. 7.1).
Тяги рулевого привода прикреплены к рейке болтами 20 (см. рис. 7.2), которые проходят через соединительные пластины 22 и распорные втулки резинометаллических шарниров. Фиксируются болты стопорной пластиной 21. Рулевой привод состоит из двух составных рулевых тяг и поворотных рычагов телескопических стоек передней подвески. Длину каждой рулевой тяги регулируют тягой 5 (см. рис. 7.1), которую ввертывают во внутренний 1 и наружный 4 наконечники. Информацию о неполадках в работе электроусилителя рулевого управления его электронный блок управления выдает при включении зажигания посредством мигания сигнальной лампы в комбинации приборов (световой код неисправности)
Приведем регламент технического обслуживания автомобилей ВАЗ 2170 Лада Приора:
Наименование работ |
Пробег автомобиля, тыс. км |
||||||||
3 |
15 |
30 |
45 |
60 |
75 |
90 |
105 |
||
Двигатель |
|||||||||
Проверьте отсутствие посторонних стуков и шумов двигателя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
Проверьте уровень охлаждающей жидкости |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
|
Проверьте герметичность системы охлаждения, а также состояние шлангов и их соединений |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Проверьте герметичность системы питания, состояние шлангов и их соединений |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Подтяните узлы крепления двигателя |
— |
— |
— |
— |
— |
+ |
— |
— |
|
Проверьте состояние ремня ГРМ и совпадение меток на автоматическом натяжителе |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
+ |
|
Замените ремень ГРМ |
— |
— |
— |
+ |
— |
— |
— |
— |
|
Замените масляный фильтр, масло в двигателе и проверьте уровень масла |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Замените охлаждающую жидкость* |
— |
— |
— |
— |
— |
+ |
— |
— |
|
Замените фильтрующий элемент воздушного фильтра |
— |
— |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
— |
|
Замените свечи зажигания |
— |
— |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
— |
|
Замените фильтр тонкой очистки топлива |
— |
— |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
— |
|
Замените датчик концентрации кислорода |
— |
— |
— |
— |
— |
+ |
— |
— |
|
Проверьте токсичность отработанных газов, при несоответствии требованиям устраните причину неисправности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Проверьте работоспособность электронной системы управления двигателем с помощью сигнальной лампы «Проверь двигатель» и отсутствие в памяти контроллера кодов неисправностей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
2. Организационно-технологическая часть
2.1 Распределение годового объёма работ специализированного центра по видам работ и месту их выполнения
Для определения годового объема работ каждого участка полученный в результате расчета общий годовой объем работ по ТО и ТР СТО распределяем по видам работ и месту выполнения, и результаты сводим в таблицу 2.1. Так как мы рассчитывали годовую программу исходя из средней трудоемкости по ТО и ТР, а выполнятся на предприятии будет только часть работ, то возьмем проценты согласно ОНТП-80 только для выполняемых работ. Расчет сведен в таблицу 2.3. Далее согласно справочным данным по трудоемкостям ремонта автомобилей Lada-2170 (Priora) проведем подробный расчет трудоемкостей непосредственно по видам работ на примере одного сектора (таблица 2.1)
Таблица 2.2.
Распределение годового объёма работ по ТО и ТР специализированного центра по видам работ и месту выполнения
Вид работ |
% |
Годовой объём работ Т, челч |
Место выполнения |
||||
На рабочих постах |
На производственных участках |
||||||
% |
челч |
% |
челч |
||||
Кузовные и арматурные |
25 |
10088 |
75 |
7566 |
25 |
2522 |
|
Окрасочные и противокоррозионные |
16 |
6456 |
100 |
6456 |
— |
— |
|
Обойные |
3 |
1210 |
50 |
605 |
50 |
605 |
|
Регулировочные по установке углов передних колес |
4 |
1614 |
100 |
1614 |
— |
— |
|
Итого по кузовным работам |
44 |
19368 |
16241 |
3127 |
|||
Итого по ТО и ТР |
100 |
40351 |
— |
— |
|||
УМР |
3899 |
100 |
3899 |
— |
— |
||
Противокоррозионная обработка |
3096 |
100 |
3096 |
— |
— |
||
Приемка-выдача |
413 |
100 |
413 |
— |
— |
||
Итого |
100 |
26794 |
23667 |
3127 |
|||
Рассмотрим средний ремонт автомобиля Lada-2170 (Priora).
Повреждение — сектор 12 (рис. 2.1)- левое крыло, брызговик, панель передка, капот, лонжероны.
Рисунок 2.1. Распределение основных столкновений (в процентах) по основным направлениям соударений в ДТП (внутренний круг) и сектора повреждений (наружный круг).
При ремонте выполняют нижеуказанные разборочно-сборочные работы по снятию (установке) следующих узлов и деталей автомобиля для восстановления (правки и окраски) наружных поверхностей кузова (в скобках дана трудоемкость работ по снятию и установке [ ]) : аккумуляторной батареи (0,2 челчас); двигателя в сборе с коробкой передач (7,65 челчас); передней подвески (1,2 челчас); брызговиков двигателя (7 челчас); рулевого управления (1,5 челчас); отопителя в сборе (2,2 челчас); фонарей передних и противотуманных фар (1,1 челчас); боковых указателей поворотов (0,1 челчас); стеклоочистителя в сборе (0,6 челчас); жиклеров омывателей и наружных зеркал (0,2 челчас); переднего и заднего бамперов (1,1 челчас); панели приборов в сборе (2,5 челчас); обивки кузова в сборе (0,9 челчас); арматуры дверей (3 челчас); ремней безопасности (0,5 челчас); передних и задних сидений в сборе (0,55х2+0,5=1,6 челчас); фиксаторов дверей (0,3 челчас), капота и крышки багажника (0,3 челчас); ветрового стекла с уплотнителем в сборе (2,6 челчас), боковых стекол (2 челчас), антенны и коврика багажника (0,7 челчас);
- Всего разборка и сборка занимают до 37,25 челчас.
После разборки следует правка поврежденного кузова, подготовка к покраске, покраска и сборка.
Согласно справочника по нормо-часам для автомобиля Lada-2170 (Priora) устранение сложного перекоса проема капота и передних лонжеронов с проверкой геометрии основания занимает 18,6 челчас.
Подготовительные и окрасочные операции выполняются следующие : передок кузова, включая моторный отсек (7,9 челчас); торцы и проем одной двери (1,2 челчас); полная подготовка и покраска двери (2,5 челчас); пороги (2х1,5=3 челчас); два крыла (4 челчас).
Всего подготовка к покраске и покраска занимают 17,1 челчас.
Таким образом, мы видим что при данном ремонте разборка и сборка кузова занимает практически столько же времени, сколько правка, подготовка и покраска.
Далее необходимо выполнить работы по антикоррозийной защите всего автомобиля и по восстановлению противошумного покрытия отремонтированных участков кузова.
Согласно справочника по нормо-часам для автомобиля Lada-2170 (Priora) антикоррозийная обработка скрытых полостей составляет 3 челчас, а восстановление противошумного покрытия днища и арок колес — до 1,8 челчас. Итого указанные работы составят 4,8 челчас.
Кроме того, после выполненного кузовного ремонта в рассмотренном примере необходимо проверить и выставить углы управляемых колес. Данная процедура занимает 1,38 челчас.
Распределение работ по постам при ремонте сектора 12 автомобиля Lada-2170 (Priora) представлено в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Распределение работ по постам при ремонте сектора 12 одного автомобиля Lada-2170 (Priora)
Наименование операции |
Наименование поста |
Трудоемкость работ, Тi, челчас |
Доля работ, % |
|
Разборка и сборка автомобиля |
Пост разборочно-сборочных работ, пост обойных работ |
37,25 |
47,1 |
|
Правка поврежденных частей кузова |
Пост кузовных работ |
18,6 |
23,5 |
|
Подготовка и покраска |
Пост окрасочных работ |
17,1 |
21,6 |
|
Антикоррозийная обработка |
Пост антикоррозийной обработки |
4,8 |
6,1 |
|
Установка углов управляемых колес |
Пост установки углов колес |
1,38 |
1,7 |
|
Итого |
79,13 |
100 |
||
Проанализировав таблицу можно сделать предварительный вывод: соотношение работ по разборке-сборке, правке и покраске: 2/1/1. антикоррозийная обработка занимает втрое меньше времени, а установка углов управляемых колес — в десять раз меньше времени чем, например, правка кузова.
Распределение годового объема вспомогательных работ СТО по видам работ представляем в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Распределение годового объема вспомогательных работ СТО по видам работ
Вид работ |
% |
Годовой объем работ, , челч |
|
Ремонт и обслуживание технологического оборудования, оснастки и инструмента |
25 |
1816 |
|
Ремонт и обслуживание инженерного оборудования, сетей и коммуникаций |
20 |
1452 |
|
Перегон автомобилей |
10 |
726 |
|
Приемка, хранение и выдача материальных ценностей |
20 |
1453 |
|
Уборка производственных помещений и территории |
15 |
1090 |
|
Обслуживание компрессорного оборудования |
10 |
726 |
|
Итого |
100 |
7263 |
|
2.2 Расчет числа постов и автомобиле-мест
Продолжительность рабочей смены для вредных условий труда = 7 час, для остальных = 8 час.
Годовой фонд рабочего поста для нормальных условий труда, час:
ч ,
Годовой фонд рабочего поста для вредных условий труда, час:
ч ,
где = 305 — число дней работы в году специализированного центра;
- = 8 — продолжительность смены, час;
- С = 1 — количество смен;
- = 0,9 — коэффициент использования рабочего времени поста.
Рабочие посты — это автомобиле-места, оснащенные соответствующим технологическим оборудованием и предназначенные для осуществления технических воздействий на автомобиль для поддержания или восстановления его технического состояния и внешнего вида (посты мойки, диагностирования, ТО и ТР, окрасочные и др.).
Суточное число заездов в техцентр:
- где Драб.г = 305 — число дней работы в году специализированного центра;
- Nз — годовое количество автомобиле-заездов на проектируемое предприятие.
Для каждого вида работ ТО и ТР число рабочих постов определяется по формуле в общем виде:
- где — годовой объем постовых работ, челч;
- = 1,15 — коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО;
- среднее число рабочих одновременно работающих на посту;
- фонд времени работы поста.
Среднее число рабочих на одном посту ТО и ТР принимается 2 чел., а на постах кузовных и окрасочных работ 1,5 чел.
Таблица 2.4.
Расчет числа рабочих постов ТО и ТР СТО
Вид работ |
Годовой объём постовых работ, ТП, челчас |
Число дней работы зоны в году, |
Годовой фонд рабочего времени поста, |
Среднее число рабочих на посту , чел |
Количество постов |
||
Расчетное |
Принятое |
||||||
Кузовные и арматурные |
7566 |
305 |
1922 |
1,5 |
3,0 |
3 |
|
Окрасочные И противокоррозионные |
6456 |
305 |
1922 |
1,5 |
2,5 |
3 |
|
Обойные |
605 |
305 |
2196 |
2 |
0,15 |
1 |
|
Регулировочные по установке углов передних колес |
1614 |
305 |
2196 |
2 |
0,42 |
1 |
|
Итого |
16241 |
— |
— |
— |
6,07 |
||
Суточное число заездов автомобилей на СТО для проведения УМР, если УМР выполняется не только перед ТО и ТР, но и как самостоятельный вид услуг:
Число рабочих постов при механизации УМР:
- где = 1,2 — коэффициент неравномерности поступления автомобилей на участок УМР;
- = 8 час — суточная продолжительность работы уборочно-моечного участка, час;
- = 7 авт./час — производительность поста мойки.
Число постов противокоррозионной обработки СТО:
Примем один пост, при этом часть работ по противокоррозионной обработке кузова (герметизация швов и т.п) может проводиться на постах ремонта кузовов.
Общее число рабочих постов специализированного центра представлено в таблице 2.5
Таблица 2.5.
Общее число рабочих постов специализированного центра
Вид работы |
Количество постов |
|
ТО и ТР |
8 |
|
УМР |
2 |
|
Противокоррозионная обработка |
1 |
|
Итого |
11 |
|
Вспомогательные посты — это автомобиле-места, оснащенные или не оснащенные оборудованием, на которых выполняются технологически вспомогательные операции (посты приемки и выдачи автомобилей, контроля после проведения ТО и ТР, сушки на участке УМР, подготовки и сушки на окрасочном участке).
Общее число вспомогательных постов составляет 0,25 на один рабочий пост и составляет 3 поста.
Число постов на участке приемки:
- где = 1,15 — коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО;
- = 8 — суточная продолжительность работы участка приёмки, час;
- = 2 — пропускная способность поста приемки, авт./час.
Число постов выдачи:
- где = 6,76 — суточное число выдаваемых автомобилей на СТО (принимается, что ежедневное число выдаваемых автомобилей на СТО равно суточному числу заездов);
- = 1,15 — коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО;
- = 8 — суточная продолжительность работы участка выдачи, час;
- = 2 — пропускная способность поста выдачи, авт./час.
Таким образом, планируется оборудовать один универсальный пост приемки-выдачи.
Автомобиле-места ожидания — это места, занимаемые автомобилями, ожидающими постановки их на рабочие и вспомогательные посты, или ремонта снятых с автомобиля агрегатов, узлов и приборов.
Общее число автомобиле-мест ожидания на производственных участках СТО составляет 0,5 на один рабочий пост.
где = 11 — количество рабочих постов.
Разница между постами и автомобиле-местами ожидания В планировочном отношении заключается в нормативных расстояниях между установленными на них автомобилями и элементами конструкции здания. Нормируемые расстояния принимаются согласно действующим нормативам технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта.
Автомобиле-места хранения предусматриваются для готовых к выдаче автомобилей, а также принятых в ТО и ремонт.
Число автомобиле-мест для хранения готовых автомобилей определяется по формуле:
- где = 4 — среднее время пребывания автомобиля на СТО после его обслуживания до выдачи владельцу;
- = 8 — продолжительность работы участка выдачи в сутки, час.
Открытые стоянки для автомобилей клиентуры и персонала центра определяем из расчета 7 — 10 автомобиле-мест на 10 рабочих постов.
Общее число постов и автомобиле-мест специализированного центра представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6.
Общее число постов и автомобиле-мест специализированного центра
Посты, автомобиле-места |
Количество постов |
|
Рабочие посты |
11 |
|
в том числе: ТО и ТР |
8 |
|
УМР |
2 |
|
противокоррозионной обработки |
1 |
|
Вспомогательные посты |
3 |
|
в том числе: посты приемки-выдачи автомобилей |
1 |
|
Автомобиле-места ожидания на производственных участках |
6 |
|
Автомобиле-места хранения |
13 |
|
в том числе: для хранения готовых к выдаче автомобилей |
3 |
|
На открытой стоянке для автомобилей клиентуры |
10 |
|
2.3 Расчёт нормы пробега до капитального ремонта
Вид пробега |
Обозначение пробега |
Lн норматив (км) |
Кратность (n) |
|
Среднесуточный |
Lсс |
370 |
||
ТО-1 |
L1 |
3500 |
9 |
|
ТО-2 |
L2 |
8500 |
2 |
|
КР |
Lk |
120000 |
17 |
|
1.До ТО-1:
1)LccР=LccН*K1
Где LccР-расчётное значение среднесуточное
LccН-нормальный среднесуточный пробег
K1-коэффицент,учитывающий условия эксплотаций
LccP=370*0,97=358,9
2)L01=LН1*K1*K3
Где L01-откорректированное значение до ТО-1
LН1-нормальный пробег до ТО-1
К1-коэффицент увеличивающий условия экслутаций
К3-коэффицент увеличивающий природные условия эксплутаций
L01=3500*0,97*0,95=3225,25 км
3)n1=L01/Lcc
Где n1-кратность
L01-откоректированние значения до ТО-1
Lcc-средний суточный пробег
n1=3225,25/370=8,71 принимаем за n1=9
4)Lp1=Lccp*n1
Lр1-расчётное значение пробега до ТО-1
Lccp-расчёт стреднесуточного пробега
n1-кратность
Lp1=358,9*9=3230,1
До То-2
5)L02=LН2*K2*K3
Где L-откоректированное значение до ТО-2
LН2-нормальный пробег до ТО-2
K1-коэффицент учитываема условия эксплуатаций автомобиля
K3-коэффицент природные условия и эксплуатаций автомобиля
L02=8500*0,97*0,95=7832,75 км
6)n2=L02/L01
Где n2-кратность
L02-откоректированное значение до ТО-2
Lp1-расчётное значение до ТО-1
n2=7832,75/3225,25 =2
7)Lp2=Lp1*n2
Где Lр2-расчётное значение пробега до ТО-2
Lр1-расчётное значение пробега до ТО-2
n2-кратность
Lp2=3225,25 * 2=6450,5
до КР
8) Lk=Lнк*К1*К3*К2
Где L0k-откоректированное значение до капитального ремонта
Kнк-нормальный пробег до КР
К1-коэффицент учитываемое условия эксплутаций автомобиля
К2-коэффицент учитываемое модификацию подвижного состава парка
К3-коэффицент учитываемое условие природные и экслутационные работы
L0k=120000*0,97*0,95*1=110580
9)n3=L0к/Lp2
Где n3-кратность
L0k-откорректированние значение до КР
Lp2-расчётное значение пробега до ТО-2
n3=110580/6450,5=17
10)Lpk=Lp2*n3
Где Lpk-расчётное значение пробега до КР
Lp2-рачётное значение до ТО-2
n3-кратность
Lpk=6450,5*17=109658,5 км
Расчёт коэффицента технической готовности автомобиля и парка
11)LT=Дэ(Дэ+Дру)
Где LT-коэффицент технической готовности
Дэ-кол-во дней эксплутаций за межремонтный период.
12)Дэ=Lpk/Lcc
Где Дэ-кол-во дней эксплутаций за межремонтный период
Lpk-расчётное значение пробега до КР.
Lcc-среднесуточный пробег
Дэ=109658,5 /370=296,37 дн.
13)Дру=До+Дто*Lpk
1000*K4
Где Дру-кол-во дней автомобиля в ремонте и ТО за межремонтный период.
Дэ-кол-во дней эксплуатаций за межремонтный период .
Дmo-удельный простой автомобиля в зоне ТО и ТР на 1000 км пробега=0,4
Lpk-расчётное значение пробега до КР.
К4-коэффицент учитывающей простой парка при ТО в зависимости от простоя.
14)К4-Lc/Lpk
Где Lc-средний пробег с начала эксплуатаций по обслуживаемому или ремонтному периоду.
Lpk-расчётное значение пробега до КР
К4=1
Подставляем в формулу (13) значения
Подставляем в формулу (11)значение
LT=296,37((296,37+109)=0.731
Расчёт годового пробега автомобиля
15)Lг=Lpcc*Др*LT
Где LГ-годовой пробег автомобиля
Др-кол-во рабочих дней автомобиля
LT-коэффицент технической подготовки
Lpcc-расчётное значение среднесуточного пробега
LГ-358,9*252*0.8= 72354 км
Расчёт коэффициента перехода от межремонтного пробега к годовому
16)n= Lг/Lpk
Где n-коэффицент перехода от межремонтного пробега к годовому.
Lг-годовой пробег автомобиля
Lpk-расчётное значение пробега до КР.
n=72354 /109658=0.65
Расчёт годового обьёма работ ТО-(ТО-1,ТО-2,ЕО)
1.Расчёт годового обьёма работ ТО-2 для одного автомобиля.
17)N2=(Lpk/Lp2-Nk)*n
Где N2-годовой обьём работ ТО-2
Lpk-расчётное значение пробега до КР
Lp2-расчётные значения пробега до ТО-2
Nk-кол-во КР за межремонтный период
n-коэффицент перехода от межремонтного пробега к годовому
N2=(109658/6450-1)*0.65=10,4
Расчёт годового обьёма работ ТО-2 для автопарка.
18)N2oбщ=N2*Au
Где Au-кол-во автомобилей обслуживаемых на предприятиях.
N2-годовой обьём ТО-2
N2общ=100*10=1000дн.
2.Расчёт годового обьёма работ ТО-1 для автопарка.
19)N1=Lpk-(Nk+N2)*n
LP1
Где N1-годовой обьём работы ТО-1
Lpk-расчётный значение Кр
Lp1-расчётное значение пробега ТО-1
N2-годовой обьём работ ТО-2
Nk-кол-во КР за межремонтный период.
n-коэффицент перехода от межремонтного пробега к годовому.
дн.
Расчёт годового обьёма работ ТО-1 для автопарка
20)Noбщ1=N1*Au
Где Au кол-во автомобилей,обслуживающих на предприятий
N1-годовой обьём работ ТО-1
Nобщ1=33*100=3300
3.Расчёт годового обьёма работ ЕО для одного автомобиля
21)NEO=(Lpk-(N1+N2+Nk)*n
Lcc
Где NEO-годовой обьём работ ЕО
Lpk-расчётное значение пробега до КР
Lcc-среднее значение
N1-годовой обьём работ ТО-1
N2-годовой обьём работ ТО-2
NK-кол-во КР за межремонтный период
n-коэффицент перехода от межремонтного пробега к годовому
дн.
22)NобщЕО=Au*NEO
Где NEO-годовой обьём работ ЕО
Au-кол-во автомобилей, обслуживающих на предприятий
NEO=100*296=29600
Расчёт трудоёмкости работ по ТО-2 и необходимого кол-во рабочих мест.
23)Тто-2=tTO-2*N2
Где Тто-2-трудоёмкость работ по ТО-2
t-Нормотив=11,5 на проведение одного ТО-2
N2-годовой обьём работ ТО-2
Тто-2=11,5*10=115
24)Тто-2=tTO-2*Nобщ
Где Тобщто-2-трудоёмкость работ по ТО-2 для автопарка
tTO-2-норматив,11.5н/чна проведение одного ТО-2
N2общ-годовой обьём работ ТО-2 автопарка
Тобщто-2=11.5*1000=11500
25)
РМ= Тобщто-2
Фм
Где Рм-кол-во рабочих мест
Тобщто-2-трудоёмкость работ по ТО-2 для автопарка
Фм-годовой фонд рабочего места в часах
26)Фм=8*(Дкн-Дв-Дп)-2Дпп
Где Фм-годовой фонд рабочего места в часах
Дкн-кол-во календарных дней-365
Дв-кол-во выходных дней-50
Дп-кол-во праздничных дней-12
Дпп-кол-во предпраздничных дней-12
Фм=8*(365-50-12)-2*12=2400
Подставляем значение в формулу 25
Рм=11500=4,791
2400
Расчёт кол-ва штатных рабочих,выбор методов организаций работ ТО-2
1)Расчёт кол-ва штатных рабочих
27)Рш= Тобщто-2/Фш
Где Рш-кол-во штатных рабочих
Фш-годовой фонд штатного рабочего
Тобщто-2-трудоёмкость работ по ТО-2 для автопарка
28)Фш= РM-8*(ДО+Дб+Дво)
Где Фш-годовой фонд рабочего места в часах
До-продолжительность час.отпуска-24
Дб-кол-во дней по болезни-5
Дво-час.обязанность-3
Фш=2400*8(24+5+3)=600
Подставляем в формулу 27 найденные значения
Рш=11500/600=19,6
2.Выбор метода организаций работ ТО-2
29)NEOC=NОБЩЕО/Др
Где-Др-кол-во рабочих дней на предприятий
NEOC-суточная норма выполненная работ по ЕО
NEOC=29600/252=117,46
30)NTO-1c=Nобщто-1/Др
Где Др-кол-во рабочих дней на предприятий
NmO-1c-суточная норма выполнения работ по ТО-1
NTO-1c=3300/252=13
31)NTO-2c= Nобщто-2/Др
Где Др-кол-во рабочих дней на предприятий
Nmo-2c-суточная норма выполнения работ по ТО-2
Nmo-2c=1000/252=3 Выбираю метод универсальных постов с 1 сменным графиком работы
3.Охрана труда
3.1 Мероприятия технической безопасности при слесарных работах
В соответствии ГОСТ 12.0.003-75 ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», в помещениях проектируемого предприятия возможно возникновение следующих неблагоприятных факторов могущих воздействовать на работающих (таблица 3.1):
Таблица 3.1. Опасные и вредные производственные факторы предприятия
№ п/п |
Наименование производственных помещений, участков и постов |
Опасные и вредные производственные факторы по помещениям предприятия |
||||
Физические |
Химические |
Психофизиологические |
Биологичес-кие |
|||
1 |
Постов ТО и ТР, ремонта электрооборудования, приборов системы питания, оборудования и инструмента (ОГМ), агрегатный, арматурный, сварочный участки |
Дорожная грязь; лакокрасочные покрытия; масла и смазки; пыль резины; продукты коррозии; окалина; накипь; масляно-грязевые отложения; стружка, абразив, шлаки; протирочные пасты |
Серная кислота и водород; окись углерода и двуокись азота; пары бензина |
Динамические нагрузки; перенапряжение анализаторов; эмоциональные нагрузки |
— |
|
2 |
Слесарно-механический, моторный участки, компрессорная, помещения диагностики |
Дорожная грязь; масла и смазки; продукты коррозии; масляно-грязевые отложения; лаковые отложения; стружка, абразив, окалина, шлаки; продукты износа; повышенный уровень шума |
Пары бензина; оксид железа с примесью марганца; окись азота; марганец и его оксиды |
Динамические нагрузки; перенапряжение анализаторов; эмоциональные нагрузки |
— |
|
Мероприятия по охране труда принятые или разработанные в проекте, соответствуют требованиям Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2003 года №28 «Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте».
Техническое обслуживание, ремонт и проверка технического
состояния автотранспортных средств (АТС), производятся в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми оборудованием, устройствами, приборами, приспособлениями и инвентарем.
АТС, направляемые на посты технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. Постановка АТС на посты осуществляется под руководством ответственного работника (мастера, начальника участка, контролера технического состояния АТС и т.п.).
После постановки АТС на пост необходимо затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, под колеса подложить не менее двух специальных упоров (башмаков).
На рулевое колесо должна быть повешена табличка с надписью «Двигатель не пускать — работают люди!». На АТС, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться и у этого устройства.
Присутствие людей в полосе движения АТС при въезде, выезде или маневрировании в производственном помещении запрещается.
При обслуживании АТС на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди!».
В рабочем (поднятом) положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.
Пуск двигателя АТС на постах технического обслуживания или ремонта разрешается осуществлять только водителю-перегонщику, бригадиру слесарей или слесарю, назначаемым приказом по организации и прошедшим инструктаж при наличии у них удостоверения водителя АТС.
Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач (контроллера), освободить рычаг стояночного тормоза.
После выполнения необходимых работ АТС следует затормозить стояночным тормозом.
Работники, производящие обслуживание и ремонт АТС, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами, приспособлениями, а также средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
При необходимости выполнения работ под АТС, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками.
При вывешивании части автомобиля, подъемными механизмами (домкратами, талями и т.п.), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить АТС, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них АТС.
Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только с помощью щетки.
При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить на нем АТС, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения и других систем, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.
При снятии и установке деталей, узлов и агрегатов массой 30 кг мужчинами и 10 кг женщинами (до двух раз в час) и 15 кг мужчинами и 7 кг женщинами (более двух раз в час) необходимо пользоваться подъемно-транспортными механизмами.
При снятии и установке агрегатов и узлов, которые после отсоединения от АТС могут оказаться в подвешенном состоянии, нужно применять страхующие (фиксирующие) устройства и приспособления (тележки-подъемники, подставки, канатные петли, крюки и т.п.), исключающие самопроизвольное смещение или падение снимаемых и устанавливаемых агрегатов и узлов.
Не допускается:
- работать лежа на полу (земле) без лежака;
- выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.), кроме стационарных;
- выполнять какие-либо работы без подкладывания козелков (упора или штанги под плунжер) под вывешенный АТС (автомобиль, прицеп, полуприцеп) на передвижные (в том числе канавные) подъемники и подъемники, не снабженные двумя независимыми приспособлениями, одно из которых — страховочное, препятствующие самопроизвольному опусканию их рабочих органов в соответствии с требованиями государственного стандарта;
- оставлять АТС после окончания работ, вывешенными на подъемниках;
- подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;
- снимать и ставить рессоры на автомобили (прицепы, полуприцепы) всех конструкций и типов без предварительной разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму АТС;
- проводить техническое обслуживание и ремонт АТС при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;
- поднимать (вывешивать) АТС за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепями или крюком подъемного механизма;
- поднимать (даже кратковременно) грузы, масса которых превышает указанную на табличке подъемного механизма;
- снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их стальными канатами или цепями при отсутствии специальных устройств;
- поднимать груз при косом натяжении тросов или цепей;
- работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;
- оставлять инструменты и детали на краях осмотровой канавы;
- работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
- проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;
- сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.
Перед снятием узлов и агрегатов систем питания, охлаждения и смазки АТС, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.
Ремонтировать топливные баки, заправочные колонки, резервуары, насосы, коммуникации и тару из-под легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей можно только после полного удаления их остатков и обезвреживания.
Для перегона АТС на посты проверки технического состояния, обслуживания и ремонта, включая посты проверки тормозов, должен быть выделен специальный водитель (перегонщик) или другой работник, назначаемый приказом по организации.
В зоне технического обслуживания и ремонта АТС не допускается:
- протирать АТС и мыть их агрегаты легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и т.п.);
- хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция и т.д.
в количествах, превышающих сменную потребность;
- заправлять АТС топливом;
- хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
- загромождать проходы между осмотровыми канавами, стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;
- хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов.
Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.
Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и т.п.) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня удаляться из производственных помещений в специально отведенные места.
Организация медницко-жестяницких работ должна осуществляться в соответствии с требованиями настоящих Правил и других действующих нормативных правовых актов.
Снятые с АТС кабины и кузова для ремонта должны устанавливаться и надежно закрепляться на специальных подставках (стендах).
Детали, подлежащие правке, должны устанавливаться на специальные оправки.
Перед правкой крыльев и других деталей из листовой стали их следует очистить от ржавчины металлической щеткой.
При изготовлении деталей и заплат из листовой стали острые углы, края и заусенцы должны быть зачищены.
Резать на механических ножницах и гнуть на гибочных станках разрешается металл, толщина которого не превышает допустимую величину для данного оборудования.
При вырезке заготовок и обрезке деталей больших размеров на механических ножницах и другом оборудовании необходимо применять поддерживающие устройства (откидные крышки, роликовые подставки и т.п.).