Дети не умеющие строить коммуникативные отношения, требующие защиты от окружающих, подвержены страхам и внутриличностному конфликту зачислены в коррекционные группы педагога – психолога по различным направлениям индивидуального сопровождения.
Таким образом, можно сделать вывод по проведенной части исследования:
Эмоциональное состояние детей в условиях эксперимента в целом удовлетворительное. Имеются незначительные признаки тревожного состояния, страха, агрессии у некоторых детей, что предусматривает введения новых методов и приемов педагога — психолога с этими детьми в дальнейшей экспериментальной деятельности. Кроме того это может быть обусловлено и социальной ситуацией.
У педагогов есть творческий потенциал для плодотворной деятельности. Педагоги, в целом, удовлетворены работой в рамках эксперимента.
Результаты опроса родителей о необходимости изменений управления дошкольного учреждения МАДОУ № 34 «Светлячок» представлены на рисунке 6.
Таким образом, согласно проведенному опросу 65% родителей считают, что необходимо провести изменения управлением инновационной деятельностью педагогов дошкольного учреждения МАДОУ № 34 «Светлячок».
В процессе анализа результатов воспитателей анкетирования МАДОУ № 34 «Светлячок» было выявлено в целом положительное отношение к новым стандартам образования как одному из последних новшеств в системе образования (76 %).
24 % воспитателей выразили свое недоверие, непонимание вводимых новшеств, отметив, что к ним они относятся с осторожностью.
Отмечая трудности при введении образовательных новшеств, большинство из них выразили желание освоить новые образовательные технологии и получить знания по актуальным направлениям педагогической инноватики (56 %).
Среди образовательных запросов воспитателей можно выделить следующие: Монтессори-педагогика, здоровьесберегающие технологии, проектная деятельность, художественно-эстетическая деятельность. Менее востребованными оказались технологии экологического воспитания, игровой деятельности, обучения чтению, письму и счету, что может быть показателем их освоенности или установкой, что в данные технологии невозможно привнести что-либо новое.
Использование современных интернет технологий в туроператорской деятельности
... фундамент завтрашнего процветания. Цель курсовой работы является рассмотреть использование современных интернет –технологий в туроператорской деятельности. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: ГЛАВА 1. ... на её основе единственно верное решение. Поэтому развитие информационных технологий в туризме должно быть одним из первоочередных, на чем я и акцентировала внимание ...
Основными причинами введения новшеств в МАДОУ № 34 «Светлячок», по мнению воспитателей, являются: стремление «идти в ногу со временем» (28 %), обеспечение доступности обучения (24 %); интерес к новым знаниям и образовательным технологиям, включая интернет (28 %); воспитание человека «знающего и понимающего этот мир» (8 %); финансовая сторона (4 %); «чтобы не быть неудачником» (4 %); совершенствование профессионального уровня (8 %).
4 % воспитателей испытывали затруднение при ответе на данный вопрос.
Многие воспитатели МАДОУ № 34 «Светлячок» отмечают, что им нравится участвовать в инновационной деятельности (40 %), так как повышается профессиональный уровень, обогащается педагогический опыт, появляется желание что-то менять в своей работе, интерес к новым технологиям, включается механизм самоактуализации и внутренних ресурсов развития. Однако 36 % воспитателей не хотят никаких изменений. 24 % актуализируют проблемы в понимании смысла новшеств, отрицают все новое, утверждая, «новое — это хорошо забытое старое».
В исследовании мы предлагаем воспитателям МАДОУ № 34 «Светлячок» оценить следующую ситуацию: «В образовательных учреждениях вводится новая инновационная программа. Участвовать в ней может только один человек. И этот человек Вы. Как Вы думаете, почему именно Вам предложили участвовать в разработке и внедрении инновационных программ?» Данная ситуация актуализировала потенциальные возможности и личностные качества воспитателей, таких как: доверие (16 %), новаторство (12 %), профессионализм (36 %), креативность (12 %), ответственность, добросовестность, позитивное отношение к коллегам и новшествам (4 %).
Между тем, анализ данной ситуации показал, что 20 % испытуемых не осознают свои возможности, объясняя это нежеланием участвовать в инновационных программах, незнанием своих возможностей и переадресацией ответственности за принятие решений на администрацию («руководству виднее»).
Важным показателем психологической готовности к инновациям является умение работать в команде. На вопрос о том, к кому бы обратились воспитатели за помощью при совместной разработке инновационного проекта, 28 % из них отметили методиста дошкольного образовательного учреждения, 20 % — коллег и администрацию, 12 % — более опытных воспитателей. Однако 40 % воспитателей предпочитают работать одни. Это связано не только с неумением и нежеланием работать вместе с коллегами, но и с таким явлением как: закрытие своего опыта работы, нежелание делиться с другими своими методическими находками, инновационными технологиями, объясняя это интеллектуальной собственностью, которая приносит им дополнительную прибавку к заработной плате. Учитывая, что система аттестации педагогов основана на учете индивидуальных достижений, эта тенденция в образовании будет усиливаться, что приведет к сложностям формирования педагогического коллектива и проблемам создания команды проектировщиков инноваций.
В этой связи возникает вопрос о том, где будут искать воспитатели образовательные новшества, если ценность совместной деятельности с другими отрицается. Закономерно, что 60 % из них считают, что основным источником инноваций является интернет, а 40 % указывают на книги и педагогические журналы. Это определяет и специфику методической работы с воспитателями, ее ориентацию на дистанционные формы обучения.
Применения проектной деятельности в воспитательном процессе дошкольного ...
... с воспитателем и между собою; обнаруженный детьми способ решения проблемы проекта в качестве результата деятельности [32, с.10]. Проектная деятельность детей дошкольного возраста в ... из основных видов образовательной деятельности. Внедрение метода проектов открывает новые перспективы в воспитательной работе и развивающей деятельности педагогов, позволяя воспитывать инициативную самостоятельную ...
Показательны суждения педагогов о результатах внедрения новшеств в образовании. На вопрос о том, что изменится в вашей деятельности в ходе внедрения новшеств, 24 % отмечают изменения в результатах обучения детей. 32 % направлены на изменение себя как профессионала и как творца собственной деятельности. 12 % отмечают, что внедрение новшеств способствует увеличению заработной платы. Остальные респонденты дали разнообразные ответы, в том числе: «придется уйти, если будут какие- либо изменения», «ничего не изменится».
Учитывая, что 32 % воспитателей видят в новшествах источник саморазвития, в таком случае необходимо по-новому рассматривать сочетание индивидуального и социального опыта, внутригруппового доверия в структуре инновационного процесса. Если обратиться к предыдущим данным о том, что 40 % воспитателей предпочитают работать одни, тогда можно интерпретировать эти результаты в контексте внутригруппового и внешнегруппового доверия.
Таким образом, Педагогический коллектив МАДОУ № 34 «Светлячок» имеет хорошие потенциальные возможности для осуществления инновационной экспериментальной деятельности. Согласно проведенному опросу 65% родителей считают, что необходимо провести изменения управлением инновационной деятельностью педагогов дошкольного учреждения МАДОУ № 34 «Светлячок». В процессе анализа результатов воспитателей анкетирования МАДОУ № 34 «Светлячок» было выявлено в целом положительное отношение к новым стандартам образования как одному из последних новшеств в системе образования (76 %).
24 % воспитателей выразили свое недоверие, непонимание вводимых новшеств, отметив, что к ним они относятся с осторожностью.
3.2. Выявленные проблемы развития дошкольного учреждения МАДОУ № 34 «Светлячок» и ключевые причины их появления
Анализ образовательного поля эксперимента показал, что применяемые педагогические технологии способствуют положительной динамики результатов внедрения образовательной программы «Окружающий мир. Хурээлел» в подготовительной к школе группе.
В тоже время в МАДОУ № 34 «Светлячок» необходимо доработать:
- методы и приемы социально – педагогического воздействия на детей старшей группы;
- в старших группах пересмотреть педагогические технологии и материал по экспериментальной программе;
- доработать методический и диагностический материал по программе для старшей группы;
- доработать наглядно-демонстрационный ряд по образовательной программе «Окружающий мир. Хурээлел»;
- доработать и внедрить раскраски о Туве.
В соответствии с программой практики мною проведен психолого-педагогический анализ профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Психологическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ строится на взаимодействии психолога с педагогами ДОУ на глубоком анализе качества профессиональной деятельности педагога с детьми и мониторинге их развития.
Обучение детей старшего дошкольного возраста элементарным представлениям ...
... детей в детском саду. [2] Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на ... среды, зависимости существования любого организма от среды обитания. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; наблюдения за деятельностью детей, ... практическим значением проблемы ознакомления детей с ...
Компоненты профессиональной компетентности педагога, важные в психологическом плане для последующего анализа и коррекции образовательной ситуации можно зафиксировать с помощью схемы наблюдения на основе реальных действий воспитателя при организации конкретной работы с детьми, сильных и слабых ее сторон.
Всего посещены и проанализированы 7 занятий, режимных моментов у воспитателей: Кыргыс У.Т. (гр №3), Куулар Ч.К. (гр.№8), Монгуш Л.В.(гр.№4), Тураева С.К. (гр.№5), Ооржак У.Т. (гр.№10), Монгуш А.Х. (гр.№6), Хомушку Ч.Х. (гр.№7), Основные компоненты исследования включают: планирование целей и задач, их развивающий и обучающий характер, создание мотивации деятельности, использование методов и приемов с учетом детских достижений, эмоциональное воздействие педагога на детей и особенности его самоорганизации.
Результаты проведенной экспертизы позволяет сделать выводы по основным компонентам:
- Планирование целей и задач, их развивающий и обучающий характер: наличие целей деятельности развивающих, обучающих, воспитательных присутствует у 6 воспитателей на среднем уровне, у 1 на низком уровне, у 3 отсутствует коррекционные цели деятельности.
- Создание мотивации деятельности: умение увлечь детей, заинтересовать, соотношение методов побуждения и принуждения соответствует среднему уровню у 4 воспитателей, у 2 на высоком уровне и у 1 на низком уровне. Все осуществляют индивидуальный и дифференцированный подход. Динамичность детского восприятия и переключаемость с одного вида на другой (с аудиального на зрительный) присутствует у всех воспитателей.
- Использование методов и приемов с учетом детских достижений: В соответствии с возрастной нормой происходит распределение нагрузки на память детей и на их мышление, на чередование эмоционально-интересного материала, используют приемы, предупреждающие утомление детей: физминутки – 6 воспитателей, дыхательную гимнастику 1 человек. В основном используют коллективные и индивидуальные формы работы с детьми. Уровень контроля, анализа и оценки деятельности детей (ЗУН, поведение, взаимопомощь) воспитателем на среднем уровне у 6 человек и на низком – 1 человек.
- Эмоциональное воздействие педагога на детей: Преобладает демократический стиль общения с детьми, психологический климат благоприятный во всех группах, воспитатели поддерживают доброжелательную атмосферу общения детей друг с другом. Во всех группах отсутствуют отрицательное эмоциональное воздействие на детей: резкие движения, раздражительность, эмоциональное безразличие и т.д.
- Особенности его самоорганизации. Подготовка к деятельности у воспитателей на высоком уровне, есть в наличии планы, конспекты деятельности с детьми. У 3 воспитателей степень владения содержанием и целью на среднем уровне, у 4 – на высоком уровне. Рабочее самочувствие в начале и в процессе деятельности стабильное, внутренняя готовность, педагогический такт и гибкость на высоком и среднем уровне.
Таким образом, в МАДОУ № 34 «Светлячок» Воспитатели тщательно готовятся к любой деятельности с детьми. Высокий уровень степени овладения воспитателями содержанием обучаемого материала, активны, целеустремленны, оптимистичны, находчивы. Но во всех просмотренных видах деятельности воспитателей с детьми отсутствует применение ТСО, не применяют парные формы работы с детьми. Не используют на занятиях пальчиковую и артикуляционную гимнастику и психогимнастику. Не ставят коррекционных целей на занятии.
В тоже время в воспитательном процессе МАДОУ № 34 «Светлячок» имеется ряд проблем.
Отметим, что дефициты образования и воспитания дошкольников МАДОУ № 34 «Светлячок» связаны, во-первых с тем, что только половина детей при выпуске из данного учреждения умеют читать и писать. Четверть детей имеют навыки чтения, но не умеют писать.
В-вторых дошкольники – выпускники МАДОУ № 34 «Светлячок» не достигают установленных стандартов выпускных результатов перед школой в плане всестороннего социального и психологического развития личности ребенка. Так, ребенок, заканчивая дошкольное учреждение должен быть всесторонне развит, а именно: уметь проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – общении, игре, конструировании и др.; быть уверенным в своих силах, быть открытым внешнему миру, должен положительно относится к себе и к другим, обладать чувством собственного достоинства; иметь творческие способности например в придумывании сказок, в рисовании, пении, танцах, и т. п.; должен проявлять любознательность, быть склонен к наблюдению и экспериментированию.
Данные дефициты образования и воспитания дошкольников МАДОУ № 34 «Светлячок» связаны с тем, что уровень профессиональной компетентности педагогов в плане применения инновационных технологий невысок. В старших группах редко используются инновационные педагогические технологии. Во всех рассмотренных видах деятельности воспитателей с детьми отсутствует применение ТСО, не применяют парные формы работы с детьми. Не используют на занятиях пальчиковую и артикуляционную гимнастику и психогимнастику. Не ставят коррекционных целей на занятии.
Родители не удовлетворены уровнем инновационной деятельности педагогов дошкольного учреждения МАДОУ № 34 «Светлячок», а именно по их мнению большинство занятий с детьми проводятся по стандартной программе обучения. Родители считают, что кроме основной дошкольной образовательной программы, можно было бы детей дополнительно развивать в той или иной области знаний, например, давать основы иностранного языка. Кроме того родители считают, что большинство воспитателей слабо разбираются в новых инновационных подходах в обучении детей.
Так как данная работа не ставила целью контроля и оценки профессиональной компетентности педагогов, а целью ознакомления психолога с профессиональными возможностями воспитателя и сотрудничества для оптимизации образовательного процесса, все воспитатели получили рекомендации для последующего анализа и коррекции своей деятельности на основе своих реальных действий при организации конкретной работы с детьми, слабых и сильных ее сторон.
Среди выявленных проблемы развития дошкольного учреждения МАДОУ № 34 «Светлячок» следует также выделить такую как отсуствие МАДОУ № 34 «Светлячок» тренингов для развития психологической готовности к инновациям среди воспитателей ДОУ.
Таким образом, основными проблемами развития дошкольного учреждения МАДОУ № 34 «Светлячок» следует также выделить такие как: во всех просмотренных видах деятельности воспитателей с детьми отсутствует применение ТСО; не применяют парные формы работы с детьми; отсуствие МАДОУ № 34 «Светлячок» тренингов для развития психологической готовности к инновациям среди воспитателей ДОУ.
3.3. Рекомендации по изменениям системы управления дошкольного учреждения МАДОУ № 34 «Светлячок» для создания инновационной среды его развития
Анализ образовательного поля показал, что применяемые педагогические технологии способствуют положительной динамики результатов внедрения образовательной программы «Окружающий мир. Хурээлел» в подготовительной к школе группе.
В тоже время необходимо доработать:
- методы и приемы социально – педагогического воздействия на детей старшей группы;
- в старших группах пересмотреть педагогические технологии и материал по экспериментальной программе;
- доработать методический и диагностический материал по программе для старшей группы;
- доработать наглядно-демонстрационный ряд по образовательной программе «Окружающий мир. Хурээлел»;
- доработать и внедрить раскраски о Туве.
Мы посещали различные НОД, наблюдали за детьми, изучали рабочие программы педагогов, беседовала с учителями-предметниками, воспитателями. Все это нам позволило спланировать тактику проведения НОД и мероприятий в дошкольном учреждении.
Подготовили и провели следующие мероприятия:
- НОД по развитию коммуникативных навыков в старшей группе «Волшебное путешествие»;
- Семинар-практикум для педагогов по теме «Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния»;
- Творческую педагогическую лабораторию по теме «Развитие коммуникативных умений педагогов в работе с детьми»;
- Круглый стол для родителей и педагогов «Переводим агрессию в позитив».
По результатам проведенных занятий, семинара и круглого стола я поняла, что очень важно найти персональный подход к каждому человеку, будь то ребенок или взрослый, родитель или педагог. Важным также является умение общаться с детьми и в то же время поддерживать дисциплину в группе. Именно все вышеперечисленное и является основой мастерства преподавателя.
Для решения вопроса развития и повышения уровня психологической готовности педагога к применению инноваций воспитателя ДОУ нами была разработана программа Тренинга развития психологической готовности к инновациям.
В контексте заявленной проблемы подобная программа позволяет раскрыть творческий потенциал специалиста, обеспечить развитие профессиональной рефлексии, продуктивной саморегуляции, сохранить психическое здоровье.
В разработанной программе Тренинга развития психологической готовности к инновациям планируемым результатом выступило повышение индивидуально-личностной эффективности воспитателя ДОУ за счет развития психологической готовности к инновационной деятельности.
При построении программы тренинга мы пользовались технологиями создания тренинга, описанными Е.В. Сидоренко [7].
Поскольку феномен психологической готовности к инновационной деятельности включает в себя 5 компонентов, то векторная концепция разработанного нами тренинга соответствует пятикомпонентной «модели дома» (рис. 7).
Пространственное расположение векторов в графической концепции определяет значимость и взаимоотношение компонентов, их психологический смысл для тренера и для клиентов.
Мотивационный компонент образует вершину «модели дома», поскольку осознание необходимости проведения инновационных мероприятий, толерантность субъекта деятельности к нововведениям, умение успешно применять инновационные педагогические технологии составляют главное условие формирования ПГ инновационной деятельности, побудительную силу инновационной деятельности.
Творческий и эмоционально-волевой компоненты расположены в правой части схемы, что образно указывает на их преимущественную детерминированность деятельностью правого полушария. Соответственно когнитивный и операциональный компоненты преимущественно детерминированы деятельностью левого полушария.
Операциональный (умение принимать решения, ставить цели, прогнозировать) и эмоционально-волевой (уверенность, сосредоточенность, целеустремленность) компоненты расположены в основании схемы, поскольку представляют собой своеобразный энергетический ресурс для формирования готовности к инновациям.
Одним из этапов создания тренинга являются клиентские технологии, представляющие собой новые алгоритмы поведения, которые участники вырабатывают и осваивают в ходе тренинга. Для каждого вектора графической модели тренинга был разработан отдельный перечень шагов, развивающих личность в направлении, указанном вектором. Эти алгоритмы участники «выносят» с тренинга в повседневную жизнь, что и обеспечивает надежность тренингового воздействия, который показан в таблице 3.
Таблица 3. Клиентские технологии (алгоритмы) Тренинга развития психологической готовности к инновациям
Векторы | Алгоритмы |
Мотивационный | 1. Осознать и оценить необходимость изменений в жизни и деятельности, возможности, потребности и проблемы |
2. Сосредоточиться на приобретаемых выгодах от изменений, сформировать положительное отношение к новому | |
3. Составить план профессионального и личностного развития | |
Когнитивный | 1. Изучить какую-либо актуальную проблему |
2. Оценить объем необходимых новых знаний | |
3. Разработать план действий по решению проблемы | |
Операциональный | 1. Сформулировать цель новой работы или действия |
2. Спрогнозировать возможный результат | |
3. Принять решение, если результат отличается от прогнозируемого | |
Эмоционально
волевой |
1. Осознать свои страхи |
2. Осознать свои сильные стороны, способности, возможности | |
3. Найти собственные способы самомобилизации и саморегуляции | |
Творческий | 1. Найти как можно большее количество решений проблемы |
2. Найти одно самое оригинальное решение | |
3. Найти еще более оригинальное решение |
Данные нашего исследования показали высокую эффективность разработанной программы Тренинга развития психологической готовности к инновациям. Полученные результаты могут быть применены в деятельности по управлению, планированию, сопровождению личностного и профессионального развития не только воспитателей ДОУ, но и специалистов других сфер труда.
Проведем расчет социальной эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию управления инновационной деятельности дошкольного учреждения МАДОУ № 34 «Светлячок» по формуле:
Сэф = УДр × УДс × УДн (1)
Где Сэф – социальная эффективность предложенных мероприятий;
УДЦ р – социальная эффективность от удовлетворенности руководителей ДОУ;
УДЦ с – социальная эффективность от удовлетворенности педагогов ДОУ;
УДЦ н – социальная эффективность от удовлетворенности родителей дошкольников.
В свою очередь, УД р , УДс и УДн можно рассчитать по формулам:
УД р = УДрпосле / УДрдо (2)
где УД рпосле и УДрдо – соответственно удельный вес удовлетворенных руководителей ДОУ до и после проведения мер по совершенствованию управления инновационной деятельности дошкольного учреждения МАДОУ № 34 «Светлячок».
УД с = УДспосле / УДсдо (3)
где УД спосле и УДсдо – соответственно удельный вес удовлетворенных педагогов ДОУ до и после проведения мер по совершенствованию управления инновационной деятельности дошкольного учреждения МАДОУ № 34 «Светлячок» .
УД н = УДнпосле / УДндо (4)
где УД нпосле и УДндо – соответственно удельный вес удовлетворенных
родителей дошкольников до и после проведения мер по совершенствованию управления инновационной деятельности дошкольного учреждения МАДОУ № 34 «Светлячок».
В результате проведенных опросов руководителей, педагогов и родителей дошкольников МАДОУ № 34 «Светлячок» получены следующие результаты (табл. 4).
Таблица 16. Уровень удовлетворенности руководителей, педагогов и родителей дошкольников МАДОУ № 34 «Светлячок» до и после проведения мер по совершенствованию управления инновационной деятельности ДОУ
Таким образом, имеем:
УД р = УДрпосле / УДрдо = 100 / 75 = 1,33
УД с = УДспосле / УДсдо = 95 / 65 = 1,46
УД н = УДнпосле / УДндо = 68 / 54 = 1,26
Сэф = УДр × УДс × УДн = 1,33 × 1,46 × 1,26 = 2,45, что выше 1 в 2,45 – значит имеем значительный социальный эффект от предложенных мер.
Таким образом, в рамках совершенствования системы управления дошкольного учреждения МАДОУ № 34 «Светлячок» для создания инновационной среды его развития предлагаем следующие мероприятия: НОД по развитию коммуникативных навыков в старшей группе «Волшебное путешествие»; семинар-практикум для педагогов по теме «Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния»; Творческую педагогическую лабораторию по теме «Развитие коммуникативных умений педагогов в работе с детьми»; круглый стол для родителей и педагогов «Переводим агрессию в позитив»; внедрить тренинг развития психологической готовности к инновациям воспитателей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы получены следующие результаты:
- Среди ключевых проблем, присущих образованию современной России, можно выделить следующие: несоответствие некоторых образовательных стандартов требованиям реального времени; отсутствие налаженной связи между учебными заведениями и потенциальными работодателями; отсутствие единых требований к знаниям и навыкам у вузов и предприятий; отсутствие налаженной системы контроля получаемых образовательных услуг; нехватка средств на внедрение инноваций и т.д.
- Структура современного инновационного образовательного процесса является совокупностью таких компонентов как: мотивы — цель — задачи — содержание — формы — методы — результаты. Чем больше в нашем государстве будут внедрятся и воплощаться в жизнь педагогические инновации, тем более развиты будут учащиеся и ознакомлен с инновационными процессами педагогический и управляющий коллектив.
- Целью менеджмента качества в управлении инновационной деятельностью является разработка концепции системы качества, создание, обеспечение функционирования и постоянное совершенствование системы качества непрерывного образования в РФ.
- К числу современных образовательных технологий в развитии дошкольного учреждения можно отнести: здоровье сберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технологии исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; игровые технологии.
- Стимулирование качественной профессиональной деятельности коллектива дошкольного учреждения должно обеспечиваться созданием условий, форм и методов взаимодействия, которые способствуют развитию у каждого сотрудника заинтересованности к труду и стремления к выполнению своей задачи. Материальное поощрение является одним из инструментов стимулирования, поскольку в современных условиях жизни “работать за идею” не является приоритетным. В детском дошкольном учреждении применяется не только денежное материальное стимулирование, но и неэкономические стимулы такие как: материальные нефинансовые вознаграждения (подарки, сувениры); организация питания работников ДОУ; проведение корпоративных мероприятий, которые не касаются работы (экскурсии, коллективный досуг); вознаграждения, которые связаны с изменением рабочего статуса (повышение по службе, участие в исследовательской работе, включение в проектную деятельность, возможность выступления на конференциях и пр.).
- Для формирование новой управленческой среды для успешного достижения желаемых образовательных результатов управление ДОУ должно учитывать следующие уровни: первый уровень управления ДОУ определяется умением руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения. Второй уровень управления ДОУ предлагает рассматривать результат с точки зрения качества услуг. Основная услуга ДОУ населению — это дошкольное воспитание и образование детей от 3 до 7 лет. Третий уровень управления ДОУ для успешного достижения желаемых образовательных результатов предполагает рассматривать результат с позиций потребителей. Снять имеющиеся противоречия в системе внутрисадовского управления — значит привести в действие существенный резерв повышения эффективности управления. Это предполагает формирование необходимых организационно-педагогических условий: создание подлинно демократической возможности участия коллектива, каждого члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений; повышение педагогического мастерства и управленческой компетентности всех участников управления дошкольным учреждением.
- Сегодня МАДОУ – детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла РТ.- стабильно развивающееся дошкольное образовательное учреждение. В ДОУ функционирует 10 групп — с охватом 235 детей, в том числе: — 1 гр.- Группа компенсирующего назначения для детей с нарушениями слуха; 1 гр.- Группа компенсирующей направленности 5 вида для детей с тяжелыми нарушениями речи; — 8гр. — общеобразовательного направления. МАДОУ №34 с 2010 года работает в режиме инновационной деятельности в рамках регионального эксперимента.
- Педагогический коллектив МАДОУ № 34 «Светлячок» имеет хорошие потенциальные возможности для осуществления инновационной экспериментальной деятельности. Согласно проведенному опросу 65% родителей считают, что необходимо провести изменения управлением инновационной деятельностью педагогов дошкольного учреждения МАДОУ № 34 «Светлячок». В процессе анализа результатов воспитателей анкетирования МАДОУ № 34 «Светлячок» было выявлено в целом положительное отношение к новым стандартам образования как одному из последних новшеств в системе образования (76 %).
24 % воспитателей выразили свое недоверие, непонимание вводимых новшеств, отметив, что к ним они относятся с осторожностью.
- Дефициты образования и воспитания дошкольников МАДОУ № 34 «Светлячок» связаны, во-первых с тем, что только половина детей при выпуске из данного учреждения умеют читать и писать. Четверть детей имеют навыки чтения, но не умеют писать. В-вторых дошкольники, выпускники МАДОУ № 34 «Светлячок» не достигают установленных стандартов выпускных результатов перед школой в плане всестороннего социального и психологического развития личности ребенка. Так, ребенок заканчивая дошкольное учреждение должен быть всесторонне развит, а именно: уметь проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – общении, игре, конструировании и др.; быть уверенным в своих силах, быть открытым внешнему миру, должен положительно относится к себе и к другим, обладать чувством собственного достоинства; иметь творческие способности например в придумывании сказок, в рисовании, пении, танцах, и т. п.; должен проявлять любознательность, быть склонен к наблюдению и экспериментированию. Данные дефициты образования и воспитания дошкольников МАДОУ № 34 «Светлячок» связаны с тем, что уровень профессиональной компетентности педагогов в плане применения инновационных технологий невысок. В старших группах редко используются инновационные педагогические технологии. Во всех просмотренных видах деятельности воспитателей с детьми отсутствует применение ТСО, не применяют парные формы работы с детьми. Не используют на занятиях пальчиковую и артикуляционную гимнастику и психогимнастику. Не ставят коррекционных целей на занятии.
- В рамках совершенствования системы управления дошкольного учреждения МАДОУ № 34 «Светлячок» для создания инновационной среды его развития предлагаю следующие мероприятия: НОД по развитию коммуникативных навыков в старшей группе «Волшебное путешествие»; семинар-практикум для педагогов по теме «Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния»; Творческую педагогическую лабораторию по теме «Развитие коммуникативных умений педагогов в работе с детьми»; круглый стол для родителей и педагогов «Переводим агрессию в позитив»; внедрить тренинг развития психологической готовности к инновациям воспитателей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/razrabotka-innovatsionnogo-proekta-na-primere-dou/
- Акопов В.С. Менеджмент инновационных процессов : материалы стажировки / ред.: В.С. Акопов, И.Н. Омельченко. — М. : Изд-во МГТУ, 2010. — 184 с.
- Актуальные проблемы управления доступностью и качеством дошкольного образования : сб. материалов для рук. и специалистов муницип. систем дошк. образования / И.В. Абанкина ; М-во образования и науки Челяб. обл., Гос. бюджет. образоват. учреждение доп. проф. образования «Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования». — Челябинск : ЧИППКРО, 2013. — 217 с.
- Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание./Пер с англ. Под ред. Петрова А.Н. – СПб.:Питер, 2009. – 344 с.
- Базилевич А.И. Инновационный менеджмент предприятия : учеб. пособие / А.И. Базилевич; ред. В.Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2009. – 231 с.
- Бармин Н.Ю. Нормативное финансирование и качество образования / Н.Ю. Бармин //Педагогическое обозрение № 2- 3. Н. Новгород.: Нижегородский гуманитарный центр, 2010. – 31 с.
- Батракова Л. Г. Инновации в сфере образования: экономические аспекты / Л. Г. Батракова // Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 4. – С. 121-124
- Белоусова Р.Ю. База данных как условие управления инновационным процессом в дошкольном образовательном учреждении // Педагогическое обозрение № 4. Н. Новгород.: Нижегородский гуманитарный центр, 2012. – с. 72
- Белоусова Р.Ю. Основные аспекты управления инновационным процессом//Педагогическое обозрение № 3. – Н. Новгород.: Нижегородский гуманитарный центр, 2010. – С. 144-147
- Белоусова Р.Ю. Управление инновационным процессом в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2012. – 88 с.
- Бирман Л.А. Общий менеджмент : [учеб. пособие] / Л.А. Бир- ман ; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, Ин-т бизнеса и делового администрирования. — М. : Дело, 2010. — 334 с.
- Бовин А.А. Управление инновациями в организации : учеб. посо- бие / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. — М. : Изд-во «Омега — Л», 2009. — 415 с.
- Богуславская Т.Н. Проблемы управления муниципальной вариативной системой дошкольного образования в условиях социокультурной модернизации // Упр. образованием : теория и практика. – 2011. — № 4. – С. 45-55.
- Веснин В. Р. Основы менеджмента : учебник / В.Р. Веснин. — М. : Проспект, 2009. — 320 с.
- Голобокова Г. М. Управление инновационной деятельностью : учеб. пособие / Г.М. Голобокова, Н.Н. Жумаева ; Сев.-Вост. гос. ун-т. — Магадан : СВГУ, 2010. — 220 с.
- Гудименко Ю.Ю. Психологическая готовность к инновационной деятельности как условие профилактики профессиональной деформации личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения: дисс. на соискание ученой степени к. псих. н / Ю.Ю. Гудименко. – Тверь:ТГУ, 2014 г. – 239 с.
- Деменкова Н.И. Окружающий мир. Хурээлел. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – Кызыл: Издательство ИРНШ МОНиМП РТ, 2012. – 47 с.
- Зайнашева З. Совершенствование управления развитием системы дошкольного образования: общие проблемы и частные примеры // Муниципальная власть. — 2011. — № 1. — С. 100-102
- Катриченко В.М. Повышение конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг с помощью официального сайта образовательного учреждения : / В.М. Катриченко, Г.А. Анисимова // Информационные и коммуникационные технологии в образовании на Севере: новации, проблемы и пути их решения : материалы регион. науч.-практ. семинара, 18-19 апр. 2012 г. / — Мурманск : МГТУ, 2013. — С. 34-37.
- Кекух Н.А. К вопросу о мотивации труда педагогов дошкольного образовательного учреждения: [Электронный ресурс] – режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/604076/
- Кирьянова А.С. Эффективность государственного и муниципального управления в системе дошкольного образования Российской Федерации / А.С. Кирьянова, Н.Е. Лукьянович, И.А. Капралова // Экономика и социум. – 2014. — № 4-3. – С. 444-447; То же [Электронный ресурс]. – URL:
- Клименко Т.К. Традиции и инновации в педагогическом образовании / Клименко Т.К. // Инновации в образовании. — 2013. — N 7. — С.13-20.
- Клочко В.Е. Психология инновационного поведения: учебник / В.Е. Клочко. – Томск: Томский государственный университет, 2009. – 240 с.
- Кондратьева Е.Ю. Управление инновациями / Е.Ю. Конд- ратьева // Актуальные проблемы стратегического и тактического менеджмен- та : материалы Всерос. конф. студентов и молодых ученых (Гатчина, 12-14 нояб. 2007 г.).
— Гатчина, 2012. — С. 47-49.
- Краснорядцева О.М., Баланев Д.Ю., Щеглова Э.А. Диагностические возможности опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности» // Сибир. психол. журн. 2011. № 40. С.164–175
- Кузнецов А.Дошкольного образование на рубеже веков: развитие муниципального и негосударственного секторов // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 6. — C. 26-29.
- Кузнецова М.В. Основы системы оптимальной мотивации труда государственных служащих (на примере Курской области) // Науч. проблемы гуманитар. исслед. – 2010. – № 1. –С. 12-17
- Лебедева С.С. Проблемы оценки качества управления дошкольным образованием на муниципальном уровне / С.С. Лебедева, Л.М. Маневцова ; Ком. общ. и проф. образования Ленингр. обл., Ленингр. обл. ин-т развития образования. — СПб. : ЛОИРО, 2012. — 41 с.
- Малахова О.В. Кооперационно-сетевое управление развитием вариативной системы дошкольного образования на муниципальном уровне : автореф. дис. … канд. пед. наук / Малахова О.В. — Вел. Новгород, 2010. — 25 с.
- Модель организации менеджмента в дошкольном образовательном учреждении. [электронный ресурс]: Режим доступа: URL: ysu.ru/avtoreferat/ksen-dzova_g_f.pdf .
- Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития) : материалы IV Междунар. науч. — практ. конф. (29 нояб. 2011 г.) : сб. науч. тр. / Центр науч. мысли ; под науч. ред. Г.Ф. Гребенщикова. — М. : Спутник+, 2011. — 130 с.
- Официальный сайт МАДОУ № 34 «Светлячок». – режим доступа: sad34.ru
- Пастюк О.В. Организация экспериментальной площадки в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
- Поволяева М.Н., Булова Л.Н. Теория и практика развития экспериментальной работы в дополнительном образовании детей. – М.: ООО «ДОД», 2011. – 120 с.
- Савчук Л. В. Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.).
Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 62–65