Инновационные технологии в профессиональном училище

Курсовая работа

Нововведения в образовании являются не только педагогическими, но и общественными проблемами. Новшества в образовании имеют ту цель, что и новшества в обществе, — они должны способствовать развитию и прогрессу.

Общество нее является чем — то постоянным и неизменным, оно представляет собой единый организм, способный к преобразованию и находящийся в постоянном процессе преобразования.

Апробация и внедрение новых форм, методов и технологий работы с учащимися представляют собой постоянную потребность наших профессиональных училищ. Разработку, апробацию и внедрение инноваций в системе образования следует рассматривать как непрерывный процесс, как компонент повседневной образовательной деятельности.

Анализ позитивного опыта инноваций российских и зарубежных образовательных учреждений, научно-педагогических школ и отдельных преподавателей, их обобщение, экспериментальная апробация и широкое практическое использование являются одним из важнейших направлений деятельности по модернизации образования в России.

Анализ результатов внедрения современных технологий обучения в педагогическую практику показывает, что они позволяют сделать педагогический процесс более управляемым и эффективным на основе его системного построения, конструирования, а их освоение преподавателями значительно повышает уровень их профессиональной компетентности и педагогического мастерства[14].

Единственно целесообразным представляется адаптация наиболее перспективных образовательных технологий к российской образовательной среде. Поэтому тема данного исследования выбрана не случайно «Инновационные технологии в профессиональном училище»

Глава 1. Инновационные технологии в профессиональном училище

1 Понятие инновационных технологий

В научной литературе различают понятия «новшество», «нововведение»,

«инновация» [1].

Новшество обычно понимается как элемент педагогической действительности, который в представленном виде, в данном качестве еще не встречался. Нововведение — своеобразный носитель новшества, средство его распространения, донесения до практики (новые проекты, программы, средства обучения, пособия, типы образовательных учреждений и т.д.).

Укореняясь в практике, нововведение, несущее в себе новшество или комплекс новшеств, меняет, трансформирует, обновляет практику, делая ее более эффективной. Инновация — это распространение новшеств в педагогической практике. Инновационный процесс представляет собой процесс совершенствования образовательных практик, развитие образовательных систем на основе нововведений, или на основе обогащения, видоизменения этих систем на базе инновационного развития и частичного изменения традиционных целей, содержания и средств образования.

13 стр., 6230 слов

Современные образовательные технологии в начальной школе

... к образованию Цель работы: рассмотреть сущность и пути использования образовательных технологий в современной начальной школе Задачи: Раскрыть понятия «технологии», «образовательные технологии» Рассмотреть классификацию технологий обучения. Раскрыть способы применения образовательных технологий в учебном процессе начальной школы Объект исследования: процесс обучения в современной начальной школе. ...

Зародившийся еще в Древней Греции метод майевтики, сократических бесед, приводящих к истине, был в свое время новшеством и не потерял своего развивающего потенциала до наших дней. Глубоко инновационными для своего времени были теория и практика великого чешского педагога Я.А. Коменского, заложившего основы классно-урочной системы, сформировавшего ведущие принципы массового обучения. Выдающийся философ и педагог Ж.Ж. Руссо обосновал инновационную для своего времени теорию свободного воспитания, которое происходит в процессе наблюдений, чтения, труда, бесед, духовно обогащая и закаляя душу подрастающего человека.

Инновационные процессы в педагогической теории и в образовательной практике заметно активизировались в конце XIX — начале XX в., когда в связи с быстрым развитием науки и техники и социальными катаклизмами усилился интерес и к социальному воспитанию, и к проблеме формирования личности и индивидуальности. В это время выдвигаются и реализуются на практике теория педоцентризма и активной школы Д. Дьюи, метод проектов Д. Килпатрика, система свободного развивающего обучения и воспитания М. Монтессори, школа свободного развития Р. Штайнера и многие другие инновационные теории, проекты и начинания.

Весьма богатые инновационные традиции отличают отечественную педагогику и школу. Можно вспомнить комплексное обучение и воспитание (педагогическую антропологию) К.Д. Ушинского, оригинальную систему свободного нравственного воспитания, основанную на народной мудрости, Л.Н. Толстого, опыт трудового воспитателя С.Т. Шацкого, новаторскую теорию и практику воспитания в коллективе А.С. Макаренко, гуманную школу радости В. А. Сухомлинского и многое другое.

Особую роль в социальной жизни и в развитии системы образования СССР, а затем России и стран СНГ сыграла блестящая плеяда педагогов-новаторов, получивших мировую известность в 80 — 90-е годы XX в.:

Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, А.А. Захаренко, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, В.А. Караковский, М.П. Щетинин, С.Н. Лысенкова и некоторые другие. Их творчество вдохновили и стимулировали атмосфера свободы и творчества 60-х годов и трудные условия перехода ко всеобщему среднему образованию на основе строго обязательных, сложных и насыщенных образовательных программ.

В условиях образовательных реформ особое значение в учебных заведениях приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств [3].

Сложность инновационных процессов определяется тем, что они требуют большой психологической перестройки деятельности педагога. Чтобы преобразовать школу в гимназию, профтехучилище — в лицей, техникум — в колледж, необходимо отказаться от авторитарного стиля мышления, овладеть новым, демократическим стилем педагогической деятельности, основанным на сотрудничестве преподавателей с учащимися, освоить новые педагогические технологии творческой деятельности.

3 стр., 1396 слов

Профессиональная деятельность социального педагога

... анализ результатов деятельности подопечных, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и т.д.). Технологии работы социального педагога Социально-педагогическая технология во-первых, совокупность ... воспитание детей по жилищным, семейным, трудовым, гражданским и другим вопросам; оказание посреднических услуг детям и подросткам в социально-правовых вопросах. Культурно-просветительская деятельность ...

Психологическая перестройка личности преподавателя осложняется наличием множества устаревших стереотипов деятельности, установок и привычек. Процесс разрушения, преодоления и замены старых стереотипов новым, более совершенным опытом инновационной деятельности осуществляется постепенно и предполагает прохождение нескольких этапов: формирование проблемного сознания, информационный поиск, программирование, реализацию программы и закрепление нового опыта. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Формирование проблемного сознания. Инновационная деятельность начинается с чувства неудовлетворенности. Оно возникает в проблемной ситуации, когда потребность преподавателя в успешном решении педагогических задач наталкивается на какие-то барьеры, внешние и внутренние.

Чтобы проблемное сознание мотивировало инновационную активность, необходимо, чтобы неудовлетворенность, возникающая под влиянием барьеров, трансформировалась в неудовлетворенность способами своей деятельности, т.е. внешний барьер превратился бы во внутренний. В связи с этим возникает сложная задача: переключить энергию абстрактного недовольства педагогов на свою собственную деятельность, повысить уровень их самокритичности.

Информационный поиск. Этот период деятельности направлен на сбор и анализ информации в целях выявления возможных способов решения проблем, стоящих перед данным педагогом. Для этого нужен достаточно широкий педагогический кругозор, необходимо знать достижения новаторов, педагогики, психологии и методики, коллег по работе. Чем больше информации, тем легче выбраться из сложной ситуации.

У каждого педагога потенциальное поле информационного поиска достаточно широкое: книги, методические пособия и журналы, учеба на курсах и семинарах, посещение уроков других учителей, анализ собственного опыта и др.

Какие секторы информационного поля больше всего предпочитают педагоги? Как показали исследования, они ориентируются на самые оперативные и легкодоступные источники информации, среди которых живое общение с коллегами, газеты, телевидение и радио, небольшие методические публикации и статьи в предметных журналах, встречи с новаторами и учеными.

Наиболее ценную информацию педагоги получают в результате самообразования. Велика роль и неформальной товарищеской взаимопомощи. Полезными они считают открытые уроки. Определенные надежды связывают с учебой на курсах повышения квалификации.

Официальные формы работы слабо стимулируют начало инновационной деятельности, так как они излишне формализованы и не учитывают индивидуальных информационных запросов учителя. Исключение — открытые уроки: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Если на открытом уроке действительно демонстрируется полезный опыт, помогающий заинтересовать учащихся учебой, если это не парадное мероприятие, он оказывается действенным средством повышения компетентности и профессионализма педагога.

Новая информация нужна для решения таких педагогических задач, как усиление у учащихся мотивации учения, их нравственного воспитания и достижения взаимопонимания, повышения общей культуры.

12 стр., 5510 слов

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации. Часть

... психолого-педагогический анализ профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Психологическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ строится на взаимодействии психолога с педагогами ДОУ на глубоком анализе качества профессиональной деятельности педагога ...

Программирование инновационной деятельности. На этой стадии осуществляется отбор актуальной информации, которая может помочь учителю выйти из трудной ситуации, и намечается план действий. Из множества возможных вариантов совершенствования работы, выявленных в ходе информационного поиска, выбирается такой, который больше всего отвечает запросам и возможностям данного педагога, его склонностям и профессиональному кредо. Выбранный вариант оформляется в сознании как идея (замысел), намеченная к реализации. Она служит основой инновационной программы, в которой предусматривается обновление различных элементов педагогической деятельности: ее содержания, форм, методов, отдельных приемов (объяснения материала, контроля за его усвоением) и даже стиля деятельности, всей ее технологии.

По степени новизны инновационные программы (идеи) можно разделить на три вида — обновление, дополнение и совершенствование. Первое предполагает замену ранее освоенного способа деятельности принципиально новым. Во втором случае прежний способ сохраняется, но добавляется к нему новый элемент. В третьем случае новизна состоит лишь в том, что повышается уровень мастерства в применении различных способов деятельности.

Ни один более или менее опытный педагог не нуждается в том, чтобы полностью обновлять свой профессиональный арсенал. Поэтому речь надо вести о частичном его обновлении. Сегодня задача состоит в том, чтобы переструктурировать и развить, проявлять более последовательно и ярко, совершенствовать те педагогические средства, те формы и методы, которыми педагоги уже владеют.

Реализация программы и закрепление нового. На этом заключительном этапе идея воплощается в жизнь. Его назначение — практическая апробация новой идеи и превращение ее в привычный способ действия. При реализации сложных творческих программ способ, адекватный идее, нащупывается не сразу, а в результате перебора различных вариантов действия, путем проб и ошибок. Даже после того, как способ действия найден, часто поиск не завершается: вначале новый способ не дает ожидаемой отдачи, его надо скорректировать и отшлифовать. Иногда коррекция поглощает много сил и энергии, превращается в относительно самостоятельную фазу деятельности.

Вот что думает по этому поводу один из новаторов: «Новую идею приходится вертеть и так, и эдак, прежде чем она приживется и начнет давать результаты… У кого хватает мужества и терпения продолжать опыты, тот обязательно дождется перелома и увидит результаты своих трудов» [4].

Результаты выражаются не только в успехах учащихся, но и в чувстве удовлетворенности самого преподавателя, когда он испытывает счастье.

Мотивация инновационной деятельности имеет определенное своеобразие. Оно состоит в том, что в ее структуре ведущую роль играет острое желание найти причины неудовлетворенности результатов труда, учебы и поведения учащихся. Неудовлетворительный результат дает толчок к инновациям, активизирует поиск, что пробуждает интерес к новому. Но тут важны и другие мотивы, внутреннее побуждение. Без этого внутреннего побуждения не бывает успешным столь многотрудное педагогическое дело, как поиск и освоение нового.

Не отрицая доминирующей роли внутренних мотивов, нельзя недооценивать и роль мотивов, связанных с внешними стимулами. Среди них самые действенные — доброе слово и пример коллег, особенно — одобрение коллектива. Значимы премирование и благодарность со стороны администрации.

9 стр., 4304 слов

Взаимное обучение как форма организации учебной деятельности

... учебной деятельности учащихся, которая создавала бы благоприятные условия для включения каждого школьника в активную работу на уроке. Такие условия создает, в частности, использование технологии взаимного обучения. Проблема использования технологии ...

Результатом инновационных достижений может быть рационализация работы, когда педагог добивается желаемого меньшими усилиями.

Любой вид инновации требует закрепления освоенного способа. Это достигается вариативным освоением того, что нужно превратить в способ повседневного действия. В закреплении нового существенную роль играет радость достижения определенного результата.

Публичная критика, особенно в резкой форме, нередко дает отрицательный результат, что подавляет и озлобляет преподавателя, ущемляет его чувство собственного достоинства и настраивает его против тех, кто критикует. К такой критике надо прибегать лишь в исключительных случаях, когда исчерпаны все другие меры воздействия. Доброжелательные, корректные замечания помогают осознать свои недостатки и быть более самокритичным.

Неудачи управления инновационными процессами чаще всего объясняются тем, что не учитываются их психологические механизмы. По сложившейся традиции, новшества пытаются внедрить лишь с помощью информационных методов — средств массовой информации, лекций, семинаров и т.д. Разумеется, это помогает, если преподаватель жаждет перестроиться, если единственное, чего ему не хватает для этого, — это знания. Но в подавляющем большинстве случаев ему мешает не столько дефицит новых знаний, сколько отсутствие необходимой мотивации и опыта. Информация сама по себе не обеспечивает даже формирование у личности проблемного сознания.

Анализ механизмов управления деятельностью преподавателя показывает, что в этом процессе большую роль играет педагогический коллектив. Среди факторов, обеспечивающих информационную и мотивационную стороны инновационной активности педагога, доминируют поддержка и одобрение, исходящие от коллег. Они во многом связаны с целенаправленной деятельностью руководителей, с их умением стимулировать позитивное влияние коллектива на личность.

2 Инновационные подходы к организации обучения

В данном параграфе мы должны выяснить, какие существуют инновационные подходы к организации обучения и какова их сущность, познакомимся с современными инновационными технологиями, применяемыми в профессиональных учебных заведениях.

Наиболее важные элементы образования пришли к нам из седой древности и сохраняют свое значение по сей день. Традиционными категориями, используемыми в педагогике для анализа образовательных процессов, являются цели, содержание, формы, методы и средства обучения. Именно они выступают в качестве предмета деятельности педагога, организующего учебно-воспитательный процесс по определенному предмету, дисциплине или специальности Системообразующим фактором, регулирующим целенаправленно применение этих педагогических категорий, являются закономерности и принципы педагогической и учебной деятельности.

В течение длительного периода времени этого арсенала педагогических категорий вполне хватало для реализации образовательных целей, выдвигаемых обществом. Хотя необходимо признать, что педагогическое сообщество всегда воспринимало современную им ситуацию в педагогике как неудовлетворительную. Предметом нападок всегда были и остаются неточность определений и формулировок основных педагогических понятий, отсутствие некоторых категорий описывающих организационный процесс взаимоувязки целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Используемое для этого понятие «методика» характеризуется высокой степенью субъективности. Сказанное, объясняет, во-первых, проблемы профессиональной компетентности преподавателей (имеющих профессиональное педагогическое образование), а во-вторых — невысокую педагогическую грамотность педагогов профессиональной школы, которые далеко не всегда имеют специальную педагогическую подготовку.

7 стр., 3273 слов

Использование новых информационных технологий как средства стимулирования ...

... английского языка, я сталкиваюсь с новыми формами и методами преподавания, ищу новые подходы и стили к процессу обучения. Итак, назовем наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе: ... изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет- технологий для ... Компьютерная лекция Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point - это тематически ...

Результат обучения зависит от того, через какой педагогический процесс «прошел» обучающийся. Ш.А. Амонашвили в работе, полезной для профессиональной школы раскрывает суть педагогического процесса — это бинарная деятельность преподавателя с обучающимися, когда педагог помогает ученику в преодолении трудностей [5].

Суть педагогической помощи заключается в направленности, характере педагогического процесса и в решаемых задачах формирования и воспитания личности. Педагог помогает лишь в том случае, если он объявляет, показывает, напоминает, намекает, подводит, объективирует, советует, совещается, предотвращает, сопереживает, поощряет, стимулирует, вселяет уверенность, заинтересовывает, задает мотивы, воодушевляет, проявляет любовь, уважение, поощряемую требовательность.

Современные технологии обучения в этом смысле направляют творческие поиски преподавателей. При этом строгое определение целей обучения (чему и для чего?) должно способствовать отбору и строительству содержания (что?), организации учебного процесса (как?) методов и средств обучения (при помощи чего?}, а также учитывать необходимый уровень квалификации преподавателей (кто?) методы оценки достигнутых результатов обучения (так ли это?).

Приведенные критерии в их комплексном применении определяют сущность учебного процесса и его технологию[6].

Проектирование технологии (методики) обучения будем рассматривать как постановку педагогической задачи и разработку дидактического процесса, обеспечивающего ее решение (рис. 1)

Рис 1. Проектирование технологии обучения

Постановка педагогической задачи включает:

  • анализ целей обучения и определение на их основе содержания

учебного предмета;

  • структурирование содержания учебного предмета и его представление в виде системы учебных элементов;
  • задание уровней усвоения учебных элементов;
  • определение исходного уровня обученности обучающихся, определяющего уровень усвоения ими учебного материала, на котором базируется содержание учебного предмета;
  • учет ограничений, налагаемых на учебно-материальную базу и организационную сторону обучения.

Деятельность преподавателя по проектированию технологии обучения, обеспечивающей решение педагогической задачи, заключается в формировании методов, форм и средств обучения. Деятельность педагога характеризуется тремя основными составляющими; видом управления, видом информационного процесса, типом средств передачи информации и управления познавательной деятельностью. Опираясь на концепцию деятельностного подхода к процессу обучения, представляется следующая логика его организации. Вначале анализируется характер содержания учебного материала, цели его изучения (уровни усвоения), а также другие условия педагогической задачи. Затем определяются адекватные методы обучения и схемы управления познавательной деятельностью обучающихся. На этой основе выбирается номенклатура средств обучения. Полученная таким путем подсистема методов и средств обучения облекается в организационную форму обучения — ее технологию.

3 стр., 1233 слов

Информационные компьютерные технологии и юриспруденция

... в образовательный процесс средств новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания. Средства новых информационных технологий (СНИТ) — это программно-аппаратные средства ... участниками обучающего курса права); организации совместных правовых телекоммуникационных правовых проектов (в т.ч. международных), телеконференций, возможность обмена мнениями с ...

Обобщенные педагогические технологии определяются как «синтетические теории», построенные на определенных психолого-педагогических основах.

Проанализируем обобщенные педагогические технологии.

Проблемное обучение. Цель — развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Сущность — последовательное и целенаправленное выдвижение пред обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания. Механизм — поисковые методы; постановка познавательных задач.

Концентрированное обучение. Цель — создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса. Сущность — глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоку. Механизм — методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся.

Модульное обучение. Цель — обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню ее базовой подготовки. Сущность — самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой. Механизм — проблемный подход, индивидуальный темп обучения.

Развивающее обучение. Цель — развитие личности и ее способностей. Сущность — ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Механизм — вовлечение обучаемых в различные виды деятельности.

Дифференцированное обучение. Цель — создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей. Сущность — усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт).

Механизм — методы индивидуального обучения.

Игровое обучение. Цель — обеспечение личностно — деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков. Сущность — самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации. Механизм — игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.

Прикладные (конкретные) педагогические технологии — это такие, которые на методическом уровне решают проблему конструирования процесса профессиональной подготовки, направленного на достижение заранее запланированного результата.

Возникает необходимость внедрения таких педагогических технологий, в основе которых лежали бы личностно-деятельный подход, критическое творческое мышление, умение разрабатывать проблемы, принимать решения, сотрудничать в коллективе.

Вообще, педагогическая технология- это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. С нашей точки зрения, это определение является наиболее общим и корректным. Технология образования, одновременно отражающая технологизации учебного процесса, а также совокупность методов и средств образовательного процесса, направленных на достижение запланированного результата, представляет собой комплекс, охватывающий:

5 стр., 2334 слов

Стандартизированное обучение языкам в условиях полиязычного образования

... родного, неродного и иностранного языков. Поэтому есть потребность в открытии новых специальностей «Казахский язык как неродной язык», «Русский язык как неродной язык». Стандартизация обучения языкам требует новых концептуальных подходов к полиязычному образованию, которые определяются сегодня ...

  • представление планируемых результатов обучения;
  • методологию, методики и средства диагностики текущего состояния обучаемых;
  • набор моделей обучения;
  • систему критериев выбора оптимальной модели для решения конкретных условий и задач образовательного процесса.

Технология образования характеризуется научным (наука, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения, а также проектирующая образовательные программы и системы их обеспечения и сопровождения), процессуально-описательным (описание или алгоритм образовательного процесса, а также совокупности целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения) и процессуально-реализационным (реализация образовательного процесса, функционирование совокупности всех личностных, инструментальных и методологических средств) аспектами.

Помимо обязательности наличия научной основы, технологиям образования должны быть присущи:

  1. концептуальность (философское, психологическое, дидактическое и
  2. социально-педагогическое обоснование образовательных целей);
  3. системность (логика процесса, взаимосвязь всех его частей и аспектов,
  4. целостность разработки и реализации образовательного процесса);
  5. управляемость (варьирование методов и средств обучения с целью коррекции результатов обучения, выявляемых в процессе диагностики обучения и состояния обучаемых);
  6. эффективность (сочетание эффективности результатов обучения и экономических характеристик);

воспроизводимость (возможность применения образовательных технологий другими преподавателями, кафедрами, факультетами и/или вузами).

Как и другие сложные системы, образовательные технологии не могут иметь «линейной» (по одному признаку) классификации.

По уровню применения эти технологии подразделяются на общедидактические (характеризуют учебный процесс определенного уровня или определенной ступени), предметные и локальные (технология отдельной части учебного процесса или отдельного вида учебных занятий).

По ориентации на структуру личности образовательные технологии подразделяются следующим образом:

информационные (формирование представлений, понятий, знаний, навыков и умений по дисциплинам);

-операционные (формирование способов умственных действий);

эмоционально-нравственные (формирование сферы этических и эстетических отношений);

саморазвивающие (формирование самоуправляющих механизмов личности);

13 стр., 6013 слов

Производственный процесс деятельности предприятия (организации, ...

... работы, можно выделить следующие задачи: изучить производственный процесс и принципы его организации; также изучить структуру производственного процесса; изучить производственную деятельность предприятия ООО «Мавлави» наметить пути совершенствования производственного процесса деятельности предприятия. ... и экономическим единством. Каждое промышленное предприятие представляет собой сложную динамическую ...

эвристические (развитие творческих способностей);

прикладные (формирование действенно-практической сферы).

По характеру воздействия на обучаемого общеобразовательные технологии делятся на [7]:

обучающие;

— воспитательные;

-развивающие;

-общеобразовательные;

профессионально-ориентированные;

монотехнологии (процесс опирается на одну доминантную идею или на один концептуальный принцип);

комплексные или политехнологии (учебный процесс комбинируется из элементов различных монотехнологий};

проникающие (технологии, элементы которых включаются в другие технологии и выполняют в них роль активизаторов).

По отношению к позиции обучаемого в образовательном процессе технологии подразделяются на авторитарные (обучаемый — «объект» образовательного процесса, определяемого только преподавателем), дидактоцентрические или технократические (доминирует содержание, а не стиль отношений), личностно-ориентированные (в центре образовательного процесса — личность обучаемого) и технологии сотрудничества (в наибольшей степени пригодные в высшем образовании, особенно на старших курсах вуза и в аспирантуре).

Характер взаимодействия педагога и обучаемого может быть различным. Действия преподавателя в отношении управления обучением могут быть «разомкнутыми» (неконтролируемая и/ или некорректируемая деятельность обучаемого), цикличными (рассеянными), индивидуально-направленными, вербальными (диалогическими — в режиме живого диалога), а также автоматизированными.

По типам организации и управления процессом обучения образовательные технологии подразделяются на следующие:

традиционное (классическое) лекционное обучение (управление разомкнутое, рассеянное или вербальное);

обучение с использованием аудиовизуальных средств (управление разомкнутое, рассеянное или автоматизированное);

система — «аудитор» или «консультант» (управление индивидуально-направленное, вербальное);

обучение со значительной долей самообразования (управление разомкнутое или рассеянное, при высоком уровне развития средств связи — автоматизированное);

обучение в «малых группах» (управление рассеянное или вербальное, с элементами сотрудничества);

компьютерное обучение (управление рассеянное или автоматизированное);

система «репетитор» (управление вербальное, рассеянное, индивидуально-направленное);

«программное» обучение (управление рассеянное или автоматизированное).

Учитывая развитые спектры учебных занятий, учебной деятельности, способов управления познанием, а также высокий уровень образовательных и других личностно и профессионально-ориентированных задач, приоритетными в образовании являются комплексные образовательные технологии:

— педагогические;

информационные;

телекоммуникационные (сетевые);

интеллектуальные;

инновационные.

Представленные выше виды комплексных образовательных технологий имеют четкие определения, но их наименования весьма условны. Например, телекоммуникационные технологии, безусловно, являются информационными, все информационные и педагогические технологии могут и должны быть связаны с инновационной деятельностью. Наконец, все образовательные технологии по существу являются интеллектуальными.

.3 Современные инновационные технологии

В настоящее время существуют более 50 педагогических технологий, созданных педагогами-новаторами (В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, Н.А. Зайцев, В.Д. Шадриков, С.Н. Лысенкова и др.), — игровые технологии, технологии индивидуализации обучения, проблемное обучение, коммуникативные технологии, технологии уровневого обучения и др. [8].

Все они основаны на методах активного обучения, поэтому с полным правом именуются интенсивными образовательными технологиями. К интенсивным относятся компьютерные технологии, сетевые технологии, технологии «гувернерского» обучения, технологии, базирующиеся на графических и матричных методах сжатия информации, технологии тотальной индивидуализации обучения (метод Келлера-Ширмана, технология «Дельтон-плана » и др.), технологии, использующие психологическое воздействие на обучаемого (психотроника, медитация, японская технология «Минараи» и др.).

Абсолютное большинство современных образовательных технологий «оснащены» средствами интенсификации процесса познания [9].

Интенсивные образовательные технологии можно подразделять на неимитационные, имитационные и мыследеятельностные. Неимитационные технологии основаны на воспроизводстве какой-либо предметной или профессиональной деятельности. Имитационные технологии {организационно — деятельностные, проблемно — деловые, проблемно — ситуационные и др.) используют модели изучаемого явления или процесса.

Информационные технологии — совокупность методов, производственных процессов и программно — технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, распространение информации, а также отображение и использование информации в различных сферах жизнедеятельности.

Телекоммуникационные (сетевые) образовательные технологии — технологии обучения, связи и управления, основанные на применении компьютерных сетей, телевизионных, спутниковых и радиовещательных линий связи, открытых оптических, оптоволоконных и кабельных линий, выделенных или коммутируемых телефонных каналов.

В сфере образования широко используются глобальные (прежде всего «Интернет»), региональные (национальные), отраслевые («Реларн», «Раннет» и др.) и локальные сети.

Интеллектуальные образовательные технологии — технологии создания нового интеллектуального продукта в процессе проектирования и реализации учебно-научной (учебно-исследовательской) деятельности. Эти технологии обеспечивают формирование у обучаемых новых интеллектуальных свойств и научно-технологических приемов генерирования и воспроизводства новых знаний. Рассматриваемые технологии базируются на методах научно-технического творчества (синектика, мозговой штурм, морфологическая матрица идей и др.), приемах креативной метапедагогики, а также на технологиях искусственного интеллекта. Эти технологии обеспечивают формирование у обучаемых известных науке знаний, но на более высоком уровне их подачи и усвоения.

В процессе реализации интеллектуальных технологий применяют традиционные средства представления и обработки знаний (семантические сети, фреймы, продукционные правила и др.), пакеты формализованных предметных знаний, интеллектуальные модули и компоненты (базы знаний, системы логического вывода, экспертные системы и др.), компоненты анализа и синтеза неформализованной информации (визуальной, акустической, текстовой и др.), а также интеллектуализированные пользовательские интерфейсы.

В образовательной сфере существуют три типа инновационных технологий:

— радикальные (перестройка процесса обучения или его крупной части};

комбинированные (соединение ряда известных элементов или технологий в новую технологию иди метод обучения);

— модифицирующие (улучшение метода или технологии обучения без существенного их изменения).

Инновационные образовательные технологии развиваются в следующих основных направлениях:

— поиски по линии репродуктивного обучения («индивидуально -предписанного» обучения, персонифицированного, в том числе контрактного обучения, а также «бригадно-индивидуального обучения);

поиски по линии исследовательского обучения (процесс обучения вы страивается как поиск познавательно — прикладных, практических сведений);

разработка моделей учебной дискуссии;

организация обучения на основе игровых моделей (включение в учебный процесс имитационного и ролевого моделирования).

В последнее пятилетие развитие комплексных образовательных технологий привело к появлению новой категории — наукоемких образовательных технологий (НОТ), которые предполагают интеграцию наиболее эффективных технологий образования в целостную систему. НОТ охватывают психологические, общепедагогические, дидактические и частнометодические процедуры взаимодействия преподавателей, научных сотрудников и инженеров со студентами (с учетом их интеллектуального развития, способностей и склонностей) при эффективном использовании в учебном процессе самых современных технических средств.

НОТ обеспечивают также формирование сугубо профессиональных и общеуправленческих качеств высокоэффективными интеллектуальными учебными средствами (многофункциональными тренингами, эвристическими семинарами и различными многоуровневыми задачами, решаемыми с использованием интеллектуальных технологий образования).

Концептуальные принципы реализации НОТ складываются следующим образом:

— многоплановое сотрудничество и личностные контакты преподавателя и обучаемых;

повышение эффективности индивидуальной образовательной и творческой деятельности обучаемых;

обязательность связи научных и учебных исследований студентов с содержанием образовательного процесса;

увеличение объема самостоятельной работы студентов;обеспечение (государственным образовательным стандартом) гибкости образовательных программ;

индивидуализация (и разновидность) обучения в зависимости от интеллектуальных качеств и возможностей обучаемых;

— обеспечение прочности знаний, навыков и умений;

тесная связь теории и практики;

— управляемость и непрерывная возможность коррекции процесса обучения;

обеспечение психологического комфорта обучаемых, а также достоверной диагностики их способностей и академических возможностей;

органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности обучаемых;

неограниченность содержания обучения и изменений его интерпретации;

достижение высокого интеллектуального и культурного уровня выпускников.

Создание и применение НОТ предназначено для обеспечения;

формирования единого мирового интеллектуального (информационного и образовательного) пространства;

комплексного охвата самых сложных проблем;

— гармоничного синтеза гуманитарного, естественнонаучного, обще — профессионального и специального компонентов профессиональных образовательных программ на основе целостного подхода к проблемам развития образования;

существенных изменений методов и форм передачи и усвоения знаний, формирования у обучаемых повышенной академической активности;

более полного использования в образовательном процессе новейших достижений науки, техники и технологий;

разрешения проблем организации и управления в сфере высшего профессионального образования;

обоснованных прогнозов и принятия решений относительно приоритетов в сфере высшего профессионального образования;

формирования и использования в образовательном процессе виртуального профессионального пространства;

эффективного мониторинга профессиональных сфер (в том числе сферы высшего профессионального образования) с использованием современных методов анализа, информации, прогнозирования и технических информационных средств, включая глобальные телекоммуникационные сети;

высокого уровня коммуникативности в профессиональной среде на микро — и макроуровнях, включая телеконференции и публикации в глобальных и других сетях;

максимального раскрытия способностей обучаемых и преподавателей;

индивидуализации и интенсификации процесса обучения, развития действенности контроля деятельности обучаемых и повышения качества усвоения учебного материала на основе применения интеллектуальных обучающих программ, а также контролирующих и тренинговых программ;

развития диагностики и самодиагностики профессиональных качеств обучаемых с помощью интеллектуальных тестирующих программ, использования мультимедиасистем;

расширения профессиональных контактов обучаемых, преподавателей и ученых;

— свободного выхода в международную систему образования и на международный рынок интеллектуального труда;

дальнейшего развития педагогики, методов и средств, применяемых в образовательной сфере.

За последнее десятилетие в высшем техническом образовании России накоплен богатый опыт разработки и практического использования современных образовательных технологий.

В сфере среднего профессионального образования также применяется Фреймовая технология [11].

Фреймовая технология, располагая широкими пространственно — временными возможностями, может решать проблему целостного формирования личности, включая решение трех важнейших задач:

) формирование целостных знаний ученика;

) формирование абстрактного мышления;

) формирование волевого стремления к познанию.

Возможность решать при помощи педагогической фреймовой технологии названные проблемы делает необходимым и важным осмысление практического применения данной технологии и наполнение этого опыта целостным теоретическим содержанием. Создателем теории фреймов является американский ученый в области искусственного интеллекта М. Минский [12].

По его мнению, процессы человеческого мышления базируются на хранящихся в памяти людей многочисленных структурных данных. Он сформулировал парадигму для представления знаний с целью использования этих знаний компьютером. Термин «фрейм» был наиболее популярен в середине 70 — х годов, когда существовало много его толкований. Теория фреймов нашла свое применение и в педагогике. Например, М.А. Чошанов успешно применяет фреймы в своей технологии проблемно — модульного обучения, в которой «при помощи фреймовой модели можно структурировать и систематизировать информацию в определенные таблицы, матрицы.»; А.А. Остапенко исследовал применение фреймов знаний в технологии концентрированного обучения, где учебный материал сконцентрирован в виде крупноблочных опор, и, в частности, могут применяться фреймы [13].

Непрерывный процесс обновления техники и технологии в условиях современного производства предъявляет высокие требования к подготовке специалиста. Возможно ли применение фреймовой технологии в дисциплинах среднего профессионального образования? Основным показателей уровня квалификации современного специалиста является его профессиональная компетентность. Компетентность наиболее целесообразна для описания реального уровня подготовки специалиста — выпускника профессиональной школы.

Компетентного специалиста отличает способность выбирать наиболее оптимальное решение, аргументировано опровергать ложные решения, подвергать сомнению эффектные, но не эффективные решения, обладать критическим мышлением.

Систематизировать знания, полученные при изучении специальных дисциплин в процессе подготовки специалиста, возможно с помощью фреймовой технологии.

инновационный технология профессиональный училище

1.3 Барьеры в инновационной деятельности

В данном параграфе мы рассмотрим основные барьеры, возникающие в инновационной деятельности.

Анализ результатов внедрения современных технологий обучения в педагогическую практику показывает, что они позволяют сделать педагогический процесс более управляемым и эффективным на основе его системного построения и конструирования.

Но на самом деле, не все так удачно, как кажется. Существует ряд барьеров, возникающих в инновационной деятельности педагогов и учебных заведений. Какие же все таки барьеры существуют в инновационной деятельности[3]? Прежде всего перегрузки, усталость и нехватка времени. Это характерно для всех типов учебных заведений. Напряжение и утомительность педагогического труда возрастает там, где он плохо организован, отягощен формализмом и показухой. Многие трудности связаны с нежеланием учащихся учиться, их плохим поведением. Для профессиональных училищ — это главный барьер.

Активизации инновационной деятельности способствуют разнообразные стимулы, в том числе и негативные, мотивирующий потенциал которых достаточно велик. Среди них особенно значимы различные формы критики: замечания, сделанные коллегами в неофициальной обстановке, советы руководителей по поводу того, как исправить выявленные недостатки, а также их обсуждение на собрании коллектива. Положительное значение может иметь и негативная оценка при аттестации, и некоторые другие стимулы.

Публичная критика, особенно в резкой форме, нередко дает отрицательный результат, что подавляет и озлобляет преподавателя, ущемляет его чувство собственного достоинства и настраивает его против тех, кто критикует. К такой критике надо прибегать лишь в исключительных случаях, когда исчерпаны все другие меры воздействия. Доброжелательные, корректные замечания помогают осознать свои недостатки и быть более самокритичным.

Неудачи управления инновационными процессами чаще всего объясняются тем, что не учитываются их психологические механизмы. По сложившейся традиции, новшества пытаются внедрить лишь с помощью информационных методов — средств массовой информации, лекций, семинаров и т.д. Это помогает, если преподаватель жаждет перестроиться, если единственное, чего ему не хватает для этого, — это знания. Но в подавляющем большинстве случаев ему мешает не столько дефицит новых знаний, сколько отсутствие необходимой мотивации и опыта. Информация сама по себе не обеспечивает даже формирование у личности проблемного сознания.

Синтезировать новейшие мировые тенденции в образовании и отечественные традиции в форму новых образовательных технологий (НОТ) — задача инновационной деятельности образовательных учреждений. Риском в предпринимательстве называют вероятность возникновения убытков или материальных и финансовых потерь в результате неосуществления намечавшегося события, предусмотренного прогнозом, планом, проектом, программой[15].

Категорию «риск» при внедрении НОТ можно определить как опасность потенциально возможной, вероятной потери конкурентоспособности, потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на использование ресурсов при функционировании традиционного учебного процесса. Другими словами риск — это угроза того, что учебное заведение понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже уровня, прогнозируемого на основе расчета, экспертных оценок или накопленного опыта, и потеряет конкурентоспособность.

Понятие риска в инновационной деятельности учебного заведения при внедрении НОТ целесообразно рассматривать с двух сторон: макросреды и микросреды (Прил.).

Функционирование профессионального учебного заведения, особенно в условиях диверсификации, проявляющейся в отказе от одного традиционного учебного процесса и переходе на новые образовательные технологии, всегда сопряжено с риском. К факторам, вызывающим риски для образовательной системы на макро- уровне, можно отнести:

экономическую ситуацию, вызванную, например, инфляцией;

научно-технические или информационные факторы, которые способны

вызвать глубокую модернизацию отечественной промышленности, создав риск, например, в виде невостребованности на рынке образовательных услуг ряда специальностей для большинства вузов;

— неопределенность экономической конъюнктуры, которая происходит из непостоянства спроса-предложения на образовательные услуги, специальности;

факторы развития новых производств и многовариантность сфер приложения знаний специалистов;

федеральное и местное законодательство, условия региональной конкуренции и т, д.

Рисками на уровне микросреды образовательного учреждения являются его финансовое положение, имидж и стабильность работы на образовательном рынке региона, личные качества руководства, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) и готовность к восприятию новых технологий.

Неопределенность и риск в деятельности учебного заведения играют важную роль, заключая в себе противоречие между планируемым и действительным, то есть источник развития деятельности коллектива в условиях внедрения проекта.

Инновационный риск для проф.училища можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении средств в новый образовательный процесс, который, возможно, не найдет ожидаемого спроса на профессиональном образовательном рынке. Инновационный риск возникает в следующих ситуациях.

— При внедрении более дешевого учебного процесса по сравнению с традиционным. Подобные инвестиции приносят учебному заведению временную сверхприбыль до тех пор, пока он является единственным обладателем данной образовательной технологии. В этой ситуации ПУ сталкивается лишь с одним видом риска — возможной неправильной оценкой спроса на новую образовательную систему.

При создании нового учебного процесса на базе старых учебных пособий и оборудования. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на образовательную систему добавляется риск несоответствия качества подготовки выпускаемых специалистов современным требованиям в связи с использованием старых учебных технологий.

При выпуске специалистов, обучающихся с использованием НОТ. В данной ситуации инновационный риск включает в себя риск того, что новые специалисты не смогут найти рабочие места.

Эффективная организация инновационной деятельности, основанная на эффективном управлении затратами и стимулировании труда участников инновационного образовательного процесса, резко снижает инновационные риски в деятельности учебного заведения.

Формально систему организации инновационной деятельности можно представить следующим образом:

Э=(Э1,Э2,Э3)→max;

Эi = f(И,З,П)→max, i= 1,2,3,

где Э1 — эффективная система управления затратами на инновационную деятельность;

Э2 — эффективная система стимулирования труда работников, занятых разработкой и внедрением НОТ;

Э3 — эффективная система стимулирования труда преподавательского состава, использующего инновационные методы в образовательном процессе;

П- принятие управленческих решений по внедрению НОТ;

И=(И1,И2,И3,И4),

где И1- собственные средства уч. заведения;

И2 — кредитные ресурсы;

И3 — государственные фонды;

З — затраты на инновационную деятельность;

З=(З1,З2,З3.З4),

где З1 — текущие затраты;

З2 — капитальные затраты;

З3 — затраты по стадиям инновационного проекта;

З4 — затраты по источника финансирования.

Проблема управления затратами на инновационную деятельность заключается в том, как наиболее объективно учесть затраты на внедрение НОТ, что необходимо для определения экономического эффекта от внедрения НОТ; для принятия решений по дальнейшему внедрению НОТ; для оценки конкурентоспособности НОТ; для поиска резервов снижения затрат на всех этапах внедрения НОТ.

При внедрении новой образовательной технологии целесообразно использовать понятие «затраты на инновации». И.С. Минко [16] определяет их как «выраженные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности».

Затраты классифицируются на:

  1. текущие;
  2. капитальные;
  3. по стадиям инновационного проекта;

Текущие затраты включают затраты на оплату труда работников, занятых разработкой и внедрением НОТ, отчисления на социальные нужды, затраты на приобретение сырья, материалов и оборудования и другие затраты, необходимые для обеспечения инновационной деятельности.

Капитальные вложения (долгосрочные инвестиции) представляют собой ежегодные затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования, осуществляемые в связи с разработкой и внедрением НОТ. Речь идет в основном о таких затратах, как приобретение современных мультимедийных компьютерных средств, учитывая необходимость подключения к сети Интернет, а также покупка либо долгосрочная аренда помещений. По стадиям инновационного проекта (разработка и создание, функционирование, ликвидация объекта) затраты делят на первоначальные, текущие, ликвидационные. В первоначальные затраты, иначе называемые инвестиционными издержками, включаются затраты на оплату разработки модели НОТ, создание необходимых программных средств (софта), приобретение лицензий, ноу-хау, затраты на подготовку персонала ПУ, создание необходимой технологической (информационной) инфраструктуры и другие. Текущие издержки на реализацию инновационного проекта включают материальные затраты, расходы на оплату труда и отчисления на социальное страхование, затраты на ремонт и обслуживание компьютерной техники и программных средств, оплату пользования Интернетом, административные, накладные расходы и другие. Данные затраты минимальные.

При ведении инновационной деятельности, учитывая ранее указанные проблемы, считаем целесообразным и необходимым использование информационной системы управления затратами.

Организация эффективной системы стимулирования труда работников, занятых разработкой и внедрением НОТ, является важнейшей составляющей при ведении инновационной деятельности. Многие учебные заведения, решившие начать инновационную деятельность, приходят к необходимости формирования группы специалистов по разработке и непосредственному внедрению инноваций. Как правило, состав группы разнородный: это и инженеры-программисты, и менеджеры учебного процесса, и научные консультанты (представители ГШС).

При этом перед руководством встает ряд проблем, среди которых одна из важнейших — стимулирование труда персонала инновационной группы. Особенностью названной системы стимулирования является необходимость учета таких факторов, как масштаб, новизна, скорость внедрения проекта, а также влияние экономического эффекта от внедрения на общие результаты деятельности, в т.ч. и повышение конкурентоспособности. Работая над инновационным проектом, работники продолжают получать свою обычную зарплату, а дополнительно к ней — премиальные бонусы. Размер бонусов зависит от ряда факторов: соблюдения сроков реализации проекта, объема времени, затрачиваемого на творческие разработки, характеристик осуществляемых разработок (перспективность, степень новизны, значимость проекта для деятельности вуза).

Современные российские ученые, занимающиеся вопросами стимулирования оплаты труда, разработали несколько моделей стимулирования творческой активности персонала, занятого в инновационных группах внутри фирмы. Обобщающей может выступать модель, предложенная Э.А. Уткиным[17].

Основой модели является классификация творческих идей разработчиков на пионерные, опережающие, новаторские и модернизационные. Данному уровню соответствует шкала стимулирующих тарифных коэффициентов в диапазоне 1,0 — 2,62. Однако эта модель имеет целый ряд недостатков, которые ставят под сомнение целесообразность ее использования для стимулирования труда инновационной группы в учебном заведении. Именно модель не предусматривает вознаграждение с учетом размера экономического эффекта, полученного от внедрения НОТ в систему обучения; модель предполагает рассмотрение инноваций лишь высокого технического уровня; модель не учитывает в полной мере фактор времени.

Таким образом, решение проблемы стимулирования труда инновационной группы, занимающейся разработкой и внедрением НОТ, требует разработки стратегии и методологии на теоретическом научном уровне.

Рассмотренные проблемы, с которыми сталкиваются образовательные учреждения, внедряющие новые образовательные технологии, составляют лишь малую часть общего их количества.

В ходе анализа проблем мотивации использования инновационных технологий преподавателями будем ссылаться на применение соответствующих вознаграждений. Вознаграждением будем считать все, что преподаватель считает ценным для себя. Но понятия ценности специфичны, следовательно, различны и оценка вознаграждения, и его относительная ценность.

Руководитель учебного заведения имеет дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним.

Внутреннее вознаграждение дает собственно преподавательская работа, а также уважение учащихся, чувство самореализации, достижение научных результатов, содержательность и значимость выполняемой работы, самоуважение. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения — создание благоприятных условий работы, точная постановка задач, поддержание на высоком уровне своих профессиональных качеств.

Внешнее вознаграждение — это повышение зарплаты, научный и педагогический рост, преподавательский статус и престиж, премии за достижение высоких показателей о рейтинге образовательного учреждения и т.п.

Очевидно, что для преподавателей желательно наличие прямой связи между зарплатой и достигаемыми результатами при осуществлении инновационной политики образовательных учреждений. Однако опыт показывает обратное: как правило большинство руководителей провозглашают свою приверженность оплате труда по конечному результату, но на практике компенсацию затрат интеллектуального труда преподавателей производят в соответствии со стажем и традиционными нормами или вообще временем пребывания в учебном заведении, а вовсе не по характеристикам достигнутых результатов.

Для идентификации взаимосвязи между зарплатой и достигаемыми в итоге инновационной трудовой деятельности результатами можно предложить следующее: зарплата любого преподавателя может быть разбита на три компонента. Одна часть зарплаты выплачивается за выполнение должностных обязанностей, поэтому все, кому в данном учебном заведении вменены аналогичные обязанности, получают одинаковое вознаграждение. Вторая часть зарплаты определяется выслугой лет и факторами стоимости жизни. Все преподаватели получают эту добавку зарплаты, но ее величина автоматически ежегодно регулируется. Наконец, выплата третьей составляющей происходит не автоматически. Она варьируется для каждого преподавателя, и ее величина определяется достигнутыми им конкретными результатами в предыдущем периоде. Этот компонент не будет, однако, автоматически нарастать. Ежегодно он может меняться в зависимости от результатов, достигнутых в предшествующем периоде. Увеличение оклада может происходить только в связи с изменением масштабов ответственности, возлагаемой на преподавателя, его научным ростом, выслугой лет и ростом стоимости жизни. Реально эта часть зарплаты может меняться, причем весьма резко, если результативность труда преподавателя падает. Соответственно снизится и зарплата, так как «урезается» ее переменная часть. Смысл данной системы оплаты состоит, прежде всего, в определении размера зарплаты, исходя из результатов труда в текущем периоде. Таким образом, развитие инновационной деятельности в учебном процессе должно повлечь за собой большие изменения в оплате труда работников ПУ.

Компоненты компенсации не могут удовлетворить все потребности работника образовательного учреждения. Вместе с тем учебное заведение обеспечивает своим работникам некоторые другие вознаграждения, которые могут периодически существенно усиливать и дополнять программу оплаты и стимулирования труда и зачастую удовлетворять те потребности, которые не покрываются простым денежным вознаграждением. Программа мер компенсации опосредованно характеризует и то, как данная организация оценивает значимость работы, порученной конкретному человеку, и достигнутые им результаты.

Эффектом от внедрения НОТ можно считать повышение авторитета на образовательном рынке региона, увеличение контингента обучаемых за счет охвата новых сегментов рынка, наращивание объема средств на дальнейшее рефинансирование образовательных проектов, увеличение конкурентоспособности за счет нового качества образовательных услуг.

Глава 2. Применение инновационных технологий в ПУ № 43

.1 Общие сведения о профессиональном училище №43

Для начала рассмотрим историю образования профессионального училища. ПУ № 43 было организовано 23 марта 1947 года.

В 1947 году была организована школа кулинарного ученичества, которая являлась филиалом торгово — кулинарной школы г.Хабаровска. В ней обучалось 60 человек. Школа располагалась в г. Комсомольске -на — Амуре по улице Орджоникидзе.

В 1967 году торгово — кулинарная школа была переименована в филиал Кулинарной школы. Она размещалась по проспекту Мира 40, где имелось 2 учебных класса.

В 1978 году данная школа была переименована в СПТУ и ее переместили в другое помещение по улице Котовского 6, где и находится данное учебное заведение в настоящее время.

С 1987 года училище получило статус Государственного образовательного учреждения с присвоением номера 43, т.е. ПУ № 43. В данном профессиональном училище в настоящее время обучается около 400 человек по профессиям «Продавец», «Коммерсант», «Бухгалтер».

Учащиеся ПУ проходят практику на торговых предприятиях города, таких как Центральный Универмаг (в нынешнем здании работает с 12.06.1963г.), Универсам, МУП Магазинах № 40 и № 15. Более 30 лет Центральный Универмаг является учебным магазином ПУ № 43. На данных предприятиях, учащиеся групп «Продавец» и «Коммерсант», проходят производственную практику и овладевают профессиональными навыками.

В училище работают кружки прикладного творчества «Ковроткачества», «Макраме», а также клубы по интересам. Славится своими выступлениями хор, вокальная студия, студия эстрадного танца. Также учащиеся и преподаватели ПУ проводят профессиональную ориентацию по школам города. Училище имеет лицензию государственного образца. Каждый год, летом работает приемная комиссия.

.2 Инновационные технологии, используемые в педагогическом процессе

В профессиональном училище № 43 в настоящее время применяется 5 инновационных технологий, такие как «Технология В.К. Дьяченко», «Технология А.С. Потапова», «Технология В.И. Беспалько», «Технология В.П. Малахова», а также новые информационные (компьютерные) технологии.

Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных технологий.

«Технология В.К. Дьяченко». Рассматривая обучение как частный случай общения, он выделил 4 формы обучения, соответствующие четырем формам общения. Одна из них представляет форму опосредованного взаимодействия преподавателя с учащимися (с помощью учебного задания, учебника, учебника, других дидактических средств), три другие — формы непосредственного общения в процессе обучающего взаимодействия (общение в паре, групповое общение, общение в парах сменного состава).

Основная цель данной технологии: повышение качества обучения через совершенствование групповых педагогических технологий, обеспечение активности учебного процесса, учет индивидуальных особенностей учащихся.

Групповой способ обучения, как коллективная деятельность включает в себя 4 формы организации учебного процесса:

1)индивидуальная — учащийся работает самостоятельно по заданию, инструкции преподавателя;

2)парная — «учитель — ученик», «ученик — ученик» (один говорит, другой слушает);

)групповая — «учитель — ученики», «ученик — ученики» (один говорит, все слушают).

По мнению В.К.Дьяченко, к групповой форме относится не только работа в малой группе, но и фронтальная форма обучения;

)коллективная — «половина учеников говорит, половина слушает».

К коллективной форме относят только работу в парах сменного состава.

Коллективное взаимообучение осуществляется посредством включения каждого обучающегося в активную деятельность по обучению других обучающихся. Но для того, чтобы осуществить эту деятельность, он должен:

изучит новую тему или выполнить задания самостоятельно (индивидуальная работа);

объяснит эту тему или порядок выполнения задания другому и выслушать объяснение другого обучающегося или выполнить данное им задание (работа в паре);

найти нового партнера и осуществит действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);

отчитаться в выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).

Таким образом, коллективный способ обучения обеспечивает включение обучающихся во все возможные формы обучающего взаимодействия и позволяет одновременно реализовывать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.

Данная технология основывается на определенных принципах, определяющих требования к организации коллективной деятельности обучающихся:

Принцип завершенности. Обучающийся должен знать и уметь то, что знает и умеет обучающий по изучаемому материалу, вопросу, без всяких потерь и искажений в содержании. Реализация данного принципа исключает «недоучивание», ориентирует работающих в паре качественное объяснение и усвоение каждого учебного задания, а преподавателя — на необходимость особенно тщательной работы и проверки выполнения задания каждым обучающимся на начальном этапе работы.

Принцип непрерывной и безотлагательной передачи знаний (полученное -передай; чему научился сам — научи другого).

Обеспечивает завершенность обучения за счет минимизации временного разрыва между приобретением знаний и их использованием для обучения других, что создает условия для интенсивного самообучения и саморазвития каждого обучающегося.

Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи. Взаимообучение создает условия для установления гуманных межличностных отношений в учебной группе при условии ориентирования обучающихся на заботу каждого о каждом, выражающуюся в стремлении помогать соученику в достижении качественного результата в учении, объяснять учебный материал доходчиво, учитывая особенности каждого.

Принцип обучения в соответствии со способностями каждого обучающегося. При разработке и распределении заданий, создании малых трупп необходимо учитывать возможности каждого обучающегося, индивидуальный темп продвижения в обучении. Работа в парах сменного состава в малых группах обеспечивает реализацию дифференцированного подхода к обучению, а обучающее взаимодействие студентов с разными способностями и заданиями разного уровня сложности — взаимопомощь и кооперацию, посильный вклад каждого в коллективный результат учебной деятельности;

Принцип разделения учебных заданий как особый случай разделения труда. Разнообразие заданий, распределение функций и обязанностей — необходимое условие эффективного взаимообучения, так как только в этом случае появляется потребность в взаимообмене знаниями и умениями, во взаимопомощи, формируется готовность к сотрудничеству в учении и профессиональной деятельности;

Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Взаимообучение предполагает готовность студентов к нему, т.е. развитие педагогических способностей обучающихся: умения объяснять, доходчиво преподносить учебную информацию другим, адаптируя ее к возможностям, особенностям каждого партнера, а также такие качества личности, как терпимость, коммуникативные и организаторские способности. Все эти свойства развиваются и формируются в самом процессе обучающего взаимодействия. Особую роль приобретает, таким образом, технология взаимообучения в становлении будущего специалиста как наставника, способного к помощи и обучению своих сотрудников;

принцип разновозрастного коллектива. Активное обучающее взаимодействие предполагает переход от одноуровневого, одновозрастного состава учебной группы к разновозрастной и различной по своей подготовке группе обучающихся. Реализация данного ‘принципа в традиционном обучении затрудняется в связи с существующими правилами комплектования учебных групп. Но возможна организация интегрированных, объединенных занятий учащихся разных курсов по одной дисциплине, а также привлечение учащихся старших курсов, к работе в качестве консультантов.

Алгоритм организации учебной деятельности варьируется в зависимости от дидактических целей, типа и вида заданий, используемых методик, но можно выделить общую структуру деятельности преподавателя и студентов.

Этап 1-й, «запуск» методики: учебный материал (тексты, задания) делится на элементы, части. Каждая часть должна быть относительно самостоятельной, т.е. выполнимой независимо от остальных заданий данного раздела. Определяются цели деятельности, устанавливаются ее правила, распределяются функции, формируются группы, предъявляются схемы, алгоритмы деятельности, маршрутные листы, устанавливающие порядок работы студентов, таблицы учета выполненных заданий;

осуществляется индивидуальная работа учащихся над своей частью задания. На данном этапе наиболее полно реализуются обучающая и контролирующая функции преподавателя. «Запуск» считается состоявшимся, когда проверены результаты работы каждого учащегося. С этой целью к работе привлекаются студенты-консультанты, используются групповые формы работы.

Этап 2-й, работа в парах: организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров).

Существует несколько видов пар:

статическая пара — совместно работают учащиеся, сидящие рядом 1↔2;

динамическая пара (пара сменного состава) — наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров — в три такта;

Этап 3-й, работа в малых группах: проработав определенную тему в парах сменного состава, учащийся выступает перед микро — группой. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы:

подготовка малой группы к индивидуальной работе по теме — группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, и разбирается в ней;

уточняющая, коррекционная работа в малой группе — студент выступает перед группой, которая уже изучила данную тему. После выступления группа задает ему вопросы, побуждая отстаивать свои знания, «защищать» данную тему. В результате происходит более глубокая проработка, обсуждение проблемы (групповая дискуссия);

работа в «тройке» перед всей аудиторией, студенческой группой — один студент выступает в роли «преподавателя», два других — в роли «студентов», остальные наблюдают, анализируют. Основная задача — освоение методики, объяснение учебного материала. По окончании работы осуществляется анализ обучающей деятельности «преподавателя».

контролируют ход работы в группах;

регулируют споры;

отвечают на вопросы;

контролируют порядок работы и, в случае необходимости, оказывают помощь отдельным учащимся.

Групповая форма работы на уроках обучения применяется для решения всех дидактических задач.

Наиболее удобный вид статическая пара, где совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой. В такой паре учащиеся постоянно меняются ролями ученика и учителя. Деятельность учащихся включает в себя взаимообучение и взаимоконтроль. Работа в малых группах или парах значительно повышает степень активности учащихся, создает условия для их естественного общения.

Групповой метод можно применять на всех предметах теоретического обучения, а также на производственном обучении.

Технология А.С. Потапова. Основной целью данной технологии является повышение эффективности обучения с помощью личностно-ориентированного подхода с использованием психофизиологических особенностей учащихся.

Основные принципы:

— осуществление развивающего обучения через современное содержание,

передаваемое современными методами;

— комфортность ученика в процессе обучения;

в основе лежит синтез методики и дидактики;

знания, умения и навыки не цель, а средство развития;

Используется модель обучения:

Гармоничное обучение, обращенное к ученику в целом;

Восприятие всеми органами чувств, работа с левым и правым полушарием мозга;

Воображение, эмоциональность мышления.

Если в группе присутствуют учащиеся право- и левополушарные:

Любую информацию на уроке необходимо делить на логически законченные части и отрабатывать каждую (рассказ, пояснение учителя, вопросы, их уточнение, необходимые записи, анализ, проговаривание учениками и т.д.)

На отработку каждой части должно отводится не более 8-10 минут. Причина в том, что если внимание учащихся с доминирующим левым полушарием устойчиво 20 — 25 минут, то внимание учащихся с доминирующим правым полушарием устойчиво не более 12 минут.

Задачи, которые решать, учитывая выше названные особенности учащихся и рекомендации:

— ученики захотят учиться;

на уроке комфорт ученикам и преподавателю;

ученики научатся приобретать знания самостоятельно

отсутствие проблем с дисциплиной

Психологические особенности учащихся с доминантностью правого полушария обуславливается тем, что учащиеся обычно мыслят зрительными образами, мышление их эмоционально. Наглядно образное, интуитивное, они легче догадываются, чем доказывают, для них характерно целостное восприятие, хорошо развита слуховая память.

Учащиеся с доминантой левого полушария лучше усваивают логическую сторону учебного материала, они легко оперируют схемами, решают задачи, делают выводы. Мышление у них рациональное, логическое, они легко оперируют цифрами, сравнивают, сопоставляют, обобщают, у них хорошая память, хорошо развита речь, учащиеся легко воспроизводят последовательность событий.

Преподаватель, мастер производственного обучения при изучении темы должен учитывать психологические особенности учащихся, как с доминантой правого полушария, так и с доминантой левого полушария. С первых дней следует увлечь их профессией, проведением экскурсий на предприятии в связи с избранной профессией, заинтересовать изучаемым материалом, широким использованием наглядности: плакатов, таблиц, стендов, образцов, схем, иллюстраций.

Внезапное появление перед глазами учащихся нужного в данный момент дидактического средства сразу же мобилизует их на восприятие, вызывая интерес, настраивает на рабочий лад.

Незаменимо также и большая площадь доски при изучении нового материала с применением цветных мелков для выделения главного так, чтобы весь нужный материал оказался перед глазами учащихся. Преподаватель. мастер П/0 должен не просто бесстрастно излагать материал, констатируя данные, а приглашать учащихся к размышлению, вызывая интерес к изучаемому.

Большую роль для развития учащихся с доминантой левого и правого полушария играет опрос на уроках: устный, письменный, проверка практических умений и навыков, взаимоконтроль.

Перед изучением сложной темы следует рекомендовать учащимся заранее познакомиться с изучаемым материалом, особенно учащимся с доминантой правого полушария. Если после прочтения учащийся много не понял, то у него возникнут вопросы, на которые он ждет ответа на уроке, это уже хорошо, т.к. заставляет учащихся участвовать в изучении нового материала на уроке.

Технология Беспалько В.И. Основная цель — повышение эффективности обучения посредством использования тестовых заданий для лучшего усвоения, закрепления умений и навыков учащихся, их активизации при самостоятельной работе.

В основе методики тестирования лежит системно-структурное направление педагогики, разработанные В.И. Беспалько.

Основные составляющие системно-структурной дидактики:

) Цели — заранее намеченные предполагаемые результаты деятельности.

) Содержание или структура информации, которую должен усвоить учащийся путем выделения учебных элементов (УЭ)

) Качество усвоения — — для каждого УЭ определяется уровнем усвоения (УУ).

Различают 4 уровня усвоения:

  1. УУ (ученический) уровень знакомства (опознание, соотнесение, различение, деятельность с подсказкой)
  2. УУ (алгоритмический)уровень воспроизведения (информация операции, действий, решения типовых задач, деятельность по памяти)
  3. УУ (эвристический) — уровень умений и навыков (выполнение действий, общая методика изучена, но содержание условия выполнения новые); продуктивная деятельность и создание субъективно новой информации
  4. УУ (творческий) — выполнение творческой деятельности в условиях проблемной ситуации (не сам ответ, ни способ его поиска неизвестны); продуктивная деятельность и создание объективно новой информации.

При разработке тестовых заданий следует учитывать характерный учебный материал для каждого уровня усвоения.

Тестовые задания можно применять для всех видов контроля качества знаний, умений учащихся: входного, промежуточного, выходного. Тест состоит из задания и эталона.

Эталон — это образец последовательно и правильно выполненного задания.

Тесты 1 уровня усвоения:

  1. Тесты опознания — вопрос, требующий альтернативного решения
  2. Тест различения — найти правильный ответ (вопрос и набор ответов из которых учащихся должен выбрать один или несколько правильных ответов)

Тесты 2 уровня усвоения:

  1. Тесты подстановки — вставка пропущенных слов
  2. Тесты дополнения — дополнение неполного предложения по смыслу

и содержанию.

Технология В.П. Малахова. Основная цель данной технологии — Систематизировать способности учащихся посредством изучения материала с учетом микроцели. Основные принципы:

  1. Доверие к профессионализму педагога;
  2. Соблюдение физиологических норм работы ученика;
  3. Гарантированность образовательной подготовки на любом отрезке учебного процесса
  4. — Комфортность работы учащегося и преподавателя

Главные параметры организации учебного процесса по этой технологии:

  1. Целеполагание, формирование микроцелей в форме «знать», «уметь», «понимать»,
  2. «иметь представление», «уметь дать характеристики»
  3. Логическая структура проекта
  4. Диагностика
  5. Коррекция
  6. Дозирование домашних заданий

Все параметры учебного процесса по этой технологии должны быть представлены в технологической карте (Приложение).

Экономическое обоснование внедрения информационных технологий в учебный процесс профессионального училища.

В настоящее время в процессе обучения специальным предметам не в каждом профессиональном образовательном учреждении используются инновационные технологии, с помощью которых преподаватель может донести учебный материал до учащихся более интересным, доступным способом.

Немного познакомимся с информационными технологиями, которые мы хотели бы внедрить в учебный процесс ПУ 43:

информационные (формирование представлений, понятий, знаний, навыков и умений по дисциплинам);

Информационные образовательныетехнологии — технологии обучения, научных исследований и управления, основанные на применении вычислительной и другой информационной техники, а также специального программного, информационного и методического обеспечения. Информационные технологии могут быть ориентированы на специальные технические информационные средства (персональные компьютеры, графические рабочие станции; аудио- и видеосистемы, кино- и мультимедиа-системы, локальные и распределенные информационно-вычислительные системы, интегрированное программное обеспечение).

Информационно — коммуникативные технологии (ИКТ) [10].

Под информационно — коммуникативными технологиями подразумевается изучение информационных технологий, большей частью, организуемое в виде особого курса, такого, как «изучение экономических дисциплин с помощью компьютера» или «информатика». Информационно — коммуникативные технологии широко вводятся в учебные программы. На занятиях по ИКТ учащиеся знакомятся с наиболее важными азами этих технологий как доминирующего явления современного общества и учатся наиболее эффективно использовать приобретенные знания. Образовательной целью таких занятий является предотвращение компьютерной безграмотности. Использование ИКТ относится к специфическим приложениям этих технологий в области образования, а именно в профессиональном обучении, например в организации производства с участием ЭВМ и в компьютеризированной бухгалтерии. Профессиональное обучение в этих сферах немыслимо без использования ИКТ. Эти технологии появляются там, где другие предметы невозможно преподавать без их использования, например в экспериментах по бухгалтерскому учету как часть экономики. В настоящее время ИКТ прочно вошли в нашу практику обучения. Формой использования ИКТ является их использование в качестве средства преподавания и изучения. Они выступают как инструмент преподавания, как средство, с помощью которого преподаватели могут учить, а ученики могут учиться. ИКТ выступают как средство, например, как тренировочные и практические упражнения, моделирование, консультации и семинары, индивидуальные системы обучения, образовательные сетевые системы, гипермедийные программы, системы общего тестирования и т.д.

В настоящее время в системе образования РФ реализуются следующие обслуживающие информационные средства:

— электронные учебники;

мультимедийные системы;

экспертные системы;

системы автоматизированного проектирования (САПР);

электронные библиотечные каталоги;

банки и базы данных;

локальные и распределенные вычислительные системы;

электронная почта;

— голосовая электронная почта;

— электронные доски объявлений;

— телеконференции;

автоматизированные системы управления научными исследованиями (АСНИ);

автоматизированные системы организационного управления;

настольные электронные типографии;

— технологии обучения, связи и управления, основанные на применении компьютерных сетей, телевизионных, спутниковых и радиовещательных линий связи, открытых оптических, оптоволоконных и кабельных линий, выделенных или коммутируемых телефонных каналов.

В сфере образования широко используются глобальные (прежде всего «Интернет»), региональные (национальные), отраслевые («Реларн», «Раннет» и др.) и локальные сети.

Приняв участие на уроке маркетинга в ПУ №18, мы решили, что в нашем училище тоже можно было бы попробовать проводить уроки подобным способом. Преподаватель проводила урок в инновационной форме с помощью компьютерных технологий Главной задачей являлось изучение нового материала с использованием компьютерных технологий. За каждым компьютером сидело по одному учащемуся, а за главным компьютером сидел ассистент, который управлял центральными операциями урока. После повторения, пройденной на прошлом уроке темы, преподаватель плавно перешла к объяснению нового материала. Она назвала тему урока, цели, задачи. После того, как она сказала название темы, на мониторе компьютера высветилось это название.

Мы посчитали затраты на приобретение программ, установку, обучение преподавательского состава и сделали выводы, что нам данное нововведение будет очень выгодно.

З на нововведение = З на приобрет.+ З. на установку + З на обучение = 20000+ 4500 + 12000 (обучение 6 преподавателей) = 36500.

В результате данного расчета можно сделать выводы об эффективности внедрения данного нововведения:

повышение эффективности индивидуальной образовательной и творческой деятельности обучаемых;

увеличение объема самостоятельной работы студентов, обеспечение гибкости образовательных программ;

обеспечение прочности знаний, умений и навыков;

тесная связь теории и практики;

управляемость и непрерывная возможность коррекции процесса обучения;

достижение высокого интеллектуального уровня выпускников;

комплексный охват самых сложных проблем;

разрешение проблем организации и управления в сфере профессионального образования;

существенных изменений методов и форм передачи и усвоения знаний, формирования у обучаемых повышенной академической активности

повышение конкурентоспособности учреждения, большой приток учащихся, спрос на специалистов профессионального училища, в результате этого, повышение заработной платы учителей и желание работать в сфере профессионального образования.

Заключение

Проанализировав ряд источников, мы пришли к выводу, что «инновационная технология» — модель новых образцов педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебно — воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и преподавателей, выходящая за пределы нормы и выводящая профессиональную деятельность на новый качественный уровень.

В ходе исследования современных образовательных технологий мы познакомились с богатым материалом передового педагогического опыта педагогов — новаторов, инновационного движения и научных разработок и пришли к выводу, что сегодня без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий нельзя быть педагогически грамотным специалистом.

В процессе исследования поставленной проблемы мы установили, что в настоящее время профессиональное образование особо нуждается во внедрении инновационных технологий.

Мы считаем, что реализация инноваций является основным путем повышения эффективности образования, и надеемся, что увеличится стремление вводить в систему образования как можно больше новшеств.

В результате проведенного исследования выяснили, что инновационная деятельность имеет особое значение в процессе внедрения различных педагогических новшеств, и она проходит несколько этапов. Инновационная деятельность возникает в том случае, если педагог не может найти «язык» со своими учащимися и ему приходится искать различные способы, для того, чтобы заинтересовать их в своей дисциплине. Поэтому на втором этапе своей инновационной деятельности преподаватель начинает собирать информацию, используя различные источники. Затем начинается этап программирования инновационной деятельности. На данном этапе отбирается наиболее актуальная информация и намечается план действий. После этого идея педагога воплощается в жизнь, т.е. он апробирует на практике свою новую идею и превращает ее в привычный способ действия.

Мы также выяснили, что деятельность преподавателя по проектированию инновационной технологии заключается в формировании методов, средств и форм обучения. Узнали, что в процессе управления деятельностью преподавателя большую роль играет педагогический коллектив.

Выяснили, что существуют много видов инновационных технологий. К таким технологиям относятся информационные, телекоммуникационные, интеллектуальные, наукоемкие технологии. В настоящее время в системе образования РФ реализуются такие обслуживающие информационные средства, как электронные учебники, мультимедийные, экспертные системы, электронные библиотечные каталоги, банки и базы данных, электронная почта, электронные доски объявлений, телеконференции и т.д.

Самой главной проблемой является то, что инновационная деятельность в основном не поощряется и это является наиболее важным барьером в данной деятельности. Поэтому необходимо найти пути, которые смогли бы решить такие проблемы.

В ходе изучения литературы было выявлено, что инновационная деятельность педагога состоит из 4 — этапов:

формирование проблемного сознания;

информационный поиск;

программирование инновационной деятельности;

реализация программы.

Мы познакомились с понятием «инновационные технологии» в профессиональном обучении, изучили инновационные подходы к организации обучения, их существует 7:

1)проблемное обучение;

2)концентрированное обучение;

)модульное обучении;

)развивающее обучение;

)дифференцированное обучение;

)активное (комплексное) обучение;

)игровое обучение.

Рассмотрели, какие существуют барьеры в инновационной деятельности образовательных учреждений, ими являются: финансовое положение, имидж и стабильность работы на образовательном рынке региона, личные качества руководства, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) и готовность к восприятию новых технологий. А также выделили современные инновационные технологии, применяемые в профессиональном обучении, и выяснили, что в современном обществе существует 6 видов инновационных технологий:

)Педагогические технологии;

)Информационные образовательные технологии;

)Телекоммуникационные (сетевые) образовательные технологии;

)Интеллектуальные образовательные технологии;

)Инновационные образовательные технологии;

6)Наукоемкие образовательные технологии.

Самое главное, что мы выяснили в данной курсовой работе, что инновационная деятельность направлена на введение различных новшеств. Мы попытались просчитать эффективность внедрения информационных технологий в процесс обучения специальным дисциплинам, и выяснили, что данное новшество будет очень полезно в ПУ 43, т.к. повысится конкурентоспособность училища, в результате этого многие учащиеся будут стремиться получить багаж профессиональных ЗУН именно в данном ПУ, т.к. спрос на те специальности, которые получают в ПУ 43 резко увеличится на рынке труда. Из-за большого потока учащихся — повысится заработная плата преподавателей, появится желание работать именно в данной сфере.

Будем надеяться, что внедрение данного новшества будет очень эффективным в преподавательской работе, а также во всем профессиональном образовании.