«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.»

Курсовая работа

В современном российском обществе происходят экономические и социальные изменения. Данные изменения оказывают непосредственное влияние на систему образования, в том числе и дошкольного.

В настоящий момент система дошкольного образования находится на этапе модернизации и совершенствования, в связи с принятыми «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Согласно указанным Требованиям одной из важнейших задач педагогической деятельности в дошкольных учреждениях является всестороннее развитие детей.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова доказано, что дошкольники способны в процессе предметной чувствительной деятельности, в том числе в рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием нетрадиционными методами.

Актуальность

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

Большое значение в развитии мелкой моторики у дошкольников имеет рисование. Дети осваивают различные технические способы и приёмы работы с изобразительными материалами, у них развивается организованность, целеустремленность, настойчивость и самодисциплина, благотворно влияет на нервную систему в целом. Развитие мелкой моторики рук не заканчивается в младенчестве, а продолжается весь дошкольный возраст.

Целью

Объект исследования: осуществление развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования.

61 стр., 30275 слов

Статья :»Формирование техники чтения у ребёнка младшего ...

... техники чтения у ребенка младшего школьного возраста» в сборнике « Современное дошкольное и начальное образование: традиции и инновации»Бирск,2015г. Структура работы. Работа ... Техника чтения, сформированная на уровне навыков высокого порядка, является существенной предпосылкой развитой читательской деятельности. ... мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок ...

Предмет исследования: использование нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: если в процессе обучения детей среднего дошкольного возраста использовать нетрадиционные техники рисования, то процесс развития мелкой моторики рук будет более успешным.

Задачи исследования:

  • изучение психологической, педагогической, методической литературы по исследуемому вопросу;

  • характеристика процесса развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста;

  • изучение роли изобразительного творчества в становлении ребенка как личности;

  • выявление нетрадиционных методов и приемов рисования в развитии мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста;

  • использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ.

Методы исследования:

  • анализ;

  • сравнение;

  • обобщение;

  • классификация

  • и др.

Практическая значимость данной квалификационной работы заключается в том, что ее результаты могут быть применены как педагогами, заведующими и психологами детских дошкольных учреждений, а также родителями и всеми заинтересованными данной темой лицами.

Научная новизна работы обусловлена изучением, анализом и систематизацией материалов современной психолого – педагогической литературы, специализированных периодических изданий, интернет-ресурсов и других источников.

Работа содержит введение, две теоретические главы, заключение и список используемых источников.

Введение раскрывает актуальность, цели, задачи работы.

В первой главе раскрывается понятие мелкой моторики, изучены средства ее развития, представлены приемы и методы нетрадиционных техник рисования, определено его влияние на формирование личности ребенка и непосредственно на развитие мелкой моторики.

Вторая глава определяет роль нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики дошкольников среднего возраста, а также описывает методологию дошкольных общеобразовательных учреждений в применении нетрадиционных техник рисования в процессе обучения дошкольников среднего возраста.

59 стр., 29178 слов

Педагогические условия развития мелкой моторики с помощью нетрадиционных ...

... педагога-воспитателя по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием нетрадиционных художественных техник рисования. Следуя предложенной последовательности работы в тематическом планировании, удаётся сгладить недостатки развития мелкой моторики у детей ...

В заключении подведены итоги исследования, сформированы окончательные выводы по исследуемой теме.

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ, ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

1.1 ПОНЯТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, СРЕДСТВА ЕЕ

РАЗВИТИЯ.

Развитие мелкой моторики руки имеет немаловажное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.

Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество – игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов.

Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).

Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Первым этапом развития моторики руки является хватательный рефлекс (0-1 месяца) – это рефлекторное движение, которое активизируется с помощью осязания. Ребенок хватает палец, который кладут в его руку и не отпускает его.

Хватательный рефлекс начинает угасать в 3-4 месяца и появляется локтево-ладонная хватка. Новорожденный хватает ладонью, а также средним, безымянным пальцами и мизинцем. Если ребенок хватает одной рукой, то происходит движение и другой руки. Иногда, когда малыш хватает что-нибудь, он держит этот предмет боком.

В 5-6 месяцев видна радиально-ладонная хватка: держит предмет всей ладонью руки и сгибает пальцы вокруг него. Может держать достаточно большие предметы обеими руками и отпускать их; перекладывать игрушку из одной руки в другую.

42 стр., 20967 слов

Пальчиковая живопись как средство развития воображения у младших ...

... для детей с отклонениями в развитии №6» Структура дипломной работы обусловлена целью, предметом и задачами исследования. Работа состоит из ... развития с использованием пальчиковой живописи. Цель работы: изучение особенностей развития воображения дошкольников с задержкой психического развития и разработать систему занятий с использованием пальчиковой живописи как средства развития воображения у детей ...

Хватка с помощью пальцев происходит в 8-9 месяцев: держит предметы четырьмя или пятью пальцами. Ребенок с удовольствием играет в игры типа «дай-возьми», может держать по кубику в каждой руке и ударять ими друг о друга, берет предметы пальцами.

В 11-12 месяцев наблюдается щипающая хватка: держит предмет с помощью большого и указательного пальцев. В этом возрасте ребенок любит находить мелкие всевозможные предметы, лежащие на полу; хватает предмет сверху, тыльной стороной кисти вверх.

В 1,5 года ребенок самостоятельно строит «башню» из трех кубиков; держит ложку, ухватив ее поперек ручки; в состоянии самостоятельно есть, но много проливает.

Когда ребенку исполняется 2 года, он держит ручку или ложку перекрестной хваткой (хватка крест-накрест), строит «башню» из шести кубиков, бросает мяч в определенном направлении.

В 3 года ребенок наливает воду в кружку, строит «башню» из восьми кубиков, держит карандаш высоко «перекрестной» хваткой.

Между 3 и 4 годами наблюдается хватка щетки. Она также называется верхней хваткой пальцами, так как теперь ребенок пользуется только пальцами для того, чтобы удержать предмет.

В 4 года ребенок начинает совершать движения кистью и пальцами. Он ловит большой и маленький мяч, образуя руками «чашечку»; способен резать по линии, наливать воду в кружку одной рукой; часто знает, какая рука доминирует.

Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте 5 лет. Движение теперь становятся все более ограниченным, и включает только предплечье, запястье и пальцы. Вначале эта хватка достаточно высока, но по мере ее развития движение опускается вниз, и карандаш начинает удерживаться низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев. Ребенок в этом возрасте может вырезать зигзаги, окружности и волны; рисовать кистью, не нажимая сильно на бумагу.

Противостояние большого пальца развивается последним, примерно в шестилетнем возрасте: большой палец должен в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец становится настолько подвижным, что с его участием можно сделать кольцо и можно согнуть его (палец) поперек ладони ногтем вверх. Если большой палец не может становиться «напротив» кончиков других пальцев или поворачиваться, как описано выше, то у ребенка плохо развивается хватка «щипцами». Ребенок самостоятельно может резать хлеб и намазывать масло; бьет в стенку большим мячом, подбрасывает в воздух и ловит его; вырезает фигуры.

Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

7 стр., 3441 слов

Игры со строительным материалом как средство развития детей дошкольного возраста

... возрасте Текст.: монография /Л.С. Выготский. М., 1967. - 93 с. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества Текст.: монография/А.Н. Давидчук. -М., 1996. Дыбина, О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников ...

Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Даже самые незначительные нарушения мелкой моторики могут оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие дошкольника.

По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают выводы об особенностях развития центральной нервной системы – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.

К ручной деятельности при этом относят:

  • прикосновение – позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т.д.;

  • постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов;

  • взятие в руки позволяет обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д.;

  • надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан;

  • ощупывание (обхват, отирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов (например, зерна, крупы, соли) учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев. Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаик, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручному ощупыванию – осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей) – исследуют.

Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Существуют различные средства развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.

Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Например, «Липкие пальчики», «Трудолюбивые пальчики», «Улей», «Капустка», «Домик», «Замок», «Пять пальцев», «Повстречались», «Раз, два, три, четыре, пять», «Лодочка», «Коза и козленок». В средних группах можно использовать «Мытьё рук», «Рисование в воздухе кистями и пальцами рук», «Радужные брызги», «Лепим умелую и уверенную руку». В старших группах – «Прикосновение», «Лепим добрую и нежную руку».

18 стр., 8875 слов

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных ...

... творчества, в том числе и рисованием нетрадиционными методами. Актуальность Практический аспект развития творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования у детей дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым, ... условия создания рисунка и в соответствии с этими обстоятельствами оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана собственными побуждениями, ...

Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. Например, во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры. Также очень полезны для развития пальцев рук такие виды деятельности, как аппликационная лепка, рисование, составление аппликаций, работа с ножницами, конструирование из мелких деталей, мозаика, работа со штампами, ниткопись.

Для развития пальцев и различных хваток маленьким детям нужно рисовать толстыми цветными мелками, а старшим детям – мелками потоньше. Для детей важно рисовать карандашами, краской и играть со своими руками. Детям нужно разрешить, в первую очередь, использовать различные материалы, которые стимулируют их тактильные и кинестетические способности, то есть глину, краску для рисования пальцами, тесто, песок и воду. Такие материалы тренируют также кисти рук, заставляя напрягаться и расслабляться.

Хорошо известно, что упражнения для пальцев стимулируют также языковое развитие. Чтобы помочь детям узнать свои руки, можно обвести одну из рук по контуру на бумаги и затем назвать пальцы на рисунке. Ребёнок может также сделать отпечатки своей кисти с помощью краски или в гипсе. Полезны также игры с пальчиковыми и кистевыми куклами.

Также эффективны игры с мячом, который полезен для стимулирования развития кистей рук. Дети могут, например, сесть в круг и бросать мяч друг другу, называя свои имена, части тела или что-нибудь подобное; бросать мяч в стену; играть в мяч парами; кидать мяч друг другу; играть одновременно с двумя или тремя мячами; много раз подбрасывать мяч в воздух и ловить его, не давая ему упасть.

Особое место отводится такой работе, как штриховка. Вначале для штриховки используются трафареты с геометрическими фигурами и лекала. Дети обводят фигуры, а затем штрихуют не только параллельными отрезками, но и волнами и круговыми линиями, полуовалами, петлями.

Работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста может осуществляться как в системе коррекционно-развивающих занятий, так и в виде рекомендаций родителям. При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогают детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.

Для того, чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы: пальчиковая гимнастика; показ при помощи рук различных изображений «очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок; конструирование из счетных палочек; лепка из соленого теста и теплого воска; обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной, картона и др.).

7 стр., 3189 слов

Производство бумаги реферат для детей

... длинные и эластичные хвойной образуют массу, из которой получают бумагу с хорошими свойствами. Технологическая схема производства бумаги (картона) состоит из следующих процессов: приготовления бумажной массы, вклю ... проклейку осуществляют нанесением крахмального или животного клея на поверхность го­товой бумаги. Применяется она для производства некоторых спе­циальных высокосортных видов ...

Восторг вызывает у детей создание в группе запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелки кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом («разноцветный бумажный дождь») с последующим сбором обрывков и выполнением коллективной аппликации («радуга»); сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомконого листа бумаги (заготовка фактурной бумаги для рисования или аппликации).

Нравится детям и выполнение аппликации из природного материала (семян, яичной скорлупы и т.п.); выкладывание из морской гальки на фоновой бумаге или индивидуальных фланелеграфах различных изображений (декоративных узоров, геометрических фигур, букв и т.п.); набор мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой слоем пластилина. Для изготовления элементов можно использовать цветные пластиковые ёмкости от шампуней и пищевых продуктов, разрезанные на квадраты размером 1 х 1 см.

Кроме того, интересно детям нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску; создание на ткани изображений и узоров из цветных нитей; сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубок; завязывание бантов и узлов различной конфигурации; перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль, бобы и т.д.).

Во время занятий по развитию мелкой моторики нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу — с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость. Если будут развиваться пальцы рук, то у детей будут развиваться мышление и речь, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Таким образом, для развития мелкой моторики в дошкольных учреждениях можно использовать пальчиковые игры, различные виды предметно-практической деятельности (лепка, рисование, конструирование, аппликация), игры для пальцев с пением, игры с мячом, теневой театр, мозаику и другие средства.

В интересах самого ребёнка начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, выполнять их по этапам совместно, не забывать хвалить ребенка.

8 стр., 3626 слов

Нетрадиционные техники рисования

... основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие». сензитивность воображение рисование творчество Выбор нетрадиционных техник рисования ...

1.2 НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ.

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ, ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

Дошкольный возраст – это возраст наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы уже не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

Рисование красками, нанесение мазков на бумагу привлекает внимание ребенка еще в раннем дошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия сначала имеют характер забавы, игры. В младшем дошкольном возрасте рисование уже приобретает характер изображения предметов, передачи его формы и цвета. Хотя удовольствие от рисования дети получают потому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка тоже очень важно, так как развивает воображение.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует показывать детям красоту в окружающих их предметах и явлениях.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил.

В дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют нетрадиционные техники рисования. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Детей учат рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т.д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле.

9 стр., 4351 слов

«Использование легоконструирования для развития речи детей ...

... детям разговаривать во время лепки, рисования, конструированию, выполнения любой работы? Потому что для дошкольников очень трудно выполнять работу ... детей дошкольного возраста мы находим в трудах чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1672), который предлагал в качестве средства развития связной речи использовать в работе с детьми ... Дети с помощью занятий Лего — конструированием ...

На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать – смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображение, сделанное цветными мелками, наносить гуашь или акварель.

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение и мелкая моторика.

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным.

Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности выполнения действий. Так дети учатся планировать процесс рисования.

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников и имеет ряд следующих преимуществ:

  • многообразие способов и средств рисования;

  • возможность проявления характера ребенка, выражение его индивидуальности;

  • развитие мелкой моторики рук;

  • формирование любви к изобразительному искусству;

  • непринужденное развитие творческих способностей.

Виды и средства нетрадиционных техник рисования представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Виды и средства нетрадиционных техник рисования

1. Рисование ладошкой.

Возраст

Средства выразительности:

Широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки умывают водой.

2. Оттиск печатками из картофеля

Возраст:

Средства выразительности:

Мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения:

Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

3. Оттиск поролоном.

Возраст:

Средства выразительности:

Мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

4. Оттиск пенопластом.

Возраст:

Средства выразительности:

Мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

5. Оттиск печатками из ластика.

Возраст:

Средства выразительности:

Мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

6. Оттиск смятой бумагой.

Возраст:

Средства выразительности:

Блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

7. Восковые мелки и акварель.

Возраст:

Средства выразительности:

Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

8. Свеча и акварель.

Возраст:

Средства выразительности:

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

9. Печать по трафарету.

Возраст:

Средства выразительности:

Мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

10.

Возраст:

Средства выразительности : пятно, цвет, симметрия.

Плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные).

После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

11.

Возраст:

Средства выразительности:

Бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения:

Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть).

Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

12.

Возраст:

Средства выразительности:

Бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (Апельку).

Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не Асался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

13.

Возраст:

Средства выразительности:

Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

14.

Возраст:

Средства выразительности:

Бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5 х 5 см).

Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

15.

Возраст:

Средства выразительности

Бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

16.

Возраст:

Средства выразительности

Плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке

Ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

17.

Возраст:

Средства выразительности

Квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2 х 2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

18.

Возраст:

Средства выразительности : линия, штрих, контраст.

Половина листа картона, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

19.

Возраст:

Средства выразительности

Бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток).

Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

20.

Возраст:

Средства выразительности:

Мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Помимо вышеперечисленных методов нетрадиционного рисования существует и инновационная техника рисования «цветной пеной».

Такая техника изображения встречается редко в обычной изобразительной деятельности, но если познакомиться с ней, то экспериментов, открытий, удивлений не счесть.

Алгоритм таков: в небольшую емкость — пластиковый стаканчик налить 1/5 часть жидкого мыла или шампуня. Добавить столько же воды, и слегка размешав коктейльной трубочкой подуть в трубочку, чтобы пена выступала над поверхностью стаканчика. Быстро смочив кисть в краске осторожно покрасить пену, чтобы не осела. Приготовленным листком накрыть цветную пену и снять. Полученный отпечаток цветной пены можно преобразовать в изображение, которое схоже с фактурой от полученного оттиска. Для получения многократного цветного изображения достаточно промыть кисть в воде от остатков краски и пены, вновь набрать любую другую краску и произвести те же действия, отпечатывая на свободных чистых местах листа бумаги. Изображения можно превратить в рисунки, дополнив деталями, образами, персонажами.

Данная техника должна осуществляться строго под руководством взрослого, так как и в предыдущей технологии, необходимо убедиться в том, что дети не втягивают воздух, а выдыхают его через трубочку. По степени сложности этапов работы следует отнести данную технику к старшему дошкольному возрасту.

Говоря о влиянии нетрадиционных техник на формирование личности ребенка, следует отметить, что именно такие техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.

На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет ребят, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.

Таким образом,

Формирование навыков осязания и мелкой моторики является одним из основополагающих аспектов становления личности.

Развитие навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности, одним из которых является рисование.

Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Многие дошкольные учреждения экспериментируют нестандартные техники рисования, в этом есть свой плюс, ведь тогда дети легче удерживают внимание и приобретают уникальный опыт. Но техники и приемы должны выбираться исходя из их простоты и эффективности. При ее использовании у ребенка не должно возникать затруднений и сложностей. При применении такой техники процесс создания изображения и получение конечного результата должны быть интересными и привлекательными для ребенка.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

  • внимания и усидчивости;

  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.