ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной работы в школе
Давно известно, что успех школьного образования зависит не только от выбора эффективных методов и приемов обучения на уроке, но и от грамотно продуманной внеклассной воспитательной работы, основной целью которой является формирование нравственной личности и закрепление знаний, полученных на уроках.
Внеклассные мероприятия – это занятия или события в коллективе, которые организуются непосредственно учителем или же самим образовательным учреждением и носят воспитательный, общеобразовательный и общеразвивающий характер [8, 98]. Это деятельность учащихся класса (классного коллектива) вне уроков (после уроков), в свободное от занятий время, осуществляемая под руководством и совместно с педагогом (классным воспитателем, классным руководителем, куратором) [9].
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования [59].
Цель внеклассных мероприятий – способствовать всестороннему и гармоничному развитию школьников. Внеклассные мероприятия способствуют развитию творческих способностей детей и их личностному росту, раскрытию потенциала учеников и решению различных проблем в классном коллективе.
Внеклассные занятия должны расширять лингвистический кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому народу, его культуре, интерес к его языку, должны прививать учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку [8, 21].
Исходя из основной цели внеклассной работы по русскому языку, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:
1) воспитание коммуникативной культуры школьников;
2) расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;
3) выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
4) поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, которые недостаточно хорошо себя проявляют на уроках русского языка;
Исследования, можно выделить следующие группы внеурочной работы ...
... русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка [12, с. 36]. Состав словарного запаса младшего школьника ... русскому языку, направленный на обогащение словаря младших школьников прилагательными. Методы исследования: теоретические – анализ научной литературы; эмпирические – педагогическая диагностика (наблюдение, анализ письменных работ), ... освоения основной образовательной ...
5) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний [10, 98].
Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимания к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи и т.д.
Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Это принцип добровольного участия школьников во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников [12].
Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко используется во внеклассной работе и слово учителя, и беседа, и самостоятельная работа ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Дети, как правило, очень позитивно и инициативно относятся к внеклассной работе, если их мотивировать и заинтересовать. Внеклассные мероприятия позволяют показать скрытые, не всегда используемые на уроках личные качества воспитанников.
Несмотря на то, что помимо воспитательной и развивающей функции, любое внеклассное мероприятие является одновременно и образовательным, ученики не воспринимают внеклассные мероприятия как обучающие за счет неформального общения между сверстниками и учителями, что создает комфортную атмосферу для образовательного и воспитательного процесса.
Разработка внеклассных мероприятий требует от педагогов длительной подготовки, ведь необходимо найти интересную для всех тему, выбрать оригинальную форму работы, которая заинтересует учеников, подобрать соответствующий материал и организовать учащихся. Кроме того, нужно четко распланировать все составные элементы мероприятия, выбрать методы и приемы подачи материала, определиться с формой проведения занятия, приготовить все необходимые материалы и нужное оборудование.
Таким образом, внеклассная работа составляет неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса, сложного процесса воздействия на «сознание и поведение младших школьников, углубление и расширение их знаний и навыков таких факторов, как содержание самого учебного предмета, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней деятельностью учащихся». [38, 444].
1.2. Традиционные виды и формы внеклассной работы
по русскому языку
В школьной практике сложились определенные формы внеклассной работы, которые успешно используются в работе с учащимися. Они делятся на индивидуальные, групповые и массовые. Одни из них являются постоянно действующими (кружки, клубы, журналы, стенная печать, информационный стенд), то есть работающими в течение всего учебного года, другие – эпизодическими (викторины, конкурсы, вечера, олимпиады, КВНы, экскурсии и т.д.) [57, 138]. Некоторые методисты отмечают иное деление распространенных формам внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые [10, 218].
Игровые технологии во внеурочной работе младших школьников
... форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. Внеурочная деятельность стала в настоящее время важной формой воспитания ... - писала Н.К. Крупская. Тема моей курсовой работы - «Игровые технологии во внеурочной работе младших школьников» - на мой взгляд, в современном ...
Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание, например, подготовка доклада или номеров художественной самодеятельности. Но при этом педагогу важно определить роль и место конкретной индивидуальной работы ребенка или подростка в общем социально значимом деле. Эта деятельность требует от воспитателей знания индивидуальных особенностей учащихся, достигаемого путем бесед, анкетирования, изучения их интересов.
Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определенной области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены при этом такие ее формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные).
В кружках проводятся занятия разного типа: подготовка и обсуждение докладов, защита малых проектов; проектная или моделирующая деятельность; организация экскурсий, изготовление наглядных пособий; проведение лабораторных занятий (исследований), встречи с интересными людьми и др. Отчет работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра [19, 103].
К объединяющей внеклассной форме работы относятся детские и подростковые клубы, школьные музеи, общества. Действуют они на принципах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов чаще всего строится по секциям. В настоящее время в учебных заведениях распространены профильные клубы (литературные, исторические, краеведческие, кинолюбителей, юного физика, химика, математика).
К сожалению, менее распространенной формой является деятельность школьного музея [10, 221].
Формы массовой внеклассной работы, как правило, наиболее распространены в общеобразовательных учреждениях. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственны красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей и подростков. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так, например, конкурс, олимпиада, соревнование, выставка, игра требуют непосредственной активности каждого участника данного вида деятельности. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей.
Актуальными остаются такие массовые формы внеклассной деятельности, как конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу и творчество. Характерной особенностью является их наиболее полная реализация принципа взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов осуществления воспитательных функций коллектива [8, 8].
Отметим наиболее распространенные формы организации внеклассной работы и дадим их краткую характеристику:
1) Кружок (научное общество учеников) – основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек. Основу кружка, как правило, составляют школьники, интересующиеся русским языком. Кружок относится к групповым формам работы с закрепленным составом учащихся.
Созданию кружка русского языка должен предшествовать более или менее длительный подготовительный период, во время которого с учениками проводятся беседы, для них устраиваются выставки научно-популярных книг по русскому языку, выпускаются газеты и бюллетени, организуются часы занимательной грамматики и т.п. Созданию кружка могут предшествовать также массовые формы внеклассной работы: вечера русского языка, олимпиады, различные конкурсы, организуемые для старших по возрасту школьников.
Методика обучения художественной вышивки бисером на внеклассных занятиях
... внеклассных занятий по художественной вышивке бисером Набор учащихся в кружки проводиться в конце летних каникул и в начале учебного года. До начала набора следует провести предварительную работу по ... 2007. В сборник включены переработанные программы по технологии для основной и средней (полной) школы по следующим темам: «Технологии обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения»; ...
Агитационной цели организации различных форм внеклассной работы, и прежде всего созданию кружка служат также первые уроки в начале учебного года, которые отводятся для бесед о русском языке. Все это дает возможность приоткрыть перед школьниками богатый мир русского слова, показать на конкретных примерах отличие работы на уроке и во внеурочное время, дать понятие о том, какими будут кружковые занятия (занятия клуба по интересам – лингвистического профиля) [34, 33].
Несомненно, велика роль игр на таких занятиях. Игровой момент вносится и в серьезный материал. Это разряжает обстановку, снимает напряжение и повышает интерес на занятиях, несмотря на возраст детей. Варианты тем для кружков настолько различны, насколько высоко желание к данному вопросу у учителей, ведущих кружки внеклассной работы по русскому языку.
Нельзя не отметить, что перечисленные выше факторы создают очень благоприятную почву для развития непосредственно логического мышления подростков. Задача учителя – строить занятия кружка так, чтобы были задействованы все мыслительные операции обучаемых. Поскольку занятия кружка довольно постоянны и продолжительны во времени, учитель должен использовать различные варианты преподнесения материала и методы работы, обучая детей анализировать, формулировать собственные мысли, правильно отвечать на поставленный вопрос, слушать собеседника и т.д.
2) Газета, журнал – чаще периодическое издание какой-либо печатной продукции силами кружка либо специально созданного коллектива-редакции. Также это может быть и эпизодический конкурс лингвистических и литературных газет. Исходя из задач конкурса определяются и основные требования, предъявляемые данным газетам для определения лучших исполнителей: соответствие содержания газеты теме; уровень научно-популярного изложения материала; художественное оформление (красочность, наличие рисунков, соблюдение рамок, аккуратное написание заголовков, текстов используемых в стенгазете жанров, а также списка фамилий с инициалами членов редколлегии, участвующих в подборе материала и оформлении газеты; четкое указание цифры и буквы класса); оригинальность названия (в соответствии с предложенной тематикой); объем газеты, например, один или два листа ватмана.
3) Тематический вечер. Как правило, тематика вечера соответствует изучаемому в этот период учебному материалу по русскому языку или литературе или обобщением по изученной теме. В настоящее время вновь становятся популярными литературные балы (балы литературных или сказочных героев), фольклорные вечера или вечера дружбы. Обязательным элементом в подготовке к вечеру является создание оргкомитета, который займется составлением программы вечера, распределением всех видов работ между классами (учениками класса), установлением сроков изготовления наглядных пособий или костюмов, назначение репетиций, оформлением пригласительных билетов для гостей вечера.
«Использование современных технологий на х русского языка»
... характеристику специфике обучения русскому языку в начальной школе; Раскрыть суть современного подхода к обучению русскому языку в начальной школе; Рассмотреть и описать современные технологии, применяемые на уроках русского языка в начальной школе; Раскрыть возможности уроков русского языка с применением современных технологий; Разработать урок с применением современных технологий и проверить ...
Тематический вечер может стать отличным подспорьем для отчета кружка русского языка о своей работе. Но в подготовке и проведении его участвуют не только члены кружка, но и все желающие, что должно привлечь новых участников в кружковую деятельность, посвященную проблемам и развитию грамотного русского языка [8, 281].
4) Дни, неделя, декада русского языка предполагают проведение серии мероприятий и конкурсов: олимпиад; библиотечных уроков, конкурсов сочинений, эссе, рисунков, плакатов или стенгазет, викторин, встреч с писателями и поэтами, экскурсий в библиотеки и музеи. Как правило, в конце недели или декады необходимо провести заключительное (обобщающее) мероприятие.
Такие мероприятия являются итогом внеклассной работы, проведенной за год. Подготовка недели (декады) ведется в течение длительного времени, ее тема и содержание обсуждаются и утверждаются на заседании методического объединения учителей. Важным этапом подготовки недели русского языка является избрание оргкомитета, в который входят, кроме ведущих учителей-словесников, учащиеся, проявляющие большой интерес и активность во внеклассной работе по языку. В оргкомитет могут входить по 1-2 ученика от каждого класса. Тогда будет обеспечена гласность при подготовке к неделе и при ее проведении.
Успешно проходят в школе смотр лингвистических газет и лингвистический КВН. Эти мероприятия включаются обычно в программу недели русского языка по желанию самих учащихся.
Открывается неделя русского языка каждый год по-разному. Это может быть устный журнал, научно-практическая конференция, викторина, утренник, конкурс. Выбор мероприятия зависит от темы недели. Так, неделю орфографии уместно начать с конкурсного диктанта повышенной трудности с шуточным содержанием или с конкурса грамотеев. Неделю русской диалектологии можно открыть утренником, на котором будут инсценированы фрагменты русских народных сказок, прочитаны отрывки былин, другие фольклорные и местные диалектологические материалы. Неделю этимологии можно открыть конференцией о происхождении русских слов или викториной, в которую включить забавные истории о происхождении слов, лингвистические казусы и парадоксы. Желательно не повторять темы недели в течение нескольких лет, чтобы одни и те же учащиеся, переходя из класса в класс, изучали новые разделы языка. Тематика недель очень обширна. Даже примерный перечень может быть значительным: фонетика, лексика (топонимика, ономастика, терминология, этимология и др.), фразеология, орфография, пунктуация, грамматика (морфология, синтаксис), культура речи, стилистика, лингвистика текста и т.д. [39, 73].
5) Занятие-игра. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным [58, 113]. Сегодня игра является одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету.
Внеклассная работа по технологии
... существенную помощь в работе по выбранной специальности. Важным звеном в трудовом и эстетическом воспитании учащихся общеобразовательных школ средствами декоративно-прикладного искусства являются внеурочные занятия внеклассная и внешкольная работа так считают ...
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебной познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредоточиваться, проявлять инициативу.
6) Олимпиада проверяет знания по русскому языку в объеме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор и, наконец, сообразительность и смекалку школьников. Олимпиада выявляет лучшего, но каждый может попробовать в ней свои силы. Учебная олимпиада понимается большинством методистов как «соревнование, в ходе которого учащимися решается целый ряд мыслительных задач с целью определения личного первенства» [27, 53].
Организация школьной олимпиады решает сразу несколько проблем: 1) популяризация русского языка среди учеников; 2) выявление одаренных учеников для дальнейшей с ними работы и подготовки к крупным олимпиадам по русскому языку; 3) способствует развитию чувства соперничества, что может повлиять на дальнейшее изучение предмета; 4) расширяет кругозор ученика [44, 84].
Много споров вызывает содержание олимпиад по русскому языку. Часть исследователей считает главным во время олимпиады обстановку непринужденности, веселья, поэтому предлагает в качестве олимпиадных так называемые «шутливые» вопросы, вопросы на сообразительность, не имеющие отношения к науке о языке. Например: «Назовите город, в котором живет один мальчик и 100 девочек» (Севастополь – Сева, сто Поль.) На наш взгляд, эти вопросы могут быть уместны на конкурсе смекалистых, на лингвистическом КВН, а для олимпиады они непригодны, так как не проверяют научный уровень знаний учащихся.
С другой стороны, учителя часто используют на олимпиаде задания, дублирующие вопросы и задания, сформулированные в школьных учебниках. В этом случае учащиеся воспринимают олимпиаду как дополнительный контрольный урок и участвуют в ней неохотно.
Очень важно для проводящего олимпиаду по русскому языку понимать, что вопросы и задания не должны выходить за рамки школьной программы для этого класса. Нужно только так их сформулировать, чтобы они не повторяли заданий учебника. Кроме того, награда за получение места должна быть достойной, безусловно, чтобы за победу стоило бороться [44, 141].
7) Конференция, пресс-конференция. Цель проведения конференций – расширение знаний учащихся по той или иной теме, а также обучение подростков самостоятельной работе со словарями и справочниками, научно-популярной литературой по языкознанию и литературоведению. Как правило, научно-практические конференции проводятся в старших классах, читательские конференции, конференции по обсуждению кинофильма или спектакля могут проводиться и в 5-8-х классах. Продолжительность конференции – час-полтора.
Развитие связной речи младших школьников на х русского языка
... курсовой работы - обобщить данные теории и практики развитая речи учащихся на уроках русского языка, привести эти данные в определенную систему, показать пути решения конкретных вопросов методики развития речи. ... функционально-стилистический и содержательный план работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка. Психологи и психолингвисты рассматривают речь как процесс порождения и ...
Т.П. Мухометзянова считает, что разновидностями конференции по русскому языку и литературе могут быть:
1) Чтение и обсуждение докладов на заданную тему, подготовленных под руководством учителя.
2) Театрализованные представления по сценарию, написанному по книгам о жизни писателей, ученых- лингвистов или представляющему собой иносказательные истории о тех или иных лингвистических явлениях.
3) Смешанный вид проведения конференции, на которой могут быть использованы и чтение (обсуждение) докладов, и различные инсценировки по ходу чтения этих докладов [41].
8) Занятия-соревнования, или конкурсы (лингвистический бой, турнир, битва юных языковедов, конкурс грамотеев и множество подобных вариаций; также такие формы могут повторять названия популярных телевизионных передач: «Своя игра», «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?» и пр.) Отличительной особенностью этого вида внеклассной работы является наличие игрового и соревновательного момента. Значительную часть конкурса готовит учитель, это могут быть не только отдельные вопросы, но и специальные задания для учащихся. Некоторые вопросы друг для друга команды готовят сами. Вопросы-задания предлагаются поочередно командам в целом или их представителям. После коллективного обсуждения вопроса и принятия решения капитаны (либо члены команды) сообщают ответы. Оценивает конкурс комиссия, состоящая, как правило, из учителей-словесников, старшеклассников.);
9) Лингвистический КВН является синтезом многих жанров и дает возможность провести комплексное конкурсно-игровое занятие. КВН помогает проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, привлечь к игре учеников разных уровней знаний. Занимательный материал мероприятия способствует формированию языковой и коммуникативной компетенций, развивает логическое мышление. Чаще КВН включается в программу недели русского языка по желанию самих учащихся, но может проводиться и как отдельное эпизодическое внеклассное мероприятие.
10) Театрализованная постановка – инсценировка языковых сказок, различных рассказов о языке, в частности опубликованных в предметных журналах, в научно-популярной литературе. Кроме того, миниатюры пишут как учителя, так и сами учащиеся (что более важно).
Это может быть и театр лингвистических миниатюр, то есть театр, посвящённый сценарному воплощению языковой тематики.
11) Занятие-аукцион – занятие, проходящее в форме типичного аукциона: с лотами, продавцами, аукционистом, повышениями ставок и т.д. Главное отличие – это то, что в качестве лотов предлагаются интеллектуальные задания, а в качестве оплаты – оценки по предмету. Лучше всего планировать аукцион как завершающее и обобщающее внеклассное мероприятие, когда у учащихся уже накоплена определенная база знаний по данной теме.
12) Занятие-«суд». Это один из видов ролевой игры, занятие проводится в форме судебного заседания. Это далеко не новая практика в методике преподавания. Например, урок литературы «Суд над Евгением Онегиным» уже считается классикой. Что касается русского языка, то здесь форма судебного заседания будет уместна при изучении, к примеру, частей речи, вызывающих много вопросов, занимающих промежуточную позицию. Например, это может быть занятие «Суд над причастием», т.к. причастие имеет признаки и глагола, и прилагательного, кроме того, до сих пор остается спорным вопрос о статусе причастия.
Игровые технологии в процессе преподавания иностранных языков
... с использованием игровых технологий, обеспечивает эффективное формирование речевых умений и навыков школьников на иностранном языке; 2. Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков. 3. Практическое использование ролевых игр на занятиях по иностранному языку. Структура работы. Работа ...
13) Занятие-концерт подразумевает выступление учащихся на сцене с различными творческими номерами. Это может быть как занятие, включенное в неделю русского языка, так и отдельное мероприятие, завершающее изучение какой-либо темы. Кроме того, это может быть традиционный концерт, посвященный, например, Дню русского языка или Дням славянской письменности.
14) Экскурсия. В «Словаре русского языка» А.П. Евгеньевой учебная экскурсия трактуется как «организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т.д.), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью» [24].
Отметим, что экскурсия как форма обучения давно используется в школьной практике. В настоящее время экскурсии широко используются на разных уроках и во внеурочной работе с учащимися. Специфика урока-экскурсии заключается в следующем: 1) тема и содержание такого урока зависят от школьной программы, новая информация органично связана с уже полученными учащимися на уроках знаниями; 2) основным источником новой информации для учащихся является не только речь учителя-экскурсовода, но и памятники природы, истории и культуры (подлинные или представленные на фотографиях, репродукциях и т.д.); 3) при объяснении нового материала учитель пользуется приемами и методикой экскурсии (ведет экскурсантов по заранее намеченному маршруту, показывает и рассказывает одновременно).
Экскурсия при этом может быть как реальной, так и виртуальной.
15) Путешествие. Близкая к экскурсии форма, подразумевающая путешествие по выдуманной лингвистической стране (Страна русского языка, Соединенные штаты языкознания, Город частей речи, Остров твердого и мягкого знаков и мн.др.) Здесь, в отличие от экскурсии, всегда присутствует элемент сказочности, больше игры, меньше ощущения запланированности. Кроме того, учащиеся могут встречать неожиданных героев, изучая неизвестную страну.
16) Элективный курс (англ. elective) – это дополнительные обучающие занятия по выбору, выборный, факультативный курс. Список таких курсов предлагается школьникам в начале учебного года. Они дополняют содержание уроков русского языка, а также призваны актуализировать и индивидуализировать процесс образования. Как правило, эти занятия дают более глубокие знания, которые невозможно почерпнуть из стандартной программы.
Элективный курс выполняет несколько функций: если он содержит углубленные знания по профильной дисциплине, то учебное заведение, где он практикуется, становится специализированным; если курс направлен на закрепление и развитие базисной образовательной программы, то учащийся получает дополнительную подготовку (это дает ему уверенность и повышает конкурентную способность при сдаче ЕГЭ и поступлении в вуз).
Это далеко не все формы организации внеклассной работы по русскому языку. Его можно продолжить настолько, насколько богата фантазия учителя-словесника. Отметим, что такие популярные формы внеклассной работы, как конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады и т.д. к настоящему времени перестали считаться пригодными лишь для внеклассной работы, и в практике преподавания русского языка все чаще учителя проводят уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки-сказки и т.д., апробированные сначала во внеклассной работе по предмету [39, 218].
Лабораторной работы (практического занятия) должна отображать ...
... исследования: учебно-воспитательный процесс по физике. Предмет исследования: методика разработки лабораторных работ. Гипотеза: Если разработать лабораторные работы на базе цифровой лаборатории с учетом имеющихся в наличии ... качеств педагога, участия родителей в жизни школы, проведения различных внеурочных занятий и возможности неформального общения учителя и учащихся. «Развивающая» школа формирует ...
Стоит отметить, что некоторые из указанных форм внеклассной работы сложно назвать традиционными (например, занятие-суд или занятие-аукцион).
Тем не менее, появились они уже сравнительно давно, и их нельзя отнести к новым формам. В последнее время же появились совершенно новые эпизодические формы внеклассной работы. Таковыми являются различные квесты по русскому языку, квизы, которые далее мы рассмотрим подробно.