Дипломная работа по технологии 5 класс

Дипломная работа
Содержание скрыть

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Значительно возрос интерес обучающихся младших и средних классов образовательных учреждений к творческой и учебно-исследовательской работе. Многие родители стремятся воспитать в своих детях личность, способную творчески мыслить, стремящуюся к познанию мира и себя в этом мире.

Целью общего образования является формирование здравомыслящего человека, и соответственно, требует формирования и развития исследовательской деятельности, но, по сути, носит лишь информативный характер, не позволяя ребенку проявить свои творческие способности и выйти за рамки школьной программы. Вовлечение школьников в исследовательскую работу позволяет перейти от информативного обучения к активному исследовательскому обучению.

Образовательная область «Технология» была введена в базисный учебный план общеобразовательных учреждений для формирования у учащихся жизненно важных основ технологических знаний, компетенций и умений применять их в различных сферах практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности. Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путем организации целостного учебно-воспитательного процесса технологической подготовки учащихся, использования в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, позволяющий школьникам системно овладеть организацией практической деятельности.

Актуальность

В контексте модернизации общеобразовательной школы, предъявляющей высокие требования к качеству образования, уровень образованности обучающихся рассматривается через способность в самостоятельном творческом решении мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического и прикладного характера.

Особенно актуальна проблема формирования исследовательских умений в переходном периоде с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования, так как на этом этапе происходит интеграция образовательных областей, где требуется умение работать с большим объёмом информации в различных формах – текстовых, знаковых, графических, табличных. В контексте требований ФГОС ООО при организации обучения уделяется внимание развитию таких исследовательских умений обучающихся, как построение гипотез, постановка целей, планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений.

12 стр., 5724 слов

«Внедрение активных методов обучения»

... вперед в овладении знаниями. 1.2. Характеристика активных методов обучения Проблемное обучение - такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и ...

Цель: способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых компетенций, знаний и умений учащихся через возможности образовательной области предмета «Технология».

Задачи

Предмет –

Объект – возможности и условия организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии ( обслуживающего труда) в 5 классе.

Глава 1. Роль и место проектной деятельности в образовательной области предмета «Технология»

1.1.Проектная деятельность как современная педагогическая технология.

Современная педагогическая технология — это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, приводящий к достижению прогнозируемого образовательного результата.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся следующие педагогические технологии:

Современные педагогические технологии плотно вошли во все образовательные области, но наиболее интересной и любимой стала технология проектной деятельности.

Проектная деятельность — это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Но всё же наиболее целостно и эффективно проектная деятельность вписалась в образовательную область предмета «Технология».

Под проектной деятельностью понимается любая социально значимая организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами.

Проектная деятельность обеспечивает единство и преемственность различных сторон обучения и является средством развития личности. В роли учебной деятельности проектная деятельность, во-первых, обеспечивает более полноценное усвоение учебных ситуаций и действий, контроля и оценки; во-вторых – принятие внешне заданных учебных целей.

Ведущим методом проектного обучения является метод проектов, позволяющий включить школьников в проектную деятельность.

Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Типология проектов производится по доминирующему в проекте принципу:

1. С точки зрения доминирующей в проекте деятельности:

2. С точки зрения предметно-содержательной области:

3. По характеру координации проекта:

4. По характеру контактов:

5. По количеству участников проекта:

6. По продолжительности выполнения:

1.2. Место проектной деятельности в учебном предмете «Технология»

Учебный предмет «Технология» занимает ключевое место в системе общего образования. Его роль обусловлена потребностью в подготовке обучающихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению профессиями. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. В современном образовании акцент переносится с «усвоения знаний» учащимися на формирование у них компетентности. Среди множества современных инновационных педагогических подходов, отличающихся от «классического формирования знаний, умений и навыков», особое место занимает организация проектной деятельности, которая дает больше возможностей для реализации развивающего и личностно-ориентированного подходов.

58 стр., 28645 слов

Разработка бизнес-плана проектной организации «проект»

... типов проектов: 1) Спецпредложения 2) Индивидуальные проекты 3) Авторская доработка Индивидуальное проектирование коттеджей в компании Проект является приоритетным направлением деятельности. Разработка полной проектной документации ... экономики и составление бизнес-плана организации ветеринарной клиники, а также знакомство с современными технологиями и инструментами, используемыми отечественной ...

Организация проектной деятельности на уроках технологии направлена на формирование активной субъектной позиции учащихся, на интеграцию различных предметных сфер, на реализацию знаний, умений и навыков в конкретной общественно-полезной деятельности. Проектная деятельность дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

В рамках образовательной области «Технология» учащиеся приобретают разнообразные знания, умения и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучают технику и культуру дома, учатся строить планы на дальнейшую трудовую жизнь. Общим результатом, полученным в ходе внедрения этого метода, стали заметный рост мотивации учащихся к обучению по предмету, и как следствие этого – повышение качества их творческих работ.

Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры, творческими способностями и многими другими качествами. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала.

Данная педагогическая технология требует от учителя не столько объяснения нового материала, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей Таким образом, учебный проект для него – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.

В основе метода проектов как личностно-ориентированной педагогической технологии лежит признание уникальной сущности каждого ученика и его индивидуальности.

Роль учителя в этом случае заключается в организации соответствующей образовательной среды, обучаясь в которой ученик опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения. Метод проектов определяется как совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе выполнения проекта.

11 стр., 5167 слов

Лоскутное шитье. Техника выполнения пэчворк

... полотнищ и украшали контрастной вышивкой. Экономичная лоскутная техника (ее называют на Западе "пэчворк", что в переводе с английского - "работа из лоскутов") как вид декоративно-прикладного искусства возникла ... дорог. Бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для других изделий. Яркие элементы узора ткани шли на аппликации: их нашивали на льняные ...

У учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей и материальных возможностей, выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна, способ изготовления объекта проектной деятельности. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности. Система обучения учащихся остаётся «открытой», в неё могут добавляться те или иные дидактические приёмы, методы обучения, учитывающие различные факторы и условия целостного решения технологической проблемы, так как наибольшей эффективностью обладают различные их сочетания.

Глава 2. Анализ лоскутных техник

2.1.Исторические аспекты возникновения лоскутной техники

Лоскутная техника, лоскутное шитьё, лоскутная мозаика, текстильная мозаика — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики создаётся цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков).

В процессе работы создаётся изделие с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции.

Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганные изделия, издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Вероятно, везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.

Англия.

В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные или льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно.

Северная Америка.

В Новый Свет стёганое полотно попало вместе с переселенцами в 20-х годах XVII века. Из-за нехватки тканей починка стёганых одеял производилась с помощью кусков из старой одежды. Дальнейший дефицит тканей закрепил традицию изготавливать стёганые изделия из лоскутов. Они с течением времени усложнялись, каждая мастерица старалась создать изделие со своим особенным узором и комбинацией цветов. С течением времени сформировались традиционные блоки узоров лоскутного шитья. Названия многих из них связаны с реалиями повседневной жизни («Зуб пилы», «Медвежья лапа», «Корзинка для штопки»); местностью, в которой этот узор был придуман («Звезда Огайо и Техаса»).

9 стр., 4031 слов

Объект исследования технологический процесс лоскутного шитья

... курсовой работы «Технология изготовления изделий в технике пэчворк» является актуальной, так как лоскутное шитье развивает творческие способности, учит экономии и аккуратности. Цель работы: рассмотреть технологию изготовления лоскутного покрывала в технике ... с началом эпохи хиппи — впервые ввел в моду лоскутные ткани. Ткани с различными рисунками соединялись в художественные полотна, создавая ...

Сохранилось очень мало старинных одеял, так как они были предметами повседневного обихода в то время.

Россия.

На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. Напишите, что это книга «Домострой» содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Известно, что в XVII веке в среде старообрядцев использовались лоскутные коврики, называемые «подручниками». Рисунок этих ковриков символически изображал девять ангельских чинов.

Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины.

В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей.

Япония.

Изначально лоскутное шитье в чистом виде в Японии не использовалось. Правда, в некоторых японских монастырях для монахов шили теплые стеганые куртки из квадратных лоскутов, символизирующих рисовые поля. В основном японское лоскутное шитье существовало в виде стёжки. Кстати, такое шитье имело особый смысл: Специальные стежки (вперед иголкой) соединяли несколько слоев ткани внахлест. На старые ткани накладывали новые и таким образом добивались экономии материала для одежды. В результате получали характерные для японского шитья геометрические узоры.

В то же время традиционные японские подушечки «футон» шили как раз в лоскутной технике. Опять-таки, все делалось в целях экономии. Футон был достаточно дорогой постельной принадлежностью. Иметь такие подушки-матрасы могли позволить себе только состоятельные японцы, а пользовались ими настолько долго, что ткань протиралась. Тогда потертые места на футонах закрывали новыми лоскутами ткани, а сами подушечки начинали выглядеть как новые. Возникновение настоящего лоскутного шитья в Японии обязано тем же обстоятельствам, что и в Англии. Когда политики ограничили (а в некоторых местностях и запретили) импорт китайских тканей, текстиль стал страшным дефицитом. Но для самой Японии, конечно, такая политика имела благоприятные последствия: в стране началось производство собственных тканей. Однако традиция экономного расхода тканей уже прочно вошла в быт японцев.

Лоскутными делали не только футоны, из лоскутов старых кимоно шили новые одежды, которые назывались комоно. А вместе с этим возник новый вид текстильного рукоделия кинусайга (пэчворк без иголки).

Лоскутное шитье в Японии было наделено особым смыслом. Продление жизни старых тканей считалось упражнением духа, а лоскутные одеяния дарились в знак пожелания долгих лет жизни. Ткани и одежда в Японии всегда считались особой ценностью, выступали в роли награды за хорошую службу и даже в роли денег. А для японок дорогой шелк значил то же самое, что и драгоценные украшения для жительниц Европы. В связи с запретом на ношение одежды из дорогих тканей представителями торгового сословия была изобретена новая мода, называемая «скрытая элегантность». В соответствии с законами этой моды дорогую одежду прятали под другой (более скромной) или использовали для ее пошива не целые отрезы, а лоскуты. Данный вид шитья и получил название йосегире (сшивание кусочков).

Это шитье вошло в моду не только как возможность продлить жизнь ткани, но и стало национальным декоративно-прикладным искусством. Лоскуты складывались в узоры сначала случайно, а затем и целенаправленно. Потом эти узоры стали дополняться аппликацией, затем перешли в искусство росписи фарфора, а потом соединились с вышивкой сашико, превратившись в японское лоскутное шитье. Большинство японок не пользуются швейными машинками, потому что привыкли делать всё «по-настоящему». Изящный рисунок, тонкая работа, легкие ткани и ручное исполнение отличают этот вид лоскутного шитья от всех подобных техник. Здесь японцы тоже сумели отличиться, научившись создавать нечто возвышенное из совершенно обыденного и приземленного.

Северная америка  1

Африка.

В западной и центральной Африке на простых переносных ручных ткацких станках до сих пор ткут длинные, широкие ленты с ярко выраженным стилизованным рисунком. Эти полотнища-ленты комбинируются в узор или просто соединяются со смещением, чтобы получить полотнища нужной ширины, например, для настенных занавесей, покрывал для постелей, подстилок, платков, парео и т. п. Импровизация всегда присутствует в искусстве и культуре афроамериканцев. Остатки тканей используются совершенно в произвольном порядке, их комбинируют по желанию и просто сшивают друг с другом без какого-либо плана. Такая лоскутная работа является отказом от традиционных «блоковых» композиций и новым, спонтанным видом искусства.

2.2. Разновидности лоскутных техник

Лоскутное шитье – это вид искусства, которым в совершенстве владели еще наши далекие предки. Как и многое другое действительно ценное в этой жизни, это искусство было на долгое время утеряно и в течение какого-то периода воспринималось как безвкусный примитив и никому ненужный раритет. Но действительно мудр быт тот, кто однажды изрек знаменитую фразу: «Время все рассудит». Сегодня лоскутное шитье приобретает огромную популярность во всем мире. Лоскутное шитье представлено различными видами и техниками. Вот некоторые из наиболее популярных виды лоскутного шитья.

Способ аппликации., Традиционный пэчворк., Крэйзи-пэчворк (сумасшедший лоскуток) ., Вязаный пэчворк

Здесь отдельные фрагменты привязываются друг к другу с помощью контрастной нити и вязального крючка.

Кинусайг.

Но еще больше вызывает восхищение то, что шелковые лоскутки, служащие материалом для выполнения картин — это ни что иное, как обрезки от старых кимоно, которым дают новую жизнь. Кинусайг напоминает чем-то лоскутное шитье, но иглы с нитками при этом не потребуется. Поэтому данную технику рукоделия еще называют “пэчворк” без иголки. Традиционной способ создания этих художественных произведений заключается в том, что мастер первоначально выполняет эскиз будущей работы, после чего переносит этот рисунок на специальную деревянную основу. Затем в этой основе вырезают углубления, глубина которых составляет примерно 2 мм. После чего соответственно рисунку будущей картины разрезают старое шелковое кимоно на лоскуты, причем припуск составляет всего лишь 1 мм. Следует отметить, что сам процесс создания – это очень кропотливая работа, требующая предельной аккуратности.

Кинусайг  1

Квилтинг.

2.3. Сравнительный анализ лоскутных техник и обоснование выбора лоскутной техники для изготовления настенного панно

Познакомившись с историческими аспектами возникновения и разновидностями лоскутных техник, можно сделать вывод, что между ними много общего. Рассмотрим сходства и различия наиболее популярных лоскутных техник, а именно пэчворк, квилтинг, аппликация и кинусайг.

Сходства:

1. Все техники основаны на принципе бережливого отношения к традициям своего народа, к его культуре и корням (историческое образование).

2. Все техники приучают к экономии и безотходному производству (экономическое образование и экологическое воспитание).

3. Все техники прививают и воспитывают чувство прекрасного, чувство вкуса и гармонии (эстетическое воспитание).

4. Основным материалом для всех техник являются лоскуты ткани разных размеров, форм, цветов.

5. Изделие, выполненное в любой из лоскутных техник, одно, неповторимое, т.к. каждая мастерица создаёт его по своему вкусу и настроению.

Различия:

1. Пэчворк, квилтинг и аппликация как правило требуют использования в работе швейной машинки, в то время как кинусайг предполагает полностью ручную работу.

2. Пэчворк и аппликация являются самостоятельными техниками, а квилтинг и кинусайг могут сочетать в себе несколько техник.

3. Пэчворк и квилтинг требуют знаний, умений и навыков работы на швейной машинке, а изделие в технике кинусайг выполняется только в ручную и аппликация также может быть выполнена ручным способом.

4. Для изделий выполненых в технике кинусайг или аппликации подойдут лоскуты ткани даже очень маленького размера, тогда как для работ в технике пэчворк или квилтинг требуются лоскуты ткани более крупного размера.

Рассмотрев и проанализаровав различные техники лоскутного шитья, можно сделать вывод, что для работы с учащимися 5 класса на уроках Технологии в разделе «Технологии творческой и опытнической деятельности» для разработки проекта по изготовлению изделия в лоскутной технике и для создания самого изделия наиболее интересной и доступной, на мой взгляд, будет техника кинусайга.

Глава 3. Разработка проекта по изготовлению изделия в лоскутной технике для учащихся 5 классов, Этапы работы над проектом:, Подготовительный этап, Исследовательский (поисковый) этап, Планирование работы, Технологический (практический) этап, Заключительный (оценочный) проекта, Защита проекта, Проблемная ситуация

Наша школа получила после капитального ремонта второй корпус здания. Новые стены ещё пахнут краской, всё чисто и красиво. Но чего-то не хватает в наших новых кабинетах? Стены хоть и чисто выкрашены, но они не радуют глаз – пустые. Передо мной встала проблема: «Как украсить пустые стены и при этом затратить минимум денежных средств?»

После уроков технологии всегда остаются разнообразные лоскуты ткани, обрезки тесьмы, кружева, ленты. И я решила создать картины в лоскутной технике, чтобы украсить и оживить интерьер.

Цель: разработать и изготовить настенное панно в лоскутной технике для решения проблемы украшения кабинетов.

Задачи:

1. Познакомиться с техниками лоскутного шитья.

2. Изучить историю возникновения техники кинусайга.

3. Выбрать подходящую идею для будущего изделия.

4. Провести исследование и проработку выбранного варианта изделия.

5. Подобрать необходимые инструменты и материалы.

6. Разработать технологическую карту изготовления изделия.

7. Выполнить экономическое и экологическое обоснования выбранного изделия.

8. Изготовить изделие.

Выбор идеи

Для украшения стен могут быть использованы различные изделия в лоскутной техники например: декоративные шторы, саше, оригинальные подушечки, настенное панно и т.д. Наш выбор был сделан в пользу настенного панно, т.к. это изделие универсальное: может быть украшением стен в любом помещении, вариативность в креплении к поверхности без труда позволит разместить панно в любом месте, не требует специального ухода, долговечно. Сравним несколько изделий выполненных в разных техниках лоскутного шитья.

Идеи изготовления изделий в лоскутной технике

Идея №1

Изделие выполненное в технике пэчворка.

Идея №2

Настенное панно выполненное в технике квилтинга.

Идея №3

Настенное панно выполненное в технике кинусайга.

Наименование возможных параметров

Идея №1

Идея №2

Идея №3

Долговечность

+

+

+

Возможность применения в качестве украшения кабинета

+

+

+

Лёгкость и простота изготовления

+

+

Стоимость

+

Пропорциональность и гармоничность

+

+

+

Изготовление из доступных материалов

+

Итого:

4

3

6

В результате настенное панно выполненное в лоскутной технике кинусайга набрало наибольше количество баллов. И мы приступаем к изготовлению изделия в этой технике.

Историческая справка

Кинусайга — разновидность любительского искусства, создание художественных изделий из разноцветных кусочков ткани. Основоположники кинусайги – японцы, жители страны, где тесно переплетены современные технологии и самобытные традиции. Техника кинусайги очень древняя и в Японии до сих пор придерживаются старых принципов работы. В качестве основы для картины бралась деревянная доска, на которую наносился рисунок. Затем по контуру эскиза прорезываются бороздки глубиной примерно 2-3 мм. Дальше из старых шёлковых кимоно вырезали подходящие лоскутки, подходящие по цвету чуть большего размера (1-2 мм).

Края этих шёлковых лоскутков с помощью специального инструмента заправлялись в канавки, а сам фрагмент приклеивался. Во время заполнения канавок – часть ткани по замыслу автора натягивалась или наоборот оформлялась складками. Раньше японские хозяйки создавали свои картины только из шелка, сегодня в ход идут самые разные ткани. Техника кинусайги в мастерском исполнении может обманывать зрение и кажется, что перед нами фотографии. Сюжетами, как правило, выбираются улочки, мосты, природа, цветы — все то, что глубоко волнует души зрителей, помогает познакомиться с традициями и укладом жизни японского народа.

Историческая справка 1 Историческая справка 2

Новый живой интерес к традиционно японскому виду рукоделия вызвала МаэноТакаши, профессор университета Нагоя. Ей приписывают роль прародительницы современного искусства кинусайги. Маэно познакомила весь мир с объемными картинами, один вид которых не позволяет даже подумать, что сделаны они из ненужных кусочков ветоши.

Историческая справка 3 Историческая справка 4

Японцы славятся своей способностью возводить любую деятельность в ранг искусства. Выполняя настенное панно в технике кинусайга, мы на время станем частичкой японской культуры.

Материалы

1.Пенопласт: для работы понадобиться 2 листа потолочной плитки без рельефного рисунка.

2.Лоскутки ткани.

3.Плотный картон.

4.Клей ПВА.

Материалы 1 Материалы 2

Оборудование и инструменты

1.Канцелярский нож.

2.Шило.

Оборудование и инструменты 1

3.Ножницы.

4.Линейка.

5.Карандаш

6.Утюг.

7.Гладильная доска.

Оборудование и инструменты 2

Охрана труда, Правила подготовки рабочего места перед началом работы

1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.

2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.

3. Надень рабочую одежду.

4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей одежды.

Правила уборки своего рабочего места

1. Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.

2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.

3. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.

4. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.

5. Сними рабочую одежду.

6. Все принадлежности убери.

Правила безопасной работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами к себе.

8. Подавай ножницы кольцами вперед.

9. Не оставляй ножницы открытыми.

10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению.

Правила безопасной работы с канцелярским ножом

1. Выдвигай небольшую часть лезвия.

2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.

3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.

4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.

Правила безопасной работы с клеем

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Правила безопасной работы с шилом

1. Храни инструмент в безопасном месте.

2. Работай шилом только на подкладной доске.

3. Делай прокол, вращая ручку шила вправо и влево.

4. Будь внимателен! Не порань руку, держащую картон или любой другой материал.

5. После работы убери шило в коробку.

Правила безопасности при работе электрическим утюгом

1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура.

2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.

3. Ставить утюг на подставку.

4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

5. По окончании работы утюг выключить.

Дизайн-спецификация

Название изделия.

Настенное панно.

Назначение изделия (для чего и для кого предназначено).

Для украшения интерьера, удовлетворяет эстетические потребности человека.

Рынок (кто может его использовать и купить).

Широкий круг покупателей.

Единственное изделие, мелкая партия или малое производство.

Единичное изделие.

Требования к размерам и форме.

Небольшой размер, квадратная форма.

Требования к материалам.

Недорогие, легкие в обработке лоскутки различных цветов, хлопчатобумажные, полушерстяные, шёлковые, искусственные.

Методы изготовления.

Ручной способ, творческая работа, не предусматривает промышленного производства.

Требования к внешнему виду, отделке и т.д.

В лоскутной технике, ярких тонов,

в тематике узора.

Требования с точки зрения здоровья человека.

Безопасность в использовании.

Требования со стороны внешней среды.

Безотходное производство, использование экологически чистых материалов.

Технологическая карта последовательности изготовления изделия.

Последовательность выполнения работ

Фото, ТУ

Оборудование, материалы и инструменты

1.Создание эскиза.

На листе форма А3 (420*297 мм) создаётся рисунок.

Бумага, карандаш.

2.Потолочные плиты склеить между собой

Потолочные плиты размером 500*500 мм.

Технологическая карта последовательности изготовления изделия  1

Потолочные плиты 2 шт., клей ПВА.

3.Приклеить к изнаночной стороне склеенных плит плотный картон.

Картон размером 500*500мм.

Потолочные плиты 2 шт., плотный картон, клей ПВА.

4.Нанести линии будущей рамки и рисунок на основу панно.

Первая линия на расстоянии 3 см от края основы, вторая 2 см от первой линии.

Технологическая карта последовательности изготовления изделия  2

С помощью копировальной бумаги перенести эскиз на основу.

Технологическая карта последовательности изготовления изделия  3

Пенопласт, карандаш, линейка, копировальная бумага.

5.Прорезать канавки по контуру рисунка.

Глубина канавок 2-3 мм.

Технологическая карта последовательности изготовления изделия  4

Пенопласт, канцелярский нож.

6.Термообработка ткани.

Трикотажные лоскуты –при температуре не выше 120 градусов, шёлковые- при температуре 130 градусов, х/б и льняные лоскуты- при температуре 200 градусов.

Утюг, гладильная доска, лоскуты ткани.

7.Наложить ткань на обозначенный участок, и протолкнуть в прорези.

Технологическая карта последовательности изготовления изделия  5

С помощью шила ткань проталкивается в канавку на 1 мм.

Основа панно, лоскуты ткани, шило.

8.Обрезать излишки ткани по контуру детали.

Ткань обрезается по контуру рисунка, оставляем припуск 1мм.

Основа панно, лоскуты ткани, ножницы.

9.Остатки ткани заправляются в канавки.

Работа выполняется аккуратно, чтобы не проткнуть шилом основу изделия. Ткань заправляется на глубину 2-3 мм.

Основа панно, лоскуты ткани, шило.

10.Заполнить весь рисунок.

Технологическая карта последовательности изготовления изделия  6

Основа панно, лоскуты ткани, шило.

11.Оформить рамку.

Технологическая карта последовательности изготовления изделия  7

Сначала оформляется вторая от края рамочка, а затем первая. Концы первой рамки перегибаются через край и приклеиваются.

Основа панно, лоскуты ткани, шило, клей ПВА.

12.Оформить тыльную сторону изделия.

К тыльной стороне изделия приклеить плотный картон размером 500*500 мм.

Основа панно, плотный картон, клей ПВА.

Экономическое обоснование

Расчет себестоимости – сумма прямых, косвенных затрат и трудовых ресурсов на производство 1 единицы продукции.

п/п

Название материалов

Цена за 1 ед. товара

Количество

Сумма

1.

Бумага, формат А3.

5 руб.

2 листа.

10 руб.

2.

Плита потолочная, 500*500 мм.

14,37 руб.

2 шт.

28,74 руб.

3.

Лоскуты ткани, обрезки лент, кружев, тесьмы.

55 руб./кг

0,8 кг

44 руб.

4.

Плотный картон, 500*500мм.

41 руб.

2шт.

82 руб.

5.

Клей ПВА.

140 руб./кг

0,2 кг

28 руб.

Итого:

192,74руб.

Косвенные затраты на электроэнергию, амортизацию оборудования нет, т.к. изделие изготавливалось на уроках технологии в школьной мастерской и дома.

Итого расходы на изготовление изделия составили – 192, 74 рубля.

Экономическая целесообразность изготовления изделия:

Экономическая целесообразность изготовления изделия

Стоимость аналогичного товара (выполняется только на заказ).

От 3500 руб.

Набор для творчества в технике кинусайга «Домик».

395 руб.

Затраты на изготовление.

192,74 руб.

Экономическая выгода при покупке готового изделия.

3307,26 руб.

Экономическая выгода при изготовлении изделия из набора для творчества.

202,26 руб.

Экологическое обоснование

В наше время одной из актуальных проблем является проблема экологии. Человек должен использовать экологически чистые продукты и материалы для безопасности своей жизни. А отходы, остающиеся после любых действий человека, необходимо утилизировать экологически безопасным способом или использовать вторично.

В данном изделии частично были использованы отходы от двух производств: текстильного — лоскуты ткани, строительного — потолочные плиты и картон.

Ткань в процессе эксплуатации не оказывает вредного влияния на организм человека и окружающую среду, отходы минимальны и могут быть использованы ещё раз. Поэтому, изготовление и дальнейшее использование изделия не влечет за собой изменения и нарушения в экологии и жизнедеятельности человека. Картон является экологически чистым материалом, и вместе с тканью может подвергаться вторичной переработке. Пенопласт очень удобен и лёгок в работе, и не представляет угрозы для здоровья человека.

Эстетическая оценка

Мы достигли поставленной цели- выполнили настенное панно. Казалось бы, не нужные лоскутки ткани и куски пенопласта и картона – а теперь это целое произведение декоративно — прикладного искусства, которое прекрасно вписалось и оживило интерьер пустого кабинета. Кроме того, сам процесс изготовления этого панно заинтересовал и восхитил не только учащихся, но и взрослых, которые восхищались тому, как из простых обрезков ткани появляется шаг за шагом целая картина. Панно действительно получилось очень красивым и вдохновило нас на создание целой серии таких картин.

Самооценка

Проанализировав результаты проекта, можно сделать вывод, что цель достигнута — настенное панно в лоскутной технике кинусайг выполнено.

Было очень интересно познакомиться с новыми техниками и приёмами работы с тканью. Сначала казалось, что работа по изготовлению этого изделия займёт много времени, но процесс создания панно оказался таким захватывающим, что время за работой пролетало совершенно не заметно и изделие было выполнено ранее запланированной даты. И для учащихся 5 класса при изготовлении этого изделия не возникло проблем, т.к. данный вид лоскутной техники не требует навыков и умений специального характера.

Потребность в рациональном использовании бытовых отходов становится с каждым годом все более актуальной. Это связано не только с экономией ресурсов, а и с глобальным загрязнением почвы и водоемов бытовыми отходами. Поэтому очень важно научить детей и взрослых использовать то, что им кажется «мусором» для создания высоко художественных вещей, которыми можно и гордится, и похвастаться. И при этом не потратить практически на их изготовление финансы из бюджета семьи. Мне кажется настенное панно в технике кинусайги может стать не только украшением интерьера, но прекрасным подарком на любое торжество.

Подумай, человек! Тебе ли одному

Дарована душа? Ведь жизнь – всему начало.

Ты волей наделен, и сил в тебе немало,

Но миру все твои советы ни к чему.

Узрев любую тварь, воздай уму:

Любой цветок душой природа увенчала,

Мистерия любви – в руде, в куске металла.

«Все в мире чувствует!» Подвластен ты всему.

И стен слепых страшись, они пронзают взглядом,

Сама материя в себе глагол таит…

Ее не надо чтить кощунственным обрядом!

Но дух божественный подчас в предметах скрыт;

Заслоны плотных век – перед незримым глазом,

А в глыбе каменной упрятан чистый разум.

(Жерар де Нерваль)

Заключение

В ходе выполнения дипломной работы на уроках технологии были созданы условия для формирования ключевых компетенций учащихся.

Ценностно-смысловые

Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.

Общекультурные

Знакомство с культурой родного края, национальными традициями, историей лоскутного шитья, ДПИ в целом.

Учебно-познавательные

Умение пользоваться инструкционной картой, оформление сообщений и творческих проектов, выполнение эскизов изделия, исследовательская работа по выбору материалов для выбранного изделия.

Информационные

Умение пользоваться компьютерными технологиями, умение работать со справочной литературой – поиск информации для подготовки сообщений проектов.

Коммуникативные

Умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, поведение в обществе – этикет, умение работать самостоятельно, индивидуальная работа, устные ответы, защита проектов, сообщений.

Социально-трудовые

Трудовая подготовка и технологическое образование способствуют самореализации личности и ее гражданскому становлению. Проектные технологии в наибольшей степени соответствуют решению основных целей и задач технологического образования. Организация проектной деятельности базируется на проблеме, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для подростка. Учитель может направить мысль и деятельность ученика в русло самостоятельного поиска. Проект — это педагогическая технология, предполагающая интеграцию предметов, поисковую творческую деятельность, коммуникативную и волевую активность субъектов образовательного процесса.

Задачи, поставленные автором в данной дипломной работе, выполнены:

Таким образом, цели и задачи технологической подготовки школьников на со современном этапе определяются необходимостью развития экономики страны, подготовки квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. Образовательная область «Технология» — основная практико-ориентированная образовательная область в школе — помогает решить задачу огромной социальной важности, осуществляя подготовку молодежи к деятельному участию в материальном и духовном общественном производстве.

В процессе овладения технологическими знаниями на уроках технологии, особенно в ходе проектной деятельности, школьник из «потребителя» превращается в «производителя», что позволяет ему подготовиться к деятельности в сфере общественного производства.

Сегодня проекты переживают свое возрождение и переосмысление. Особенно велики их возможности в образовательной области «Технология», где аспекты практической реализации, коммуникативной деятельности, интеграции имеют наиболее явный смысл и выражение.

Важными аспектами формирующейся самостоятельности и ответственности в деятельности учеников, участвующих в проектной деятельности, становятся акты целеполагания, планирования, волевого выбора, практической реализации, процессуальной и итоговой рефлексии. Проектное обучение характеризуется равенством субъектов взаимодействия, отсутствием соревновательных мотивов, положительным эмоциональным фоном деятельности, субъектной самореализацией, значимостью вклада каждого из участников проекта для коллективного результата деятельности, ответственностью за коллективный результат.

В завершении хотелось бы добавить, что лоскутное творчество подобно волшебству. Из разрозненных маленьких кусочков, принадлежащих разным тканям, искусная рука мастера создает что-то совершенно новое, цельное, обладающее сильным эмоциональным воздействием на зрителя. Очень часто в таких изделиях из лоскутов как бы продолжается жизнь старых вещей, и связанные с ними воспоминания согревают душу. Лоскутные изделия очень органично входят в дом, быт, создавая тепло и уют. Каждый лоскуток ткани — это отдельная система со своей цвето-орнаментальной организацией. Чтобы соединить множество таких систем в единое целое, не получив при этом малохудожественный хаотичный беспорядок, чтобы добиться цельности, художественной выразительности изделия, необходимо обладать не только художественным вкусом, но и соответствующими знаниями. Знания закономерностей цветовых сочетаний, построений орнаментальных композиций помогут не допустить грубых ошибок в работе и добиться желаемых результатов. Искусство лоскутного шитья можно сравнить с живописью. Только краски нам заменяет ткань, а кисть — наши руки. Своеобразные лоскутные вещи преображают дом, добавляя тепла и уюта. Они применимы и для кухни (скатерти, салфетки, прихватки), для гостиной (диванные подушки, декоративное панно), для спальни (покрывала, наволочки на подушки).

Эти вещи сделаны своими руками, в них частичка души мастерицы. Они уникальны и других таких нет во всем мире.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/po-tehnologii-klass-3/

Бурлака Е. Пэчворк без иглы.- М., Аст-Пресс, 2015г.

Жук С.М. Лоскутное шитье. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012г.

Денисова Л.Н. Лоскутное шитье. -М., Аст-Пресс, 2014г.

Квилтинг и пэчворк. Большая книга лоскутного

Комарова И.А.: Технология организации проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС; под редакцией: Вайполиной М. О.-СПб.: Каро, 2015 г.

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. – М., 2008г.

Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2013г.

Примерная программа по предметам «Технология» для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);

— Примерная программа по учебному предмету технология для 5 классов. Авторы Юрак С.И., Огановская Е.Ю., Гайсина С.В. ГБОУ ДПО (повышение квалификации специалистов) СПАППО, 2013г.

Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011г.

Сасова И.А. Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных организаций / И.А.Сасовой, М.Б. Павловой, М.И. Гуревич и др. / под ред.И.А.Сасовой. –4-е изд., перераб.-М.:Вентана-Граф, 2015г.

Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004г.

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. – М., 2004г.

Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. -М.,2010г.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М., 2013г. (в редакциях).

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 -ред. от 26.01.2016).

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения).

Пособие для учителей и методистов. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. / Под ред. Асмолова А. Г.– М.: Просвещение, 2013г.

Штауб-Вахсмут Б. Пэчворк и квилт. Лоскутное шитьё. — Профиздат, 2007г.

Электронные ресурсы