Профессиональное образование

Курсовая работа
Содержание скрыть

1. Современные концепции идеи развития профессионального образования

Образование — основа развития личности, общества, нации и государства. Оно является основой политической, социально-экономической, культурной и научной жизнедеятельности общества. Образование отображает и порождает интеллектуальный, духовный и экономический потенциал общества.

Образование является стратегическим ресурсом улучшения жизнедеятельности людей, обеспечения национальных интересов, укрепление авторитета и конкурентоспособности государства на международной арене. За годы независимости на основе Конституции Украины определены приоритеты развития образования, образовано в соответствии правовой базы, осуществляются практические реформирования в области в соответствии с Государственной национальной программой «Образование». В то же время в области образование темпы и глубина преобразование не полной мерой удовлетворяют потребности личности, общества и государства. Глобализация, изменение технологий, переход к постиндустриальному, информационного общества, утверждение приоритетов развития, другие особенности современной цивилизации определяют развитие человека как главную цель, ключевой показатель и основной двигатель современного прогресса, потребность в радикальной модернизации области, ставят перед государством, обществом задание обеспечить приоритетность развития образования и науки, в первую очередь решение их основных проблем. Актуальным заданием является обеспечение доступного приобретения качественного образования на протяжении жизни для всех граждан и дальше утверждение ее национального характера. Должно постоянно обновятся содержание образование и организация начально-воспитательного процесса соответственно демократическим ценностям, рыночных, современных научно-технических достижений. Критическим остается состояние финансирование образования и науки, недостаточный уровень оплаты труда работников образования и науки.

Нуждаются в государственной поддержки дошкольное воспитание, школы в сельской местности, профессионально-техническое образование, обучение способных и одаренных учеников и студентов, а также детей с особенностями психического и физического развития. Необходимо существенно укрепить учебно-материальную базу, осуществить компьютеризация учебных заведений, внедрить информационные технологии, обеспечить эффективную подготовку и повышение квалификации педагогических и научно-педагогических работников, применить новые экономические и управленческие механизмы развития образования. Решение этих всех этих проблем является главной задачей.

3 стр., 1307 слов

Основные перспективы развития образования

... в процессе формирования стратегии и тактики развития образования, особенно важен анализ тех этапов его ... обучения и воспитания. В условиях научно-технической революции возникла потребность в людях с ... они ни в коей мере не созданы обществом. Последнее может только помочь или препятствовать ... обучения». Наиболее ярким представителем прагматизма в области педагогики был американский философ и педагог ...

В Украине должны обеспечиваться ускоренный, опережающее инновационное развитие образования, а также создавать условия для развития, самоутверждение и самореализации особенности на протяжении жизни. Национальная доктрина развития образования определяет систему концептуальных идей и взглядов на стратегию и основные направления развития образования в первой четверти XXI века.

Государство должно обеспечить:

  • воспитание личности, которая осознает свою принадлежность к украинскому народу, современной европейской цивилизации, ориентируется в реальности и перспективе социокультурной динамики, подготовка к жизни и труду в образовании, которое меняется;
  • сохранение и обогащение украинских культурно-исторических традиций, воспитание уважительного отношения к национальным святыням, украинского языка, а также к истории и культуре всех коренных народов и национальных меньшинств, которые проживают в Украине, формирование культурных межэтнических и межличностных отношений;

    2.

Общеметодическая часть

2.1 Характеристика содержания профессии

Формой социального заказа выступают учебный план и учебная программа. Они разрабатываются государственными учреждениями и выступают как стандарты профессионального образования.

Рабочая учебная программа это документ практической и педагогической деятельности преподавателя, она разрабатывается непосредственно учебным заведением при подготовки специалистов. Ее разрабатывают преподаватели учебного заведения, она должна включать: базовый блок, специальный блок. Квалификация преподавателя, методического мастерства и от профессионального педагогического опыта влияет на разработку рабочей программы, также влияет на рабочую программу региональные особенности предприятий заказчиков.

Учебный план — это государственный документ, определяющий перечень обязательных предметов, объем учебных часов на их изучения.

Учебные программа бывают типовые и рабочие.

Соотношение теоретического и практического процесса:

  • параллельность — теоретическое обучение предшествует практическому;
  • последовательное — сначала одна теория, а затем переходят на практику;
  • чередование — теория практика, теория практика.

Выбор варианта процесса обучения определяется особенностями профессии, особенности производственного процесса, состояние учебно-материальной базы учебного заведения.

Заключительным этапом учебного процесса выступает защита дипломного процесса.

Рассмотрим организацию учебного процесса в техникуме по специальности 6.010104 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» на базе 9 и 11 классов. Эта специальность состоит из двух взаимосвязанных частей (профессии): техник-строитель.

По этой специальности в техникуме изучают такие предметы:

1. Введение в специальность

2. Инженерная геодезия

3. История архитектуры

4. Электротехника

5. Теоретическая механика

6. Инженерная геология

7. Сопротивление материалов

8. Механика грунтов основ и фундаментов

9. Теплоснабжение и вентиляция

10. Механика грунтов

6 стр., 2519 слов

Анализ изменения просадочных свойств грунтов в процессе строительства ...

... грунтов отвечающих за просадочные процессы в ходе проектирования, строительства и эксплуатации здания ЦДП г. Краснодар. В задачи данной работы входит: изучение особенности строительства, проектирования сооружений повышенной этажности на просадочных грунтах; сравнения изменения свойств просадочных грунтов в ходе строительства ...

11. Строительная механика

12. Архитектура и градостроительство

13. Основания и фундаменты

14. Технология и организация строительного производства

15. Конструкции из дерева и пластмасс

16. Строительные машины

17. Металлические конструкции

18. Железобетонные и каменные конструкции

19. Водоснабжение и канализации

20. История строительной техники

21. Технология возведения и реконструкции зданий

22. Организация управления и планирования строительством

Типовая учебная программа разрабатывается методическими организациями и обязательно для применения всеми учебными заведениями по данной специальности.

Итоговой работой по окончанию специальности является проектирование дипломного проекта, затем студент получает квалификацию «техник-строитель».

2.2 Дидактический анализ содержания предмета

Каждая тема обладает собственными дидактическими особенностями, исходя из специфики содержания. В теме выделяют базисные знания, умения и навыки, определяют особенности их изучения, а также дидактические особенности

Цель изучения предмета «Архитектура» — формирование профессиональных знаний и умений техника-строителя, усвоения студентами содержание дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • основные термины, понятия и положения дисциплины;
  • основные конструкции гражданских; промышленных, общественных зданий
  • знание нормативной литературы;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/na-temu-sovremennoe-proizvodstvo-i-professionalnoe-obrazovanie/

  • индивидуальное проектирование;
  • архитектуру крупных городов;
  • понятия о промышленных узлах;
  • конструкцию зданий и сооружений;
  • строительство в особых районах;
  • историю архитектуры;
  • противопожарные преграды;
  • классификацию конструкций.

Студент должен уметь:

  • давать определения основных терминов и понятий курса;
  • рассчитывать освещение,
  • читать чертежи и схемы;
  • принимать решения при проектировании технологических процессов;
  • объяснить выбор конструкций и материалов при проектировании;
  • основы районной планировки сельских районов;
  • проектирование генеральных планов.

Учебно-воспитательные задачи: закрепить знания, полученные при изучении темы и научить применять их на практике.

Обучающие задачи: закрепить знания, полученные при изучении темы.

Развивающие задачи: выработать умения подбирать необходимые материалов для различных целей.

Воспитательные задачи: подготовить учащихся к боле глубокому изучению архитектуры, конструкций зданий и сооружений.

2.3 Межпредметные и внутрипредметные связи

Установление внутрипредметных и межпредметных связей осуществляется преподавателем после разработки рабочих учебных программ.

Вначале устанавливаем внутрипредметные связи между темами. Исходя из особенностей содержания каждой темы, разбивают темы на подтемы. Определяют последовательность изучения учебного материала и устанавливают внутрипредметные связи.

В архитектуре все темы взаимосвязаны между собой, их объединяет одна общая глава «Основные конструкции и материалы», которая является базисной для изучения последующих тем. В тоже время каждая тема связана с предыдущей таким образом, что не возможно изучить следующую тему без знаний предшествующей.

3. Теоретическое обучение

3.1. Разработка учебной программы по предмету

Содержание профессионального обучения по предмету определяется действующей программой, обязательной для выполнения. Она является документом длительного пользования, однако ее содержание не может быть стабильным. Качество профессионального обучения в первую очередь зависит от умения преподавателя разработать рабочий вариант учебной программы по предмету на весь период обучения с учетом постоянного совершенствования конструкций. развивающихся органазационно-технологических процессов строительного производства, строительной науки и техники.

Формирование содержания учебного материала программы учебно-технологическими блоками позволяет наиболее рационально установить межпредметные и внутрипредметные связи, сократив внутрипредметное дублирование учебного материала, и планировать внеклассную воспитательную работу профессиональной направленности.

Рабочую программу преподаватель разрабатывает на весь срок обучения.

Рабочая программа по предмету «Архитектура»

Лекционный курс (132 часов)

IV семестр — 66 часов, V семестр — 66 часов

Таблица 1 Рабочая программа. Лекционный курс

Учебно-технологический блок

Тема программы

1. Конструкции и основные типы гражданских зданий

1. Капитальное строительство как отрасль народного хозяйства

2. Индустриализация строительства

3. Архитектурное решение зданий. Элементы, узлы зданий

4. Привязка конструктивных элементов

5. Конструктивные элементы, типы и схемы гражданских зданий

6. Меры, обеспечивающие стойкость и пространственную жесткость бескаркасных конструкций

7. Меры, обеспечивающие стойкость и пространственную жесткость каркасных конструкций

8. Природные и искусственные основания их характеристика, требования к основаниям

9. Классификация фундаментов, глубина заложения

10. Конструктивные решения столбчатых, свайных, ленточных фундаментов

11 Гидроизоляция подвала и пола от грунтовой влажности и грунтовых вод

12. Отмостка

13. Проектирование ленточных фундаментов

14.Классификация стен и требования к ним.

15. Элементы каркаса

16. Кирпичные стены, системы перевязки швов. Стены из мелких блоков

17. Архитектурно-конструктивные элементы стен. Ж/б прогоны и ригели

18. Классификация перекрытий и требования к ним

19. Перекрытия из сборных ж/б панелей их опирания на стены и анкеровка

20. Классификация полов, их конструкция по виду материала

21. Проектирование и раскладка плит перекрытия их анкеровка

22. Подбор перемычек

23. Классификация перегородок и требования к ним

24.Конструктивное решения перегородок

25 Классификация окон и дверей их элементы, требования к ним

26.Установка и крепления окон и дверей в проемах стен и перегородок

27. Классификация крыш их элементы, требования к ним

28. Выходы на крышу

29. Кровля виды, требования к ней.

30. Конструктивное решение устройства кровли по виду материала

31. Классификация лестниц их элементы, требования к ним

32. Конструктивное решение лестниц.

33. Определения размеров ступеней

34. Дымовые и вентканалы в зданиях

35. Пассажирские и грузовые лифты

36. Деревянные здания

37. Здания из объемных блоков

38. Каркасно-панельные здания

39. Панельные здания

40. Монолитные здания

41. Проектирование генеральных планов

42. Проектная документация

43. Чтение чертежей

44. Понятие о проекте

45. Проектирование зданий

2. Конструкции промышленных зданий

1. Классификация промышленных зданий и требования к ним

2. Подъемно транспортное оборудование

3. Конструктивные типы промышленных зданий

4. ТЭ оценка объемно-планировочных решений

5. Фундаменты промышленных зданий и требования к ним

6. Стальной каркас промышленных зданий и требования к нему

7. Проектирование сборного ж/б каркаса промышленных зданий и требования к нему

8. Смешанный каркас промышленных зданий и требования к нему

9. Каркас многоэтажного промышленного здания и требования к нему. Без балочная система

10. Каркас многоэтажного промышленного здания и требования к нему. Балочная система

11. Деформационные швы

12. Окна промышленных зданий и требования к ним

13. Ворота промышленных зданий и требования к ним

14. Фонари промышленных зданий и требования к ним

15. Полы промышленных зданий и требования к ним

16. Стены промышленных зданий и требования к ним

17. Кровля промышленных зданий и требования к ней

18. Водоотвод

19.Перегородки промышленных зданий и требования к ним

20. Противопожарные преграды

3. Проектирование промышленных зданий и предприятий

1. Проектирование промышленных зданий производственных и бытовых помещений

2. Проектирование генеральных планов промышленных предприятий

3. Конструкции инженерных сооружений

4. Аграрно-промышленные комплексы

4. Строительство в особых геодезических условиях

1. Строительство в сейсмических районах

2. Строительство в условиях вечной мерзлоты

3. Строительство на просадочных грунтах

4. Строительство на подрабатываемых грунтах

5. Общие положения об архитектуре

1. Сущность архитектуры и ее задачи

2. История архитектуры

3. Современная архитектура

Практическое занятие (90 часов)

IV семестр — 32часа, V семестр — 58часов. Практические занятие проводится с целью закрепления лекционного материала и приобретение навыков по проектированию гражданских, промышленных и общественных зданий.

Таблица 2 Рабочая программа. Практические занятия

Содержание практических занятий

1.

Понятие про класс зданий

2.

Экономическое значение конструктивных элементов в общей стоимости строительства

3.

Искусственное основание

4.

Фундаментные балки

5.

Фундаменты стаканного типа

6.

Ленточные фундаменты

7.

Монолитные фундаменты

8.

Монолитные конструкции стен

9.

Деформационные швы

10.

Виды наружной и внутренней облицовки стен

11.

Виды перекрытий

12.

Кровля

13.

Наружные стены

14.

Каркасные здания

15.

Перегородки

16.

Окна

17.

Двери

18.

Витражи

19.

Мансардные окна

20.

Конструктивное решение лестничных маршей, площадок

21.

Расчет лестничных маршей

22.

Пространственная жесткость зданий

23.

Каркасные здания

24.

Без каркасные здания

25.

Монолитные здания

26.

Узлы гражданских зданий

27.

Узлы общественных зданий

28.

Конструктивные схемы

29.

Деревянные здания

30

Дымовые каналы

31

Пассажирские, грузовые лифты

32

Типизация унификация зданий

33

Облегченное покрытие

34

Естественная освещенность

35

Промышленные здания

36

Одноэтажные промышленные здания

37

Многоэтажные промышленные здания

38

Промышленные узлы

39

Конструкция кровли промышленных зданий

40

Архитектура больших городов

41

История архитектуры

42

Планирование квартир

43

Противожарные преграды

44

Проектно-сметная документация

45

Чтение чертежей

3.2 Учебно-материальная база теоретического обучения

Учебно- материальная база теоретического обучения включает в себя: аудитории для лекций, оснащенные плакатами, макетами, моделями, доской, а также методическим кабинетом.

Классную доску располагают на уровне хорошей видимости со всех рабочих мест учащихся. Удобные доски, изготовленные из стеклянного листа. Одна сторона которого матовая, а другая покрыта краской зеленного или салатного цвета. Рекомендуется классную доску сделать из двух частей, одну часть разбить на клетки, что позволит преподавателю достаточно масштабно выполнять графические работы, а учащимся правильно их воспринимать и воспроизводить в рабочих конспектах. На другой части изобразить контуры образца формата А1 для демонстрации выполнения графической части письменной экзаменационной работы.

Для демонстрации учебных плакатов используют типовые стандартные механические плакатницы, которые оснащены учебными плакатами по темам программы.

Полезно иметь на уроке сборно-разборный макет одноэтажного промышленного здания.

На рабочем месте рекомендуется иметь макеты узлов промышленных и гражданских зданий

Если есть видеотелевизионный комплекс, его располагают так, чтобы обеспечить оперативное управление им хорошую видимость телепоказа.

3.3 Формы и методы теоретического обучения

Методы изучения темы в целом принимаются преподавателем при проектировании процесса изучения тем рабочей учебной программы и служат методическим ориентиром при проектировании оптимального сочетания методов обучения и контроля на каждом уроке по данной теме. При этом учитывают особенности содержания учебного материального урока, поставленные учебно-воспитательные задачи и учебно-методическое обеспечение урока, уровень владения выбранными методами обучения и контроля.

Применяя словесный метод преподаватель, должен предусмотреть прямую и обратную связи с учащимися в процессе урока: вовлечение учащихся в беседу путем постановки устных проблемных вопросов, организация поэтапного закрепления учебного материала урока, решение задач и выполнение упражнений. Активное обучение достигается в том случае, при данных методах, если обеспечивается самостоятельная работа учащихся с периодическим их контролем. При данных методах ограничивается число учащихся, которое может быть вовлечено в активную деятельность. Активность может быть повышена путем использования программированного обучения.

Наглядно-демостративные методы (показа плакатов, макетов, моделей, диа-, кино- и видеофильмов) наиболее эффективны при профессиональном обучении учащихся. Наглядно-демонстрационные методы сочетаются со словесными. Этот метод выбирают в соответствии с учебно-методическим обеспечением предмета.

Метод тренажера можно широко применять при изучении данного предмета при наличии соответствующих сборно-разборных макетов зданий, действующих тренажеров и моделей, а также с помощью персональных компьютеров.

Формы теоретического обучения:

  • коллективная;
  • индивидуальная.

Коллективная форма обучения предполагает, что в процессе обучения будет участвовать группа учащихся.

Индивидуальная форма обучения предполагает, что в процессе обучения будет участвовать один учащихся.

3.4 Средства обучения и контроля

Средства обучения и контроля: натуральные образцы, макеты, модели, муляжи, плакаты и таблицы, транспаранты, аудиовизуальные средства, тренажеры и тренировочные устройства.

Вначале указывают вид средства (натуральные образцы, макеты, модели), затем перечисляют все соответствующие средства обучения и контроля, имеющиеся в учебном кабинете.

Для проектирования оптимально набора средств обучения и контроля необходимо проанализировать их дидактические возможности. Плакаты, выпускаемые издательствами, в основном отражают содержание учебно-программного материала, однако содержание отдельных плакатов не соответствует содержанию уроков. Поэтому рекомендуется создавать свои рабочие плакаты по каждому уроку путем аппликации (используя типовые плакаты) и дорисовки необходимых позиций. Следует помнить, что плакат должен хорошо быть виден со всех рабочих мест учащихся.

При изучении организации рабочего места и технологических процессов монтажа конструкций эффективны динамические плакаты.

Например, для контрольного урока по теме «Конструктивные решения ленточных, свайных, и столбчатых фундаментов» составляются карточки с вопросами на каждый вопрос дается 5 минут для ответа:

1. Какие виды фундаментов Вы знаете.

2. Дайте классификацию фундаментов по способу изготовления.

3. Дайте классификацию фундаментов по материалу.

4. Какие Вы знаете фундаменты глубокого заложения.

Например, по теме «Классификация крыш, основные элементы » карточки с вопросами для закрепления профессиональных знаний на 10-15 минут:

1. Конструкция кровли с теплым чердаком.

2. Конструкция кровли с холодным чердаком.

3. Крыши, которые эксплуатируются, их конструкция.

4. Укрепление кровли.

5. Конструктивное решение устройства кровли по виду материала.

Для изложения темы «Одноэтажные промышленные здания» преподаватель показывает макет и объясняет учащимся конструктивное решение.

3.5 Учебно-методическое обеспечение

Комплексное учебно-методическое обеспечение является составной частью технологии педагогического проектирования и определяется содержанием предмета и принятой методической системой профессионального обучения и воспитания. Оно включает в себя учебно-методическую документацию и средства обучения, необходимые для полного качественного обучения.

Исходным документом для разработки учебно-методического обеспечения предмета является рабочая учебная программа. Для создания оптимальной системы учебно-методической документации и формирования оптимального набора средств обучения и контроля преподаватель или коллектив преподователей разрабатывает «Паспорт комплексного учебно-методичского обеспечения предмета», который включает следующие разделы:

1. Учебная документация: учебный план, нормы оснащения учебного кабинета, комплекты экзаменационных билетов, план работы учебного кабинета.

2. Учебная литература для учащихся: учебники, учебные пособия, конспекты лекций, сборники задач, справочники, документация письменного инструктирования и инженерно-технологическая документация.

3. Литература для преподователей: методические пособия, методические рекомендации и разработки, экспресс-информация, информационные бюллетени.

4. Средства обучения и контроля: натуральные образцы, макеты, модели, муляжи, плакаты и таблицы, транспаранты, аудиовизуальные средства, тренажеры и тренировочные устройства.

Систематизацию учебной литературы для учащихся и преподователей рекомендуется выполнить по следующей форме: тема предмета, вид литературы, перечень имеющейся литературы и литературы, необходимой для приобретения, а также целевые учебные разработки по отдельным сложным вопросам темы.

Вначале рекомендуется ознакомится с учебной и методической литературой в библиотеке университета, выяснить количество имеющихся экземпляров. Затем проанализировать содержание литературы, указать ее назначение. По каждой теме указать основной учебник и рекомендуемую дополнительную литературу.

После рассмотрения всех тем учебной программы подготавливают перечень литературы по разделам экзаменационной работы.

После завершения систематизации литературы, имеющейся в библиотеке строительного техникума, определяют, какие из тем программы оказались виды и содержания требуемых разработок.

Для целенаправленной работы по обеспечению учебной литературой составляют каталог издательств, занимающихся выпуском соответствующей литературы и периодических изданий, и совместно с работниками библиотеки организуют своевременный их заказ.

Особо следует остановиться на обеспечении учебной программы инженерно-технической документацией на строительно-монтажные работы. Их использование в учебном процессе должно быть систематическим и конкретным.

Обеспечивать учебный процесс нормативной документацией можно путем целевых заказов по мере их издания или через инженерную службу базового предприятия.

Техническая документация отражает конкретное строительство поэтому может эффективно использоваться в учебном процессе только в период изучения строящегося объекта и организации практического обучения учащихся.

Техническую документацию разрабатывает проектная организация на строительство конкретного объекта.

Основными документами на строительной площадке. Определяющими организацию и технологию производства строительно-монтажных работ. Является проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР), СНиП, ДБН. Эти документы являются инженерной основой изучения архитектуры.

3.6 Система контроля знаний

Контроль — составная часть процесса профессионального обучения. Важное значение имеют содержание, место и цели проведения различных видов контроля и умелое их взаимосочетание. Контроль бывает текущем, периодическим и итоговым.

Комплексную систему контроля знаний, умений и навыков по предмету разрабатывают на основе рабочей программы с учетом внутрипредметных и межпредметных связей и содержания письменной экзаменационной работы. Контроль должен быть целенаправленным и обеспечивать качественное выполнение учащимися письменной экзаменационной работы по заключительном этапе теоретического обучения.

Одним из видов периодического контроля является тематический зачет, задача которого — проверка теоретических знаний изученной темы и контроль умений и навыков применения теоретических знаний при решении практических вопросов.

Содержание тематических зачетов должно быть связано с содержанием письменной экзаменационной работы, выполняемой на заключительном этапе обучения.

Тематические зачеты могут быть по одной теме или нескольким, содержание которых взаимосвязано. По отдельным темам возможен только текущий контроль.

Порядок проведения тематического зачета следующий: контроль теоретических знаний, контроль умений и навыков (комплексная контрольно-практическая работа).

При этом содержание контроля знаний и контроля умений и навыков должно быть взаимосвязано.

Тематический зачет — это систематический поэтапный контроль за учебной деятельностью учащихся и их подготовкой к самостоятельному решению практических задач.

Текущий контроль за учебной деятельностью учащихся осуществляет преподаватель на уроках. Формы и методы его проведения должны обеспечивать оперативную обратную связь и корректировку учебного процесса, т.е. минимальное отведенное время преподавателем должен получить максимальный объем обратной информации о качестве усвоения знаний учащимися.

Содержание текущего контроля должно охватывать базисные вопросы темы и содержание тематического зачета.

Учебным планом за определенный период обучения (полугодие, курс) предусматривается периодический контроль в виде текущего зачета путем собеседования с учащимися по вопросам программы, письменных ответов на поставленные вопросы или экзамена. Текущий зачет может быть выставлен на основании результатов тематических зачетов и текущего контроля.

Итоговый контроль охватывает весь учебный материал предмета за полный курс обучения и включает итоговый экзамен по предмету и защиту дипломного проекта.

3.7 Проектирование и методика проведения уроков

Преподаватель проектирует уроки в соответствии с разработанной технологией изучения темы: определяет учебно-воспитательные задачи; разрабатывает структуру урока, последовательность и примерную продолжительность его элементов; систематизирует содержание учебного материала; выбирает оптимальное сочетание методов и форм обучения и контроля; определяет учебно-методическое обеспечение урока и самостоятельной работы учащихся.

Учебно-воспитательные задачи урока определяются его базисным содержанием и объемом профессиональных знаний, умений и навыков. Которые должны получить учащиеся при изучении данной темы. Учебно-воспитательные задачи включают общеобразовательные, воспитательные и задачи развития умений и навыков, имеющие важное значение в профессиональном обучении.

Структура урока определяется поставленными учебно-воспитательными задачами, спецификой содержания учебного материала и зависит от методов обучения и контроля, которые будут использоваться преподавателем на уроке. На структуру урока влияет его место в учебно-технологической схеме изучения темы, а также уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся. Проектируя структуру урока, надо помнить, что она может быть только примерной, т.е. прогнозируется возможный вариант последовательности элементов урока, так как конкретные учебные условия в учебной группе оказывают определенное влияние на разработку рабочих планов уроков в текущем году.

Рассмотрим структуру урока.

ПЛАН УРОКА.

Тема программы:

Тема урока:

Тип урока:

Цель урока.

Учебно-воспитательные задачи:

Методы. Пояснения, беседа

Учебно-методическое оснащение:, Средства обучения:, Средства контроля:, СТРУКТУРА УРОКА.

I. Организационный момент урока. Преподаватель требует внимания от учащихся. Проводит перекличку.

II. Воспроизведение и систематизация ранее изученного материала, необходимого для овладения новыми знаниями.

III. Проверка готовности учащихся к уроку(конспекты, линейки, чертежные принадлежности, карандаши).

Актуализация опорных знаний:

(взаимосвязь выученного материала с темой занятия)

1. Для чего нужны стены?

2. Какие стены по роду материала Вы знаете?

3. Как Вы полагаете, какой конструктивный элемент применяется для устройства междуэтажного перекрытия?

4. Как устроено перекрытие у Вас дома?

Метод контроля

Краткое подведение итогов

IV. Изложения нового материала.

Определение перекрытия.

Основные требования к перекрытиям.

Классификация перекрытий.

Краткая характеристика отдельных видов перекрытия, их конструктивное решение.

Устройство надчердачных и надпольных перекрытий.

V. Обобщение и систематизация новых знаний.

1. Для чего нужны перекрытия?

2. Какие требования предъявляются к перекрытиям и почему?

3. Как перекрытия классифицируются?

4. Особенности устройства надчердачных и надпольных перекрытий

VI. Подведение итогов:

Вопросы для закрепления нового материала

Основные требования к перекрытиям

  • Классификация перекрытий по характеру работы и материалу
  • Особенности устройства надчердачных и надпольных перекрытий

VII. Задание для самостоятельной работы учащихся(краткий конспект, умение пояснить данный материал)

Монолитные перекрытия, область их применения

VIII. Задание на дом

Самостоятельная работа по новому учебному материалу, дополнить конспект.

4. Практическое обучение

4.1 Планирование практического обучения

Практическое обучение можно планировать тремя способами

  • параллельность — теоретическое обучение предшествует практическому;
  • последовательность — сначала одна теория, а затем переходят на практику;
  • чередование — теория практика, теория практика.

Параллельное обучение предусматривает в первую очередь изучение теории определенной темы, а затем для закрепления изученной темы проводится практическая работа в виде семинара, контрольной или проверочной работы по карточкам. Этот метод может быть эффективным если темы не очень объемные, такими чтобы преподаватель имел возможность на практическом занятии проверить применение знаний учащихся на практике относительно всех подтем.

Последовательное обучение включает в себя изучение целого раздела, а для закрепления этого раздела проводится практическое занятие. Практическое занятие, проводимое после изучения ряда тема может быть в виде письменного или устного зачета, подсчета объемов работ на определенный процесс строительства, подсчета калькуляции и трудозатрат. Этот метод является не самым эффективным так как при проведении практического занятия преподаватель не может опросить одного учащегося по всем темам, входящим в данный раздел. И тогда учащийся получает знания поверхностные.

Метод чередования является самым эффективным методом. Тема разбивается на подтемы и после изучения каждой подтемы учащиеся имеют возможность применить свои знания на практике. Что позволяет им более глубоко изучить данный вопрос.

Практическое занятие

Тема: Проектирование перекрытий из сборных ж/б конструкций (многопустотных плит)

Цель: Закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков по проектированию ж/б перекрытий

Вид занятия:, Литература:, Повторение материала изученного на предыдущих занятиях

  • Какие виды перекрытий Вы знаете
  • Какие бывают перекрытия по роду материала?
  • Какая минимальная глубина опирания плит на стену?
  • Особенности устройства надчердачных и надпольных перекрытий

Ход выполнения практической работы:

  • Работа с исходными данными
  • Схематическое вычерчивания плана
  • Определение привязки стен
  • Расстановка размеров
  • Выполнить раскладку плит перекрытия
  • Выполнить анкеровку плит

Оформление выполненной работы

Выводы: Согласно заданию мною запроектировано плит ______ марки________

Задание на дом:

4.2 Учебно-материальная база практического обучения

Учебно-материальная база теоретического обучения включает в себя: аудитории для практических занятий, лаборатории, мастерские оснащенные плакатами, макетами, моделями, доской, а также методическим кабинетом.

Классную доску располагают на уровне хорошей видимости со всех рабочих мест учащихся. Удобные доски, изготовленные из стеклянного листа. Одна сторона, которого матовая, а другая покрыта краской зеленного или салатового цвета. Рекомендуется классную доску сделать из двух частей, одну часть разбить на клетки, что позволит преподавателю достаточно масштабно выполнять графические работы, а учащимся правильно их воспринимать и воспроизводить в рабочих конспектах. На другой части изобразить контуры образца формата А1 для демонстрации выполнения графической части письменной экзаменационной работы.

Для демонстрации учебных плакатов используют типовые стандартные механические плакатницы, которые оснащены учебными плакатами по темам программы.

Полезно иметь на уроке сборно-разборный макет одноэтажного промышленного здания.

На рабочем месте рекомендуется иметь макеты узлов гражданских и промышленных зданий

Если есть видеотелевизионный комплекс, его располагают так, чтобы обеспечить оперативное управление им хорошую видимость телепоказа.

4.3 Формы и методы практического обучения

Методы изучения темы в целом принимаются преподавателем при проектировании процесса изучения тем рабочей учебной программы и служат методическим ориентиром при проектировании оптимального сочетания методов обучения и контроля на каждом уроке по данной теме. При этом учитывают особенности содержания учебного материального урока, поставленные учебно-воспитательные задачи и учебно-методическое обеспечение урока, уровень владения выбранными методами обучения и контроля. Практический метод обучения следует применять в тесном сочетании со словесным и наглядно-демонстрационным методами. Одним из практических методов является опорный конспект — краткий обобщенный конспект учебного материала, выполняемый с помощью условных обозначений физических, математических величин, знаков, символов, сокращений.

Метод ученического проектирования может быть применен при разработке рабочих чертежей, монтажных схем зданий. Монтажных соединений элементов конструкций. В основе задания на проектирования должна быть определенная инженерная задача или проблема. Возможен вариант игрового ученического проектирования путем поиска рационального варианта решения задачи.

Метод активного обучения — это имитация предстоящей производительной деятельности учащихся в процессе игровых занятий. Данные методы подразделяются на имитацию индивидуальной профессиональной деятельности (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения и метод тренажера) и имитацию коллективной деятельности учащихся (деловые производственные игры, разыгрывание ролей).

Формы практического обучения:

  • коллективная;
  • индивидуальная.

Коллективная форма обучения предполагает, что в процессе обучения будет участвовать группа учащихся.

Индивидуальная форма обучения предполагает, что в процессе обучения будет участвовать один учащихся.

4.4 Учебно-методическое обеспечение

Комплексное учебно-методическое обеспечение является составной частью технологии педагогического проектирования и определяется содержанием предмета и принятой методической системой профессионального обучения и воспитания. Оно включает в себя учебно-методическую документацию и средства обучения, необходимые для полного качественного обучения.

Особо следует остановиться на обеспечении учебной программы инженерно-технической документацией на строительно-монтажные работы. Их использование в учебном процессе должно быть систематическим и конкретным.

Обеспечивать учебный процесс нормативной документацией можно путем целевых заказов по мере их издания или через инженерную службу базового предприятия.

Техническая документация отражает конкретное строительство, поэтому может эффективно использоваться в учебном процессе только в период изучения строящегося объекта и организации практического обучения учащихся.

Техническую документацию разрабатывает проектная организация на строительство конкретного объекта.

Основными документами на строительной площадке. Определяющими организацию и технологию производства строительно-монтажных работ. Является проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР) СНиП, ДБН. Эти документы являются инженерной основой изучения архитектуры.

В учебном кабинете нужно иметь полный комплект ПОС и ППР на гражданское и промышленное здание СНиПы, ДБНы, производственная документация, по форме единая для всех видов строительства, по содержанию отражает особенности конкретного строительства. Перечень производственной документации, форма и порядок ведения определяются соответствующими нормативными документами.

4.5 Организация и проведение контрольных работ

Преподаватель организовывает контрольные работы для оценки знаний учащихся. Контрольные работы могут включать в себя письменный опрос и устный. Проводить контрольные работы преподаватель может после изучения каждой темы и в конце изучения курса.

Методика проведения контрольно-проверочного урока по теме, Тема программы:

Тема урока:

Тип урока:

Учебно-воспитательные задачи:, Учебно-методическое оснащение:, Структура урока.

I. Организационный момент урока. Необходимо сделать перекличку, отметить отсутствующих, проверить наличие опорных конспектов. Преподаватель объявляет учащимся, чем они будут заниматься в течение урока, и в какой форме будет проходить опрос (устный, письменный).

(5-7 мин.)

II. Воспроизведение основных (опорных) знаний контролируемой темы.

Сначала преподаватель делит группу по вариантам ( 1, 2 варианты).

Выдает вопросы и дает время на выполнение задания (20 мин.).

Вопросы:

1 вариант

1. Какие виды перекрытий Вы знаете

2. Какие бывают перекрытия по роду материала?

3. Какая минимальная глубина опирания плит на стену?

4. Особенности устройства надчердачных перекрытий

2 вариант.

1. Основные требования к перекрытиям

2. Классификация перекрытий по характеру работы.

3. Особенности устройства надпольных перекрытий

Далее преподаватель собирает работы и переходит к следующему этапу урока.

III. Контроль знаний учащихся.

Преподаватель вывешивает на доске плакаты и вызывает учащихся, которых просит объяснить устройство перекрытия. Далее спрашивают у сидящих учащихся, не хотят ли они что-нибудь исправить или дополнить. Преподаватель выслушивает все замечания и комментирует их. (20 мин.)

IV. Контроль умений и навыков учащихся.

Преподаватель предлагает учащимся описать устройство перекрытия у Вас дома. На выполнение задания учащимся выделяется 20 мин.

По истечении срока преподаватель проверяет выполненное задание и обращает внимание на наиболее распространенные ошибки. (5-7 мин.)

V. Задание на дом.

Преподаватель выдает задание учащимся для того, чтобы они ознакомились с темой следующего занятия.

Итоговой работой в конце изучения курса является зачет и экзамен.

Учащиеся, которые в семестре выполняли все пункты рабочей программы, получают зачет автоматически.

Учащиеся, которые не выполнили в семестре отдельные разделы рабочей программы получают зачет в письменной или в устной форме.

К экзамену допускаются только те учащиеся которые выполнили все пункты рабочей программы, выполнили курсовой проект. Экзамен проводится по билетам в устной и в письменной форме (комбинированный)

5. Воспитательная работа

5.1 Цели и задачи профессионального обучения

Педагогическая технология профессионального обучения — представляет совокупность форм, методов, средств обучения и контроля применяемых в процессе обучения и направленных на формирование профессиональных знаний и развитий умений и навыков.

Профессиональное обучение — это процесс овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками определенной профессии.

Цель — это основное направление и конечный результат процесса обучения.

Задачи — это частное решение проблем на пути поставленной цели.

Цель профессионального образования определяется социальным заказом общества, потребности производства. Социальный заказ в свою очередь определяется государством и обществом.

Задачи профессионального образования интегрируют в себе комплекс проблемы воспитания человека.

Профессиональное образование построено на комплексной основе:

  • политехнический блок — для всех отраслей
  • общеобразовательный блок — для всех профессий отрасли
  • часть по профессии — для одной профессии.

Факторы влияющие на содержание профессионального образования:

  • закономерности отрасли производства;
  • производственные процессы;
  • технологические процессы.

5.2 Воспитательная работа учебных занятий

Учебно-воспитательные работы профессиональной направленности разрабатываются преподавателем при проектировании процесса изучения тем рабочей учебной программы.

Преподаватель должен воспитать у учащихся умения применять полученные знания на практике. У учащихся, должен, появиться интерес к предмету и профессии.

На занятиях преподаватель определяет учебно-воспитательные задачи в зависимости от типа урока.

Для урока контрольно-проверочного урока учебно-воспитательные задачи могут быть такими — проверить и оценить усвоение учащимися основных вопросов темы. Оценить возможность умения применить полученные знания на практике.

Для комбинированного урока — привить учащимся знания по новой теме; воспитать в них стремление к дальнейшему самостоятельному изучению данной темы; научить студентов применять полученные знания на практике.

Для урока изучения нового материала — изучить новый материал темы, обобщить и систематизировать новые знания.

Для урока закрепления знаний — закрепить знания, полученные при изучении темы.

Для урока применения знаний — научится применять полученные знания.

Для урока повторения — обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы.

Для урока обобщения — обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы.

5.3 Внеклассная воспитательная работа

Основные направления внеклассной учебно-воспитательной работы профессиональной направленности разрабатывает преподаватель при проектировании процесса изучения тем рабочей учебной программы. Одной из главных задач является установление прочных связей внеклассной учебно-воспитательной работы профессиональной направленности с содержанием учебной программы.

Проектируя процесс изучения темы, преподаватель определяет вопросы, которые могут быть наиболее интересны для разработки содержания внеклассной работы, форму организации и содержания внеклассной работы. Внеклассную работу можно планировать раздельно по учебным группам или одновременно для нескольких смежных учебных групп после изучения отдельных тем, учебно-технологического блока или технологического процесса. Однако во всех случаях преподаватель должен играть ведущую роль в их разработке, подготовке и проведении и координировать работу классных руководителей, мастеров практического обучения и преподавателей смежных предметов.

Рассмотрим формы организации внеклассной работы, способствующие развитию интереса у учащихся к предмету и профессии и расширяющие их кругозор. Семинарские занятия рекомендуется проводить в процессе или после изучения учебно-технологического блока. Основная задача семинарских занятий — теоретическое общение изученного материала (темы, или учебно-технологического блока).

Преподаватель выносит на семинар основные вопросы, знакомит с ними учащихся и распределяет задания, а затем совместно с ними детально разрабатывает план подготовки рефератов.

В период подготовки к семинару организуют консультации. При подготовке рефератов учащиеся должны использовать литературу и свой опыт практической работы на строительстве. Семинарское занятие преподаватель начинает кратким вступлением: сообщает тему занятия и основные проблемы, которые выдвинуты для обсуждения. Затем учащиеся выступают с рефератами.

Целесообразно в план семинара включить показ соответствующего кинофильма. Преподаватель должен стремиться организовывать дискуссию путем постановки проблемных вопросов.Семинарские занятия можно проводить в учебное время (как одна из форм организации обучения учащихся) или после уроков (как одна из форм внеклассной работы).

При проведении в учебное время семинары в основном рассчитаны на урок а, после уроков семинары более продолжительными, а значит, и более обширными по содержанию. В них могут принимать участие учащиеся нескольких учебных групп. Теоретическую конференцию обычно проводят как итог учебного полугодия или года. Основная задача конференции — рассмотрение наиболее актуальных вопросов, связанных с организацией и технологией строительства. В конференции принимают участие все учебные группы данной профессии, преподаватели. Представители базового предприятия и других строительных организаций. Подготовка теоретической конференции в основном аналогична подготовке к семинарским занятиям. Координирующая роль в ее организации и проведении принадлежит преподавателю технологии и организации строительного производства.

На конференции должны рассматриваться теоретические вопросы и практический опыт, применяемый на базовом предприятии, в стране и за рубежом. Открытие теоретической конференции лучше поручить представителю базового предприятия или другому специалисту. Затем с докладом выступают учащиеся и другие участники. Преподаватель технологии и организации строительного производства может выступить в заключении конференции. Итоги конференции подводит председатель базового предприятия. Возможен показ фрагментов кинофильма или слайд-фильма, рассказывающих и методах строительства на базовом предприятии.

6. Проектирование дипломного проекта

6.1 Преддипломная практика

Преддипломная практика является завершающей ступеней в подготовке техника строителя и непосредственно предшествует дипломному проектированию.

В ходе преддипломной практике студент не только собирает фактический материал, необходимый для дипломного проекта, но и проходит соответствующую подготовку, закрепляющую знания, полученные в техникуме, и овладевает умениями и навыками.

Согласно с учебным планом, преддипломная практика проводиться на протяжении 4 недель на 111курсе, на базе 11 классов и на 1Vкурсе, на базе 9классов.

Преддипломная практика проводится в проектных и строительных организациях.

Во время практики студент должен ознакомится с процессами проектировании и строительства объекта близкий к тому, который будет рассматриваться в дипломном проекте, и уделять время подбору материалов для выполнения дипломного проекта.

Во время практики студент должен придерживаться рабочей дисциплины и правил внутреннего распорядка организации, в которой проходит практику.

После окончания студент составляет письменный отчет про выполненную работу. К отчету прилагается дневник по практике. Отчет и дневник должны быть подписаны и заверены руководителем от производства.

По итоги практики проводится дифференцированный зачет.

Цель преддипломной практики:

  • закрепления и углубления знаний, полученных в процессе обучения в университете;
  • развитие практических навыков самостоятельной работы на инженерных местах в проектных организациях или технических службах, которые обеспечивают организацию и руководителя строительством объекта в строительных управлениях;
  • собрать материал для выполнения преддипломного проекта.

Задание практики:

  • ознакомление с организацией проектно-конструкторской работы, последовательностью разработки, прохождение и утверждение проектной документации;
  • изучение использования современных методов расчета строительных конструкций;
  • приобретение знаний и умений первоначальной инженерной должности в соответствии с требованиями квалификационной характеристикой;
  • разработка элементов проекта выполнения работ;
  • собирать материалы и выходные данные для проектирования дипломного проекта: характеристики строительной площадки, геологических, гидрогеологических, объемно-планировочных и конструкторских решений строительства, выбор машин и механизмов для производства работ, основных технико-экономических показателей для объектов, близких к объектам дипломного проекта;
  • изучение системы подготовки кадров на производства, в организации;
  • изучение организации охраны труда и окружающей среды на производстве.

6.2 Дипломная работа

Дипломный проект выполняется на 1V курсе после 9 класса и 111 курсе после 11 класса обучения, студентами дипломниками.

В процессе дипломного проектирования закрепляются и углубляются знания, полученные во время обучения, и приобретение навыков практического их применения.

Работа над дипломным проектом студентов специальности 6.010104 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» имеет некоторые особенности.

Эта работа предъявляет к студентам требования к самостоятельному подходу к развитию не только инженерных, но и педагогических задач.

В инженерной части работы как на стадии разработки архитектурно-конструкторских решений, так и при разработке проекта организации строительства и проекта производства строительных работ дипломник должен показать умения рационального выбора: