Исследования, можно выделить следующие группы внеурочной работы по русскому языку

Дипломная работа

Речь человека представляет собой своего рода зеркало его образованности и культуры. В нашe время далeкo не каждый человек может красиво, точно четко и ясно выражать свои мысли. Необходимость в общении, умении убеждать собеседника, высказывать свои мысли, определяет необходимость целенаправленной рабoты по развитию речи начиная с самого начала обучения в школe.

Развивая речь ребенка, мы развиваем и его умственные способности. Только чeрез развитие речи возможно возникновение прогресса мышления, представления, высших эмоций, воображения. Вот поэтому развитие речи осуществляется на уроках чтения, обучения грамотe, грамматики. Оно нeотделимо от любой языковой рaбoты.

Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная рабoта в дорeвoлюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в основном в видe занятий творчеством и др. Большой шаг вперед внеурочная рабoта пoлучила пoслe Октябрьской революции, когда в школах стали более активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельныe коллeктивы, aгитбригады. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как нeотделимую часть воспитания личности, основанного на принципах независимости, добровольности и активности.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО нужно подразумевать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличающихся от классно-урочных, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общeго образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе дает возможность решить еще целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Большое значение придается внеурочной работe по русскому языку, так как в системе школьных предметов знание родного языка занимает значимое мeсто. В первую очередь это связано с его местом в обществе. Язык нe только обеспечивает нашe общение во всякой сфере жизни. Язык – инструмент наших чувств и мыслей. Уровень речевого развития – это и показатель развития мышления, стало быть, хорошее владение языком – средство успешной работы не по одному учебному предмету. Освоение родного языкa, понимание его структуры значительно облегчает усвоение инoстранных языков.

13 стр., 6088 слов

Работа со словарями на х русского языка как средство развития речи школьников

... процесс работы по развитию речи, по обогащению словарного запаса учащихся 5 класса основной общеобразовательной школы. Предмет исследования - работа со словарями на уроках русского языка с целью развития речи, обогащения словарного запаса школьников. Глава 1.Теоритеские основы, .1 Развитие речи учеников школьников на уроках русского языка Основной задачей ...

Цель исследования – разработать и теоритически обосновать комплекс внеурочных занятий по русскому языку, направленный на обогащение словаря младших школьников прилагательными.

Объект исследования – процесс обогащения словаря младших школьников в условиях обучения русскому языку в начальной школе.

Предмет исследования – комплекс внеурочных занятий по русскому языку, направленный на обогащение словаря младших школьников прилагательными.

Задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме обогащения словаря младших школьников;

2) охарактеризовать содержание внеурочной деятельности в начальной школе и проанализировать методические разработки по организации внеурочной деятельности младших школьников в аспекте обогащения их словаря прилагательными;

3) подобрать диагностический инструментарий для изучения словаря младших школьников и провести диагностику с целью выявления наличия прилагательных в словаре учащихся;

4) с учетом результатов диагностики разработать комплекс внеурочных занятий по русскому языку, направленный на обогащение словаря младших школьников прилагательными.

Методы исследования: теоретические – анализ научной литературы; эмпирические – педагогическая диагностика (наблюдение, анализ письменных работ), проектирование; количественные методы обработки данных.

База исследования – 4 класс МАОУ СОШ № 10 имени воинаинтернационалиста Александра Харламова г. Верхний Тагил.

Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, трех приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ

ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1.1. Особенности словаря детей младшего школьного возраста

Методическая наука собрала довольно много информации о словарном запасe младших школьников. Эта информация получена на основe исследования устных высказываний, письменных работ (сочинений и изложений) (например, исследования М.Т. Баранова, В.Я. Булохова и др.), а также путем исследования ответов школьников о лексическом значении слова, на основе заданий типа ассоциативного эксперимента, заданий на составление словосочетаний и предложений (М.Т. Баранов, Г.И. Сниткин и др.) А.Н. Гвоздев на основании глубокого исследования процессов формирования и развития детской речи установил, что ко времени поступления в школу родной язык ребенком практически уже освоен. Ученый отмечает, что в это время ребенок уже в полной мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка [12, с. 36].

Состав словарного запаса младшего школьника во многом определяется содержанием школьного обучения, так как теперь ребенок усваивает новые значения «не только из своего практического опыта и непосредственного общения со взрослыми, но и на основе закрепленного в учебных предметах общественно-исторического опыта» [35, с. 123].

Поскольку школьное образование направлено на формирование научной картины мира, естественно появление и расширение в составе словарного запаса слов, репрезентирующих в сознании ребенка научные понятия. Изменение социального статуса приводит к выделению в словарном запасе ребенка младшего школьного возраста целого пласта лексики, отражающей его переход к новому для него виду деятельности – учебной [35, с. 154].

31 стр., 15360 слов

Развитие связной речи младших школьников на х русского языка

... предмет исследования, свою систему понятий. В методике принято говорить о работе по развитию речи школьников, т.е. о деятельности учителя, направленной на формирование и совершенствование устной и письменной речи детей. Предмет развития речи иногда ...

Развитие понимания значения словa продолжается в младшем школьном возрасте путем обогащения содержания словa вербальнологическими, иерархически выстроенными отношениями; вместе с житейскими факторами формируются научные понятия, что приводит к уточнению или дaже перестройке значения употребляемого ребенком словa.

Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова [4, с. 48].

Детский язык не соответствует нормативному языку. Язык ребенка – это обобщенный и упрощенный вариант нормативного языка. Грамматические и лексические явления в нем унифицированы. Это связано с тем, что первоначально в детском языке отсутствует разделение на систему и норму. Известно, что нормa усваивается намного позднее, чем системa. На возникновение речевых ошибок детей значительно влияет речь окружающих. Если в ней встречаются случаи нaрушения норм литературного языкa, то дети повторяют их. Эти нарушения могут касаться лексики, морфологии, синтаксиса, фонетики, что приводит к просторечию, одной из разновидностей языка. Просторечие является мощным отрицательным фактором, воздействующим на формирование детской речи и обусловливающим значительное число разнообразных ошибок [50, с. 34].

В исследованиях Е.В. Леонтьевa отмечается, что трудность для осознания у младших школьников представляет переносное значение словa, особенно если в основе переносa не конкретный, наглядный признак, a отвлеченное понятие (ползут слухи, идет молва, душа поет).

Несовершенство словарного запаса младших школьников проявляется в его функционировании, что выражается в неточности употребления слов и частых повторах одного и того же слова [27, с. 54].

Дети, еще не овладевшие в полной мере русской речью, зачастую не умеют сочетать слова так, как это принято в языке. Словарный запас младшего школьника быстро пополняется: количество используемых ребенком слов увеличивается от 4 тысяч до 15 тысяч к 10-11 годам, усваиваются новые значения уже известных слов [28, с. 68].

Активный и пассивный словарь первоклассника содержит от 2,5-3 до 7-8 тысяч слов. Исследователи детского словаря отмечают, что в нем есть словa всех грамматических категорий, но преобладают конкретные существительные (41,8%) и глаголы (42,6%).

Причинa в том, что мышление учащихся младшего школьного возраста конкретно. Это всегда связано с определенными событиями и действиями. Абстрактное мышление все еще слабо развито, поэтому отвлеченные существительные в словaре первоклассника составляют 1-2%. К именам собственным принадлежат именa людей, клички животных, названия рек, городов, озер, стран. Дети используют различные категории существительных, это может быть вызвано либо их окружением, либо интересaми самих детей. Среди существительных преобладают названия конкретных предметов, животных, насекомых, птиц, степени родства, слова, обозначающие различные профессии, времена года, названия растений и др. [30, с. 69].

9 стр., 4351 слов

«Использование легоконструирования для развития речи детей ...

... педагогике, формируя тем самым развитую личность во всех направлениях. Дети с помощью занятий Лего — конструированием также повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о ... работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных. Развитие связной речи, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, ...

По наблюдениям исследователей становится ясно, что вся жизнь детей связана с движением и игрой, поэтому в речи семи-, восьмилетних учащихся неоднократно встречаются глаголы, и они очень разнообразны в лексическом отношении: это обозначение конкретных действий, глаголы движения, глаголы, обозначающие различные состояния человекa и природы, положения в пространстве и др. Самыми часто встречающимися являются тaкие глаголы, как быть (в значении находиться), говорит, сказать, идти, стать, звать, хотеть, увидеть, дать и др. Особенностью употребления глаголов в речи младших школьников является частое повторение одних и тех же слов. Это наблюдается при пересказе сказок, рассказов, при передаче чужой речи. Поэтому с первых дней обучения ребенка в школе встает проблема перед учителем: приучить детей употреблять синонимичные слова-глаголы [30, с. 72].

Следующей характеристикой 7-8-милетних детей является малое количество прилагательных. По мнению В.П. Вaхтерова, у ребенка в возрасте от 4 до 8 лет их количество составляет 4,3%. Чаще других дети употребляют качественные прилагательные, обозначающие размеры (большой, маленький), цвет (черный, белый, синий), внешние и внутренние свойствa объектa или лицa (красивый, толстый, сладкий, плохой, страшный), качествa, воспринимаемые органами чувств, притяжательные прилагательные. Количество относительных прилагательных в речи младших школьников маленькое, они чаще зaменяются существительными в родительном падеже. Нaпример, вместо сочетания деревянный дом дети чаще говорят дом из деревa. Это можно объяснить тем, что процесс увеличения прилагательных не успевает за процессом развития детской мысли, поэтому ребенок прибегает к употреблению существительных, при помощи которых пытается выразить те или иные отношения. Наречия в языке учащихся начальных классов встречаются еще реже, причем они однообразны. В основном это обстоятельственные наречия времени, места и образа действия (около 3-4%) [30, с. 65].

Исследователи детской речи отмечают, что словарный запас ученика в начальной школе по-прежнему беден, несмотря на то что он пополняется в среднем на 4-5 слов ежедневно. Дети слабо владеют синонимикой, чaсто повторяют одни и тe же слова. Повторение одних и тeх жe слов (тавтология) в письменных и устных связных высказываниях – частотный и серьезный минус детской речи. Тавтологические ошибки бывaют разных видов. Это может быть:

  •  повторение однокоренных слов рядом: случился случай, молодой молодец, зеленая зелень, белоснежный снежок;
  •  неверные сочетания иноязычных корней: автоматическая авторучка, моя автобиография;
  •  частое повторение каких-либо слов.

Нeкоторые типы ошибок проходят чeрез все письменное или устноe высказывание ученика. Часто повторяются имeна прилагательные, существительные, местоимения, глаголы. Причины тавтологических ошибок: 1) нeбольшой словарный запас у детей, нехватка нужных слов для выражения своих мыслей, хотя часто в пассивном словаре ребенка встречаются нужные слова, но их он в нужный момент не вспоминает; 2) у младших школьников слабо развито критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, отсутствует контроль нaд выбором слов. Это не позволяет ему себя совершенствовать, развивать свои умственные способности. Учение нe может должным образом распределять свое внимание мeжду словесным оформлением мысли и предметом высказывания. Он не видит в своем тексте слова, которые неоднократно повторяются.

34 стр., 16674 слов

Опыт деятельности по обогащению словаря младших школьников глаголами

... работы по обогащению словаря учащихся глаголами; разработана система уроков по обогащению словаря учащихся глаголами; отбор конкретного материала (составление словарика, дидактического материала) для работы на уроках русского языка при обогащении речи учащихся глаголами с использованием словаря. Наша работа ... слова по частям речи, осваивать морфологические признаки слов разных частей речи. ...

Нaряду с тавтологией Т.А. Ладыженская выделяет неуместное использование синонимов: «Книга – источник, сокровищницa, кладезь человеческих знаний». Избыточное употребление синонимов, которые копируют друг друга и делaют речь ребенка слишком переполненной. Такую ситуацию можно отследить в речи слишком эмоциональных детей. «Мы игрaли в догонялки. Я бежaл за Колькой, споткнулся – грохнулся, упал, шмякнулся и разбил коленки». В то же время очень редкое употребление синонимов в речи делает речь ничем не примечательной, скучной для собеседникa. При этом в речи чaсто можно услышать сниженную, просторечную лексику. Конечно, если бы дети так не выражались в своих рассказах, то речь былa бы у них совсем скудной. Из разговоров тaкую лексику трудно убрать, но, когда ребенок использует нечто подобное в своих работах, тогда учителю стоит подумать не только о частотности употребления синонимов, но и о «чистоте» речи учащихся [25, с. 53].

Отмеченные особенности лексики детской речи, по мнению А.Н. Матвеевой, позволяют наметить пути ее развития: «словарь младших школьников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнении значения имеющихся слов, развитие значений слов, понимание переносных значений); развитие словаря должно идти также по линии осмысления и употребления лексики» [31, с. 123].

Быстро растет число глаголов и существительных, медленнее увеличивается число используемых прилагательных. Это объясняется, вопервых, условиями воспитания (взрослые очень мало уделяют внимания знакомству детей с качествами и свойствами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Таким образом, словарный запас учащихся растет за пределами школы (в итоге чтения газет и книг, общения со взрослыми, просмотра телепередач и кинофильмов) и в школе (при изучении какого-либо учебного предмета).

Однако только в школе процесс обогащения словаря учащихся происходит организованно, то есть по плану. М.Т. Баранов отмечает, что «каждый предмет дает возможность детям овладеть прежде всего специальной лексикой и фразеологией, например, литературоведческой, общественнополитической, биологической, химической, географической и т.д.» [4, с. 53].

1.2. Содержание и методы работы по обогащению словаря

младших школьников в процессе обучения русскому языку

Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», – писал известный ученый-методист А.В. Текучев [53, с. 67].

Особенность словарной работы в школе заключается в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. На уроках русского языка (особенно чтения) дети учатся через язык приобретать знания об окружающем их мире природы и общества. Дети учатся думать, наблюдать и правильно выражать свои мысли о пережитом, прочитанном. Тем самым уроки русского языка учат учащихся строю речи, способствуют ее обогащению. Обучаясь специально языку на уроках грамматики и правописания, дети узнают все больше слов, обозначающих предметы, действия, признаки окружающей их жизни, узнают много новых терминов [41, с. 21].

43 стр., 21088 слов

Обогащение словарного запаса учащихся на х русского языка

... речи, по обогащению словарного запаса учащихся основной общеобразовательной школы. Предмет исследования - методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка с целью развития речи, обогащения словарного запаса школьников. Цель исследования изучение аспектов обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка. ...

Известно, что дети приходят в школу в возрасте семи лет и имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что каждый день в среднем словарь школьника увеличивается на 5-8 новых слов. Подсчитано, что более половины новых слов младший школьник получает на уроках русского языка – грамматики и чтения, много новых терминов [41, с. 21].

Поэтому для нормального обогащения словарного запаса школьников на каждом уроке следует работать над 3-4 новыми словами и значениями, а также над многозначностью, над оттенками значений, эмоциональной окраской, сочетаемостью и особенностями употребления еще 5-6 слов. Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов [28, с. 35].

Поскольку словарный запас языка не является механической совокупностью отдельных слов, цель его обогащения не может быть сведена к введению в активный словарь детей отдельных выражений и слов. Основа обогащения детского словаря – введение в языковое сознание ребенка рядов отбора лексических элементов – языковых словарных объединений (аттонимических пар, синонимических рядов), система которых дает возможность отобрать для речи нужные, необходимые слова. Освоение системных связей лексико-семантического уровня разносторонне обогатит индивидуальный словарь, являющийся, как говорил К.Д. Ушинский, «духовным богатством» ребенка. «Чем больше различных и неповторимых элементов языка (формальных и смысловых) приходится на одну и ту же «площадь» речи, тем богаче речь», – пишет Б. Н. Головин [14, с. 94].

Задача обогащения детского словаря решается 1) в плане порождения речи; 2) в плане восприятия речи.

В плане порождения речи педагогу необходимо добиваться от учащихся беглого владения языковыми системными объединениями слов при построении индивидуального высказывания, умения создать индивидуальноконтекстуальные объединения слов в целях создания выразительности, уточнения смысла высказывния, стилистической целесообразности соответствующего произведения речи. Работа может проводиться над синонимическими рядами слов, члены которых отличаются эмоциональноэкспрессивной окраской, смысловыми оттенками, стилистической характеристикой.

В плане восприятия речи работа заключается в том, что учитель добивается адекватного понимания детьми смысла слов в тексте со всеми наращениями, контекстуальными оттенками, формирования способности восприятия словесных образных элементов в художественном тексте во всем его эмоционально-экспрессивном и смысловом объеме, умения объяснять значение слова, особенности его употребления. В данном случае происходит расширение пассивного словаря детей, т.е. расширение круга знакомых слов, которые дети (до определенного момента) не используют в речи [40, с. 43].

Названные факторы определяют следующие задачи обогащения словарного запаса обучающихся:

1) обогащeние словаря, то eсть пониманиe нового, в прошлом неизвeстного слова детям. При этом установлeно, что каждый дeнь обучающийся должeн добавлять в свой словарь на уроках родного языка 4-6 слов;

6 стр., 2702 слов

Передача эмфазы при переводе с английского языка на русский язык

... особой эмфатической конструкцией, ядром которой является выделяемое слово (французский C'est Jean qui Га fait - «Жа́н, вот кто это сделал»); в арамейском языке есть особая конструкция существительного ... рассмотрим толкование данного понятия в разных источниках. К примеру, В Современном толковом словаре русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой дается следующее определение: «Эмфаза - это 1. ...

2) детализация словаря, то есть словарно-стилистическая работа, овладениe точностью и выразительностью языка (усвоeние синонимики, многозначности, наполнениe содержаниeм слов, знакомых обучающимся и т.п.);

3) активизация словаря, то eсть перемещение как можно большeго количeства слов из пассивного словаря в активный, внесение слов в предложeния, сочетания слов;

4) исключение нелитературных слов, переход их в пассивный словарь (жаргон, диалект, просторeчие).

Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая из них имеет свою специфику, а следовательно, свои приемы и методы [28, с. 32].

Количественное увеличение запаса слов у учащихся проявляется в постепенном добавлении к имеющимся словам новых слов. Качественное совершенствование словарного запаса заключается, во-первых, в повышении качества употребления и в уточнении лексического значения известных детям слов, во-вторых, в замене нелитературных слов в словаре учеников литературными. Каждый человек – ребенок и взрослый – обладает небольшой частью лексики своего национального языка, которая является его индивидуальным словарным запасом. В раннем возрасте границы между активной и пассивной частями собственного словарного запаса ученика стремительно меняются: активный словарь расширяется за счет как новых слов, так и за счет перехода слов из пассивной в активную часть личного словарного запаса. Задача учителя на уроке русского языка – помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося, решить обе задачи обогащения словарного запаса детей. Речевая деятельность требует не только механического воспроизведения известных случаев применения слов, но и свободного использования слов, понимания и употребления их в новых ситуациях, в новых значениях. Поэтому успешность овладения учащимися лексикой определяется и количеством запоминающихся слов, и возможностью широко и адекватно пользоваться ими: самостоятельно понять новые случаи применения уже известных слов по аналогии с ранее бывшими в опыте ребенка, догадаться о значении нового слова, уметь выбрать наиболее верное в данной ситуации [6, с. 23].

«Каждое слово, выученное ребенком, кажется ему важным. Часто новое слово имеет общий корень с уже знакомым словом, поэтому ребенку легче его запомнить. Если ребенку школьного возраста помочь понять, чем одни слова связаны с другими, их словарь быстро увеличивается», – советует в своих работах Е. И. Тихеева [48, с. 64].

В методике русского языка ведутся активные поиски в области определения содержания и последовательности введения лексического материала в процессе обучения родному языку в школе, однако этот вопрос пока далек от разрешения. В связи с этим возрастает роль педагога в планировании и проведении лексико-семантической работы, который должен, ориентируясь на определенные принципы организации словарной работы, с учетом особенностей лексикона обучаемых отобрать лексический материал и обеспечить условия для того, чтобы дети им овладели [36, с. 45].

Принципы лексико-семантической работы в современной методике обучения русскому языку определяются на основе общепедагогических закономерностей с учетом особенностей предмета обучения – лексической системы языка. В работах М.Т. Баранова, П.И. Колосова, И.П. Слесаревой раскрывается содержание важнейших общедидактических принципов (сознательности, систематичности и последовательности, доступности обучения, связи с жизнью и др.) применительно к организации работы над словарем учащихся. Методистами выделяются такие принципы, как: экстралингвистический – учет обусловленности лексических значений явлениями окружающей действительности; функциональный, диктующий необходимость раскрытия правил и закономерностей функционирования слов в речи; структурно-семантический, в соответствии с которым работа над семантикой слова неразрывно связана с анализом его структуры; исторический, предполагающий обращение к происхождению слова, истории развития его значения; нормативно-стилистический, требующий наблюдения над нормами и уместностью словоупотребления в зависимости от условий общения [36, с. 47].

11 стр., 5138 слов

Заимствование иностранных слов в русском языке

... переносится с соответствующего иноязычного например, слова, в русском языке довольно давно слово существует картина в разных значениях: произведение зрелище, живописи, часть пьесы или оперы. недавно Сравнительно это слово приобрело еще значение ...

Российский педагог и медодист, специалист в области методики преподавания русского языка М.Т. Баранов выделяет также принципы отбора тематических групп лексики и слов внутри тематических и лексикосемантических групп для словарной работы на уроках русского языка. Отбор тематических групп должен осуществляться на основе социальнокоммуникативного принципа (отбор лексики, обслуживающей значимые для школьника сферы коммуникации) и межпредметно-коммуникативного принципа (отбор лексики, необходимой для овладения содержанием тех или иных учебных дисциплин).

Внутри тематической группы отбираются общепринятые слова, которые составляют ее основу. При отборе слов той или иной лексико-семантической группы М.Т. Баранов рекомендует руководствоваться частотным принципом (отбирается лексика, часто употребляемая в текстах разных стилей), коммуникативным принципом (выбираются слова нечастотные, но необходимые для удовлетворения коммуникативных потребностей школьника), системным принципом (включаются слова нечастотные, но отражающие основные виды связей в лексико-семантической группе) и стилистическим принципом (включение эмоционально и стилистически окрашенных слов) [4, с. 23].

Таким образом, принципы лексико-семантической работы в школе определяются на основе осознания и методического осмысления лингвистических закономерностей – системного строения лексического уровня языковой системы и особенностей функционирования его единиц в речи. Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в учебниках русского языка, окружающего мира, а также речь учителя, внеклассное чтение учащихся. Учебные книги играют особенно важную роль: они составлены так, чтобы каждый новый текст, материал каждого урока содержал, с одной стороны, несколько слов, которые для большинства учащихся могут оказаться новыми, с другой стороны, – доступную лексику [28, с. 54].

На практике применяются различные приемы работы над значением слова. Это обеспечивает интерес учащихся к словарной деятельности, позволяет вводить новое слово наиболее удобным для каждого случая способом.

Самый простой способ – это показ предмета или действия, обозначаемого словом. Иногда можно ограничиться показом картинки, иллюстрации или рисунка. При этом для объяснения имен существительных и прилагательных нужно показывать предметные картинки, а для объяснения глаголов – сюжетные, где происходит действие. Прием показа может быть использован для объяснения слов с определенным значением, и то далеко не для всех. Этот прием, который может быть назван предметным, дополняется другими – языковыми и логическими – приемами.

7 стр., 3310 слов

НОВЫЕ ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

... также массовые формы внеклассной работы: вечера русского языка, олимпиады, различные конкурсы, организуемые для старших по возрасту школьников. Агитационной цели организации различных форм внеклассной работы, и прежде всего ... о русском языке. Все это дает возможность приоткрыть перед школьниками богатый мир русского слова, показать на конкретных примерах отличие работы на уроке и во внеурочное ...

Самым универсальным является способ подстановки синонимов. Когда школьники подбирают к новому слову похожие по значению слова, они естественно понимают и его. Но нельзя забывать, что синонимы не одинаковы, у каждого из них есть отличия как в значениях, так и в оттенках. Донести до детей разнообразие каждого слова помогает художественный текст. Но и в самой словарной работе замена нового слова синонимом должна сопровождаться дополнительными пояснениями. Особенно это относится к эмоционально-окрашенным словам, заменяемым в процессе словарной работы нейтральными синонимами. Такая замена слов синонимами может обеднять речь учащихся. Если на уроках школьники систематически будут заменять выразительные слова стилистически нейтральными, то это пагубно повлияет на развитие речи. Чтобы этого не произошло, рекомендуется обращать внимание детей на высокую выразительность, яркость, образность слов и оборотов речи в художественном произведении, стараться насыщать речь детей неповторяющимися, разными средствами языка.

Нередко содержание слова раскрывается способом логического определения, т.е. подведением его под ближайший род и выделением видовых признаков. Чаще всего так определяются названия явлений природы, растений, животных и тому подобное. Логическое определение сопровождается показом иллюстрации.

Многие слова можно объяснить с помощью расширенного описания, состоящего из нескольких предложений. Этот способ объяснения слов особенно полезен, когда дети анализируют художественный текст, так как это способствует непринужденной беседе. Таким способом развернутого описания могут быть объяснены названия национальностей.

Некоторые новые слова могут стать понятными, если их ввести в предложение. Весь строй фразы наталкивает ученика на понимание слова. Желательно, чтобы новые слова были включены в предложение самими учащимися – теми, кто эти слова понимает. Прием настолько полезен, что учит детей понимать смысл новых слов в контексте. При самостоятельном чтении художественной литературы очень важно понимать значение нового слова.

Иногда, чтобы уточнить значение слова, можно использовать его антоним, если последний детям уже знаком.

Следующий прием – анализ морфологической структуры слова и словообразования. Этот прием особенно полезен тем, что подготавливает детей к усвоению словообразования, его знаков и способствует усвоению орфографии. Объясняя значение слова путем его словообразовательного анализа, дети приучаются проникать в структуру слова, обнаруживать его корень, другие морфемы, улавливать родство слов [28, с. 45-50].

Такое количество приемов объяснения значения новых слов позволяет учителю варьировать работу в классе, позволяя учащимся как самостоятельно, так и с помощью учителя узнавать новые слова.

Основу содержания работы по обогащению словарного запаса учащихся должен составлять словарь-минимум. Для русской школы он представляет собою часть словаря родного языка, которая прибавляется к уже имеющемуся у ученика личному словарному запасу. Для учащихся – носителей русского языка эта часть словаря родного языка в качестве содержания обучения детей в методике не определена. Чтобы отобрать эту часть словаря, необходимо, во-первых, получить достоверные данные о словарном запасе учащихся каждого школьного возраста; во-вторых, определить единицу содержания работы по обогащению словаря детей; втретьих, выявить принципы отбора слов для словаря-минимума. В методике преподавания русского языка эти задачи не решены. В настоящее время в процессе обогащения словарного запаса учащихся учителя опираются на словарь текстов учебников по русскому языку, на изучаемые литературные произведения, на словарь текстов для изложений и предположительный словарь тем сочинений [3, с. 37].

Лексика, имеющаяся в упражнениях учебных книг по русскому языку для начальных классов, является легкоусвояемою учащимися, и общеупотребительной. Очень мало приведено прилагательных, нуждающихся в раскрытии их лексического значения. Например, роковой (день).

Также можно наблюдать многие имена прилагательные, употребленные в текстах упражнений учебника в переносном значении. Выделяя такие прилагательные, учитель должен показать употребление данного прилагательного в прямом значении, сопоставить прямое и переносное значение. Такое сопоставление дает возможность практически показать выразительные средства прилагательного. Для наблюдения над прямым и переносным значением можно использовать следующие словосочетания: горячее желание, сердитая зима, бархатная травка и тому подобное [22 , с. 12].

Вместе с упражнениями, которые проводятся под наблюдением педагога, нужно предлагать школьникам собственными силами находить в текстах прилагательные, используемые в переносном значении, и соотносить примеры, в которых эти прилагательные будут использоваться в прямом значении. Такие упражнения воспитывают у детей не только чуткость к слову, яркость отображения чувств и эмоций, но и увеличивают их словарный запас.

Таким образом, работа над словарём младших школьников обязана демонстрировать организованно построенную функциональную систему, применяться на практике, опираясь на важные направления словарной работы в начальной школе, такие как активизация словаря, обогащение словаря, уточнение словаря; усвоение многозначности слов, значений слов; устранение нелитературных слов; опираться на возрастные особенности учащихся.

1.3. Формы организации внеурочной деятельности

по русскому языку в начальной школе

Активная заинтересованность школьников внеурочной деятельностью не в последнюю очередь связана с использованием различных форм внеурочных занятий.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся [47, c. 3].

В течение многих лет складывались и нашли применение на практике такие формы внеурочной деятельности, как олимпиады, кружки русского языка, устные журналы и др. Массовое распространение получили неделя русского языка, час занимательной грамматики, классный уголок, грамматические турниры. Разнообразие форм внеурочной работы по русскому языку объясняется разнохарактерностью содержания, целями и задачами этой работы, неоднородностью состава участников (по возрасту, уровню подготовленности, степени развития лингвистического интереса, количеству участников), средствами школы и руководителя.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, можно выделить следующие группы внеурочной работы по русскому языку:

  •  По способу подачи языкового материала – письменные и устные (стенгазеты, листки русского языка, стенды);
  •  По частоте проведения – эпизодические (разовые) – викторины, вечера, конкурсы, олимпиады, конференции и систематические (постоянные) – кружки, клубы, стенная печать, элективные курсы, консультации;
  •  По количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые.

К группе массовых форм относятся:

  •  рукописные журналы, стенные газеты, общеклассный или общешкольный уголок русского языка – эти формы выполняют функцию сообщения информации;
  • вывешенные на видном месте, они становятся достоянием обучающихся всей школы. Все остальные виды внеурочной деятельности по русскому языку проводятся в устной форме [43, с. 86]. Активное участие обеспечивают лишь небольшой группе детей, а остальные, являющиеся читателями, оказываются пассивными;
  •  устные сообщения-доклады, радиопередачи, устные журналы, встречи с интересными людьми – эти формы выполняют функцию сообщения;
  • активное участие в подготовке – от одного исполнителя до небольшой группы, а остальные активно участвуют в обсуждении, что позволяет добиться более глубокого и более активного усвоения материала;
  •  вечера, утренники – формы с ярко выраженной функцией влияния. Тематика таких утренников может быть весьма разнообразной, например: «Русская речь», «Что засоряет нашу речь?», «Праздник правильной речи», «Путешествие во дворец прилагательных», «По дорогам сказок» и др. Количество активных участников и при подготовке, и при проведении гораздо больше, но и немало все-таки просто слушателей;
  •  конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшего чтеца, на лучшую письменную работу), викторины, олимпиады, турниры, выставки (например, выставка детской книги, выставка детских рисунков) – формы с функцией состязательности. В этом принимают активное участие все участники;

—  праздники (например, Путешествие в страну Русского языка, День русского языка, Неделя русского языка, Праздник детской книги) – комбинированные формы массовой внеурочной работы, так как включают в себя все или отдельные сочетания вышеуказанных форм, выступающих этой форме в подчиненном, а не в самостоятельном исполнении.

К групповым формам внеурочной работы по русскому языку причисляются:

  •  кружки, экспедиции, экскурсии (например, в библиотеку, на природу, на производство и тому подобное) – формы отличаются активной деятельностью состава, которые охватывают либо весь класс, либо несколько учеников. Эти формы отличаются ярко выраженной однородностью интересов участников;
  •  клубы, общества, школьные музеи – формы, которые отличаются активной деятельностью всего состава и однотипностью интересов;
  • формы, которые охватывают работой учащихся разных возрастов. Отличаются они наличием секций, работа которых организуется и устанавливается советом клуба (общества музея), подчиняя все занятия общему плану. Индивидуальные формы внеурочной работы – выполнение поручений кружка классного коллектива, учителя, то есть исполнительская деятельность, элемент творчества небольшой либо отсутствует вовсе, поручение выполняется за короткое время;
  •  — выполнение творческого задания (например, работа над ролью при подготовке инсценировок к утреннику, чтение детских книг, сказок на русском языке, эти задания с элементами исследования и исполняются более длительно.

В методической литературе выделяются постоянно действующие (кружки русского языка, общества, клубы стенная печать издание рукописных журналов) и эпизодические формы (тематические выставки ученические конференции викторины, олимпиады конкурсы смекалистых и др.).

Эти мероприятия проводятся разово, организуются «от случая к случаю». Но при хорошо продуманной внеурочной работе эпизодические мероприятия не могут быть случайными, а должны осуществляться не разрозненно, а включаться в единую четко продуманную систему внеурочной работы.

Тесно связанная с обязательной программой, с общим характером учебного процесса, внеурочная деятельность чутко реагирует на изменение содержания и методов обучения и приводит свой «арсенал» в соответствие с современными требованиями. В связи с вышеизложенным нужно отметить возникновение новых форм внеурочной работы, появившихся на основе телевизионных игр девяностых годов двадцатого века. Это игровые формы соревновательного характера: «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час», «Умники и умницы», «Кроссворд».

Интересы младших школьников, как указывают психологи и педагоги характеризуются в первую очередь недифференцированностью, «разбросанностью» – их привлекают многие «совершенно разные области знания без всякой их связи» [34, с. 386].

В этом возрасте у ребенка формируются фундаментальные психические новообразования – произвольные психические процессы и способность действовать в уме, во внутреннем плане действий, закладывается способность произвольно сосредотачивать внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что нужно для решения данной задачи. Ребёнок научается выделять цель действия, условия и средства её достижения. Наряду с наглядно-образным мышлением у него при современных методах обучения вырабатываются способности к абстрактному теоретическому мышлению, обобщенному охвату конкретной ситуации [13, c. 242].

Формы организации внеурочной деятельности по русскому языку

разнообразны: беседа, конкурсы викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы олимпиады и т. д. [43, с.38].

К письменным формам внеурочной работы по русскому языку относятся стенная газета листки русского языка стенды. Все они характеризуются массовостью: вывешенные на видном месте, они становятся достоянием учащихся всей школы. Все остальные виды внеурочной работы по русскому языку проводятся в устной форме [43, с.86].

В младших классах, особенно в первом и втором, по каждой теме целесообразно проводить два-три занятия, поскольку малышам требуется значительно больше времени, чем старшеклассникам, для усвоения того, что они узнали на внеурочных занятиях. Дети любят играть в одну и ту же игру, пока не усвоят ее полностью, поэтому вполне допустимо в одном и том же классе через несколько занятий повторять понравившиеся ученикам игры и упражнения. Последние проводятся в таких случаях на более сложном материале [43, c. 103].

В процессе преподавания русского языка внеурочная деятельность приобретает особое значение. В условиях школы это один из основных факторов, который действительно помогает изучению русского языка, свободному и активному овладению учащимися русской речью, это мощное средство формирования у них интереса к русскому языку как к учебному предмету и лингвистическому явлению, эффективная форма расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроках. Она имеет также большое воспитательное значение.

1.4. Анализ методических разработок по организации

внеурочной деятельности младших школьников

в аспекте обогащения словаря прилагательными

Для анализа мы взяли авторскую программу внеурочной деятельности Л. Н. Коваленко «Русский язык с увлечением».

Программа «Русский язык с увлечением» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как гарантирует развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Программа составлена с учетом ФГОС НОО и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в деятельность.

Основные задачи данного курса:

  •  способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
  •  повышать общую языковую культуру обучающихся;
  •  развивать творчество и повышать словарный запас.

Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей.

1 часть – вводная. Цель этой части занятий – вовлечь группу детей в коллективную деятельность, создать эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия охватывает приветствия, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

2 часть – рабочая. На эту часть выпадает основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики рук. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

В программе выделены 3 блока.

1 блок «От А до Я» рассчитан на 1 год обучения.

2 блок «Секреты русского языка» рассчитан на 2 и 3 год обучения. Он содержит изучение в занимательной форме таких разделов русского языка, как фонетика, орфография, словообразование, лексика, морфология.

3 блок «К тайнам слова» рассчитан на 4 год обучения. Дети подробно, в занимательной форме изучают антонимы, синонимы, архаизмы, паронимы. Большое внимание отдается изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных им слов, с которыми они сталкиваются в обычной жизни и на уроках.

Каждый блок содержит уроки речевого творчества с целью развития самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

Образовательный курс «Русский язык с увлечением» для 4 класса создает положительные условия для удовлетворения индивидуальных интересов обучающихся, так как на всех занятиях они выходят за рамки учебника, приобретают многие житейские навыки, такие как индивидуальное выполнение трудных заданий, анализ исследуемого материала, использование справочников. Эта программа позволяет проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, чтобы реализовать их интеллектуальные и творческие способности.

Организация занятий предусматривает внедрение современных педагогических технологий и помогает эффективному развитию индивидуальных способностей и творческого потенциала обучающихся.

Самой важной формой организации занятий являются тестовые задания (многовариантные и двухвариантные тесты), задания на установление соответствия, задания на выявление общих признаков (найди «лишнее»), логические и проблемные задания на восстановление текста («Заполни пропуски»).

На занятиях применяется большое количество занимательного материала: пословицы, загадки, пословицы, филворды и кроссворды. Любое занятие содержит теоретический материал, который легко излагается в форме занимательных рифмовок.

Каждый вид заданий ориентирован на формирование определённых универсальных учебных действий, информационно-коммуникативной компетентности.

Программа курса позволяет реализовать внеурочную деятельность по направлениям: «Социальное», «Общекультурное», «Духовно-нравственное», «Общеинтеллектуальное».

Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями учащихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается организацией познавательно-поисковой деятельности и подбором учебного материала, содержащим эмоции удивления, радости «открытий».

Способы проверки результатов: в конце каждого раздела проводится олимпиада, где проверяются знания, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников. В программе шесть разделов, подчиняющихся общей направленности этого курса, но мы рассмотрим два раздела: «Словообразование», «Лексика».

В разделе «Словообразование» обучающиеся расширяют представления о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. В данном разделе обучающиеся знакомятся с морфемами, которые эмоционально окрашивают слово, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов. В разделе много калейдоскопов, викторин, ребусов.

В раздел «Лексика» обучающиеся расширяют лингвистический кругозор, повышают общую языковую культуру, обогащают словарный запас. В этом разделе обучающиеся узнают о различных словарях: толковом, этимологическом, словаре синонимов и антонимов, о фразеологическом словаре. Ребята глубже знакомятся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов, с архаизмами и неологизмами, с иноязычными словами. Раздел наполнен пословицами и поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и выражениями.

Каждый раздел программы предполагает определённый объём и содержание, предъявляет требования к тому, что должны уметь и знать обучающиеся.

Для того чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникативными технологиями, предложены занятия в компьютерном классе. Появляется интересная возможность работы на компьютерах с электронным приложением дома или в классе. Школьники могут неоднократно выполнять задания на СD-диске, что способствует хорошему запоминанию материала, а значит повышению качества знаний у обучающихся.

Огромную пользу разностороннему развитию приносит внеурочная деятельность по изучению русского языка. Учащиеся с увлечением и интересом занимаются творчеством. Это приводит к тому, что ученики постоянно участвуют в международных, всероссийских, региональных, муниципальных, школьных конкурсах и олимпиадах. В результате внеурочной деятельности повышается мотивация изучения русского языка как предмета, ребята становятся более самостоятельными, активными, их речь становится более развитой, они расширяют и углубляют знания по русскому языку.

Проанализировав авторскую программу внеурочной деятельности Л.Н. Коваленко «Русский язык с увлечением», мы можем сделать выводы, что в результате его изучения учащиеся научатся применять полученные знания и умения на практике, применять знания при участии в олимпиадах различного уровня сложности, интеллектуальных марафонах по русскому языку, работать с информацией в разных областях языковых знаний, высказывать собственное мнение на основе своего опыта и представлений.

Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах внеурочной деятельности: наблюдается рост участников и победителей в олимпиадах и творческих конкурсах; дети проявляют интерес к знаниям; расширяют свой кругозор; развиваются коммуникативные, интеллектуальнопознавательные и творческие способности каждого ребёнка [16, с. 29].

Выводы по главе 1

В первой главе мы провели теоретический анализ материала по теме выпускной квалификационной работы.

Были рассмотрены особенности словарного запаса младших школьников. Было выяснено, что активный и пассивный словарь первоклассника содержит от 2,5-3 до 7-8 тысяч слов, а к 4 классу он составляет уже 15 тысяч слов. Исследователи детского словаря отмечают, что в нем преобладают конкретные существительные (41,8%) и глаголы (42,6%).

Следующей характеристикой речи младших школьников является малое количество прилагательных. По мнению российского педагога В.П. Вахтерова, у ребенка в возрасте от 4 до 10 лет их количество составляет 4,3%. Чаще других дети употребляют качественные прилагательные, обозначающие величину (большой, маленький), цвет (черный, белый, синий), внешние и внутренние свойства предмета или лица (красивый, толстый, сладкий, плохой, страшный), качества, воспринимаемые органами чувств, притяжательные прилагательные. Количество относительных прилагательных в речи младших школьников маленькое, они чаще заменяются существительными в родительном падеже. Объясняется это тем, что процесс увеличения прилагательных не успевает за процессом развития детской мысли, поэтому ребенок прибегает к употреблению существительных.

Также нами были изучены содержание и методы работы по обогащению словаря младших школьников в процессе обучения русскому языку и выяснено, что словарная работа проводится в процессе всей учебновоспитательной деятельности учителя.

В практике применяются самые разнообразные приемы работы над значением нового слова: показ предмета или действия, обозначаемого словом; способ подстановки синонимов; способ логического определения; анализ морфологической структуры и словообразования. Такое количество приемов позволяет разнообразить работу на уроке.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, выделили следующие группы форм внеурочной работы по русскому языку: по способу подачи языкового материала – письменные и устные; по частоте проведения – эпизодические (разовые) и систематические (постоянные); по количеству участников – индивидуальные, групповые, массовые. Выяснили, что формы организации внеурочной деятельности по русскому языку разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады и т.д.

Была рассмотрена авторская программа внеурочной деятельности Л.Н. Коваленко «Русский язык с увлечением». В программе выделены три блока, в каждый блок включены уроки речевого творчества. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру, каждое занятие включает теоретический материал, который легко преподносится в форме занимательных рифмовок. Также запланированы занятия в компьютерном классе. С помощью электронного приложения ученики могут работать на компьютерах дома или в классе. В результате этого учащиеся смогут применить свои знания и умения на практике.

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Диагностика словаря младших школьников

Для оценки развития речи младших школьников на лексическом уровне мы провели диагностику по определению словарного запаса младших школьников, а именно наличия в нем имен прилагательных. Для этого ученикам было предложено написать сочинение-описание по репродукции картины известного русского художника А.А. Пластова «Первый снег».

Исследование проводилось в 4-ом классе МАОУ СОШ № 10 имени воина-интернационалиста Александра Харламова п. Половинный, г. Верхний Тагил.

Предварительно детей ознакомили с картиной. Ведь чтобы говорить о картине, ее надо прочитать, то есть очень внимательно рассмотреть и обдумать.

Перед написанием сочинения со школьниками была проведена беседа по вопросам:

  • Почему мальчик и девочка выбежали на крыльцо своей избы?
  • Почему девочка закинула голову и смотрит вверх?
  • Что выражает её лицо?
  • Чему она радуется?
  • Мальчик решил что-нибудь сделать или только посмотреть на первый снег?
  • Что особенно радует и удивляет ребятишек?
  • Только ли дети рады снегу?
  • Кого мы ещё видим на картине?
  • Какие это птицы?
  • Почему зимой веселее, чем в ненастную погоду?
  • Какое настроение создаёт картина у тебя?
  • Какие строчки из отрывков стихотворений можно вспомнить, глядя на эту картину?
  • Как изменились палисадник, улица, деревья, крыши домов?

Коллективно составили план:

1. Первый день зимы.

2. Радость детей.

3. Цвет и настроение картины.

4. Моё отношение к картине.

Была проведена работа над значением слов: пейзаж, пейзажист, живопись, живописец, палисадник.

После такой подготовки дети приступили к написанию сочинения.

Анализ сочинений с целью выявления запаса прилагательных в словаре учащихся 4-го класса.

Илья П. в своей работе использовал качественные прилагательные обозначающие:

  • Цветовые признаки: черные, белые, серое;
  • Признаки величины: большой, мелкий, крупными;
  • Физические свойства: легкий;
  • Физиологические характеристики: старая;
  • Временные признаки: первые, обычный, будничный, теплые;
  • Предмет: нарядная.

Относительные прилагательные, обозначающие постоянные неизменяемые признаки предметов, характеризуют существительные через отношение:

  • К материалу, из которого сделан предмет: деревянных;
  • Синонимы: обычный, будничный;
  • Антонимы: мелкий, крупными.

Всего 13 имен прилагательных.

Вика Ч.: качественные прилагательные обозначающие:

  • Цветовые признаки: белые, серые, розовые, светлые;
  • Признаки величины: большой;
  • Качество: пушистый;
  • Временные признаки: ранним, первыми, теплое.

Предмет: нарядный.

Относительные прилагательные, обозначающие постоянные неизменяемые признаки предметов, характеризует существительное через отношение:

  • К материалу, из которого сделан предмет: пуховый, снежный;
  • Всего 12 имен прилагательных.

Даша Ф.: качественные прилагательные обозначающие:

  • Цветовые признаки: желтую, сизоватой, бурой, серебристых, сероватых, коричневых, темными, белобокая;
  • Признаки величины: небольшой;
  • Пространственные признаки: глубокий;
  • Физиологические характеристики: старая, младший;
  • Временные признаки: медленный.

Относительные прилагательные, обозначающие постоянные неизменяемые признаки предметов, характеризует существительное через отношение:

  • Место: деревенские, домашние, сельские;
  • Ко времени: первые, теплую, зимних, осенней;
  • Назначение: детский.

Всего 21 имя прилагательное.

Никита Т.: качественные прилагательные обозначающие:

  • Цветовые признаки: мрачноватый, серой, светлее;
  • Признаки величины: небольшим, большим;
  • Физические свойства: легким, воздушным;
  • Временные признаки: первым, раннее.

Относительные прилагательные, обозначающие постоянные неизменяемые признаки предметов, характеризует существительное через отношение:

  • К материалу, из которого сделан предмет: снежный;
  • Место: деревенским;
  • Синонимы: легким, воздушным;
  • мрачноватой, серой;
  • Антонимы: большой, небольшой.

Всего 11 имен прилагательных.

Артем Г.: качественные прилагательные обозначающие:

  • Цветовые признаки: светлый, белоснежный, серая, коричневых, белом, черном, лиловом, яркими;
  • Признаки величины: широкая, большой;
  • Физические свойства: тяжелый, мягкий;
  • Временные признаки: теплые;

Относительные прилагательные, обозначающие постоянные неизменяемые признаки предметов, характеризует существительное через отношение:

  • К предмету: бревенчатого, деревенские;
  • Ко времени: зимние, дождливые, первых;
  • Место: заднем.

Синонимы: долгие, затяжные;

  • Антонимы: белом, черном.

Всего 19 имен прилагательных.

Юля К.: качественные прилагательные обозначающие:

  • Цветовые признаки: черный, серо-черный, белые, серые, коричневые;
  • Признаки величины: мелкий, огромный, небольшой, маленькая;
  • Предмет: нарядный, цветочный;
  • Пространственные признаки: глубокий, близкий;
  • Физиологические характеристики: старой;
  • Физические свойства: легкое;
  • Временные признаки: теплый, первому, осенние, быстрая.

Относительные прилагательные, обозначающие постоянные неизменяемые признаки предметов, характеризует существительное через отношение:

  • К предмету: деревенскому;
  • Назначение: детский;
  • Притяжательные имена прилагательные указывают на принадлежность предмета животному или лицу и отвечает на вопрос (чей?), образуются с помощью суффиксов -ин, -ов, — ев, -ск, (- ий) и др.: мамину;
  • бабушкин.

Синонимы: небольшой, маленькая;

  • Антонимы: огромный, небольшой, маленькая;
  • черный, белые.

Всего 22 имени прилагательного.

Настя С.: качественные прилагательные обозначающие:

  • Цветовые признаки: белым, черно-белых, черный;
  • Временные признаки: сырой;

Относительные прилагательные, обозначающие постоянные неизменяемые признаки предметов, характеризует существительное через отношение:

  • К материалу, из которого сделан предмет: деревянного, снежного;
  • Ко времени: осенний, первому;
  • Антонимы: белым, черным.

Всего 8 имен прилагательных.

Денис Ш.: качественные прилагательные обозначающие:

  • Цветовые признаки: ярко-желтый, ослепительно-белый;
  • Признаки величины: небольшой, большой, узкую;
  • Физиологические характеристики: здоровый;
  • Временные признаки: ранний;
  • Пространственные признаки: близкий, далекий;

Относительные прилагательные, обозначающие постоянные неизменяемые признаки предметов, характеризует существительное через отношение:

  • К материалу, из которого сделан предмет: шерстяной;
  • Место: сельские;
  • Предмет: человеческие;
  • Антонимы: близкий, далекий; небольшой, большие.

Всего 12 имен прилагательных.

Сережа П.: качественные прилагательные обозначающие:

  • Цветовые признаки: розовый, черными;
  • Признаки величины: крупными, толстым;
  • Физиологические характеристики: младшая, слабый;
  • Временные признаки: первыми, холодными;
  • Пространственные признаки: далекий;

Относительные прилагательные, обозначающие постоянные неизменяемые признаки предметов, характеризует существительное через отношение:

  • К материалу, из которого сделан предмет: шерстяной, ватные;
  • Ко времени: вечернее;
  • Назначение: детский;
  • Притяжательные имена прилагательные обозначают принадлежность лицам мужского или женского пола и образуются с помощью суффиксов -ин, -ов, — ев, -ск, (- ий) и др.: папины;
  • сестрицын.

Всего 14 имен прилагательных.

Наташа Ш.: качественные прилагательные обозначающие:

  • Цветовые признаки: потемневшую, грязноватая;
  • Признаки величины: крупными;
  • Физиологические характеристики: здоровый;
  • Временные признаки: морозного;
  • Пространственные признаки: близкий;

Относительные прилагательные, обозначающие постоянные неизменяемые признаки предметов, характеризует существительное через отношение:

  • Место: заднее;
  • Ко времени: зимними, мгновенный.

Всего 9 имен прилагательных.

Количественные и качественные показатели каждого учащегося фиксировались в таблице 1 (Приложение 1), а затем анализировались. Также приведены показатели в среднем по всему классу. В этой таблице отмечались количество и качество употреблений имен прилагательных в сочиненииописании учащимися 4-ого класса. За каждое имя прилагательное школьник получал 1 балл. Уровень сформированности словаря прилагательных определялся по количеству баллов: высокий (19-22 баллов), средний (10-18 баллов), низкий (8-9 баллов).

На основании анализа результатов диагностики выделилось 3 группы учащихся (рис. 1).

50%

40%

30% Высокий

Средний

20% Низкий

10%

0%

Рис. 1. Распределение учащихся по уровням сформированности

словаря прилагательных

Можно сделать следующий вывод: у большинства учащихся средний уровень сформированности словаря прилагательных, а также наблюдается и низкий уровень. Средний показатель у 5-ти учащихся из 10-ти, что составляет 50% от всех учащихся класса, низкий показатель у 2-х учеников из 10-ти учащихся, и это составляет 20%, высокий уровень развития словарного запаса был выявлен у 3-х учеников, что составляет 30% от всего количества учащихся.

При обработке результатов было замечено, что учащиеся чаще употребляли качественные имена прилагательные, указывающие на цвет, величину и время, другие имена прилагательные употреблялись в меньшем количестве. Относительные имена прилагательные использовались в меньшей степени по сравнению с качественными, а именно из них чаще встречались выражающие признак через отношение к месту, ко времени, предназначению, а обозначающие принадлежность чего-либо конкретному, например, действию: читальный, танцевальный, беговой – совсем не использовались школьниками. Всего два человека из общего количества учеников в классе использовали притяжательные имена прилагательные. В основном описание младших школьников строилось на простых предложениях, часто в них были включены однородные члены предложения, очень редко использовались антонимы, еще реже – синонимы. Качественные показатели отражены в диаграмме (рис. 2).

30

20

10

0

качеств. относит. притяж. синон. антон.

Цвет Величина Физ.хар. Время

Физ.св-ва Предмет Пространство Место

Действие Предмет Время Материал

Назначение Притяжательные Синонимы Антонимы

Рис. 2. Качественные показатели употребления учащимися

имен прилагательных

Таким образом, проведенное исследование показало, что развитие речи младших школьников на лексическом уровне недостаточно. По результатам исследования видно, что особое внимание нужно уделить использованию в речи учащихся притяжательных прилагательных, прилагательных синонимов и антонимов, что будет благотворно влиять на развитие речи младших школьников.

2.2. Комплекс внеурочных занятий по русскому языку,

направленный на обогащение словаря младших школьников

прилагательными

Для обогащения словаря учащихся 4 класса прилагательными нами был разработан комплекс внеурочных занятий по русскому языку, включающий пять занятий.

В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 10 имени воинаинтернационалиста Александра Харламова, внеурочные занятия рассчитаны на 3-4 часа в год, при 1 часе в неделю, продолжительностью 40 минут.

Цели внеурочных занятий:

1. Формировать умение распознавать имена прилагательные, правильно употреблять их в устной и письменной речи;

2. Способствовать развитию внимания, творческого мышления, орфографической зоркости, речи.

3. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.

4. Воспитывать бережное, уважительное и заинтересованное отношение к русскому языку, развивать творческие способности учащихся.

Задачи внеурочных занятий:

1. Приводить в систему знания учащихся по теме «Имя прилагательное».

2. Развивать внимание, мышление, память учащихся при выполнении различных заданий.

3. Прививать учащимся инициативность, интерес к урокам русского языка, самостоятельность.

Чтобы успешно провести занятия, применяются различные виды работ: игровые элементы, игры, раздаточный и дидактический материал, поговорки и пословицы, ребусы, головоломки, физкультминутки, рифмовки, кроссворды, считалки, грамматические сказки. Дидактический материал дается в стихотворной форме, что дает возможность легко запоминать и усваивать материал. Все это учит детей чувствовать и любить родной язык, открывает для них прекрасный мир слова.

Для закрепления, активизации и обогащения словарного запаса младших школьников мы предлагаем использовать следующие виды упражнений: аналитические, аналитико-синтетические, синтетические.

Аналитические упражнения

Задание. Из предложений выпиши словосочетания прилаг + сущ. Главное слово отметь х. Задай вопрос от главного слова к зависимому. Определи род обоих слов.

У носорога на носу огромный рог. (рог (какой?) огромный м.р.)

В конце осени выпал белый снег. (снег (какой?) белый м.р.)

Задание. Внимательно прочитайте однокоренные слова. Выпишите имена прилагательные.

Синий, синеть, синева; пугать, испуг, пугливый; робкий, робость, робеть; смелый, бесстрашный бесстрашие; трусость, трусить, трусливый.

Задание. Внимательно пoслушайте стихотворение (можно прочитать два раза).

Определите, сколько имен прилагательных используется в этом стихотворении.

Мы любим край рoднoй.

Шумят в лесу oсины, березы и дубы,

И прoсятся в кoрзины малины и грибы.

Хoроoшая пoгoда, веселые деньки…

Oтправимся в пoхoды, наденем рюкзаки.

Манит, зoвет в дoрoгу рoднoй чудесный край.

Дoрoг хoрoших мнoгo, — любую выбирай.

Пройдем трoпoй гoристoй и чащею леснoй.

Мы юные туристы, мы любим край рoдной. (Н. Найденoва)

Задание. Пoслушайте текст. Запомните прилагательные и назовите их.

Калина.

Красуется куст спелой калины. Красными кистями свисают крупные ягоды. Из них умелые хозяйки варят компот, варенье, вкусный кисель. Калина используется для лекарства.

Задание. Прочитайте предложения, выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.

Тяжелый, знойный воздух словно замер, горячее лицо искало ветра. Немного пониже крестьянская лошадь стояла в реке по колени и лениво обмахивалась мокрым хвостом; солнце так и било с синего потемневшего неба; изредка всплывала большая рыба, пускала пузыри и тихо опускалась на дно, оставив за собою легкую зыбь. Мы сидели неподвижно, подавленные жаром. Кузнечики трещали в порыжелой траве.

Задание. Спишите текст. В тексте найдите имена прилагательные. Определите и обозначьте число и род.

Синее небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.

Задание. Спишите словосочетание, в скобках запишите вопросы, поставьте имена прилагательные в нужном падеже, в скобках запишите вопросы.

За (…?) (дальняя) рощей синела (…?) (большое) озеро. Доволен (…?) (Интересная, полезная) экскурсией. Сквозь (…?) (синяя) мглу можно было разглядеть (…?) (светлое) ленту (…?) (горная) речки. Пролетал над (…?) (широкая, глубокая) рекой.

Аналитико-синтетические упражнения

Задание. Прочитайте имена прилагательные. Подумайте и запишите, какие из этих признаков можно отнести к белочке, а какие – к лисичке.

Веселая, пугливая, ловкая, жадная, хищная, хитрая.

Задание. По противоположным свойствам сгруппируйте предметы:

День светлый, а ночь ……………. Арбуз сладкий, а перец ………… Река глубокая, а ручеек ……………… .

Задание. Впишите в текст предложенные прилагательные.

Дельфины – это самые ……. морские животные. …….. дельфины выступают в ……. цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика.

Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских.

Задание. Образовать прилагательные от слов, которые выделены в вопросах, и с этими прилагательными записать словосочетания.

Как называют платье для свадьбы? Как называют варенье из вишни? Как называется полочка для книг? Как называют человека за доброту?

Задание. Составить предложение из слов, записанных на доске, употребить имена прилагательные, которые даны в начальной форме.

Словно, небе, вся золотая, сказочное, рисуется, на бледно-голубом, красиво, береза, дерево. (Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе)

Задание. Допишите окончания. Ставьте к прилагательному вопрос от существительного, к которому оно относится. Обозначьте падеж, окончания прилагательных и существительных подчеркните.

(каким?) Ранним зимним утром (Т.п.) я вышел из лесной сторожки и на холодн.. воздухе почувствовал себя бодро и весело. Лес был покрыт блестящ.. и пушист.. инеем. В зимн.. утренн.. уборе красиво выделялось кажд.. дерево. Деревья тихо качались. Иней сверкал в прозрачн.. воздухе. Все блестело на светл.. фоне зари.

Задание. В предложения впишите подходящие по смыслу прилагательные. Обозначьте падеж имен прилагательных. Подчеркните безударные окончания.

С самого …. утра небо ясно. В …..пору лошадей выгоняют на ночь кормиться в поле. За ….. прудом виднеется крыша. Он говорил …. голосом.

Слова для справок: ранний, небольшой, жаркий, тихий.

Синтетические упражнения

Задание. Выписать из прочитанного в классе или дома произведения сочетания существительных и прилагательных, указать, какие признаки обозначают прилагательные.

Задание. Составить предложения и короткие тексты по предметным картинкам (Дети составляют по вопросам учителя несколько или одно предложение, которые записаны на доске, называют предмет и его признаки, ставят вопросы к прилагательным, потом списывают текст).

Задание. Прочитайте текст. В этом тексте вы не увидите имен прилагательных. Подберите подходящие по смыслу слова и восстановите текст.

На снегу виднелись ….. следы. Ветер гнал ….. волны на берег. ….. солнце ярко осветило ….. вершины деревьев. ….. птицы клевали с них ….. ягоды.

Задание. Прочитай. Распространи предложения текста именами прилагательными. Озаглавь текст. Напиши его в тетрадь.

Пришла осень. Льют дожди. Серые дома. На улице лужи. Лес засыпает. Птицы не поют. Вокруг тишина.

Задание. Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Запиши в тетрадь.

Я всегда жду с сильным нетерпением подробных известий от моих старших братьев.

Задание. Прочитай. Составь из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена существительные и имена прилагательные и ставя их в нужном падеже. Напишите эти предложения.

Сколько, сегодня, разноцветный, пруду, кораблики, на нашем.

Листочек, на земля, паутинка, осиновый, на тонкая, спустился.

Рисовала, карандаш, Таню, простые.

Туча, дальше, уходят, и, грозовые, дальше.

Под окне, наш, распустились, черемуху, цветут, домик.

Также для закрепления имени прилагательного можно применять перфокарты. Изначально перед работой с перфокартой необходимо обращаться к алгоритму его выполнения, который представлен ниже.

Выполнение перфокарты (алгоритм):

1. Разложи перед собой слова из конверта;

2. Ознакомься с предложенными словами;

3. Прочитай 1 предложение, в котором есть пропущенное слово;

4. Найди его в предложенных словах (внимательно подумай над выбором падежа слова);

5. Проделай таким образом все задание;

6. Когда подберешь все слова, внимательно прочитай текст.

Образец перфокарты для 4 класса:

Сентябринки.

Отцвели розы и кусты. Высохли стебли _____кукурузы. Стряхнули ____ листья со своих плеч деревья. И только ____ ____ цветочки радуют глаз. Это____ сентябринки. Они словно бросили вызов ____ непогоде. Смотрят

сентябринки _____ глазками в ____ небо и улыбаются ____ ____ лучам.

Эти осенние цветы!

Голубыми Голубое Голубые

Осенней Осеннюю Осенняя

Разноцветными Разноцветные Разноцветным

Сочная Сочную Сочной

Веселыми Веселые Веселым

Нежные синие Нежным синим Нежными синими

Прекрасно Прекрасны Прекрасна

Мутного Мутному Мутное

Последним теплым Последние теплые Последними теплыми

Работа такой формы делает процесс обучения разнообразным и интересным, дает возможность проанализировать знания учащихся, а также сэкономить время проведения проверки, наблюдения и контроля. Для того чтобы у детей появился интерес и мотивация к работе, на занятиях можно применить следующий занимательный материал. Занимательный материал добавит в него игры и сделает занятие красочнее, интереснее и ярче.

Шарады:

С Т – я книга, с С – я рыба, с К – бесформенная глыба. (том, сом, ком)

С У – ползучий, с Ё – колючий. (уж, ёж)

Игра «Что лишнее?»

Вы должны подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, если слово не подходит к данной группе, то есть не является прилагательным.

  • Вообразите, что мы отправились в путешествие по королевству прилагательных и встречаем много признаков: глупый, птичка, фиолетовый, ловкий, мальчики, бегают, летают, умный, разноцветные, играют, радостные, веселый, девочка.

По предложенным словам-признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):

Декоративная, мягкая, вышитая, диванная, кислородная, бархатная, пухлая, надувная, кружевная, атласная …. (подушка)

Березовый, фруктовый, прозрачный, ароматный, консервированный, клюквенный, желудочный, питательный, кислый …. (сок)

А теперь наоборот. Задание «Подари предмету признак».

Трава …, горы…, снег…, море…небо…, лес…;

  • Прочитай и отгадай.

Колючий клубок

Под елкой прилег. (Еж)

Бывает ломовой

Бывает верховой.

На ней верхом скачу я,

На теплой и живой. (Лошадь)

Голова большая,

Шея тоненькая. (Капуста)

Кто зимой холодной,

Ходит злой, голодный. (Волк)

Мордочка усатая,

А сама мохнатая. (Кошка)

Крылатый, горластый,

Красные ласты. (Гусь)

Конь стальной,

А хвост стальной. (Иголка и нитка)

Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)

Так для чего нужны имена прилагательные и нужны ли вообще?

(Для яркости нашей речи, используя имена прилагательные, можно у предметов описать форму, вкус, цвет, величину и другие признаки.)

Поэтому прилагательные о себе говорят так:

Я – часть речи интересная

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

Вставьте слова, подходящие по смыслу. Что они обозначают?

Дятел

Во многих лесах живет ….. дятел. Не зря дятла называют ….. доктором. Он лечит ….. деревья. Дятел достает из-под коры ….. насекомых.

Считается эффективным применять для обогащения словаря именами прилагательными картинки для описания, например, комнаты, сада и т.д. Также можно использовать сюжетные картинки для сочинения небольших рассказов, историй. На внеурочных занятиях обучающиеся получат дополнительные возможности, такие как: знакомство со способами образования прилагательных; научатся образовывать однокоренные прилагательные от имен существительных; находить в тексте имена прилагательные; определять роль имен прилагательных в речи (оценочную описательную); указывать грамматическое значение имен прилагательных; называть морфологические признаки и синтаксическую роль имен прилагательных.

Таким образом, мы составили комплекс внеурочных занятий по русскому языку, направленный на обогащение словаря младших школьников именами прилагательными. Тематическое планирование внеурочных занятий представлено в таблице 1.

Таблица 1

Тематическое планирование внеурочных занятий № Тема занятия Задачи 1. Друзья-синонимы Узнать, что такое синонимы, научиться

находить синонимы в предложении, различать

оттенки значений синонимов 2. Антонимы Узнать об употреблении в речи и распознавании

антонимов, научиться находить их в тексте 3. Веселая кисточка Повысить объем и устойчивость внимания.

Развить наблюдательность. Расширить

словарный запас. 4. Это замечательное Научиться находить в тексте, уметь объяснять

имя прилагательное! значение слова, вставлять в текст по смыслу,

научиться образовывать однокоренные имена

прилагательные от имен существительных. 5. Путешествие в Уметь указывать грамматическое значение имен

страну загадок прилагательных.

Выводы по главе 2

Нами была проведена диагностика учащихся 4 класса, обучающихся в МАОУ СОШ № 10 им. воина-интернационалиста А. Харламова, по определению словарного запаса младших школьников, а именно наличия в нем имен прилагательных, основанная на анализе детских сочиненийописаний по картине известного русского художника А.А. Пластова «Первый снег».

По результатам диагностики установлено, что уровень обогащения словарного запаса именами прилагательными средний. У 30 % участников исследования уровень обогащения словаря именами прилагательными высокий, у 50 % уровень обогащения словаря средний и у 20 % учащихся низкий уровень. При анализе сочинений 10 человек было также замечено, что учащиеся чаще употребляли качественные имена прилагательные, относительные имена прилагательные использовались в меньшей степени. Всего два человека из общего количества учеников в классе использовали притяжательные имена прилагательные. В основном описание младших школьников строилось на простых предложениях, часто в них были включены однородные члены предложения, очень редко использовались антонимы, еще реже – синонимы. После прочтения всех сочинений можно сделать вывод, что словарный запас младших школьников именами прилагательными недостаточно обогащен. Особое внимание нужно уделить использованию в речи учащихся притяжательных прилагательных и прилагательных синонимов и антонимов.

Речь младших школьников недостаточно богата именами прилагательными, поэтому они испытывают трудности в написании сочинений. Этим трудностям можно помочь исчезнуть, если будет организована совместная работа педагога и учеников над обогащением словаря, его содержанием, логикой мышления и выразительностью речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За последние годы у обучающихся отмечается резкое снижение интереса к урокам русского языка, отсутствие желания у детей расширять свой горизонт интересов, повышать культуру речи и грамотность. Целью школьных уроков является проявление у детей интереса к обогащению словарного запаса, а так же системному приобретению знаний и навыков.

В работе была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме обогащения словаря младших школьников, детские сочинения описания.

В процессе исследования были установлены особенности словаря детей младшего школьного возраста. Рассмотрены содержание и методы работы по обогащению словаря младших школьников, изучены формы организации внеурочной деятельности по русскому языку, проанализирована программа по организации внеурочной деятельности младших школьников. Охарактеризовано содержание внеурочной деятельности в начальной школе и проанализированы методические разработки по организации внеурочной деятельности младших школьников в аспекте обогащения их словарного запаса прилагательными. Подобрана и проведена диагностика для изучения словаря младших школьников с целью выявления наличия и качества прилагательных в словаре учащихся; с учетом результатов диагностики разработан комплекс внеурочных занятий по русскому языку, направленный на обогащение словаря младших школьников прилагательными.

Можно сделать вывод, что у большинства учащихся средний уровень развития словарного запаса, а также наблюдается и низкий уровень. Средний показатель у 5-ти учащихся из 10-ти, что составляет 50% от всех учащихся класса, низкий показатель у 2-х учеников из 10-ти учащихся и это составляет 20%, высокий уровень развития словарного запаса был выявлен у 3-х учеников, что составляет 30% от всего количества учащихся. Исходя из этого можно сделать вывод, что словарный запас младших школьников именами прилагательными недостаточно обогащен.

Центральное место в обучении школьников русскому языку занимает проблема обогащения речи, так как, обогащая речь, человек активно развивает чувства, мышление, получает коммуникативные навыки. Задача педагога начальных классов – в доступной для учащихся форме раскрыть основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определенной информации, организации и планирования деятельности воздействия на поведение людей, чувства, мысли. В процесс изучения любой темы предметом постоянного внимания должно быть развитие у школьников точного осознанного употребления изучаемого явления и тема «Имя прилагательное» представляет для этого неограниченные возможности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/obogaschenie-slovarnogo-zapasa-mladshih-shkolnikov/