Внеклассная работа по технологии

Курсовая работа

В настоящее время на первый план деятельности школы выдвигается трудовое воспитание и обучение, в том числе средствами искусства. Оно играет важнейшую роль в гражданском становлении, нравственном формировании личности, в выработке осознанного отношения подростков к учебе, подготовке их к вступлению в самостоятельную жизнь.

^

В школьных занятиях декоративно-прикладным искусством заложен высокий воспитательный потенциал. Раскрывая огромную духовную ценность изделий народных мастеров, такие занятия формируют эстетический вкус школьников, позволяют вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Так в процессе занятий различными видами декоративно-прикладного искусства органически сочетаются и связываются эстетического и трудового воспитания школьников.

Существует немало видов художественной обработки материалов. Однако далеко не каждый из них может войти составной частью в содержание занятий общеобразовательных школ в качестве одного из воспитательных средств. Они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Виды декоративно-прикладного искусства, используемые в воспитательной работе общеобразовательной школы, при высоких эстетических качествах должны быть доступны школьникам по своим художественным и технологическим характеристикам, по затрате физических усилий. Однако наряду с доступностью и посильностью эти занятия должны обладать потенциальным запасом сложности, чтобы каждое из выполняемых заданий велось по дидактическому принципу обучения на высоком уровне трудностей, позволяющему полнее раскрыть духовные и физические силы школьников.

В школе должны находить место такие виды декоративно-прикладного искусства, в процессе освоения которых устанавливались бы прочные межпредметные связи и получали практическое применение и дальнейшее развитие знания, приобретаемые школьниками на уроках по различным . Занятия декоративно-прикладным искусством должны основываться на знаниях, приобретенных учащимися на уроках изобразительного искусства, черчения и трудового обучения, физики и химии. При работе над декоративными композициями учащиеся могут воспользоваться знаниями из области ботаники, биологии, истории, литературы и других учебных дисциплин.

Вместе с тем немалое значение имеет соответствие выбранных видов декоративно-прикладного искусства требованиям школьной гигиены и безопасности труда, возможности проведения занятий в учебных мастерских и кабинетах. Непременным условием является также доступность материалов и малое количество инструментов, применяемых для создания изделий.

13 стр., 6203 слов

Курсовая РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ...

... развития направлений декоративно-прикладного творчества; - виды декоративно-прикладного искусства, в том числе и современные; - электронные прикладные программы декоративно-прикладного творчества; - правила безопасной работы, санитарно-гигиенические требования при выполнении работ с использованием технологий декоративно-прикладного творчества; - правила ...

Нередки случаи, когда детское увлечение становится профессией. В школах, находящихся в районах распространения народных художественных промыслов, учащиеся на уроках трудового обучения изучают традиционные приемы художественной обработки материалов, свойственные своему краю. Благодаря содружеству школ и предприятий художественной промышленности в этих местах учащиеся с раннего возраста находятся в тесном общении с народным искусством (изучают его богатейшие традиции), в интересном, увлекательном творческом процессе, который лежит в основе обучения, приобретают рабочую профессию. Приток молодых сил в свою очередь дает возможность художественным комбинатам постоянно расширять производство, совершенствовать и развивать традиции народных художественных промыслов. Но даже если в дальнейшем учащиеся не свяжут свою профессию с декоративно-прикладным искусством, навыки, полученные ими на занятиях, повысят их культурный уровень, расширят кругозор, окажут существенную помощь в работе по выбранной специальности.

Важным звеном в трудовом и эстетическом воспитании учащихся общеобразовательных школ средствами декоративно-прикладного искусства являются внеурочные занятия внеклассная и внешкольная работа так считают следующие педагоги: Я.А. Каменский, Дж. Локк, В.В. Сухомлинский, И.П. Волкова и другие.

Занятия в кружках позволяют учащимся приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведет в мир прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом свободное от работы время.

Задача развития индивидуальных художественных возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду всё больше овладевает педагогическим сознанием преподавателей.

Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств трудового воспитания, а также вопросов развития индивидуально художественных особенностей. Поэтому задачей руководителя кружка является заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.

Большинство исследователей, затрагивающих проблему развития индивидуальных творческих возможностей школьников, считает, что этому способствует возможность проявить свои умения на кружковых занятиях, показать неповторимость своего изделия и технику его выполнения. Поэтому руководители кружков обязательно должны целенаправленно выявлять склонности детей и, учитывая педагогические требования, предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Необходимо позволять детям самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить новшества. Индивидуальный труд учащихся во время кружкового занятия заключается в том, что под общим руководством преподавателя школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий должны подбираться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников для успешного выполнения намеченных планов.

21 стр., 10455 слов

Исследования: Развитие у младших школьников логических

... средствами ЛЕГО-конструирования. В соответствии с темой нами были определены цель, объект, предмет исследования. Цель исследования – выявить эффективность применения ЛЕГОконструирования для развития логических универсальных действий у младших школьников на занятиях ... психическому процессу — мышлению. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в ...

Индивидуально художественные особенности – понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнить задание преподавателя. Проявить свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами и материалом. Воспитание осуществляется одинаково для всех детей, но в зависимости от его индивидуальности, оно воспринимается по-разному.

В наше время каждый ребёнок стремится быть непохожим на остальных, это проявляется в стремлении лучше учиться, одеваться, выглядеть. Поэтому задачей учителя является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей.

Гипотеза – при правильном планировании и организации внеклассной работы по трудовому обучению решаются актуальные на сегодняшний день проблемы развития творческих способностей младших школьников.

Объект: учащиеся младших классов.

Предмет: система методов и приемов работы в кружке.

Задачи:

  1. Изучить историю вопроса.

  2. Выявить ряд педагогических условий, при которых возможно развитие творческих способностей младших школьников и формирование у младших школьников внимательного, ответственного, заинтересованного отношения к внеклассным занятиям по труду.

  3. Познакомиться с опытом работы учителей по данному вопросу.

  4. Подобрать ряд материалов, изделий, которые помогли бы развивать творчество младших школьников при организации внеклассных занятий по труду.

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • теоретические: анализ и синтез;
  • эмпирические: наблюдение.

^

Работа велась в течение 1 года.

На первом этапе

^

На третье этапе

^

Материал дипломной работы может быть использован при организации кружковой работы с младшими школьниками учителями, студентами-практикантами, руководителями кружков детского творчества.

Работа представлена на … страницах печатного текста. Состоит из введения, 3 глав, заключения, литературы и приложения.

1 глава знакомит нас с Историей развития вопроса в работах педагогов. В ней рассмотрены взгляды зарубежных представителей педагогики, развитие вопроса в России, сущность индивидуально-личностного взаимодействия, развитие интереса к творчеству и виды творческой деятельности, методы развития творческих способностей у детей.

2 глава раскрывает внеклассную работу по труду из опыта работы квалифицированных педагогов. В ней рассмотрены следующие виды работ: вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства, аппликация из соломы, мозаика – один из видов монументально-декоративного искусства, работа с папье-маше на внеклассных занятиях по трудовому обучению.

13 стр., 6137 слов

Курсовая»Теория и технологии физического воспитания детей»

... игр для развития личности ребенка О воспитательном значении народных подвижных игр на развитие личности ребёнка К.Д.Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на ... «Банки» и другие. Народные подвижные игры развивают работу головного мозга, активизируют мысли, расширяют кругозор, представления детей об окружающем мире, совершенствуют физические и психические процессы, ...

В 3 главе раскрыты методы, используемые на занятиях, приведены конспекты занятий, подобраны рекомендации и методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 8-9 лет

В заключении подводится обобщение вышеизложенного материала.

К работе прилагается список литературы, состоящий из 28 источников по данному вопросу.

Приложение представлено в виде поделок.

^

История педагогики изучает и освещает развитие педагогической теории в той общественно-политической обстановке, в которой она развивается. Наряду с вопросами о всестороннем развитии ребёнка, важное внимание уделяется проблеме развития индивидуально-творческих возможностей. Впервые этот вопрос рассматривался Джоном Локком – представителем новой буржуазии. В XVII веке в Англии произошла буржуазная революция, которая подготовила почву для преобразования общеобразовательных учреждений. Обобщив передовой для той эпохи опыт воспитания обучения, опираясь на последние научные данные, Локк научно разработал единую систему народного образования, которая отражала стремление масс к знаниям и была проникнута демократизмом. Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Некоторые мысли о воспитании» (1693), оказавшей огромное влияние на европейскую педагогическую мысль XVII века. Джон Локк считал, что для достижения положительных результатов в воспитании следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребёнка, надо выявлять у детей различные качества, «сообразно различиям этих качеств должны различаться методы», писал Джон Локк. По его мнению «в зависимости от преобладающей страсти и господствующих наклонностей» ребёнку следует заниматься любимым видом творчества. Целью воспитателя является помочь детям развивать способности в этой сфере [21; 31].

Французский материалист XVIII века Иоганн Генрих Песталоцци хотел «для самого последнего бедняка сделать возможным правильное развитие физических, умственных и нравственных особенностей». Он считал, что общая цель воспитания – проявление в детях «истинной человечности», которая достигается путем гармонического развития у каждого ребёнка всех его природных способностей, стремлений, индивидуальных возможностей. Большой заслугой Песталоцци в области педагогики явилась его идея о развитии в процессе обучения индивидуальных и творческих способностей детей и подготовки их к деятельности.

Мария Монтессори (1870-1952) – итальянский педагог, теоретик дошкольного образования. Свою деятельность она разворачивала в конце XIX века, когда капитализм вступил в высшую фазу своего развития – империализм. Основной формой воспитания и обучения детей Монтессори считала их самостоятельные занятия притом, что воспитатель наблюдает за проявлениями детей и фиксирует их. Но наряду с этим она разработала и другую форму – индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность).

Объективность урока предполагает максимальное сосредоточение ребёнка на предмете и исключение всякого отвлекающего влияния личности воспитателя. Она считала, что учитель имеет право настаивать, чтобы ребёнок усвоил то, чего не знает. Педагогика Монтессори и сегодня применяется в детских садах многих капиталистических государств [21; 40].

^

В начале XVIII века происходило быстрое развитие Русского государства. По инициативе Петра I открываются школы, университеты. Важную роль в развитии этой эпохи внесли Ломоносов, Бецкой, Новиков. Касаясь вопросов умственного воспитания, Бецкой указывал на то, что процесс учения должен быть приятым для детей, проводиться без принуждения, опираясь на индивидуальные особенности детей [21; 52].

Других взглядов на воспитание придерживался А.Н. Радищев. Критикуя русских (И.И. Бецкой) и западноевропейских педагогов (Жан-Жак Руссо и др.), которые выступали с требованием индивидуального воспитания детей, Радищев подчёркивал: «Человек рождён для общежития …». Он говорил, что удаление детей от реальной жизни способствует воспитанию индивидуалистов. Радищев утверждал, что характер человека формируется его деятельностью на общее благо. Воспитание должно способствовать развитию в ребёнке интересов, присущих обществу.

Среди советских педагогов принадлежит В.А. Сухомлинскому. Активный последователь идеи Макаренко он внёс много нового в методику работы с отдельным учеником. В своей книге «Сердце отдаю детям» он ярко показал, что успех воспитания возможен только при глубоком знании индивидуальных особенностей каждого ребёнка» [21; 61].

В 60-70-х годах началась работа по совершенствованию воспитания учащихся. Духовное становление личности не может происходить без художественного воспитания детей. В школах вводится новая программа по музыке, трудовому воспитанию, рисованию. Через единство этих видов деятельности в процессе познания осмысливается основная функция искусства. В 70-80-е годы проводилась экспериментальная работа советских педагогов-новаторов. Педагогический поиск И.П. Волкова ориентировался на развитие индивидуальных творческих возможностей ученика; М.П. Щетинина – на создание школы – комплекса как центра гармоничного развития детей, школы, где учебная деятельность сливается с индивидуально – художественной [21; 83].

В курсе лекций по педагогике Б.Т. Лихачёв полно раскрыл проблему индивидуально – личностного воспитательного взаимодействия педагога и воспитанника.

Теория индивидуального творческого развития находит применение на практике и в наше время, постоянно совершенствуясь в методиках различных видов творчества.

1.3. Сущность индивидуально — личностного взаимодействия

Здоровое увлечение педагогикой детского воспитательного коллектива привело в теории и на практике к ослаблению внимания к проблемам индивидуального становления детской личности. В педагогике произошло противопоставление понятий коллективизма и индивидуализма, при однозначном поощрении воспитания коллективиста в коллективе и осуждении воспитания индивидуальности средствами парно – индивидуального взаимодействия.

Ортодоксально – коллективное воспитание, хотя и имеет в виде формирование каждой личности, всё же проходит мимо тончайших сфер психической жизни и свойств индивидуальности ребёнка. Общим характером воздействия и взаимодействия оно усредняет личность не только с точки зрения общих нравственных свойств, но и ограничивая возможности творчески – индивидуальных проявлений. На общем фоне одних только коллективных отношений блекнет интимный мир каждого отдельного ребёнка, его натура не находит выхода общению, самоутверждению, обогащению. Как не парадоксально, но такое состояние воспитания обедняет ребёнка, противостоит действительности коллективности, суть которой во взаимообогащающих взаимодействиях здоровых индивидуальностей, личностей сильного и творческого духа. В свою очередь, ортодоксально – парное воспитание, игнорирующее общественное начало, подавляет коллективистические устремления ребят, ведёт к укреплению в сознании и привычках ребёнка эгоистического индивидуализма.

В реальной практике повседневного воспитания коллективное и парно – индивидуальное взаимодействие детей и взрослых органически и неразрывно переплетаются между собой. Они взаимодополняют и взаимообогащают друг друга. В преодолении противоречий между собой комплексное и парное взаимодействие делают воспитательную среду богаче, ярче, многообразнее, эмоциональнее, духовно – нравственнее и одновременно мягче, эстетичнее, светлее, человечнее. Подлинный мастер, педагог – воспитатель, организуя жизнь детского коллектива, одновременно выходит на обустройство личной жизни, стабилизацию духа каждого ребёнка с помощью индивидуально личностного, парного взаимодействия детей. Успех парного взаимодействия не может быть достигнут за счет усилий только одного воспитателя. Его задача в том, чтобы войти в контакт с каждым своим воспитанником, но она и в том, чтобы обеспечить каждого ребёнка возможностью педагогически целесообразного, многостороннего, удовлетворяющего его, индивидуально – личностного общения. Необходимо создать систему подвижного, творческого, взаимообогащающего взаимодействия. Система парного общения помогает завоевать доверие ребёнка, проникнуть в его внутренний мир, помочь ему в сложном деле самостановления.

Цель индивидуально – личностного взаимодействия взрослых и детей расслаивается на деловую и духовно – нравственную. Деловая цель состоит в том, что воспитатель делится с ребёнком своим жизненным опытом. Он учит работать с иглой, рисовать, петь, вязать и др. Это своеобразная форма шефства. Реальный критерий успешности такого взаимодействия – овладение детьми знаниями, умениями, навыками, отношения доверительности и товарищества с воспитателем в совместном труде.

Духовно – нравственная цель состоит в том, чтобы на основе взаимной симпатии наладить доверительный человеческий контакт, желание и стремление обмениваться в процессе взаимодействия опытом духовной жизни. Рождающиеся в индивидуально – личностном сотрудничестве товарищеские отношения детей и взрослых, требуют специальных форм взаимодействия и общения. Среди них – обсуждение общих и личных проблем, дача советов, дружеские дискуссии и др.

Парное воспитательное взаимодействие детей и взрослых имеет большое значение в становлении детской индивидуальности. Оно не противоречит воспитанию в коллективе, а, наоборот, обогащает его. Индивидуально–личностное взаимодействие обеспечивает индивидуализацию воспитания в целостном педагогическом процессе» [16; 194].

^

Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.

Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются определенные трудности.

Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, — его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.

Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы.

Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.

Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:

  1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;

  2. Функция формирования творческих способностей;

  3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.

Организовать и провести игру – задача достаточно сложная.

Можно выделить следующие основные условия проведения игр:

  1. Наличие у педагога определенных знаний и умений.

  2. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

  3. Необходимость включение педагога в игру.

  4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.

  5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

  6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.

Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.

Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто «перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость, интерес.

^

^

Творческая деятельность

Существуют различные виды творческой деятельности.

Творческая деятельность

Декоративно-прикладная

Художественно-эстетическая

1. ИЗО — музыка

2. шитье — вокал

3. вязание — хореография

4. макраме — драм. театр

Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности детское рисование.

По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.

Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию.

Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия.

Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы.

В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение.

Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные.

Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.

Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.

^

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:

  • научности
  • систематичности
  • последовательности
  • доступности
  • наглядности
  • активности
  • индивидуального подхода

Все внеклассные занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

1. Каждая игра представляет собой набор задач.

2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание трудности задач способствует развитию творческих способностей.

6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:

  • развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
  • задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
  • творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к.

создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Наряду с принципами используют и методы:

  1. Практические

  2. Наглядные

  3. Словесные

практическим методам

Упражнения

^

Моделирование

наглядным методам

^

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Рассмотрим как же все вышеуказанные методы и приемы развития творческих способностей младших школьников реализуются на практике из опыта работы квалифицированных педагогов.

Глава II. Внеклассная работа по труду

(из опыта работы)

^

Вязание на спицах – одна из областей традиционного народного искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. До нас дошли экземпляры вещей, связанных в IV-V веках нашей эры. В одной из гробниц Древнего Египта был найден детский носок довольно сложного исполнения: большой палец отделён от остальных для того, чтобы было удобно протянуть ремешок сандалии. В Перу примерно в тот же период был связан пояс с великолепным орнаментом колибри. Судя по сохранившимся портретам средних веков, английские и французские короли предпочитали шитым чулкам вязаные, которые подчёркивали достоинство форм ног [17; 69].

Вязание на спицах всегда главным образом применялось для изготовления чулок. Вязаные чулки и носки из овечьей шерсти домашнего прядения – непременная принадлежность русской крестьянской одежды. Обычно они бывают одноцветными и художественного значения не имеют. Но в некоторых районах праздничные вязаные изделия привлекают внимание нарядными орнаментами. Их изготовляли на Севере и в районах Рязанской, Пензенской, Тульской и других губерний.

Особенно выделяются русские посёлки по рекам Мезени и Пинеге. Орнаментальное вязание наиболее распространено у финно-угорских народов, в том числе у коми, от которых это искусство могло прийти к русским, живущим по соседству.

Прежде вязали из неокрашенной шерсти натуральных расцветок, сочетая обычно белую с коричневой или чёрной. С конца XIX века стала применяться окрашенная шерсть разнообразных типов. Как правило, каждое цветовое решение в узоре гармонично и в этом проявляется большая народная культура.

Существуют изделия с крупным раппортным орнаментом, фигуры которого (разные ромбические формы сложного силуэта) нередко делятся цветом на части – полосы. Крупные рисунки сдержанных и светлых тонов выполняются в Лешуконском районе, по реке Мезени. Полосатые, многоцветные – в Карпогорском районе, по реке Пинеге.

Цветочные мотивы характерны для ярких вязаных сапожек, которые выделывали в конце XIX- начале XX века в Арзамасе близ Нижегородской губернии.

Помимо чулок в быту популярностью пользовались вязаные джемпера, жакеты, шали, перчатки и т.д. [14; 52]

Совершенно уникальное, оригинальное развитие получило ручное узорное вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков. Ими занимаются с XVIII века женщины в южных и восточных районах Оренбургской области, вдоль рек Урала, Сакмары и Ори. Суровый климат и специфические особенности местности обусловили успешное развитие здесь исключительной породы коз, обладающих лёгким, тёплым, длинноволокнистым пухом, какого нет ни у одной другой породы. Промысел узорного пуховязания родился в среде уральских казаков, поселившихся в этих местах в XVII веке. Прежде калмыки и казахи использовали козий пух – вязали шарфы и телогрейки, но искусства узорного вязания у них не существовало. Установлено что основателем промысла был географ и историк П.И. Рычков, который проявил в этом вопросе большую инициативу. Его жена в течение многих лет приучала местное население к пуховязанию, собирая казачек у себя в доме в селе Спасском Бугульминского уезда.

В промысле постоянно изготовляют платки дух видов: пушистые, более плотные, из серого пуха и тонкие, шелковистые, ажурные – из белого. «Паутинки» вызывают издавна особый восторг своей лёгкостью и красотой узлов, высочайшим мастерством исполнения. Такой платок весил всего 70 граммов и был размером 2х2 метра.

Искусство вязания оренбургских платков передаётся из поколения в поколение, а теперь ему обучают и на уроках труда в ряде средних школ Оренбургской области. Творчество вязальщиц сочетает большое профессиональное исполнительское мастерство знание традиционных узоров и свободную импровизацию. Спрос на оренбургские платки постоянно превышает возможности производства. Уникальные шали, платки, палантины неизменно с успехом демонстрируются на художественных выставках [14; 60].

Вяжут не только спицами. Большой популярностью у рукодельниц пользуется вязание крючком. Изделия, связанные длинным крючком, практичны в носке, т.к. полотно не вытягивается и почти не деформируется после стирки. Такое вязание называется «тунисское». Обычным крючком вяжут ажурные салфетки, кружевные воротники, украшают элементы одежды. Используя технику плотного вязания, вяжут кофточки, шапки, шарфы. Полотно, выполненное крючком, также мало растягивается.

Необходимыми инструментами для вязания на «вилке» являются крючок и «вилка». Используется любая пряжа. С помощью этой техники выполняют шали, шарфы, элементы украшения одежды и интерьера. Вязание на «вилке» несложное, но требует определённых навыков и умений.

Машинное вязание трикотажных изделий в домашних условиях выполняется на ручных плосковязальных машинах. На всех машинах можно выполнять различные, как одноцветные, так и многоцветные узоры, комбинируя и видоизменяя которые получают множество вариантов рисунков. Полотно при машинном вязании получается значительно ровнее, чем при вязании спицами.

В настоящее время, когда трикотаж во всех его видах, в том числе ручное вязание, получил самое широкое бытование и в городе, и в деревне, традиции народного узорного вязания приобретают особенно актуальное и перспективное значение. В наше время вяжут разнообразные современные предметы модной женской, мужской и спортивной одежды и дополнений к костюму: головные уборы, женские сумки, шарфы и др. Вязаные панно, подушки, скатерти, салфетки, прихватки служат прекрасными деталями, придающими своеобразие интерьеру квартиры.

Чем можно объяснить все растущую популярность этого не очень скорого, даже кропотливого дела в наш торопливый век? Наверное, тем, что вязание даёт целительные минуты, часы покоя среди ежедневной суеты, неотложных дел и вместе с тем приучает к сосредоточенности, тщательности выполнения начатого дела.

2.1.1. Инструменты и материалы. Технология выполнения набора петель.

Для вязания используются: спицы разных номеров – от 1 до 10. Их подбирают так, чтобы нить была в 1,5 – 2 раза тоньше. Вещи с ажурными рисунками вяжут спицами больших размеров, а для изготовления лёгких изделий, резинок, отделочных планок берут тонкие спицы. Спицы бывают металлические, пластмассовые, костяные, деревянные. Концы спиц не должны быть острыми, чтобы не рвали нить и не кололи пальцы, или тупыми – ими трудно вязать. Для изделий без шва необходимы кольцевые спицы, соединённые эластичным тросиком. Так же в работе понадобятся большие булавки для собирания петель; большая швейная игла для сшивания деталей изделия. Материал может быть различным – шерстяные, хлопчатобумажные, шёлковые, синтетические и смешанные нитки. Можно соединить две или несколько гармонирующих по цвету нитей.

Вязание начинается с набора петель. Количество петель, набранных для детали изделия, зависит от плотности вязания. Опытные вязальщицы знают несколько видов набора петель, но существуют два более простых и распространённых способа – набор из 2-х нитей и 1-ой нити.

Чтобы научиться вязать следует освоить вывязывание двух петель – лицевой и изнаночной (см. табл. №16 и №3).

Все остальные виды петель в основном представляют собой варианты этих двух. При различных комбинациях только лицевых и изнаночных петель можно получить множество рисунков для вязания шарфов, свитеров, платьев и т.д.

Работа в технике вязания требует соблюдения правил техники безопасности:

  1. Спицы не должны быть очень длинными, чтобы не мешать работе.

  2. Концы спиц должны быть защищены колпачками.

  3. Спицы не должны быть тупыми или слишком острыми, чтобы не поранить пальцы и не порвать нить.

  4. Спицы должны храниться парами.

  5. Нитки нельзя разрывать руками и перекусывать.

  6. Ножницы должны лежать на столе сомкнутыми и храниться в чехлах.

  7. Передают ножницы кольцами вперёд.

  8. Иглы должны храниться в игольнице, нельзя вкалывать иглы в одежду и оставлять без нитки.

  9. Сломанную иглу нужно выбросить.

  10. Не брать иглу в рот.

  11. Перед тем как пользоваться утюгом, нужно прочитать инструкцию, чтобы не испортить изделие.

  12. Нельзя включать утюг мокрыми руками.

  13. Утюг должен при включении стоять на жаростойкой подставке.

  14. Перед включением нужно проверить исправность шнура и вилки утюга.

  15. Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.

Умение правильно и аккуратно завершить работу – один из секретов успешности проделанной работы. Прежде, чем скрепить детали, их выпаривают через влажную ткань. Затем просушивают и, скрепив все детали булавками, сшивают большой иглой.

Овладение техникой вязания требует не только умения правильно вязать узор. Для успешного изготовления изделия необходимы специальные инструменты.

^

2.2.1. История развития работы с соломой

Солома, сухие стебли хлебных злаков – прекрасный материал, который после определенной обработки пригоден для изготовления самых разнообразных изделий. Из ровной, немятой соломы плетут плоские (маты, шторы, половики) и объемные (корзины, шляпы и др.) предметы, выполняют аппликации и инкрустации. Солома пригодна также для чисто хозяйственных нужд. В нашей стране солома с давних времен используется на подстилки скоту, добавляется в корм, идет для отопления. Она пригодна в строительстве – ею покрывают крыши, делают стены в глинобитных постройках. Специально измельченная и обработанная солома – сырье для изготовления грубых сортов бумаги.

В нашей стране и во многих других станах мира (Вьетнам, Япония, Китай и др.) с давних времен солома широко используется в народных художественных промыслах.

Как необычны, красивы, выразительны фигурки, плетенные из соломы умельцами Белоруссии и Прибалтики, неповторимы узоры аппликации и инкрустации из соломы, созданные мастерами народных промыслов из г.Жлобина (Республика Беларусь) на шкатулках, рамках и других предметах. Аппликации из соломы, выполняемые художниками-профессионалами, нередко становятся произведениями искусства.

При современной уборке зерновых культур солома очень мнется, ломается и годится лишь для хозяйственных целей. Чтобы использовать солому в качестве поделочного материала, нужны ровные, немятые стебли. Их запасают разными путями.

В период уборки зерновых культур можно по договоренности с администрацией колхоза или совхоза сжать серпом или нарезать ножницами нужное для работы количество стеблей. Возможен и другой, более доступный вариант заготовки соломы. После уборки зерновых по краям полей, вдоль дорог остаются несжатые растения. Их можно срезать ножницами или острым ножом.

Растения могут быть и зрелыми, и незрелыми. У незрелых растений цвет стебля зеленоватый, что очень подходит для многих работ. У зрелых растений в зависимости от принадлежности к конкретному виду зерновых цвет стебля может быть от беловатого до темно-желтого.

^

Технология многих работ с соломой доступна детям младшего школьного возраста. Во внешкольной и внеклассной работе из нее можно сделать большое количество интересных и полезных изделий. Для работы пригодна солома ржи, пшеницы, овса и, где есть, риса (последняя, особенно тонкая и нежная, хороша для мелкого плетения и инкрустаций).

Если нет соломы, ее может заменить сухостой отдельных трав.

Если рассмотреть внимательно стебель соломы, то легко заметить, что он разделен узелками (коленцами) на отрезки. Коленцев на стебле бывает обычно три или четыре. Разрезав у коленцев каждый стебель на части и отрезав сами коленца, снимают со стебля покровный лист. Он легко сползает. Покровный лист и коленца выбрасывают, а соломинки сортируют по толщине и длине. Самые длинные идут на плетение и аппликации из круглой соломы (первый сорт); более короткие тоже пригодны для плетения, но их можно и разглаживать (второй сорт); самые жесткие и короткие — третий сорт. Каждый сорт соломы раскладывают в отдельные пакеты или коробки и подписывают.

Для работы бывает нужна круглая и плоская солома естественной окраски или специально окрашенная в нужный цвет.

Для плоского плетения, инкрустации и аппликации солому разглаживают на ленты. Отобрав из второго и третьего сорта наиболее мягкие и широкие стебли, кладут их в бидон или любую другую посуду с крышкой, заливают кипятком, закрывают плотно крышкой и оставляют на сутки. Распаренная и размоченная солома не колется и хорошо разглаживается. Соломинку вынимают из сосуда, разрезают концами маленьких острых ножниц вдоль и разглаживают утюгом по обеим сторонам до тех пор, пока она перестанет скручиваться и превратится в ровную ленточку. Гладить лучше на сложенной вчетверо газете. Утюг должен быть достаточно горячим, но не раскаленным, чтобы солома в процессе этой операции не палилась. В зависимости от нагрева утюга по желанию можно изменить цвет соломы от естественного светлого до коричневого. Ленточки разглаженной соломы хранят в пакетах, коробках, папках.

Особенно хороши в работе ленточки из так называемой «шелковой» соломы. После разглаживания эта солома сразу же будет видна, так как она резко отличается от остальных. Она всегда светло-желтого цвета, почти белая, очень мягкая и гибкая, не раскалывается на продольные волокна, не сворачивается спиралью. Из таких лент, наклеенных на бумагу или ткань, легко и удобно вырезать любые формы для аппликации и инкрустации. Разглаживая солому, не надо выбрасывать колющиеся и твердые отрезки – их откладывают отдельно. Они пригодны для прямолинейного наклеивания и плетения. Очень короткие глаженые ленточки также сортируют по отдельным пакетам. Все самые маленькие и плотные соломинки могут пригодиться в работе.

Для работ из круглой соломы ее за день до использования замачивают в кипятке и потом заворачивают в мокрую тряпку.

При желании солому окрашивают в желтый, красный, оранжевый, зеленый или любой другой цвет, используя анилиновые краски. Окраску производят не позже чем за два-три дня до работы. Предварительно солому вымачивают в горячей мыльной воде, в результате чего исчезает восковой налет с поверхности. Затем связанные пучки вымоченной соломы опускают в горячий раствор краски и держат в нем от одного до 5 часов в зависимости от того, какой хотят получить оттенок. Если раствор не очень насыщен, окрашивание производят дольше и наоборот. Окрашенные пучки вынимают и подвешивают для просушивания в теплом, хорошо проветриваемом месте. В течение двух-трех дней соломинки перемешивают, чтобы они ровнее просушились и, чтобы на них не появилась плесень. Перед работой окрашенную солому, запаривают (если ее окрасили заранее) и разглаживают.

Работу с соломой можно разделить на следующие виды:

1) вязка и сшивание изделий из пучков соломы;

2) изготовление объемных игрушек из соломы;

3) плоское плетение (ковриком) из глаженой соломы;

4) аппликация из соломы.

^

Аппликацией из соломы хорошо украсить закладки, поздравительные открытки, коробки, изделия из папье-маше и т.д. Как уже говорилось выше, для этой работы нужны разглаженные утюгом ленты соломы. Из лент выполняют заготовки: наклеивают соломинки вплотную друг к другу на клетчатую или миллиметровую бумагу, тонкую ткань казеиновым, синтетическим или фотоклеем. Ленты соломы наклеивают на основу для того, чтобы при резании деталей она не трескалась, не ломалась вдоль волокон. Кроме того, клетчатая и миллиметровая бумага позволяет более точно и аккуратно размечать на обратной стороне детали геометрической формы — квадраты, прямоугольники, ромбы — для составления орнаментов. Криволинейные детали размечают на гладкой бумаге или ткани. Подкладка из бумаги или ткани позволяет более прочно приклеить детали к основе изделия. Заготовки с полосками соломы кладут под пресс, высушивают и только потом выполняют разметку и режут. Рисунки орнаментов подбирают заранее.

Особенно эффектно аппликации из соломы смотрятся на бархатной бумаге, но фоном может служить и цветной тонкий картон, и цветная переплетная бумага. Можно наклеивать аппликацию из соломы на деревянную поверхность (пенал, шкатулку, кусок фанеры), для чего ее лучше сделать темной. Для этого древесину протравливают 4%-ным раствором марганцовокислого калия. Выбрав и разметив рисунок для изделия, его наклеивают на фон, постепенно подрезая нужные формы отрезков. Клеить можно фотоклеем ПВА, намазывая его на поверхность толстой соломиной или спичкой. Каждую приклеенную деталь сразу же плотно прижимают и убирают влажной тряпочкой лишний клей у краев. Поправляют неточно выложенные детали острием канцелярского шила. Во время работы не надо дуть, смеяться в сторону нарезанных отрезков, так как легкие соломинки могут разлететься в разные стороны и их нелегко будет собрать. Оклейка по рисунку будет хорошей в том случае, если она выполнена точно по разметке, а отрезки подобраны одинаковой формы и одного размера.

Разнообразные детали геометрической формы: квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, трапеции — позволяют составить множество узоров. При разработке узоров учащиеся могут проявить творческую выдумку и фантазию. Подбирая детали, надо помнить, что различное направление волокон на них помогает создать оригинальность узора и цветовой эффект. В зависимости от задуманного узора детали наклеивают вплотную друг к другу или оставляют небольшие просветы.

С помощью аппликации украшают изделия из бумаги, картона (закладки, записные книжки, поздравительные открытки и др.), а также изготавливают самостоятельные картинки-панно, которые можно повесить на стену. При заготовке деталей надо обязательно помнить, что направление волокон в деталях должно быть разное. Для выделения отдельных деталей можно использовать различные цветовые оттенки неокрашенной соломы. Цветную солому подбирают в соответствии с эскизом. Первые учебные работы не должны быть сложными (по форме деталей и их количеству).

Аппликации из соломы можно покрыть лаком. Это сделает работу более прочной и привлекательной. Готовое изделие не следует класть под тяжелый пресс, так как выдавленный клей образует пустоту при высыхании и весь рисунок легко отойдет от фона. Для аппликаций, выполненных на дереве и фанере, пресс вообще не нужен. Во время работы достаточно плотнее прижимать соломку, и если надо, то и разглаживать рисунок ложкой или ручкой ножа. Можно аппликацию сделать на шелковой или какой-нибудь другой ткани. Для этого картонную или фанерную основу нужной формы и размера обтягивают тканью. Ткань берут больше основы на 10-15 см. Ее загибают на оборотную сторону основы, натягивают и приклеивают. Рисунок переводят по шаблону или с помощью копировальной бумаги. Заготовку и выклейку деталей производят так же, как и при наклейке на бумагу или древесину.

^

2.3.1. История появления мозаики как вида декоративно-прикладного искусства

Мозаика! Это слово в воображении детей связывается с ранним детством, с настольной игрой, состоящей из разноцветных шариков, плоских деталей разнообразной формы, цветных кружков со шпеньками. На специальных подставках с углублениями или отверстиями, в самих коробках (в зависимости от разновидности игрушки) можно было выложить чудесные узоры. Их разбирали и составляли снова. Все узоры были не похожи друг на друга в этом и была увлекательность игры.

Настоящие мозаичные работы выполняют надолго, можно сказать, навечно. Работают над ними специальные художники. Мозаика — один из основных видов монументально-декоративного искусства. Особым видом мозаики является инкрустация.

Для работы используют гальку, камни разных размеров, непрозрачное стекло «смальту», керамическую плитку и т.п. Эти материалы с помощью вяжущих составов закрепляют на украшаемой поверхности по определенному рисунку, узору.

Мозаикой украшали и украшают главным образом наружные и внутренние стены архитектурных сооружений, полы, потолки, отделывают сооружения малых архитектурных форм — фонтаны, декоративные стены-панно и др.

Мозаичные работы имеют давнюю историю. Еще в далекой древности храмы Двуречья украшали несложные узоры, выложенные, из разноцветных кружочков глины. В античной Греции мозаикой выкладывали полы зданий, используя для этого черную, белую и цветную гальку.

В Византии для мозаичных работ употребляли смальту (непрозрачное цветное стекло), полудрагоценные камни.

В Средней Азии старинные мечети, дворцы, мавзолеи могущественных правителей украшали мозаичными узорами из кирпичей, покрытых разноцветной глазурью. Эти сооружения, просуществовав несколько столетий, не потеряли своей красоты и оригинальности. Хорошо сохранилась мозаика времен Киевской Руси (Софийский собор в Киеве).

В Лаосе необычную мозаику создают из цветных кусочков зеркал, которые, переливаясь и сверкая на солнце, производят неповторимое зрелище.

В разные эпохи и в разных странах мозаика приобретала своеобразие, как по используемым материалам, так и по узорам или рисункам.

В XVIII в. в России возродил мозаику ученый и поэт М.В. Ломоносов. Он отдал изучению этого искусства 15 лет жизни, провел тысячи опытов над цветными стеклами. Результатами его исследований были мозаичный портрет Петра I и большое панно «Полтавская битва».

В наши дни мозаика стала монументальным искусством. В Москве, Киеве, Санкт-Петербурге и ряде других городов наружные и внутренние стены домов, подземных вестибюлей метро и другие сооружения украшаются мозаикой. Для этих работ используются цветная керамика, мрамор, смальта, белый и красный кирпич, цветное стекло. Ведутся поиски применения пластических материалов. Мозаику употребляют также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства: кувшинов, тарелок, чаш и других предметов.

Существует специальная технология выполнения мозаики, которая зависит от используемых материалов, назначения работ, приемов «набора» узоров или рисунков.

В настоящее время мозаичные работы все больше и больше привлекают внимание художников, любителей, педагогов, которые проводят интереснейшие занятия с детьми.

Мозаичные работы, выполняемые художниками, мастерами-специалистами, недоступны детям, но их элементы вполне приемлемы для юных умельцев даже младшего школьного возраста.

Вначале детей надо познакомить с общими вопросами, связанными с мозаичным искусством, а затем совместно продумать вопрос о том, какие материалы можно использовать для работы в кружке. Дети выясняют, что для мозаичных работ можно использовать гальку, цветное стекло, черепки разбитой посуды, цветную плитку, а также кусочки пластмассы, окрашенную яичную скорлупу, цветную бумагу. Все эти материалы можно раздобыть самостоятельно или с помощью взрослых. Небольшие камешки разных цветов нетрудно найти на берегах ручьев, рек, у моря. Цветные черепки битой посуды собирают постепенно и укладывают в коробки. Отходы цветных керамических плиток часто остаются неиспользованными на строительных площадках. По согласованию с руководителями стройки этот материал можно собрать в сумки или мешочки из ткани, в коробки. Пластмассовые материалы собирают по-разному. В каждом доме приходит в негодность множество предметов из пластмассы: игрушки, посуда, мыльницы и т. п. Все это может пригодиться в мозаичных работах. Много ненужных отходов остается на предприятиях, где изготовляют пластмассовые изделия. Руководитель кружка заранее договаривается о передаче этих отходов в фонд кружка.

^

С детьми младшего школьного возраста можно проводить интересные творческие занятия по мозаике из яичной скорлупы. Эти занятия подготавливают детей к выполнению мозаичных работ из камешков, стекла, черепков. Хотя способы закрепления и подготовки материала в этой работе несколько своеобразны и отличаются от описанных в предыдущем пункте, данный вид художественно-трудовой деятельности можно также отнести к мозаике, так как при выполнении изделия используют кусочки скорлупы разного цвета и формы. Скорлупки подбирают и закрепляют к фону по рисунку, оставляя между ними небольшие просветы.

Яичная скорлупа — материал (так называемый бросовый) очень распространенный и не требующий специальных поисков.

Изготовление мозаичных украшений из яичной скорлупы дело не новое, но, к сожалению, этот вид работы известен немногим.

Простота, новизна и декоративность данного вида мозаики радует детей. Занятия пробуждают в них фантазию, учат мечтать, удовлетворяют их внутреннюю потребность украшать окружающее.

Мозаикой из яичной скорлупы, как это будет видно из дальнейшего содержания раздела, хорошо оформить различные изделия из бумаги и картона, разнообразив тем самым их отделку. Подобная работа может стать и самостоятельным изделием, если сделать небольшое тематическое панно или изображение орнаментального характера.

Для мозаичной работы необходимы картон, настольная или чертежная бумага, краски (акварельные, анилиновые, гуашь, темпера, цветная или черная тушь), скорлупа яйца (для первых работ достаточно одного яйца, для последующих более крупных изображений 3-5 яиц).

В работе потребуются также клей (резиновый или ПВА), карандаши, кисточки для клея и красок, небольшая чистая тряпка.

Подготовка к работе скорлупы несложна. Собранную детьми скорлупу следует осторожно промыть теплой водой, смыв с ее поверхности малозаметный жир. Если его не удалить, краска будет ложиться неровно, а порой стекать со скорлупы. Можно промыть скорлупу и до употребления яиц в пищу, сделав это осторожно, чтобы яйцо не треснуло.

На практике проверено, что по своей технологии занятия мозаикой посильны детям любого возраста. Первые работы должны быть простыми. Наиболее приемлемы для составления учебных узоров геометрические фигуры: круг, квадрат, овал и др.

Как показывает опыт, наиболее доступно для детей младшего школьного возраста создание несложного узора в полосе в один цвет. Затем используют кусочки скорлупы, окрашенные в два цвета.

Эти простейшие орнаментальные работы по украшению полосы могут быть первыми для начинающих работать со скорлупой. Более сложные орнаментальные рисунки, составленные из цветов, листьев; бабочек, грибов, фруктов, овощей, фигурок птиц или зверей и др., могут служить основой для последующих работ.

Такие декоративные полосы используют при оформлении стенгазеты. В летнем лагере они украсят внутренние помещения — простенки между окнами в комнате или на веранде.

При рассмотрении образцов или украшений следует стремиться к тому, чтобы дети видели ритмичность в построении узора, умели анализировать, из каких частей он состоит.

Большую пользу приносит взаимосвязь трудовых занятий и занятий изобразительным искусством. Это помогает решать вопросы композиции, изготовлять эскизы, выбирать цвет, в который нужно окрасить скорлупу.

Умение выполнять компоновку элементов и подбирать цвета деталей в мозаичных изображениях имеет немаловажное значение. Этому способствуют работы, когда нужно соединить несколько одинаковых мозаичных работ на одном основании.. Таким образом можно получить большое красивое мозаичное полотно из нескольких работ одного ребенка или из работ нескольких детей. При этом важно, чтобы составные части подходили друг к другу, как по размеру, так и по композиции.

Окрашивают скорлупу в нужный цвет кисточкой. Чтобы было удобнее выполнять эту операцию, половинку скорлупы надевают на три пальца левой руки (большой, указательный и средний).

Правой рукой окрашивают скорлупу, стремясь, чтобы краска ложилась равномерно. Цвет и тона краски подбирают в зависимости от задуманной композиции. Эту операцию выполняют осторожно, чтобы не сломать хрупкую скорлупу.

Другой способ окрашивания скорлупы более сложный и кропотливый. В посуде с горячей водой разводят краску нужного цвета. Пинцетом берут за край половинки скорлупы и опускают в краску. Через несколько секунд скорлупу вынимают и осторожно кладут на чистую бумагу острым концом вверх. Это необходимо сделать для того, чтобы лишняя краска стекла и поверхность скорлупы получила ровную окраску.

Хорошо окрашивать скорлупу отваром репчатого лука, корнями некоторых растений, соком свеклы и моркови. Подобная работа по подготовке материала к последующей работе увлекает детей, придает занятиям творческую направленность.

В зависимости от конкретных условий, наличия тех или иных материалов дети при непосредственном участии руководителя кружка выбирают способ окраски скорлупы и приступают к работе.

При любом способе окраски скорлупу хорошо просушивают, затем ломают на небольшие кусочки и хранят в коробке или мешочке.

Непосредственно мозаичная работа начинается с выполнения эскизного рисунка. При этом руководителю занятий необходимо уделять особое внимание на воспитание у детей умения чувствовать композицию и ритм, на проявление творческого подхода в решении этих задач.

Немаловажно, чтобы контуры подбираемого изображения были плавными, без мелких извилин. Если это требование не учитывать, то при выклеивании кусочков скорлупы у детей будут трудности, а отсюда невысокое качество работы.

Далее неподготовленный материал (плотную бумагу, тонкий картон) переводят через копирку или рисуют контуры всех элементов рисунка.

Следующая задача — нанести клей на часть рисунка (отдельный мотив или деталь).

Кусочки скорлупы выбранного цвета располагают друг к другу на основании с незначительными зазорами. Скорлупу, уложенную на нужное место, слегка придавливают чистой тряпочкой.

Далее дети смазывают клеем следующую часть узора и аналогичным путем покрывают ее кусочками скорлупы нужного цвета. Если из-под скорлупы выступает немного клея, то его удаляют чистой тряпочкой, так как он мешает работе. Руки также все время вытирают тряпочкой или салфеткой.

На орнаментальных работах и поздравительных открытках учащиеся покрывают мозаикой только само изображение. При изготовлении украшений, которые можно повесить на стенку как картину, или при выполнении композиции на свободную тему мозаикой следует покрыть всю поверхность основы, т.е., кроме изображения, оформить и фон изделия. Готовое изделие должно просохнуть. Для придания работе прочности, блеска и укрепления краски можно покрыть мозаику нитролаком.

Хорошо смотрятся мозаичные работы из скорлупы, выполненные на холсте или суровом полотне, натянутом на подрамник. При подборе узоров и рисунка надо учитывать народные орнаменты, характерные особенности окружающей местности.

Ниже предлагаем примерную последовательность заданий для практических работ разной сложности:

1. Изготовить композицию в полосе с одним элементом (геометрическим).

2. Изготовить двухцветную композицию.

3. Изготовить настенную мозаику «Цветы».

4. Изготовить композицию в полосе с двумя элементами (лист, цветок).

5. Изготовить поздравительную открытку.

6. Изготовить настенную картину на заданную тему.

7. Изготовить композицию на свободную тему.

Отдельные, разрозненные изделия детей, как указывалось выше, можно компоновать, создавая коллективные творческие работы.

Для коллективной композиции, подготовленные индивидуальные изображения вырезают по краю вместе с бумажной основой и осторожно наклеивают на новую основу. При этом надо руководствоваться выбранной темой (например, «Времена года», «Любимые герои из сказок») и стараться не перегружать композицию большим количеством деталей.

Такие работы годятся для выставок, оформления уголка чтения в классе и др.

Учащиеся начальных классов охотно выполняют мозаичные работы из окрашенной скорлупы. Целесообразно, чтобы этим занятиям предшествовали аппликации и мозаика из бумаги, так как трудовые операции по изготовлению тех и других изделий имеют много общего.

До выполнения практических заданий необходимо в беседе с детьми подчеркнуть некоторые свойства скорлупы (цвет, хрупкость), сравнить скорлупу с другими известными материалами. Можно провести несколько небольших опытов. Например, растолките несколько кусочков скорлупы. Она превратится в белый порошок. Уместно сообщить детям, что толченая скорлупа полезна для роста кур — ее добавляют в корма. Поместите скорлупу в банку с уксусной кислотой и проследите, как через некоторое время она растворится и затем выпадет в виде белого осадка. Это неожиданное для детей свойство скорлупы — ее растворимость в кислоте — объяснить им сложно, но можно напомнить о растворимости некоторых других веществ, что известно им из курса природоведения.

Совершенно очевидно, что практическое выполнение мозаичных работ из скорлупы в сочетании с беседой или рассказом учителя о мозаике как виде прикладного искусства расширяет общий кругозор детей, помогает в решении современных задач трудового обучения и эстетического воспитания.

^

2.4.1. История возникновения работы с папье-маше

Всему миру известны великолепные живописные миниатюры мастеров Федоскина, Палеха, Мстёры… Изящные, разнообразные по форме шкатулки, ларцы, табакерки, игольницы, бисерницы уже не одно столетие радуют любителей и знатоков декоративно-прикладного искусства. Но не все знают, что многие эти предметы, пользующиеся заслуженной славой, изготовлены из папье-маше, покрытого черным лаком.

Папье-маше в буквальном переводе с французского означает «жеваная бумага» и представляет собой способ склеивания маленькими кусочками 5-7 слоев бумаги по определенной форме или модели. Корни его создания уходят в Иран средних веков. Европа же познакомилась с искусными изделиями иранских мастеров в XVI в. Основу иранских шкатулок и ларцов составляли несколько слоев проклеенной бумаги, сверху обмазанной смесью клея и мела, и расписанных красками, поверх которых наносился слой прозрачного лака. К сожалению, эти нарядные шкатулки и ларцы были очень хрупкими. Смекалистые крепостные купца Коробова, первого организатора производства в России табакерок из папье-маше, начали изготовлять основу из добротно проклеенных, спрессованных листов картона. Для большей прочности картон проваривали в льняном масле, после чего просушивали в печи. Покупатели довольно быстро оценили преимущества красочно оформленных, легких табакерок из папье-маше по сравнению с тяжелыми и неудобными из фарфора. Только за один 1804 г. Коробов продал 9094 табакерки.

В настоящее время папье-маше используется для изготовления различных наглядных пособий, например макетов и рельефных карт. Из папье-маше делают занятные елочные украшения и новогодние маски, а также различные сувениры и поделки.

Анализ фактического положения дел на практике свидетельствует о том, что сейчас папье-маше несправедливо забыто и очень редко встречается в планах работы кружков картонажа и лепки и кружков «Умелые руки», в то время как внеклассные занятия по выклейке папье-маше позволяют решать многие образовательные и воспитательные задачи. Так, на уроках трудового обучения ученики знакомятся с различными свойствами бумаги: гибкостью, прочностью, растяжимостью и т.д. В процессе внеклассных занятий с папье-маше знания детей о перечисленных свойствах бумаги закрепляются практически. Сам процесс выклейки изделий способствует формированию у младших школьников многих трудовых умений и навыков: разметки и вычерчивания деталей на бумаге, сгибания, резания и склеивания бумаги, соединения и скрепления деталей разными способами. Кроме того, занятия, посвященные папье-маше, положительно влияют на развитие у детей творческих способностей и художественного вкуса, на воспитании у них прилежания, аккуратности, настойчивости.

Принимая во внимание относительную несложность технологии изготовления предметов из папье-маше, проводить работу с ним можно не только на занятиях кружка «Умелые руки», но и в свободное время в группе продленного дня. Обязательным условием достижения успеха в работе является хорошее знание руководителем кружка программы трудового обучения начальных классов. Важное значение имеет также знание педагогом объема и уровня трудовых умений и навыков учащихся, особенно тех умений и навыков, на которые будет необходимо опираться при работе с папье-маше.

^

Само собой разумеется, что руководитель кружка должен детально знать технологию изготовления папье-маше и своевременно подготавливать к занятиям инструменты и материалы.

Прежде всего потребуется бумага, которая хорошо впитывает влагу и равномерно склеивается. Такой является непроклеенная бумага, газетная или оберточная. Выклейку кусочков бумаги осуществляют с помощью клейстера из крахмала или муки. Готовят его так: 3-4 столовых ложки картофельной муки тщательно размешивают в 1 л теплой воды, смесь доводят до кипения, после чего в нее вливают жидкий столярный клей (полстакана на 1 л крахмального клейстера).

Клейстер варят на слабом огне 30-40 мин при регулярном помешивании.

Для получения более качественных изделий из папье-маше при последующей обработке поверхности особо хорошо зарекомендовало себя использование одного из видов эмульсионного грунта — левкаса. При грунтовке левкас заполняет все неровности, придавая поверхности зеркальный блеск и делая ее удобной для раскраски. В состав левкаса входят тальк, мел, столярный клей, олифа и масляный лак. Делают его следующим образом: в жестяную банку последовательно вливают 2 стакана разведенного столярного клея крепкой концентрации, 2 столовые ложки натуральной олифы и чуть меньше половины стакана масляного лака, после тщательного размешивания в состав небольшими порциями добавляют предварительно просеянную смесь талька с мелом (в пропорции 1:1).

Все исходные части еще раз перемешивают до состояния не очень густой тестообразной массы и доводят до кипения. Левкас накладывают на изделие тонким слоем, после чего просушивают и зачищают мелкозернистой наждачной бумагой. При необходимости грунтовку и зачистку повторяют еще несколько раз. Если обстоятельства почему-либо не позволяют приготовить левкас, то можно обойтись и без него. Наряду с перечисленными материалами для работы с папье-маше каждому ученику понадобятся некоторые несложные инструменты: линейка, карандаши, ножницы, циркуль, резинка, кисточки для клея, баночки или розетки для воды и клея. Учитывая возрастные особенности младших школьников и отсутствие у них прочных навыков обращения с инструментами, следует осторожно применять колющие и режущие предметы, такие, как нож, шило, кусачки, молоток и т.д.

Выклейку папье-маше производят как по моделям, вылепленным из пластилина или глины, так и непосредственно по формам самих предметов, таких, блюдце, тарелка, чашка. Естественно, что каждый ученик должен иметь модель или сам предмет, по которому будет выполняться выклейка.

Остановимся более подробно на технологии работы с папье-маше. Прежде всего подготавливают бумагу для выклейки. Необходимо иметь в виду, что ее нельзя нарезать ножницами, так как в этом случае края кусочков плохо склеятся и дадут рубцы. Разорванные же руками кусочки бумаги плотно и прочно прилегают друг к другу, образуя сплошной ровный слой. Слои получаются более равномерными, если для выклейки взять бумагу двух различных цветов, например оберточную и газетную.

Первый слой целесообразно выложить из кусочков оберточной бумаги, смоченной в воде (можно смазать вазелином).

Делают это так: небольшую полоску бумаги (приблизительно 20х25 см) опускают в баночку с водой, затем отжимают и осторожно расправляют. От полоски постепенно отрывают небольшие кусочки (2х2 см), которыми и обкладывают модель изделия. Следующий слой составляют из кусочков газетной бумаги, предварительно смазанной клейстером. Каждый наклеенный на модель кусочек бумаги плотно приглаживают пальцами, рядом подклеивают второй, третий и т.д. кусочки так, чтобы края одного слегка находили на другой. Между кусочками бумаги не должно быть пустого места и просветов. На закругляющихся местах модели используют кусочки меньшего размера. По ходу работы следят за тем, чтобы на модели не образовывались складки и морщины. За газетным слоем вновь последует слой из оберточной бумаги, и так слои будут чередоваться друг с другом, пока на модели не будет выклеено 5- 7 слоев. Если педагог в дальнейшем не предусматривает обработку поверхности предмета грунтом (левкасом), то начать и закончить выклейку целесообразно светлой однотонной бумагой. После выклейки поверхность изделия смазывают тонким слоем клейстера и ставят на полки или стеллажи для просушивания. Просушка должна быть постепенной и равномерной, лучше всего делать это на свежем воздухе, подальше от большого жара. 5-7–слойное изделие высыхает за 1-2 суток.

Окраску готового изделия практичнее всего производить масляными красками (пригодны любые сорта).

Разводятся масляные краски специальными растворителями, которые в случае необходимости можно заменить олифой или скипидаром. Высыхает масляная краска приблизительно за двое суток. Просохшую поверхность для придания ей прочности и блеска рекомендуется покрывать бесцветным лаком.

Остановимся более подробно на тех изделиях из папье-маше, которые можно сделать с младшими школьниками на внеклассных занятиях, проводимых в форме кружка «Умелые руки».

Небольшое количество детей в кружке и наличие резерва времени позволяют руководителю организовать работу с папье-маше достаточно основательно, последовательно обучая младших школьников технологии выклейки, грунтовки, окраски изделий. На таких занятиях предоставляются более широкие возможности по осуществлению индивидуального подхода к учащимся.

Для первого занятия по папье-маше желательно взять предмет несложной формы, например мелкую тарелку. Заранее подготовив необходимые инструменты и материал (из расчета на одного ученика один газетный лист и такой же объем оберточной бумаги), непосредственно перед занятием педагог с помощью дежурных или бригадиров проверяет готовность рабочего места. На каждом столе, кроме инструментов и бумаги, должна быть баночка с водой (одна на двоих), розетка с клеем, куски клеенки или фанеры, которыми закрывают поверхность стола при работе. Все дети имеют тарелки, с которых будут производить выклейку изделия.

После сообщения темы занятия руководитель про водит краткую беседу, в ходе которой рассказывает детям о назначении папье-маше, демонстрируя при этом несколько образцов. Объяснение и показ основных приемов выклейки изделия полезно провести с участием детей, помогая им наводящими вопросами: какой величины кусочки бумаги нужны для выклейки тарелки? Какие кусочки бумаги наиболее пригодны для выклейки: нарезанные ножницами или оторванные руками? Почему? Как правильно подобрать бумагу, чтобы слои при выклейке не перепутались? Чем смачивают первый слой бумаги, чтобы потом изделие легко отделилось от формы? Какого цвета бумагу удобно использовать для выклейки первого и последнего слоев?

Таким же образом, опираясь на вспомогательные вопросы, школьники перечисляют последовательность рабочих этапов. Затем по указанию руководителя они переходят к практической деятельности.

Первые два слоя учащиеся выкладывают медленно под тщательным наблюдением педагога. Только убедившись в том, что все дети правильно поняли основные приемы выклейки, он разрешает им самостоятельно закончить работу. Когда педагог обнаруживает какую-то типичную ошибку, он останавливает работу и делает необходимые разъяснения.

В конце занятия дети вместе с руководителем подводят итоги и кратко анализируют проделанную работу. Лучшие работы демонстрируются всем членам кружка. Готовые изделия выставляют для просушки на полки или стеллажи. В дальнейшем при окончательной оценке руководитель прежде всего обращает внимание на качество выполненного изделия. Для активизации деятельности младших школьников и повышения интереса к выполнению задания полезно ввести элементы соревнования, разделив детей на рабочие бригады по 5-6 человек и назначив бригадиров. Надо отметить, что бригадная форма работы положительно влияет на развитие у ребят таких ценных качеств личности, как коллективизм, взаимопомощь, ответственность, чувство долга. Введение в рабочий процесс игровых элементов также в значительной мере способствует повышению эффективности обучения. Для младших школьников в силу их возрастных и психологических особенностей это имеет немаловажное значение. Так, руководитель совместно с бригадирами, выполняя роль контролеров ОТК, может лучшие изделия отмечать особым знаком качества.

В дальнейшем соревнование бригад можно продолжить при раскраске и отделке высушенных изделий.

Раскраску тарелок осуществляют по внутренней стороне. При раскрашивании тарелок из папье-маше учащиеся, используя знания о декоративно-прикладном искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, могут самостоятельно справиться с составлением узора, орнамента из стилизованных элементов и форм растительного или животного мира. Такая работа дает простор творческому воображению детей, способствует развитию индивидуальных способностей каждого.

Более сложным предметом из папье-маше, который можно сделать на внеклассных занятиях, является матрешка — общепризнанный русский сувенир. Технология выклейки матрешки несколько сложнее, чем тарелки, поэтому проводить ее целесообразно только после того, как школьники познакомятся с общей технологией выклейки папье-маше и овладеют ее элементарными приемами. Основная особенность изготовления матрешки состоит в том, что после просушки модель разрезают пополам (вдоль) и таким образом снимают с формы. Линию разреза заранее намечают карандашом. Полученные половинки в местах стыков смазывают клейстером и соединяют. Линию соединения сверху заклеивают кусочками бумаги, на которые для прочности наклеивают еще и бумажную полоску.

Стремясь активизировать мыслительную деятельность детей, руководитель в предварительной беседе при анализе образца ставит перед школьниками следующие вопросы: С какой операции начинается выклейка любого изделия? Какие операции включает дальнейшая работа с папье-маше? Каким образом можно снять изделие с формы? Какие возможны способы скрепления полученных половинок?

Опираясь на полученные знания и приобретенный в процессе работы опыт, учащиеся отвечают на поставленные вопросы и таким образом еще раз повторяют основные рабочие этапы изготовления матрешки из папье-маше.

Большую пользу для развития творческих возможностей младших школьников может принести хорошо продуманная работа по выклейке изделий, исходной формой которых является обычная электрическая лампочка. После того как изделие будет готово, т.е. выклеено, просушено, снято с основы, загрунтовано, педагог ставит перед детьми учебно-трудовую задачу: путем не значительных изменений, добавлений и раскраски превратить полученную заготовку в какой-нибудь интересный и полезный предмет. Задание, сформулированное таким образом, дает простор для проявления творческих и художественных способностей каждого ребенка. Очень скоро внешне непривлекательная заготовка превращается в самые различные предметы: груши, вазочки, карандашницы, луковицы, неваляшки, графины, грибы, головки сказочных персонажей и т.д.

Разбирая готовые изделия и отмечая лучшие из них, педагог обращает внимание детей не только на качество исполнения, но и на оригинальность выполненной работы, проявленную в ней изобретательность.

В воспитательном отношении чрезвычайно важно, чтобы тарелки, матрешки и другие поделки, сделанные руками детей на внеклассных занятиях, нашли практическое применение. Нельзя допускать, чтобы дети «работали в корзину». Эти предметы могут служить счетным материалом, использоваться при составлении задач на уроках математики, для сервировки кукольного стола в играх. Тарелки из папье-маше служат декоративным украшением квартиры, их можно подарить родственникам или друзьям.

Чувство законной рабочей гордости возникает у ребят, если их изделия понравятся воспитанникам подшефного детского сада и принесут им пользу на занятиях по развитию речи и счета. Полезное применение предметам из папье-маше найдет и школьный драматический кружок.

На внеклассных занятиях младшие школьники могут изготовить самые различные предметы из папье-маше. По усмотрению руководителя это могут быть стаканы, карандашницы, елочные игрушки, новогодние маски, макеты и т.д.

Таким образом, как показатели занятия, проводимые на преддипломной практике, использование всех вышеизложенных видов работ способствуют быстрому успешному развитию творческих способностей детей. Конспекты по внеклассным занятиям предложены в следующей главе.

^

3.1. Использование техники работы с разными материалами на кружковых занятиях

Кружковая работа строится по принципу добровольности, поэтому её содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Кружковые занятия дают преподавателю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие способности детей в той или иной области, воспитывающие у них интерес и любовь к творчеству. При организации кружковой работы преподаватель должен соблюдать следующие принципы:

  • обеспечивать добровольность выбора учащимися содержания занятий с учётом личных склонностей детей;

  • опираться на самостоятельную творческую инициативу детей;

  • знакомить детей с новыми видами творчества.

Основное внимание на занятиях целесообразно уделять формированию практических умений и навыков работы, выполнению элементов украшения для изделий, правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия, развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы.

Руководителю занятий необходимо учитывать возрастные особенности и специфику внеклассной работы, которая организуется после активного умственного труда детей на уроках. Обычно новую информацию нужно сообщать небольшими порциями, вновь полученные знания сразу закрепляют практическими умениями, повторение знаний и совершенствование умений осуществляют не на образцах, а на разнообразных изделиях, которые обязательно несут смысловую нагрузку (начинают с простых изделий по конструкции и небольших по объёму работы так, чтобы дети могли быстро увидеть результат своего труда, старились работать так, чтобы в каждом новом изделии учащиеся могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку и т.д.).

На вводном занятии целесообразно обобщить представления школьников о самой работе, инструментах и материалах, которыми будут работать младшие школьники.

Вводное занятие можно построить в виде беседы, в процессе которой руководитель кружка выясняет, что учащиеся уже знают, и дополняют эти знания. Готовясь к такому занятию, важно продумать ряд вопросов к учащимся.

Можно подготовить небольшой рассказ о материале, используемом на уроке, который заинтересует детей, показать самодельные вязаные вещи.

В содержание кружковых занятий целесообразно включить работу над изделиями, которые не дублируются с теми, что дети изготовляют на уроках трудового воспитания. Поэтому преподавателю кружка следует быть в постоянном творческом поиске, фантазировать, вносить что-либо новое.

3.2.Методы, используемые на занятиях.

Практическая часть дипломной работы строится по принципу эксперимента. Автор, используя различные методы, показывает, как кружковые занятия влияют на развитие индивидуальных возможностей детей. Занятия носили художественно-творческий характер, что, прежде всего, предполагает создание ребёнком изделия, выражающего индивидуальные желания и умения. Занятия художественно-творческого характера исключают работу по образцу, развивая индивидуальные возможности. Вместе с тем, преподаватель помогает ребятам вызвать в воображении соответствующий образ, который не может возникнуть на пустом месте» [10; 51]. Поэтому преподавателем были предложены образцы не для копирования, а для того, чтобы пробудить фантазию, актуализировать имеющиеся умения.

В процессе кружкового занятия преподаватель использует практические и словесные методы. Вначале занятия преподаватель проводит беседу, где под его руководством дети осмысливают новый материал, устанавливают связь между теорией и практикой. Во время занятия проводится объяснение последовательности выполнения работы. Т.к. целью преподавателя является развить индивидуальные возможности ребят, то в практической части делается акцент на эвристический метод. Суть его заключается в том, что детям не даётся конкретное решение задачи занятия. В данном случае это включает выбор материала работы, технологии изготовления изделия.

«Демонстрационные методы, реализующие принципы наглядности обучения, помогают детям во время занятия воспринять конкретные образы изучаемых объектов, облегчить усвоение материала. Использование пособий преподаватель сопровождал объяснением, что делало обучение более доходчивым, пробуждало в детях творческую инициативу. На занятии по знакомству с материалами, инструментами и приёмами работы преподаватель может использовать таблицы» [12; 144].

В разработке занятия преподаватель должен применять программированный метод, который осуществляется с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Этот метод следует рассматривать как осуществление новой формы самостоятельной работы детей. «Сущность программированного метода заключается в том, что после передачи учителем информации, дети должны решить практическую задачу. Здесь преподаватель передаёт информацию с учётом индивидуальных особенностей детей» [13; 38]. Для средних и сильных детей даётся задание более сложное. Дети работают самостоятельно, прибегая к помощи технологических карт и таблиц. Отстающим детям младшего возраста даётся возможность осуществить задачу занятия через изготовление изделия более простой вязкой. Основная задача учителя заключается в организации работы по изготовлению изделия и оказании индивидуальной помощи отстающим ученикам.

Темы для занятий подбираются с учётом возраста детей, их возможностей и желаний.

3.3.Конспекты занятий