Конструктивная деятельность младших школьников

Дипломная работа

В стандарте начального общего образования второго поколения говорится, что реализация предметного содержания курса «Технология» должна обеспечить учащимся приобретение опыта практической преобразовательной деятельности. Наиболее эффективным способом для решения этой основной задачи является конструирование. В ходе конструкторской деятельности обучающиеся в большей степени могут использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских задач, приобретая навыки самостоятельного решения при их выполнении в групповой или индивидуальной продуктивной деятельности.

Термин «конструирование» не является новым он несколько десятилетий употреблялся вместе со словом «моделирование» (которое впоследствии заменили понятием «макетирование») [13].

Словосочетание «конструирование и моделирование» означало изготовление макетов какихлибо сооружений: архитектурных, технических. Чаще всего эти макеты создавались из готовых деталей репродуктивным способом по подробной инструкции.

Не менее распространенным было употребление понятия «конструирование» для обозначения деятельности по изготовлению предмета (чаще всего объемного) способом соединения отдельных деталей или частей – в отличие, скажем, от рисования. При этом в соответствии с методикой, принятой в начальной школе, изделия собирались обычно под диктовку учителя или по подробной инструкционной карте.

Между тем, подобная трактовка понятия «конструирование» совершенно не соответствует его истинному смыслу и, главное, не позволяет решать тех сложных развивающих и образовательных задач, которые стоят перед современной школой [7].

На сегодняшний день актуальной является работа детей по конструированию, так как она способствует всестороннему развитию личности школьника, является важным средством умственного и физического развития. Даже работы базового уровня требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать.

Говоря о конструировании, как инструменте обучения, мы включаем в педагогический процесс активное мышление обучающегося. В современном мире нам нужны творческие люди, думающие, поэтому задача школы состоит в том, что важно научить детей учиться, думать самостоятельно, размышлять, развивать свои умения и навыки.

Конструирование не всегда является продуктивной деятельностью на уроках технологии, чаще репродуктивной, где работа ведется под диктовку учителя, бессознательно.

Проблема исследования: как организовать работу обучающихся на уроках технологии так, чтобы она являлась средством развития конструкторских умений.

63 стр., 31002 слов

Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования ...

... сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей. Художественное конструирование-это процесс рационального проектирования ... единство эмоциональной, интеллектуально-оценочной и проектно- практической деятельности в процессе обучения; постановка и решение дизайнерских проблемных ситуаций на основе специальных знаний; ...

Цель исследования – теоретически обосновать и практически доказать влияние уроков технологии на формирование конструкторских умений у младших школьников.

Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников на уроках технологии.

Предмет исследования – педагогические условия обучения конструированию в рамках учебного курса по технологии.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что включение в содержание учебной деятельности младших школьников уроков с заданиями на конструирование и использованием различных его видов на уроках технологии, положительно скажется на формировании умений в данной области.

Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание понятий, связанных с темой исследования.

2. Изучить виды конструирования.

3. Рассмотреть и проанализировать педагогические условия для

развития конструкторских умений.

4. Проанализировать программы по технологии и выполнить их

сравнительный анализ.

5. Разработать и апробировать уроки по обучению младших

школьников разным видам конструирования. В ходе исследования автором работы применялись следующие методы:

  •  сравнительный анализ учебных программ по технологии;

 изучение психолого-педагогической литературы

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами цикл уроков может быть использован учителями начальных классов для формирования конструкторских умений.

Глава I. Конструирование как вид учебно-практической деятельности

младших школьников

1.1. Понятие о конструировании в педагогической литературе

Конструировать – значит создавать конструкцию чего-то, строить, а также вообще создавать что-нибудь [13].

По мнению Э.М. Галямовой термин конструирование (от лат.construktio – составление, сложение) означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. В данное понятие можно вкладывать разный смысл. Например, ребенок играет кубиками и приставляет один к другому. В ходе этого занятия у него могут спонтанно возникать конструкции. Следовательно, он конструирует? Вероятно, мы ответим на этот вопрос отрицательно. А.В. Козлина считает, что ребенок не продумывает своих действий, не создает конструкцию; она получается случайно – о конструировании в данном случае говорить нельзя. [11].

Таким образом, пытаясь вникнуть в суть понятия, прежде всего обращаем внимание на то, что конструирование – это главным образом деятельность ума, а не рук; это разработка, сотворение; это творческая, а не исполнительская деятельность [13].

Характеризуя понятие «конструирование», следует заметить, что в изученной нами литературе говорится о том, что конструировать можно не только из готовых деталей – из наборов «Конструктор», но и применять в процессе конструирования детали изделия, которые необходимо создать, разработать – т. е. сконструировать. Значит, обучающиеся могут изготавливать все детали конструкции самостоятельно.

21 стр., 10455 слов

Исследования: Развитие у младших школьников логических

... М.Н. Скаткин. Тема исследования: Развитие у младших школьников логических универсальных действий средствами ЛЕГО-конструирования. В соответствии с ... психическому процессу — мышлению. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в ... младших школьников на начальном и итоговом этапах опытнопоисковой работы. 3. Разработать занятия по ЛЕГО-конструированию и ...

Кроме этого отметим, что конструировать можно не только технические модели или макеты, а любое изделие: художественную открытку, записную книжку, фартук или игрушку. Сконструировать, например, игрушку – это значит не только представить в материале ее внешний вид, но и определить форму каждой детали, цвет, фактуру материала и т.д.; это значит также, что конструктор продумывает взаимное расположение всех частей изделия, т.е. полностью разрабатывает его [17].

Можно сделать следующий вывод, что конструирование как инструмент обучения, мы включаем в педагогический процесс для активного развития мышления обучающегося. Конструкторская деятельность является творческой. Все другие случаи, которые предполагают, что обучающийся является от начала до конца исполнителем чужого замысла, конструированием назвать нельзя. Не относятся к конструированию ни повторение уже известных действий, ни бесцельное манипулирование с предметами.

Хотелось бы отметить, что в изученной нами литературе выделены два типа конструирования техническое, где обучающие отображают существующие объекты и художественное, которое предполагает создание образов. В любом из типов конструирования можно рассмотреть два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение.

В настоящее время в теории и на практике существуют различные классификации видов учебного конструирования. Любая классификация предполагает выделение какого-то основания, принципа, который позволяет отделить один вид от другого. Ниже мы рассмотрим классификацию видов конструирования, по способу организации работы обучающихся, выделенную Н.М. Конышевой. Данная классификация является одной из общепринятых в методике начальной школы.

Рис. 1

В соответствии с данной классификацией выделяют три основных вида учебного конструирования: по образцу, по модели и по заданным условиям [12].

Прежде всего, определим, что мы называем образцом.

Образец – это предмет, обладающий определенной конструкцией, все особенности которой обучающиеся могут хорошо рассмотреть самостоятельно или под руководством учителя [25].

Образец может быть представлен на уроке в натуральном виде, в виде рисунка или фотографии: сам по себе тот или иной вид образца не имеет существенного значения – главное, чтобы он совершенно конкретно позволял представить все внешние особенности предмета и его устройство во всех необходимых подробностях. С этой целью чаще всего для демонстрации используются разборные образцы, что помогает обучающимся вычленить детали. Если образец представлен рисунком или фотографией, то в зависимости от сложности конструкции он может быть дополнен другими частями и деталями изделия.

В чем же заключается учебный смысл конструирования по образцу, и каковы особенности организации подобной работы на уроке?

Основные достоинства конструирования по образцу: 1. Чтобы воспроизвести какую-то конструкцию, необходимо прежде внимательно ее рассмотреть и проанализировать: выделить основные части и детали, определить их форму, размеры, взаиморасположение, способы соединения, сравнить между собой, найти сходство и различия. Таким образом, в этой деятельности могут формироваться основные познавательные процессы ребенка: целенаправленное восприятие и произвольное внимание, память и это обстоятельство, значительно повышает продуктивность всех познавательных процессов [12].

24 стр., 11760 слов

Дипломная работа конструировании

... структурировать процессы проектирования: Предпроектное проектирование исключается; Техническое задание включает в себя назначение изделия, определение размерных ... телосложения индивидуального потребителя Определяющее значение при выборе модели и материалов играет внешний и внутренний ... измерениями типовой и индивидуальной фигурами значительная. К деталям выполняются припуски для уточнения посадки на ...

2. В процессе воспроизведения образца обучающиеся воспроизводят и приемы практических действий, учатся определять их наиболее рациональную последовательность. Именно на таких уроках целесообразно учить детей планированию трудовых операций, поскольку единообразие работы допускает единый для всех план действий [13].

3. Несомненным достоинством работы по образцу следует считать возможность строгого контроля и однозначной оценки деятельности обучающихся на уроке и их учебных достижений, поскольку в подобных случаях практический результат позволяет судить о полноценности произведенной умственной работы. Таким образом, подобные задания можно использовать как диагностические.

Основываясь на общей характеристике данного вида конструирования и, исходя из его образовательных возможностей, мы можем сделать следующий вывод: на этих занятиях учитель должен специально соединять сенсорный опыт ребенка с размышлением и с эмоциями – только тогда предметно-практическая деятельность по воспроизведению образца будет носить развивающий характер. Процесс конструирования по образцу можно условно разделить на несколько этапов [12].

На каждом из которых алгоритм действий будет представлен по-своему (см. рис. 2).

Конструирование по образцу

Этапы

Этапы Первоначальный анализ Практическая работа по Проверка и корректировка

конструкции воссозданию образца работы

Изучение предмета, Оценка выполнения предназначенного для Поиски

работы воспроизведения практических

путей

Рис. 2

Отметим, что названные этапы выделены условно, так как отделить один от другого на практике невозможно и, главное, не нужно; их разграничение имеет смысл лишь постольку, поскольку на каждом отрезке единого процесса конструирования тот или иной вид деятельности является преобладающим. Вместе с тем не следует упускать из виду, что, например, в процессе практической работы обучающиеся, безусловно, будут вновь и вновь обращаться к анализу устройства изделия.

Кроме того, сознательное выполнение практической работы предполагает и оценку и корректировку действий в соответствии с получаемыми промежуточными результатами. Однако особое внимание обучающегося на этапе практической работы будет сосредоточено на поиске путей воспроизведения предмета.

Следующим видом является конструирование по модели. В.В. Выгонов дает определение понятию модель. «Модель, как и образец, – это предмет, имеющий определенную конструкцию и являющийся для обучающихся ориентиром в работе [12].

Однако в отличие от образца модель не дает такого же наглядного и подробного представления об устройстве изделия, а предполагает, что ребенок должен определить его самостоятельно. Разумеется, изделие-ориентир имеет совершенно определенное устройство, подробности этого устройства обучающемуся не видны; их следует выявить путем мысленного анализа, основываясь на внешне воспринимаемых особенностях формы предмета.

12 стр., 5775 слов

Методы и формы развития творческих умений и навыков на занятиях ...

... заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщённые способы анализа, сравнения и сопоставления; развивается умение самостоятельно находить способы решения задач, умение планировать свою работу. Конструирование является продуктивной деятельностью, ...

Конструирование по модели – это главным образом умственная работа, требующая хорошо развитого пространственного мышления, умения сопоставлять, сравнивать, мысленно разъединять и соединять [12].

Не случайно подобные задания широко используются в педагогической практике для проверки умственных способностей [21].

При оценке результатов выполнения задания учитывается время, затраченное на складывание каждой детали, проводится анализ работы. Если ребенок складывает детали, затрачивая большее количество времени, это свидетельствует о хорошей пространственной ориентации, высоком уровне развития наглядно-образного мышления и конструктивных способностей.

Систематическое использование подобных заданий на уроках технологии позволяет значительно развить мыслительные способности. Уровни заданий, разумеется могут быть разной степени сложности и будут эффективно использованы на протяжении всего курса обучения [30].

Помощь учителя позволяет ребенку перейти из зоны актуального развития в зону ближайшего развития.

Конструирование по модели является весьма продуктивным в методическом плане видом деятельности, так как может быть использован в работе с различными материалами (как на плоскости, так в объеме), и идея допускает разнообразное практическое применение; существует много разновидностей такого типа конструирования. Например: – плоскостные геометрические модели. Конструирование этого вида разработано по аналогии с головоломками, издавна известными в культуре разных народов. Первоклассники с успехом составляют конструкции из геометрических фигур, ориентируясь на уменьшенные образцы.

Рис. 3

  • Объемные модели на основе заданного модуля. Эти задания похожи на предыдущие, но отличаются тем, что модели, на создание которых ориентируется обучающийся, объемные. Например, составленные фигуры из кубиков [12].
  • Задания на мысленное достраивание, дополнение формы. Они разработаны по такому принципу, где обучающиеся используют пространственное мышление для реализации задуманного на практике [4].

Ценность этих заданий заключается в применении теоретических знаний и сообразительности у детей. Например, квадраты из бумаги сложи, как показано на рис.3 и срежь у каждого 1или 2 уголка. Мысленно разверни квадраты и найди к каждому из них пару из этих фигур. Для каких квадратов здесь нет пары? А какие фигуры лишние? Попробуй их вырезать.

Сложенные вчетверо квадраты

Развернутые квадраты

Рис. 4

– Воспроизведение конструкции в других материалах. Например, если предложить обучающимся изготовить предмет определенной формы и при этом предоставить для работы другие материалы, не позволяющие точно скопировать образец. В этом случае обучающиеся должны будут мысленно «перевести» все детали образца в соответствующие им аналоги. Например, обучающиеся должен изготовить макет стула из деталей металлического «Конструктора». В процессе выполнения задания им придется выбрать детали соответствующих пропорций, чтобы изделие в целом отражало основные формы модели, ее пропорции и внешний вид (рис. 5).

Модель стула

Стул из деталей металлического конструктора

Рис 5.

Логические задания на поиск закономерности, использованной при разработке конструкции. В процессе выполнения подобных заданий, обучающиеся решают логические задачи. Ориентируясь на модель образца, они, прежде всего, устанавливают закономерность подбора тех элементов, из которых должна быть составлена та или иная конструкция [37].

8 стр., 3685 слов

Инновационная деятельность и её развитие

... периода [3, с. 159]. Следовательно, можно сделать вывод, что инновационное развитие региона, осуществляемое через активизацию в нем инновационной деятельности, является одновременно и инструментом для решения задач его социально ...

Обнаружив эту закономерность, обучающиеся определяют, какой конкретно вид может иметь искомая конструкция. Роль моделей в подобных заданиях играют те подсказки, которые позволяют выявить заданную закономерность.

При методически правильной организации работы обучающихся на уроках технологии происходит формирование практических умений. Если же изучение практического приема сразу связывается с решением логической задачи, с разработкой конструкции – то предметно-практическая деятельность становится мощным стимулом общего развития личности ребенка [28].

Необходимые способы работы обучающиеся изучают непосредственно в процессе изготовления изделий. Возможности уроков конструирования по модели в формировании у детей практических умений примерно такие же, как и уроков конструирования по образцу. В связи с этим на этих уроках должны соблюдаться все те требования к организации практической работы обучающихся, о которых было сказано выше.

Конструирование по заданным условиям – это один из самых творческих видов конструктивной деятельности обучающихся, приближающий их к условиям работы настоящего конструктора [12].

При таком способе организации занятия образец как объект копирования отсутствует; нет и модели, которая давала бы представление о том, что должно получиться. Вместо этого ребенку предлагается набор условий, которым должен удовлетворять изготавливаемый предмет в эксплуатации. Приведем пример: детям предлагается сконструировать мост из деталей строительного набора. Им не дан образец, который следовало бы воспроизвести, но задаются основные параметры моста: длина, ширина и высота. Причем, эти условия обозначаются с помощью игрового реквизита: полоска бумаги или ткани изображает реку, через которую следует построить мост (так задается его длина); по реке под мостом должны свободно проходить игрушечные катера и яхты (что обозначает высоту моста); по мосту по двум полосам поедут автомобили, и по боковым тротуарам пойдут пешеходы (даются соответствующие игрушки, которые помогают определить ширину моста).

Руководствуясь этими условиями, ребенок самостоятельно продумывает, какие именно детали и в каком количестве ему следует использовать, как их расположить и соединить между собой. Очевидно, конкретные варианты изделий при таком способе организации работы у детей могут получиться неодинаковые: ведь однозначного решения им никто не показывал [13] .

Наиболее творческой разновидностью в конструировании по условиям является проектирование объектов [12].

В этом случае ребенок разрабатывает изделие самостоятельно: определяет и его конструкцию, и декор, а сами условия формулируются не в виде нескольких конкретных требований, а задаются областью функционирования объекта.

Многие уроки технологии предусматривают объединение различных видов конструирования. Чаще всего имеет смысл объединять уроки технологии с конструированием по образцу и по условиям. Это связано с тем, что самостоятельная разработка изделия как целостный процесс младшим школьникам не всегда доступна, но всегда возможно включить в работу задачи на изменение или дополнение образца в соответствии с определенными требованиями [21].

Главное в подобных заданиях: понимание обучающимися смысла вносимых в изделие изменений и улучшений. Если этого нет, все поиски носят случайный, хаотичный характер; их нельзя назвать решением задачи.

10 стр., 4989 слов

Игровые технологии во внеурочной работе младших школьников

... школе. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Глава I. Теоретические основы игровых технологий во внеурочной деятельности 1.1 Общая характеристика внеурочной деятельности Под внеурочной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное ...

Изучив общую характеристику конструирования по условиям, обозначим в общих чертах, что возможны разные варианты таких заданий. Изделия в рамках этих заданий могут изготавливаться из любых материалов: из бумаги, ткани, глины или пластилина, засушенных растений, фольги, пластмассы, из готовых деталей специального набора для конструирования. Материал в данном случае не является существенным признаком. Сущность данной работы определяется лишь одним: изготовленное в процессе конструирования изделие должно отвечать требованиям, отражающим особенности его использования. С учетом того, каким образом сформулированы эти требования, имеет смысл обозначить следующие разновидности заданий на конструирование по условиям:

1) конструирование в соответствии с конкретным перечнем требований,

2) проектирование изделия с учетом области его функционирования [13].

Конструирование по условиям – это творческая работа, связанная с решением проблемных ситуаций. Чтобы обучающийся активно работал на уроке, он должен быть подготовлен к принятию и решению проблемы. Прежде всего, подготовка касается обогащения запаса конкретных знаний и живых впечатлений обучающихся. Как нам известно, возможность творчества тем выше, чем шире и богаче у человека жизненный опыт; он является опорой и материалом для творческой переработки. В связи с этим на уроках должна проводиться специальная работа, направленная на формирование у обучающихся определенных знаний и представлений. Их содержание определяется сущностью тех заданий, которые предстоит выполнять.

Таким образом, выделенные нами три основных вида конструирования представляют собой целостную классификацию. Она позволяет отразить наиболее существенные стороны данного понятия, прежде всего – познавательную и развивающую направленность каждого из видов конструирования, которые в процессе обучения можно продиагностировать и оценить.

1.2. Психолого-педагогические условия формирования

конструкторских умений у младших школьников

Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность.

Наиболее эффективным для формирования и развития творческой активности детей является конструирование, которое дает возможность реального изобретения и моделирования, с раскрытием творческого потенциала. Но для того чтобы обучение стало результативным необходимо создавать условия для младших школьников с учетом их возрастных и психологических особенностей. Для более глубокого понимания проблемы, дадим определения основному понятию.

Условия – правила, установленные для той или иной области жизни, деятельности; обстановка для какой-нибудь деятельности, обстановка, в которой происходит что-нибудь [1].

Проанализировав определение понятия, целесообразно, сформулировать следующие психолого-педагогические условия, способствующие развитию конструкторских умений: 1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. 2. Учет психологических закономерностей процесса усвоения знаний. 3. Реализация системно-деятельностного подхода к формированию конструкторских умений. 4. Подбор заданий по технологии на доконструирование и переконструирование изделий. 5. Использование разных видов учебного конструирования.

19 стр., 9435 слов

Особенности организации творческой деятельности младших школьников ...

... дипломной работы: «Особенности организации творческой деятельности младших школьников на уроках технологии» Цель исследования: выявить методы и формы организации творческой деятельности младших школьников на уроках технологии. Объект исследования – творческая деятельность младших школьников. Предмет исследования – организация творческой деятельности младших школьников на уроках технологии. ...

Раскроем их более подробно.

Младший школьный возраст характеризуется остротой и непосредственностью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью, которую учитель и родители должны поддерживать и создать все условия для повышения интереса к обучению [23].

Наиболее характерная черта восприятия учащихся младших классов – это слабая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в различиях при восприятии похожих объектов. Следующей особенностью восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста является плотная связь его с действиями школьника, его с практической деятельностью. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, как-либо изменить его, произвести действия: взять, потрогать его, т.е. преобладание практической деятельности, восприятие на сенсорном уровне.

Младший школьник обладает несколькими формами представлений с видами ощущений и восприятий [18].

Большинство представлений связано со зрительным и слуховым восприятием, что является немаловажным фактором для творческой деятельности − продуктивной формы деятельности обучающихся начальной школы [23].

Отличительная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия. При развитии творческой активности следует большое внимание уделять формированию эмоционально положительной среды в классе. Поскольку « эмоция предшествует мышлению», в результате чего ребенку будет легче решать поставленные вопросы при изготовлении конструкции какого либо изделия [23].

Как отмечает Н.М. Конышева при обучению конструированию «в младших классах целесообразнее основываться на природном интересе и любопытстве детей, и делать упор на формирование общеучебных навыков, навыков общения и внутренней мотивации» [13].

Например, индивидуальные задания, задания с учетом интересов детей, опора на практику и пространственные представления, которые сформированы в этом возрасте.

Для учителя начальных классов важны индивидуальные характеристики со стороны динамических особенностей психической деятельности каждого обучающегося (темп, быстрота, ритм, интенсивность) особенно на уроках технологии, имеющих в основном практикоориентированную направленность, поскольку большая часть времени отводится на работу руками. Младший школьник выражает свои эмоции через форму, композицию и цвет [23].

Если обучающийся не может самостоятельно решить поставленные задачи, то учитель предлагает ему подготовленные заготовки, шаблоны, трафареты, инструменты, т. е. создает все необходимые условия для сохранения положительного эмоционального фона у обучающихся. Так как любая эмоция мотивирует, вызывает и направляет мыслительную и психическую деятельность и поведение, что является важным для развития творческой активности и конструкторских умений таких, как:

  • умение узнать и выделить объект (видеть существенное);
  • умение собрать объект из готовых частей (синтезировать) или построить с помощью чертёжных инструментов;
  • умение расчленять, выделить составные части (анализировать);
  • умение видоизменить или преобразовать объект по заданным параметрам;
  • умение из преобразованного или видоизменённого объекта, или его отдельных частей собрать новый.

Для обучающихся младших классов присущи общие представления. Этот фактор является немаловажным для полного развития обучающихся и формирования подхода к выполнению той или иной работы, связанной с моделированием и конструированием объекта из целых и составных деталей. Конструкторская деятельность, в которую включен ребенок, предполагает наличие достаточно широкого кругозора. Ведущей деятельностью младшего школьника является учение, где происходят новообразования возрастного развития, такие как произвольность, внутренний план действий и конечно рефлексия [23].

47 стр., 23310 слов

Организация проектной деятельности школьников на х технологии

... проверить разработанную методику организации проектной деятельности школьников на уроках технологии. В дипломной работе использованы следующие методы исследования: анализ литературы; моделирование; наблюдение; анкетирование; тестирование; изучение работ учащихся; метод экспертных оценок; ...

У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление. Память развивается на воспроизведении представлений. Психологические исследования показывают, что в период младшего школьного возраста именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов. Выделяются такие виды мышления, как предметно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом; наглядно-образное мышление – мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для детей раннего возраста).

Наглядно-образное мышление даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле, имея образ, не учитывая внутренних характеристик и взаимодействий объекта. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению – это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению. Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задаётся содержанием ведущей деятельности учебной. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль [18].

С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются, приобретают осознанный и произвольный характер. Обучение в школе позволяет младшему школьнику научиться регулировать, управлять своим мышлением. Такие способности формируются при выполнении обязательных заданий, регулярно ставящихся учебных задач учителем в классе и в качестве домашнего задания. Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.

Важной особенностью младшего школьного возраста является фантазия – это их мифотворчество [7].

Дети рассматривают «смысловые метки» в предметном и пространственном мире, который осваивают. Поэтому они в этом возрасте без особого труда могут воплощать в жизнь увиденный объект, составляя его из предложенных деталей, подбирая формы, необходимые для создания образов, проводят ассоциационную параллель с предметами по описанию, которые имеют определенные пространственные виды: форму, цвет, размер.

Всё это говорит о том, что младший школьник имеет психологическую базу для обучения и самостоятельной продуктивной деятельности на уроках технологии. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей в процессе обучения [28].

Конструирование – это «стены» для готового фундамента навыков при работе с бумагой, тканью, природным материалом, металлическими и пластмассовыми деталями из набора «Конструктор». Это направление необходимо поэтапно включать в тематику уроков технологии и, конечно, развивать творческий подход к выполнению работы, а также предлагать всевозможные самостоятельные варианты для выполнения заданий, вызывающих интерес у младшего школьника и позволяющие мотивировать его к учению.

В процессе конструирования основное развивающее воздействие в практической деятельности определяется тем, насколько она подчиняется первоначальному замыслу [12].

Главная, наиболее значимая работа при этом, совершается с применением системно-деятельностного подхода в процессе обучения. Разумеется, для ребенка, познающего мир, важными являются не только теоретические, но и практические действия, направленные на воплощение умозрительных конструктивных идей: овладение инструментами, приемами обработки материалов и пр. Они позволяют накапливать сенсорный опыт, формируют координацию и точность движений, учат строить осознанную систему действий. Однако нельзя сводить сложный процесс конструирования лишь к обогащению практических действий с предметами. Сенсорные процессы и практические действия, постепенно усложняясь, должны более тесно взаимодействовать с процессами мышления, которые в дальнейшем станут опорой для выполнения заданий с дополнительными моментами в работе, таких как доконструирование и переконструирование изделия.

Стихийно, само по себе, такое взаимодействие у детей, как правило, не возникает; для этого необходимо создание специальной обучающей среды. Поэтому в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте следует включать сформированный у детей сенсорный опыт [11].

В построение более сложных познавательных процессов необходимо включать в практическую деятельность разновидовое конструирование [21].

Исходя из этого, нельзя признать отвечающими научным требованиям такие методики преподавания технологии, которые разъединяют практическую и умственную деятельность обучающихся. Подобное разделение имеет место во всех тех случаях, когда ребенок механически работает от начала до конца по инструкции, шаг за шагом выполняя разработанные кем-то действия. Такая организация работы фактически исключает деятельность обучающегося и ограничивает для него возможность мышления, познания и развития – т.е. то главное, ради чего и существует обучение. Целесообразно предлагать обучающимся задания таким образом, чтобы они самостоятельно искали пути их выполнения, а допускаемые при этом ошибки будут способствовать поиску и стимулированию их познания.

Думается, что именно с таких позиций мы должны подходить к определению учебного конструирования: этот процесс включает активное мышление обучающегося, направленное на решение интеллектуальнопедагогической задачи [23].

«Мышление – это всегда искание и открытие существенно нового… Следовательно, тот факт, что дети усваивают уже известные человечеству знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а наоборот, предполагает необходимость у детей подлинного, самостоятельного мышления. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим» [18].

Заметим еще раз, что если задание не вызывает у ребенка никаких затруднений, то при его выполнении не требуется мыслительного сопровождения. Здесь решающую роль играют прочно закрепленные в его памяти соответствующие навыки и элементарные технологические операции.

Мы считаем, что конструкторские способности младших школьников учителю предстоит целенаправленно развивать, а не просто использовать в работе. Чтобы предметно-практическая деятельность могла получить название конструирование, т.е. имела бы образовательный и развивающий смысл, практические задания для обучающихся должны содержать в себе условия и задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения [41].

Хочется отметить, что планирование практических действий, направленных на получение вещественного результата – изделия – для обучающегося может иметь определенный смысл: оно учит «охватывать» данную часть процесса конструирования целиком, анализировать взаимосвязь действий и их результатов, находить наиболее рациональную последовательность [21].

С учетом вышесказанного, прием планирования обучающимися своих действий можно и нужно использовать в организации работы при конструировании на уроках технологии. Неоправданное использование этого приема может нанести существенный вред, превращая творческий процесс решения конструктивной задачи в цепочку механических практических действий [28].

Таким образом, рассматривая далее конструирование в цикле уроков технологии, мы будем постоянно ориентироваться на то, в какой мере каждый из его видов обеспечивает целеполагание в планируемой деятельности обучающихся. Построение системы целей и педагогических задач, определение показателей и уровней достижения определенных результатов позволяют обучающемуся свободно ориентироваться в учебном материале и достигать желаемых результатов. В то же время это позволит педагогу объективно оценить достигнутые результаты и указать обучающемуся оптимальные пути достижения целей [28].

Выводы

В результате анализа научной, методической и психологодиагностической литературы, мы выяснили, что конструирование – это главным образом деятельность ума, а не рук; это разработка, сотворение; это творческая работа, а не исполнительская деятельность.

Изучив и проанализировав литературу, мы выяснили, что ребенок обучается с раннего возраста и разными способами: путем ассоциации объектов с предметами в игре, в продуктивной деятельности – конструировании. Важнейшей задачей является обучение в систематической, познавательной деятельности в школе, что является актуальным для системно-деятельностного подхода в современном образовании. Чтобы процесс обучения был продуктивным и результативным, необходимо делать упор на формирование общеучебных навыков и внутренней мотивации, вызывающей интерес к творческой деятельности у обучающихся.

В младшем школьном возрасте развиты несколько форм пространственных представлений, что является благоприятным фактором к выполнению той или иной работы, так как обучающийся мыслит нагляднообразно и может воплотить в жизнь и фантазию, и фактический объект. Все это говорит о том, что младший школьник без затруднений осваивает технологические моменты в конструировании при благоприятных условиях для его деятельности и познавательной самостоятельности.

Чтобы практическая деятельность могла получить название конструирования, то есть имела бы развивающий смысл, практические задания для обучающихся должны содержать в себе задачи, требующие мышления.

Также отметим, что наиболее существенным признаком конструкторской деятельности является целеполагание − четкое осознание конечной цели работы. Для учителя правильное понимание того, что можно считать целеполаганием, является важным профессиональным качеством, поскольку умение подвести детей к осознанию цели предстоящей работы определяет характер их познавательной деятельности.

Мы выяснили, что конструирование делится на следующие виды: по образцу, по модели и по заданным условиям. При обучении на уроках технологии необходимо использовать все виды конструирования, для того, чтобы осуществлялось всестороннее развитие конструкторских умений, для перехода от более простого вида (конструирование по образцу) к более сложному (конструирование по заданным условиям).

В связи с этим уроки технологии требуют четкой организации и тщательной подготовки к ним. Хотелось отметить, что целями современного образования являются компетенции для обучающихся в умении самостоятельно овладевать знаниями и способами самостоятельной деятельности.

В связи с этим главным звеном в освоении конструкторских технологий является обучение способу деятельности, в которой будет присутствовать четкая постановка целей и задач урока, определение показателей и уровня результатов, что позволит обучающимся свободно ориентироваться в учебном материале и достигать желаемых результатов в продуктивной деятельности при формировании конструкторских умений, с созданием психолого-педагогических условий для их эффективного развития.

Глава II. Обучение младших школьников конструированию

на уроках технологии

2.1. Сравнительный анализ программ по технологии

в начальных классах в аспекте темы исследования

Современное образование предоставляет возможность учителю выбора программ обучения. Каждое образовательное учреждение, руководствуясь своими возможностями и необходимой нормативно-правовой и методической базой, может самостоятельно выбирать программы по различным предметам, в том числе и по технологии.

Автор данного исследования приводит сравнительный анализ программ по существующим УМК авторов Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой, О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой (см. таблицу 1).

При изучении программ нам удалось выяснить, что во всех программах подтверждается тот фактор, что учебный предмет «Технология» является комплексным и интегрированным. Практико-ориентированная направленность содержания в программах естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других предметов [30].

Это сходство создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления и формирования метапредметного представления, что немаловажно для таких видов деятельности, как конструирование и моделирование.

Таким образом, во всех программах предусматривается знакомство с основными материалами, техниками, основами конструирования и моделирования, техникой безопасности. Основным методом обучения в программах является практический метод и метод проекта. Сравнительный анализ программ Таблица 1 Параметры Роговцева Н.И., Рогозина Т.М., Куревина О.А., сравнения Богданова Н. В. Мылова И.Б. Лутцева Е.А.

УМК «Школа России» для УМК системы УМК «Школа 2100»

«Перспективная начальная программы «Технология»

школа образовательной системы

«Технология» «Технология» «Школа 2100»,

Количество часов 19 часов 12 часов 48 часов

в год Цель и задачи программы Цель: Цели не выявлено. Цель:

  • овладение технологическими знаниями и Саморазвитие и развитие личности

технико-технологическими умениями; каждого ребёнка в процессе освоения

  • освоение продуктивной проектной мира через его собственную творческую

деятельности. предметную деятельность

  • формирование позитивного

эмоционально-ценностного отношения к

труду и людям труда

Задачи: Задачи: Задачи:

  • формирование умения осуществлять -формирование первоначальных -формирование первоначальных

личностный выбор способов конструкторско-технологических конструкторско-технологических

деятельности, реализовать их в знаний и умений; знаний и умений;

практической деятельности, нести — формирование мотивации успеха — развитие знаково-символического и

ответственность за результат своего и достижений, творческой пространственного мышления, труда; самореализации, интереса к творческого и репродуктивного — формирование мотивации успеха, предметно-преобразующей, воображения (на основе решения задач готовности к действиям в новых условиях художественно-конструкторской по моделированию и отображению и нестандартных ситуациях; деятельности; объекта и процесса его преобразования

  • развитие знаково- в форме моделей: рисунков, планов, — формирование первоначальных символического и схем, чертежей);
  • конструкторско-технологических знаний пространственного мышления, — творческого мышления (на основе и умений на основе обучения работе с творческого и репродуктивного решения художественных и технологической картой, строгого воображения, творческого конструкторско-технологических выполнение технологии изготовления мышления;
  • задач);
  • любых изделий;
  • формирование внутреннего плана — развитие регулятивной структуры — развитие знаково-символического и деятельности на основе поэтапной деятельности, включающей пространственного мышления, обработки предметно- целеполагание, планирование (умение творческого и репродуктивного преобразовательных действий, составлять план действий и применять воображения, творческого мышления;
  • включающих целеполагание, его для решения практических задач), — обучение умению самостоятельно планирование (умение составлять прогнозирование (предвосхищение оценивать свое изделие, свой труд, план действий и применять его для будущего результата при различных приобщение к пониманию обязательности решения учебных задач), условиях выполнения действия), оценки качества продукции, работе над прогнозирование (предвосхищение контроль, коррекцию и оценку;
  • изделием в формате и логике проекта;
  • будущего результата при — формирование внутреннего плана — обучение приемам работы с различных условиях выполнения деятельности на основе поэтапной природными, пластичными материалами, действия), контроль, коррекции и отработки предметнобумагой, тканью, работе с конструктором, оценку;
  • преобразовательных действий;
  • формирование умения подбирать — развитие коммуникативной необходимые для выполнения изделия компетентности младших школьников инструменты;
  • на основе организации совместной — формирование привычки продуктивной деятельности;
  • неукоснительно соблюдать технику — формирование умения искать и безопасности и правила работы с преобразовывать необходимую инструментами, организации рабочего информацию на основе различных места;
  • информационных технологий

(графических – текст, рисунок, схема;

  • информационно-коммуникативных); 1 класс — 3 часа «Конструирование и 1 класс – 15 часов

моделирование» — представлен

следующими структурными Конструирование и моделирование единицами: «Конструирование. Элементарное понятие изделий из природных материалов, из Сборка моделей из деталей конструкции. Изделие, деталь изделия. бумаги (складыванием, сгибанием, по конструктора», «Использование Конструирование и моделирование образцу и рисунку.) измерений для конструирования и изделий из природных материалов, из

Неразборные (однодетальные) и решения практических задач», бумаги складыванием, сгибанием, по разборные (многодетальные) «Моделирование пособий для образцу и рисунку. Неразборные конструкции (аппликации, изделие из различных уроков». (однодетальные) и разборные текстиля, комбинирование материалов), В них на основе происходит (многодетальные) конструкции общее представление. Неподвижное знакомство с понятиями (аппликации, изделие из текстиля, соединение деталей «конструкция изделие», «модель»; комбинирование материалов), общее

формируются первоначальные представление. Неподвижное

представления о видах соединение деталей

конструкций и различных способах

их сборки. В разделе

«Конструирование и

моделирование» представлены

конструкции изделий (пособий),

выполнение которых необходимо

для других предметных областей.

Естественным результатом

изготовления этих пособий

является проверка их в действии на

других уроках (функциональной

составляющей изделия).

2класс – 3 часа 2 класс — 4 часа 2 класс – 11 часов

Конструирование из готовых форм Общее представление о Конструирование из готовых форм (упаковки).

современном транспорте, (упаковки).

Получение объёмных форм

Получение объёмных форм используемом человеком в воздухе сгибанием. Подвижное соединение сгибанием. и на воде (назначение, деталей изделия. Способы сборки

Подвижное соединение деталей исторические аналоги, общее разборных конструкций (на болтах и изделия. представление о конструкции).

винтах, ниточный механизм).

Способы сборки разборных Изделие, деталь изделия. Соответствие материалов, конструкции конструкций (на болтах и винтах, Конструирование и моделирование и внешнего оформления назначению ниточный механизм).

несложных технических объектов изделия).

Конструирование и моделирование по схеме и простейшему чертежу. Макет, модель. Конструирование и изделий из разных материалов, Практические работы: создание моделирование изделий из разных транспортных средств по модели, вертушек и моделей самолѐтов, материалов, транспортных средств по простейшему чертежу или эскизу. динамической модели модели, простейшему чертежу или

эскизу.

3 класс — 10 часов 3 класс – 7 часов 3 класс – 6 часов

Полезность, прочность и Полезность, прочность и Конструирование и моделирование эстетичность как общие требования к эстетичность как общие требования к Понятие о конструкции изделия. различным конструкциям. Связь различным конструкциям. Различные виды конструкции назначения изделия и его Связь назначения изделия и его (разъѐмная, неразъѐмная) и конструктивных особенностей: формы, конструктивных особенностей: формы, способы их сборки. Виды и способов соединения, соединиспособов соединения, соедини- тельных способы соединения деталей тельных материалов. Изготовление и материалов. (подвижное и неподвижное).

конструирование из объёмных Изготовление и конструирование из Основные требования к изделию геометрических фигур (пирамида, объёмных геометрических фигур (соответствие материала, конус, призма).

Конструирование и (пирамида, конус, призма).

конструкции и внешнего моделирование изделий из разных Конструирование и моделирование оформления по назначению материалов по заданным изделий из разных материалов по изделия).

Конструирование и конструкторско-технологическим и заданным конструкторско- моделирование несложных художественным условиям. Рицовка технологическим и художественным технических объектов по рисунку, условиям. схеме и простейшему чертежу,

эскизу, по заданным условиям

(функциональным, декоративно художественным).

Практические

работы: изготовление устройства,

демонстрирующего циркуляцию

воздуха; змейки для определения

движения тѐплого воздуха;

  • устройства из полос бумаги;
  • компаса; весов для определения

веса воздуха; флюгера

4 класс – 6 часов 4 класс – 2 часа

4 класс – 12 часов Конструирование и моделирование Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по несложных технических объектов Конструирование и моделирование заданным конструкторско- по заданным (функциональным) изделий из разных материалов по технологическим и художественным условиям. Практические работы: заданным конструкторско условиям изготовление осадкомера. технологическим и художественным

условиям.

Во всех УМК задачи изучения технологии ставятся в соответствии с ФГОС НОО и ориентированы на развитие всех универсальных учебных действий. Задачи отхватывают не только необходимость развития технологических знаний и умений, но и развитие познавательной, эмоциональной, эстетической, духовно-нравственной, коммуникативной сферы.

Нами выявлено, что самое большое количество часов, отведенных конструированию, отмечено в программе «Школа 2100» (см. табл. 1).

В данной таблице приведены данные по формированию конструкторских умений (в разделе «Конструирование») по количеству часов и в анализируемых программах по классам.

Изучив содержание программ, нами отмечено, что в УМК «Технология» «Школа 2100», большее внимание уделяется формированию и развитию конструкторских умений, не только в разделе «Конструирование и моделирование», но и в других разделах.

Обучение в начальной школе на уроках технологии закладывает базовые навыки при работе с двумя типами конструирования: техническим и художественным, а это и есть ориентированная направленность в содержании анализируемых программ. Техническое конструирование – создание различных технических объектов. Мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы создать изделие, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют, в отличие от моделирования, действительные объекты. Техническое моделирование не следует понимать как простое воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных изображений на начальных этапах обучения. Именно такой метод широко применяется в школьной практике [36].

Выделение в окружающем мире существенных отношений, особая знаковая форма, позволяющая выражать и фиксировать результаты, это и есть основной момент в каждой из программ, так как именно рефлексия способствует моделированию собственной, самостоятельной и творческой деятельности обучающегося, что очень важно для развития навыков и умений в конструкторской деятельности. Итак, творчество − это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности [26].

На уроках технологии часто приходится рассматривать и анализировать природные формы и конструкции как универсальный источник интегрированного и комбинированного метода обучения младших школьников [15].

Именно этот фактор является одинаковым при сравнении данных программ, так как тематика рассматриваемых программ содержит интегрированную направленность для организации самостоятельной и дифференцированной работы.

Вариативность программ проявляется в интересной, на наш взгляд тематике и многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий обучающимися, в представлении выбора материалов, что и должно осуществлять системно-деятельностный подход в продуктивной конструкторской деятельности с положительным результатом.

2.2. Опытно-исследовательская работа по конструированию.

Результаты

Исследовательская работа проводилась на базе средней общей образовательной школы поселка Марковский Чайковского района Пермского края. В исследовательской работе были задействованы два класса: 2»А» и 2«Б», в количестве 48 человек, с количеством девочек и мальчиков по 12 человек в каждом классе. Программа обучения в этих классах по технологии «Перспектива», авторами которой являются Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова. Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.

В разделе «Конструирование и моделирование» выделены следующие аспекты деятельности обучающихся:

  • общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.), — изделие, деталь изделия (общее представление), — понятие о конструкции изделия;
  • различные виды конструкций и способы их сборки, — виды и способы соединения деталей, — основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия), — конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу. В программе «Перспектива» выделены следующие предметные планируемые результаты деятельности обучающихся на уроках технологии при конструировании: научатся: выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
  • анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме;
  • изготавливать конструкцию по слайдовому плану и / или заданным условиям. получат возможность научиться: создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале;
  • изменять вид конструкции. Сроки проведения опытно-исследовательской работы 4-я четверть 20152016 учебного года. Цель опытно-исследовательской работы:

Выявить уровень сформированности конструкторских умений у младших школьников на уроках технологии.

Задачи опытно-исследовательской работы:

1. Проведение диагностики конструкторских умений.

2. Разработка и апробирование цикла уроков по технологии.

3. Сравнение результатов опытно-исследовательской работы.

Нашей основной целью было провести диагностику и выявить уровень формирования конструкторских умений на начало проведения исследовательской работы и по ее завершению. Для этого на констатирующем этапе мы разработали и провели тест во 2 «А» и 2 «Б» классах. 1. Констатирующий этап Цель проведения тестирования: диагностика уровня теоретических знаний в конструировании. Тест (приложение 1).

Материально-опорный лист включал 10 вопросов. На выполнение работы было отведено 20 минут. Учитель выдавала тест в напечатанном варианте каждому обучающемуся и по необходимости проводила разъяснительную работу. Критерии и шкала оценивания результатов проведенного тестирования (в %): — все ответы правильные 100% — выбраны 2-3 неверных ответа 99%-89% — выбраны частично правильные ответы 88%-78% — выбраны не верные ответы 77%-67%

Таблица 2

Результаты тестирования на констатирующем этапе

№ Вопрос Правильный %

ответ соотношение

2 2 2 2

«Б» «А» «Б» «А» 1 Для чего нужен шаблон? 16 18 70% 78%

2 Какие виды разметок ты знаешь? 19 18 79% 78% 3 Выбери картинку с деталями к данному 19 19 80% 82%

изделию. 4 Из представленных изделий выбери то, 19 19 80% 81%

которое сделано с помощью развертки.

5 Какое из этих изделий является 24 23 100% 98%

объемным? 6 Отметь линию сгиба 18 19 78% 80%

7 Выбери конструкцию, которая

выполнена из 1 листа бумаги, но из 23 23 98% 97%

нескольких последовательных действий

с ней.

8 Какой инструмент является контрольно- 19 19 80% 83%

измерительным? 9 Как называется действие с готовым 23 23 97% 98%

изделием для получения другого

изделия? 10 Какие изделия можно получить из 1 и 23 23 99% 98%

тех же геометрических фигур?

Результаты тестирования на констатирующем этапе

Диаграмма 1

2 «Б»

% 2 «А»

100

60

20

38

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос 6 вопрос 7 вопрос 8 вопрос 9 вопрос 10

вопрос Из проведенного нами теста видно, что теоретические знания в конструировании у обучающихся есть. Отсюда можно сделать вывод о необходимости проведения практических видов работ с выполнением заданий для диагностики конструкторских умений на практике. Для этого мы использовали диагностику конструкторских умений Волковой С.И., с выполнением заданий практического характера.

Цель работы: диагностика конструкторских умений у младших школьников.

Задачи: 1. Выявить уровень конструкторских умений прописанных в диагностике при проведении тестирования и практических заданий (приложение 2).

2. Проведение диагностики результатов.

Таблица 3

Характеристика умений диагностируемых в заданиях № задания

Умения 1 — работать по условию

  • самостоятельно изготавливать детали
  • выполнять задание на переконструирование изделия

2 — работать по модели

  • работать с разметками и заготовками
  • определять линию сгиба
  • правильно объединять детали
  • выполнять задание на доконструирование 3 — самостоятельно подготавливать детали
  • правильно вырезать
  • применять геометрические фигуры при выполнении

плоского изделия

  • переконструировать одно изделие в другое 4 — создавать изделие по образцу
  • самостоятельно изготавливать детали
  • доконструировать изделие

Таблица 4

Критерии оценивания заданий

№ Критерии Балл

Работа выполнена с заданием 2

Работа выполнена без задания 1

Работа соответствует поставленным задачам:

  • действие по алгоритму 3 — по условию 1
  • по образцу
  • по модели 4 Самостоятельное изготовление деталей. 1

Ориентация в терминологии заданий 5 — переконструирование 1

  • доконструирование

6 Работа выполнена не полностью -1

Работа выполнена не аккуратно -1 Максимальное количество баллов – 6 баллов Минимальное количество баллов – 0 баллов Высокий уровень – 6-5 баллов, оценка 5(100% — 90%) Средний уровень – 4 балла, оценка 4 (90% — 80%) Ниже среднего уровень – 3 балла, оценка 3(80% — 70%) Низкий уровень – 2-0 баллов (70%-50%)

Результат диагностики конструкторских умений

на констатирующем этапе

Диаграмма 2

60

56

2 «А»

2″Б»

50

1 задание 2 задание 3 задание 4 задание

По результатам в диаграмме 2 видим, что уровень выполнения заданий во 2 «А» и 2 «Б» достигает 60-62%, а это показатель низкого уровня конструкторских умений по критериям диагностики. Следовательно, для проведения опытно-исследовательской работы мы определили 2 «Б» класс как опытную группу, так как результаты при выполнении 4-х заданий ниже, а 2 «А» класс – контрольную группу, где результаты выше. 2. Формирующий этап опытно-исследовательской работы Цель этапа: формирование конструкторских умений. Задачи:

1. Разработать тематическое планирование (приложение 3).

2. Разработать и провести цикл уроков (приложение 4).

Уроки технологии проводились автором данной работы один раз в неделю в опытной группе. При проведении разработанных нами цикла уроков по формированию конструкторских умений, мы опирались на технологические карты, при разработке которых воздействовали на мыслительную и творческую деятельность детей, научить различным видам конструирования, с переходом от простых форм к более сложным, с использованием разного материала, предложить самостоятельно решение задач на доконструирование и переконструирование, на составление плана действий, создание проблемных ситуаций на уроке. Планируя уроки по конструированию, мы учитывали возрастные особенности детей [23].

При проведении уроков мы обращали внимание на: — формирование новых представлений и понятий о различных свойствах предметов: величине, объеме, цвете, форме, — формирование умения работать с различными материалами, — формирование творческого подхода и самостоятельности для продуктивной работы с результатом, — развитие мышления, памяти, внимания, воображения.

Перед выполнением изделий проводилась беседа для расширения кругозора детей, были предложены загадки для подведения ребят к названию темы и к целям урока.

Наша задача состояла в том, чтобы детям был понятен и доступен тот материал, который мы давали. Готовясь к занятию, мы использовали различные наглядные пособия, демонстрационные материалы, пособия в напечатанном и наглядном (электронном) виде. Также предлагались разные варианты конструирования изделий, чтобы работы не были однообразными. При изготовлении поделок из бумаги, обучающимся было предложено сделать не только само изделие, но и самостоятельно придумать к нему интересные добавления изменить вид изделия или переконструировать его самостоятельно. Это действие было в виде дополнительного задания к непосредственной работе по теме [13].

Мы использовали в работе несколько методических подходов, от простых форм конструирования (по образцу), (по модели), и к более сложным (по заданным условиям).

Как было сказано выше, ребята выполняли работу по теме, а затем самостоятельно находили пути решения конструкторских задач при выполнении задания на доконструирование и переконструирование. Нами были разработаны и проведены интересные и познавательные уроки, с использованием игровых моментов.

На уроках по конструированию мы использовали различные материалы и действия с ними. С целью развития воображения, памяти мы использовали метод бесед, рассказа и просмотр слайдов с информацией по теме. При изготовлении изделия «Лошадка» нам хотелось проанализировать навык овладения работы с шаблонами и конструирования из бумаги; представления о подвижных соединениях деталей, обращали внимание на соблюдение техники безопасности.

На уроке по изготовлению поделки «Деревенский двор» мы включили игру «Угадай». Цель этой игры – отгадать загадки о животных. Здесь обучающимся необходимо было применить знания по работе с развертками и проявить конструкторские умения и индивидуальные возможности при создании нового изделия по собственному плану, но с применением конусообразной развертки. С целью развития кругозора обучающимся были заданы наводящие вопросы по теме.

Для анализа результата сформированности конструкторских умений обучающимся было предложено самостоятельно сконструировать из бумаги «Стол и скамью», используя материалы из рабочей тетради. Здесь обучающимся необходимо было вырезать детали сконструировать заданное изделие. После чего были заданы другие размеры на переконструирование этого изделия. Эта работа на уроке проводилась с целью исследования умения соблюдать последовательность технологических операций, при разметке деталей с применением чертежно-измерительных инструментов, развития технического и логического мышления при работе с дополнительным заданием, мелкой моторики, терпения, усидчивости и аккуратности во время практической работы, соблюдение техники безопасности.

Для развития активного мышления и умения работать по плану для изготовления объёмной модели «Мельницы» на основе развертки, обучающимся необходимо было самостоятельно составить план изготовления изделия и выполнить работу. Целью нашей работы было формирование умения выполнять объемное изделие на основе развертки, с подвижным соединением деталей в конструировании действующей модели и совершенствовать умение работать по плану. В качестве дополнительного задания ребятам было предложено изготовить это изделие из металлоконструктора с подвижным соединением.

При проведении урока по конструированию изделия «Книжка-ширма», мы с целью развития творческих способностей, воображения, мышления и фантазии, выявляли способности обучающихся конструировать по заданным условиям, с использованием правил разметки деталей по заданным размерам с использованием линейки. При выполнении конструкторского задания обучающимся необходимо было изменить размеры и в результате получить изделие «Блокнот».

Для отслеживания умения конструирования и доконструирования по модели, обучающимся было предложено задание на изготовления табуретки из металлоконструктора, а затем выполнения задания на доконструирование этого изделия и самостоятельного выполнения работы над конструированием стула. Целью проведения данного вида работы было развитие мышления и воображения при работе с конструктором и самостоятельные возможности технического подхода при изготовлении «Табуретки» и видоизмененного изделия «Стула».

Для развития пространственного воображения и умения самостоятельно работать с бумагой, применяя разные приемы, мы предложили ребятам сконструировать игровую площадку, то есть выполнить не одно изделие, а целый объект, из вырезанных полосок плотной бумаги разной ширины, длины. Данный вид работы называется свободное конструирование с применением действия «игры с бумагой». Целью разработки данного урока было определить самостоятельные возможности обучающихся в конструировании при работе с бумагой, применяя разные приемы, для превращения плоского листа бумаги в разнообразные объемные формы, с изменением размера.

Важным условием при проведении уроков было тематическое музыкальное сопровождение, что помогало создавать нужный эмоциональный настрой, в результате которого работа была продуктивной. Также для сохранения здоровьесберегающей среды на уроке, были включены физкультминутки.

Хочется отметить, что важную роль в учебно-воспитательном процессе играет рефлексия творческой деятельности, которая была нами запланирована в конце каждого урока и проводилась в виде выставки работ обучающихся. По завершению практической творческой работы обучающиеся анализировали и оценивали работы других [1].

Выводы по формирующему этапу:

В ходе формирующего этапа опытно-исследовательской работы был разработан и апробирован на практике цикл уроков, направленных на формирование конструкторских умений (приложение 4).

После проведения уроков с применением продуктивной деятельности в опытной группе, нами получены определенные результаты. Дети с каждым очередным уроком проявляли активность, самостоятельность и необходимые сформированные конструкторские умения при выполнении изделия.

3. Контрольный этап

Цель контрольного этапа: выявление эффективности формирования конструкторских умений, после проведенных уроков, с применением продуктивного подхода в обучении.

Задачи: 1. Провести повторное тестирование в опытной группе. 2. Проанализировать уровень выполнения заданий в опытной группе. 3. Сравнить результаты констатирующего этапа с результатами контрольного этапа с применением диагностик в опытной группе. 4. Сравнить результаты проведенных диагностик в опытной и контрольной группах.

На данном этапе исследования, опытной группе были предложены повторные диагностики, которые проводились ранее на констатирующем этапе. Тест показал следующие результаты в %.

Таблица 5

Сравнительные результаты тестирования на констатирующем и

контрольном этапе в опытной группе

Показатели Показатели

1 этапа 3 этапа №

Вопрос Кол-во 2 «Б» Кол-во 2 «Б»

правиль правил

ных ьных

ответов ответов 1 Для чего нужен шаблон? 16 70% 20 83% 2 Какие виды разметок ты знаешь? 19 79% 21 87% 3 Выбери картинку с деталями к 19 80% 22 91%

данному изделию. 4 Из представленных изделий выбери 80% 24 100%

то, которое сделано с помощью 19

развертки. 5 Какое из этих изделий является 24 100% 24 100%

объемным? 6 Отметь линию сгиба. 18 78% 22 91% 7 Выбери конструкцию, которая 24 100%

выполнена из 1 листа бумаги, но из 23 98%

нескольких последовательных

действий с ней. 8 Какой инструмент является 19 80% 21 87%

контрольно-измерительным? 9 Как называется действие с готовым 23 97% 24 100%

изделием, для получения другого

изделия? 10 Какие изделия можно получить с 23 99% 24 100%

помощью 1 и тех же

геометрических фигур?

Сравнительные результаты тестирования, проведенного в опытной

группе на контрольном этапе с результатами констатирующего

Диаграмма 3 100

1 этап

3 этап 20

2

4

6

8

10

сы

ро

п во

В ходе сравнения результатов тестирования на контрольном и констатирующем этапе в опытной группе видно, что показатели стали еще выше, несмотря на то, что они и не были низкими. Хотелось бы отметить, то что практические задания позволили укрепить теоретическую базу в области конструирования у обучающихся. Диагностика конструкторских умений в опытной группе проведенной повторно на контрольном этапе с результатом выполненных заданий %

Диаграмма 4

80

60

1 этап

3 этап

20

0

1 задание 2 задание 3 задание 4 задание

Вывод по проведенной повторной диагностике на контрольном этапе. Из диаграммы 3 и 4 видно, что результаты в конструировании у обучающихся опытной группы значительно улучшились.

Сравнительный результат опытной группы с результатом контрольной

группы на контрольном этапе представлены в диаграмме

Диаграмма 5

80

опытная

20 контроль

н.

1 3 5 7 9

вопрос вопрос вопрос вопрос вопрос

Из данных диаграммы 5 видно, что результаты при выполнении повторного теста в опытной группе значительно улучшились и в сравнении с показателями контрольной группы. Сравнительный результат опытной группы и контрольной группы на контрольном этапе по 4 заданиям на диагностику конструкторских умений с целью выявления эффективности проведенного цикла уроков

в опытной группе и повторного диагностирования

Диаграмма 6

80

опытная

40 контрольн.

0

1 задание 2 3 4

Вывод, из приведенных данных в диаграмме 6 видно, что после проведенных уроков, с применением продуктивного подхода в обучении, конструкторские умения у обучающихся опытной группы значительно улучшились по сравнению с первичной диагностикой по выполнению заданий в опытной и контрольной группах.

Таким образом результаты опытно-исследовательской работы на контрольном этапе показали, что цикл уроков проведенных в опытной группе способствовали улучшению результатов в формировании конструкторских умений.

Выводы

В практической части исследования нами был проведен сравнительный анализ программ по технологии из разных УМК авторов: Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой, О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой с целью определения конструкторских умений, которые должны быть сформированы у младших школьников.

Мы пришли к выводу о том, что все программы содержат уроки конструирования. В программном содержании курса во всех анализируемых УМК обучение носит системно-деятельностный подход, что является обязательным на наш взгляд, в формировании конструкторских умений. Именно такой подход дает возможность творчески и самостоятельно выполнять задания, в итоге чего получать продукт своей деятельности, а это главный личностный результат и показатель сформированности умений каждого обучающегося в области конструирования и моделирования.

Для выявления сформированности конструкторских умений на уроках технологии, мы провели опытно-исследовательскую работу во 2-х классах. Мы разработали тематическое планирование и цикл уроков, в которых предложены различные методические подходы и практические задания на доконструирование и переконструирование изделия.

Анализ результатов опытно-исследовательской работы показал, что работа по конструированию на уроках технологии содержит большие возможности для формирования конструкторских умений. На каждом уроке должны быть задания, связанные с конструированием, так как этот вид работы нравится детям, главным образом развивает их способности и повышает уровень результатов при учебном конструировании разных видов.

Заключение

В ходе работы над исследованием мы пришли к выводу, что конструирование в системе начального обучения имеет большое образовательное и воспитательное значение, способствует развитию умений школьников и расширяет их кругозор. Поскольку дети приобретают конкретные представления о видах учебного конструирования в ходе практической работы конструкторской деятельности.

При изучении литературы мы отметили важные факторы в психологопедагогических условиях для работы с детьми младшего школьного возраста, такие как создание мотивации, положительной эмоциональной среды, учет возрастных особенностей ребенка этого возраста, применения современных педагогических технологий и методы оценивания работ на уроках. В ходе проведения работы по сравнительному анализу программ, мы сделали вывод о том, что не во всех программах четко прописаны цели, также сравнили количество отведенных часов на конструирование, обратили внимание на содержание разных программ. Хочется отметить тот фактор, что раздел «Конструирование» есть во всех программах, но цикла и связи тематика не имеет.

В результате изучения психолого-педагогической литературы по использованию конструирования на уроках технологии младших школьников нами был разработаны уроки и методика проведения занятий по конструированию из разных материалов, с включением дополнительных заданий на доконструирование и переконструирование изделий, в целях реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

При разработке занятий учитывались возрастные и индивидуальные особенности младших школьников, а также объем знаний, полученный на различных уроках.

Мы предполагаем, что гипотеза нашла свое подтверждение, так как при проведении уроков по технологии на конструирование с использованием разных его видов, действительно происходит формирование конструкторских умений, что способствует развитию творческой деятельности младшего школьника, которая будет эффективно и с результатом развиваться в данной области.

Проблема, над которой мы работали − актуальна, поэтому необходимо продолжить разработку содержания и методик проведения уроков технологии по формированию конструкторских умений с включением видов учебного конструирования у младших школьников, так как именно такая организация работы будет способствовать их развитию. Данная тема может рассматриваться не только в рамках урока, но и во внеурочное время в рамках кружка «Геометрика», что позволит повысить уровень конструкторских умений.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/konstruktivnaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov/

1. Андреева Г.А. Краткий педагогический словарь. – М.: Издательство В.Секачев, 2007. 2. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 2006.

3. Большая энциклопедия школьника. – М., Махаон, 2003. 4. Волкова С.И. . Программа по курсу «Математика и конструирование» 1-4 класс, 2015. 5. Выгонов В.В. Начальная школа. Трудовое обучение / В.В. Выгонов. – М., 2002. 6. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: уч. пос. для студ. – М.: Академия, 1999. 7. Галямова Э.М., Выгонов В.В. Методика преподавания технологии. Учебник. – М.: Академия, 2013. 8. Голованова Н.Ф. Педагогика. – М.: Академия, 2011. 9. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Дрофа,2008. 10. Долженко Г.И. Сто поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, Академия, 1999. 11. Козлина А.В. Уроки ручного труда: в детском саду и начальной школе / А.В. Козлина. – 2000. 12. Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда / Н.М. Конышева. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. 13. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнерского образования: уч. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.М. Конышева. – М.: Академия, 1999. 14. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир: учебник для учащихся 3 класса четырехлетней начальной школы. – 3-е изд. – Ассоциация ХХI век, 2002. 15. Конышева Н.М. Секреты мастеров / Н.М. Конышева. – М.: Линка-Пресс, 1997. 16. Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность. Часть 1. Умелые руки. – М.: Вентана-Граф, 1999. 17. Конышева Н.М. Чудесная мастерская: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. – 4-е изд. / Н.М. Конышева. – Издательство «Ассоциация ХХ1 век». 18. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М, 2004. 19. Куревина О. А., Лутцева Е. А. Технология. – М.: Баласс, 2011. 20. Кузнецов В.П. Работа с бумагой и картоном на уроках труда / В.П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2003. 21. Лиштван З.В. Конструирование / З.В. Лиштван. – М.: Просвещение, 2002. 22. Майорова И.Г. Трудовое обучение в средней школе / И.Г. Майорова. – М.: Просвещение, 2003. 23. Маклаков А.Г. Общая психология. – Питер, 2010. 24. Малышева Н.А. Технология. – М.: Дрофа, 2011 25. 0жегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: А ТЕМП, 2007. 26. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 27. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги / Г.И. Перевертень. – М.: Просвещение, 2003. 28. Подласый И.П. Основы педагогического мастерства. Педагогика / И.П. Подласый. – М, 2002. 29. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях. Часть П. – М.: Просвещение, 2011. 30. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4).

– М.: Центр общего развития, 2014. 31. Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. – М.: Академкнига, 2011. 32. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В.: Технология. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2012. 33. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В.: Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс: М.: Просвещение, 2011. 34. Роговцева Н.И., Богданова Н. В., Фрейтаг И.П. Технология 1 класс учебник. – М.: Просвещение, 2012. 35. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. – М., 2001. 36. Стахурский А.Е. Техническое моделирование / А.Е. Стахурский. – М., 2002. 37. Субботина Л.Ю. Игры, развивающие мышление. – Ярославль, 2001. 38. Трегубенко Б.Н. Трудовое обучение: 1-4 классы. – М.: Владос, 2001. 39. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Технология. – М.: Астрель, 2011. 40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ № 373 от 6 октября 2009 г. Министерства образования и науки. 41. «Школа 2000…» Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. – Вып. 5. – М., 2005. 42. Цирулик Н. А., Проснякова Т.Н. Технология. – Самара: Федоров, 2011.