Основные техники конструктивного общения и взаимодействия

Курсовая работа

Техника общения – это то, к чему прибегает человек для того, чтобы подготовиться к общению и смоделировать свое поведение в ходе общения.

В современном мире общение носит деловой или формальный характер, поэтому в нашем мире многие чувствуют себя одинокими, недооцененными. В связи с этим эффективное общение имеет важное значение для всех людей, живущих в определенном социуме.

Функции эффективного общения:

  • способствует достижению взаимопонимания между людьми;
  • направляет поток передаваемой информации в нужное русло;
  • способствует преодолению барьеров между людьми для проведения открытой дискуссии.

Использование различных техник общения позволяет повысить его успешность, а также обеспечить положительный результат коммуникаций. Как правило, под техниками общения понимают совокупность действий и приемов, которые приводят к удовлетворению социально ценных потребностей. К таким потребностям можно отнести стремление к лидерству, потребность в познании и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Техники общения в психологии 490 руб.
  • Реферат Техники общения в психологии 280 руб.
  • Контрольная работа Техники общения в психологии 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Существуют такие универсальные приемы в общении, которые можно эффективно применять в любых сферах деятельности человека. Например, тактичность, вежливость, приветливость и т.д. Специфическая техника общения используется, когда нужно установить хорошие взаимоотношения с коллегами, партнерами и иными заинтересованными лицами.

Специфика общения

Общение – процесс установления и развития контактов между живыми существами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения.

Общение выступает как специфическая форма взаимодействия субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностями индивидов, в которых фиксируются идеи, интересы, чувства, установки, приемы, результаты. Общение охватывает особый класс отношений между субъектами, где обнаруживается содействие или противодействие, согласие или противоречие, сопереживание или эмоциональная глухота.

13 стр., 6006 слов

Средства и техника педагогического общения

... умениями педагога. Они обеспечивают выполнение функций педагогического общения, составляют содержание требований к коммуникативной педагогической деятельности, создают представление об уровне профессионально- ... посредника. Ключевым средством профессионально-педагогического общения считается язык, людская речь. Специалисты по психологии именуют это общение вербальным, т.е. словесным, потому ...

Коммуникации (от лат. сommunico – делаю общим, связываю, общаюсь) в широком смысле слова означают процесс обмена смысловым значением информации между двумя или более людьми.

Виды общения

Виды общения как тема привлекли внимание психологов, социологов, историков. Антуан де Сент-Экзюпери говорил, что самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения. Современные психологи, начиная со Второй мировой войны, проявляют значительный интерес к способам коммуникации. Так, например, бихевиористы были склонны рассматривать коммуникацию с точки зрения отношений стимул-реакция. К середине 1950-ых годов интересы психологов во многом был сосредоточен на аспектах различных типов сообщений. Психологи пытались выяснить, можно ли выявить что-то общее в общении у людей в целом.

В зависимости от средств, используемых для передачи информации от одного человека к другому, можно выделить вербальные и невербальные средства взаимодействия.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Вербальная коммуникация характеризуется прежде всего тем, что содержание сообщения передается непосредственно через произносимые голосом слова, то есть люди слышат слова и формулируют соответствующие фразы в зависимости от того, что они сами воспринимают на слух.

Отличительной особенностью невербального общения является использование вспомогательных факторов, таких как: жесты, мимика, прикосновения к собеседнику во время разговора. Иногда ими можно сказать больше, чем словами. Зачастую человек воспринимает во время разговора не столько слова, сколько тон, которым они были произнесены. Все виды общения, в том числе и невербального, необходимы для достижения чувства доверия и взаимопонимания между людьми.

Техника понимающего общения

техника понимающего общения

Для того, чтобы достичь таких взаимоотношений, необходимо, в первую очередь, абстрагироваться и не давать оценок словам, поведению, реакциям партнёра, поскольку давая им оценки Вы не сможете расположить к себе человека. Кроме того, необходимо априори положительно относиться к собеседнику и согласовывать своё поведение с его реакциями.

Применение данной техники не означает безусловного принятия точки зрения собеседника, а лишь её непредвзятую оценку, что, безусловно, является проявлением уважения и признанием его права быть самим собой. При этом очень важно не только проявлять внешне готовность к такому принятию партнёра, но и внутреннее осознание этого.

Безусловно, не в каждой ситуации возможно применение данной технологии, но использовать её следует в тех случаях, когда Вы заинтересованы в развитии доверительных, полноценных взаимоотношениях с другим человеком.

Техника директивного общения

Однако не менее важным является овладение техникой директивного общения. Отличительной чертой является достижение целей с использованием определённых правил и установок, направленных на психологическое воздействие на человека .

Всё дело в том, что большинство людей, которые упорно идут к своей цели, делают это в защитно-агрессивной форме, которая не способствует развитию личности и карьеры, а, скорее, наоборот, тормозит и препятствует, так как возникает множество конфликтов, психологических барьеров.

11 стр., 5026 слов

Основные этапы развития техники

... и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Как правило, ... задачи рассмотреть что такое техника. В заключительных главах реферата приведу современные тенденции развития техники для понимания пути развития техники в дальнейшем. Техника в XX столетии ...

Техника директивного общения, Особенностью директивного общения является

Эффективные техники речевого общения с детьми

Ольга Попкова

Эффективные техники речевого общения с детьми

Эмоции в жизни детей.

эффективно

  • Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникающие в теле физические напряжения и одновременно открыть защелку душевным треволнениям.

«невзирая на лица и звания»

  • У малышей все просто: кто что заслужил, тот то и получил.

А теперь составьте список трудностей в эмоциональном развитии детей, с которыми вы наиболее часто сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности. (Упражнение проводится в подгруппах, каждая из которых, в течение 10 минут составляет перечень проблем в эмоциональном развитии детей. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, и в результате группового обсуждения составляется общий список трудностей, которые являются наиболее значимыми.)

Итак,наиболее часто встречающиеся эмоциональные нарушения: агрессивность, тревожность, страхи, робость, застенчивость. Эти дети чрезвычайно активны, взвинчены или недостаточно деятельны, замкнуты, боязливы. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность, мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе.

Среди проблемных форм межличностных отношений выявились также обидчивость как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения со стороны партнера по общению , демонстративность как устойчивая личностная особенность.

Находясь, долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Если один ребенок быстро выходит из негативного состояния, то другому это удается с трудом. Необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния.

Организованная педагогическая работа может не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

эффективное общение с ребенком возможно

  • говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я»

, языке

Я-сообщений

;

«активно слушает»

внутренний мир ребенка, мир его чувств;

  • не оценивает личность ребенка, а говорит о его нежелательных действиях;
  • видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой на благие намерения;
  • обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

Я-сообщение

?

Мы испытываем в жизни разные чувства. Если они отрицательные,не следует их держать в себе: молча переносить обиду, подавляя гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Что делать, если вас переполняют эмоции, когда поведение ребенка мы считаем неприемлемым?Ответ прост: нужно сказать ребенку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.

16 стр., 7688 слов

Исследования. В ходе исследования проанализированы практические ...

... речи, у детей с алалией наблюдаются недостатки интеллектуальных навыков, а также нарушены процессы внимания и восприятия. Поэтому необходимо создать для детей условия, соответствующие актуальному уровню развития детей [9]. Информационно-коммуникационные технологии позволяют ...

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, делайте это от первого лица. Сообщите о себе, о своих переживаниях, а не о ребенке и его поведении. Такие высказывания, в которых есть личные местоимения «я»

«мне»

«меня»

и называют

Я-сообщением

  • Оно передает отношение человека к происходящему, искреннее выражение его чувств в необидной для собеседника форме.Например:

«Мне нравится, я бы хотела»

«Меня раздражает, когда дети балуются»

«Я злюсь»

«Я. сержусь»

«Я огорчена»

«Ты-высказывания»

«Ты-высказывание»

содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение. После

Ты-сообщения

взрослый часто использует угрозу или приказ, например (

«Прекрати разговаривать»

«Сейчас же разденься»

  • Это может вызвать сопротивление или протест.

«Я-высказывание»

  • это

сообщение о наших чувствах

А теперь мы попробуем прислушаться к себе, к своим чувствам. Разделите лист пополам. В колонку слева запишите нежелательные действия ребенка, а в колонку справа, напротив каждой ситуации, — то чувство, переживание, которое возникает у вас в данной ситуации.

Пример:

Когда во время занятия стучат по столу. Я начинаю злиться и раздражаться.

Сразу же после выражения чувств необходимо высказать пожелание о тех действиях ребенка, которые вас устраивают.

Ты-сообщений

и

Я-сообщений

  • Необходимо выбрать то, которое наиболее соответствует

Я-сообщению

Например:

Дети громко разговаривают во время обеда.

Ваши слова:

«Когда я ем, я глух и нем»

2. «Что вы так раскричались, подавитесь. Вот тогда узнаете, как разговаривать во время еды».

«Мне не нравится, когда во время обеда разговаривают за столом»

Я-сообщения

на предлагаемую ситуацию.

Я-сообщение

на предлагаемую ситуацию.)

1. Ребенок в течение дня постоянно ноет,хнычет: то игрушку заберут, то игрушку потерял, то на занятии не спросили.

2. Ребенок шалил за столом и пролил молоко, несмотря на предупреждение.

«А я еще не успел поиграть»

, другой –

«А я не хочу гулять»

, третий –

«А я не играл»

4. Вы зовете детей садиться за стол.А один ребенок отвечает: «Сейчас»

  • и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.

5. У вас важный разговор с коллегой или родителем. Ребенок то и дело вас перебивает.

Я-сообщения

в проблемных ситуациях с

детьми ,им удается лучше справляться со своим эмоциональным состоянием: оно выравнивается, им легче контролировать свои эмоции. Так же взрослые отмечают, что, используя «Я-сообщения »

, им удается установить контакт с ребенком и настроиться на положительный результат

общения с ним

оказалось тем добрым средством, которое помогло восстановить уже давно разрушенные отношения.

Техника «Активное слушание»

10 стр., 4792 слов

Методика научной работы студента 1 курс, 2 сем Структура курсового ...

... Например: [Попов 2006]. [Грабельников 2000; Тертычный 2000]. Если в библиографическую ссылку попадает несколько исследований, то они располагаются по алфавитному принципу или по общепризнанной степени значимости работы в ... Существует несколько видов ссылок (внутритекстовые, постраничные, концевые). Рекомендуем в курсовой работе использовать постраничные ссылки (внизу страницы) или внутретекстовые. ...

В психологии общения существует специальная техника , которая дает нам возможность проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его реальные интересы, настроение, эмоции. Эта техника носит название активного слушания.

Активное слушание партнера по общению предполагает ваше стремление понять, что же он хочет вам сказать на самом деле. В словах и в поведении, в интонации и в мимике ребенка всегда содержится эта информация, надо лишь внимательно к нему прислушаться. Однако, как правило, в реальной жизни, мы привыкли уделять слишком мало внимания тому, что ребенок нам говорит.

Если в данный момент взрослый не может выслушать ребенка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Если же вы в данный момент не можете этого сделать, объясните ребенку, что сейчас вы заняты, и подойдете к нему, как только освободитесь. При этом чрезвычайно важно помнить ваше обещание и, не дожидаясь повторного напоминания, уделить ребенку внимание, как только появится такая возможность.

«Ты обиделся. Тебе стало обидно, потому что…»

Сейчас я предлагаю вам разобрать конкретные ситуации. Наша задача, понять какие чувства испытывает ребенок в данный момент.

Образец:

Ситуация и слова ребенка. Чувства ребенка. Ответ взрослого

«Доктор плохой»

  • Боль, обида. Тебе было больно, когда делали прививку, ты расстроился.

В заключении хочу пожелать вам удачи и успехов в вашей работе. Спасибо за внимание!

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 165623

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

9 стр., 4156 слов

Научная работа: Философские проблемы развития и применения нанотехнологий

... на общие философско-методологические проблемы нанотехнологий, с одной стороны, и специальные (частные) проблемы нанотехнологий и их параллели с проблематикой постнеклассической философии науки – с другой. ... манипуляции атомами и молекулами. Происходит развитие нанотехнологии как метода получения знаний в фундаментальных исследованиях, она становится самостоятельной силой направленного воздействия ...

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

титульного листа

содержание

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

  • Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.
  • Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.
  • Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

6 стр., 2865 слов

Контрольная работа: Проблемы совершенствования горной техники

... горно-шахтного оборудования, и со временем их давление будет усиливаться. Противостоять этому давлению в условиях открытости рынка возможно только производством качественного современного горно-шахтного оборудования по доступным для российского рынка ценам. В данной работе ... число новых наукоемких разработок имеет место при исследовании процессов глубокой переработки угля. Это обстоятельство ...

Первая глава

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

  • Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;
  • Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;
  • Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;
  • Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);
  • Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

второй главе

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

  • Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.
  • Фотекова Т.А.

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

  • Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

10 стр., 4596 слов

Конструкторско-технологические методы обеспечения качества на ...

... обеспечить взаимозаменяемость. Целью курсовой работы является: научиться самостоятельно, применять полученные знания по дисциплине конструкторско-технологические методы обеспечения качества на практике; изучить методы и приёмы работы со справочной литературой и нормативной ...

третьей главе

Заключение

списке литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/konstruktivnogo-obscheniya/

приложении

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/konstruktivnogo-obscheniya/

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия).

Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.