» Развитие самостоятельности младшего школьника средствами технологических карт»

Дипломная работа
Содержание скрыть

3. Работа по учебнику.

4. Задания для самоконтроля.

5. Обобщение.

Программа «Технология» под редакцией Лутцевой Е.А

Главные задачи курса:

— сохранение и развитие природной любознательности детей путем создания условий для «открытия» ими мира знаний о природе как источнике преобразующей деятельности человека. Это знания о природных материалах, их свойствах, истории освоения человеком природных богатств, о влиянии разумной и неразумной деятельности человека на Землю — место его обитания, об открытии и использовании человеком энергии; о современных технологиях;

— ознакомление учащихся с основами технологии — способах ручной обработки материалов (природных и других, доступных детям) через организацию элементарных исследований: самостоятельный поиск рациональных приемов работы, опыты, наблюдения, изготовление изделий;

— развитие мышления в целом и технологического в частности (умения наблюдать, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, самостоятельно искать и решать доступные творческие технико-технологические задачи; умения использовать приобретенные знания в собственной и коллективной проектной деятельности).

Структурно и методически познавательная часть каждого урока включает 3 элемента:

1) введение в проблему;

2) обсуждение результатов наблюдений с опорой на вопросы, личный опыт учащихся, направленное на «открытие» детьми новых для них знаний о мире и истории его освоения человеком;

3) обобщение (осмысление нового знания, понятия).

Практическая часть каждого урока имеет целью «открытие» учащимися технико-технологических знаний, практическое освоение соответствующих «теории» умений, закрепление нового материала и тренаж. Урок, связанный с изготовлением изделий, имеет свои особенности. Он непременно предполагает обсуждение особенностей конструкции и технологии (последовательности) изготовления изделия. В ходе обсуждения учащиеся вычленяют известные им понятия (конструкция, операция, прием) и останавливают свое внимание на неизвестном. Именно освоение неизвестного является на уроке главной образовательной целью. Дети высказывают предположения о способах решения возникшей проблемы и по возможности проверяют «гипотезы», выполняя небольшие поисковые пробы-упражнения на черновом раздаточном материале. Результаты практического и теоретического поиска обобщаются. Освоенный новый технологический прием (операция) является залогом качественного изготовления основного изделия.

8 стр., 3861 слов

Инженерная деятельность

... результат инженерной деятельности не влияет на человека, поскольку является созданным им средством, что потребности естественно растут, расширяются и всегда могут быть удовлетворены научно-инженерным путем. Становление инженерной деятельности, реальности и научно-инженерной картины мира не ...

В программе «Технология» под редакцией Конышевой Н.М. [17] выдвигаются следующие положения:

1. Особенностью курса является его общекультурная (мировоззренческая, духовно-нравственная) направленность, которая позволяет через практическую деятельность учащихся формировать у них систему знаний и представлений об окружающей действительности: в первую очередь о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой, о социально-психологической и социально-исторической информативности мира вещей и так далее.

2. Организация деятельности учащихся в формировании духовно-нравственных установок осуществляется от общего к частному, а при формировании конкретных знаний и способов работы от частного к общему.

3. Система учебных заданий ориентирована на одновременную активизацию в деятельности ребенка ее рационально-логической и духовно-эмоциональной сфер. Это достигается тем, что задания построены на основе проектной художественно-конструкторской деятельности и значительное место среди них отводится решению задач, связанных с самостоятельной разработкой конструкций предметов, с поиском и воплощением художественного образа, отвечающего поставленным условиям.

Если основной задачей урока является формирование приемов практических действий, то ведущим методом будет копирование образца по инструкции и прямой показ приема. Структура такого урока следующая: вступительная беседа, история возникновения техники (или приема), прямой показ учителя, упражнения на первичную отработку приема учащимися, выполнение изделия, оценка работы.

Другая разновидность уроков основана на решении в практической форме логических задач, заданий, направленных на формирование мышления, пространственного воображения учеников (аппликации из геометрических фигур, симметричное вырезание и составление симметричного узора и пр.).

Задача ученика на таком уроке заключается в том, чтобы внимательно рассмотреть образец и все детали, проанализировать, определить принцип расположения деталей и выполнить работу без отступлений. Структура урока: вступительная беседа, анализ образцов, планирование работы, выполнение изделия, итоговая беседа.

Цель программы «Технология. Художественный труд» [39] под редакцией Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебникова С.И. — общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному предмету. Задача предмета — максимально способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка средствами художественного труда, воспитывать индивидуально выраженную, креативную личность. Креативной является личность творчески мыслящая, всесторонне развитая, инициативная, самостоятельная, социально активная, т.е. обладающая качествами, необходимыми во всех видах искусства, а также в науке, технике, бизнесе и прочих областях человеческой деятельности.

Урок включает в себя следующие этапы: теоретическая часть, практические упражнения, создание образа замысла, практическое выполнение.

13 стр., 6163 слов

Технология рекламной деятельности по продвижению социально-значимых проектов

... данной работы является рекламная деятельность учреждений культуры. Предметом выступает сущность и специфика технологии продвижения социально-значимого проекта. Методы исследования, Степень разработанности проблемы., Структура курсовой работы. 1. Реклама как сфера социально-культурной деятельности в ...

Как видим, программы и уроки технологии в начальной школе способны дать ребенку мощный толчок к развитию органов чувств, ручных умений, творческого мышления, к самопознанию и самосовершенствованию. Ручной труд учит не только видеть, чувствовать и понимать красоту вокруг себя, но и создавать ее, поэтому уроки технологии не должны считаться в школе второстепенными, к ним необходимо изменить отношение учителей, родителей, администрации школ.

Лутцева Е.А. и Колисниченко И.И. [22] предлагают использовать дидактический материал «Учусь работать самостоятельно» любых на уроках технологии по любой программе и все уроки делить на 3 типа:

1) уроки-опыты — изучаются свойства материалов, с которыми предстоит работать учащимся;

2)уроки-практикумы, на которых сначала происходит «открытие» детьми новых знаний и технологических умений, а затем их закрепление через изготовление различных изделий;

3) уроки свободного творчества, на которых реализуются творческие замыслы детей, базирующиеся на уже, приобретенных на предыдущих уроках знаниях и умениях.

Лутцева Е.А. и Колисниченко И.И. рекомендуют следующую структуру урока:

1. Организационный момент (настрой учащихся на предстоящую работу).

2. Анализ образца (образцов) изделия (определение учащимися совместно с учителем конструктивных и технологических особенностей задания, по возможности самостоятельный поиск рациональных способов его реализации, определение оптимальных).

3.«Открытие» нового знания (определение неизвестного в ряду известных знаний и коллективный (или групповой) поиск его решения).

4. Планирование предстоящей самостоятельной практической работы (определение четкой последовательности изготовления изделия, включая возможный последующий самоконтроль по карточке).

6. Самостоятельная работа учащихся (максимально самостоятельное изготовление изделия, которое обеспечивается детальным анализом его конструктивных и технологических особенностей с опорой на известные способы и приемы действий и на дидактическую карточку).

7. Уборка рабочих мест.

8. Оценка деятельности учащихся на уроке (качественная характеристика выполненных работ; оценка качества выполнения известных и новых приемов и операций).

Обязательно отмечаются творческий поиск и творческие находки учащихся, предложенные ими в ходе анализа задания и поиска решения предложенных проблемных ситуаций.

Программа «Технология» по системе Занкова Л.В. [12] направлена на достижение общего развития младших школьников. Ее авторы Цирулик Н.А. и Проснякова Т.Н.

Специфическая задача предмета — максимально способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка средствами художественного труда, воспитывать индивидуально выраженную, креативную личность.

Креативной является личность, творчески мыслящая, всесторонне развитая, инициативная, самостоятельная, социально активная, т.е. обладающая качествами, необходимыми во всех видах искусства, а также в науке, технике, бизнесе и прочих областях человеческой деятельности.

17 стр., 8335 слов

ВКР : Технология развивающего обучения как фактор активизации ...

... активации самостоятельной работы учащихся; - развитие навыков самостоятельной работы обеспечивает рост результативности учебной деятельности и повышает мотивацию к изучению предмета обучающимися. Задачи работы: Изучить теоретические аспекты проблемы «Технология развивающегося обучения как фактор ...

Но созидательная творческая деятельность представляет собой единство познания и исполнения. Познавательная сторона включает в себя восприятие изображаемого предмета или явления и последующее его осмысление с целью создания собственных образов и замыслов. Исполнительская сторона подразумевает освоение учащимися средств художественного изображения и технологических приемов обработки материалов, а также самостоятельное их применение.

Условием протекания созидательной творческой деятельности и возникновения положительной мотивации является стимулирование всестороннего ознакомления детей с объектом изображения.

Учитель может помогать процессу создания образа замысла разными способами:

— побуждать детей собирать дополнительную информацию об объекте;

— связывать объект с темой, изучаемой в это же время по другому предмету;

— разбирать целевое назначение поделки: в чем ее смысл, польза, кому она предназначена, как, в связи с этим, должна быть оформлена.

Иногда следует делать акцент не на объекте, а на способе действия, т.е. повышать заинтересованность учащихся в изучении новой технологии. Вот некоторые пути решения этой задачи:

— связать изучаемую технику с каким-либо народным промыслом России или традиционным искусством другой страны;

связать способ действия с другими видами изобразительного искусства, познакомить детей с шедеврами мировой художественной культуры;

— представить ремесло в его историческом развитии от древних времен до современности, вплоть до этого конкретного урока;

— заинтересовать детей изобразительной новизной, неожиданными эффектами и возможностями, которые несет новый прием.

Комбинация предлагаемых приемов помогает сделать уроки разнообразными, положительную мотивацию — устойчивой, а действия — более осмысленными.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности мелких движений пальцев рук. Развитие моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей со слабым интеллектуальным развитием. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

Практическая деятельность на уроке ручного труда позволяет учителю более разносторонне изучить индивидуальные особенности и личностные качества каждого ребенка, а самому ребенку проявить те личностные свойства, которые не видны на уроках по другим предметам.

17 стр., 8231 слов

ЛЕГО-конструирование как способ организации конструктивно-модельной ...

... что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. В процессе конструирования развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку ...

Исходя из сказанного, курс предполагает решение следующих задач:

1. развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;

2) формирование умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение;

3) формирование умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;

4) знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;

5) знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.

Виды практической деятельности:

1. Репродуктивная деятельность. Она может быть достаточно разнообразной: копирование технологического приема с целью его освоения, выполнение объекта по образцу, данному в учебнике, устные ответы по теоретическим вопросам относительно цвета, формы, материала, техники выполнения. В учебнике подобные вопросы указаны под значком «Наблюдение».

2. Репродуктивная деятельность с элементами творческой. Даже выполняя заданную поделку, можно направить детей по пути творческого поиска. На это ориентированы задания под знаками «Замена» и «Варианты».

3. Творческая деятельность краткосрочного и длительного характера. Краткосрочными творческими заданиями являются вопросы под знаком «Открытие». Небольшие эксперименты в процессе освоения новой технологии учат детей доверять своим рукам, получать новые знания опытным путем и часто показывают наглядный пример вариативности в работе, достижения одного и того же результата разными путями.

Творчески активным детям можно предлагать такие задания: кому-то предложить поработать дома, кому-то — объединиться с друзьями. Более способным детям можно подсказать новое, оригинальное решение, с более слабыми вместе разработать порядок создания работы, помочь в подборе материала. Творческие работы рекомендуется использовать как итоговые в конце четверти или в конце изучаемой темы.

С самых первых уроков дети должны привыкать к обсуждению своих работ с различных точек зрения. Это подскажет им, на что нужно обратить внимание в следующий раз. Детей также следует вовлекать в процесс обсуждения. Однако следует быть очень осторожными с критическими оценками. Акцент лучше делать на реальных достижениях, на положительных сдвигах. А нетактичная критика (пусть даже объективная) может быстро отбить желание совершенствоваться в такой хрупкой области, как творчество.

Методический подход к созданию изделия как к аспекту творчества требует временных затрат. Весь цикл работы включает в себя следующие этапы: теоретическая часть, практические упражнения, создание образа замысла, практическое выполнение. Эти этапы не всегда укладываются в рамки одного урока. Недоделанные работы приходится оставлять в классе или забирать домой, что не всегда удобно. При этом теряется нужное эмоциональное состояние, расплывается образ, ради которого потрачено столько времени и усилий. В связи с этим, если есть возможность, рекомендуется ряд крупных трудоемких работ проводить на сдвоенных уроках труда.

56 стр., 27644 слов

Совершенствование работы пассажирской станции в результате улучшения ...

... составов в пунктах приписки и оборота, сокращением стоянок поездов в пути, разработка эффективного технологического процесса работы станции и вокзала координация всех видов транспорта для наибольшей согласованности в их работе; ... и пересадки пассажиров и, как результат, сокращения времени проезда правильное сочетание пассажирского и грузового движения (расположение на графике пассажирских поездов не ...

Таким образом, система предлагает широкий набор средств для самостоятельной работы детей на уроках труда, все же важнейшая роль на уроке принадлежит учителю. От его заинтересованности, увлеченности, от умения искренне радоваться достижениям ребят и их открытиям зависит успех работы. Однако при работе с этим учебником учитель на уроке должен быть не диктатором («Делай как я!»), а равноправным исследователем, умело направляющим процесс познания и творчества.

Также рекомендуется проводить интегрированные уроки, гармонично и целесообразно соединяя темы уроков труда с подходящими темами уроков литературы, окружающего мира, рисования, экономики.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

В первой главе нашей работы мы представили теоретические основания рассматриваемой нами проблемы.

Прежде всего, мы рассмотрели психолого-педагогические особенности развития самостоятельности младшего школьника, как основу его качественного развитии в целом. Поэтому трудовую самостоятельность школьника можно считать и предпосылкой, и результатом его развития. Мы пришли к выводу, что психологической основой самостоятельности становится потребностей общества в человеке умеющем видеть сущность стоящей перед ними задачи и ориентироваться в новых условиях жизни и труда, а так же формирование человека способного и имеющего потребность непрерывного образования и самообразования. Человек, который самостоятельно ставит цели и задачи.

Далее, во втором параграфе теоретической главы мы рассмотрели, какими средствами развивается самостоятельность на уроках ИЗО и технологии и пришли к выводу, что ими являются различные виды технологической документации. Поэтому учебно-технологическая документация является важным документом каждого учителя, а ее использование на уроках есть неотъемлемое условие для его успешного проведения и развития самостоятельности младшего школьника.

Для этого в своей работе мы выполнили анализ рабочих авторских программ и выяснили, что они строятся на технологической документации, в частности на технологических картах.

Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты рассматриваемой нами проблемы, далее во второй главе мы разработали технологические карты и проверили работу на преддипломной практике. Тем самым доказали как влияет технологическая документация на развитие самостоятельности младшего школьника в процессе его деятельности на уроке.

Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ, ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОНИИ СРЕДСТВАМИ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ

2.1. Организация и результаты констатирующего этапа эксперимента по изучению самостоятельности младшего школьника

Опытно-экспериментальное исследование проводилось нами в период прохождения преддипломной практики на базе муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Глубокинская казачья среднеобразовательная школа № 1. В эксперименте приняли участие 21 ребенок – учащиеся 3 класса, среди них 10 девочек (47,6%) и 11 мальчиков (52,4%).

3 стр., 1069 слов

Курсовые работы по бизнес процессам организаций и предприятий

... Провести анализ выявленных бизнес-процессов в рамках ведения проблемной деятельности. 4. Предложить пути усовершенствования, оптимизации или реинжиниринга бизнес-процессов. курсового проекта по бизнес-процессам на предприятии регламента бизнес-процессов в курсовой работе Бизнес-процесс Другими словами, бизнес-процесс – это система последовательно ...

Исследование проходило в 3 этапа:

1. Констатирующий этап эксперимента, в ходе которого нами была изучена база исследования, подобраны приемы и осуществлено изучение уровня развития самостоятельности младших школьников (17.04. — 18.04.2016 г.).

2. Формирующий этап эксперимента, в ходе которого нами были подобрано и реализовано содержание преобразующей деятельности, направленное на развитие самостоятельности учащихся процессе деятельности средствами технологических карт (24.04. — 25.04.2017 г.).

3. Контрольный этап эксперимента, в ходе которого нами были представлены результаты уровня самостоятельности после реализации содержания преобразующей деятельности, произведен сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов, а также проведена интерпретация и графическое представление полученных данных, подведены итоги всего опытно-экспериментального исследования, сформулированы рекомендации будущему учителю начальных классов по эффективному развитию памяти учащихся (02.05.2017 г.).

В ходе констатирующего этапа эксперимента нами, прежде всего, было проведено изучение базы исследования и получена следующая информация.

Образовательный процесс в начальных классах муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Глубокинской казачьей среднеобразовательной школы № 1. строится по образовательной системе «Гармония» автором учебника по технологии является профессор Н.М. Конышева.

На констатирующем этапе экспериментальной деятельности нами были подобраны критерии для изучения уровня самостоятельности младших школьников в процессе деятельности на уроках технологии, разработаны технологические карты, по которым учащиеся выполняли работу. Была организованна работа и проведен анализ этой деятельности. Сущность работы заключалась в следующем: с помощью технологической карты, в состав которой входили: вопросы анализа изделия, технического рисунка и образца, учащимся необходимо было самостоятельно изготовить записную книжку из бумаги (См. Приложение 2).

Данная работа проводилась на первом уроке технологии по теме: «Конструирование из бумаги и картона. Записная книжка».

Цель урока: сконструировать записную книжку соблюдая все элементы ее конструкции. ( См. Приложение 1)

Целью проверки выступали следующие критерии: умение моделировать, определять пропорции деталей, строение предмета; творческое относиться к работе; уровень самостоятельности в процессе деятельности.

С целью изучения особенностей развития самостоятельности детей в процессе деятельности мы использовали метод включенного наблюдения в образовательном процессе (См. Приложение 3), метод беседы с учащимися по технологической карте – анализ образца, а также составление плана по разработанным технологическим картам (См. Приложение 4).

4 стр., 1701 слов

Разработка содержания домашней самостоятельной работы учащихся ...

... не был ниже уровня развития его умственных способностей. Работа по развитию умений и навыков самостоятельного умственного труда проводится в системе, основой которой является постепенное увеличение самостоятельности учащихся, осуществляющееся путем усло

Проанализировав процесс деятельности самостоятельности младшего школьника, мы представили его результаты в таблице 1-2 (См. Табл. 1).

Таблица 1

Анализ результата продукта деятельности

Уровень

Количество учащихся

%

Высокий

7

33,4

Средний

5

23,8

Низкий

9

42,8

Анализируя, результаты приемов уровня самостоятельности младших школьников мы выяснили, что высокий уровень показали только сильные дети 33,4%, средний уровень показало 23,8%, а большинство детей показали низкий уровень42,8%, так как раньше не проводилась работа с технологическими картами. У детей было много вопросов на начальном этапе выполнения задания. Чаще всего обращался с вопросами — это Максим Н., Андрей, Анна.

По окончанию урока работы учащихся анализировались по следующим критериям:

— моделирование,

— строение предмета,

— пропорция детали,

— творческое отношение к работе,

— уровень самостоятельности.

Так же были дети, которые к концу урока не успели доделать работу до конца, потому что задавали вопросы, часто отвлекались, были не внимательные. Результаты занесены в таблицу 2-2 ( См. Табл. 2)

Таблица 2

Результаты наблюдения за деятельностью

Организация рабочего места

Соблюдение должного порядка на рабочем месте

Правильность выполнения технологических оперций

Осуществление самоконтроля в процессе работы

Осуществление самоконтроля на завершающем этапе

+

18

17

17

19

19

3

4

4

2

2

Учитывая данные результаты уровня самостоятельности учащихся и качество их работ, выполненных на уроке, на формирующем этапе эксперимента нами была спланирована и реализована система практической преобразующей деятельности, к описанию которой мы переходим в следующем параграфе выпускной квалификационной работы.

13 стр., 6205 слов

Организация совместной работы учащихся на х технологии

... уроков по технологии в которых содержатся задания, направленные на развитие технологического мышления и пространственного воображения учащихся средствами проблемных ситуаций. Базой для организации опытно-экспериментальной работы ... так как проявление самостоятельности в познавательной деятельности напрямую связано с ... полученные результаты и сделать выводы об эффективности проведенной работы. Для ...

2.2. Содержание преобразующей деятельности по развитию самостоятельности школьников на уроках технологии

средствами технологических карт

Проанализировав, полученные результаты уровня самостоятельности учащихся нами была спланирована и реализована целостная система работы.

На протяжении месяца каждую неделю проводились занятия. Особенность обучения состояла в том, что работа проводилась в различных видах деятельности как на уроках, так и в процессе внеклассной работы с детьми через систему специальных занятий с использованием графической информации, упражнения на чтение чертежей и графических схем, проводимых как с целой группой учащихся, так и индивидуально. Это было обусловлено индивидуальными особенностями детей, направленностью учебных предметов.

Целью второго этапа экспериментального исследования было с помощью специально разработанных технологических карт, которые были включены в обычные занятия по технологии, сформировать у младших школьников трудовую самостоятельность, в основе которой лежит развитие умения читать графическую информацию, выполнять аналитическую деятельность, повышать уровень развития умений и навыков выполнения технологических операций.

Экспериментальная работа осуществлялась на уроках трудового обучения, в процессе технического творчества, а также на отдельных уроках изобразительного искусства.

Тема: « Макет ракеты»

Цель преобразующей деятельности: учить внимание на аналитическую деятельность. (См. Приложение 5)

Так же в процессе деятельности на уроке мы отслеживали:

-организация рабочего места;

-соблюдение должного порядка на рабочем месте в процессе работы;

-правильность выполнения технических операций;

-осуществление самоконтроля в процессе работы;

-осуществление самоконтроля на завершающем этапе. (См. Приложение 7)

Провели анализ изделия (См. Приложение 8)

Дети, работая по технологической карте, показали следующие результаты уровня самостоятельности высокий 42,8%, средний 33,3%,низкий 23,8%.

Таким образом, мы формировали умения младших школьников вести всесторонний и глубокий анализ предстоящей работы, который имеет весьма существенное значение для формирования самостоятельности, осмысленности последовательности и целостного представления о предстоящей работе. На успешность работы существенное влияние оказывает умение правильно читать графическую информацию. Сюда следует отнести определение размеров изделия по образцу, графическим изображением, инструкциям и другой технико-технологической документации, установление последовательности выполнения работы, способов самоконтроля, подбор необходимых основных и вспомогательных материалов, инструментов, приспособлений и так далее.

Всю эту информацию учащимся дает представленная технологическая карта.

На третьем занятии детям было предложено изготовить кукол для «Кукольного театра» (См. Приложение 9).

Цель: повысить уровень развития умений и навыков выполнять технологические операции.

Так же проведенное наблюдение за деятельностью учащихся и анализ полученного результата (См. Приложение 10).

Формирование умений и навыков читать технологическую карту требует систематической и кропотливой работы. Обучение младших школьников вышеперечисленным общетрудовым навыкам целесообразно организовать по следующим условным этапам:

На первом этапе учитель формирует у детей отдельные компоненты трудового процесса.

При анализе предстоящей трудовой деятельности на первом занятии с детьми проводился инструктаж, так же во время работы отвечали на вопросы учащихся. На последнем занятии дети самостоятельно без помощи учителя выполняли

На каждом уроке мы старались рассматривать, как идет рост самостоятельности в процессе работы у учащихся. Ребятам, у которых при входном срезе был выявлен низкий уровень самостоятельности, уделялось особое внимание. Поэтому их рост уровня самостоятельности постепенно повышался. В своей работе мы старались постоянно контролировать этот параметр деятельности.

Таким образом, на формирующем этапе эксперимента нами была реализована система преобразующей деятельности по формированию у младших школьников трудовой самостоятельности, в основе которой лежит развитие умения читать графическую информацию, выполнять аналитическую деятельность, повышать уровень развития умений и навыков выполнения технологических операций, результаты которой мы представим в заключительной части нашей работы.

2.3. Результаты контрольного этапа опытно-эксперементального исследования по развитию самостоятельности младшего школьника средствами технологических карт

На контрольном этапе эксперимента нами было проведено обследование уровня развития самостоятельности школьников после реализации содержания преобразующей деятельности.

Последнее занятие — урок технологии по теме: «Конструирование из бумаги и картона. «Детская игровая площадка. Песочница», послужило базой для проверки уровня самостоятельности ребенка младшего школьного возраста в процессе деятельности по конструированию. (См. Приложение 13)

С этой целью нами были использованы критерии оценивания процесса деятельности на уроке при работе по технологической карте, для оценивания уровня развития самостоятельности у младших школьников, примененные нами на констатирующем этапе эксперимента. Полученные результаты, представленные в таблицах 3-4 (См. Табл. 3).

Таблица 3

Анализ результата продукта деятельности

Уровень

Количество

учащихся

%

высокий

10

47,6

средний

8

38,2

низкий

3

14,2

Проанализировав процесс деятельности самостоятельности младшего школьника, мы представили его результаты в таблице 4-4 (См. Табл. 4).

Таблица 4

Результаты наблюдения за деятельностью

Организация рабочего места

Соблюдение должного порядка на рабочем месте

Правильность выполнения технологических оперций

Осуществление самоконтроля в процессе работы

Осуществление самоконтроля на завершающем этапе

+

21

21

21

21

21

0

0

0

0

0

После получения результатов итогового этапа опытноэкспериментального исследования, мы сопоставили их с результатами входной диагностики и изобразили их графически (См. Рис. 1).

Рис. 1. Результаты диагностики самостоятельности младших школьников в процессе деятельности на уроке технологии на начальном и заключительном этапах эксперимента

Анализируя данные, представленные на Рис. 1. мы можем сделать следующие выводы: высокий уровень развития самостоятельности у учащихся вырос, все остальные результаты значительно изменились, в сторону улучшения. Так, Максим Н., Андрей, Анна перебрались с низкого в высокий уровень. Задавали меньше вопросов, больше работали самостоятельно.

Таким образом, высокий уровень самостоятельности увеличился до 47,6%, а вот средний увеличился до 38%, низкий уровень снизился также до 14,2%. Так же повысился балл у детей, которые имели самый низкий уровень самостоятельности из-за не внимательности. К концу эксперимента дети уже могла самостоятельно читать технологическую карту и выполнять задание без помощи учителя.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II

Анализ полученных нами в ходе опытно-экспериментальной деятельности данных позволяет сделать вывод о том, что в целом, уровень развития самостоятельности после занятий у детей улучшился. У учащихся существуют значительные различия в показателях на начальном и заключительном этапах эксперимента. Эти различия проявляются в успешной учебной деятельности учащихся, сюда следует отнести умения определять размеры изделия по образцу, графическим изображением, следовать инструкциям и другой технико-технологической документации, устанавливать последовательность выполнения работы, способов самоконтроля, подбирать необходимые основные и вспомогательные материалы, инструменты, приспособления для работы. Все это дает технологическая карта и учитель должен учитывать это в своей работе.

Тем не менее, достичь значительных результатов за один месяц преобразующей деятельности не удалось, что свидетельствует о сложности и длительности процесса познавательного развития детей.

На констатирующем этапе экспериментальной деятельности нами были подобраны критерии для изучения уровня самостоятельности младших школьников в процессе деятельности на уроках технологии, разработаны технологические карты, по которым учащиеся выполняли работу. Была организованна работа и проведен анализ этой деятельности. Сущность работы заключалась в следующем: с помощью технологической карты, в состав которой входили: вопросы анализа изделия, технического рисунка и образца, учащимся необходимо было самостоятельно изготовить записную книжку из бумаги.

Учитывая данные результаты уровня самостоятельности учащихся и качество их работ, выполненных на уроке, на формирующем этапе эксперимента нами была спланирована и реализована система практической преобразующей деятельности.

Таким образом, на формирующем этапе эксперимента нами была реализована система преобразующей деятельности по формированию у младших школьников трудовой самостоятельности, в основе которой лежит развитие умения читать графическую информацию, выполнять аналитическую деятельность, повышать уровень развития умений и навыков выполнения технологических операций.

На контрольном этапе эксперимента нами было проведено обследование уровня развития самостоятельности школьников после реализации содержания преобразующей деятельности.

Анализируя результаты диагностики уровня самостоятельности учащихся мы выяснили, что показатель низкого уровня уменьшился, дети начали работать более самостоятельно и задавали меньше вопросов.

После подведения итогов всего опытно-экспериментального исследования нами были сформулированы следующие рекомендации будущему учителю начальных классов по эффективному развитию самостоятельности учащихся:

1. Разнообразить свою деятельность различными видами технологических карт.

2. Разработать технологические карты к большему количеству уроков по технологии и ИЗО.

3.. Привлекать к этой работе детей старшего возраста на внеклассных занятиях.

4. Стараться быть в контакте с ребенком для того чтобы содержание технологической карты было наиболее полное и точное

Итак, на основании результатов проведённого нами опытноэкспериментального исследования мы можем сделать вывод, что немаловажное значение для развития самостоятельности младших школьников имеет реализация педагогом целостной системы развивающей деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализированная научно-педагогическая литература и проведенная опытно-педагогической работы показала, что в методике трудового обучения преобладающим методом является прямой показ практических действий учителем и копирование, повторение их учениками. Мы выяснили, что при такой системе обучения внутренняя, ориентировочная часть действия остается от ребенка скрытой, приемы самостоятельности формируются незначительно.

Кроме того в своей работе мы выполнили анализ различных программ обучения по технологии, особенности работы на уроках по этим программам. Изучив различные виды технологических карт, предлагаемые методистами мы пришли к пониманию содержания и структуры построения этой графической документации.

Мы пришли к выводу, что технологическая карта является сильнейшим средствам по формированию самостоятельности и успешности ребенка в процессе художественно-творческой деятельности по конструированию. Нам удалось выявить, что отличным средством формированием самостоятельности на уроках конструирования является технологическая карта. наглядно показать, что формирование у младших школьников познавательной самостоятельности на уроках технологии будет успешным, если в общей системе этой работы будет соблюден ряд необходимых условий.

В практической части нашей выпускной квалификационной работы мы представили содержание и результаты собственной опытно-экспериментальной деятельности по явлению самостоятельности младшего школьника так же на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Глубокинской казачьей среднеобразовательной школы № 1 в 3 классе.

С этой целью на этапе констатирующего эксперимента нами было проведено обследование учащихся с помощью технологической карты.

На основании результатов диагностики в ходе формирующего этапа эксперимента мы организовали и провели коррекционную деятельность по развитию самостоятельности, после проведения которой, осуществили контрольное диагностическое исследование, проанализировали его результаты и сделали соответствующие выводы о результативности и эффективности проведенной нами работы.

Оценив результаты экспериментального исследования, нами были предложены практические рекомендации будущим учителям, способствующие развитию самостоятельности учащихся. Конечно, эти рекомендации несут общий характер, для разработки индивидуальных программ развития самостоятельности учеников необходима дополнительная диагностика и выявление причин несформированности самостоятельности.

Таким образом, основные цели и задачи, поставленные нами в начале работы, были реализованы, а гипотетическое предположение, о том, что деятельность учителя начальных классов по развитию самостоятельности младших школьников будет более эффективной, если он будет реализовывать целостную систему деятельности по развитию самостоятельности у учащихся с применением технологических карт, а также осуществлять данную работу в урочной и внеурочной деятельности, нашло свое подтверждение.

Данная тема, не смотря на её значительную разработанность в науке, открыта для изучения педагогам-практикам и может найти различные исследовательские направления.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/tehnologicheskuyu-kartu/

  1. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 272с.

  2. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 176с.

  3. Батышев А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. – 200с.

  4. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии/М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256с.

  5. Бондарева Н.Д Материалы по методике технологии в начальной школе // . ru / bondareva n /

  6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. — Спб.: Питер, 2000. – 137с.

  7. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др.; Под ред. А.С.Роботовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208с.

  8. Геронимус Т.М. рабочая программа

  9. Гликман И.З. Педагогическая технология – это одно из средств педагогической методики // Директор школы. – 2004, №7. – С.46-49.

  10. Горностаева З.Я Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открыт. школа. – 1998. — №2 С.38-42.

  11. Есипов. Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. — М.: Учпедгиз 1961. — 127с.

  12. Занкова Л.В. рабочая программа http://nsportal.ru/user/694632/page/o-razvivayushchey-sisteme-obucheniya-l-v-zankova

  13. Зимняя И.А.Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос 2000. – 384с.

  14. Ильвенков Э. В. Педагогика. -, 1999.- 130 с.

  15. Карякин Ю.В. Двойственность деятельности преподавания и ее проявление в онтогенетическом методе проектирования учебного курса // Электронные учебники и электронные библиотеки. 3-я Всероссийская конференция. М., МЭСИ, 2002, С.100-104.

  16. Климов Е.А. Психология воспитания и обучение: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 367 с

  17. Конышева Н.М. Чудесная мастерская: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. – М.: Ассоциация XXI век; АО «Московские учебники и Картография», 2000. – 160 с.: ил.

  18. Колокольников А.Н. Педагогика //www.twirpx.com/file/1644559/

  19. Крякин Ю.В., Гуляева О.С. Педагогические технологии и технология учебного процесса. Логический анализ понятий Интернет, 2006г.

  20. Куревина О.А., Лутцева Е.А. аторская рабочая программа

  21. Лутцева Е.А. рабочая программа

  22. Лутцева Е.А., Колисниченко И.И. рабочая программа

  23. Майорова И. Г Трудовое обучение в начальных классах 1970г

  24. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 368с.

  25. Максимов В.Г. Педагогическая технология в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «академия», 2002. – 272с.

  26. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. — М.: Посвещение, 1993. -97с.

  27. Матюшкин А.М. Психология мышления. 2009.- 109 с.

  28. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320с.

  29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 253с.

  30. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.;

  31. Педагогика Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Издательство «Просвещение». 1996. – 271с.

  32. Педагогическая энциклопедия слов Гл. ред. Б.М. Бим-Бад, ред. кол. М.М. Безрукий, В.А. Болотов и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528с.: ил.

  33. Подлиняев О.Л. Анализ феномена «педагогические технологии» с позиции личностно-центрированного подхода: Иркутский государственный педагогический университет // Интернет, 2006;

  34. Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика Учеб. пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: Тетра Системс, 2002. – 544с.

  35. Петровский А.В. Психология. — М.: Академия, 2000 – 152с.

  36. Проблемы школьного воспитания. №4, 2000

  37. Рожнев Теория и методика обучения на уроках технологии. 1978. – 69 с

  38. Симоненко В.Д. Рабочая программа //.ru/imasheva/files/proghramma-po-tiekhnologhii-pod-riedaktsiiei-simonienko-v-d/

  39. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебникова С.И. рабочая программа

ПРИЛОЖЕНИЯ, Приложение 1, КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Тема: Конструкция и образ записной книжки.

Изделие: Записная книжка-тетрадь в мягкой обложке.

Цель урока:

Цель исследования:

Задачи:

— Формирование умения анализировать конструкцию изделия и устанавливать взаимосвязи между особенностями его функции и конструктивными особенностями, расширить знания учащихся о библиотеках.

— Познакомить с видом бумаги — обложечной.

— Научить изготавливать записную книжку-самоделку в мягкой обложке.

— Познакомить со способом сшивания книжки.

Оборудование:

а) материалы:цветная бумага, картон, клей, нитки;

б) инструменты и приспособления: ножницы, иголка, карандаш, линейка, кисточка для клея;

в) наглядность: образец, технологическая карта.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учиталя, Деятельность

учащихся

1.Организация

Здравствуйте ребята. Присаживайтесь.

Усаживаются за парты.

Проверка готовности рабочих мест.

2.Актуализация

3.Изучение нового материала.

4.Сообщение темы и целей урока.

-Что называется бумагой?

— Какие виды бумаги вы изучили?

Сегодня мы познакомимся с новым видом бумаги — обложечной, выполним операции по обработке бумаги: разметку по шаблону, резание, складывание, склеивание и изготовим книжку-самоделку в мягкой обложке.

Рассказ с беседой. Отгадайте загадку:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает

Правильно, книга. Из книг мы узнаём о настоящем, прошлом и будущем человечества.

-О чем может рассказать человеку записная книжка?

Зачем она нужна?

Что дает человеку книга?

Просмотр видеоролика.

книга

5.Анализ поделки:

— Из каких материалов выполнена книжка?

— Из каких деталей состоит книга?

Правильный ответ: из корешка, обложки, страниц.

Какую форму имеют детали?

Как соединены между собой страницы и обложка?

Правильный ответ: сшиты по линии сгиба.

6.Практическая работа.

На столах находится технологическая карта. По ней вы будете выполнять работу.

Повторение правил рабочего человека и ТБ при работе с иглой и ножницами.

Разбор последовательности выполнения поделки по инструкционной карте.

7. Итог урока.

С каким видом бумаги вы познакомились на уроке?

Какой способ соединения деталей освоили?

Что запомнили из моего рассказа о библиотеках древности?

б) Выставка и анализ лучших работ.

Уборка рабочих мест.

Приложение 2, Технологическая карта, Приложение 3, Протокол результата деятельности учащихся 3 класса на уроке технологии по теме: Записная книжка

моделирование

Строение предмета

Пропорции детали

Творческое отношение к работе

Уровень

Самостоятельности (обращение к учителю за помощью)

Общее кол-во баллов

1

Алина Б.

2

2

2

3

2

11

2

Тимофей

3

3

3

3

3

15

3

Вика

2

3

3

3

2

13

4

Стас

3

3

3

3

3

15

5

Маша

3

3

3

3

3

15

6

Алина Г.

2

2

2

2

2

10

7

Артем

3

3

3

3

3

15

8

Юля

3

3

2

3

3

14

9

Костя

2

2

2

3

2

11

10

Данил

3

3

2

2

2

12

11

Даша

3

2

2

2

3

12

12

Анна

1

1

2

2

1

7

13

Максим Н.

1

1

1

1

1

5

14

Андрей

1

2

2

3

2

10

15

Саша

2

2

2

3

2

11

16

Таня

2

2

2

2

2

10

17

Витя

3

3

3

3

3

15

18

Алина Т.

3

2

2

3

3

13

19

Леша

2

2

3

3

2

12

20

Максим Х.

3

3

2

3

3

14

21

Настя

2

2

1

1

2

8

Каждый критерий оценивается по 3-х бальной системе 3балла — высокий, 2балла- средний,1балл — низкий.

15-14-7чел -33,3% высокий

13-12-5чел -28,8% средний

11-5 -9чел -42,8% низкий

Приложение 4, Протокол наблюдения за деятельностью учащихся на занятиях конструирования по теме: Записная книжка

Организация рабочего места

Соблюдение должного порядка на рабочем месте в процессе работы

Правильность выполнения технологических операций

Осуществление самоконтроля в процессе работы

Осуществление самоконтроля на завершающем этапе

1

Алина Б.

+

+

+

+

+

2

Тимофей

+

+

+

+

+

3

Вика

+

+

+

+

+

4

Стас

+

+

+

+

+

5

Маша

+

+

+

+

+

6

Алина Г.

+

+

+

+

7

Артем

+

+

+

+

+

8

Юля

+

+

+

+

+

9

Костя

+

+

+

+

10

Данил

11

Даша

+

+

+

+

+

12

Анна

+

+

+

+

+

13

Максим Н.

14

Андрей

+

+

+

15

Саша

+

+

+

+

+

16

Таня

+

+

+

+

+

17

Витя

+

+

+

+

+

18

Алина Т.

+

+

+

+

+

19

Леша

+

+

+

+

+

20

Максим Х.

+

+

+

+

21

Настя

+

+

+

+

+

Приложение 5, КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

Тема: День космонавтики. Модель ракеты.

Цель урока:

Цель исследования:, Задачи урока:, Образовательные:

— познакомить учащихся с понятием космонавт, день космонавтики ;

— моделировать модель ракеты.

Развивающие:

— закрепить приемы резания, сгибания и склеивания бумаги;

— развивать навыки работы по шаблону;

— развивать координацию движения рук;

— развивать логическое мышление.

Воспитательные:

воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, эстетический вкус, бережливость, самостоятельность.

Оборудование для учащихся:

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учиталя, Деятельность

учащихся

1.Организационный момент

-Здравствуйте. Тихо садитесь.

— Подготовим рабочее место. На столе должны лежать: бумага, карандаш, линейка, кисточка для клея, ножницы, клей.

2. Актуализация знаний.

— Прочтите пословицу, и скажите, чему она нас учит. «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

— Что вы делали на прошлом уроке?

— С каким материалом работали?

— Чему научились?

-Предположите, с каким материалом мы будем работать?

вспоминают, размышляют, отвечают

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

Кто такой космонавт?

-Мы сейчас прослушаем выступление про Юрия Алексеевича Гагарина. А вы внимательно слушайте и запоминайте.

-Когда был первый полет в космос.?

-Как называлась ракета?

-Сколько по времени продолжался полет?

-Когда празднуется день космонавтики?

-Так что же мы будем изготавливать сегодня?

— Что это? (показываю модель ракеты)

— Назовите её основные части.

— Из какого материала выполнена модель?

— Чем соединены детали?

— Для чего мы делаем это изделие?

— воспринимают, размышляют, рассуждают, читают стихотворения

4. Первичное закрепление во внешней речи.

— С какими материалами будем работать?

— Перед тем, как будем изготавливать, давайте вспомним некоторые правила.

Правила резания бумаги ножницами.

Правила работы с клеем

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по технологической карте.

6. Итог урока

назовите имя первого космонавта.

— когда празднуется день космонавтики?

— Что мы сегодня делали на уроке?

-Из каких материалов изготавливали изделие?

— А теперь давайте посмотрим, как вы справились с работой. Несколько человек выходят к доске и показывает свои работы .

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Что вам запомнилось сегодня на уроке?

— В чем испытывали трудности?

— Что было легко?

— Где пригодится в жизни?

-Уберите свои рабочие места.

-Всем спасибо за урок

Приложение 6, Технологическая карта, Приложение 7, Протокол результата продуктов деятельности учащихся 3 класса на уроке технологии по теме: Ракета

моделирование

Строение предмета

Пропорции детали

Творческое отношение к работе

Уровень

Самостоятельности (обращение к учителю за помощью)

Общее кол-во баллов

1

Алина Б.

3

2

3

2

3

13

2

Тимофей

3

3

3

3

3

15

3

Вика

3

2

3

3

3

14

4

Стас

3

3

3

3

3

15

5

Маша

3

3

3

3

3

15

6

Алина Г.

3

2

2

3

2

12

7

Артем

3

3

3

3

3

15

8

Юля

3

3

3

3

3

15

9

Костя

3

2

2

3

2

12

10

Данил

2

2

2

2

2

10

11

Даша

2

2

2

3

2

11

12

Анна

3

3

3

3

2

14

13

Максим Н.

2

2

2

2

2

10

14

Андрей

2

2

2

3

2

11

15

Саша

2

3

3

2

3

13

16

Таня

2

2

2

2

2

10

17

Витя

3

3

3

3

3

15

18

Алина Т.

3

3

2

2

3

13

19

Леша

3

3

2

2

2

12

20

Максим Х.

2

3

3

3

3

14

21

Настя

2

3

3

2

2

12

Каждый критерий оценивается по 3-х бальной системе 3балла- высокий, 2балла- средний,1балл- низкий.

15-14- 9 чел -42,8% высокий

13-12- 7 чел -33,3% средний

11-5- 5 чел -23,8% низкий

Приложение 8, Протокол наблюдения за деятельностью учащихся на занятиях конструирования по теме: Ракета

Организация рабочего места

Соблюдение должного порядка на рабочем месте в процессе работы

Правильность выполнения технологических операций

Осуществление самоконтроля в процессе работы

Осуществление самоконтроля на завершающем этапе

1

Алина Б.

+

+

+

+

+

2

Тимофей

+

+

+

+

+

3

Вика

+

+

+

+

+

4

Стас

+

+

+

+

+

5

Маша

+

+

+

+

+

6

Алина Г.

+

+

+

+

+

7

Артем

+

+

+

+

8

Юля

+

+

+

+

+

9

Костя

+

+

+

+

+

10

Данил

+

+

11

Даша

+

+

+

+

+

12

Анна

+

+

+

+

+

13

Максим Н.

+

+

+

14

Андрей

+

+

+

15

Саша

+

+

+

+

+

16

Таня

+

+

+

+

+

17

Витя

+

+

+

+

+

18

Алина Т.

+

+

+

+

+

19

Леша

+

+

+

+

+

20

Максим Х.

+

+

+

+

+

21

Настя

+

+

+

+

+

Приложение 9, КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

Тема урока:

Цель урока:

Цель исследования:, Задачи урока:

1.Развивать умение планировать и последовательно выполнять свои действия.

2. Мотивировать детей на сотрудничество в совместной работе, к самостоятельным действиям и поступкам.

3. Воспитывать у обучающихся трудолюбия, чувства взаимопомощи, дисциплинированности на уроке технологии.

Оборудование для учащихся:

Ход урока

Здравствуйте ребята. Сегодня солнечный день. Давайте улыбнемся друг другу для поднятия настроения.

Усаживаются за парты.

2. Сообщение темы урока.

3.Изучение нового материала

Что бы узнать тему сегодняшнего урока нам нужно отгадать загадку.

Артист на сцене — кукловод,

А зритель в зале там — народ.

Артисту смотрят все на руку,

Что за театр? (Театр кукол)

Предположите? Какова тема и цели урока??

Тема: «Текстильные материалы. Пальчиковые куклы»

Цели:

— познакомиться с текстильными материалами;

— научиться шить пальчиковую куклу.

-Кто знает, что такое текстильный материал?

Текстильный материал — это такой материал, который вырабатывается из волокон и нитей.

Волокна, полученные из ткани. Они бывают разные растительного происхождения и животного.

Хлопок – получают из плодов хлопчатника.

Лён- в его стебель находятся длинные волокна из них вырабатывают нити. Переплетая нити, получают ткань – хлопчатобумажную, льняную.

К волокнам животного происхождения относятся шерсть и шёлк.

Шерсть – наилучшее волокно. Получают от овец, верблюдов.

Шёлк – это натуральная текстильная нить животного происхождения. Получают его разматывая кокон насекомого (тутовой шелкопряд)

-Кто запомнил какого происхождения бывают волокна?

-Кто внимательно слушал и запомнил что такое шерсть?

Отгадывают загадки.

Предполагают тему, цель урока.

Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя.

4.Физ. мин.

Читают со слайда.

Сегодня мы будем выполнять с вами игрушку из бумаги

5.Практическая работа.

Дети самостоятельно выполняют работу по технологической карте

6.Оценка работ.

Оценивают одноклассников и себя.

7. Рефлексия.

Анализируют свою работу на уроке.

Вспоминают цели

Приложение 10, Технологическая карта, Приложение 11

Протокол результата продуктов деятельности учащихся 3 класса на уроке технологии по теме: Пальчиковый театр

моделирование

Строение предмета

Пропорции детали

Творческое отношение к работе

Уровень

Самостоятельности (обращение к учителю за помощью)

Общее кол-во баллов

1

Алина Б.

3

2

3

3

3

14

2

Тимофей

3

3

3

3

3

15

3

Вика

3

3

3

3

3

15

4

Стас

3

3

2

3

3

14

5

Маша

3

3

3

3

3

15

6

Алина Г.

3

2

2

2

2

11

7

Артем

3

2

2

3

3

13

8

Юля

3

3

3

3

3

15

9

Костя

3

2

2

3

3

13

10

Данил

2

2

2

2

2

10

11

Даша

2

2

3

3

2

12

12

Анна

3

2

2

3

3

13

13

Максим Н.

2

2

1

2

1

8

14

Андрей

2

2

2

2

2

10

15

Саша

3

2

3

3

3

14

16

Таня

2

2

2

3

2

11

17

Витя

3

3

3

3

3

15

18

Алина Т.

2

2

2

3

3

12

19

Леша

2

3

2

3

3

13

20

Максим Х.

3

3

3

3

3

15

21

Настя

2

2

3

3

3

13

Каждый критерий оценивается по 3-х бальной системе 3балла- высокий, 2балла- средний,1балл- низкий.

15-14- 9 чел -42,8% высокий

13-12- 7 чел -33,3% средний

11-5 — 5 чел -23,8% низкий

Приложение 12

Протокол наблюдения за деятельностью учащихся на занятиях конструирования по теме: Пальчиковый театр

Организация рабочего места

Соблюдение должного порядка на рабочем месте в процессе работы

Правильность выполнения технологических операций

Осуществление самоконтроля в процессе работы

Осуществление самоконтроля на завершающем этапе

1

Алина Б.

+

+

+

+

+

2

Тимофей

+

+

+

+

+

3

Вика

+

+

+

+

+

4

Стас

+

+

+

+

+

5

Маша

+

+

+

+

+

6

Алина Г.

+

+

+

+

7

Артем

+

+

+

+

+

8

Юля

+

+

+

+

+

9

Костя

+

+

+

+

10

Данил

+

+

+

11

Даша

+

+

+

+

+

12

Анна

+

+

+

+

+

13

Максим Н.

+

+

+

14

Андрей

+

+

+

+

15

Саша

+

+

+

+

16

Таня

+

+

+

+

+

17

Витя

+

+

+

+

+

18

Алина Т.

+

+

+

+

19

Леша

+

+

+

+

+

20

Максим Х.

+

+

+

+

+

21

Настя

+

+

+

+

+

Приложение 13, КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

Тема урока:

Цель урока

Цель исследования:, Оборудование:

материалы:

инструменты и приспособления :

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учиталя, Деятельность

учащихся

Организационный момент

Здравствуйте ребята. Сегодня солнечный день. Давайте улыбнемся друг другу для поднятия настроения.

Актуализация знаний, Проверка домашнего задания

-Что нового вы узнали о парках? Где искали информацию?

— Сегодня мы продолжаем путешествовать по современному городу. На предыдущих уроках мы говорили о городских зданиях, знакомились с их архитектурными особенностями. Мы составляли рассказы о значении природы для города и об особенностях художественного оформления парков.

— Вы сконструировали дом, в котором вам хотелось бы жить: удобный, красивый, практичный. А сегодня мы выходим из нашего замечательного дома на улицу и будем благоустраивать его территорию. Что бы вам хоте лось видеть около своего дома?

— В последнее время наш город похорошел. Построено очень много детских площадок.

— А что такое детская площадка?

А ещё для чего нужны детски е площадки? Обсудите в группе.

— У кого во дворе дома есть детская площадка?

— Что есть на вашей площадке?

Демонстрация слайдов с видами детских площадок.

— Что из построек вам нравиться? А что нет?

— Что вам хотелось бы видеть на площадке около своего дома?

Загадки.

— Отгадайте, о каких объектах на детской площадке говориться в загадках:

1. Очень любят дети игры под грибком

Там укрыться можно солнечным деньком,

Домики построить или города,

Проложить дороги сможет детвора.

2. Звери все на круге мчатся,

Хорошо на них кататься.

Догоняли – не догоним,

Никого не перегоним .

3. Мы по лестнице бегом

Поднимаемся гуськом.

Постоим, как на пригорке,

И покатимся мы с… .

4. Вверх-вниз, вверх-вниз!

Кататься хочешь — на нас садись.

Вы хотели бы побывать в роли мастеров, создающих детские пло щадки?

— Мы перечислили много объектов на детской площадке. Если всю работу делать одному, то не хватит и двух уроков. Как быть? — Сегодня вы будете работать самостоятельно по технологической карте.

Рассказы учеников

ответы детей

Детская площадка — это участок для игры детей.)

Мнения учеников

П есочница

К арусель

Г орки

Качели

Ответы учеников

Рефлексия

— А что сегодня на уроке было для вас трудным?

— Кого из одноклассников можно поблагодарить за работу на уроке?

— Что помогло нам сегодня изготовить изделие?

— Когда и где нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?

Эскиз, технологическая карта.

Приложение 14, Технологическая карта, Приложение 15, Протокол результата продуктов деятельности учащихся 3 класса на уроке технологии по теме: Песочница

моделирование

Строение предмета

Пропорции детали

Творческое отношение к работе

Уровень

Самостоятельности (обращение к учителю за помощью)

Общее кол-во баллов

1

Алина Б.

3

2

3

3

3

14

2

Тимофей

3

3

3

3

3

15

3

Вика

3

2

3

3

3

14

4

Стас

3

3

3

3

3

15

5

Маша

3

3

3

3

3

15

6

Алина Г.

3

2

2

3

2

12

7

Артем

3

3

3

3

3

15

8

Юля

3

3

3

3

3

15

9

Костя

3

2

2

3

2

12

10

Данил

2

3

2

3

2

12

11

Даша

2

2

3

3

2

12

12

Анна

3

3

3

3

2

14

13

Максим Н.

2

2

2

3

2

11

14

Андрей

2

2

2

3

2

11

15

Саша

2

3

3

2

3

13

16

Таня

2

2

2

2

2

10

17

Витя

3

3

3

3

3

15

18

Алина Т.

3

3

2

2

3

13

19

Леша

3

3

3

2

2

13

20

Максим Х.

2

3

3

3

3

14

21

Настя

2

3

3

2

2

12

Каждый критерий оценивается по 3-х бальной системе 3балла- высокий, 2балла- средний,1балл- низкий.

15-14- 10 чел -47,6% высокий

13-12- 8 чел -38% средний

11-5 — 3 чел -14,2% низкий

Приложение 16, Протокол наблюдения за деятельностью учащихся на занятиях

конструирования по теме: Песочница

Организация рабочего места

Соблюдение должного порядка на рабочем месте в процессе работы

Правильность выполнения технологических операций

Осуществление самоконтроля в процессе работы

Осуществление самоконтроля на завершающем этапе

1

Алина Б.

+

+

+

+

+

2

Тимофей

+

+

+

+

+

3

Вика

+

+

+

+

+

4

Стас

+

+

+

+

+

5

Маша

+

+

+

+

+

6

Алина Г.

+

+

+

+

+

7

Артем

+

+

+

+

+

8

Юля

+

+

+

+

+

9

Костя

+

+

+

+

+

10

Данил

+

+

+

+

+

11

Даша

+

+

+

+

+

12

Анна

+

+

+

+

+

13

Максим Н.

+

+

+

+

+

14

Андрей

+

+

+

+

+

15

Саша

+

+

+

+

+

16

Таня

+

+

+

+

+

17

Витя

+

+

+

+

+

18

Алина Т.

+

+

+

+

+

19

Леша

+

+

+

+

+

20

Максим Х.

+

+

+

+

+

21

Настя

+

+

+

+

+