Координаты на плоскости

Дипломная работа

Система образования в России проходит новый этап развития, ориентированного нa вхождение в мировое образовательное прострaнство. Современное общество быстрыми темпами идет в направлении его глобaльной информaтизации. Информатизация всех сфер жизни и деятельности обществa обязывает видеть особую знaчимость вопроса информaтизaции обрaзовaния. В стране идет высокий экономический и технический рост, вместе с ним меняется и видение результaтa обрaзования. Высоких результатов которого, можно достичь лишь, используя современные технологии, подходы и методы. Применение компьютерных технологий должно происходить умело и быть эффективным. В начальной школе имеются свои особенности. Учащиеся младших классов в силу своего возраста, имеют временные ограничения использовaния компьютерных технологий в обучении. Но не смотря на это, применение компьютерных технологий на уроках начальных классов, оказывает положительное влияние на формирование умения и желaния учиться, склaдывaние стиля мышления, зaклaдывaния самых прочных знaний и нaвыков, для дaльнейшего успешного обучения в средней школе. Нaчaльнaя школa — это фундaмент, основа от его кaчествa зависит дaльнейшее обучение ребѐнка, и это соответственно нaлaгает особую ответственность нa учителей нaчaльной школы.

Нaчaльнaя школa выступакет в роли первого опыта ребѐнкa в обрaзовaтельной системе — места пробы своих обрaзовaтельных сил. Именно нa данном этaпе вaжно рaзвить сaмостоятельность, aктивность, суметь сохрaнить познaвaтельную aктивность и помочь гaрмоничному вхождению ребѐнка в обрaзовaтельный мир, поддержaть его эмоционaльное блaгополучие и здоровье. Все эти качества учaщихся и рaзвивaются благодаря внедрению информaционнокомпьютерных технологий (ИКТ) в обрaзовaтельный процесс. Учащиеся начальной школы с большим интересом принимaют учaстие в подготовке сообщений, реферaтов, доклaдов и поиске информaции. Компьютер в дaнном случае является информaционно — обучaющим пособием. В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, особенный акцент ставится на собственную деятельность ребѐнка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель должен выступать как организатор процесса обучения, руководитель самостоятельной деятельности учащегося, оказывающий ему нужную поддержку и помощь. С применение информационно-компьютерных технологий урок становится более насыщенным и интересным. Заранее подготовленные материалы, можно вывести на экран (схемы, даты, имена известных людей, исторические факты) благодаря чему, учитель успевает рассказать гораздо больше, а каждый ребѐнок работает в своѐм темпе, получая информацию по всем каналам (зрительному, слуховому, тактильному).

20 стр., 9907 слов

Здоровьесберегающие технологии в условиях начальной школы

... ётом здоровьесбережения младших школьников. Объект исследования: здоровьесберегающие технологии Предмет исследования: применение здоровьесберегающих технологий в условиях начальной школы. Гипотеза: успеваемость учеников начальной школы зависит от рациональности использования здоровьесберегающих технологий в организации учебно-воспитательного процесса, ...

Исходя из выше сказанного, я считаю, что моя тема квалификационной работы «Использование информационно-компьютерных технологий на уроках математики в начальной школе» очень актуальна в настоящее время, так как идет информатизация и компьютеризация общества. В настоящее время использование компьютера в нашей жизни заменяет всѐ: библиотеку, телевизор, почту и т.д., облегчая работу человеку! Так как ИКТ появились недавно, то недостаточно изучены применения и использование еѐ в жизни, нет навыков в работе с ИКТ, поэтому нужно работать над этой проблемой. Объектом исследования является процесс обучения математике. Предметом исследования является использования компьютерных технологий на уроках математики. Цель данной работы: определение задач и некоторых форм использования ИКТ на уроках математики в начальных классах. Гипотеза: использование информационных технологий на уроках математики активизирует деятельность учащихся на уроке. Задачи исследования:

  • изучить литературу по теме диссертации;
  • изучить различные формы и методы по использованию ИКТ при обучении математике;

— разработать конспекты уроков математики в начальной школе с учетом использования компьютерных технологий. Данная квалификационная работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы использования компьютера при обучении учащихся. Во второй разработаны конспекты уроков с учетом использования информационно-компьютерных технологий.

Глава I. Теоретические основы использования информационно-

компьютерных технологий в начальной школе.

§1. Сущность и виды информационно-компьютерных технологий (ИКТ)

Все технологии, в которых используются специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео), в практике называют информационными технологиями обучения.

С течением времени компьютеры стали всѐ шире использоваться в образовании, в связи с этим появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще любую педагогическую технологию можно назвать информационной технологией, так как в основе технологического процесса обучения лежит информация и еѐ движение (преобразование).

Для технологий обучения, использующих компьютер более точным термином, является термин — компьютерная технология.

Академик А. П. Ершов внес значительный вклад в теорию и практику компьютеризации российского образования, команда ученых под его руководством вели работу по методическому и программному обеспечению компьютерного всеобуча.

На начальном этапе разработки компьютерных технологий обучения, упор делался на принципы и приѐмы программированного обучения Д. Брунера, Б. Скиннера, Н. Ф. Талызиной, П. Ланда.

С каждым днем появляются новые технические средства с огромными обучающими ресурсами, которые увеличивают возможности учебного процесса. Неотъемлемым компонентом образовательного процесса становятся новые технические, информационные, полиграфические, аудио и визуальные средства. Они вносят в образовательный процесс специфику в виде нераздельности методов и средств. Благодаря этому качеству можно говорить (в совокупности) о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно — компьютерных средств.

13 стр., 6405 слов

Сущность рекреативных технологий и их использование в процессе ...

... выбор темы исследования: "Рекреативные технологии и их использование в процессе социально-культурной деятельности". Объектом исследования являются рекреационные технологии культурно-досуговой деятельности. Предметом исследования ... развитии личности. Целью исследования является анализ особенностей рекреативных технологий и их использовании в социокультурной деятельности. Исходя из поставленной цели, ...

Информатизация образования в России очень тесно связана с основными направлениями модернизации образовательной системы. Основная задача которой, является эффективное применение ниже перечисленных важнейших преимуществ информационно – компьютерных технологий:

  • возможность организовать процесс познания;
  • индивидуализация учебного процесса;
  • возможность изменения организации процесса познания путѐм смещения еѐ в сторону системного мышления;
  • построение открытой системы образования;
  • эффективная система управления информационно – методическим обеспечением образования.

Появление новых и новейших информационных средств и их применение привело к появлению в педагогике новых понятий.

Сущностью процесса обучения является движение и преобразование информации, поэтому любую педагогическую технологию можно назвать информационной. С использованием компьютеров в образовании, появился термин «новые информационные технологии» (НИТ).

При использовании в процессе образования телекоммуникаций, данный процесс получил термин «информационно – коммуникационные технологии» — ИКТ.

Формирование информационной культуры в школе не может осуществляться без помощи и посредства средств ИКТ.

Для формирования человека умеющего действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающего необходимую информацию из максимально большего числа источников; умеющего еѐ анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях, необходимо применение и использование средств ИКТ.

Применения ИКТ развивает обучаемого, подготавливает учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

  • развивает наглядно — образное, наглядно-действенное, теоретическое, интуитивное, творческое мышление;
  • формирует эстетическое воспитание за счѐт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
  • развивает коммуникативные способности;
  • формирует умение принимать оптимальные решения или предлагать варианты решений в сложных ситуациях (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
  • формирует информационную культуру, умение осуществлять обработку информации.

С использованием ИКТ происходит интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивается:

  • повышение эффективности и качества процесса обучения за счѐт реализации средств ИКТ;
  • обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
  • углубление межпредметных связей за счѐт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

Компьютер в данном случае является персональным помощником человека, отвечающим практически всем органам чувств человека. Благодаря возможности практически беспроблемного сращивания компьютера с различными техническими средствами (телефоном, радио, видео- и фотосредствами, диагностической аппаратурой и т.д.) появляется возможность компьютерного слуха, зрения, осязания, способность речевого воспроизведения.

15 стр., 7442 слов

Реализация технологии проектного обучения в начальной школе

... сказанное, мы выбрали тему курсовой работы: "Реализация технологии проектного обучения в начальной школе". Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы технологии проектного обучения в начальной школе. Объект исследования: процесс обучения математике младших школьников. Предмет исследования: реализация технологии проектного обучения в начальной школе. Для достижения ...

С помощью компьютера, появляется возможность существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлекать учащихся в активную работу. Культурный уровень современного молодого человека и понятие информационной культуры на сегодняшний день неразделимы, в силу фундаментальности составляющих понятие информационной культуры, необходимо начинать еѐ формирование уже в школе, начиная с первых школьных уроков.

Уроки математики всегда будут более интересными, если учитель будет пользоваться многообразием программного обеспечения дисциплины, это и программы учебники, и программы тренажѐры, словари, справочники и энциклопедии, конструкторы, видео-уроки, библиотеки электронных наглядных пособий и т.д.

Преподавание традиционных учебных предметов, преобразится с использованием ИКТ, будут оптимизированы процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное — поднимется на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учѐбе.

Процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер, называются информационнокомпьютерными технологиями обучения.

§2. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и информационные технологии

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В 2004 году были приняты стандарты первого поколения, которые именовались государственными образовательными стандартами.

6 октября 2009 года приняли стандарты второго поколения для начального общего образования (1-4 классы), для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года).

Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий учащихся.

Принципиальным отличием новых стандартов является то, на первом плане стоит не предметный, а личностный результат. Большое внимание должно уделяться, прежде всего, личности самого ребенка и происходящим с ней в процессе обучения изменениям, а не сумме знаний, накопленных за время обучения в школе. В федеральном государственном образовательном стандарте имеется совокупность трех систем требований:

  • требования к результату образования,
  • требования к структуре основных образовательных программ (то, как

школа выстраивает свою образовательную деятельность),

  • требования к условиям реализации стандарта (кадры, финансы,

материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, согласно ФГОС должны отражать:

12 стр., 5856 слов

Формирование технологической культуры у учащихся общеобразовательной школы

... и развитие других элементов. 2. Содержание информирование технологической культуры у учащихся общеобразовательной школы 2.1 Модель формирования технологической культуры учащихся на уроках технологии Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире: ...

  • Математика и информатика: 1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  • 2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
  • 3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • 4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
  • 5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной

грамотности.[11, с. 10-11]

Основным результатом образования является овладение набором универсальных учебных действий, которые в свою очередь позволяют ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Опираясь на задачи, с которыми столкнется школьник и выпускник во взрослой жизни, и был разработан новый образовательный стандарт.

Образование в начальной школе является основой последующего обучения в школе. Именно в начальной школе необходимо привить умение использовать универсальные учебные действия (УУД).

Универсальные учебные действия дают учащимся возможность самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения в основе этого лежит формирование умения учиться. УУД являются обобщенными действиями, порождающими мотивацию к обучению и позволяющими учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся на ступени начального общего образования, не может происходить без ориентации младших школьников в области ИКТ и формирования способности грамотно применять их (ИКТ-компетентность).

В федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) говорится о необходимости приведения школьного образования в соответствие с потребностями современного общества. Современное общество в данное время характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационно-компьютерных технологий (ИКТ).

В таких условиях одной из важных целей образования младших школьников становится внедрение ИКТ начальное общее образование. Благодаря чему учащиеся овладеют навыками исследовательской деятельности, активным использованием средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Оптимальный отбор содержания учебного материала начальной школы, имеет важнейшее значение, однако недооценивать использование в преподавании современных педагогических технологий, методов обучения, развивающих личность младшего школьника никак нельзя. С помощью ИКТ учащиеся осваивают новые способы работы с альтернативными источниками информации, такими как интернет, мультимедиа, энциклопедии и пр., без чего в условиях современного мира не обойтись.

17 стр., 8097 слов

Использование ИКТ в начальной школе

... уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Современные компьютерные технологии ...

При проведении уроков с использованием ИКТ учащиеся получают положительные эмоции, которые укрепляют в них уверенность в себе, повышению мотивации к изучению школьных предметов, способствуют развитию их познавательной активности, что имеет очень важную роль особенно для младших школьников.

§3. Формы использования информационно-компьютерных технологий начальной школы.

Формы использования информационно-компьютерных технологий в начальной школе очень разнообразны. Каждый учитель может использовать практически все сразу или выбрать для себя наиболее интересные и удобные. Можно сделать очень интересные и познавательные уроки с использование ИКТ, уроки в виде игры, викторины, КВН и так далее. Необходимо только затратить своѐ время на подготовку материала, но каждый учитель может создать свою собственную библиотеку разработок уроков и занятий и использовать уже готовый материал в дальнейшем.

Самыми распространенными формами использования ИКТ в образовании являются, следующие:

  • Работа на интерактивной доске;
  • Создание презентаций к урокам;
  • Использование готовых обучающих программ;
  • Работа с ресурсами Интернет.

Работа на интерактивной доске. Интерактивные технологии уверенно входят в российское образование. Практически в каждой школе, в том числе и в сельских школах, имеется интерактивное оборудование, так называемые интерактивные доски. Интерактивные доски очень удобны, как для учителя, так и для учащихся. Учитель с легкостью выводит на экран презентации, обучающие мультфильмы, пишет на доске разными цветами, с легкостью изображает геометрические фигуры, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия, и многое – многое другое. Интерактивная доска даѐт очень много возможностей для учителя. Многие дети, особенно это свойственно младшим школьникам, боятся или стесняются выйти к доске, эту проблему тоже легко решить, используя интерактивную доску, так как детям очень нравится всѐ, что связано с компьютерами, они с удовольствием вовлекаются в учебный процесс, в классе не остаѐтся равнодушных. Все, что имеется на компьютере учителя можно продемонстрировать на интерактивной доске. С легкость можно передвинуть объекты и надписи, добавить комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделить ключевые области и добавить цвета. С использованием интерактивной доски очень легко моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрируя учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображений на экране, записывая идеи учащихся и таким образом создавая вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. И всѐ, что написано на интерактивной доске можно легко передать учащимся, сохранить на магнитных носителях, распечатать, послать по электронной почте. Всѐ это очень облегчает работу учителю и экономит его время. А так же позволяет учителям делиться своими наработками друг с другом. В работе с младшими школьниками всегда стоит вопрос о концентрации внимания учеников во время урока. С использованием интерактивной доски легко сохранить концентрацию внимания учащихся во время урока, за счет наглядности и более быстрого темпа урока. Таким образом, учащиеся быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого ученика, что качественно повышает уровень современного образования. Имеется существенный ряд преимуществ работы с интерактивными досками для преподавателей, это:

21 стр., 10124 слов

Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования

... оценивания в образовательный процесс и оценка индивидуального прогресса учащихся. Модель системы оценки планируемых результатов освоения общеобразовательных программ начального ... программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают: предметные ... конкретный учитель в ...

  • объяснение нового материала из центра класса, работа в большой аудитории;
  • импровизация и гибкость, позволяющая рисовать и делать записи поверх любых приложений;
  • сохранение и распечатка изображений на доске, включая любые записи, сделанные во время занятий, экономя при этом время и силы, упрощая проверку усвоенного материала;
  • возможность учителей деления материалами друг с другом и возможности их вновь использования;
  • вдохновение преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирование профессиональный рост. Преимущества для учащихся:
  • занятия становятся более интересными, идет развитие мотивации обучения;
  • больше возможностей для участия в коллективной работе, улучшение развития личных и социальных навыков;
  • более легкое восприятие и усвоение сложных вопросов в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  • использование различных стилей обучения, возможность преподавателя обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
  • более творческая работа учащихся на уроке, даѐт им уверенность в себе. Имеются также следующие трудности при работе с интерактивной доской:
  • Имеется наличие чисто технических проблем (скачки напряжения, отключение света, отказ доски по неизвестной причине), что может подвести учителя во время урока;
  • На подготовку урока с использованием интерактивной доски необходимо затратить больше времени, чем на обычный урок;

— Временное ограничение работы с интерактивной доской на уроке для соблюдения санитарных норм. Всѐ же, несмотря на некоторые сложности в работе с интерактивной доской, которые учитель всегда в состояние решить, я считаю, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества, а без него работа учителя не возможна.

Создание презентаций к урокам.

Одна из наиболее удобных и удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе, является мультимедийная презентация.

«Презентация‖ в переводе с английского языка — «представление‖. Презентация состоит из последовательно сменяющих друг друга слайдов, или иными словами электронных страничек, которые занимают весь экран монитора. К примеру, если демонстрация документа идет на экране, то учащиеся видят чередование своеобразных плакатов, на которых могут присутствовать текст, фотографии, рисунки, диаграммы, графики, видеофрагменты, и всѐ это сопровождается звуком, музыкой или речевым комментарием учителя. На уроках можно удобно и эффективно представить необходимую информацию с помощью мультимедийных презентаций. В мультимедийных презентациях сочетается динамика, звук и изображение, т.е. все факторы, которые помогают наиболее долго удерживать внимание ребенка. Ученые доказали, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Основываясь на этом в основе любой современной презентации должны лежать яркие образы, которые облегчают процесс восприятия и запоминания информации. Благодаря широкому выбору программ для создания презентаций, каждый учитель может выбрать себе наиболее удобную, и создавать свои презентации с учетом особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет всегда добиваться максимального учебного эффекта. Наиболее популярной программой для создания презентаций является программа Microsoft PowerPoint (полное название — Microsoft Office PowerPoint).

18 стр., 8722 слов

Моя «Специфика работы с бумагой на х технологии в начальных ...

... работы с бумагой на уроках технологии в начальной школе. Предмет исследования – особенности организации художественной работы с бумагой на уроках технологии в начальной школе по программе ... этом случае природа рассматривается как источник материала, с которым работают школьники. 2. Урок ... процесса, учитывающего способности и возможности учащихся, направленность их познавательных и жизненных ...

PowerPoint переводится с английского языка, как убедительный доклад. Данная программа является частью Microsoft Office. Для учителя программа Microsoft PowerPoint открывает широкие возможности, она проста в использовании, для работы в ней почти не требуется специальных навыков, но вместе с тем программа позволяет создавать в ней не только разнообразный иллюстративный ряд, но и интерактивные игры, тесты, диаграммы, таблицы и даже мультфильмы. Учащиеся могут делать в данной программе доклады, различные виртуальные экскурсии, использовать для защиты своих проектов, ведь младшим школьникам необходимы навыки проектной деятельности. Таким образом, я считаю, что для системы образования использование этой программы имеет множество преимуществ.

Презентации целесообразно использовать не только на уроках, но и во время классного часа, других мероприятий, даже на школьных праздниках можно использовать презентации. К примеру, на 8 марта в начальной школе можно подготовить презентацию про мам и т.д. Можно предложить детям самим создать презентации на определенные темы или дать задание для совместной работы с родителями. Ведь особенно в начальной школе детям очень нравится делать что-то вместе со своими родителями, а учитель должен стараться привлечь родителей в учебный и воспитательный процесс. Ведь значение совместной работы учителя и родителей при воспитании и обучении ребенка сложно переоценить. Такая работа всегда даѐт хорошие результаты. Имеются некоторые рекомендации к оформлению презентаций: 1. Не размещайте на отдельном слайде большое количество информации. 2. Не нужно размещать на каждом слайде более двух картинок. 3. Не желательно делать размер шрифта на слайде менее 24-28 пунктов. 4. Для учащихся начальной школы анимацию можно использовать в презентации не более одного раза в течение 5 минут. 5. Создавайте всю презентацию в едином стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

Для закрепления знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся можно предложить следующие виды творческих заданий:

  • составление кроссворда, ребуса по теме, — подготовка различных творческих сообщений;
  • изготовление презентаций и др.

Использование различных обучающих программ Каждый учитель при подготовке к уроку сталкивается с проблемой подборки материала. Но с каждым днем эту проблему становится всѐ легче решить, ведь на современном рынке имеется огромное множество готовых демонстрационных материалов, таких как мультимедийные диски. Их ассортимент с каждым днем растет и для любого предмета можно выбрать наиболее подходящий для учителя и ученика вариант. Данные диски в основном подходят для работы учителя, т.е. для демонстрации их на уроках. Они существенно облегчают труд учителю, и очень нравятся учащимся. Так как с использованием на уроках данных пособий, урок становится нагляднее, ярче, насыщеннее, особенно это интересно ученикам начальной школы. Для них в данных дисках материал даѐтся в игровой форме или в виде мультфильмов. Среди мультимедийных дисков, я считаю, обязательным отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Данный диск очень удобен в использовании как для учащихся, так и для учителей на уроках. Благодаря данной энциклопедии учащиеся отправляются в увлекательное путешествие в мир знаний. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» (ДКЭМ) очень ярко и оформлена, очень доступна в использовании – все это делает ДЭКМ незаменимым помощником родителям и учителям. Разнообразная иллюстрированная информация в игровой форме помогает пробудить в ребенке жажду открытий, доступно объясняет и знакомит с серьезными энциклопедическими знаниями, помогает освоить школьные предметы. В практике же в основном данную энциклопедию используют учителя во время уроков. Но есть ещѐ множество различных компьютерных программ для занятий учащихся дома, сидя за своим компьютером. Ведь пройденный на уроке материал всегда требует закрепления. Детям не всегда хочется сидеть за тетрадками, а вот на работу за компьютером они всегда с радостью откликаются. Этим необходимо разумно пользоваться родителям и учителям. Далее мы рассмотрим программы как раз для занятия детей дома, а их сейчас тоже огромное множество. Рассмотрим некоторые из них.

15 стр., 7015 слов

Интернет-технологии

... находясь на расстоянии друг от друга Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ интернет технологий и основных служб сети интернет. Задачами курсовой работы является: ознакомление с возможностями подключения к сети ...

Компьютерная программа «Сложение и вычитание столбиком». С помощью данной компьютерной программой можно закрепить умение детей заполнять поля при записи примеров сложения и вычитания столбиком. Ориентирована программа на учащихся 3 класса. Ссылка на бесплатное скачивание программы http://obuchonok.ru/matematika Компьютерный тренажер для начальной школы «Математический Тетрис»

Использование компьютерного тренажера для начальных классов «Математический Тетрис» может помочь в закреплении таблицы умножения. Данный тренажер ориентирован на учащихся 2 класса. Ссылка на бесплатное скачивание программы

Компьютерная программа по математике TimeMove — движение во времени. Данная демонстрационная, учебная программа по математике для учащихся 4-х классов по теме «Скорость движения» имеет возможность демонстрации процесса движения одного или двух объектов в зависимости от таких параметров как время, скорость и путь. Программа облегчает понимание и решение множества различных математических задач на скорость движения. Ссылка на бесплатное скачивание программы

Далее хотелось бы уделить особое внимание следующей программе под названием тренажер решения заданий по математике — Программа «Отличник». Данная программа сочетает в себе три основных блока, это:

  • примеры;
  • уравнения;
  • задачи. Они составляют 95% всего объѐма изучаемого материала начального общего образования. И два дополнительных:
  • таблица умножения;
  • — игра (решение примеров, уравнений, задач, табличного умножения, где соперником может выступать другой ученик или компьютер) 22 Преимуществами данной программы являются:
  • бесплатная и очень простая установка, справится даже младший школьник;
  • в программе содержатся задания для закрепления материала математики с 1-4 класс;
  • программа после решения заданий выставляет оценки и ведѐт статистику по проценту полученных оценок, что очень удобно для самоконтроля учащегося и контроля родителя.

Использование ресурсов Интернет Интернет – это новое и самое широкое информационное явление. Учителя при появлении интернета сначала настороженно относились к его использованию, не понимали что это и зачем оно нужно. Но с течением времени, все осознали истину, что глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса, является мощным инструментом, который обязательно органично впишется и в предметы образовательных областей. Работа с сетью Интернет позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Зачастую именно картинки из сети Интернет становятся единственным источником материала для учителя, например такого рода как, портреты некоторых писателя, исторические фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства и многое другое. Множество яркого наглядного пособия можно найти в сети интернет для уроков изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда. Положительные стороны использования сети Интернет в обучении:

  • помогает расширить виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
  • даѐт возможность для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
  • расширяет творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;

— позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся. В сети интернет имеется множество Интернет-ресурсов для подготовки к урокам, вот несколько из них: -Сетевое объединение методистов В разделе «Начальная школа»:

  • разработки к урокам;
  • новинки литературы;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/ispolzovanie-informatsionnyih-tehnologiy-na-urokah-matematiki/

  • программы по предметам;
  • официальные документы.

-Газета «Первое сентября» http://nsc.1september.ru/ «Начальная школа»:

— Избранные материалы газеты «Начальная школа». Лучшие публикации. Методические рекомендации, сценарии уроков, примеры тематического планирования по различным учебно-методическим комплектам, сценарии праздников, олимпиады, викторины … — Каталог ресурсов на Российском образовательном портале Раздел «Начальная школа»

  • Интеллектуальное развитие и обучение (материалы по предметам);
  • Досуг;
  • Воспитание;
  • Психофизическое развитие — Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе
  • Мультимедийные уроки
  • Воспитательная работа
  • Внеклассная работа по предметам

— Учебные фильмы Это только капля в море информации, которую можно найти в сети Интернет. Для учащихся начального общего образования, я считаю лучше использовать компьютерные программы, нежели сеть Интернет. Если подвести итоги всех рассмотренных форм применения ИКТ на уроках математики в начальных классах, то можно сделать вывод о том, что все они необходимы и интересны по — своему. К примеру, интерактивная доска значительно облегчает понимание материала урока математики. Особенно, на мой взгляд, это помогает учителю и ученику при объяснении темы: «Координаты на плоскости», «Углы», «Треугольники», при решении задач на движение и во многом другом.

Презентации скорее больше подойдут для других уроков, таких как природоведение, музыка, чтение, русский язык и классных часов. Использование различных обучающих программ, я считаю, целесообразным в большей степени именно для занятий ученика дома, с целью закрепления знаний. Детям нравится заниматься математикой сидя за компьютером, нежели за тетрадкой. Но естественно, пребывание младшего школьника за компьютером должно быть ограничено по времени.

Если рассматривать сеть Интернет, то для младших школьников же, по моему мнению, сеть интернет не обязательна. Она скорее будет отвлекать их от учебного процесса, нежели помогать. Ведь в силу любопытства дети могу отвлечься в сети интернет на не нужные им сайты и компьютерные игры. С чем потом родителям очень сложно бороться.

Для учителей же всѐ совсем наоборот, тут нет никаких сомнений, что интернет необходим на сегодняшний день все учителям. Там можно найти любую интересующую тебя информацию, иллюстрацию, книги и многое другое. Не пользоваться таким широким информационным источником просто не возможно.

Я считаю, что применение информационно — компьютерных технологий в начальной школе положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей учащихся: внимание, воображение, память, логическое мышление. Улучшает восприятие мира в целом.

§4. Специфика обучения младших школьников с применением информационно-компьютерных технологий

Применение информационно-компьютерных технологий в обучении младших школьников в настоящее время регулируется двумя требованиями – гигиеническими и учебными.

Гигиенические требования должны соблюдаться в соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно – вычислительным машинам и организации работы» (с изменениями от 25 апреля 2007 г.)

Учебные требования описываются в «Рекомендациях по использованию компьютеров в начальной школе» — Министерство образования Российской Федерации Письмо от 28.03.2002 г. N 199/13.

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно – вычислительным машинам и организации работы») для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарноэпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации. Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение.

Изображение на экране должно быть четким и контрастным, что ведет к уменьшения зрительного напряжения. Это очень важно при работе с детьми. Обязательно, необходимо исключить засветку экрана, так как это снижает контрастность и яркость изображения. При работе с текстом необходимо располагать темные знаки на светлом фоне.

Непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ или ПЭВМ не должна превышать:

  • для учащихся I классов (6 лет) — 10 минут;
  • для учащихся II-V классов — 15 минут. [10]

На уроках учителю необходимо придерживаться так же следующих рекомендаций, с целью снижения зрительного напряжения учащихся:

  • непрерывные занятия с применением компьютера для учащихся младших классов, должно составлять не более 15 минут;

— на уроках с применением компьютерных технологий необходимо проводить комплекс упражнений для глаз, которые стоит выполнять сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для учащихся младших классов их можно проводить в игровой форме.[7]

Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрываем глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открываем глаза, расслабляем мышцы глаз, смотрим вдаль на счет 1 -6. Повторяем 4-5 раз.

2. Смотрим на переносицу и задерживаем взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить не надо. Затем открываем глаза, смотрим вдаль на счет 1 -6. Повторяем 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, смотрим направо и фиксируем взгляд на счет 1-4, затем смотрим вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводим упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторяем 3-4 раза.

4. Переводим взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1-6; затем налево вверх — направо вниз и смотрим вдаль на счет 1 -6. Повторяем 4-5 раз.[10]

Наряду с гимнастикой для глаз необходимо проводить физкультминутки. Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Это положительно влияет на снижение зрительного и статического напряжения.

Я считаю, важным моментом в условиях компьютеризации учебного процесса, является сохранение положительного отношения учащихся к жизни, сохранить чувство радости от каждого прожитого дня, чувство удовлетворения результатами своей учебной, трудовой и общественной деятельности. «Очень важно,— писал В. А. Сухомлинский,— чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью».

Глава II. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках математики в начальных классах

Поскольку теоретические основы использования информационно-

компьютерных технологий в начальной школе рассмотрены в предыдущей главе, то в данной главе они рассматриваться не будут. Данная глава является практикумом по применению информационно-компьютерных технологий в преподавании математики младшим школьникам. Здесь будут представлены разработки уроков на примерах, которых в полной мере можно оценить целесообразность, эффективность применение информационнокомпьютерных технологий в обучении младших школьников.

Для успешной реализации основ образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС, необходимо создание современной информационно — образовательной среды. Для еѐ создание необходимо введение новых современных инструментов, которые в свою очередь обеспечивают практико-ориентированную деятельность обучающихся.

Из всех вышеперечисленных форм использования информационнокомпьютерных технологий на уроках в начальной школе, на практике чаще всего используют презентации, а интерактивная доска выступает в роли экрана. Пренебрежение возможностями интерактивной доски не смогло оставить меня равнодушной. Именно поэтому, я решила в данной главе рассмотреть уроки с использованием интерактивной доски.

Большинство учителей начальной школы не знают или не хотят знать, как можно с помощью интерактивной доски сделать урок более интересным, познавательным и развивающим. Я решила, привести некоторые примеры, таких уроков.

§1. Применение компьютерных технологий (презентация в программе Smart Notebook для интерактивной доски) на уроке математики в 4 классе. Тема урока: Координаты на плоскости.

Описание материала: предлагаю вам конспект урока-путешествия по математике для начальной школы – 4 класс на тему «Координаты на плоскости». Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Данный конспект урока очень познавательный, направлен на воспитание интереса к предмету и развивает любознательность учащихся.

Цели урока:

  • Ввести понятие координатного угла.
  • Отработать навыки построения точек по их координатам.
  • Прививать интерес к математике.

Задачи:

Образовательные:

  • Развитие умения строить точки в координатном углу.

Развивающие:

  • Развитие логического мышления, развитие умения ориентироваться в

пространстве, выполнять графическую работу.

Воспитательные:

  • Развитие интереса к предмету.

Оборудование:

  • интерактивная доска, презентация в программе Smart Notebook.

Ход урока:

— Организационный момент. (Слайд №1) — Здравствуйте, ребята. Вы любите путешествовать? Конечно, все люди любят путешествовать! А сегодня у нас будет необычное путешествие, мы с вами поплывем на корабле по бескрайнему морю, и ориентиром для нас будет карта острова, где спрятаны сокровища. Но, к сожалению, мы не единственные, кто ищет клад. Пираты тоже хотят найти его. Капитан пиратского корабля, знаменитый капитан Флинт, хочет отобрать у нас карту острова сокровищ. Они догоняют наш корабль, и нам придѐтся принять бой.

Многие из вас, наверняка, хорошо знают игру «Морской бой».

(Слайд №2)

Сейчас мы с вами вспомним еѐ правила. В эту игру всегда играют двое. Каждый игрок чертит 2 квадрата со стороной 11 клеток. В первом квадрате игроки располагают свои «корабли». Во втором квадрате восстанавливают расположение флота противника.

(Слайд №3)

Изобразите у себя в тетрадях такие же квадраты, как показаны на экране.

(Слайд №4)

Корабли располагаются произвольно, но не касаются друг друга. Например, так, как показано у меня. Вы, в своих тетрадях расположите свои корабли. Кто из вас хочет выйти к доске и расположить корабли противника, их нужно всего три.

Теперь давайте мы с вами попробуем сбить корабль противника. Я облегчу нам задачу, флот противника вы сейчас видите на экране, вы должны запомнить где располагаются его корабли. Их всего три. Теперь я закрываю экран, помогите мне на чистом листе восстановить флот противника.

(Слайд №3)

Подскажите мне в каких клеточках, я должна нарисовать корабли. Каким образом вы запоминали расположение кораблей противника? (Ответы детей)

Всѐ правильно, с помощью букв и цифр, написанных в квадрате. Когда вы называете расположение корабля, первой всегда называется буква, а затем цифра. Например: «А — 5», «В — 8» и т.д.

Два элемента, взятые в определенном порядке, называются парой элементов и записываются в круглых скобках. Например: (А;5), (В;8) – это координаты клетки.

Играя в «Морской бой», мы с вами ребята научились находить нужную клетку по еѐ координатам.

(Слайд №5)

Благодаря этому, мы с вами сможем определить, как будет выглядеть наш остров, к которому мы плывем. Нам даны координаты, по которым нужно восстановить карту нашего острова. Как и в игре «Морской бой», будем ставить крестик в клетке с данной координатой. Возьмѐм первую координату (1;2) . Это значит, что мы должны найти клетку, которая находится на пересечении столбика под № 1 и строки под №2, ставим там крестик.

Точно так же находим все остальные координаты:

Что же у нас получилось, на что похож наш остров? Верно! Наш остров похож на ключ. В последней клетке значок отмечен другим цветом, это значит, что где-то в этом месте зарыт клад.

Вы думаете, мы с вами просто играем, а на самом деле ребята, мы уже научились находить координаты на плоскости.

(Слайд №6)

Только для обозначения положения точки на плоскости необходим не квадрат, как в игре «Морской бой», а координатный угол. Координатный угол рисуется очень просто, для этого мы с вами рисуем прямой угол. Что такое прямой угол мы уже знаем. Кто нам скажет? Правильно, молодцы! Итак, мы рисуем координатный угол, т.е. прямой угол стороны которого являются координатными лучами с общим началом в вершине угла.

Одну из сторон координатного угла располагают горизонтально и называют осью абсцисс – Ох, а другую сторону – вертикально и называют осью ординат – Оу. Чтобы обозначить числами положение любой точки координатного угла, надо провести перпендикулярные прямые к сторонам угла и назвать сначала абсциссу (координату на оси Ох), а затем ординату (координату на оси Оу).

Так, например, точка А имеет абсциссу 2 и ординату 5, значит, координатами точки А является пара чисел (2; 5).

Пишут: А (2; 5).

При определении координат точки нельзя путать их порядок. Например, если поменять местами абсциссу и ординату точки А, то получится другая точка В (5; 2), которая показана на рисунке.

Запись А (2; 5) можно прочитать разными способами:

  • Точка А с абсциссой 2 и ординатой 5.
  • Точка А с координатами 2 и 5.
  • Координаты точки А – пара чисел 2 и 5.

Итак, координата – это величина, определяющая положение точки в пространстве.

(Слайд №7)

Построение точек по их координатам

Научимся строить точки по их координатам. Чтобы определить положение точки на координатном угле по известным еѐ координатам, можно воспользоваться одним из двух способов.

1 способ: сначала нужно пройти необходимое количество единиц по оси х, а потом подняться вверх по оси у.

2 способ: нужно найти пересечение прямых, проведѐнных перпендикулярно осям координат через заданные значения координат точки.

(слайд №8)

Необходимо также запомнить, что:

  • Например: изобразим точки А(4;4), В(4;2), С(4;0).

    Как видно на рисунке, точка С лежит на оси абсцисс, еѐ ордината равна нулю. А теперь построим точки А1(4;4), В1(2;4),С1(0;4).

    На получившемся рисунке точка С1 принадлежит оси ординат, еѐ абсцисса равна нулю.

А сейчас мы с вами подплываем к волшебному острову.

(Слайд №9)

Физкультминутка:

(Слайд №10) (Гимнастика для глаз)

Посмотрите на экран, какие красивые рыбы живут в море, которое окружает волшебный остров.

Мы высадились на острове, здесь находится несколько древних статуй. Под одной из них зарыт наш клад.

(Слайд №11)

Чтобы определить, какая из статуй нам подходит, нужно, используя данный шифр, построить эту фигуру на координатном угле.

(Слайд №12)

Для этого отметим точки по их координатам: (2,1); (2,3);(3,3); (4,9); (3,9); (3,11); (8,11); (8,9); (7,9);(8,3); (9,3); (9,1).

Затем соединим их последовательно между собой ломаной линией.

У нас получилась фигура статуи, под которой зарыто сокровище.

(Слайд №13)

Мы молодцы! Клад найден. Мы справились со всеми заданиями.

Краткие итоги по теме урока

1. Координата – это величина, определяющая положение точки в пространстве.

2. Прямой угол, стороны которого являются координатными лучами с общим началом в вершине угла, называют координатным углом.

3. Одну из сторон координатного угла располагают горизонтально и называют осью абсцисс – Ох, а другую сторону – вертикально и называют осью ординат – Оу.

4. Чтобы определить положение точки на координатном угле по известным еѐ координатам, можно воспользоваться двумя способами:

5. 1 способ: сначала нужно пройти необходимое количество единиц по оси х, а потом подняться вверх по оси у;

6. 2 способ: нужно найти пересечение прямых, проведѐнных перпендикулярно осям координат через заданные значения координат точки.

7. Если точка принадлежит оси абсцисс, то еѐ ордината равна нулю.

8. Если точка принадлежит оси ординат, то еѐ абсцисса равна нулю.

§2. Применение компьютерных технологий (документ — камеры и интерактивной доски) на уроке математики во 2 классе.

Современное образование направлено на развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребѐнка. К эффективным средствам включения ребѐнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, положительны эмоциональные ситуации, работа в парах, проблемное обучение.

У учащихся начальных классов имеется наглядно-образное мышление, в силу чего особое значение в начальной школе приобретает принцип наглядности.

В создании средств наглядности, учителю существенно может помочь документ-камера. Документ-камера – это устройство, позволяющее вывести на большой экран реальные изображения страниц учебников или школьных тетрадей, иллюстраций, нарисованных схем, графиков и т.д. С помощью документ — камеры можно превратить любой урок в творческий созидательный процесс, дающий возможность придерживаться принципа интерактивности, наглядности, универсальности и уникальным образом поддерживать двусторонний диалог учителя и ученика.

На уроках математики особенно удобным является применение документ — камеры совместно с интерактивной доской. Так как на материале, который продемонстрирован на экране интерактивной доски, учащиеся смогут делать необходимые записи, находить соответствия, демонстрировать различные методы решений задач, уравнений и т.д.

Документ – камера достаточно легка в использовании (во многих случаях уже первоклассники работают с ним без помощи учителя).

Тема урока: Прямоугольник.

Цели урока:

  • ознакомление с фигурой — прямоугольник;
  • развитие логического мышления, отработка вычислительных навыков;
  • развитие умения и навыка наблюдения и сравнения;
  • привитие интереса к математике.

Необходимое оборудование: Интерактивная доска, документ-камера.

Ход урока: Организационный момент — Здравствуйте, ребята. Садитесь. Напишите в тетрадях сегодняшнее число и классная работа. Сообщение целей урока — Сегодня на уроке мы встретимся с удивительной наукой, которая называется – геометрия. Вы познакомитесь с новой геометрической фигурой, узнаете, как называется. Но сначала нам нужно повторить уже изученный нами материал. Устный счет (С помощью документ-камеры на экран выводятся задания) (13+5)-2 — Посмотрите все на доску, что вы там видите? Как это называется? (Выражение.) — Правильно, молодцы! — Используя данное выражение, придумайте условие задачи. (Саша собрал 13 яблок, а Коля 5 яблок, 2 яблока уронили из корзины пока несли еѐ домой Сколько яблок ребята принесли домой?) — Объясните означают данные числа выражения — 13,5,2 (13 – количество яблок, которые собрал Саша, 5 – количество яблок, которые нашел Коля. 2 – количество было выронено из корзины.) — Запишите решение задачи по действиям. Дети решают самостоятельно. (Решение одного из учащихся с помощью документ — камеры выводит на экран.) Остальные учащиеся проверяют свои решения путѐм сравнения с решением на экране. 13 + 5 = 18 (яб.) 18 – 2 = 16 (яб.) Ответ: 16 яблок. — На какие две группы делятся все числа, которые мы использовали в записи решения? (Однозначные и двузначные.) — Если к самому наименьшему однозначному числу прибавить наибольшее двузначное число. Какое число получится? (1 + 99 = 100.) — Теперь необходимо расположить следующие числа в порядке возрастания: 13,5,6,12,1,99,100 (На экран с помощью документ — камеры выводятся карточки с данными цифрами, которые лежат на столе у учителя.) Один из учащихся подходит к столу учителя и расставляет их в порядке убывания. Если он расставил их правильно, то карточки переворачиваются, и получается слово «Молодцы». — Вы молодцы, ребята хорошо поработали. Теперь можно рассказать вам сказку. Только сказка эта не простая, она математическая. Называется она «Родственники». Тема урока — Начнем, слушайте внимательно. Жила – была на свете очень важная фигура. Все считали еѐ очень важной и нужной. Она была образцом, еѐ форма служила при изготовлении многих вещей. За это она себя очень любила. И всегда всем говорила: «Посмотрите, какая я красивая, идеальная: все мои стороны равны, все углы прямые, красивее меня нет на свете!» — А как тебя зовут? – спрашивали еѐ восхищенные встречные. (С помощью документ — камеры на экран выводится квадрат) — Как называется эта фигура, ребята! (Квадрат) — Как вы догадались? (Стороны все равны, углы прямые)

И вот жил Квадрат, собой восхищался. Да, только одиноко ему было. Захотелось ему своего родственника найти, и пошел Квадрат по свету его искать. «Если увижу своего родственника, то сразу узнаю! — говорил Квадрат, — ведь он будет похож на меня». Шел Квадрат по дорожке и встретил на пути такую фигуру: (С помощью документ — камеры на экран выводится прямоугольник)

Увидел Квадрат еѐ и обрадовался, заметил, что сходства с ней имеется. И тогда спросил еѐ: «Как тебя зовут?» — Меня зовут… — Ребята, как вы думаете, называется эта фигура? (Прямоугольник.) — Молодцы! А почему прямоугольник так называется, кто скажет? (Все углы прямые.) — Надо в этом убедиться. Необходимо при помощи треугольника измерить все углы. (Ученик у доски измеряет углы.) — Сколько сторон имеет прямоугольник? (Четыре) — Как называют стороны, которые лежат напротив друг друга? (Противолежащие.) — Кто их покажет? (Один ученик у доски показывает.) — Теперь измерим их длину этих сторон. Что получилось? (Они равны.) — А две другие стороны? Измерьте их тоже. (Они равны.) — Какой вывод мы делаем? (Противолежащие стороны равны) — Вот какой интересной фигурой является прямоугольник. Но давайте вернемся к сказке. Квадрат спрашивает у Прямоугольника: «Не родственники ли мы с тобой?» — Я знаю, если у нас найдем четыре признака, по которым мы схожи, значит, мы родственники, и у нас даже фамилия может быть одна, — ответил Прямоугольник.

Начали они искать и конечно нашли эти четыре признака сходства. — Мы с вами тоже их найдем. (1. Четыре угла. 2. Все углы прямые. 3. Четыре стороны. 4. Противоположные стороны равны.) — Ребята, какие вы молодцы! А как вы думаете, какую же общую фамилию они могут носить? (Прямоугольники.) — Продолжим нашу сказку:

И стали теперь Квадрат и Прямоугольник жить поживать, радоваться, что нашли друг — друга. Как то пошли они гулять и видят, идет им на встречу ещѐ какая-то фигура. (С помощью документ — камеры на экран выводится четырехугольник) Квадрат и Прямоугольник поздоровались с ней. А он им и говорит: — Наконец-то я нашел вас — представителей нашего старинного рода, моих родственников. — А как же тебя зовут? – спросили они новую фигуру. — Меня зовут… — Как называют эту фигуру, ребята? (Четырехугольник.) — А почему ты решил, что мы родственники? – вновь последовал вопрос. — Это просто, у всех нас имеется два общих признака. И назвал им эти два признака сходства. — А теперь вы их назовите, ребята. (Четыре угла, четыре стороны.) — Так Квадрат встретил двух своих родственников. И стали они житьпоживать втроем и назвали их всех одним словом… (Четырехугольники.) — Как вам сказка ребята, понравилась? Какую новую фигуру вы узнали? (Прямоугольник.) Физкультминутка

Мы решали, мы решали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем,

Ручками похлопаем.

Раз присядем,

Быстро встанем,

Улыбнемся! Закрепление

(С помощью документ — камеры на экран выводятся задания) — Вам необходимо найти четырехугольник, у которого все углы прямые.

— Ребята, теперь придумайте свои задания в тетрадях с использованием геометрических фигур. (Учащиеся выполняют задание в тетрадях, затем работы некоторых учеников выводится на экран с помощью документ — камеры и выполняется классом.) — Сегодня мы научимся чертить фигуры с прямым углом. — Начнем с треугольника с прямым углом. С чего надо начинать? (Прямого угла.) (Учитель чертит треугольник на интерактивной доске) Воспользуемся чертежным треугольником. Расположите чертежный треугольник в тетради так, чтобы вершина его прямого угла совпала с вершиной угла одной из клеточек. Теперь по чертежному треугольнику проведите стороны прямого угла. На каждой из сторон отметьте точки и соедините их отрезками. — Остальные фигуры чертим самостоятельно. (С помощью документ — камеры выводится на экран тетрадь одного из учеников для проверки) — Начертите прямоугольник со сторонами 6см и 3см. — Учащиеся чертят в тетрадях самостоятельно, учитель проверяет. — Молодцы все начертили верно. Кто мне скажет, можно ли из этого прямоугольника получить квадрат? (Можно.) — Как? (Взять за одну сторону квадрата длину или ширину прямоугольника.) — Начертите квадрат любым способом. (С помощью документ — камеры дети демонстрируют, каким способом они выполнили задание) — Продолжаем творческую работу. Назовите фигуру, которую, вы видите. (Четырехугольник)

— Чем, он отличается от прямоугольника? (Углы не прямые) — Подумайте, как из этой фигуры получить прямоугольник? (С помощью документ – камеры дети демонстрируют, как они выполнили задание в своих тетрадях) Итог урока: — Вот и закачивается наш урок. Вам, он понравился? (Да) — Что нового узнали на уроке? §3. Применением информационно-компьютерных технологий (презентация в программе Microsoft PowerPoint, интерактивная доска, компьютер) на уроке математики во 2 классе. Тема урока: «Виды треугольников»

Цель урока: Ознакомление учащихся с видами треугольников; Задачи: 1. Развитие вычислительных навыков; 2. Развитие логического мышления; 3. Развитие интереса учащихся к предмету. Ход урока: Организационный момент, сообщение целей урока. Устный счет.

(Слайд №1) — Ребята, сегодня нас ждет очень увлекательное и познавательное путешествие в страну Геометрия. А чтобы узнать о каких фигурах, мы сегодня будем говорить на уроке, необходимо выполнить следующее задание. (Слайд № 2)

  • Какие вы ребята молодцы! Теперь вы знаете, что сегодня речь пойдет о треугольниках. Работа над новым материалом (Слайд 3)

— Что общее имеют данные фигуры? (Это треугольники, 3 стороны, 3 угла, 3 вершины) Ты на меня и на него, На нас всех посмотри. У нас всего, совсем всего, Имеется по три. Три стороны и три угла, И столько же вершин. Мы очень дружные всегда, Дружнее — не найти, Мы треугольников семья, Мы любим цифру три. — Ребята посмотрите внимательно, в чем отличие этих треугольников? (В углах) — Какие углы имеет треугольник под №1. (Слайд №4)

(Острые) — Следовательно, как он называется? (Остроугольный) — А треугольник №2? (Слайд №5) (Имеется прямой угол) — Значит, он называется, как? (Прямоугольный) — И наконец, треугольник №3? (Слайд №6)

(Имеет тупой угол) — Соответственно, он называется, как, ребята? (Тупоугольный) — Молодцы! Теперь вы знаете три вида треугольников — Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный. Задание на смекалку — Ответьте мне, пожалуйста. Сколько фигур вы видите? (Слайд №7) — Как они называются? — В волшебной стране Геометрия жители передвигаются вот на таких космических кораблях. Только один корабль потерялся, помогите его найти. (Слайд №8)

  • Какие вы молодцы! — Необходимо разделить треугольники, которые вы видите, на три группы. (Слайд №9) — Как называются эти группы? (Остроугольные, тупоугольные, прямоугольные) Физкультминутка (Слайд №10) Решение задач Мышка бежала от кошки к своей норке. Кошке бежать до мышки (если бы она стояла на месте) 6 сек. Мышке бежать до норки 8 сек. Кошка бежит в 2 раза быстрее мышки. Успеет ли мышка добежать до норки? (Кошке бежать 6 + 8 : 2 = 10 сек., 10 >
  • 8. Значит, мышка успеет убежать.) Итог урока — Что нового вы узнали на уроке? — Какие треугольники называют прямоугольными, остроугольными и прямоугольными? Рефлексия На ваших партах лежат карточки трех цветов: красные, синие и зеленые. Поднимите красную карточку, если считаете, что справились со всеми заданиями и урок понравился, синею — если считаете, что справились не со всеми заданиями, но урок понравился, зелѐную — урок не понравился и с заданиями не справились. Молодцы!! Вы все справились с заданиями, спасибо за работу на уроке!

Я считаю, что проводя уроки с использованием информационнокомпьютерных технологий можно добиться увлеченной работы, дисциплины на уроке. Ведь детям очень нравится всѐ, что связано с компьютерами.

Использование документ – камеры позволяет экономить время на уроке. Не тратиться время на переписывание учащимися с тетради на доску решение заданий, что позволяет рассмотреть большее количество работ. И сделать необходимые выводы.

Уроки с применением информационно – компьютерных технологий заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности младшего школьника. Заключение В данной квалификационной работе:

  • определены задачи и формы использования ИКТ на уроках

математики;

  • рассмотрена специфика обучения младших школьников с

применением информационно-компьютерных технологий;

  • разработаны конспекты уроков математики в начальной школе с

учетом применения информационно-компьютерных технологий.

Уроки с использованием информационно — компьютерных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационнокомпьютерных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов — презентаций. Дети ―гуманитарии‖ выбирают — работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся получают прочные, глубокие знания по предметам, у них формируется стойкий познавательный интерес, развивается умение самостоятельно применять полученные знания на практике.

Я уверена, что использование информационно — компьютерных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог, соответствует требованиям века грядущего.

Применение компьютера – эффективный метод в развитии интеллектуальных способностей.

Применение в школе компьютерной техники учителями начальных классов поможет сделать школьное преподавание более эффективным.

В настоящее время еще идет разработка программно-комплексного подхода компьютерного обучения в начальной школе.

Описанные в данной работе программы помогут в работе учителям начальных классов разнообразить свои уроки и сделать их более эффективными в развитии познавательных процессов младших школьников.

Я пришла к выводу, что применение компьютерной техники в начальной школе развивает интеллектуальные способности учащихся: внимание, воображение, память, логическое мышление. Улучшает восприятие мира. Список использованной литературы 1. Дмитриев А.Е., Моделирование и реализация формирования готовности учителя начальных классов к творческой и педагогической деятельности — М.: МПГУ, 2012 — 336 с. 2. БосоваЛ.Л., Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние, перспективы [Электронный ресурс] — 2-е изд. (эл.) — М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 — 271 с. 3. Красильникова Р.А., Использование информационных технологий в образовании: учебное пособие, Оренбургский гос. ун-т. — 2-е изд. перераб. и дополн. — Оренбург: ОГУ, 2012 — 291 с. 4. Тананыхина Ю.А., Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».-2008. 5. Захарова И. Г., Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с. 6. Коджаспирова Г. М., Петров К. В., Технические средства обучения и методика их использования/ Коджаспирова Г. М., Петров К. В. – Учеб. пособие для учеников высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с. 8. Розов Н.Х., Компьютер и учебный процесс. – Математика. — 2002. — №7. – С 26-29 7. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» Министерство образования Российской Федерации Письмо от 28.03.2002 г. N 199/13. [Электронный ресурс] 8. Угринович Н.Д., Информатика и информационные технологии: Учебное пособие; М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. 9. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования, от « 6 » октября 2009 г. № 373 [Электронный ресурс] 10. СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно – вычислительным машинам и организации работы» (с изменениями от 25 апреля 2007 г.) [Электронный ресурс] 11. http:// www.nsc.1september.ru 12. http:// www.pedsovet.ru 13. http:// www.nachalka.com 14. http://ped-kopilka.ru 15. http://infourok.ru 16. http:// www.proshkolu.ru