Сущность рекреативных технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности

Дипломная работа

Актуальность проблемы обусловлена более высокими требовательностью и запросам потребителя социокультурных услуг к существующим формам и содержанию социокультурной деятельности.

Предпринимательская практика организации досуга населения, в частности бизнес-стратегии, и инновационные проекты менеджеров культуры смогли за последние десять лет совершить прорыв в приумножении развлекательных видов досуговой деятельности с более совершенными технологиями обслуживания. Одним из видов современных технологий социально-культурной деятельности является рекреация.

В настоящее время обсуждение проблем, посвященных теории и практике рекреации, ведется достаточно активно. Это вполне объяснимо, ведь индустрия досуга и развлечений, индустрия туризма, функционирование курортных зон отдыха, парков так или иначе имеет прямое отношение к рекреации.

Рекреационный эффект проявляется в том, что человек испытывает чувство бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха, поскольку его организм достиг необходимого уровни энергообмена со средой в результате физиологического и психологического оздоровления, достижения душевного равновесия. Человек, переживающий рекреационный эффект, находится в состоянии психофизиологического комфорта, у него появляется ощущение сбалансированности эмоциональных и социокультурных самооценок, он готов к новым нагрузкам. Благоприятные эмоции и высокая самооценка основаны не только на внутренних ощущениях, но и на понимании человеком важности общественных стандартов труда и отдыха.

Социокультурная деятельность сегодня непосредственно вторгается в жизнь социальной практики, выступает как гарант сохранения, развития, освоения культурных ценностей. Кроме того, она призвана поддерживать формирование благоприятного человеческого социума, заботиться о духовно-нравственном и физическом здоровье человека.

Проблема здоровья личности, формирования здорового образа жизни россиян фокусирует в себе опасные вызовы цивилизационного развития человечества, ответы на которые не могут быть найдены без изменения системы общественных отношений и самого человека. Именно поэтому в научной литературе здоровье рассматривается не только как медицинская категория, но и как социальная ценность, которая имеет решающее значение для всестороннего и гармоничного развития личности на протяжении всей жизни, успешного выполнения человеком своих социокультурных ролей. В этом контексте важной задачей становится повышение качества социального воспитания, педагогической работы в сфере активного отдыха, восстановления и укрепления физического здоровья, пропаганды здорового образа жизни. При этом нужно подчеркнуть, что возможности социально-культурного воспитания как эффективного средства охраны здоровья людей до сих пор не освоены и не используются в должной мере.

4 стр., 1877 слов

Влияние развития цивилизации на здоровье человека

... прогресса на человека научный технический цивилизация здоровье С непрерывным развитием науки и техники и при все более широком применении всех их достижений стали заметны не только плюсы современного научно-технического прогресса, но и ... слоя Земли и мусор на околоземной орбите. )Загрязнение окружающей среды выхлопными газами. Страдает не только атмосфера - отходы транспортной деятельности попадают в ...

Обострение кризисных процессов в экономике, нарастание социальной напряжённости порождают негативные процессы во всех слоях общества. Растущая напряжённость в обществе создаёт острейшую необходимость организации системы отдыха и оздоровления граждан, оздоровления как физического, так и душевного, охватывающего по возможности максимальное количество участников. О проблемах общества в деле охраны здоровья населения свидетельствует ухудшение здоровья у различных групп населения, особенно у детей и подростков (в силу неблагоприятной экологической ситуации, вследствие урбанизации, сокращения контактов с природой и др.); деформация образа жизни как следствие низкого уровня развития физической культуры населения (в частности, алкоголизация населения, рост числа детского и женского алкоголизма); неразвитость оздоровительных форм проведения досуга (туризма, семейных спортивных праздников, соревнований и др.); отсутствие системы физического воспитания детей и подростков.

Последние годы в России ознаменовались возникновением многочисленных субъектов социокультурной деятельности в самых различных областях жизни, многие из которых направлены на формирование здорового образа жизни.

Основная задача здоровьесбережения, сохранения и улучшения здоровья всего социума ложится на плечи разнообразных (в зависимости от отрасли), в том числе и рекреативных технологий. Эти технологии имеют место быть в любой сфере, где только может участвовать индивид, а значит это — образование, работа, здравоохранение, а также культура, отдых и досуг.

Здоровье детей и подростков — это фундамент, на котором формируется здоровье взрослого человека.

Становление личности молодого человека происходит во взаимодействии с окружающей средой. Многие ученые отводят значительную роль рекреативным и здоровьесберегающим технологиям, которые помогают не только обеспечивать активизацию механизмов охраны здоровья, но и изменение всей системы ценностных ориентаций молодежи.

Применительно к рекреативным технологиям можно отметить, что они относятся к конкретным технологиям социально-культурной деятельности (Т.Г. Кисилева, Ю.Д. Красильников) и могут быть включены в группу технологий работы с молодежью, что очень важно для образовательных и досуговых учреждений.

Дипломная работа затрагивает определенный круг проблем, что подразумевает обращение к результатам предыдущих исследований.

Степень научной разработанности проблемы.

Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный рекреативный и воспитательный потенциал, что в полной мере отражено в работах следующих ученых: С.В. Астраханцевой, Е.В. Великановой, В.В. Кирсанова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Л.В. Курило, Д.Ю. Мемешкина, Е.М. Приезжевой, И.К.Смирнова и др.

Примером формирования нового подхода к исследованию досуга стала монография А.С. Орлова «Социология рекреации» Орлов А.С. Социология рекреации. / А.С. Орлов М., 1995.. Автор рассматривал проблематику отдыха и досуга в широком контексте социальной рекреации, что было несвойственно научным подходам советского периода и что позволяло поднять планку теоретического изучения досуга на более высокий уровень.

12 стр., 5891 слов

Технологии управления учреждениями социально-культурной сферы

... гуманитарном, охватывающем широкий спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, который включает целый блок изначальных понятий социальной работы, досуга, соци ... Целью данной Задачи: дать определение СКД, технологиям в СКС; охарактеризовать СКД, ее принципы и функции; рассмотреть специфику социально - культурного менеджмента в условиях небольшого города; представить ...

Тем не менее, характерной тенденцией наших дней в сфере молодежного и студенческого досуга, отмечаемой исследователями, А.С. Ковальчук, Л.С. Жарковой, Л.Д. Жариковой, Ю.А. Стрельцовым, В.Я. Суртаевым Б.А. Титовым и др., является существенная невостребованность культурно-развивающего потенциала социокультурной сферы значительной частью молодых людей. Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно-конформистская мотивация и др.) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих способностей, а иногда и превращается в криминогенный фактор общества.

В монографии В.Я. Суртаева «Молодежь как объект и субъект культурной политики» раскрываются социогуманитарные ресурсы культуры в социализации и воспитании молодежи, в обеспечении духовной безопасности России; анализируются различные направления социокультурного творчества молодежи в контексте культурной политики Суртаев В.Я. Молодежь как объект и субъект культурной политики./В.Я. Суртаев СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. .

В работе Ю.А. Стрельцова рассматривается с позиций современной прикладной культурологии целостный комплекс проблем, связанных с местом и ролью досуга в развитии культуры общества, социокультурным формированием личности, с организацией в сфере свободного времени разнообразных видов культурной деятельности и культурного общения Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. М.: МГУКИ, 2003. .

Основные подходы к формированию здорового образа жизни молодежи в отечественной и зарубежной практике, функции и особенности формирования здорового образа жизни, профилактика наркозависимости подростков и молодежи средствами рекреативных технологий раскрыты в учебном пособии Е.И. Григорьевой, Г.В. Ганьшиной, И.А. Ерохиной Григорьева Е.И., Ганьшина Г.В., Ерохина И.А. Медико-социальные основы здоровья и рекреации. / Е.И. Григорьева, Г.В. Ганьшина, И.А. Ерохина Тамбов, Изд-во Першина Р.В., 2007. .

За последние десять лет научно-методическая литература, рассматривающая вопросы в области культуры обновляется, приобретая проблемно разнообразный характер, а также дополняется тематикой, связанной с экономическими, управленческими, сервисно-технологическими аспектами культурно-досуговой сферы в работах: Г.А. Аванесовой, М.Б. Биржакова, Е.И. Григорьева, В.А. Квартальнова, О.В. Тришина, Е.В. Жулина; В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др.

Н.А. Анашкина рассматривает рекреативно-оздоровительную деятельность именно женщин как один из факторов имиджа, влияющего на социокультурные отношения Анашкина Н.А. Рекреативно-оздоровительная деятельность женщин в современных социокультурных условиях / Анашкина Н.А. // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. — М.: 2004. — С. 5-9.. На основе статистических данных второй половины 90-х годов выявляется прагматическая сторона досуга женщины и в ней стремление к оздоровительной деятельности, требующей грамотного подхода, в результате чего автор приходит к выводу о необходимости повышения эффективности физического воспитания женщин.

4 стр., 1720 слов

Современные технологии организации досуга

... и влияния на домашний досуг. [14, c.228-229] Технология культурно-досуговой деятельности как система состоит из ... реализовать сразу ряд своих потребностей. Таким образом, досуговые занятия способны создавать у человека ощущение целостности ... профессиональная деятельность, направленная на объект (посетителя учреждения культуры и домашнего участника) и обусловленная влиянием социально-экономических ...

Понятие о рекреации: рекреация и отдых, ресурсный потенциал рекреационной деятельности, природные и социокультурные рекреационные ресурсы исследованы в коллективной научной работе А.С. Кускова, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова.

Актуальность исследования данной проблемы, недостаточный уровень ее теоретико-методологической разработанности обусловили выбор темы исследования: «Рекреативные технологии и их использование в процессе социально-культурной деятельности».

Объектом исследования являются рекреационные технологии культурно-досуговой деятельности.

Предметом исследования является значимость и влияние рекреации в социокультурном развитии личности.

Целью исследования является анализ особенностей рекреативных технологий и их использовании в социокультурной деятельности.

Исходя из поставленной цели, ставятся следующие задачи:

  • проанализировать теоретические подходы к исследованию понятия рекреация, рекреативные технологии;
  • изучить эволюцию становления рекреационно-развлекательной деятельности в России;
  • исследовать рекреативно-оздоровительную деятельность в современных социокультурных условиях;
  • раскрыть потенциал рекреативно-оздоровительной деятельности, как вид рекреационных технологий;
  • охарактеризовать туризм — как одну из форм рекреативной деятельности;

рассмотреть рекреативные (здоровьесберегающие) технологии как фактор формирования здорового образа жизни

Методологическая база исследования. В работе были использованы следующие методы, обусловленные спецификой данной работы: структурно-функциональный метод, позволяющий выявить сущностное содержание рекреации, механизмы функционирования; сравнительно-исторический метод, позволяющий представить эволюцию рекреативных технологий в России; интегративный метод, позволяющий применить знания, полученные различными науками к задачам, поставленным в настоящем исследовании.

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в дипломном исследовании докладывались на Межвузовской научно-практической конференции на тему: «Духовные ценности в период модернизации социально-культурной сферы» (Ростов-на-Дону, РФ СПбГУКИ, 2010 год) и могут быть использованы в педагогической и социокультурной деятельности.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы

1. Рекреация как социокультурный феномен современости

1.1 Понятие рекреации как одного из вида социально-культурных технологий

Множественность причин, приводящих к усталости, а также разнообразные мотивы, определяющие обращение людей к досугу, доказывают, что рекреационной деятельности свойственны пластичность, динамизм, многочисленные направления и формы реализации, например, досуг в области спорта и оздоровления, отдых при помощи социального общения в процессе восприятия искусства, через развлечения и т.п. Досуговые занятия способны отражать разные виды общественного спроса, тончайшие нюансы индивидуальных потребностей. Все это обусловливает междисциплинарный подход к изучению специфики рекреативных технологий.

10 стр., 4770 слов

Проектная деятельность на х технологии

... метода проектов. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Проектная деятельность основана на ... в 1993 году в базисный учебный план образовательной области "Технология" метод проектов вошел в ее состав, в форме самостоятельного раздела "Основы ...

Прежде чем исследовать подходы к понятию «рекреация», необходимо рассмотреть определение «технология».

Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для его понимания См.: Григорьева Е.И. Основные подходы к реализации социально-культурных технологий в научных исследованиях // Социально-культурная деятельность: современные технологии (материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции) Челябинск. 27.11.07. С. 36..

Так, в Толковом словаре Даля значится: «технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве». В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия ставящих своей задачей оптимизацию форм образования Цит. по Григорьевой Е.И. Основные подходы к реализации социально-культурных технологий в научных исследованиях // Социально-культурная деятельность: современные технологии (материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции) Челябинск. 27.11.07. С. 37..

Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технологии это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность /Т.Г. Кисилева, Ю.Д. Красильников М.: МГУКи, 2004..

По мнению Е.И. Григорьевой технология — это средства, формы и методы, используемые в учебном процессе, с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения См.: Григорьева Е.И. Основные подходы к реализации социально-культурных технологий в научных исследованиях // Социально-культурная деятельность: современные технологии (материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции) Челябинск. 27.11.07. С. 37.. Следует отметить, что «педагогическая технология», а социально-культурные технологии относятся к разряду педагогических, может существовать в 3 уровнях:

  • научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержания и методы обучения, проектирования, педагогические процессы;
  • процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для получения заранее планируемых результатов обучения;

— процессуально-действенном — в основу которого положено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения См.: Григорьева Е.И. Основные подходы к реализации социально-культурных технологий в научных исследованиях // Социально-культурная деятельность: современные технологии (материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции) Челябинск. 27.11.07. С. 37..

Кроме понятия «технология» необходимо также коснуться исследований досуговой деятельности и психологической составляющей участия в ней. Анализ базовых потребностей человека невозможен без психологических и социологических подходов. Методы общей, возрастной и педагогической, индивидуальной и социальной психологии позволяют раскрыть внутренние мотивы и механизмы реализации потребности людей в отдыхе. Социология рекреации и досуга помогает рассчитать объем свободного времени в дневном, месячном и годовом бюджете времени современного человека, а также понять особенности проведения досуга представителями разных социальных слоев развитого общества. Социологи вслед за психологами вновь уточняют мотивы поведения людей в условиях отдыха и досуга, делая акцент на социальных аспектах мотивации: социальном статусе людей, уровне их социальных притязаний, приверженности моде или рекламе.

20 стр., 9567 слов

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ...

... часть вопросов, которые остро стоят перед специалистами социально-культурной деятельности государственных учреждений культуры и досуга. Поэтому тема данного исследования актуальна. Тема работы: ... развлекательные. По критерию «вида деятельности» - на аудиопрезентивные, демонстрационные, беседно-дискуссионные, формы организации культурно-творческой деятельности, формы отдыха и развлечения. По критерию ...

Особое место в изучении досуга занимает цикл дисциплин, связанных с оздоровлением и рекреацией: рекреационная медицина, социология рекреации, валеология, дисциплины оздоровительно-спортивного цикла и др. Сюда же можно отнести рекреационную географию (рекреационная география — 1) наука, изучающая географические закономерности функционирования и развития территориальных систем организации деятельности людей вне рабочего времени; 2) географическая дисциплина, изучающая и моделирующая собственный объект исследования — территориальные рекреационные системы) См.: Российский Энциклопедический Словарь Т. 2, М.: Просвещение, 2000. С. 545., знания о рекреационных услугах и т.п..

На пересечении всех этих направлений анализа и теоретических дисциплин ныне сформировалась междисциплинарная область науки о восстановлении здоровья и работоспособности — рекреалогия См.: Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации / Г.А. Аванесова М.: Аспект Пресс, 2006. С. 53..

Рекреалогия — 1) междисциплинарная наука о рекреационных системах, основанная на парадигмах экологии человека; 2) наука о процессах и методах восстановления живых сил человека См.: Российский Энциклопедический Словарь Т. 2, М.: Просвещение, 2000. С. 544..

Рекреалогия, помимо педагогики досуга, детской психологии играет большую роль в выяснении закономерностей развития культурно-досуговой деятельности детей и подростков.

История, культурология, философия выясняют исторические и ценностные аспекты проведения свободного времени конкретными людьми, целыми слоями или крупными сообществами

Культурологи анализируют досуг и свободное время как феномены культуры, выясняя их ценностно-смысловую наполненность и функциональное назначение в разные эпохи См.: Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. М., 2002. С. 37..

В той мере, в какой отдых связан с оздоровлением человека, с его приобщением к художественно-эстетической деятельности, к образованию, культурно-досуговую деятельность анализируют представители дисциплин и научных направлений: искусствоведение, эстетика, и тория культуры и искусства, музееведение, педагогика. Здесь важны аспекты знаний, связанные с художественными, творческими аспектами досуга. В прояснение проблемы организации детского и юношеского досуга неоценимый вклад способны внести искусствоведы, музееведы, аналитический потенциал которых может прояснить, какие виды и жанры искусства, с каким содержанием лучше всего использовать в этом случае.

В данном ряду дисциплин особое место отводится знаниям организации и технологических разработках в сфере досуга (сценария режиссерских разработках, исполнительском искусстве, учете особенностей художественной аудитории и др.).

14 стр., 6821 слов

Особенности организации семейного досуга средствами социально–культурной ...

... в себя семейный досуг. Досуг и отдых - одна из наиболее динамично развивающихся сфер повседневной жизни большинства россиян. Цель работы: изучить организацию семейного досуга в социально-культурной деятельности. Задачи: семейный досуг социальный культурный рассмотреть аспекты семейного досуга в ...

В изучении рекреативной функции культурно-досуговой сферы используется целый комплекс научных направлений, образовательных дисциплин и прикладных комплексов знаний. Эти знания тяготеют к прикладным методам, формируя обширное пространство представлений о свободном времени, отдыхе, досуговой деятельности.

В научной литературе неоднозначный подход к интерпретации понятия «рекреация», исследованием данного явления как уже отмечалось выше занимаются специалисты различных отраслей знания. В связи с этим, следует отметить большую трудность в определении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности. По мнению некоторых исследователей, оно отождествляется с такими понятиями, как отдых, развлечение, досуг, функция досуга, восстановление сил и т.п. См.: Кирсанов В.В. Концептуальные подходы к исследованию педагогических и рекреационных технологий в социально-культурной сфере // www.knukim.edu; Орлов А.С. Социология рекреации. — М., 2002; Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. М., 2002. . Этот ряд можно увидеть в любом словаре, открыв его на странице «рекреация». Например, из Российского Энциклопедического Словаря (т. 2, 2000) — самого крупного и современного энциклопедического издания в нашей стране, следует, что: рекреация (в переводе с польского языка rekreacja — отдых, с латыни recreation — восстановление) — это:

1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее);

2) помещение для отдыха в учебных заведения;

3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда См.: Российский Энциклопедический Словарь Т. 2, М.: Просвещение, 2000. С. 543..

По мнению В.В. Кирсанова, дело даже не в том, что эти понятия не являются синонимичными и обозначают различные проблемные поля, а в том, что рекреация каждый раз сводится к одному из этих понятий и в качестве синонима одного из них в различных контекстах употребляется в том значении, который более нравится автору См.: Кирсанов В.В. Концептуальные подходы к исследованию педагогических и рекреационных технологий в социально-культурной сфере // www.knukim.edu.

Определение основных понятий, связанных с явлением рекреации является очень сложным. Как отмечают А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова это объясняется рядом причин См.: Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география / А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова СПб., 2005. С. 23..

Во-первых, тем, что не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах господствует существенно различное официальное понимание (и, соответственно, толкование) понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга.

Во-вторых, в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией досуга. В данных условиях наблюдается полный плюрализм мнений. Всегда найдется такой специалист, который докажет некорректность приведенного строгого определения и скажет, что «все не так, а наоборот».

В-третьих, в силу различных причин такие понятия как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы. Поэтому как считают выше указанные авторы нет необходимости ориентироваться на предельно точные и сложные определения; необходимо описывать основные понятия, наиболее часто встречающиеся в современной отечественной и зарубежной литературе, их содержание и соотношение лишь в самом общем виде, не вдаваясь в подробности и детали Там же С. 32..

15 стр., 7439 слов

Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной ...

... мышления и др.) Рекреация - отдых, необходимый для восстановления сил ор­ганизма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в ... У него должен сформироваться профессиональный идеал как ориенти­ровочная основа его деятельности. Социально-психологическая адаптация означает интеграцию лич­ности со студенческой средой, принятие ...

А.С. Орлов пишет в своей работе о том, что можно ли назвать рекреацией досуг, но какова научная целесообразность этому, если только не «раскрутка» на его основе «квазиновой» теории; о том, что рекреалогию можно назвать системой наук об отдыхе, но есть ли в этом смысл См.: Орлов А.С. Социология рекреации. М., 2002 С. 6.? При этом следует, кроме прочего, отметить, что научное понятие определяется путем подведения его под более широкое понятие; толкование его через синоним является просто научно некорректным.

Таким образом, наблюдается «размывание» понятия рекреации по другим понятиям, в связи с чем необходимо задаться вопросом: что а есть ли у рекреации свое специфическое проблемное поле, или же это просто новомодный термин?

Не проще обстоит дело и с проблемным полем, допустим, под «рекреацией», подразумевается «отдых». Тогда в чем суть и новизна «рекреационной проблемы»? Человек работает и отдыхает — это естественный цикл, основанный на механизмах саморегуляции организма, и здесь нет никакой проблемы. Независимо от нашего желания человек создан таким образом, что его деятельность должна чередоваться с отдыхом, независимо от того имеет он представления о рекреации или нет. Если же говорить о рационально организованном отдыхе, тогда нужно определить, что значит это «рационально», и в каких случаях определение этой рациональности будет иметь смысл. Не требует, например, научного обоснования понимание того, что практически любая деятельность — развлечения, спорт, музыка, танцы, чтение книг, или другой альтернативной работе вид деятельности может быть средством отдыха. Более того, человека тяжело заставить отдыхать вопреки его желаниям, и тот, кому больше нравится читать книжки, не будет прыгать с парашютом, даже если это, по научному мнению, крайне необходимо для его здоровья.

Такая неопределенность отражается и в определении сущности рекреации: она осуществляется в свободное время, имеет активный характер, базируется на добровольной, самодеятельной основе, направлена на оздоровление, а также может иметь познавательный характер и быть средством самоутверждения См.: Кирсанов В.В. Концептуальные подходы к исследованию педагогических и рекреационных технологий в социально-культурной сфере // www.knukim.edu. Таким образом, рекреация настолько тесно связана с проблемами здоровья, досугом, развлекательной сферой, туризмом, курортами и даже массовым перемещением людей во время отпусков, что она выступает предметом анализа разных областей науки, рассматривается в биологическом, медицинском, психологическом, социальном, экологическом аспектах и охватывает огромный спектр проблем, в решении которых принимают участие специалисты в области досуга, туризма, медики, экологи, культурологи, социологи, архитекторы, психологи, педагоги, менеджеры и др. Таким образом, в этом разнообразии мнений исследователи сошлись в одном: «рекреация существует», но что именно существует и зачем его изучать — так и осталось загадкой.

14 стр., 6846 слов

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности

... доступа. .3 Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставления сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности - Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами ...

Итак, если предположить рекреацию как самостоятельный предмет научного анализа, то возникают два исходных вопроса, требующих теоретического исследования:

  • что представляет собой рекреация как предмет научного анализа;

— какие причины привели к возникновению “рекреационной проблематики” и — с течением времени — становлению рекреалогии как самостоятельной области научного знания на стыке географии, медицины, социологии, культурологии, педагогики, психологии и др.

В данном случае уместно было бы изложить позицию В.В. Кирсанова:

  • все перечисленные определения рекреации не являются собственно дефинициями (то есть научными определениями понятия, которые, по законам научной логики, выходят из более широких понятий), а представляют собой адекватный перевод с латыни через соответствующий синонимический ряд, который, по-сути, отождествляет понятие “рекреация” с отдыхом, досугом, развлечениями и т.п. Это ставит под сомнение необходимость введения в научный оборот собственно понятие “рекреация”, что ставит под сомнение как предмет рекреалогии, так и само название науки;
  • термины, составляющие синонимический ряд (отдых, восстановление сил, развлечения и т.п.), на самом деле характеризуют разные объекты исследования и по своей сущности могут быть отнесенные к разным предметным полям;

— определение рекреации с помощью любой адекватно переведенного термина каждый раз приводит к тому, что проблемное поле рекреалогии приобретает иное содержание См.: Кирсанов В.В. Концептуальные подходы к исследованию педагогических и рекреационных технологий в социально-культурной сфере // www.knukim.edu.

Следовательно, речь идет о рекреации как о специфическом феномене и предмете исследования.

Итак, что же такое «рекреация»? В научной литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов XIX века. Он появился только с введением нормированного рабочего дня, второго выходного дня, летних отпусков. Рекреация, соответственно, это восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Как уже было сказано выше, рекреация в переводе с латыни означает восстановление, отдых. Именно эта точка зрения бытовала в отечественной (в основном в советской) литературе. В современной литературе, изданной в последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации.

В частности, В.А. Квартальнов в одной из своих последних работ приводит следующие определения данному понятию См.: Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. СПб., 2000. С. 87..

Рекреация — это: расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека; любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил; наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд; перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды; цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями.

JI.A. Акимова при определении термина «рекреация» отмечает, что это специфический вид биологической социальной и физической активности, сопровождающийся переживанием рекреационного эффекта. Рекреация как феномен представляет разные приоритетные сферы: отдых, досуг, свободное время, игра. В Новейшем словаре иностранных слов и выражений читаем «рекреация (лат. Recreate — восстановление).

1) (устар,) наименование школьной перемены или каникул; 2) помещение для отдыха в учебных заведениях; 3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда Новейший словарь иностранных слов и выражений: — М.: Современный литератор, 2003..

По мнению, А.С. Кускова, В.Л. Голубевой, Т.Н. Одинцовой, рекреация представляет собой восстановление израсходованных человеком в процессе труда сил, а также накопление определенного запаса этих сил для дальнейшей деятельности развития физического и интеллектуального потенциала См.: Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география / А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова СПб., 2005. С. 48.. Н.Ф. Реймерс добавляет при этом, что восстановление здоровья и трудоспособности должно проходить путем отдыха вне жилища, т. е. посредством участия в организованном или неорганизованном туристском походе или проведения отпускного периода в специализированных учреждениях отдыха (санаториях, домах отдыха и т. п.) Цит по Кускову А.С., Голубевой В.Л., Одинцовой Т.Н. Рекреационная география / А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова СПб., 2005. С. 56.. Учитывая, видимо, подобную трактовку, И.И. Дедю рассматривает рекреацию в качестве синонима отдыха, восстановления, оздоровления Там же..

Наиболее широкое распространение в настоящее время и в зарубежной, и в отечественной практике получило отождествление рекреации все-таки с отдыхом, в задачу которого входит восстановление сил и трудоспособности отдыхающих. При этом отдых подразделяют на активный, предполагающий смену вида деятельности (спорт, туризм и т. п.), и пассивный, который характеризуется резким снижением всякой деятельности, вплоть до состояния расслабленного покоя. Кроме этого, учитывая степень организации процесса отдыха, его подразделяют на организованный и неорганизованный. Первый вид отдыха является строго дозированным, сознательно управляемым процессом использования рекреационных ресурсов, который основан на приспособлении для этого природных и культурных объектов, высокой степени обслуживания отдыхающих. Второй характеризуется отсутствием специально организованных рекреационных объектов маршрутов обслуживания.

Рекреацию часто рассматривают и как досуг, и как сферу свободного времени человека, выделяя основным признаком свободу выбора видов деятельности.

И.В. Сусанина говорит: «Свободное время начинается там, где открывается возможность создать противоположный работе мир, с его собственными ценностями и притязаниями, такой мир, в котором активность человека направлена на отдых, на смягчение напряжения, на самого себя» Сусанина И.В. Введение в арт-терапию: учебное пособие. — М.: «Когито-Центр», 2007..

Анализ изучения трактовок понятия «досуг», «свободное время», «рекреация» позволил Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову констатировать, что «досуг, досуговое (или рекреационное) время — это часть социальной времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования» Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. — М.: Изд-во МГУКИ, 2004. С. 438..

Кирсанов В.В. в своем исследовании доказывает, что понятия «рекреация» и «отдых», не являются синонимичными; рекреалогия не является ни наукой об отдыхе, ни системой наук об отдыхе, как это рассматривается в различных работах, а также предпринял попытку показать специфику данных понятий в контексте исследуемой проблемы См.: Кирсанов В.В. Концептуальные подходы к исследованию педагогических и рекреационных технологий в социально-культурной сфере // www.knukim.edu.

Понятие рекреации как отдыха, связанного с восстановлением сил организма, обозначает сферу компенсации, относительно определенных видов деятельности или режимов жизнедеятельности. В условиях и профессиональной деятельности, и самодеятельного творчества, и неформального общения и т.д. могут наличествовать и рекреационные, и нерекреационные виды деятельности. Таким образом, рекреация может определяться не через понятие «досуг», а через понятие «деятельность».

Т. Лопухина предлагает специальный термин для отдыхающего человека — рекреант Лопухина Т. Понятия, характеризующие рекреацию // http: // www. Recreation.ru. Дополнительным признаком «рекреанта» может быть использование им сферы рекреационных услуг; другим признаком — использование сферы услуг за пределами своего основного места проживания Там же. Однако оба эти признака не являются обязательными.

По вопросу об отношении рекреации к досугу позиция В.В. Кирсанова противоположна позициям других ученых согласно которым рекреация рассматривается как досуг в целом, или как существующая исключительно в досуге или в условиях свободного времени См.: Там же.. Конечно, существует определенная логика отождествления рекреации с досугом или его функцией. Вместе с тем, рекреация не синонимична ни тому, ни другому (если, конечно речь не идет о терминологических «заменителях»), и более того: «рекреация» и «досуг» — не соподчиненные понятия, вследствие чего для обоснования рекреации наличие понятия «досуг» не обязательно.

Из высказанного выше следует, что понятия досуга и свободного времени совмещаются, поскольку в структуре свободного времени нет места тем видам деятельности, которые человек выполняет не для отдыха и смягчения напряжения», а по причине обязанностей: домашний труд, воспитание детей и др. Либо в фонд рабочего времени, в таком случае, не включаются различные необходимые затраты времени, связанные с работой: время на дорогу до работы и обратно, для личной гигиены, по дому и т. д.

Такой подход к оценке фонда свободного времени требует корректировок, поскольку свободное время, в соответствии с разделяемой нами точкой зрения Г.В Ганьшиной, является только «частью внерабочего времени, которое остается у человека за вычетом разного рода непреложных затрат» Ганьшина Г.В. Формирование здорового образа жизнимолодежи средствами рекреативных технологий: Тамбов, 2005. .

Определенного уточнения требуют различные определения понятия досуга, которые сложились в современной социологии, поскольку не со всеми из них можно согласиться. Так, например, в кратком словаре по социологии под общей редакцией Д.М. Гришиани и Н.И. Лапина отмечается, что «досуг — синоним слова «свободное время» Краткий словарь по социологии / под ред. Д.М. Гришиани, Н.И. Лапиной М., 2002..

Более убедительной выглядит позиция, которой придерживается Г.И. Минц: «Досуг — часть свободного времени. К досугу относятся только те часы, которые используются для отдыха и развлечений. Время, отдаваемое учебе, общественной работе, детям и разным творческим занятиям, является частью свободного времени, но к досугу не относится».

По вопросу содержания сферы досуга мнение Г.И. Минц разнится с точкой зрения А.П. Владимировой, предлагаемое определение досуга которой, на наш взгляд, справедливо. Исследователь отмечает, что «досуг» несомненно, шире «отдыха», хотя зачастую оба термина сводятся друг к другу, в зависимости от того, какой вид времяпрепровождения конкретно рассматривается. Некоторые понимают досуг как отдых, и в этом случае первое понятие несет в себе два оттенка: оно может обозначать отрезок свободного от работы времени и период отдыха человека.

Мы разделяем и точку зрения А.И. Кравченко, автора социологического словаря, который приводит следующее определение досуга: «Досуг- та часть свободного времени (оно является частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению. Досуг входит как составная часть в категорию «свободное время», которое, в спою очередь, выступает частью внепроизводственного времени. Последнее включает: время на домашний труд и самообслуживание, время на сон и еду, время на передвижение к месту работы и обратно, свободное время, затрачиваемое на учебу, воспитание, общественную деятельность. Досуг — это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг — это деятельность, которой люди занимаются просто потому, что она им нравится» Кравченко А.И. Краткий словарь по социологии / www.socio.msu.ru.

В работе Л.И. Михайловой «Социология культуры» можно встретить следующее определение досуга. «Досуг — это совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека. Он включает в себя занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, а также занятия, связанные с отдыхом и развлечением, случайные занятия без целей, желаний и потребностей» Михайлова Л.И. Социология культуры // www.socio.msu.ru. То есть автор исключает для сферы досуга возможности совершенствования и развития личности.

С нашей точки зрения, вышеприведенная трактовка категории досуга имеет некоторые существенные недостатки, так как отдых и релаксация — не единственные функции досуга — это лишь одна его сторон поскольку в досуге, в зависимости, конечно, от индивидуального выбора каждым того или иного вида деятельности, могут быть заключены богатые и образовательные, и воспитательные, и развивающие возможности.

Оценивая своеобразие выше предъявленных зарубежных и российских концепций, можно выделить следующие важные моменты, которые должны быть учтены в обязательном порядке. Например, методологически важно, определяясь в понимании категории «рекреация», начать с уточнения природы или сущности рекреационной деятельности (соотношение биологического и социального); определить основные направления в развитии социокультурного потенциала досуга; выявить формы, в которых лучше всего протекает рекреативно — оздоровительная деятельность.

В этой связи, для нас близка позиция ВВ. Попова и Ф.Х. Поповой, которые представляют досуг «как объективные и субъективные возможности реализации духовно-нравственного, художественно — эстетического, трудового и рекреативного потенциала личности социальной группы, общества в условиях свободного времени». Главная идея исследователей сводится к тому, что совокупный потенциал досуга может складываться из отдельных компонентов, характеризующих различные признаки и свойства досуга, а также научные подходы к его изучению. В.В. Попов и Ф.Х. Попова предложили основные подходы к изучению социокультурного потенциала досуга, отражающие его основные компоненты и свойства.

Для нашего исследования наибольший интерес представляет выделение основных компонентов досуга, реализуемых в рекреационное оздоровительных технологиях.

Анализ монографического исследования авторов позволяет дать краткую характеристику основных потенциалов досуга.

* Регулятивный потенциал досуга — обоснованное, целенаправленное и социально-оправданное воздействие общества на социально культурную активность личности в условиях свободного времени. Регулятивные механизмы способны сбалансировать, привести в соответствие социальные и культурные интересы государства и гражданина, общества и личности, социальной группы и личности, достигнуть известной гармонии отношений, устранить социальные конфликты.

Важнейшими компонентами регулятивного потенциала являются:

Средства социального контроля, позволяющие применять социальные санкции в отношении личности или группы, обеспечить требуемое исполнение норм и предписаний. Потенциал составляет нормативно- правовые механизмы. Помимо правовых, на досуговое поведение людей существенное влияние могут оказывать нравственные, эстетические, этические, религиозные акции и отношения, выражающиеся в порицании, осуждении, или наоборот, поддержке, поощрении каких-либо поступков и взглядов.

Экономические ресурсы — льготы, гарантии, механизмы социальной защиты и т.д.

Институционально-организационный механизм поддержки культурно- досуговой деятельности — общественная организация досуговых мероприятий, создание самодеятельных объединений и.т.д.

Информационно-рекламные мероприятия — оповещение населения о проводимых досуговых акциях с использованием аудиовизуальной и печатной продукции.

Пропагандистско-профилактические мероприятия- популяризация проблем досугового времяпрепровождения, пропаганда здорового образа жизни и т.д.

Административно-управленческие механизмы с помощью которых общество, государство, органы исполнительной власти осуществляют

планирование, контроль, учет, прогнозирование всех досуговых процессов.

Ресурсный потенциал досуга — пространственно-временные и профессионально-производственные возможности организации досуговой деятельности, выраженные в количественно-качественных параметрах и оценках.

Адаптивный потенциал досуга — процесс и результат приспособления, усвоения индивидом новой для себя социальной среды путем интеграции и взаимодействия с ней. Целью культурно-досуговой адаптации человека является усвоение им культурных норм поведения, ценностей, принятых в обществе в данный исторический период в досуговой сфере. Характер адаптационных процессов во многом зависит от тех объективных и субъективных условий, в которых оказывается в данный момент человек.

Компенсационный потенциал досуга — возмещение, восстановление психофизиологических сил, энергии человека, затраченных им во внедосуговое время на выполнение профессиональных, непреложных и иного рода занятий и обязанностей. В самом общем виде они могут быть представлены как некий процесс по обновлению, воспроизводству, оздоровлению человека, освобождению его от нежелательных стрессовых накоплений.

Компенсационный потенциал определяется авторами в следующих компонентах:

рекреативная компенсация — отдых, сущность которого составляет смена, чередованиевидовдеятельности,восстановление сил и энергии, израсходованных ранее человеком.

реабилитационная компенсация — в социальном контексте — возвращение человеку его законных прав, определенных действующим законодательством, природно-присущих ему, реализующихся в практике, в деятельности его современников, граждан, которые по каким-либо причинам им утрачены.

гедонистическая компенсация — получение человеком в процессе досуговых занятий положительных эмоций, эстетической’ наслаждения, снимающих утомление, обладающих антистрессовым воздействием.

физическая культурная компенсация — оздоровление человека, возмещение утраченных им сил в процессе такой социальной деятельности, которая направлена на укрепление здоровья, развитие физических способностей, форм и функций человеческого организма.

Понимание рекреации как одной из функций досуга, наряду с развлекательной и развивающей представляется более логичным, во-первых, потому, что понятия “рекреация” и “досуг” разводятся по содержанию, а во-вторых, не утверждается, что рекреация есть функция исключительно досуга. Это предполагает необходимость специального регулирования, а именно — разработки технологий реализации данного потенциала в контексте идеи интеграции познавательной, развлекательной и рекреационной функций досуга в процессе его организации.

Весьма разнообразным и широко востребованным является развлекательный тип досуга — достижение рекреационных целей через приятие определенных видов и жанров искусства. В развлекательном отдыхе задействованы многие разновидности и формы народного искусства (элементы смеховой культуры, бурлеск, веселая музыка и др), а также профессионального искусства — буффонада, гротеск, эстрадно-зрелищные формы. Базовыми компонентами развлечений становятся смех (юмор, высмеивание), праздничное настроение, легкая музыка (песенно-опереточного типа).

Стремление организаторов представить потребителям помпезное и масштабное развлечение рождает в современной индустрии досуга яркое музыкальное зрелище, получившее название шоу. Назначение культурной продукции и содержание досуговых занятий приобретает здесь ярко выраженный рекреационный характер, не требующий от людей серьезных интеллектуальных усилий не порождающий сложных чувств, хотя острые переживания, радостные эмоции в этом случае не противопоказаны.

Развлекательный тип досуга существует в следующих видах и pазновидностях:

  • карнавалы, праздничные гулянья и мероприятия (праздник смеха, проводы зимы, масленица и др.);
  • развлекательные мероприятия в помещениях (цирковые представления, вечера юмора и сатиры в концертных залах, капустники, развлекательные шоу, скетчи на театральных подмостках);
  • развлекательные жанры искусства, зрелищные виды художественной продукции (комедии, комиксы, детективы, триллеры, фильмы ужасов, видеопродукция с эротическим содержанием и др.);
  • легкая музыка (оперетта, мюзикл), массовые песни, жанровые композиции;
  • увеселительные занятия на городских улицах, в парках, в мероприятиях развлекательных центров (представления и концерты, аттракционы, комнаты смеха, викторины, забавы, игры и состязания всех участников на открытом воздухе, в полузакрытых и закрытых помещениях);
  • игровая деятельность (включая азартные игры): казино, игровые автоматы, тотализатор и др См.: Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации / Г.А. Аванесова М.: Аспект Пресс, 2006. С. 72-73..

Рекреация пересекается с туризмом: к рекреации относятся все виды деятельности, не связанные с переменой места жительства; туризм же — это учеба, деловой туризм, лечебная рекреация, шоп-туры, политический туризм. Следовательно, зоной их пересечения являются все виды туризма, которые направлены на восстановление, выздоровление, релаксацию, дачный отдых, паломничество, экотуризм.

Под объектами рекреации понимаются материальные предметы, системы, процессы и явления, а также идеальные стандарты, являющиеся условиями реализации разнообразной рекреационной деятельности человека Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география / А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова СПб.:, 2005. С. 66.. Это своего рода фон для непосредственной рекреационной деятельности, который активизируется в зависимости от многих факторов, но никогда не играет роли сам по себе.

Под субъектами рекреации понимаются люди, ведущие рекреационную деятельность на основании стандартов своего социокультурного образования — системы, среды, внешней буферной зоны или региона смешанного освоения Там же.. Стандарты социокультурного характера обусловлены внутренней логикой эволюции СКС и диктуют использование строго определенных объектов рекреации. Так происходит выбор района для освоения в рекреационных целях, определение доминирующего типа рекреации и того, что, собственно, является рекреационными ресурсами на текущем этапе.

Под рекреационной деятельностью понимается разнообразная деятельность людей, ориентированная на восстановление собственных сил в соответствии со стандартами своего социокультурного образования. Сюда включаются суточный, недельный, квартальный, годовой и жизненный циклы рекреации. Не все они являются предметом исследования географической науки, но все они — проявления рекреационной деятельности.

В свою очередь, для проведения какой-либо деятельности, в том числе рекреационной, необходимо наличие определенных ресурсов. В эту категорию включают природные и антропогенные объекты (или часть природных и культурных ресурсов), которые при современном уровне развития производственных сил могут быть использованы для удовлетворения потребностей общества и организации отрасли, специализирующейся на рекреационном обслуживании населения. Учитывая природную и антропогенную составляющие рекреационных ресурсов, их подразделяют на соответствующие виды, группы, характеризующие климатические, гидроминеральные, водные, лесные, горные ресурсы, и ресурсы морских побережий. Антропогенная составляющая рекреационных ресурсов включает культурно-исторические памятники, города и другие населенные пункты, уникальные технические сооружения.

Кроме этого, рекреационные ресурсы подразделяют по видам (ресурсы туризма, ресурсы лечебные и т.п.) и функциям (курортные или лечебные, оздоровительные, спортивные и экскурсионно-туристские или познавательные) рекреационной деятельности.

В научной географической литературе используются также такие термины как «объект рекреационный», «территория рекреационная» и «территориальная рекреационная система». Согласно существующим определениям, объект рекреационный представляет собой «любое ограниченное по площади место, обладающее особо привлекательными для отдыха свойствами», а рекреационная территория — это «участок суши или водной поверхности, предназначенный для отдыха людей, восстановления их здоровья и трудоспособности». Далее в качестве примеров рекреационного объекта приводятся: «пруд, озеро, лесная поляна, памятник природы, видовая площадка», а для рекреационной территории называются «рекреационные леса, рекреационные водоемы (пруд, озеро, река), национальные, природные, городские и другие парки и т. п.».

Учитывая подобную расшифровку данных терминов, можно провести между ними границу; поэтому представляется более оправданным считать рекреационным объектом лишь такой пространственно ограниченный участок, в пределах которого вся занимаемая площадь служит для удовлетворения рекреационных потребностей (например, родник, памятник археологии, пляж, смотровая площадка и т. п.).

Подобный подход позволяет рассматривать в качестве рекреационной территории пространство, имеющее в своих пределах один или несколько рекреационных объектов, территориальных рекреационных систем (ТРС), расположенных компактно или рассеянно, и выполняющих одну или несколько рекреационных функций.

Следует остановиться и на таком аспекте рекреации, как физическая рекреация. Хотя в самом общем смысле под физической рекреацией понимаются любые формы двигательной активности, направленные на восстановление сил, израсходованных в процессе профессиональной работы, физическая рекреация в научной литературе, пожалуй, наиболее осмыслена как самостоятельный предмет научного анализа См.: Кирсанов В.В. Концептуальные подходы к исследованию педагогических и рекреационных технологий в социально-культурной сфере // www.knukim.edu. Этому способствовало то, что научные исследования в данном направлении сосредоточены в институтах физической культуры, где готовят студентов данного профиля. Физическая рекреация изучается системно, не только в медицинском и психологическом аспектах сугубо как восстановление сил средствами спорта или восстановление сил спортсмена, но поднимается на более высокий уровень обобщения, на уровень понимания ее как социально-культурного явления. Это дает возможность осмыслить физическую рекреацию в контексте тех идей, которые высказываются в данной статье.