Автомобильная заправочная станция

Курсовая работа

Автомобильная заправочная станция (АЗС) — комплекс оборудования на придорожной территории, предназначенный для заправки топливом транспортных средств.

Наиболее распространены АЗС, заправляющие автотранспорт традиционными сортами углеводородного топлива — бензином и дизельным топливом (бензозаправочные станции).

Менее распространёнными являются Автомобильная Газонаполнительная Компрессорная Станция (АГНКС) — заправка сжатым природным газом (CNG) и Автомобильная Газозаправочная Станция (АГЗС) — заправка сжиженным нефтяным газом (LPG).

Есть также несколько типов водородной заправочной станции.

Автозаправочные станции (АЗС), являющиеся важнейшим звеном системы нефтепродуктообеспечения, представляют собой сложные инженерные сооружения, оборудованные комплексом автоматизированных систем обеспечения технологического процесса приема, хранения топлив и заправки автотранспортной техники. Эффективность и безопасность работы АЗС во многом зависит от уровня подготовки операторов — основного обслуживающего персонала.

Автозаправочные станции являются объектами повышенной пожарной и экологической опасности.

На современных автозаправочных станциях зачастую сервис не ограничивается продажей топлива. Часто на таких станциях имеется небольшой магазин, реже — закусочная, а также банкомат, мойка и т. п.

Стационарные АЗС оснащаются системами освещения и молниезащиты.

По расположению различают дорожные и городские АЗС. К городским АЗС предъявляют более строгие требования по безопасности, в частности допускаемые расстояния до жилых домов, школ, больниц, общественных зданий строго регламентированы.

автомобильный заправочный станция газ

1. Общие сведения и классификация АЗС

Автомобильные заправочные станции классифицируют по различным признакам.

По функциональному назначению:

  • общего пользования;
  • ведомственные.

с подземным расположением;

  • с наземным расположением;
  • с расположением на транспортном средстве.

По конструктивному исполнению:

Традиционная АЗС — АЗС, технологическая система, которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с ТРК.

15 стр., 7153 слов

Проектирование строительства автозаправочной станции

... расположением; С наземным расположением; С расположением на транспортном средстве. 4. По типу расположению на местности: Дорожные; Городские; Сельские; Речные. 5. По нормативным параметрам типовых проектов: По числу топливозаправочных колонок; По числу заправок ... предназначена для розничной продаж топлива мобильная технологическая система, которая установлена на автомобильном шасси, прицепе или ...

Блочная АЗС — АЗС, технологическая система, которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива. Выполнена как единое заводское изделие.

Модульная АЗС — АЗС, технологическая система, которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и резервуаров.

Контейнерная АЗС — АЗС, технологическая система, которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная АЗС — АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая схема которой установлена на автомобильном шасси, прицепе, полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Многотопливная АЗС — АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлив. Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств сжиженным углеводородным газом (СУГ).

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) — АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств сжатым природным газом.

Топливозаправочный пункт — АЗС, которая размещается на территории предприятия и предназначенная для заправки транспортных средств этого предприятия.

Основная техническая характеристика АЗС — это ее мощность, которая определяется числом заправок в сутки (250, 500, 750, 1000 и более заправок в сутки) или числом заправок в час пик (57, 100, 135,170 автомобилей).

Режим работы АЗС, в основном, 3-х сменный, топливозаправочного пункта — по режиму работы предприятия.

Территория АЗС должна соответствовать согласованному в установленном порядке проекту. Место расположения автозаправочной станции обозначается дорожным знаком «АЗС». Проезжая часть территории АЗС должна иметь твердое покрытие и быть в исправном состоянии. На въезде и выезде с территории АЗС должны быть предусмотрены возвышенные участки, высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные Стоки в очистные сооружения, обеспечивающие сбор и отвод ливневых и талых вод. На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных пространств под зданиями и сооружениями запрещается. Приямки для ТРК, кабельные колодцы засыпаются негорючим материалом. Не допускается озеленение территории АЗС деревьями хвойных пород, кустарниками и травами, дающими волокнистые или опушенные семена.

Здания и сооружения на АЗС должны располагаться в строгом соответствии с проектом и периодически осматриваться. Результаты осмотра с описанием всех замечаний повреждений и выполненных ремонтных работ, результаты измерений осадки фундамента заносятся в специальный журнал осмотра и ремонта зданий и сооружений.

Технологическое оборудование АЗС по своему функциональному назначению подразделяется на следующие группы:

20 стр., 9788 слов

Оценка машин, оборудования и транспортных средств

... с установкой и наладкой, косвенные издержки на выполнение работ, связанные с приобретением, установкой и запуском оборудования. Цель данной работы - исследование теоретических и практических аспектов определения рыночной стоимости транспортного средства, методологии оценки машин, оборудования и транспортных средств. Термин "оценивать" ...

  • оборудование для хранения топлива и масел на АЗС;
  • оборудование для выдачи топлива и масел потребителям (топливораздаточные, смесераздаточные и маслораздаточные колонки);
  • оборудование для управления колонками и автоматизации технологических процессов на станции;
  • оборудование для количественного учета нефтепродуктов;
  • оборудование для технического обслуживания и ремонта автомобилей;
  • оборудование для мойки автомобилей;
  • оборудование для очистки ливневых и бытовых стоков;
  • оборудование для решения экологических проблем;
  • оборудование противопожарное;
  • молниезащита.

Рис. 1. Типовые проекты автозаправочных станций: а — АЗС на 500 заправок в сутки; б — АЗС, на 1000 заправок в сутки; 1 — здание для персонала станции и выполнения торговых функций; 2 — островки с раздаточными колонками; 3 — подземные резервуары для хранения топлив и масел

Рис. 2. Схема технологического оборудования АЗС: 1 — сливной колодец; 2 — сливное устройство; 3 — указатель уровня УДУ-10; 4 — резервуар объемом 25 м 3 ; 5 — дыхательное устройство; 6 — технологический колодец; 7 —патрубок замерного люка; 8 — крышка колодца; 9 — вентиль; 10 — топливо-заправочная колонна

Рис. 3. Принципиальная схема установки резервуара АЗС с топливораздаточной колонкой

В пламенегасителях 1 и 3 внутри установлены латунные сетки соответственно 2 и 4 с большим количеством ячеек (144-220 на 1 см 2 ), имеющие высокую теплоемкость. В случае воспламенения выходящих паров бензина пламя от горения воздушно-бензиновой смеси, стремясь проникнуть внутрь трубы и в резервуар, рассекается сеткой на множество мелких струй и, отдавая свое тепло сетке, гаснет. Всасывающий трубопровод 11 также имеет угловой пламенегаситель 10, сетка которого является фильтром топлива и в то же время теплоемкость ее достаточна, чтобы погасить пламя, которое возникает в трубопроводе. В случае прекращения выдачи топлива через раздаточный пистолет со шлангом 13 постоянный уровень столба топлива в трубопроводе и топливо-раздаточной колонке 12 поддерживается всасывающим (обратным) клапаном 5, который закрывается под собственным весом тарелок 6 и давлением столба жидкости, превышающим уровень ее в резервуаре.

Рис. 4. Топливораздаточная колонка с двойным приводом и мерными баллонами: 1 — воздушный клапан; 2 — отсечный клапан; 3 — мерный баллон; 4 — тарировочные кольца; 5 — корпус распределительного крана, 6 — пробка крана; 7 и 14 — обратные клапаны; 8 — нагнетательный клапан; 9 — впускной клапан; 10 и 15 — перепускные клапаны; 11 — ротор лопастного насоса; 12 — всасывающий клапан; 13 — фильтр; 16 — поршень ручного насоса; 17 — смотровое устройство; 18 — рукоятка механизма переключения; 19 — счетчик; 20 — кнопка сброса стрелки; 21 — раздаточный шланг; 22 — рукоятка запорного клапана крана; 23 — запорный клапан; 24 — раздаточный кран

2. Горюче-смазочные материалы (газы) станции заправки

Бензин — это легковоспламеняющаяся жидкость (ЛВЖ), бесцветная или слегка желтоватого цвета, нерастворимая в воде, с резким запахом. Плотность бензина p 20 -= 0,70/0,78 г/см3 . Пары бензина тяжелее воздуха.

Основные эксплуатационные свойства бензинов

1. Детонационная стойкость — способность бензина нормально сгорать в цилиндрах двигателя автомобиля без детонации. Детонация — это процесс взрывного горения топлива. Детонационная стойкость оценивается октановым числом (О.Ч.)

О.Ч. — численно равно процентному содержанию изо — октана в смеси с н-гептаном, которая ведет себя аналогично испытуемому бензину. О.Ч. бензинов определяется на специальных одноцилиндровых установках двумя методами: моторным и исследовательским. Если О.Ч. определено исследовательским методом, то в обозначении марки бензина добавляется буква «и».

Испаряемость — способность бензина испаряться. Испаряемость характеризуется давлением насыщенных паров и фракционным составом. По испаряемости бензины подразделяются на бензины летнего и зимнего вида (по ГОСТ 2084) и на пять классов испаряемости (по ГОСТ Р 51105)

Химическая стабильность — способность бензина сохранять свои свойства и химический состав.

Химическая стабильность оценивается индукционным периодом — временем, в течение которого топливо в условиях ускоренного окисления (100 °С и повышенное давление), еще не входит в реакцию с кислородом.

Коррозионные свойства — коррозионное действие бензинов определяется содержанием серы, неорганических водорастворимых кислот и щелочей, а также воды.

Склонность к нагарообразованию определяется наличием фактических смол.

Содержание механических примесей и воды — механические примеси и вода в топливе должны отсутствовать. Механические примеси способствуют интенсивному изнашиванию цилиндров измерителя объема и сокращению сроков службы фильтров в ТРК. Вода в зимнее время замерзает, образуя ледяные пробки, вследствие чего нарушается бесперебойная подача бензина к карбюратору двигателя.

Таблица 1. Товарный ассортимент бензинов

Марки бензинов

Нормативный документ

Другие требования

А-76

ГОСТ 2084-77

по испаряемости: летний и зимний

Нормаль — 80

ГОСТ 51105-97

по испаряемости:

5 классов

Регуляр — 91,92,93

Премиум — 95

Супер-98

А-80

ТУ 38.001165-97

Бензины экспортные

А-92

А-96

АИ-92

ТУ 38.401-58-58-93

Бензины с улучшенными экологическими характеристиками

АИ-93

АИ-95

Регуляр Евро — 92

ГОСТ Р 51866-2002

Бензины высшего качества (соответствуют европейским нормам

ЕН228-99)

Премиум Евро — 95

Супер Евро — 98

Все бензины, выпускаемые по ТУ должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51313 — 99

Дизельное топливо — это горючая жидкость, с резким запахом, светло коричневого цвета, нерастворимая в воде.

Р 2 0 = 0,80/0,86 г/см3 .

Основные эксплуатационные свойства дизельных топлив

1. Самовоспламеняемость определяется цетановым числом (Ц.Ч.) Ц.Ч. численно равно процентному содержанию цетана в его смеси с а — метил — нафталином, которая по характеру сгорания равноценна испытуемому топливу.

Оптимальным Ц.Ч. для дизельных топлив является 40—50.

2. Вязкость и плотность определяют процессы испарения и смесеобразования в двигателе. Стандартом на дизельное топливо вязкость нормируется в пределах 1,5 — 6,0 сСт в зависимости от марки топлива.

3. Низкотемпературные свойства характеризуются температурой помутнения и температурой застывания.

Температура помутнения — это температура, при охлаждении до которой топливо начинает мутнеть вследствие образования микрокристаллов парафинов.

Температура застывания характеризует потерю текучести (подвижности) топлива с понижением температуры из-за увеличения вязкости.

При достижении t застыв подача топлива в цилиндры двигателя становится невозможной. Низкотемпературные свойства определяют марку дизельного топлива.

4. Температура вспышки — характеризует пожарную опасность топлива. Согласно ГОСТ 305-82 нефтеперерабатывающие предприятия выпускают топлива с температурой вспышки не ниже 40 °С — для дизелей общего назначения и не ниже 62 °С — для тепловозных и судовых дизелей.

5. Коррозионные свойства характеризуются содержанием серы и ее соединений.

6. Склонность к нагарообразованию — характеризуется содержанием фактических смол

Товарный ассортимент дизельных топлив

ГОСТ 305-82

Л — летнее, температура применения — до 0 °С

3 — зимнее, температура применения — до — 20 °С (t помутнения < — 25 °С) или до — 30 °С (tпомутнения < — 35 °С)

А — арктическое, температура применения — до — 50°С

По содержанию серы дизельное топливо делится на две группы:

I-S до 0,2%

II — S до 0,5% (А — до 0,4%)

ТУ 38.401-58—110-94 — дизельное топливо экспортное

ДЛЭ и ДЗЭ получают гидроочисткой прямогонных дизельных фракций.

Определяют дизельный индекс, а не Ц.Ч.. Кроме того, вместо определения воды и коэффициента фильтруемости экспресс — методом устанавливают прозрачность топлива при температуре +10°С.

ТУ 38.101889-81 — зимнее с депрессорными присадками ДЗП — получают на базе летнего с t помутнения = — 5 °C путем добавки присадки (можно использовать в зимний период до температуры — минус 15° С)

ТУ 38.1011348-39 — экологически чистое

ДЛЭЧ — В ароматических углеводородов — до 20%

ДЛЭЧ без ограничения содержания ароматических

углеводородов

ДЗЭЧ — В ароматических углеводородов — до 10%

ДЗЭЧ без ограничения содержания ароматических

углеводородов

Посторонние механические примеси и вода в бензине и дизельном топливе должны отсутствовать. Данные требования обеспечиваются наличием фильтров при сливе нефтепродуктов в резервуар и в топливораздаточных колонках.

МАСЛА

Классификация моторных масел

В основу классификации моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 положены два характерных признака: кинематическая вязкость и качественный уровень эксплуатационных свойств.

По вязкости масла подразделяются на три класса: летние, зимние и всесезонные.

Летние масла: 8*Д0,12,14,16,20,24

Зимние масла: Зз,4з,5з,6з,6,8*

* масла класса 8 нередко используют как в летний так и в зимний период

Всесезонные масла обозначается дробным индексом (например 5з/12, 6з/14 и т.д.) Система обозначений моторных масел включает: букву «М» — моторное, цифру, характеризующую уровень вязкости и букву, обозначающую принадлежность к группе по эксплуатационным свойствам.

Таблица 2. Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17491.1-85)

Группа масла

Рекомендуемая область применения

А

Нефорсированные карбюраторные двигатели и дизели

Б,

Малофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников

Б 2

Малофорсированные дизели

В 1

Среднефорсированные карбюраторные двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений

В 2

Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к противокоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений

Г 1

Высокофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению

Г 2

Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений

Д 1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г 1

Д 2

Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых условиях или если применяемое топливо требует использования масел с малой склонностью к образованию всех видов отложений

E 1

Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Д 1 и Д2

Е 2

Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

Примеры обозначений:

М-10-Г 2 (к) — масло моторное летнее, для дизельных двигателей, буква «к» означает, что данное масло предназначено для преимущественного применения в автомобилях КАМАЗ

М-5з/10-Г 1 — масло моторное всесезонное, для карбюраторных двигателей

Международная классификация моторных масел

В большинстве развитых стран мира общепринятой служит классификация моторных масел по вязкости, установленная SAE (Американским обществом автомобильных инженеров) в стандарте SAE J-300 DEC-99, и по областям применения и уровню эксплуатационных свойств, установленная API (Американским институтом нефти).

По SAE моторные масла маркируются следующим образом: летние — 20, 30, 40, 50, 60 (цифра обозначает вязкость при температуре 98,9°С), зимние — 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W (цифра обозначает вязкость масла, a W — зимнее).

Всесезонные (загущенные масла) обозначаются сдвоенным номером, один из которых соответствует зимнему, а другой летнему классу (5W-3O, 10 W-40 и т.д.)

По API моторные масла маркируются двухбуквенным индексом. Первая буква означает категорию: к категории «S» относятся масла для 4-тактных бензиновых двигателей, и категорию «С» масла, для дизельных двигателей. Второй буквой является показатель группы масла по уровню эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала латинского алфавита расположена буква, тем выше уровень эксплуатационных свойств моторного масла.

Классификация трансмиссионных масел

Масла, служащие для смазывания коробок передач, раздаточных коробок, дифференциалов, механизмов рулевого управления, представляющих собой зубчатые передачи, называются трансмиссионными.

Трансмиссионные масла должны иметь хорошие противоизносные, противозадирные и противопиттинговые свойства, характеризоваться пологой вязкостно-температурной кривой, низкой температурой застывания, обладать хорошей термической и термоокислительной стабильностью, а также высокой стабильностью при хранении. Они должны минимально воздействовать на резинотехнические уплотнительные материалы, не допуская их разрушения, иметь хорошие антикоррозийные свойства, не содержать механические примеси и воду.

По ГОСТ 17479.2 85 буквами «ТМ» обозначается транмиссионное масло, буквой «3» — загущенное масло. Трасмиссионные масла в зависимости от эксплуатационных свойств подразделяются на пять групп, определяющих области их применения и классы по вязкости.

Таблица 3. Классы вязкости трансмиссионных масел

Класс вязкости по ГОСТ 17479.2

Класс вязкости по SAE

Вязкость кинематическая при 100°С, сСт

9

75 W

6,00 -10,99

12

80 W/85 W

11,00-13,99

18

90

14,00-24,99

34

140

25,00-41,00

Таблица 4. Группы трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам и области их применения

Группа масел

Состав масла

1

Минеральные масла без присадок

2

Минеральные масла с противоизносными присадками

3

Минеральные масла с противозадирными присадками

умеренной эффективности

4

Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности

5

Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла

Примеры обозначения трансмиссионных масел: ТМ-5-12, ТМ-4-18,ТМ-3-9.

3. Техника безопасности, пожаробезопасность

Оператор автозаправочной станции, вынужденный по долгу службы работать с горючими веществами, должен строго соблюдать правила охраны труда, а также техники безопасности.

Прежде всего, ему необходимо надеть спецодежду. На этом же этапе проверяется работоспособность технологического оборудования и средств пожаротушения.

Перед тем, как приступить к осуществлению слива нефтепродуктов в специальные резервуары АЗС, следует освободить выезд для автомобилей (на случай возникновения аварийной ситуации).

Резервуар с горючими веществами, а также все трубопроводы, запорная арматура, автоцистерна и т.д. должны быть полностью исправными.

Не дозволяется осуществление заправки автомашин, пока не будет завершен слив в резервуар нефтепродуктов, содержащихся в цистерне. Причем данный процесс (осуществляемый как в подземные, так и в наземные резервуары) должен производится исключительно по герметизированным каналам.

А для очистки вод, используемых в производственных целях, чаще всего задействуется ливневка с очистными Векса. Благодаря им отработанная влага освобождается от посторонних смесей и нефтепродуктов.

В процессе осуществления заправки автотранспорта также необходимо соблюдать ряд следующих предписаний:

  • минимальное расстояние между машиной, обслуживаемой оператором и той, которая следует за ней, должно равняться 3 м. Остальные авто должны располагаться в метре друг от друга;
  • процесс наполнения бензобака осуществляется при водителе и с условием, что двигатель будет полностью заглушен (последнее правило можно нарушать лишь при низкой температуре воздуха);
  • все пролитые нефтепродукты тщательно протираются или засыпаются песком. Ткань, используемая для обтирки, хранится в закрытых металлических ящиках вплоть до вывоза в отведенные для нее места;
  • Если требуется осуществить заправку машин, используемых для перевозки взрывоопасных или же горючих грузов, необходимо использовать для этой цели специальную площадку. Обычно такие участки располагаются минимум в 25 м от АЗС.

Только при соблюдении этих правил можно гарантировать себе и своим клиентам полную безопасность.

Факторы, влияющие на здоровье работников в процессе их трудовой деятельности можно условно разделить на две группы: Вредные производственные факторы:

  • Вредные пары, газы, пыль;
  • Неблагоприятные метеорологические условия;
  • Освещение, шум, вибрация;
  • Ионизирующее излучение и т.д.

Длительное воздействие того или иного вредного фактора может привести к заболеваниям.

Профессиональное заболевание — стойкая потеря трудоспособности, наступившая в результате трудовой деятельности.

Опасные производственные факторы:

  • Движущиеся машины и механизмы;
  • Повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
  • Работа на высоте (более 1,3м).

Воздействие того или иного опасного фактора может привести к травме.

Травма — это результат внезапного воздействия какого-либо фактора, приведший к нарушению целостности тканей или функциональных процессов.

К травмам могут привести и вредные факторы. Например, высокое содержание паров нефтепродуктов может вызвать мгновенную потерю сознания и возможную травму. Каждый случай травматизма на производстве должен быть расследован специально созданной комиссией с оформлением акта по форме H1.

Меры борьбы с вредными воздействиями:

  • Обеспечение спецодеждой;
  • Периодические медицинские осмотры;
  • Обеспечение аптечкой;
  • Обеспечение спецпитанием.

При несчастном случае оператор обязан:

  • немедленно сообщить о несчастном случае администрации;
  • принять меры по оказанию первой помощи пострадавшим, при необходимости вызвать скорую помощь;
  • по возможности, если это не угрожает жизни людей, оставить обстановку, где произошёл несчастный случай, без изменения.

Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности

Назначение инструктажа — ознакомление работающих с условиями работы, обязанностями при выполнении работы и действиями при аварийных ситуациях.

Виды инструктажа:

  • Вводный — проводит инженер по технике безопасности при приеме на работу;
  • Первичный — проводит непосредственный руководитель работника на рабочем месте;
  • Повторный — проводится каждые шесть месяцев с росписью в журнале;
  • Внеплановый — проводит непосредственный руководитель работника после какой-либо аварии или несчастного случая; при изменении технологического процесса и т.д.
  • Специальный — проводится при выполнении работ по наряду-допуску; при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями.

4. Оказание медицинской помощи

Воздействие электрического тока на организм человека:

  • Термическое воздействие — разогрев;
  • Электрическое воздействие — нарушение состава крови, лимфы и т.д.;
  • Биологическое воздействие — нарушение ритма дыхания, сердца, непроизвольное сокращение мышц и т.д.

Различают два вида поражения человека электрическим током: электрическая травма (ожог или механическая травма), электрический удар (поражается весь организм).

При электрическом ударе в большинстве случаев сначала нарушается дыхание, а сердце еще продолжает работать с нарушением своего ритма, после чего может последовать остановка сердца.

Степень опасности поражения электрическим током определяется силой тока, прошедшего через организм, напряжением, продолжительностью нахождения человека под током и др. Опасность поражения имеется уже при силе тока 0,05А, даже при кратковременном его воздействии. Поражение током 0,1 А и выше приводит к смертельным исходам. Безопасным уровнем напряжения считается 36В, а в сырых помещениях, внутри резервуаров и аппаратов — 12В.

При поражении человека электрическим током в первую очередь необходимо освободить пострадавшего от действия электрического тока (выключить рубильник, вывинтить предохранители и т.д.).

При этом необходимо учесть следующее:

  • одновременно может выключиться свет, поэтому в ночное время необходимо обеспечить освещение от другого источника;
  • пострадавший может упасть, если он находиться на высоте, в этом случае должны быть приняты меры, обеспечивающие безопасность при падении пострадавшего;
  • непосредственное прикосновение к человеку, находящемуся под током, опасно для человека, оказывающего помощь, т.к.

он сам может попасть под напряжение.

В том случае, когда не удается быстро отключить ток, пострадавшего надо отделить от провода или токоведущей части оборудования сухой деревянной палкой, доской, веревкой.

После освобождения пострадавшего от действия электрического тока необходимо убедиться, не потерял ли он сознание и есть ли у него дыхание и пульс.

Если пострадавший потерял сознание, но его дыхание сохранилось, его следует удобно уложить, расстегнуть стесняющую одежду, создать приток свежего воздуха. Дать понюхать нашатырный спирт, растереть и согреть тело.

При отсутствии дыхания нужно немедленно сделать искусственное дыхание и массаж сердца.

Первая помощь при ранениях

Наибольшую опасность при ранениях представляют кровотечения, загрязнение и инфицирование ран.

При оказании первой помощи необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не прикасаться к ране;
  • Не промывать ее;
  • Не извлекать из раны инородные тела, попавшие в нее.

Для перевязки раны пользоваться индивидуальными перевязочными пакетами или стерильными бинтами. При отсутствии стерильного перевязочного материала можно использовать чистый носовой платок или полотняную тряпочку, на которую необходимо накапать несколько капель йодной настойки, чтобы получилось пятно размером больше раны.

Для остановки кровотечения необходимо поднять раненую конечность и наложить давящую повязку. При сильном кровотечении, если оно не останавливается повязкой, следует сдавить кровеносные сосуды пальцами, жгутом или закруткой, или сгибанием конечности в суставах.

Оставлять жгут на месте его наложения можно не более 2-х часов (при низкой температуре — не более 1 часа).

Первая помощь при переломах

Первая помощь — создание неподвижности костей в области перелома, вызов медицинской помощи или быстрейшая доставка пострадавшего в лечебное учреждение. Неподвижность костей достигается фиксацией двух суставов выше и ниже перелома с помощью шины или какого-либо подсобного материала.

При открытом переломе перед шинированием на рану накладывают сухую стерильную повязку. При переломах костей пальцев и кисти рук шина не накладывается. Пострадавшему дают в руку скатанный из марли и ваты комок и в этом положении забинтовывают кисть. Переломы костей стопы фиксируются шиной, которая накладывается на подошву. При переломе ключицы руку подвешивают на косынку. Если есть подозрения на повреждение позвоночника, пострадавшего следует положить либо на живот, либо на щит, доску и в таком положении доставить в медицинское учреждение.

Первая помощь при отравлении парами нефтепродуктов

При отравлении парами нефтепродуктов пострадавшего необходимо вынести или вывести на свежий воздух, напоить крепким чаем, кофе и вызвать немедленно врача.

При потере сознания, при остановке или ослаблении дыхания до прихода врача необходимо делать искусственное дыхание.

Первая помощь при ожогах

Ожоги бывают: термические и химические Термические ожоги бывают 4-х степеней:

  • Первая степень — характеризуется покраснением, припухлостью и болезненностью обожженного участка;
  • Вторая — образованием пузырей;
  • Третья и четвертая — обугливанием пораженного участка с полным нарушением кожного покрова и подкожных тканей.

При ожогах первой степени пораженное место можно смочить раствором марганцовокислого калия или 2% раствором питьевой соды, а затем наложить стерильную повязку.

При ожогах второй степени поражения место также смочить раствором марганцовокислого калия, пузыри вскрывать нельзя. Применять какие-либо мази и жиры при ожогах нельзя.

При ожогах 3-й и 4-й степени — наложить стерильную повязку и отправить в медпункт.

При ожогах кислотами и щелочами необходимо немедленно и обильно обмыть пораженное место струей воды, а затем обработать нейтрализирующим средством: при ожогах кислотами — раствором питьевой соды, при ожогах щелочами — раствором борной кислоты.

При попадании кислот или щелочей в глаза, их нужно промыть большим количеством воды.

Искусственное дыхание пострадавшему

Перед началом искусственного дыхания необходимо убедиться в проходимости верхних дыхательных путей, которые могут быть закрыты запавшим языком или скопившейся слизью. Для этого необходимо голову пострадавшего повернуть набок, удалить слизь и, если имеются зубные протезы вынуть их изо рта. Затем пострадавшего укладывают на спину, освобождают грудь от стесняющей одежды, под лопатки подкладывают небольшой валик. Голову следует запрокинуть так, чтобы подбородок находился на одной линии с шеей. Оказывающий помощь делает глубокий вдох, и вдувает воздух в легкие пострадавшего. Частота вдуваний 14 — 16 раз в минуту.

Зачастую искусственное дыхание проводится одновременно с закрытым массажем сердца, который осуществляется следующем образом: пострадавший лежит на спине на чем-нибудь твердом, а оказывающий помощь занимает место сбоку. Ладонь одной руки кладут на нижнюю треть грудины, другой — на тыльную поверхность первой. Энергичными толчками обеих рук смещают переднюю стенку грудной клетки на 4 — 5см в сторону позвоночника. Во время массажа следует избегать грубых толчков, чтобы не вызвать перелома ребер и не повредить внутренних органов. Массаж сердца необходимо сочетать с искусственным дыханием. На каждый акт дыхания — 4-5 толчков в области сердца.

5. Документация (журналы)

Основными документами, регламентирующими деятельность АЗС являются:

  • Правила технической эксплуатации АЗС;
  • Требования пожарной безопасности НПБ 111 — 98**, Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-93;
  • Правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций ПОТ РМ 021-2001;
  • Инструкция по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов.

На каждой АЗС должна быть следующая документация:

  • Правила технической эксплуатации АЗС;
  • Паспорт АЗС с технологической и электрической схемой;
  • Паспорта на резервуары, градуировочные таблицы, акты зачистки и замера базовой высоты;
  • Паспорта и формуляры на ТРК;
  • Журнал сменных отчетов;
  • Журнал учета поступивших нефтепродуктов;
  • Журнал учета ремонта оборудования;
  • Журнал учета расхода электроэнергии;
  • Журнал учета оборудования, инвентаря и имущества;
  • Журнал проверки состояния ОТ и пожарной безопасности;
  • Книга кассира-операциониста и кассовая книга;
  • Книга приема и сдачи смены;
  • Инструкции по охране труда для основных профессий и должностные инструкции;
  • График поверки средств измерения.

Поскольку АЗС является объектом повышенной пожарной опасности, ее эксплуатация разрешается при наличии плана локализации и ликвидации пожарных ситуаций и пожаров на АЗС (ПЛЛ), согласованного с территориальным подразделением государственной пожарной службы (ГПС), а также плана локализации и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов (ЛАРН), согласованного территориальным подразделением МЧС России.

АЗС — объект, загрязняющий окружающую природную среду, поэтому должен иметь следующие документы:

  • Выписка из приказа об организации экологического производственного контроля;
  • Заключение экологической экспертизы;
  • Разрешение на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО), и нефтешламов.

Заключение

Автозаправочные станции предназначены для снабжения топливом и смазочными маслами автомобильного транспорта (легкового, грузового и специального), мотоциклов, мотороллеров, мопедов и других машин, а также для розничной продажи нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару. На АЗС можно производить заправку транспорта топливной смесью.

Автозаправочные станции могут быть также оборудованы приспособлениями для подкачки шин автомобилей и заливки воды в радиатор, иметь посты мойки и смазки автотранспорта, устройства для слива и сбора отработанных масел.

Автозаправочные станции располагаются в населенных пунктах, на магистралях шоссейных дорог и в крупных автомобильных парках. По объему обслуживания транспорта станции строят на 500, 750 и 1000 заправок в сутки. Разработан проект и малогабаритной АЗС на 250 заправок в сутки. Режим работы станции: 365 дней в году, как правило, при трехсменной работе. Нефтепродукты на АЗС обычно завозят автомобильным транспортом.

Технологическое оборудование АЗС включает оборудованные подземные резервуары, раздаточные колонки и трубопроводы. В населенном пункте общий объем подземных резервуаров не должен превышать 250 м 3 .

Подземный резервуар оборудуется сливным трубопроводом, один конец которого соединен со сливным фильтром, а другой опущен в резервуар на 100—120 мм ниже всасывающего клапана (на уровне «мертвого» остатка).

Этим создается гидравлический затвор, предотвращающий проскакивание искры или пламени в резервуар во время сливных операций.

Электрооборудование раздаточной колонки состоит из электродвигателя, пускового устройства, электрического фонаря для освещения колонки в ночное время и клеммой коробки для разделки кабеля.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/zapravki/

1. Дэниел Ергин. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — 944 с.

2. Коршак А.А, Коробков Г.Е., Муфтахов Е.М. Нефтебазы и АЗС: Учеб. Пособие. Изд.- Уфа: Изд — во ДизайнПолиграфСервис,2006.-С.273-312.

3. Коршак А.А, Шаммазов А.М. Основы нефтегазового дела. Проектирование, сооружение, эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ: Учеб. пособие 2-е изд.-Уфа:Изд-во УГНТУ, 2000.-С.239-245.

4. СНиП 1.02.07 -87. Инженерные изыскания для стротельства АЗС — М. Стройиздат, 1999.

5. Шаммазов А.М. История нефтегазового дела России / А.М. Шаммазов. — М.: Химия,2001г.