Проектирование строительства автозаправочной станции

Курсовая работа

Все здания, расположенные на территории АЗС, должны обладать степенью огнестойкости не хуже III а при одноэтажном строительстве. В соответствии с этой степенью огнестойкости принимается конструкция зданий и материалы для их строительства. В настоящее время с целью ускорения сроков строительства и его удешевления применяется блочно-панельный способ возведения зданий, когда целые блоки зданий или их элементы поставляются на строительную площадку с максимальной заводской готовностью.

1.2 Определение набора нефтепродуктов

На АЗС реализуют нефтепродукты разного типа, наиболее актуальные типы нефтепродукта используют более часто. Это такие нефтепродукты как, АИ-92, АИ-95 и ДТ.

Выбраны именно эти нефтепродукты наиболее актуальны на многих заправках.

Бензин АИ-92-представляет собой смесь компонентов, получаемых в результате различных технологических процессов: прямой перегонки нефти; каталитического риформинга; каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумного газойля; изомеризации прямогонных фракций; алкилирования; ароматизации термического крекинга; висбрекинга; замедленного коксования.

Область применения:

  • представляет собой смесь компонентов, получаемых в результате различных технологических процессов: прямой перегонки нефти;
  • каталитического риформинга;
  • каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумного газойля;
  • изомеризации прямогонных фракций;
  • алкилирования;
  • ароматизации термического крекинга;
  • висбрекинга;
  • замедленного коксования.

Технические характеристики АИ-92

Октановое число, не менее, моторный метод

82,5

Октановое число, не менее, исследовательский метод

91,0

Содержание свинца, г/дм3, не более

0,10

Содержание марганца, мг/дм3, не более

18

Содержание фактических смол, мг /100 см3, не более

5,0

Индукционный период бензина, мин, не менее

360

Массовая доля серы, %, не более

0,05

Объемная доля бензола, %, не более

5

Плотность при 15 °С, кг/м3

725-780

Бензин АИ-95 — представляет собой смесь компонентов, получаемых в результате различных технологических процессов: прямой перегонки нефти; каталитического риформинга; каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумного газойля; изомеризации прямогонных фракций; алкилирования; ароматизации термического крекинга; висбрекинга; замедленного коксования.

Технические характеристики АИ-95

Октановое число, не менее, моторный метод

85,0

Октановое число, не менее, исследовательский метод

95,0

Содержание свинца, г/дм3, не более

0,010

Содержание марганца, мг/дм3, не более

18

Содержание фактических смол, мг /100 см3, не более

5,0

Индукционный период бензина, мин, не менее

360

Массовая доля серы, %, не более

0,05

Объемная доля бензола, %, не более

5

Испытание на медной пластине

Выдерживает, класс 1

Внешний вид

Чистый, прозрачный

Плотность при 15 °С, кг/м3

725-780

Дизельное топливо-жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе внутреннего сгорания. Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти.

Различают так называемое зимнее и летнее дизельное топливо. Основное отличие в температуре предельной фильтруемости (ASTM D 6371) и температура помутнения и застывания (ASTM D97, ASTM D2500), указанной в стандартах на это топливо. Производство зимнего топлива обходится дороже, но без предварительного подогрева невозможно использовать летнее топливо, например, при -10 оС. Еще одной проблемой является повышенное содержание воды в дизельном топливе. Вода отслаивается при хранение дизтоплива и собирается внизу, так как плотность дизтоплива меньше 1кг/л.

1.3 Классификация АЗС

1. По конструктивному исполнению:

  • Стационарные (Традиционные);
  • Блочные;
  • Контейнерные;
  • Модульные;
  • Передвижные.

2. По функциональному назначению:

  • Общего пользования;
  • Ведомственные (заправочные пункты).

  • С подземным расположением;
  • С наземным расположением;
  • С расположением на транспортном средстве.

4. По типу расположению на местности:

  • Дорожные;
  • Городские;
  • Сельские;
  • Речные.

5. По нормативным параметрам типовых проектов:

  • По числу топливозаправочных колонок;
  • По числу заправок в часы пик;
  • По количеству заправляемых машин в сутки;
  • По общей вместимости резервуаров.

Многотопливная АЗС, на территории которой предусмотрена заправка траспортных средств двумя или тремя видами топлива (бензин и ДТ, сжиженный углеводородный и сжатый природный газ).

Топливозаправочный пункт АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.

Традиционная АЗС, с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая схема, которой характеризуется разнесение резервуаров и ТРК.

Термины.

Блочная АЗС, с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная АЗС, с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система, которой характеризуется разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная АЗС, с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная АЗС, предназначена для розничной продаж топлива мобильная технологическая система, которая установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Нормативные параметры типовых проектов АЗС

Типы АЗС

Мощность АЗС, машин/ч.

Количество резервуаров 25 м3, шт.

Время заправки транспортного средства, мин.

Число ТРК, шт.

Средняя разовая заправка, л.

Площадь АЗС, Га

1

240

12

2,5

12

50

0,4

2

160

8

2,5

8

50

0,35

3

80

4

1,75

4

50

0,2

4

120

6

2,5

6

50

0,3

Вариант АЗС:

  • Сливная площадка АЦ;
  • Резервуарный парк;
  • Стоянка автомашин;
  • Очистные сооружения;
  • Опоры освещения;
  • Навес;
  • Здание операторной;
  • Флагштоки;
  • Стела;
  • Декоративное ограждение;
  • ТРК;
  • Заправочная площадка с островками ТРК;
  • Направление движения транспорта;
  • Дорожные знаки и указатели.

1.4 Определение набора оптимальных конфигураций АЗС

Данная АЗС оснащена традиционным способом.

Состав проекта АЗС включает в себя:

1. Здание операторной с операционным залом (6,1 х 10.9 м)

1.1 Фундаменты

1.2 Электросиловое оборудование

1.3. Электроосвещение

1.4 Телефонизация

1.5 Система охранно-пожарной сигнализации

1.6 Отопление (эл. радиаторы масляные)

1.7 Система вентиляции и кондиционирования воздуха

1.8 Внутренние инженерные коммуникации БиК (включая узел учета воды)

1.9 Торговое и сервисное оборудование, мебель

1.10 Рекламное оформление

2. Навес над ТРК (7,2х15.54 м) и переходной навес к зданию операторной (5.5 х 13.2 м)

2.1 Фундаменты

2.2 Ливнестоки

2.3 Электрообогрев водостока

2.4 Основание под ТРК

2.5 ТРК с системой КИП и А

2.6 Рекламное оформление

3. Резервуарный парк

3.1 Резервуары топлива емк. 40 (20+20) м3

3.2 Аварийный резервуар топлива емк. 16 м3

3.3 Навесное оборудование.

3.4 Технологические трубопроводы

4. Так же АЗС включает наружное оборудование такое как:

4.1 Каналы для технологических трубопроводов

4.2 Камера сливных устройств

4.3 Молние приемники и молниезащита зданий и сооружений

4.4 Информационная стела

4.5 Флагштоки

5. Внутриплощадочные инженерные сети

5.1 Освещение территории площадки

5.2 Сети ливневой канализации с устройством дождеприемных решеток вокруг навеса и канализационных дождеприемных колодцев

5.3 Резервуар загрязненных и очищенных стоков емк. 60 м3

5.4 Резервуары противопожарного запаса воды емк. 2х60 м3

5.5 Очистные сооружения

5.6 Сети бытовой канализации с устройством канализационных колодцев

5.7 Сети хоз.-питьевого водопровода с устройством водопроводных колодцев и установкой пожарного гидранта

5.8 Электрические кабельные сети

5.9 Слаботочные сети

6. Благоустройство площадки

6.1. Асфальтобетонное покрытие проездов и площадок

6.2. Бетонное покрытие площадки слива топлива

6.3. Плитные тротуары

6.4. Озеленение

6.5. Ограждение территории

Основные конструктивные решения здании и сооружении АЗС

1. Здание операторной с операторным залом (6,1 х 10,9 м)

1.1 Каркас — металлический

1.2. Фундаменты — столбчатые монолитные

1.3. Стены — панели серого цвета

1.4 Перегородки — гипсокартонные, армокирпичные

1.5 Кровля — мягкая, рулонная.

1.6 Степень огнестойкости здания — III

1.7 Категория здания по пожароопасности «Д»

1.8 Общая площадь здания — 133.45 м2

2. Навес над ТРК(7.2 х 15.54м)

2.1 Каркас — металлический

2.2 Подшивной потолок — алюминиевый профиль

2.3. Кровля — из профилированного настила

2.4. Колонны — сдвоенные

2.5. Фундаменты — столбчатые монолитные

2.6. Категория огнестойкости — III

2.7. Площадь застройки — 173.81 м2

3. Переходный навес к зданию операторной (5,5 х 13,2 м)

3.1. Каркас — металлический

3.2. Подшивной потолок — алюминиевый профиль

3.3. Кровля — из профилированного настила

3.4. Категория огнестойкости — III

3.5. Площадь застройки — 72.60 м2

2. Специальная часть

2.1 Определение исходных расчетных данных

Определение вместимости резервуарного парка и подбор резервуаров.

Определяем объем резервуарного парка на АЗС, при этом учитываем 3-х суточный запас топлива. Реализация АЗС в сутки-850

550-бензинов;

300-дизельного топлива.

Таким образом, принимаем 2 резервуара, заглубленные двустенные для бензинов — объемом 50 м 3 , и 2 резервуара для дизельного топлива — объемом 50 м3 .

Топливораздаточные колонки (ТРК) предназначены для измерения объема и выдачи топлива при заправке транспортных средств и в тару потребителя. Класс точности ТРК должен быть не более 0,25. Маслораздаточные колонки (МРК) предназначены для измерения объема и выдачи масел в тару потребителя. Класс точности МРК должен быть не более 0,5.

По нормам одна ТРК заправляет в час 15 автомашин,

Одна колонка за сутки заправляет 240 машин,

Определяем необходимое число топливораздаточных колонок:

Принимаем необходимое число топливораздаточных колонок 4.

Подбор топливораздаточных колонок.

Принимаем работу ТРК:

, где где Ки — коэффициент использования колонки (0,6).

Одна колонка может заправлять за одни сутки:

16*15=240 машин

Определяем необходимое число топливораздаточных колонок

В итоге топливораздаточных колонок на АЗС 3.

2.2 Выбор оптимальных типоразмеров резервуаров

Резервуары для хранения нефтепродуктов на АЗС отвечают следующим требованиям:

  • плотность хранимого продукта, не более 1 т/м3;
  • внутреннее давление (избыточное), не более 0,07 МПа;
  • вакуум, не более 0,001 МПа;
  • максимальное допустимое заглубление 1,2 м;
  • допускаемые геометрические отклонения резервуара, мм:
  • по длине (высоте) +-10
  • по длине окружности цилиндра +-20
  • образующей прямой линии, не более 1/150.

Резервуары АЗС оснащаются следующими устройствами:

  • сливным (для приёма нефтепродуктов из автоцистерн);
  • всасывающим (для подачи нефтепродуктов из резервуаров заправляющим колонкам);
  • замерным (для измерения уровня жидкости в резервуарах);
  • дыхательным (для сообщения резервуара с атмосферой).

Номинальная вместимость резервуара, м3

Диаметр

мм

Высота

мм

РВС 50м3

3770

4 470

Норма одной средней заправки бензинов 50 л и дизельного топлива 100л.

Определяем объем резервуаров для бензина.

Vб =0,05*550*3=82,5 м 3

Определение объема резервуаров для дизельного топлива

Vд=0,1*200*3=60 м 3

Подбираем резервуары объемом 50 м3 для бензина

Подбираем резервуары объемом 50 м3 для дизельного топлива

2.3 Компоновка резервуарного парка

Компоновка резервуарного парка, расстояния между стенками резервуаров, вместимость групп резервуаров и расстояния между группами должны соответствовать требованиям СНиП 2.11.03-93. Схема расположения резервуаров в обваловании, а также отдельных резервуаров в резервуарном парке зависят от:

  • категории резервуарного парка;
  • объема резервуара по строительному номиналу;
  • технологической схемы парка;
  • очередности строительства резервуаров;
  • рельефа местности и планировочного решения парка в целом;
  • других местных условий.

По периметру резервуара или каждой группы резервуаров необходимо предусматривать:

  • замкнутое обвалование, рассчитанное на гидростатическое давление разлившейся жидкости с укреплением железобетонным покрытием;

— Конструкцию железобетонного покрытия защитного обвалования принять: покрытие толщиной 100 мм из бетона класса В15, армированное сетками класса Вр-I с ячейкой 200Ч200 мм. Арматурные сетки закрепляются вязальной проволокой к предварительно забитым в грунт обвалования анкерам, установленным с шагом 1,0 м в шахматном порядке. В железобетонном покрытии защитного обвалования выполнить расположенные по периметру обвалования вертикальные температурно-усадочные швы, расстояние между температурно-усадочными швами определяется расчетом. Расчет допускается не производить, если при расчетной температуре наружного воздуха минус 40 °С и выше расстояние между температурно-усадочными швами принимается не более 20 м.

Устройство покрытия обвалованной площадки резервуара предусматривать из щебня или гравия по ГОСТ 8267 — толщиной 0,5м, фракцией свыше 40 до 80 (70) мм, 4 группы, маркой по дробимости (прочностью) не менее 400, маркой по морозостойкости не менее F 50.

Высота обвалования и объем обвалованной территории резервуарного парка определяется согласно СНиП 2.11.03-93 При недостатке площади в качестве обвалования необходимо предусматривать устройство ограждающей стены из монолитного железобетона.

Схема установки резервуаров:

Так же устанавливается еще 4 резервуар для аварийного пролива.

2.4 Подбор оборудования АЗС

Подбор оборудования на АЗС требует особые внимания и подход. Так же оборудования на АЗС должно отвечать правилам безопасности и надежности. Автозаправочные комплексы относятся к объектам повышенной опасности. Выбирая оборудование для АЗС, лучшим критерием для оценки может служить показатель цена-качество.

Выделяют следующие оборудование:

  • Клапан дыхательный
  • Клапан дыхательный механический
  • Клапан дыхательный закрытого типа КДЗТ
  • Клапан предохранительный гидравлический КПГ
  • Совмещенный механический дыхательный клапан СМДК
  • Клапан приемный КП
  • Клапан донный с механизмом управления КМУ
  • Хлопушка ХП
  • Механизм управления хлопушкой верхний МУВ
  • Механизм управления хлопушкой боковой МУ-1
  • Механизм управления хлопушкой боковой МУ-2
  • Муфта сливная МС-2Н
  • Клапан обратный ЗКО
  • Ограничитель налива ОН-80А
  • Клапан отсечной поплавковый ОК-80
  • Узел рециркуляции паров УПР-50
  • Кран шаровый КШ
  • Хлопушка электроприводная ЭХ-700
  • Пробоотборник секционный ПСР, ПСРа
  • Пробоотборник стационарный ПСП, ПСПП
  • Пробоотборник сниженный трехуровневый ПРСт, ПРСпт
  • Затвор дисковый ЗД
  • Дисковый отражатель ОТР
  • Приемо-раздаточной устройство ПРУ
  • Плавающее заборное устройство ПЗУ
  • Люк-лаз ЛЛ
  • Люк световой ЛС
  • Люк замерный ЛЗ
  • Лебедка ручная ЛР-1000
  • Блок роликовый БР
  • Блок роликовый БР-01 (для хлопушек)
  • Труба подъемная ТП
  • Шарнир чугунный (стальной) ШЧ (ШС)
  • Шарнир стальной прямой ШСп
  • Патрубок вентиляционный ПВ
  • Патрубок вентиляционный переферийный ПВп
  • Генератор пены средней кратности ГПСС
  • Камера низкократной пены КНП
  • Патрубок приемо-раздаточный ППР
  • Патрубок зачистной ПЗ
  • Патрубок замерного люка ПЗЛ
  • Кран сифонный КС
  • Огнепреградитель ОП, Пламяпреградитель ПП, ПОЖ-80
  • Предохранитель огневой коммуникационный ПОК
  • Искрогаситель ИСГ
  • Узел сухого разъема УСР-50
  • Устройство сливное УС-80А
  • Устройство нижнего слива УНС-М, УНСА-М
  • Ключ КЗД-1
  • Захват мембранный ЗМ-6
  • Захват кулачковый ЗК-6
  • Захват кулачковый ЗК-20
  • Захват винтовой ЗВ-20
  • Наконечники серии НК
  • Наконечники серии НШ
  • Фильтр прямой ФП
  • Фильтр сливной ФС
  • Фильтр угловой ФУ-50
  • Патрубок монтажный ПМ
  • Пробоотборник ПО-1, ПО-2
  • Ведерко замерное ВЗ
  • Редуктор червячный РЧ
  • Сопло веерное
  • Башмак противооткатный БК-1Л
  • Устройство для размыва донных отложений резервуара «Дельфин»
  • Устройство для размыва донных отложений резервуара «Тайфун»
  • Механизм управления хлопушкой рычажный МУ-250Р
  • Пробоотборник секционный резервуарный ПСРа2СС
  • Фильтр ФЖУ
  • Фильтр сливной ФС-80
  • Насос поршневой электроприводной ЭНП-100
  • Агрегат электронасосный НМШ-32, НМШ-80
  • Грелка железнодорожная электрическая ГЖЭ-55
  • Комплект блоков электронагревателей резервуарных К3БЭР-12
  • Уровнемер поплавковый УДУ-10
  • Уровнемер «Струна»
  • Метрошток МШС
  • Мерник образцовый М2р
  • ТРК
  • МРК

2.5 Гидравлический и механический расчет технологических трубопроводов

Трубопровод — сооружение, состоящее из плотно соединенных между собой труб, деталей трубопроводов, запорно-регулирующей аппаратуры, контрольно-измерительных приборов, средств автоматики, опор и подвесок, крепежных деталей, прокладок, материалов и деталей тепловой и противокоррозионной изоляции и предназначенное для транспортировки жидких и твердых нефтепродуктов.

1. Механический расчет.

1.1 Определение толщины стенки труб.

где: Dнар — наружный диаметр трубы, м

р — рабочее давление в трубопроводе, МПа;

n — коэффициент надежности по нагрузке от внутреннего давления (согласно для нефтепродуктопроводов диаметром более 700 мм n = 1,15)

R — расчетное сопротивление (растяжению), МПа.

2.2 Выбираем тип труб Ш529 мм R = 510 МПа,

m — коэффициент условий работы трубопровода (m=0,9);

  • k- коэффициент надежности по материалу (k=1,47 для спирального шва), k=1,57 (для прямого);
  • k- коэффициент надежности по назначению (k=1,0 для всех диаметров).

3.3 Принимаем стандартную величину стенки:

для труб Ш529 мм — 6 мм,

4.4 Проверка на осевые сжимающие напряжения

где: коэффициент линейного расширения металла труб (для стали )

Е — модуль упругости металла

  • расчетный температурный перепад.

В этом случае >0, то сжимающие осевые напряжения в трубопроводе отсутствуют и величина корректировки не требуется.

Далее проверяют прочность подземного трубопровода по условию:

  • где: NР — расчетное число суток работы нефтепровода (365 сут.);
  • G — годовая пропускная способность нефтепровода, млн т/год.

5.5 Определение режима потока

Определим число Рейнольдса:

следовательно режим течения турбулентный (зона гидравлически гладких труб).

Гидравлический расчет:

1.Определяем потери напора на трение по формуле:

где — коэффициент гидравлического сопротивления,

Lпр- приведенная длина напорного трубопровода,

W — скорость движения жидкости на линии всасывания(W=1,5м/с),

d — диаметр трубопровода (d=45 мм)

2. Определяем приведенную длину напорного трубопровода.

где L — длина трубопровода (L=30м),

  • суммарный коэффициент местных сопротивлений.

Фильтр — 1,5

Плавный поворот 900 — 0,23

Всасывающий клапан — 0,15

Угловой предохранитель — 1,5

Раздаточный кран — 0,1

Обратный клапан — 1,3

3. Определяем режим жидкости

Определяем число Re

где — кинематическая вязкость жидкости ( v = 0,007*10-4 м/с)

Определяем R епер I

где Е — относительная шереховатость

где К э — абсолютная шереховатость (Кэ =0,01 мм)

2320<96428>50000

Определяем R епер II

R епер II < Re < ReперII

50000<96428<2500000

Следовательно, режим течения турбулентный, зона сменного трения.

Турбулентный режим-это такой режим течения, при котором частицы жидкости перемещаются по случайным траекториям, имеющим неопределенную, случайную пространственную форму. Турбулентное течение имеет беспорядочный, стохастический характер, сопровождается постоянными поперечными и продольными пульсациями давления с переменными амплитудами и частотами.

2.6 Разработка генерального плана АЗС

Схема генерального плана АЗС должна учитывать следующие основные технологические требования:

  • возможность заправки топливом автотранспортных средств с левосторонним, правосторонним и двухсторонним расположением топливных баков;
  • не зависимый подъезд автотранспортных средств к заправочным колонкам;
  • минимальную протяженность коммуникаций топлива;
  • оптимальные радиусы поворота для автотранспорта;
  • Достаточную зону отстоя для машин, ожидающих заправку;
  • возможность визуального контроля мест заправки из здания АЗС оператором.

Схема генерального плана

Здания и сооружения

Основные показатели по генеральному плану

2.7 Выбор способов сооружения АЗС

Для сооружения АЗС принимаем блочно схему АЗС.

В соответствии с нормами пожарной безопасности НПБ 111-98* модульная автозаправочная станция — АЗС, технологическая система которой характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Топливораздаточные колонки ТРК устанавливаются в соответствии с нормированной позицией на расстояние от резервуара и операторной.

Принципиальное отличие модульной АЗС от блочной по способу расположения резервуара.

В базовую комплектацию модульной АЗС входит:

  • Резервуары надземные с технологическим оборудованием;
  • Операторная с автоматизированным рабочим местом (АРМ) оператора;
  • Места для установки топливораздаточных колонок;
  • Резервуар сбора аварийного пролива нефтепродуктов;
  • Технологические трубопроводы;
  • Навес с опорами;
  • Указатель направления движения;
  • Стела с видом и ценой нефтепродуктов;
  • Узел слива, узел рециркуляции паров;
  • Молниеотводы, контур заземления.

2.8 Организация строительства АЗС

Строительство делится на строительные зоны:

1. Административное здания;

2. Зона хранения и заправки;

3. Зона очистки;

4. Зона слива;

5. Озеленительная зона;

6. Зона складирования.

Зона 1 подразделяется на:

  • а) Земляные работы;
  • б) Установка фундамента;
  • в) Установка блок-комплекта операторной-магазина;
  • г) Облицовка зданий.

Зона 2подразделяется на:

  • а) Земляные работы;
  • б) Установка фундамента;
  • в) Монтаж резервуаров;
  • г) Примонтаж технологического трубопровода;
  • д) Перекрытие приямка;
  • е) Облагораживание;

Зона 3подразделяется на:

  • а) Земляные работы;
  • б) Установка фундамента;
  • в) Монтаж очистного сооружения;
  • г) Установка люка.

Зона 4:

  • а) Земляные работы;
  • б) Установка паребрика;
  • в) Асфальтирование;

Зона 5:

  • а) Рекультивация;
  • б) Облагораживание.

Зона 6:

  • а) Земляные работы;
  • б) Установка фундамента;
  • в) Установка блока.

2.9 Охрана труда и окружающей среды

2. Выбросы и сбросы вредных веществ допускаются на основе разрешения, выдаваемого органами Минприроды Российской Федерации.

3.Для уменьшения испарения нефтепродуктов следует:

  • поддерживать в полной технической исправности резервуары и технологическое оборудование и обеспечивать их герметичность;
  • регулировать дыхательные клапаны резервуаров на требуемое избыточное давление и вакуум и следить за их исправностью;
  • оборудовать резервуары с бензином газовой обвязкой;
  • герметично закрывать сливные и замерные устройства, люки смотровых и сливных колодцев после приема нефтепродуктов и измерения уровня, температуры, плотности;
  • не допускать переливов нефтепродуктов при заполнении резервуаров и заправке автомашин;
  • сливать нефтепродукты из автоцистерн только с применением герметичных быстроразъемных муфт.

4. На территории АЗС необходимо периодически проверять загазованность окружающего воздуха согласно руководству по контролю источников загрязнения атмосферы. Отбор и анализ проб проводят в соответствии с требованиями и «Методики по определению выбросов вредных веществ в атмосферу на предприятиях Госкомнефтепродукта РСФСР». Частота и место отбора проб определяются приказом директора предприятия по согласованию с местными санитарно-эпидемиологическими станциями (СЭС) и фиксируются в журнале лаборатории, проводящей отбор и анализ проб.

Присутствие вредных веществ в воздухе рабочей зоны (пространство высотой до 2м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих) не масла минеральные (нефтяные) 5.

Для жилых районов ПДК бензиновых паров составляет (в мг/м3) среднесуточная-1,5; максимально разовая-5.

5. АЗС должна быть оборудована производственно-ливневой канализацией для сбора производственных и дождевых стоков. Разлившийся нефтепродукт собирают в сборник для отработанных нефтепродуктов, а площадку очищают сильной струей воды, направляя сток в канализацию. Сточные воды по производственно-ливневой канализации направляют на очистные сооружения, состоящие из колодца-отстойника, фильтра и колодца-сборника, или в накопитель сточных вод, из которого их вывозят на очистные сооружения других предприятий. Вопрос о наличии очистных сооружений или вывозе стоков решается в каждом конкретном случае.

6. Очистные сооружения эксплуатируют в соответствии с производственной инструкцией, составленной на основании требований типового проекта АЗС и «Инструкции по эксплуатации очистных сооружений нефтебаз, наливных пунктов перекачивающих станций и АЗС» и утвержденной руководством предприятия, которому подчиняется АЗС.

7. Сброс неочищенных стоков в водоемы категорически запрещается.

8. Смену фильтрующих материалов, а также удаление уловленных нефтепродуктов и осадка из очистных сооружений, необходимо производить по мере необходимости.

9. Продукты зачисток резервуаров, осадки очистных сооружений, загрязненные фильтрующие материалы и прочие отходы производства, подлежащие захоронению или уничтожению, отводятся в места, определяемые решением органов местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны природной окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

10. Необходимо систематически следить за чистотой канализационных колодцев, не допускать заиливания их выходов, не реже 2раз в год (весной и осенью) очищать и проводить внутренний осмотр действующего оборудования канализационной сети, колодцев и необходимый ремонт.

11. О всех изменениях, проведенных на очистных сооружениях, необходимо делать запись в паспорте.

Противопожарные мероприятия и техника безопасности.

1. При эксплуатации АЗС необходимо строго соблюдать действующие «Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий Госкомнефтепродукта СССР».

2. Классификация помещений, установок и оборудования АЗС по взрывопожароопасности.

3. Все производственные и подсобные участки и помещения АЗС должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения по установленным нормам.

4. ПАЗС и автоцистерны должны быть укомплектованы двумя огнетушителями, кошмой (асбестовым полотном), ящиком и сухим песком и лопатой и иметь информационные таблицы об опасности. Один из огнетушителей может быть малогабаритный (порошковый или углекислотный).

5. Средства пожаротушения должны быть постоянно в исправности и готовности к немедленному использованию. Использование противопожарного инвентаря и оборудования не по назначению категорически запрещается.

6. Кабельные приямки, патроны с трубопроводами, лотки, колодцы, разводки трубопроводов и другие места, где возможно скопление паров нефтепродуктов, должны быть засыпаны песком.

7. АЗС должны иметь санитарно-бытовые помещения в соответствии с типовыми проектами.

8. В помещении АЗС запрещается использовать временную электропроводку, электроплитки, рефлекторы и другие электроприборы с открытыми нагревательными элементами, а также электронагревательные приборы не заводского изготовления.

9. При обнаружении неисправности в электросети или электрооборудования оператор обязан немедленно отключить общий аппарат электросети, сообщить администрации предприятия, которому подчиняется АЗС, сделать соответствующую запись в журнале учета ремонта оборудования.

10. Оператору АЗС запрещается производить какие-либо исправления в электрооборудовании.

11. Ремонт и техническое обслуживание электрооборудования АЗС должны проводиться электромонтерами, имеющими квалификацию не ниже III группы в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей».

12. Электроподогрев масел в резервуарах должен отвечать требованиям, изложенным в «Правилах пожарной безопасности при эксплуатации предприятий Госкомнефтепродукта СССР».

13. На территории АЗС запрещается:

  • проводить без согласования с руководством предприятия, которому подчиняется АЗС, какие-либо работы, не связанные с приемом или отпуском нефтепродуктов;
  • курить и пользоваться открытым огнем;
  • мыть руки, стирать одежду и протирать полы помещения легковоспламеняющимися жидкостями;
  • присутствовать посторонним лицам, не связанным с заправкой или сливом нефтепродуктов и обслуживанием;
  • заправлять транспорт, водителя которого находятся в нетрезвом состоянии;
  • заправлять тракторы на резиновом ходу, у которых отсутствуют искрогасители, и гусеничные тракторы;
  • заправлять автомобили, кроме легковых, в которых находятся пассажиры.

14. Огневые работы на территории АЗС должны осуществляться по письменному разрешению, выданному главным инженером (директором) предприятия, которому подчиняется АЗС, и в соответствии с требованиями «Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий Госкомнефтепродукта СССР».

15. В случае ухода сварщика с рабочего места сварочный агрегат должен быть отключен.

16. Для открытия и закрытия пробок металлической тары и проведения других работ во взрывоопасных местах на АЗС должен быть набор инструмента из неискрообразующего металла.

17. Вырытые на территории АЗС траншеи и ямы для технических целей должны быть ограждены, а по окончании работ немедленно засыпаны.

18. При заправке транспорта на АЗС должны соблюдаться следующие правила:

  • мотоциклы, мотороллеры, мопеды необходимо перемещать к топливо- и смесераздаточным колонкам и от них вручную с заглушенным двигателем, пуск и остановка которого должны производиться на расстоянии не менее 15м от колонок;
  • все операции при заправке автотранспорта должны проводиться только в присутствии водителя и при заглушенном двигателе, разрешается заправка автомобильного транспорта с работающим двигателем только в условиях низких температур, когда запуск заглушенного двигателя может быть затруднен;
  • облитые нефтепродуктами части транспорта до пуска двигателя обязаны протереть насухо;
  • пролитые при заправке водителями автотранспорта нефтепродукты должны быть засыпаны ими песком, а пропитанный песок собран в металлический ящик с плотно закрывающейся крышкой;
  • песок вывозят с территории автозаправочной станции в специально отведенные места;
  • после заправки автотранспорта горючим водитель обязан установить раздаточный кран в колонку;
  • расстояние между автомобилем, стоящим под заправкой и следующим за ним, должно быть не менее 3м, а между последующими автомобилями, находящимися в очереди, — не менее 1м;
  • при скоплении у АЗС автотранспорта необходимо следить за тем, чтобы выезд с АЗС был свободным, и была возможность маневрирования.

19. Заправка автомашин, груженных горючими или взрывоопасными грузами, производится на специально оборудованной площадке, расположенной на расстоянии не менее 25м от территории АЗС, нефтепродуктами, полученными на АЗС, в металлические канистры, или ПАЗС, специально выделенную для этих целей.

20. Во время грозы сливать нефтепродукты в резервуары и заправлять автотранспорт на территории АЗС запрещается.

21. Здание и сооружения АЗС должны быть защищены от прямых ударов молнии, электростатической, электромагнитной индукции, заноса высоких потенциалов в соответствии с «Инструкцией по устройству молниезащиты зданий и сооружений» и «Правилами защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности».

22. Молниезащитные устройства следует осматривать не реже 1раза в год. При этом следует измерять сопротивление заземляющего устройства, а результаты измерений и осмотров заносить в журнал эксплуатации молниезащитных устройств.

23. В электроустановках напряжением до 1000В с глухо заземленной нейтралью сопротивление заземляющего устройства, к которому присоединены нейтрали трансформаторов или выводы источника однофазного тока, в любое время года должно быть не более 4 и 8 Ом соответственно при линейных напряжениях 380 и 220В источника трехфазного тока, или 220 и 127В источника однофазного тока. Сопротивление заземлителя, расположенного в непосредственной близости от нейтрали трансформатора или вывода источника однофазного тока, должно быть не более 30 и 60Ом соответственно при указанных напряжениях.

24. В электроустановках напряжением до 1000В с изолированной нейтралью сопротивление заземляющего устройства должно быть не более 4Ом.

25. При эксплуатации защитных средств должны соблюдаться нормы и сроки эксплуатационных электрических испытаний. Для учета и содержания средств защиты необходимо вести журнал по рекомендуемой форме.

26. Слив нефтепродуктов в резервуары АЗС должен быть герметичным, особенно на КАЗС, места слива должны быть оборудованы устройствами для заземления автоцистерн, заземляющее устройство должно быть установлено вне взрывоопасной зоны, слив падающей струей категорически запрещается.

27. Допускается при необходимости слив нефтепродуктов из автоцистерн и топливозаправщиков с применением на них насосной установки при работающем двигателе только через герметизированные сливные приборы.

28. Наконечники сливных рукавов должны быть изготовлены из не искрящего металла и заземлены.

29. Автоцистерны во время слива должны быть присоединены к заземляющему устройству. Гибкий заземляющий проводник должен быть постоянно присоединен к корпусу автоцистерны и, иметь на конце струбцину или наконечник под болт для присоединения к заземляющему устройству. При наличии инвентарного проводника заземление надо проводить в следующем порядке: заземляющий проводник сначала присоединяют к корпусу цистерны, а затем — к заземляющему устройству. Не допускается подсоединять заземляющие проводники к окрашенным и загрязненным металлическим частям автоцистерн. Каждая цистерна автопоезда должна быть заземлена отдельно до полного слива из нее нефтепродукта.

30. Все соединения токоотводов в заземляющих устройствах должны быть сварными.

31. Трубопроводы должны быть проложены с уклоном и выходом в колодцы резервуаров для контроля за возможной утечкой нефтепродуктов.

32. Соединения трубопроводов в патронах (лотках) должны быть выполнены только сваркой.

33. При возникновении пожара на площадке ПАЗС необходимо эвакуировать в безопасное место.

При невозможности эвакуации ПАЗС или при загорании самой станции заправщик должен немедленно прекратить заправку автотранспорта, вызвать пожарную команду, принять меры по тушению пожара и сообщить о случившимся предприятию, которому подчиняется АЗС.

34. Для работников АЗС должна быть разработана, согласована с органами пожарной охраны, утверждена главным инженером предприятия, которому подчиняется АЗС, инструкция по технике безопасности. Инструкция разрабатывается на основе «Правил по технике безопасности и промышленной санитарии при эксплуатации нефтебаз и автозаправочных станций», «Правил пожарной безопасности на предприятиях Госкомнефтепродукта СССР» и настоящих Правил.

35. Ответственность за организацию необходимых мероприятий по охране труда и пожарной безопасности возлагается на директора предприятия, начальника или мастера АЗС.

36. На каждой АЗС должна быть аптечка с набором необходимых медикаментов для оказания первой помощи пострадавшим.

37. Начальник АЗС (старший оператор) осуществляет повседневный контроль за состоянием техники безопасности и пожарной безопасности.

Заключение

Выполнение курсового проекта на тему проектирование автозаправочной станции служит завершающим этапом в изучений данной дисциплины.

Кп учит студентов самостоятельно работать с литературой, а также решать те или иные вопросы, возникающие при выполнении курсового проекта.

Мне предоставляется возможность проявить качества руководителя в разработке проекта АЗС, определить и рассчитать оборудование для нее, научилась вести технические и технологические документации, осуществлять расчет и проектирование простейших узлов строительных конструкций, применять техническую документацию по строительству, подбирать трубопроводную арматуру, производить отбор проб нефтепродуктов.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/po-zapravke/

1. Едигаров С.Г., Бобровский С.А. Проектирование и эксплуатация нефтебаз и газохранилищ. М.: Недра, 1973.

2. Земенков Ю.Д., Антипьев В.Н., Бахмат Г.В. Хранение нефти и нефтепродуктов. М.: Нефть и газ, 2003.

3. Коршак А.А. Нефтебазы и АЗС: учеб. пособие / А.А. Коршак, Г.Е. Коробков, Е.М. Муфтахов. Уфа: Дизайн полиграф сервис, 2006. 416 с.

4. Тугунов П.И. Типовые расчеты при проектировании и эксплуатации нефтебаз и нефтепроводов: учеб. пособие для вузов / П.И. Тугунов [и др.]. Уфа: ООО «Дизайн-Полиграф Сервис», 2002. 658 с.

5. Шалай В.В. Проектирование и эксплуатация нефтебаз и АЗС: учеб. пособие / В. В. Шалай, Ю. П. Макушев. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010.

6. Коннова Г.В. Оборудование транспорта и хранения нефти и газа: учебн. пос./ Г.В. Коннова. Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. 128 с.

7. Николаев Г.А., Куркин С.А., Винокуров В.А. Сварные конструкции. Технология изготовления. Автоматизация производства и проектирование сварных конструкций: учебн. пособие. М.: «Высшая школа», 1983. 344 с.

8. Пектемиров Г.А. Справочник инженера и техника нефтебаз. Л.: «ГНТИ НиГТЛ», 1948. 336 с.

9. Персион А.А., Гарус К.А. Монтаж трубопроводов. Справочник рабочего. К.: «Будивельник», 1987. 204.

10. Плитман И.Б. Справочное пособие для работников автозаправочных и автомобильных газонаполнительных станций / И.Б. Плитман. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Недра», 1990. 156 с.

11. Сборник разъяснений по предпроектной и проектной подготовке строительства (вопросы и ответы).

Выпуск 5. М.: «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», 2012. 47 с.