Технико-эксплуатационная характеристика работы железнодорожной станции

Курсовая работа

В стране функционирует целая транспортная система, обеспечивающая перевозки пассажиров и перемещение грузов, тесно связанная и взаимодействующая между всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, водным (речным и морским), воздушным, трубопроводным, речным, авиационным.

Железнодорожный транспорт России занимает ведущее место в транспортной системе страны, выполняя около 85% грузооборота и более 37% пассажирооборота транспорта общего пользования. Российские железные дороги включают в себя 17 дорог. Железные дороги России занимают первое место в мире по протяженности электрифицированных магистралей, второе место — по эксплуатационной длине железных дорог), третье место — по перевозкам грузов ( после Китая и США ), грузообороту перевозкам пассажиров (после Японии и Индии).

Железнодорожный транспорт среди всех видов наиболее приспособлен к массовым перевозкам, он функционирует круглые сутки независимо от времени года и погоды, что особенно важно для России с её различными климатическими зонами. Железные дороги являются универсальным видом транспорта для перевозок всех видов грузов при сравнительно небольшой себестоимости и высокой скорости их доставки потребителю. Железнодорожный транспорт по сравнению с другими видами в меньшей степени воздействует на окружающую среду и имеет меньшую энергоемкость на выполнение перевозочной работы.

Железнодорожной станцией называется раздельный пункт, имеющий путевое развитие и устройства, позволяющие осуществлять определенные технические, грузовые, коммерческие и пассажирские операции. В зависимости от основного назначения и характера работы станции делятся на промежуточные, участковые, сортировочные, грузовые и пассажирские. Участковые станции играют важную роль в организации перевозочного процесса на железных дорогах России. Работа участковой станции заключается в пропуске и техническом обслуживании сквозных, грузовых и пассажирских поездов, в экипировке и смене локомотивов, смене бригад, в формировании и расформировании сборных и участковых, а в отдельных случаях грузовых, маршрутных и пассажирских поездов, начинающих и заканчивающих следование на данной станции. Кроме того, на участковой станции принимают и выдают местные грузы на грузовых дворах и подъездных путях промышленных предприятий, ремонтируют подвижной состав и выполняются другие операции. Работа станции организуется на основе технологического процесса.

Цели: научится правильно планировать суточную работу станции.

27 стр., 13327 слов

Технология перевозок грузов в международном сообщении

... в международном сообщении. Основная задача заключается в сравнении различных видов транспорта ... станции или порта перегрузки; страна назначения груза; станция и железная дорога назначения груза; ... России в частности, большая часть предприятия-монополиста принадлежит государству, которое будет субсидировать компанию. Цель данной работы – исследовать технологию перевозки грузов ...

Задачи: определить и изучить работу взаимодействия с местами общего и ни общего пользования по работе с вагонами прибывающих в адрес грузополучателей и отправителей.

станция железнодорожный поезд маневровый

1. Общие вопросы работы участковой станции

1.1 Технико-эксплуатационная характеристика станции

Участковая станция — станция продольного типа, расположенная на двухпутном участке.

Работа участковой станции организована на основе технологического процесса. Участковые станции — пункты смены локомотивов или поездных бригад. Здесь также выполняют техническое обслуживание и коммерческий осмотр и ремонт вагонов в поездах, расформировывают сборные и участковые поезда. От того как будет организована работа станции зависит показатели железной дороги.

К станции примыкает 2 перегона Б-А и А-В с двумя главными путями предназначенными для приёма, отправления и пропуска поездов, оборудованными АБ. Полезная длинна приёмоотправочных путей равна 1170 метров.

На участке применяется электровозная тяга. На станции работает грузовые и пассажирские локомотивы.

На станции используются рельсы типа R65, а также крестовины на стрелочных переводах марки 1/11, 1/9. Станция оснащена локомотивным депо, обслуживающим поезда обоих направлений и вагонным депо.

Станция оснащена устройствами пассажирского хозяйства, такими как вокзал, низкими платформами и багажным отделением. Грузовое хозяйство оснащено открытыми площадками, складами и повышенными путями, его работа заключается в обслуживании подъездных путей, взвешивании вагонов, сортировке мелких отправок и других операций.

Подготовка локомотивов в рейс осуществляется в локомотивном хозяйстве. Она включает в себя комплекс устройств для технического обслуживания текущего ремонта и экипировки локомотива: локомотивное депо с мастерскими и служебно — бытовыми помещениями; экипировочные устройства; пути для прохода и стоянки локомотивов; устройства электроснабжения, теплоснабжения, служебно-технические здания. На территории локомотивного хозяйства размещаются также пути для стоянки запаса локомотивов, пожарного и восстановительного поезда, котельная и материальный склад. Устройства вагонного хозяйства предназначены для подготовки вагонного парка к перевозкам, постоянного контроля его состояния, ремонта вагонов для поддержания их в состоянии, обеспечивающим безопасность перевозок.

К устройствам вагонного хозяйства относятся вагонное депо, пункты технического обслуживания вагонов к перевозкам.

В грузовом районе участковой станции выполняются грузовые и коммерческие операции: погрузка, выгрузка, хранение грузов, оформление документов, сортировка контейнеров и мелких отправок, подготовка вагонов к погрузке.

Для выполнения грузовых операций в грузовом районе имеются следующие устройства: — крытые склады

  • контейнерные площадки
  • площадки, повышенные пути, эстакада.

1.2 Специализация парков и путей

Таблица 1 Специализация путей станции

Наименование парков и путей станции

№ путей

Специализация путей станции

Главный

Главный

Пассажирский

НПОП

ЧПОП

Ходовой

1

2

3

5

7

9

4

6

8

10

12

41

42

21

22

23

24

25

26

для приема и отправления нечетных пассажирских поездов

для приема и отправления четных пассажирских поездов

для приема и отправления пассажирских и пригородных поездов

для приема и отправления нечетных грузовых транзитных поездов

для приема и отправления четных грузовых транзитных поездов

для приема разборочных поездов и отправления своего формирования

для подачи и уборки локомотивов под поезда

для работы с местными вагонами

для формирования и расформирования составов

для накопления вагонов на Б и далее

для накопления вагонов на участок А-Б, Б исключительно

для накопления местных вагонов на районы для накопления местных вагонов на пути необщего пользования

Для накопления вагонов на участок А — В, В — исключение

Для накопления вагонов на район

Для накопления вагонов на путь необщего пользования

1.3 Маршруты движения поездов локомотивов и маневровых составов

Таблица 2 Маршруты движения поездов, локомотивов, маневровых составов

№ маршрута

Наименование передвижения

Номер стрелок, входящих в маршрут

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Приём нечетного пассажирского поезда на 3 путь

Приём четного пассажирского поезда на 2 путь

Приём четного пассажирского поезда на 3 путь

Отправление нечетного пассажирского поезда с 1 пути

Отправление четного пассажирского поезда с 3 пути

Отправление четного пассажирского поезда со 2 пути

Приём четного транзитного грузового поезда на 4 путь

Отправление четного транзитного поезда с 4 и 6 путей

Прием нечетного транзитного поезда на 7 и 9 пути

Отправление нечетного транзитного поезда с 9 и 7 путей

Приём четного разборочного поезда на 8 и 10 пути

Приём нечетного разборочного поезда на 8 и 10 пути

Отправление четного поезда своего формирования с 8 и 10 путей

Отправление четного поезда своего формирования с 8 и 10 путей

Перестановка состава с 8 и 10 путей на 42 путь

Перестановка состава с 25 пути на 8 и 10 пути

Сортировка вагонов с 42 пути на 21 и 22 пути

Проследование поездного локомотива от нечетного разборочного поезда с 8 и 10 путей в локомотивное депо

Проследование поездного локомотива от четного разборочного поезда с 8 и 10 путей в локомотивное депо

Проследование из депо поездного локомотива на 8 и 10 пути под нечетный поезд своего формирования

Проследование из депо поездного локомотива на 8 и 10 пути под четный поезд своего формирования

Уборка поездного локомотива с 5 пути в депо

Подача поездного локомотива из депо на 9 путь

Подача вагонов с 25 пути на грузовой двор

Уборка вагонов с грузового двора на 24 путь

Подача вагонов с 26 пути на подъездной путь

Уборка вагонов с подъездного пути на 22 путь

11,1,7,13,62,66,33,25,31,37,39

32,4,18,8,22,10

32,4,18,8,22,10,12,26,28

26,12,6,16,2

39,37,31,29,41,27,64,70,17,5,3

29,41,27,64,70,17,5,3

32,4,18,20,38,24,46

57,53,43,41,27,64,70,17,5,3

11,1,7,13,15,21,23

78,76,74,68,66,33,25,31,37,26, 12,6,16,2

32,4,18,20,38,40,48

11,1,7,13,62,66,33,25,27,41,43, 53,55,63

48,40,38,20,18,4,2

63,55,53,43,41,27,64,70,17,5,3

48,40,38,20,34,44,30

60,54,52,50,44,30,30,44,34,20, 38,40,48

30,44,50,56

48,40,38,20,34,44,30,30,44,34, 20,38,24,46,57,53,43,49,72,80

63,55,51,82,84

80,72,49,51,61,42,36,34,44,30,

30,44,34,20,38,40,48

82,59,51,61,55,63,63,55,53,43, 41,27,64,70,17,5,3

74,68,35,45,47,47,45,35,33,66,62,64,70,72

80,72,70,64,62,33,35,45,47,47,76,78

75,71,69,67,65,59,82,84,86

86,84,82,59,65,67,69

77,75,71,71,75,77

77,75,71,69,67,65,59,59,65,73

2 Оперативное руководство и планирование работы станции

2.1 Структура оперативного планирования.

Оперативное планирование поездной и грузовой работы на железных дорогах является важной составной частью системы организации перевозочного процесса и должно обеспечивать выполнение заданных норм погрузки, выгрузки, передачи поездов и вагонов между опорными центрами, регулировочных заданий по сдаче порожних вагонов, а также технических норм использования ПС, нормативов графика движения поездов и ПФ. Оперативное планирование работы станции основано на своевременной информации о подходе поездов.

Оперативные планы должны отражать порядок организации перевозок грузов:

  • От момента подачи заявки на перевозку до момента сдачи груза клиенту;
  • От момента подачи заявки до момента сдачи груза по стыковому пункту на соседнюю дорогу;
  • От момента приёма груза по стыку (порту, парому, пограничному переходу) до момента сдачи груза на соседнюю дорогу или в другое государство.

Станция получает информацию двух типов: предварительную и точную. Предварительную информацию передают из отделения дороги вместе с заданием на очередную смену. Она содержит данные о поездах, которые прибудут на станцию за смену (12 ч.) с каждого направления, в том числе поступающих в переработку, а также о вагонах, следующих под выгрузку на данную станцию. Периодически через каждые 4 — 6 часов отделение дороги передает на станции откорректированную информацию со следующими данными о каждом поезде: номер, индекс, предполагаемое время прибытия, общее число вагонов и их масса, число вагонов по назначениям ПФ, а также число вагонов под выгрузку на данную станцию. Эти данные из отделения дороги передает информационный центр или оператор при дежурном по отделению.

Главной задачей оперативного планирования работы на станции — обеспечение выполнения государственного плана перевозок, согласно графику их движения. На станциях составляют суточные (24 часа), сменные (12 часов), текущие оперативные планы.

Задачи оперативного руководства работой станции — выполнение заявок н перевозку грузов, наилучшее использование ПС и технических средств станции при полном обеспечении безопасности движения и личной безопасности работников. Руководят оперативной работой, контролируют выполнение суточных, сменных планов и заданий, организуют обработку поездов и вагонов по технологическому процессу начальник станции и должностные лица.

На все поезда, поступающие в полную или частичную переработку (кроме сборных), станция должна получать полную информацию в виде телеграмм — натурных листов. Её в зависимости от меры отправления поездов (не позднее чем через 10 мин после отправления) передают станции формирования или станции передачи информации, установленные дорожными инструкциями.

Обмен информацией обеспечивается посредством сопряженных каналов связи ЭВМ взаимодействующих дорожных и узловых вычислительных центров. В дорожном ВЦ организуется информационный банк телеграмм — натурных листов, сведений о погруженных и выгруженных вагонах. На основе этих данных ЭВМ прогнозирует время прибытия поездов.

Дежурный по станции обеспечивает беспрепятственный и безопасный приём и отправление поездов, производство маневровой пересечения маршрутов их следования, своевременную подачу составов на перронные пути и уборку их в технический парк, информирует диктора вокзала и других причастных работников о подаче состава под посадку и отправление поездов.

Оперативное планирование работы станции осуществляется на основании суточного плана — графика, который является технологическим документом, в котором указана работа пассажирской станции, технологических парков, ремонтно — экипировочного депо и т.д.

При срыве поездов с графика движения работа по суточному плану — графику нарушается. В данной ситуации задачей работников станции является введение поездов в график и максимальное сокращение времени нахождения составов на станции. Для этого требуется составление оперативных планов.

В обязанности маневрового диспетчера входят:

  • руководство расстановкой составов в парках и передачей вагонов к месту приписки и в ремонт;
  • координация работы всех маневровых локомотивов на территории станции;
  • обеспечение подготовки, подачи и прицепки к составам служебных вагонов;
  • оперативная корректировка сменного задания и составление плана занятия составами перронных путей, путей технического парка и РЭД в случае нарушения графика прибытия и отправления поездов;
  • контроль пропуска составов через вагономоечную машину;
  • контроль подачи и уборки багажных и почтовых вагонов к местам погрузки и выгрузки.

2.2 Информация о подходе поездов.

Информация о подходе поездов бывает двух видов: периодическая и текущая.

Периодическая информация передается два раза в сутки перед началом суточного и сменного планирования работы железнодорожного подразделения. Её передают дежурные по смежным отделениям в форме обмена сведениями о передаче поездов в течение суток, смены. Информацию о поступлении поездов с несмежных отделений передают при необходимости дорожные диспетчеры.

Текущая, или непрерывная, информация о поступлении поездов передается поездными диспетчерами смежных участков по 3 — 4 часовым периодам. Она используется для уточнения и оперативной корректировки сменных заданий, а также для текущего планирования поездной и грузовой работы на участках.

Информация о положении на станциях и участках содержит сведения о наличии поездов по направлениям и назначениям плана формирования, локомотивов, груженых вагонов по назначениям, порожних по роду, местного груза. На основании этой информации составляется ожидаемое поездное положение на отделении к началу планируемого периода, которое используется при составлении оперативных планов.

В настоящее время всю большую работу по приему, обработке и передаче оперативной информации берут на себя вычислительные центры дорог. При этом происходит пересмотр и совершенствование существующей системы информации. С учетом этого на каждой дороге издаются специальные инструкции об организации информации для оперативного планирования, в которых устанавливаются содержание, порядок передачи и использования информации.

В Департаменте управления перевозками с использованием ЭВМ осуществляется прогноз важнейших эксплуатационных показателей по дорогам и сети в целом на 4 суток вперед (погрузка, выгрузка, прием, наличие местного груза).

На основе этого прогноза начальник отдела оперативного планирования корректирует суточные планы дорог, разрабатывает регулировочные мероприятия и дополнительные задания дорогам, планирует сменно — суточную работу. Далее суточные планы работы дорог представляются на рассмотрение начальнику ЦД или его заместителю, который их координирует и намечает сетевые регулировочные мероприятия по улучшению эксплуатационной работы. После этого суточные планы возвращаются на дороги в виде заданий ОАО РЖД.

2.3 Оперативное руководство работой станции.

Оперативное планирование эксплуатационной работы является освоение объёма работы предстоящих суток (смена) с учетом выполнения технических норм, графика движения и плана формирования поездов, а также рационального использования подвижного состава, пропускной способности железнодорожных линий и станций в конкретных условиях данных суток. Оперативные планы должны обеспечивать равномерность и ритмичность поездной и грузовой работы дорог, отделений и станций. Они должны быть эффективным средством предупреждения возможных затруднений в эксплуатационной работе и предусматривать в необходимых случаях соответствующие регулировочные мероприятия. С их помощью полнее используются резервы вагонного и локомотивного парков, пропускной способности линий и перерабатывающей способности станций.

Оперативное планирование предусматривает составление на дорогах суточных и сменных планов поездной и грузовой работы: на отделениях — суточных планов поездной и грузовой работы и сменных заданий, на станциях — суточных планов — заданий и сменных заданий. При составлении оперативных планов используются исходная информация о заявках грузоотправителей на погрузку в следующие сутки, фактическом и ожидаемом поездном положении на станциях формирования поездов, подходе поездов с других дорог и отделений, графике постановки локомотивов на осмотр и плановый ремонт и др. Эта информация идет снизу вверх и по горизонтали в виде обмена с соседними подразделениями. Станции передают информацию в отделение, где она обобщается и вместе с информацией о подходе поездов с соседних отделений направляется в оперативно — распорядительный отдел службы движения. Отсюда после обобщения и объединения с информацией, поступившей от соседних дорог, она передается в отдел оперативного планирования Департамента управления перевозками ОАО РЖД. Сверху вниз поступают задания на разработку оперативных планов.

3 Технология обработки поездов

3.1 Обработка транзитных поездов

Поезда в зависимости от выполняемых с ними операций на станциях подразделяются на :

  • транзитные с переработкой
  • транзитные без переработки
  • транзитные с частичной переработкой

Обработка на участковой или сортировочной станции транзитного поезда включает в себя: техническое обслуживание состава, безотцепочный ремонт вагонов и опробование автотормозов, коммерческий осмотр состава и устранение коммерческих неисправностей, смену локомотива или локомотивных бригад.

При техническом обслуживании составов проверяют техническое состояние вагонов, их автотормозное оборудование, выявляют неисправности, требующие устранения. Эту работу выполняют бригады, каждая из которых состоит из нескольких групп. В группу входят осмотрщики вагонов, осмотрщик — автоматчик и слесари — ремонтники. Число бригад и групп определяют расчётом в зависимости от количества и длины составов поездов, интенсивности их прибытия и норм времени на обработку. Обычно состав обрабатывают одновременно три — четыре группы одной бригады, каждая закреплённую за нею часть. Выявление при осмотре неисправности устраняют без отцепки вагонов от состава. Техническое обслуживание поезда осуществляется групповым методом. Бригада осмотрщиков-ремонтников разбивается на 3-4 группы и обрабатывается состав по частям. Одна группа при приеме поезда на станции располагается у места остановки хвостового вагона и осматривает состояние вагонов на ходу поезда, остальные группы по установленной схеме размещаются на пути приема.

При техническом обслуживании состава выявляются вагоны, требующие отцепочного и безотцепочного ремонта. На вагоны, подлежащие отцепочному ремонту, осмотрщики-ремонтники наносят меловые надписи с указанием места подачи вагона (вагонное депо, ремонтные пути, перегруз), а руководитель смены ПТО немедленно информирует об отцепке дежурного по станции устно и письменным уведомлением формы ВУ-23. Оператор ПТО передает информацию с указанием номеров вагонов в информационно-вычислительный центр (ИВЦ) дороги.

Пункты технического осмотра вагонов (ПТО) подразделяются на три группы

  • Основные, которые располагаются на станциях массовой погрузки, выгрузки и подготовки вагонов под погрузку для их осмотра.
  • Для осмотра и текущего ремонта вагонов на сортировочных станциях
  • Пункты контрольно — технического обслуживания, размещаемые на участковых станциях, контролирующие состояние вагонов в транзитных поездах.

Имея информацию о прибытии поездов на станцию, дежурный по станции совместно с маневровым диспетчером намечает путь приема, готовит маршрут и сообщает оператору СТЦ поста списывания, оператору ПТО, дежурному по парку и старшему приемосдатчику парка о времени прибытия, номере, назначении поезда и пути приема.

Кроме того, дежурный по станции с помощью парковой громкоговорящей связи оповещает всех работников, причастных к обработке поезда.

Прибывающий транзитный поезд встречают на пути приема:

  • _ группа осмотрщиков-ремонтников ПТО;
  • два приемосдатчика поездов;
  • дежурный по парку.

Коммерческий осмотр выполняют работники пункта коммерческого осмотра (ПКО).

В смене работой ПКО руководит старший приёмосдатчик, в подчинении которого находятся приемщики поездов и рабочие по устранению коммерческих неисправностей. Коммерческий осмотр поезда осуществляется одновременно с двух сторон двумя или более группами работников. Каждая группа состоит из двух приемщиков поездов и одного рабочего по устранению коммерческих неисправностей.

По прибытии поезда дежурный по парку или оператор технической конторы получает от локомотивной бригады пакет с грузовыми документами, проверяет его целостность и сохранность, убеждается в принадлежности документов данному поезду и делает в маршруте машиниста запись об их приеме. Грузовые документы на отправляемый поезд (кроме сборного) вручают машинисту локомотива или его помощнику в запломбированном виде под расписку в книге сдачи документов (форма ГУ — 48), пломбированию подлежат все грузовые документы на все поезда, кроме сборных. Документы на сборный поезд (в том числе и натурный лист) вручают сопровождающему поезд главному кондуктору. Во время смены локомотивных бригад (без смены локомотива) новая бригада принимает локомотив и документы непосредственно от прибывшей. Приём и сдачу с указанием времени удостоверяют подписями в маршрутах машинистов.

На вагонах, требующих отцепочного ремонта, осмотрщики делают меловые записи, на эти вагоны работники ПТО выдают дежурному по станции, технической конторе уведомление формы ВУ — 23. Приёмщик поездов сообщает дежурному по станции с последующей отметкой об этом в книге формой ГУ -98. На вагон, требующий подачи на грузовой двор для устранения коммерческих неисправностей или проверки груза, составляется акт общей формы ГУ — 23.

Таблица 3 График обработки транзитных поездов со сменой локомотивной бригады

Наименование операции

Время в минутах

Исполнители

на операцию

10 20 30

Извещение работников станции, ПТО, ПКО, ФГП ВОо номере, времени прибытия, пути приёма поезда

ДСП

Выход на путь приёма работников, участвующих в обработке поезда

Работники ПТО, ДСПО, ДСПП, сигналист

Ограждение состава прибывшего поезда

1

ДСП, ПТО

Ввод сообщений в АСУ ЛР о прибытии поезда

2

ДСПО

Приём и сдача локомотива бригадами

16

Локомотивные бригады

Приём и сдача грузовых документов локомотивными бригадами, заполнение маршрутного листа

Локомотивные бригады

Техническое обслуживание, вручение машинисту справки ВУ- 45

11

Работники ПТО

Снятие ограждения состава и отправление поезда

1

ПТО, ДСП

Ввод сообщений в АСУ ЛР об отправлении поезда

2

ДСПО

Общая продолжительность

30

Таблица 4 График обработки транзитных поездов при смене локомотивной бригады

Наименование операций

Время в минутах

Исполнитель

на операцию

0 10 20 30

1

2

3

4

5

6

7

Получение телеграммы — натурный лист

Оператор СТЦ

Извещение работников СТЦ, ПТО, ПКО, ФГП ВО, сигналиста о времени прибытия поезда, его номере и пути приема

ДСП

Выход на путь приема работников, участвующих в обработке поезда

Работники СТЦ, ПТО, ПКО, ФГП ВО, сигналист

Контрольная проверка состава во входной горловине

Работники ПТО

Закрепление состава поезда

4

Сигналист

Отцепка поездного локомотива и его выезд с пути приема

4

Локомотивная бригада

Ограждение состава поезда

0,2

ДСП, ПТО

Доставка перевозочных документов в СТЦ

8

Оператор СТЦ (пневмопочта)

3.2 Обработка поездов, следующих в расформирование

Поступивший в расформирование состав обрабатывают в техническом и коммерческом отношениях, так же как и транзитный поезд.

На вагоны с техническими неисправностями, угрожающими безопасности движения и требующими особых условий производства маневровой работы осмотрщики вагонов немедленно сообщают оператору ПТО, который извещает об этом дежурного по горке , с указанием требуемых мер безопасности при маневрах. Эти меры указываются также в уведомлении формы ВУ — 23м.

Таблица 5 График обработки поезда, поступающего в расформирование

Наименование операций

Время в минутах

Исполнитель

на операцию

0 10 20 30

1

2

3

4

5

6

7

Получение телеграммы — натурный лист

Оператор СТЦ

Извещение работников СТЦ, ПТО, ПКО, ФГП ВО, сигналиста о времени прибытия поезда, его номере и пути приема

ДСП

Выход на путь приема работников, участвующих в обработке поезда

Работники СТЦ, ПТО, ПКО, ФГП ВО, сигналист

Контрольная проверка состава во входной горловине

Работники ПТО

Закрепление состава поезда

4

Сигналист

Отцепка поездного локомотива и его выезд с пути приема

4

Локомотивная бригада

Ограждение состава поезда

0,2

ДСП, ПТО

Доставка перевозочных документов в СТЦ

8

Оператор СТЦ (пневмопочта)

Проверка и штемпелевание перевозочных документов, корректировка ТГНЛ и передача её данных в АСУ ЛР, составление предварительного сортировочного листка

22

Оператор СТЦ

Техническое обслуживание, подготовка состава к роспуску и доклад о технической готовности

22

Работник ПТО

Коммерческий осмотр состава, устранение неисправностей, проверка состава согласно ТГНЛ и доклад о коммерческой готовности

12

Работник ПКО

Прием под охрану вагонов с номенклатурными и опасными грузами

22

Работники ФГП ВО

Составление сортировочного листка и пересылка его ДСП

10

ДСП, оператор СТЦ

Снятие ограждения состава

0,2

ПТО, ДСП

3.3 Обработка поездов своего формирования

Обработка состава по отправлению начинается с момента перестановки его из парка формирования в парк отправления. Дежурный по станции после согласования с дежурным по парку формирования готовит маневровый маршрут перестановки состава и объявляет по парковой связи причастным работникам номер пути, назначение поезда и время отправления по графику. В парке отправления состав встречают дежурный по парку, осмотрщики — ремонтники, приёмосдатчики, сигналист и работник охраны (при наличии вагонов с ценным грузом).

После остановки состава в пределах полезной длины пути сигналист производит закрепление его с обязательным докладом дежурного по станции. Дежурный по станции выпускает из-под состава маневровый локомотив, о чем извещает оператора ПТО, включающего централизованное ограждение состава на пути, и по парковой связи объяляет о начале осмотре вагонов.

Дежурный по парку оформляет предъявление состава к техническому обслуживанию с записью в журнале формы ВУ-14

Техническое обслуживание предусматривает выявление и устранение технических неисправностей в сформированном поезде, и обеспечение проследования его по гарантийному плечу. При осмотре внимательно обследуются ходовые части, буксовые узлы, ударно-тяговые и тормозные устройства, кузовы и рамы вагонов. Транспортеры и вагоны с опасными грузами осматривать должен руководитель смены ПТО.

Работники ПТО закрывают вагонные двери, люки, борта, бункерные и сливные приборы в порожних вагонах. При обнаружении неисправностей, которые требуют исключения вагонов из состава, операции выполняются по аналогии с транзитными поездами.

Одновременно с техническим обслуживанием приемосдатчики выполняют коммерческий осмотр вагонов с оформлением результатов осмотра в книге формы ГУ-98.

Осмотр начинается только после получения информации от оператора ПТО об ограждении состава. Одновременно с осмотром приемосдатчики устраняют обнаруженные неисправности. При выявленных неисправностях, которые угрожают безопасности движения или сохранности груза, при невозможности их устранении в парке отправления, старший приемосдатчик выдает наряд дежурному по парку на отцепку вагонов с нанесением меловой разметки «проверка», «перегруз».В наряде указывается место подачи вагона. На отцепляемые вагоны составляется акт общей формы ГУ-23 в трех экземплярах. Один прилагается к перевозочным документам, второй направляется в пункт исправления коммерческих неисправностей, третий остается в книге регистрации актов у старшего приемосдатчика.

Пути сортировочного парка специализируются по назначениям плана формирования поездов. В процессе роспуска вагоны, попадая на соответствующий путь парка, стоят под накоплением на полный состав.

Простой под накоплением является важной составляющей в общем простое вагонов, перерабатываемых на технических станциях.

На процесс накопления влияют количественные и качественные факторы:

Количественные:

  • величина суточного вагонопотока данного назначения;
  • число вагонов в формируемых поездах.

Качественные:

  • организация подвода вагонопотоков;
  • формирование тяжеловесных, длиносоставных и групповых поездов;
  • завершение процесса накопления местными вагонами.

Качественные факторы характеризуют степень воздействия работников станции на процесс накопления.

Для определения среднего простоя вагонов под накоплением для каждого пути сортировочного парка строят графики простоя накопления.

Если крупные группы вагонов подводить к началу периода накопления, а мелкие — к концу, то показатели процесса накопления ухудшаются.

Рационально вначале подводить мелкие группы, а к концу крупные. Завершающую (нулевую) группу желательно иметь самой большой, так как время ее простоя под накоплением равно нулю.

На станциях расформирования и формирования поездов ведется непрерывный учет наличия вагонов по назначениям плана формирования, позволяющий маневровому диспетчеру четко планировать поездообразование. При автоматизированной системе управления работой сортировочной станции, при решении информационно-управляющих задач возможно моделирование поездообразования с расчетом и оценкой вариантов назначений поездов.

После остановки состава в пределах полезной длинны пути сигналист производит закрепление его с обязательным докладом дежурному по станции.

Дежурный по станции выпускает изпод состава маневровый локомотив, о чем извещает оператора ПТО, включающего централизованное ограждение состава на пути, и по парковой связи объявляет о начале осмотра вагонов.

Таблица 6 График обработки поезда своего формирования

Наименование операции

Время в минутах

Исполнитель

на операцию

10 20 30 40 50 60

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Согласование номера пути отправления и извещение работников, участвующих в обработке состава

ДСП

Вывод на путь отправления работников, участвующих в обработке состава и перестановка состава из сортировочного парка

Работники СТЦ, ПТО, ПКО, ФГП ВО

Контрольная проверка состава в выходной горловине

Оператор СТЦ

Проверка к составу поездного локомотива

6

Локомотивная бригада

Отцепка маневрового локомотива и выезд его с пути отправления

4

Локомотивная бригада

Ограждение состава

0,2

ДСП, ПТО

Зарядка тормозной магистрали

7

Локомотивная бригада

4 Организация маневровой работы

4.1 Технология расформирования и формирования поездов

Расформирование поездов _ расстановка вагонов в соответствии с их назначением по путям накопления (груженых транзитных — по назначениям плана формирования местных по грузовым пунктам, порожних — по роду подвижного состава, неисправных — по пунктам ремонта).

Формирование поездов — поставка вагонов в состав поезда в соответствии с планом формирования поездов и требованиями ПТЭ (устранение не подхода центров автосцепок, постановка вагонов прикрытия и др.)

Расформирование — формирование составов единый процесс, заключающийся в расстановке отцепов на сортировочных путях в соответствии с планом формирования так, чтобы при составлении нового поезда полностью отсутствовала или до минимума была бы сокращена перестановка вагонов.

Все передвижения ПС на железнодорожном транспорте подразделяют на поездные и маневровые. Передвижение подвижного состава локомотивов с вагонами и без них в пределах станции с целью выполнения определённых операций называются маневровыми передвижениями, или маневрами.

Маневры по своему назначению подразделяются на следующие виды:

  • расформирование поездов;
  • формирование составов;
  • перестановка состав или групп вагонов из парка в парк или с одного пути на другой;
  • прицепка и отцепка вагонов;
  • подача вагонов к грузовым фронтам и их уборка;
  • осаживание и подтягивание вагонов;
  • пропуск через вагономоечную машину;
  • взвешивание вагонов.

Маневровую работу выполняют с помощью тяговых средств и сортировочных устройств. К тяговым средствам относятся маневровые локомотивы. К сортировочным устройствам относятся вытяжные пути и сортировочные горки.

Маневры с использованием вытяжных путей могут выполняться двумя способами: осаживанием и толчками.

4.2 Руководство манёврами

В соответствии с ПТЭ маневры выполняют по распоряжению одного работника, ответственного за безопасность движения в данном районе станции или на участке: дежурного по станции ( ДСП ), маневрового диспетчера ( ДСЦ), дежурного по горке ( ДСПГ) или парку ( ДСПП), поездного диспетчера ( ДНЦ) (на участках с диспетчерской централизацией).

Распределение обязанностей между работниками, участвующими в манёврах, устанавливается в ТРА. Передвижениями маневрового локомотива руководит только один работник — составитель поездов или главный кондуктор сборного поезда (при выполнении маневров на промежуточной станции).

В состав маневровой бригады входит составитель поездов и машинист локомотива. Составитель отвечает за точное и своевременное выполнение задания на маневровую работу. Перед началом маневров он обязан ознакомить всех участвующих в маневрах с предстоящей работой. Выполняя маневры, составитель постоянно наблюдает за передвижениями локомотива, находясь, всякий раз в том месте, от куда ему обеспечивается видимость маневрового состава, а машинисту — подаваемых им сигналов. При работе на кривых участках пути с большим составом или в условиях плохой видимости (туман, снегопад, метель) в помощь составителю для передачи сигналов привлекают операторов постов централизации, дежурных стрелочных постов и регулировщиков скорости движения вагонов. Указания на маневровые передвижения передают по громкоговорящей связи, а также ручными или звуковыми сигналами, также используют маневровые светофоры или щиты. Сообщения должны быть краткими и ясными. Давший указание должен убедиться, что оно правильно понято машинистом маневрового локомотива.

Стрелки при маневровых передвижениях переводит ДСП (где их нет — операторы постов централизации) или дежурные стрелочных постов по распоряжению руководителя маневров. Задания на приготовление маршрута он передает лично по радио, с помощью устройств громкоговорящего оповещения, свистками локомотивов, ручными свистками или другими средствами в зависимости от технического оснащения станции.

Машинист маневрового локомотива приводит в движение локомотив, только получив указание или сигнал руководителя маневров. На сортировочных и крупных участковых и грузовых станциях для выполнения маневровой работы, а также операций по приёму, отправлению поездов и обработки составов создают единые смены (с постоянным составом) и комплексные бригады. Состав бригад в зависимости от местных условий устанавливает начальник отделения дороги. Возглавляет бригаду маневровый диспетчер.

В состав бригады входит дежурные по станции, парка, горки, посту централизации, составителей поездов, машинисты маневровых локомотивов, регулировщики скорости движения вагонов, операторы сортировочной горки, операторы СТЦ, приёмщики поездов, работники ПТО и пункта коммерческого осмотра ( ПКО).

Для обеспечения безопасности движения при манёврах применяют различные виды связи:

  • парковая громкоговорящая связь;
  • маневровая радиосвязь;
  • установки промышленного телевидения.

Управлением стрелками и сигналами при маневрах осуществляются с пультов, установленных на рабочих местах дежурного по станции, по горке или оператора поста централизации.

При большом объеме маневровой работы территорию станции делят на маневровые районы. Каждый из них включает в себя определенные парки или группы путей, вытяжные пути или горки и обслуживается маневровыми локомотивами и составительскими бригадами. Маневровый состав или локомотив за пределы этого района выезжает по указанию маневрового диспетчера и только с разрешения дежурного по станции.

Перед заступлением на дежурство составитель знакомится с положением на путях своего маневрового района, выясняет наличие и расположение вагонов на путях, сформированных составов и подформированных групп вагонов. В процессе дежурства он получает от маневрового диспетчера ( или дежурного по станции) план задание на ближайшее 2 — 3 часа. На тех. станциях, где маневровой работой руководит диспетчер, составитель получает от маневрового диспетчера задание на расформирование и формирование каждого состава. План маневровой работы составитель доводит до сведения всех членов бригады.

Подвижной состав устанавливают на станционных путях в границах, обозначенных предельными столбиками, причем вагоны, с которым не выполняют маневры, должны быть сцеплены, заторможены и надежно закреплены от ухода тормозными башмаками или ручными тормозами.

4.3 Обработка пунктов местной работы

Местный вагон -вагон который прибывает на станцию по погрузку, выгрузку, перегрузку, перевеску, сортировку груза, в ремонт.

Местной работой называется подача вагонов на подъездные пути или пунктам грузовой работы, на грузовой двор.

Маневровой работой руководит маневровый диспетчер (ДСЦ), он ведёт непрерывный учет наличия и расположения вагонов на станционных путях и пунктах грузовой работы, а также планируют очередность подачи вагонов под погрузку и выгрузку и их уборку.

Планирование этой работы должно рационально использовать маневровые локомотивы, сокращать простой вагонов местных, в ожидании под погрузку и выгрузку.

Документы на вагоны, прибывающие в поездах, поступают в станционный технологический центр по обработке поездной информации и перевозочных документов. Оператор СТЦ проверяет соответствие документов натурному списку состава и соответствие данных в натурном листе перевозочным документам, штемпелюет перевозочные документы, проставляя на каждом вагонном листе номер поезда, дату и время прибытия. Параллельно второй оператор СТЦ вводит данные с документов на экспортные грузы в АРМ ОППВЭ, после чего доставляет их в товарную контору с регистрацией в книге сдачи документов формы ГУ-48.

По прибытию поезда на сопредельную пограничную станцию машинист локомотива сдаёт пакет с перевозочными документами и передаточные документы на состав агенту конторы передачи грузов российской железной дороги. После регистрации и проверки перевозочные документы передаются в контору передачи грузов сопредельной железной дороги. Удостоверяя факт сдачи и приема грузов, агенты российской и сопредельной железных дорог расписываются в шести экземплярах передаточной ведомости и по три экземпляра ведомости оставляют у себя.

5 Нормирование технологических операций с поездами и вагонами

Расчеты выполняются в соответствии с методическими, по расчету норм времени на маневровые работы, выполняемые на железнодорожном транспорте.

5.1 Технологическая норма времени расформирования — формирования составов на вытяжных путях

Затраты времени на выполнение маневровой работы по расформированию — формированию составов с вытяжных путей зависит от способов производства маневров (рейсами, осаживания, или толчками) и производственного цикла пути следования отцепов по вытяжному пути и 100 метров стрелочной зоны.

Трасф = Аgр + Б nc , (1)

где А, Б — нормативные коэффициенты, учитывающие затраты времени на заезд локомотива под состав, вытягивание состава (части его) на вытяжной путь, осаживание (или толчки) для сортировки вагонов и вытягивания состава после ряда толчков;

  • gр-число отцепов в расформировываемом составе (дано в задании);
  • nс- среднее количество вагонов в составе (дано в задании).

Трф= 0,81 22 + 0,40 48 = 37,02 (мин)

Для дальнейших расчетов и построения суточного плана графика норма времени принимается 37 минут.

5.2 Технологическая норма времени окончания формирования одногруппного состава при накоплении вагонов на одном пути

Технологическое время на окончание формирования состава одногруппного поезда определяется по формуле

Тоф= Тптэ + Тпод, (2)

где Тптэ-технологическое время на выполнение операций, связанных с расстановкой вагонов по ПТЭ (устранение разницы по высоте между продольными осями автосцепок более 100 мм, постановка вагонов прикрытия, поставка порожних вагонов в последнюю треть состава тяжеловесного или длинносоставного поезда, поставка вагонов с номенклатурными грузами (ВНГ) одной группой и обеспечение возможности проезда наряда сопровождения не далее 5 вагонов от группы ВНГ), мин.

Тпод — технологическое время на подтягивание вагонов со стороны вытяжных путей для ликвидации «окон», мин.

Тптэ = В + Е nф, (3)

где В,Е — нормативные коэффициенты, значения которых зависят от среднего числа расцепок вагонов, подлежащих формированию, в местах несовпадения продольных осей автосцепок и постановки вагонов прикрытия;

  • nф -среднее число вагонов, включаемых в формируемый состав.

Тпод = 0,08 nф , (4)

Тпод=0,08 48= 3,84 (мин)

Тптэ=1,44 + 0,09 48 = 5,76 (мин)

Тоф= 5,76 + 3,84= 9,60 (мин)

Для дальнейших расчетов и построения суточного плана графика для окончания формирования норма времени принимается 3,84 минут.

5.3 Технологическая норма времени на формирование состава сборного поезда при накоплении вагонов на одном пути

Технологическое время на формирование состава сборного поезда при накоплении вагонов на одном пути включает в себя сортировку вагонов для подборки по поездным группам и расстановку их в составе в соответствии с требованиями ПТЭ, сборку вагонов с разных путей в один состав.

Тф= Тс + Тсб , (5)

где Тс — время на сортировку вагонов для подборки по поездным

группам и расстановку их в составе в соответствии с требованиями ПТЭ;

  • Тсб — время на сборку вагонов с разных путей в один состав.

Тф= 20,11 + 16,2 = 36,31

Тс= Аgф+ Б nc, (6)

где gф — число отцепов в формируемом составе.

Тс = 0,81 11 + 0,40 48 = 20,11

Тсб = 1,8 p + 0,3 nсб, (7)

где nсб- количество вагонов, переставляемых на путь сборки формируемого состава;

  • p- количество путей с которых переставляются вагоны.

Тсб = 1,83 + 0,3 36= 16,2

p = К — 1 , (8)

где К — среднее количество поездных групп в одном составе.

p= 4 — 1 = 3

nсб = (9)

nсб =

Для дальнейших расчетов и построения суточного плана графика время формирования состава сборного поезда при накоплении вагонов на одном пути принимаем 56,98 минут, время на сортировку вагонов для подборки по поездным группам и расстановку их в составе принимаем 26,89 минут, время на сборку вагонов с разных путей в один состав принимает 15,99 минут, 3 путис которых переставляются вагоны, количество вагонов, переставляемых на путь сборки формируемого состава принимаем 40 вагонов.

5.4 Технологическая норма времени на перестановку состава из сортировочного парка в парк отправления

Время на перестановку вагонов и составов с пути на путь, из парка в парк определяется суммированием времени выполнения отдельных полурейсов, выполненных во время этих перестановок.

Длина маневрового состава

lмс = lл + l в Ч nc , (10)

lмс = 17+15Ч48 = 737(м)

где lл — длина маневрового локомотива ( lл = 17 м );

l в — средняя длина физического вагона (lв=15м)

Длина полурейса заезда маневрового локомотива на путь сортировочного парка под состав, готовый к перестановке, исходя из рисунка 4, составляет

l з пр = lл + l1 , (11)

l з пр = 17 + 340= 357

где l1 -расстояния от раздельной стрелки вытяжного пути до предельного столбика пути сортировочного парка.

Длина перестановочного полурейса из сортировочного парка на вытяжной путь

l 1 мс = lмс + l1 , (12)

l 1 пр = 737+340 = 1077

Длина перестановочного полурейса с вытяжного пути на путь приёмоотправочного парка

l 2 пр= lмс + l2 , (13)

l 2 пр= 737 + 315 = 1052

где l 2 — расстояние от раздельной стрелки вытяжного пути за предельный столбик пути отправления на длину поездного локомотива.

Выполнять вычисления по формулам (10,11,12,13)

= lмс + l2

где l2 — расстояние от разделительной стрелки вытяжного пути за предельный столбик пути отправления за длину поездного локомотива.

l мс = 17 + 15 48 = 737(м)

= 17 + 340 = 357(м)

= 737 + 340 = 1077(м)

= 737 + 315 =1052(м)

При документируемой скорости производства маневров 15 км/ч, время на заезд маневрового локомотива и перестановку состава

= 2,36; =5,26; = 5,26

Общее время на перестановку состава из сортировочного парка в парк отправления

Тпер = + + (14)

Тпер = 2,36 + 5,26 + 5,26 = 12,88 мин

Для дальнейших расчетов и построения суточного план-графика работы станции нормы времени принимаются

  • длина маневрового состава 737 метров
  • расформирование-формирование поездов (Трф) 37 минут
  • окончание формирования одногруппного поезда (Тоф) 10 минут
  • формирование состава сборного поезда (Тф) 37 минут
  • перестановка состава из парка в парк (Тпер )13 минут

5.5 Расчет числа маневровых локомотивов

Для участковых и грузовых станций число локомотивов определяется условием

(15)

где ?T ман — среднесуточный объем маневровой работы

б — коэффициент учитывающий перерывы в использовании локомотива из-за враждебности маршрутов ( принимается равным 0,93)

?t пост — простой маневрового локомотива в связи с его экипировкой, сменой бригад.

М = 1 (лок)

Таблица 7 Среднесуточный объем маневровой работы в локомотиво-минутах

Операции

Количество операций

Норма времени

Лок-мин работы

Расформирование состава поезда

Окончание формирования участкового поезда

Формирование состава сборного поезда

Перестановка состава из СП в ЧПОП

Подача вагонов на грузовой пункт

Уборка вагонов с грузового пункта

Заезд локомотива на грузовой пункт

Возвращение локомотива с грузового пункта

Расстановка вагонов по выгрузочным фронтам

Перестановка вагонов под погрузку

Сборка вагонов по выгрузочным фронтам

Подборка вагонов на подачу

Расформирование выводки вагонов

6

4

2

6

5

5

4

4

49

31

49

49

49

37

11

57

13

15

15

10

10

1

1

1

1

1

222

44

114

78

75

75

40

40

49

31

49

49

49

Всего минут работы

915

6 Разработка суточного плана — графика

6.1 Общие сведения о суточном плане-графике

Суточным планом-графиком называют графическое изображение работы станции: приема поездов, их обработка в парках и отправление. Также отображается обработка местных вагонов, включая подачи и уборки на грузовые фронта, погрузку, выгрузку вагонов. Цель суточного плана-графика — согласовать, указать работу всех цехов станций, их взаимодействие с графиком прибытия и отправления поездов, уточнить загрузку отдельных парков, путей, горловин, маневровых локомотивов, определить нормы времени нахождения на станции вагонов различных категорий обработки.

Суточный план-график составляют на сутки. В нем в масштабе времени отражают:

  • подход поездов по графику движения со всех примыкающих к станции направлений;
  • нахождение их в парке прибытия с выделением времени приема (занятия стрелочной горловины), обработки составов, простоя в ожидании следующих операций;
  • расформирование составов с выделением операций, выполняемых каждым маневровым локомотивом, и занятость вытяжного пути;
  • накопление вагонов на сортировочных путях с показом моментов завершения накопления составов, занятость сортировочных путей при окончании формирования и выводе составов;
  • работу вытяжных путей формирования и отдельно маневровых локомотивов с фиксацией операций окончания формирования и вывода в парк отправления каждого состава;
  • подачу и уборку местных вагонов маневровыми локомотивами;
  • работу грузовых пунктов (время подачи, погрузки-выгрузки, простоев в ожидание последующих операций);
  • нахождение поездов в парках отправления и транзитом с выделением операций обработки составов и ожидания отправления;
  • отправление поездов на примыкающие к станции направления.

Суточный план — график составляется замкнутым на основе следующих исходных данных: графика движения поездов разложения составов поездов, прибывающих в расформирование; технологических норм времени на обработку составов и вагонов, нормативов на маневровую работу; схемы станции и грузовых пунктов; ТРА станции.

План — график строят для наиболее напряженных условий работы, на размеры движения, определяемые графиком движения поездов. Разложение прибывающих в расформирование составов устанавливают по натурным листам. Наличие вагонов и составов на начало суток на путях станции и грузовых пунктах определяют по графикам исполненной работы маневрового диспетчера. Разложение составов и наличие вагонов рассчитывают в среднем за декаду истекшего года, в которой объём выполненной работы был максимальным.

Форма и содержание суточного плана — графика зависит от назначения и характера работы станции. Для участковых станций особенно важно при большом потоке транзитных поездов отразить обработку их составов группами и бригадами технического и коммерческого обслуживания, контролировать загрузку стрелочных горловин. Для грузовых станций подробно показывают выполнение грузовых операций, а также отражают работу автомобильного транспорта. Для сортировочных станций при массовой переработке вагонов детально показывают операции расформирования — формирования составов, накопление вагонов. План — график пассажирской станции отражает последовательность обработки поездов и вагонов на перронных путях и в парках технической пассажирской станции.