По : «Методика обучения предметам: методика преподавания химии» : «Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся по химии»

Курсовая работа
Содержание скрыть

В связи с профильном обучением на старшей ступени образования Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования предъявляет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы. Главные среди этих требований – личностные требования к учащимся — способность к саморазвитию и самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, ориентированность в мире профессий, готовность к обоснованному выбору будущей профессии [12].

При переходе к профильному обучению на старшей ступени в средней школе выявляются проблемы, одна из которых – выбор учащимися своего профиля. Ученику 9 класса сложно выбрать цикл школьных предметов, которые будут необходимы для дальнейшего поступления в ВУЗ или другие образовательные учреждения. Это связано с тем, что в этом возрасте у большинства учащихся пока не сформировались устойчивые интересы к какой-то определённой профессии.

Для решения данной проблемы предлагается проводить в 9 классе в течение всего учебного года предпрофильную подготовку, которая осуществляется посредством организации элективных курсов по различным предметам. Главная задача элективного курса по химии – заинтересовать учащихся этой наукой, показать прикладной характер химии, посредствам знания химии развивать когнитивные – интеллектуальные, коммуникативные, мыслительные качества личности ученика. Содержание элективных курсов предоставляет возможность школьнику выявить свои наклонности, реализовать интерес к предмету, тем самым профессионально сориентировать. Разработкой положений, исследования вопросов предпрофильной подготовки учащихся на элективных курсах по выбору занимались Г. М. Чернобельская, О. С. Габриелян, И. М. Титова, Н. Е. Кузнецова и другие. В настоящее время существует значительное число вариативных курсов по выбору. Однако наблюдается противоречие между теоретическими рекомендациями по внедрению и реализации элективных курсов и конкретными разработками тематики и методических рекомендаций. Поэтому учителю химии приходится самостоятельно разрабатывать содержание элективных курсов, но научный и методический уровень таких программ не всегда соответствует требованиям, а, потому, рамки их применения ограничиваются конкретной школой. Следовательно, это говорит об актуальности данной проблемы.

14 стр., 6604 слов

Развитие понятий о химическом производстве в процессе изучения ...

... В общеобразовательной средней школе на уроках химии должны изучаться химические производства лишь наиболее важные в народнохозяйственном отношении, вполне доступные для понимания учащимися ... Химические свойства., Применения. Выбор производств Для осуществления политехнического обучения знакомить учащихся общеобразовательной школы с большим количеством химических производств нет никакой необходимости, ...

Цель данной курсовой работы — разработать программу элективного курса по химии «Химия металлов» с учетом регионального компонента, и таким образом создать условия для формирования у обучающихся стойкого интереса к предмету, интеллектуальных и творческих способностей, мотивационной основы для осознанного выбора профиля обучения в старшем звене.

Задачи исследования:

  1. проанализировать литературные источники по теме исследования;

  2. обосновать значение предпрофильной подготовки для школьника подросткового возраста;

  3. провести сравнительный анализ элективных курсов для предпрофильной подготовки по химии (по литературным данным);

  4. разработать программу элективного курса для учащихся 9 класса.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс по химии.

Методы исследования:

  1. теоретические (анализ литературы, сравнение, анализ, выводы из полученных данных);

  2. практические (составление программы элективного курса, написание конспектов уроков, составление методических рекомендаций).

Данная программа может быть использована для проведения элективных курсов в девятых классах, возможно, будет интересна для учителей химии.

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТВКИ

1.1. Понятие предпрофильной подготовки

Предпрофильная подготовка должна рассматриваться не только как помощь в принятии школьником решения о выборе дальнейшего профиля обучения, но и как работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом, поэтому она должна сформировать у школьников:

— умение объективно оценивать свои способности к продолжению образования по различным профилям;

— умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим индивидуальным особенностям, склонностям, интересам;

— готовность нести ответственность за сделанный выбор;

— высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, готовность прикладывать усилия для получения качественного образования [14,15].

16 стр., 7688 слов

Исследования. В ходе исследования проанализированы практические ...

... информационно-коммуникационных технологий. Контингент: дети старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования; 2. Изучить особенности детей старшего дошкольного возраста с алалией; 3. Проанализировать практические и методические материалы по обучению ...

Предпрофильная подготовка необходима для рациональной и успешной организации профильного обучения в старшей школе. Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 9-классников в обеспечении их комплексной подготовки к жизненному выбору. Уже в 9-ом классе ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, причем совершенно конкретно, в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, оценить свои силы и принять ответственное решение, а готовность к «академической мобильности» у них должна существенно повыситься.

Под влиянием обучения мышление, внимание и память постепенно обретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов . У подростка формируются и развиваются способности активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы, вместе с этим он уже может мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Важнейшее, интеллектуальное приобретение подросткового возраста — это умение оперировать гипотезами, т.е. начинают формироваться элементы теоретического мышления. В процессе учения восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов. Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание; замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала, развивается умение организовывать мыслительную работу по запоминанию определенного материала, использовать специальные способы запоминания, внимание становится все более произвольным и может быть преднамеренным.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1

Таким образом, в соответствии с профильным обучением на старшей ступени образования выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа и предпрофильная подготовка, проводимая в 9-х классах. Одним из элементов такой подготовки являются элективные курсы. Данные курсы занимают в ней центральное место, так как нацелены сориентировать выпускников основной школы на осознанный выбор профиля обучения в старшей школе, как минимум, и, как максимум, на определение своей специальности в будущей профессиональной деятельности. Психологически особенности подростка, проявляющиеся в совершенствовании и произвольности высших психических функций, сформированности мотивов учебной деятельности, свидетельствуют о готовности к предпрофильному и профильному обучению. Педагоги при проведении элективных курсов на этапе предпрофильного обучения создают условия для самоутверждения в выборе профиля в старшей школе и подготовки к экзаменам по выбору.

39 стр., 19150 слов

Содержание, формы и методы обучения учащихся V-VII классов технологии ...

... защиту выносятся: теоретическое обоснование общих положений обучения учащихся в образовательной области «Технология» на основе личностно ориентированного подхода; результаты экспериментальной работы по обучению учащихся V-VII классов технологии обработки древесины на основе личностно ...

Элективные курсы, как форма обучения, обеспечивают подготовку учащихся основной школы к выбору профиля и сам процесс профильного обучения в старшей школе.

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и могут либо дополнять и расширять изучение основных профильных предметов на заданном образовательным стандартом уровне, либо выходить за рамки школьного предмета и содержать материал отдельных направлений основной профильной дисциплины. В зависимости от этого элективные курсы могут быть разделены на три типа:

а) элективные курсы, дополняющие базовый курс химии, превращая его в профильный предмет;

б) элективные курсы, дополняющие профильный курс химии, превращая его в углубленное изучение предмета;

в) элективные курсы, способствующие удовлетворению образовательных запросов учащихся и их родителей.

Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.

Главная задача предпрофильных элективных курсов помочь ученикам:

— составить представление о школьном предмете (науке) химия на основе личного опыта;

— получить понятие о характере трудовой и творческой деятельности взрослых специалистов-профессионалов;

— выявить или сформировать интерес к данной области знаний и деятельности людей;

— осознанно и без ошибок выбрать профиль обучения в 10-11 классах.

Предпрофильные элективные курсы реализуются в 8-9 классах. Кратковременность таких курсов не вызывает перегрузку учащихся и создает возможность посетить несколько курсов по различным предметам. Активные формы обучения (поисковая деятельность, элементы исследовательской, проектной деятельности), используемые на занятиях развивают умственные, творческие способности подростков, учат их анализировать обсуждаемый материал. Такое обучение позволяет сделать процесс познания более индивидуализированным и эффективным. Необходимая в содержании занятий демонстрация практической связи химии с жизнью создает ситуации успеха, положительную учебную мотивацию. Учащиеся активно делятся со сверстниками практически значимой информацией. Когда ребенок видит, что приобретенные им знания необходимы ему и интересны другим, то это способствует желанию познать новое.

Для эффективного обучения в рамках элективных курсов, материалы их обеспечивающие должны отвечать определенным критериям, это: отсутствие дублирования с типовыми учебниками для расширения знаний учащихся; наличие достаточно убедительного мотивирующего потенциала для возбуждения познавательного интереса у учащихся и определения ими дальнейшей образовательной траектории и профессионального самоопределения; научность, доступность, системность, вариативность и модульность содержания курса; соответствие содержания курса целям и задачам учебно-воспитательного процесса в плане воспитания и развития учащихся; наличие практической направленности; обеспечивать применение активных форм учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся, а также возможность систематического контроля и учета результатов обучения.

14 стр., 6949 слов

Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии

... критического мышления 3. Описать технологии развития критического мышления подростков в процессе обучения географии (на уроках и практических работах) 4. Произвести отбор соответствующего учебного материала по географии с точки зрения развития критического мышления. 5. Апробировать технологию развития критического мышления учащихся в процессе обучения географии ...

2.2 Сравнительный анализ программ и методического обеспечения элективных курсов по химии

п/п

Название элективного курса

Авторы

Примечания

1

«Химия и экология»

Иванова Т. Н.

Программа межпредметного элективного курса предназначена для предпрофильного обучения девятиклассников.

Всего 17 часов, 3 ч. из них — практические занятия. Представлен тематический план занятий курса

2

«Химические врата в мир естествознания»

Е.Я. Аршанский, О.В. Алесьева [2]

В программе данного курса представлено содержание предпрофильного элективного курса с подробным описанием тем для изучения

3

«Учимся решать задачи по химии»

Фаткуллина

Ю. В.

Курс дает возможность лучше подготовиться к итоговой аттестации по предмету. В программе представлена пояснительная записка с указанными в ней целями и задачами курса, содержание, тематический план занятий, учебно-методическое обеспечение

4

«Экспериментальные задачи по химии»

Кандакова Ю.Б.

[

Курс позволяет осуществить профориентационную работу по химии. Предметно- ориентированная программа содержит подробное описание целей, задачей курса, тематического плана, карт-инструкций практических работ

5

«Химия в быту»

Богомолова Е.М.

[

Программа курса разработана для дополнительного изучения экологических проблем окружающей среды, содержит пояснительную записку, подробное тематическое планирование занятий по курсу на 16 часов, список методических пособий для учителя и учащихся. В приложении представлены темы рефератов для аттестации на итоговом занятии

6

«Химический анализ. Наука и практика»

Рязкова Н. А.

Программа курса разработана для предпрофильной подготовки и профессионального самоопределения

учащихся с ориентацией на химико- биологический профиль, расширения интересов учащихся к химии. В программе представлена пояснительная записка с обозначенными целями, задачами курса; содержательная часть включает учебно- тематический план, список литературы для педагога и учащихся

26 стр., 12911 слов

Рассеянные металлы

... В качестве покрытий других металлов благородные металлы предохраняют основные металлы от коррозии или придают поверхности этих металлов свойства, присущие благородным металлам (например, отражательная способность, цвет, ... Иридий 4 5477 5 Осмий 0.001 122903 1 Проба благородных металлов Проба благородных металлов — определение различными аналитическими методами пропорции, весового содержания золота, ...

7

«Семь металлов древности»

Костюк И.В.

Курс межпредметного характера направлен на углубленное изучение темы школьного курса химии «Металлы». Программа включает в себя подробное описание целей и задач курса, тематическое планирование, краткое описание содержания курса, образовательных ресурсов

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

Таким образом, предпрофильные элективные курсы занимают важное место в общеобразовательной подготовке по химии. Часто в образовательном процессе возникает проблема недостаточного количества часов на изучение некоторых тем школьного курса химии, поэтому педагоги имеют возможность с помощью организации элективных курсов расширить интересы, углубить знания учащихся по химии, тем самым подготовить к выбору профиля обучения, сориентировать на выбор химико- биологического направления обучения в старшей школе. Существует большое количество программ элективных курсов, но они не всегда соответствуют требования предъявляемым к ним, поэтому учителям приходится более подробно разрабатывать содержание курса, искать учебно- методические пособия, составлять конспекты занятий.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ХИМИЯ МЕТАЛЛОВ»

Элективный курс «Химия металлов» с учетом регионального компонента предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки.

Город Тула является одним из промышленных городов Центрального Федерального округа. В нем налажен процесс производства оружия, военной техники, вместе с этим на заводах идет производство других металлических изделий, приборов, сопровождающих человека на протяжении всей жизни. Также город славится таким предметом быта как самовар, многочисленными памятниками культуры, посвященными Великой Отечественной Войне, известным личностям. Поэтому для учащихся будет интересно знать каков состав всех этих предметов, процессы изготовки сплавов для их производства.

Содержание курса имеет интегрированный характер и может быть интересно для учащихся с точки зрения расширения кругозора, с точки зрения ориентации на самые различные профессии. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторного практикума, практикума по решению задач, экскурсий.

Цель элективного курса — помочь обучающимся точно сориентироваться в выборе профиля обучения, формируя естественнонаучные умения и навыки, расширяя интересы учащихся к химии, различным видам деятельности и профессиям в области естественнонаучных дисциплин.

Задачи: образовательные — познакомить с особенностями свойств изучаемых в курсе металлов, свойства, обуславливающих применение данных металлов в той или иной области, дать представление об использовании металлов и сплавов в народном хозяйстве;

воспитательные

9 стр., 4023 слов

Цветные металлы и сплавы, применяемые в строительстве

... свойства металлов: чем мельче зерна, тем прочнее металл. Свойства Химические свойства. В соответствии с местом, занимаемым в периодической системе элементов, различают металлы главных и побочных подгрупп. Металлы главных подгрупп (подгруппы а) называются также непереходными. Эти металлы ... повышения стойкости производимой из них продукции. Цветные металлы, в свою очередь, делятся на легкие и тяжелые. ...

развивающие

Формы контроля при проведении занятий курса: домашняя контрольная работа, рефераты, отчеты по практическим работам и экскурсиям, итоговая конференция. Оценка знаний и умений обучающихся проводится по окончании каждого раздела в

виде контрольной работы и по окончании курса в виде конференции по защите рефератов. Кроме того, предусматривается текущий контроль в виде отчётов учащихся о результатах работ на практических занятиях, экскурсий.

Формы занятий: лекция, семинар, практическое занятие, групповая работа, экскурсия.

Программа рассчитана на 32 часа занятий с учащимися 9-го класса, включает в себя теоретические занятия, практикум по выполнению лабораторных опытов и экспериментальных задач, практикум по решению расчетных задач.

Подробный учебно — тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся представлен в таблице 1.

Учебно — тематический план Таблица 1

п/п

Кол-во

часов

Тема занятия, Организация

учебной

деятельности

Изучаемые вопросы. Основные понятия, Форма контроля

ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ МЕТАЛЛОВ (3 ч)

1

1

Вводное занятие. Техника безопасности

Вводная беседа, лекция

Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности

2

1

Современные представления о строении атома

Лекция

Современные представления о природе электрона. Конфигурация электронных облаков. Спин электрона. Понятие о s-, p-, d-, f- элементах

Конспект

3

1

Виды химической связи. Химические связи в металлах

Лекция

Строение твердых кристаллических веществ с разными видами связи между частицами, находящимися в узлах кристаллов. Зависимость свойств веществ от вида связи и типа кристаллической решетки

Конспект

ТЕМА 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕТАЛЛАХ (6 ч)

4

1

Кристаллические решетки металлов

Лекция

Типы кристаллических решеток металлов, их дефекты, и влияние на упругость и прочность металлов

6 стр., 2922 слов

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ. Конспект Монтажник стальных и железобетонных конструкций

... Монтаж железобетонных контрукций: ПРИЕМКА И ХРАНЕНИЕ КОНСТРУКЦИЙ Приемка конструкций Складирование конструкций Укладка конструкций при хранении на складах ОСОБЕННОСТИ МОНТАЖА СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ Подготовка конструкций к монтажу ... И ВРЕМЕННОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ВЫВЕРКА КОНСТРУКЦИЙ ОСНАЩЕНИЕ ДЛЯ МОНТАЖА ПРОМЫШЛЕННЫХ И ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ - Монтажное ...

Конспект

5

1

Сплавы

Лекция

Виды сплавов, их строение, способы получения

Конспект

6

1

Свойства металлов

Лекция

Характерные физические и химические свойства металлов

Конспект

7

1

ОВР с участием металлов

Практическое занятие

Алгоритмы составления уравнений ОВР

Составление уравнений ОВР

8

1

Типичные реакции металлов и их соединений

Практическое занятие

Л.О. Осуществление реакций на примере превращений меди

Отчет

9

1

Опыты по коррозии металлов

Практическое занятие

Л.О. Возникновение коррозии металлов и защита от нее

Отчет

ТЕМА 3. МЕТАЛЛЫ ПОБОЧНОЙ ПОДГРУППЫ 1 ГРУППЫ, ПСХЭ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА (4 ч)

10

1

Металлы побочной подгруппы

I-ой группы ПСХЭ

Д.И. Менделеева. Медь. Золото. Серебро

Лекция

Строение атомов элементов побочной подгруппы

Конспект

11

1

Производство меди

Семинар

Способы получения меди: переработкой

Доклады

12

1

Свойства меди. Получение и свойства оксида меди

Практическая работа

Л.О.

Отчет

13

1

Посещение музея «Тульские самовары»

Экскурсия

Отчет

ТЕМА 4. МЕТАЛЛЫ ПОБОЧНОЙ ПОДГРУППЫ, П.С.Х.Э Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА (3 ч)

14

1

Металлы побочной подгруппы

9 стр., 4072 слов

ХИМИЯ С-ВН141 металлы материал для изучения. Химия металлов

... смотри "Органическую химию") Характеристика элементов главной подгруппы II группы. щелочноземельными металлами Атомы этих элементов ... невысокая температура плавления Общие химические свойства I А группа II А ... BeCl 2 + H2 Разбавленную азотную кислоту металлы восстанавливают главным образом до аммиака или нитрата аммония: 2Ca ... широко используется в промышленности, по объему производства занимает второе ...

II-ой группы ПСХЭ

Д.И. Менделеева. Цинк и его соединения

Лекция

Строение атомов элементов побочной подгруппы

II-ой группы.

Конспект

15

1

Гидроксид цинка: амфотерность, ее причины

Лекция

Д.О. Доказательство амфотерности гидроксида цинка

Конспект

16

1

Химические свойства цинка

Практическое занятие

Отношение цинка к соляной кислоте, концентрированной и разбавленной азотной кислоте

Отчет

ТЕМА 5. МЕТАЛЛЫ ПОБОЧНОЙ ПОДГРУППЫ, ПСХЭ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА (1 ч)

17

1

Металлы побочной подгруппы III-ей группы. Лантаноиды и актиноиды

Лекция

Положение в ПСХЭ лантана и лантаноидов, особенности строения их атомов. Нахождение в природе. Применение в металлургии и других областях современной техники

Конспект

ТЕМА 6. МЕТАЛЛЫ ПОБОЧНОЙ ПОДГРУППЫ, ПСХЭ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА (3 ч)

18

1

Металлы IV-ой группы ПСХЭ

Д.И. Менделеева. Олово и свинец

Лекция

Строение атомов элементов главной подгруппы. Физические, химические свойства олова,

свинца. Важнейшие соединения олова и свинца. Применение олова, свинца. Сплавы этих металлов

Конспект

19

1

Титан и его соединения. Производство титана

Лекция

Строение атомов элементов побочной подгруппы. Физические и химические свойства титана. Важнейшие его соединения. Применение титана и оксида титана (IV).

Использование металлотермии при производстве титана

Конспект

20

1

Химические свойства свинца и олова

Практическое занятие

Отношение олова и свинца к разбавленным кислотам. Отношение олова и свинца к щелочам

Отчет

ТЕМА 7. МЕТАЛЛЫ ПОБОЧНОЙ ПОДГРУППЫ, ПСХЭ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА (2 ч)

21

1

Металлы побочной подгруппы VI-ой группы ПСХЭ

Д.И. Менделеева. Хром и его соединения

Лекция

Строение атомов элементов побочной подгруппы. Свойства хрома. Оксиды хрома. Гидроксиды хрома, изменение их свойств с изменением степени окисления хрома. Хромовая и двухромовая кислоты, их соли. Окислительные свойства этих соединений. Применение хрома и его соединений

Конспект

22

1

Соединения хрома

Практическое занятие

Получение оксида хрома (III) разложением дихромата аммония. Получение гидроксида хрома (III) и доказательство амфотерности этого соединения. Переход хромата калия в дихромат и дихромата в хромат

Отчет

ТЕМА 8. МЕТАЛЛЫ ПОБОЧНОЙ ПОДГРУППЫ, ПСХЭ Д. И.МЕНДЕЛЕЕВА (3 ч)

23

1

Металлы побочной подгруппы VII-ой группы ПСХЭ

Д. И. Менделеева. Марганец и его соединения

Лекция

Строение атомов марганца, технеция и рения. Физические и химические свойства марганца. Его применение в металлургии. Соединения марганца, изменение их свойств с изменением степени окисления марганца. Соединения марганца в природе, их получение и применение

Конспект

24

1

Технеций и рений. Их свойства, применения

Лекция

Технеций и рений, их свойства; применение этих металлов и их соединений

Конспект

25

1

Соединения марганца

Практическое занятие

Получение и свойства гидроксида марганца (II).

Отчет групп, выводы

ТЕМА 9. МЕТАЛЛЫ ПОБОЧНОЙ ПОДГРУППЫ, ПСХЭ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА (3 ч)

26

1

Строение атомов элементов семейства железа. Свойства железа, кобальта, никеля и их сплавов

Лекция

Строение атомов элементов семейства железа. Свойства железа, кобальта, никеля, их сплавов. Применение сплавов. Оксиды, гидроксиды, соли кобальта и никеля, свойст-ва и применение этих соединений

Конспект

27

1

Изготовление изделий из металлов методом порошковой металлургии

Семинар

Виды изделий из металлов, получаемых способом порошковой металлургии

Доклады

28

1

Посещение Тульского Государственного Музея Оружия

Экскурсия

Отчет

ТЕМА 10. МЕТАЛЛЫ В ПСХЭ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА (4 ч)

29

1

Закономерно-сти изменения свойств металлов и их соединений в периодичес-кой системе

Лекция

Формулировки основных закономернос-тей изменения свойств металлов и их соединений в ПСХЭ

Конспект

30

1

Эксперимен-тальное решение задач по теме:

Химия металлов

Практическое занятие

Решение задач различных типов

Отчеты групп

31

1

Итоговое занятие. Решение расчетных задач по теме «Химия металлов»

Практическое занятие

Тестовое задание «Химия металлов». Решение задач различных типов

Тестирование

32

1

Итоговое занятие

Семинар

Итоговое тестирование, защита рефератов по предложенным темам

Тестирование, рефераты

Методические рекомендации по проведению занятий.

Литература для учителя:

        1. Н.Л.Глинка «Общая химия», издательство «Химия», Москва, 1965 год.

        2. Г.П.Хомченко, К.И.Севастьянова «Окислительно-восстановительные реакции», Москва, «Просвещение», 1980 год.

        3. Малышкина В.А. Занимательная химия. С.-П., Тригон, 2001

        4. Габриэлян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя, М, Дрофа, 2002.

        5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта, 2003.

        6. В.А.Займовский, ТЛ.Колупаева «Необычные свойства обычных металлов», Москва, главная редакция физико-математической литературы,2004- Библиотечка «Квант», выпуск 32.

        7. Архангельская О.В., Больков И.А. Цепочки превращений химических соединений.// Химия в школе. – 2004, № 7. – С 45-59.

        8. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. «Химия». − М., «Дрофа» 2001.

        9. Штемплер Г.И.,Хохлова А.И. Методика решения расчетных задач по химии: 8 – 11 кл.: Пособие для учителя. − М.: Просвещение, 2001. − 207 с.

Конспекты занятий:

5 занятие. Тема:

Цель: организовать работу по усвоению знаний учащимися понятий черные и цветные металлы, сплавы.

Задачи: образовательные- познакомиться с видами сплавов; познакомиться со свойствами сплавов в зависимости от кристаллической решетки металлов и сплавов; значением сплавов и применением;

развивающие —

формирование самостоятельности мышления, умения логически рассуждать, обобщать и делать выводы из полученных знаний;

воспитательные —

Тип урока:

Ход урока:

1. Организационный момент — 1 мин.

2. Сообщение темы и цели урока — 2 мин.

3. Проверка ранее изученного материала — 6 мин.

4. Изучение нового материала — 30 мин.

5. Подведение итогов работы на уроке — 5 мин.

31 занятие. Тема:

Цель : продолжить формировать навыки решения расчетных задач различных типов (вывод формулы вещества, вычисление доли выхода вещества, комбинированные и т.д.).

Метод : индивидуальная и групповая работа.

Оборудование

Ход и содержание занятия.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

3. Актуализация опорных знаний

4. Применение знаний и умений

5. Комментирование домашнего задания.

План — конспект урока Таблица 2

Основные этапы урока

Методы

Содержание учебного материала, деятельность учителя, Содержание ученого материала, деятельность учащихся, Примечания

(планируемые образователь-ные результаты)

1.Организа-ционный момент

Беседа

«Добрый день, ребята!»

Проверка готовности к уроку: «Все сегодня присутствуют у меня на уроке? Все готовы к уроку? Тогда можем приступать к изучению нового материала.»

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя

Развитие навыков коммуникативной культуры при работе в коллективе

2. Сообщение темы и цели урока

Рассказ, беседа

Как вы думаете, ребята, очень ли важны металлы в повседневной жизни, может, и без них мы сможем обойтись? Правильно!

И сегодня на уроке мы с вами рассмотрим, как и где применяют металлы, какие сплавы используют и для чего

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Записывают тему урока в тетрадь

3. Проверка ранее изученного материала

Фронталь-ный опрос

Задает вопросы:

Каково положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева? Каковы физические свойства металлов? Характеристи-ка металлической связи в металлах

Отвечают на вопросы

4. Изучение нового материала

Лекция

Рассказывает материал.

Основные тезисы для записи учащихся в конспект лекции:

При плавлении металлы обычно смешиваются друг с другом, образуя сплавы. В большинстве случаев сплавы обладают более полезными свойствами, чем составляющие их чистые металлы. Получены десятки тысяч сплавов. Сплавы — это материалы с характерными свойствами, состоящие из двух и более компонентов, из которых по крайней мере один — металл. В металлургии железо и его сплавы выделяют в одну группу под названием черные металлы; остальные металлы и их сплавы имеют техническое название цветные металлы.

Чугун. Сталь: углеродистая сталь, легированная сталь. Бронза. Латунь. Мельхиор. Дюралюминий

Слушают, делают записи в тетради

Развитие знаний о сплавах металлов, основных видах и их особенностей

5. Подведение итогов работы на уроке

Фронталь-ный опрос

На какие две группы делятся металлы?, Сравните состав и свойства чугуна и стали

Отвечают на вопросы учителя

Формирование умений анализировать и оценивать информацию, полученную в ходе урока.

План-конспект урока Таблица 3

Основные этапы урока

Методы

Содержание учебного материала, деятельность учителя, Содержание ученого материала, деятельность учащихся, Примечания

(планируе-мые образова-тельные результаты)

1. Организацион-ный момент

Беседа

Приветствие. Проверка готовности к урока.

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя

Развитие навыков коммуникативной культуры при работе в коллективе

2. Сообщение темы и цели урока

Рассказ

Называет тему урока: Решение расчетных задач

Слушают учителя. Записывают тему урока в тетрадь

3. Актуализация опорных знаний

Фронталь-ный опрос

Задает вопросы: Назовите изученные типы задач. Назовите и запишите основные формулы.

Отвечают на вопросы. Делают записи на доске.

4. Применение знаний и умений

Индиви-дуальная, групповая работа

Диктует текст задач для фронтального решения типа:

1.Оксид щелочного металла массой 5 г полностью реагирует с 3 г воды. Назовите этот оксид.

2. Для нейтрализации 224 г гидроксида калия требуется 40 г 36,5%-ной соляной кислоты. Найдите массовую долю гидроксида калия в растворе. и т.д.

Раздает карточки с заданиями для группового решения задач:

1. Натрий, полученный электролизом расплава хлорида натрия массой 46,8 г, обработали избытком воды. Найдите массу 10%-ного раствора серной кислоты, необходимой для нейтрализации образовавшегося раствора щелочи.

2. Оксид щелочного металла массой 3,76 г растворили в соляной кислоте. При добавлении к полученному раствору избытка раствора нитрата серебра выпал осадок массой 11,48 г. Определите, какой оксид был использован.

Совместно с учениками проверяет правильность решения задач

Один ученик решает у доски, остальные- в тетрадях

Групповая работа по решению задач, решение записывают в тетрадь

Совершенст-вование навыков решения задач

5. Комментирова-ние домашнего задания

Рассказ

Раздает карточки с задачами для решения

Записывают домашнее задание

Закрепление приобретен-ных умений

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3

Таким образом, создание программы элективных курсов- важнейшая часть научно- методического обеспечения предпрофильной подготовки. Разработанная программа элективного курса «Химия металлов» будет актуальна при проведении курса в школах Тульского региона.

При реализации программы в соответствии с ее основными задачами будет достигнута основная цель элективных курсов — помочь сориентироваться в выборе профиля обучения на старшей ступени обучения и дальнейшей профессии. Интегрированный характер содержания позволит учащимся не только сориентироваться на различные профессии, но и значительно расширить свой кругозор.

Данная программа будет интересна учителям своей подробностью, освещением методических рекомендаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профильному обучению на старшей ступени школьного образования предшествует предпрофильная подготовка учащихся в рамках элективных курсов. Поэтому разработка подробных программ предпрофильных элективных курсов актуальна и необходима.

На основании результатов проведенного анализа литературы по теме исследования были решены задачи данной курсовой работы. Предпрофильная подготовка имеет важное значение для учащихся 9-го класса. Перед школьником подросткового возраста возникает проблема выбора дальнейшего профиля обучения и будущей профессии, с которой ему трудно справиться без помощи. Именно элективные курсы по химии в рамках предпрофильного обучения помогают решить возникающую проблему за счет своей вариативности, краткости и содержательности. Проведенный анализ содержания программ предпрофильных элективных курсов по химии показал, что не всегда программы таких курсов соответствуют требованиям предъявляемым к ним. Так перед учителями возникает проблема подробной разработки и доработки программ предложенных курсов, адаптации их к условиям и содержанию образовательного процесса конкретных школ. С целью помощи учителям химии разработана программа элективного курса для учащихся 9- го класса, главной целью которой является ориентации в выборе профессии, направленность в выборе естественно- научного профиля обучения на старшей ступени образования.

Таким образом, решением поставленных в исследовании задач была достигнута основная цель данной курсовой работы. В итоге разработана с учетом регионального компонента и предложена программа предпрофильного элективного курса по химии для учащихся 9 класса «Химия металлов». Данный элективный курс предлагается апробировать на профессиональной педагогической практике в рамках школы на пятом курсе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/razrabotka-elektivnogo-kursa-2/

1. Артюхова И. Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов [Текст] // Школьный психолог. Изд. дом «Первое сентября»- 2005. — № 20. — С. 19-21.

2. Аршанский Е.А., Алесьева О.В. Предпрофильная подготовка: как ее реализовать в школьной практике [Текст] // Химия в школе. — 2006. — № 5. — С. 12-19.

3. Афанасьева, Т.П. Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения: Методическое пособие [Текст] / Т.П. Афанасьева, Н.В. Немова, Н.Я. Стрельцова, А.Н. Томазова / под ред. Н.В. Немовой. М.: АПК и ППРО. 2005. — 78 с.

4. Габриелян О.С.Теория и практика элективных курсов [Текст] // Химия в школе. — 2006 — № 4. — С. 2-4.

5. Гафурова, Н.В. О педагогических основаниях формирования готовности учащегося к профессиональному самоопределению [Текст] / Н.В. Гафурова//Профильная школа. 2005. — №6. — С. 6-10.

6. Демина, Т.Б. Предпрофильная подготовка, как одно из условий профессионального самоопределения школьников [Текст] / Т.Б. Демина // Профильная школа. 2006. — №1. — С. 45-48.

7. Звягин А.С., Чернобельская Г.М. Элективный курс в рамках предпрофильной подготовки[Текст]// Химия в школе. — 2006. — № 5. — С.31-32.

8. Иванова Т.Н. Элективный курс «Химия и экология» [Текст]// Химия в школе.- 2010.- № 7.- С. 26.

9. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

10.

11. Попович А.Е. Организация профильной диагностики старшеклассников в процессе предпрофильной подготовки [Текст] // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психологи. — 2011. — № 2. — С. 64-71.

12.

13.

14. Теория и практика организации предпрофильной подготовки [Текст]/ под ред. Т.Г. Новиковой — М: — АПКиПРО, — 2003. — 110 с.

15. Теория и практика организации предпрофильной подготовки: Учебно — методическое пособие. Ч. 1 / Под ред. С.В. Кривых, — СПб.: СПбАППО , 2005 — 195 с.

16. Титкова М.С. Организация системы психолого- педагогической поддержки учащихся в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение // Школьный психолог. — 2006. — № 5. — С. 25-29.

17 . Трубина Г.Ф. Роль предпрофильного и профильного обучения в профессиональном определении учащихся [Текст] // Педагогика. — 2014. — № 9. — С. 59-63.

18. Черникова, Т.В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов / Т.В. Черникова // Профильная школа. 2005. — №5. — С. 32-33.

19.

20. Кандакова, Ю.Б. Элективный курс » Экспериментальные задачи по химии» [Электронный ресурс], — URL : http://festival.1september.ru/articles/632500/.

21.

22. Кузнецова, О.В. Предпрофильная подготовка как начальный этап личностного и профессионального самоопределения в подростковом возрасте [Электронный ресурс], — URL : http :// practic . childpsy . ru / profes sion .

23. Лерикова, И.Е. Элективные курсы в системе предпрофильного и профильного обучения [Электронный ресурс], — URL : http :// festival ./ september . ru / articles /416.

24.

25. Фаткуллина, Ю.В. Предпрофильная подготовка на тему: «Учимся решать задачи по химии» [Электронный ресурс], — https:// /programma-predprofilnoy-podgotovki-po-himii-a-klass- 630117.html .