Сегодня темпы роста экономики в России выше, чем в европейских странах, и дальнейшее развитие невозможно без обновления автомобильного парка. Последнее обстоятельство требует эффективного реформирования всей системы технического обслуживания, которая обеспечивает эксплуатацию, сервис и ремонт автомобиля в течение всего «жизненного цикла».
Ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправного, или работоспособного состояния ресурса и обеспечения безопасности работы автомобиля и его составных частей.
Для развития автосервисов имеют большое значение структура, динамика роста и прогноз увеличения количества автотранспорта в России.
Интенсивный темп увеличения автопарка в России обусловлен возрастанием покупательской способности; ввозом новых и подержанных автомобилей из-за рубежа и увеличением сроков эксплуатации автомобилей. Это свидетельствует о необходимости качественного развития профессионального сервисного обслуживания на промышленной основе.
В последние десятилетия возросла необходимостью повышения эффективности тормозов, это связано с увеличением машин на дорогах. Безопасность движения автомобилей с высокими скоростями в значительной степени определяется эффективностью действия и безопасностью тормозов.
Наличие надежных тормозов позволяет увеличить среднюю скорость движения, а, следовательно, эффективность при эксплуатации автомобиля.
Тормозная система служит для снижения скорости автомобиля, его остановки и удержания на месте на стоянке. Тормозное управление является важнейшим средством обеспечения безопасности автомобиля. К нему предъявляют следующие требования: минимальный тормозной путь, сохранение устойчивости при торможении, стабильность тормозных свойств при неоднократных торможениях, минимальное время срабатывания тормозного привода, малое усилие на тормозной педали при ее ходе 80-180 мм, надежность всех элементов тормозной системы. Основные элементы должны иметь гарантированную прочность, не должны выходить из строя на протяжении гарантированного ресурса, время срабатывания тормозного привода должно быть минимальным, между усилием на педаль и приводным моментом должна быть пропорциональность, о неисправности тормозной системы должна оповещать сигнализация.
Структура тормозного управления автомобиля и требования, предъявляемые к нему, обусловлены ГОСТ-22895-95г.
Следовательно, тема «Ремонт тормозных систем с гидравлическим приводом» достаточно актуальна на современном этапе.
Бортовая информационно-управляющая система (БИУС) транспортного средства
... тормозными системами; системы управления оборудованием кабины; системы диагностики/самодиагностики узлов агрегатов автомобиля. Использование концепции ММ позволяет в значительной степени абстрагироваться в процессе проектирования сложного объекта (БИУС) от исполнительной и информационных ... автоматическим исполнительным системам. По своей структуре бортовая информационновычислительная система должна ...
Целью письменной экзаменационной работы является систематизация научных и практических знаний в области эксплуатации и ремонта тормозной системы с гидравлическим приводом, а конкретно развитие инициативы и самостоятельности решений по тем или иным проблемам, возникающим в процессе эксплуатации и ремонта тормозной системы, изменению конструкции ненадежных узлов и элементов, применению альтернативных видов новых материалов, разработке новых методик испытаний и регулировок с целью получения улучшенных характеристик по надежности, долговечности и экономичности.
Основными задачами написания работы являются:
- основы обеспечения работоспособности тормозной системы;
- изучить виды и устройство тормозных систем;
- ознакомиться с перечнем выполняемых работ в объеме технического обслуживания тормозной системы с гидравлическим приводом;
- основные нормативы безопасности;
- организация диагностических и регулировочных работ;
- рассмотреть методы и способы восстановления работоспособности тормозной системы с гидравлическим приводом.
При написании письменной экзаменационной работы были использованы источники таких авторов как В.Л. Роговцев, А.Г. Пузанков, В.Д. Олфильев, Фрункин. А.К., Чуначенко Ю.Т., научные труды Ю.М. Рудникова, Ю.Л. Засорина, В.М. Даговича, В.С. Калисекима, А.И. Манзона, Г.Е. Начума, Е.А, Пучина.
Данная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении показана цель написания письменной экзаменационной работы. Глава 1 посвящена назначению и устройству тормозной системы с гидравлическим приводом, во 2 главе описывается техническое обслуживание тормозной системы, в 3 главе рассматривается ремонт, в 4 главе изложены общие основы обеспечения охраны труда. В заключении сформулированы основные выводы.
техническое обслуживание ремонт тормозной
1. Устройство тормозной системы с гидравлическим приводом
1 Характеристики предприятия
Поддержание подвижного состава в работоспособном состоянии является одной основных задач технической службы таксомоторного парка.
Организационная структура таксомоторного парка представляет собой объединение людей, материальных, финансовых и других ресурсов, направленное на формирование административных функций, соответствующих целям и задачам деятельности таксомоторного парка, в том числе обслуживание подвижного состава. Структура системы парка, технического обслуживания и ремонта подвижного состава обычно состоит из нескольких взаимозаменяемых систем.
Основу структуры составляют три подсистемы производства: основное производство, заключающееся в организации пассажирских перевозок, вспомогательное и обслуживающее. Вспомогательное производство включает работы по ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР, производственные подразделения(цеха), выполняющие механические, тепловые, малярные, электротехнические и другие работы; обслуживающее производство включает склады, мастерские ОГМ, транспортную группу и др.
Таксомоторный парк имеет следующие зоны и участки:
- зона ТО-1 и ТО-2;
- зона ТР;
- участки по ремонту трансмиссии;
- участки по ремонту электрооборудования;
- участки по ремонту механизма управления;
- Д-участки по шиномонтажным работам;
- участки по диагностированию автомобилей;
- участки по регулировке различных механизмов;
участки хранения автомобилей
Планирование и организация работы производственного участка
... планирования, плановые показатели работы участка. 2. Краткая характеристика производственного участка по изготовлению детали: тип производства, форма организации производства и обслуживания рабочих мест, состав и режим работы ... ч - средняя продолжительность смены, ч; режим работы оборудования, смен; q - погори времени работы оборудования, в связи с ремонтом, % (для станочного оборудования q = 3 ...
1.2 Характеристики участка
Практика эксплуатации гидрофицированного оборудования различного служебного назначения показывает, что гидравлический привод по сравнению с его механической частью требует другой системы организации проведения ремонта. Долговечность гидравлического привода и его работа определяются качеством технического обслуживания и своевременного ремонта. На эффективность выполнения профилактических мероприятий во многом влияют квалификация ремонтного персонала и организация эксплуатации гидрофицированного оборудования.
Текущий и капитальный ремонты гидравлических приводов осуществляют централизованные службы — бригады по ремонту гидравлических приводов, бюро или отделения гидравлических приводов при ремонтно-механических цехах. Эти службы производят запуск и отладку нового гидрофицированного оборудования, выполняют аварийные ремонты, устраняют наиболее сложные неисправности в гидравлических системах. Обслуживание и текущий ремонт гидрофицированного оборудования осуществляют ремонтные службы механиков цехов.
Гидравлическое оборудование целесообразно ремонтировать одновременно с механической частью согласно графику планово-предупредительного ремонта. Однако изнашивание элементов гидравлического привода протекает менее интенсивно, чем других элементов узла,поэтому ремонтный цикл привода должен быть иным.
Гидравлические приводы включают направляющую гидроаппаратуру, регулирующую гидроаппаратуру, вспомогательные элементы, исполнительные механизмы (гидроцилиндры, гидродвигатели, электрогидравлические шаговые приводы и другую гидравлическую аппаратуру).
Участок по ТО и ремонту гидросистем автомобиля выполняет работы необходимые для поддержания в рабочем состоянии рулевой рейки и систем рулевого управления в целом. Квалифицированные специалисты рабочие производят восстановление ремонт амортизаторов как разборных, так и неразборных, а также стоек, используются качественные оригинальные комплектующие, что является гарантом дальнейшей безотказной работы.
Также на участке выполняются работы :
Замена рулевой рейки
Ремонт гидроусилителя руля (ГУР)
Ремонт насоса гидроусилителя руля (насоса ГУР)
Замена жидкости гидроусилителя руля (ГУР)
Замена рулевой тяги
Замена рулевых наконечников
Капитальный ремонт гидрораспределителя с установкой новых золотников, клапанов, уплотнений
Капитальный ремонт гидроцилиндров с установкой новой гильзы цилиндра, штока и резино-технических уплотнений / гильза и шток — из Англии /
Устранение всех люфтов, изготовление новых шарнирных пальцев
Установка новых гидрошлангов , Восстановление работоспособности (ремонт) гидравлического оборудования
1) гидравлических цилиндров;
- гидравлических насосов;
- гидравлических моторов;
- гидравлических распределителей;
- гидравлических узлов и агрегатов.
Расчет годовой трудоемкости работ по ТР для автомобиля и парка.
тр = tу ( Lг/1000) К1 К2 К3 К4 К5
тр — годовая трудоемкость работ по ТР для автомобиля, чел./час;у — удельная трудоемкость ТР автомобиля на 1000 км пробега; = 4,8
Lг — годовой пробег автомобиля;
К1 — коэффициент, учитывающий условия эксплуатации
К2 — коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава
К3 — коэффициент, учитывающий природные условия для
К4 — коэффициент, учитывающий средний пробег автомобиля по парку
К5 — коэффициент, учитывающий количество автомобилей, закрепленных за автотранспортным предприятием
тр = 3,4∙ ( 45080/1000) 0,9 ·1
- 0,9 ·0,95 ·0,9 =106,148524 чел.час
Ттробщ = tтр
- К6
- Nтробщ ,
Ттробщ — годовая трудоемкость работ по ТР для парка, чел.час.тр — годовая трудоемкость работ по ТР для автомобиля, чел.час
К6 — коэффициент, учитывающий долю работ по ТР отдельных агрегатов или систем в общем объеме ТР
Nтробщ — годовое количество текущих ремонтов
Ттробщ = 106,1
- 0,4
- 845 = 35861,8
Расчет количества рабочих мест.
Фм = 8·(Дкн — Дв — Дп)
Фм — годовой фонд рабочего времени рабочего места, час
Дкн — количество календарных дней в году
Дв — количество выходных дней в году
Дп — количество праздничных дней в году
Фм = 8·(365 — 104 — 11) = 2000 чел.час
Ртн — количество рабочих мест, чел;
- Ттробщ — годовая трудоемкость работ по ТР для парка, чел.час;
- Фм — годовой фонд рабочего времени рабочего места, час.
Ртн = 35861,8/ 2000 = 16 чел.
Расчет количества штатных рабочих.
Фш = Фм — 8·(До + Дб + Дво)
Фш — годовой фонд времени штатного рабочего, чел, час;
- Фм — годовой фонд рабочего времени рабочего места, час;
- До — количество дней отпуска в году, дней;
- Дб — количество дней, пропущенных по болезни, дней;
- Дво — количество дней вынужденного отпуска, дней.
Фш = 2000 — 8·(24 + 7+ 3) = 1728
Рш = Ттробщ/Фш
Рш — количество штатных рабочих, чел;
- Ттробщ — годовая трудоемкость работ по ТР для парка, чел. час;
- Фш — годовой фонд времени штатного рабочего, чел,час.
Рш = 35861,8/1728 = 12 человек
Распределение исполнителей по специальности и квалификации
Виды работ |
кол-во исполнителей |
Разряд |
1. Автомеханик для сборки и разборки узлов. 2. Токарь 3. Мойщик 4. Регулировщик 5. Подсобный рабочий 6. Заправщик 7. Станочник 8. Дефектовщик-испытатель |
3 2 1 1 1 1 1 2 |
4 4 3 4 2 3 4 4 |
Итого: |
12 |
Расчет суточного количества обслуживаний
Nс = Nтробщ/ Др
Nс — суточное количество обслуживаний;
- Nтробщ — годовой количество текущих ремонтов;
- Др — количество рабочих дней в году, дней.
Nс = 845/ 280 = 4
Расчет количества постов ТР.
λтр = (Ттробщ·φ)/(Др·Тсм·С·Рп·ηтр)
λтр — количество постов ТР;
- Ттробщ — годовая трудоемкость работ по ТР для парка, чел, час;
φ — коэффициент, учитывающий неравномерность поступлений автомобилей
Др — количество рабочих дней в году;
- Тсм — продолжительность рабочей смены;
- С — количество смен;
ηтр — коэффициент загрузки поста
λтр = (35861,8·1,2)/(280·8·2·2·0,95) = 5
4. Расчет производственных площадей.
Площадь участка определяем во формуле:
, где
Fсум — суммарная площадь производственной проекции оборудования, устанавливаемого на участке. (ОНТП-01-86, т.13)
Кп — коэффициент плотности расстановки оборудования (ОНТП-01-86, т.14)
N — количество оборудования = 19 ед.
Принимаю фактически площадь участка ТО и ТР гидросистем — 167 м2;
3 Режим работы участка
Участок ТО и ТР гидросистем работает по графику работы АТП 365 дней в году. Работы выполняются в межсменное время с 16.00 до 24.00 с двумя перерывами.
Первый перерыв — технический с 18.30 до 18.40
Второй перерыв — обеденный с 20.30 до 21.00 Рабочее время смены составляет 8,2 часа.
Отпуск основных рабочих — 18 рабочих дней или 24 календарных дня.
Отпуск ИТР — 24 рабочих дня или 30 календарных дней.
Предпраздничные дни сокращены. Время работы в эти дни сокращено на 1 час.
В случае необходимости проведения работ в дневное или ночное время, издается приказ директора АТП с соответствующим повышением оплаты труда, согласно трудовому законодательству.
2. Устройство тормозной системы с гидравлическим приводом
1 Назначение тормозной системы, ее виды
Тормозное управление автомобиля должно включать рабочую, запасную, стояночную и вспомогательную тормозные системы. При всех режимах движения автомобиля для снижения его скорости до полной остановки используют рабочую тормозную систему, которая приводится в действие нажатием ноги водителя на педаль ножного тормоза. Рабочая тормозная система обладает наибольшей эффективностью из всех типов тормозных систем. Запасная тормозная система предназначена для остановки автомобиля в случае отказа основной рабочей системы. Она обладает меньшим тормозящим действием, чем рабочая система. Обычно функции тормозящей системы может выполнять исправная часть рабочей тормозной системы или полностью стояночная система. Вспомогательная тормозная система обязательна для автобусов грузоподъемностью свыше 5 т и грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 12 т. Вспомогательная тормозная система предназначена для торможения на длинных спусках. Она должна поддерживать скорость 30 км/ч на спуске с уклоном 7 % протяженностью 6 км. В некоторых видах автомобилей тормозом-замедлителем является двигатель, выпускной трубопровод которого перекрывается специальной заслонкой. Замедление может осуществляться и при переводе двигателя в компрессионный режим.
Тормозные механизмы при работе системы препятствуют вращению колес, в результате между колесами и дорогой образуется тормозная сила, останавливающая автомобиль.
В зависимости от конструкции вращающихся рабочих деталей тормозных механизмов различают тормоза барабанные и дисковые.
Тормозная система с гидравлическим приводом одновременно выполняет функции рабочей, запасной и стояночной систем.
2.2 Устройство тормозной системы
Тормозная система состоит из тормозного механизма и тормозного привода.