Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения автомобиля КАМАЗ

Контрольная работа
Содержание скрыть

1.1. Развитие автомобилестроения в России

С первых лет Советской власти среди важнейших задач развития народного хозяйства была выдвинута проблема создания отечественного автомобилестроения.

В 1924—1931 гг. были сделаны первые шаги по организации в стране автомобильного производства. В 1924 г. в Москве был достроен завод AMO, который начал выпускать полуторатонные грузовые автомобили.

В октябре 1931 г. был введен в «строй Московский автомобильный завод, а в январе 1932 г. — Горьковский автомобильный завод, выпускавшие главным образом грузовые автомобили. Одновременно Ярославский автомобильный завод начал выпускать грузовые автомобили и автобусы. В 1938 г. Советский Союз вышел по производству грузовых автомобилей на первое место в Европе и второе место в мире.

После окончания Великой Отечественной войны перед автомобильной промышленностью была поставлена задача восстановить довоенный уровень производства автомобилей и перейти на выпуск новых моделей грузовых и легковых автомобилей. В годы четвертой и пятой пятилеток были созданы Минский и Кутаисский автомобильные заводы, Львовский и Павловский автобусные заводы. Автомобильная промышленность освоила новые типы и модели легковых, грузовых автомобилей, автобусы, специальные автомобили.

В 1959—1965 гг. в соответствии с семилетним планом развития народного хозяйства были расширены действующие автомобильные заводы и построены новые: Белорусский, Кременчугский, Запорожский, Могилевский, Ереванский и т. д. Были созданы новые автобусные заводы: Павловский, Курганский и Ликинский.

Развитие специализации в автомобилестроении шло по пути создания агрегатных заводов: в Ярославле — моторного по выпуску дизелей, сцеплений и коробок передач для грузовых автомобилей, в Заволжье — бензиновых двигателей для легковых и грузовых автомобилей, в Херсоне и Гродно — карданных валов, в Полтаве — тормозной аппаратуры и др.

В восьмой пятилетке началось строительство Волжского объединения по производству легковых автомобилей (ВАЗ), реконструированы некоторые действующие заводы. ВАЗ рассчитан на выпуск 660 ООО легковых автомобилей в год. В 1970 г. завод приступил к серийному производству автомобилей, а в 1974 г. практически освоил проектные мощности.

В девятой пятилетке началось строительство крупнейшего Камского комплекса заводов (КамАЗ) по производству трехосных грузовых автомобилей и автоприцепов, предназначенных для массовых перевозок грузов. В 1973 г. — третьем году девятой пятилетки — Московский автозавод им. Лихачева (ЗИЛ) выпустил миллионный автомобиль ЗИЛ-130, а в 1974 г. автозавод им. Ленинского комсомола (АЗЛК) — двухмиллионный автомобиль «Москвич».

25 стр., 12178 слов

Устройство автомобилей отечественного и зарубежного производства

Транспортные автомобили подразделяются: А) Грузовой Б) Пассажирский В) Специальный Пассажирский подвижной состав в зависимости от вместимости, конструкции и назначения делится на легковые автомобили, автобусы, ... бензинового ДВС. Это обусловлено вы первую очередь предельно сложной технологией производства: при выполнении некоторых операций и технологических процессов необходимо соблюдать просто ...

Гигантский комплекс специализированных заводов — Камское объединение по производству большегрузных автомобилей — построен в соответствии с решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Автомобили, выпускаемые Камским объединением, по своим техническим данным находятся на уровне лучших мировых образцов. Поэтому не случайно они вызвали большой интерес на международных выставках. Новые отечественные автомобили КамАЗ обладают большой грузоподъемностью, имеют высокие экономические показатели по среднетехнической скорости движения, расходу топлива и масла.

1.2. Общее устройство автомобиля Камаз

Конструктивно автомобиль можно разделить на основные части: двигатель, шасси, кабину и платформу. Схема устройства автомобиля показана на рис. 1.

Двигатель является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение.

Шасси состоит из нескольких составных частей, предназначенных для крепления всех агрегатов и механизмов, передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, обеспечения движения, управления и торможения. К основным частям шасси относятся:

силовая передача, необходимая для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля;

ходовая часть, служащая для крепления всех агрегатов и механизмов на раме и обеспечения движения автомобиля;

механизмы управления, обеспечивающие управление движением автомобиля, его торможение и остановку.

1 — двигатель; 2 — сцепление; 3 — коробка передач; 4 — карданная передача; 5 — средний мост; 6 — рама; 7 — задняя подвеска;

Силовая передача автомобиля включает следующие агрегаты и механизмы: сцепление, коробку передач, карданную передачу, главную передачу, дифференциал и полуоси.

Сцепление предназначено для соединения двигателя с трансмиссией при трогании автомобиля с места и передачи крутящего момента при его движении, отсоединения двигателя от трансмиссии при переключении передач и кратковременной остановки.

Коробка передач обеспечивает изменение крутящего момента на ведущих колесах, изменение скорости движения автомобиля, задний ход автомобиля и отсоединение трансмиссии от двигателя на стоянках при работающем двигателе.

Карданная передача служит для передачи усилия от коробки передач к главной передаче при переменных углах наклона вала.

Главная передача предназначена для повышения тягового усилия на ведущих колесах автомобиля и передачи усилий с ведущего вала на полуоси под углом 90°. Дифференциал с полуосями позволяет при поворотах автомобиля ведущим колесам вращаться с различной частотой вращения.

Главная передача и дифференциал с полуосями, заключенные в кожух, изготовленный из ковкого чугуна, получили название ведущий мост.

31 стр., 15278 слов

Тягово-скоростные свойства автомобиля

... установленные ранее значения определяем величину тягового усилия на ведущих колесах для всех передач . (2.1) Скорость движения автомобиля определяем по формуле . (2.2) ... Тяговый расчет автомобиля 1.1 Расчет мощности двигателя Выбор характеристики двигателя является наиболее ответственным этапом тягового расчета автомобиля. При повышенной мощности двигателя улучшаются динамические качества автомобиля. ...

Ведущие мосты, обеспечивающие передачу крутящего момента от карданного вала к ведущим колесам, входят в состав тележки автомобиля.

Силовая передача автомобилей высокой проходимости имеет вместо передней оси ведущий и управляемый мосты, а также раздаточную коробку и два карданных вала, передающих крутящий момент от коробки передач к раздаточной кор обке и от нее к переднему мосту.

Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, колес, передней оси (моста), заднего моста (мостов) и подвески, в которую входят рессоры и амортизаторы. Передний и задние мосты с колесами, соединенные с рамой, образуют тележку автомобиля. Тележка автомобиля может иметь два, три и более трех мостов.

Автомобили с двумя мостами, имеющие привод от двигателя на задние колеса, а передние колеса — управляемые, называются автомобилями обычной дорожной проходимости. Такие авто мобили обозначаются колесной формулой 4X2. Первая цифра указывает на количество колес на мостах, а вторая — на количество ведущих колес. При этом спаренные шины на мостах считаются одним колесом.

Автомобили с двумя ведущими мостами (передним и задним), т. е. со всеми ведущими колесами, обозначаются колесной формулой 4X4.

Автомобили с тремя мостами, имеющие два задних ведущих моста, т. е. со всеми ведущими колесами на задней тележке, и управляемый только передний мост, называются автомобилями повышенной проходимости и обозначаются колесной формулой 6X4.

Автомобили с тремя ведущими мостами называются автомобилями высокой проходимости и обозначаются колесной формулой 6X6.

Механизм управления состоит из рулевого управления и тормозной системы. Рулевое управление связано с передними колесами и служит для изменения направления движения автомобиля. Оно оборудовано для легкости управления гидроусилителями. Тормозная система обеспечивает уменьшение скорости движения, быструю остановку автомобиля и затормаживание его на месте.

У бортовых автомобилей и самосвалов имеется отдельная кабина для водителя и двух пассажиров, а также платформа для размещения груза. На седельных тягачах вместо платформы устанавливается седельное устройство, предназначенное для буксировки полуприцепа.

2. Основная часть

2.1 Назначение и общее устройство сис темы охлаждения автомобиля КАМАЗ .

Система охлаждения двигателя КАМ

Система охлаждения дизеля автомобиля КАМ АЗ рассчитана н a постоянное использование жидкостей ТОСОЛ-А-40 или ТОСОЛ-А-65 (замерзающих при низкой температуре).

Применение воды в системе охлаждения допускается только в особых случаях и кратковременно.

Завод допускает работу двигателя при температуре охлаждающей жидкости не более 105

1 – перепускная трубка от двигателя к расширительному бачку; 2 – соединительная трубка от компрессора к бачку;3 – компрессор; 4 – водяная правая труба; 5 – водяная соединительная труба; 6 – водяная левая труба, 7 – труба перепускная термостатов; 8 – водяной насос; 9 – колено отводящего патрубка водяного трубопровода; 10 – крыльчатка вентилятора; 11 – сливной кран системы охлаждения; 12 – подводящая труба правого полублока; 13 – патрубок подводящей трубы; 14 – головка цилиндров; 15 – включатель гидромуфты привода вентилятора; 16 – коробка термостатов; 17 – патрубок отвода воды из бачка в водяной насос; 8 – патрубок отвода воды в отопитель; 19 – воздухоотводящая труба из радиатора к бачку, 20 – расширительный бачок; 21 – термостат.

12 стр., 5640 слов

Реферат охлаждение

... Рис. 3. Система охлаждения лик-ля автомобиля КамАЗ-5320: 1 – шкив коленчатою вала; 2 – нижний бачок; 3 – жалюзи; 4 — радиатор; 5 – гидромуфта привода вентилятора; 6 – перепускной ... верхний патрубок; 10 – термостат; 11 — водораспределительная коробка; 12 – соединительная труба; 13 – подводящая трубка; 14 – правая водяная труба; 15 – отводящая трубка; 16 – впускной коллектор; 17 – датчик контрольной ...

В бачок отводится и в нем конденсируется пар из верхних участков радиатора и системы. Собирающийся в бачке воздух улучшает работу системы охлаждения. ТОСОЛ-А-40 или ТОСОЛ-А-65 в систему охлаждения наливают через горловину, имеющую герметизированную пробку на резьбе. Паровой и воздуш ­ ный клапаны установлены в пробке .

В системе охлаждения дизеля применена гидромуфта привода вентилятора, которая передает крутящий момент от коленчатого вала двигателя к вентилятору. Используя гидромуфту, поддерживают наивыгоднейший темпе ратурный режим в системе охлаждения и гасят возникающие колебания при резком изменении частоты вращения коленчатого вала. Гидромуфта привода вентилятора имеет автоматическое управление.

В движение гидромуфта приводится от коленчатого вала двигателя через, Для управления гидромуфтой привода вентилятора имеется выключатель, Масло для работы гидромуфты подается насосом в ее, Вентилятор может работать в трех режимах:

автоматический

вентилятор отключен

вентилятор включен постоянно

Температуру жидкости в системе охлаждения контролируют дистанционным

2. 2 . Устройство деталей системы охлаждения автомобиля Камаз .

1 — шкив коленчатого вала; 2 — нижний бачок; 3 — жалюзи; 4 — радиатор; 5 — гидромуфта привода вентилятора; 6 — перепускной патрубок; 7 — нагнетательный патрубок; 8 — верхний бачок; 9 — верхний патрубок; 10 — термостат; 11 — водораспределительная коробка; 12 — соединительная труба; 13 — подводящая трубка; 14 — правая водяная труба; 15 — отводящая трубка; 16 — впускной коллектор; 17 — датчик контрольной лампы перегрева жидкости; 18 — расширительный бачок; 19 — горловина с герметизирующей пробкой; 20 — пробка с клапанами; 21 — отводящая трубка от компрессора; 22 — отводящая трубка левой водяной трубы; 23 — компрессор; 24 — левая водяная труба; 25 — крышка головки; 26 — головка цилиндра; 27 — водяной насос; 28 — сливной кран (пробка); 29 — шкив водяного насоса; 30 — вентилятор; 31 — нижний патрубок

Радиатор., Рис. Элементы системы охлаждения:

а — общий вид радиатора; б — открыт паровой (выпускной) клапан; в — открыт воздушный (впускной) клапан; 1— стойка; 2 — тяга; 3 — каркас; 4 — жалюзи; 5 — пробка радиатора; б и 22 — горловина радиатора; 7 — верхний бачок; 8 и 12 — гибкие шланги; 9 — направляющий кожух; 10 — отводящий патрубок; 11 — сердцевина радиатора; 13 — сливной краник радиатора; 14 — нижний бачок; 15 — рукоятка привода жалюзи; 16 — фиксатор; 17 — пароотводная трубка; 18 — пружина парового клапа ­ на; 19 — корпус пробки; 20 — стойка; 21 — запорная пружина; 23 — паровой (выпускной) клапан; 24 — прокладка выпускного клапана; 25 — прокладка воздушного клапана; 26 — воздушный клапан; 27 — пружина воздушного клапана; 28 — седло воздушного клапана; 29 — отверстие для поступления воздуха

14 стр., 6974 слов

Система охлаждения двигателя неисправности и ремонт

... системы охлаждения, что в последствии сокращает её срок службы. Система охлаждения двигателя, также как и система смазки, является неотъемлемой частью нормальной работы двигателя. В целях хорошей работоспособности системы охлаждения двигателя рекомендуется использовать специально предназначенные жидкости. Такими жидкостями ...

Сердцевина трубчато-пластинчатого радиатора состоит из нескольких рядов тру, Радиатор соединен с рубашкой охлаждения двигателя патрубками и гибкими, Горловину, В случае закипания жидкости в системе охлаждения давление пара в радиаторе, Водяной насос., Валик 10 вращается в подшипниках 5 и 6, установлен, Рис. Водяной насос КамАЗ:

1 — корпус; 2 — шкив; 3 — пылеотражатель; 4 — стопорное кольцо;

5 и 6 — шарикоподшипники; 7 — водоотражатель; 5 — крыльчатка;

9 — сальник; 10 — валик; 11 — уплотнительное кольцо; 12 — упорное кольцо.

Уплотнение вала в корпусе осуществлено самоподжимным сальником, Вентилятор, Вентилятор вращается в установленном на рамке радиа, Привод водяного насоса и вентилятора осуществлен от шкива коленчатого вала, Водяной насос дизеля автомобиля КамАЗ-5320 установлен на передней части, Гидромуфта вентилятора, Передняя крышка 1 и корпус 2 соединены винтами и об

Ведущий вал 6 в сборе с кожухом 3, ведущее колесо 10, вал 12 соединены между собой болтами и составляют ведущую часть гидромуфты, которая передает крутящий момент от коленчатого вала через шлицевой валик на шкив 11 привода генератора. Ведущая часть гидромуфты вращается в шарикоподшипниках 7 и 19.

Ведомое колесо 9 в сборе с валом, на котором крепится ступица 15 вентилятора, составляют ведомую часть гидро ­ муфты, передающей крутящий момент на вентилятор. Ведомая часть гидромуфты вращается в двух шарикопод ­ шипниках 4 и 13.

Уплотнение гидромуфты осуществляется резиновыми манжетами 17 и 20., Вентилятор может работать в одном из трех режимов:

1. Автоматический — вентилятор включается автома

2. Вентилятор отключен — рычаг пробки установлен в положение 0. При этом крыльчатка вентилятора может иметь небольшую частоту вращения.

3. Вентилятор включен постоянно. Рычаг установлен в положение П., Рис. Гидромуфта привода вентилятора КамАЗ:

1 — передняя крышка; 2 — корпус подшипника; 3 — кожух; 4, 7, 13 и 19 — шарикоподшипники; 5 — трубка корпуса подшипника; 6 — ведущий вал, 8 — уплотнительное кольцо; 9 — ведомое колесо; 10 — ведущее колесо, 11 — шкив; 12 — вал шкива; 14 — упорная втулка; 15 — ступица вентиля ­ тора; 16 — ведомый вал; 17 и 20 — манжеты с пружинами; 18 — прокладки.

Включатель гидромуфты, Включатель состоит из термосилового датчика, яв

При повышении температуры охлаждающей жидкости, омывающей термосиловой датчик, до 85—90 °С шток дат ­ чика перемещает золотник 7, который открывает масляный канал в корпусе включателя. Масло из головной масляной магистрали двигателя по каналам в корпусе включа ­ теля, трубке 5 каналам в ведущем валу, по отверстиям в ведомом колесе поступает в рабочие по ­ лости колес. При этом происходит гидродинамическая передача крутящего момента крыльчатке вентилятора.

При понижении температуры охлаждающей жидкости до 85 °С золотник 7 под действием возврат

5

2. 3 . Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения автомобиля Камаз

Признаками неисправности являются под

В ежедневное обслуживание входит осмотр герметичности системы и долив охлаждающей жидкости. Если система охлаждения заполнена водой, то в зимнее время при безгаражном хранении автомобиля воду из системы охлаждения, пускового подогревателя, а также из бачка для обмыва ветрового стекла сливают. Перед пуском двигателя систему заполняют горя ­ чей водой или подключают двигатель к системе подогрева.

При проведении ТО-l проверяют и при необходимости регулиру

Во время сезонного обслуживания проверяют герметичность системы охлаждения и отопления, а также пускового подогревате ­ ля; промывают систему охлаждения; при подготовке к зиме прове ­ ряют работу пускового подогревателя. Проверку герметичности проводят визуально; на поверхности шлангов не должно быть трещин, вздутий и расслоений. Для этой проверки лучше использо ­ вать прибор, состоящий из воздушного насоса, манометра и устрой ­ ства для соединения с заливной горловиной радиатора. При опрес ­ совке в верхней части радиатора насосом создают давление око ­ ло 60 кПа. Если система герметична, то после перекрытия крана стрелка манометра неподвижна; при потере герметичности стрел ­ ка укажет на уменьшение давления. Исправность воздушного и парового клапанов пробки радиатора пров еряют нажатием на них пальцем.

Промывку системы охлаждения при несильном ее засорении выполняют следующим образом: сливают охлаждающую жидкость, заполняют систему водой; пускают и прогревают двига ­ тель, сливают воду; еще раз так же промывают систему, а затем заполняют ее охлаждающей жидкостью до верхнего среза наливной горловины радиатора при снятой пробке, ставят пробку радиатора на место и заливают жидкость в расширительный бачок на 3-5 см выше метки «MIN». С учетом особенностей конструкции и свойств материалов заводы-изготовители указывают в инструкциях порядок промывки системы охлаждения и рец ептуру промывочных жид ­ костей.

Например, радиатор двигателя КамАЗ-740 снимают и заливают в него раствор, состоящий из 5% каустической соды и 95% воды или 2,5% ингибированной соляной кислоты и 97,5% воды. Темпера ­ тура раствора должна быть 60-80°C и через 30-40 мин раствор сливают и промывают радиатор горячей водой. Для промывки рубашки охлаждения следует применять другой раствор — 1% . кальцинированной соды , 0,5% хромпика и. 98,5% воды.

Перед началом эксплуатации двигателя КАМАЗ необходимо проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремней привода вентилятора, генератора и жидкостного насоса, проверить уровень и при необходимости долить охлаждающую жидкость, топливо в баки, масло в картеры двигателя КАМАЗ, проверить герметичность и при необходимости устранить неисправности в системе охлаждения.

Перед началом работы необходимо проверить уровень жидкости в радиаторе,так как при недостаточном ее количестве нарушается циркуляция жидкости и двигатель перегревается. В систему охлаждения следует наливать чистую мягкую воду, не содержащую известковых солей. При использовании жесткой воды в радиаторе и водяной рубашке откладывается большое количество накипи, приводящей к перегреву двигателя и снижению его мощности. Частая смена воды в системе охлаждения вызывает усиленное образование накипи. Смягчить воду можно следующими способами: кипячением, добавлением к воде химических веществ и ее магнитной обработкой. Установлено, что, проходя через слабое магнитное силовое поле, вода приобретает новые свойства: теряет способность к накипеобразованию и растворяет ранее образовавшуюся накипь, которая была в системе охлаждения двигателя. Завод допускает работу двигателя при температуре охлажда ющей жидкости не более 105 0С.

Для контроля исправности уплотнения в корпусе насоса выполнено дренажное отверстие. Заметное подтекание жидкости через это отверстие свидетельствует о неисп ­ равности уплотнения. Необходимо помнить, что закупорка дренажного отверстия приводит к выходу из ст роя подшипников насоса.

Перед работой необходимо периодически проверять затяжку гайки крепления ступицы шкива, так как ослабление крепления шкива водяного насоса может привести к повреждению вентил ятора, радиатора и насоса. При ослаблении этого соединения следует немедленно подтянуть гайку предварительно вынув шплинт. Усилие затяжки гайки должно быть равным 8,5—10 кгс-м. После подтягива ния гайку тщательно шплинтуют.

Закрывать жалюзи следует при прогревании двигателя, а также во время движения в случае понижения температуры охлаждающей жидкости. Жалюзи предназначены для регулирова ­ ния потока воздуха, просасываемого через решетки радиатора.

Температура охлаждающей жидкости в системе фиксируется указателем на щитке приборов. При возрастании температуры в системе охлаждения до 98°С в указателе заго ­ рается контрольная лампа аварийного пе ре ­ грева охлаждающей жидкости.

Порядок пуска двигателя при помощи пуск

Подготовляют 32—35 л воды для заполнения системы охлаждения. Закрывают жалюзи и открывают капот двигателя. В котел подогревателя через воронку наливают 1,5 л воды и открывают кран. Затем перемещают ручку переключателя в положение II на 45 с; включается электродвигатель открывается электромагнитный клапан, и топливо поступает в камеру сгорания котла. Далее ручку переводят в положение 0 и включают выключатель 24 свечи накаливания. При нагреве контрольной спирали до светло-красного цвета загорается смесь, т. е. происходит вспышка, и раздается хлопок. Первоначально воспламенение топливовоздушной смеси происходит от свечи накаливания. После начала горения смеси включают подогреватель, перемещая ручку переключателя в положение II. Как только в камере сгорания горение смеси станет устойчивым, свечу выключают, и дальнейшее воспламенение топлив а происходит от горящей смеси.

В результате сгорания смеси образуются горячие газы, которые проходят по жаровой трубе и отдают тепло жидкости, залитой в котел. Выходящие из котла горячие газы по лотку направляются под картер двигателя и нагревают масло; поднимаясь выше, они обогревают двигатель снаружи. В связи с этим необходимо помнить, что подогреватель и двигатель следует содержать в чистоте, так как замасленный двигатель и подтеки топлива могут быть причиной возникновения пожара.

Через 1—2 мин после начала работы подогревателя в котел дополнительно наливают 6 — 8 л воды. Закрывают пробку воронки, прикрывают капот и продолжают прогрев двигателя. Вода в котле закипает, и образующийся пар проходит в полости блока цилиндров и головок блока и в виде конденсата стекает в котел. Когда двигатель прогреется, из открытой наливной горловины радиатора пойдет пар. После этого пусковой рукояткой проворачивают коленчатый вал несколько раз для распре деления смазки по подшипникам.

Свободное вращение коленчатого вала будет свидетельствовать о

Выключают подогреватель, переводя ручку переключателя в положение I (продувка котла), и закрывают кран. После прекращения горения в котле ручку переключателя переводят в положение 0. (При несоблюдении последовательности выключения подогревателя может возникнуть пожар).

Выключив подогреватель, пускают двигатель, закрывают сливной кран патрубка радиатора, а систему охлаждения заполняют водой через наливную воронку подогревателя и горловину радиат ора.

Если в систему охлаждения залита жидкость, замерзающая при низкой температуре (антифриз), то прежде чем пользоваться пусковым подогревателем, необходимо убедиться, что антифриз не застыл, и строго соблюдать заводскую инструкцию по подготовке пуска двигателя с антифризом.

Регулировка системы охлаждения

У двигателей КамАЗ-740 натяжение ремня привода генератора и водяного насоса регулируют перемещением генератора по прорези установочной планки. При правильном натяжении ремня его прогиб при нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 40-45 Н должен быть 15-22 мм

Ремонт.

Радиаторы системы охлаждения могут иметь сле, Отверстия закрывают резиновыми пробками, через одну из которых поступает по, Течь трубок устраняют пайкой. Заменяют на новые заглушен

Основными неисправностями деталей водяного насоса являются сколы и трещины на корпусе насоса, изгиб и износ ва лика, износ шпоночной канавки.

Сколы на фланце и трещины на корпусе водяного насоса устраняют сваркой. Деталь предварительно нагревают ацетиленокислородным нейтральным пламенем. Трещины можно заделывать эпоксидной смолой. Погнутый валик правят под прессом, а при малом износе восстанавливают хромированием и последующим шлифованием до номинального размера. Изношенную канавку на валу заваривают, а затем фрезеруют новую канавку под углом 90-180 0 к старой.

В случае закипания жидкости в системе охлаждения давление пара в радиаторе возрастает. При увеличении давления до 145—155 кН/м2 (1,45—1,55 кгс/см2) открывается паровой клапан, преодолевая сопротивление пружины. Система охлаждения двигателя сообщается с окружающей средой, и пар выходит из радиатора через пароотводную трубку. После остановки двигателя жидкость охлаждается, пар конденсируется и в системе охлаждения создается разрежение. При снижении давления на 1 — 13 кН/м2 (0,01—0,13 кгс/см2) открывается воздушный клапан 26 и в радиатор через отверстия 29 и клапан начинает поступать воздух, проходящий по пароотводной трубке. Работа парового и воздушного клапанов предотвращает возможное повреждение радиатора под действием как внешнего, так и внутреннего давления.

2. 4 . Изменение технического состояния системы охлаждения в процессе эксплуатации .

Основные неисправности

Причины неисправности:

Метод устранения:

1.Ресиверы пневмосистемы не заполняются или заполняются медленно (регулятор давления срабатывает)

Пневмосистема имеет значительную утечку сжатого воздуха.

Заменить шланги и трубопроводы.

Подтянуть соединения.

Заменить поврежденные детали.

2.Часто срабатывает регулятор давления при заполненной пневмосистеме.

Утечка сжатого воздуха в магистрали от компрессора до блока защитных клапанов

Заменить шланги и трубопроводы.

Подтянуть соединения.

Заменить поврежденные детали.

3.Ресиверы пневмосистемы не заполняются (регулятор давления срабатывает)

Неправильно отрегулирован регулятор давления.

Отрегулировать регулятор давления регулировочным винтом, при необходимости заменить регулятор.

Перекрыто проходное сечение трубопроводов от регулятора давления до блока защитных клапанов.

Заменить трубопровод.

Удалить заглушку и посторонние предметы, продуйте трубопровод сжатым воздухом.

4.Не заполняются ресиверы III и IV контуров

Неисправен тройной защитный клапан

Заменить неисправный аппарат.

Засорены питающиеся трубопроводы.

Деформация корпуса двойного защитного клапана из-за перетяжки крепления клапана к лонжерону рамы.

Удалить посторонние предметы из трубопровода.

Привести в соответствие затяжку крепления двойного защитного клапана к лонжерону рамы.

5.Не заполняются ресиверы I и II контуров

Неисправен тройной защитный клапан.

Заменить неисправный аппарат

Засорены трубопроводы.

Тройной защитный клапан плотно прижат к лонжерону рамы

Удалить посторонние предметы.

При отсутствии зазора увеличить длину проставок крепления двойного защитного клапана.

6.Давление в ресиверах I и II контуров выше или ниже нормы при работающем регуляторе давления.

Неисправен двухстрелочный манометр

Заменить двухстрелочный манометр

Неправильно отрегулирован регулятор давления.

Отрегулировать регулятор давления, при необходимости заменить.

7.Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля рабочим тормозом при полностью нажатой тормозной педали.

Неисправен тормозной кран.

Заменить тормозной кран.

Загрязнение полости под резиновым чехлом рычага привода двухсекционного тормозного крана. Чехол порван или снят с посадочного места.

Наличие значительной утечки сжатого воздуха в магистрали IиII контуров после тормозного крана.

Не отрегулирован привод тормозного крана

Неправильная установка привода регулятора тормозных сил

Неисправен клапан ограничения давления.

Ходы штоков тормозных камер превышают установленную величину (40мм)

Очистить от грязи полости под чехлом. При необходимости заменить чехол.

Заменить шланги и трубопроводы.

Подтянуть соединения.

Заменить поврежденные детали.

Отрегулировать привод тормозного крана.

Отрегулировать установку регулятора тормозных сил или заменить его.

Заменить клапан ограничения давления.

Отрегулировать ход штоков

8.Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля стояночным, запасным тормозами

Неисправны: ускорительный клапан; кран стояночного тормоза; кран аварийного растормаживания.

Засорены трубопроводы или шланги III контура

Заменить неисправный тормозной аппарат

Очистите трубопроводы и продуйте их сжатым воздухом. При необходимости замените на исправные

Неисправны пружинные энергоаккумуляторы

Замените неисправные тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами

Ходы штоков тормозных камер превышают установленную величину(40 мм)

Отрегулируйте ход штоков

9.При нажатии на тормозную педаль или при включении стояночного тормоза фонари стоп-сигнала не загораются.

Неисправен датчик включения стоп-сигнала или аппараты пневмопривода

Заменить неисправные датчик или аппараты.

Наличие значительного количества масла в пневмосистеме

Износ поршневых колец, цилиндров компрессора

Заменить компрессор

2. 5 . Организация рабочего места слесаря по ремонту автомобилей .

Рабочим местом слесаря по ремонту автомобилей может быть:

  • пост и линия технического обслуживания и ремонта;

— пост, оборудованный слесарным верстаком, на котором производят разборку и сборку снятых узлов и выполняют слесарно-подгоночные и другие работы .

Приступая к работе, слесарь по ремонту автомобилей должен подготовить своё рабочее место, подготовить необходимый инструмент для ремонта, демонтажа либо установки узла.

При выполнении работ непосредственно у автомобиля рабочим местом слесарь по ремонту автомобилей является пост технического обслуживания или ремонта.

Как при выполнении работ на верстаке так и у автомобиля важное

До начала работ слесарь по ремонту автомобилей должен получить наряд на её выполнение. В наряде указывают какую работу необходимо выполнить, норму времени. Требуемые для выполнения работы: запасные части и материалы выписывают со склада. Получив задание на работу, слесарь по ремонту автомобилей должен прежде всего подготовить инструмент, приспособления и материалы, необходимые для выполнения задания, и правильно расположить их на верстаке или у автомобиля.

Каждый инструмент надо помещать на определённое место, чтобы любой предмет можно было брать сразу, не делая лишних движений и не

затрачивая лишнего времени на его поиски.

Рабочие места подразделяются на индивидуальные (обслуживаемые одним рабочим) и групповые (на которых трудится бригада или несколько рабочих, например, в зоне ТО автомобилей, агрегатном отделении).

Во время работы рабочий не должен совершать лишние движения, часто переходить от одного объекта к другому. Если рабочему приходится часто выходить из осмотровой канавы, вновь спускаться в нее и переходить канаву, то это вызывает повышенную утомляемость и может привести к травматизму.

При планировке рабочего места необходимо обеспечить наиболее удобную позу, имея в виду, что работа стоя требует больших затрат энергии, чем работа сидя, а работа в наклонной позе утомительнее, чем работа стоя. В связи с этим при техническом обслуживании и ремонте автомобилей рекомендуется применение таких подъемно-транспортных устройств или такая планировка рабочего места, при которых обеспечиваются наиболее благоприятные условия для работающих.

2. 6 . Меры безопасности при техническом обслуживание и ремонте а втомоби лей .

Создание безопасных условий труда должно быть определяющим в любой сфере производственной деятельности человека. И тем бо ­ лее там, где работа связана с повышенной опасностью для здоровья человека.

В России существует государственная Система стандартов безо

Слесарь по ремонту автомобилей должен уметь оказать первую помощь при несчастных случаях, поражении током до прибытия ско ­ рой медицинской помощи или доставки пострадавшего в медицинс ­ кое учреждение.

К производственному травматизму относятся увечья, ранения, ожоги, поражения электрическим током, отравления и профессио ­ нальные заболевания, связанные с выполнением своих трудовых обя ­ занностей.

Производственный травматизм возникает вследствие недостат

отсутствие или проведенный в недостаточном объеме инструк

нарушение технологического процесса;

неисправности оборудования, приспособлений и инструмента или его несоответствие условиям выполняемых работ;

отсутствие ограждений, предупреждающих или запрещающих надписей;

несоответствие выполняемой работе или небрежное использова

недостаточное освещение;

  • низкий уровень технической культуры производства. Государ

подготовки автомобилей к ТО и ТР;

  • непосредственного выполнения работ;
  • испытаний и проверок систем автомобилей;

заправки автомобилей горюче-смазочными материалами и спец

хранения и транспортирования автомобилей, деталей, агрегатов и материалов;

  • удаления и обезвреживания отходов производства.

Требования к предупреждению несчастных случаев

на стационарных постах технического обслуживания

и текущего ремонта

ТО и ТР необходимо выполнять в специально предназначенных для этой цели местах (постах) с применением устройств, приспособ ­ лений, оборудования и слесарно-монтажного инструмента, пред ­ усмотренных для конкретного вида работы.

Слесарно-монтажные инструменты, применяемые на постах ТО и ТР, должны быть исправными. Не допускаются использование га ­ ечных ключей с изношенными гранями и несоответствующих разме ­ ров, применение рычагов для увеличения усилий затягивания резь ­ бового соединения, а также зубила и молотка в этих целях. Рукоятки отверток, напильников, ножовок должны быть изготовлены из пла ­ стмассы или дерева, на их поверхностях не должно быть сколов. Де ­ ревянные рукоятки во избежание раскалывания должны иметь ме ­ таллические скрепляющие кольца.

Для осмотра автомобилей необходимо применять только перенос, Перед установкой на пост ТО и ТР автомобили следует очистить от грязи и вымыть., Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и ТР, необ, На рулевое колесо необходимо навесить табличку с надписью «Двигатель не запускать: работают люди!», При обслуживании автомобиля с помощью подъемника на меха, Осмотровые канавы должны иметь направляющие предохрани

При работе с высоко расположенными деталями, агрегатами и механизмами автомобиля следует применять только металлические подпоры, которые должны быть устойчивыми, прочными, надеж ­ ными.

Подъем и транспортирование узлов и агрегатов массой более 20 кг осуществлять только с помощью подъемно-транспортных механиз ­ мов, используя специальные приспособления по схеме захвата объек ­ та, предусмотренной для данного вида работ.

Для буксировки неисправного автомобиля можно использовать мягкую сцепку (цепь, трос) или жесткую (металлическую трубу или штангу с проушинами).

При сцепке автомобиля с прицепом необхо ­ димо, чтобы помимо водителя был человек, подающий водителю сигналы об изменении направления движения или остановке. Чтобы не допустить произвольного отцепления прицепа после сцепки, не ­ обходимо закрепить сцепное устройство, применяя предохранитель ­ ную цепь или трос.

Запрещается выполнять какие-либо работы на автомобиле, один край которого приподнят подъемным механизмом, но не установлен на специальные подставки.

Снятие с автомобилей деталей и агрегатов, заполненных жидко

Мойку и очистку двигателей, деталей и агрегатов автомобилей необходимо производить в моечных устройствах или емкостях спе ­ циально предназначенными для этого веществами с последующим обезвреживанием отложений.

Прежде чем поворачивать коленчатый вал двигателя или кардан, Перед пуском двигателя автомобиль следует затормозить стояноч

ТО и ТР автомобиля следует осуществлять при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необхо ­ дима по технологическому процессу данной операции.

Пуск двигателя и трогание автомобиля с места следует произво

Испытание тормозных систем автомобиля необходимо осуществлять на стенде. Допускается проведение испытаний на специальной площадке вне помещения, при этом ее размеры должны обеспечи ­ вать безопасность людей и автомобилей даже в случае неисправнос ­ ти тормозов.

Снятие и установку рессор, амортизаторов, пружин следует осу, Выпрессовывание втулок, подшипников и снятие других дета, Перед началом ТО и ТР автомобиля-цистерны для перевозки лег

Аккумуляторные батареи следует демонтировать и устанавливать с помощью специальных устройств, исключающих падение аккуму ­ ляторных батарей. Все работы, связанные с ТО и ремонтом, необхо ­ димо производить в специально оборудованных для этих целей по ­ мещениях и спецодежде (защитные очки, резиновые перчатки и про ­ резиненный фартук).

Приготовлять электролит следует в стеклян ­ ных емкостях путем вливания кислоты в воду тонкой струей с тща ­ тельным перемешиванием раствора стеклянной или эбонитовой па ­ лочкой. Аккумуляторные батареи, устанавливаемые на зарядку, не ­ обходимо подсоединять зажимами, исключающими возможность искрообразования. При зарядке аккумуляторных батарей пробки из ба ­ нок должны быть вывернуты и обеспечена надежная вентиляция помещения.

Ремонт рамы следует проводить на доставках или на автомобиле с установленными колесами. Демонтированные кузова и кабины ав ­ томобилей, подлежащие ремонту, должны быть надежно установле ­ ны в удобном для проведения работ положении на специальные стен ­ ды или подставки. Рихтовку кузовных деталей из листового проката необходимо осуществлять на автомобиле или специальных стендах.

В целях исключения возможности возгорания горючих материалов (топливо, масла, обивка и др.) электрогазосварочные работы не ­ посредственно на автомобиле следует проводить согласно требова ­ ниям ГОСТ 12.3.003—75. Пайку и сварку емкостей из-под горюче ­ смазочных веществ необходимо осуществлять только после полного удаления этих веществ и их паров путем специальной обработки.

Демонтаж шин с диска колеса необходимо производить после полного снятия давления в камере шины. Монтаж и демонтаж шин следует осуществлять только при помощи предназначенного для этого оборудования, устройств, приспособлений и инструмента с примене ­ нием специальных ограждений, обеспечивающих безопасность рабо ­ тающих в случае вылета замочного кольца. Шину на диск колеса, имеющего замочное кольцо, допускается монтировать при условии отсутствия повреждений диска колеса и замочного кольца. Необхо ­ димо тщательно проследить за тем, чтобы замочное кольцо полнос ­ тью вошло в выемку обода.

3.Заключени

Поддержание автомобиля в исправном состоянии и надлежащем виде достигается техническим обслуживанием и ремонтом на основе рекомендаций планово-предупредительной системы обслуживания, принятой в нашей стране. Сущность этой системы заключается в том, что техническое обслуживание двигателя является профилактическим мероприятием и проводится принудительно в плановом порядке через определенные пробеги.

Ремонтные работы в условиях автотранспортных предприятий выполняются по потребности, т.е. после появления соответствующего отказа или обнаружения неисправности.

Система охлаждения служит для обеспечения нормального теплового режима (85–90°С) работы двигателя при различных условиях. От технического состояния системы охлаждения в значительной степени зависят надежность и экономичность работы двигателя.

4.Список использов

1. Барун В.Н., Азаматов Р.А., Машков Е.А. и др./ Автомобили КамАЗ: Техническое обслуживание и ремонт. – 2 — е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 19 9 8. – 325 с., ил.

2. Инструкция по безопасности труда для персонала, занятого на ремонте и техническом обслуживании автомашин и дорожно-стоительной техники ИБТ-К–97-85.

3. Перельский А.К. и др./ Большегрузные автомобили КамАЗ/ М, 200 3. – 367 с.

4. Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей КамАЗ-5320, -53211, -53212, -53213, -5410, -54112, -55111, -55102/ Под ред. Машков Е.А.– М.: Третий Рим, 2000. – 240 с., ил.

5