Современное общество ставит перед нами совершенно иные задачи, чем 10-15 лет назад. Каждые два года удваивается объём информации. Даже хорошо обученному студенту сложно войти в современный мир, необходимо новое мышление, новые взгляд на все изменения, происходящие вокруг нас. В современной школе стало больше уделяться внимания не столько на знания, получаемые в учебном процессе, а на процесс получения знаний. Только тот, кто сам установил ту или иную закономерность, смог найти причину явления, процесса имеют больший шанс гармонично войти в современный мир. В процессе формирования единой картины мира предметы естественно — научного цикла несут главную роль, именно в преподавании этих предметов происходит больше изменений. Шаблонная подача материала не дает развития эмоциям ,и в итоге …студенты теряют интерес.
Вместе с тем, новые стандарты требуют, чтобы в интерактивных формах проводилось большее количество аудиторных занятий, как в ВУЗах (не менее 20% аудиторных занятий), так и в школе. Эти требования должны быть выполнены по каждой дисциплине.
Понятие «интерактивный» происходит от латинского «
Так как задача нашей педагогической деятельности – формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, то естественно, что без использования интерактивных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе нам не обойтись.
Актуальность темы исследования
Я работаю в лицее учителем физики второй год. В своей работе стараюсь использовать интерактивные технологии, так как это повышает познавательный интерес к предмету, наглядность, доступность. За 2 года стараюсь накопить много ценной информации для продуктивной работы, просмотрела множество сайтов, на которых имеются различные модели, анимации, презентации, видео материалы по различным разделам физики. Но столкнулась с тем, что вся эта информация не систематизирована, а значит наиболее интересные и продуктивные материалы либо не использую, либо использую неэффективно.
Изучая различные методы воспитания и обучения, заинтересовалась школой М.П. Щетинина. . Учащиеся самостоятельно выбирают объем и материал по определенной теме на уроке, изучают его, адаптируют к восприятию одноклассников и выступают в роли учителя, тем самым еще крепче закрепляя свои знания, умения, навыки (ЗУН).
Весь процесс проходит под наблюдением учителя-предметника. Учитель выступает лишь в роли координатора и консультанта. Это согласуется и с введением нового образовательного стандарта, где самостоятельному обучению учащихся отводится значительная часть времени. Многие педагоги, в их числе и я, большую часть урока уделяли передаче своих знаний, а не мотивации учащихся самостоятельно получать ЗУН. Учим знаниям, но не всегда учим учиться.
По физике «Игра и игровые технологии обучения. Организационно-деятельностные ...
... технологию в учебный процесс необходимо определить: какой учебный материал целесообразно изучать с использованием игровой технологии; для какого состава учеников следует ее применять; как увязать игру ... технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках физики. Я систематически совершенствую и углубляю знания ... привлекает учителей, в том числе и учителей информатики. Игра как ...
В последние годы глобальная сеть интернет вошла практически в каждый дом. Общение в
Размышляя о поисках решения вышеизложенных проблем, мне пришла идея создания сайта, в котором будет размещена систематизированная информация, применимая к урокам физики, внеурочной деятельности, для самостоятельного изучения учащимися материала. А для активизации познавательного интереса учащихся к предмету предложила им принять участие в создании такого сайта. Таким образом, решаются сразу несколько актуальных задач. Во-первых, учащиеся изучают язык гипертекста HTML , конструктор сайтов и сразу находят этим знаниям применение. Во-вторых, в процессе поиска информации они учатся учиться, анализировать и обрабатывать информацию, то есть учащиеся ведут исследовательскую работу по выбранным темам. В-третьих, полученные знания по выбранной теме они будут передавать товарищам как посредством своего сайта, на котором будет страничка по выбранной теме, так и на уроках физики. В-четвертых, любой желающий может получить дополнительные сведения по выбранной теме, либо пройти материал самостоятельно, если отсутствовал на уроке. В-пятых, помогают систематизировать имеющуюся информацию.
Цель – разработка инновационных методов преподавания физики в современной школе,
Задачи:
-
Изучить инновационные методы обучения в школе;
-
Рассмотреть методику использования ИКТ на уроках физики;
-
Изучить методику воспитания и обучения М.П. Щетинина;
-
На основе изученных методик и методов разработать усовершенствованную методику преподавания физики;
-
Познакомить школьников с методами и приемами научного поиска; научить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию.
Объект исследования:, Предмет исследования:, Научная новизна исследования
- раскрыты возможности использования инновационных методов обучения на уроках физики;
- разработана модель уроков, включающих большую часть методов инновационного обучения;
— выявлены и обоснованы условия наиболее продуктивной и активной работы учащихся на уроках и внеурочной деятельности.
Теоретическое значение, Практическая значимость, РАЗДЕЛ 1., Инновационные методы обучения
Изменяющаяся социально-экономическая ситуация обусловила необходимость модернизации образования, переосмысление теоретических подходов и накопившейся практики работы учебных заведений. Концепцией модернизации образования и программой среднего образования предусмотрены такие приоритеты образования, как доступность, качество, эффективность.
«Понятие о технологии обучения. Классификация технологий обучения»
... — технологический процесс: организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала, диагностика учебного процесса. Признаками технологии обучения являются: 1. процессуальный двусторонний характер ...
Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной политикой. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке технологий. Рассмотрим инновационные методы .
1.1. Понятие, классификация и виды активных методов обучения
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением возникли новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
познавательной активности и самостоятельности
Познавательная активность, Познавательная самостоятельность, Познавательная активность и познавательная самостоятельность, Выделяют 3 уровня активности:
-
Активность воспроизведения – характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
-
Активность интерпретации – связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
-
Активность творческая – предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Классификация инновационных методов обучения:, Классификация по характеру учебно-познавательной деятельности:
Классификация по численности учащихся:
- Индивидуальные;
- Групповые;
- Коллективные;
- Работа в диадах и триадах.
Классификация по месту проведения:
-
Аудиторные;
-
Внеаудиторные:
А) выездные;, Б) экскурсионные., Классификация по принципу использования ПК:
- Ручные (без ПК);
- Игры на ПК;
- Игры с компьютерным обеспечением.
Классификация по типу деятельности участников при решении задач:
В педагогике различают несколько моделей обучения:
-
пассивная – обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
-
активная – обучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
19 стр., 9430 словТехнология проблемного обучения
... целью курсовой работы является изучение технологии проблемного обучения в современной педагогике. Объектом исследования является технология как педагогическое явление. Предмет исследования- технология проблемного обучения. В рамках работы предполагалось выполнение следующих задач: рассмотреть понятие «педагогическая технология обучения»; изучить ...
-
интерактивная – взаимодействие.
-
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
После того, как вы что-то
Оптимальное обучение возникает тогда, когда у людей есть возможность проявлять активность, взаимодействие (интерактив).
Главный отличительный признак интерактивных занятий – их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки:
— самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснованного решения);
- необычные условия работы;
- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся в современной школе. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
При этом термин «интерактивное обучение» понимается по-разному. Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого Web -браузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование, как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся классов без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.
Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.
Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.
Ведущий учитель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску.
Активность учителя уступает место активности учеников, его задачей становится создание условий для их инициативы.
«Задачное обучение»
... обучении. Суть его заключается в том, чтобы передать учащимся необходимый объем знаний. Единица обучения — порция знаний, ... символы? Применение. Составьте предложение с использованием каждого из данных слов. Изучив ... Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.,2003. С. 144-146.) Отнесение ... «задачный» подход, который основной акцент делает на разрешение в ходе обучения ...
Новая роль учителя: учитель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Основные виды интерактивных образовательных технологий
-
Работа в малых группах (команде) – совместная деятельность учащихся в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности.
-
Проектная технология – индивидуальная или коллективная деятельность по отбору, распределению и систематизации материала по определенной теме, результате которой составляется проект.
-
Анализ конкретных ситуаций ( case study ) – анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений.
-
Ролевые и деловые игры – ролевая имитация учащимися реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов на различных рабочих местах.
-
Модульное обучение – использование знаний в виде: а) отдельных модулей, автономных частей курса, интегрируемых с другими частями курса; б) блоков взаимосвязанных курсов, которые можно изучать независимо от другого блока дисциплин.
-
Контекстное обучение – мотивация учеников к усвоению знаний путём выявления связей между конкретным значением и его применением.
-
Развитие критического мышления – образовательная деятельность, направленная на развитие у учащихся разумного, рефлексивного мышления, способность выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.
-
Проблемное обучение – стимулирование учащихся к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.
-
Индивидуальное обучение – выстраивание учащимся собственной образовательной траектории на основе формировании индивидуальной образовательной программы с учетом интереса учащегося.
-
Опережающая самостоятельная работа – изучение учащимся нового материала до его изучения в ходе классных занятий.
-
Междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.
9 стр., 4028 слов«Адаптивная система обучения»
... обучения лежит прежде всего принципиально новая модель организации обучения. Организационная структура урока позволяет увеличить время самостоятельной работы учащихся, ... на возможности адаптивной системы обучения. Это и индивидуализация обучения в условиях ... обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, ...
-
Обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации их собственного опыта с предметом обучения.
-
Информационно — коммуникационные технологии (ИКТ)- обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам (теоретически к неограниченному объему и скорости доступа), увеличения контактного взаимодействия с преподавателем, построения индивидуальных траекторий подготовки и объективного контроля и мониторинга знаний учащихся.
1.2. Использование образовательной технологии развития критического мышления в целях повышения эффективности урока.
Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)
Основа технологии — трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Данная технология представляет собой систему методических приемов, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
Технология удачно согласуется с традиционными формами преподавания
С позиции ученика:
-
«Критическое мышление позволяет увидеть проблему совершенно в новом ракурсе. Это возможность по-своему увидеть, понять и принять решение по той или иной проблеме.»
-
«Я научилась выражать свои мысли, доверять себе»
-
«Теперь у меня появился стимул учиться»
С позиции учителя:
-
«Я обнаруживаю скрытые таланты в своих учениках, они открывают для себя новые знания, и между ними устанавливаются отношения, основанные на взаимоуважении и доверии»
-
«Учитель поддерживает, но не навязывает, помогает, но не ущемляет.., поощряет к исследованию, но не исследует проблему вместо ученика”
-
«…учитель, который ценит критическое мышление, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учащихся».
РАЗДЕЛ 2.
Эксперимент по использованию инновационных методов преподавания физики.
Некоторые приемы с примерами — фрагментами уроков
Тема урока: « Элементарные частицы»
Нетрадиционные формы обучения на х технологии
... задач образования, развития и воспитания личности учащегося. Цель работы: применение нетрадиционных форм обучения на уроках технологии. Задачи: Обучение учащихся с помощью применения нетрадиционных форм обучения; Разработка методики нетрадиционных форм обучения учащихся на уроках технологии. Методы исследования проблемы: теоретические (систематизация, обобщение), педагогической, психологической, ...
Стадия рефлексия — составление кластера.
Кластеры (гроздья) — графический прием в систематизации материала. Мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть, расположены в определенном порядке.
.
Результативность.
Результативность применения активных форм и методов обучения выражается с помощью критерий эффективности урока.
Показателями эффективности урока являются:
1)мотивация к изучаемому предмету ( ранжирование учебных предметов, выбор предмета на итоговую аттестацию)
-
наличие устойчивого познавательного интереса к предмету;
-
состояние и уровень комфортности ученика на уроке;
-
сформированность компонентов учебной деятельности (действие целеполагания, учебные действия, действие контроля, действие оценки);
-
развитие мыслительных способностей учащихся ( операции анализа, синтеза, сравнения, способности выделять существенное , классифицировать понятия, ) ;
-
повышения качества знаний и уровня обучения.
Применение активных форм и методов работы способствуют формированию личностных качеств учащихся : самостоятельности, трудолюбия, креативности, адекватной самооценки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение инновационных методов обучения на уроках физики способствует повышению мотивации обучения данного предмета у учащихся. К «компьютерным» урокам нужно тщательно готовиться. Написание конспектов уроков с применением активных технологий требует от учителя и учащихся огромной заинтересованности, терпения, усидчивости, самое главное, желания самому осваивать новые . А это помогает организовать преподавание. Отмечу, что моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, «живых» опытов и экспериментов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего. Опираясь на собственный небольшой опыт работы, можно с уверенностью сказать, что такие уроки вызывают у учащихся настоящий интерес, включают в работу всех, даже слабых ребят, способствуют формированию компетенций:
— изучение нового материала;
— поиск информации;
— обработка информации;
— адаптация к окружающей среде,
необходимых не только по физике, но и по другим предметам. Качество знаний при этом заметно возрастает, что позволяет говорить о рациональном использовании новых форм, методов и технологий в учебном процессе.
Взаимное обучение как форма организации учебной деятельности
... деятельности учащихся, которая создавала бы благоприятные условия для включения каждого школьника в активную работу на уроке. Такие условия создает, в частности, использование технологии взаимного обучения. Проблема использования технологии взаимного обучения на ...
Задачи, поставленные в начале работы, достигнуты.
Цели на ближайшее будущее:
1. Продолжение использования инновационных методов обучения на уроках физики, математики;
2. Разработать сайт, в перспективе возможно создание аналогичного сайта по математике;
БИБЛИОГРАФИЯ (СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ)
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/sovremennyie-obrazovatelnyie-tehnologii-na-urokah-fiziki/
-
Вакуленко Ю.А., Добрынина В.В., Крылова И.В. Моргун В.Ф. Школа-хозяйство А.С.Макаренко: забвение? Нет – возрождение // Педагогический вестник Кубани.- 1999. – № 2. – С. 67-68.
-