Использование приемов и методов технологии ТРИЗ в логопедической работе

Курсовая работа
Содержание скрыть

Теория решения изобретательских задач. История возникновения, сущность технологии

ТРИЗ-педагогика – педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач.

ТРИЗ-педагогику составляют ряд технологий(см. схему на рис. 1).

Использование приемов и методов технологии ТРИЗ в логопедической работе 1

Рис. 1. Технологии ТРИЗ-педагогики

Поскольку основным направлением содержания ТРИЗ-РТВ является формирование «сильного мышления» и развития творческих качеств личности ребенка, это во многом совпадает с основными целями ФГОС ДО.

проблемно-поисковый метод

мотивации и стимулирования.

информационно-рецептивные методы

Репродуктивная функция, В исследовательской деятельности

Если сравнить основные задачи познавательного развития по ФГОС и задачи ТРИЗ-РТВ, то они удивительно сходны (таблица 1).

Таблица 1- сравнительные задачи ТРИЗ и ФГОС ДО

— развитие любознательности и познавательной мотивации;

— формирование представлений о целом и частях;

— формирование представлений о пространстве и времени, причинах и следствиях событий, движении и покое;

— особое внимание уделять исследовательской и проектной деятельности;

— организовывать решение познавательных задач, которые особенно хорошо просматриваются в работе с проблемами и противоречиями;

— формирование познавательных интересов, действий и навыков

— ФГОС предполагает решение познавательных задач во всех образовательных областях и во всех видах детской деятельности

— формирование основ системного мышления, установление взаимосвязи между частями системы, её изменениями во времени, взаимодействии с другими системами;

— обучение детей выявлению, формулированию и разрешению простейших проблем, противоречий, причинно-следственных связей событий, проявляющихся в процессе ознакомления с окружающим миром;

17 стр., 8088 слов

Исследования. 2. Выделить основные ТРИЗ технологии, которые можно применить в

... технологии является формирование личности, обладающей творческим мышлением, готовой к решению сложных задач в различных областях деятельности. Сегодня услугами специалистов по ТРИЗ ... ТРИЗ как технологии и ТРИЗ-педагогики. В 1946 году в Баку началась работа над созданием научной технологии творчества, которая со временем получила название "Теория решения изобретательских задач" (ТРИЗ). Автор ТРИЗ ...

— формирование умения пользоваться приемами «сильного мышления», способствующими быстрой систематизации и классификации, а также запоминанию большого объема информации;

— обучение детей организации самостоятельной исследовательской, проектной, творческой деятельности по образцу работы со взрослым и по собственному запросу.

— формирование умения определять ресурсы, основные и дополнительные функции объекта.

ТРИЗ – технология нацелена на интеллектуальное, творческое развитие личности в любых видах деятельности.

Методы ТРИЗ – технологии наиболее эффективны для решения вышеназванных задач ФГОС ДО в процессе реализации основной образовательной программы.

Методы активизации мышления, Мозговой штурм, Обратный мозговой штурм

Синектика – (объединение разнородных элементов), автор – Уильям Дж. Гордон, (США, 50-е годы ХХ века).

: неоперативные (интуиция, озарение, вдохновение),

Морфологический анализ

Этот метод решает сразу две большие задачи:

создавать новые объекты

это обучение приемам систематизации большого количества информации

формирование навыков классификации систематизации знаний

в анализе признаков объекта

— морфологическая дорожка;

— морфологическая таблица;

— кольцо Луллия;

— базовая модель описания объектов (БМОО).

II. Методы , формирующие основы диалектического мышления ребенка :

В дошкольном детстве используются дидактические игры и упражнения, способствующие формированию представлений о причинно-следственных связях между объектами, явлениями, событиями, фактами [12].

При этом поиск причинно-следственных связей можно вести где угодно и в различных формах:

— играх;

— викторинах;

— в процессе обсуждения прочитанной книги;

— в ходе наблюдений за жизнью природных объектов;

— в процессе знакомства с народными приметами.

Для этих целей очень важно ежедневно играть в такие игры, как: « Хорошо плохо », « Маятник », « Паучок », которые упражняют ребенка в поиске противоречивых качеств объектов, ситуаций, явлений.

17 стр., 8231 слов

ЛЕГО-конструирование как способ организации конструктивно-модельной ...

... деятельности средствами Лего-конструирования. Объект исследования:, Предмет исследования:, Задачи исследования: Изучить теоретические аспекты организации конструктивно-модельной деятельности в педагогических исследованиях. Особенности применения Лего-конструирования для детей дошкольного возраста. Разработать план реализации программы формирования ...

Системный подход в работе с дошкольниками как способ формирования системного взгляда на мир

Системный подход к окружающему миру – это умение видеть, воспринимать, представлять как единое целое систему со всеми её связями, изменениями в сочетании разных подходов.

состоит из частей

Следует отметить, что Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО) дает направленность наконкретное содержание образовательных областей для воспроизводства в конкретных видах, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской деятельности, например, исследование различных объектов окружающего мира и проведение экспериментов с ними. Для реализации данного направления работы отмечены определенные виды деятельности (см. рис. 2).

Системный подход в работе с дошкольниками как способ формирования системного взгляда на мир 1

Рис. 2. Виды деятельности определенные ФГОС ДО

При этом у каждой системы, будь то Земля, слон, автомобиль, ливень или дружба, – существует прошлое и будущее, (условия возникновения, причины, качества, особенности объекта в процессе первоначального этапа развития и его изменения в строении и функциях в ходе этого этапа, который будет в последствии, в будущем).

Для формирования у ребенка системного взгляда на окружающий мир используется:

— работа по системному оператору;

— систематизация материала по схеме структурного и функционального подхода;

— история развития объекта по генетическому подходу.

Работа с проблемными ситуациями природного

он не может достичь цели известными ему способами

чувствительности

Сидорчук Т. А.

В настоящее время возникает актуальность в поиске и применении эффективных методов в познавательно-речевой деятельности дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей..

При сформированности знаний теоретических основ технологий Теория Решения Изобретательских Задач — Развитие Творческого Воображения (ТРИЗ-РТВ), которая была предложена как «инструмент» для воспитания в педагогической науке А.М.Страунинг (основатель Г.С.Альтшуллер) становится возможным уделять достаточное внимание развитию творческих, познавательных способностей детей. Становится возможным учить детей творчески мыслить, рассуждать и самостоятельно находить ответы на появляющиеся вопросы. Детям предоставляется возможность выбора различных способов выполнения творческих работ. Данная технология способствует развитию творческого самовыражения, тем самым создается ситуация успеха для каждого ребенка.[5]

Инструментальность, достаточная гарантированность формирования исследовательских умений и навыков решения проблем у детей способствует эффективности ТРИЗ – педагогики.

13 стр., 6237 слов

«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии ...

... ребенка как личности; выявление нетрадиционных методов и приемов рисования в развитии мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста; использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ. Методы исследования: анализ; сравнение; обобщение; классификация и др. Практическая значимость данной квалификационной работы ...

В технологии широко используются различные дидактические игры (см. рис. 3).

Сидорчук т а  1

Рис. 3. Д идактические игры технологии ТРИЗ

В 2000 году ТРИЗ-педагогика включена Министерством образования России и Академией Российского образования в структуру современной педагогики и определена как ее отрасль [16]

1.2. Методика ТРИЗ в педагогической работе с детьми

Рассматривая особенности дошкольного возраста ребенка, отметим, что этот у 4-летних детей отмечается низкий и очень низкий уровень умственного развития по отношению к детям возраста детей 6-7 лет, уровень детей 4 лет можно оценивать как средний. С возрастом уровень умственного развития детей по всем составляющим увеличивается с низкого до среднего уровня развития, а девочки развиваются быстрее мальчиков.

Имеется тенденция увеличения уровня умственного развития по мере взросления детей в обеих половых группах. Наибольший прирост по всем уровням умственного развития наблюдается у детей в возрасте 3-4 года, что подтверждают исследования Чернышенко Ю. К. (Чернышенко Ю.К., 1998).

У детей в возрасте 4-7 лет уровень восприятия увеличивается с возрастом – к 7 годам почти все дети имеют средний и высокий уровень восприятия.

Девочки во всех возрастных группах имеют более высокий уровень восприятия, чем мальчики, наибольшая разница в развитии уровня восприятия между мальчиками и девочками наблюдается в возрасте 7 лет. У мальчиков 6-7 лет значительно увеличивается уровень восприятия.

Следует отметить, что результаты уровня восприятия детей будут влиять на развитие уровня мышления памяти дошкольников, так как уровень восприятия влияет на становление когнитивной сферы детей, об этом писала в своей статье Слюсарева М.Н. (Слюсарева М. Н., 2010).

У детей 4 лет уровень внимания остается низким. В возрасте 6-7 лет достигают среднего и высокого уровня внимания.

У девочек уровень внимания выше в каждой возрастной группе, что соответствует известной возрастной закономерности развития о более раннем созревании девочек по сравнению с мальчиками. (Антропова М.В. 1983).

У детей 4 лет уровень памяти находится на низком и очень уровне развития, но в целом, уровень развития мальчиков выше, чем у девочек этого же возраста. У детей 5 лет уровень памяти находится на среднем уровне развития, также следует отметить почти у 60 % девочек в этом возрасте, уровень внимания находится на среднем уровне развития, в то время как у мальчиков наблюдается только низкий и очень низкий уровень развития памяти.

15 стр., 7402 слов

Развитие творческих способностей младших школьников на х технологии

... средство творческого и эстетического развития детей. Уроки технологии должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей. (Кукушкин В.С.2006:146) Актуальность данной проблемы позволило сформулировать тему дипломной работы: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии». ...

Наибольшее значение объема памяти наблюдается у девочек всех возрастных групп, кроме 4 лет. А во всех возрастных группах, как у мальчиков, так и у девочек наблюдалась сходная тенденция к постепенному возрастанию уровня объема памяти по мере взросления детей. Такая тенденция наблюдается в исследованиях Гребневой Н. Н., где исследовались психофизиологические особенности детей дошкольного возраста в экологических условиях западной Сибири. (Гребнева Н. Н., 2006).

У детей 4 лет наблюдается низкий уровень мышления по отношению к другим возрастным группам. Мальчики 4 лет имеют самый низкий уровень мышления, возможно, это связано с недостаточностью развития пространственных представлений. У детей 5-ти лет преобладает средний уровень мышления, а у детей старшего возраста уровень развития мышления увеличивается по мере их взросления, что свидетельствует о возросшей функциональной зрелости обследуемых детей.

У детей 7 лет уровень мышления сформирован на более высоком уровне, по сравнению с детьми 6 лет. Данная тенденция прослеживается и в исследованиях Н.Н, Гребневой (Гребнева Н. Н., 2006).

Если сравнивать детей по возрастам, то также как и по восприятию и по вниманию, и по мышлению, можно сказать, что дети 4-х лет развиты хуже, чем 7 или 6 лет, дети 5-ти лет развиты немного лучше, чем 4-х лет. Также мальчики развиты меньше, чем девочки.

Умственное развитие детей дошкольного возраста имеет прямую положительную связь с их возрастом. Наиболее значимыми можно считать такие качества как память и мышление. Согласно результатам исследования рост умственного развития детей наиболее в возрасте от 6 до 7 лета на протяжении всего периода от 4 до 7 лет имеет динамический и интенсивный характер.

Пик развития отдельных умственных качеств, таких как мышление и память в каждой возрастной группе может обуславливаться высокой чувствительностью соответвующего качества в каждой возрастной группе.

В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.

Дошкольный возраст – это период осознанных открытий и познавательной активности. На его протяжении постепенно углубляются и расширяются знания и представления детей, происходит их обобщение. Ребёнок развивает представления о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях. Также он осваивает способы получения знаний.

9 стр., 4295 слов

Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ (теории решения ...

... технологии, основанной на ТРИЗ Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Этап ознакомления с методом Мотивирует детей к деятельности. Показывает приемы и последовательность деятельности. Осознание детьми мотива деятельности. Включение детей в ... какие - либо показатели. Во время игр с «волшебными кругами» или таблицей производится пересечение показателей 2-3 кругов или 2 координат таблицы с целью ...

У ребёнка формируется умение слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, самостоятельно экспериментировать с действительностью. Уровень овладения подобными способами наряду с освоенной ребёнком информацией характеризует содержательную сторону его умственного развития [6].

В дошкольном возрасте активно развиваются все компоненты устной речи, совершенствуются такие показатели, как фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй. Дети используют практически все части речи, занимаются словотворчеством, демонстрируют богатый лексикон. Развивается связная речь [14].

Интерес – это особое внимание к чему-либо, желание вникнуть в суть, узнать, понять. Л. А. Венгер считал, что интерес дошкольника, независимо от субъекта выполняет целый ряд функций: развивающую, образовательную и даже воспитательную, вспомним пословицу: «Любопытной Вараваре в дверях нос оторвали…»

Л. С. Выготский особым образом выделяет развивающую функцию. В момент возникновения интереса к предмету у человека активизируются все психические процессы, происходит становление таких личностных качеств как сосредоточенность, активность, стремление к общению.

В настоящее время одной их прогрессивных инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Ценность использования технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста состоит в следующем [19]:

  • Технология ТРИЗ предлагает инструментарий для проблемного, развивающего обучения. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей образовательным процессом, но и формирует умение самостоятельно проходить путь познания и освоения нового, потому что ребенок лучше всего запоминает то, что сделал сам.

  • Технология ТРИЗ способствует развитию личности ребенка. В процессе освоения методов и приемов ТРИЗ усиливается мотивационный аспект в личностном и интеллектуальном развитии, у ребенка формируется понимание того, что «я знаю как, я могу». Дети становятся увереннее, они учатся находить выход из проблемных ситуаций, не пасовать перед трудностями и неудачами, легче адаптируются к любым жизненным обстоятельствам. Все это способствует развитию продуктивного, творческого мышления, воспитанию самостоятельности.

Технология ТРИЗ позволяет снять боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимые препятствия, а как очередные задачи, которые надо решить с помощью алгоритма действий. В ТРИЗ ничего не берется извне, все находится в голове, просто необходимо научить ребенка логически размышлять. Начинать эту работу необходимо как можно раньше, начиная с дошкольного возраста, поскольку каждый ребенок изначально талантлив, но этому его нужно научить.

25 стр., 12342 слов

Диплом №4141 Обогащения словаря у детей старшего дошкольного ...

... эмоциональных состояний и их внешнего выражения. Обогащение словарного запаса происходит в случае ознакомления с окружающим миром во всех видах деятельности ребенка его повседневной жизни а так же ... возраста с общим недоразвитием речи. Предметом исследования является содержание логопедической работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Цель ...

Как помочь ребенку освоить технологию ТРИЗ? Автор данной технологии Г.С. Альтшуллер и его последователи разработали алгоритм –вспомни – додумай – придумай- решения изобретательских задач, который заключается в следующем:

Педагоги, опираясь на психологические и возрастные особенности ребенка, поэтапно знакомят его с окружающим миром, с закономерностями развития всего, что его окружает, и, на основе этих знаний, учат додумывать, придумывать, т.е. изобретать [19].

Необходимо выделить следующие методы, способствующие формированию познавательных интересов у детей, что представим схемой на рис. 4. [10].

Рис. 4. Методы, способствующие формированию познавательных интересов у детей

Детская психика формируется посредством различных видов деятельности, через которые они познают окружающий мир.

Хочется выделить следующие принципы работы, способствующие развитию познавательных интересов у дошкольников (см. рис. 5).

Сидорчук т а  2

Рис. 5.

Методы, стимулирующие процесс познания представлены схемой рис. 6.

Сидорчук т а  3

Рис. 6.

Почти каждый день в повседневной жизни ребенок сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы. У него возникает желание узнать что-то новое, понять непонятное. Окружающие ребенка взрослые должны помочь ему установить простейшие закономерности, выделить объективные причины, связи и зависимости явлений окружающего нас мира.

Выводы по первой главе

В настоящее время одной их прогрессивных инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ. Поскольку основным направлением содержания ТРИЗ является формирование «сильного мышления» и развития творческих качеств личности ребенка, это во многом совпадает с основными целями ФГОС ДО.

Методы ТРИЗ – технологии наиболее эффективны для решения вышеназванных задач ФГОС ДО в процессе реализации основной образовательной программы.

В настоящее время возникает актуальность в поиске и применении эффективных методов в познавательно-речевой деятельности дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.

Технология ТРИЗ предлагает инструментарий для проблемного, развивающего обучения. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей образовательным процессом, но и формирует умение самостоятельно проходить путь познания и освоения нового.

Технология ТРИЗ способствует развитию личности ребенка. В процессе освоения методов и приемов ТРИЗ усиливается мотивационный аспект в личностном и интеллектуальном развитии, у ребенка формируется понимание того, что «я знаю как, я могу».

33 стр., 16308 слов

Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у ...

... и др. С целью развития лицевых мышц рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок. Вначале детям предлагается рассмотреть картинку. Логопед описывает ситуацию, изображенную на картинке, сопровождая описание ... ЗПР имеет большое значение и для подготовки этих детей к овладению письмом. В процессе работы по развитию ручной моторики можно использовать приемы, описанные в ...

Итак, развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста происходит, когда они

Технология ТРИЗ позволяет снять боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимые препятствия, а как очередные задачи, которые надо решить с помощью алгоритма действий.

Педагоги, опираясь на психологические и возрастные особенности ребенка, поэтапно знакомят его с окружающим миром. Начинать эту работу необходимо как можно раньше, начиная с дошкольного возраста, поскольку каждый ребенок изначально талантлив, но этому его нужно научить.

Глава 2 Использование приемов и методов технологии ТРИЗ в логопедической работе

2.1. Развитие лексико-грамматического строя речи с помощью методики ТРИЗ

При проведении работы по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников учитываются современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексико-грамматического строя речи в онтогенезе, особенностях лексико-грамматического строя у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов формирование лексико-грамматического строя речи проводится по следующим направлениям:

— расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

— уточнения значения слов;

— формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);

— организация семантических полей, лексической системы;

— активизации словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь;

— формирование функций словоизменения и словообразования.

Развитие словаря, его уточнение выполняют развивающую функцию для формирования познавательной деятельности, и наоборот: развитие познавательной деятельности приводит к обогащению и уточнению словаря, овладению значениями и умениями, развитию коммуникативной способности.

С целью повышения эффективности в работе по формированию лексики и грамматического строя речи у воспитанников наряду с традиционными методами педагоги используют игры, основанные на методах и приёмах ТРИЗ – РТВ технологии.

29 стр., 14182 слов

Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у ...

... (болгарская игра), "За работу". При проведении описанных игр логопед сначала сам прочитывает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют ... С целью развития лицевых мышц рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок. Вначале детям предлагается рассмотреть картинку. Логопед описывает ситуацию, изображенную на картинке, ...

Предлагаемые в работе задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, коррекционной задачи, контингента и возраста детей.

Эффективным методом совершенствования лексико-грамматической стороны речи считаем использование в работе кругов Луллия. Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра (от 2 до 4), нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов (от 4 до 8).

Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.

Данные пособия по методу колец Луллия многофункциональны, мы используем их при изучении всех лексических тем на подгрупповых и индивидуальных занятиях, в самостоятельной деятельности детей. Ребята с удовольствием выполняют задания на данном пособии. Со временем сами самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются определить цель и правила игры.

В практической работе с детьми нами используются следующие игры, основанные на методе кругов Луллия:

«Скажи наоборот»

Подбор слов с противоположным значением

Содержание игры: дети по очереди на первом круге выбирают какой-либо предмет либо называют признак предмета, а на втором круге подбирают противоположный по значению предмет либо признак предмета (пол – потолок, широкий ремень – узкий ремень и т.д.).

, вариант игры:

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов –онок-, -енок-

Содержание игры: на первом круге — изображения животных, на втором круге — изображения детёнышей. Дети по очереди выбирают какое-либо животное и называют детёныша. (Варианты игры: «Кто кем был?» Теперь собака, а был … (щенок) и т.д. «Кто кем становится?» Щенок подрастал и теперь он …(взрослая собака) и т.д.).

«Что из чего?

Образование относительных прилагательных

Содержание игры: дети по очереди выбирают какой-либо объект, подбирают материал, из которого он изготовлен. Образовывают прилагательные. (Мяч из кожи — кожаный мяч.)

«Какой? Какая? Какое? Какие?»

Согласование существительных с прилагательными в роде и числе

Содержание игры: на первом круге — изображения предметов во множественном числе, на втором — изображения предметов в единственном числе женского рода, на третьем — изображения предметов мужского и женского рода единственного числа. Дети по очереди выбирают какой-нибудь объекты на первом круге, подбирают объекты такого же цвета на втором и третьем кругах. Ребёнок произносит словосочетания, согласовывая существительное с прилагательным.

«Кто как передвигается?»

Подбор глаголов к существительным

Содержание игры: ребята на первом круге выбирают схему слова-действия, называют слово-действие, на втором – подбирают животное, которое совершает это действие. Составляют двухсловное предложение.

«Сосчитай-ка»

Согласование числительных с существительными в роде, числе

Содержание игры: ребёнок на первом круге выбирает цифру, называет её, на втором – подбирает соответствующее количество предметов, пересчитывая: одна чашка, две чашки и т.д.

«Назови части предметов»

Определение частей объектов, активизация словаря существительных

Содержание игры: дети по очереди на первом круге выбирают какой-либо предмет, на втором круге — подбирают часть (части), этого предмета, называют. (Вариант игры: на втором круге на одном из секторов называют части предмета, на первом круге находят предмет, состоящий из этих частей, называют его.)

Игра «Познавай-ка»

Пособие изготовлено на основании кругов Лилия. Используем для формирования всех компонентов речи. В данной работе представлены игры по формированию лексики и грамматики:

«Кто где живёт?»

Составление предложения с обстоятельством места с предлогом

Содержание игры: раскручивая кольца за выступающие края пластинки, дети находят и совмещают в «окошке» крышки картинки с изображением жилища и проживающего в нём животного. Составляют предложение с предлогом В .

«Маленькие слова»

Составление предложений с простыми и сложными предлогами

Содержание игры: раскручивая левое кольцо за выступающий край пластинки, дети находят схему заданного предлога и составляют предложение со словом, обозначающим предмет на правом кольце.

«Найди картинки, названия которых звучат одинаково»

Знакомство с многозначностью слов

Содержание игры: раскручивая кольца за выступающие края пластинки, дети находят и совмещают в «окошке» крышки картинки в соответствии с заданием: шляпку гриба и женскую шляпку т.д.

Игры способствуют закреплению изучаемой на данном этапе лексической темы, отработке грамматических категорий. Ребята с удовольствием выполняют задания с использованием данного оборудования.

2.2. Возможности использования приемов ТРИЗ при воспитании правильного звукопроизношения

По кругу

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Дети сидят вокруг стола. В руках логопеда стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., — поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок.

Предложения по цепочке

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Логопед поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.

Логопед выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.

Антилогическое лото

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: подготовить две группы карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.

Ход игры:

Логопед поровну делит между игроками картинки первой группы. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы логопед перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на картинки, накладываю их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос логопеда: «Зачем шкафу клюшка?». Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и ха каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т.д.

Паровоз

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.

Ход игры:

Логопед раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку, прикладывает ее к последней («лампа»), и объясняет, почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.

Необычные загадки

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.

Ход игры:

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, логопед дает им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки –… глаза.

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка — … лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка – молоток. И т.д.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить свои указательные пальчики на соответствующую картинку и четко назвать ее. Тот, кому удается сделать это раньше остальных, получает призовую фишку. Игрок, набравший наибольшее количество фишек, начинает следующий тур, в котором дети самостоятельно составляют аналогичные загадки. В этом туре фишки не выдаются за правильные ответы, но первый разгадавший загадку игрок получает право придумать следующую загадку.

Что таким бывает?

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Дети сидят вокруг стола, на котором разложены картинки, иллюстрирующие слова на заданный звук. Логопед задает вопрос, например: «Что бывает волшебным? Синим?» и т.д., в зависимости от отрабатываемого звука. Участники игры, используя картинки, составляют с заданными прилагательными всевозможные словосочетания, за каждое из которых получают призовые фишки: волшебная палочка, синяя сумка. Можно усложнить на втором этапе задание, предлагая детям объяснить, почему тот или иной предмет бывает именно таким, например: почему сумка именно синяя? Какой она еще может быть? Выигрывает тот, кто наберет больше всего фишек.

Запоминай-ка

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Логопед перетасовывает картинки и выкладывает их попарно перед игроками. Двум участникам игры предстоит запомнить и назвать от десяти до двадцати (и более, по возможности, конечно) пар картинок. Логопед предварительно объясняет детям, что сделать это совсем не сложно, если «связывать» пары логически. Причем, чем забавнее и образнее эта связь, тем она надежнее. Например: лошадь- велосипед; лошадь едет на велосипеде. и т.д.

После того, как первый игрок вслух «свяжет» предложениями первые десять (сколько сможет) пар слов, логопед предлагает второму игроку вспомнить, что лежит под каждой картинкой. Второй игрок отвечает, например: под велосипедом – лошадь и т.д.

Проверяя правильность ответов, логопед показывает картинки каждой пары и меняет их местами. Теперь первому игроку нужно восстановить в памяти пары картинок в обратном порядке: под лошадью – велосипед и т.д.

Кто что делает?

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки на заданный звук

Ход игры:

В центре стола раскладываются картинки. Логопед задает вопрос, например: «О ком или о чем можно сказать «идет?». Каждый игрок, используя картинки, составляет с заданным глаголом словосочетание и объясняет его значение. За правильный ответ дается призовая фишка. Выигрывает обладатель наибольшего количества фишек. Глаголы: идет, летит, растет, падают, стоят, сидят и т.д.

Игра «Пять волшебников»

Цель: активизация словаря по данной теме.

Например, лексическая тема: «Овощи», волшебники — это глаз, нос, рот, рука и ухо.

Логопед предлагает детям рассмотреть помидор и задаёт детям вопрос: «Что о нём скажет каждый волшебник?» Например, волшебник глаз скажет, что он красный, волшебник нос скажет, что он вкусно пахнет, волшебник рот скажет какой он на вкус, волшебник рука скажет, что он твёрдый, а бывает и мягкий, волшебник ухо скажет, что он тихий и его неслышно, он не пищит, не свистит, не шумит.

Игра «Угадай картинку»

Цель: учить выделять центр, сторону, угол доски; учить ориентироваться на вертикальной поверхности; активизировать словарь: центр, выше, ниже, правее, левее; учить классифицировать объекты.

Логопед прикрепляет на доске картинки с изображением объектов (количество подбирается согласно возраста) и загадывает одну из них. Детям предлагается отгадать загаданную картинку с помощью вопросов, на которые он будет отвечать только «да» и « нет». Перечислять предметы нельзя. Вопросы принимаются только те, которые сужают поле поиска.

Игра « Пинг-понг»

Цель: упражнять в подборе слов-антонимов.

Логопед называет слово-определение, а ребенок говорит противоположное по значению (холодный — горячий, чистый — грязный).

Игра «Перевертыш»

Цель: учить объяснять любое событие с точки зрения хорошо-плохо.

Логопед называет какое-либо событие и спрашивает ребенка, почему это хорошо и почему бывает плохо.

2.3. Игры, упражнения, творческие здания по коррекции связной речи старших дошкольников с ОНР

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в трудах М.М. Алексеевой, А.М. Бородич, В.В. Гербовой, Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной и др.

ТРИЗ- технологии развития связной речи старших дошкольников состоят из :

— обучения детей созданию образных характеристик объектов, в котором представлены технологические цепочки, позволяющие достаточно гарантированно научить детей 3 — 7 лет составлению сравнений, загадок и метафор;

— обучения составлению дошкольниками рифмованных текстов. Педагогическое воздействие для решения этой дидактической задачи сформировано как цепочка творческих заданий. Предоставленная технология формирует у детей способность к созданию рифмованных текстов;

— обучения детей составлению творческих рассказов по картине, изображено как система игровых заданий, в последствии которых почти каждый ребенок может составить немного творческих рассказов по картине;

— обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания заключает алгоритмы организации умственной деятельности детей по развитию у них способностей составлять сказки различных типов.

Для формирования алгоритмического, точного подхода к общению, развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста необходимо совершенствовать коррекционно-образовательный процесс, позволяющий формировать начало диалектического, системного мышления, развивать задатки и творческий потенциал дошкольника.

Для использования на занятиях нами были выбраны приемы ТРИЗ технологий и системы творческих заданий.

Игровые упражнения, используемые на данном этапе

1. Логопед называет персонаж, дети вспоминают последовательность его действий по линии развития сюжета. Обсуждаются причинно- следственные связи взаимодействия персонажей.

2. Подбор антонимов к словам, обозначающим черты харктера персонажей.

3. Подбор синонимов к словам, обозначающим черты характера персонажей.

4. Взрослый называет действие, а ребенок черту характера персонажа.

5. Воспитатель называет черту характера персонажа, а дети его возможные действия.

6. Составление загадки о персонаже (о сказке).

7. Подбор соответствующей тексту пословицы или поговорки.

Игры и творческие задания, используемые на данном этапе

«Герои сказок»

Цель: учить группировать персонажей по заданному признаку.

Логопед: назовите персонажей- девочек из разных сказок. (Герда из «Снежной Королевы», «Женя из «Цветика- семицветика».)

«Перечисли действия героев»

Цель: учить перечислять все действия сказочного героя, находить аналогичные действия персонажей других сказок, тренировать память

Логопед: назовите все действия козы из сказки «Волк и семеро козлят». (Ходила, наказывала, пела).

Вспомните персонажей из других сказок, которые выполняли такие же действия (или часть из них).

При затруднении воспитатель зачитывает отрывки текстов, а дети выполняют действия.

«В гости к волшебникам»

Цель: учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы.

Логопед: давайте поиграем, используя приемы: круги Луллия и ТПФ.

На первом круге помещают изображения обычных предметов, на втором- волшебников. Дети раскручивают круги, называют волшебника и предмет, изображения которых оказались под стрелкой. Рассказывают, какое волшебное свойство приобрел предмет, дают оценку этому свойству (Кому стало хорошо или плохо), Взрослый подводит дошкольников к выводам: волшебным может стать любой предмет; волшебство может приносить добро и зло.

«Волшебники Нос, Глаз, Ухо и Рука»

Цель: развивать воображение, учить представлять ощущения, которые можно получить с помощью анализаторов.

Логопед: посетим какую-либо сказку на выбор, например «Три поросенка», и поочередно покажем картинки с изображением анализаторов.

С волшебником Носом дети попадают в комнату Наф-Нафа, когда он открывает крышку котла. Рассказывают, сто почувствовали (запах сажи, немытой шерсти волка), Затем приглашается волшебник Глаз (дети «видят» то, что не описано в сказке), волшебник Ухо (дети описывают возможные звуки) и Рука (описывают ощущения, которые могли возникнуть, если бы они дотрагивались до горячего котла или носов поросят).

«Волшебные слова»

Цель: учить подбирать слова и словосочетания по заданному признаку.

Логопед: вспомните заклинания, известные из сказок («Сим-сим, открой дверь»; «Сивка- бурка, вещая каурка» и т.д.), затем словосочетания, с которых начинаются сказки («В некотором царстве, в некотором государстве»; «В стародавние времена» и т.д.).

Игра «Да- Нет» или «Угадай, что я загадала»

Например: логопед загадывает слово «Жираф», дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это жираф?), логопед отвечает только «да» или «нет», пока старшие дошкольники не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты на различную тематику: «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Природа», «Город», «Детский сад», «Цветы» и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – ролевых качеств способствуют дошкольникам рассмотреть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: «Хорошо – плохо», «Черное – белое», «Адвокаты – Прокуроры» и др.

Игра «Черное- белое»

Логопед поднимает картинку, на котором изображен белый домик, и старшие дошкольники обозначают положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Например: «Книга». Хорошо – из книг узнаешь много интересного… Плохо – они быстро рвутся… и т.д.)

Можно разбирать в качестве объектов: «Телевизор», «Собака», «Стол», «Доктор», «Холодильник», «Машина», «Детский сад», «Воспитатель», «Диван», «Поручение», «Наказание» и т.д.

Игра «Наоборот» или «перевертыши» (проводится с мячом)

Учитель-логопед бросает мяч дошкольнику и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по смыслу и возвращает ведущему мяч (холодный – горячий, злой – добрый, темное – светлое…)

Игры: «Логический поезд», «Большое Лу – Лу»

Старшие дошкольники составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.

Например: бабушка – дом – сад – дерево – яблоко – пироги – чай – солнце – воздушные шары – и т.д.

Игра «Ателье»

Выбирается приемщица, которая принимала заказы. Старшие дошкольники отбирают образцы тканей (сатин, шелк, мех, кожа, ситец, шерсть) и заказывают разные виды одежды. При этом они должны сказать, что просят сшить, из какой ткани.

Сшейте мне кожаные брюки. Сшейте мне брюки из ситца.

Сшейте мне шерстяную юбку. Сшейте мне юбку из ситца.

Приемщица вставляет образцы тканей в соответствующий шаблон и отдает заказчику, который составляет предложение:

Мне сшили кожаные брюки.

Мне сшили шерстяную юбку и т.д.

Игра «Правильная карточка»

Логопед называет словосочетания с предлогами (например, с предлогами на, в, под, над и др.) Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога. Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагаются следующие игры и упражнения:

Игра «Маленькое слово»

Цель: дать детям понятие о значении предлога (например, из-за) в речи.

Логопед вызывает одного из детей и дает ему задание: « Возьми кубик и положи его за книгу. А теперь достань кубик из-за книги (Ребенок выполняет задание).

Положи кубик за штору. Возьми кубик…шторы (Ребенок не выполнил задание).

Откуда ты взял кубик? Дети, догадайтесь, какое слово я потеряла» – «из-за». Затем даются инструкции другому ребенку. Аналогично даются понятия и о значении других предлогов.

Игра «Куда спрятался котенок?»

Цель: Закрепление навыка правильного употребления существительных с предлогом из-под. Логопед держит в руке игрушку-котенка или его изображение и прячет его под различные предметы, а дети отвечают на вопрос: « Откуда вышел котенок?». Например, из-под стола, из-под шкафа, из-под стула, из-под кровати, и т.д.

Использование в работе по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР разнообразных игр, игровых упражнений ТРИЗ технологий позволяет отметить, что дошкольники почти не имеют психологических барьеров. ТРИЗ технологии позволяют снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ технологии подразумевают гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

Выводы по второй главе

Анализ психолого-педагогической литературы разрешил нам раскрыть следующие особенности использования ТРИЗ- технологий у детей старшего дошкольного возраста:

— постигают прочитанное, соответствуют вопросам по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы;

— могут построить рассказ по серии сюжетных картинок, воспроизведя завязку, кульминацию и развязку;

— могут не только познать в картине основное и значительное, но и приметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.п.;

— смогут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, изобразить рассказ — инсценировку по набору игрушек.

Практика работы ДОО с использованием ТРИЗ- технологий способствует развитию звукопроизношения, языковой способности и речевой компетентности старших дошкольников с речевой патологией, формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность второй главы состоит в изучении влияния ТРИЗ- технологий на развитие связной речи, звукопроизношения, формирование и коррекцию речи у старших дошкольников. Данные игровые упражнения, игры, творческие задания своевременны и отвечают потребностям коррекционной педагогики. Данные ТРИЗ — технологии позволяют стимулировать все уровни речи: фонетический, лексический, грамматический и синтаксический.

Заключение

Развитие связной речи выступает главной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Под связной речью разумеют смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), снабжающее общение и взаимопонимание. Развитие связной речи, модификация ее функций является результатом усложняющейся занятия ребенка и зависит от содержания, ситуаций и форм общения ребенка с окружающими. В дошкольном возрасте нужно вырабатывать диалогическую форму речи, т.к. через диалог развивается связность речи и возникает речевое высказывание в виде монолога.

Началом развития связной речи в старшем дошкольном возрасте выступает перевод от ситуативной речи к контекстной, на основной план выдвигается создание умения создавать высказывания разных типов. Старший дошкольник переходит от диалогической формы речи к связной монологической.

В педагогической практике разработаны многообразные методы и приемы развития связной речи у детей. Работа по развитию связной речи должна проводиться регулярно, последовательно и целеустремленно. Эффективное развитие связной речи вероятно при умении создавать общение с ребенком, рассматривая его неповторимость, сопоставляя свои запросы с его истинными потенциалами, базируясь на интенсивные края развития речи.

Приёмы ТРИЗ вызывают заинтересованность у старших дошкольников к постижению связной речью, способствуют более эффективному обучению. Кроме этого, их использование соответствует социальному заказу на развитие творческой, разносторонне развитой личности.

ТРИЗ приёмы дают педагогам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Имея общий инструмент, дети и взрослые могут свободнее найти общий язык, понять друг друга.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/triz-tehnologii/

4. БабуноваП.А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. Т,Ц. Сфера, 2012 — 120с.

5. Белкина В.Н.

6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.30с.

7. Венгер Л. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте/Л. Венгер, В. Мухина // Дошкольное воспитание. -1974. -№12. — С. 24-30.

8. Гин А.А. ТРИЗ педагогика.

9. Гинтер С.М. О формировании эстетического отношения к действительности средствами декоративно-прикладного искусства // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Т. 2. Гуманитарные и естественные науки. – 2014. – № 3 (17).

– Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2014. – С.15-19.

10. Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее//под ред

11. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. — Сфера, 2013.120с.

12. Дыбина, О.В. Современные подходы к педагогической диагностике в дошкольном учреждении / О.В. Дыбина // Диагностика и мониторинг в сфере воспитания: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – М. : Педагогическое общество России, 2016. – С. 306-314.

13. Загрекова, Л.В. Основы педагогической технологии / Л.В. Загрекова // Высшее образование в России. – 2014. – №4. – С. 42-54.

14. Загвязинский В. И., Емельянова И.Н. Общая педагогика. – М., 2012.

15. Зусман А.В., Злотин Б.Л. Воображайте! Школа креативного мышления

16. Игрушка в жизни ребенка. / Под ред. Коссаковской Е.А. М.: Просвещение, 2015. — С. 64.

17. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.- Минск, 2000г.- 97с.

18.

19. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов).

– М., 1951.

20. Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975.

21. Мастюкова Е.М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи// Дефектология. – 1972. — №5. – с.12-17

22. Основы теории и практики логопедии// Под. Ред.Р.Е. Левиной. – М., 1968.

23. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение составлению сказок).

– М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. ( Программа развития)

24. Толкачева Т. В. Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.).

— СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 274-278

25. Учебно-методический комплекс. Под ред. Кислов А.В., Пчелкина Е.Л. Часть 5.

26. Хоменко Н.Н. Использование игры «Да-Нет» при обучении ТРИЗ. Материалы к семинару, — Минск, 1995.

27. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и проблемы образования. // Тезисы докладов 2-й региональной научно — практической конференции «Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ». — Челябинск, 4 — 5 июня, 1999. — С.19-21.

29. Эльконин Д.Б. Психология и педагогика игры дошкольника. — М.: Педагогика, 1983. — 213 с.