Использование интерактивных методов обучения в начальной школе

Курсовая работа

Актуальность темы. Современный этап развития общества характеризуется глубокими социально-экономическими преобразованиями, когда от человека требуются не только знания и умения, но и развитые личностные качества, которые давали бы ему возможность активно участвовать в творческой деятельности. В связи с этим перед образованием встают новые задачи: школа должна ориентироваться на создание оптимальных условий для развития каждого ребенка, направляться не на заучивание, а на формирование способностей самостоятельно осмысливать окружающую действительность.

Это предполагает перестройку процесса обучения, конечной целью которого стать максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и самоактуализация личности каждого школьника.

В образовательных документах акцент делается на развитии инновационных образовательных технологий в учебном процессе с целью обеспечения перехода образования на новую, личностно ориентированную парадигму. Определяющей чертой личностно ориентированного обучения есть взаимопонимание, взаимодействие, творческое сотрудничество учителя и учеников, преподавателя и студентов, преподавателя и учителей (на курсах повышения квалификации).

По результатам исследований, оптимальным для развития личности является диалогическая педагогическая среда, в котором личность признается ценной, свободной и уважаемой. Учебный процесс в контексте диалога — это активная взаимодействие и общение участников, то есть интеракция, что осуществляется помощью соответствующих методов. Проблема применения интерактивности в учебном процессе была в центре внимания таких исследователей, как О. Ельникова, В. Мельник, Л. Пироженко, О. Пометун и др., которые обосновывают целесообразность применения интерактивности для усиления эффективности процесса обучения.

Теоретические аспекты, связанные с определением сущности интерактивных методов, их классификации, определению наиболее распространенных и пригодных их видов для решения учебных задач получили освещение в трудах российских (О. Коротаева, Г. Митина, Г. Самохина, С. Стилик, Н. Суворова) ученых.

ФГОС начального общего образования определена основная цель начального образования, которая, среди прочего, заключается во всестороннем развитии и воспитании личности через формирование у учащихся полноценных языковых умений и навыков, приобретение личного опыта культуры общения и сотрудничества в различных видах учебной деятельности, самовыражения в творческих видах задач, общеучебных и целевых компетенций. Основные направления оптимального решения таких задач непосредственно связанные с внедрением в учебный процесс интерактивных методов.

5 стр., 2010 слов

Доклад «Значение непрерывного образования в развитии личности»

... программ непрерывного образования проявляется в опережающем характере обучения, в адекватности потребностям рынка, широком использовании дистанционных образовательных технологий. Содержание и технологии непрерывного образования направлены на подготовку инновационно-ориентированной личности. В основе программ непрерывного образования ...

Объект исследования — процесс применения интерактивных методов обучения младших школьников.

Предмет исследования — дидактические принципы, способствующие эффективному применению интерактивных методов в процессе образования младших школьников.

Цель исследования — определить, теоретически обосновать условия применения интерактивных методов в процессе обучения младших школьников.

Согласно цели были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать состояние разработки проблемы в педагогической теории и практике; определить сущность, структуру и особенности применения интерактивных методов обучения в начальных классах, осуществить их классификацию.

2. Установить и раскрыть основные характеристики дидактических принципов применение интерактивных методов в учебном процессе начальной школы.

3. Разработать методы применения интерактивных методов в процессе образования младших школьников.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы

1.1 Понятие «интерактивные технологии»

Понятие «активные методы» появилось в отечественной и зарубежной педагогике в 20-30-х годах ХХ века. На территории значительный вклад в разработку этих вопросов сделал О. Ривин, который начал так называемый метод обучение в парах сменного состава или организованный диалог или метод диалогических сочетаний. На активном взаимодействии основывались также бригадно- лабораторный и проектный методы, производственные и трудовые экскурсии, практики, кооперативное обучение, которые использовались в национальной школе в указанный период [5].

Однако отсутствие научного их обоснования, переоценка роли самостоятельности учащихся, недостаточное теоретическое осмысление сущности активного обучения, ограниченность соответствующего методического обеспечения привели к отказу от их применения в учебном процессе.

Дальнейшее развитие активные методы приобретают в конце 50-х — начала 60-х годов ХХ в., что было связано с работами советского дидакта Е. Голанта, который предложил (в зависимости от способа деятельности учащихся в учебной деятельности) разделять методы обучения на «пассивные» и «активные» [8].

В 70-х годах ХХ в. активные методы вошли в имеющейся, в то время, классификации методов обучения и начали широко внедряться в систему образования. Их разработка связана с трудами В. Сухомлинского, а в дальнейшем педагогической деятельностью Ш. Амонашвили, В. Шаталова, Е. Ильина. Это стало основой для возникновения теории и практики развивающего обучения [11].

В 80-х годах ХХ века возрастает интерес ученых-педагогов и учителей- практиков к методам, которые обеспечивают создание при обучении микроклимата, основанного на принципах сотрудничества и демократизации, способствуют развития у учащихся критического мышления и умение самостоятельно осваивать новые технологии, формируют умение видеть проблемы и правильно их анализировать, привлекают учащихся к постановке вопросов, исследование проблем, формулирование решений.

37 стр., 18059 слов

Методика применения технических средств обучения в образовательном процессе

... беседы с учащимися; наблюдение учебного процесса; планирование, организация и проведение педагогической практики; обработка ее результатов; личное преподавание с использованием технических средств на занятиях производственного обучения. В цели обучения методам научного познания ...

Сегодня наблюдается переход школы на курс, который должен обеспечить создание возможностей для учащихся занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе. В наибольшей степени таким требованиям соответствуют интерактивные методы обучения. К основным преимуществам интерактива относятся: возможность перевода учащихся в позицию субъекта учебного процесса, содействие развитию в них коммуникативных умений и навыков, рефлексии, навыков проектной деятельности и логического мышления, самостоятельной работы, повышение интереса к овладению учебного материала.

Интерактивное обучение — это совокупность педагогических технологий, которые составляют педагогическую систему, основанные на совместной деятельности, которая осуществляется средствами коммуникации и имеет проблемно-поисковую природу [12].

Существуют определенные организационные и педагогические условия обучения, которые обусловливают ключевые позиции технологии управления их внедрением в учебный процесс. К этим условиям относятся следующие: повышение уровня индивидуализации обучения за счет уменьшения удельного количества учеников в классе на один час учителя при осуществлении учебно-воспитательного процесса и распространение использования моделирующих возможностей компьютерной техники; обучение учителей интерактивным технологиям, практическим результатом которого должен быть поэтапный переход от фрагментарного использования интерактивных технологий к системному; мониторинг профессиональной деятельности учителя с позиции интерактивного обучения в соотношении к уровню их профессиональной деятельности; интенсификация аналитической функции управления по идентификации аттракторов за счет автоматизации процессов сбора, обработки и анализа результатов мониторинговых наблюдений [8].

Все указанное выше приводит к выводу о необходимости научного обоснования, разработки и экспериментальной проверки целостной технологической модели управления процессом внедрения интерактивных образовательных технологий в учебный процесс.

Современный период развития общества, обновление всех сфер социальной и духовной жизни требует качественно нового уровня образования, который соответствовал бы международным стандартам. Сегодня в образовании ощутимый приоритет общечеловеческих ценностей. В соответствии с личностно-деятельностным подходом к организации учебного процесса в центре его находится тот, кто учится. Формирование личности и ее становление происходит в процессе обучения, когда соблюдаются определенные условия:

  • создание позитивного настроя для обучения;
  • ощущение равного среди равных;
  • обеспечение позитивной атмосферы в коллективе для достижения общих целей;
  • осознание личностью ценности коллективно сделанных умозаключений;
  • субъектом обучения, он чувствует себя активным участником событий и собственного образования и развития. Это формирует внутреннюю мотивацию к обучению и побуждает их к саморазвитию и самонаблюдения [18].

В современном обществе источником знаний может выступать не только учитель, но и компьютер, телевизор, видео. Учащиеся должны уметь осмысливать полученную информацию, трактовать ее и применять в конкретных условиях; в то же время думать, понимать суть вещей, уметь выразить мысль. Именно этому способствуют интерактивные технологии.

12 стр., 5816 слов

Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной ...

... адаптацию в процессе обучения. Технология компьютерного обучения рассматривается как обучение с учетом конечных результатов деятельности студентов, причем ему придается характер устойчивого, целенаправленного и эффективного процесса познания [4]. Использование компьютерных технологий (КТ) в обучении - разновидность процесса управления познавательной деятельностью. ...

«Интерактивный» (от англ. «inter» — взаимный и «act» — действовать) — способный к взаимодействию, диалогу. Интерактивное обучение — специфическая форма организации познавательной деятельности, которая имеет предполагаемую цель — создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность [21].

Как свидетельствуют научные исследования, интерактивными принято называть средства, которые обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие субъектов образовательного процесса. «Интерактивное обучение (от англ. inter — взаимный, act — действовать), по определению А. Пироженко, это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет целью создание комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность» [18].

Интерактивная деятельность основывается на активной коммуникации участников образовательного процесса. «Сущность интерактивного обучения, — утверждают Н. Побирченко и Г. Коберник, — заключается в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного, активного взаимодействия всех учащихся; учитель и ученик являются равноправными субъектами обучения» [21].

Интерактивность образования способствует формированию как предметных умений, так и общеучебных, выработке жизненных ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, развития коммуникативных качеств личности. Такая технология, как утверждают исследователи, предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем на основе анализа соответствующей учебной ситуации и исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Поэтому во время такого обучения ученики и студенты учатся демократично общаться с другими людьми, критически и творчески мыслить, принимать обоснованные решения. При этом к работе привлекаются все участники процесса, которые работают в группах в обустроенном классе, по заранее подготовленному учителем материалу, с соблюдением процедуры и регламента, в атмосфере доверия [25].

Учитывая вышесказанное, можно отметить такие методические особенности организации интерактивного обучения: применение проблемных ситуаций и формулировок, соответствующая организация учебного пространства, что способствует диалогу, мотивационное обеспечение совместной деятельности, соблюдение правил учебного сотрудничества, использование коммуникативных методов и приемов, оптимизация системы оценки процесса и результатов совместной деятельности, развитие навыков самоанализа и самоконтроля индивидуальной и групповой деятельности.

Главная черта интерактивного обучения — использование собственного опыта ученикам во время решения проблемных вопросов. Им предоставляется максимальная свобода мыслительной деятельности при построении логических цепей [24].

Использование современных инновационных технологий, в частности технологии интерактивного обучения, в значительной степени повышает эффективность учебного процесса, способствует высокому интеллектуальному развитию учащихся, обеспечивает овладение навыками саморазвития личности, возможностью думать, творить.

4 стр., 1720 слов

Интерактивные технологии обучения

... подготовке, сложность точного планирования результатов. Интерактивные технологии и методы Познакомимся с некоторыми интерактивными технологиями и методами через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках урока: работа в малых группах -- в парах, ротационных ...

Особенностью интерактивного обучения является подготовка молодого человека к жизни и общественной активности в гражданском обществе и демократическом правовом государстве. Это требует активизации учебных возможностей учащихся. Уроки должны формировать основные познавательные и гражданские умения, а также навыки и образцы поведения; пробуждать у детей интерес и мотивацию, обучать самостоятельному мышлению и действиям. В условиях интерактивного обучения все дети в классе получают возможность говорить, высказываться: они имеют время подумать, обменяться идеями с партнером, а затем озвучить свои мысли перед классом.

Такая работа способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умения совместной выработки решения.

Интерактивное обучение открывает для учащихся возможности сотрудничества со своими ровесниками, позволяет реализовать естественное стремление человека к общению, способствует достижению учащимися высоких результатов усвоения знаний и формирования умений.

Преимущество интерактивного обучения в том, что учащиеся усваивают все уровни познания (знание, понимание, применение, оценка), в классах увеличивается количество учащихся, которые сознательно усваивают учебный материал. Ученики занимают активную позицию в усвоении знаний, растет их интерес в получении знаний.

Интерактивное обучение делят на 4 группы:

  • парное обучение;
  • фронтальное обучение;
  • обучение в игре;
  • обучение в дискуссии.

Применение интерактивных технологий выдвигает определенные требования к структуре уроков.

Структура интерактивного урока:

I. Организация класса.

1. Организационный момент.

2. Проверка готовности рабочих мест.

II. Итог фенологических наблюдений.

III. Мотивация учебной деятельности.

IV. Объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов.

V. Предоставление необходимой информации.

VI. Интерактивные упражнения.

VII. Подведение итогов, оценивание результатов урока. [15]

Мотивация

Цель этого урока — сфокусировать внимание учеников на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме. Субъект обучения должен быть настроен на эффективный процесс познания, иметь в нем личностную, собственную заинтересованность, осознавать, что и зачем он сейчас будет делать [11].

Мотивация готовит учащихся к восприятию материала, настраивает их на решение определенных проблем и становится мостиком для представления темы урока.

Объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов

Цель этого этапа — обеспечить понимание учащимися содержания их деятельности, того, чего они должны достичь на уроке и чего от них ждет учитель.

Формулировка ожидаемых результатов урока — это по сути то, что традиционно называют дидактической целью урока. Результаты должны быть сформулированы с помощью соответствующих глаголов, например [19]:

  • знания: объяснять суть явления, определять, характеризовать, сравнивать, различать и т.д.;
  • умения и навыки: дискутировать, аргументировать мнение, дать свою оценку, проанализировать и т.п.;
  • отношение: сформировать и высказывать свое отношение к…

Предоставление необходимой информации

27 стр., 13144 слов

Развитие творческих способностей учащихся с нарушениями слуха ...

... творческие способности у глухих учащихся. Нужно не просто дать материал, провести работу в более удобной форме, при этом используя средства информационных технологий, а построить процесс обучения таким образом, чтобы у ...

Цель этого этапа — дать детям достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять практические задачи, но за минимально короткое время. Для овладения информацией часто используют технические средства обучения или подсказки.

Интерактивные упражнения

Интерактивное упражнение — центральная часть занятия. Она занимает около 50-60% его времени. Цель — усвоение учебного материала, достижение результатов урока [11].

Подведение итогов

Этот этап занимает около 20% времени. Он очень важный. На нем сравниваются полученные знания с ожидаемыми результатами, делаются выводы, закрепляется материал, анализируются собственные действия. Полученные результаты, составляется план дальнейших действий.

Например, на итоговом этапе интерактивного занятия на тему «К природе не неси вреда» необходимо:

1) выяснить, что сделано на уроке;

2) выявить причины, которые приводят к ухудшению условий жизни растений и животных;

3) найти возможности для улучшения экологической обстановки;

4) предложить ученикам:

  • a) подобрать свои примеры факторов, которые приводят к исчезновению растений, животных;
  • обсудить в парах и представить свои мысли классовые;
  • b) создать рисунки, представляющие причины, вызывающие ухудшения условий существования предметов неживой и живой природы.

1.2 Характеристика интерактивных методов обучения

интерактивный метод обучение математика

Цель осуществления интерактивного обучения — диалог не ради взаимодействия детей, а взаимодействие ради проявления и реализации их индивидуальных особенностей.

Основными формами интерактивной работы является учебная взаимодействие всех учеников в парах и микрогруппах.

Интерактивная работа имеет свои принципы:

  • одновременное взаимодействие (все ученики работают в одно время);
  • одинаковое участие (каждому ученику предоставляется одинаковое время);
  • положительное взаимодействие (группа выполняет задание за условий успешной работы каждого ученика);
  • индивидуальная ответственность (каждый ученик имеет свое задание).

Интерактивное обучение имеет свои преимущества и недостатки [12]:

  • Преимущества: расширяют познавательные возможности ученика;
  • как правило, высокий уровень усвоения знаний;
  • учитель без труда может проконтролировать уровень усвоения знаний учениками;
  • учитель имеет возможность раскрыться как организатор, консультант;
  • партнерство между учителем и учениками и в ученическом коллективе.

Недостатки: на изучение определенной информации требуется значительное время; необходим другой подход в оценке; у учителя отсутствует опыт такого способа организации обучения; недостаток методических разработок уроков с использованием интерактивных методов.

Особая ценность интерактивного обучения в том, что воспитанники учатся эффективной работе в коллективе. Интерактивные методы обучения являются частью личностно-ориентированного обучения, поскольку способствуют социализации личности, осознание себя как части коллектива, своей роли и потенциала.

Методы интерактивного обучения можно разделить на две большие группы: групповые и фронтальные. Первые предусматривают взаимодействие участников малых групп (2-6 человек), вторые — совместную работу и взаимообучение всего коллектива [18].

12 стр., 5503 слов

«Рыба запеченная с картофелем по-русски» учащейся группы № 338 ...

... тему считаю актуальной. Цель работы: Задачи: Изучить нормативно-технологическую документацию и литературу ведения технологического процесса приготовления блюда « Рыба запеченная ... воды-14%, витамины группы В. Энергетическая ценность ... приготовлении блюда продукты подвергают различным способам тепловой обработки, что способствует их размягчению и лучшему усвоению ... до образования на поверхности румяной ...

Групповые методы:

1.Работа в парах. Ученики работают в парах, выполняя задание.

Парная работа требует обмена мнениями и дает возможность быстро выполнить упражнения, которые в обычных условиях являются иногда вместительными или невозможными (обсудить событие, произведение, вообще информацию, подвести итог урока, взять интервью друг в друга, проанкетировать партнера).

После этого один из партнеров докладывает перед коллективом о результатах.

2.Работа в тройках. По сути, это усложненная работа в парах. Лучше

в тройках проводить обсуждение, обмен мнениями, подведение итогов или, наоборот, выделение непохожих мнений.

3.Изменяемые тройки. Этот метод немного сложнее: все тройки

получают одно и то же задание, а после обсуждения один член тройки идет в следующую, еще один в предыдущую и знакомит членов вновь созданных троек с плюсом своей.

4.2+2=4. Две пары по отдельности работают над упражнением в течение определенного времени (2-3 минуты), доходят до общего решения, потом объединяются и делятся приобретенным. Как и в парах, необходим консенсус. После этого можно или объединить четверки в восьмерки, или перейти к групповому обсуждению.

5.Карусель. Учащиеся садятся в два круга — внутреннее и внешнее.

Внутренний круг неподвижен, внешнее движется. Возможны два варианта использования метода — для дискуссии (происходят «взаимные споры, при чем каждый участник внутреннего круга имеет собственные, неповторяющиеся доказательства), или для обмена информацией (ученики из внешнего круга, двигаясь, собирают данные).

6.Работа в малых группах. Существенным является распределение ролей:

«спикер» — руководитель группы (следит за регламентом во время обсуждения, зачитывает задачу, определяет докладчика, поощряет группу к работе), «секретарь» (ведет записи результатов работы, помогает при подведении итогов и их вынесении), «посредник» (следит за временем, поощряет группу к работе), «докладчик» (четко выражает мнение группы, докладывает о результатах работы группы).

Возможным является выделение экспертной группы из более сильных учеников. Они работают самостоятельно, а при объявлении результатов рецензируют и дополняют информацию [9].

7.Аквариум. В этом методе одна микрогруппа работает отдельно, в центре класса, после обсуждения выкладывает результат, а остальные группы слушает, не вмешиваясь. После этого группы внешнего круга обсуждают выступление группы и собственные достижения.

Фронтальные методы [6]:

1.Большой круг. Ученики сидят в кругу и по очереди по желанию

высказываются по определенным вопросам. Обсуждение продолжается, пока есть желающие высказаться. Учитель может взять слово после обсуждения.

2.Микрофон. Это разновидность большого круга. Ученики быстро по очереди высказываются по этой проблеме, передавая друг другу воображаемый «микрофон».

3.Незаконченные предложения. Несколько усложненный вариант большого круга:

ответ ученика — это продолжение незаконченного предложения («можно сделать такой вывод», «я понял, что»).

22 стр., 10666 слов

Исследования, можно выделить следующие группы внеурочной работы ...

... порядка [12, с. 36]. Состав словарного запаса младшего школьника во многом определяется содержанием школьного обучения, так как теперь ребенок усваивает новые ... младших школьников в аспекте обогащения их словаря прилагательными; 3) подобрать диагностический инструментарий для изучения словаря младших школьников и провести диагностику с целью выявления наличия прилагательных в словаре учащихся; ...

4.Мозговой штурм. Общеизвестная технология, суть которой заключается в том, что все ученики по очереди высказывают абсолютно все мнения по этой проблеме. Высказанное не критикуется и не обсуждается до окончания высказываний [7].

5.Мозаика. Это метод, сочетающий и групповую, и фронтальную работу.

Малые группы работают над разными заданиями, после чего переформировываются так, чтобы в каждой вновь созданной группе были эксперты из каждого аспекта проблемы.

Цель введенных на современном этапе интерактивных методов обучения заключается в том, чтобы учебный процесс происходил в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это взаимообучения, где и ученик, и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр и совместное решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно способствует формированию навыков и умений, выработке ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, дает возможность педагогу стать настоящим лидером детского коллектива.

2.1 Применение интерактивных технологий — одно из направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса. На примере урока математики

Современному учебно-воспитательному процессу присущи преобладание вербальных методов обучения и воспитания, недооценка значения общения школьников для решения ведущих задач и задач на уроках математики, отсутствие интересных для учащихся форм и методов организации учебной деятельности. Поэтому насущной потребностью современной системы образования является внедрение новых форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие личности каждого школьника.

Решению этой проблемы способствует внедрение интерактивных технологий обучения. Именно они эффективнее, чем другие педагогические технологии, способствующие интеллектуальному, социальному и духовному развитию школьника, готовность жить и работать в гуманном, демократическом обществе.

Интерактивные технологии обучения ориентированы на [22]:

  • создание условий для осмысления и решения проблем, связанных с защитой своих прав и прав товарища;
  • осознание долга и ответственности перед окружающими, воспитание навыков культуры и социальной этики, которые включают в себя соблюдение моральных принципов и норм в обществе, приоритет общечеловеческих ценностей;
  • социализацию личности и формирование в процессе воспитания и образования навыков активного нравственного действия;
  • развитие личности, которая способна критически оценивать события, происходящие в обществе.

Интерактивные технологии обучения на уроках математики способствуют эффективному развитию у каждого человека математических способностей, развития логического мышления, системы общечеловеческих ценностей и общепринятых норм поведения, как на уроках математики, так и в жизни; развития способности ценить знания и умение пользоваться ими; осознанию личной ответственности и умению объединяться с другими членами коллектива класса ради решения общей проблемы, развития способности признавать и уважать ценности другого человека, формированию навыков общения и сотрудничества с другими членами группы, взаимопонимания и взаимоуважения до каждого индивидуума, воспитанию толерантности, сострадания, доброжелательности и заботы, чувство солидарности и равенства, формированию умения делать свободный и независимый выбор, основанный на собственных суждениях и анализе действительности, понимании норм и убирал поведения.

39 стр., 19150 слов

Содержание, формы и методы обучения учащихся V-VII классов технологии ...

... защиту выносятся: теоретическое обоснование общих положений обучения учащихся в образовательной области «Технология» на основе личностно ориентированного подхода; результаты экспериментальной работы по обучению учащихся V-VII классов технологии обработки древесины на основе личностно ...

В условиях интерактивного обучения на уроках математики обеспечиваются формирование у его участников, прежде всего таких интеллектуальных умений, как анализ, сравнение, выделение главного, а также критическое мышление и способность принимать ответственные решения.

В результате организации учебной деятельности с применением интерактивных технологий у учащихся на уроках математики развиваются и усложняются психические процессы — восприятие. Память, внимание, воображение и тому подобное, оказываются такие мыслитель ни операции как анализ и синтез, абстракция и обобщение, формируются воля и характер, при использовании разнообразных видов творческой деятельности на уроках у учащихся развиваются математические способности и проявляется интерес к предмету. Большое количество разнообразных и доступных учащимся видов работ, включенных в содержание знаний, где применяются интерактивные технологии, дает пищу для ума, развивает воображение, наблюдательность, расширяет кругозор, знакомит с важными элементами профессиональной деятельности, влияет на формирование устойчивых познавательных интересов, а в будущем — и на выбор рода занятий, связанных с математикой.

Во время активного обучения ученик анализируя творческое задание, определяет необходимые для выполнения операции, последовательность действий, сравнивает и определяет общее и отличное в способах реализации аналогичных задач, обобщает способы его выполнения. На основе таких мыслительных действий развивается интеллектуальная сфера личности. Кроме того, в процессе выполнения учебных действий ученикам приходится делать определенные расчеты.

Они учатся использовать знания из других предметов (то есть осуществляются межпредметные связи); речь школьников обогащается новыми словами, терминами, что, в свою очередь, положительно влияет на умственное развитие личности.

Интерактивное обучение существенно влияет на сознание и чувства личности с целью воспитания компетентного и ответственного ученика который является свободным и одновременно законопослушным, высоконравственным, социально и политически активной личностью, полноправным членом школьного коллектива; формирование у учащихся общественных взглядов, чувств и убеждений, должного поведения, единства слова и дела.

Интерактивные упражнения на уроках математики сориентированы на [15]:

  • развитие принадлежности мышление школьников, определенной самостоятельности мнений: побуждают учащихся к высказыванию своего мнения, стимулируют выработку творческого отношения к каким-либо выводам, правилам и тому подобное. Некоторые из интерактивных упражнений (например, «Работа в парах», «Работа в группах», «Карусель», «Поиск информации» и другие), направленные на самостоятельное осмысление материала, помогают задуматься («действительно ли это так?»), исследовать факты, проанализировать алгоритм решений, понимать их суть, проверить и себя и своего товарища, найти ошибку;
  • развитие сопротивления к внушению мыслей, образцов поведения, требований других: побуждают учащихся к отстаиванию собственного мнения, создают ситуацию дискуссии, столкновения мнений. Закрепление упражнений «Анализ ситуации», «Решение проблем», учат детей противостоять давлению большинства, отстаивать свое мнение. Обнаружить ошибку в суждениях, ответах, указать за нее и доказать это побуждает задания, где учитель допускает ошибки. Когда в заданиях имеется определенная проблемная ситуация, то решение их в условиях интерактивных технологий активно стимулирует деятельность мышления, направленная на преодоление противоречия, недоразумений. Через столкновение взглядов ученики постигают суть, причины действий, поступков;
  • выработка критического отношения к себе, умение видеть свои ошибки и адекватно относиться к ним;
  • способствуют развитию таких умений, как видеть положительное и отрицательное не только в действиях товарищей, а и в собственных;
  • сравнивать себя с другими и тщательно себя оценивать. Эти упражнения способствуют самопознанию личности и на этой основе взаимопонимания учителей и учащихся и пониманию школьниками требований и критических замечаний учителя. А понимание собственных действий является необходимым для формирования дисциплинированному поведению. Благодаря правильному, адекватному осознанию не только положительного, но и отрицательного в собственном поведении, действиях, обучении возникает критическое отношение к себе, что необходимо прежде всего для восприятия других требований;
  • развитие поисковой направленности мышления, стремлению к нахождению лучших вариантов решения учебных задач: предусматривают упражнения, которые ставят детей в реальную ситуацию поиска. Иногда они предлагают нестандартные выходы из ситуаций, которые мы, взрослые, часто отбрасываем как нереальные, невозможные. Такой категориальный подход к идеям ребенка тормозит в ней желание делиться собственными идеями, подрывает веру в свои возможности. В процессе интерактивных упражнений «Умственный штурм», «Круг идей», «Решение проблем», «Незаконченные предложения» принимаются все мнения детей как реальные, так и вымышленные. Упражнение «Поиск информации» учит школьников самостоятельно работать с дополнительной литературой, дает возможность найти факт, который может отрицать то, что раньше принималось как неоспоримое. Следовательно, это дает возможность для развития умственного скепсиса относительно существующих правил, выводов, мыслей;
  • интерактивные упражнения направлены на развитие умения находить общие решения с одноклассниками; на повышение интереса школьников к изученному материалу.

«Ролевые игры» способствуют не только развитию умения излагать свои мысли, но и с уважением относиться к мнениям и предложениям других. Атмосфера доброжелательности, поощрения во время обсуждений, поддержка застенчивых детей во время интерактивных упражнений обуславливает умственную и эмоциональную розкомплектованность учащихся, снижает страх перед возможными ошибками, способствует развитию умения аргументировать.

Суть интерактивного обучения на уроках математики заключается еще и в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного, активного взаимодействия всех учащихся коллектива. Это пение-обучение, взаимо-обучение (коллективное, группирует, обучение в сотрудничестве), где ученик и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу др., они знают, умеют и осуществляют.

Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно способствует формированию математических навыков и умений, выработке ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, дает возможность педагогу стать настоящим лидером детского коллектива, но стоит подчеркнуть, что в процессе интерактивного обучения учителю необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другими, так и одной мысли над другой. Во время интерактивного обучения учащиеся учатся быть демократическими, открыто общаться с другими людьми, критически мыслить, самостоятельно принимать решения.

Стоит остановиться на положительных сторонах кооперативного обучения как одного из ведущих в системе интерактивного обучения, где каждый должен помогать, получать помощь от другого. Каждый принимает участие в кооперативной творчества, то есть каждая группа выполняет часть общего задания, что целесообразно при изучении большого по объему материала. Более одаренные дети помогают менее одаренным. Кооперативное учение положительно влияет на всех школьников — слабых, средних и сильных. Слабые могут воспользоваться поддержкой группы и достичь успеха в освоении учебных программ по математике. Средние также видят значительно более высокие горизонты своих достижений и имеют чувственные переживания от своего уступку. Наиболее сильные учатся работать вместе с другими, чего они не делали раньше, когда были уверены в своей талантливости только для себя, а не для других. Они находят в кооперативной труда большое удовольствие от помощи другим, выполняя педагогическую функцию обучать менее подготовленных.

Кооперативное учение призвано развивать толерантное поведение среди учащихся. Такое учение уничтожает недоверие. Учащиеся испытывают в конкретных проявлениях коллективизма свое личное участие и свою персональную значимость; все испытывают комфорт от потребности общения с другими. Все ощущают собственную значимость и эксклюзивную стоимость. Редко уменьшается одиночество, повышается мотивация, улучшаются личные достижения.

Ситуации коллективного обучения дают школьнику возможность сотрудничать в различных группах. Каждый школьник своеобразно переживает когнитивную ситуацию, а вместе с тем психологическую и социальную, постоянно находясь в состоянии изменения между личностных связей, опыта познания и оценок, действий и надежд. Среди интерактивных технологий кооперативного обучения можно выделить такие интерактивные упражнения: «Карусель», «Синтез мыслей», «Диалог», «Совместный проект», «Поиск информации», «Круг идей».

По моему мнению, в условиях интерактивного обучения ученик может учиться делать осознанный выбор среди широкого спектра альтернатив и брать на себя ответственность принимать самостоятельные решения, относительно решения задач и упражнений. Важно, что каждый может это делать сознательно и грамотно. В результате применения интерактивных технологий создаются благоприятные возможности и для духовного развития личности, а также эффективному процессу социализации.

Следует отметить, что интерактивное обучение позволяет резко увеличить процесс усвоения материала, поскольку влияет не только на сознание ученика, но и на его чувства, волю (действия, практику).

Результаты этих исследований можно отразить в схеме, получившей название «Пирамида обучения».

Лекция — 5 % усвоения

Чтение — 10 % усвоения

Видео-, аудио-материалы — 20 % усвоения

Демонстрация — 30 % усвоения

Дискуссионные группы — 50 % усвоения

Практика через действие — 75 % усвоения

Обучение других применение полученных знаний сразу же — 90 % усвоения.

Пирамиды видно, что наименьших результатов можно достичь при условиях пассивного обучения (лекция — 5 %, чтение — 10 %), а наиболее интерактивного (дискуссионные группы — 50 %, практика через действие — 75 %, обучение других или немедленное применение — 90 %), поэтому можно сформулировать кредо интерактивного обучения:

То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу и слышу, я немного помню.

То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.

Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю-я приобретаю знаний и навыков.

Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.

Гораздо важнее научить, чем просто рассказать.

Процесс обучения на уроках математики — это не автоматическое вкладывание учебного материала в голову ученика. Он требует напряженной умственной работы ребенка, его собственной активности участия в этом процессе. Объяснение и демонстрация, сами по себе, никогда не дадут настоящих, устойчивых знаний. Этого можно достичь только с помощью активного и интерактивного обучения на уроках математики. Мастерство учителя помогает детям достичь лучших результатов теми средствами, которые самые оптимальные в каждой отдельной ситуации. Учитель не имеет права игнорировать коллективную игровую деятельность учащихся потому, что это может привести к недоверию как между учениками, так и между учениками и учителем. Совместная деятельность в организации и проведении игр способствует сплочению коллектива и формированию общей цели. Игровые технологии интерактивного обучения (ситуативное моделирование), которые интересом, эмоциональностью лишают ребенка чувства общественного отчуждения, способствуют социальному развитию ребенка. Таким образом дети учатся работать в команде.

Для того, чтобы ученик хорошо учился, он должен быть постоянно включен в процесс обучения. Путем общения с учениками, учитель он должен говорить на уроке не один и не два раза, а постоянно общаться.

Уроки математики, организованные за интерактивными технологиями, способствуют развитию мышления учащихся, умение выслушать товарища и сделать свои выводы, учиться повадки мнение другого и уметь аргументировать свое мнение. Поэтому, нам своих уроках математики активно применяю групповую учебную деятельность — модель организации обучения в малых группах, объединенных общей учебной целью. Чаще всего парную и групповую работу я провожу на этапе применения полученных знаний. Поэтому, класс разделяю н группы с разными учебными возможностями, и каждая из этих групп требует особого, индивидуального подхода. Труднее всего работать со слабыми учениками, они требуют очень много внимания на уроке, и вот встает вопрос, как организовать работу с этими учениками. Чтобы не оставлять без внимания другие группы детей.

Малые группы использую только в тех случаях, когда задача требует совместной, а не индивидуальной работы.

Особенность выполнения упражнений по интерактивными технологиями заключается в том. что любое упражнение или задание состоит из трех элементов:

  • инструкция;
  • действие;
  • рефлексия (осмысление), то есть сначала идет объяснение, как работы, далее ученики выполняют задание, а в процессе рефлексии объясняют, почему именно такой вариант или способ, действие избрали.

В каждой группе распределены роли, которые они должны выполнять во время групповой работы.

Спикер, председательствующий (руководитель группы):

  • зачитывает задание группе;
  • организует порядок выполнения;
  • предлагает участникам группы высказаться по очереди;
  • поощряет группу к работе;
  • определяет докладчика.

Секретарь:

  • ведет записи результатов работы группы;
  • записи ведет коротко и разборчиво;
  • как член группы должен быть готов высказать мнение группы при подведении итогов или помочь докладчику.

Посредник:

  • следит за временем;
  • поощряет группу к работе.

Докладчик:

  • четко выражает мнение группы;
  • докладывает о результатах работы группы.

Важным моментом групповой работы является проработка содержания и представления группами результатов коллективной деятельности. В зависимости от содержания и цели обучения возможности различные варианты организации работы группы.

Интерактивную технологию, такую как «Поиск информации», использую для того, чтобы оживить сухой, иногда неинтересный материал. Для групп разработаны вопросы, ответы на которые можно найти в различных источниках информации — это раздаточный материал, учебник, справочные издания. Ученики объединяются в группы. каждый получает вопрос по теме урока. Определяется время на поиск и анализ информации. В конце урока заслушиваются сообщения от каждой группы, которые затем повторяются и расширяются всем классом. К этой группе необходимо поместить интерактивные технологии, предусматривающие одновременную общую (фронтальную) работу всего класса, обсуждение проблемы в общем кругу, привлечения внимания учащихся к сложным или проблемным вопросам в учебном материале, мотивация познавательной деятельности, актуализация опорных знаний, поэтому разновидностью на вопрос или высказывая свою мысль или позицию. Вместе с технологией «Микрофон» использую прием «Незаконченные предложения», формулирую незаконченное предложение из правила и предлагаю ученикам выражаясь, закончить его.

Развития поисковой направленности мышления, стремлению к нахождению лучших вариантов решения задач очень целесообразно использовать известную интерактивную технологию коллективного обсуждения «Мозговой штурм». Эта технология побуждает учащихся проявлять воображение и творчество, дает возможность им свободно выражать свои мысли. Цель «Мозгового штурма» в том, чтобы собрать как можно больше идей по проблеме от всех учащихся в течение ограниченного периода времени.

Во время работы над задачами можно использовать технологию «Пресс». Эта технология учит детей выражать свое мнение, выслушать мнение одноклассника, учит вести дискуссию.

Например: В саду росло 7 яблонь и 9 груш. На сколько больше росло груш, чем яблонь?

1-й ученик. Я считаю, что эта задача решается действием вычитания: 9 — 7 = 2.

2-й ученик. Мы вычитаем, так как в задаче спрашивается «На сколько больше груш, чем яблонь? », а этот вопрос сравнения.

3-й ученик. Мы вычитаем, потому что нужно сравнить два числа 9 и 7.

4-й ученик. А чтобы сравнить, надо отнять. 9> 7 на 2, а 7 <9 на 2.

5-й ученик. Итак, если в вопросе к задаче сказано «На сколько больше?» или «На сколько меньше?» надо выполнить вычитание.

Дидактическая игра — метод имитации принятия решений в различных ситуациях путем игры по правилам, уже произведенные участниками. В учеников младших классов, как и у дошкольников, преобладают игровые интересы, произвольное поведение, наглядно-образный характер мышления, практическое отношение к решению задач (направленность внимания на результат, а не на способ действия).

Учитывая эти особенности младших школьников, игра должна сопровождать обучения. Это тот фактор, который способствует социализации учащихся в учебно-воспитательный процесс, развивает память, внимание, находчивость, сохраняет детскую непосредственность, воспитывает взаимное. Именно играя, ребенок приобретает практический опыт работы, выполняет определенные роли, проявляет себя как индивидуальность. Задачи, в которых связаны и умственная, и физическая активность, способствуют воспитанию гармоничной личности. Ведь игра — это не просто развлечение, это фантазия, что развивает ум и смекалку. По сравнению с другими формами обучения и воспитания преимущество игры заключается в том, что она достигает своей цели незаметно для воспитанника, то есть не требует никаких способов насилия над личностью ребенка.

Чтобы игровая деятельность на уроке проходила эффективно и давала желаемые результаты, необходимо ею управлять, обеспечив выполнение такие условия:

1. Готовность учеников к участию в игре. (Каждый ученик должен усвоить правила игры, четко осознавать цель ее, конечный результат, последовательность действий, иметь необходимый запас знаний для участия в игре).

2. Обеспечение каждого ученика необходимым дидактическим материалом.

3. Четкая постановка задачи игры. Объяснение игры — понятное, четкое.

4. сложную игру следует проводить поэтапно, пока ученики не усвоили отдельных действий, а дальше можно предлагать всю игру и различные ее варианты.

5. Действия учеников следует контролировать, своевременно исправлять, направлять, оценивать.

6. Нельзя допускать унижения достоинства ребенка (оскорбительные сравнения, оценка за поражение в игре, насмешки и т.п.).

Игры важно проводить систематически и целенаправленно на каждом уроке, начиная с элементарных игровых ситуаций, постепенно усложняя их по мере накопления у учащихся знаний, формирование умений и навыков, усвоение правил игры, развитию памяти, воспитание сообразительности, самостоятельности, настойчивости.

На своих уроках можно применять кратковременные игровые ситуации различной продолжительности или весь урок строить в виде сюжетно-ролевой игры.

Предпочтение стоит отдавать тем играм, которые предусматривают участие большинства детей класса, быстрый ответ, критическое мышление, развитие коммуникативных способностей.

На уроках математики используются такие игры: «Рыбаки», «Математическое домино», «Поймай бабочку», «Лучший летчик», «Определи маршрут», «День-ночь».

1. «День-ночь» — эту игру используют для закрепления приемов добавления и вычитание (умножение, деление).

2. Игры «Домино», «Математическая эстафета» используются при счете, усвоение действий сложения и вычитания, умножения и деления.

Игру «Математическая эстафета» целесообразно проводить для оживления деятельности учащихся, снятия усталости. Она воспитывает у учащихся чувства долга перед товарищами, внимание, умение сосредоточиться, работать напряженно, в темпе и вместе с тем способствует самоконтролю, позволяет проверить каждый свой шаг, чтобы не подвести свой ряд.

3. «Рыбаки», «Поймай бабочку» — эти игры применяют как элемент урока закреплении приемов сложения и вычитания в пределах 10.

4. «Лучший летчик» — закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10, 20 или при закреплении табличных случаев умножения, деления

5. Игра «Определи маршрут» учит составлять примеры по ответам, повторяем порядок цифр при счете.

Таким образом, дидактические игры позволяют не только формировать навыки устного счета, но и осуществлять социализацию учащихся, знакомить школьников с различными профессиями, воспитывать уважение к труду, к людям разных профессий, относиться к любой работе ответственно.

В 1-м классе с целью усвоения частей задачи можно провести ролевую игру «Мы — задача».

После ознакомления с условием задачи группы учащихся получают на карточках роли: условие задачи, вопрос к задаче, решение задачи, ответ задачи — обсуждают данную роль в группе, и докладчики разыгрывают задачу по ролям перед классом.

К примеру:

1-й ученик: «Я — условие. На дереве сидело 2 птички. К ним прилетели еще 4 птички»

2-й ученик: «Я — вопрос. Сколько птичек стало на дереве? »

3-й ученик: «Я — решение. 2 + 4 = 6 (пт.) »

4-й ученик: «Я — ответ. 6 птиц стало на дереве»

С удовольствием первоклассники выполняют игру «Пантомима», когда при повторении условия задачи, дети одновременно выполняют движения руками, помогая себе в решении задачи.

К примеру:

Две белочки собрали 10 орешков. Первая белочка собрала 6 орешков. Сколько орешков собрала вторая белочка?

Дети (хором): «Две белочки собрали 10 орешков.» (Руки согнуты в локтях, сжатые в кулачки, кулачки прижаты друг к другу).

Дети (хором): «Первая белочка собрала 6 орешков.» (Левая рука прячется за спину) Ребята (хором): «Сколько орешков собрала вторая белочка?» (Правой рукой дети делают короткие движения к себе).

Для повышения скорости устного счета четвероклассников знакомят с способами быстрого счета. Своеобразная эстетика рациональных вычислений возбуждает положительные эмоции, способствует формированию познавательных интересов учащихся.

Способ округления. Этот способ основан на изменении суммы или разницы в зависимости от изменения компонентов и применяется в случае, когда хотя бы один из компонентов представляет собой число, близкое к круглым десятков, сотен, тысяч.

1. Если одно из слагаемых, округляя, увеличить на несколько единиц, то от полученной суммы надо вычесть столько же единиц. К примеру:

354 + 292 = 354 + (292 + 8) — 8 = 354 + 300 — 8 = 646.

2. Если одно из слагаемых увеличим на несколько единиц, а второй уменьшим на столько же единиц, сумма не изменится. На основании этого выполняется округления одного слагаемого за счет другого. К примеру:

998 + 237 = 1000 + 235 = 1235.

3. Если вычитаемое при округлении увеличим на несколько единиц, то, чтобы разница не изменилась, надо и уменьшающееся увеличить на столько же единиц.

К примеру:

2594 — 996 = 2598 — 1000 = 1598.

4. Если уменьшаемое при округлении уменьшим на несколько единиц, то в полученной разности прибавить столько же единиц. К примеру:

1015 — 864 = 1000 — 864 + 15 = 136 + 15 = 151.

Использование свойств сложения и вычитания.

279 + 583 + 721 = (279 + 721) + 583 = 1583;

352 + 109 — 52 = (352 — 52) + 109 = 409;

573 — 432 — 68 = 573 — (432 + 68) = 73.

Умножение на 9, 99, 999. Чтобы умножить на число, написанное девятками, надо к первому множителя приписать дело столько нулей, сколько девяток в

2 множителю, и от результата вычесть 1 множитель. К примеру:

27 Ч 9 = 270 — 27 = 243;

27 Ч 99 = 2700 — 27 = 2673;

27 Ч 999 = 27000 — 27 = 26973.

Умножение двузначного числа на 11. Чтобы умножить двузначное число, сумма цифр которого меньше 10 на 11, надо между цифрами числа написать сумму его цифр. Например: 36 Ч 11 = 396.

Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого больше или равна 10, надо между цифрой десятков, увеличенной на 1, и цифрой единиц написать избыток суммы цифр числа над 10 Например: 82 Ч 11 = 902.

Умножения на 5. Чтобы умножить число на 5, достаточно разделить его на 2 и результат умножить на 10. Например: 248 Ч 5 = 1240, так как 248: 2 = 124.

Деления на 5. Чтобы разделить число на 5, достаточно умножить его на 2 и разделить на 10. Например: 235: 5 = 47, поскольку 235 Ч 2 = 470.

В процессе дидактической игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, работать вдумчиво, развивается внимание, память. удовлетворяя свою потребность в деятельности, в процессе игры ребенок «достраивает» в воображении все, что недоступное ей в окружающий деятельности, в восторге не замечает, что учится — познает новое, запоминает, ориентируется в различных ситуациях, углубляет приобретенный ранее опыт, сравнивает запас представлений, понятий, развивает фантазию.

В игре полно проявляются индивидуальные особенности, интеллектуальные возможности, склонности, способности, коммуникативные умения детей.

Дидактическая игра как метод интерактивного обучения организует, развивает учащихся, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность.