Система аккредитации Республики Беларусь — установленная совокупность субъектов оценки соответствия, нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, определяющих правила и процедуры аккредитации и функционирования системы в целом.
На современном этапе аккредитация – единственная признанная мировым сообществом процедура подтверждения компетентности лабораторий.
Аккредитация осуществляется в целях:
- подтверждения компетентности юридических лиц Республики Беларусь или иностранных юридических лиц в выполнении работ по подтверждению соответствия или проведении испытаний объектов оценки соответствия в определенной области аккредитации;
- обеспечения доверия заявителей на подтверждение соответствия, заявителей на проведение испытаний и потребителей продукции (работ, услуг) к деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
- создания условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) на международном уровне.
Принципами аккредитации являются:
- добровольность;
- открытость и доступность процедур аккредитации;
- обеспечение равных условий для заявителей на аккредитацию;
- недопустимость совмещения деятельности по аккредитации с деятельностью по подтверждению соответствия.
В Системе аккредитации Республики Беларусь накоплен опыт, который позволил поставить перед лабораториями республики задачи по развитию инфраструктуры, повышению квалификации персонала, в том числе и в области разработки систем менеджмента качества, а также административных и техни-
ческих систем, применяемых для управления деятельностью лаборатории. Основная цель – постоянно поддерживать и демонстрировать опыт в заявленной области деятельности путем аналитического контроля качества, осуществлять мониторинг и анализ выявленных результатов, постоянно повышать качество выполняемых работ.
В настоящее время в системе аккредитации Республики Беларусь функционируют: 110 аккредитованных органов по сертификации, 187 экспертов по аттестации, 10 уполномоченных органов по аккредитации поверочных и испытательных лабораторий, 3087 аккредитованных испытательных лабораторий, 168 аккредитованных поверочных лабораторий, 45 калибровочных лабораторий.
Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий
... для этого нужно решить следующие задания: Оценка результативности СМК. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. 1 Оценка результативности СМК Для измерения результативности СМK ... с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия продукции. Многие предприятия-производители имеют системы качества, соответствующие ...
В процессе курсовой работы должны быть решены следующие задачи:
- изучение требований, предъявляемых к испытательным лабораториям;
- разработка структуры испытательной лаборатории и системы качества;
- разработка паспорта испытательной лаборатории;
- разработка программы сертификационных испытаний.
Целью данной курсовой работы является разработка структуры испытательной лаборатории с областью аккредитации – обувь домашняя и дорожная.
1 Порядок проведения работ по подтверждению соответствия продукции в Республике Беларусь
С 11 января 2012 года вступило в силу постановление Госстандарта Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 23 «Об утверждении Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь».
Данный документ направлен на реализацию новой редакции закона «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», введенной с 14 июля 2011 года.
Правила подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (далее – Правила) устанавливают общие положения в области подтверждения соответствия. Кроме этого, они содержат правила сертификации продукции, работ, услуг, систем управления качеством, профессиональной компетентности персонала и иных объектов, а также правила декларирования соответствия продукции.
Правила разработаны с учетом требований новой редакции закона об оценке соответствия, Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, международной практики, законодательства в области подтверждения соответствия государств – участников Таможенного союза, а также упрощения административных процедур в этой сфере.
В Правилах приведены:
- участники подтверждения соответствия;
- объекты, формы и схемы подтверждения соответствия;
- формы заявки на проведение работ по сертификации и заявления на декларирование соответствия, сертификатов соответствия, сертификатов компетентности, декларации о соответствии и сведения, указываемые в них;
- акты законодательства Республики Беларусь, которыми установлены сроки выдачи документов об оценке соответствия, исчерпывающие перечни документов (сведений), представляемые для их получения, размеры платы за выдачу сертификатов, регистрацию деклараций о соответствии;
- информация, передаваемая в реестр системы;
- порядок подтверждения наличия документов об оценке соответствия и др.
Правила сертификации продукции конкретизируют особенности данной процедуры. Так, установлено, что добровольная сертификация продукции, поставляемой в рамках договоров (контрактов), а также сертификация продукции,
поставляемой на экспорт, могут осуществляться на соответствие требованиям, установленным договорными документами, а также требованиям стран, в которые поставляется продукция.
Организация распределения продукции в логистической системе
В данной курсовой работе попытаемся раскрыть суть понятия распределительная логистика, взаимосвязь логистики и маркетинга, организацию каналов распределения товаров. В аналитической части приведем пример организации распределения продукции в логистической системе Воронежского механического завода. А ...
В Правилах также описываются процедуры, выполняемые органами по сертификации на основании заявления заявителя, а именно: внесение изменений или дополнений в сертификат соответствия (сертификат компетентности), приостановление или прекращение действия этих документов, выдача их дубликата при утере (порче) подлинника.
Устанавливаются правила проведения инспекционного контроля сертифицированных объектов с указанием видов инспекционного контроля, периодичности его проведения, действий органа по сертификации при отрицательных результатах. Приведены также основания для приостановления либо отмены действия сертификата соответствия. Содержатся процедуры возобновления действия сертификата соответствия (сертификата компетентности) и правила продления их срока действия.
Правилами декларирования соответствия установлена возможность выполнения данной процедуры изготовителем (продавцом) путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
В них также определена процедура регистрации декларации аккредитованным органом по сертификации, которая включает: анализ правомочности заявителя принимать декларацию о соответствии; правильность приведенных в ней технических нормативных правовых актов (ТНПА), на соответствие которым осуществляется подтверждение соответствия; наличие в декларации указания документов, подтверждающих соответствие установленным требованиям; правильность ее оформления. Определение состава документов, являющихся основанием для принятия декларации о соответствии, обеспечивающих доказательность соответствия продукции требованиям ТНПА, выбор схемы декларирования соответствия – все это является прерогативой заявителя.
В Правилах также определены действия при выявлении несоответствий продукции установленным требованиям либо прекращении производства продукции в части прекращения действия декларации о соответствии.
Согласно новой редакции закона об оценке соответствия процедуры подтверждения соответствия (сертификация и декларирование) объектов оценки соответствия, в том числе конкретных видов продукции, работ, услуг и др., будут устанавливаться в ТНПА Национальной системы подтверждения соответствия, определяющих основные этапы проведения работ, формы необходимых документов.
Национальная система по подтверждению соответствия продукции в Республике Беларусь (Система) — установленная совокупность субъектов оценки
соответствия, нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, определяющих правила и процедуры подтверждения соответствия и функционирования системы в целом. В условиях рыночных отношений подтверждение соответствия дает следующие преимущества предприятиям и организациям Республики Беларусь:
- обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции, услуг, процессов;
- облегчает и упрощает потребителям выбор необходимой продукции и услуг;
- гарантирует потребителю получение объективной информации о качестве продукции, услуг;
- ослабляет необходимость в импорте аналогичной продукции;
- предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества;
Целями Системы являются:
- удостоверение соответствия объектов оценки соответствия требованиям ТНПА;
- содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуг);
- защита отечественного рынка от недоброкачественной и небезопасной продукции;
- снижение технических барьеров в торговле;
- содействие повышению качества и конкурентоспособности отечественной продукции.
Системой предусматриваются следующие виды деятельности:
— сертификация продукции;
- декларирование соответствия продукции;
- сертификация услуг;
- сертификация систем управления качеством;
- сертификация профессиональной компетентности персонала;
- инспекционный контроль за сертифицированными продукцией, услугами, системами управления и персоналом;
- подготовка и сертификация экспертов-аудиторов по качеству;
- организационно-методическая помощь в области подтверждения соответствия;
- ведение реестра Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь;
- ведение Государственного кадастра служебного и гражданского оружия и боеприпасов.
Структуру Системы образуют:
- Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь;
- Совет Системы;
- Апелляционный совет Системы;
- аккредитованные органы по сертификации продукции;
- аккредитованные органы по сертификации услуг;
- аккредитованные органы по сертификации систем управления качеством;
- аккредитованные органы по сертификации систем управления окружающей средой;
- аккредитованные органы по сертификации персонала;
- организационно-методические центры по подтверждению соответствия;
- уполномоченные центры подготовки экспертов-аудиторов по качеству;
— штат экспертов-аудиторов по качеству[2].
Порядок проведения сертификации продукции в соответствии со схемой 3а представлен в виде блок-схемы на рисунке 1 [3].
Нет
|
да
|
|
нет
|
да
|
|
|
|||
Рисунок 1.1 – Порядок проведения сертификации продукции в соответствии со схемой 3а.
В соответствии с требованиями ТКП 5.1.02-2004 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации продукции» сертификация отечественной и импортной продукции, согласно схемы 3а, включает следующие этапы[4]:
1 Подача заявителем заявки на сертификацию своей продукции, а также документов прилагаемых к ней, в один из аккредитованных органов по сертификации, имеющий данный вид продукции в области аккредитации.
2 Принятие решения по заявке проводит орган по сертификации ,который анализирует заявку и прилагаемые документы в течение не более пяти дней. Проверяется правильность заполнения заявки и достаточность представленных документов. При положительном решении указываются основные условия сертификации:
- схема указания по отбору образцов продукции;
- перечень ТНПА, по которым будет проводиться сертификация, наименование аккредитованной испытательной лаборатории и условия оплаты работы.
3 Анализ ТНПА, конструкторской и технологической документации, представленной с заявкой на сертификацию продукции, предусматривает:
- сопоставительный анализ требований законодательных актов РБ и ТНПА с требованиями документов на заявленную продукцию;
- определение достаточности приведенной в эксплуатационной (сопроводительной) документации характеристик продукции, необходимой для безопасной ее эксплуатации;
- определение достоверности и анализ документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции заявленным требованиям.
4Идентификация продукции и отбор образцов (проб).
Идентификация
продукции проводится одновременно с отбором образцов, т.е. проверяется соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду продукции:
- наименование и местонахождение изготовителя;
- наименование продукции и штриховой код;
- дата изготовления, срок годности (срок хранения);
- обозначение ТНПА на продукцию;
- объем представленной партии;
- вид упаковки, тара; масса и иная информация, представленная в товаросопроводительных документах.
Проверяются также условия хранения продукции. Отбор, маркировку, пломбирование образцов для испытаний проводит представитель органа по сертификации в присутствии заявителя.
5 Испытания образцов продукции осуществляется в аккредитованной испытательной лаборатории согласно договору с ней, в котором оговариваются вопросы, касающиеся конфиденциальности результатов испытаний. Программу испытаний составляет орган по сертификации. Если испытательная лаборатория аккредитована только на техническую компетентность, то при сертификационных испытаниях должен присутствовать представитель органа по сертификации.
6 Анализ состояния производства. При проведении анализа состояния производства оценивается способность заявителя стабильно выпускать продукцию, соответствующую требованиям ТНПА, контролируемым при сертификации. Анализ состояния производства проводится комиссией, назначенной органом по сертификации. Комиссию возглавляет эксперт-аудитор по качеству. При анализе состояния производства проверяются следующие элементы производственной системы: порядок постановки продукции на производство, состоя-
ние технической документации, компетентность пер сонала, взаимодействие с потребителями, идентификация продукции и прослеживаемость, техническое обслуживание и ремонт оборудования, соблюдение технологии производства, входной контроль сырья, материалов и комплектующих изделий, контроль и проведение испытаний, управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием, корректирующие и предупреждающие действия, погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, маркировка, консервация, поставка, управление регистрацией данных о качестве. Результаты анализа оформляются актом, по форме, установленной в органе по сертификации однородной продукции.
7 Принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия. Основанием для принятия решения о выдаче сертификата могут быть протоколы испытаний, результаты идентификации, результаты анализа состояния производства, сертификат на систему менеджмента качества, информация от государственных органов, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью сертифицируемой продукции и другие документы, подтверждающие качество и безопасность сертифицируемой продукции.
8 Выдача сертификата соответствия. При положительных результатах испытаний и анализа состояния производства орган по сертификации оформляет сертификат соответствия. Одновременно с оформлением и регистрацией сертификата соответствия на продукцию серийного и массового производства оформляется и регистрируется соглашение по сертификации между органом по сертификации, проводившим сертификацию продукции, и заявителем. Срок действия сертификата соответствия на продукцию серийного и массового производства устанавливается до трех лет. Сертификат соответствия, срок действия которого закончился, считается действительным для продукции, выпущенной в период действия сертификата соответствия, до окончания срока годности или срока хранения этой продукции.
При отрицательных результатах работ орган по сертификации выдает заявителю письменное заключение с указанием причин отказа в выдаче сер тификата соответствия.
9 Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией. Орган по сертификации проводит инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в течение всего срока действия сертификата соответствия и соглашения по сертификации не реже одного раза в год посредством испытаний образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центром) и (или) анализа состояния производства. Критериями для определения периодичности и процедур инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности продукции, стабильность производства, наличие системы менеджмента качества и др. При положительных результатах инспекционного контроля действие сертификата соответствия считается подтвержденным, о чем указывается в акте инспекционного контроля. При отрицательных результатах инспекционного контроля орган по сертификации принимает одно из следующих решений: приостановить действие сертификата соответствия; отменить действие сертификата соответствия.
2 Требования, предъявляемые к испытательной лаборатории.
СТБ ИСО/МЭК 17025-2007 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» устанавливает требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий для проведения испытаний и/или калибровок, включая отбор проб[5].
Лаборатория несет ответственность за осуществление своей испытательной и калибровочной деятельности в соответствии с требованиями стандарта, а также с целью удовлетворения запросов заказчиков, регламентирующих органов или организаций, обеспечивающих признание.
Испытательная лаборатория может быть или самостоятельным юридическим лицом, или самостоятельным структурным подразделением в составе предприятия, которое является юридическим лицом. В первом случае лаборатория аккредитуется на техническую компетентность и независимость, во втором — только на техническую компетентность.
Испытательная лаборатория должна:
- иметь руководящий и технический персонал, который независимо от других обязанностей обладал бы полномочиями и ресурсами, необходимыми для выполнения функций, связанных с применением, поддержанием и улучшением системы менеджмента и выявлением отклонений от системы менеджмента или от методик проведения испытаний, и для инициирования действий по предотвращению или сведению к минимуму таких отклонений;
- проводить мероприятия для гарантии того, что руководство и персонал лаборатории не зависят от какого бы то ни было внутреннего и внешнего коммерческого, финансового и другого давления и влияния, которые могут отрицательно влиять на качество их работы;
- выработать политику и разработать процедуры для обеспечения защиты конфиденциальности информации и прав собственности заказчиков, с по-
мощью электронных средств;
- выработать политику и разработать процедуры во избежание вовлечения в любую деятельность, которая снизила бы доверие к ее компетентности, беспристрастности, технической оценке и объективности при выполнении работы;
- определить организационную и управленческую структуру лаборатории, ее место в головной организации и взаимоотношение между процессами, связанными с менеджментом качества, техническими операциями и вспомогательной службой;
- установить ответственность и полномочия для всех сотрудников, которые руководят, выполняют или проверяют работу, влияющую на качество проведения испытаний, а также определить взаимоотношения между ними;
- обеспечить надлежащий контроль за персоналом, проводящим испытания, в том числе за стажерами, осуществляемый лицами, хорошо знающими методы и методики испытаний, цель каждого испытания и освоившими оценку результатов испытаний;
- назначить технического руководителя, который должен нести полную ответственность за технические операции и обеспечение ресурсами, необходимыми для достижения требуемого качества деятельности лаборатории;
- назначить из числа сотрудников руководителя по качеству, который независимо от других обязанностей и ответственности должен нести определенную ответственность и обладать полномочиями для обеспечения того, чтобы система менеджмента, касающаяся качества, была внедрена и ее требования соблюдались всегда;
- руководитель по качеству должен иметь прямой доступ к самому высокому уровню руководства, где принимаются реше ния по определению политики в области качества или обеспечению ресурсами лаборатории;
- назначить заместителей ведущих руководящих кадров;
- гарантировать, что сотрудники осведомлены о значимости и важности их деятельности, а также о том, какой вклад они вносят в достижении целей системы менеджмента.